Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (1977;1979 гг.) изучались труды классиков марксизма-ленинизма, специальнаяфилософская, педагогичеекая, социологическая и экономическая литература. Изучение общественно-политической и социально-экономической литературы позволило определить значение экономического воспитания в условиях развитого социалистического общества и продолжающегося научно-технического прогресса. Анализ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЩШЪНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Экономическое воспитание молодежи как потребность общественного развития, научно-технического прогресса
    • 1. 2. Задачи и содержание экономического воспитания школьников на-этапе развитого социалистического общества
    • 1. 3. Критерии и составные элементы экономической готовности личности старшеклассника
    • 1. 4. Взаимосвязь школы и УПК как условие экономического воспитания (системный подход)
  • ГЛАВА II. 01ШН0-ЭКСПЕРШЕНТАЛБНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Исходные осноеы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Формирование взглядов и убеждений как педагогическое условие экономического воспитания учащихся
    • 2. 3. Экономическое воспитание в процессе общественно-полезной производительной деятельности учащихся.118'

Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастание значения экономического воспитания трудящихся обусловлено новыми условиями экономического роста страны.

Научно-технический прогресс коренным образом изменил техническую, технологическую, организацдонную структуру общественного производства, привел к качественным изменениям в содержании труда и функциях рабочего. Эти изменения вызывают необходимость улучшения подготовки работника социалистического производства, который должен обладать широким.: профессиональным., кругозором и мастерством, глубоким знанием политехнических основ современного производства, быть способным быстро осваивать новейшие машины и технологические процессы (32, с.26). Обязательным аспектом работника нового типа становится его экономическая подготовка.

В связи с этим партия ставит задачу «всецело подчинить. экономическое воспитание потребностям интенсификации народного хозяйства, выработке современного экономического мышления, социалистической предприимчивости и деловитости. Экономическую учебу. рассматривать. как одно из средств повышения эффективности производства» (28, с.71).

В соответствии с решениями ХХ1У-ХХУТ съездов КПСС в нашей стране проведена значительная работа по организации экономического воспитания, создана система экономического образования, которая заняла важное место в идейно-воспитательной и хозяйственной работе. Однако, как отмечено в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, постановлении ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» (1982 г.), не везде еще агитационно-пропагандистские мероприятия по вопросам экономии и бережливости подкрепляются действенными практическими мерами, в связи с чем качество и эффективность экономического образования и воспитания трудящихся не соответствуют потребностям интенсивного хозяйствования.

Названные недостатки характерны не только для системы экономического воспитания трудящихся, но и для экономического воспитания работающей и учащейся молодежи. Среди молодых рабочих наблюдаются еще факты небережливого отношения к социалистической собственности, нарушения трудовой дисциплины (125, с.58). Велика еще текучесть кадров среди молодых рабочих: 40 $ из них ежегодно меняют специальность и приобретают новую (233, с. 1819).

Значительные недостатки наблюдаются и в организации экономического воспитания школьников, в результате уровень их экономической готовности не отвечает современным требованиям.

Так, учащиеся имеют низкий уровень экономических знаний, слабо разбираются в экономических понятиях и категориях (218, с.29−30) — у них отсутствует умение организовать работу, многие старшеклассники не умеют соизмерять потребности с экономическими возможностями, не ценят время (248). Структура профессиональных склонностей выпускников средних школ существенно отличается от структуры действительных потребностей в кадрах: профессии рабочего промышленного производства выбирают для себя от 7,6 $ до 9,5 $ учащихся (145, с. 30- 249, с. 77).

В связи с этим актуальной задачей современной школы является усиление экономического воспитания учащихся.

Эта задача нашла четкое отражение в пункте 23 Проекта Щ КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором указано на важность практического включения учащихся в производственные отношения, формирования у них основных экономических понятий, а также воспитания качеств личности:" Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережливое отношение к общественному достоянию и родной природе, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу" (44).

Одной из причин неудовлетворительной организации экономического воспитания в практике работы школы является недостаточная разработанность проблемы экономического воспитания в педагогической теории.

Проблема экономического воспитания рассматривается учеными различных отраслей науки — философии, экономики, социологии и педагогики. L3a последние годы появилось немало работ, затрагивающих вопросы экономического воспитания. Так, этой теме уделяют внимание представители философии и социологии — Г. С. Глезерман, В. А. Демичев, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Илиада, А. К. Уледов, В. А. Ядов и др. Экономические аспекты ее рассмотрены в трудах А. М. Бирмана, Л. С. Бляхмана, Б. М. Кузнецова, А. В. Моисеева, Л. Н. Пономарева, I.E. Эпштейна.

В педагогике отдельные аспекты экономического воспитания отражены в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Н. И. Болдырева, Ю. К. Васильева, М. А. Данилова, И. Г. Марьенко, В. М. Монахова, М. Н. Скаткина и других.

Вопросам экономического воспитания посвящен ряд диссертационных исследований по философии, экономике и педагогике. В диссертациях Р. Г. Ахмедова, И. Б. Иткина, В. Д. Попова выделяются понятия и категории экономического воспитания, имеющие философское и общесоциологическое значение. В них рассматривается сущность экономического воспитания, сделана попытка определить его место и роль в общем процессе воспитания, анализируются актуальные проблемы экономического образования на современном этапе в условиях развитого социалистического общества, на примере трудовых коллективов раскрываются формы экономического воспитания рабочих, показаны пути совершенствования экономического воспитания в высшей школе.

Исследования ученых в области экономических наук — Л. Н. Пономарева, Л. Е. Эпштейна рассматривают структуру экономической жизни социалистического общества и анализируют значение экономической политики КПСС для воспитания масс. Значительное место уделяется экономическим вопросам коммунистического воспитания трудящихся в процессе их экономической деятельности и затрагиваются проблемы воспитания молодежи как пополнения работников промышленности на примере общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

Педагогические аспекты теории и практики экономического воспитания находят свое решение в ряде диссертационных работ. Авторы рассматривают общие вопросы экономического воспитания школьников с I по 10 класс (А.Ф.Аменд, Л.П.Мельникова), проблемы экономического воспитания учащихся младших классов в семье (Б.П. Чернышов), возможности коллектива в экономическом воспитании старшеклассников (Б.П.Шемякин), экономическое воспитание учащихся IX-X классов в производительном труде (М.Л.Малышев), формы экономического воспитания учащихся в ходе обучения решению экстремальных задач экономико-прикладного содержания на примере математических дисциплин (Л.Ла).

Исследования А. И. Абрамовой и Л. М. Пульмана проведены на базе профессионально-технических и технических училищ.

Кроме диссертаций, непосредственно посвященных проблеме экономической подготовки, в научной литературе имеются работы, выполненные в других областях, но затрагивающие вопросы экономического воспитания учащихся. Это диссертации А. И. Воловиченко, А. П. Граба, Е. А. Дегтерева, Т. П. Иванченко, Э. П. Королевой, Г. В. Куликовой, Л. И. Новиковой, в которых исследуются условия, пути и средства воспитания у учащейся молодежи таких качеств личности, как деловитости, коммунистического отношения к труду, к общественной собственности, бережного отношения к природе, а также навыков научной организации труда.

Анализ эффективности влияния различных форм организации общественно полезного, производительного труда учащихся на воспитание у них нравственно ценных качеств личности дается в работах А. Ю. Гордина, М. М. Заброцкого, В. И. Мареева, И. Б. Первина, В. К. Шаповалова, В. И. Ширинского, П. А. Ярмоленко.

Изучение профессиональных намерений учащихся и организации профессиональной ориентации школьников проведено З. К. Бакшеевой, О. А. Зимовиной, П. Р. Игнатенко, А. Г. Лучинской, П. В. Сырбу.

Таким образом, в педагогической литературе имеются решения отдельных вопросов экономического воспитания учащихся. Однако в исследовании проблемы наблюдаются существенные пробелы. В частности, малоизученным аспектом в настоящее время является процесс экономического воспитания старшеклассников: не определены педагогические условия эффективной организации экономического воспитания учащихся, не разработаны формы воспитания качеств личности учащихся в процессе экономического воспитания в учебно-производственных комбинатах, не рассматривается совместная работа школы и I.

УПК по экономическому воспитанию учащихся. Вследствие этого отсутствует система работы по экономическому воспитанно старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы и УПК.

Вместе с тем старший школьный возраст является наиболее плодотворным и ответственным в решении задач экономического воспитания школьников. В старшем школьном возрасте мышление учащихся развито в достаточной степени для того, чтобы усвоить сложные категории и законы общественного развития. Этот период отличается и осознанным отношением со стороны учащихся к овладению знаниями. В этом возрасте ярко проявляются глубокие патриотические и гражданские чувства, которые способствуют формированию общественно ценных качеств личности.

Решение задач, поставленных партией и правительством, по совершенствованию экономического воспитания трудящихся, а также недостаточная разработанность проблемы в теории и нужды практики предопределили тему нашего исследования -" Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов" .

Основная цель исследования заключается в том, чтобы определить педагогические условия, которые бы способствовали повышению эффективности работы по экономическому воспитанию старшеклассников.

В связи с тем, что процесс обучения и воспитания учащихся старших классов организуется в городских школах также на базе учебно-производственных комбинатов, мы избрали объектам исследования экономическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы и УПК.

Понимая, что проблема экономического воспитания является многоплановой, мы ограничили предмет исследования педагогическими условиями, влияющими на формирование экономической готовности личности старшеклассников.

Ведущей в исследовании была идея о том, что формирование сознания людей должно происходить в тесной взаимосвязи с теми глубокими качественными изменениями в производительных силах и соответствующем этому совершенствовании производственных отношений на современном этапе развития социалистического общества (28, с.9).

Приступая к исследованию, мы руководствовались предположением о том, что приведение содержания, форм и методов работы по экономическому воспитанию в соответствие с требованиями, предъявляемыми к подготовке молодежи развитием производительных сил и производственных отношений на этапе развитого социализма, способствует повышению эффективности экономического воспитания при соблюдении следующих условий: если формирование экономической готовности личности учащихся старших классов протекает на основе их деятельности, приближенной к цроизводственнойесли производительная деятельность учащихся организуется в коллективе и имеет ярко выраженную общественно полезную направленностьесли совместная деятельность школы и УЖ выступает в качестве условия экономического воспитания старшеклассников.

Опираясь на данную гипотезу, были определены следующие задачи: обосновать модель экономической готовности личности старшеклассниковизучить возможности учебно-воспитательного процесса в старших классах школы и УПК для формирования у школьников с учетом их возраста экономических знаний и умений, качеств личности и мотивов деятельности, соответствующих уровню развития производительных сил и производственных отношений социализмаопределить и экспериментально проверить необходимые условия формирования экономической готовности личности учащихсяраскрыть сущность совместной работы школы и УПК по экономическому воспитанию старшеклассников с позиции системного подхода.

Методологической основой исследования является материалистическая диалектика как метод познания общественных явлений, марксистско-ленинское учение о соответствии производственных отношений характеру производительных сил.

Исходной базой исследования выступают директивные решения КПСС по вопросам народного образования, воспитания подрастающих поколений и подготовке их к труду, экономическому воспитанию и образованию. Опорой исследованию служили психолого-педагогическая теория деятельности, теория всестороннего развития личности, развития личности в коллективе, системный подход к изучению социальных явлений.

Процесс исследования условно можно разделить на три этапа.

На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись различные методы исследования.

На первом этапе (1977;1979 гг.) изучались труды классиков марксизма-ленинизма, специальнаяфилософская, педагогичеекая, социологическая и экономическая литература. Изучение общественно-политической и социально-экономической литературы позволило определить значение экономического воспитания в условиях развитого социалистического общества и продолжающегося научно-технического прогресса. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и учебно-методической документации помог раскрыть состояние изучения проблемы, определить круг нерешенных вопросов и выявить возможности учебно-воспитательного процесса в школе и УПК для экономического воспитания учащихся. Изучение педагогического опыта необходимо было для критической оценки состояния практической работы по экономическому воспитанию учащихся в школе и УПК, а также для определения передового педагогического опыта.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент для определения уровня экономической готовности старшеклассников, сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (I979-I98I гг.) проверялись выводы и положения рабочей гипотезы. Основным методом исследования явился формирующий педагогический эксперимент, который позволил определить условия, формы и средства экономического воспитания старшеклассников .

На этом этапе широко использовались педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися, учителями и мастерами производственного обучения, хронометрирование деятельности учащихся. Метод рейтинга применялся для определения уровня сформированное&tradeэкономических умений у учащихся. Результаты, полученные в ходе эксперимента, подвергались проверке с помощью метода экспертных оценок.

На третьем этапе (1982;1983 гг.) был проведен контрольный эксперимент с целью проверки полученных экспериментальных данных. Теоретический анализ педагогических явлений использовался для обобщения и объяснения фактов, полученных в ходе экспериментальной работы. Были разработаны методические рекомендации .для учителей школ и мастеров производственного обучения УПК.

База исследования: различными видами эксперимента было охвачено более 1900 учащихся старших классов Советского, Центрального, Тракторозаводского и Металлургического районов г. Челябинска, учащихся УПК Советского и Металлургического районов, УПЦ ЧТЗ им. В. И. Ленина, УПЦ фирмы «Полет», а также учащихся УПК г. Златоуста, г. Коркино. Основная экспериментальная работа проводилась на базе школы J6 56, УПК Советского района и УПЦ фирмы «Полет» Центрального района г. Челябинска.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на марксистско-ленинскую методологию, длительностью опытно-экспериментальной работы, повторяемостью эксперимента, проведением опроса учащихся по 12% выборке, определением количества учащихся экспериментальных и контрольных групп в соответствии с требованиями математической статистики к объему выборки, учетом влияния региональных различий на процесс воспитания, а также учетом различий, существующих в учебно-воспитательных процессах учебно-производственных комбинатов и цехов.

На защиту выносятся следующие положения: модель экономической готовности личности учащихся и ее структурные элементысистема необходимых внешних и внутренних педагогических условий, способствующих формированию экономической готовности личности старшеклассников.

Научная новизна исследования заключается в том, что: обоснована модель экономической готовности личности учащихся, включающая следующие структурные элементы: экономические знания, умения и навыки, направленность личности, выражающуюся в наличии у старшеклассников общественно ценных экономических интересов, потребностей, мотивов деятельности, экономической по содержанию, а также экономически осознанного отношения к трудувыявлены две группы педагогических условий эффективного экономического воспитания старшеклассников: к внешним условиям относится взаимосвязь школы и УПК в экономическом воспитании учащихся, сущность которой заключается в организации экономического воспитания старшеклассников в процессе обучения, общественно полезной производительной деятельности и внеклассной работы с учетом специфики учебно-воспитательного процесса школы и УПК на основе соблюдения принципа последовательности и преемственностик внутренним условиям — подготовленность учащихся к формированию экономических взглядов и убеждений и деятельность учащихся, по содержанию и условиям приближенная к производственной.

Практическая ценность выполненного исследования состоит в том, что обоснованная система включения учащихся в деятельность, связанную с формированием их сознания, а также выявленные условия, формы и средства позволяют организовать экономическое воспитание на научной основе и в результате сформировать у учащихся экономически осознанное отношение к труду, качества бережливости, экономности, расчетливости. С учетом местных условий и соответствующих корректив она может быть использована педагогическими коллективами школ и УПК в условиях промышленного центра.

Апробация работы: материалы исследования докладывались автором на ежегодных вузовских конференциях (1980;83 гг.), на депутатской комиссии по народному и профессионально-техническому образованию Центрального района г. Челябинска (1981 г.), на областной научно-практической конференции «Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (1983 г.), на У1 и УП межвузовских научно-теоретических семинарах по экономическому образованию и воспитанию (1979 г., 1983 г. г. Челябинск), на Всероссийских научно-практических семинарах «Всестороннее развитие личности учащихся в процессе политехнического образования» (1980 г., г. Уфа) и «Политехническое образование и трудовое воспитание учащихся в свете решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС» (1983 г., г. Казань), на Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов «Профориентационная работа, трудовое и экономическое воспитание учащейся молодежи» (1982 г., г. Ростов-Великий).

Результаты исследования мотивов выбора профессии учащимися.

Мотивы.

58 кл. (258: 9 кл.(350.

•чел.},! челл).

• * кол-воi у: кол-во .^ч-ся J° уч-ся.

10 кл. (453 чел.) кол-во j ef? ч-ся j.

Интерес к профессии.

Необходимость профессии в городе.

Творческий характер труда.

Оплата, возможности роста.

Внешняя привлекательность — популярность, романтичность и др.

90 62 12 45.

34,88 24,03 4,65 17,44.

130 85 69 53.

37,14 24,28 .19,71 15,14.

154 101 101 71.

72 27,90 105 30,00″ 130.

33,99 22,29 22,29 15,67.

28,69.

Изучение мотивов выбора профессии подтверждает сложившееся противоречие. Доминирующим мотивом является интерес к профессии со стороны учеников. Немаловажным считают учащиеся и внешние признаки — популярность, романтичность профессии (27−30 $).

Вместе с тем старшеклассники слабо руководствуются реальными потребностями города в данной профессии и 83,95%, по нашим данным, не имеют подобных сведений. Следует отметить, что такой.

О Y О немаловажный фактор, как содержание труда и его творческии характер, не является одним из решающих при выборе профессии. Положительна, однако, тенденция к возрастанию его роли (от 4,6% в 8 классе до 22,3% в 10 кл.).

Таким образом, на основе приведенных выше данных можно охарактеризовать отношение учащихся старших классов к выбору профессии как недостаточно осознанное.

П. Для выяснения причин сложившегося положения необходимо было изучить организацию экономического воспитания учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе в школе, УПК, а также выявить роль семьи в экономическом воспитании старшеклассников. Нами были получены следующие данные (см. табл. 12).

В школах еще не сложилась система работы по экономическому воспитанию учащихся. Несмотря на то, что 61% руководителей школ отмечают наличие такой системы, другие ответы противоречат этому утверждению. Особенно видны недостатки в планировании работы по экономическому воспитанию учащихся, в решении вопросов экономического воспитания в учебном процессе, в отсутствии подготовки учителей к данной работе. Эти недостатки не позволяют говорить о наличии системы работы по экономическому воспитанию в большинстве школ.

Данные, полученные в результате анкетирования руководителей школ, подтверждаются анализом 64 годовых планов работы классных руководителей 9−10 классов. В большинстве случаев отсутствует система мероприятий по экономическому воспитанию учащихся, в планах имеют место отдельные, часто не связанные между собой мероприятия. В среднем на долю экономического воспитания приходится 2−3 меро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

ХХУ1 съезд КПСС определил дальнейшие пути развития народного образования в нашей стране и отметил, что главная задача на современном этапе состоит «в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду» (26, с. 60). Важная роль в выполнении намеченных съездом задач отводится экономическому воспитанию школьников, которое направлено на формирование у учащихся основ научных экономических знаний, экономических умений и навыков и качеств личности, необходимых для сознательного участия в социалистических производственных отношениях.

В результате теоретического изучения проблемы мы установили, что повышение роли экономического воспитания обусловлено объективными потребностями развитого социализма. Качественная перестройка технического базиса производства на основе комплексной механизации, автоматизации и т. д., коренное изменение роли человека в производстве, соединение преимуществ социализма с возможностями научно-технического прогресса выдвигают новые, повышенные задачи перед экономическим воспитанием молодежи. Практика, однако, показывает, что в экономическом воспитании молодежи существуют еще значительные недостатки, связанные с отсутствием систематической планомерной работы в этом направлении в общеобразовательной школе. В связи с этим дальнейшая разработка вопросов экономического воспитания в теории и внедрении результатов исследований в практику не теряет своей актуальности.

Предпринятое нами изучение возможностей учебно-воспитательного процесса в старших классах средней школы позволяет сделать следующие выводы.

Б условиях развитого социализма экономическое воспитание учащихся развивается по двум основным направлениям, которые предусматривают :

— формирование у школьников с учетом их возраста экономических знаний и умений, соответствующих уровню развития производительных сил социализма;

— воспитание качеств личности и мотивов деятельности, обеспечивающих сознательное участие в социалистических производственных отношениях.

Учебно-воспитательный процесс в старших классах средней общеобразовательной школы тлеет ряд возможностей для реализации основных направлений экономического воспитания школьников. Эти возможности обеспечиваются, во-первых, содержанием учебных дисциплин-экономической географии, истории СССР и обществоведения, знакомящих учащихся с экономическими законами общества, принципами функционирования социалистического производства, отраслями народного хозяйства нашей страны. Во-вторых, организацией трудового обучения учащихся старших классов на базе учебно-производственных комбинатов и цехов. Организация обучения на базе современной техники и установление тесных связей с производственными коллективами позволяет знакомить учащихся с организационно-экономическими основами производства. Осуществление процесса обучения на основе общественно полезного производительного труда и развитие самоуправления на комбинате способствуют сформированию качеств личности, обусловленных экономическими потребностями социализма и необходимых работнику — активному участнику социалистического производства.

Нами установлены две группы педагогических условий, позволягащих использовать возможности учебно-воспитательного процесса в старших глассах в школе и УПК для формирования экономической готовности личности старшеклассников, которая выступает в качестве обобщенного критерия эффективности экономического воспитания. Рассмотрение процессов экономического воспитания с позиции системного подхода позволило выявить внешние и внутренние педагогические условия. Необходимым внешним педагогическим условием является взаимосвязь школы и УЖ в экономическом воспитании учащихся, сущность которой заключается в организации экономического воспитания старшеклассников в процессе обучения, общественно полезной производительной деятельности и внеклассной работы с учетом специфики учебно-воспитательного процесса школы и УПК на основе соблюдения принципа последовательности и преемственности. Взаимосвязь школы и УПК как компонентов системы выражается в уточнении целей и задач экономического воспитанияпланировании экономического воспитания с учетом принципа преемственности и последовательности^ отборе содержания воспитания в соответствии со спецификой учебно-воспитательного процесса школы и УПКв установлении системы педагогических воздействий-в обеспечении единства требований к учащимся.

Необходимыми внутренними педагогическими условиями являются подготовленность учащихся к формированию экономических взглядов и убеждений и деятельность учащихся, по содержанию, характеру и условиям приближенная к производственной.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что:

1. Усвоение учащимися научных экономических знаний является основой формирования экономических взглядов и убеждений.

2. Важными условиями формирования экономических взглядов и убеждений являются развитие у учащихся интереса к экономике и формирование умения экономического анализа.

3. Необходимым условием формирования экономических взглядов и убеждений, мотивов деятельности является собственная деятельность учащихся, которая по содержанию, характеру и условиям приближена к производственной — это общественно полезная коллективная производительная деятельность учащихся, осуществляемая в УЖ, на производственной практике, в летних трудовых объединениях.

4. Основными средствами экономического воспитания в процессе производительной деятельности выступают научная организация труда и соревнование учащихся.

5. Эффективным средством формирования вооруженности учащихся экономическими знаниями и умениями является курс «Основы экономики и организации социалистического производства» в сочетании с обучением учащихся на уроках истории, обществоведения, экономической географии.

6. Деятельность учащихся в составе «Экономического поста» формирует бережное отношение к социалистической собственности, к продуктам труда людей, природы, ко времени.

7. Исследовательские задания экономического характера, способствуют развитию интереса учащихся к вопросам экономики.

Внедрение в практику выявленных нами форм и педагогических условий подтвердили наши предположения и привели к повышению уровня экономической готовности старшеклассников, отразились на результатах их производительной деятельности: производительность труда учащихся экспериментальных групп возросла на 11,4 $, сократились пропуски занятий на 30 $ без уважительных причин, в течение эксперимента не производился ремонт учебных помещений, не было случаев порчи мебели и оборудования.

Результаты нашего исследования могут быть использованы при разработке соответствующих разделов теории и методики педагогики, а также при повышении квалификации учителей и мастеров производственного обучения и при подготовке студентов педвуза к осуществлению работы по экономическому воспитанию детей.

Исследование не претендует на полное освещение всех аспектов экономического воспитания старшеклассников. Эта проблема нуждается в дальнейшем изучении, которое может проводиться по следующим направлениям:

1. Экономическое воспитание учащихся в процессе политехнического образования.

2. Экономическое воспитание старшеклассников в условиях летних трудовых объединений.

3. Условия взаимодействия школы и промышленного предприятия в экономическом воспитании учащихся.

4. Экономическое воспитание как средство повышения экономической эффективности производительного труда учащихся и др.

Исследование этих вопросов будет способствовать эффективному выполнению решений ХХУ1 съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС в области трудового и экономического воспитания молодежи, подготовки ее к сознательному и активному участию в социально-экономической жизни страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Глава о деньгах.- В кн.: Архив Маркса и Энгельса.
  2. М.: Партиздат ЦК ВКП (б), 1935, Т.1У, с.5−253.
  3. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Советапо отдельным вопросам.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с.194−203.
  4. К. Капитал, т. I, — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т. 23.- 784 с.
  5. К. Капитал, т. III.- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т. 26, с. 276.
  6. К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения, т. П.- М.: Госполитиздат, 1949.- с.5−38.
  7. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.- Маркс
  8. К., Энгельс Ф. Избранные произведения, т. I. М.: 'Госполитиздат, 1949. — с.1−39.
  9. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс
  10. Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 7−544.
  11. К. Размышления юноши при выборе профессии.- Маркс К.,
  12. Ф. Из ранних произведений.- М.: Госполитиздат, 1956, с.1−5.
  13. Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 5−338.
  14. Ф. Принципы коммунизма.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,. 2-е изд., т. 4, с.322−339.
  15. В.И. Великий почин.- Полн. собр. соч., т.39, с.1−29 .v
  16. В.И. Как нам реорганизовать Рабкрин. (Предложение ХПсъезду партии).- Полн. собр. соч., т. 45, с. 383−387.
  17. В.И. Как организовать соревнование?- Полн. собр. соч., т. 35, с. 195−205. ^
  18. В.И. Ложка дегтя в бочке меда.- Полн. собр. соч., т.45,с. 206−207.
  19. В.И. О воспитании и образовании. Изд. 2-е.- М.: Просвещение, 1970. 680 с.
  20. В.И. О молодежи.- М.: Мол, гвардия, 1969. 704 с.
  21. В.И. Очередные задачи Советской власти.- Полн. собр.соч., т. 36, с.165−208.
  22. Ленин В. И. Первоначальный набросок статьи «Очередные задачи
  23. Советской власти». Полн. собр. соч., т. 36, с.127−164.
  24. В.И. Перлы народнического прожектерства.- Полн. собр.соч., т. 2, с. 471−504.
  25. В.И. Речь на П Всероссийском съезде комиссаров труда22 мая 1918 г. Полн. собр. соч., т. 36, с.365−370.
  26. В.И.Ленин и КПСС об экономическом образовании трудящихся:
  27. Сборник).- М.: Политиздат, 1972. 150 с.
  28. Заветы Ленина в области народного просвещения. Составила Н.К.
  29. Крупская.- М.: Работник просвещения, 1925. 31 с.
  30. ОФЖЩЛЬНО-ДОКУШНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  31. КПСС. Программа Коммунистической партии Советского Союза.
  32. Принята ХХП съездом КПСС.- М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  33. КПСС. Съезд 24-й. Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1971. 320 с.
  34. КПСС. Съезд 25-й. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1977. 256 с.
  35. КПСС. Съезд 26-й. Москва, 1981. Материалы Ш1 съезда КПСС.
  36. М.: Политиздат, 1981. 223 с.
  37. КПСС. ЦК. О дальнейшем улучшении идеологической, политиковоспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979. М.: Политиздат, 1979. 15 с.
  38. КПСС. ЦК. Пленум. 1983. Июнь, Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983.-80 с.
  39. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова на Пленуме
  40. ЦК КПСС 22 ноября 1982 г. Коме, правда, 1982 г., 23 ноября.
  41. Всегда в строю! Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии. Выступление товарища Ю. В. Андропова.- Известия, 16 авг. 1983 г.
  42. Л.И. О Продовольственной программе СССР на период до1990 года и мерах по ее реализации. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 24 мая 1982 г.- Постановление Пленума ЦК КПСС.- М.: Политиздат, 1982. 30 с.
  43. ВЖСМ. Съезд, 17. 23−27 апреля 1974 г. Стенографический отчет, т. I. М.: Молодая гвардия, 1975. — 416 с. 124)
  44. Всесоюзный съезд учителей. 1978: Документы и материалы.- М.:1. Педагогика, 1978. 144 с.
  45. О борьбе за режим экономии. Обращение ЦК и ЦКК ВКП (б) 25апреля 1926 г.- В: КПСС. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и испр. т. 3.- М.: Политиздат, 1970, с. 322−327.
  46. О дальнейшем совершенствовании экономического образования ивоспитания учащихся общеобразовательных школ. Инструктивно-методическое письмо Минпроса СССР от 4 ноября 1978 г. $ 67, М.-Воспитание школьников, 1979, № 2, с. 66−70.
  47. О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.- Правда, 1982, 27 июня.
  48. О хозяйственном положении и хозяйственной политике. Резолюция
  49. Пленум, а ЦК ВКП (б) 6−9 апреля 1926 г. В: КПСС. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и испр. Т.З.-М.: Политиздат, 1970, с.312−321. ъ^
  50. Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Приказ Министра просвещения СССР № 112 от 30 августа 1974 г.- Школа и производство, 1975, 16 I, с.35−36.
  51. Об улучшении работы по экономии и рациональному использованиюсырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.-Правда, 1981, 4 июля.
  52. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной.школы. Проект ЦК КПСС.- Правда, 1984 г., 4 января.
  53. СССР. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик.- М.: Изд-во «Правда», 1977. 48 с.
  54. Типовое положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.- В: Воспитательная работа в школе. Сб. документов. Под ред. М. И. Кондакова.- М.: Просвещение, 1976, с.137−145.
  55. МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, СИМПОЗИУМОВ
  56. Вопросы экономического воспитания. (Материалы межвузовскойнаучной конференции, состоявшейся 20−21 мая 1966 года в г. Челябинске).- Челябинск: ЧГПИ, 1967. 164 с. !п1
  57. Вопросы экономического воспитания и образования. Сборник.
  58. Ред. коллегия: С. И. Машкауцан (отв. ред.) и др. Выпуск 4.
  59. Челябинск: ЧГПИ, 1973. 121 с.
  60. Вопросы экономического образования и воспитания. Выпуск 5.
  61. Челябинск: ЧГПИ, 1975. 108 с.
  62. Вопросы экономического образования и воспитания. Тезисы УПмежвузовского семинара.-^ Челябинск, 1982 .-77 с.
  63. Политехническое образование и всестороннее развитие личностиучащегося: Материалы семинара.- М.: РСФСР. Педагогическое общество, Центральный совет, 1981. 116 с.
  64. Проблемы социалистической педагогики: Материалы I научнойконференции ученых-педагогов социалистических стран.- М.: Педагогика, 1973. 430 с.
  65. Проблемы экономического образования и воспитания. (Материалы
  66. Ш межвузовской научной конференции по проблемам экономического воспитания). Сборник. Ред. коллегия: Л. Е. Эпштейн (отв. ред.) — Челябинск: ЧГПИ, 1972. 154 с.
  67. Трудовое становление школьников в условиях УПК: Материалы
  68. Всероссийского семинара, проведенного 2728 марта 1978 г. в г.Москвё.- М.: Центр, совет Пед. общества РСФСР.- 88 с.
  69. Формирование социалистической личности: Тезисы докладовучастников П Международного семинара аспирантов и молодых ученых -педагогов социалистических стран. (10−20 августа 1975 г.) М.: АПН COOP, 1975. — 381 с.
  70. Экономическое воспитание и образование молодежи в условияхразвитого социализма: По материалам Всесоюзн. научн.-практ. конференции в Челябинске в мае 1978 г. /Редкол. Н. Я. Клепач и др.- Сост. В. М. Кузнецов и А. М. Матвеев.- М.: Мысль, 1978. 367 с.
  71. Экономическое воспитание и профессиональная ориентация школьников: Тезисы докладов к конференции (сентябрь 1972 г.)-Свердловск, 1972. с.
  72. Экономическое образование и воспитание. Выпуск 6.- Челябинск:1. ЧИШ, 1976. 75 с. 1. КНИГИ
  73. А.И. Роль экономической подготовки в воспитании уучащихся профтехучилищ ответственности за выпуск продукции высокого качества.- М.: Высш. школа, 1980. 88 с.
  74. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.
  75. М.: Педагогика, 1976. 192 с.
  76. В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системногоисследования). Изд. 2-е, доп.- М.: Политиздат, 1973. 390 с. ^ 66. Афанасьев В. Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.368 с.
  77. Бабанский Ю. К, Проблемы повышения эффективности педагогических исследований? (Дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  78. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции,— М.: Знание, 1974. 96 с,
  79. В.Б., Холодная Г. Н. Основы организации и экономикипромышленного производства. Уч. пособие для проф.-тех. училищ.- М.: Высш. школа, 1978.
  80. A.M. Основы экономических знаний о социалистическомпроизводстве: Факультатив, курс. Пособие для учащихся X клас.- М.: Просвещение, 1979. 208 с.
  81. A.M. Увлекательная экономика.- М.: Молодая гвардия.1975. 208 с.
  82. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
  83. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  84. Н.И. Методика воспитательной работы в школе.- М.:1. Просвещение, 1974. 223 с.
  85. Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросытеории.- М.: Педагогика, 1979. 224 с.
  86. Л.И. Экономия времени.- М.: Транспечать, 1924.-120 с.
  87. Бюджет времени нашего молодняка. Сборник статей под ред. М.С.
  88. Бернштейна и Н. А. Рыбникова.- М.-Л.: Госуд. изд-во, 1927.--136 с.
  89. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.- М.: Педагогика, 1983. 96 с. S
  90. И.Г., Кильдишев Г. С. Основы математической статистики.- М.: Госстатиздат, 1963. с. 131.
  91. М.М. и др. Методика проведения факультатива «Основы экономических знаний о социалистическом производстве». Пособие для учителей / М. М. Винокурова, И. М. Камелецкая, Н. М. Петелина.- М.: Просвещение, 1980.- 128 с.
  92. Влияние научно-технической революции на содержание труда иопределение требований к подготовке рабочих кадров.- Кнауэр А., Новицкий Т., Цисарж В. и др. М.: Высш. школа, 1980.-205 с.
  93. Ю.Е., Лошкарев Ю. С. Трудовое воспитание молодежи.- М.:1. Политиздат, 1Э76. 127 с.
  94. Вопросы НОТ в школе. Под ред. Иванова С. В. Сб. I. Изучение труда школьника.- Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1927. 167 с.
  95. А. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда.- М.: Изд-во ВЦСПС, 1927. 200 с.
  96. Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества.- М.: Политиздат, 1973. 352 с.
  97. Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  98. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социалисти-*ческого исследования. Под ред. М. Т. Иовчука, Л. Н. Когана.- М.: Мысль, 1972. 439 с. Щ
  99. Н.Н. Профессиональная ориентация и вовлечение молодежи в систему профессионально-технического образования.- М.: Высш. школа, 1971. 231 с.
  100. .А., Костанян СЛ. Экономика и образование.- М.: Знание, 1970. 48 с.
  101. JI.B. 0 цредмете и методах дидактических исследований.1. М.: Ш РСФСР, 1962.
  102. М.И. О коммунистическом воспитании. Избранные речи истатьи.- М.: Изд-во ЦК ВПКСМ Молодая Гвардия, — 1956. 382 с.
  103. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Подред. Скаткина М. Н., Краевского В.В.- М.: Педагогика, 1978.208 с.
  104. П.М. Организуй самого себя.- M.-JI.: Мол. Гвардия, 1927. 123 с.
  105. Н.Я., Попов В. Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность.- М.: Экономика, 1979,-224
  106. Кон И. С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  107. Н.К. Пед. соч. в 10 томах. Т.4.- М.: АПН РСФСР, 1959. Д630 с. *
  108. Крупская Н. К. Трудовое и политехническое обучение.- М.: АПН
  109. РСФСР, 1962. 151 с. № 100. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972. — 255 с. v Ю1. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: да, 1970. — 114 с. Р
  110. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемыструктуры.- М.: Педагогика, 1980. 264 с.
  111. .Т. Теория коммунистического воспитания. (Опыт методологического исследования).- М.: Педагогика, 1974. 496 с.
  112. Личность и ее ценностные ориентации. Выпуск I. Ред. В.А.
  113. Ядов и И. С. Кон, — М.: Ин-т конкретных социологических исследований АН СССР, 1969. 169 с.
  114. Личность и труд. Под ред. К. К. Платонова.- М.: Мысль, 1965.365 с.
  115. В.П. Учись экономическому счету.- М.: Политиздат, 1973.- 287 с.
  116. А.В. О народном образовании. (Статьи и речи запериод I9I7-I929 гг.) — М.: АПН РСФСР, 1958. с. 559.
  117. А.С. Воспитание гражданина. Составитель М. П. Павлова. Под ред. канд. пед. наук Л. Ю. Гордина.- М.: Просвещение, 1968.- 373 с.
  118. А.С. Коллектив и воспитание личности.- М.: Педагогика, 1972. 336 с. ПО. Макаренко А. С. Соч. в 7 томах. Т.5. — М.: АПН РСФСР, 1958.-558 с.
  119. С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе.- Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971, — 330 с. 112. .Матушкин С. Е. Воспитание трудовой технической культуры вшколе.- Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1968. 119 с.
  120. В.А. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания.- М.: Мысль, 1980.- с.130−137.
  121. Межшкольные учебно-производственные комбинаты: Пособие дляпреподавателей / Н. П. Семыкин, П. Н. Андрианов, В. М. Казакевич, И. и Бака. цод ред# н.П.Семыкина.- М.: Просвещение, 1980. -143 с.
  122. Методы педагогических исследований. Под ред. канд. пед. наук В. И. Куравлева.- М.: Просвещение, 1972. 159 с.
  123. Методы педагогических исследований. Под ред. А. И. Пискунова,
  124. Г. В.Воробьева.- М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  125. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Под ред. чл.-корр. АПН СССР, проф. Н. В. Кузьминой.-Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.
  126. А.В. и др. Экономический словарь-справочник. Пособие для учащихся. Под ред. проф. А. В. Моисеева.- М.: Просвещение, 1978. 239 с.
  127. А.В. и Кузнецов В.М. Популярная экономика. Книгадля чтения.- М.: Политиздат, 1971. 319 с.
  128. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистическоговоспитания школьников.- М.: Педагогика, 1978. 200 с.
  129. О трудовом обучении учащихся за рубежом. Метод, материалыи разработки для студентов и учителей.- Пятигорск: Пятигорский гос. пед. ин-т ин. яз., 1968. 17 с.
  130. Обучение основам НОТ как средство трудового воспитания учащихся. Сборник научных трудов. Под ред. канд. филос. наук Варнаковой Е. Д. М.: НШ ОП АПН СССР, 1976. — 46 с.
  131. Общие основы педагогики. Под ред.Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана.- М.: Просвещение, 1967. 392 с.
  132. Партия и современная научно-техническая революция в СССР,
  133. Под ред. И. И. Артоболевского и др.- М.: Политиздат, 1974. -336 с.
  134. .Н. Воспитание молодежи наша общая забота.- М.:
  135. Профиздат, 1974. 190 с. №)
  136. М. Насущные проблемы современной советской школы.
  137. М.: Работник просвещения, 1925. 187 с.
  138. М. Режим экономии, задачи рационализации и школа.
  139. М.: Работник просвещения, 1928. -^72 с.
  140. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие.- М.: Высш. школа, 1981. 175 с.
  141. К.К. О системе психологии.- М.: Мысль, 1972. 216с.
  142. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебник для индустриально-пед техникумов.- М.: Высш. школа, 1973. 256 с.
  143. Подготовка молодежи к жизни. Выпускники средней школы СССРи ГДР. (Сборник научных трудов). Под ред. Г. Филонова и Э. Дрефенштедта.- М.: НИИ общих проблем воспитания, 1978. -195 с.
  144. Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности.- Казань: Татарское кн. изд-во, 1968. 204 с.
  145. В.А., Соколов Б.А.,.Уланов В. Г. Методика трудовогообучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Под ред. В. А. Полякова.- М.: Просвещение, 1979. 207 с.
  146. В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. Изд. 2-е, исправл, — М.: Просвещение, 1980. III с.
  147. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование ироль в социалистическом обществе.- М.: Мысль, 1981. 239 с.
  148. Программы средней школы. Трудовое обучение. IX-X классы.
  149. Тяжелая промышленность.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
  150. Программы средней школы. Трудовое обучение. IX-X классы.
  151. Легкая промышленность. Сфера обслуживания.- М.: Просвещение, 1982. 80 с.
  152. Производительный труд в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда городски х школ. (Из опыта работы). Составитель А. Ф. Крючков.- М.: Просвещение, 1980. 174 с.
  153. И.П. Воспитание коммунистического отношения ктруду и общественной собственности у учащихся, — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1965. 150 с.
  154. М.А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе.- М.: Мысль, 1975. 68 с.
  155. Рейман, Макс. Избранные речи и статьи.- М.: Политиздат, 1970.- 639 с.
  156. С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.:
  157. Учпедгиз, 1946. с.623−640.
  158. Совместная работа школы и производства по профессиональнойориентации учащихся. (Методические рекомендации по организации совместной работы общеобразовательной школы и промышленных предприятий).- Курган, 1980, — 79 с.
  159. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1971. 287 с.
  160. Социальные проблемы труда и производства. Советско-польскоесравнительное исследование под ред. Г. В. Осипова и Я. Щепань-ского.- М.: Мысль, Варшава^ ^^-, 1969. 511 с.
  161. Социологические проблемы образования и воспитания. Под ред.
  162. Р.Г.Гуровой.- М.: Педагогика, 1973. 208 с.
  163. Структура и движущие силы учебно-воспитательного процесса.
  164. Научные труды. Сборник 50.- Тюмень, ТГУ, 1977. 142 с.
  165. С.Г. Технический прогресс и общественная производительность труда.- М.: Ин-т мировой экономики и межд. отношений, 1959. 52 с.
  166. С.Г. Хозяйственное значение народного образования.
  167. M.-JL.: Экон. жизнь, 1924. 63 с.
  168. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.- воспит. работы в сел. сред, школе.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1979. 393 с.
  169. В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик).- Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1976. 272 с.
  170. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А.И.
  171. Пискунова и Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979. 208 с.
  172. Н.А. Организация производительного труда школьников.
  173. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1970. 288 с.
  174. Н.А. Педагогические основы производительного трудашкольников.- Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1970. -218 с.
  175. Труд и развитие личности. Под ред. Здравомыслова А. Г. и Ядова В. А. Лениздат, 1965. — 191 с.
  176. Трудовое воспитание и политехническое обучение. Краткий словарь для учителя. Под ред. М. Н. Скаткина и В. А. Полякова.-М.: Просвещение, 1968. 480 с.
  177. Трудовое воспитание и производительный труд учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. 82 с.
  178. Трудовое обучение в средней школе и проблема подготовки квалифицированных рабочих. Под ред. Васильева Ю. К., Полякова В.А.- М.: Педагогика, 1972. 112 с.
  179. Трудовое обучение учащихся и профориентационная работа намежшкольном учебно-производственном комбинате.- Алма-Ата: Мин. проев. Каз. ССР, 1976. 18 с.
  180. Трудовое обучение школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и цехах. Под ред. М.А.&иделева и В. А. Полякова.- М.: Высшая школа, 1975. 118 с.
  181. А.К. Структура общественного сознания.- М.: Мысль, 1968, — с.136−143.
  182. К.Д. Человек как предмет воспитания.- Сочинения.
  183. Т.8.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980. с. 141.
  184. П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников.- Воронеж.: ВУ, 1979. 191 с.
  185. Чангли И. И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования.- М.: Наука, 1973. 588 с.
  186. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков,— М.: Высш. школа, 1980. 79 с.
  187. И.Д. Система общественно полезного труда учащихся в современной советской школе, — Минск: «Нар. асвета», 1974, 256 с.
  188. С.М. Политехническое обучение.- М.: АПН РСФСР, 1956.728 с.
  189. С.Т. Избранные пед. соч.: в 2 т. Т.2 /Под ред. Н.П.
  190. Кузина, М. Н. Скаткина, В. П. Шацкой.- М.: Педагогика, 1980. -416 с.
  191. А.А. Политехническое трудовое обучение и воспитание.
  192. М.: АПН СССР. Ин-т повыш. квалиф. препод, пед. дисциплин ун-в и педвузов, 1971. 45 с.
  193. Школа и труд. (Соединение обучения с производительным трудомв средней школе). Под ред. А. И. Янцова и П. Р. Атутова.- М.: АПН РСФСР, 1963. 327 с,
  194. Школьная собственность одно из средств воспитания активности и деловитости у учащихся. (Методич. пособие для педагогов и коме, актива).- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1971. 38 с.
  195. Экономические знания школьникам. Методич. рекомендациипо экономическому воспитанию школьников.- Ленинград, 1975. 20 с.
  196. Экономическое воспитание школьников. (Учебно-методическоепособие). М-во просвещения РСФСР, Свердловск гос. пед. ин-т- Редкол.: П. А. Шемякин (отв. ред.).- Свердловск, СПИ, 1976.113 с.
  197. Л.Е. Что такое экономика?- Челябинск, Южно-Уральскоекн. изд., 1973. 58 с.
  198. Л.Е. Экономика и воспитание.- Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1965. 100 с.
  199. Л.Е. Экономика и ты.- М.: Мол. гвардия, 1972. 224 с.
  200. Л.Е. Экономические факторы коммунистического воспитания.- Челябинск, Южно- Уральское кн. изд., 1966. 316 с.
  201. П.А. Учебный цех опыт, цроблемы, перспективы.
  202. Киев: Радянська школа, 1977.- 125 с. 1. СТАТЬИ
  203. П.Р. Политехническое образование и подготовка школьников к труду в условиях НТР.- Школа и производство, 1980, JS I, с. 12−16.
  204. П.Р. Политехническое образование как важный факторвсестороннего развития школьников.- В кн.: Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников. Сб. научных трудов. Под ред. Атутова П.р. м., 1978, с. 3−18,
  205. П.Р. Труд как фактор становления коммунистическогомировоззрения школьников.- Советская педагогика, 1978, Я> 12, с. 14−19.
  206. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся.- Советская педагогика, 198I, № 3, с. 11−18.
  207. Ю. Целостный, системный подход, — Учительская газета, 1982, 21 августа.
  208. Л.К. Комплексный подход к проблемам коммунистического воспитания.- Советская педагогика, 1978, J& 5.
  209. С. Надежен ли фундамент?- Правда, 1977, 13 мая.
  210. М. К изучению труда советского школьника.- Вестник Просвещения, 1925, ja 2−3, с.29−37.
  211. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.
  212. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М., 1972. с.7−44. 188- Воловиченко А. И., Сметанин Д. А. Ознакомление школьников с производством.- Советская педагогика, 1978, Ш 2, с.20−23.
  213. Ф. УПК трудности роста.- Учительская газета, 1980, 26 января.
  214. B.C. О структуре педагогической теории.- В кн.: Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979, с.
  215. Ильин B.C.-Проблемы теории педагогических систем с позицийцелостного подхода.- В кн.: Воспитание школьников в процессе обучения. (Отв. ред. Ильин B.C.). Волгоград, 1978, с.2−12.
  216. З.И. Уровни применения знаний к решению физических задач.- В кн.: Психология применения знаний к решению учебных задач. Отв. ред. чл.-корр. АПН РСФСР Н.А.Менчин-ская.-М., 1958, с. 130−187.
  217. Касабиева Ф. В. Трудовая подготовка на У1ТК Москвы.- Школа ипроизводство, 1979, № 9, с. 25−26.
  218. Г. В. Организация трудового обучения, воспитанияи профориентации школьников, — Советская педагогика, 1978, № 2, с. 11−19.
  219. Н.А. Психология применения знаний к решению учебных задач.- В кн.: Психология применения знаний к решению учебных задач. Отв. ред. чл.-корр. АПН РСФСР Н. А. Менчинская, М., 1958, с. 3−10.
  220. Е.А. Общетрудовые умения и их формирование.- Советская педагогика, 1971, Je 6, с. 75−82.
  221. В. (Болгария). Методологические проблемы теории воспитания.- Вопросы философии, 1976, 7, с.26−36.
  222. Педагогика и формирование человеческой личности. Беседа с
  223. Президентом Академии педагогических наук СССР В.Столетовым. Наука и жизнь, 1975, № 2, с.48−52.
  224. И.Б., Шемякин Б.Г1. Актуальные вопросы экономическо- 'го воспитания школьников.- Советская педагогика, 1979, В 12, с. 39−45.
  225. В.К. Экономическое образование и воспитание учащейсямолодежи.- Советская педагогика, 1982, $ 8, с. 30−37.
  226. В.К., Шемякин Б. П. Совершенствовать экономическоевоспитание школьников.- Воспитание школьников, 1979, № 6, с. 9-II.
  227. В.К., Шемякин Б. П. Экономическое образование и воспитание школьников.- Советская педагогика, 1983, II, с. 85−96.
  228. Н., Малышев М. Проблемы школьных производств.
  229. Экономическая газета, 1978, № 20.
  230. Н.П., Поляков В. А. Трудовое воспитание в формирова- vнии личности .- Советская педагогика, 1981, № II, с.19−26.
  231. М.Н. Методика научных исследований в области политехнического образования, производственного обучения и трудового воспитания.- В кн.: Вопросы политехнического образования, М., 1963, с. 329−341.
  232. Н.И. Некоторые вопросы теории.- В кн.: Вопросы
  233. НОТ в школе. Под ред. Н. И. Соцердотова. М., 1970, с.3−17.
  234. В. Долгое трудовое взросление.- Правда, 1981,9 февраля.
  235. Г. Н. Формирование всесторонне развитой личности вусловиях зрелого социализма.- Советская педагогика, 1980, № 7, с. 3−7.
  236. Г. Н., Марьенко И. С., Гребенников И. В. Концептуальные основы исследований проблем коммунистического воспитания учащихся.- Советская педагогика, 1980, № II, с.32−41.
  237. П.А. 0 психологических предпосылках выбора производственной профессии не поступивших в вуз.- Советская педагогика, 1978, J6 2, с. 43−48.
  238. .П., Шемякин П. А. Социально-педагогические предпосылки экономического воспитания школьников.- В кн.: Вопросы профессиональной ориентации и экономического воспитания молодежи. Свердловск, 1979, с.84−87.
  239. .П., Шемякин П. А. Взаимодействие школы, семьи итрудовых коллективов в экономическом воспитании школьников.-В кн.: Вопросы профессиональной ориентации и экономического воспитания молодежи. Свердловск, 1979, с. 87−98.
  240. А.А. Формирование нового человека в труде.-Советскаяпедагогика, 1978, № 7, с. 30−35.
  241. Л. Вопросы экономического воспитания учащихся в средней школе-.- В кн.: Социально-экономические проблемы народного образования. Под ред. проф., д. экон. наук В. А. Намина и канд. экон. наук С. Л. Костаняна. М., 1969, с. 126−132.
  242. Л.Е. Методологические вопросы экономического воспитания учащихся школ и профтехучилищ.- В кн.: Экономическое образование, воспитание студентов педагогических вузов. Ярославль, 1978, с. 23.1. ДИССЕРТАЦИИ --
  243. А.И. Влияние экономической подготовки на воспитание у будущих рабочих ответственности за выпуск продукции высокого качества. (На материалах профессионально-технических училищ швейного профиля).- Дис. .канд. пед. наук.-М., 1977,-170 с.
  244. А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитанияучащихся в общеобразовательной школе.- Дис. .канд. пед. наук.- Челябинск, 1975. 229 с. Ы^о)
  245. Р.Г. Современная научно-техническая революция и экономическое воспитание рабочих в СССР.- Дис. канд. филос. наук.- М., 1973. 195 с.
  246. З.К. Формирование идейно-нравственной готовностистаршеклассников к выбору профессии.- Дис. .канд. пед. наук.- Красноярск, 1979. 184 с.
  247. А.И. Формирование организаторских умений у учащихся 1У-УШ классов на основе научной организации трудового обучения, — Дис. .канд. лед. наук.- Киев, 1978, 174 с,
  248. А.Ю. Педагогические принципы производительного труда учащихся 5−8 классов школ с продленным днем (по материалам городских школ).- Дис. .кадд. пед. наук.- М., 1964,-236 с.
  249. А.П. Воспитание коммунистической деловитости у учащихся старших классов.- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1968.-238 с.
  250. Е.А. Проблемы воспитания у учащихся старшего школьного возраста коммунистического отношения к общественной собственности.- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1974. -229 с.
  251. М.Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы (гуманитарный аспект), — Дис. .докт. пед. наук.- Челябинск, 1979.-401 с.
  252. М.М. Социально-педагогические условия повышения эффективности трудового воспитания учащихся 4−8 классов сельской общеобразовательной школы.- Дис. .канд. пед. наук.-Киев, 1981. 158 с.
  253. О.А. Особенности формирования профессиональных намерений старшеклассников. Дис. .канд. пед. наук.- М., 1976. — 181 с.
  254. Т.П. Формирование у старших подростков коммунистического отношения к общественно полезному труду.- Дис.. канд. пед. наук.- Л., 1976. 184 с.
  255. П.Р. Формирование профессиональных ценностных ориентаций старшеклассников на труд в сфере обслуживания.- Дис.канд. пед. наук.- Киев, 1978. 199 с.
  256. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания.- Дис. .канд. филос. наук.- Свердловск, 1972. 207 с.
  257. Н.Е. Нравственное воспитание учащихся в процессе общественно полезного труда.- Дис. .канд. пед. наук.- Л., 1956. 363 с.
  258. Г. В. Воспитание у школьников бережного отношенияк природе (на примере восьмилетних школ Башк. АССР).-Дис. .канд. пед. наук.-М., 1974. 214 с.
  259. Л. А. Исследования возможностей повышения эффективности трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации молодежи.- Дис. .док. пед. наук.- М., 1973, 383 с.
  260. Ла Л. Экономическое воспитание школьников в процессе обучения решению задач с практическим содержанием.- Дис.. канд. пед. наук.- Алма-Ата, 1975. 196 с.
  261. А.Г. Нравственная подготовка старшеклассниковк труду на производстве (на материалах внеклассной работы городских школ Молдавской ССР).- Дис. .канд. пед. наук.-Кишинев, 1975. 254 с.
  262. А.А. Воспитание коммунистического отношения к общественной собственности в школе (5−10 классы).- Дис.. канд. пед. наук.- Ереван, 1955. 239 с.
  263. М.Л. Экономическое воспитание учащихся IX-X классов в процессе производительного труда.- Дис. .канд. пед. наук. М., 1981. — 200 с.
  264. В.И. Формирование мотивационной готовности старшеклассников к труду.- Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Минск, 1982. 16тс.
  265. Л.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы.- Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1967. 355 с.
  266. Л.И. Рациональное использование свободного времени как фактор формирования общественной направленности личности старшеклассника.- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1976. 174 с.
  267. Л.М. Экономическое воспитание учащихся в училищахпрофессионально-технического образования, как педагогическая проблема. (На материалах училищ г. Москвы).- Дис.. канд. пед. наук.- М., 1976. 217 с.
  268. И.Б. Включение школьников в трудовую деятельностькак педагогическая проблема.- Дис. .канд. пед. наук.-М., 1967. 299 с.
  269. Л.н. Экономическое воспитание и образование трудящихся в период развернутого строительства коммунизма.-Дис. .канд. экон. наук.- Свердловск, 1965. 250 с.
  270. В.Д. Социалистическое экономическое воспитание какфактор формирования личности специалиста (на примере идейно-воспитательной работы в высшей школе).- Дис. .канд. фи-лос. наук.- М., 1975. 224 с.
  271. П.В. Нравственная подготовка старшеклассников к трудув сельском хозяйстве (на материале внеклассной работы сельских школ Молдавии).- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1975. 222 с.
  272. .П. Социально-педагогические проблемы экономического воспитания детей в семье.- Дис. .канд. пед. наук.-Челябинск, 1973. 242 с.
  273. В.К. Нравственная готовность к производительному труду выпускников городских и сельских школ (сравнительный социолого-педагогический анализ). Дис. .канд. пед, наук.- М., 1981. — 167 с.
  274. .П. Экономическое воспитание старших школьниковкак педагогическая проблема.- Дис. .канд. пед. наук.-М., 1978. 271 с.
  275. В.И. Воспитание у старшеклассников готовности ктруду в сфере промышленного производства.- Дис. .канд. пед. наук.- М., 1975. 261 с.
  276. П.А. Система трудовой политехнической подготовкистаршеклассников в условиях учебного цеха.- Дис. .канд. пед. наук.- M. f 1971. 236 с. 1. АВТОРЕФЕРАТЫ
  277. Вереш Г. И. Трудовое и политехническое обучение в школах
  278. ВНР.- Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1976. 30 с.
  279. В.А. Общественное бытие и общественное сознание. Их.взаимосвязь.- Автореф. дис, .докт. филос. наук.-JI., 1970. 36 с.
  280. М.Е. Педагогические основы научно-атеистическоговоспитания учащихся средней общеобразовательной школы (гуманитарный аспект).- Автореф. дис. .докт. пед. наук,-Л., 1980. 37 с.
  281. Э.П. Условия повышения эффективности политехнической подготовки школьников на базе лесоводства. — Автореф. дис. .кадд. пед. наук.- Челябинск, 1980. 18 с.
  282. Матушкин С. Е. Воспитание основ культуры труда на уроках вмастерских общеобразовательной школы. Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Челябинск, I960. 18 с.
  283. Н.В. Формирование у учащихся умения планировать.
  284. На примере выполнения электротехнических работ) — Автореф. дис. .канд. психол. наук.- Киев, 1980. 25 с.
  285. .П. Экономическая форма общественного сознания (поработам К. Маркса). Автореф. дис. .канд. филос. наук.-Новосибирск, 1972. 26 с.
  286. .Ц. Исследование содержания трудового политехнического обучения старшеклассников единых средних политехнических школ Болгарии. (На примере обучения автоделу) — Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1976. 20 с.
  287. Л.Е. Экономические факторы воспитания коммунистического отношения к труду.- Автореф. дис. .д-ра экон. наук.-Свердловск, 1967. 36 с.
  288. Education and the Economy. General Editor Joseph. A. Lauweryr London, Evans Brothers Limited, 1969″ 140 261 • Education and Kunpovrar. Edited «by Henry David New
  289. York, Columbia University Press, 1960- 326. 262. Education and Economic Development. Edited by C.Arnelg. Anderson and Mary Jean Bowman Chicago, Aldina Publishing Company, 1965- 436,
Заполнить форму текущей работой