Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования данных авторов еще раз подтверждают положение о том, что в образовательном процессе, в частности, в деятельности студента педагогического колледжа, а затем и учителя начальной школы, рефлексия является одним из основных компонентов деятельности, а, следовательно, рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования. В связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 1. 1. Проблема рефлексии в философских, психологических и педагогических концепциях
    • 1. 2. Сущность и значение рефлексивной компетентности
    • 1. 3. Структура, критерии и показатели рефлексивной компетентности
    • 1. 4. Педагогические условия формирования рефлексивной компетентности
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 2. 1. Проблема формирования рефлексивной компетентности в практике работы педагогического колледжа
    • 2. 2. Спецкурс как условие формирования рефлексивной компетентности
    • 2. 3. Описание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 4. Оценка эффективности реализации педагогических условий формирования рефлексивной компетентности
  • Выводы к главе 2

Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях модернизации российского образования оценку эффективности профессиональной деятельности, образования и, соответственно, обучения все чаще проводят с позиций компетентностного подхода (А.А. Ахаян, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, JI.M. Митина, Н. Ф. Радионова, М. В. Рыжаков, А. П. Тряпицына, В. В. Сериков, Т. И. Шамова, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др.). Образование, с точки зрения компетентностного подхода, предполагает, прежде всего, подготовку учащихся к жизни, возможность применения заложенных в образовательной системе ключевых компетентностей на практике. Такая направленность образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам учителя, а, следовательно, и к уровню подготовки студента — будущего учителя начальной школы. В контексте модернизации образования интегральным показателем качества подготовки будущего учителя следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации I усвоенные знания и личностный опыт. Профессиональная компетентность учителя включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную. Очевидно, что в современных условиях рефлексивная компетентность учителя во многом определяет его профессиональную педагогическую компетентность в целом.

К настоящему времени проведен ряд диссертационных педагогических исследований, в которых изучается проблема становления и формирования профессиональной рефлексии специалистов в сфере образования. Работа А. П. Гуреева посвящена формированию рефлексии профессиональной деятельности педагога. И. А. Мушкина убедительно показывает, что педагогическая рефлексия является основой совершенствования профессионального мастерства учителя. Т. В. Белозерцева рассматривает педагогическую технологию формирования рефлексии школьников. Н. Б. Крашенинникова описывает процесс развития педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. О. Ю. Шаврина изучает роль педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя.

Исследования данных авторов еще раз подтверждают положение о том, что в образовательном процессе, в частности, в деятельности студента педагогического колледжа, а затем и учителя начальной школы, рефлексия является одним из основных компонентов деятельности, а, следовательно, рефлексивная компетентность выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования. В связи с этим вопрос о формировании рефлексивной компетентности является весьма актуальным. Однако до сих пор практически нет специальных исследований по становлению и формированию рефлексивной компетентности будущих учителей начальной школы. Анализ учебных планов педагогического колледжа показал, что и они не в полной мере обеспечивают формирование рефлексивной компетентности студентов.

Таким образом, актуальность проблемы нашего исследования обусловлена рядом противоречий:

• между современными требованиями к компетентному учителю начальной школы, способному к продуктивной профессиональной деятельности в развивающей и развивающейся школе, и недостаточной эффективностью рефлексивной подготовки выпускников педагогического колледжа;

• между потенциальными возможностями процесса изучения психолого-педагогических дисциплин, способствующих формированию рефлексивной компетентности обучаемых, и недостаточным уровнем педагогической разработанности вопросов формирования рефлексивной компетентности в условиях педагогического колледжа;

• между стремлением студентов педагогического колледжа к повышению уровня рефлексивной компетентности и недостаточной разработанностью соответствующих программ и методик.

Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий эффективного формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа.

Тема исследования: «Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа».

Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом колледже.

Предмет исследования: формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа.

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования: рефлексивная компетентность будущего учителя начальной школы будет сформирована как составляющая его профессионального образования, если:

• разработана методология формирования и развития рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа (определены компоненты рефлексивной компетентности, выделены критерии и показатели их сформированности, выявлены и организованы педагогические условия);

• взаимодействие субъектов образовательного процесса происходит в органическом единстве теоретической и практической деятельности студентов;

• у студентов будет выработана потребность и мотивация в формировании и развитии рефлексивной компетентности;

• реализован комплекс педагогических условий, направленных на формирование и развитие рефлексивной компетентности студентов;

• программа профессионального обучения будет включать специализированный курс «Педагогическая рефлексия».

Предмет, цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать имеющиеся в научно-педагогической литературе определения понятий профессиональная компетентность, рефлексия, педагогическая рефлексия и уточнить содержание этих понятий.

2. Провести анализ существующих подходов к формированию педагогической компетентности, рефлексии и рефлексивной компетентности.

3. Определить компонентный состав и критерии определения сформированности компонентов рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа.

4. Выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий, направленных на формирование рефлексивной компетентности студентов.

5. Разработать структуру и содержание учебного курса, нацеленного на формирование рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанного спецкурса в процессе формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа.

Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные;

• компетентностному подходу к содержанию образования (И.Ю. Алексашина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Лебедев, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова, Н. Ф. Радионова, М. В. Рыжаков, А. П. Тряпицына, М. А. Холодная, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова и др.);

• проблемам формирования профессионально-значимых качеств учителя (Ю.К. Бабанский, П. П. Блонский, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. И. Лукьянова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин, С. Т. Шацкий и др.);

• возможностям целенаправленного формирования профессионального самосознания учителя (Г.А. Бордовский, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.);

• вопросам саморазвития личности вообще и саморазвития личности учителя (С.Б. Елканов, П. Ф. Каптерев, Н. В. Клюева, В. Г. Маралов, А. Маслоу, М. И. Махмутов, С. Н. Морозюк, В. И. Слободчиков, С. Д. Смирнов, К. Д. Ушинский и др.);

• теоретическим основам общего и профессионального образования, специфике образовательного процесса в среднем профессиональном образовании (Б.С. Гершунский, В. В. Краевский, A.M. Новиков, П. И. Пидкасистый и др.).

Методологическую основу исследования составляют:

• философские и психолого-педагогические концепции рефлексии, идеи о педагогической рефлексии как феномене, определяющем профессиональное и личностное формирование человека (А.С. Арсеньев, Т. В. Белозерцева, J1.H. Борисова, Б. З. Вульфов, А. П. Гуреев, Н. Б. Крашенинникова, JI.A. Кунаковская, В. А. Лефевр, И. А. Мушкина, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, В. Н. Харькин и др.);

• труды, исследующие значение опыта в формировании личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. С. Макаренко, К. К. Платонов, И. Г. Песталоцци, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.);

• основные положения теории деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И.Щукина);

• идеи о гуманизации образования, субъектности всех участников педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, В. В. Горшкова, В. П. Зинченко, Н. М. Конжиев, Н. Д. Никандров, В. В. Сериков, К. А. Шварцман и др.).

В целях решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, научнои учебно-методической литературы, диссертаций по проблеме исследования, а также анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент и математическая обработка данных по результатам опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования: основной базой исследования являлось государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Петрозаводский педагогический колледж». На отдельных этапах исследования в нем участвовали также студенты КГПУ. Численность участников основной части эксперимента из числа студентов Петрозаводского педагогического колледжа составила 741 человек.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись при участии в проектах и семинарах международного уровня «Открытое будущее для детей группы риска» (Умео, 2003;2006 гг.), научно-практических и научно-методических конференциях: всероссийского уровняВторой российской интернет-конференции студентов и преподавателей «Преемственность и новаторство в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (Архангельск, 2006 г.) — регионального уровня «Среднее образование в Республике Карелия: высокое качество, открытость, конкурентоспособность» (Петрозаводск, 2006 г.), «Университеты в начале XXI века: актуальные вопросы педагогических исследований» (Петрозаводск, 2005 г.), научно-практических конференциях КГПУ.

Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс ГОУ СПО «Петрозаводский педагогический колледж», ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет», ГОУ РК ДО (повышения квалификации) «Институт повышения квалификации работников образования».

Работа выполнена в рамках научно-исследовательской проблематики кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• определена роль рефлексивной компетентности в профессиональной деятельности учителя начальной школы;

• обосновано рассмотрение рефлексивной компетентности как категории, отражающей качественные характеристики учителя начальной школы, свидетельствующие о способности и готовности к эффективной профессиональной деятельности;

• представлены модель, структура, диагностика и критерии сформированное&tradeрефлексивной компетентности учителя начальной школы;

• определен комплекс условий формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа;

• выявлена особенность процесса формирования рефлексивной компетентности студента педагогического колледжа в контексте личностно-ориентированного подхода — ее интегративный характер, который проявляется в умении комплексно решать рефлексивные задачи в процессе самоанализа деятельности и ее результатов.

Теоретическая значимость исследования:

• уточнена сущность и конкретизировано понятие «рефлексивная компетентность» студента, содержательными компонентами которой являются: когнитивный, операциональный и личностный;

• разработаны теоретические основы формирования и развития рефлексивной компетентности в качестве составляющей профессионального образования студентов педагогического колледжа;

• обоснован комплекс педагогических условий формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа: активизация образовательной деятельности (учебной, исследовательской, коммуникативной и др.) студентов, в которой рефлексивные процессы являются системообразующими факторами;

• разработан критериально-оценочный аппарат для определения уровня сформированности рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа;

• использование знаний о формировании и развитии рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа в образовательном процессе обогащает целостную теорию компетентностного подхода и раскрывает новые аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителей начальной школы.

Практическая значимость исследования:

• разработаны диагностические материалы по определению уровня рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа в области предстоящей профессиональной деятельности, которые могут быть использованы преподавателями социально-гуманитарных и специальных дисциплин;

• разработан и реализован в педагогической практике спецкурс «Педагогическая рефлексия» для формирования и развития рефлексивной компетентности будущих учителей начальной школы;

• выявлена возможность использования материалов исследования в процессе повышения квалификации учителей начальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Рефлексивная компетентность учителя начальной школы, обеспечивая результативность его педагогической деятельности, является неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности и может рассматриваться как качество личности, которое позволяет наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что способствует развитию и саморазвитию, творческому подходу в учебной и профессиональной деятельности.

2.Рефлексивная компетентность — это сложный психолого-педагогический и профессионально значимый феномен, в состав которого входят когнитивный, операциональный и личностный компонентынеобходимость ориентации образовательного процесса в педагогическом колледже на развитие рефлексивной компетентности студентов обусловлена новой парадигмой образования, основывающейся на реализации компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста.

3.Образовательный процесс способствует формированию и повышению уровня рефлексивной компетентности будущего учителя начальной школы при следующих условиях:

— рефлексивной компетентности самого педагога, что предполагает наличие знаний у педагога о том, что такое рефлексия, использование приемов ее актуализации, ценностное отношение к студенту и рефлексии;

— приобретении личностного рефлексивного опыта в учебном процессе (в рамках учебных предметов, исследовательской деятельности, педагогической практики);

— наличии в учебном плане педагогического колледжа специального курса, структурированного с учетом компонентного состава рефлексивной компетентности студентов;

— направленности спецкурса на повышение потребности студентов в самоанализе, самопознании, саморазвитии, понимании себя и другого;

— интеграции разработанного спецкурса в образовательный процесс с учетом специфики педагогического колледжа;

— взаимодействии преподавателя и студентов, основанном на личностно-ориентированном подходе.

4.Динамика развития всех компонентов рефлексивной компетентности студента в процессе ее формирования проявляется в выделенных критериях (см. с. 77 диссертации) и показателях (см. с. 77 диссертации).

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось с 2001 по 2007 год.

На первом (поисково-теоретическом) этапе (2001;2003 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблем рефлексии, компетентностного подхода, профессиональной и рефлексивной компетентностиопределялись объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследованияизучался процесс подготовки учителей начальной школы в педагогических образовательных учреждениях, разрабатывалась программа интегративного курса, а также планы констатирующего, поискового и формирующего экспериментов.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2003;2005 гг.) дорабатывались программа и методика исследования, определялись контрольные и экспериментальные группы, осуществлялась реализация спецкурса на основе положений, выдвинутых в гипотезе, производилась регулярная диагностика уровневого развития рефлексивной компетентности обучаемых.

На третьем (обобщающем) этапе (2005;2007гг.) осуществлялись статистическая обработка, анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов, продолжалась проверка эффективности спецкурса, формулировались выводы и рекомендации педагогам по созданию и реализации комплекса условий, необходимых для формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа, завершалось оформление диссертации.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечена методологическим и теоретическим обоснованиемлогической структурой построения исследованияопорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследованиядостаточной количественной базой экспериментаиспользованием статистических методов обработки экспериментальных данных.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы нашего диссертационного исследования заключаются в следующем: проанализированы современные представления о содержании понятий профессиональная компетентность, рефлексия, педагогическая рефлексия, а также существующие подходы к формированию педагогической компетентности, рефлексии и рефлексивной компетентностивыявлен компонентный состав и критерии определения сформированности компонентов рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжавыявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий, направленных на формирование рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжаэкспериментально проверена эффективность разработанного спецкурса и методика его изучения.

В процессе изучения теоретического материала исследования нам удалось выяснить, что рефлексия необходима для создания благоприятного психологического климата, для успешного взаимодействия субъектов образовательного процесса, так как личностные особенности участников этого взаимодействия наиболее полно проявляются именно в условиях психологического контакта, благоприятного психологического климата.

Рефлексия, как процесс самопознания субъектом внутренним психических актов и состояний, предполагает специальную направленность внимания на собственную психическую деятельность, что, в свою очередь, требует достаточной зрелости субъекта. У детей ее почти нет, а у взрослых она не разовьется без специальной направленности внимания на анализ своих внутренних психических процессов и состояний.

Рефлексия, как механизм взаимопонимания — осмысления субъектом того, какими средствами и почему он произвел определенное впечатление на партнера по общению, выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими субъектами.

Рефлексия, как процесс осознания собственной деятельности, позволяет вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, цели, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и др.

Рефлексия, следовательно, сложное многогранное явление, которое в психологии и педагогике понимается, в основном, как необходимое условие, механизм, основание и средство саморазвития.

Рефлексивные способности многие ученые определяют как способность человека осознавать, оценивать себя, анализировать свои мотивы, действия и поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с мотивами, действиями и поступками других людей. Таким образом, рефлексия — это способность человека встать в позицию наблюдателя по отношению к собственной деятельности с целью переосмысления своего личностного опыта, чтобы изменить деятельность или свое отношение к ней.

Педагогическая рефлексия — это способность учителя выйти в позицию стороннего наблюдателя по отношению к своей образовательно-педагогической деятельности с целью переосмысления ее и себя в ней, чтобы организовать более эффективную профессиональную деятельность и найти адекватный способ поведения в ней.

Студенты, обладающие педагогической рефлексией, в меньшей степени оказываются подвержены типологическим деформациям и на стадии обучения в педагогическом образовательном учреждении, и в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности. Уровень педагогического профессионализма и мастерства, педагогическая компетентность, как показали исследования отечественных ученых, напрямую определяется способами решения педагогических задач, главным образом, тем, в какой степени их решение опирается на рефлексивное осмысление собственной деятельности.

Являясь регулятором важнейших профессионально-педагогических составляющих, педагогическая рефлексия выступает неотъемлемой составной частью таких педагогических умений как гностические, коммуникативные, организаторские, проективныеявляется необходимым составным компонентом при решении стратегических, тактических и оперативных педагогических задачпозволяет находить конструктивные выходы в ситуациях педагогических конфликтовспособствует адекватной оценке социальных ролей, в зависимости от ситуации социального взаимодействияпозволяет преодолеть личностные стереотипы.

Таким образом, педагогическая рефлексия — это системообразующий компонент в профессиональной деятельности учителя. Следовательно, формирование профессиональной компетентности студента, как будущего учителя, невозможно без формирования рефлексии, а, значит, и рефлексивной компетентности. Основой оптимизации и интенсификации образовательного процесса, внутренней побудительной силой более результативной деятельности учителей и учащихся являются педагогические условия. Выделение компонентного состава рефлексивной компетентности позволило нам выявить, научно обосновать и реализовать на практике комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию компонентов рефлексивной компетентности. В качестве основного условия мы выделяем интеграцию разработанного нами специализированного курса «Педагогическая рефлексия» в образовательный процесс педагогического колледжа. В рамках спецкурса создаются условия для роста потребности студентов в самоанализе, самопознании, понимании себя и другого, саморазвитии в целом. Взаимодействие преподавателя и студента основывается на личностно-ориентированном подходе, активности всех субъектов образовательного процесса, когда студент исходит из своих реальных потребностей, разрабатывая собственный маршрут саморазвития и пути (способы) его реализации.

Сопоставление результатов диагностик, проведенных по завершению констатирующей части опытно-экспериментальной работы, доказывает результативность предложенного комплекса педагогических условий, способствующих целеобразованию, целеосуществлению, контролю, оценке и рефлексии при планировании и реализации собственных маршрутов саморазвития.

Нашим исследованием не исчерпаны проблемы формирования рефлексивной компетентности будущего учителя. С точки зрения интенсивного подхода, прежде всего, заслуживают внимания вопросы возможностей отдельных научных дисциплин в этом процессе, активности самого преподавателя, востребованности рефлексивных приемов не только в рамках специализированного курса, но и на других учебных занятиях, в том числе и на уроках начальной школы, где студенты проходят практику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Педагогическая практика студентов/ О. А. Абдулина, Н. П. Загрязкина. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 336 с.
  3. Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Г. И. Аксенова. М., 1998. — 22 с.
  4. И.Ю. Об актуальных направлениях компетентностного подхода / И. Ю. Алексашина // Академические чтения. С-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — Вып. З: Теория и практика модернизации отечественного образования. — С. 26−29.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1995, — 496 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980, — 288 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновац, курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та: Центр экспертизы и маркетинга Казан, гос. ун-та, 1996. — 547 с.
  8. Л.И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1989.- С.426−434.
  9. Ю.Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Арсеньев. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 592 с.
  10. П.Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. А. Бакшаева.-М., 1997. 20 с.
  11. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  12. Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Челябинск, 2000.- 195 с.
  13. Н.Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: ДЭМ, 1990. — 61 с.
  14. М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  16. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме/ В. А. Болотов // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
  17. Большой психологический словарь / Авдеева Н. Н. и др.- Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. -666 с.
  18. Болыиой энциклопедический словарь.-2-e изд., перераб и доп.-М: «Большая российская энциклопедия" — СПб: „Норинт“, 1999. 1456 с.
  19. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 560 с.
  20. Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста / Г. А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: Основные направления совершенствования. СПб: Образование, 1996. — С. 3−6.
  21. П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. -С. 58−61.
  22. Борисова J1.H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа / J1.H. Борисова// автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01- Курс. гос. пед. ун. Курск, 1999.- 22с.
  23. В .Я. Роль и структура рефлексии в информационном взаимодействии/ В. Я. Буторин // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тезисы науч. конф.- Новосибирск, 1986. С. 157−158.
  24. А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М., 2000.-176 с.
  25. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  26. ЗЬВульфов Б. З. Педагогика рефлексии (взгляд на профессиональную подготовку учителя)/ Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. -112 с.
  27. JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. — 328 с.
  28. Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай М.: Изд. МГУ, 1998. — 254 с.
  29. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. З / под ред. Н. Б. Крылова. М., 1995. — С. 5869.
  30. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 72−79.
  31. Г. Наука логики в 3-х т./ Г. Гегель. М., 1970. Т.2.- 564 с.
  32. .С. Философия образования для XXI века/ Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  33. С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  34. Глоссарий / Составитель Голуб В.- Ростов на — Дону: Изд-во ООП Обл ЦПУ, 2002.-84 с.
  35. М.И. Самостоятельная работа будущих инженеров как фактор развития информационной компетентности / М. И. Глотова // автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.08- ОГУ. Оренбург, 2007.- 23 с.
  36. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов/ В. Г. Горб // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 1. — С. 33−37.
  37. В.В. Проблема субъекта в педагогике / В. В. Горшкова. JL: Изд-во „РГГТУ“, 1991.-77 с.
  38. В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. Монография / В. В. Горшкова СПб: ГНУ „ИОВ РАО“, 2004,148 с.
  39. ГОС СПО: Государственные образовательные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0312 „Преподавание в начальных классах" — Введ. 01.09.2002. М.: МО РФ, 2002.
  40. P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -JL: Изд во Ленинградского ун-та, 1988. — 560 с.
  41. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / под общей ред. акад РАО В. Л. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
  42. А.П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема/ А. П. Гуреев // Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01,13.00.08- Челябинск. 2001. — 154 с.
  43. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования/ Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Издательская корпорация „Логос“, 2000. — 224 с.
  44. В.В. О функциях рефлексии в обучении руководителей/ В. В Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 76−84.
  45. В.В. Содержание и строение учебной деятельности/ В. В. Давыдов // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — С. 145−162.
  46. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих / И. Е. Елина: Дис. канд. психол. наук: 19.00.13 Москва, 1999. — 201 с.
  47. В.К. Рефлексивная культура как компонент профессионально педагогической культуры педагога / В. К. Елисеев // Дополнительное образование. 2005. — № 2.- С.13−17.
  48. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 12−24.62.3инченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко// Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
  49. Э. В. Школа должна учить мыслить!/ Э. В. Ильенков.// Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995. С. 284−311.
  50. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности) / Ильин Г. Л. М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
  51. И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов.- М., 1987. 160с.
  52. Инновации в подготовке учителя № 66 / под общей ред. И. А. Бочкаревой, Е. Н. Солововой. М., 2002. — 188 с.
  53. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан — Калик.- М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  54. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании /П.Ф. Каптерев. Предисловие П. А. Лебедева// Педагогика. 1999. — № 7. — С. 73−84.
  55. А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности/ А. В. Карпов. М., Изд. „Институт психологии РАН“, 2004. — 424 с.
  56. Т.А. Организация рефлексивных процессов в самовоспитании студентов/ Т. А. Кислицына // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. С. 196−197.
  57. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. Игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. Рига: НПЦ „Эксперимент“, 1998. — 180 с.
  58. Н.Л. Условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов / Н. Л. Клячкина // СПО. 2006. — № 1. — С.44−45.
  59. В.Н. Психологическая компетенция учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся / В. Н. Козиев // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях: сб. науч. тр. -М.: АПН СССР, 1989.-С. 41−45.
  60. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики/ И. А. Колесникова.-С-Пб.: „ДЕТСТВО-ПРЕСС“, 2001. 288 с.
  61. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
  62. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание / И. С. Кон. М.: Мысль, 1984.-335 с.
  63. Н.М. Личностно-ориентированное обучение: гуманистический аспект: учеб пособие для вузов / Н. М. Конжиев, Е. Н. Федорова, Г. М. Янюшкина- Карел, гос. пед. ун-т. Петрозаводск: КГПУ, 2002.- 92 с.
  64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Материалы Всероссийского совещания-семинара директоров педагогических колледжей, училищ. М.: Изд-во МО РФ, 2002. — 198 с.
  65. А.И. Основы арт-терапии/ А. И. Копытин. СПб.: Изд. Лань, 1999.256 с.
  66. А.В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е.Л. Рязанова// Педагогика.- 2002.- № 1. С. 18−22.
  67. .Г. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы / Б. Г. Корнетов // Новый педагогический журнал. 1996. — № 1,-С. 21−27.
  68. В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  69. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования / В. В. Краевский.- Волгоград, 1994. 32 с.
  70. Краткий психологический словарь / Сост. А.А. Карпенко- под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1985.-431 с.
  71. Н.Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: на материале пед. колледжа: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Крашенинникова Н. Б. Н. Новгород, 2000. — 207 с.
  72. С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины / С. В. Кривцова. -М.: Генезис, 1997.-287 с.
  73. Н.Ф. Упражнения игры, направленные на развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности / Н. Ф. Круглова. // Как помочь ребенку успешно учиться в школе. — С-Пб.: Питер, 2004.- С.90−100.
  74. Н. Что такое „личностное знание“? / Н. Крылова // Народное образование, 2003. № 9. — С. 25−34.
  75. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. -JL: Знание, 1985.- 32 с.
  76. Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентации современного образования: проблемные очерки / Ю. Н. Кулюткин. СПб.: СпецЛит, 2002.96 с.
  77. Л.А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дисс.. канд. пед. наук. -13.00.01 / Л. А. Кунаковская. Воронеж, 2003.- 202 с.
  78. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: кн. для учителя./ Н. В. Кухарев.- М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  79. В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов / В. В. Кюршунова // автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.08- ГОУ ВПО КГПУ. Петрозаводск, 2006.- 22 с.
  80. О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004.-№ 5. С. 3−12.
  81. Л.Д. Практика арт терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  82. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: „Академия“, 2001. 271 с.
  83. Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения/ Д. Г. Левитес. М: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО“ МОДЭК», 2003. — 320 с.
  84. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980.- 156с.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т./ А. Н. Леонтьев.- М., 1983 .Т. 1−2.
  86. Д.А. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов/ Д. А. Леонтьев, М. А. Филатова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 1999. № 2. — С.53−67.
  87. ЮЗ.Лефевр В. А. Конфликтующие структуры: Электронный ресурс. / В. А. Лефевр. Режим доступа к кн. http://www.e- lib.info/download.php ?id=l 120 000 974
  88. И.Г. Рефлексивная деятельность как один из путей индивидуального развития учащихся начальной школы / И. Г. Липатникова // Начальное образование.- 2006. № 2.- С. 15−17.
  89. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская.- СПб.: Тускарора, 1996. -175 с.
  90. Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: Дис. в виде науч. докл.. доктора пед. наук/ Л. М. Лузина. СПб, 1998. — 86 с.
  91. М.В. Рефлексивная культура личности как психологический феномен / М. В. Лукьянова Электронный ресурс.: http://nostalgia. ncstu.ru/content/docs/pdf/trudi/hs/07/3 8 .pdf
  92. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  93. Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.- СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.- 190 с.
  94. В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.: УРАО, 2000. — 128 с.
  95. М.К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994. — № 5.- С. 5−19.
  96. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб пособие для студ. сред, пед.учеб. заведений.- 2-е изд.стер./ В. Г. Маралов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  97. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. -308 с.
  98. A.M. Основные направления исследований по психологии мышления / A.M. Матюшкин // Психологический журнал. 1985. -Т.6. -№ 1.-С. 3−14.
  99. М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М. И. Махмутов // Педагогика. 2001. — № 10.- С. 91 -100.
  100. В.А. Рефлексия как метакомпетентность/ В. А. Метаева // Педагогика. 2006.- № 3.- С. 57−61.
  101. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя/ JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
  102. Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 213 с.
  103. С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности /С.Н. Морозюк// Дисс. доктора психол. наук: 19.00.01- М. -2001.-382 с.
  104. Мушкина И. А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект) / И. А. Мушкина: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Москва, 1999.152 с.
  105. Мышление учителя. /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  106. А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск, 1995. — 288 с.
  107. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 1, — С. 135−139.
  108. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рынке тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000.- 229 с.
  109. A.M. Методология учебной деятельности / A.M. Новиков.-М.:Изд-во «Эгвес», 2005. 176 с.
  110. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2001. — 272 с.
  111. Новый энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия: Рипол Классик, 2004. — 1455 с. — (БЭС).
  112. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. -М.: Наука, 2005.- 191с.
  113. С.И. Коммуникативная компетентность как составляющая профессионального образования менеджера / С. И. Обущак // автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.08 СПб, 2006.- 22 с.
  114. А.П. Рефлексия/ Философская энциклопедия. Т.4. М., 2001. — С. 499−504.
  115. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд. доп. — М.: Азбуковник, 1997.- 944 с.
  116. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.-204 с.
  117. В.А. Рефлексивная компетентность мышления личности специалиста в контексте задачи управления бикамерального разума: Электронный ресурс.: auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r =thesis Desc&CounterThesi
  118. Педагогика. Учебник для студ. Педагогических учебных заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  119. Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина.- М.: «Академия», 2002. 576 с.
  120. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, — 2002. — 528 с.
  121. JT.M. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. С-Пб.: СПбАППО, 2004. — 388 с.
  122. И.Г. Избранные педагогические произведения: в Зт./ И.Г. Песталоцци- под. ред М.Ф. Шабаевой- пер. с нем. О. А. Коган и др.- Акад. Пед. Наук РСФСР, Институт теории и истории педагогики, Т. 1, 1961. 720 с.
  123. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности./ В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1996. — 512 с.
  124. . Избранные психологические труды./ Ж.Пиаже.- М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  125. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред П. И. Пидкасистого, — М.: Педагогическое общество России, 2002. 608 с.
  126. Е.В. Развитие научных представлений о сущности педагогической рефлексии// Академические чтения. С-Пб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — Вып. З: Теория и практика модернизации отечественного образования. — С. 23−26.
  127. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-314 с.
  128. И. Будем учить основательно и продуктивно // Народное образование.- 2004. № 7. — С. 93−100.
  129. Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных заведений. -М: ТЦ «Сфера», 1997.-528 с.
  130. Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2000−2010 годы (проект) // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 3. — С. 3−15.
  131. Программа модернизации педагогического образования// Официальные документы в образовании. 2003. — № 23. — С. 51−87.
  132. Профессиональная педагогика: учебник для студ., обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  133. Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательство «Первое сентября», 2004. — 224с.
  134. Психология развития / под ред. Марцинковской Т. Д. 2-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 528 с.
  135. Рефлексивные технологии подготовки учителя / Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / под ред. акад. РАО Матросова B. J1. М.: Прометей, 1999.-С. 79−87.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. -М., 1993., Т.2.- М., 1998.
  137. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1976, — 415 с.
  138. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№ 4, — С. 20−23.
  139. Н.В. «Игры в которые играют.». Психологический практикум / Н. В. Самоукина. г. Дубна: «Феникс +», 2000. — 128 с.
  140. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 128 с.
  141. И.Н. Рефлексия в организации мышления при совместном решении задач / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Нов. исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 1. — С. 99−105.
  142. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Учебное пособие / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  143. В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 21.
  144. М.Н., Краевский В. Б. Содержание общего среднего образования / М. Н. Скаткин, В. Б. Краевский.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  145. Н.Ю. Деятельность учителя по освоению развивающего стиля руководства учебной группой / Н. Ю. Скороходова // Завуч. 2004. -№ 7. — С. 50−74.
  146. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза.-Казань: Изд-во «Таглима» Ин-та экономики, управления и права, 2001. -112 с.
  147. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  148. В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя /
  149. B.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3.1. C.37−42.
  150. В.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе:
  151. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  152. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  153. Е.А. Я учитель (опыт профессиональной рефлексии)/ Е. А. Соколовская. — СПб.: ИОВ РАО. «Тускарора». — 86 с.
  154. Е.Н. Рефлексия как средство обновления содержания образования/ Е. Н. Соловова // Инновации в подготовке учителя.№ 66.- под общей ред. И. А. Бочкаревой, Е. Н. Солововой. М., 2002.- С. 33−54.
  155. Л.Ф. Педагогические задачи и их решения / Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, Г. Л. Павличкова. Москва — Кострома: МЗГПИ, КГПИ, 1991.276 с.
  156. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. — 174 с.
  157. С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества/ С. Ю Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина, Т. В. Фролова // Вопросы психологии. 1991.- № 5. — С. 5−15.
  158. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М., 1983.-321с.
  159. Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования/ Под ред. А. А. Пинского. М.: Мир книги, 2001.
  160. В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. Ижевск: Удмуртия, 1981.- 296 с.
  161. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.- 352 с.
  162. А.П. Инновационные процессы в образовании // В сб.: Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опытов. СПб., 1997.- С. 3−27.
  163. А.П. Современные тенденции развития педагогической науки// Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет. СПб.: РГПУ, 2000.-С. 24−31.
  164. Ю.И. Как помочь учителю стать учителем? / Ю. И. Турчанинова // Директор школы. 1994.- № 2. — С. 22−25.
  165. К.Д. Проект учительской семинарии / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. Т 2. Сост С. Ф. Егоров. М.: «Педагогика», 1988. — С. 81−108.
  166. Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г. А. Цукерман.-Москва Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. — 224 с.
  167. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. -551 с.
  168. Философский энциклопедический словарь/ М.: ИНФРА- М, 1997. 576с.
  169. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл- общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  170. Э. Душа человека / Э. Фромм.- М.: Республика, 1992. 429 с.
  171. М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессионально-педагогической подготовке учителя / М. Л. Фрумкин // Советская педагогика.-1981. -№ 11. С. 83−87.
  172. А. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ». Доклад на заседании Правительства РФ 09.12.04 / А. Фурсенко // Народное образование, 2005.- № 1. -С. 7−11.
  173. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб: Питер, 2002. — 272 с.
  174. А.В. Современная дидактика: учебник для ВУЗов. / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  175. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2.- С. 58−64.
  176. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  177. Ч. Беседа как инструмент профессионального консультанта / Черстин Хэгг, Свеа Мария Куоппа. Умео, 2003.- 85 с.
  178. Л.В. Методы и приемы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической компетенции)/ Л. В. Черепанова // Русская словестность. 2004. — № 8. — С. 62−67.
  179. М.П. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. П. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−27.
  180. И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении / И. Г. Шабаев. Петрозаводск.: КГПИ, 1996. — 102 с.
  181. О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущих учителей /О.Ю. Шаврина //: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Уфа, 2000.- 196 с.
  182. В.Д. Деятельность и способности/ В. Д. Шадриков.-М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.- 240 с.
  183. Р.Х. Психология смыслов: теории преодоления / Р. Х. Шакуров // Вопрсы психологии. 2003.-№ 5. — С. 18−33.
  184. В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь: под общ. ред.В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 808 с.
  185. Т. Феномен человека / Тейяр де Шарден. М., 1987. — 294 с.
  186. С.Т. Острые вопросы педагогического образования /С.Т. Шацкий / Избр. пед.соч.: в 2 т., Т.2 / под.ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1980. 416с.
  187. С.Е. Понятие компетенция в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С.30−34.
  188. С.Е. Школа: монитринг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: педагогическое общество России, 2000, — 320с.
  189. Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ.пед.вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 288с.
  190. Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. /Избранные труды. -М., 1995.-634 с.
  191. Энциклопедия практического самопознания: Сост. предисл. и коммент. А. И. Красилы.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 352 с.
  192. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э. Г. Юдин. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. 446 с.
  193. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000.- 112 с.
  194. И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя / И. Э. Ярмакеев // Педагогика. 2006. — № 2.-С.43−50.
  195. M.Wallace Training foreign language teachers. Cambridge University Press, 1991.1. Анкета № 11. Вопросы варианты ответов 1. Да Нет Затрудняюсь
  196. Имеете ли Вы представление о рефлексии?
  197. Под рефлексией Вы понимаете осмысление своих действий и способов их осуществления, а также самопознание?
  198. З.Вы относитесь к рефлексии положительно?
  199. Желаете ли Вы быть более информированными о рефлексии?
  200. Считаете ли Вы, что рефлексия необходима для профессионально-педагогического роста?
  201. Считаете ли Вы, что рефлексия необходима для осуществления учебно-профессиональной деятельности?
  202. Владеете ли Вы профессиональной рефлексией?8,Умеете ли Вы ставить цели и выделять задачи?
  203. Можете ли Вы проанализировать свои профессиональные действия?
  204. Ю.Можете ли Вы проанализировать свои поступки?
  205. Можете ли Вы проанализировать результаты своей деятельности и соотнести их с прогнозируемой целью?12.3наете ли Вы, для чего учитесь в педагогическом колледже? 13.0сознаете ли Вы причины своих успехов? 14.0сознаете ли Вы причины своих неудач?
  206. Считаете ли Вы, что рефлексия формируется стихийно, а целенаправленно овладеть ею невозможно?1. Анкета № 2
  207. Вопросы Для успешного прохождения практики Я: Варианты ответоввсегда иногда никогда1. Основательно планировала урок
  208. Осуществляя планирование, ориентировалась на интересы учеников
  209. Осуществляя планирование, пыталась осуществить индивидуальный подход к учащимся
  210. Осуществляя планирование, пыталась осуществить личностный подход к учащимся
  211. Осуществлял, а планирования с учетом трудностей учеников по усвоению предыдущего материалаб. Добывала обратную связь от учеников
  212. Рефлексировала собственные чувства8.0риентировалась на точку зрения учителя и методиста
  213. Учитывала точку зрения учителя и методиста
  214. Ю.Осуществляла тщательный общедидактический анализ каждого урока11. Использовала знания по методике преподавания предмета
  215. Использовала знания из курса педагогики
  216. Ориентировалась на собственный опыт, который получила из предыдущих практик14.0риентировалась на свой индивидуальный стиль деятельности
  217. Учитывала свои личностные особенности
  218. Творчески подходила к делу
  219. Другое (свой вариант ответа)1. Инструкция
  220. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней- хочется ее с кем-нибудь обсудить.
  221. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
  222. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
  223. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.
  224. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.
  225. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.
  226. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.
  227. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.
  228. Я часто ставлю себя на место другого человека.
  229. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.
  230. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.
  231. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
  232. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.
  233. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
  234. Я беспокоюсь о своем будущем.
  235. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.
  236. Порой я принимаю необдуманные решения.
  237. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
  238. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.
  239. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.
  240. У меня бывают конфликты оттого, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.
  241. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.
  242. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.
  243. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
  244. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
  245. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
  246. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
  247. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3 210 123 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
  248. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 210 123 В жизни я имею очень ясные цели и намерения
  249. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной 3 210 123 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и определенной
  250. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 3 210 123 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
  251. Я не добился успеха в осуществлении своих жизненных планов 3 210 123 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
  252. Моя жизнь пуста и неинтересна 3 210 123 Моя жизнь наполнена интересными делами
  253. Ю.Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной 3 210 123 Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
  254. Если бы я мог выбирать, то я построил бы свою жизнь совершенно иначе 3 210 123 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
  255. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 3 210 123 Когда я смотрю на окружающий меня мир он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
  256. Я человек очень обязательный 3 210 123 Я человек совсем не обязательный
  257. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию 3 210 123 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
  258. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком 3 210 123 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
  259. В жизни я еще не нашел своего признания и ясных целей 3 210 123 В жизни я нашел свое призвание
  260. Мои жизненные взгляды еще не определились 3 210 123 Мои жизненные взгляды вполне определились
  261. Я считаю, что мне удалось найти признание и интересные цели в жизни 3 210 123 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
  262. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею 3 210 123 Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями
  263. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение 3 210 123 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания
  264. Программа саморазвития и самовоспитания1. Задачи Пути и средства
  265. Специализированный курс «Педагогическая рефлексия"1. ФИО студентагруппа1. Петрозаводск, 20 051. Я-абитуриент!
  266. История выбора профессии: Жила -была1. Мотивы выбора профессии:1. Мои жизненные цели:1. Кто Я?
  267. Попробуйте создать свой психологический портрет, используя предлагаемые ниже тесты. Составление психологического портрета должно помочь вам научиться понимать себя, свои особенности.
  268. Знание о самом себе полезно, так как способствует самонаблюдению и самоанализу собственного поведения, а также пониманию поведения другого.
  269. Моя профессиональная направленность: Мои СЖО:1. Актуальное самочувствие:
  270. Готовность к самопознанию и саморазвитию:
  271. Учитель глазами учеников (выберите и опишите качества учителя, которые нравятся ученикам):
  272. Учитель глазами родителей (выберите и опишите качества учителя, которые нравятся родителям):
  273. Учитель глазами коллег (выберите и опишите качества учителя, которые нравятся коллегам):
  274. Идеальный образ учителя (составьте собирательный образ учителя из представленных выше качеств):
  275. Стимулирую учащихся к спрашиванию-
  276. На уроке обращаюсь к субъектному опыту учащихся-
  277. Учу учеников самооценке собственных успехов на уроке-
  278. Анализирую затруднения учащихся-
  279. Обращаюсь к рефлексии эмоций-
  280. Обращаюсь к рефлексии содержания учебного материала-
  281. Использую знания своих индивидуальных особенностей для установления благоприятных отношений с учащимися-10. Тщательно планирую урок-1. Добываю обратную связь и использую ее при анализе урока- 12. Анализирую собственные затруднения и успехи
  282. Наметьте пути совершенствования собственных профессиональных умений способствующих развитию рефлексии в обучении на период практики:
  283. Какие из представленных умений я желаю усовершенствовать в первую очередь
  284. Что я буду делать для этого: оо
Заполнить форму текущей работой