Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общественно-политические взгляды К. Н. Леонтьева в системной реконструкции и интерпретации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории русской политической мысли нет мыслителя, кроме К. Н. Леонтьева, который столь откровенно обозначил бы свою консервативную, если не сказать реакционную, позицию. Вместе с тем, его апология самодержавия и православного социального идеала базировалась на последовательном мировоззрении, в котором органически соединились эстетизм, религиозность, верность самодержавию и империи, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ К. Н. ЛЕОНТЬЕВА
    • 1. К.Н. Леонтьев и концепция «Москва-третий Рим»
    • 2. К.Н. Леонтьев и западники
    • 3. Творческое наследие К. Н. Леонтьева в контексте политической теории славянофильства и почвенничества
    • 4. К.Н. Леонтьев и позитивизм XIX в
    • 5. К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К.Н. ЛЕОНТЬЕВА
    • 1. Теория триединого развития К. Н. Леонтьева мировоззренческая основа его политического учения
    • 2. Эстетика истории в контексте политических проблем
    • 3. Церковно-общественные идеалы — ключ к пониманию византизма" К.Н. Леонтьева
  • ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА К.Н. ЛЕОНТЬЕВА
    • 1. Критика западноевропейского политического идеала
      • 1. 1. Эволюция политических идеалов в Европе и приход эгалитаризма
      • 1. 2. Национализм и его перерождение в современной Европе
      • 1. 3. Пророчества К. Н. Леонтьева относительно будущего
  • Западной Европы
    • 1. 4. «Политическая антропология» К.Н. Леонтьева
    • 2. Миф о «славянском единстве» и его развенчание К. Н
  • Леонтьевым
    • 3. Россия в политической концепции К.Н. Леонтьева
    • 3. 1. Социально-политический «изоляционизм» К.Н. Леонтьева
    • 3. 2. Политическая эсхатология К. Н. Леонтьева: Царырад как будущая столица России
    • 3. 3. К.Н. Леонтьев о политической миссии России
    • 3. 4. «Византизм» К.Н. Леонтьева
    • 4. К.Н. Леонтьев и евразийство
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ

Общественно-политические взгляды К. Н. Леонтьева в системной реконструкции и интерпретации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенной' спецификой современного положения политической науки в нашей стране является её интерес к прошлому обществоведческому наследию, что связано с поиском новых путей развития России. Разумеется, не всё в прошлом политическом наследии представляет концептуальную ценность, многие положения и выводы утратили актуальность, что вполне естественно. Вместе с тем, творчество ряда отечественных мыслителей, писавших на политические темы, не только не утратило значения, но и приобрело современное звучание. Таким мыслителем вполне можно признать Константина Николаевича Леонтьева (1831−1891). Он не был мыслителем-философом в строгом логическом смысле, т. е. его нельзя считать философом-систематиком. Он много раз сам признавал себя поэтом, художником, мыслящим образами (191,257). В самом деле, К. Н. Леонтьев являет нам тип художника-эстета, а также практического общественного деятеля, одновременно бывшим ярким политическим публицистом. Характерным свойством натуры К. Н. Леонтьева являлось преклонение перед всем величественным, красивым и изящным. Он был в своём наблюдении весьма внимателен, не упускал, казалось бы, мелкие детали. Тем, кто занимается изучением его творчества, зачастую приходится «переводить» на логический язык живописную, поэтическую речь К. Н. Леонтьева, излагать добытые таким путём истины в искусственно систематизированном порядке. Такого рода труд — дело неблагодарное и непростое. К тому же, у самого К. Н. Леонтьева яркий образ часто подменяет саму дискурсивность, строгую доказательность. Между отдельными положениями своих текстов он подчас не делал смысловых связок, и оттого эти связки приходится делать самому читателю, лицу, обратившемуся к его сочинениям.

Ещё в ранней молодости К. Н. Леонтьев усвоил эстетическую любовь к внешним формам православного богослужения. Даже когда он был в юном возрасте поклонником революций и республик, ему во всём этом нравились не сами по себе цели освободительных движений (политическое равенство, экономическая свобода и пр.), а присущий им драматизм -«сила, вырабатываемая сословным строем, разнообразие характеров, борьба, битвы, слава, живописность и т. д.» (112,9,46- 112,7,265).

Представить общую канву миросозерцания К. Н. Леонтьева сложно ещё и потому, что в силу своего журналистского и публицистического таланта он вынужден был повторяться, намереваясь повлиять на восприятие читателя. Изменение контекста могло привести к изменению его оценки текущей ситуации, равно как с годами менялись и сами его взгляды. В этом смысле К. Н. Леонтьев противоречив и непоследователен.

Вместе с тем, существовали некие базовые принципы, которым К. Н. Леонтьев никогда не изменял, причём они в наибольшей мере затрагивали проблемы политики. Он был человеком с вполне выраженным и определённым политическим сознанием, которое не затушёвывалось метафизическими абстракциями и художественными образами. Ядром его политических убеждений являлась идеология консерватизма, чаяние «нового средневековья», проникнутого византийскими началами. В его специфической консервативной доктрине синтезировались богословские, философские, антропологические, социологические, правовые и эстетические взгляды.

Общий смысл политологического наследия К. Н. Леонтьева связан с положением о том, что ход исторических процессов в России неизбежно связан с реализацией православно-консервативных, антизападнических, антилиберальных идеалов и принципов. Как он полагал, в конечном итоге поддержание самого бытия России возможно только в случае, если наша страна останется верной имперской, византийской идее. При этом К. Н. Леонтьев определил вполне конкретные способы разрешения тех проблем, которые возникают при попытках сохранения политического, социальноэкономического, духовно-культурного своеобразия России как определённого «государства-материка».

Следует отметить, что число публикаций, посвященных различным аспектам творчества К. Н. Леонтьева, значительно, но распределено неравномерно по различным годам (вернее, по различным историческим эпохам). Всплеск интереса к его наследию приходится на 1890−1920;е гг., а также на 1990;е гг. В указанные промежутки времени можно в публикациях отметить общий уважительный тон по отношению к фигуре самого К. Н. Леонтьева и отношению к его религиозно-философским опытам, но чем более авторы обращались к его политическим взглядам, тем более обнаруживалось неприятие его позиции. Крайние черты это неприятие обнаружило в работах представителей советской общественно-политической науки и публицистики. Идеологическая оценка наследия К. Н. Леонтьева в то время отличалась резкостью, навешиванием ярлыков «мракобеса», «реакционера-церковника» и пр. К чести российской политической мысли, этот в общем несостоятельный и упрощённый подход был прёодолён, чему в разные годы способствовали публикации А. И. Абрамова (2−3), Ю. В. Андронова (17), Ю. Булычёва (40), Т. С. Григорьевой (52), Н. Мещерякова (124), А. Г. Мячина (135), А. И. Новикова (136), A.M. Салмина (164), М. Ю. Чернавского (197−202), A.A. Ширинянца, А. Л. Янова (207−209). «——.

Особо отметим тех авторов, которые стремились представить целостный взгляд на творческое наследие К. Н. Леонтьева, провести репрезентацию его политических взглядов вкупе с религиозно-философскими, эстетическими, нравственными взглядами. Здесь можно указать на H.A. Бердяева (29−31), K.M. Долгова (57), Ю. П. Иваска (71−73),.

A.M. Коноплянцева (93), A.A. Королькова (99−101), А. Сивака (166−167),.

B.Кондратовича, О. В. Морякова, А. Р. Геворкян, Е. Иванову, Е. А. Кириллова и др.

Исследование политической концепции К. Н. Леонтьева невозможно без разбора существа его историософии. В этом смысле ценностью обладают работы, затрагивающие существо понимания К. Н. Леонтьевым хода исторического развития. В указанном контексте отметим тексты В. В. Розанова (150−151), Н. В. Дамье (56), A.B. Королёва (98), H.A. Рабкиной (146−147).

Аналогичная мысль уместна и при характеристике влияния социологических взглядов К. Н. Леонтьева на его политические воззрения. Среди авторов, занимавшихся изучением и оценкой социологии К. Н. Леонтьева, можно указать на Л. Р. Авдееву (4−7), Г. М. Дробжеву (58), С. М. Абдрасулова (1), А. Я. Кожурина (84).

Весьма любопытным и перспективным является определение эстетических оснований социально-философских и политических воззрений К. Н. Леонтьева, проведённое дальневосточным исследователем.

A.A. Коковкиной, цель которой заключалась в анализе специфики эстетизма как мировоззренческого принципа, определённым образом конструирующего социальную реальность (92,5). Интересна мысль данного автора о том, что «концепция К. Н. Леонтьева, базирующаяся на эстетизме, является предвосхищением нового состояния культурыпостнеклассического, и нового типа философской рефлексиипостмодернистского дискурса» (92,7).

В тесной связи с политической концепцией К. Н. Леонтьева находились его религиозно-философские воззрения, анализ которых представлен наиболее полно (ещё с конца XIX в.), в частности, в работах K.M. Аггеева (8−9), A.A. Александрова (13−15), Антония (Храповицкого),.

B. Бородаевского (33), Ю.Н. Говорухи-Отрока (49), К. Зайцева (61), Н. В. Лиливяли (118), К. Медведского (121), И. Фуделя (191−193), А. Черноглазова (203) и др. Вместе с тем, связь религиозно-философского мировоззрения Леонтьева с его общественно-политическими взглядами изучена ещё недостаточно. По мысли исследователя М. Ю. Чернавского, особенно это касается влияния наследия отцов церкви. Мы добавим, что здесь нужно говорить и о недостатке репрезентации связи политических убеждений русского мыслителя с наследием поздних византийских философов и богословов (Григорием Паламой, Николаем Кавасилой, Григорием Синаитом и др.).

Среди зарубежных авторов, занимавшихся изучением творчества К. Н. Леонтьева, следует отметить В. Гьюсти (212), Джорджа Клайна (213,35−53), Стефана Лукашевича (214), Робертса Спенсера (215), Монаса Сидни (216,483−494), Джордана Курланда (217) и др. Обширный обзор западных источников, посвящённых наследию К. Н. Леонтьева, можно найти в приложении к книге Ю. П. Иваска «Константин Леонтьев (1831−1891). Жизнь и творчество» (73).

Если рассматривать отношение исследователей политических взглядов К. Н. Леонтьева в историческом контексте, то несомненной является тенденция в целом постепенного потепления оценок его наследия. С годами уходят резкие эпитеты в адрес его политического учения, они заменяются стремлением объективно разобраться в существе его взглядов.

Объектом представленного диссертационного исследования являются истоки и мировоззренческие основания политических воззрений К. Н. Леонтьева. Мы стремились подвергнуть анализу внутреннюю структуру этих воззрений, наметить то основное, определяющее, что позволяет давать им совершенно определённую, адекватную характеристику. Мы показали сущностную связь между различными элементами общественно-политических воззрений выдающегося русского «византиста».

Предметом представленной диссертации можно признать целостное политическое учение К. Н. Леонтьева, которое, как полагает автор, весьма оригинально и представляет интерес для отечественной политической науки. Мы стремились выявить уровень теоретических построений К. Н. Леонтьева и определить глубину его политологических выводов.

В качестве методологической основы диссертации мы использовали ряд эвристических подходов, которые, с его точки зрения, могут способствовать прояснению существа политического учения К. Н. Леонтьева во всём многообразии содержания его элементов. Характеризуя «внзантизм» К. Н. Леонтьева, мы опирались на базовые для современной политической науки принципы системно-структурного анализа, историзма при взгляде на какую-либо определённую проблему, ставя перед собой цель предельно возможной объективности в оценках политических воззрений. На основе указанных выше принципов были определены для исследования несколько приоритетных принципов, которыми руководствовались в ходе написания данной работы:

1. Отказ от идеологических штампов и воздержание от прямолинейных оценок. При анализе политических взглядов К. Н. Леонтьева не следует прилагать к ним какие-то внешние критерии и понятия, выработанные в политической науке позднее в XX в., а необходимо исходить лишь из того содержания, которое присутствует в самих текстах данного русского мыслителя.

2. Максимальная содержательная полнота исследования. Каждый элемент политического наследия К. Н. Леонтьева должен быть изучен во всей полноте его содержания. Необходимо, с одной стороны, учесть все особенности и нюансы политического учения К. Н. Леонтьева, а, с другой стороны, выработать целостный взгляд на него, продемонстрировав его внутреннее единство.

3. Актуализация. Подчёркивая своеобразие политического наследия К. Н. Леонтьева, мы старались соотнести смысловое содержание его текстов с нынешней политической ситуацией как в самой России, так и за её пределами. Мы полагаем, что политическое учение К. Н. Леонтьева не может быть признано полностью анахронизмом, многие его пункты вполне актуальны и злободневны в настоящее время.

Руководствоваться указанными принципами возможно в том случае, если использовать на теоретическом уровне историко-сравнительный, логико-концептуальный и системный методы, а на эмпирическом уровнеописательные методы. Использование всех обозначенных методов должно быть направлено на воспроизведение логики политического «византизма» русского мыслителя XIX в.

Цель данной диссертации заключается в определении сущности политического учения К. Н. Леонтьева, прояснении наиболее значимых пунктов его. «византизма», репрезентации и реконструкции тех оригинальных идей в сумме политических воззрений К. Н. Леонтьева, которые представляют несомненный интерес для истории отечественной политологии. Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:

1. Разъяснение политологического статуса учения К. Н. Леонтьева о государстве и обществе, этносе и культуре, церкви и личности, и его места в общей истории отечественно-политической мысли XIX в. в целом и истории русского консерватизма в частности.

2. Определение социально-исторических и социокультурных истоков политического наследия К. Н. Леонтьева, т. е. репрезентация того контекста, в рамках которого стало возможным появление «византизма» К. Н. Леонтьева.

3. Исследование теоретических истоков политологического учения К. Н. Леонтьева, обоснование его концептуальной связи с политологическим и идеологическим наследием ряда представителей допетровской общественной мысли (Дм. Герасимова и Филофея,), а также западников, славянофилов и почвенников.

4. Выявление содержания важнейшего концептуального понятия, вводимого в диссертационное исследование, т. е. «византизма».

5. Реконструкция теории развития К. Н. Леонтьева, соотнесение её с органической, общественно-политической и духовной сферами.

6. Репрезентация наиболее характерных моментов эстетики истории К. Н. Леонтьева в контексте применения её к реалиям политической жизни XIX в.

7. Анализ существа церковно-общественных взглядов К. Н. Леонтьева, без изучения которых невозможно понять, что есть «византизм» в его учении.

8. Исследование собственно общественно-политических взглядов К. Н. Леонтьева, выявление их сущностных характеристик и, в этой связи, репрезентация отношения К. Н. Леонтьева к славянскому единству, критики им западноевропейского политического идеала, анализ внутриполитической концепции К. Н. Леонтьева, определение существа его «византизма» в контексте своеобразной «политической эсхатологии».

9. Обоснование теоретического единства всех элементов политического учения К. Н. Леонтьева.

10. Соотнесение воззрений К. Н. Леонтьева с политическим учением евразийства, которое во многом продолжило и развило идеологическую доктрину «византизма».

Источниковая основа представленного диссертационного исследования включает в себя: а) работы К.Н. Леонтьеваб) критические и полемические работы современников К. Н. Леонтьева, отношение которых к его творческому наследию в целом было достаточно негативным, за исключением, пожалуй, B.C. Соловьёвав) работы предреволюционных и пореволюционных авторов о К. Н. Леонтьеве, включая отдельные монографии, диссертации, журнальные и газетные статьи, заметки и т. п.- г) книги, статьи и заметки представителей русского Зарубежьяд) публикации современных интерпретаторов политического учения К. Н. Леонтьева.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что на основе анализа содержания книг, статей и заметок К. Н. Леонтьева представлено собственно его политической учение, выявлена его уникальность и применимость к современности. Исходя из принципов системности и историзма, мы стремились представить наиболее оптимальную модель, отражающую структуру и содержание политического учения К. Н. Леонтьева, с определением его истоков.

Новизна представленного к защите исследования конкретизирована в следующих положениях:

1. В работе обозначено место политического учения К. Н. Леонтьева в истории политической мысли XIX в. В данном контексте научной новизной является выявление отличий политических взглядов К. Н. Леонтьева, понимания им фундаментальных политических и социальных проблем от воззрений других русских политических публицистов того же периода. Автор показывает существо различий политических идей К. Н. Леонтьева от идей на первый взгляд родственных ему славянофилов и почвенников.

2. В диссертации защищается тезис о том, что византизм выступает в политическом учении К. Н. Леонтьева основополагающим принципом, имеющим в данном случае универсальное значение.

3. Предпринята попытка общеконцептуальной реконструкции логики политической мысли К. Н. Леонтьева, который возродил на уровне современной ему политической идеологии доктрину «византизма».

4. Осуществлена собственная реконструкция и интерпретация политического учения К. Н. Леонтьева, выявлена его отличительная особенность.

5. Выявлены наиболее существенные идейные предпосылки политического учения К. Н. Леонтьева. В этой связи впервые обосновывается связь политических взглядов К. Н. Леонтьева с позитивизмом и эволюционизмом Г. Спенсера.

Представленная диссертация имеет своей целью способствовать расширению границ понимания предмета и содержания политической науки в целом, а также подкреплению её соответствующим историческим материалом. Системный взгляд на политическое учение К. Н. Леонтьева имеет как методологическое, так и историко-научное значение. Использование материала диссертации позволит отечественной политологии осознать те приоритеты, на которые ориентировался (и возможно, ориентируется до сих пор) политический идеал значительной части русского народа. Таким образом, диссертация будет способствовать расширению теоретических горизонтов отечественной политологии, уточнению существа политических идеалов консервативной части населения нашей страны.

Теоретические выводы диссертации можно использовать в ходе проведения методологических семинаров, при анализе феномена русского общественно-политического консерватизма. Кроме того, материалы исследования вполне применимы при чтении лекций по истории политической науки, истории государства и права, государствоведению, культурологии, истории философии в вузах, а также при написании фундаментальных работ по истории отечественной политической и социально-философской мысли.

Основные выводы и положения диссертации были апробированы автором в 5 публикациях, а также в докладах и сообщениях на 4-х научных конференциях и теоретических семинарах:

1. Международной научно-практической конференции «Наука в образовательном процессе вуза», проведённой совместно УГПИ, ПГСХА и УВВАКУ в марте 1997 г. (доклад «Ценность как основа гуманитарного знания и современной науки»);

2. Региональной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проведённой в УГПИ в мае 1999 г. доклад «Этико-эстетические взгляды К. Леонтьева на исторический процесс»);

3. Международной научной конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проведённой в УГЛИ в мае 2000 г, (доклад «Эстетико-исторические взгляды К. Леонтьева»).

4. Аспирантском теоретическом семинаре, проведённом совместно отделом аспирантуры и кафедрой социально-философских наук УГПИ в мае 1998 г. (доклад «Византизм в политической доктрине К.Н. Леонтьева»).

5. Аспирантском теоретическом семинаре, проведённом совместно кафедрами социально-философских наук и социально-экономических наук УГПИ в мае 2000 г. (доклад «Историческая миссия России в политических воззрениях К.Н. Леонтьева).

Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В истории русской политической мысли нет мыслителя, кроме К. Н. Леонтьева, который столь откровенно обозначил бы свою консервативную, если не сказать реакционную, позицию. Вместе с тем, его апология самодержавия и православного социального идеала базировалась на последовательном мировоззрении, в котором органически соединились эстетизм, религиозность, верность самодержавию и империи, а также духовный аристократизм и неприятие политического эгалитаризма. К. Н. Леонтьев попытался осовременить казалось уже забытую византийскую имперскую идею, придать ей характер руководства для внешней и внутренней политики России. Поначалу это вызвало неприятие даже со стороны консервативных публицистов, большинство из которых в то время находилось ещё в плену иллюзии «славянского братства», которую разоблачал К. Н. Леонтьев. Потребовалось время, прежде чем оправдались многие из пророчеств К. Н. Леонтьева. Как замечает в этой связи Т. Померанская, «увидеть в леонтьевских футурологических концепциях зерно истины стало возможным лишь потомкам, пережившим лихолетья нравственных и не только нравственных утрат глобального свойства» (142,126). Собственно говоря, история XX в. развивается во многом по его предсказаниям, правда тем из них, которые навеяны пессимизмом и предчувствием надвигающейся катастрофы. Поэтому, на наш взгляд, среди отечественных политических публицистов XIX в. К. Н. Леонтьев первый может претендовать на звание настоящего пророка русской политической истории. Рядом с ним в этом смысле можно поставить лишь фигуру его друга и последователя — В. В. Розанова.

К.Н. Леонтьев был эстетом и даже поэтом в политике. Одновременно он ставил в своей политической теории вполне конкретные цели (например, освобождение Царьграда и воссоздание великой православной империи). Как писал о нём В. В. Розанов, «если бы у Леонтьева было сто тысяч войска, он залил бы кровью всю Европу». Подобное выражение следует понимать не буквально, а в том смысле, что К. Н. Леонтьев жаждал быть субъектом и творцом политической истории. Его политическую доктрину можно назвать не только эстетической и поэтичной, но и романтичной. К. Н. Леонтьева можно сравнить с немецкими «реакционными романтиками» Шлегелем и Новалисом, которые опирались на апологию творчества в философских трудах Г. Фихте.

Одновременно К. Н. Леонтьева можно назвать одним из основоположников «нового религиозного сознания» в России. Он в числе первых стал формулировать собственный идеал политического и социального устройства, опираясь на исторические и религиозные традиции России. Вместе с тем, он был начисто лишён того глубокого «провинциализма», которым были заражены как либералы-западники, видевшие в России лишь ученицу «просвещённой Европы», так и некоторые консерваторы в худшем смысле этого слова, видевшие спасение нашей страны в застое. К. Н. Леонтьев — подлинный идеолог и пророк «консервативной революции», идея которой затем была подхвачена евразийцами и неоевразийцами.

Одновременно, его политическая доктрина не лишена внутренних противоречий и недостатков. Главная проблема для К. Н. Леонтьева, на наш взгляд, состоит в определении степени возможности соединения в реальной жизни политического романтизма и эстетизма с православным мировоззрением. Еще одно существенное противоречие его взглядов заключается в неадекватности исповедуемой им органической идее применительно к реализации тех или иных политических идеаловсоциально-политические процессы не могут быть отождествлены с биологической эволюцией. Натурализм К. Н. Леонтьева-врача в корне противоречит его же романтизму, ибо объективно ведёт к фатализму, который К.Н. Леонтьев-поэт никак не мог принять.

Кроме того, К. Н. Леонтьеву свойственно неверие в творческие способности русского народа в применении к политической жизни. Одновременно, он преклоняется перед русским народом, считает его народом-мессией. Он напрасно противопоставляет имперскую идею идее национализма, что особенно проявляется при оценке роли византийских начал в русской истории. Впрочем, это он и сам понимал. Во всяком случае, он утверждал, что для реализации своего потенциала Россия должна дать «что-либо своё» (112,7,42), кроме византизма, который укоренился в ней со времён средневековья. По словам К. Н. Леонтьева, Россия не может дышать «исключительно азотом полного застоя» (112,7,109).

Психологический комплекс, который просматривается сквозь все его политические сочинения — это комплекс эстетического страха, который заменял у него радость богообщения. Именно этот страх гнал его в монастырь, но там его страдания не прекращались, ибо православное мировоззрение К. Н. Леонтьева обнаруживало внутри себя неустойчивость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М. Судьба России в философии истории религиозных мыслителей XIX в.: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. Дисс. канд. филос. наук. М., 1995.
  2. А.И. Культурно-историческая концепция русской цивилизации К. Леонтьева// Цивилизация: прошлое, настоящее и будущеечеловека. М., 1988.
  3. А.И. Консервативная социальная утопия второй половины XIX в. // Русская философская мысль в 80-х гг. 19 в. о будущем России. М., 1990.
  4. Л.Р. Философско-мето дологические аспекты консервативной социологии Леонтьева// Актуальные проблемы историифилософии народов СССР. Вып.9. М., 1981.
  5. Л.Р. Проблема «Россия и Европа» в воззрениях Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева// Вестник МГУ. Сер.7: Философия. 1982. № 3.
  6. Л.Р. Религиозно-консервативная социология К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1983.
  7. Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель»?// Социально-политический журнал. 1992. № 8.
  8. K.M. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни: Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства (дисс.). Киев, 1909.
  9. K.M. Константин Леонтьев как религиозный мыслитель// Богословский вестник. 1909. №№ 4−8.
  10. Г. В. Мракобесие// Новое русское слово. 1957. 19мая.
  11. . Иерархия вечный закон человеческой жизни// К. Леонтьев, наш современник. СПб., 1993.
  12. К.С. Собрание сочинений. М., 1861. Т. 1.
  13. Александров Анат. Памяти Вл.С. Соловьёва// Новое время. 1900. 7 авг.
  14. A.A. К.Н. Леонтьев// Московские ведомости. 1911. 13 янв.
  15. A.A. Памяти К. Н. Леонтьева// Богословский вестник. 1915. № 1.
  16. H.H. Русский народ и государство. М., 1998.
  17. Ю.В., Мячин А. Г., Ширинянц A.A. Русская социально-политическая мысль 19-начала 20 века: К. Н. Леонтьев (под ред. Д.В. Ермашова). М., 2000.
  18. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.
  19. Антоний (Храповицкий). Искренняя душа// Памяти К. Н. Леонтьева. СПб., 1911.
  20. П. Леонтьев и его гадания// Русское дело. 1888. 10янв.
  21. П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса// Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1885.
  22. П.Е. Национальное самосознание и общечеловеческие задачи//Русское обозрение. 1890. Ч.З.
  23. П.Е. Объяснение с г. Леонтьевым// Московские ведомости. 1890. 29 июня.
  24. С.И. Некоторые аспекты проблемы культурно-исторического самоопределения России в творчестве К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы истории русской философии XIX в. М., 1987.
  25. Т. Славянство и К. Леонтьев// Современные известия. 1885. 31 окт.
  26. А. (Введенский А.И.). К. Н. Леонтьев о Л. Н Толстом// Московские ведомости. 1911. 7мая.
  27. Н.М. Константин Леонтьев (Рецензия на книгу Бердяева о Леонтьеве)// Звено. 1926. № 165 (28 марта).
  28. H.A. К. Леонтьев философ реакционной романтики// Вопросы жизни. 1905. № 7.
  29. H.A. Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989.
  30. H.A. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли)// H.A. Бердяев о русской философии. 4.1. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
  31. В. О религиозной правде Константина Леонтьева// РГАЛИ, ф.290, оп.1, е.х. 63.
  32. С.Г. К.Н .Леонтьев// Русские писатели. 1800−1917. Биографический словарь. М., 1994. w
  33. . Памяти К. Н. Леонтьева. Нью Иорк, 1944.
  34. С.Н. Победитель-Побеждённый (Судьба К.Н. Леонтьева)// Биржевые ведомости. 1916. 9,16,22 сент.
  35. С.Н. Тихие думы. М., 1918.
  36. Ю. Вольнолюбивый певец деспотизма// К. Леонтьев -наш современник. СПб., 1993.
  37. A.A. Царьград и всеславянство (Пророчества К. Леонтьева)// Новое время. 1912. № 13 163.
  38. B.B. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма// Философия искусства в прошлом и настоящем. М.: Искусство, 1981.
  39. Волжский (Глинка A.C.). Святая Русь и русское призвание. Б.м. 1915.
  40. A.C. Кризис европоцентризма и судьба России: культурологические воззрения К. Н. Леонтьева и О. Шпенглера// Культуры в диалоге. Вып.1. 1992.
  41. Р.П., Роднянская И. Б. Раскол в консерваторах. Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьёв, И. С. Аксаков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев в споре об общественном идеале// Неоконсерватизм в странах Запада. М., 1982. 4.2.
  42. А.И. Сочинения. Изд. Ф. Павленкова. СПб., 1905. Т.5.
  43. Т.М. «Боюсь, как бы история не оправдала меня."// Наш современник. 1990. № 7.
  44. Говоруха-Отрок Ю.Н. (псевд.: Ю. Николаев). Новый критик славянофильства//Московские ведомости. 1892. 15 и 29 окт.
  45. И.А. К.Н. Леонтьев// Социологическая мысль в России. Л., 1978.
  46. С.С., Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. М., 1974.
  47. Т.С. Концепция культурного идеала К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
  48. Б. А. Судьба К.Н. Леонтьева// Русская мысль. 1913. №№ 1,2,4.
  49. H.H. К истории борьбы эстетизма с техницизмом в буржуазной культурологии// Искусство в системе культуры. Л., 1981.
  50. A.B. Русская идея и её творцы. М., 1995.
  51. H.B. Философия истории К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
  52. K.M. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 1997.
  53. Г. М. Проблема социокультурного идеала в социально-философских воззрениях К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. наук. М., 1995.
  54. Н.Я. Россия и Европа. М., 1871.
  55. В.Н. Рец. на: К. Н. Леонтьев. Записки отшельника// Вопросы философии. 1993. № 6.
  56. Свящ. Кирилл Зайцев. К познанию православия. Шанхай, 1948.
  57. А. Одинокий мыслитель// Христианская мысль. 1916. Кн.4.
  58. А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. С.211−215.
  59. Л.А. К. Леонтьев о прогрессе// Русское обозрение. Пекин, 1921. №№ 5−7.
  60. Л. Курс лекций по основам эстетики. Горький, 1974.
  61. В.В. Русские мыслители и Европа (Критика европейской культуры у русских мыслителей). Париж, 1929.
  62. В.В. История русской философии. Т.1. 4.2. Л.: «Эго», 1991.
  63. В.Г. Мессианские взгляды A.C. Хомякова и B.C. Соловьева. Автореф. дисс.канд. филос. наук. СПб., 2000.
  64. Г. Страх перед жизнью. Константин Леонтьев и современность//Континент. 1993. № 77.
  65. Ю.П. Апология пессимизма. К. Леонтьев и Ницше// Новый град. 1939. № 14. С.89−100.
  66. Ю.П. Что Леонтьев чтил, ценил, любил. Ответ А. И. Солженицыну//Вестник РХД. 1974. № 123.
  67. Ю.П. Константин Леонтьев (1831−1891). Жизнь и творчество. Берн Франкфурт-на-Майне, 1974.
  68. К.Г. Об эстетической форме представлений исторического знания// Формы представления знаний и творческое мышление. Тезисы докладов и сообщений. Новосибирск, 1989.
  69. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921.
  70. В.К. Борьба идей в русской эстетике XIX в. (40−70-е гг.). Автореф. канд. дисс. М., 1988.
  71. В.К. Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978.
  72. Т.С. Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина//XVIII век. Л., 1969.
  73. A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Тт. 1−2.
  74. A.A. Народная политика как основа порядка// Славянские известия. 1889. №№ 28−29.
  75. A.A. «Национальная политика как орудие всемирной революции» (рец.)// Русский вестник. 1889. № 6.
  76. В. Рецензия на кн. Ю. П. Иваска о К. Леонтьеве// Голос Зарубежья. 1980. № 19.
  77. А.Я. Социальные аспекты антропологии К.Н. Леонтьева и В. В. Розанова. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1997.
  78. Л.С. Мечты о Царьграде (Достоевский и К. Леонтьев)// Русский архив. 1915. №№ 9−10.
  79. А.П. Вл. Соловьёв и К. Леонтьев: диалог в поисках «Русской звезды"// Начала. 1992. № 2.
  80. А.П. Константин Леонтьев в «зеркалах» наследников//Константин Леонтьев: Pro et contra. Кн.1. СПб., 1995.
  81. A.A. Красота и нравственность в условиях научно-технического прогресса (к вопросу об эстетизме Константина Леонтьева)// Россия на пороге XXI века. Материалы научного симпозиума. 4.2. Хабаровск, 1999. С.89−93.
  82. A.A. Об «эстетическом аморализме» Константина Леонтьева// Духовная деятельность и её формы. Сборник научных статей. Хабаровск, 1999. С. 14−18.
  83. A.A. Социально-эстетический портрет «последнего человека» в творчестве К. Леонтьева// Философский ежегодник. Хабаровск, 2000. С.8−12.
  84. A.A. Понятие «эстетизм» и его историческое развитие// Научно-технические и экономические проблемы транспорта. Хабаровск, 2000. Т.4. С. 120−129.
  85. A.A. Эстетизм как принцип социальной философии (экспликация концептуальных положений социальной модели К.Н. Леонтьева). Автореф. дисс.. канд. филос .наук. Владивосток, 2000.
  86. A.M. Жизнь К. Н. Леонтьева в связи с развитием его миросозерцания// Памяти К. Н. Леонтьева. СПб., 1911.
  87. Консерватизм в России («Круглый стол»)// Социологические исследования. 1993. № 1.
  88. Константин Леонтьев: Pro et contra. Кн.1−2. СПб., 1995.
  89. В. К истории одной полемики'(К.Н. Леонтьев и B.C. Соловьёв о проблемах христианской эсхатологии)// Начала. 1992. № 2.
  90. В.Ф. О сущности эстетического познания. Новосибирск, 1962.
  91. A.B. Культурно-исторические воззрения К.Н. Леонтьева// К. Леонтьев наш современник. СПб., 1993.
  92. A.A. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991.
  93. A.A. К. Леонтьев и его эстетическая картина эгалитарного прогресса//Философские науки. 1991. № 11.
  94. A.A. Неуслышанный Леонтьев// Смена. 1995. № 6.
  95. В.И. К.Н. Леонтьев: реакционер, пророк?// Советское славяноведение. 1991. № 3.
  96. Г. Б. Леонтьев и русское будущее// Наш современник. 1991. № 12.
  97. К.Н. Маносские староверы// Санкт-Петербургские ведомости. 1884. № 262.
  98. К.Н. Невольное пробуждение старых мыслей и чувств// Гражданин .1887. № 41.
  99. К.Н. Панславизм и греки// Русский вестник. 1873. № 2.
  100. К.Н. Письма к Губастову К.А.// Русское обозрение. 1894. Кн.9−11.
  101. К.Н. Отец Климент (Зедергольм) <иеромонах Оптиной Пустыни>// Русский вестник. 1879. Кн.11−12.
  102. К.Н. Письма к Губастову// Русское обозрение. 1897.1. Кн.6.
  103. К.Н. Из писем К.Н. Леонтьева// Московские ведомости. 1911. № 9.
  104. К.Н. Письма к ВВ. Розанову// Русский вестник. 1903. №№ 4−6.
  105. К.Н. Собрание сочинений. Тт.1−9. М., 1912−1913.
  106. К.Н. Отшельничество, монастырь и мир// Христианин. 1913. Кн. 11.
  107. К.Н. О Владимире Соловьёве и эстетике жизни (по двум письмам)// Начала. 1992. № 2.
  108. К.Н. Письмо провинциала к г. Тургеневу// Отечественные записки. СПб., 1860. Т. 130.
  109. К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М., 1996.
  110. К.Н. Избранное. М., 1993.
  111. Н.В. Религиозно-философская концепция К.Н. Леонтьева//Религиозно-идеалистическая философия в России 19-нач.20 вв. (Критический анализ). М, 1989.
  112. В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.
  113. К. Нищета философии. М.: Госполитиздат, 1955.
  114. К. Философ-христианИн: Основы миросозерцания К.Н. Леонтьева// Русский вестник. 1896. № 1- № 4.
  115. Д.С. Страшное дитя// Речь. 1910. № 30 (31 янв.).
  116. В.И. «Русская идея», возрождение России и проблема метода// Вестник Московского университета. Сер. 12: Общественно-политические исследования. 1994. № 1.
  117. Ор. О церкви в исторической жизни русского народа// Русь. 1883. 13 апр.
  118. О. Церковь и византийство// Киевская старина. 1884. № 11.
  119. П.Н. Саморазложение славянофильства// Вопросы философии и психологии. 1893. Кн.5.
  120. П.Н. Славянские и русские «космополиты»// Речь. 1908. 20 апр.
  121. H. Из воспоминаний о К.Н. Леонтьеве// Русское обозрение. 1898. № 1.
  122. Н.К. «Послушаем умных людей»// Отечественные записки. 1881. № 9.
  123. О.В. Культурная традиция и политика в философии К. Леонтьева// Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991.
  124. Московитянин. Новая книга о К. Леонтьеве// Вестник РХД. 1977. № 121.
  125. А.Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в конце XIX-начале XX века). М., 1999.
  126. Мурсалимов и др. Общественное мнение и созидание по законам красоты. Казань, 1991.
  127. А.Г. Социально-политические взгляды К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. по лито лог. наук М., 1998.
  128. А.И., Григорьева Т. С. Консервативная утопия Константина Леонтьева// Россия глазами русского. СПб.^ 199J
  129. Г. «Страна без идеологии что человек без мыслей»// Завтра. 2001. № 10(379).
  130. Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970.
  131. Г. Г. Проблема эстетической ценности в «Критике способности суждения» И. Канта. Автореф. канд. дисс. Тбилиси, 1986.
  132. К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дисс.канд. политич. наук. Владивосток, 1999.
  133. C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток, 1993.
  134. С.А. Франциск Скорина. М., 1981.
  135. И.В. Личность и учение блаж. Августина. Тт.1−2. Сергиев Посад, 1917.
  136. П.Ф. А. Герцен и К. Леонтьев (Сравнительная морфология творчества)// Печать и революция. М., 1922. № 2. С.78−88.
  137. Н.А. Исторические взгляды К.Н. Леонтьева// Вопросы истории. 1982. № 6.
  138. Н. А. Византизм К. Леонтьева// История СССР. 1991.6.
  139. Н.А. Эстетический принцип в истории. Опыт характеристики народов. Paris, 1931.
  140. Н.А. Право и мораль. Опыт морфологии нравственного сознания. Paris. 1934.
  141. В.В. Эстетическое понимание истории// Русский вестник. 1892. № I.
  142. Розанов В. В, Теория исторического прогресса и упадка// Русский вестник. 1892. Ж№ 2−3.
  143. В.В. Константин Леонтьев и его «попечители»// Новое слово. 1910. № 7. С.24−26.
  144. В.В. Неоценимый ум// Новое время. 1911. № 12 669 (21 июня).
  145. В.В. К 20-летию кончины К.Н. Леонтьева// Новое время. 1911. № 12 813 (12 нояб.).
  146. В.В. К изданию полного собрания сочинений К.Н. Леонтьева// Новое время. 1912. № 13 024 (16 июня).
  147. B.B. Закржевский о Конст. Леонтьеве// Новое время. 1912.11 авг.
  148. В.В. Приостановка издания «Сочинений К. Леонтьева"//Новое время. 1913. 14янв.
  149. В.В. К. Леонтьев об Аполлоне Григорьеве// Новое время. 1915. 9 дек.
  150. Романович-Славатинский A.B. Система русского государственного права в его историческо-догматическом развитии. Киев-СПб., 1886.
  151. П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
  152. Самарин Ю.Ф. A.C. Хомяков и крестьянский вопрос// Русская беседа. 1860. Т.2.
  153. A.M. Политическая историософия Леонтьева// Русская политическая мысль 2-ой пол. XIX в. М., 1989.
  154. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М., 1984.
  155. А.Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.
  156. C.B. К.Н. Леонтьев и евразийство// Гуманитарные исследования. Альманах. Вып.З. Уссурийск, 1999.
  157. Л.З. «Восток, Россия и славянство» (рец.)// Вестник Европы. 1885. № 12.
  158. A.M. Культурно-философский смысл консерватизма. Автореф. дисс.канд. филос .наук. СПб., 1997.
  159. B.C. Константин Леонтьев// К. Леонтьев наш современник. СПб., 1993.
  160. B.C. Национальный вопрос в России. СПб., 1891. Вып.2.
  161. B.C. Письма к К.Н. Леонтьеву// Вестник РХД. 1990. № 149.
  162. H.A. Рецензия на брошюру Леонтьева «Как надо понимать сближение с народом»// Современные известия. 1882. 13 апр.
  163. Г. Основания социологии. Т.2. СПб., 1877,
  164. Н. Византийское влияние на религиозную, общественную и политическую жизнь домонгольской Руси. М., 1918// Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. Карт.405. № 2.
  165. П.Б. Константин Леонтьев// Возрождение. 1926. 30 мая.
  166. И.Г. Культура и исторический процесс. Этюды теории. Владивосток: ДВГУ, 1998.
  167. А. О сельской общине// Русский архив. 1884. Кн.4.
  168. Л.А. Монархическая государственность. 4.1. М., 1905.
  169. Л. А. Непризнанный пророк// Московские ведомости. 1911. 30 июня.
  170. Л.Н. Собр. соч. в 22-х тт. М., 1983. Т. 15.
  171. В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах// Структура текста. М.: «Наука», 1980. С.3−58.
  172. С.Н. Разочарованный славянофил// Вестник Европы. 1892. Окт. С.772−810.
  173. Ускокович М, Россия, славянство и мир будущего с точки зрения славяно-христианской идеологии A.C. Хомякова. СПб., 1916.
  174. .А. История и семиотика. Восприятие времени как семиотическая проблема// Успенский. Избранные труды. Т.1. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С.9−70.
  175. Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
  176. С. Л. Миросозерцание Константина Леонтьева// Критическое обозрение. 1909. № 11.
  177. С.Л. Сочинения. М., 1990.
  178. И.И. Культурный идеал К.Н. Леонтьева// Русское обозрение. 1895. № 1.
  179. A.C. Полное собрание сочинений. М., 1900.
  180. И.И. К. Леонтьев и Вл. Соловьёв в их взаимных отношениях//Русская мысль. 1917. Кн.11−12.
  181. И.А. Эстетический компонент человеческой деятельности и его гуманистическое содержание// Депонировано в ИНИОН. Харьков: ХИИЖТ, 1984.
  182. М.М. Эстетико-исторические взгляды К. Леонтьева// Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып.2. Уссурийск, 2000.
  183. А. Политические и церковно-общественные идеалы К.Н. Леонтьева. СПб., 1914.
  184. М.Ю. Идея прогресса и русский консерватизм// Поиск молодых. Сборник научных статей аспирантов. Уссурийск, 1998.
  185. М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева. Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 2000.
  186. М.Ю. О религиозных основаниях теории триединого процесса развития К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып.4. М., 1999.
  187. М.Ю. Идея социализма в консервативной системе К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып.5. М., 1999.
  188. М.Ю. Принцип насилия в социальной философии К.Н. Леонтьева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып.5. М., 1999.
  189. М.Ю. О связи мировоззрения К.Н. Леонтьева с учением святых отцов и русской православной традицией// Из истории общественной мысли: культура, идеология, политика. М, 1999 (деп. в ИНИОН РАН. № 55 051 от 14.10.99. С.642−660).
  190. А. Формула воцерковления. О Православии Константина Леонтьева// К. Леонтьев наш современник. СПб., 1993.
  191. H.A. К. Леонтьев и русский либерализм// Вестник МГУ. Сер.12: Социально-политические исследования. 1993. № 2.
  192. A.B. Проблематика творческого самоопределения в пост-новоевропейскую эпоху: от эстетики деятельности к практической эстетике// Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993.
  193. Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М.: «Гардарика», 1999.
  194. А.Л. Славянофилы и Константин Леонтьев (Буржуазный миф о «пророчестве Леонтьева» и русская консервативная мысль XIX столетия). Дисс. канд. филос. наук. М., 1970.
  195. А.Л. Трагедия великого мыслителя// Вопросы философии. 1992. № 1.
  196. А.Л. Три утопии (М. Бакунин, Ф. Достоевский, К. Леонтьев)// Искусство кино. 1992. № 9.'
  197. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  198. РГАЛИ. Ф.290. Оп.1. Е.х.88.
  199. Giusti W. Un pensatore russo controcorrente: Constantino Leont’ev// Storia e politica. Milano. 1964.
  200. Kline George L. Religious and anti-religious thought in Russia (1968). Ch.2. Religious new-conservatives: Leontiev and Rozanov.
  201. Lukashevich Stephen. Konstantin Leontiev. A study in russian heroic vitalism. New York. 1967.
  202. Roberts Spencer E. Essays in russian literature. The conservative view: Leontiev, Rozanov, Shestov. 1968.
  203. Monas Sidney. Leontiev: A meditation// Journal of Modern History. 1971. September.
  204. Kurland Jordon. The history and destiny of Russia according to Konstantin Leont’ev// An unpublished M.A. thesis. Columbia University. 1952.
Заполнить форму текущей работой