Социально-политические идеи А.А. Гассиева: 1844-1915
Особое место в его творчестве занимали вопросы политики и обоснование идеала справедливого человеческого общежития. Анализ Гассиевым общественных отношений на Кавказе, его трактовка роли православной религии в жизни российского общества, его представление о политических архетипах ислама — все это позволяет судить о нем, как о выдающемся осетинском мыслителе-гуманисте XIX — начала XX века… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
- ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ А.А. ГАССИЕВА
- 1. Возрождение осетинской культуры в XIX веке
- 2. Становление национальной интеллигенции в Осетии и деятельность Гассиева
- ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ГАССИЕВА
- 1. Толкование (экзегеза) Корана и политические архетипы ислама
- 2. Критика учения Л.Н. Толстого
- ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ГАССИЕВА
- 1. 0. национальной самобытности и задачах просвещения горских народов
- 2. Аграрно-национальнал политика России на Северном Кавказе в освещении Гассиева
Социально-политические идеи А.А. Гассиева: 1844-1915 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Возрождение интереса к историческому прошлому всегда было залогом понимания настоящего и будущего. Вставшие перед современной Россией вопросы сохранения своей самобытности и преемственности традиции, поиска наилучших общественных установлений заставляют исследователей обращаться к изучению вечных проблем основ и сущности власти, религии, нравственности и политики, конкретного исторического опыта модернизации России и ее окраин. Чтобы правильно понять истоки многих современных проблем, необходимо, например, всесторонне проанализировать историю России Х1Х-ХХ вв., основательно разобраться в последствиях Кавказской войны, колониальной политики царской России на Кавказе и т. д. Наряду с современными учеными, данные проблемы активно разрабатывались мыслителями прошлого, чей интеллектуальный опыт чрезвычайно ценен. В этой связи становится важным выявление и учет специфики Северного Кавказа в контексте российской истории. Имеющийся сегодня исследовательский материал открывает дорогу концептуальному осмыслению северокавказской идейно-культурной истории XIX века и как определенной целостности, и как органической части общероссийской истории. В XIX веке культурно-политические реалии предъявили горским обществам, еще недавно «не входящим в исторический процесс», требование необходимости сохранения социокультурной преемственности, ответа запросу времени в виде обретения своей культурно-исторической самостоятельности и идентичности. Указанные вызовы нашли свое отражение в мировоззрении передовых деятелей общественной мысли Осетии рассматриваемого периода. Их творческая активность в основном концентрировалась вокруг блока проблем связанных с просвещением горских народовс соответствием модернизирующих реформ народной ментальностис формированием, с одной стороны новой трудовой и гражданской этики, с другой — хозяйственной и политической культуры.
Одним из таких мыслителей, незаслуженно забытых сегодня, представляется Афанасий Абрамович Гассиев (1844−1915). В творческом наследии этого мыслителя подробно освещены многие аспекты политики России на Кавказе конца XIX — начала XX веков. Им были сделаны попытки разработки и решения многих социально-политических проблем своего времени, которые до сих пор являются актуальными и в современной России. Анализ A.A. Гассиевым политической культуры ислама, критика толстовского анархизма, выявление причин национальной и религиозной розни на Кавказе — все это определяет его вклад в политическую науку. Творчество A.A. Гассие-ва важно для нас еще и в плане широты охвата и глубины проникновения в специфику российского политического сознания прошлого. Обращение к социально-политическим взглядам A.A. Гассиева имеет важное научно-практическое значение и потому, что позволяет составить корректное представление о социально-политическом положении Северного Кавказа XIX—XX вв., о политике России на Кавказе на рубеже XIX—XX вв.
Источники и степень разработанности проблемы. Основной источниковедческой базой настоящего исследования стал Фонд A.A. Гассиева, хранящийся в Отделе рукописных фондов (ОРФ) Северо-Осетинского Института Гуманитарных и Социальных Исследований имени В. И. Абаева (СОИГСИ). Помимо копий личных и государственных документов, прямо или косвенно относящихся к жизни и творчеству осетинского просветителя, полученных из архивов Ставропольского края, Грузии, Армении и Украиныкопий работ Гассиева, вышедших еще при его жизни и опубликованных в различных изданиях, в фонде хранятся рукописи мыслителя, которые занимают чуть ли не большую его часть. Основные работы Гассиева, некоторые его рукописи1 были изданы уже в наше время благодаря усилиям крупнейшего знатока.
1 См., напр.: Гассиев A.A. Иуда предатель. Великая загадка или вымысел: Исследование легенды о предательстве // Дарьял. 1992. № 3- Гассиев A.A. Золото Востока. Военные добычи и денежное обращение в древней Персии и Армении // Дарьял. 1993. JVa 2. творчества Гассиева — профессора Х. К. Цаллаева. Выход в свет двух объемных книг: «Избранные произведения A.A. Гассиева» (Владикавказ, 1992) и «Гассиев A.A. Торжество и гибель Христа. Образ и учение Иисуса Христа» (Владикавказ, 1999) стал огромным событием в истории научного исследования осетинской общественной мысли прошлого, придал новый импульс освоению творческого наследия осетинского мыслителя.2 На «Избранные произведения A.A. Гассиева» во многом опирался автор в своей работе.
Одной из предпосылок настоящего исследования социально-политических воззрений A.A. Гассиева стали труды отечественных ученых — историков, философов и правоведов, затрагивающие некоторые аспекты творчества осетинского мыслителя или прямо посвященные его жизни и деятельности. Из всего того, что было написано о Гассиеве за последние полвека, можно выделить следующие работы. В 1957 г. вышла книга М. С. Тотоева «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии"3, где впервые было обращено внимание на необходимость исследования творчества A.A. Гассиева и сделана попытка охарактеризовать его мировоззрение. В этой работе Гассиев был показан как крупный деятель культуры и просвещения, как последователь русской прогрессивной просветительской и педагогической мысли. В 1968 г. была опубликована еще одна книга М. С. Тотоева — «Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в 20 годы"4, в которой автор, посвятив анализу общественной и творческой деятельности A.A. Гассиева отдельный параграф, обратил внимание на наиболее существенные публицистические очерки и статьи, важные для адекватной характеристики социально-политических взглядов Гассиева.
В 1961 г. в пятом томе «Истории философии» вышла статья С.Ш. Га-бараева, где автор касается различных аспектов мировоззрения A.A. Гассие.
2 См.: Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов. Владикавказ, 1999.
3 Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1957.
4 Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в 20 годы. Орджоникидзе, 1968. ва, характеризует его отношение к религии и церкви и дает общую оценку его творчеству.5 Им же в 1964 г. была защищена докторская диссертация «Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины.
XIX века", в которой значительное место было отведено анализу философских и социальных воззрений Гассиева.6.
В 1966 г. вышла в свет монография Х. К. Цаллаева «Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева».7 Это наиболее крупное исследование творческого наследия А. Гассиева, в котором проанализированы его философские и общественно-политические воззрения и сделаны выводы о его роли и месте в истории философской и общественной мысли Осетии, а также Кавказа и России. Отдельную главу Х. К. Цаллаев посвятил общественно-политическим взглядам Гассиева, где рассмотрел вопросы земельно-экономических отношений на Кавказе и в Закавказье, подробно остановился на педагогических взглядах A.A. Гассиева, который был показан как знаток системы образования и современной прогрессивной русской педагогической мысли. В целом, в этой и других своих работах, Цаллаев показал Гассиева как оригинального и самобытного ученого, чье творчество не укладывается в рамки какой-либо стереотипной схемы.
Достаточно интересным представляется исследование Ш. Д. Дзоблаева «Развитие политической и правовой мысли в Осетии в конце XIX и начале.
XX века"8, в котором особое внимание было уделено освещению взглядов A.A. Гассиева по вопросам общего развития религии, проблеме происхождения и сущности государства и права и др.
В 1978 г. в Тбилиси, в НИИ педагогических наук им. Я.С. Гогебашви-ли, была защищена диссертация Габуевой Н. С. «Общепедагогические и ди.
5 История философии: В 6 т. М., 1961. Т. V. С. 408.
6 Габараев С. Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX века. Дисс.. д. ф. н. Орджоникидзе, 1964. С. 68.
7 Цаллаев Х. К. Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева. Орджоникидзе, 1966.
8 Дзоблаев Ш. Д. Передовая политическая и правовая мысль в Осетии конца XIX — нач. XX вв. М., 1971. дактические взгляды A.A. Гассиева", 9 в которой Гассиев был справедливо охарактеризован как выдающийся представитель педагогической мысли на Кавказе, взгляды которого представляют собой определенную систему и перекликаются с передовыми, прогрессивными педагогическими идеями современной ему эпохи.
Надо отметить, что в советское время внимание исследователей привлекал, прежде всего, тот прорыв в науку, который в конце XIX века совершил Гассиев — представитель одного из коренных, или как выражались в дореволюционной России, «туземных», народов Северного Кавказа. И в наши дни феномен A.A. Гассиева вызывает повышенный интерес у исследователей. Так, профессор А. К. Хачиров в сборнике научных трудов, посвященном 150-летию со дня рождения A.A. Гассиева, утверждает: «Его философские разыскания не являются продолжением философского мировоззрения осетинского народа. До Гассиева осетинская мысль не пошла в философском сознании дальше народной философии, изложенной на мифо-религиозном уровне, а также пословицах, поговорках, притчах. Гассиев начал профессионально заниматься философией как россиянин — европеец и на основе европейской философской традиции».10 В опубликованном в том же сборнике статье В. Х. Кусаева утверждается противоположное: «Важным источником формирования миропонимания Гассиева является его органическая связь со своим народом, с его прогрессивными традициями, в целом с его жизнью, трудом и борьбой»." Однако, по справедливому мнению Т. Е. Дзеранова, подобная постановка вопроса представляется некорректной, поскольку «национальный характер русской или классической немецкой философии, традиции которых продолжал в своих работах A.A. Гассиев, определяется не тем, что они опирались на философские традиции своих народов, а тем, что им реша.
9 Габуева Н. С. Общепедагогические и дидактические взгляды A.A. Гассиева. Авго-реф. дисс.. к. пед. н. Тбилиси, 1978.
10 Хачиров А. К. К философскому облику Афанасия Гассиева// Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов. Владикавказ, 1999. С. 36.
11 Кусаев В. Х. Жизнь и творческая деятельность A.A. Гассиева // Там же. С. 10. лись вопросы, поставленные новым временем, и на которые нельзя было найти ответы в традиционном религиозно — мифологическом мировоззрении. При подобной постановке вопроса мы можем смело называть A.A. Гас.
1 О сиева национальным философом".
Некоторые современные исследователи обращают внимание не только на философскую, но и на социально-политическую и политико-правовую составляющие творчества осетинского мыслителя. Так, в монографии С.Р. Чедже-мова «Политико-правовая мысль Северной Осетии (конец XIX — начало XX веков)», предпринята попытка проанализировать политико-правовую ситуацию в Северной Осетии, правовые воззрения видных представителей осетинской интеллигенции дореволюционного периода.13.
Среди публикаций последнего времени выделяется монография С. А. Айдаровой, в которой предпринято комплексное исследование северокавказской общественной мысли 60−90-х гг. XIX века. Обращает на себя внимание мысль автора о том, что в общественной мысли Северного Кавказа получили осмысление изменения, которые происходили в социальной, политической и духовной жизни горских народов во второй половине XIX века. Видные представители северокавказской интеллигенции (в том числе упоминается и A.A. Гассиев, охарактеризованный как просветитель, исповедующий европейские либеральные ценности), выступили посредниками между российской властью и северокавказскими народами в ходе широкомасштабной модернизации горских обществ.14.
Характеризуя историографию творчества Гассиева, необходимо указать также на статьи в различных энциклопедических изданиях15, в которых.
12 Дзеранов Т. Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII — нач. XX вв.: Дисс.. к. ф. н. Махачкала, 2001. С. 139.
13 Чеджемов С. Р. Политико-правовая мысль Северной Осетии (конец XIX — начало XX веков) / Под ред. П. А. Магометова. Владикавказ, 1997. С. 28.
14 См.: Айларова С. А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60−90-х гг. XIX в. Владикавказ, 2002.
15 См., напр.: Венгеров С. А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1915. Т. IИстория философии: В 6 т. / Под ред. М. А. Дынника, М. Т. Иовчука, Б. К. Кедрова, М. Б. Митина, Т. И. Ойзермана, А. Ф. Окулова. М., 1961. Т. VИстория философии в СССР: В 5 т. / Под ред. В. Е. Евграфова, B.C. Кружкова, В.Ф. Пустарна-кова, И. В. Смирнова. М., 1971. внимание авторов было сконцентрировано преимущественно на сугубо биографических подробностях жизненного пути и творчества мыслителя. Также, необходимо отметить статьи в журналах и различные брошюры, которые по преимуществу имеют характер введения в тему, ставят проблемы исследования творчества Гассиева.16.
В целом все вышеупомянутые авторы достаточно содержательно осветили различные аспекты философского и общественно-политического наследия A.A. Гассиева. Однако большинство оценок творческого наследия Гассиева пока во многом несет устоявшиеся за целые десятилетия стереотипные подходы и методологически изжившие себя схемы. Труды ученых, зачастую основательные и скрупулезные, обесцениваются идеологическим догматизмом, априорно заданными схемами. Так, например, вряд ли можно согласиться с Х. К. Цаллаевым и М. С. Тотоевым, характеризующими Гассиева как революционного демократа и сторонника «республиканской формы общественного устройства».17 При внимательном ознакомлении с его трудами и обстоятельствами жизни — это не может не вызывать сомнений, так как, во-первых, основным средством лечения общества от недугов, Гас-сиев считал просвещение, развитие науки и техники в рамках существующего строя. Это признают в своих работах С. Ш. Габараев и Ш. Д. Дзоблаев18, считая, что он был сторонником ненасильственных методов преобразований в обществе. Говоря о республиканском устройстве общества, Гассиев не высказывает своего принципиального отношения, одобрения или неодобрения республики. Более того, «республиканское» утверждение, приписываемое осетинскому мыслителю, на самом деле принадле.
16 См., напр.: Габараев С. Ш., Цаллаев Х. К. Философские взгляды Афанасия Гассиева // Вопросы философии. № 8. 1964; Габараев С. Ш. Мировоззрение Афанасия Гассиева. Цхинвали, 1977.
17 Цаллаев Х. К. Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева. Орджоникидзе, 1966. С. 285- Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 78.
18 Габараев С. Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX — нач. XX вв. М., 1964; Дзоблаев Ш. Д. Передовая политическая и правовая мысль в Осетии конца XIX — нач. XX вв. М., 1971. жит немецкому ученому-исламисту Гунтер-Валу19, на которого и ссылается в своей работе Гассиев. Но, несмотря на ряд неточностей, и спорных положений, встречающихся в работах вышеуказанных авторов, их исследования имеют большое значение для изучения творчества A.A. Гассиева.
Итак, анализ литературы, в которой исследуются или затрагиваются проблемы социально-политического наследия A.A. Гассиева — причем той его стороны, которая характеризует публициста как прогрессивного и оригинального политического мыслителя Осетии, — свидетельствует о явной недостаточности и неполноте освещения данного вопроса в современной исто-рико-политологической науке. Более того, назрела необходимость корректировки идеологизированных оценок творчества и деятельности Гассиева как «материалиста», «атеиста» и «революционного демократа». Осознание Гассиевым роли науки и промышленности в истории нельзя трактовать как материализм, экзегетику им Евангелия и Корана — оценивать как атеизм, а защиту прав крестьян и отказ выполнять неправомерные требования отдельных недобросовестных представителей администрации — как «оппозиционные самодержавию» и даже «революционные» шаги. В целом, творчество видного осетинского просветителя, мыслителя, публициста и общественного деятеля A.A. Гассиева ещё недостаточно освоено политической наукой. Полномасштабных, объемных, обобщающих трудов, статей, сконцентрированных на изучении социально-политических взглядов мыслителя, пока не создано.
Цель и задачи диссертационного исследования. Актуальность, степень разработанности проблемы определили цель и задачи настоящего исследования. Целью работы стал всесторонний и целостный анализ наименее изученного в литературе аспекта научного творчества A.A. Гассиева — его социально-политических идей и взглядов.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
19 Гассиев A.A. Коран, его происхождение и образование // Гассиев A.A. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 37.
• охарактеризовать социально-исторические предпосылки и основные этапы формирования политических взглядов Гассиева;
• определить место и роль мыслителя в истории социально-политической мысли Осетии и России XIX — начала XX вв.;
• выявить особенности толкования Гассиевым Корана, реконструировать его концепцию политической культуры ислама;
• в контексте политико-философского дискурса с JI.H. Толстым рассмотреть логику и главные пункты критики Гассиевым толстовского учения;
• показать специфику постановки и решения Гассиевым вопросов просвещения горских народов Кавказа;
• охарактеризовать позицию Гассиева в вопросах аграрно-национальной политики России на Северном Кавказе;
• уточнить ряд оценок и мнений, имеющихся в исследовательской литературе, по поводу социально-политических взглядов Гассиева.
Научная новизна диссертации заключается в проведении комплексного анализа социально-политических взглядов A.A. Гассиева с привлечением малоизвестной публицистики и рукописей мыслителя. В работе показано что:
• основной социально-исторической предпосылкой формирования политических взглядов Гассиева стало вхождение Осетии в состав России, открывшее новые возможности культурного и социально-политического развития горских народов Кавказа в рамках православно-христианской цивилизации;
• место и роль мыслителя в истории социально-политической мысли Осетии и России XIX—XX вв. определяется тем, что Гассиев стал одним из первых осетинских ученых, воспитанных на христианских и европейских ценностях, оказавших своей общественной деятельностью и творчеством огромное воздействие на становление целого поколения просвещенных и образованных представителей горских народов Кавказа, составивших интеллектуальную и политическую элиту своего времени;
• особенности толкования Гассиевым Корана, политической культуры ислама, обуславливаются диалектическим по сути анализом мусульманства, показавшим, с одной стороны — мирный, гуманный характер первоначального учения Магомета, с другой — его извращение различными толкователями, трактующими основополагающие принципы этой религии в угоду сиюминутным (с точки зрения всемирной истории) политическим целям, разжигающими национальную рознь и межконфессиональные конфликты на Кавказе;
• оригинальный и непредвзятый анализ толстовского учения о непротивлении злу насилием, приводит Гассиева к вполне актуальным политическим выводам о недобросовестности антиэтатистских аргументов Л. Толстого, об утопичности любых попыток выйти за рамки складывавшихся веками норм и правил человеческого общежития, огромную роль в установлении которых играли и играют Государство и Церковь;
• постановка и решение вопросов просвещения горских народов Кавказа Гассиевым определялись его требованиями учета национальной специфики, культурных и бытовых особенностей этих народов;
• позицию Гассиева в вопросах аграрно-национальной политики России на Северном Кавказе характеризует защита интересов беднейших слоев населения, гуманизм, толерантность, антибюрократизм, неприятие великорусского шовинизма;
Также в работе уточнен ряд оценок и мнений, имеющихся в исследовательской литературе, по поводу социально-политических взглядов Гассиева, в частности, о его «революционном демократизме», «республиканизме» (Х.К. Цаллаев, М. С. Тотоев и др.).
Методологической основой исследования послужили конкретно-исторический подход, общие методы реконструкции, сравнительного и комплексного анализаметодологические и теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных авторов по истории политико-правовой и социально-политической мысли России XIX — XX вв., а также по основным проблемам общественно-политической мысли народов России — С.Ш. Габарае-ва, В. Д. Дзидзоева, Т. М. Караева, В. И. Коваленко, М. А. Маслина, E.H. Мо-щелкова. A.C. Панарина, М. С. Тотоева, Х. С. Цаллаева и др.
Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории социально-политической мысли России и Осетии XIX — начала XX вв., а также при чтении общих и специальных курсов по «Политической истории России» и «Истории социально-политических учений».
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и в выступлении на научной конференции «Национально-государственное строительство на Кавказе и проблемы современных межнациональных отношений (XX — нач. XXI вв.)», прошедшей в феврале 2003 года во Владикавказе. Работа была обсуждена на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав по два параграфа в каждой, Заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, творчество A.A. Гассиева представляет огромное значение для научного изучения истории народов Северного Кавказа. Сделанные им выводы, его понимание реально происходящих процессов, несомненно интересны и важны для современной исторической и политической науки. Всесторонний анализ публицистического и литературного наследия осетинского мыслителя позволяет разглядеть истинные причины многих злободневных его времени проблем национально-государственной политики России на Северном Кавказе, для которых он предлагал конкретные пути решения. Важным также, представляется культурно-исторический подход к оценке творчества Гассиева. Реформы, игнорирующие культурно-историческую специфику общества, приводят, как правило, к обратному. Чтобы этого избежать, важно при выработке стратегических политических решений учитывать исторический опыт страны, который среди прочего отражен и в отечественной общественной мысли, одним из представителей которой является A.A. Гассиев.
Политика России на Кавказе, как и всякий сложный процесс, осуществлялась путем проб и ошибок (подчас грубейших). Но в ней, при всех огрехах, системное начало преобладало над стихийным. Была конечная цель, более или менее четкое представление о методах ее достижения и были личности, профессионально пригодные для того чтобы реализовать задуманное. Культурно-политические реалии предъявили горским обществам, еще недавно «не входящим в исторический процесс», требование необходимости сохранения социокультурной преемственности, ответа запросу времени в виде обретения своей культурно-исторической самостоятельности и идентичности. Указанные вызовы нашли свое отражение в мировоззрении передовых деятелей общественной мысли Осетии рассматриваемого периода. Творческая активность Гассиева в основном концентрировалась вокруг блока проблем связанных с просвещением горских народовс соответствием модернизирующих реформ народной ментальностис формированием, с одной стороны новой трудовой и гражданской этики, с другой — хозяйственной и политической культуры. Обращение к социально-политическим взглядам A.A. Гассиева имеет важное научно-практическое значение еще и потому, что позволяет составить корректное представление о социально — политическом положении Северного Кавказа XIX — XX вв., о политике России на Кавказе на рубеже XIX—XX вв.
Как показано в работе, основной социально-исторической предпосылкой формирования политических взглядов Гассиева стало вхождение Осетии в состав России, открывшее новые возможности культурного и социально-политического развития горских народов Кавказа в рамках православно-христианской цивилизации. Во второй половине XIX в., за короткий отрезок времени, в Осетии в области культуры и духовного состояния общества произошли столь разительные перемены, что подобный прогресс по праву следует назвать «национальным Возрождением». Эта эпоха отмечена не только ростом европейской образованности и распространения гуманистических идеалов. В эти же годы шел интенсивный процесс формирования самосознания осетинского народа, возникла осетинская национальная интеллигенция, сыгравшая важную роль в европеизации своего народа. Место и роль Гассиева в истории социально-политической мысли Осетии и России XIX — начала XX вв. определяется тем, что он стал одним из первых осетинских ученых, воспитанных на христианских и европейских ценностях, оказавших своей общественной деятельностью и творчеством огромное воздействие на становление целого поколения просвещенных и образованных представителей горских народов Кавказа, составивших интеллектуальную и политическую элиту своего времени.
Особое место в его творчестве занимали вопросы политики и обоснование идеала справедливого человеческого общежития. Анализ Гассиевым общественных отношений на Кавказе, его трактовка роли православной религии в жизни российского общества, его представление о политических архетипах ислама — все это позволяет судить о нем, как о выдающемся осетинском мыслителе-гуманисте XIX — начала XX века, о просветителе либерально-европейского толка. Как показано в работе, особенности толкования Гассиевым Корана, политической культуры ислама, обуславливаются диалектическим, по сути, анализом мусульманства, показавшим, с одной стороны — мирный, гуманный характер первоначального учения Магомета, с другой — его извращение различными толкователями, трактующими основополагающие принципы этой религии в угоду сиюминутным (с точки зрения всемирной истории) политическим целям, разжигающими национальную рознь и межконфессиональные конфликты на Кавказеоригинальный и непредвзятый анализ толстовского учения о непротивлении злу насилием, приводит Гассиева к вполне актуальным политическим выводам о недобросовестности антиэтатистских аргументов Л. Толстого, об утопичности любых попыток выйти за рамки складывавшихся веками норм и правил человеческого общежития, огромную роль в установлении которых играли и играют Государство и Церковьпостановка и решение вопросов просвещения горских народов Кавказа Гассиевым определялись его требованиями учета национальной специфики, культурных и бытовых особенностей этих народовпозицию Гассиева в вопросах аграрно-национальной политики России на Северном Кавказе характеризует защита интересов беднейших слоев населения, гуманизм, толерантность, антибюрократизм, неприятие великорусского шовинизма. В этой связи в работе уточнен ряд оценок и мнений, имеющихся в исследовательской литературе, по поводу социально-политических взглядов Гассиева, в частности, о его «революционном демократизме», «республиканизме» (Х.К. Цаллаев, М. С. Тотоев и др.). На взгляд автора, осознание Гассиевым роли науки и промышленности в истории нельзя трактовать как материализм, экзегетику им Евангелия и Корана — оценивать как атеизм, а защиту прав крестьян и отказ выполнять неправомерные требования отдельных недобросовестных представителей администрации — как оппозиционные самодержавию и даже революционные шаги.
Творчество Гассиева многогранно. Он оставил о себе память как первый осетинский ученый-энциклопедист, много сделавший в различных областях науки — истории, философии, богословии, экономике, педагогике, нумизматике и пр. Однако узкие рамки диссертационной работы не позволили осветить ряд вопросов, которые затрагивал в своем творчестве осетинский мыслитель. Так, за пределами настоящего исследования остались его работы, посвященные древней истории, в которых Гассиев характеризовал политические системы древности и основные направления политического процесса того времени. Специального исследования требует также гассиевская интерпретация философских проблем, его концепция войны и мира, социально-экономических и культурно-религиозных оснований мира политики, его педагогическая система и др. Было бы целесообразным в дальнейшем провести сравнительный анализ социально-политических взглядов Гассиева с позициями других его современников — И. Д. Канукова, К. Л. Хетагурова, А. Д. Ардасенова, Г. М. Цаголова, А. Б. Есиева, М. К. Гарданова, Б. А. Туганова, Ц. С. Гадиева, Е. Ц. Бритаева, Г. Б. Дзасохова и др.
Список литературы
- Абаев В Д. Коста (1859−1906). К 90-летию со дня рождения. Сталинир, 1950.
- Абаев В.Д. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси, 1961.
- Абаев В.И. Коста Хетагуров — народный поэт Осетии // Фидиуаг. 1960. № 10 (на осет. яз.).
- Абаев В.И. Коста и осетинская культура // Известия СО НИИ. Т. 22. Вып. 2. Орджоникидзе, 1960.
- Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
- Абдулатипов Р.Г. Природа и пародоксы национального «Я». М., 1991.
- Айларова С.А. Северокавказская интеллигенция XIX в. на рубежах культур // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа: Материалы межрегиональной научной конференции (октябрь 1999 г.). Ставрополь, 2000.
- Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно политическая мысль 60−90-х гг. XIX в. Владикавказ, 2002.
- Айларова С.А. «Ирон Фандыр» К.Л. Хетагурова и теория неоплатного долга П. Л. Лаврова // Роль России в истории Осетии: Сборник научных трудов. Орджоникидзе, 1989.
- Андреева Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки современность. 2003. № 1.
- Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Нац. обшеств,-науч. фонд. Акад. полит, науки- Ред.-науч. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин и др. М., 1997.
- Ардасенов А.Г. Будущность травосеяния в Кутаисской губернии. Тифлис, 1892.
- Ардасенов А.Г. Наставление по разведению кормовых трав. Эри-ван, 1911.
- Ардасенов А.Г. Травосеяние и меры агрономической помощи в Эриванской губернии. Эриван, 1914.
- Ардасенов Н.М. Революционно-народническое движение на Тереке. Орджоникидзе, 1987.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
- Баев Г. В. К поземельному устройству горной Осетии. Владикавказ, 1911.
- Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.
- Берозов Б.П. Аграрный вопрос и крестьянское движение в пореформенной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1980.
- Библия. Перепечатка с синодального издания 1876 г.
- Блиев М.М., Бзаров P.C. История Осетии. Владикавказ, 2000.
- Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии 570- 633. М., 1989.
- Булгаков С.Н. Христианский социализм. М., 1991.
- Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учеб. по-соб. / Под ред. A.C. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М., 1977.
- Васильева JI.M. Проблемы истории Осетии в русской науке XIX в. Орджоникидзе, 1975.
- Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998.
- Вебер Макс. Избранное. Образ общества. М., 1994.
- Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых". Спб, 1915. Т. 1.
- Вестник древней истории. М., 1971. № 3.
- B.H.JJ. (Ардасенов А. Г). Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, 1896.
- Воронцов-Дашков. Записки по управлению Кавказским краем. Тифлис, 1907.
- Габараев С.Ш. Мировоззрение Афанасия Гассиева. Цхинвали, 1977.
- Габараев С. Ш, Цаллаев Х. К. Философские взгляды Афанасия Гассиева// Вопросы философии. 1964. № 8.
- Габараев С.Ш. Общественно-политические и этические взгляды Афанасия Гассиева // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Выпуск 13. 1964.
- Габараев С.Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX и начала XX века. М., 1964.
- Габараев С.Ш. Инал Кануков. Сталинир, 1960.
- Габараев С.Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. М., 1959.
- Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869.
- Гаибов Н.Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области. Тифлис, 1905.
- Гарданов М.К. Социально-экономические очерки (Современная Северная Осетия). Владикавказ, 1908.
- Гарданов М.К. Алдарство в Осетии (рукопись. Хранится в личной библиотеке жителя г. Дигоры Лолаева Б.П.) // Материалы по истории Осетии". Т. III. Дзауджикау, 1950.
- Гассиев A.A. Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Заметки о верованиях некоторых кавказских горцев. Судьба христианства на Кавказе // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1868. Т. III.
- Гассиев A.A. Земельно-экономическое положение туземцев и казаков на Северном Кавказе. Владикавказ, 1909.
- Гассиев A.A. Школьное дело среди горцев // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993.
- Гассиев A.A. Иуда предатель. Великая загадка или вымысел: Исследование легенды о предательстве // Дарьял. 1992. № 3.
- Гассиев A.A. К древней нумизматике. Описание объяснительное древнегреческих и римских монет, собранных в Закавказье в 1878—1889 гг. с историческими и хронологическими сведениями. Тифлис, 1890.
- Гассиев A.A. Методическое пособие к учебнику начальной русской грамматики. Тифлис, 1890.
- Гассиев A.A. О пропавшем сельском банке и аульных порядках. Владикавказ, 1912.
- Гассиев A.A. Учебник начальной русской грамматики для практического обучения, новым методом составленный. Тифлис, 1890.
- Гассиев A.A. Этимология русская, изложенная отдельно и сравнительно с славянскою. Курс высший после начальной грамматики. Тифлис, 1891.
- Гассиев A.A. Ереси и секты древнего христианства // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 35.
- Гассиев. A.A. Новейший философский реализм об основах религии и нравственности // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. О пригодностях для пастыря исторических бесед в деле народного образования // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп.1, д. 59.
- Гассиев A.A. Сколько и как мы платим налоги. Владикавказ, 1913 (на осетинском языке) //ОРФ СОИГСИ им В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 61.
- Гассиев A.A. Когда и где начали чеканить русские деньги // Тифлисский листок. 1893. № 102.
- Гассиев A.A. К вопросу о водворении русских переселенцев на Кавказе // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Поземельное устройство государственных крестьян Закавказья // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Жалоба Прокурору Владикавказского Окружного Суда // ОРФ СОИГСИ, ф. 49, д. 25, л. 3.
- Гассиев A.A. Почему Комиссия по исследованию и устройству землевладения горцев Терской области проектировала признать земли ихсобственностью казны. Разбор доводов и объяснений Комиссии // ОРФ СОИГСИ им В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 47, разд. 6.
- Гассиев A.A. К истории земельного права на Кавказе // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. По части книжных древностей // Кавказ. 1873. № 36.
- Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами на Кавказе// Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. О коренных недостатках нынешнего обучения Закона Божия // Христианское чтение. 1877. Январь-февраль.
- Гассиев A.A. Сказки и история // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Основы религии и нравственности по учению философа Гербарта и его школы // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Новое исследование учения Льва Толстого. Владикавказ, 1914.
- Гассиев A.A. Учение Толстого // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Коран его происхождение и образование // Труды Киевской Духовной Академии, декабрь 1870 и январь 1871 / Переиздано: Гассиев A.A. Коран, его происхождение и образование // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Торжество и гибель Христа. Образ и учение Иисуса Христа. Владикавказ, 1999.
- Гассиев A.A. Педагогическое значение истории // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1868−1869 гг. // ОРФ СОИГСИ им В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 59.
- Гассиев A.A. Раскольники на Кавказе // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1868. №№ 19, 20, 21.
- Гассиев A.A. О пригодности для пастыря исторических бесед в деле народного образования // Руководство для сельских пастырей за 18 681 869 гг. // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп.1, д. 59, л. 13.
- Гассиев A.A. Золото Востока. Военные добычи и денежное обращение в древней Персии и Армении // Дарьял. 1993. № 2.
- Гассиев A.A. Фатум (восточное учение) // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Ислам и конституция // Тифлисский вестник. № 213, от 1октября 1877 г. / Переиздано: Гассиев A.A. Ислам и конституция // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Мир христианский и мир мусульманский // Церковный вестник, 1876. № 33 / Переиздано: Гассиев A.A. Мир христианский и мир мусульманский // Избранные произведения. Владикавказ, 1992.
- Гассиев A.A. Дервиши в исламе // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, оп. 1, д. 36, л. 18.
- Гассиев A.A. Преступления против женской чести у горцев // Тифлисский листок. 1877. № 33.
- Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 2. Спб.,.1799.
- Гольбах 77. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936.
- Грюнебаум Г. фон. Классический ислам. М., 1988.
- Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 3060 гг. XIX в.: Монография / Под редакцией Н. С. Киняпиной. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992.
- Гюльденштедт И.А. Путешествие по России и Кавказским горам // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XII-XVIII вв.) / Калоев Б. А. (составитель). Орджоникидзе, 1967.
- Дегоев В.В. Кавказ в структуре российской государственности: история и вызовы современности // Вестник Института цивилизации. Вып. 2. Владикавказ, 1999.
- Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Спб., 1993.
- Джигкаев Ш. Ф. «Мах Дуг». Орджоникидзе, 1969. № 12.
- Джуссойты Н.Г. Коцоев Арсен. Цхинвали, 1964.
- Джуссойты Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир, 1958.
- Джуссойты Н.Г. Цомак Гадиев. Цхинвали, 1965.
- Джусойты Н.Г. Коста Хетагуров. Сталинир, 1958.
- Дзасохов Гиго. Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970.
- Дзеранов Т.Е. Русская культура и духовно-религиозные процессы в Осетии в XVIII — нач. XX вв. Дисс.. к. ф. н. Махачкала, 2001.
- Дзидзоев В Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1904.
- Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Северном Кавказе. Изд. 3. Владикавказ, 2000.
- Дзидзоев В.Д. Диалектика единства и братства. Нальчик, 1990.
- Дзидзоев В Д. Коста Хетагуров: осетинский и общероссийский талант // Интеллигенция России в истории Северного Кавказа: Материалы межрегиональной научной конференции (октябрь 1999 г.). Ставрополь, 2000.
- Дзидзоев В.Д. Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале XX в. (1900−1917). Владикавказ, 2001.
- Дзидзоев М.У. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии (вторая половина XIX — нач. XX вв.). Орджоникидзе, 1979.
- Дзидзоев М.У. Демократы дореволюционной Осетии о «Преступлении и наказании». Орджоникидзе, 1968.
- Дзоблаев Ш. Д. Передовая политическая мысль в Осетии конца XIX —нач. XX вв. М., 1971.
- Долгушин A.A. О переселении в Терскую область из внутренних губерний России Владикавказ, 1907.
- Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 1. Спб., 1871.
- Дубровин Н.Ф. История войны и владычества на Кавказе. Т. 2. Спб., 1886.
- Есиев А.Б. Обычное право и право землевладения горных осетин Терской области. Владикавказ, 1901.
- Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. М., 1996.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991.
- Зиммелъ Георг. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.
- Игнатьев Е.И. Россия и окраины. Спб., 1906.
- История народов Северного Кавказа (конец XVIII—1917 г.). М., 1988.
- История философии: В 6 т. / Под ред. М. А. Дынника, М.Т. Иов-чука, Б. К Кедрова, М. Б. Митина, Т. И. Ойзермана, А. Ф. Окулова. Т. V. М., 1961.
- История философии в СССР: В 5 т. / Под ред. В. Е Ефграфова, B.C. Крушкова, В. В. Пустарнакова, З. В. Смирнова. М., 1971.
- Галактионов A.A., Никандров П. Ф. Русская философия XI—XIX вв.еков. Л., 1970.
- Кабисов P.C. Общественно-политические и философские взгляды К.Л. Хетагурова. Автореф. дисс.. к. ф. н. М., 1953.
- Кабисов P.C. Атеизм Хетагурова Коста // Фидиуаг. 1954. № 10 (на осет. языке).
- Кавказский календарь. Тифлис, 1893.
- Кавказские ведомости. 1906. 13 апреля.124. Терек. 1916. 19 марта.
- Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М., 1999.
- Кантор В.К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории // Вопросы философии. 2002. № 2.
- Кануков ИД. Календари на 1891 год // В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.
- Кануков ИД. Горцы переселенцы // В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.
- Кануков ИД. Письмо в редакцию // Кавказ. 1878. № 267. 26 ноября.
- Кануков ИД. «Местные известия» // Кавказ. 1878. № 264. 23 ноября.
- Кануков ИД. Сочинения. Орджоникидзе, 1985.
- Кануков ИД. Положение женщины у северных осетин // В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.
- Кануков И.Д. Инородцы Сибири // Владивосток. 1891. № 44. 3 ноября.
- Карлейль Т. Герои и героическое в истории. М., 2001.
- Караулов М.А. Очерки казачьей старины // Терские ведомости. 1909. № 43. 11 декабря.
- Каппелер А. Россия — многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 2000.
- Круглое A.A. Пантеизм // Новейший философский словарь. Минск, 1998.
- Кокиев Г. А. Военно-колонизационная политика царизма на Кавказе // Революция и горец. 1929. № 4(6).
- Кокиев Г. А. Методы колониальной политики царской России на Северном Кавказе в XVIII веке // Известия Юго-Осетинского НИИ. 1933. Вып. 1.
- Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1986.
- Косвен М.О. Ковалевский как этнограф-кавказовед // Этнография и история Кавказа. М., 1961.
- Коста Хетагуров. Библиографический указатель (1887−1975 гг.) / Сост. Н. Еремеев, Н. Дубовик. Орджоникидзе, 1979.
- Кузнецов В.А. Алания в X—XIII вв.. Оджоникидзе, 1971.
- Кулов С.Д. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX века и в начале XX века. Орджоникидзе, 1966.
- Куманский К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
- Кусаев В. Х, Елоева Т. А. Проблемы гуманизма, религии и атеизма в философском наследии A.A. Гассиева. Владикавказ, 1994.
- Лекции по религиоведению: учебное пособие / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М., 1997.
- Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. 1.
- Лермонтов М.Ю. Кавказ // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. Л., 1980.
- Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
- Мерденов Х.-М.Ю. Роль православной церкви в становлении и развитии русско-осетинских политических и культурных связей. Дисс.. к. и. н. М., 1990.
- Миллер В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ, 1998.
- Миронов A.B., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. 1998. № 4.
- Миронов A.B., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Происхождение религии и ее ранние формы // Социально-политический журнал. 1998. № 5.
- Мощелков E.H. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1997.
- Надеждин П.П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. Спб., 1869.
- Надеждин П.П. Кавказский край: природа и люди. Тула, 1895.
- Основы религиоведения: Учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др. / Под ред. И. Н. Яблокова. 3-изд. М., 2001.
- Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1870−1871 учебный год // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 49, on. 1, д. 47, разд. 5, с. 16−17.
- Паллас П.С. Заметки о путешествии в Южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XI-XVIII вв.) / Калоев Б.А.(составитель). Орджоникидзе, 1967.
- Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Научно-популярный сборник / Сост. J1.A. Чибиров. Цхинвали, 1981−1991.
- Полиевектов М.А. Европейские путешественники XIII—XVIII вв.. по Кавказу. Тифлис, 1935.
- Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821−1890). Историко-биографический очерк. Киев, 1902.
- Пушкин A.C. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г. // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М.,-Л., 1949.
- Пфафф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии // Сборник сведений о Кавказе. Т. 1. Тифлис, 1871.
- Рейнеггс Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XII-XVIII вв.) / Калоев Б. А. (составитель). Орджоникидзе, 1967.
- Роули Д. Имперский дискурс против националистического: случай России // Политическая наука. 2002. № 1.
- Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 3, 4, 7, 9. Тифлис, 1870−1876.
- Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI—XIX вв.. М., 1958.
- Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.
- Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.
- Суменова З.Н. Инал Кануков. Жизнь и творчество. Орджоникидзе, 1972.
- Ткачев Г. А. Казаки и туземцы в Терской области. Владикавказ, 1910.
- Ткачев Г. А. Станица Червленная. Владикавказ, 1912.
- Ткачев Г. А. Искаженная история (по поводу статей г. Гассиева) // Терские ведомости. 1909. №№ 108, 109, 110, 111, 112.
- Тогошвили Г. Д. Грузино-осетинские взаимоотношения (18 011 921). Тбилиси, 1969.
- Tomoee М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968.
- Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.
- Тотоев М.С. Развитие культуры и общественной мысли в Северной Осетии во второй половине XIX и в начале XX вв. Автореф. дисс.. д. и. н. Дзауджикау, 1953.
- Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962.
- Тулъчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский край. Владикавказ, 1903. Вып. 1.
- Услар П.К. Заметки об исследованиях кавказско-горских языков. Тифлис, 1887.
- Фадеев A.B. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М., 1960.
- Федосик В.А. Церковь и государство (критика богословских концепций). Минск, 1988.
- Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассие-ва: Сборник научных трудов / Под ред. канд. филос. наук, В. Х. Кусаева. Владикавказ, 1999.
- Идейные связи и культурная жизнь народов дореформенной России. М., 1966.
- Xamaee Е.Е. A.A. Гассиев как педагог // Философские, педагогические и этические взгляды A.A. Гассиева: Сборник научных трудов / Под ред.В. Х. Кусаева. Владикавказ, 1999.
- Хетагуров K.JI. Накануне // Полн. собр. соч.: В 5 т. T. V. Владикавказ, 2001.
- Хетагуров K. JI .Владикавказские акты // Полн. собр. соч.: В 5 т. T. V. Владикавказ, 2001.
- Хетагуров K.JI. Неурядицы Северного Кавказа // Полн. собр. соч.: В 5 т. Т. 1У. Владикавказ, 2000.
- Хоруев Ю.В. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Северной Осетии в эпоху империализма. Орджоникидзе, 1983.
- Хачиров А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964.
- Цаголов Г. М. Край беспросветной нужды. Владикавказ, 1912.
- Цаголов Г. М. Воспоминания (рукопись) // ОРФ СОИГСИ им. В. И. Абаева, ф. 11, оп.1, д. 25.
- Цаголов Г. М. Избранное. Орджоникидзе, 1959.
- Цаллаев Х.К. Философские и общественно-политические воззрения Афанасия Гассиева. Орджоникидзе, 1966.
- Цаллаев Х.К. Гассиев о происхождения ислама и реакционной сущности его догматов. Орджоникидзе, 1966.
- Цховребов З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии (вторая половина XIX — начало XX века). М., 1977.
- Чеджемов С.Р. Политико-правовая мысль Северной Осетии (конец XIX — начало XX веков). Владикавказ, 1997.
- Чернышевский Н.Г. Письмо родным 8 сентября 1859 г. // Полноесобр. соч.: В 16 т. Т. 14. М., 1951.
- Чернышевский Н.Г. О различиях между народами по национальному характеру («Всеобщая история Г. Вебера т. XII») // Полное собрание сочинений: В 16 т. Т. 10. М., 1951.
- Штедер Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году // Осетины глазами русских и путешественников / Калоев Б. А. (составитель). Орджоникидзе, 1967.
- Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX вв. М., 1996.