Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-методологические основы комплексного подхода к формированию нового человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознанный и целенаправленный характер превращения объективного в субъективный мир личности в ходе формирования нового человека реализуется в управлении этим процессом, важнейшей задачей которого является достижение наибольшего соответствия субъективного мира личности объективным условиям и тенденциям ее развития. Оно достигается субъектом управления на основании познания и использования… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Принцип деятельности и его методологическое значение в исследовании социальной сущности человека
    • 1. 2. Соотношение биологического и социального в человеке
  • В ы в о д
  • 2. НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК — КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Структура духовного мира нового человека
    • 2. 2. Всесторонность, гармоничность и цельность развития новой личности
  • В ы в о д
  • 3. ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ДУХОВНОГО МИРА НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
    • 3. 1. Общественная жизнь развитого социализма как объективная основа гармонического развития личности
    • 3. 2. Роль социально-экономической политики КПСС в развитии нового человека
    • 3. 3. Коммунистическое воспитание новой личности
  • Выводы
  • 4. ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО В РАЗВИТИИ ДУХОВНОГО МИРА НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
    • 4. 1. Социальная активность человека как субъективный фактор его развития
    • 4. 2. Взаимосвязь объективных условий и субъективного фактора и ее отражение в управлении процессом формировании новой личности
  • 6. ы в о д ы
  • 5. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
    • 5. 1. Культура и духовный мир личности
    • 5. 2. Качество деятельности как показатель ее культуры и социальной зрелости человека
    • 5. 3. Единство профессиональных знаний и научного мировоззрения как выражение культуры и определяющая черта современного советского специалиста
  • Выводы

Философско-методологические основы комплексного подхода к формированию нового человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В В Е Д Е Н И Е Актуальность исследования" В документах КПСС формирование нового человека определено как одна из программных задач нашей партии, как «важнейшая цель и непременное условие коммунистического строительства» Эта задача приобретает особое значение в связи с дальнейшим укреплением развитого социализма, объективно необходимыми качественными изменениями в производительных силах и соответствующим этому совершенствованием производственных отношений, на основании которого происходят изменения в сознании людей. Партия обращает внимание на то, что от уровня сознания советских людей, их трудовой и политической активности во многом зависит осуществление пятилетних планов, темпы движения нашего общества вперед, укрепление обороноспособности страны, реализация задачи совершенствования общества зрелого социализма. Социально-практическая необходимость формирования нового человека в развитом социалистическом обществе обусловливает постановку и осмысление с философско-методологических позиций комплексного характера этого процесса. В материалах ХХУ и ХХУ1 съездов партии, в постановлениях июньского /1983 г./ и последующих пленумов ЦК КПСС обоснованы положения, нацеливающие на исследование комплексного подхода к формированию нового человека. «Практика вновь и вновь убеждает, что успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. Это полоI См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 198I, с.5763- Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массовополитической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М: Политиздат, 1983, с. 27.жение ХХУ1 съезда имеет принципиальное значение. И партийные кадры должны хорошо знать социально-экономические факторы, влияющие на настроения и поведение людей, теснее связывать идеологическую работу с борьбой за вьшолнение ключевых народнохозяйственных и социально-политических задач» Практическая значимость дальнейшей разработки вопроса о комплексном подходе к формированию нового человека обусловлена также реформой средней школы, определившей необходимость тесной связи коммунистического воспитания молодежи с решением задач дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества. Усиление внимания к формированию нового человека обусловливается, как отметил июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС, кроме внутренних задач зрелого социалистического общества, обострением идеологической борьбы, необходимостью разоблачения попыток враждебной буржуазной идеологии фальсифицировать действительную сущность достижений и реальные перспективы социализма, в особенности в развитии советского человека, его духовного мира с целью распространения идеологии мещанства, равнодушия к делам и заботам общества, национальной ограниченности, антикоммунизма. Дальнейшее укрепление развитого социалистического общества и его перерастание в коммунистическое на основе построения материально-технической базы коммунизма и совершенствования общественных отношений выдвигает новые требования к развитию социальных качеств духовного мира советских людей. Формирование нового человека превратилось в настоящее время в непосредственную пракI Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с.38−39.б тическую зацачу, что обусловливает необходимость обстоятельного теоретического исследования различных аспектов учения о нем. Исходной основой этого исследования являются реальные достижения советского общества в формировании качественно новой социалистической личности советского человека, соответствующей обществу развитого социализма как закономерного и исторически длительного этапа в становлении коммунистической формации-. В процессе построения нового социалистического общества, индустриализации страны и преобразования сельского хозяйства, роста политической активности, образования и культуры трудящихся, утверждения социалистического образа жизни изменялось и сознание рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. В творческом труде на всех участках социалистического строительства, в борьбе с фашистскими захватчиками сформировался и закалился советский человек, который сумел завоевать свободу, отстоять ее в самых тяжких боях, строил будущее, не жалея своих сил и идя на любые жертвы, прошел все испытания и са1Л неузнаваемо изменился К существенным чертам духовного мира советского человека относятся марксистско-ленинское мировоззрение, верность коммунистическим идеалам, высокая политическая сознательность, интернационализм и патриотизм, коллективизм, идейная убежденность, огромная жизненная энергия, культура, знания и умение их применять. «Советский человек это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он 1 См.:0 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 г. Коммунист, 1983, б, с. 5. 2 См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с. 87.живет полнотфовной жизнью созидателя нового мира». Раскрывая достижения в развитии духовного мира советского человека, его сущностных черт, партия одновременно отмечает, что это не означает, «что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека» Задач здесь стоит перед нами немало" ХХУ1 сьезд КПСС отметил рост идейно-политической зрелости, образования и профессиональной квалификации рабочего класса как ведущей силы общества, способствующих изменению характера труда, наполнению его интеллектуальным содержанием,.

Выводы.

Мерой становления нового человека, выражающей соответствие между объективной необходимостью формирования его социальных качеств и свободным, творческим, самодеятельным выявлением его сущностных сил во всех сферах жизнедеятельности является социальная культура личности. Общим условием формирования культуры всех видов человеческой деятельности и одновременно ее показателем является овладение научным марксистско-ленинским мировоззрением, охватывающим мировоззренческие знания, духовные чувства и практическую деятельность.

Политическая культура достигается путем развития политических знаний, политических чувств и политической деятельности, нацеленных на формирование классового подхода к пониманию общественных процессов и потребности в активной политической деятельности, неразрывно связанной с решением конкретных экономических, хозяйственных задач.

Культура трудовой деятельности выражается в органическом единстве профессиональных знаний и научного мировоззрения, способствующем пробуждению творческого мышления и активной производственно-политической деятельности.

Интегральным показателем культуры деятельности и уровня духовной зрелости личности в развитом социалистическом обществе является качество деятельности. К объективным детерминантам качества деятельности относится его материально-производственная, экономическая, технологическая обеспеченность, к субъективнымуровень сознания советских людей, из знания, умения, навыки, практическая деятельность.

Качество деятельности имеет системный характер. Его структурными элементами, позволяющими производить количественный и качественный анализ деятельности и выражать его в интегральном показателе, являются свойственные деятельности черты: единство объективного и субъективного, необходимости и свободы, цели и средства, сознательности и стихийности, активности и пассивности, коллективности и индивидуальности, репродуктивности и творчества.

Выражением качества деятельности является соответствие субъективного фактора, то есть сознательного, свободного, целеустремленного, активного, творческого отношения личности к деятельности объективным потребностям в содержании, характере и уровне ее осуществления. Эти показатели учитываются в комплексных системах управления качеством различных видов деятельности, в том числе качеством подготовки специалистов, способствующим достижению уровня деятельности, соответствующего ценностям развитого социалистического общества.

Высокое качество и эффективность всех видов деятельности является важнейшим этапом развития и совершенствования социалистических общественных отношений, формирования коммунистического типа личности.

Определяющей чертой высокого качества подготовки молодых специалистов является единство профессиональных знаний и идейно-политического воспитания, способствующее формированию всесторонне и гармонически развитой личности, развитию всех элементов структуры ее духовного мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философско-методологические основы комплексного подхода к формированию нового человека состоят в обосновании системного, целостного характера духовного мира личности, объективной детерминации его развития совокупностью социально-экономических, политических и идеологических систем зрелого социалистического общества, механизма преобразования свойств объективных систем в социальные качества субъективного мира личности.

К исходным философским принципам обоснования комплексного подхода к формированию нового человека принадлежат марксистско-ленинские положения о деятельностной социальной сущности человека, определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, социальной детерминации, раскрывающей процесс отражения общественного бытия и общественного сознания в духовном мире личности, органической взаимосвязи экономического, социально-политического и духовного развития зрелого социалистического общества и его значении в становлении новой личности, диалектической концепции развития и свойственных ей законов материалистической диалектики. Последовательное применение этих философских положений к анализу комплексного подхода к формированию нового человека позволяет разработать его философско-методо-логические основы как целостную систему методологических приемов, преломляющую в себе принципы, законы и категории материалистической диалектики.

Всестороннее философское обоснование методологии комплексного подхода к формированию нового человека способствует более полному и глубокому раскрытию объективных путей становления нового человека, а также повышению качества и эффективности идеологической, воспитательной работы в осуществлении этой цели.

Исходя из обобщенного понимания философско-методологических основ комплексного подхода к формированию нового человека, в диссертации исследуются их важнейшие аспекты, позволяющие раскрыть содержание методологии комплексного подхода в целом. Логика вычленения этих аспектов соответствует общей структуре комплексного подхода, объективным задачам обоснования путей формирования социальных качеств нового человека, а также степени их разработанности в философской литературе.

В результате анализа системного характера духовного мира личности автор приходит к выводу о том, что его структурным компонентом, обладающим относительной целостностью и выражающим процесс становления духовного мира человека путем активного освоения им мира его общественного бытия, является отношение человека к конкретным сферам жизнедеятельности социалистического общества. Категория «отношение» выражает особенности взаимосвязи между человеком и миром человека, всеми многообразными формами жизнедеятельности общества, активный характер их восприятия. Отношение человека к окружающей его действительности объективно по содержанию и субъективно по форме. Оно формируется на основе всей совокупности материальных, производственных отношений общества, отражая: их, и одновременно в нем реализуются сущностные силы человека, его знания, чувства и воля. В соответствии с этим процесс становления отношений личности к различным сферам окружающего ее мира состоит в приобретении ею знаний о них, в воспитании социальных чувств и воли, необходимых для практической реализации этих отношений. Это выражается в формировании отношения человека к Родине, важнейшей особенностью которого являются активная гражданская позиция и его кровная заинтересованность во всех государственных и общественных делах, разумного и бережливо го отношения к природе, честного, инициативного и творческого отношения к труду, включающего воспитание потребности в общественно полезном труде и осознание необходимости добросовестной работы на общее благо, а также в развитии отношений к другим сферам объективной действительности.

Существенной особенностью отношения человека к миру является единство в нем познавательного и ценностного аспектов, состоящее в отражении человеком социальных свойств предметов, оценки их значимости для человека в свете его общественных интересов и потребностей, формировании на основании марксистско-ленинского мировоззрения ценностных ориентации как цели деятельности. Ценностное отношение служит связующим звеном между теоретической и практической деятельностью, в единстве которых формируется вся система отношений человека к объективному миру и к самому себе.

В результате анализа отношения человека к объективному миру в диссертации сделан вывод о том, что структура духовного мира человека представляет собой сложную динамическую систему взаимосвязанных между собой отношений личности к различным сферам объективной действительности, природе, обществу, к другим людям, осуществляющимся через самоотношение, и отношения к себе, осуществляющемся через отношение к миру.

Понимание структуры духовного мира личности не просто как знаний, чувств и воли, а и как системы взаимосвязанных между собой отношений к основным сферам общественного бытия человека, устраняет созерцательность в ее толковании и ориентирует на формирование и выявление активно-действенного характера внутреннего мира личности, выражающегося в его направленности, всесторонности и гармоничности. Оно ориентирует также на достижение гармонической взаимосвязи между отношениями человека ко всем важнейшим формам жизнедеятельности развитого социалистического общества, на исследование и практическую реализацию роли духовных чувств в отражении человеком объективной действительности и формировании его мировоззрения и всей системы отношений к объективному миру, на воспитание воли к активному воплощению ценностей зрелого социализма в развитии сущностных сил и отношений человека к объективной действительности.

Исследование комплексного характера объективной детерминации нового человека, обусловленности его формирования совокупностью взаимодействующих между собой экономических, социально-политических и идеологических систем приводит к выводу о том, что каждая из входящих в комплекс объективного фактора систем воздействует на внутренний мир человека не сама по себе, а во взаимосвязи с другими системами и целенаправленной воспитательной деятельностью партии и государства. Эффект этого воздействия имеет интегральный характер, он зависит прежде всего от степени гармоничности развития всех форм социалистических экономических отношений, а также от гармонической взаимосвязи, охватывающей все социалистические общественные отношения, включая политические и идеологические, все сферы жизнедеятельности, свойственные социалистическому образу жизни, общественную жизнь в целом.

Гармоническое развитие всех сфер общественной жизни, выражающее объективную закономерность зрелого социалистического общества, является объективным основанием всестороннего и гармонического развития личности. Оно осуществляется путем разрешения свойственных ему неантагонистических противоречий.

Различаются противоречия, объективно обусловленные процессом развития социалистического общества, и противоречия, возникающие в силу субъективных причин, не всегда умелой и организованной работы людей. Последние порождают элементы рассогласованности в осуществлении учреждениями и предприятиями различных видов деятельности, трудности и недостатки в их работе, создающие возможность возникновения элементов дисгармоничности, раздвоенности создания отдельных людей, его отклонения от норм социалистической морали. Основным направлением и способом решения неантагонистических противоречий, устранения недостатков, трудностей и негативных явлений в сознании отдельных людей является развитие производительных сил, совершенствование всей системы экономических отношений и на этой основе надстройки социалистического общества, повышение эффективности и качества хозяйственной, организаторской и идейно-воспитательной работы.

Это позволяет сделать вывод о том, что в реальной жизни складывается сложный комплекс взаимосвязей между воздействием систем общественного бытия и общественного сознания на внутренний мир человека, определяющее значение в котором принадлежит экономической обусловленности формирования личности. Значение социально-экономической политики КПСС в системе объективного фактора, детерминирующего становление нового человека, состоит в том, что она интегрирует влияние на него всех составляющих его частей, нацеливая их развитие на создание материальных и социально-культурных условий для всестороннего и гармонического развития личности. Этим определяется воспитательное значение социально-экономической деятельности предприятий, необходимость более полного учета влияния этой деятельности на формирование и развитие сознания советских людей.

Роль идеологической, воспитательной работы заключается в том, что, повышая сознание советских людей, она способствует глубокому пониманию ими социально-экономического и политического развития нашего общества, сущности и значения социально-экономической политики КГОС, содействовать росту их социальной и трудовой активности. Это достигается в наиболее полной мере тогда, когда воспитательная работа осуществляется в соответствии с логикой социально-экономического развития, учитывая взаимосвязь между всеми составляющими его системами, между экономической и всеми другими сферами общественного развития, их тенденции, успехи и трудности. В соответствии с этим важное значение в идейно-воспитательной работе, определяющее ее действенность и результативность, принадлежит конкретности и тесной связи воспитания с трудовой деятельностью коллектива и социально-экономическим развитием предприятия и общества в целом. Это достигается путем органического слияния идейно-воспитательной работы с политической, организаторской и хозяйственной деятельностью.

В осуществлении воспитательной работы необходимо умелое сочетание раскрытия наших достижений в развитии всех сфер общественной жизни с цравдивым и реалистическим анализом трудностей, позволяющее каждому человеку глубже понять их причины и мобилизовать свою энергию и волю на преодоление недостатков.

В определении способов целенаправленного воспитательного воздействия на человека необходимо учитывать влияние на него теоретического сознания, главная роль в котором принадлежит марксистско-ленинской идеологии, и обыденного сознания, включающего в себя наряду с правильными положениями и выводами, сделанными на основании обобщения повседневного опыта, и односторонние, преувеличивающие и искажающие отдельные аспекты социально-экономического и политического развития социалистического общества поло-жения.Успех воздействия теоретического сознания и через него всей системы общественных отношений и социально-экономической политики партии на духовный мир человека в значительной мере зависит от учета степени подверженности человека влиянию обыденного сознания. Это обусловливает возрастающую роль умелого сочетания общих форм идейно-воспитательной работы с индивидуальными, учитывающими особенности и уровень развитости сознания каждого человека, необходимость преодоления формализма и шаблона, достижения конкретности в идеологической работе.

Сущностным противоречием процесса формирования нового человека является неантагонистическое противоречие между миром общественного бытия человека и уровнем развития его субъективного мира. Разрешение этого противоречия осуществляется путем преобразования свойств объективных систем, детерминирующих развитие личности, в социальные качества ее духовного мира, происходящего в процессе предметной и духовно-практической деятельности.

Субъективным фактором, способствующим этому преобразованию, является социальная активность личности. Она развивается на основании превращения в социалистическом обществе деятельности в самодеятельность как сознательную, свободную, творческую, коллективную деятельность индивида во всех сферах его жизни, обусловливающую целостный и гармонический характер развития личностью своих сущностных сил, проявление ею активного, творческого отношения к миру.

Социалистическая направленность социальной активности личности состоит в соответствии свободной активной деятельности объективному процессу совершенствования развитого социализма и способствует творческой самореализации личности. Пассивность личности выражается в несоответствии ее индивидуальных интересов объективной необходимости и проявляется в преобладании индивидуального над общественным, обусловливающем разлад между индивидуальным и общественным, отстраненность личности от общественной жизни, замкнутость ее пределами своей индивидуальности. Пассивность личности наносит ущерб как коллективу, так и ей самой, ограничивая и тормозя развитие и обедняя ее внутренний мир, препятствуя целостной самореализации ее сущностных сил. Развитие трудовой и гражданской активности и преодоление пассивности имеет практический характер и осуществляется путем вовлечения личности в трудовую, общественно-политическую и иные виды деятельности и активизации ее самовоспитания.

Осознанный и целенаправленный характер превращения объективного в субъективный мир личности в ходе формирования нового человека реализуется в управлении этим процессом, важнейшей задачей которого является достижение наибольшего соответствия субъективного мира личности объективным условиям и тенденциям ее развития. Оно достигается субъектом управления на основании познания и использования объективных законов и разработки в соответствии с ними планов социально-экономического развития, что позволяет оптимально отражать системный характер объективных условий, добиваться согласованного, гармонического влияния на человека всех их компонентов, своевременно познавать и способствовать разрешению противоречий, гармоническому развитию общества и человека, осуществлять управление с учетом развития и общества, и человека. Это обусловливает все возрастающие требования к планам социально-экономического развития трудовых коллективов, к более глубокому учету в них социально-экономических факторов, влияющих на настроение, поведение и работу людей, а также более тесной связи идеологической работы с решением конкретных социально-экономических и политических задач.

Объективной тенденцией в развитии управления процессом коммунистического воспитания, соответствующей дальнейшему укреплению зрелого социалистического общества и повышению социальной активности советских людей, является превращение управления отдельными сторонами развития духовного мира личности в самоуправление на основании принципа демократического централизма, сочетания творчества масс с единой системой научного руководства, взаимосвязи самоуправления с управлением обществом зрелого социализма. Умелое сочетание управления и самоуправления процессом формирования нового человека является необходимым условием пробуждения и развития его творчества, инициативы, активности, преодоления пассивности некоторой части советских людей.

Мерой становления нового человека, выражающей соответствие между объективной необходимостью формирования присущих ему социальных качеств и свободным, творческим, самодеятельным выявлением сущностных сил человека во всех сферах его жизнедеятельности, способствующим саморазвитию и самореализации его природных задатков, дарований, талантов, является социальная культура личности. Общим условием формирования культуры всех видов человеческой деятельности и одновременно ее показателем является овладение научным марксистско-ленинским мировоззрением, охватывающим мировоззренческие знания, духовные чувства и практическую деятельность.

Интегральным показателем культуры деятельности и уровня духовной зрелости личности в развитом социалистическом обществе является высокое качество его деятельности, выражающееся в ее результатах, воплощающих сущностные силы человека, и в самом процессе деятельности, в котором они развиваются и реализуются. Системный характер высокого качества деятельности обусловливается сложным системным характером процесса деятельности, структурными элементами которой являются единство в ней объективного и субъективного, цели и средства, необходимости и свободы, сознательности и стихийности, активности и пассивности, коллективности и индивидуальности, репродуктивности и творчества. На формирование высокого качества деятельности оказывает влияние взаимосвязь и взаимозависимость качества всех составляющих ее структурных элементов.

Качество деятельности выражает соответствие субъективного фактора, то есть сознательного, свободного, целеустремленного, активного, творческого отношения личности к деятельности, объективным потребностям в содержании, характере и уровне ее осуществления. Достижению качества деятельности, способствующего ценностям и нормам развитого социалистического общества, соответствуют комплексные системы управления качеством различных видов деятельности, в том числе качеством подготовки специалистов. Необходимым условием совершенствования комплексных систем управления качеством деятельности, повышения их практического значения является более глубокое обоснование исходных методологических принципов, в том числе и понимания качества деятельности, на которых базируются эти системы.

Высокое качество и эффективность всех видов деятельности является важнейшим этапом развития и совершенствования социалистических общественных отношений и формирования коммунистического типа личности.

Определяющей чертой качества подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства развитого социалистического общества является единство высокого уровня их профессиональной подготовки и идейно-политической зрелости, способствующее формированию всесторонне и гармонически развитой личности, развитию всех элементов структуры ее духовного мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414−429.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
  4. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65−185.
  5. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115−217.
  6. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.1−167.
  7. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.194−203.
  8. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9−32.
  9. К. Наброски «Гражданской войны во Франции». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.17, с.497−616.
  10. К. Капитал. T.I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23. — 906 с.
  11. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. З, кн. З: Процесс капиталистического производства взятый в целом. ч.П. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.2. — 486 с.
  12. К. Теории прибавочной стоимости /1У том «Капитала"/. ч.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.П. -660 с.
  13. К. Теории прибавочной стоимости /1У том «Капитала"/. ч.Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т.26, ч.Ш. -674 с.
  14. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
  15. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. /Первоначальный вариант «Капитала"/. ч.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.46, чЛ. 508 с.
  16. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. /Первоначальный вариант «Капитала"/. ч.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч* 2-е изд., т.46, ч.2. — 524 с.
  17. К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.47, с.3−612.
  18. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч. 2-е изд., т.2, с.3−230.
  19. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. — Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  20. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  21. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1−338.
  22. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.269−317.
  23. Ф. Письмо Конраду Шмидту 27 октября 1880 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.414−422.
  24. Ф. Письмо В.Боргиусу 25 января 1894 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.174−177.
  25. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  26. В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  27. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли, собр. соч., т.18. — 520 с.
  28. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29. — 782 с.
  29. В.И. О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме». Полн.собр.соч., т.30, с.77−130.
  30. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36, с.165−208.
  31. В.И. Заседание ВЦИК 29 апреля 1918 г. Доклад об очередных задачах Советской власти. Полн.собр.соч., т.36, с.239−276.
  32. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с. 129.
  33. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  34. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпрос-ветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  35. В.И. 0 профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т.Троцкого. Речь на соединенном заседании делегатов Ш съезда Советов, членов ВЦСПС и МГСПС членов РКП/б/ 30 декабря 1920 г. — Полн.собр.соч., т.42: с.202−226.
  36. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264−304.
  37. В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн.собр. соч., т.42, с.339−347.
  38. В.И. О значении воинствующего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23−337.
  39. В.И. Письмо к И.Ф.Арманд от 30 ноября 1916 г. -Полн.собр.соч., т.49, с.315−316.
  40. Официально-документальные материалы
  41. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХГI съездом КПСС. М.: Политиздат, 1966. — 144 с.
  42. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. — 61 с.
  43. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  44. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  45. Материалы ХХУ съезда Коммунистической партии Украины. -К.: Политиздат Украины, 1976. 142 с.
  46. Материалы ХХУ1 съезда Коммунистической партии Украины. К.: Политиздат Украины, 1981. — 149 с.
  47. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  48. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  49. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 года. М.: Политиздат, 1984. — 29 с.
  50. Материалы Внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 32 с.
  51. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.:Политиздат, 1984. — 31 с.
  52. Закон Союза Советских Социалистических Республик о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учертдениями, организациями. М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 1983. — 16 с.
  53. О 80-летии Второго съезда РСДРП: Постановление ЦК КПСС, 31 марта 1983 г. Коммунист, 1983, № 6, с.3−10.
  54. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. -III с.
  55. Г. А. Основные направления формирования активной жизненной позиции советского человека. Вопросы философии, 1979, № 6, с.4−20.
  56. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983.- 31 с.
  57. М.С. Ленинизм живое творческое учение, верное руководство к действию. — Правда, 1983, 22 апр.
  58. В. Воспитывать активных борцов за коммунизм.- Коммунист, 1982, № 14, с.19−30.
  59. В. Политика партии и творчество масс. Проблемы мира и социализма, 1982, Г3 6, с.3−9.
  60. М.В. Партия революционного действия: Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 80-летию П съезда РСДРП, 29 июля 1983 г. Коммунист, 1983, № 12, с.3−18.
  61. .Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. /Ответ критикам/. Изд. 4-е доп. М.: Политиздат, 1983. — 159 с.
  62. . Победоносный опыт борьбы и созидания. -Коммунист, 1983, № 9, с.61−72.
  63. К. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Коммунист, 1982, № 16, с.32−46.
  64. М.А. Дело всей партии. В кн.: Суслов М. А. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. 2-е изд.доп. — М.: Политиздат, 1980, с. I12−146.
  65. И. Единство экономической и социальной политики в условиях развитого социализма. Проблемы мира и социализма, 1982, № I, с.4−10.
  66. К.У. Речь на встрече с избирателями 2 марта 1984 г. Коммунист, 1984, № 4, с.3−13.
  67. К.У. Выступление на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС 25 апреля 1984 г. -Коммунист, 1984, № 7, с.4−8.
  68. К.У. По-ленински жить, работать, бороться. -Коммунист, 1984, № 9, с. З-П.
  69. В.В. Об итогах июньского (1983 г.) Пленума
  70. ЦК КПСС и задачах партийных организаций республики, которые вытекают из его решений и доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю. В. Андропова на пленуме: Доклад на Пленуме ЦК Компартии Украины 28 июня 1983 г. Правда Украины, 1983, 29 июня.
  71. М.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 241 с.
  72. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  73. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. — 244 с.
  74. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ Отв.ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981, с.19−45.
  75. Аза Л.А., Поддубный В. А., Ручка А. А. Ценностные ориентации рабочей молодежи. К.: Наук. думка, 1979. — 203 с.
  76. Н.И., Коновалюк О. И. Роль социальной политики в формировании и развитии социалистического образа жизни. М.: Знание, 1980. — 48 с.
  77. Актуальные проблемы социального управления/Отв.ред. С. Т. Гурьев. Львов: Вища школа, 1983. — 191 с.
  78. И.В., Рожнов Я. В. О диалектике развития личности. Философские науки, 1980, № 4, с.14−21.
  79. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  80. ЗЛО. Ангелов Стефан. Проблема личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  81. И.Л. Происхождение человека и общества: Современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов. М.: Мысль, 1982. — 304 с.
  82. Н.И. Социальные законы и их значение в строительстве коммунизма. М.: Высшая школа, 1982. — 127 с.
  83. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Иэбр.труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  84. И.И. Буржуазная социологическая теория: Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. ч.2: Диалектика кризиса. Минск: Высшая школа, 1981. — 318 с.
  85. Е.А. Социалистический образ жизни /методологические и методические вопросы/. М.: Высшая школа, 1980. -182 с.
  86. Анчел Ева. Мифы потрясенного сознания: Критика буржуазной идеологии и ревизионизма. М.: Политиздат, 1979. -176 с.
  87. А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. — 128 с.
  88. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  89. А.И., Бергинер Г. В. Закат еще одного буржуазного мифа о человеке. Кишинев: Штиинца, 1982. — 87 с.
  90. А.А. Современная биология как социальное явление.- В кн.: Материалы Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Вып. П. -М.: Наука, 1981, с.42−53.
  91. В.В. Ценностное отношение в практике и познании. В кн.: Ленинская теория отражения. Ценностные аспекты отражения. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1974, с.26−30.
  92. С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 296 с.
  93. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии /Ред.кол. И. Ф. Балакина и др. — М.: Наука, 1969, с.73−144.
  94. Д.К. Современная наука и проблема исследования человека. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Вып. П. — М.: Наука, 198I, с.54−82.
  95. Д.К. Современная наука и проблема исследования человека. Вопросы философии, 1981, № 3, с.3−17.
  96. А., Райхельт Д. Буржуазные концепции общества и действительность. М.: Прогресс, 1980. — 248 с.
  97. Н.М. Действенность социалистического гуманизма. М.: Мысль, 1978. — 140 с.
  98. .Н. Антимарксизм под флагом «неомарксизма».- М.: Мысль, 1978. 342 с.
  99. .Н. Антикоммунизм политика и идеология обреченного класса. — М.: Мысль, 1983. — 93 с.
  100. Н.Б. Социалистическая идеология. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 414 с.
  101. Биологическое и социальное в развитии человека/Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. — 227 с.
  102. Биологическое и социальное в формировании личности /
  103. Ред.кол. А. Ф. Полис и др. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1977. -192 с.
  104. Биология человека и социальный прогресс/Отв.ред. В. В. Орлов. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1982. — 198 с.
  105. Н. Потребность в труде и ее эволюция. Коммунист, 1982, № II, с.44−54.
  106. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. — 310 с.
  107. Г. М. Социалистический образ жизни. /Проблемы социальной детерминации/. М.: Мысль, 1981. — 157 с.
  108. Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Вып. П. — М.: Наука, 1981, c. III-127.
  109. А.А., Кочергин А. Н. Информация и психика. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1977. 198 с.
  110. Брожин Владимир. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  111. А.В. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. — 387 с»
  112. Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 268 с.
  113. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, — 1978. — 216 с.
  114. Л.П. 0 некоторых методологических проблемах философского исследования человека. Фтлософська думка, 1980, № 2, с.36−4:5 /на укр.яз./.
  115. Л.П. 0 некоторых методологических проблемах философского исследования человека. В кн.: Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. -Киев: Наук. думка, 1981, с.126−139.
  116. Л.П. Человек и общественный прогресс. Вопросы философии, 1982, № 2, с.20−36.
  117. А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1979. 175 с.
  118. М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев: Наук. думка, 1976. — 216 с.
  119. М.А. Логические категории и понятия. Киев: Наук. думка, 1981. — 235 с.
  120. Э.В. Мировоззрение и искусство: Некоторые моменты взаимодействия искусства и науки в развитом социалистическом обществе в условиях НТР. Мировоззренческий подход. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1978. 235 с.
  121. К.П. Формирование социального в человеке. -Минск: Наука и техника, 1980. 160 с.
  122. А.П. Социалистический образ жизни, проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. — 365 с.
  123. И.В. Детерминизм и свобода. В кн.: Практика -познание — мировоззрение: Мировоззренческое содержание принципов диалектического и исторического материализма. — Киев: Наук. думка, 1980, с.240−270.
  124. И.В. Свобода как специфический способ социальной детерминации. В кн.: Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. — Киев: Наук, думка, 198I, с.271−293.
  125. В.Л. Человек и мировоззрение. К вопросу формирования научного мировоззрения советских людей. Киев: Политиздат Украины, 1974. — 261 с. /на укр.яз./.
  126. В.Л. и др. Научные основы руководства развитием социалистического общества. Киев: Политиздат Украины, 1979. — 269 с.
  127. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.
  128. О.М., Богиня Д. П., Украинский В. П. Труд и социалистический образ жизни. Киев: Политиздат Украины, 1981. — 181 с.
  129. В.Г., Гончарук С. И. Особенности детерминации в общественных науках. Философские науки, 1982, № 5,с.34−41.
  130. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса: социологические проблемы развития науки и техники. М.: Политиздат, 1976. — 335 с.
  131. А. Биологизм и идеологическая борьба. М.: Мысль, 198I. — 254 с.
  132. .Н. О разумных потребностях личности и их критерии. Философские науки, 1983, № 3, с.20−27.
  133. Е.Н. Диалектика содержания и характера труда в условиях развитого социализма. Киев: Вица школа, 1981. -116 с.
  134. П. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. — 366 с.
  135. Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  136. .Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. — 319 с.
  137. .Т. Философия как способ практически-духовного освоения мира. В кн.: Философия и ценностные формы сознания. /Критический анализ буржуазных концепций природы философии/. — М.: Наука, 1978, с.3−23.
  138. .Т. Буржуазная философия и антропология сегодня. Вопросы философии, 1978, № 6, c. IOI-III.
  139. .Т. Философская антропология: Критический очерк. М.: Мысль, 1982. — 188 с.
  140. К.К., Шкляр Л. Е. Формирование личности в системе культуры. Фглософська думка, 1983, № 3, с.20−27 /на укр.яз./.
  141. Гуманистическая природа социалистического образа жизни /В.И.Куценко, И. В. Бойченко и др. Киев: Наук. думка, 1982. -341с.
  142. Л.А. Советский человек: нравственный и духовный облик. Минск: Беларусь, 1980. — 94 с.
  143. В.Е., Дцанов Ю. А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1980. 212 с.
  144. В.Е. Слагаемые социальной справедливости. Коммунист, 1983, № 5, с.47−55.
  145. М.В. Проблемы теории личности /Социально-философский аспект/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.
  146. Диалектика в науках о природе и человеке /Груды Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания/: Диалектика мировоззрение и методология современного естествознания/Отв.ред. И. Т. Фролов. — М.: Наука, 1983. — 494 с.
  147. Диалектика в науках о природе и человеке /Груды Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания/: Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания/Отв.ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1983. -399 с.
  148. Диалектика деятельности и культура/Отв.ред. В.Г.Та-бачковский, А. И. Яценко. Киев: Наук. думка, 1983. — 293 с.
  149. Диалектика социального познания /Под ред. Г. Г.Водола-зова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 126 с.
  150. Диалектика социальных процессов/Р^гк.авт.кол-ва А. А. Лысенко. Киев: Вища школа, 1983. — 216 с.
  151. Диалектика становления коммунистического труда/Отв. ред. В. А. Буслинский. Киев: Наук. думка, 1978. — 302 с.
  152. Т.М. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности. Вопросы философии, 1981, № 6, с.70−81.
  153. В.И. Формирование личности в условиях зрелого социализма. Философские науки, 1979, № 5, с.3−13.
  154. О.Г. Природа границы сферы общественного бытия человека. В кн.: Проблемы человека в современной философии/Ред.кол. И. Ф. Балакина и др. М.: Наука, 1969, с.189−230.
  155. Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М.: Наука, 1976. — 235 с.
  156. Н.П. Общая генетика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Наука, 1976. — 590 с.
  157. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. -334 с.
  158. Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 197I. — 386 с.
  159. Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980. — 288 с.
  160. Д.И. Проблема «психика и мозг» в свете категорий социального и биологического. Вопросы философии, 1982, № 5, с.65−76.
  161. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. 228 с.
  162. С.П. Проблема противоречий в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  163. С.П., Козловский В. Е. Проблемы диалектики зрело го социализма: /Социальное единство и противоречия развития/. -М.: Мысль, 198I. 329 с.
  164. Духовное производство и личность/Отв.ред. С. С. Батенин. -Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1981. 146 с.
Заполнить форму текущей работой