Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное учение христианства: Религиоведческий анализ католической и православной доктрин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятно, что выполнение этой функции возможно лишь в русле постановки и решения христианскими церквами насущных социальных проблем, стоящих перед обществом. Следует отметить, что такие христианские конфессии, как католицизм и православие, накопили определенный опыт решения социальных проблем. Вопросами социального устроения общества занимались и многие христианские мыслители в России — достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Отражение социальных проблем в католической доктрине
    • 1. Становление социального учения католической церкви
    • 2. Роль философии католицизма в эволюции социальной доктрины
  • Глава II. Осмысление католицизмом актуальных проблем современного общества
    • 1. Католическая антропология
    • 2. Социальная этика и государство
  • Глава III. Религиозная философия и социальное учение православной церкви
    • 1. Русские мыслители о социальном аспекте православия
    • 2. Социальные идеи православия в контексте роста секуляризации российского общества
  • Глава IV. Эволюция социальной идеологии РПЦ и ее особенности в постсоветском обществе
    • 1. Реализация подлинной свободы совести
    • 2. Трансформация социальной идеологии православия в условиях демократизации общественных отношений в России
    • 3. Основы социальной концепции РПЦ в контексте идеи строительства социального государства

Социальное учение христианства: Религиоведческий анализ католической и православной доктрин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях современного социокультурного кризиса, в котором пребывает наше общество, когда полностью разрушена социалистическая идеологическая система, христианская церковь стремится взять на себя функцию социально-нравственного и духовного возрождения общества и личности.

Понятно, что выполнение этой функции возможно лишь в русле постановки и решения христианскими церквами насущных социальных проблем, стоящих перед обществом. Следует отметить, что такие христианские конфессии, как католицизм и православие, накопили определенный опыт решения социальных проблем. Вопросами социального устроения общества занимались и многие христианские мыслители в России — достаточно в этой связи упомянуть имена В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, JL А. Тихомирова и других, но их инициатива в этом вопросе не была в свое время подхвачена Русской православной церковью (РПЦ). Однако времена изменились, и РПЦ впервые за более чем тысячелетнюю историю своего существования ощутила настоятельную потребность оформить свою социальную концепцию, что и было сделано в 2000 году. Это дало церкви возможность более эффективно отвечать на вызовы времени и на натиск различных идеологических систем, порожденных процессами глобализации и секуляризации духовной жизни общества.

В своих доктринах католицизм и православие стремятся осмыслить проблему социальной справедливости, место личности в мире и ее отношение к нему. Подчеркнем, что в христианском понимании социума вычленен свой аспект созидания солидарности, справедливости и взаимной ответственности в человеческом сообществе. По-своему смотрит христианство и на проблему формирования социально ориентированного государства.

Католицизм значительно раньше, чем православие, оформил свою социальную доктрину, еще в 1891 году, и весьма основательно проработал в этом плане многие стороны своего вероучения. РПЦ хотя и не оформляла длительное время своего социального служения обществу в концептуальную форму, но всегда строила свою деятельность на таких евангельских принципах, как любовь, добро, справедливость, милосердие и т. п., имеющих безусловную социальную ценность. В этой связи у всякого мыслящего человека — как атеиста, так и верующего — возникает ряд вопросов, и прежде всего такой: Насколько церковь, например, РПЦ, опираясь на свою социальную концепцию, в состоянии решить проблемы духовного возрождения и нравственного оздоровления общества и личности?

Совершенно очевидно, что для ответа на этот вопрос необходимо всесторонне проанализировать в религиоведческом и социально-философском планах место и роль церкви в обществе и государстве. Небезынтересно будет здесь сопоставить хотя бы некоторые позиции основ социальной концепции РПЦ с положениями католической социальной доктрины. Ведь католическая традиция рассмотрения социальных проблем проработана достаточно основательно, и потому знакомство с ней будет полезным для нашего общества, стремящегося к социальному выстраиванию своего, пусть и светского, государства.

Как известно, русские религиозные философы осмысливали «драму разделения» католицизма и православия, признавая необходимость их воссоединения. Но для этого необходим, как минимум, диалог этих двух «христианских сестер». Диалог же возможен, когда имеет место совпадение хотя бы некоторых интересов и потребностей двух крупнейших христианских конфессий. Так, по мнению папы Иоанна-Павла И, православных и католиков может объединить «обращение к живому Христу» и стремление «жить по Евангелию». Намечен даже механизм реализации идеи конвергенции католицизма и православия — это их «состязание в добрых делах».

В своих социальных доктринах и католицизм и православие на передний план ставят нравственный компонент своих вероучений. Христианские богословы подчеркивают, что духовный кризис современной европейской цивилизации обусловлен нравственным падением человека. В человеке как существе слабом вечно борются добро и зло. При этом множество факторов — политических, экономических, правовых и т. п. способствуют победе зла над добром.

Только христианство, по мнению богословов, способно указать выход из социокультурного кризиса общества. Это возможно, как полагает председатель Международного центра христианского образования (Женева), профессор Патрик де Лобье, в силу того, что христианство защищает вечные ценности в постоянно меняющемся обществе1. Христианское социальное учение, считают теологи, способствует созданию внутренне организованного, ответственного общества, так как формировавшаяся на протяжении веков христианская социальная доктрина, опираясь на Евангелие, учение апостолов и «отцов церкви», выступала органической основой и светской европейской мысли. Правда, даже папа Иоанн-Павел II признавал, что социальная доктрина христианства еще не завершена, она развивается, но ее глубокая боговдохновленность является гарантией правильности направления этого развития.

Несмотря на то, что православная социальная доктрина была оформлена позже, чем католическая, православие всегда твердо придерживалось евангельских принципов и учения о любви ближнему, имеющего четко выраженный социальный характер, и никогда не уклонялось от воздействия на общественную и политическую жизнь, являлось постоянным фактором совершенствования человеческих сообществ и государств. Так, богословы считают, что только живое чувство нравственного долга в душах граждан является основой, например, «общественного блага». Само государство неспособно порождать это.

1 Патрик де Лобье. Три града. СПб., 2001. С. 197. чувство. Его следует искать только в христианстве. Нормальное состояние человека — стремление к идеалу, к связи с Абсолютом. Явление Иисуса Христа и есть ответ на вопрошание человека, обращенное к Богу.

Подобные идеи находят свое отражение в социальных доктринах, в разнообразных вариациях и интерпретациях во всех конфессиях христианства, имеющих распространение в Российской Федерации.

Большинство теологов полагает, что нравственность христианина зависит не от страха перед государством, а от того идеала, каковым является Христос. С их точки зрения, ошибочно думать, что христианские идеалы и реальная жизненная практика расходятся в силу якобы того, что первые оторваны от жизни. Причину отрыва христианского мировоззрения с его идеалами от действительности они видят в том, что идеалы эти недостаточно поддерживаются государством.

Социальная доктрина христианской церкви не может не стремиться к выдвижению какой-то программы действий, но речь здесь должна идти не о конкретных планах развития общества в социально-экономическом или техническом параметрах, а лишь о тех принципах, которые призваны привлекать внимание людей к ясным приоритетам, к поддержке тех проектов, которые в наибольшей степени выражают справедливость и стремление к общему благу. На первое место христианство пытается поставить высшую ценность — личность, подчиняя все остальные ценности и блага ее развитию и устремленности к «вечному спасению».

Христианские идеологи утверждают, пусть и не очень убедительно, что именно во времена христианской идеократии люди развились до высочайшей степени своих нравственных сил, так как евангельские нормы указывали человеку истинные основы его развития, предостерегали против заблуждений и ошибок, влекущих к моральным заблуждениям и падениям. С их точки зрения. Как бы ни были совершенны законы государства, они не приведут к благоденствию общества, если народ не будет стремиться жить согласно справедливости и нравственному долгу, причем делать это он должен по внутреннему побуждению.

Ввиду всего вышеизложенного, изучение становления, эволюции и современного состояния социального учения христианства имеет очевидную актуальность. Интересно также рассмотреть в сравнительном плане социальные доктрины католицизма и православия. Исследование этой проблематики захватывает и социальную философию, и религиоведение, и историю, и философскую антропологию, и культурологию и другие сферы гуманитарного знания.

Актуальность данного исследования состоит еще и в том, что многие подходы к решению социальных проблемы в христианстве были заложены в трудах многих выдающихся мыслителей нашего Отечества и их опыт рассмотрения социальной проблематики должен развиваться далее, ибо от этого, с нашей точки зрения, во многом будет зависеть будущее духовной культуры России.

Степень разработанности проблемы.

Обозначенная в названии диссертации проблема всегда являлась значительным предметом внимания многих светских и религиозных философов, религиоведов, историков и культурологов. Социальная природа христианства обстоятельно исследовалась в работах таких отечественных специалистов, как В. И. Гараджа, В. С. Глагольев, JI. М. Дмитриева, Н. С. Капустин, Ю. А. Кимилев, А. Н. Красников, JI. Н. Митрохин, М. П. Мчедлов, М. Г. Писманик, С. А. Токарев, Д. М. Угринович, И. Н. Яблоков и другие. Все указанные авторы последовательно придерживаются материалистического понимания социальной природы религии.

Достаточно обстоятельно в нашей литературе освещена эволюция социальных идей РПЦ и общественное служение последней в трудах Н. П. Красникова, П. К. Курочкина, М. П. Новикова, Н. С. Гордиенко и др. Правда, следует отметить, что в ряде их работ прослеживается определенная заидеологизированность и политизация оценок нравственно-этических установок православия, в которых видели исключительно апологетику архаичных отношений, и не более того. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что в работах некоторых из указанных авторов осуществлен глубокий, целостный философский анализ социальных принципов православного христианства, изменяющихся в различные исторические эпохи.

Социальная доктрина католицизма исследована в работах А. Казанова, И. Я. Кантерова, Н. А. Ковалевского, JI. П. Карсавина, М. П. Мчедлова, И. Б. Ястребова и многих других. Теоретические проблемы эволюции социальных идей католицизма были освещены в работах таких католических теологов, как Фома Аквинский, А. де Любак, П. де Лобье, Ж. Маритен и др. В работах последних выделяются различные аспекты социального учения христианства, основывающиеся на «естественном законе», Откровении, христианской истории и эсхатологии. В этих работах утверждается, что социальная доктрина церкви обеспечивает безошибочность выбора направления общественного развития, благодаря «естественному закону», Откровению и заповедям блаженства Иисуса Христа. «Естественный закон» помогает творить в обществе добро и избегать зла. «Заповеди блаженства» призывают к милосердию, сдержанности, аскезе, чистоте помыслов и т. п. Именно эти первоосновы в отношении людей делают общество более гуманным. Однако эти принципы и нормы пропагандируются христианством уже более двух тысяч лет, а мир продолжает погрязать в грехе. В социальном учении христианства явно не хватает понимания механизмов реализации этих принципов в реальной жизни людей. Правда, нельзя не отметить, что благодаря постоянной рефлексии над нравственными проблемами, философскому и теологическому их осмыслению, под воздействием модернизирующихся общественных отношений социальное учение христианства непрерывно совершенствуется. Поэтому нельзя в социальном учении католицизма видеть одну только апологетику буржуазных отношений, как утверждалось во многих работах, посвященных анализу католической социальной доктрины.

Диссертационный анализ социальных проблем, затрагиваемых в доктринах католицизма и православия, учитывает подходы и выводы, представленные в работах М. Вебера, В. Зомбарта, Э. Трёльча и других, относящихся к изучению природы протестантизма и католицизма, подчеркивающих роль социального учения христианства в смягчении общественных антагонизмов.

Особое значение для понимания сущности социального учения христианства в целом и православия в частности имеют труды русских религиозных мыслителей — Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, JI. П. Карсавина, И. В. Киреевского, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, С. JI. Франка, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского, А. С. Хомякова и др. В работах этих религиозных философов осуществлен основательный анализ трансформации социального учения РПЦ и ее общественного служения. Для русской религиозной философии всегда был присущ большой интерес к человеку и обществу. Более того, можно утверждать, что социальная проблематика находится в центре внимания русских религиозных философов. Идеи этих мыслителей всегда личностны и вместе с тем дают православное видение действительности. Их онтология и гносеология дают много для понимания целостности мира, органическим компонентом которого выступает человек с его жизненными целями и средствами их достижения.

Внимательное изучение, например, наследия В. С. Соловьева подводит к выводу о том, что о нем нельзя говорить только как о провидце «Премудрости Божией», а прежде всего как провозвестнике «Божьей Правды», мистически узревшем социальную справедливость.

Следует подчеркнуть, что проблемами социального устроения в умозрительном плане занимались многие православные мыслители (С. Н. Булгаков, С. JI. Франк), но их инициатива в свое время не была подхвачена.

РПЦ. Сейчас же многие идеи этих мыслителей охотно используются в православном богословии.

В нашей религиоведческой литературе влияние русской религиозно-мистической мысли Серебряного века на современные социальные воззрения РПЦ проанализировано еще недостаточно. Аналогично можно отметить недостаточное изучение воздействия католических теологов (Ж. Маритена, Э. Мунье, П. Тейяра де Шардена) на официальную социальную доктрину католицизма.

Многие социальные проблемы были поставлены и освещены в работах таких православных богословов, как И. Брянчанинов, А. М. Бухарев, В. И. Несмелое, М. А. Олесницкий, Н. Е. Пестов, Т. Попов, Г. В. Флоровский и др.

Архимандрит Федор (А. Бухарев) еще в 60-х годах XIX века объявил, что отчуждение церкви от земной жизни является отступлением от первоначального христианства. Недостаточно изучено в нашем религиоведении и влияние идеологии обновленческого движения, имевшего место среди определенной части духовенства еще до Октябрьской революции 1917 года.

Ряд идей русских религиозных философов был использован в «Основах социальной концепции РПЦ» (2000 г.). Последний документ, появившийся впервые за более чем тысячелетнюю историю существования РПЦ, занимает важное место в социальном учении православия.

Особо следует отметить коллективный труд советских философов и религиоведов «О социальной концепции русского православия» под редакцией М. П. Мчедлова, в котором осуществлен, по существу, первый обстоятельный обзор практически всех проблем, затронутых в «Основах социальной концепции РПЦ» (отношение РПЦ к государству, к политике, нации, праву и т. п.). Однако в этой работе сравнительно мало уделено внимания компаративистскому анализу социального учения католицизма и православия. Последнее было бы очень актуально и полезно не только для актуализации богословского диалога, но и для всего нашего общества. и.

Изучение философской и религиоведческой литературы, посвященной анализу социального учения католицизма и православия, выявляет явную недостаточность освещения особенностей эволюции их социальных доктрин на различных этапах исторического развития общества. Недостаточно раскрыта природа противоречия между социальным идеалом христианской церкви и богословской практикой, вынужденной более или менее осознанно идеологически обслуживать различные политические режимы, что вело к усилению трений между, например, РПЦ и зарубежными русскими православными церквами. Известно, что социальные принципы РПЦ, несмотря на всю их догматизированность, эволюционировали от эпохи к эпохе, приобретая на каждом историческом этапе свой оттенок — от официального провозглашения лояльности Советскому государству (1927 г.) до парадигмы «коммунистического христианства» в послевоенный период.

Эволюционировали и социальные концепции католицизма. Уже у Фомы Аквинского наметился переход с позиции созерцания на позицию созидания, осуждающую духовную вялость, расточительность и, напротив, поощряющую изобретательность, предприимчивость, т. е. такие свойства человека, которые соответствуют формированию экономического рационализма.

В настоящее время в католической социальной доктрине акцент делается не просто на чисто нравственное совершенствование личности и общества, но, вполне в духе программ христианско-демократических партий, ставится задача о необходимости изменения потребительского характера капитализма. Свобода предпринимательства, подчеркивал папа Иоанн-Павел II в одной из последних своих энциклик, должна быть поставлена на службу интересам человека.

Анализ философской и религиоведческой литературы показал явную неполноту осмысления природы трансформации социального учения РПЦ на различных этапах истории России. Не изучено влияние секуляризационных процессов в годы советской власти на процесс приспособления и модернизации в православии и характер синкретизации социальных взглядов православного богословия. Достаточно указать в этом плане на социальную интерпретацию христианства «левым христианством», «богословием революции», «коммунистическим христианством». Еще патриарх Алексий I отмечал, что христианство должно осознавать социальную правду времени и долг своего служения ей в духе евангельском.

Объектом исследования диссертации является становление и эволюция социального учения католицизма и православия. Предмет исследования — анализ конкретных состояний и модификаций социальных доктрин католицизма и православия в контексте трансформации общественных отношений.

Целью диссертационного исследования является установление объективных и субъективных факторов, воздействующих на трансформацию социальных учений христианства в плане сближения «небесного» и «земного» начал в жизни человека, а также философско-религиоведческое осмысление специфики эволюции социального учения католицизма и православия.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

— уточнить понятия «социальная доктрина», «социальное учение» и их отличие друг от друга;

— очертить границы эволюции социальных доктрин в христианстве;

— охарактеризовать специфику связи философии и теологии (богословия) в христианстве на примере католической и православной конфессий;

— проследить, каким образом в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой возрастает роль социальной проблематики в целостной системе вероучения христианства;

— Выявить связь христианской социальной этики и отношения к государствупоказать влияние на социальные доктрины католицизма и православия философских воззрений, осуждаемых официальной церковью;

— обозначить место и роль социальной идеологии РПЦ в условиях демократизации общественных отношений и строительства правового социального государства.

Методологические основания и методы исследования. Полисемантический характер социальных доктрин католицизма и православия обусловил необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к обозначенной теме и использования методов различных сфер обществознания — религиоведения, философии, социологии, истории, психологии, политологии.

Методологической парадигмой исследования является диалектико-материалистическая экспликация общественных процессов и феноменов, согласно которой основы религиозных форм выводятся из конкретных и противоречиво изменяющихся отношений реальной жизни — социально-экономического, социально-политического бытия, секуляризационных процессов и т. п. Основными методами и принципами изучения трансформации социального учения католицизма и православия выступали: метод историзмапринципы целостности и системности, позволяющие получить комплексное знание о сложных социально-исторических системах, каковыми выступают христианские конфессиикомпаративистский метод, дающий ориентиры для сравнения и сопоставления изучаемых систем.

Указанные принципы анализа социальных доктрин отнюдь не игнорируют роли идеального начала и субъективного фактора в социальной жизни, их воздействия на общественное бытие, структуру и функционирование религии. По сравнению с другими формами сознания религия обладает наибольшей самостоятельностью и своеобразием в силу того, что воспринимает реалии жизни сквозь призму трансцендентальных, спиритуальных смыслов, спектр которых простирается от иррационально-мистической сферы до сферы наличного бытия.

Большое значение в исследовании социальных доктрин христианства имеет аксиологический подход. Христианское социальное учение чутко реагирует на все стороны общественной жизни, опираясь на собственное понимание и интерпретацию таких нравственно-этических категорий, как «совесть», «свобода», «достоинство личности», «права человека», «добро и зло», «грех», «духовность», «Абсолют» и т. д. Формируя собственную систему ценностей и смыслов, носящих общечеловеческое содержание, христианство проводит линию на духовное возрождение и нравственное очищение общества и личности, так необходимые в переживаемый нами переходный, постсоциалистический период жизни Отечества.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— проведен анализ особенностей социальных доктрин католицизма и православия в их целостном выражении на современном этапе эволюции христианства;

— уточнено содержание понятий: «социальная доктрина», «социальное учение», «социальная мысль церкви», «общее благо»;

— прослежено влияние на социальное учение католицизма идей таких теологов и философов, как Ж. Маритен, Э. Мунье, П. Тейяр де Шарден, и показано взаимодействие философии и теологии с социальной доктриной католицизма;

— раскрыта структура этической системы католицизма и систематизированы ее нравственные понятия — солидарность, достоинство, терпимость, субсидиарность, совесть, используемые при анализе взаимоотношения церкви и государства, войны и мира, семейно-брачных отношений и т. п.;

— показана противоречивость традиции РПЦ в подходе к решению социальных проблем и влияние на ее социальную доктрину характера взаимоотношений с государством и русской религиозной философией;

— выяснено, что при всей традиционности, мистичности и догматичности православной идеологии она содержит в себе такие ценности, высоко оцениваемые и современным рационализированным католицизмом, которые могут явиться базой, для продолжения и углубления диалога католицизма и православия;

— выделены этапы эволюции социального учения РПЦ и раскрыты причины, побуждающие ее сближать «небесное» и «земное» начала, обмирщать свои социальные принципы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Католическая социальная доктрина изменяется под влиянием идей, разработанных многими западными философами и теологами. В католическом социальном учении наметилось сближение науки, философии и мистицизма как пути сотрудничества представителей различных вероисповеданий. После работ Ж. Маритена теизм стал рассматриваться как «экзистенциальный интеллектуализм». Критика капитализма Э. Мунье как «метафизики примата прибыли», его взгляды на «божественную жизнь церкви» и принципы «быть значит любить», «ответственность за другого», «экономики дарения» вошли в папские энциклики, в которых утверждается, что без реализации этих принципов невозможны социальная справедливость, равенство и прогресс. Аналогичным образом и концепция Тейяра де Шардена, объединяющая человеческую эволюцию и трансформацию христианства, науку и религию, указывающая путь к социальному и духовному «конечному единству», также используется в социальной доктрине католицизма.

2. Если католическая социальная доктрина обосновывается преимущественно с позитивно-рационалистической точки зрения, то социальное учение РПЦ подкрепляется с мистических позиций с использованием элементов рационализма. Последние заимствованы из арсенала русской религиозно-философской мысли. Однако эти доктрины следует рассматривать как дополняющие друг друга, что сразу выясняется, когда их сопоставляют в диалектическом аспекте.

3. Социальные взгляды в РПЦ довольно противоречивы. С одной стороны, опираясь на византийскую идею «сакрального царства», РПЦ успешно помогала российским правителям строить национальное государство. С другой, ее приверженность принципу «симфонии» привела к тому, что социальные воззрения РПЦ существенно отставали от запросов общества, например, от интересов и потребностей буржуазии в XIX — начале XX вв., от набиравшего в обществе силу духа свободного предпринимательства и др.

4. Сходство католического и православного социального учения можно проследить в онтологическом и гносеологическом аспектах. Последние стремятся к целостному восприятию мира, органическим элементом которого является личность. Однако в отличие от католической социальной доктрины в православии социальные интересы преимущественно были направлены не на вопросы обустройства жизни, а на определение ее смысла.

5. Важной онтологической проблемой в социальном учении РПЦ была проблема устранения зла. Последнее должно преодолеваться не революционным путем, а посредством «подвижничества», нравственного обуздания соблазнов, эпидемически овладевающих миром.

6. Устремленность социального учения РПЦ к Абсолюту, абсолютному добру, достижимому лишь в Царствии Божьем, отличает православную доктрину от католической, показывая некоторую ограниченность последней, но демонстрируя тем самым и определенное сходство с ней. В обоих учениях обнаруживается, что основное средство для разрешения общественных противоречий находится не в экономической или политической сферах, а в сфере морали, причем морали религиозной и, конкретнее, христианской.

7. Социальное учение православия включило в себя некоторые идеи «метафизики всеединства» Вл. Соловьева. Ряд исследователей продолжает и сегодня упрекать его в отходе от православного учения. Однако его идеи находят свое отражение и в «Основах социальной концепции РПЦ». Это, в первую очередь, трактовка социальных идеалов как формы свободы человека и, -следовательно, формы проявления нравственности. Признается также, что личность должна следовать социальным нормам не безусловно, а лишь в той степени, в какой последние подчинены нравственному добру.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает новые подходы в развитии диалога между католицизмом и православием. Результаты исследования социальных доктрин католицизма и православия расширяют наши представления о характере общественных процессов, направленных на выход из духовного кризиса, в котором пребывает современное общество. Выводы, которые вытекают из данного исследования, могут быть использованы для. дальнейшего анализа социально-нравственного потенциала РПЦ и других конфессий, распространенных в России.

Материалы диссертации могут быть использованы для разработки и преподавания религиоведческих, философских и культурологических дисциплин в вузах, лицеях и гимназиях.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии религии факультета философии и культурологии Ростовского университета. Основные положения работы излагались в докладах и научных сообщениях на конференциях Ростовского Государственного Университета и Ростовского Государственного Экономического Университета «РИНХ» и в опубликованных материалах конференций.

Структура диссертации определяется характером поставленных в исследовании задач. В соответствии логикой их решения, в работе выделяется введение, четыре главы, девять параграфов, заключение и список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Если посмотреть на все вышеизложенное в сравнительном аспекте католической и православной социальных доктрин, то, на наш взгляд, следует согласиться с мнением выдающегося христианского мыслителя И. А. Ильина, который отмечал: «Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм — взывает к слепой покорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписаний (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о «предписанном», «запрещенном», «позволенном». Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания"1.

Действительно, в нашем обществе, переживающем системный кризис, возникла проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Вопрос стоит достаточно остро — либо у нас возродится духовность, либо нас постигнет катастрофа! Некоторые эксперты заявляют, что общество спасет скорейшее решение экономических проблем, другие уповают на сильную политическую власть. Некоторые исследователи возлагают большие надежды в области решения сложных социальных проблем на экуменическое движение.

По этому поводу высказываются самые разнообразные мнения. Одни авторы считают, что экуменическое движение касается только христианского мира и что оно призвано объединить всех христиан, принадлежащих к разным конфессиям. Другие полагают, что экуменическое движение должно вовлечь в свою орбиту все мировые религии и так далее2.

1 Ильин И. Собр. соч. в 10-ти т. T.2,. С. 388.

2 Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1997. С. 10. См. также: Ильяшенко, Александр, иерей. Дух века сего: Еще раз об экуменизме. М., 2003.

Православные богословы не разделяют этих воззрений и потому выступают против экуменизма. Но все же есть некоторые толкования этого движения, с которыми согласна Православная церковь. Это, во-первых, идея сотрудничества христианских конфессий в проповеди Евангелия и в борьбе с язычеством, неоязычеством и т. п.- во-вторых, толерантность, для чего христиане должны преодолеть негативное представление друг о друге, лучше узнать друг друга и заимствовать все доброе из неправославного мира.

Таким образом, необходим мирный диалог религий — это является несомненным благом. Однако исследователи данных проблем констатируют, что расхождений между католицизмом и православием отнюдь не становится меньше, более того, возникают новые противоречия. Объясняется это во многом особенностью западного религиозного сознания, которое слишком буквально, юридически интерпретирует тонкие духовные вопросы. Эта черта в менталитете католиков не исчезла и в условиях нарастания противоречий в западном обществе она даже усиливается. Это заметно хотя бы по тому, с каким трудом приходится объяснять европейцу самые простые духовные понятия, такие как «благодать», «смирение», «послушание», «умиление».

Разница между Россией и Западом видна во всем. Но противостоять секулярному духу можно только духовно, что и демонстрирует своим социальным учением РПЦ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. Творения. О граде Божием. СПб., 1998.
  2. Ф. Сумма теологии. JL, 1970.
  3. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Церковь занимает активную позицию. // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб. 1996 г.
  4. Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. 2000 г.
  5. Архимандрит Иустин Попович. Православная Церковь и экуменизм. 1997 г.
  6. Е. М. Современный католицизм и наука. Минск, 1964.
  7. К.Г. Церковь и демократическая культура: проблема адаптации и конфликты.// Вопросы философии, № 1, 2002 г.
  8. А. Христианская этика и политика добрососедства в Европе // Логос. 1996. Кн.50.
  9. Богословский вестник. 1909. Т.1.
  10. Ю.Бросова Н. З. Западная теология в философских дискуссиях начала XX века.// Вопросы философии. 2005 г., № 1
  11. П.Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая деятельность: теологический аспект.// Общественные науки и современность. 1993 г., № 5.
  12. А.Н., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск., 1991.
  13. Второй Ватиканский собор. Брюссель, 1992.
  14. Второй Ватиканский собор: взгляд из России. М., 1997.
  15. Н. С. Современное русское православие. Л., 1989.
  16. Н.С. Старое и новое в современном Православии. Л., 1972.
  17. Т. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. Взгляд русского человека, живущего на Западе. Спб., 1997.
  18. И. Р. Папство. Век XX. М., 1981.
  19. М.П. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии//Вопросы философии, 1994 г,№ 1.
  20. М. Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви) // Социс. 2002. № 4.
  21. К. Мак- Ким. Вестминстерский словарь теологических терминов. М. 2004.
  22. Журнал Московской Патриархии. 1945. № 2.
  23. Журнал Московской Патриархии. 1962. № 9.
  24. Журнал Московской Патриархии. 1964. № 3.
  25. Журнал Московской Патриархии. 1966. № 10.
  26. Журнал Московской Патриархии. 1967. № 10.
  27. Журнал Московской Патриархии. 1967, № 4
  28. Игумен Вениамин (Новик). Анализ 1−5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» // Социс. 2002. № 4.
  29. И. А. Собр. соч. в 10 т. Т.2. Кн.1. М., 1993.
  30. Иоанн Мейендорф, протоиерей. Церковь и государство // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.
  31. Иоанн-Павел И. Мысли о земном. М., 1992.
  32. К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие адепты российской религиозности // Вопросы философии. 1997. № 6.
  33. А. Второй Ватиканский собор. М., 1973.
  34. И. Я. Клерикализм сегодня. М., 1988.
  35. И.Я. Клерикализм идеология духовного насилия. М., 1986 г.
  36. И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация //Социс. 2004.№ 1.
  37. А.В. Очерки по истории русской церкви. М., т.1. 1993. т.2. 1992.38.Католицизм-М., 1991.
  38. Католическая энциклопедия. JL, т. 1−3.1962.
  39. И. В. Поли. собр. соч. Т.2. Спб., 1997.
  40. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Возрождение Православия, обновление России// Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб. 1996 г.
  41. Г. С. Постмодерн и христианство// Вопросы философии, 2001 г, № 12.
  42. И. А. Эволюция социальной доктрины церкви. М., 1974.
  43. Н. Д. Кризис философии католицизма. Киев, 1987.
  44. Н. Д. Неотомизм философия псевдорационализма. Киев, 1986.
  45. К. Н. Социальное учение католической церкви // Социс. 1997. № 5.
  46. К. Н. Социальное учение христианских церквей. Становление социального учения в Православии // Социально-политический журнал. 1997. № 6.
  47. Н.П. В погоне за веком. (Отражение социальных процессов в богословских трудах и проповеднической деятельности православных священнослужителей). М., 1968 г.
  48. И.А. История религий. М., в 2-х т.1988.
  49. И. А. Религия и церковь в современном мире. М., 1964.
  50. В.М. Критика ревиционистской фальсификации научного атеизма. Киев. 1983 г.
  51. А. Вызов экуменизма. М., 1997.
  52. А. Христианство на пределе истории. О нашем поражении. М., 2003.
  53. П. К. Социальная позиция русского православия. М., 1969.
  54. А. де. Католичество. Социальные аспекты догмата. М., 1992.
  55. А. де. Парадокс и тайна церкви: Милан, Б.г.
  56. П. де. Три града. СПб., 2001.
  57. . Антимодерн. Париж, 1965.
  58. . Бергсон и Фома Аквинский. Н., 1944 г.
  59. Н. Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии // Социс. 2004. № 1.
  60. Г. Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки 19 века. М., 1995.
  61. Митрофан Зноско Боровский, протоиерей. Сравнительное богословие.
  62. JI. Г. Религия культура. М., 2000.
  63. М. П. Католицизм. М., 1974.
  64. М. П. Религия и современность. М., 1982.
  65. М. П. Современное социальное движение и религия. М., 1985.
  66. М. П. Современный католицизм. М., 1970.
  67. М. П. Эволюция современного католицизма. М., 1967.
  68. М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальный различия // Социс. 2004. № 9.
  69. М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. 2002. № 7.
  70. М. П., Филимонов Э. Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социс. 1999. № 3.
  71. М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга // Религия и право. 2002. № 1.
  72. О. Православие и свобода. М., 2002.
  73. М.П. Новые тенденции в идеологии и деятельности православия. М., «Знание», 1971.
  74. М.П. Православие и современность. М., Изд. МГУ, 1965
  75. О социальной концепции русского православия /Под ред. М. П. Мчедлова. М., 2002.77.0всиенко Ф. Г. Личность и социальное развитие в католической антропологизированной теологии // Вопросы научного атеизма. Вып. 26. М., 1984.
  76. Папство и его борьба с Православием / Сост. С. Носов. М., 1993.
  77. Пимен, патриарх. Слова, речи, послания, обращения. 1957−1977.
  78. Православие, римо католичество, протестантизм, сектантство. М.2003.
  79. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1901. № 44.
  80. Е.А. Институциональное оформление прав человека в современной России.// Славянский мир. Вып. 1. Политико-правовая система России начала XXI века. Р-н-Д., 2004 г.
  81. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Москва- Спб., 2002 г., ответственный редактор и составитель С. Б. Филатов.
  82. Религия и право. 2002 г. № 1
  83. Родион, священник. Люди и демоны. М. 1999 г.
  84. И.В. Человек и болезнь. Изд. Сретенского монастыря. 2001 г.
  85. Ю. Ю. Атака на РПЦ? // Социс. 2001. № 11.
  86. М. Христианство и свободное конституционное государство.// Вопросы философии. 2001 г., № 4
  87. О., священник. Человек перед лицом соблазнов. 1999 г.
  88. Н. История христианской церкви. Москва Нью-Йорк. 1991.
  89. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.
  90. В.Е. Православие. М., Политиздат, 1967.
  91. JI. А. Христианство и политика. М., 1999.
  92. А. Будущее Запада.// Свободная мысль, 2003 г.,№ 2.
  93. Федор, архимандрит. О православии в отношении к современности. СПб., 1860.
  94. В. В. Критика социальной философии современного католицизма. М., 1983.
  95. И. Христианское социальное учение. М., 2001.
  96. А. С. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1994.
  97. А. С. Есть ли Бог? 2000г.104. Христианство. Всемирная энциклопедия. Минск., 2004.
  98. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993−1995.
  99. О.Н. Российская культура труда и управления.// ОНС, 2003 г,№ 1.
  100. Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире// Вопросы философии, 1994 г., № 1.
  101. В. И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.
  102. Ювеналий. Митрополит. С Рождеством Христовым и новолетием // Международная жизнь. 2003. № 1.
  103. И. Б. Критика социальной доктрины современного католицизма. М., 1986.
  104. И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев, 1988 г.1. Энциклики:
  105. Лев XIII. Энциклика «Rerum novarum» («О новых вещах»), 1891 г.
  106. Пий XI. Энциклика «Quadragesimo anno» («В год сороковой»), 1931 г.
  107. Пий Х1. Энциклика «Ubi arcano Dei», 1922 г.
  108. Пий XI. Энциклика «Divini Redemptoris» («Божественное искупление»), 1937 г.
  109. Иоанн XXIII. Энциклика «Pacem in Terris» (Мир на земле"), 1963 г.
  110. Иоанн XXIII. Энциклика «Mater et Magistra» («Мать и наставница»), 1961 г.
  111. Конституция «Gaudium et Spes» («О церкви в современном мире»), 7 декабря 1965 г.
  112. VI. Энциклика «Octogesima adveniens» («Наступают восьмидесятые»), 1871 г.
  113. Иоанн Павел II. Энциклика «Redemptor hominis» («Искупитель человека»), 1979 г.
  114. Ю.Иоанн Павел II. Энциклика «Dives in Misericordia» («Божье милосердие»), 1980 г.
  115. П.Иоанн Павел II. Энциклика «Laborens exercens» («О человеческом труде»), 1981 г.
  116. Тексты пантификов взяты из следующих изданий:
  117. A.F. Utz La Doctrine sociale de L Eglise a travers les siecles. Paris, 1970, 41.
  118. Les Enseignements pontificaux. La paix interieure des nations. Paris, 1962.
  119. E. Gilson. L Esprit de la philosophic medievale. 1932.
  120. Franz Xaver Kaufmann. Christentum und Wohlfahrtsstaat// Zeitschrift fur Sozialreform, 34 Lg. 1988.
  121. J. Mariten. Quelques sur la loi naturelle// Nova et Vetera, 1978
  122. J. Mariten. Questions de conscience. 1938.
  123. John Cortney Murray. The Problem of Religious Freedom. Westminster, The Newman Press, 1965.
  124. Lobkowicz N. Vetera novis perficere. / Catholic Philosophical Quarterly L XIX, 1994.
  125. Ratzinger Jozeph, Maier Hans. Demokratie in der Kirche. Limburg, 1970.
  126. P., «Neuscholastik» in : Lexikon fur Teologie und Kirch. 3Auft. Bd. IX, 2000.1. Сайты в Интернете:1. http:// www. pravmir. ru2. http:// www. pravoslavie. ru3. http://www.reIigio.ru
Заполнить форму текущей работой