Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Средства массовой информации как фактор формирования политического сознания в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства массовой информации ищут свое место в политическом процессе и, можно сказать, добились определенных успехов в формировании политического сознания населения. Но хотя средства массовой информации не являются «четвертой властью», они освоили методы манипуляции политическим сознанием электората и влияние на его поведение. По этой причине назрела необходимость исследования принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Средства массовой информации в политической жизни общества
    • 1. 1. Роль СМИ в социально-политических процессах
    • 1. 2. Законодательная основа функционирования российских СМИ
    • 1. 3. Особенности деятельности региональных средств массовой информации в политическом пространстве России
  • Глава 2. Региональные средства массовой информации как механизм манипулирования политическим сознанием
    • 2. 1. Влияние СМИ на политическое сознание населения
    • 2. 2. Политическая реклама как инструмент управления политическим сознанием
    • 2. 3. Способы противодействия политическим манипуляциям

Средства массовой информации как фактор формирования политического сознания в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реалии XX века в разрезе масштабных социально-политических преобразований российского общества, смена старого властного аппарата, тотальное переосмысление и трансформация общественных идеалов актуализируют изучение институтов, оказывающих влияние на общественное сознание. Происходящие существенные изменения в структуре политического пространства связаны с интенсивным реформированием политической системы. Характер информационных взаимодействий в обществе различен в разных типах политических систем и уникален для каждой страны и каждого региона. В демократических обществах средства массовой информации выполняют важнейшую функцию легитимации политических порядков. Формирование новых отношений власти-подчинения и активное участие широких слоев населения в принятии политически значимых решений обуславливают необходимость совершенствования коммуникационных структур и механизмов. Таким образом, возникает потребность всестороннего анализа процессов политической дифференциации в силу переплетения в политическом пространстве элементов старого и нарастания элементов нового, перспективы развития которых к тому же еще не до конца определились.

В связи с этим актуализируется проблема организации диалога между СМИ и аудиторией. Все нарастающий дефицит социального доверия к масс-медиа и многим другим политическим институтам можно преодолеть в процессе реализации конструктивного взаимодействия указанных институтов в интересах населения.

Практика последних лет свидетельствует, что средства массовой информации способны социализировать, «приземлять» политические стратегии и тактические замыслы, делая их доступными и понятными большинству населения, делая легитимным политический процесс в целом. С одной стороны, в современном российском обществе посредством средств массовой коммуникации политика становится более прозрачной и предсказуемой, а с другой стороны, в политический процесс включается все большая часть населения. Средства массовой коммуникации тем самым выступают важнейшим источником и фактором формирования социально активной личности, политического сознания, стимулятором групповой активности, показателем социальной зрелости, развитости и открытости общественной системы.

Наиболее ярко влияние СМИ на политическое сознание проявляется в политических ориентациях в период выборов, в частности, с использованием политической рекламы. Тем самым создается действенный механизм легитимации политической диспозиции определенных политических сил или лидеров.

Средства массовой информации ищут свое место в политическом процессе и, можно сказать, добились определенных успехов в формировании политического сознания населения. Но хотя средства массовой информации не являются «четвертой властью», они освоили методы манипуляции политическим сознанием электората и влияние на его поведение. По этой причине назрела необходимость исследования принципов взаимоотношений средств массовой информации с «власть имущими» и электоратом. Поэтому функциональное значение информационных взаимодействий средств массовой информации, сопряженных с тенденциями федеральной и региональной политики, требует разностороннего научного осмысления. Стоит отметить, что средства массовой информации по-прежнему остаются важнейшим инструментом политической борьбы: они реализуют новейшие методы информационного воздействия, как с широкими слоями населения, так и с элитными группами. Исследования свидетельствуют, что именно средства массовой информации влияют на формирование политического сознания населения, что говорит об актуальности изучения данного аспекта.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время возник большой интерес к изучению проблем, связанных со средствами массовой информации. Наше внимание будет сосредоточенно на влиянии формирования средствами массовой информации политического сознания населения. Этому предшествовал длительный исследовательский процесс.

Понятие «массовая коммуникация» в рамках коммуникационного направления ввел в 1909 году социолог Чарльз Кули1. Изучение средств массовой информации с точки зрения их возможности влияния на аудиторию началось в 20-е гг. XX века. Первой теоретической концепцией выступила работа американского социолога и журналиста У. Липпмана «Общественное мнение», в которой утверждалась мысль о всесилии СМИ2. Также он впервые использовал термин «социальный стереотип», рассмотрел возможности манипулирования СМИ общественным сознанием, представил «коммуникацию» как социальные отношения. Следующим этапом стали исследования эффектов средств массовой информации в политическом процессе. В данном случае озвученной проблематикой занимался П. Лазарсфельд, который изучал роль СМИ в избирательном процессе и их влияние на электоральное поведение в 30о.

40-х гг. XX века. В то время средства массовой информации характеризовались как сила, манипулирующая умами аудитории, которая представлялась как пассивный реципиент сообщений. Не маловажно отметить: эмпирические исследования эффектов массовой коммуникации длительное время не проводились, и в большинстве случаев концепции строились на основании умозрительных заключений.

В 60−80-е гг. XX века возникли разнообразные теории для объяснения механизмов влияния СМИ на политический выбор людей не без участия политической рекламы, которые стали основой современных.

1 Кули Ч. Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль: пер. с англ. / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 318 с.

2 Lippmann W. Publik Opinion. — N.Y.: The Free, 1965. — 272 p.

3 Lasarsfeld P. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. — N.Y., 1965.-254 p. исследований. Их авторами были известные зарубежные социологи Н. Луман, С. Ленарт, У. Миллер, Т. Блумер, Э. Ноэль-Нойман и другие4.

В настоящее время феномен массовой коммуникации продолжает изучаться социологами, политологами, философами, психологами, ¦ которые рассматривают различные стороны этого явления. Перед современными исследователями даже не стоит вопрос о возможности влияния СМИ, так как это влияние очевидно. Проблема сводится к определению степени, механизмов и способов влияния их на общественно-политические процессы. Это нашло отражение в работах отечественных ученых Р. Ф. Абдеева, Ю. П. Буданцева, В. П. Конецкощ Г. Г. Почепцова, А. П. Суханова, А.Д. Урсула5, казанских ученных Ю. Ю. Комлева, P.P. Гарифуллина, И. Г. Ясавеева, B.C. Басина6.

Следует отметить ряд работ описывающих непосредственно влияние средств массовой информации на социально-политические процессы, протекающие в обществе7. Однако, внимание в них, прежде всего, сосредотачивалось на психологических аспектах, без определения.

4 Lenart S. Shaping political attitudes. The impact of interpersonal communication and mass media. — N.Y.: Thousand Oaks, 1994. — 195 p.- Ноэль-НоГшан Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания. М., 1996; Noelle-Neumaim Е. The Spiral of Sience: Public Opinion — our Social Skin.ChicagoUniv. of Chicago, 1993.-P. 20., Блумер Т. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности /Хрестоматия. Казань. 1998.-С. 65−77.,.

5 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. — 424 сАрский В.Г., Гиляровский И. А., Гуров А. Н., Чёрный И. А. Инфосреда: информационные структуры, системы и процессы в науке, и обществе. — М.: ВИНИТИ, 1996. — 156 сБуданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов. — М.: Наука, 1986. — 168 сВиноградова. С. М. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. Некоторые аспекты. — СПб.: СпбГУ, 1999. — С.7−16- Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М.: Знание, 1997.245 сПочепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — М.: Изд-во Центр, 1998. — 352сСуханов А. П. Информация н прогресс — Новосибирск: Наука, 1981. — 190 е.- Урсул А. Д Информация: методологические аспекты. — М.: Наука, 1974. — 252 с.

6 Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань. 2001; Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем в трансформирующемся обществе: теоретико-прикладной аспект: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Казань. 1997; Ясавеев И. Г. Социальные проблемы трансформирующейся России: побочные продукты социального изменения или атрибуты активного общества? // Тонус. 1998. № 4- Басин B.C. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода: Учебное пособие. — Казань. 2002. — С. 15.

7 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 253с. Давыдов Л. В. Средства массовой информации в современном политическом процессе (опыт политического анализа). Автореф. дис. .канд. полит, наук: 23.00.02 / Л. В. Давыдов. -СПб, 1998. — 21с.- Засурский Я. Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. — Сер. 10, — 1995. — № 2. — С.3−6- Осипова. И. Г. Теории и практика влияния СМИ в современной и зарубежной социологии // Вестник МГУ. — Сер. 18. — 2001. — № 1. С.92−104- Почепцов Г. Г. Как ведутся тайные войны: Ч обратного влияния наблюдающихся изменений на деятельность средств массовой информации. В рамках этих исследований были достигнуты определенные результаты в изучении проблемы взаимосвязи политики и прессы, где СМИ рассматривается как субъект и объект политического воздействия. Это отражено в работах Ф. Артертона, К. С. Гаджиева, С. Ю. Кирюшина, С. Г. Корконосенко, Ю.А. Нисневича8 и др.

С развитием рыночных отношений исследователи стали уделять значительное внимание деятельности региональных средств массовой информации9. Становление и утверждение новых форм собственности выявили необходимость обсуждения проблемы «грязных технологий» и возможность манипулирования политическим сознанием населения посредством СМИ10. Представленное диссертационное исследование посвящено разрешению данных теоретических проблем на основе изучения местных средств массовой информации на примере отдельно взятого региона — Чувашской Республики.

Целью диссертационной работы является выявление особенностей влияния региональных средств массовой информации на формирование политического сознания населения.

Психологические операции в современном мире. — Харьков: Консум, 2000. — 200с.- Умбатов Ф. Д. Роль средств массовой информации в реализации государственной социальной политики. — М.: Вагриус, 1998.235 с. и др.

8Атертон Ф. К. Может ли технология заменить демократию? // Информатизация общества и философия. -М.: АН СССР, 1991. — С. 9−16- Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. — Минск: БГУ, 1991. — 151 е.- Гаджиев К. С. Средства массовой информации и политика // Вестник МГУ — Сер. 18. — 1995. — № 1. — С.47−58- Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Политические исследования. — 2003. — № 3. — С.109−119- Оськин А. Российский рынок прессы между прошлым и будущем // Вестник аналитики. -2003. — № 3 (13) — С.96−107- Политтехнологи, СМИ и общество // Свободная мысль — XXI. — 2003. -№ 11.-С.67−77- Кирюшип С. Ю. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика. — Краснодар: КГУ, 2001. — 159с.- Корконосенко С. Г. Социальные функции прессы в политической жизни современного российского общества: дис. .д-ра полит, наук. СПб., 1993; Нисневич Ю. А. Информация и власть. -М.: Мысль, 2000. — 175с.

9 Макаров В. П. Региональные средства массовой информации в структуре российского общества: (Социологический аспект): дис. .канд. социол. наук: — М., 1999; Власов О. И. Региональная пресса как средство формирования политической и экономической культуры: дис. .канд. филос. наук: -Екатеренбург. 1999.

10 Андреев Э. М. Средства массовой информации в реформировании России // Социально-политический журнал. — 1996. — № 4. — С.32−41- Головко Б. Н. Масс-медиа России: историко-аналитический очерк теории и практики. — М.: МГУП, 1999. — 442с.- Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. — М.: МГУ, 1999. — 272с.- Средства массовой информации постсоветской России. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 303с.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

1) проанализировать особенности функционирования местных СМИ в политической жизни общества;

2) рассмотреть современное состояние законодательного регулирования деятельности российских и региональных СМИ и пути его усиления;

3) обобщить теоретические подходы к объяснению манипуляции как способа осуществления власти;

4) определить сферы манипуляции, то есть основные структурные компоненты политического сознания, являющиеся объектами влияния СМИ Чувашской Республики;

5) обосновать и построить единую классификацию механизмов манипулятивного воздействия, применяемых в политической рекламе;

6) определить пути оптимизации эффективного использования средств массовой информации в формировании политического сознания и выработке электоральных предпочтений в регионе.

Объектом исследования выступает сфера взаимодействия средств массовой информации и политического сознания населения.

Предметом исследования являются средства массовой информации как инструмент формирования политического сознания в Чувашии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Автор считает, что специфика функционирования региональных средств массовой информации в социально-политической сфере зависит от исторически сложившихся способов распространения и передачи информации, степени государственной поддержки и культуры общества, находящегося на определенном этапе социально-экономического, политического и культурного развития.

2. На качественное изменение функционирования общероссийских и региональных СМИ влияют социально-политические условия современного периода в России. К таким социально-политическим условиям относятся: процесс становления российской государственности, начало формирования демократического политического режима, создание институтов правового государства и гражданского общества, становление политического и идеологического плюрализма в рамках намечающегося «информационного общества».

3. В условиях глобализации политическая коммуникация в политических системах осуществляется уже не только по вертикали — от управляющих к управляемым. С распространением демократизации возрастает роль горизонтального уровня политической коммуникации, увеличивается количество разнонаправленных векторов политических коммуникативных потоков. Происходит дезинтеграция коммуникативных отношений между государством и обществом. Возрастающее значение горизонтального уровня политической коммуникации и организация ее структуры по принципу сети способствуют дальнейшему рассогласованию информационных сообщений между государством и обществом. Формируется особый статус политической коммуникации в политической системе как условия и источника репродуцирования политических отношений.

4. В исследовании осуществлена необходимость содержательной переориентации средств массовой информации как фактора институционально-функционального и культурно-ценностного влияния на формирование политической, демократической и правовой культуры населения в регионе.

5. Автором рассмотрена политическая реклама как форма политической коммуникации, имеющая целью формирование определенного представления объекта о политическом субъекте.

6. Основной технологией формирования политической массы и электоральных предпочтений является политическая реклама. Она возникает на основе определенных социальных и в большей степени политических потребностей, соответствующим эмоциональным состояниям.

Теоретико-методологическую основу настоящего диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых. Они были применены для определения понятийно-категориального аппарата, аргументации теоретических положений. Основным методологическим подходом в данной диссертации является неоинституционализм. Также был широко использован специальный метод политической науки: сравнительный анализ.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологического исследования СМИ Чувашской Республики, которое проводилось Чувашской Республиканской Общественной Организацией социологов «Центр политических и маркетинговых исследований «СОЦИС — М». Исследование базировалось на применении двух методов. Это мониторинг средств массовой информации, функционирующих на территории столицы Чувашии: печатные издания — газеты. И опрос населения города Чебоксары с учетом социальной принадлежности различных групп населения.

Научная новизна диссертационного исследования определяется в следующем:

1. Проведен концептуальный анализ особенностей влияния региональных средств массовой информации, в ходе которого зафиксирована их сущность как механизм взаимосвязи «властьСМИобщество»;

2. Комплексно исследованы специфические особенности (социально-политические, экономические) становления и развития местных средств массовой информации (на примере Чувашии);

3. На основании анализа законодательных актов уточнены правовые основы функционирования общероссийских и региональных средств массовой информации в условиях развивающегося гражданского общества;

4. Выявлено различное влияние референтных источников, определяющих политический выбор населения региона;

5. На основе вторичных исследований в области манипуляции политическим сознанием показано, что политическая реклама является одной из важнейших детерминант электорального поведения.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и результаты, основные обобщения и выводы способствуют более глубокому пониманию процессов, происходящих в сфере средств массовой информации, как на российском, так и региональном уровнях. Кроме того, она показывает необходимость качественного обновления российских и региональных средств массовой информации и изменения правовых, экономических и политических условий их существования. Выводы и отдельные положения, содержащиеся в диссертации, могут использоваться при разработке и чтении курсов по политологии, в политической практике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях кафедры социально-экономических дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева и кафедры политологии Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: «Экономические, социально-философские и этнические проблемы развития Чувашии: теория и практика» (Чебоксары, 2004, 2005, 2006) — «Актуальные проблемы связей с общественностью в современном российском обществе» (Пенза, 2005) — «Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования» (Москва, 2005) — «Формирование социальной активности у учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 2005).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка нормативных источников, списка литературы и приложений.

Выводы по II главе.

Подводя итоги можно заключить, что сфера «манипуляции» — это рациональные, волевые и эмоциональные компоненты массового сознания. Манипуляция, выступая как феномен коммуникации способствует становлению «манипулятивного общества» вследствие «засорения» каналов коммуникации недостоверными и/или фрагментарными сообщениями. Изменение социально-политической ситуации в России, коммерциализация политической сферы требуют переосмысления тех областей деятельности, которые связаны с общественной психологией. Возникают новые способы манипулирования политическим сознанием, таящие опасность его социальной деградации.

В современных условиях реклама формирует перцептивный экран для восприятия политической реальности. Поэтому политическая реклама относится к инструментам активного психологического воздействия на человеческую психику. По своей структуре политико-психологического аспекта это сложный набор образов, виртуальных представлений, создаваемых для того, чтобы направить сознание и бессознательное в нужную сторону и — за счет этого вызвать желательные действия. Информируя и стимулируя определенные эмоции, политическая реклама регулирует (обычно мобилизует) политической поведение. На лицо тот факт, что без понимания законов психики, мотивации поведения людей, их потребностей, механизмов общения понимание рекламы будет не просто поверхностным, а откровенно недостаточным. Основываясь на апелляции к психическому реклама становится своеобразным посредником между психикой и реальной жизнью. Таким образом, реклама — это и атрибут товара, и некое сообщение, и инструмент воздействия на психику и поведение людей.

Глубинным психологическим механизмом воздействия рекламы является возбуждение желаний, достигаемое через внушение, заражение или убеждение. Реклама основана на подражании, которое она вызывает у аудитории. В конечном счете, психологическая суть рекламы — вызвать желание и продемонстрировать, как его можно удовлетворить. Таким образом, у человека формируются примитивные установки, которые являются простыми экономическим схемами социального (обычная реклама) и политического действия.

На протяжении всей истории рекламы менялись формулы ее психологического воздействия на людей. От простейших суггестивных моделей реклама обращалась к более сложным психологическим механизмам, включающим самостоятельное принятие решения человеком. В России сосуществуют разные формулы политической рекламы. Так, если левые политики в силу традиций склонны к массовому человеку и используют суггестивное воздействие, то праволиберальные политические силы, напротив, апеллируют к человеку-индивиду и его возможности, даже можно сказать способности. Принимать рациональные решения. При такой непосредственности правомерны любые формулы, если они дают реальный результат, — так как формулу выбирает не рекламное агентство, а та аудитория, на которую эта формула действует.

Практика доказывает, что эффективнее всего в политической предвыборной (краткосрочной) рекламе методы прямого психологического воздействия работают при непосредственных контактах «продавца» (политика) с «покупателем» (избирателем). При обращении к большим группам людей психологические нюансы огрубляются и в дело вступают скорее социологические механизмы.

Манипуляционные приемы имеют успех благодаря склонности человеческого сознания к стереотипизации. Внедряя поочередно несколько стереотипов, внушается страх перед выбором (например, апеллируют к перестроечным годам, когда в результате всех преобразований возник повсеместный продовольственный дефицит и у людей появился страх голода), а именно это есть основной шаг к подчинению воли граждан.

Манипулятивные технологии в условиях социальной нестабильности общества порой становятся нормой поведения многих политиков. И как при этом говорить о развитых демократических институтах? Нам кажется, это не представляется возможным. «Демократизация» превращается в абсурд и обман, которому заставляют следовать всем. Несомненно, в таких условиях вряд ли возможно создание зрелого гражданского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный мир характеризуется широким развитием технологий, в результате чего информация становится факторообразующим элементом развития общества. Данный процесс связан с выходом человеческой цивилизации на новый уровень своего развития — информационный. Сегодня уделяется огромное внимание технологиям и средствам передачи и распространения социально значимой информации. Рост этого процесса привел к усилению тенденции институционализации СМИ, превращению их не просто в важнейший ресурс активизации социальных процессов, а в институт непосредственного социального созидания.

Роль СМИ в социально-политической сфере обусловлена тем, что они являются основным источником распространения необходимой для общества информации и формируют ценностно-нормативную среду его существования. Средства массовой информации являют собой связующий элемент, как всей структуры гражданского общества, так и отношений между обществом и властью. Их возможности в организационно-управленческой деятельности и ведущая роль в социализации личности сосредотачивают внимание политических и гражданских структур. Нередко выполняемая СМИ функция критики и контроля от лица общества в демократическом, правовом государстве способна превратить их в ряде случаев в реальную «четвертую власть».

Все возрастающее значение информации и знания как основного источника власти в современном мире диктуется необходимостью политических структур предъявлять эксклюзивные права на средства массовой информации. Поэтому для сохранения общественного баланса отношения между прессой и властью должны строиться в рамках цивилизованного диалога. Однако, в условиях развивающегося современного российского общества они чрезвычайно нестабильны, носят характер противоборства и требуют для создания диалога вмешательства третьей стороны.

Современные условия развития российского общества вносят значительные коррективы в деятельность средств массовой информации и способствуют изменению их традиционных функций. Обозначенная трансформация ограничивает реализацию их возможностей как общественного института, зато широко привлекает в политической деятельности, становясь серьезным инструментом в борьбе за власть, как со стороны политических структур, так и финансово-промышленного капитала. Зависимость СМИ от факторов трансформации обуславливается несовершенством законодательства в этот период, которое активно используется правящей властью в своих целях. Хотя и наблюдается постепенная демократизация, средства массовой информации по-прежнему используются как мощное идеологическое оружие для приобщения населения к определенным ценностям. Это складывается благодаря определенной экономической и политической ситуации, в результате трансформации политического режима.

Сохранение старых механизмов отношений власти с прессой выявили проблемы законодательного урегулирования роли СМИ, где демократический принцип соблюдения права на свободу слова и информации противопоставляется реальным принципам осуществления политики. В складывающихся условиях российская пресса не может по определению выполнять функцию критики и контроля, и не правомерно называть ее «четвертой властью» и олицетворять с общественным мнением.

В настоящее время общероссийские и региональные средства массовой информации представляют собой некий инструмент социального переустройства, который заменяет роль других институтов общества, выполняя за них, политические и общественные обязанности. Однако сегодня реализация такой задачи затруднена неготовностью самого общества, поскольку в нем еще присутствуют комплексы авторитарного режима, и весьма условной свободы деятельности СМИ.

И все же, наблюдающиеся недостатки тесно переплетаются с положительными моментами в построении демократического общества. Можно видеть такие позитивные сдвиги, как упрощение процедуры доступа к информации, расширение границ информационного обмена, широкое внедрение средств информатизации в политическую деятельность. Кроме этого повысилась информационная защищенность прав личности, разработаны и широко внедряются средства борьбы с правонарушениями в информационной сфере. Таким образом, можно констатировать, что в информационном пространстве России в настоящее время создаются все условия для развития и формирования общества где легкий и свободный доступ граждан к информации с обеспечением информационной безопасности личности .

Однако пока развивающееся современное российское общество испытывает некоторый вакуум в доступности и легкости информации. Это обусловлено следующими моментами:

1) государство значительную долю своих ресурсов скрывает от широкой общественности, и многие ведомственные материалы недоступны для вневедомственного использования;

2) затруднен доступ ко многим категориям информационных ресурсов, вследствие отсутствия справочного аппарата и средств поиска;

3) существуют значительные финансовые и организационные барьеры для основных потребителей;

4) отсутствие определенного аппарата владельцев информационных ресурсов для придания им товарной формы;

5) отставание технологической базы от рынка;

233 Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности). -М.: РАН, 1997.-С.6.

6) рынок информационных технологий, продуктов и услуг неоднороден и невелик, что затрудняет развитие борьбы между экономическими агентами.

В такой складывающейся ситуации движение к обществу, где информация является одним из доминатов развития современной цивилизации, есть постепенный и длительный процесс. И чтобы его оптимизировать, нужно произвести некоторые изменения в сфере средств массовой информации. К информации, распространяемой СМИ, должны предъявляться жесткие требования. Целенаправленная деятельность прессы действенна при условии учета уровня политической культуры различных слоев населения. Функционирование СМИ должно строится таким образом, чтобы они имели возможность влиять на выработку властных решений, учитывали политическую сознательность населения, оберегали молодежь от всевозможного негативного влияния, избегали радикализма, формировали единство всех духовных элементов политической жизни и способствовали установлению национального и социального согласия. Информация должна быть истинной, достоверной и соответствовать тому, что отображает, сочетать в себе разные виды сведений, логически увязанных, отвечать требованиям компетенции субъекта, который ее использует. Помимо прочего у прессы есть ценные свойства, как полнота, своевременность, логичность. Такие качества информации достигаются независимостью прессы (во всех отношениях и уровнях власти), свободой комментирования и представлением всех точек зрения. Зачастую пресса не стремится выразить общественное мнение, а охотно публикует «личное», выдавая его за общественное, а нужную информацию за объективную. Таким образом, получается, что СМИ часто выступают инструментом манипулирования человеческим сознанием, куда, в частности, входит и политическое.

В данном контексте существует проблема журналистской этики. Надо точно определить обязанности журналистов как людей, занимающихся общественной деятельностью, решить вопрос об ответственности и нравственности в сфере массовой коммуникации. Нужно помнить, что СМИ выполняют воспитательную и социализирующую функцию, а потому контроль над прессой должен осуществляться именно с позиций журналистской этики и человеческой морали. Журналистам надо уважать право общества быть тщательно проинформированным, собирать информацию честным путем, уточнять ее достоверность и непредвзято ее преподносить. Должна соблюдаться профессиональная тайна относительно источника информации и принцип невмешательства в личную жизнь. В связи с этим требуется разработать этический кодекс журналиста и формировать нравственную и политическую культуру в самих средствах массовой информации. Объективная информация вытесняется с экранов или маскируется войной компроматов, манипулированием общественным мнением, скрытой рекламой. Таким образом, конституционализированная свобода слова широко используется СМИ в своих целях. Совет по этике и нравственности может стать необходимым контролирующим органом для разрешения нередко возникающих разногласий.

Другая сторона этого явления заключается в повышении уровня информационной культуры населения, чтобы оно адекватно реагировало на информацию, разбиралось в ней. Разумно организованный обмен информацией приобщает всех людей к ценностям духовной культуры. Ведь стремительный поток информации поверхностно знакомит аудиторию с сообщениями средств массовой информации. Отсюда парадокс массовой психологии: кто выступает в прессе — тот прав, что сообщено — истина. Тем самым читатель, слушатель, зритель едва успевает осваивать самую легкую часть информации. Современная цивилизация характеризуется большим потреблением информации и чтобы эффективно ей воспользоваться, ее надо правильно потреблять. Необходимо помнить, что средства массовой информации — инструмент, при помощи которого возможно построить все: от тоталитарного режима до гражданского общества. А самое главное, чтобы изображаемая в средствах массовой информации реальность совпадала с действительностью и не создавала противоречий. При этом следует строить не абсолютные модели влияния средств массовой информации на формирование социальных и политических ориентаций россиян, а динамические, которые будут учитывать общественно-политическую и экономическую ситуацию в стране.

Чтобы формировать у населения политическую активность информации необходимо иметь побудительный мотив и стимулировать к действию. Аудитория должна принимать непосредственное участие в политических дискуссиях. Некоторые исследователи предлагают введение теледемократии234, где односторонняя связь между отправителем и получателем информации будет заменена диалоговой связью, в данном случае демократия участия станет пониматься как сложившаяся система политической организации общества, при которой граждане прямо, без посредничества избираемых представителей решают все интересующие их социальные и политические вопросы. К сожаленью, объективность результатов электронного голосования можно подвергнуть сомнению, в силу того что эта сфера трудно регулируемая и нет четкого законодательного аппарата.

Современная система электронных СМИ сегодня представляет скорее совокупность нескоординированных между собой компаний, действующих вопреки общегосударственных интересов. Зачастую цели средств массовой информации исходят из материального содержания сообщаемой информации. Также существующая сеть «Интернет» не сопровождается созданием собственной информации, и многие компании предоставляют разные наборы разнотипных услуг. В данном случае возникает проблема определения специфики регулирования складывающихся отношений. Чтобы рассмотрение в судах дел, связанных с компьютерными технологиями и нарушениями авторских прав в этой сфере, не вызывало в дальнейшем затруднений, необходимо усовершенствовать законодательство по этим вопросам, повысить квалификацию судей, стимулировать их деятельность в материальном аспекте, привлечь специалистов.

Давая положительную оценку деятельности средств массовой информации можно рекомендовать ряд мер, для обеспечения эффективного их функционирования. К таким мерам относятся:

— соблюдение свободы слова. В данном случае необходимо урегулирование правовых и финансовых проблем;

— обеспечение информационной безопасности, которая касается проблемы безопасности государства;

— поощрение конкуренции и борьба с монополизацией: никто не должен обладать эксклюзивным правом на производство информации (будь то государство или какая-либо частная компания);

— обеспечение предоставления права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения (особое внимание должно уделяться печатной продукции). Практика ряда зарубежных стран показывает положительные результаты в области льгот по налогам на издательские расходы, отсутствия налога на добавленную стоимость книги, в системе скидок в зависимости от сроков хранения полиграфической продукции;

— охрана интеллектуальной собственности, неразрывно связанная с правами журналиста;

— борьба с компьютерными преступлениями и т. п.

Осуществление этих мер должно сопровождаться изменением правовых, политических и экономических условий функционирования средств массовой информации.

В правовой сфере требуется разработка и утверждение законов, гарантирующих политическую и финансовую независимость прессы.

Общероссийская и региональная журналистика в современных условиях, как «лицо, отстаивающее общественные интересы», требует более реальной защиты со стороны законодательства. А потому всем журналистам надо дать право сохранять профессиональную тайну и защищать материалы проводимых ими расследований, гарантировать авторские права в печати и определить статус журналиста перед лицом государственной власти. Конституция Российской Федерации предоставляет нам право получения и распространения информации, и если это право остается декларированной фикцией, то государство не будет демократическим.

В политической сфере должны быть созданы условия, обеспечивающие политическую и экономическую независимость средств массовой информации как от институтов власти, так и от «общественного мнения». Прежде всего пресса обязана выражать интересы общества.

Экономические условия должны соответствовать современному рынку. В такой ситуации необходимо до конца провести приватизацию СМИ и создать подлинный рынок информации, где товаром выступала бы не только сама информация, но и средства ее производства, хранения и распространения. Свобода средств массовой информации возможна лишь в том случае, если они не будут испытывать экономического влияния не только со стороны государства, но и частных лиц и финансового капитала, став действительно общественным институтом.

Наибольшую опасность для демократического развития России представляют информационные воздействия на общественное мнение, политическое мировоззрение, формирующееся под влиянием СМИ, нарушение прав свободы слова, монополия государственной власти на информирование населения о политической и социальной жизни. Среди этого особо можно выделить манипулирование политическим сознанием. Постоянно меняющаяся социально-политическая ситуация в России, требует переосмысления тех областей деятельности, которые связаны с общественной психологией. Политическая реклама относится к инструментам активного психологического воздействия на человеческую психику. Сферами манипулирования выступают рациональные, волевые и эмоциональные компоненты массового сознания. «Засорение» каналов коммуникации недостоверными и / или фрагментарными сообщениями способствует становлению «манипулятивного общества».

Традиционным исторически сложившимся глубинным механизмом воздействия рекламы является возбуждение желаний, достигаемое через внушение, заражение или убеждение. На протяжении всей истории рекламы менялись механизмы и средства ее психологического воздействия на людей: от простейших суггестивных моделей, до сложных, включающих самостоятельное принятие решений человеком. В России присутствуют разные формулы политической рекламы. Различные политические силы в силу традиций используют как суггестивное воздействие так и прибегают к человеку-индивиду и его возможности принимать рациональные решения. Несмотря на такое разнообразие правомерны любые формулы, задействованные ими, лишь бы они приносили реальный результат.

Помимо этого необходимо постоянно совершенствовать правовые и организационные механизмы, действующие во взаимоотношениях всех субъектов политической жизни по поводу реализации их информационных прав и обязанностей в использовании прессы: создать системы независимого и гласного контроля над деятельностью государственных СМИ, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также служб по связям с общественностью. Но не стоит забывать, что Россия — многонациональное государство, и поэтому разработка и внедрение цивилизованных демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации в целях формирования политического сознания должна отвечать национальным и культурно-историческим традициям России.

Таким образом, для оптимизации эффективного использования средств массовой информации в формировании политического сознания и выработке электоральных предпочтений можно предложить ряд практических рекомендаций.

Законодательным и исполнительным органам государственной власти, прежде всего, соответствующим Комитетам по информационной политике и Министерству печати, культуры и средств массовых коммуникаций предлагается:

1) осуществить меры по обновлению законодательной базы в информационной сфере в соответствии с Основным законом и с учетом современных условий;

2) законодательно регламентировать возможность претворения в жизнь закрепленных в конституциональном порядке гарантий свободы слова и распространения массовой информации;

3) выработать правовой механизм обеспечения условий экономической свободы прессы в том числе и борьбы с монополизмом в информационной сфере;

4) рассмотреть вопрос правового регулирования содержательной стороны сообщений и способов информирования населения;

5) содействовать созданию единой системы электронных СМИ по обновлению технологической базы информационного комплекса;

6) решить проблему излишних юридических и административных препятствий в деятельности средств массовой информации;

7) принять меры для проведения в жизнь принятых решений в соблюдении нравственности и объективности в сфере массовой информации.

Редакциям электронных и печатных СМИ, официальным представителям прессы рекомендуется:

1) выработать единый комплекс норм этического поведения журналиста, с определением границ его деятельности и ответственности за нарушение этических и профессиональных норм;

2) максимально разумно ужесточить требования к распространению информации с точки зрения соответствия ее объективности и нравственных норм;

3) создать условия для разумного обмена информацией с целью ее адекватного восприятия аудиторией без манипулятивного воздействия и способствующих распространению основных ценностей гражданского общества.

Выше обозначенные рекомендации, как думается, должны способствовать более глубокому и всестороннему изучению поставленной проблемы, и проведенное исследование не исчерпывает сложную и многогранную тему формирования политического сознания посредством СМИ. Например, перспективными направлениями соответствующих научных изысканий может стать анализ особенностей влияния СМИ на электоральные предпочтения городского и сельского мегаполисов, анализ зарубежного опыта в формировании политического выбора, изучение средств массовой информации в советское и постсоветское время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1994. — 48 с.
  2. Обращение Федерального собрания к руководителям средств массовой информации РФ от 1 апр. 1998 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  3. О государственной политике в области телевещания и радиовещания: Постановление Государственной Думы от 24 нояб. 2000 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  4. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ: Закон Российской Федерации от 5 февр. 1995 г.// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  5. О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ: Постановление Правительства от 9 марта 1994 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  6. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  7. О Дне Чувашской печати: Закон Чувашской Республики от 27 дек. 1999 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  8. О деятельности некоторых российских телекомпаний: Постановление Федерального Собрания от 18 марта 1998 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  9. О мерах по обеспечению государственного управления закреплёнными в федеральной собственности акциями АО «Общественное российское телевидение»: Постановление Правительства от 1 нояб. 1997 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  10. О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации: Постановление Правительства от 5 апр. 1992 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  11. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 6 июля 1999 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  12. О порядке применения соглашения о создании межгосударственной телерадиокомпании «Мир Письмо Государственной налоговой службы РФ от 12 окт. 1994 г. // Справочная правовая система „Консультант Плюс“.
  13. О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций: Указ Президента РФ от 6 июля 1999 г. // Справочная правовая система „Консультант Плюс“.
  14. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 дек. 1991 г. // Справочная правовая система „Консультант Плюс“.
  15. Положение о Министерстве печати и информации РФ от 18 мая 1993 г. // Справочная правовая система „Консультант Плюс“.
  16. Положение о попечительском совете общественного российского телеканала „Культура“ от 31 окт. 1997 г. // Справочная правовая система „Консультант Плюс“.
  17. Постановление Конституционного суда РФ от 22 нояб. 2000 г. // Справочная правовая система „Консультант Плюс“.
  18. Уголовный кодекс РФ. М.: Приор. — 2003. — 180с.
  19. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. — 336 с.
  20. Авторитаризм и демократия: от третьего мира к России. Материалы круглого стола // Мировая экономика и международные отношения. 1995. — № 8. — С.5−23.
  21. А.Б. Основы государственного управления в сфере информации в Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. — 343 с.
  22. C.B. Идеологические ориентиры России. М.: Книга и бизнес, 1998. -Т.1. — 336с.
  23. И. Паблик рилейшинз. М., 1997- 285с.
  24. Э.М. Средства массовой информации в реформировании России // Социально-политический журнал. 1995. — № 4.- С. 32−41.
  25. Ю.И. Роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений: Дис.. канд.- полит, наук: 23.00.02 / Ю. А. Андриенко. Хабаровск, 2004. — 186 с.
  26. М.Г. Политическая система: переходные процессы. М.: Инфомарт, 1996.-301 с.
  27. М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможности современной технологии. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 64 с.
  28. В.Г., Гиляровский И. А., Гуров А.Н.,» Чёрный И. А. Инфосреда: информационные структуры и процессы в науке и обществе. -М.: ВИНИТИ, 1996. 156 с.
  29. Ф.К. Может ли технология защитить демократию? // Информатизация общества и философия. M.: АНСССР, 1991. — С. 9−16.
  30. Н.В. Образ реальности на телеэкране и избирательный процесс. М., 2003. 350 с.
  31. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. — 201с.
  32. .В. Информация и система. JL: Лениздат, 1969. -211 с.
  33. Багдикян Б. А Монополия средств массовой информации. — М.:1. Прогресс, 1987. 184 с.
  34. Н. Общественное мнение и СМИ. Что мешает взаимодействию // Журналист. 1996. — № 11−12 .— С. 58−61.
  35. H.H. Социальная психология печати, радио, телевидения. M.: AJIMA-npecc, 1990. — 210 с.
  36. В.М. Информационно-правовая политика государства. СПб.: СПб. ГУ, 1998. — 92 с.
  37. C.B., Казьмин В. И., Гришина М. В., Бударина H.A. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. М.: Центризбирком РФ, 2003. — 96 с.
  38. Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: Наука, 1986. — 186 с.
  39. А.М. О некоторых аспектах политической информации и политической культуры в современной России // Армагеддон: актуальные проблемы истории, философии, культурологи М.: МПУ, 1999.-Кн.2.-С.122−135.
  40. А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. — С. 147−157.
  41. E.JI. Национальная инфраструктура новых медиа в России // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции 23−25 окт.1997. М.: МГУ, 1998. -С. 32−40.
  42. Л.Э. Четвёртая власть // Журналист. 1996. — № 1. — С.13
  43. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУ ВШЭ, 2001.-304 с.
  44. И.А. Информационная революция и формирование новой постклассической картины мира XXI века // Василенко И. А. политическая философия. М., 2004. 420с.
  45. Т.Г. Законы информации. М.: Амрита-Русь: Альтернатива, 2002. — 318 с.
  46. Т. Теория праздного класса / пер. с англ. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984. 367 с.
  47. М.А. Средства массовой информации России. Трансграничность и формирование общественного мнения. Уч. пособ. -М.: Изд-во МГУП, 2001.- 100 с.
  48. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.-520 с.
  49. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 252 с.
  50. Взаимодействие средств массовой информации, народа и институтов власти в процессе демократизации. Материалы международного интернационального коллоквиум, 15−17 сент.1991. -Минск: БГУ, 1991. 150 с.
  51. С.М. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб.: Спб. ГУ, 1999. — С. 7−16.
  52. В.В. Становление идеи гражданского общества и её историческая эволюция. М.: Мысль, 1995. — 202 с.
  53. Власть и пресса Белоруссии: хроника противостояния. М.: Права человека, 1998. — 545 с.
  54. Войтасик JL Психология политической пропаганды / пер. с польского Поруса В. Н. -М.: Прогресс, 1981. 278 с.
  55. B.B. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб.: СПб. ГУ, 1997. — 232 с.
  56. Д.Г. Общественное мнение как фактор принятия политических решений // Вестник СПб. У-та. Сер.6. — 2000. — № 2. — С. 8286.
  57. К.С. Введение в политическую науку. М.: Корпорация Логос, 1997. — 554 с.
  58. К.С. Средства массовой информации и политика // Вестник МГУ. -Сер. 18. 1995. -№ 1. — С 47−58.
  59. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2000. -480 с.
  60. Ф.Ф. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. — М., 2001. — 400 с.
  61. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. -290 с.
  62. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. — 320 с.
  63. .Н. Масс-медиа России: историко-аналитический очерк теории и практики. М.: Изд-во МГУП, 1999. — 442 с.
  64. A.A. Общественное самоуправление и массовая коммуникация. М.: Изд-во РУДН, 1992. — 64 с.
  65. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М: МГУ, 1996. — 189 с.
  66. Гражданское общество в России: структура и сознание. М.: Мысль, 1998.- 167 с.
  67. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.: Аспект-Пресс, 1998.-205 с.
  68. М.Н. Политика, политическая система, политическаякоммуникация. М.: НОУ МЭЛИ, 1999. — 168 с.
  69. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Аспект-пресс, 1999. — 235 с.
  70. П.В. В объятиях демократии // Журналист. 1992. — № 7 -С. 2−7.
  71. Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ. Ред. И. Н. Иноземцева. — М.: Прогресс, 1979. 406с.
  72. Давыдов Л. В'. Средства массовой информации в современном политическом процессе (опыт политологического анализа): Автореф. дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Л. В. Давыдов. СПб., 1998. — 21 с.
  73. А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. Минск: ООО Харвест, 1998. — 432 с.
  74. А. Реклама. М.: — Прогресс, 1993. — 325 с.
  75. И. Поправки к закону о СМИ угрожают свободе слова и печати //Известия. 1997. — 18 октября.
  76. A.B., Латынов В. В., Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М.: МНУЦ, 1999. — 110 с.
  77. Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. — 1993. Т. 14. — № 4. — С. 65−87.
  78. Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1993. — № 4. — С. 17−23.
  79. Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. — 343 с.
  80. Е.Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблемы конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: РАН Информации и права, 1999. — 130 с.
  81. A.B. Становление СМИ нового типа // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции 23−25 окт. 1997. М.: МГУ, 1998. — С. 82−84.
  82. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Политическая реклама. — М.: Николо-Медиа. 2002. 240 с.
  83. Журналистика и война. Освещение российскими средствами массовой информации военных действий в Чечне. 2-е изд. — М.: Российско-американский пресс-центр, 1995. — 76 с.
  84. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира. М.: Права человека, 1996. — 231 с.
  85. Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии. М.: Изд-во Галерия, 1999.- 223 с.
  86. Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2003. — 421 с.
  87. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999.-272 с.
  88. Я.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции 23−25 окт. 1997. М.: МГУ, 1998. — С. 3−32.
  89. Я.Н. Средства массовой информации как фактор процессов общественной трансформации на рубеже тысячелетий // Журналистское образование в XXI веке. Сборник материалов международной учебно-методической конференции. Екатеринбург. 2000. — С. 9−10.
  90. Я.Н. Роль СМИ в обществе // Вестник МГУ. Сер. 10.-№ 2.-С. 2−6.
  91. В. Назаров М. Информационное потребление и политические ориентации // Социальные исследования. 2000. — № 8. — С. 81−89
  92. Т.С. Информационные процессы в современной России. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 80 с.
  93. Информатика и научно-технический прогресс / Сост. Шенников B.B. М.: Наука, 1990. — 188 с.
  94. Информационная война в Чечне: Факты. Документы. Свидетельства. / Сост. Панфилова М. Н. М.: Права человека, 1997. -681 с.
  95. Информационная и психологическая безопасность в средствах массовой информации. М.: Аспект-Пресс, 2002. — Т.1 — 335 с.
  96. Информационный рынок в России. М.: Эксмо-Пресс, 1996. -239с.
  97. В.П. Вопросы формирования образа политического лидера. Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика: Сб. научн. статей. Чебоксары: ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». 2006.-315 с.
  98. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 864 с.
  99. A.B., Онуфриенко Г. Ф. Политическая культура России. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 141 с.
  100. Н.В. Политическая социология как элемент гражданской культуры//Вестник МГУ.-Сер. 18. № 1.-2003. -С. 114- 131.
  101. А.Т. Средства массовой информации и обновление общества. Майкоп: РИПО Адыгея, 1998. — 156 с.
  102. Кин Джон Средства массовой информации и демократия. М.: Памятники исторической мысли, 1994. — 170 с.
  103. П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. -Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1995. 84 с.
  104. СЮ. К вопросу о роли СМИ в политике // Права человека и гражданина: законодательство и практика. Материалы международной научной конференции, 17 марта 2001 г. Краснодар: КГУ, 2001. — 159 с.
  105. И.М., Лапкин В. В., Пантин В. И. Между авторитаризмом и демократией //Политические исследования. 1995. — № 2.- С. 43−57.
  106. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981.-215 с.
  107. Коммерсантъ-Власть. 2003. — № 25−45.
  108. Коммерсантъ-Власть. 2004. — № 3−9.
  109. В.П. Социология коммуникации. М.: Знание, 1997. -245 с.
  110. А. Последствия чеченской кампании // Независимая газета. 1995. — 14 января.
  111. А.П. Манипулирование мнением поведением российского электората (политологический анализ): Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / А. П. Копичникова. М., 2005. — 175 с.
  112. С.Г. Социальные функции прессы в политической жизни современного российского общества: дис.. .д-ра полит, наук. СПб., 1993.
  113. С.Г. Журналистская информация как фактор и объект социального контроля // Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб.: СПб. ГУ, 1999. — с. 42−62.
  114. А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития //Вестник МГУ. Сер. 12. — 1998. — № 4. — С. 34−47.
  115. B.C. Особенности финансирования СМИ в условиях становления информационного рынка // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции 23−25 окт. 1997. М.: МГУ, 1998. — С. 41−46.
  116. Ч.Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль: пер. с англ. / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. -318с.
  117. Д. Медиа и магнаты // Компания. 2003. — № 48. — 15 декабря.-С. 16.
  118. Д. Переход к демократии. М.: Межд. отношения, 1993. -376 с.
  119. Ладо до И. В. Средства массовой информации // Политическая энциклопедия. В 2-х т.т. М., 1999. Т.2. — С.466−467.
  120. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  121. Г. В. Динамика содержания понятия профессионального долга журналиста // Сборник материалов международного конгресса «300 лет российской газете». М., 2002. — С. 200−201.
  122. С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг»", 2000. — 256 с.
  123. С.Ф. Политическая реклама: функциональные и жанровые стилистические особенности: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / С. Ф. Лисовский. М, 2000. — 189 с.
  124. Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях России (в 2-х томах) / Авт. коллектив: Горбачев М. И., Горнакова О. М., Горанский А. Н., Колесников А. Н., Рожкова Е. А. М.: Изд-во «Красные ворота», 2003. -С. 10−12.
  125. A.B., Петренко Л. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия — Телеком, 2003. — 541 с.
  126. Г. М. Парадоксы татарстанского волеизъявления: электоральные игры населения и ставки политической элиты / Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. 21−23 апреля 2000 г. -М.: РОССПЭН, 2002. С. 264−267.
  127. О.В. Средства массовой информации как политический инструмент формирования общественного мнения в современной России: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / О. В. Меркулова. -М., 2004.-156 с.
  128. Т.А. Социально-политические аспекты глобальной информации // Полис, 2002, № 6 С. 24.
  129. A.A. Выборы: от замысла до победы. М.: Изд-во Центр, 2003. — 304 с.
  130. С. Под кожей свободы слова // Независимая газета. -1994.- 17 февраля.
  131. И.А. Методы ведения информационной войны // Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб.: СПб. ГУ, 1999.-С.23−46.
  132. A.A. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М.: Гном и Д. — 2000. — 255 с.
  133. И. Возможно ли у нас информационное общество // Книжное обозрение. 1996. — № 27. — 2 июля. — С. 12−13.
  134. Т.В. Массовые коммуникации в политической структуре общества // Вестник МГУ. Сер. 12. — № 3 .- 2003. — С. 102−114.
  135. Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация // Вестник МГУ. Сер. 12. — № 5. — 2001. — С. 63−74.
  136. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М., 2003. — 401 с.
  137. Ю.А. Информационный фактор политической модернизации//Вестник МГУ. Сер. 12. — 2001. — № 3. — С. 91−102.
  138. Ю.А. Компромисс и конформизм. -М.: ЛИЦ, 2001 265с.
  139. Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000. — 175с.
  140. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Знание, 1996. — 254 с.
  141. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 304 с.
  142. В.Ф. Социожурналистика. Екатеринбург. 1996. -230 с.
  143. Д. Политический PR / Д. Ольшанский. СПб.: Питер, 2003.-544 с.
  144. Д.В. Психология современной российской политики.
  145. Хрестоматия по политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга- М.: Академический проект, 2001. — 656 с.
  146. Д.В. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российской политике // Бизнес и политика. 1995. — № 1. — С. 2−7.
  147. М.В. Интернет и СМИ: взаимная интеграция // Сборник материалов международного конгресса ««300 лет российской газете». М., 2002.-С. 217−248.
  148. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: «Астрель», 2007. 269 с.
  149. Основы политической науки. Учеб. пособие. / Под ред. проф. Пугачёва В. П. в 2-х частях. М.: Знание, 1993. — 448 с.
  150. А. Российский рынок прессы между прошлым и будущем // Вестник аналитики. 2003. — № 3 (13) — С. 96−107.
  151. A.C. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999. — 178с.
  152. СП. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Политические исследования. -1998. № 1. — С. 27−36.
  153. А. Свобода слова, куда ни стучи опасно // Журналист. -1995. — № 5. — С.34−36.
  154. Политическая культура и власть в западных демократиях и в России: Проблемно-тематический, сб. / под ред. Пархалина Т. Г. М.: РАН ИНИОН, 1997 — 197 с.
  155. Политическая культура и модернизация на современном этапе. -Тула: Агрос, 1996. 94 с.
  156. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сб. уч. материалов / под ред. Мелешиной Е. Ю. М.: Изд-во Весь мир, Изд-во Дом Инфра-М, 2001.-304 с.
  157. Политическая психология / Учеб. пособие под. ред. A.A. Деркач. -Екатеринбург: Деловая книга- М.: Академический проект, 2001. 858 с.
  158. Политологический словарь / под ред. Миголатьева A.A. М.: МГУ, 1994.- Т.2.-308 с.
  159. Политология. Краткий словарь / под ред. проф. Коновалова Н. -Ростов-н/Дону: Феникс, 2001. 448 с.
  160. Политология. Словарь / под ред. проф. Василика М. А. М.: Гардарики, 2001. — 552 с.
  161. . Уч. пособ. / под ред. проф. Василика М. А. М.: Гардарики, 2000. — 328 с.
  162. Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред и сост.: Ю. А. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммер. Ун-та. 1993. — 431 с.
  163. Г. Г. Имиджелогия. М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2002. 796 с.
  164. Г. Г. Паблик релейшенз для профессионалов. М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2002. — 624 с.
  165. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2002. 352 с.
  166. Г. Г. Как ведутся тайные войны: Психологические операции в современном мире. Харьков: Консум, 2000. — 200 с.
  167. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Изд-во Центр, 1998.-352 с.
  168. Политтехнологи, СМИ и общество // Свободная мысль. XXI.2003. -№ 11,-С. 67−77.
  169. М. Телевидение, телекоммуникация и переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М.: МГУ, 2000. 334с.
  170. Прохоров Е Власть ли пресса? // Журналист, 1995. — № 5.- С. 5253.
  171. В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник МГУ. Сер. 12. — № 3. — 2003. — С. 66−102.
  172. В.П., Соловьёв А. И. Введение в политологию. Уч. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 320 с.
  173. Путь России к информационному обществу (предпосылки. индикаторы, проблемы, особенности) / Сост.: Смолян Г. А., Черешкин Д. С., Верминская О. Н., Костюк В. Н., Севостицкий Ю.А.- М.: РАН, 1997. -64с.
  174. С.Н. Какую партийную систему воспримет наше общество? // Полис. 1998. — № 4. — С. 101−113.
  175. В.И. Ловушка для СМИ. Российской прессе грозит утрата доверия общества// Независимая газета. 1997. — 27 февраля.
  176. С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. М.: Новый век, 1999. — 79 с.
  177. С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998.- 169с.
  178. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара: ИД «Бахрах-М», 2001. — 752с.
  179. У.Х. Искусство политической манипуляции., 1986.
  180. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. -М.: Изд-во МИГК, 2000. 152 с.
  181. Российские СМИ, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности средств массовой информации в России. М.: Право и СМИ, 1999.-78 с.
  182. В., Халман Л. Россия между прошлым и будущим. Сравнение показателей политической культуры и населения двадцати двух стран Европы и Северной Америки // Социальные исследовании. 1995. -№ 5.-С. 30−41.
  183. P.A. Политический анализ теории коммуникативного процесса Г.Лассуэлла и его роль в формировании информационной политики. Краснодар: Кубанский гос. техн. ун-т, 1999. — 33 с.
  184. Л.С. Основы политической науки. М.: Наука, 1992.102 с.
  185. Ф., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998.-223 с.
  186. Средства массовой информации в политических технологиях. М.: Аспект-Пресс, 1994. 235 с.
  187. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М.: Изд-во РУДН, 1995. — 132с.
  188. Средства массовой информации в странах СНГ. Дюссельдорф: Европ. ин-т средств массовой информации, 1999. — 2- изд.-365 с.
  189. Средства массовой информации постсоветской России / под ред. Засурского Я. Н. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 303 с.
  190. Средства массовой информации России 1997 год: анализ, тенденции, прогноз. М: Инфоцентр, 1998. — 229 с.
  191. Э.Е. Самоучитель по рекламе. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. — 302 с.
  192. Н.В. Специфика образности в публицистическом и рекламном видах текстов: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Н. В. Старых. -М., 1993. 193с.
  193. Современная американская социология / по ред. Добренькова В. И. М.: МГУ, 1994. — 293 с.
  194. Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Е. В. Суслов. М., 2004. — 184 с.
  195. А.П. Информация в жизни человека. М.: Политиздат, 1983.- 112 с.
  196. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988.- 190 с.
  197. В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. — 220 с.
  198. В.П. Массовая коммуникация. М.: Мысль, 2000. — 224 с.
  199. Типология периодической печати: проблемы и тенденции развития типологической структуры периодики / под ред. Засурского Я.Н.- М.: МГУ, 1995. 144 с.
  200. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в глобальном контексте: материалы круглого стола // Латинская Америка. 1990. -№ 1. -С. 32−58.
  201. Ф.Д. Роль средств массовой информации в реализации государственной социальной политике. М: Вагриус, 1998. — 235 с.
  202. А.Д. Информация: методологические аспекты. М.: Наука, 1974.-295 с.
  203. В.В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. М.: Смысл, 1994. — 96 с.
  204. Ю.С. Информационная безопасность государства и его силовых структур. М.: 4-й филиал Воениздата, 2000. — 256 с.
  205. М. В поисках утраченной свободы // Новая газета. 1998.18 мая.
  206. У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 1999. — 725 с.
  207. Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Политические исследования. 1992. — № 1−2. — С. 117−123.
  208. O.A. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000.-384 с.
  209. Н.К. Конституция Чувашской Республики: Комментарий. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2003. — 310 с.
  210. O.A. США: реклама и общество. М.: Мысль, 1974. -262 с.
  211. С. Алексей Самохвалов: Телевидение в рамках закона // Сегодня. 1995. — 18 ноября.
  212. Е.Ю. Журналисты и специалисты по паблик рилейшнз: пути взаимовыгодного сотрудничества // Средства массовой информации
  213. России: история и современность. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999. -С. 203−235.
  214. A.M. Большая манипулятивная игра: Технологии политических манипуляций в период выборов 1999—2000 гг. М.: Алгоритм, 2000. — 532 с.
  215. A.M. Формирование имиджа политика в России. -М.:МГУ, 1999.-143 с.
  216. С.А. Власть и пресса: эволюция отношений и типы взаимодействий на современном этапе // Вестник МГУ. Сер. 10. — 1999.-№ 6.
  217. В.А. Жизнь в зеркале сети // Журналист, 2000, № 10. -С.47.
  218. A.A. В тенетах свободы. М.: Славянский диалог, 1995.-303 с.
  219. А.Е. Трансформация политических и социально-экономических институтов и переход к информационному обществу / Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия. М.: Изд. Центр научных и учебных программ, 2000. — С. 110−135.
  220. Г. Свободна ли пресса? // Новая газета. 1997. — 14 ноября.
  221. М. Наш чеченский крест // Московские новости. 1999. -№ 10. — 16−22 марта.
  222. М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. -М., 2002. 190 с.
  223. К. Математическая теория связи. М.: Наука, 1963. — 206с.
  224. Г. Манипуляторы сознанием / пер с англ. Науч. ред. Я. Н. Засурского М.: Мысль, 1980. — 325 с.
  225. Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс. 2002. — № 5 — С.67−76.
  226. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории./ Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  227. И. Капитализм, социализм и демократия. М.: Смысл, 1995.-440 с.
  228. Д. Информация и власть // Российские вести. 1994. -16 июля.
  229. Albig W. Modern Public Opinion. New-York: The Citadel Prees, 1956.-P. 223.
  230. Altshull J.H. Agents of the Power- the role of the news media in human affairs. New York and London: Longman, 1984. P.276−277.
  231. Arato A. The Publik Sphere. // Paper Presented at Faculty Development Seminar. Social Science Research Council. Korolev. 1999. March -P.13−14.
  232. Chowkas M. Propaganda Comes of Age. Washington, 1965. — P. 96.
  233. Deyan A. La publisite. Paris, 1988. — P.9.
  234. Ellul J. Propaganda. Paris: Economica, 1990. — 361 p.
  235. Fraser L. Propaganda. London, 1957.-320 p.
  236. Habermas J. Structurwandel der Offentlichkeit. Frankfurta. M.: Suhrkampf, 1996−391 p.
  237. Lasarsfeld P. Personal influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications.- N.Y., 1965.- 254 p.
  238. Lenart S. Shaping political attitudes. The impact of interpersonal communication and mass media.- N.Y.: Thousand Oaks, 1994.- 195 p.
  239. Lippmann W. Publik opinion.- N.Y.: The Free, 1965.- 272 p.
  240. Lumann N. Offentlich Meinung. Politische Planung Aufsatze zur Sociologi von Politik und Verwaltung.- Opladen, 1971.-214 p.
  241. McLean I. Economics and Politics // Greenway D., Bleaney M., Stewart I.M.T. Companion to Contemporary Economic Thoght. London New York: Routhledge .1991. — P.770 — 805. rtfci
  242. Miller W. Elections and Voters. Comparative introduction. -Hampschir, 1987. 189 p.
  243. Sparks C. Communism, Capitalism and the Mass Media, London- SAGE Publications, 1998. 420 p.
  244. Klapper J. The Effects of Mass Communication. Glencoe, 1961. -P. 15−54.
  245. Newsom D., Turk J.V., Kruckerberg D. This is PR. The Realities of Public Relations. Wadswortn: Thomson Learning, 2000. 628 p.
  246. Williams R. Communications. London: Penghin, 1982. 340 p.
  247. Williamson J. The Political Economy of Policy Reform. -Washington: Institute for International Studies, 1994. 409 p.249. http:// pressclub.host.ru/ID/eo2.html.250. http:// pr-club.com/techn-13.htm.ю ю о1. О «1 о <л о <л о
  248. Телесемь Советская Чувашия Иг рук в руки1. Жонь1. Московский комсомолецаргументы и факты1. Комсомольская гравда1. Пенсионер Чуваиии
  249. Ксмсомольская правда (Толстунка)
  250. Чебоксарские новости Ведомости ЧР Домашняя гагета Сад и огород Вестжк недели Молодёжлж карьер Кладовая природы Хылар Грани11. Ш СОш
Заполнить форму текущей работой