Структура развивающей игры
Развитие игровых действий зависит от выдумки учителя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли „Горячо — холодно!“, как интересно было!». Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной… Читать ещё >
Структура развивающей игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Независимо от вида развивающая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу развивающей игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами развивающей игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов развивающей игры.
§ Дидактическая задача
Для выбора развивающей игры необходимо знать уровень подготовленности учеников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие — умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).
В каждой развивающей игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления. Учитель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игру «Логическая цепочка» использовать для упражнений в запоминании, «Физика и стакан чая» — для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» — наблюдательности, внимания.
§ Игровые правила
Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя развивающую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
§ Игровые действия
Развивающая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Развитие игровых действий зависит от выдумки учителя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли „Горячо — холодно!“, как интересно было!».
Так любая игра становится развивающей, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.