Психолого-педагогическое сопровождение безработных в процессе их профессионального обучения
Теории, раскрывающие психолого-педагогические механизмы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.A. Деркач) — концепция социальной адаптации человека, закономерностей переживания кризисных ситуаций (JI. Г. Гуслякова, К. Леана, Э. Лихельма, Л. Пельцман, Г. Селье, Д. Фельдман) — социально-ролевая теория социализации личности (И. С. Кон, Ч. Кули… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Профессиональное обучение безработных граждан как социально-педагогическая проблема
- 1. 1. Особенности безработных граждан как субъектов учебной деятельности
- 1. 2. Психолого-педагогический компонент в деятельности государственной службы занятости
- 1. 3. Особенности профессионального обучения безработных граждан в условиях службы занятости
- Глава 2. Опытно-поисковая работа по психолого-педагогическому сопровождению безработных в процессе их профессионального обучения
- 2. 1. Содержание психолого-педагогического сопровождения безработных, участвующих в программах профессионального обучения
- 2. 2. Технология психолого-педагогического сопровождения безработных, участвующих в программах профессионального обучения
- 2. 3. Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы
Психолого-педагогическое сопровождение безработных в процессе их профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. На рубеже XX—XXI вв.еков безработица стала привычным явлением для российской действительности. Сегодня помощь незанятому населению не сводится к материальной поддержке и информационно-посредническим услугам, а требует системы долгосрочных мер, к которым относится и организация профессионального обучения.
Профессиональное обучение безработных— это научно обоснованная система мер, включающая три варианта дополнительного профессионального образования: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, осуществляемые по направлению органов службы занятости для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда, преодоления социально-экономической, ситуационно-ролевой и других видов дезадаптаций, вызванных потерей работы.
Практика профессионального обучения безработных граждан в нашей стране насчитывает не многим более 10 лет. За этот период данное направление работы государственной службы занятости из второстепенного перешло в разряд ведущего инструмента активной политики занятости, на которое выделяются немалые средства. Однако такие явления, как отказ от профессиональной переподготовки, неприменение себя в новом профессиональном качестве после обучения, появление вторично безработных, свидетельствуют о том, что потенциал этого рычага помощи не используется в полной мере. Необходимость повышения профессионального образования, а в некоторых случаях смены профессии в ситуации безработицы наталкивается на неготовность индивида к переменам образа жизни, иждивенческие и пессимистические настроения, отсутствие навыков самостоятельного поиска работы, тогда как успешность на рынке труда прямо пропорциональна активности, целеустремленности, профессиональной и адаптивной компетентности соискателей рабочего места. Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность темы определяется несоответствием между переосмыслением сущности, структуры и содержания помощи безработным, выделением профессионального обучения как приоритетного направления помощи государственной службы занятости и неготовностью самих безработных эффективно воспользоваться предлагаемыми образовательными услугами.
На научно-теоретическом уровне актуальность темы определяется несоответствием между заинтересованностью общества в повышении эффективности профессионального обучения безработных и отсутствием целостной модели психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Сопровождение следует рассматривать как особую форму организации помощи, представляющую собой планомерную работу по решению и предупреждению психолого-педагогических проблем субъектов сопровождения, проводимую в течение заранее определенного времени в единстве с основным процессом, в данном случае — с профессиональным обучением, по ходу которого, как предполагается, и могут возникать эти проблемы. Осуществляемые сегодня службой занятости обучающие и коррек-ционные мероприятия не охватывают всех нуждающихся, носят разовый характер и не имеют непосредственной связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой безработных.
Надо сказать, что психологические подходы в исследовании особенностей безработных и их профессионального обучения доминируют над педагогическими. Видимо, поэтому, несмотря на актуальность проблемы низкой готовности к обучению, трудности в освоении роли учащегося и последующем самостоятельном поиске работы, педагогические средства преодоления этих затруднений недостаточно разработаны, что обусловливает актуальность заявленной темы на научно-методическом уровне.
Между тем повышение эффективности профессионального обучения безработных требует комплексного использования психологических и педагогических средств помощи. Этой задаче, на наш взгляд, отвечает введение в систему работы службы занятости психолого-педагогического сопровождения безработных.
В связи с состоянием теории и практики вопроса, изменившимися социально-политическими, экономическими условиями, переоценкой ценностей в нашем обществе и выделенной совокупностью несоответствий, рассогласований, противоречий обозначилась проблема поиска и выбора содержания и технологии психолого-педагогического сопровождения безработных в процессе их профессионального обучения в условиях государственной службы занятости. Таким образом, потребности сдерживания и преодоления безработицы, вовлечения безработных граждан в образовательную деятельность и повышение ее эффективности определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение безработных в процессе их профессионального обучения».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать модель психолого-педагогического сопровождения безработных, участвующих в программах профессионального обучения, финансируемых государственной службой занятости.
Объект исследования: профессиональное обучение безработных. Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение безработных, участвующих в программах профессионального обучения. Гипотеза исследования:
1. Вероятно, сущность профессионального обучения безработных, организованного государственной службой занятости, заключается в учете индивидуальных характеристик обучающихся, в специально организованных условиях обучения со специфическим содержанием учебных программ, учитывающих цели, задачи, функции обучения безработных.
2. В сравнении с традиционными категориями учащихся средних профессиональных и высших учебных учреждений, важнейшей особенностью безработных как субъектов обучения, возможно, является наличие комплексной ситуационно-ролевой дезадаптации, проявляющейся на эмоциональном, когнитивном, ценностном и поведенческом уровнях.
3. Для повышения эффективности профессионального обучения психолого-педагогическое сопровождение безработных, скорее всего, должно предусматривать трехэтапную реализацию профилактической, пропедевтической, социально-педагогической, фасилитирующей функций, а также функции психологического обеспечения обучения.
4. Разрабатываемая модель сопровождения безработных, участвующих в программах профессионального обучения, вероятно, должна включать помимо психологической также и педагогическую помощь, нацеленную на изменение ценностных ориентаций личности в соответствии с активной политикой занятости, развитие качеств адаптивного поведения, востребованных на рынке труда, приобретение знаний, умений, навыков, необходимых в учебной деятельности и трудоустройстве. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Определить сущность профессионального обучения безработных граждан, организованного государственной службой занятости.
2. Выявить структурные, содержательные и технологические компоненты модели психолого-педагогического сопровождения безработных граждан в процессе их профессионального обучения.
3. Обос новать опытно-поисковым путем эффективность разработанной модели психолого-педагогического сопровождения безработных в процессе их профессионального обучения в условиях государственной службы занятости.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
• социологические и психологические концепции, раскрывающие сущность феномена безработицы (К. X. Брайер, И. Е. Заславская, Е. В. Золотарева, П. Б. Михайлова, Р. М. Нуреев, Л. И. Старовойтова, В. Франкл);
• теории, раскрывающие психолого-педагогические механизмы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.A. Деркач) — концепция социальной адаптации человека, закономерностей переживания кризисных ситуаций (JI. Г. Гуслякова, К. Леана, Э. Лихельма, Л. Пельцман, Г. Селье, Д. Фельдман) — социально-ролевая теория социализации личности (И. С. Кон, Ч. Кули, Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Мид, Я. Щепаньский) — современные психолого-педагогические теории профессионального становления личности (Б. Г. Ананьев, Б. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова) — идеи гуманизации и демократизации образования, теории личностно ориентированного образования (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лер-нер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) — концепции профессионального обучения социально незащищенных граждан (О. Г, Карелова, И. А. Колесникова, Н. А. Тоскина) — теории обучения взрослых (С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Ку-люткин, П. Н. Новиков) — теории профориентационной работы (Е. И. Головаха, Л. А. Иовайша, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников) и психологического консультирования (Г. С. Абрамова, Ф. С. Исмагилова, Н. В. Самоукина) — теории витагенного образования (А. С. Белкин, Н. О. Вербицкая) и технологического подхода в организации педагогической деятельности (В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. Н. Смирнов) — концепция психологической поддержки безработных в условиях службы занятости (Р. Бюжо, М. В. Клищевская, А. В. Котиев, К. Г. Кязимов, К. Леана, Д. Пеллетье, Н. А. Тоскина, Д. Фельдман, В. Шеметов) и психосоциальный подход в оказании помощи безработным гражданам (М. Payne, J. Corden, М. Preston-Shoot) — теоретическое обоснование социально-педагогической деятельности (М. А. Галагузова, Л. А. Беляева, В. Л. Мардахаев);
• концепции содержания психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, А. Деркач, И. Ромазан, Т. Чередникова. И. В. Дубровина) и учреждениях профессионального образования (Т. С. Горолатова, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, Е. И. Казакова, 3. А. Решетова). Цели и задачи исследования обусловили выбор его методов: методы теоретического уровня: диалектический, системный, деятельностный подходы, метод единства исторического и логического, моделированиеметоды эмпирического уровня: анкетирование, тестирование, включенное и невключенное наблюдение, интервьюирование безработных гражданиндивидуальные и групповые беседы, дискуссииметод экспертных оценоканализ профессиональных проектованализ рабочей документации (индивидуальные карты безработных граждан, рабочие журналы, отчеты и др.), количественный и качественный анализ полученной информации.
Поставленные цель и задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 2000 по 2006 г. Первый этап (2000—2001) — изучение и анализ психолого-педагогической, социологической литературы по проблемам безработных граждан и существующих для них видов помощи. Определение методологического инструментария и понятийно-категориального аппарата исследования, формулировка темы исследования и разработка основных концептуальных положений. Второй этап (2001—2003) — анализ теории и практики профессионального обучения безработных граждан, разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения безработных, участвующих в программах профессионального обучения в условиях государственной службы занятости. Третий этап (2003—2006) — обработка результатов, подведение итогов исследования, уточнение теоретических положений и оформление результатов исследования.
Опытно-поисковая база исследования: Верх-Исетское отделение городского Центра занятости г. Екатеринбурга. Всего исследованием было охвачено 210 безработных граждан, в опытно-поисковой работе приняли участие 4 специалиста службы занятости и 9 педагогов учреждений профессионального образования г. Екатеринбурга.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выделены четыре категории особенностей профессионального обучения безработных граждан, организованного государственной службой занятости: 1) особенности, обусловленные индивидуальными характеристиками обучающихся (сниженная работоспособность, заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, напряженные отношения с ближайшим окружением, потеря смысложизненных ориентаций и др.) — 2) особенности, связанные с организационными условиями обучения (бесплатное предоставление образовательных услуг, возможность приема на обучение в любое время года, разновозрастной состав учебных групп, сжатые сроки обучения— от 4 недель до 8 месяцев) — 3) особенности, проявляющиеся в содержании учебных программ (ориентация на потребности рынка труда, оперативное обновление содержания обучения, жесткий отбор и четкое структурирование материала, высокая плотность его подачи) — 4) особенности цели, задач, функций, принципов, методов обучения безработных.
2. Выявлена специфика безработных как субъектов обучения, выражающаяся в наличии комплексной ситуационно-ролевой дезадаптации, которая проявляется на эмоциональном уровне во внутреннем неприятии роли «учащегося» и роли «ищущего работу», в нежелании их выполнятьна когнитивном уровне— в трудностях с осмыслением дальнейших профессиональных плановна ценностном и поведенческом уровнях — в затруднении с выбором поведенческих стратегий, соответствующих собственным ценностным ориентациям и требованиям общества.
3. Обоснована необходимость и предложена модель психолого-педагогического сопровождения безработных, связанная с потребностью повышения эффективности обучения за счет преодоления психологической, педагогической, профессиональной, ситуационно-ролевой дезадаптаций этой категории учащихся.
4. Выявлен комплекс организационных и педагогических условий, необходимых для функционирования данной модели в условиях государственной службы занятости: включение психолого-педагогического сопровождения безработных как самостоятельного направления в деятельность службы занятостиналичие у специалистов, задействованных в сопровождении, личностных качеств и профессиональной компетентности, достаточных для оказания стимулирующего и воодушевляющего влияния на субъектов сопровождениясоздание программно-методического обеспеченияосуществление мониторинга психолого-педагогического сопровождения безработных.
5. Определены функции психолого-педагогического сопровождения безработных в процессе их профессионального обучения (профилактическая, пропедевтическая, социально-педагогическая, фасилитирующая, психологического обеспечения обучения), разработана и апробирована технология их осуществления, включающая начальный, промежуточный, заключительный этапы.
6. Раскрыто содержание педагогической помощи безработным гражданам в процессе их профессионального обучения, которая предполагает изменение ценностных ориентаций личности в соответствии с активной политикой занятости, развитие качеств адаптивного поведения, востребованных на рынке труда, обучение знаниям, умением и навыкам, необходимым в учебной деятельности и самостоятельном поиске работы.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что:
1. Определено понятие «профессиональное обучение безработных, организованное государственной службой занятости», заключающееся в том, что это научно обоснованная система мер, включающая три варианта дополнительного профессионального образования: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, осуществляемые по направлению органов службы занятости для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда, преодоления социально-экономической, ситуационно-ролевой и других видов дезадаптаций, вызванных потерей работы.
2. Дано определение понятия «психолого-педагогическое сопровождение безработных в процессе их профессионального обучения», под которым мы понимаем особую форму организации помощи, проводимую в течение заранее определенного времени в единстве с профессиональным обучением, нацеленную на решение и предупреждение психолого-педагогических проблем, возникающих в связи с учебной деятельностью и дальнейшим трудоустройством безработных. Выводы диссертации способствуют развитию теории профессионального образования в отношении таких социально незащищенных категорий граждан, как безработные.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения безработных в процессе их профессионального обучения, включающее: 1) необходимую документацию— типовой контракт для участников образовательных программ, индивидуальные карты, должностную инструкцию специалиста службы занятости по сопровождению безработных граждан, направленных на обучение- 2) разработки для специалистов — программу тренинга «Активизация познавательной деятельности», брошюры «Использование активизирующих методик в групповой работе с безработными гражданами», «Моделирование карьеры» и др.- 3) раздаточный материал и памятки для граждан, ищущих работу. Данное программно-методическое обеспечение позволяет внести новое направление в работу государственной службы занятости, развивая и совершенствуя психолого-педагогической компонент ее деятельности, повышая эффективность существующих программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации незанятого населения.
Отдельные результаты исследования могут быть использованы в учебной деятельности учреждений профессионального образования среднего и высшего звена для подготовки выпускников к самостоятельному поиску работы, а также в процессе подготовки специалистов по специальностям «социальная работа», «социальная педагогика», «социальная психология» для работы с безработными гражданами.
Апробация и внедрение результатов работы. Содержание исследования нашло отражение в 10 публикациях автора. Основные положения исследования докладывались автором на VI Открытых педагогических чтениях «Интерактивные педагогические технологии и новые образовательные среды при обучении взрослого населения: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2004), на региональной научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия» (Екатеринбург, 2005), на межрегиональной конференции «Практическая подготовка студентов как основной фактор повышения профессионализма специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда» (Уфа, 2005), а также неоднократно обсуждались на заседаниях учебно-методического совета Уральского межрегионального центра обучения персонала (УМЦО).
Разработанное автором программно-методическое обеспечение использовалось в ходе опытно-поисковой работы в период 2000—2003 гг. на базе Верх-Исетского отделения Екатеринбургского городского центра занятости, и в дальнейшем нашло применение в отдельных центрах занятости Свердловской области.
Теоретическому анализу и апробации результатов исследования способствовал пятилетний опыт работы диссертанта в качестве специалиста по профконсультированию Верх-Исетского отделения Екатеринбургского городского центра занятости населения и двухлетний опыт административной работы в Департаменте Федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются исходными методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объектассылками на аналогичные выводы других исследованийрепрезентативностью эмпирических материалов и воспроизводимостью результатов. На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от точки зрения В. Кабалиной, С. Кларка, А. К. Осницкого, Н. А. Тоскиной, Г. С. Чуйковой, сосредоточивающих внимание на отдельных особенностях безработных граждан как субъектов обучения, мы утверждаем, что в сравнении с другими категориями учащихся особенность безработных выражается в наличии комплексной ситуационно-ролевой дезадаптации, проявляющейся на эмоциональном уровне в неприятии роли «учащегося» и роли «ищущего работу», нежелании их выполнятьна когнитивном уровне— в трудностях с осмыслением дальнейших профессиональных плановна ценностном и поведенческом уровнях— в затруднении с выбором поведенческих стратегий, соответствующих собственным ценностным ориентациям и требованиям общества.
2. Вопреки сложившейся практике психологической поддержки безработных, осуществляемой службой занятости до начала обучения, мы утверждаем, что для повышения эффективности программ профессионального обучения необходимо психолого-педагогическое сопровождение безработных, осуществляемое в единстве с процессом профессионального обучения, технология которого должна включать три этапа: начальный этап— предназначен для подготовки к обучениюпромежуточный — для решения текущих проблем, возникающих в учебной деятельностизаключительный — для подготовки к самостоятельному поиску работы.
3. Разделяя отдельные представления А. В. Котиева, К. Г. Кязимова, М. В. Клшцевской, Н. А. Тоскиной о содержании психологической помощи безработным, мы предлагаем модель психолого-педагогического сопровождения безработных, реализующую, наряду с функцией психологического обеспечения обучения, профилактическую, пропедевтическую, социально-педагогическую, фасилитирующую функции и включающую помимо психологической также и педагогическую помощь, которая нацелена на изменение ценностных ориентаций личности в соответствии с активной политикой занятости, развитие качеств адаптивного поведения, востребованных на рынке труда, обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимым в учебной деятельности и трудоустройстве.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
Заключение
.
Гуманизация образования в России постепенно оказывает влияние и на деятельность государственной службы занятости, организующей профессиональное обучение незанятого населения.
Осуществив анализ теоретических источников и результатов опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу, что безработные граждане, как субъекты учебной деятельности, имеют свои особенности в сравнении с традиционными категориями учащихся средних профессиональных и высших учебных учреждений. Их отличает наличие комплексной ситуационно-ролевой дезадаптации, проявляющейся на эмоциональном уровне в неприятии роли «учащегося» и роли «ищущего работу», нежелании их выполнятьна когнитивном уровне — в трудностях с осмыслением дальнейших профессиональных плановна ценностном и поведенческом уровнях— в затруднении с выбором поведенческих стратегий, соответствующих собственным ценностным ори-ентациям и требованиям общества.
Профессиональное обучение безработных представляет собой одно из направлений психолого-педагогической деятельности службы занятости, включающее три варианта дополнительного профессионального образования: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, осуществляемые для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда, преодоления социально-экономической, ситуационно-ролевой и других видов дезадаптаций, вызванных потерей работы.
Психолого-педагогическое сопровождение безработных в процессе их профессионального обучения безработных граждан мы рассматриваем как новое направление работы службы занятости, позволяющее учитывать особенности различных категорий обучаемых и существующих для них образовательных программ, необходимость которого продиктована усилением психолого-педагогического содержания деятельности службы занятости в связи с продвижением на рынке труда активной политики занятости.
Построенная нами содержательно-технологическая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения безработных граждан отражает цель, задачи, технологию их осуществления, а также содержание психологической и педагогической помощи, которое закономерно меняется в соответствии с этапами сопровождения. Мы определили комплекс организационных и педагогических условий, необходимых для функционирования этой модели в условиях государственной службы занятости.
В содержательном плане психологическая составляющая предложенной модели сопровождения предполагает проведение диагностических исследований и оказание коррекционной психологической помощи по преодолению последствий личностного кризиса, вызванного потерей и поиском работы. Педагогическая составляющая включает в себя развитие личностных качеств, востребованных на рынке труда, формирование мировоззренческих позиций, соответствующих активной политике занятости, обучение адаптивным знаниям, умением и навыкам, необходимым для успешного прохождения программ профессионального обучения, дальнейшего самостоятельного поиска работы.
Перспективы совершенствования предложенной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения безработных граждан, на наш взгляд, заключаются в усилении взаимодействия с педагогами, занятыми обучением безработных граждан, пролонгировании заключительного этапа сопровождения, а также наделении специалистов, осуществляющих сопровождение, функцией экспертизы качества образовательной среды.
Исследование проблемы содержания психолого-педагогического сопровождения безработных в процессе их профессионального обучения, как мы полагаем, будет способствовать развитию теории профессионального обучения в отношении социально незащищенных категорий граждан, совершенствованию оказания им психолого-педагогической помощи.
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Акмеология / под ред. A.A. Деркача, 2002. 396 с.
- Алексеев, H.A. Название: дис. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: докт. пед. наук / H.A. Алексеев. Тюмен. гос. ун-т, Тюмень, 1997.- 312 с.
- Аналитический доклад о деятельности Управления ЦЗН по Свердловской обл. 2004 года
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1969. -314 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев.-М.: 1977. С. 14−31.
- Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский-М.: Медицина, 1993.
- Анисимов, О.С. Основы методологии / О. С. Анисимов М.: 1994. -Т.1 307 е., Т.2 292 с.
- Анисимов, О.С. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования / О. С. Анисимов М.: — 1990. — С. 30−32.
- Анисимов, О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности / О. С. Анисимов // Методическая культура педагогической деятельности и мышления М.: Экономика. -1991.
- Ахиезер, A.C. Жизнеспособность российского общества / A.C. Ахие-зер // Общественные науки и современность. 1996. — № 6. — С. 27−31.
- Анцыферова, JI.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. 1994. — Том 15. — № 1. — С.3−18.
- Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл М.: Прогресс, 1990.- 336 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов М.: Изд. в МГУ, 1990.-367 с.
- Асмолов, А.Г. Развитие вариативного образования: мифы и реальность / А. Г. Асмолов // Magister. 1995. — № 1
- Байлук, В.В. Человекознание: В 3 кн. Книга 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач /В.В. Байлук Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001. — 268 с.
- Батышев, С.Я. Производственная педагогика / С. Я. Батышев М.: Машиностроение,! 984.- 572 с.
- Бардиер, Г., Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, Т. Чередникова, И. Ромазан Кишинёв -Санкт Петербург, 1993.
- Белкин, A.C. Основы педагогических технологий / A.C. Белкин //Краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995.
- Белкин, А. С. Теория и практика витагенного обучения. Голографиче-ский подход / A.C. Белкин // Образование и наука. Изд.Урал.Науч.-образ.центра РАО. — 1999. — № 2. — С.34−44
- Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод / А. П. Беляева Пособие. М.: Высш. Шк.1991, — 208 с.
- Беляева, Л.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи / А. П. Беляева, М.А.
- Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. отв.ред. М. А. Галагузова. -Вып.№ 3. -Екатеринбург, 1998. С.185−196.
- Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида: Учебное пособие / М. А. Беляева Екатеринбург, 2001 — 120 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько М.: ИРПО, 1995. — 336 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова — М.: Совершенство, 1998. 298 с.
- Бодалев, A.A. О взаимодействии индивидуального, личностного и субъективно-деятельностного развития взрослого человека / A.A. Бодалев // Мир психологии. 1999. — № 2. — С.44−49.
- Бодалев, A.A. Актуальные проблемы изучения взрослых / A.A. Бодалев // Мир психологии. 1999. — № 2. — С.6−11.
- Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала.-М.: 1991. С. 3−26.
- Брайер, К.Х. Безработица и неполная занятость / К. Х. Брайер // Энциклопедия социальной работы. В 3 т.Т.1: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — С. 63 — 70.
- Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б. С. Братусь // Вестник Моск. унив-та. Серия Психология.- 1980. № 2. — С. 3−12.
- Бюжо, Р. Консультант по профориентации: воспитатель интенцио-нальности / Р. Бюжо Лион, 1989. — 16с.
- Вазина, К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Дисс. докт. пед. наук. Волжский гос. инж. Пед. ин-т. Екатеринбург, 1998. — 327 с.
- Василюк, Ф.Е. Типология переживания различных ситуаций / Ф.Е. Ва-силюк//Психол. журн, — 1995.- Т. 16, № 5 С. 104−114.
- Вербицкая, И.О. Образование взрослых на основе их жизненного (ви-тагенного) опыта / И. О. Вербицкая //Педагогика. 2002. — № 6. — С. 1419.
- Вербицкая, И.О. Теоретические основы витагенного образования взрослых: Монография / И. О. Вербицкая // Урал.гос.пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
- Волошина, И.А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы / И. А. Волошина и др. // Вопр. Психол. 1999. — № 4. — С.43−52.
- Вульфов, Б.З. Соотнеси себя и дело / Б. З. Вульфов // Нар. образование. 1994. — № 1. — С.132−135.
- Выготский, JI.C. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский М.: Изд. Акад. пед. наук, i960.- 500 с.
- Галагузова, М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / отв.ред. М. А. Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. Вып.№ 3. — Екатеринбург. — С. 168 184.
- Гармашев, А. А. Активность безработного по обеспечению собственной занятости и условия ее оптимизации: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М. 1996.- 22 с.
- Гильдингерш, М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку: Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб.: — 1995.- 38 с.
- Гинзбург, М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Г. Гинзбург // Вопросы психологии.-1994, — № 3.
- Гинзбург. М.Г. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Г. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха Киев.: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Гончар, Е.Ю. Дидактические условия профессиональной подготовки безработных граждан: дисс. канд. пед. наук, Урал. гос. проф. пед. ун-т. Екатеринбург. — 1997. — 157 с.
- Горан, В.П. Древнегреческая мифология судьбы / В. П. Горан Новосибирск: Наука, 1990.-194 с.
- Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых / М. Т. Громкова М.: Юнити-Дана, 2005. — 495с.
- Гуслякова, Л.Г. Адаптация социальная / Л. Г. Гуслякова // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. Т. 1. под ред. Панова А. М., Холостовой Е. И. — М.: — 1997. — С.7−8.
- Давыдов, В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Психол. журн. 1998. — т. 19. — № 6.- с.20−27.
- Давыдов, B.B. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика.-1995.-№ 1.- С 29−39.
- Деражне, Ю. Подмосковье: Новая концепция профессионального обучения / Ю. Деражне // Человек и труд. 1999. — С.54−55.
- Деркач, A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина М.: 1993. — 278 с.
- Жижина, И.В. Психологические особенности педагогической фасили-тации / И. В. Жижина, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 1999. — № 2(2).
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
- Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста / Э. Ф. Зеер — Екатеринбург: 1999. — 244с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие / Э. Ф. Зеер М.: 2003. — 480 с.
- Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Н. О. Садовникова М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
- Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С.35−44.
- Змеев, С.И. Технология обучения взрослых / С. И. Змеев М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
- Змеев, С.И. Образование взрослых в России и в мире / С. И. Змеев // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 106−108.
- Инновационные процессы в образовании / под ред. В.И. Загвязинско-го. Тюмень: 1990.
- Информационно-аналитический материал по вопросам профессионального консультирования и оказания психологической поддержки / Департамент ФГСЗН по Свердловской области. 1999. — 48 с.
- Информационное и научно-методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения / Ю. А. Якуба, П. Н. Новиков и др.- под ред. В. А. Похвощева, П. Н. Новикова. -М.: НПО «Профессиональное образование», 1994.
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебное пособие / науч. ред. Э. Ф. Зеер. М.: Издательство Московского Психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.
- Иенчке, Б. Возрастающая роль сопровождения карьеры в начале столетия / Б. Йенчке // Прикладная психология.- 1999.- № 3.- С.5−11.
- Йовайша, J1.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников / J1.A. Йовайша М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
- Карелова, Г. Социальная защита вчера, сегодня, завтра / Г. Карелова // Человек и труд. 2001- № 6.- С.11−15.
- Кирьянова, E.H. Психология формирования личности профессионала / E.H. Кирьянова //Психол.журн. 1995. — Т. 16, № 4. — С. 147 — 149.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин М.: Арена. — 1994. — 104 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1996. — 509 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов М.: Воронеж, 1996. — 400 с.
- Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон М.: Политиздат. — 1984. — 335 с.
- Концепция развития образования взрослых в России //Новые знания. -2000.- № 4.- С. 2−6
- Котиев, A.B. Технология психологического сопровождения / A.B. Ко-тиев // Человеческий ресурс. 2001. — № 3.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Щ Н. В. Кузьмина JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.-156 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан СПб.: -1993.
- Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская М.: Педагогика, 1971.
- Кулюткин, Ю.Н. Мышление учителя. Личностные механизмы: понятийный аппарат / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская М.: Педагогика. -1990.- С.71−97.
- Кязимов, К.Г. Педагогические основы профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения / К. Г. Кязимов М.: -1999. -315с.
- Кязимов, К.Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных / К. Г. Кязимов Саратов: Изд-во Поволжск. учеб. центра, 1996.
- Кязимов, К.Г. Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России / К. Г. Кязимов Саратов, 1998.
- Леана, К., Как справиться с потерей работы / К. Леана, Д. Фельдман -М. : — 1995, — 175с.
- Лебедева, В.П. Психологические аспекты развивающего образования / В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. А. Панов // Педагогика. 1996. — № 6. — С 25−30.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
- Левитан, K.M. Знаете ли вы себя? / K.M. Левитан «Профтех», 1991. -104 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев -М.: Изд-во политич. лит-ры. 1977. — 304 с.
- Лернер, И .Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С.7−11.
- Лефевр, В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии / В. А. Лефевр М.: Прогресс, 1991. — 87 с.
- Любина, A.A. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами / A.A. Любина // Стиль чел-ка: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс- пер с англ. СПб.: -1997.-376с.
- Манила, С. Безработные и больные: некоторые проблемы и результаты финского исследования по безработице / С. Манила, Э. Лихельма // Труд и общество. Материалы сов.-финского семинара по социологии труда. М.: — 1988,-С. 74−94.
- Мареева, З.Б. Содержание профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения / З. Б. Мареева, Е. А. Рыкова // под ред. П. Н. Новикова. -М.: НПО «Профессиональное образование», 1995.
- Маркова, А.К. Психологические проблемы повышения квалификации / А. К. Маркова //Педагогика. 1992. — № 9−10. — С.65−67.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова М.: -1996. — 308 с.
- Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу СПб.: — 1997.-218 с.
- Материал Всероссийского совещания по теме: «Повышение эффективности обучения безработных граждан и незанятого населения», Екатеринбург: Департамент ФГСЗН по Свердловской области. 2000. -106 с.
- Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей М. : — 1994.-238 с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин //под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии». -Воронеж. «МОДЭК». — 1996. — 448 с.
- Методика и технология работы социального педагога / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева и др. // под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: 2002.
- Мильман, В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом / В. Э. Мильман // Психол. журн. 1985. — № 5. — С. 58 -63.
- Михайлова, Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы / Н. Б. Михайлова // Психол.журн. Том 19. — 1998. — С.91−102.
- Нартова-Бочавер, C.K. «Copying behaviour» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психолог.журнал. -1997. -Т. 18. № 5.
- ПО.Натаров, В. И. Влияние курса социально-психологического тренингана самооценку «образа-Я» / В. И. Натаров // Психол. журн. 1995. — № 5. — С.74 — 78.
- Новиков, A.M. Интеграция базового профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. С. 3 — 8.
- Новиков, П.Н. Обучение и профориентация незанятого населения / П. Н. Новиков, М. С. Савина // Человек и труд. 1996. — № 5 — С. 15−16.
- Новиков, П.Н., Профессиональное обучение незанятого населения / П. Н. Новиков, П. А. Васильева // Человек и труд. — 1996. — № 1.
- Новиков, П. Н. Теоретические основы опережающего профессиональ
- Ш ного образования, дисс. докт. пед. наук / П. Н. Новиков, РУЦ М. :1997.-418 с.
- Новый старт. Пособие для преподавателей курсов / Госуд. служба занятости М.: 1994. — 112 с.
- Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии / сост. В. Т. Онушкин, Е. И. Огарев — СПб.: ИОВ ДАО, 1995.
- Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / под ред. H.A. Тоскиной СПб.: 2000. — Т. 4. — Кн. 3.
- Общая психодиагностика / под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1987. — 47 с. 1119. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов М.: Рус. яз. 1986.-589 с.
- Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных / Федеральная служба занятости России. М.: 1994. — 44 с.
- Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопр. психол. 1996. — № 1. — С 3−19.
- Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А. К. Осницкий // Вопр.психол. 1992. — Т.1. -С.3−15, Т.2. — С.7−19.
- Осницкий, А.К., Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопр. психол. 1999.-№ 1. — С.92−104.
- Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сласте-нина М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Пелетье, Д. Развитие призвания и рост личности / Д. Пелетье, Г. Нуа-зо, С. Бюжо // Мак Гро-Хилл, Монреаль. 1974. — 36 с.
- Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / JL Пельцман //Психол. журн.- 1992, — Т.13. № 1.- С.126−130.
- Петров, В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых / В. П. Петров // Психол. журн. 1993. — № 3. -С.79−89.
- Петров, Я.И. Возрастные и индивидуально-типические особенности памяти взрослых / Я. И. Петров // Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Л.: 1974.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М.Г. Гару-нов-М.: 1999.
- Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С. Е. Пиняева, Н. В. Андрее //Вопр.психол. 1998. — № 2.- С.3−10.
- Подобед, В.И. Образование взрослых: методологический аспект / В. И. Подобед, В. В. Горшкова //Педагогика. 2003. — № 7. — С. 30−37.
- Повышение эффективности обучения безработных граждан и незанятого населения: Материалы всероссийского совещания, Екатеринбург: Департамент ФГСЗН по Свердловской области, 28−30 сентября 2000. -106 с.
- Популярная медицинская энциклопедия. М.: 1979. С. 464
- Похвощев, В.А. Формирование эффективной занятости в период становления регулируемой рыночной экономики (общероссийский и региональный аспекты) / В. А. Похвощев. М.: Российский учебный центр федеральной службы занятости России, 1995. — 208 с.
- Платонов, К.К. Психологический практикум / К. К. Платонов М.: 1990.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Л. А. Крылова. Л.: 1990.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты Учебное пособие / под общей ред. Д. Я. Райгородского Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с
- Практическое пособие по проведению занятий Клуба ищущих работу. Поддержка службы занятости Урала и Екатеринбурга. // Тасис. 1996. -С.203−220.
- Профессиональное последипломное образование: Проблемы и перспективы: материалы III Петерб. междунар. науч.-метод. конф. / СПб., 3−5 июня 1997 г.: в 3-х ч. // Редкол.: И. П. Кузьмин и др. СПб.: ИПКР-РИСПО, 1997.
- Прутченков, A.C. «Свет мой зеркальце скажи .»: Методические разработки социально-психологических тренингов / A.C. Прутченков М.: 1996.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников М. Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1995.-253 с.
- Психологические аспекты собеседования с безработными. Методическое пособие для профориентаторов и профконсультантов. Саратов: 1995.-24 с.
- Психологические и педагогические особенности профессионального переобучения взрослых. Саратов: 1994.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева JI.H. и др.- под редакцией Никифорова Г. С.-СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991, — 152 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. JI.M. Митиной. М.: Флинт, 1998. — 179 с.
- Психология. Словарь / под ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. 340с.
- Психология профессиональной подготовки / под ред. Г. С.Никифорова- СПб.: 1993. — 84 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / под общей ред. Б.Д. Карва-сарского СПб.: Питер Ком, 1998.
- Путь к профессии проходит через обучение О новых технологиях обучения, применяемых в службе занятости Московской области. / Материал подготовила В. Еремеева //Человек и труд. 1999. — № 9. — С. 24−28.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: 1977.
- Рикка, Р. Служба занятости: природа, назначение, функционирование / Р. Рикка М.: Профинформация и профориентация, 1993. — С.157−178.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление человека / К. Роджерс М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Ромм, М.В. Понятие социальной адаптации: нормативная и интерпре-тативная парадигмы / М. В. Ромм //Ученые записки москов. гос. соц. унта. 2003. -№ 6 (38). — С. 42−50.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1985. — 114 с.
- Савина, М.С. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения (из опыта Финляндии) / М. С. Савина М.: 1997.
- Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. М.: 1991.
- Селье, Г. Стресс и дистресс / Г. Селье М.: 1986.
- Словарь иностранных слов. М.: Рус. Яз, 1987.- 433с.
- Смирнов, В.Н. Педагогические теории, системы и технологии / В.Н. Смирнов-М.: 1997.
- Смолкин, A.M. Методы активного обучения: Науч. метод пособие / A.M. Смолкин -М.: Высш. шк., 1991.
- Соболева. И. Масштабы безработицы в России и способы ее изменения / И. Соболева, Т. Четвернина// Вопросы экономики, 1999 № 11. -С.99−113.
- Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. B.C. Кукуши-на. -М.: 2003.
- Старовойтова, J1.И. Занятость населения и ее регулирование / Л. И. Старовойтова, Т. Ф Золотарева М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.
- Сьюпер, Д.Е. Развитие карьеры: теория представления о самом себе. Приемная комиссия Колледжа Принстон / Д. Е. Сьюпер. 1963. — 35с.
- Социализация: Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Панова A.M., Холостовой Е. И. В 2-х томах. М.: 1997. — Т.2. — С. 258−262.
- Сухов, П.Ю. Модульное обучение как технология и форма обучения взрослых: Основы андрогогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия». — С.114−120.
- Толковый словарь русского языка / под ред. В.Даля.
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Ушакова.
- Туринцев, Ю.Г. Методология анализа состава безработных граждан на основе их отношения к поиску работы / Ю. Г. Туринцев // Сборник методических материалов из опыта работы специалистов-профконсультантов г. Екатеринбурга. 1998.- С.5−11.
- Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики / А. И. Турчинов М.: Изд-во «Флинта», 1998.-230 с.
- Феофанов, К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России / К. А. Феофанов // Социс. 1995. — № 9. — С.69−74.
- Философский энциклопедический словарь.- М.: 1983. 1599с.
- Фонарев, А.Р. Формы становления личности в процессе ее профес-сионалйзации / А. Р. Фонарев //Вопр.психол. 1997. — № 2. — С. -88−94.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм // Мн.: Коллегиум, 1992. -С.236−237.
- Чапек, В.Н. Рынок труда / В. Н. Чапек, В. А. Долгодушев Ростов-на-Дону, 2005.
- Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / под ред. С. Н. Чистяковой, А .Я. Журкиной. М.: Институт профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993.-С. 3−10.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков М. :1994.-312 с.
- Ш. Шелтен, А. Введение в профессиональную педагогику / А. Шелтен -Екатеринбург. Изд-во Урал.гос.проф.- пед. ун-та. 1996. — 288 с.
- Шеляг, Т.В. Нравственно-гуманистические основы социальной работы : Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах. Т.2. / Т.В. Шеляг- под ред. Панова A.M., Холостовой Е. И. М.: 1997. — С.38
- Шеметов, В. Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан / В. Шеметов // Человек и труд. — 1997. — № 3.
- Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / под ред. Р. М. Нуреева. М.: 2001. 600 с.
- Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопр. психол. -1994. № 2. — С.64−76.
- Arie de Geus Planning as Learning. Harvard, Business Review, 1988.
- CONFINTEA V. Fifth International Conference on Adult Education. Hamburg. July 14 18, 1997. Adult Learning: A Key for the Twenty-First Century
- Gerald Lemos Fair Recruitment and Selection. Lemos Associates, 1994.
- Leadership and Motivation. Project North East. 1998.
- Marketing for the first time. Project North East, 1998.
- Maurice Galton & Bob Moon. Hand book of teacher training in Europe. Issues and Trends
- Peter Schwarts The Art of the Long View. Century Business, 1991.
- Stress Management. Project North East. 1988.
- The use of labor exchange data for labor market analysis. Final report. /Prepared by Frank J. Bennici, Westat, Ink/. 1996.
- Corden J., Preston-Shoot M. Contracts in Social Work. Hampshire, England, 1987.
- Payne M. Modern Social Work Theory A Critical Introduction. Macmil-lan, London, 1991.
- ЦЕЛЬ: СОДЕЙСТВОВАТЬ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА РАБОТЫ1
- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВОэис. Модель психолого-педагогического сопровожден&trade- безработных в процессе их профессионального обучения