Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность этих факторов напрямую связана с социально-экономическими, культурными, психологическими детерминантами и условиями их действия. Пока приходится констатировать, что изученность демографо-генетических консолидирующих факторов далека от желаемых результатов. Исследования брачной ассортативности и ее динамики проводились в основном на популяциях центрально-европейской части страны и… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Проблема национального единства в отечественной социальной философии
  • Национальная идея в концепциях славянофильства
  • Евразийский вариант национальной идеи
  • Научное направление в русологии конца XIX века
  • Национальная политика по отношению к русскому народу в советский и постсоветский периоды
  • Глава вторая. Факторы консолидации русского народа
  • Философские основания и типология феномена консолидации
  • Демографо-генетические факторы консолидации русского народа
  • Русская национальная идея в современной расологии
  • Гражданское общество — оптимальная модель консолидации народов России

Этносоциальные и демографические факторы консолидации русского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап в истории России, связанный с объективной необходимостью преобразований всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, культурной), знаменуется обострением внимания и новыми подходами к философско-социальному осмыслению прошлого, происходящих сейчас событий, перспектив дальнейшего развития. В числе наиболее значимых проблем философского содержания являются адекватное освещение хозяйственно-экономической и социально-политической истории России дореволюционного времени, позитивных моментов и негативных последствий почти абсолютного господства марксистско-ленинской идеологии, создание новой концептуальной системы, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, построение теории гражданского общества как оптимальной модели будущего развития. Теоретическое и практическое решение этих задач тесно связано с исследованием внутренних и внешних факторов консолидации русского народа — этнообразующей основы российского общества.

В диссертации главное внимание уделяется рассмотрению двух аспектов данной проблемы: анализу социально-философских концепций в трудах отечественных авторов (историко-гносеологический аспект) и исследованию демографо-генетических факторов консолидации русского народа (онтологический аспект). Первая глава целиком посвящена историко-гносеологическому анализу проблемы, вторая включает оба подхода: историко-гносеологический и онтологический, причем по значимости первостепенным представляется исследование онтологических оснований феномена национальной консолидации, слабо изученных в теоретическом и социально-философском плане. В заключение анализируется вопрос о единении русского народа в контексте широко обсуждаемой сейчас темы создания в России гражданского общества.

Актуальность темы

исследования. Проблема внутренней консолидации этнических образований является одной из наиболее значимых 1 в социальной философии, так как речь идет о самом их существовании, функционировании и развитии. На всех этапах человеческой истории внутренняя консолидация этносов была необходимым фактором, обеспечивающим и процесс общественного развития в целом. В социумах с классовой структурой национальное единение имело выраженный противоречивый характер. В условиях относительно спокойного течения жизни господствующий класс не был заинтересован в консолидации основного населения, поскольку таковая представляла собой политическую опасность в виде революционных выступлений против существующего щ строя. Известное выражение «разделяй и властвуй» привести здесь очень уместно. Классовые противоречия внутри нации на время притуплялись, когда ее существованию серьезно угрожала интервенция со стороны других этносов.

Для русского народа национальное единение прослеживается на всем протяжении его истории и оно становилось особенно актуальным при усложнении геополитической обстановки. Последняя определялась географическим ареалом русского этноса, с запада прилегающим к границам европейских стран, с востока и юга — азиатских, многократно претендовавших на природные и людские ресурсы России. История русского народа богата событиями массового общенационального патриотизма в годы суровых испытаний ее суверенитета. Достаточно напомнить о солидарности 4 всех слоев населения в период борьбы с монгольским игом, народном ополчении против польской интервенции, подъеме национального духа при разгроме французского нашествия, оказании помощи славянским народам в освобождении от турецкого владычества, в первой и второй мировых войнах.

За последние полвека геополитическое положение России относительно стабилизировалось благодаря обладанию ядерным вооружением, сдерживающим милитаристские устремления экстремистски настроенных кругов. Тем не менее даже это обстоятельство не снимает проблемы консолидации русского народа для обеспечения своей безопасности теперь еще и в условиях массированной интервенции на духовно-культурном фронте.

Не менее актуальным представляется единение русского этноса в крайне усложнившейся демографической ситуации. Здесь четко выделяются два аспекта исследуемой в диссертации проблемы. Во-первых, резкое (в 2,5 раза) превышение смертности над рождаемостью привело к беспрецедентной в истории депопуляции русского народа. При сохранении такой тенденции под угрозу ставится само его физическое существование уже не в столь отдаленном будущем. Преодоление демографического спада всеми возможными путями является первостепенной задачей не только государства, но и осознания этого тревожного явления в национальной психологии. Во-вторых, усиление миграционных процессов, связанных с урбанизацией и особенно притоком мигрантов из других этносов приводит к нарушению исторически сложившейся положительной брачной ассортативности, размыванию национального генофонда и связанному с этим процессом очень широкому генотипическому и фенотипическому полиморфизму. В результате межнационального смешения генотипов происходит вырождение антропологического типа русского народауникального, как и антропологических типов всех других народов, продукта длительной эволюции. Много говорится о вымирании природных видов, занесенных в Красную книгу, и о мерах по их спасению. При сохранении существующей интенсивности факторов депопуляции и генетического смешения не исключено, что такую книгу придется заводить и для этносов, вставших на путь биологического регресса и неограниченного аутбридинга.

Проблема сохранения антропологического типа начинает активно обсуждаться в работах современных отечественных расологов. При этом русская национальная идея подается в стремлении подвести этот антропологический тип под некий общий славянский (нордический) стандарт. Следовательно, дискуссия по вопросу о правомерности такой интерпретации единства русского этноса представляется идеологически актуальной.

Активно обсуждаемая сейчас проблема создания в России гражданского общества, несомненно, включает в свое решение и исследования факторов консолидации русского народа — этнообразующего ядра российского населения.

В разных областях изучения русского этноса (истории, антропологии, археологии, демографии, экономики, культурологии, социологии, щ социальной психологии, философии и др.) накопился огромный объем информации, систематизация которой позволяет выделить самостоятельную синтетическую науку — русологию, наряду с египтологией, индологией, китаеведением и т. д. В создании и развитии русологии материалы по консолидации русского народа займут свое достойное место.

Степень разработанности проблемы. Уровень изученности научной проблемы оценивается истинностью и полнотой полученной информации о познаваемом объекте. Эти два критерия свидетельствуют о глубине проникновения в сущность предмета исследования, его связей с другими областями науки, что в итоге позволяет определить комплексность и интегрированность результатов научного поиска, а тем самым выявить уровень фундаментальности проведенной работы, ее теоретического и щ практического значения.

Исследуемая в диссертации проблема относится к числу сложных комплексных проблем, лежащих в зоне наложения и контакта многих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Ее междисциплинарный статус определяется самим предметом исследования — этносом, который характеризуется множеством взаимосвязанных признаков. С одной стороны, этнос является общностью людей, возникшей в процессе общественно-исторического развития и, следовательно, представляет собой объект гуманитарных наук. С другой стороны, этнос есть природно-биологическое образование, специфически организованная популяция со всеми присущими ей признаками биологического сообщества и в этом отношении является объектом естественных наук. Таким образом, этнос в его целостной характеристике — это общественно-природная система, диалектически сочетающая в себе социальное и биологическое содержание на сверхиндивидуальном уровне организации живой материи.

Особенностью этнического сообщества является наличие в нем консолидирующих взаимосвязей между составляющими элементами (индивидуумами и их группами), обеспечивающими устойчивость по отношению к внутренними и внешним воздействиям. Саморегуляция этих взаимосвязей определяет этническое сообщество как кибернетическую систему.

Все вышесказанное делает понятным, почему проблема консолидации этноса в многоплановом ее изучении стала доступной лишь относительно недавно. С момента же осознания ее актуальности область исследований в основном ограничивалась поисками внутренних объединяющих этнос факторов социальной природы. На первых порах предпринимаются шаги по формулировке некоего общего представления об этнической консолидации в виде национальной идеи. Применительно к русскому народу оно находит воплощение в русской национальной идее. В полном соответствии с исключительным доминированием религиозного сознания таким объединяющим русский народ духовным основанием считается православие. Религиозный фактор национальной консолидации настолько прочно укоренился в мышлении, что на протяжении второй половины XIX — первой трети XX вв. он составлял один из краеугольных камней нескольких социально-философских течений (славянофильство, религиозная философия, консерватизм, панславизм, евразийство) и до сих консервируется в сознании русского человека. Выдвинутая С. С. Уваровым известная триада «православие — самодержавие — народность» (1832 г.) дополнила религиозный фактор консолидации русского народа монархическим правлением с жесткой централизованной властью и общинной системой многих форм организации общественной жизни. Указанная триада пронизывает сочинения представителей всех перечисленных выше течений.

Творчество этих авторов подверглось тщательному анализу как со стороны классиков и историков отечественной философской мысли (Н.Н.Бердяев, А. И. Герцен, В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, N. Novikov, O. Lurie и др.), так и современных исследователей (В.В.Гаташов, А. Зорин, С. Н. Малявин, В. М. Межуев, С. С. Новикова, А. С. Панарин, Л. В. Осипов, В. В. Шляпников и др.). В сочинениях и комментариях указанных и других авторов в основном превалируют положительные оценки значения религиозного фактора в консолидации русского народа, к сожалению, без должного критического разбора подобных воззрений и указаний на их историческую ограниченность.

Широкая многоплановость темы диссертационного исследования не позволяет показать степень ее разработанности в полном объеме, в частности изученность таких важнейших факторов этнической консолидации, как хозяйственно-экономический, культурно-исторический, социально-психологический, военно-патриотический, Такой широкий подход увеличил бы объем работы за пределы допустимых нормативных границ.

В настоящее время в нашей стране особую актуальность приобретает тенденция к неуклонному снижению численности населения, заметны процессы межнациональных смешений и тем самым размывания национального генофонда, которые могут быть в значительной мере преодолены демографо-генетическими факторами консолидации русской нации (повышение суммарного коэффициента рождаемости, положительной брачной ассортативностью, ограничением межнациональных браков).

Эффективность этих факторов напрямую связана с социально-экономическими, культурными, психологическими детерминантами и условиями их действия. Пока приходится констатировать, что изученность демографо-генетических консолидирующих факторов далека от желаемых результатов. Исследования брачной ассортативности и ее динамики проводились в основном на популяциях центрально-европейской части страны и г. Москвы (Н.П.Бочков, В. К. Жомова, А. Н. Кучер, О. Л. Курбатова, Ю. Г. Рычков, Л. В. Чуйко и др.). Определенное значение для сохранения генофонда русского народа имеют данные и рекомендации исследований полиморфизма и гетерозиготности в больших урбанизированных популяциях — системах, открытых для динамики миграционных процессов (Ю.П.Алтухов, А. Т. Имашева, О. Л. Курбатова, Е. Ю. Победоносцева, П. Г. Подолгих, Ю. Г. Рычков, Р. И. Хильчевская, А. В. Шурхал и др.). Планирование семьи и увеличение рождаемости — проблемы, уже давно изучаемые зарубежными и отечественными демографами, генетиками, социологами, психологами (А.Я.Боярский, В. Белова, Ю. В. Бромлей, Д. Васильев, М. Попов, Л. Е. Свиридова, Б. Ц. Урланис и др.). Планирование семьи и увеличение рождаемости имеют важнейшее значение для роста численности и стабилизации народонаселения как факторы, консолидирующие этнос в одной из главных его характеристикисторической устойчивости.

В последние годы опубликовано на русском языке несколько работ авторов расовой теории (Л.Вольтман, Г. Гюнтер) и отечественных ее сторонников, прилагающих энергичные усилия по возрождению расологии применительно к русскому этносу (В.Б.Авдеев, В. А. Башлачев, В. В. Богданов, С. А. Кириллин, В. Л. Махнач, А. Н. Савельев, А. А. Смирнов и др.). Главная цель выступлений этих авторов — показать антропологическое единство русской нации в виде «чистой расы» нордического типа, т. е. выделить и обосновать расово-антропологический фактор консолидации русского этноса. Новационные выступления отечественных расологов еще не получили, за редкими исключениями, ответной реакции в виде критического анализа или сочувствующих комментариев.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы — социально-философское исследование проблемы консолидации русского народа как необходимого условия его физического существования, жизнедеятельности и развития. Формулировка цели позволяет определить конкретные задачи и способы их реализации:

— с философской позиции обосновать феномен консолидации как универсальный фактор организации природных и социальных систем;

— выделить конкретные формы внутренней консолидации этноса в соответствии с его характеристическими признаками;

— рассмотреть основные направления отечественной философской мысли, в которых анализировалась или затрагивалась исследуемая тема;

— показать роль демографических и популяционно-генетических факторов в поддержании относительной устойчивости антропологического типа русского народа;

— проанализировать интегративные аспекты русской национальной идеи с позиции современной расологии;

— обратить внимание на значение консолидирующих факторов для построения гражданского общества в нашей стране.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили понятия и категории диалектико-материалистической философии (принципы всеобщей связи и развития, соотношения количественных и качественных изменений, единичного, особенного и всеобщего, элементов и структуры, пространства и времени и др.), а также понятия этнографии и социологии (этнос, нация, социальная группа, личностные и межгрупповые отношения и др.). Естественнонаучная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом из антропологии, археологии, этнографии, популяционной антропогенетики, социальной экологии, демографии и других наук. При рассмотрении развития концептуальных представлений и объективной динамики внутриэтнических структур (субэтносов и популяций) использовался исторический метод.

Теоретические источники исследования — сочинения философов, социологов, писателей К. С. Аксакова, Н. А. Бердяева, Г. В. Вернадского, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, П. Н. Савицкого, В. С. Соловьева, Н. С. Трубецкого и др., труды историков философии, работы отечественных и зарубежных исследователей в области этнологии, популяционной генетики человека, демографии, расологии.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и задач, указанных в предыдущем разделе. В компактной форме показано развитие взглядов отечественных мыслителей о духовном, хозяйственно-общинном, природно-географическом единении русского народа на всем протяжении его истории. С философской позиции обоснована универсальность феномена консолидации. Показано значение консолидирующих факторов для разработки теории гражданского общества в России как оптимальной модели единения русского народа в общем интернациональном пространстве.

Представленные на защиту положения сформулированы в следующих тезисах:

1.Понятие консолидации является универсальным понятием, отражающим взаимосвязь внутренних факторов устойчивой организации всех материальных объектов (от простых молекул до сложных социальных систем).

2. Типология факторов консолидации этноса (народа) основывается на выделении его сущностных признаков: самоназвания, самосознания, общности территории, языка, материальной и духовной культуры (производства и потребления, быта, обычаев, религии и т. д.), национальной психологии.

3. В центре внимания представителей отечественной философско-социальной мысли (славянофильство, евразийство, панславизм) находился религиозный фактор духовной консолидации русского народа. Современные попытки реанимировать его в таком же масштабе и значении выглядят архаичными и идеологически ограниченными.

4. Природно-генетический, демографический и социально-психологический факторы консолидации при благоприятных социально-экономических условиях являются решающими для сохранения этнического и антропологического единства русской нации.

5. Расологическая интерпретация русской национальной идеи в утверждениях о едином славянском (нордическом) типе методологически не состоятельна с позиции современного популяционного мышления и эволюционной антропологии.

6. Консолидация всех структурных элементов общественной жизни (государственных органов, хозяйственно-экономических единиц, социальных групп, общественных институтов и т. д.) является одним из главных факторов построения гражданского общества.

7. Материалы диссертационного исследования представляют интерес для оформления особой науки в системе этнологического знания — русологии, наряду с египтологией, индологией, китаеведением и другими.

Теоретическое и практическое значение работы. Проведенный в диссертации социально-философский анализ проблемы консолидации русского народа в разносторонней форме показывает значение комплекса основных факторов устойчивого бытия и развития этносов в целом.

Собранные и систематизированные в ней конкретные материалы и теоретические положения входят в состав базовых для создания новой науки — русологии. Методология и содержание работы демонстрируют плодотворность синтеза диалектико-материалистической теории и частных наук для приращения знаний в области социальной философии и пограничных с ней областей гуманитарного и естественнонаучного профиля.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов по социальной философии, концепциям современного естествознания, философской, экономической, политической антропологии, этнографии, антропогенетике, расологии.

Заключение

.

В известных словах нашего замечательного поэта Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить» отразилась не только возвышенная и загадочная оценка, но содержится и вопрос: а есть ли вообще система измерения величия этой страны? Сам автор отвечает на него строкой «В Россию нужно только верить», и в этих словах опять заключен абстрактно-философский призыв к размышлениям.

Понять Россию «умом» пытались многие отечественные и зарубежные философы, писатели, общественные деятели, в итоге накопился объемный компендиум разных точек зрения, концепций, когнитивных направлений в познании страны, распростершейся на огромной территории, соединившей Запад и Восток не только географически. Главным объектом интеллектуального интереса была «загадочная» страна не сама по себе, а населявший ее русский народ. Именно его и имел в виду поэт, когда написал наполненные «информацией к размышлению» строки.

На протяжении многовековой истории отечественной мысли о судьбах русского народа высказываются и до сих пор существуют две альтернативные точки зрения.

Одна из них — пессимистическая сводится к акцентированию на эсхатологическом (катастрофическом) исходе исторической биографии русского этноса, на его экономической, социальной, культурной деградации или в лучшем случае к зачислению в отсталые от передовой цивилизации народы. Такой неутешительной тональностью проникнуты «Философические письма» П. Я. Чаадаева, за что их автор оказался одним из первых русских диссидентов, подвергнутым психиатрической экспертизе и общественной изоляции. Отсюда следовало, что главный экзекутор Николай I придерживался более высокого мнения об истории и будущем Российской империи.

Пессимистическая позиция является далеко не самоцелью, направленной только на критиканство и охаивание прошлого и настоящего России. Она разделяется учеными, писателями, государственными и общественными деятелями, мысли и чаяния которых проникнуты размышлениями о месте нашей страны в современном цивилизованном мире, тревогой и заботой о ее будущем.

Другая точка зрения — оптимистическая отражает историю нашего отечества в духе прогрессионизма, наполнена верой и надеждой в великое будущее русского народа и его страны. Объективными свидетельствами исторической правды здесь являются многочисленные факты преодоления кризисов, обусловленных социально-экономическими и политическими причинами. В свете таких фактов оптимизм вполне оправдан.

В настоящее время обе точки зрения сосуществуют и конкурируют, но трудно предсказать на ближайшее будущее, какая из них ближе к истине. Можно привести много объективных данных в подтверждение той и другой, тем не менее современная ситуация показывает перевес в пользу первой точки зрения, аргументы которой совершенно очевидны на фактах дезорганизации и дисконсолидации отношений во всех областях общественной жизни современной России.

Лозунг сепаратистов и узурпаторов «разделяй и властвуй» многие века был бичом для русского народа в бесконечных междоусобицах поместных правителей, но вместе с тем и стимулом к единению русских земель в суверенное государство. С образованием Московского централизованного великого княжества началась экспансия русской нации во всех четырех географических направлениях, завершившаяся созданием огромной Российской империи, объединившей множество других наций, национальностей, национальных меньшинств. Могучая держава стала занимать лидирующее положение в геополитическом пространстве, превратившись из «жандарма Европы» в прошлые времена в оплот мира и надежную преграду для развязывания военных конфликтов планетарного масштаба. Внутренняя политика бездарных правителей оказалась несовместимой с идеологией научного социализма, вновь возобладали центростремительные сепаратистские тенденции и на глазах изумленного мирового сообщества единое ранее государство развалилось на части. Попытка вернуться назад путем формального объединения бывших в составе СССР республик в Союз независимых государств (СНГ) напоминает желание анатома собрать живой организм из расчлененных частей. Объективный принцип необратимости исторического развития невозможно преодолеть никакими волевыми действиями, надо искать иной выход.

Дезорганизация настолько захватила все сферы общественной жизни в нашей стране, что гамлетовское «быть или не быть» еще никогда так актуально не звучало в истории нашей страны. Против лозунга «разделяй и властвуй» должен быть взят на вооружение другой — «объединяйся и существуй», который на научной основе воплощает стратегическое направление в решении судьбы России.

Внутренне организованная система может справиться с неблагоприятными и враждебными внешними воздействиями, что и было доказано в истории России победами над иностранными нашествиями. Другое дело, когда речь идет о разрешении внутренних противоречий в системе, при которых имеет место сильное взаимодействие центробежных и центростремительных процессов. В состоянии длительного противоборства этих процессов и напряжения система пребывать не может. В такой ситуации для нее имеются только два исхода: либо побеждают центростремительные силы и система прекращает свое бытие, либо — центробежные и тогда кризис разрешается в пользу ее дальнейшего существования и развития. Главную роль в последнем случае выполняет фактор мобилизации и консолидации всех внутренних резервов, подобно тому как организм выживает в смертельной схватке с поразившей его болезнью.

В диссертационной работе автор стремился показать, каким образом диалектическая взаимосвязь консолидации и дезорганизации проявлялась в истории русского народа, как она отражалась в отечественной социально-философской мысли, в практической деятельности народа и руководства страны. Наметившаяся демократизация общественной жизни и государственного устройства в современной России укрепляет надежду на развитие этого процесса по пути дальнейшего прогресса и построения гражданского общества, в котором консолидирующие факторы реализуют свою функцию в полной мере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Б. Политическая антропология Людвига Вольтмана //Л.Вольтман. Политическая антропология. М., 2000.
  2. В.Б. Метафизическая антропология. М., 2002.
  3. В.Б. Русская расовая теория до 1917 года //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  4. В.Б. Биологическая основа нордического мировоззрения //Расовый смысл русской идеи. М., 2003, вып. 2.
  5. В.Б. Новая парадигма в расологии //Расовый смысл русской идеи. М., 2003, вып. 2.
  6. Г. Гражданское общество в России. Проблема и перспективы //Власть. 2001, № 2.
  7. К.С. Бюрократическое и земское государство //Теория государства у славянофилов. СПб., 1898.
  8. В.П. К обоснованию популяционной концепции расы //Проблемы эволюции человека и его рас. М., 1968.
  9. В.П. Становление человечества. М., 1984.
  10. В.П. Человек: Эволюция и таксономия. М., 1985.
  11. Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973.
  12. Ю.П. Концепция адаптивной нормы популяций и проблема .аутбридинга//Вестник АМН СССР. 1984, № 7.
  13. Ю.П. Генетические процессы в популяциях. М., 1983.
  14. Ю.П., Хильчевская Р. И., Шурхал А. В. Уровни полиморфизма и гетерозиготности русского населения Москвы //Генетика. 1981. Т. 17.
  15. Американская цивилизация «как исторический феномен. Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли М., 2001.
  16. И.Л. Мать и дитя в африканском менталитете //Человек. 1999, № 1.
  17. С.А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этно-социальных и биологических групп человечества //Расы и народы. М., 1972, вып. 2.
  18. В. Обследование мнений о наилучшем и ожидаемом числе детей в семье //Вестник статистики. 1971, № 6.
  19. И.Д. О великорусском племени //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  20. В.В. Этническая и эволюционная предыстория Руси: оры, оссы, кимеры, хоры, русь.М., 2000.
  21. В.В. Этническая и эволюционная история России: русь, оловяне, аризанты, скифы. Готы, гунны, пины, варяги. Книга первая. М., 2001.
  22. В.В. Этническая и эволюционная история России: славяне, дворяне, гунны, сарматы. Книга вторая. М., 2001.
  23. В.В. Этническая и эволюционная история России: история тирании в России. Книга третья. М., 2001.
  24. В.В. Этническая и эволюционная история России: Древняя Сибирь. Наши древние предки. Книга четвертая. М., 2001.
  25. Н.П. и др. Брачная ассортативность в населении современного города //Генетика. 1984. Т. 20, № 7.
  26. Ю.В. К вопросу о сущности этноса //Природа. 1970, № 2.
  27. Ю.В. К характеристике понятия «этнос» //Расы и народы. М., 1974, вып. 1.
  28. Ю.В. Опыт типологизации этнических общностей //Советская этнография. 1972, № 5.
  29. Ю.В. Этнос и этнография М., 1973.
  30. Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
  31. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  32. С.Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991.
  33. Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации //Вопросы истории. 1966, № 12.
  34. Г. В. Начертание русской истории. Прага. 1927.
  35. П. Иван Киреевский и начало московского славянофильства //Вопросы философии и психологии. 1982, № 11.
  36. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
  37. JI. Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. М., 2000.
  38. Ю.Г. Политическая идеология современной России //Российская историческая политология. Ростов-на-Дону. 1998.
  39. Ю.Г. Идеология для России //Социально-гуманитарные знания. М., 2001, № 2.
  40. А.Г. Гражданское общество и политика в России: Смена парадигм //Полис. 1998, № 6.
  41. В.В. Великоруссы. Очерк физического типа //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  42. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  43. Вызовы глобализации в начале XXI века//Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 14−15 апреля 2006 г. СПб.: БГТУ, 2006.
  44. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. 1991, № 7.
  45. В.В., Нарежный А. И. Западники и почвенники в России второй половины XIX начала XX веков //Российская историческая политология. Ростов-на-Дону. 1998.
  46. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  47. И.Г. Идеология в современном российском обществе //Обществознание в школе 1999, № 7.
  48. Г. Е. Классы и нации. М., 1977.
  49. Т. Сочинения. М., 1989. Т. 1.
  50. З.Т. Гражданское общество в России //Социологические исследования. 1997, № 3.
  51. А.И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.
  52. Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994.
  53. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998.
  54. Гражданское общество в России: структуры и сознание, М., 1998.
  55. Гражданское общество: истоки и современность. СПб., 2000.
  56. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Матер, научн. конф., М., 2001.
  57. Гражданское общество в России: стратегия и тактика формирования. СПб., 2001.
  58. А.В., Удалова С. Н. Русь исконная, Истоки нравственности, культуры и традиций народа. М., 1998.
  59. Г. Избранные работы по расологии. М., 2002.
  60. Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1871.
  61. М.В. Экономическое развитие и внутренняя миграция //Вопросы народонаселения и демографической статистики. М., 1966.
  62. А. Красный дракон, Китай и Россия в XXI веке. М., 1999.
  63. В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996.
  64. Дискриминация русского населения в бывших союзных республиках «(по материалам Комитета ГД по международным делам) //Расовыйсмысл русской идеи. М., 2003, вып. 2.
  65. В.Р. Существуют ли биологические механизмы регуляции численности людей ?//Природа. 1992, № 6.
  66. С.В. О значении рас в истории //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  67. Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.
  68. В.К. Материалы по изучению круга брачных связей в русском населении //Вопросы антропологии. 1965, вып. 21.• 69. Зайончковская Ж. А. Развитие систем расселения и экология человека
  69. Экология человека. Основные проблемы. М., 1988.
  70. П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.
  71. Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России. 0мск.2000.
  72. В.В. История русской философии. Л., 1991.
  73. А. Русская трагедия. Гибель утопии. М., 2000.
  74. Е.Ю., Куприянов А. И. Возвращение к «русской идее»: кризис идентичности и национальная история //Отечественная история. 1995,5.
  75. М.В., Прокофьева Т. И. Материалы по инбридингу в московском населении //Труды медико-генетического института. М.-Л., 1936. Т. 4.
  76. Исследования по общей этнографии. М., 1980.
  77. Исход к Востоку. София. 1921.
  78. КалтахчянС.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1969.
  79. Н.М. Предания веков. М., 1988.
  80. Т.В. Прогресс общества и проблема целостного биосоциального развития современного человека. М., 1978.
  81. С.А. Северная основа русского народа //Расовый смысл русской идеи. М., 2003, вып. 2.
  82. В.И. Мобилизующий потенциал национальной идеи в свете демократических вызовов современности //Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века. СПб., 2000.
  83. Е. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славянов-Руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова, М., 1999.
  84. В. О русском национальном сознании. М., 2002.
  85. А. Нация в истории и современности. М., 1978.
  86. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса //Советская этнография. 1974, № 2.
  87. В.И. О биолого-географической концепции этнической истории //Вопросы истории. 1974, № 12.
  88. В.И. Этническая демография. М., 1977.
  89. В.И. Этнос и культура //Советская этнография. 1979, № 3.
  90. В.И., Шелепов Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования //Советская этнография. 1973, № 2.
  91. А. Философия расового неравенства и этнонимическая доктрина//Расовый смысл русской идеи. М., 2003, вып., 2.
  92. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии //Политические исследования. 1991, № 7.
  93. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза//Расы и народы. 1976, вып. 6.
  94. O.JI. Опыт генодемографического исследования больших панмиксных популяций //Вопросы антропологии. 1975, вып.
  95. Курбатова O. JL, Победоносцева Е. Ю., Имашева А. Г. Роль миграционных процессов в формировании брачной структуры московской популяции //Генетика. 1984, Т.20, № 3.
  96. О.Л., Победоносцева Е. Ю., Имашева А. Г. Брачная ассортативность в отношении возраста, мест рождения и национальности супругов //Генетика. 1988. Т. 24, № 9.
  97. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому, изменение человека. М., 1997.
  98. М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М., 1972.
  99. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель //Краткие сообщения ин-та этнографии. 1949, вып. 8.
  100. Ю1.Ланцова Л. А. Гражданское общество: проблемы формирования и развития. СПб., 1998. 1996, № 5.
  101. К.Н. Византизм и славянство //К.Н.Леонтьев. Восток, Россия и славянство. М., 1985. Т. 1.
  102. Либеральная традиция в США и ее творцы. М., 1997.
  103. М., Флямер М., Якимец В. Н. Социальное партнерство: заметка о формировании гражданского общества в России. М., 1996.
  104. С.Н. Русский социальный синтез. СПБ., 1999.
  105. К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М., 1994.
  106. Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы //Правоведение. 1995, № 3.
  107. В.М. О национальной идее //Вопросы философии. 1997, № 12.
  108. Ментальность этнических культур.//Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 9−10 июня 2005 г. СПб: БГТУ, 2005.
  109. И.И. Борьба за существование //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  110. М.О. Нация и национальная государственность //Вопросы истории. 1966, № 9.
  111. И.М., Модель Б. С. Власть и гражданское общество в России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. Екатеринбург. 1998.
  112. В.А. Этнонимия //Этнонимы. М., 1970.
  113. С.С. История развития социологии в России. М., 1996.
  114. А.Б. Биополитика и ее приложения к социальным технологиям //Вопросы философии. 1995, № 7.
  115. Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопросы философии. 1997, № 10.1170 России и русской философской культуре. М, 1990.
  116. И.В. Из истории внутренней политики самодержавия в 60−70-х годах XIX в. Горький. 1974.
  117. Очерки истории культуры славян. М., 1996.
  118. В.Н. Психология общения //Вопросы философии. 19 741, № 7.
  119. В.Б. Конец русской идеологии. Новый курс или новый путь //Политические исследования. 2001, № 1.
  120. В.Ф., Черноус В. В. Русская (Российская) цивилизация //Российская историческая политология. Ростов-на-Дону. 1998.
  121. П.Г. О расчете перспективной численности населения с учетом планируемой миграции //Вопросы народонаселения и демографической статистики. 1969, № 4.
  122. О.Н. Идея гражданского общества в истории философии. Белгород. 2000.
  123. Ю.К. К истории возникновения термина «этнос» //Советская этнография. 1973, № 1.
  124. .Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  125. .Ф. Социальная психология и история. М, 1979.
  126. Р. Народонаселение и его изучение демографический анализ. М., 1966.
  127. Д.И. Идея гражданского общества и русская идея (к вопросу о совместимости) //Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века. СПб., 2000.
  128. М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
  129. Развитие этнического сознания славянских народов в эпоху раннего Средневековья. М., 1982.
  130. Расовый смысл русской идеи. М, 2000, вып. 2.
  131. А.Б. Некоторые демографические аспекты экономического развития стран «третьего мира» //Вопросы теории и политики народонаселения. М., 1970.
  132. Реформы в России и Россия в реформирующемся мире//Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 17 февраля 2006 г. СПб: БГТУ, 2006.
  133. А.Ф. Славянский мир //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  134. Я.Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1978.
  135. Н.С. Национальная идея как императив разума //Вопросы философии. 1997, № 10.
  136. JI.M. Гражданское общество в России уже есть, но. //Социологические исследования. 1994, № 4.
  137. Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  138. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
  139. А.Н. Образ врага: от биологии к политологии //Расовый смысл русской идеи. М., 2003.
  140. С.Н. Континент океан. Россия и мировой рынок //Исход к Востоку. София. 1921.
  141. С.Н. Геополитические заметки по русской истории //Г.В.Вернадский. Начертание русской истории. Прага. 1927.
  142. Е.А. Социально-гигиенические аспекты регулирования размеров семьи М., 1969.
  143. М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург. 1998.
  144. JI.E. Связь социально-экономических факторов с планированием семьи //Советское здравоохранение. 1970. Т. 29, № 10.
  145. Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
  146. Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки //Вопросы истории. 1966, № 8.
  147. И.А. Черты из психологии славян //Русская расовая теория до 1917 года. М., 2002.
  148. М. Очерки имперского пути. М., 2000.
  149. Е.В. Организация науки в пореформенной России. JL, 1983.
  150. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
  151. М. «Демографический взрыв» или новые закономерности //Мировая экономика и международные отношения. 1970. Т. 6.
  152. Г. П. Развитие социально-политической мысли в России до XIX в. //Российская историческая политология. Ростов-на-Дону. 1998.
  153. . М., 1939. Т. 8.
  154. Травкин Н. М, Васильев B.C. Духовные основы современной американской цивилизации //США Канада: ЭПИ. 1995, № 8.
  155. Н.С. Верхи и низы русской культуры //Исход к Востоку. София. 1921.
  156. Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин. 1925.
  157. Н.С. История. Культура. Язык. М., 1993.
  158. Ф.И. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. М., 2000. f 162. Урланис Б. Ц. Динамика и фактор рождаемости в СССР //Вопросынародонаселения и демографической статистики. М., 1966.
  159. А. Вызов Запада и ответ России. М., 2001.
  160. .Н. Формирование славянских народностей. Их этническое самосознание в эпоху раннего Средневековья и перспективы его дальнейшего развития //Очерки истории культуры славян. М., 1996.
  161. К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь. 1974.
  162. К.Г. Гражданское общество. Современная смешанная экономика. М., 1992.
  163. В. Гражданское общество: как формируется (и сформируется ли) в постсоветской России? //Международная экономика и международные отношения. 1997, № 5.
  164. С.С. Карсавин, евразийство и ВКП(б) //Вопросы философии. 1992,» 2.
  165. З.М. Гражданское общество: опыт исследования //Государство и право. 1992, № 6.
  166. JI.B. Браки и разводы. М., 1975.
  167. Д.М. Гражданское общество: история и современность. Чебоксары. 1996.
  168. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидация демократии //Политические исследования. 1996, № 5.
  169. С.А. Некоторые вопросы народонаселения Африки //Советское здравоохранение. 1970. Т. 29, № 1.
  170. В.А., Рычков Ю. Г. Популяционная генетика народов Северо-Восточной Азии. М., 1978.'
  171. В.В. «Русский империалист». О геополитических воззрениях Ф. И. Тютчева //Геополитическая доктрина России: реалии и проблема выбора. СПб., 2004.
  172. В.А. Евразийская идея и теория культуры //Этнографическое обозрение. 1996, № 3.
  173. И.П. Некоторые актуальные вопросы теории наций и национальных отношений //Научный коммунизм. 1979, № 2.
  174. Цымбурский B. J1. Тютчев как геополитик //Общественные науки и современность. 1995, № 6.
  175. Человек и город: социально-экологические и этнические проблемы//Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 5 мая 2006 г. СПб: БГТУ, 2006.
  176. Этические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.181. Этнонимы. М., 1970.
  177. P.O. Доклад на фонологической конференции в Праге 20декабря 1930 года о фонологических языковых союзах. Прага. 1930.
  178. Р.Г. Поиск народной идеи //Социс. 1997, № 5.
  179. И.Ф. Гражданское общество: история и современность Хабаровск. 1997.
  180. Cohen J., Arato A. Civil Society and Political Theory. Mass. 1992.
  181. Dobzhansky Th. Mankind Evolving. New Haven and London. 1962/
  182. Seligman A.B. The Civil Society. New York. 1992.
  183. Spuhler J.N. Assortative mating with respect to physical characteristics //Eugenics Quart., 1968, V. 15.
  184. Susanne C. Assortative mating. Biodemographical structure of human populations //J. Human Evolution. 1979. V. 8.
  185. Van der Berghe P.L. The Ethic Phenomenon. New York. 1981.
Заполнить форму текущей работой