Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-политические идеи А.А. Гассиева: 1844-1915

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место в его творчестве занимали вопросы политики и обоснование идеала справедливого человеческого общежития. Анализ Гассиевым общественных отношений на Кавказе, его трактовка роли православной религии в жизни российского общества, его представление о политических архетипах ислама — все это позволяет судить о нем, как о выдающемся осетинском мыслителе-гуманисте XIX — начала XX века… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ А.А. ГАССИЕВА
    • 1. Возрождение осетинской культуры в XIX веке
    • 2. Становление национальной интеллигенции в Осетии и деятельность Гассиева
  • ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ГАССИЕВА
    • 1. Толкование (экзегеза) Корана и политические архетипы ислама
    • 2. Критика учения Л.Н. Толстого
  • ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ГАССИЕВА
    • 1. 0. национальной самобытности и задачах просвещения горских народов
    • 2. Аграрно-национальнал политика России на Северном Кавказе в освещении Гассиева

Социально-политические идеи А.А. Гассиева: 1844-1915 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возрождение интереса к историческому прошлому всегда было залогом понимания настоящего и будущего. Вставшие перед современной Россией вопросы сохранения своей самобытности и преемственности традиции, поиска наилучших общественных установлений заставляют исследователей обращаться к изучению вечных проблем основ и сущности власти, религии, нравственности и политики, конкретного исторического опыта модернизации России и ее окраин. Чтобы правильно понять истоки многих современных проблем, необходимо, например, всесторонне проанализировать историю России Х1Х-ХХ вв., основательно разобраться в последствиях Кавказской войны, колониальной политики царской России на Кавказе и т. д. Наряду с современными учеными, данные проблемы активно разрабатывались мыслителями прошлого, чей интеллектуальный опыт чрезвычайно ценен. В этой связи становится важным выявление и учет специфики Северного Кавказа в контексте российской истории. Имеющийся сегодня исследовательский материал открывает дорогу концептуальному осмыслению северокавказской идейно-культурной истории XIX века и как определенной целостности, и как органической части общероссийской истории. В XIX веке культурно-политические реалии предъявили горским обществам, еще недавно «не входящим в исторический процесс», требование необходимости сохранения социокультурной преемственности, ответа запросу времени в виде обретения своей культурно-исторической самостоятельности и идентичности. Указанные вызовы нашли свое отражение в мировоззрении передовых деятелей общественной мысли Осетии рассматриваемого периода. Их творческая активность в основном концентрировалась вокруг блока проблем связанных с просвещением горских народовс соответствием модернизирующих реформ народной ментальностис формированием, с одной стороны новой трудовой и гражданской этики, с другой — хозяйственной и политической культуры.

Одним из таких мыслителей, незаслуженно забытых сегодня, представляется Афанасий Абрамович Гассиев (1844−1915). В творческом наследии этого мыслителя подробно освещены многие аспекты политики России на Кавказе конца XIX — начала XX веков. Им были сделаны попытки разработки и решения многих социально-политических проблем своего времени, которые до сих пор являются актуальными и в современной России. Анализ A.A. Гассиевым политической культуры ислама, критика толстовского анархизма, выявление причин национальной и религиозной розни на Кавказе — все это определяет его вклад в политическую науку. Творчество A.A. Гассие-ва важно для нас еще и в плане широты охвата и глубины проникновения в специфику российского политического сознания прошлого. Обращение к социально-политическим взглядам A.A. Гассиева имеет важное научно-практическое значение и потому, что позволяет составить корректное представление о социально-политическом положении Северного Кавказа XIX—XX вв., о политике России на Кавказе на рубеже XIX—XX вв.

Источники и степень разработанности проблемы. Основной источниковедческой базой настоящего исследования стал Фонд A.A. Гассиева, хранящийся в Отделе рукописных фондов (ОРФ) Северо-Осетинского Института Гуманитарных и Социальных Исследований имени В. И. Абаева (СОИГСИ). Помимо копий личных и государственных документов, прямо или косвенно относящихся к жизни и творчеству осетинского просветителя, полученных из архивов Ставропольского края, Грузии, Армении и Украиныкопий работ Гассиева, вышедших еще при его жизни и опубликованных в различных изданиях, в фонде хранятся рукописи мыслителя, которые занимают чуть ли не большую его часть. Основные работы Гассиева, некоторые его рукописи1 были изданы уже в наше время благодаря усилиям крупнейшего знатока.

1 См., напр.: Гассиев A.A. Иуда предатель. Великая загадка или вымысел: Исследование легенды о предательстве // Дарьял. 1992. № 3- Гассиев A.A. Золото Востока. Военные добычи и денежное обращение в древней Персии и Армении // Дарьял. 1993. JVa 2. творчества Гассиева — профессора Х. К. Цаллаева. Выход в свет двух объемных книг: «Избранные произведения A.A. Гассиева» (Владикавказ, 1992) и «Гассиев A.A. Торжество и гибель Христа. Образ и учение Иисуса Христа» (Владикавказ, 1999) стал огромным событием в истории научного исследования осетинской общественной мысли прошлого, придал новый импульс освоению творческого наследия осетинского мыслителя.2 На «Избранные произведения A.A. Гассиева» во многом опирался автор в своей работе.

Одной из предпосылок настоящего исследования социально-политических воззрений A.A. Гассиева стали труды отечественных ученых — историков, философов и правоведов, затрагивающие некоторые аспекты творчества осетинского мыслителя или прямо посвященные его жизни и деятельности. Из всего того, что было написано о Гассиеве за последние полвека, можно выделить следующие работы. В 1957 г. вышла книга М. С. Тотоева «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии"3, где впервые было обращено внимание на необходимость исследования творчества A.A. Гассиева и сделана попытка охарактеризовать его мировоззрение. В этой работе Гассиев был показан как крупный деятель культуры и просвещения, как последователь русской прогрессивной просветительской и педагогической мысли. В 1968 г. была опубликована еще одна книга М. С. Тотоева — «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в 20 годы"4, в которой автор, посвятив анализу общественной и творческой деятельности A.A. Гассиева отдельный параграф, обратил внимание на наиболее существенные публицистические очерки и статьи, важные для адекватной характеристики социально-политических взглядов Гассиева.

В 1961 г. в пятом томе «Истории философии» вышла статья С.Ш. Га-бараева, где автор касается различных аспектов мировоззрения A.A. Гассие.

2 См.: Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов. Владикавказ, 1999.

3 Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1957.

4 Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в 20 годы. Орджоникидзе, 1968. ва, характеризует его отношение к религии и церкви и дает общую оценку его творчеству.5 Им же в 1964 г. была защищена докторская диссертация «Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины.

XIX века", в которой значительное место было отведено анализу философских и социальных воззрений Гассиева.6.

В 1966 г. вышла в свет монография Х. К. Цаллаева «Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева».7 Это наиболее крупное исследование творческого наследия А. Гассиева, в котором проанализированы его философские и общественно-политические воззрения и сделаны выводы о его роли и месте в истории философской и общественной мысли Осетии, а также Кавказа и России. Отдельную главу Х. К. Цаллаев посвятил общественно-политическим взглядам Гассиева, где рассмотрел вопросы земельно-экономических отношений на Кавказе и в Закавказье, подробно остановился на педагогических взглядах A.A. Гассиева, который был показан как знаток системы образования и современной прогрессивной русской педагогической мысли. В целом, в этой и других своих работах, Цаллаев показал Гассиева как оригинального и самобытного ученого, чье творчество не укладывается в рамки какой-либо стереотипной схемы.

Достаточно интересным представляется исследование Ш. Д. Дзоблаева «Развитие политической и правовой мысли в Осетии в конце XIX и начале.

XX века"8, в котором особое внимание было уделено освещению взглядов A.A. Гассиева по вопросам общего развития религии, проблеме происхождения и сущности государства и права и др.

В 1978 г. в Тбилиси, в НИИ педагогических наук им. Я.С. Гогебашви-ли, была защищена диссертация Габуевой Н. С. «Общепедагогические и ди.

5 История философии: В 6 т. М., 1961. Т. V. С. 408.

6 Габараев С. Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX века. Дисс.. д. ф. н. Орджоникидзе, 1964. С. 68.

7 Цаллаев Х. К. Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева. Орджоникидзе, 1966.

8 Дзоблаев Ш. Д. Передовая политическая и правовая мысль в Осетии конца XIX — нач. XX вв. М., 1971. дактические взгляды A.A. Гассиева", 9 в которой Гассиев был справедливо охарактеризован как выдающийся представитель педагогической мысли на Кавказе, взгляды которого представляют собой определенную систему и перекликаются с передовыми, прогрессивными педагогическими идеями современной ему эпохи.

Надо отметить, что в советское время внимание исследователей привлекал, прежде всего, тот прорыв в науку, который в конце XIX века совершил Гассиев — представитель одного из коренных, или как выражались в дореволюционной России, «туземных», народов Северного Кавказа. И в наши дни феномен A.A. Гассиева вызывает повышенный интерес у исследователей. Так, профессор А. К. Хачиров в сборнике научных трудов, посвященном 150-летию со дня рождения A.A. Гассиева, утверждает: «Его философские разыскания не являются продолжением философского мировоззрения осетинского народа. До Гассиева осетинская мысль не пошла в философском сознании дальше народной философии, изложенной на мифо-религиозном уровне, а также пословицах, поговорках, притчах. Гассиев начал профессионально заниматься философией как россиянин — европеец и на основе европейской философской традиции».10 В опубликованном в том же сборнике статье В. Х. Кусаева утверждается противоположное: «Важным источником формирования миропонимания Гассиева является его органическая связь со своим народом, с его прогрессивными традициями, в целом с его жизнью, трудом и борьбой»." Однако, по справедливому мнению Т. Е. Дзеранова, подобная постановка вопроса представляется некорректной, поскольку «национальный характер русской или классической немецкой философии, традиции которых продолжал в своих работах A.A. Гассиев, определяется не тем, что они опирались на философские традиции своих народов, а тем, что им реша.

9 Габуева Н. С. Общепедагогические и дидактические взгляды A.A. Гассиева. Авго-реф. дисс.. к. пед. н. Тбилиси, 1978.

10 Хачиров А. К. К философскому облику Афанасия Гассиева// Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов. Владикавказ, 1999. С. 36.

11 Кусаев В. Х. Жизнь и творческая деятельность A.A. Гассиева // Там же. С. 10. лись вопросы, поставленные новым временем, и на которые нельзя было найти ответы в традиционном религиозно — мифологическом мировоззрении. При подобной постановке вопроса мы можем смело называть A.A. Гас.

1 О сиева национальным философом".

Некоторые современные исследователи обращают внимание не только на философскую, но и на социально-политическую и политико-правовую составляющие творчества осетинского мыслителя. Так, в монографии С.Р. Чедже-мова «Политико-правовая мысль Северной Осетии (конец XIX — начало XX веков)», предпринята попытка проанализировать политико-правовую ситуацию в Северной Осетии, правовые воззрения видных представителей осетинской интеллигенции дореволюционного периода.13.

Среди публикаций последнего времени выделяется монография С. А. Айдаровой, в которой предпринято комплексное исследование северокавказской общественной мысли 60−90-х гг. XIX века. Обращает на себя внимание мысль автора о том, что в общественной мысли Северного Кавказа получили осмысление изменения, которые происходили в социальной, политической и духовной жизни горских народов во второй половине XIX века. Видные представители северокавказской интеллигенции (в том числе упоминается и A.A. Гассиев, охарактеризованный как просветитель, исповедующий европейские либеральные ценности), выступили посредниками между российской властью и северокавказскими народами в ходе широкомасштабной модернизации горских обществ.14.

Характеризуя историографию творчества Гассиева, необходимо указать также на статьи в различных энциклопедических изданиях15, в которых.

12 Дзеранов Т. Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII — нач. XX вв.: Дисс.. к. ф. н. Махачкала, 2001. С. 139.

13 Чеджемов С. Р. Политико-правовая мысль Северной Осетии (конец XIX — начало XX веков) / Под ред. П. А. Магометова. Владикавказ, 1997. С. 28.

14 См.: Айларова С. А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60−90-х гг. XIX в. Владикавказ, 2002.

15 См., напр.: Венгеров С. А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1915. Т. IИстория философии: В 6 т. / Под ред. М. А. Дынника, М. Т. Иовчука, Б. К. Кедрова, М. Б. Митина, Т. И. Ойзермана, А. Ф. Окулова. М., 1961. Т. VИстория философии в СССР: В 5 т. / Под ред. В. Е. Евграфова, B.C. Кружкова, В.Ф. Пустарна-кова, И. В. Смирнова. М., 1971. внимание авторов было сконцентрировано преимущественно на сугубо биографических подробностях жизненного пути и творчества мыслителя. Также, необходимо отметить статьи в журналах и различные брошюры, которые по преимуществу имеют характер введения в тему, ставят проблемы исследования творчества Гассиева.16.

В целом все вышеупомянутые авторы достаточно содержательно осветили различные аспекты философского и общественно-политического наследия A.A. Гассиева. Однако большинство оценок творческого наследия Гассиева пока во многом несет устоявшиеся за целые десятилетия стереотипные подходы и методологически изжившие себя схемы. Труды ученых, зачастую основательные и скрупулезные, обесцениваются идеологическим догматизмом, априорно заданными схемами. Так, например, вряд ли можно согласиться с Х. К. Цаллаевым и М. С. Тотоевым, характеризующими Гассиева как революционного демократа и сторонника «республиканской формы общественного устройства».17 При внимательном ознакомлении с его трудами и обстоятельствами жизни — это не может не вызывать сомнений, так как, во-первых, основным средством лечения общества от недугов, Гас-сиев считал просвещение, развитие науки и техники в рамках существующего строя. Это признают в своих работах С. Ш. Габараев и Ш. Д. Дзоблаев18, считая, что он был сторонником ненасильственных методов преобразований в обществе. Говоря о республиканском устройстве общества, Гассиев не высказывает своего принципиального отношения, одобрения или неодобрения республики. Более того, «республиканское» утверждение, приписываемое осетинскому мыслителю, на самом деле принадле.

16 См., напр.: Габараев С. Ш., Цаллаев Х. К. Философские взгляды Афанасия Гассиева // Вопросы философии. № 8. 1964; Габараев С. Ш. Мировоззрение Афанасия Гассиева. Цхинвали, 1977.

17 Цаллаев Х. К. Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева. Орджоникидзе, 1966. С. 285- Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 78.

18 Габараев С. Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX — нач. XX вв. М., 1964; Дзоблаев Ш. Д. Передовая политическая и правовая мысль в Осетии конца XIX — нач. XX вв. М., 1971. жит немецкому ученому-исламисту Гунтер-Валу19, на которого и ссылается в своей работе Гассиев. Но, несмотря на ряд неточностей, и спорных положений, встречающихся в работах вышеуказанных авторов, их исследования имеют большое значение для изучения творчества A.A. Гассиева.

Итак, анализ литературы, в которой исследуются или затрагиваются проблемы социально-политического наследия A.A. Гассиева — причем той его стороны, которая характеризует публициста как прогрессивного и оригинального политического мыслителя Осетии, — свидетельствует о явной недостаточности и неполноте освещения данного вопроса в современной исто-рико-политологической науке. Более того, назрела необходимость корректировки идеологизированных оценок творчества и деятельности Гассиева как «материалиста», «атеиста» и «революционного демократа». Осознание Гассиевым роли науки и промышленности в истории нельзя трактовать как материализм, экзегетику им Евангелия и Корана — оценивать как атеизм, а защиту прав крестьян и отказ выполнять неправомерные требования отдельных недобросовестных представителей администрации — как «оппозиционные самодержавию» и даже «революционные» шаги. В целом, творчество видного осетинского просветителя, мыслителя, публициста и общественного деятеля A.A. Гассиева ещё недостаточно освоено политической наукой. Полномасштабных, объемных, обобщающих трудов, статей, сконцентрированных на изучении социально-политических взглядов мыслителя, пока не создано.

Цель и задачи диссертационного исследования. Актуальность, степень разработанности проблемы определили цель и задачи настоящего исследования. Целью работы стал всесторонний и целостный анализ наименее изученного в литературе аспекта научного творчества A.A. Гассиева — его социально-политических идей и взглядов.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

19 Гассиев A.A. Коран, его происхождение и образование // Гассиев A.A. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 37.

• охарактеризовать социально-исторические предпосылки и основные этапы формирования политических взглядов Гассиева;

• определить место и роль мыслителя в истории социально-политической мысли Осетии и России XIX — начала XX вв.;

• выявить особенности толкования Гассиевым Корана, реконструировать его концепцию политической культуры ислама;

• в контексте политико-философского дискурса с JI.H. Толстым рассмотреть логику и главные пункты критики Гассиевым толстовского учения;

• показать специфику постановки и решения Гассиевым вопросов просвещения горских народов Кавказа;

• охарактеризовать позицию Гассиева в вопросах аграрно-национальной политики России на Северном Кавказе;

• уточнить ряд оценок и мнений, имеющихся в исследовательской литературе, по поводу социально-политических взглядов Гассиева.

Научная новизна диссертации заключается в проведении комплексного анализа социально-политических взглядов A.A. Гассиева с привлечением малоизвестной публицистики и рукописей мыслителя. В работе показано что:

• основной социально-исторической предпосылкой формирования политических взглядов Гассиева стало вхождение Осетии в состав России, открывшее новые возможности культурного и социально-политического развития горских народов Кавказа в рамках православно-христианской цивилизации;

• место и роль мыслителя в истории социально-политической мысли Осетии и России XIX—XX вв. определяется тем, что Гассиев стал одним из первых осетинских ученых, воспитанных на христианских и европейских ценностях, оказавших своей общественной деятельностью и творчеством огромное воздействие на становление целого поколения просвещенных и образованных представителей горских народов Кавказа, составивших интеллектуальную и политическую элиту своего времени;

• особенности толкования Гассиевым Корана, политической культуры ислама, обуславливаются диалектическим по сути анализом мусульманства, показавшим, с одной стороны — мирный, гуманный характер первоначального учения Магомета, с другой — его извращение различными толкователями, трактующими основополагающие принципы этой религии в угоду сиюминутным (с точки зрения всемирной истории) политическим целям, разжигающими национальную рознь и межконфессиональные конфликты на Кавказе;

• оригинальный и непредвзятый анализ толстовского учения о непротивлении злу насилием, приводит Гассиева к вполне актуальным политическим выводам о недобросовестности антиэтатистских аргументов Л. Толстого, об утопичности любых попыток выйти за рамки складывавшихся веками норм и правил человеческого общежития, огромную роль в установлении которых играли и играют Государство и Церковь;

• постановка и решение вопросов просвещения горских народов Кавказа Гассиевым определялись его требованиями учета национальной специфики, культурных и бытовых особенностей этих народов;

• позицию Гассиева в вопросах аграрно-национальной политики России на Северном Кавказе характеризует защита интересов беднейших слоев населения, гуманизм, толерантность, антибюрократизм, неприятие великорусского шовинизма;

Также в работе уточнен ряд оценок и мнений, имеющихся в исследовательской литературе, по поводу социально-политических взглядов Гассиева, в частности, о его «революционном демократизме», «республиканизме» (Х.К. Цаллаев, М. С. Тотоев и др.).

Методологической основой исследования послужили конкретно-исторический подход, общие методы реконструкции, сравнительного и комплексного анализаметодологические и теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных авторов по истории политико-правовой и социально-политической мысли России XIX — XX вв., а также по основным проблемам общественно-политической мысли народов России — С.Ш. Габарае-ва, В. Д. Дзидзоева, Т. М. Караева, В. И. Коваленко, М. А. Маслина, E.H. Мо-щелкова. A.C. Панарина, М. С. Тотоева, Х. С. Цаллаева и др.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории социально-политической мысли России и Осетии XIX — начала XX вв., а также при чтении общих и специальных курсов по «Политической истории России» и «Истории социально-политических учений».

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и в выступлении на научной конференции «Национально-государственное строительство на Кавказе и проблемы современных межнациональных отношений (XX — нач. XXI вв.)», прошедшей в феврале 2003 года во Владикавказе. Работа была обсуждена на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав по два параграфа в каждой, Заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, творчество A.A. Гассиева представляет огромное значение для научного изучения истории народов Северного Кавказа. Сделанные им выводы, его понимание реально происходящих процессов, несомненно интересны и важны для современной исторической и политической науки. Всесторонний анализ публицистического и литературного наследия осетинского мыслителя позволяет разглядеть истинные причины многих злободневных его времени проблем национально-государственной политики России на Северном Кавказе, для которых он предлагал конкретные пути решения. Важным также, представляется культурно-исторический подход к оценке творчества Гассиева. Реформы, игнорирующие культурно-историческую специфику общества, приводят, как правило, к обратному. Чтобы этого избежать, важно при выработке стратегических политических решений учитывать исторический опыт страны, который среди прочего отражен и в отечественной общественной мысли, одним из представителей которой является A.A. Гассиев.

Политика России на Кавказе, как и всякий сложный процесс, осуществлялась путем проб и ошибок (подчас грубейших). Но в ней, при всех огрехах, системное начало преобладало над стихийным. Была конечная цель, более или менее четкое представление о методах ее достижения и были личности, профессионально пригодные для того чтобы реализовать задуманное. Культурно-политические реалии предъявили горским обществам, еще недавно «не входящим в исторический процесс», требование необходимости сохранения социокультурной преемственности, ответа запросу времени в виде обретения своей культурно-исторической самостоятельности и идентичности. Указанные вызовы нашли свое отражение в мировоззрении передовых деятелей общественной мысли Осетии рассматриваемого периода. Творческая активность Гассиева в основном концентрировалась вокруг блока проблем связанных с просвещением горских народовс соответствием модернизирующих реформ народной ментальностис формированием, с одной стороны новой трудовой и гражданской этики, с другой — хозяйственной и политической культуры. Обращение к социально-политическим взглядам A.A. Гассиева имеет важное научно-практическое значение еще и потому, что позволяет составить корректное представление о социально — политическом положении Северного Кавказа XIX — XX вв., о политике России на Кавказе на рубеже XIX—XX вв.

Как показано в работе, основной социально-исторической предпосылкой формирования политических взглядов Гассиева стало вхождение Осетии в состав России, открывшее новые возможности культурного и социально-политического развития горских народов Кавказа в рамках православно-христианской цивилизации. Во второй половине XIX в., за короткий отрезок времени, в Осетии в области культуры и духовного состояния общества произошли столь разительные перемены, что подобный прогресс по праву следует назвать «национальным Возрождением». Эта эпоха отмечена не только ростом европейской образованности и распространения гуманистических идеалов. В эти же годы шел интенсивный процесс формирования самосознания осетинского народа, возникла осетинская национальная интеллигенция, сыгравшая важную роль в европеизации своего народа. Место и роль Гассиева в истории социально-политической мысли Осетии и России XIX — начала XX вв. определяется тем, что он стал одним из первых осетинских ученых, воспитанных на христианских и европейских ценностях, оказавших своей общественной деятельностью и творчеством огромное воздействие на становление целого поколения просвещенных и образованных представителей горских народов Кавказа, составивших интеллектуальную и политическую элиту своего времени.

Особое место в его творчестве занимали вопросы политики и обоснование идеала справедливого человеческого общежития. Анализ Гассиевым общественных отношений на Кавказе, его трактовка роли православной религии в жизни российского общества, его представление о политических архетипах ислама — все это позволяет судить о нем, как о выдающемся осетинском мыслителе-гуманисте XIX — начала XX века, о просветителе либерально-европейского толка. Как показано в работе, особенности толкования Гассиевым Корана, политической культуры ислама, обуславливаются диалектическим, по сути, анализом мусульманства, показавшим, с одной стороны — мирный, гуманный характер первоначального учения Магомета, с другой — его извращение различными толкователями, трактующими основополагающие принципы этой религии в угоду сиюминутным (с точки зрения всемирной истории) политическим целям, разжигающими национальную рознь и межконфессиональные конфликты на Кавказеоригинальный и непредвзятый анализ толстовского учения о непротивлении злу насилием, приводит Гассиева к вполне актуальным политическим выводам о недобросовестности антиэтатистских аргументов Л. Толстого, об утопичности любых попыток выйти за рамки складывавшихся веками норм и правил человеческого общежития, огромную роль в установлении которых играли и играют Государство и Церковьпостановка и решение вопросов просвещения горских народов Кавказа Гассиевым определялись его требованиями учета национальной специфики, культурных и бытовых особенностей этих народовпозицию Гассиева в вопросах аграрно-национальной политики России на Северном Кавказе характеризует защита интересов беднейших слоев населения, гуманизм, толерантность, антибюрократизм, неприятие великорусского шовинизма. В этой связи в работе уточнен ряд оценок и мнений, имеющихся в исследовательской литературе, по поводу социально-политических взглядов Гассиева, в частности, о его «революционном демократизме», «республиканизме» (Х.К. Цаллаев, М. С. Тотоев и др.). На взгляд автора, осознание Гассиевым роли науки и промышленности в истории нельзя трактовать как материализм, экзегетику им Евангелия и Корана — оценивать как атеизм, а защиту прав крестьян и отказ выполнять неправомерные требования отдельных недобросовестных представителей администрации — как оппозиционные самодержавию и даже революционные шаги.

Творчество Гассиева многогранно. Он оставил о себе память как первый осетинский ученый-энциклопедист, много сделавший в различных областях науки — истории, философии, богословии, экономике, педагогике, нумизматике и пр. Однако узкие рамки диссертационной работы не позволили осветить ряд вопросов, которые затрагивал в своем творчестве осетинский мыслитель. Так, за пределами настоящего исследования остались его работы, посвященные древней истории, в которых Гассиев характеризовал политические системы древности и основные направления политического процесса того времени. Специального исследования требует также гассиевская интерпретация философских проблем, его концепция войны и мира, социально-экономических и культурно-религиозных оснований мира политики, его педагогическая система и др. Было бы целесообразным в дальнейшем провести сравнительный анализ социально-политических взглядов Гассиева с позициями других его современников — И. Д. Канукова, К. Л. Хетагурова, А. Д. Ардасенова, Г. М. Цаголова, А. Б. Есиева, М. К. Гарданова, Б. А. Туганова, Ц. С. Гадиева, Е. Ц. Бритаева, Г. Б. Дзасохова и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаев В Д. Коста (1859−1906). К 90-летию со дня рождения. Сталинир, 1950.
  2. В.Д. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси, 1961.
  3. В.И. Коста Хетагуров — народный поэт Осетии // Фидиуаг. 1960. № 10 (на осет. яз.).
  4. В.И. Коста и осетинская культура // Известия СО НИИ. Т. 22. Вып. 2. Орджоникидзе, 1960.
  5. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
  6. Р.Г. Природа и пародоксы национального «Я». М., 1991.
  7. С.А. Северокавказская интеллигенция XIX в. на рубежах культур // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа: Материалы межрегиональной научной конференции (октябрь 1999 г.). Ставрополь, 2000.
  8. С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно политическая мысль 60−90-х гг. XIX в. Владикавказ, 2002.
  9. С.А. «Ирон Фандыр» К.Л. Хетагурова и теория неоплатного долга П. Л. Лаврова // Роль России в истории Осетии: Сборник научных трудов. Орджоникидзе, 1989.
  10. Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки современность. 2003. № 1.
  11. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Нац. обшеств,-науч. фонд. Акад. полит, науки- Ред.-науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин и др. М., 1997.
  12. А.Г. Будущность травосеяния в Кутаисской губернии. Тифлис, 1892.
  13. А.Г. Наставление по разведению кормовых трав. Эри-ван, 1911.
  14. А.Г. Травосеяние и меры агрономической помощи в Эриванской губернии. Эриван, 1914.
  15. Н.М. Революционно-народническое движение на Тереке. Орджоникидзе, 1987.
  16. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  17. Г. В. К поземельному устройству горной Осетии. Владикавказ, 1911.
  18. Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.
  19. .П. Аграрный вопрос и крестьянское движение в пореформенной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1980.
  20. Библия. Перепечатка с синодального издания 1876 г.
  21. М.М., Бзаров P.C. История Осетии. Владикавказ, 2000.
  22. О.Г. История халифата. Ислам в Аравии 570- 633. М., 1989.
  23. С.Н. Христианский социализм. М., 1991.
  24. Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учеб. по-соб. / Под ред. A.C. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М., 1977.
  25. JI.M. Проблемы истории Осетии в русской науке XIX в. Орджоникидзе, 1975.
  26. И.А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998.
  27. Вебер Макс. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  28. С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых". Спб, 1915. Т. 1.
  29. Вестник древней истории. М., 1971. № 3.
  30. B.H.JJ. (Ардасенов А. Г). Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, 1896.
  31. Воронцов-Дашков. Записки по управлению Кавказским краем. Тифлис, 1907.
  32. С.Ш. Мировоззрение Афанасия Гассиева. Цхинвали, 1977.
  33. Габараев С. Ш, Цаллаев Х. К. Философские взгляды Афанасия Гассиева// Вопросы философии. 1964. № 8.
  34. С.Ш. Общественно-политические и этические взгляды Афанасия Гассиева // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Выпуск 13. 1964.
  35. С.Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX и начала XX века. М., 1964.
  36. С.Ш. Инал Кануков. Сталинир, 1960.
  37. С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. М., 1959.
  38. П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869.
  39. Н.Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области. Тифлис, 1905.
  40. М.К. Социально-экономические очерки (Современная Северная Осетия). Владикавказ, 1908.
  41. М.К. Алдарство в Осетии (рукопись. Хранится в личной библиотеке жителя г. Дигоры Лолаева Б.П.) // Материалы по истории Осетии". Т. III. Дзауджикау, 1950.
  42. A.A. Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  43. A.A. Заметки о верованиях некоторых кавказских горцев. Судьба христианства на Кавказе // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1868. Т. III.
  44. A.A. Земельно-экономическое положение туземцев и казаков на Северном Кавказе. Владикавказ, 1909.
  45. A.A. Школьное дело среди горцев // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993.
  46. A.A. Иуда предатель. Великая загадка или вымысел: Исследование легенды о предательстве // Дарьял. 1992. № 3.
  47. A.A. К древней нумизматике. Описание объяснительное древнегреческих и римских монет, собранных в Закавказье в 1878—1889 гг. с историческими и хронологическими сведениями. Тифлис, 1890.
  48. A.A. Методическое пособие к учебнику начальной русской грамматики. Тифлис, 1890.
  49. A.A. О пропавшем сельском банке и аульных порядках. Владикавказ, 1912.
  50. A.A. Учебник начальной русской грамматики для практического обучения, новым методом составленный. Тифлис, 1890.
  51. A.A. Этимология русская, изложенная отдельно и сравнительно с славянскою. Курс высший после начальной грамматики. Тифлис, 1891.
  52. A.A. Ереси и секты древнего христианства // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 35.
  53. . A.A. Новейший философский реализм об основах религии и нравственности // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  54. A.A. О пригодностях для пастыря исторических бесед в деле народного образования // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп.1, д. 59.
  55. A.A. Сколько и как мы платим налоги. Владикавказ, 1913 (на осетинском языке) //ОРФ СОИГСИ им В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 61.
  56. A.A. Когда и где начали чеканить русские деньги // Тифлисский листок. 1893. № 102.
  57. A.A. К вопросу о водворении русских переселенцев на Кавказе // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  58. A.A. Поземельное устройство государственных крестьян Закавказья // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  59. A.A. Жалоба Прокурору Владикавказского Окружного Суда // ОРФ СОИГСИ, ф. 49, д. 25, л. 3.
  60. A.A. Почему Комиссия по исследованию и устройству землевладения горцев Терской области проектировала признать земли ихсобственностью казны. Разбор доводов и объяснений Комиссии // ОРФ СОИГСИ им В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 47, разд. 6.
  61. A.A. К истории земельного права на Кавказе // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  62. A.A. По части книжных древностей // Кавказ. 1873. № 36.
  63. A.A. Школьное дело между инородцами на Кавказе// Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  64. A.A. О коренных недостатках нынешнего обучения Закона Божия // Христианское чтение. 1877. Январь-февраль.
  65. A.A. Сказки и история // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  66. A.A. Основы религии и нравственности по учению философа Гербарта и его школы // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  67. A.A. Новое исследование учения Льва Толстого. Владикавказ, 1914.
  68. A.A. Учение Толстого // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  69. A.A. Коран его происхождение и образование // Труды Киевской Духовной Академии, декабрь 1870 и январь 1871 / Переиздано: Гассиев A.A. Коран, его происхождение и образование // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  70. A.A. Торжество и гибель Христа. Образ и учение Иисуса Христа. Владикавказ, 1999.
  71. A.A. Педагогическое значение истории // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1868−1869 гг. // ОРФ СОИГСИ им В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 59.
  72. A.A. Раскольники на Кавказе // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1868. №№ 19, 20, 21.
  73. A.A. О пригодности для пастыря исторических бесед в деле народного образования // Руководство для сельских пастырей за 18 681 869 гг. // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп.1, д. 59, л. 13.
  74. A.A. Золото Востока. Военные добычи и денежное обращение в древней Персии и Армении // Дарьял. 1993. № 2.
  75. A.A. Фатум (восточное учение) // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  76. A.A. Ислам и конституция // Тифлисский вестник. № 213, от 1октября 1877 г. / Переиздано: Гассиев A.A. Ислам и конституция // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  77. A.A. Мир христианский и мир мусульманский // Церковный вестник, 1876. № 33 / Переиздано: Гассиев A.A. Мир христианский и мир мусульманский // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
  78. A.A. Дервиши в исламе // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 36, л. 18.
  79. A.A. Преступления против женской чести у горцев // Тифлисский листок. 1877. № 33.
  80. И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 2. Спб.,.1799.
  81. Гольбах 77. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936.
  82. Г. фон. Классический ислам. М., 1988.
  83. В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 3060 гг. XIX в.: Монография / Под редакцией Н. С. Киняпиной. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992.
  84. И.А. Путешествие по России и Кавказским горам // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XII-XVIII вв.) / Калоев Б. А. (составитель). Орджоникидзе, 1967.
  85. В.В. Кавказ в структуре российской государственности: история и вызовы современности // Вестник Института цивилизации. Вып. 2. Владикавказ, 1999.
  86. В. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1993.
  87. Ш. Ф. «Мах Дуг». Орджоникидзе, 1969. № 12.
  88. Н.Г. Коцоев Арсен. Цхинвали, 1964.
  89. Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир, 1958.
  90. Н.Г. Цомак Гадиев. Цхинвали, 1965.
  91. Н.Г. Коста Хетагуров. Сталинир, 1958.
  92. Дзасохов Гиго. Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970.
  93. Т.Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII — нач. XX вв. Дисс.. к. ф. н. Махачкала, 2001.
  94. Дзидзоев В Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1904.
  95. В.Д. Национальные отношения на Северном Кавказе. Изд. 3. Владикавказ, 2000.
  96. В.Д. Диалектика единства и братства. Нальчик, 1990.
  97. Дзидзоев В Д. Коста Хетагуров: осетинский и общероссийский талант // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа: Материалы межрегиональной научной конференции (октябрь 1999 г.). Ставрополь, 2000.
  98. В.Д. Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале XX в. (1900−1917). Владикавказ, 2001.
  99. М.У. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии (вторая половина XIX — нач. XX вв.). Орджоникидзе, 1979.
  100. М.У. Демократы дореволюционной Осетии о «Преступлении и наказании». Орджоникидзе, 1968.
  101. Ш. Д. Передовая политическая мысль в Осетии конца XIX —нач. XX вв. М., 1971.
  102. A.A. О переселении в Терскую область из внутренних губерний России Владикавказ, 1907.
  103. Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 1. Спб., 1871.
  104. Н.Ф. История войны и владычества на Кавказе. Т. 2. Спб., 1886.
  105. А.Б. Обычное право и право землевладения горных осетин Терской области. Владикавказ, 1901.
  106. Ф.Ф. Соперники христианства. М., 1996.
  107. В.В. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991.
  108. Зиммелъ Георг. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.
  109. Е.И. Россия и окраины. Спб., 1906.
  110. История народов Северного Кавказа (конец XVIII—1917 г.). М., 1988.
  111. История философии: В 6 т. / Под ред. М. А. Дынника, М.Т. Иов-чука, Б. К Кедрова, М. Б. Митина, Т. И. Ойзермана, А. Ф. Окулова. Т. V. М., 1961.
  112. История философии в СССР: В 5 т. / Под ред. В. Е Ефграфова, B.C. Крушкова, В. В. Пустарнакова, З. В. Смирнова. М., 1971.
  113. A.A., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв.еков. Л., 1970.
  114. P.C. Общественно-политические и философские взгляды К.Л. Хетагурова. Автореф. дисс.. к. ф. н. М., 1953.
  115. P.C. Атеизм Хетагурова Коста // Фидиуаг. 1954. № 10 (на осет. языке).
  116. Кавказский календарь. Тифлис, 1893.
  117. Кавказские ведомости. 1906. 13 апреля.124. Терек. 1916. 19 марта.
  118. .А. Осетинские историко-этнографические этюды. М., 1999.
  119. В.К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории // Вопросы философии. 2002. № 2.
  120. ИД. Календари на 1891 год // В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.
  121. ИД. Горцы переселенцы // В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.
  122. ИД. Письмо в редакцию // Кавказ. 1878. № 267. 26 ноября.
  123. ИД. «Местные известия» // Кавказ. 1878. № 264. 23 ноября.
  124. ИД. Сочинения. Орджоникидзе, 1985.
  125. ИД. Положение женщины у северных осетин // В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.
  126. И.Д. Инородцы Сибири // Владивосток. 1891. № 44. 3 ноября.
  127. Т. Герои и героическое в истории. М., 2001.
  128. М.А. Очерки казачьей старины // Терские ведомости. 1909. № 43. 11 декабря.
  129. А. Россия — многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 2000.
  130. A.A. Пантеизм // Новейший философский словарь. Минск, 1998.
  131. Г. А. Военно-колонизационная политика царизма на Кавказе // Революция и горец. 1929. № 4(6).
  132. Г. А. Методы колониальной политики царской России на Северном Кавказе в XVIII веке // Известия Юго-Осетинского НИИ. 1933. Вып. 1.
  133. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1986.
  134. М.О. Ковалевский как этнограф-кавказовед // Этнография и история Кавказа. М., 1961.
  135. Коста Хетагуров. Библиографический указатель (1887−1975 гг.) / Сост. Н. Еремеев, Н. Дубовик. Орджоникидзе, 1979.
  136. В.А. Алания в X—XIII вв.. Оджоникидзе, 1971.
  137. С.Д. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX века и в начале XX века. Орджоникидзе, 1966.
  138. К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
  139. Кусаев В. Х, Елоева Т. А. Проблемы гуманизма, религии и атеизма в философском наследии A.A. Гассиева. Владикавказ, 1994.
  140. Лекции по религиоведению: учебное пособие / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 1997.
  141. Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. 1.
  142. М.Ю. Кавказ // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. Л., 1980.
  143. Н. О. История русской философии. М., 1991.
  144. Мерденов Х.-М.Ю. Роль православной церкви в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей. Дисс.. к. и. н. М., 1990.
  145. В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ, 1998.
  146. A.B., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. 1998. № 4.
  147. A.B., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Происхождение религии и ее ранние формы // Социально-политический журнал. 1998. № 5.
  148. E.H. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1997.
  149. П.П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. Спб., 1869.
  150. П.П. Кавказский край: природа и люди. Тула, 1895.
  151. Основы религиоведения: Учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др. / Под ред. И. Н. Яблокова. 3-изд. М., 2001.
  152. Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1870−1871 учебный год // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, on. 1, д. 47, разд. 5, с. 16−17.
  153. П.С. Заметки о путешествии в Южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XI-XVIII вв.) / Калоев Б.А.(составитель). Орджоникидзе, 1967.
  154. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Научно-популярный сборник / Сост. J1.A. Чибиров. Цхинвали, 1981−1991.
  155. М.А. Европейские путешественники XIII—XVIII вв.. по Кавказу. Тифлис, 1935.
  156. И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821−1890). Историко-биографический очерк. Киев, 1902.
  157. A.C. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г. // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М.,-Л., 1949.
  158. В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии // Сборник сведений о Кавказе. Т. 1. Тифлис, 1871.
  159. Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XII-XVIII вв.) / Калоев Б. А. (составитель). Орджоникидзе, 1967.
  160. Д. Имперский дискурс против националистического: случай России // Политическая наука. 2002. № 1.
  161. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3, 4, 7, 9. Тифлис, 1870−1876.
  162. H.A. Политика России на Кавказе в XVI—XIX вв.. М., 1958.
  163. H.A. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.
  164. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.
  165. З.Н. Инал Кануков. Жизнь и творчество. Орджоникидзе, 1972.
  166. Г. А. Казаки и туземцы в Терской области. Владикавказ, 1910.
  167. Г. А. Станица Червленная. Владикавказ, 1912.
  168. Г. А. Искаженная история (по поводу статей г. Гассиева) // Терские ведомости. 1909. №№ 108, 109, 110, 111, 112.
  169. Г. Д. Грузино-осетинские взаимоотношения (18 011 921). Тбилиси, 1969.
  170. М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968.
  171. М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.
  172. М.С. Развитие культуры и общественной мысли в Северной Осетии во второй половине XIX и в начале XX вв. Автореф. дисс.. д. и. н. Дзауджикау, 1953.
  173. М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962.
  174. Н.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский край. Владикавказ, 1903. Вып. 1.
  175. П.К. Заметки об исследованиях кавказско-горских языков. Тифлис, 1887.
  176. A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М., 1960.
  177. В.А. Церковь и государство (критика богословских концепций). Минск, 1988.
  178. Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассие-ва: Сборник научных трудов / Под ред. канд. филос. наук, В. Х. Кусаева. Владикавказ, 1999.
  179. Идейные связи и культурная жизнь народов дореформенной России. М., 1966.
  180. Xamaee Е.Е. A.A. Гассиев как педагог // Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов / Под ред.В. Х. Кусаева. Владикавказ, 1999.
  181. K.JI. Накануне // Полн. собр. соч.: В 5 т. T. V. Владикавказ, 2001.
  182. Хетагуров K. JI .Владикавказские акты // Полн. собр. соч.: В 5 т. T. V. Владикавказ, 2001.
  183. K.JI. Неурядицы Северного Кавказа // Полн. собр. соч.: В 5 т. Т. 1У. Владикавказ, 2000.
  184. Ю.В. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Северной Осетии в эпоху империализма. Орджоникидзе, 1983.
  185. А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964.
  186. Г. М. Край беспросветной нужды. Владикавказ, 1912.
  187. Г. М. Воспоминания (рукопись) // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 11, оп.1, д. 25.
  188. Г. М. Избранное. Орджоникидзе, 1959.
  189. Х.К. Философские и общественно-политические воззрения Афанасия Гассиева. Орджоникидзе, 1966.
  190. Х.К. Гассиев о происхождения ислама и реакционной сущности его догматов. Орджоникидзе, 1966.
  191. З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии (вторая половина XIX — начало XX века). М., 1977.
  192. С.Р. Политико-правовая мысль Северной Осетии (конец XIX — начало XX веков). Владикавказ, 1997.
  193. Н.Г. Письмо родным 8 сентября 1859 г. // Полноесобр. соч.: В 16 т. Т. 14. М., 1951.
  194. Н.Г. О различиях между народами по национальному характеру («Всеобщая история Г. Вебера т. XII») // Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 10. М., 1951.
  195. Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году // Осетины глазами русских и путешественников / Калоев Б. А. (составитель). Орджоникидзе, 1967.
  196. Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX вв. М., 1996.
Заполнить форму текущей работой