Церковь русской провинции в XIX веке: на материалах Воронежской губернии
Раздорский А. И. Справочные издания епархий Русской Православной Церкви (1861−1915 годы). Сводный каталог и указатель содержания / А. И. Раздорский, — Санкт-Петербург, 2000. С. 85 литературы, книг и периодики, сгруппированных по епархиям русской православной церкви. В работе приведен список церквей и приходов Воронежской епархии за 1888 год. В приложениях содержатся указатели имен, географических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-экономическое положение русской православной церкви
- 1. 1. Земельное обеспечение
- 1. 2. Материально-финансовое положение русской православной церкви
- Глава 2. Характеристика священнослужителей
- 2. 1. Белое и черное духовенство
- 2. 2. Система духовного образования
- 2. 3. Семейные основы жизни священнослужителей
- Глава 3. Взаимоотношение церкви с обществом и властью
- 3. 1. Церковь как идеологический и социальный институт общества
- 3. 2. Роль церкви в жизни дворян и крестьян
- 3. 3. Церковь и светская, власть
Церковь русской провинции в XIX веке: на материалах Воронежской губернии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность данной темы обусловлена местом, которое русская православная церковь занимала и занимает в жизни Российского государства и общества. XIX век был временем религиозного и философского пробуждения России, когда начала складываться ценная традиция осмысления на интеллектуальном уровне опыта общественного развития, имеющего важное значение в духовном просвещении подрастающего поколения, в том числе, и в современной России.
В настоящее время отсутствие у общества твёрдых нравственных идеалов и жизненных ценностей приводят к тому, что начинают постепенно исчезать понятия святости брака, патриотизма, любви к Родине. Выходить из этого состояния невозможно без обращения к православной церкви. Следовательно религия и церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического наследия и нравственных устоев общества. В отечественной исторической науке идет становление и укрепление новых представлений о религии и церкви, отход от господствовавших прежде упрощенных формулировок и расхожих стереотипов. Можно с уверенностью утверждать, что роль русской православной церкви заключается в заботе о духовном просвещении подрастающего поколения, которое внесет свой вклад в достойное будущее России, в возрождение наших исконных традиций, которые органически присущи наступившей в XXI веке новой эпохе христианской эры человечества. Православие в этой связи будет являться духовной первоосновой всей русской культуры. И лишить нашу культуру ее православных корней, значит убить ее душу, непоправимо исказить ее дух. Без изучения истории русской православной церкви российская историческая наука существенно обеднена: без научного познания сущности православия в России не могут быть раскрыты глубинные процессы русского национального сознания. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «Сегодня Россия встает на путь возрождения. Прежде всего, ей нужно преодолеть тяжкое достояние, оставленное ей XX веком. Нетерпимость, агрессивность, унижение человеческого достоинства, образа Божья в душе человеческой, приверженность к упрощенным идеологическим схемам, превознесение материальных ценностей, пренебрежительное отношение к духовным и нравственным основам жизни, различные проявления терроризма. Можно ли избавиться от всего этого без возрождения подлинной культуры, без очищающего и возрождающего обращения к своим духовным первоистокам? Вот почему так настоятельно необходимо сегодня, как нашему обществу, так и нашей школе, и в том числе высшим учебным заведениям знакомство с православной культурой, являющейся основой русской культуры и государственности1.
Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия. В ходе исследования подробно проанализированы различные методологические подходы, такие как аксиологический, региональный, системно-аналитический подход, которые сыграли определяющую роль в оценке просветительской деятельности русской православной церкви в российской провинцииданные подходы являются наиболее важными для решения задач историко-церковного исследования региональной направленности. Выявлены актуальные и полезные для современной отечественной истории конструктивные идеи и предложения, некогда выдвинутые деятелями русской. православной церкви в ходе их работы по развитию духовно-нравственных идей в российской провинции.
Исследование истории русской православной церкви, вообще, и в Воронежской губернии, в частности, служения ее наиболее известных.
1 Архимандрит Иоанн Экономцев Председатель отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Сборник пленарных докладов 2003. представителей, открытие новых фактов обогатит историческую науку, сделает более полными и всесторонними представления об историческом пути, пройденном отечественным православием. Представленный материал говорит о том, что проблематика, связанная с русской православной церковью не только не утратила своей актуальности и значимости, а требует дальнейшего всестороннего изучения силами историков и представителей других научных направлений. Настоящее исследование послужит отправной точкой для взаимосвязанного спектра работ по истории духовной жизни русского общества на основе междисциплинарных принципов. Анализ конкретных форм общественной деятельности духовенства подлежит дальнейшему развитию в исследованиях более узкой направленности, локальной ограниченности, большей фактографической глубины. Перспективными представляются разработки, в которых православие рассматривается не как государственная религия, а как особый тип политической и нравственной культуры общества.
Значение диссертации объясняется также ее региональным характером, ограничивающем анализ религиозной жизни российского социума рамками конкретной территории, охватывающей достаточно большой временной отрезок в контексте менявшейся государственной политики российской империи. ь Объект исследования — история церкви русской провинции XIX века.
Предмет исследования — деятельность Воронежской епархии в XIX веке по решению вопросов материального положения, обучению духовенства и формированию морально-нравственного климата на территории губернии.
Степень изученности темы.
Историографию проблемы можно разделить на дореволюционный, советский и постсоветский этапы.
Интерес к духовному сословию в дореволюционной историографии, как правило, был связан с решением конкретных задач во взаимоотношениях государства и церкви. Круг изучаемых вопросов, связанных с темой русской православной церкви, в этот период был весьма широк, что первоначально связано с попытками авторов обратить внимание общественности на трудности приходского духовенства. Именно поэтому они являлись либо священниками, либо преподавателями духовных школ. Серьезный научный анализ положения духовенства в синодальный период провел профессор Казанской духовной академии П. В. Знаменский в своей докторской диссертации «Приходское духовенство в России со времени реформ Петра"2. В его работе рассматривается российское законодательство, о церкви анализируются государственные мероприятия в отношении духовенства, определяется круг вопросов для дальнейших исследований. Однако среди источников, привлекаемых П. В. Знаменским, преобладают материалы по центральным и юго-западным епархиям, при этом не учитывается специфика восточных и северных территорий.
Работ посвященных проблеме религиозной жизни Воронежской губернии в XIX веке выходило не много. Представляет интерес книга «Историческое, географическое описание Воронежской губернии, собранное из истории, архивных записок и сказаний Е. Болховитиновым». Ценные сведения содержатся в «Справочной книге для духовенства Воронежской епархии за 1900 год» о Воронежском церковном историке П. В. Никольском, известным своими публикациями по истории Воронежской духовной семинарии3. Можно отметить работы воронежского архиепископа Игнатия Семенова, в частности, «Беседы о старообрядчестве» 1846 и 1847 г., «Истина Соловецкой обители» (1847), «История расколов» (ч. I, 1849 г.). О проблемах белого духовенства написана отдельная работа В. В. Миротворцева4. Попытка защитить духовное сословие, его нравственное состояние в глазах общества оказалась не вполне удачной. Более того, выступая от лица духовенства и высказывая немало нелицеприятных вещей, он доказывал тем не менее.
2 Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформ Петра / П. В. Знаменский Казань,-1873. С. 180−186.
3 Справочная книга для духовенства Воронежской епархии на 1900 год.- Воронеж, 1900, — 223 с.
4 Миротворцев В. В. Меры правительства к преобразованию быта православного белого духовенства / В. В. Миротворцев Казань.: 1880. С. 46. необходимость перевода принтов на казенное жалованье. На рубеже 18 801 890-х гг. историей церкви начинают активно заниматься преподаватели Воронежской духовной семинарии С. Е. Зверев (1860−1920) и Н. И. Поликарпов (1871−1934). Исследовательские усилия первого были сосредоточены на раннем периоде истории епархии, им опубликованы «Древние акты Воронежского Покровского монастыря» (1890), духовное завещание святителя Митрофана (1897), Н. И. Поликарпов занимался историей отдельных церквей и монастырей, разрабатывал биографии архиереев. Необходимо отметить исследования наместника Митрофановского монастыря архимандрита Александра Кременецкого. Он занимался историей Дивногорского Успенского монастыря. Двумя изданиями вышло подготовленное им жизнеописание архиепископа Антония Смирницкого. В 1910 году он опубликовал иллюстрированный альбом «Благовещенский собор Воронежского первоклассного Митрофанова монастыря и иерархи Воронежской кафедры», где впервые собрал краткие биографии и портреты всех епархиальных архиереев и викарных епископов.
Можно сделать вывод, что отличительными чертами историографии дореволюционного. периода были. .публицистичность и отсутствие взвешенных объективных оценок истории церкви. Большинство авторов непосредственно принимали участие в церковной жизни, а некоторые, являясь представителями духовного сословия, не могли подойти к изучению вопроса непредвзято. Тем не менее, ряд научных работ опирался на широкий архивный материал, были обозначены основные проблемы для будущих исследований.
В советский период трудов, посвященных русской православной церкви, выходило крайне мало. В целом был характерен идеологический подход к изучению религии и церкви. Главный акцент ставился на союз церкви и государства, а духовенство выступало в роли эксплуататоров по отношению к народу. В литературе посвященной русской православной церкви в советский период превалировали публицистичность, тенденциозность, нередко искажались факты, доминировал пафос обличения. Тем не менее, при господстве публицистичности, огульности оценок и обвинений в анализ церковной деятельности начинают проникать научные методы, основанные на конкретно-историческом материале. Крупномасштабный труд советского историка В. И. Писарева «Церковь и крепостное право в России5» содержал более, взвешенную оценку деятельности и роли русской православной церкви в Российской империи. Необходимость держаться в русле советской исторической школы обусловила выводы автора о кризисе церкви, увеличении ее вмешательства в государственные дела, росте материального благосостояния духовенства. Однако автору удалось рассмотреть реформы 1860-х гг., в результате которых были сняты сословные ограничения при формировании кадрового состава духовенства, и произошли изменения в системе профессиональной подготовки. Далеко не столь пессимистическую оценку синодального периода русской церкви мы находим в книге профессора А. В. Карташова6. Автор обращает внимание на то что в просветительно-богословском подъеме сил русской церкви в XIX веке принимали участие и светские и религиозные философы (Хомяков, братья Аксаковы, Владимир Соловьев, братья Трубецкие), и продолжает: «Параллельно с этим должна быть поставлена и религиозно-православная стихия в русской литературе, ставшей всемирной». Первые попытки подойти к научному пониманию общественной роли церкви на широком историческом материале предприняты Н. М. Никольским в книге «История русской церкви"7. Исследование насыщено разнообразным фактическим материалом по истории русского православия. Книга не потеряла своей актуальности до настоящего времени, ввиду ее научной обстоятельности и скрупулезного авторского анализа событий, что позволяет использовать ее также и как справочное пособие. Автор подчеркивает, что церковь взаимосвязана с конкретной деятельностью человека, и с определенными.
5 Писарев В. И. Церковь и крепостное право в России / В. И. Писарев М.- 1930. 108 с.
6 КарташовА.В. Очерки по истории Русской Церкви:/A.B. Карташов. Париж.: 1959.-319 с.
7 Никольский Н. М. История русской церкви: / Н. М. Никольский, — М.- 1930. 248 с. условиями общественного бытия. При этом Н. М. Никольский, рассматривая внутренние причины кризиса церкви, более всего связывал их с ее экономическим положением. Важной вехой в советской историографии о истории русской церкви стала работа Н. С. Гордиенко. Им высказано мнение о том, что союз церкви и государства являлся далеко не добровольным, а навязывался в известной мере насильно последним. Также автор выделяет в рамках духовного сословия три группы, между которыми существовали сильнейшие противоречия: высших иерархов, священников и церковнослужителей. Последние, по его мнению, по уровню доходов приближались к среднему крестьянству. Он же разделяет по имущественному положению городское и сельское духовенство. Только в 60-е гг. XX века намечается тенденция к более взвешенному подходу к истории русской церкви. В 1969 году выходит монография Е. Ф. Грекулова «Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIXначало XX века)9». По-прежнему церковь рассматривается в неразрывной связи с самодержавием и выступает одним из главных проводников его политики. Проблемой церковно-государственных «отношений в царской России (в первой половине XIX века) занимался историк С. С. Дмитриев, подчеркивая подчиненное положение церкви по отношению к светской власти10.
Достаточно интересным трудом для верующих может служить книга Протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий». Автор надеялся, что книга окажется небезынтересной для неверующих. Любому человеку следует иметь представление об основателе религии, которая стала неотъемлемой частью мировой культуры11. Необходимо отметить также исследование С.Л. Франка12. Используя весь имеющийся на тот момент доступный материал, он первым из историков применил социологический.
8 Гордиенко Н. С. и др. Современное православие и его идеология / Н. С. Гордиенко М.: Издательство АН СССР, 1963. —205 с.
9 Грекулов, Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX — начало XX века): / Е. Ф. Грекулов. -М.: Наука, 1969.— 184с.
10 Дмитриев С. С. Православная церковь и государство в предреформенной России / С. С. Дмитриев // История СССР.-1966.-№ 4.-С. 12−18.
Протоиерей Мень А. Сын Человеческий: / А. Мень Смена. — 1990. — 496 с.
12 Франк С. Л. Духовные основы общества, — М.- 1991. С. 511. подход к изучению истории русской церкви и, в частности, истории церковных реформ, впервые поставив вопрос о социальной мобильности и стратах внутри духовного сословия. Однако пользуясь работами дореволюционных историков С. Л. Франк, не избежал повторения их идей относительно низкого материального и социального положения духовенства. Вслед за ними он высказал предположение, что именно реформы привели к кризису церкви и враждебности духовенства в отношении государства. На основании возрастающего числа жалоб на духовенство, он доказывал, что оно со временем выполняло свои служебные обязанности менее усердно.
Таким образом, советские историки также, как и их предшественники, большое внимание уделяли изучению общих проблем русской церкви. Кроме этого, их интересовали, прежде всего, тенденции противостояния государства и церкви, духовного сословия и церковной иерархии, за рамками исследований остались жизнь и быт рядового священнослужителя, его переживания и мысли.
В постсоветский период развития отечественной исторической науки существенный вклад в исследование истории церкви внес А. Н. Акиныпин. Его книга «Храмы Воронежа», представляет очерки по истории всех приходских, монастырских, кладбищенских и домовых церквей Воронежа и его пригородов, юридически входивших в черту города. Приведены сведения о строи.
11 тельстве храмов и наиболее важные факты их дальнейшей судьбы. Один из разделов посвящен строящимся храмам. Особый интерес представляет опубликованная им в 2003 году статья, приуроченная к дням славянской письменности и культуры, проходившим в городе Воронеже. В ней подводится определенный итог изучения историко-церковной проблематики в Воронежском краеведении, в частности, рассмотрены этапы развития, основные направления, современное состояние. Заслуживает полного одобрения вывод автора о том, что еще долго исследования будут носить узкоконкретный характер (персоналии, история отдельных монастырей и храмов). Авторских возмож.
13 Акиныпин А. Н. Храмы Воронежа / А. Н. Акиньшин. — Воронеж.: Издательство Кварта, 2003. — 240 с. ностей для написания обобщающего труда по истории епархии пока явно недостаточно. Это — дело будущего14. Надеемся, что настоящая диссертация в некоторой степени восполнит указанные недостатки.
Заслуживает внимания работа «Воронежские архипастыри», которая приурочена к 300-летию памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, прославлению в лике святых святителя Антония Смирницкого, архиепископа Воронежского и Задонского15, в которой дан обстоятельный очерк не только его жизнедеятельности, но и анализ имевших место чудес, позволивших провести канонизацию.
Благодаря общей демократизации современного общества вышел в свет ряд исследований, где присутствует нетрадиционный подход к теме. К ним относится статья профессора русской истории Д. В. Поспеловского «Русская православная Церковь: испытания начала XX века"16. В ней рассматривается роль православной церкви в истории России и ее взаимоотношение с государством на разных этапах их сосуществования. Автор утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт церкви, и вопреки совместным стараниям правительства, царя, синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции церковь, наконец прорвалась за пределы своего гетто». Некоторые перспективные теоретико-историографические.
17 и конкретно-исторические проблемы затронуты СИ. Алексеевой, обратившейся к анализу истории русского церковного управления. При этом автор фактически сводит всю церковную историю до 1917 года к кризису Синода, не уделяя внимания освещению других, не менее важных проблем церковной жизни. Вместе с тем справедливо подтверждается необходимость дальнейшего изучения личного влияния императора на церковные дела, а.
14 Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки /Под общей редакцией митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). Воронеж.: 2003. -512 с.
15 Славянский мир: общность и многообразие: Материалы международной научной конференции, — Воронеж: Воронежский государственный университет. 2003. — С. 42.
16 Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала XX века / Поспеловский Д. // Вопросы истории, — 1993.-№ 1.-С. 10−16.
1 Алексеева СИ. Синод как государственное учреждение Российской Империи / СИ Алексеева // Актуальные проблемы историографии дореволюционной России (историографический очерк). Ижевск, 1993. С. 149−164. епископата на внутреннюю политику самодержавия. Различными аспектами церковной истории в эпоху Великих реформ занимался C.B. Римский, 18 расширивший проблематику своих изысканий и систематизировавший малоизвестный корпус источников. Он попытался заполнить ряд информационных лакун в отечественной историографии, первым из отечественных историков ввел термин «церковная реформа» по отношению к событиям 60−70-х гг. XIX века. Автор постарался обосновать (правда, не совсем глубоко и убедительно) сущность термина, поставив эту реформу в один ряд с другими реформами Александра II.
Среди работ русского зарубежья выделяются капитальные обобщающие труды И. К. Смолича, охватывающие весь синодальный период русской православной церкви. Достоинство книг многоаспектность анализа синодального периода церкви, связи церковной истории с социальной и культурной жизнью России того времени19. Акцентируя внимание на влиянии государства на внутренние дела церкви, он повторяет идеи дореволюционной историографии о том, что «живущий в нищете, малообразованный, угнетенный приходский священник» выполнял требования светских и церковных властей. Автор прослеживает процессы, влияющие на численность духовного сословия: бегство семинаристов в светские учебные заведения, падение популярности профессии священника, бедственное материальное положение. В то время как советская историография либо не использовала, либо использовала только часть законодательных актов, И. Смолич детально изучает церковное судопроизводство и гражданское законодательство, касающееся церкви и приходского духовенства. Специальному рассмотрению попыток возрождения церковноприходской жизни посвящена работа Юлии Освальт20. Немецкая исследовательница попыталась выявить и проанализировать новые.
18 Римский C.B. Церковная реформа 60−70-х годов XIX века/C.B. Римский // Отечественная история, 1995. № 2. С. 166−175.
19 Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700−1917: / Смолич И. К. М.: 1997, — Ч. 1. С. 299, 310, 562. Ч. 2. Справочно-библиографические материалы. С. 685.
20 Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861−1865 / Ю. Освальт // Вопросы истории. 1993. № 11−12. С.140−149. тенденции в русском духовенстве, которые тормозились светской бюрократией, опасавшейся, чрезмерной, невиданной ранее активности духовенства на общественной почве. Ценнейшим источником для изучения выбранного Освальт аспекта церковной жизни служат духовные издания, становлению и основным направлениям публикации которых она и посвятила свой труд.
Как видно из анализа работ они отражают различную степень обобщения знания об истории отношений государства и церкви. Большинство из них ограничено временными рамками или имеет узкую тематическую направленность. Постоянно возрастало внимание к научному изучению церковной тематики. Однако в, исторической науке до сих пор существует необходимость проведения крупномасштабного исследования, посвященного истории русской церкви в XIX веке. Особое значение данный вопрос приобретает в контексте отношений церкви с обществом и властью на региональном уровне, который позволит изучить социально-экономическое положение церкви, жизнь священнослужителей и их образование.
Целыо исследования является комплексное изучение истории русской православной церкви в Воронежской губернии в XIX веке.
В соответствии с поставленной целыо в диссертации решается ряд конкретных задач:
1. дать анализ социально-экономическому положению церкви.
2. выявить характер происхождения высших и низших иерархов русской православной церкви.
3. показать роль женщины из духовного сословия.
4. проследить динамику взаимоотношения духовной и светской власти.
5. раскрыть подлинное место церкви в общественном развитии России.
6. рассмотреть внутрицерковные тенденции, направленные на улучшение положения церкви в обществе.
Территориальные рамки данной работы охватывают Воронежскую губернию, одну из крупнейших в Европейской России, «включавшую 12 у.е.здов: Бирюченский, Бобровский, Богучарский, Валуйский, Воронежский, Задонский, Землянский, Коротоякский, Нижнедевицкий, Новохоперский, Острогожский и Павловский.
Хронологические рамки исследования 1801 — 1900 гг. В начале XIX века начинается включение территории Воронежской губернии в единую систему православной культуры России, что связанно с изменением места и роли институтов русской православной церкви в системе государственных отношений происходивших в результате реформ Александра I. На рубеже Х1Х-ХХ вв. имеют место не только коренные изменения в социально-экономических отношениях, но и в положении церкви. Она окончательно входит в систему органов государственного управления, начинается новый этап ее существования. На повестку дня ставится вопрос об избрании патриарха русской православной церкви.
Источники исследования.
Источники исследования определены поставленными конкретными задачами. Привлеченная источниковая база отличается солидным объемом информации, многообразием и взаимодополняемостью. Она помогает целостно и комплексно реконструировать масштабы церковно-общественной жизни. Источники можно разделить на две основные группы: архивные и опубликованные. В первую, группу, источников входят материалы Российского Государственного Исторического архива, которые включают фонды Канцелярии Синода (ф. 796) и Канцелярии обер-прокурора (ф. 797). Анализ документов показал, что они содержат переписку обер-прокурора с архиереями и светскими лицами, приказы по духовному ведомству, материалы по вопросам цензуры, документы о сословном положении «белого» духовенства и состоянии церковных школ21, материалы о положении духовных семинарий и училищ, о церковной и светской печати,.
21 РГИА ф. 796 оп. 140, д. 875, л. 2. об общественной деятельности духовенства, о благотворительности и взаимоотношениях с прихожанами, об источниках содержания и материальных потребностях духовенства. Большинство документов еще не введено в научный оборот. В ф. 797 также есть дела, представляющие «смесь» разнородных материалов — например, о реформе духовной цензуры (оп. 87), о реорганизации церковного управления (оп. 96). Среди документов ф. 797 особое место занимают сведения о взаимоотношениях духовенства и сельских прихожан в ходе крестьянских волнений. В целом документы с достаточной полнотой отразили попытки властей улучшить материальное положение и моральный облик духовенства. К документальному разнообразию двух основных фондов примыкают материалы ф. 804 (Присутствие по делам православного духовенства), отразившие новые явления в церковной жизни в период Великих реформ. Документы присутствия формируют общую картину преобразований в духовном ведомстве. При написании диссертации использованы данные Государственного исторического архива Москвы, которые позволяют сделать вывод о доходах духовных школ.24 В связи с региональным аспектом темы большую часть архивных материалов составили данные Государственного архива Воронежской области, затрагивающие различные сферы жизни священнослужителей, в частности, копия грамоты священника С.
Федора Логинова за 1874 год. Также содержатся сведения об открытии новых приходов при церквях, одним из которых может служить дело по прошению прихожан церкви слободы Баранниковки об открытии при церкви нового прихода от 25 марта. 1818 года26. Освещаются вопросы состояния имущества священнослужителей. Это опись имущества умершего архиепископа Антония за 1849 год27. К особенностям изучаемых архивных.
22 РГИА ф. 797 оп. 29, д. 188, отд.1, ст. 2.
23 РГИА ф. 804, оп.1, д. 152, л. 8.
24 ГИАМ ф. 229, оп. 2, д. 1096, л. 8 об.
25 ГАВО ф. И-84, оп. 1, д. 1937, л. 3.
26 ГАВО ф. И- 84, оп. 1, д. 1209 л. 1−2.
27 ГАВО ф. И-84, оп. 1, д. 1926, л. 1−60. документов относится то обстоятельство, что возможности типографского распространения в дореволюционной России были крайне ограничены.
Опубликованные .источники, включают законодательные акты, регламентирующие деятельность церкви, периодическую печать (церковную и светскую) и справочно-статистические издания. К законодательным актам, регламентирующим деятельность церкви, относится «Свод Законов.
Российской Империи", который позволил выделить основные тенденции и направления политики правительства в XIX веке по вопросам привилегий духовенству. Следует отметить, что полный свод действующего церковного законодательства до 1885 года в дореволюционной России отсутствовал, что затрудняло практическую деятельность церковного управления на местах.
Государственные акты поцерковным вопросам за 1825−1835 гг. опубликованы в многотомнике «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания», который начал издаваться с 1869 года. Предпринята научная публикация документов крестьянской и судебной реформ, где имеются отдельные положения,.
28 относящиеся к духовному ведомству .
В диссертации привлекаются материалы периодической печати. В исследовании использована вся совокупность наиболее влиятельных светских и духовных изданий разной ориентации. Следует учитывать, что светские издатели оказались более решительными в публикации информации по церковным вопросам, сохраняя определенную независимость суждения. Издавались журналы, такие как «Воронежский епархиальный вестник», «Воронежская старина» (XIX в.) — «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», составленный архимандритом Д. Самбикиным, и «Воронежские епархиальные ведомости», которые сохранили много публикаций о святителе Митрофане. На страницах последнего издания в 1893 году опубликован «Алфавитный список церковных приходов Воронежской епархии» (составил A.M. Правдин). Список включает в себя.
28 Российское законодательство Х-ХХ вв. T.7. М.- 1989; Т.8. М.- 1991. С. 87- 95. населенные пункты Воронежской губернии с указанием количества и названий православных храмов в них. Это дает возможность современным исследователям выяснить предисторию названия того или иного населенного пункта, если оно было дано по расположенному в нем храму (Борисоглебск, Никольское, Новобогородицкое, Петропавловка, Покровское, Троицкое). Большое количество публикаций в XIX веке было посвящено деятельности неправославных и неортодоксально-православных конфессий. Так, например, Воронежский епархиальный миссионер Т. Рождественский в 1896—1900 гг. вел переписку с приходскими священниками, собирая сведения о сектантстве, и опубликовал в епархиальных ведомостях более десяти «Открытых писем», обобщающих собранные им данные и содержащих рекомендации священникам. Богатство и достижения церковной истории были обусловлены прежде всего общим подъемом церковно-научной мысли 2-й половины XIX века. История русской церкви была введена в программы семинарий и академий в середине XIX в., и с этого времени стали появляться капитальные исследования, а статьи по истории церкви начали публиковаться в периодических изданиях при духовных академиях: «Христианском чтении» (СПб., 1821−1917) — «Православном собеседнике» (Казань, 1855−1917) — «Прибавлениях к творениям святых отцов в русском переводе» (М., 1843−1891) — «Богословском вестнике» (Сергиев Посад, 1892— 1918) и др. Достаточно большую ценность представляет журнал «Воронежская беседа», где содержатся статистические сведения о семейном составе духовенства.
К справочно-статистическим изданиям относится книга Раздорского А. И. «Справочные издания епархий русской православной церкви (1861−1915.
29 годы), Сводный каталог и указатель содержания «. В книге помещены сведения о 230 справочных изданиях 57 епархий русской православной церкви XIXначала XX вв. Труд представляет собой впервые изданный подробный аннотированный справочник историко-статистической.
29 Раздорский А. И. Справочные издания епархий Русской Православной Церкви (1861−1915 годы). Сводный каталог и указатель содержания / А. И. Раздорский, — Санкт-Петербург, 2000. С. 85 литературы, книг и периодики, сгруппированных по епархиям русской православной церкви. В работе приведен список церквей и приходов Воронежской епархии за 1888 год. В приложениях содержатся указатели имен, географических названий, монастырей и епархиальных типографий. Большинство из них впервые вводится в научный оборот. В Нижнедевицком краеведческом музее находится выписка из «Историко-статистического описания церквей и приходов Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии», где содержится информация о строительстве каменного храма во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.30 Значение этого храма в том, что внутри часовни находится колодец с чистой ключевой водой. По верованию местных благочестивых людей пьющие воду из этого источника получают исцеление. Ежегодно 8 июля после богослужения, при многочисленном стечении народа из окружных сел совершается крестный ход к источнику. К справочно-статистическим изданиям можно отнести работу церковно-историко-археологического комитета, который занимался изучением церковно-религиозной жизни Воронежского края в ее прошлом и настоящем и также проводил обследование церковных древностей в епархии31. Для осуществления своих задач комитет описывал архивы церквей, монастырей и епархиальных учреждений, а также всякого рода памятников церковной старины, изучал местные религиозные обычаи, предания, наблюдал за сохранностью старинных храмов, икон, церковной утвари, и принимал меры против их порчи или истребления. Работа этого комитета позволила сохранить старинные храмы и способствовала привлечению интереса к истории православной церкви.
Перечисленные группы источников. позволили при всестороннем и глубоком их изучении с достаточной полнотой, точностью и достоверностью осветить основные аспекты темы и сделать ряд новых выводов.
30 Выписка из «Историко-статистического описания церквей и приходов Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии» написанного Поликарповым Ф. И. и опубликованного в сборнике «Воронежская старина» вып.6 издание 1907. С. 12−15.
31 Воронежский Церковный историко-археологический комитет // Литературный вестник. СПб.- 1901. Т.1. Кн.2. С. 249−250.
Методология исследования — При подготовке диссертации автор руководствовался принципами исторической науки: объективности, научности, историзма. Каждый частный факт церковной и общественной жизни рассматривается в процессе его возникновения, формирования и органической взаимосвязи с развитием государственности.
Принципиально важным является системно-аналитический подход, предполагающий, что историческая реальность предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Церковь и общество рассматриваются как единая взаимозависимая система — на широком социальном фоне и на примере конкретного исторического периода.
В исследовании применен и сравнительно-исторический метод, использование которого дает возможность сопоставить особенности развития церковно-общественной среды на различных этапах целостного периода, проследить эволюцию роли и места православия в общественной жизни России.
Хронологический метод позволяетдетально проследить событийный ход и динамику того или иного явления на основе частных исторических: фактов (например, процесс формирования программы церковных преобразований в «верхах» и воздействие этой программы на реальную политику). Этот метод предполагает последовательное и максимально точное раскрытие изменений действительности в процессе ее исторического движения, но порождает вместе с тем и однолинейную описательность в научном изложении.
Используя принцип научной объективности, можно проанализировать процесс взаимоотношения церкви и светской власти в совокупности факторов его позитивного и негативного развития.
Научная новизна. Автором диссертационного исследования были подробно и детально проанализированы взаимоотношения русской православной церкви и государства, которые впервые рассмотрены сквозь призму позиций выдающихся Воронежских иерархов того времени, ныне канонизированных и почитаемых в равной мере как в отечестве, так и за рубежом. Новизна достигается благодаря широкому использованию различных архивных материалов по Воронежской губернии, ранее слабо вовлеченных в научный оборот, либо совсем неизвестных, которые характеризуют позицию высших и низших иерархов русской церкви. Выявлена динамика развития религиозной жизни населения региона, оказавшегося на периферии основных событий российской истории, но развивавшегося в указанных хронологических рамках со всеми особенностями и закономерностями этого процесса, в тесной связи с реализацией государственной религиозной политики на всех этапах её развития. Православие впервые, в отечественной науке исследуется не как внутренне монолитная, единая форма общественного сознания того времени, а как многообразное явление, испытывавшее внутренние противоречия и находившееся в эпицентре общественной борьбы за идеологические установки новой России. Кроме того, в исследовании церковь не сводится лишь к духовному ведомству или сословию, как это делалось ранее, а рассматривается в качестве церковного организма, в региональном аспекте, прежде всего как тесный союз клира и простых мирян.
Теоретическая и практическая значимость диссертации представляется автору в том, что работа займёт определённое место в преподавании J регионоведения, даст возможность органам власти, занимающимся государственно-религиозными отношениями правильно представлять роль и историю конфессий в Воронежской губернии, и в соответствии с этим выстраивать взаимоотношения с ними. Кроме того, работа является вехой в изучении истории религий в России, дополняя своей региональной направленностью общероссийскую картину. Результаты диссертационного исследования возможно применить и при разработке спецкурса «История православной церкви в Воронежской области», а также для преподавания курсов «Отечественной истории» и «Истории мировых религий».
Апробация исследования. Основные положения данного диссертационного исследования отражены в 11 научных статьях, опубликованных в сборниках, выпускаемых Воронежским государственным педагогическим университетом, Воронежским экономико-правовым институтом- 2 научные статьи опубликованы в Вестнике Воронежского государственного технического университета, входящем в перечень ВАК. Отдельные научные статьи обсуждались на заседаниях кафедры Государственно-правовых дисциплин Воронежского экономико-правового института, на кафедре Отечественной истории нового и новейшего времени Воронежского государственного, педагогического университета, 3 доклада были заслушаны на межвузовских и международной конференциях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения.
1. Источникиа) Архивные материалыГосударственный исторический архив Москвы (ГИАМ) ф. 203 Московская Духовная крнснсторня.
2. ГИАМ ф. 203, он- 74б-д:1001.'л. 4об. ф. 229 Московская Духовная Академия.
3. ГИАМ ф. ф. 229, оп. 2, д. 1096, л. 8 об. Российский Государственный Исторический архив (РГИА) ф. 796 Канцелярия Синода.
4. РГИА ф. 796 оп. 140, д. 875, л. 2.
5. РГИА ф. 796 оп. 205, д. 348, л. 6.ф. 797 Канцелярия обер-прокурора Синода.
6. РГИА ф. 797 оп. 31, д. 18а, отд. 1. ст. 2.
7. РГИА ф. 797 оп. 34, д. 349, ст. 2.
8. РГИА ф. 797 оп. 30, д. 213, отд.1, ст. 2.
9. РГИА ф. 797 оп. 26, д. 28 отд. З, ст. 1.
10. РГИА ф. 797 оп. 29, д. 188, отд.1, ст. 2.ф. 804 Присутствие по делам православного духовенства.
11. РГИА ф. 804, on. 1, д. 12 л. 3.
12. РГИА ф. 804, on. 1 д. 21А л. 5об.
13. РГИА ф. 804, оп.1, д. 152, л. 8.
14. РГИА ф. 804, on. 1, д. 18, л. 9об.
15. РГИА ф. 804, on. -1, д. 104, л. З. Государственный архив Воронежской области (ГАВО) ф. И-19 Воронежская городская управа.
16. ГАВО ф. И-19, on. 1, д. 1566, л. 3, 4, 7.
17. ГАВО ф. И-19, on. 1, д. 763, л. 1,4,5.
18. ГАВО ф. И-19, on- 1, д. 1455, л. 1об. 2,20. 4. ГАВО ф. И-19, on. 1, д. 506, л. 1,3.
19. ГАВО ф. И-19, on, 1, д. 1430, л. Зоб. 7, 8.ф. И-84 Воронежская духовная консистория.
20. ГАВО ф. И-84, on. 1, д. 1168.
21. ГАВО, ф. И 84, on. 1, д. 1107.
22. ГАВО, ф. И- 8.4, он. 1, д. 1104.,.
23. ГАВО, ф. И- 84, он. i/i. 1633. «.
24. ГАВО, ф. И 84, он. 1, д. 1945.
25. ГАВО ф. И-84, он. 1, д. 1209.
26. ГАВО ф. И-84, он. 1, д. 1939.
27. ГАВО ф. И- 84, он. 1, д. 1924.
28. ГАВО, ф. И- 84, он. 1, д. 1104.
29. ГАВО ф. И-84, он. 1, д. 1945.
30. ГАВО ф. И-84, он. 1, д. 1937.
31. ГАВО ф. И-84, on. 1, д. 1926.
32. ГАВО, ф. И- 84, он. 3, д. 1068.
33. ГАВО, ф. И- 84, он. 1, д. 1081.
34. ГАВО, ф. И-84, он. 1, д. 1064.
35. ГАВО ф. И- 84, он. 1, д. 1739.
36. ГАВО ф. И- 84, он. 1, д. 1293.
37. ГАВО ф. И-84, on. 1, д. 1557.
38. ГАВО ф. И-84, оп. 2, д. 48.
39. ГАВО, ф. И- 84, оп. 3, д. 1197.
40. ГАВО, ф. И-84, оп. 1, д. 1059.
41. ГАВО ф. И-84, оп.1, д. 1572.
42. ГАВО ф. И-84, оп. 3, д. 24.
43. ГАВО. ф. И-84, оп. 2, д. 47.
44. ГАВаф. И- 84, on. 1, д. 1406.
45. ГАВО ф. И-84, on. 1, д. 1208.
46. ГАВО ф. И- 84, on. 1, д. 1475.•¦ ¦ 154.
47. ГАВО ф. И-84, оп. 1- д. 1501. «' ;
48. ГАВО ф. И- 84, оп. 1, д. 1283.
49. ГАВО ф. И-84, оп. 1, д. 1938.ф. 11−207 Успенская церковь слободы Монастырщенки.
50. ГАВО ф. И-207, оп. 1, д. 1.
51. ГАВО ф. И-207, оп. 1, д. 1.
52. ГАВО ф. И-207, оп. 1, д. 1.ф. И-209 Вознесенская кладбищенская церковь.
53. ГАВО ф. И-209, оп. 1, д. 3, л. 1об.
54. ГАВО ф. И-209, оп. 1, д. 4, л. 6, 11.
55. Архив Ворон, дух. консистории, Дела Дивногор. монастыря, № 394. л. 5об. '.
56. Архив Воронеж. Дух. Консистории, № 126: Дело о причислении упраздненного Усп. Дивногорского монастыря к Коротоякскому монастырю л. 3−4.
57. Архив Воронеж: дух. консист,'Дела Дивногор. монастыря, № 365. л. 2.
58. Архив Ворон, дух. консистории, Дела Дивногор. монастыря, № 450. л. 6−7.б) Законодательные акты, регламентирующие деятельность церкви.
59. Выписка из журнала Особого Отдела Ученого Комитета Министерства народного просвещения 4 декабря 1879 года о преподавании Закона Божья в народных школах. СПб.- 1880. С. 143.
60. Закон от 6 декабря 1829 г. (№ 3323), включающий новые положения о земельных. наделах приходского 'Духовенства;
61. Предложения и проекты П. А. Валуева по вопросам внутренней политики (1862−1866гг.) / Публ. В. В. Гармизы // Исторический Архив. 1958. № 1.-С Л 38−153.
62. Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре ведомства православного исповедания с 1720 по 1870 гг. Спб.- 1870.234 с.
63. Сборник церковно-гражданских: постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства / Сост. Н. И. Александров.- СПб.- 1860. 232, с.
64. Свод законов (1857). («Лесной устав») — Ст. 432−435,443.
65. Собрание постановлений Святейшего Синода 1867−1874 гг. относительно устройства духовных семинарий и училищ. СПб.- 1875.-С. 236.
66. Циркулярные указы Святейшего Синода / Изд. Завьялов. СПб.- 1901. С. 70. в) периодическая печать Церковная и светская).
67. Аверинцев С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи / С. Аверинцев // Православ. Община. 1997. -N41. -С.82−99.
68. Алексеева С. И. Синод, как государственное учреждение Российской Империи во второй половине XIX в. (историографический очерк) / С. И. Алексеева // Актуальные проблемы историографии дореволюционной России. Ижевск, 1992.-С.149−164.
69. Аскоченский В. И. / В1И.' Аскоченский // Русский биографический словарь.- СПб.- 1900. T. II. С. 349. Аскоченский В. И. Из дневника / В. И. Аскоченский // Современники о Кольцове.-Воронеж, 1959.-С. 165−166.:. • /• 156.
70. Баранников В. П. Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе / В. П. Баранников Л.Ф. Матронина // Социологические исследования.- 2004, — № 9. с. 105.
71. Бердинских В. А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX веке / В. А. Бердинских // Вопр. истории.- 1998. № 10. С. 134—138.
72. Бердяев H.A. Распря церкви и государства в России / H.A. Бердяев // Вопросы религии. 1908. — № 2. — С. 116.
73. Веденский С. Н. Один из почитателей св. Тихона Задонского / С. Н. Веденский // Воронежская старина. 1911. № 10. стр. 3.
74. Воронежский Церковный историко-археологический комитет // Литературный вестник. СПб.- 1901. Т.1. Кн.2. С. 249−250.
75. Дмитриев С. С. Православная церковь и государство в предреформенной России / С. С. Дмитриев // История СССР.- 1966. № 4. С.20−54.
76. Из истории воронежского края. Воронеж, 1977. — Bbin.VI. — С.36−50.
77. Из прошлого Воронежской духовной семинарии // Воронежские епархиальные ведомости. 1893. № 12. С. 382−390- № 15. С. 468−475- № 20. С. 655−666- 1894. № 3. С. 62−70- 1895. № 1.С. 18−25.
78. Измайлова А. Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания) / А. Б. Измайлова // Православная педагогика: традиции и современность. — Владимир.: 2000. — С.39−45.
79. Кадсон И. З. Антицерковная борьба в России в трудах советских историков / И. З. Кадсоп // Вопросы истории. 1969. — № 3. С.151−157.
80. Каледа Г. Семья освящается благодатью Святого Духа: (Из кн. «Домашняя церковь») / Г Каледа.// Альфа и Омега. М.- 1996. — N 1. -С.105−113.
81. Конюченко А.- И. Русское: православное духовенство во второй половине XIX— XX в. / А. И. Кошоченко // Социально-политические институты провинциальной России: (XVI—начало XX в.).- 1993. С. 76—94.
82. Кузнецов И. Д. К вопросу о церковном недвижимом имуществе и отношении государства к церковным недвижимым владениям в России / И. Д. Кузнецов // Благая весть.- 1907.-№ 5. С. 54−56.
83. Кучумова Л. И. Православный приход в концепции Церкви и государства и общественная мысль в России на рубеже 1850−1860-х годов / Л. И. Кучумова // Православие и русская народная культура.-Кн.2. М.- 1993. С.159−199.V" -. 158 '.
84. Ласунский О. По страницам Памятной книжки / О. Ласунский // Власть книги. -М.- 1988. С.322−327.
85. Леонтьева Т. Г. Приходское православное духовенство: особенности быта (1861—1905) /. .Т. Г. Лернтьева // История российского быта.-СПб.- 1999. С. 45−48.
86. Лесков Н. С. Безбожные школы в России / Н. С. Лесков // Путь.- 1994.-№ 5. С.183−193.
87. Листова Т. А. Народный православный обряд создания семьи / Т. А. Листова // Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ вв.: Итоги этногр. исслед. М.- 2001. — С.7−35.
88. Литвинов В. В. Храмы и пределы, посвященные святителю Тихону Задонскому / В. В. Литвинов // Воронежская старина.- 1911. № 10. С. 19.
89. Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви / В. Луцкевич // Известия.- 1995. № 76. С. 8−12.
90. Миротворцев В. В. Меры правительства к преобразованию быта белого духовенства в царствование Александра II / В. В. Миротворцев // Прав. соб.-1890. С. 3−8.
91. Муравьев А. Н. О состоянии Православной церкви в России / А. Н. Муравьев // Русский Архив. 1883. № 3.-С.175−203.
92. Никольский С. Освобождение крестьян и духовенство / С. Никольский // Труды Ставропольской губернской ученой комиссии. -19И.-№ 1.-С.З-69.
93. Обстоятельства, предшествовавшие торжественному открытию св. мощей святителя Тихона (Письмо задонского старца иеросхимонаха Нафанаила иноку Оптиной пустыни Петру) // Домашняя беседа. 1861.стр. 913.
94. Озерова Г. А. Источники краеведческой библиографии (Губернские ведомости и указатели их содержания) / Г. А. Озерова // Труды•. 159 • vгосударственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. JT.-1957. т.З.- С.123−141.
95. Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, — № 4. С. 113−114.
96. Паринова О. В. Проблема «бытовой религиозности» на рубеже веков / О. В. Паринова //История российского быта.- С. 49—52.
97. Поликарпов Н. И. Из синодика Святителя Митрофана: Жизнеописания воронежских архиереев / Н. И. Поликарпов // Воронежские епархиальные ведомости.- 1896.-№ 13.-С. 10.
98. Поликарпов Н. И. Последние дни жизни, кончина и погребение Святителя Митрофана / Н. И. Поликарпов // Воронежская старина.-Воронеж.: 1903. № з. с. 232−233.
99. Полонский А. Православная Церковь в истории России: Синодальный период / А. Полонский // Преподавание истории в школе. 1996. № 12 С/34−3,6.
100. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала XX века / Поспеловский Д. // Вопросы истории.- 1993. № 1. С. 10−16.
101. Предложения и проекты П. А. Валуева по вопросам внутренней политики (1862−1866гг.) / Публ. В. В. Гармизы // Исторический Архив.1958.-№ 1.-С.138−153.
102. Проекты преобразования центрального управления духовных училищ, оставшиеся от 1862 г. // Церковные ведомости.- 1908. № 8. С. 68−81.
103. Пятидесятилетие служебной деятельности К. П. Победоносцева // Ист. в. 1896. № 7.
104. Римский C.B. Церковная реформа Александра II / C.B. Римский // Вопросы истории. — 14. — .С. .
105. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке / С. Г. Рункевич // История Русской Церкви в XIX веке.- СПб.- 1901. Т. 2. С. 76−83.
106. Рункевич C.B. Епархиальные ведомости / C.B. Рункевич // Православная богословская энциклопедия. Пг.- 1904. — т. 5. — С. 451 454 ¦ .
107. Сахаров А. Н. К изучению истории русской церкви / А. Н. Сахаров // Вопросы истории. 1968. № 6. С.167−178.
108. Священник Гармаев А. Обрести себя / А. Гармаев // Свет Православия. ^ Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 1999. № 49. 287 С.
109. Селиванов В. В. Год русского земледельца / В. В. Селиванов // Письма из деревни. Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М.: Современник, 1987. С. 28.
110. Семевский В. И. Крестьяне вотчин духовенства / В. И. Семевский // Рус. м. 1881.-№ 9−10. С. 54.
111. Симина В. А. К истории сословной политики самодержавия в 60-е гг. XIX в. (изменение законодательства о духовном сословии) / В. А. Симина // Вестник ЛГУ.- Сер. «История, язык, литература». № 14.1982. Вып. З.С.124−127.
112. Смирнов В. В. Семья и церковь: проблема взаимодействия / В. В. Смирнов // Человек и Вселенная. СПб.- 2001. — N 5. — С.36−37.
113. Спасский A.M. Памяти архиепископа Казанского Димитрия / A.M. Спасский //Воронежская, старина. г, Воронеж, 1909.-№ 8. С. 1−32.
114. Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) / А. В. Сушко // Вопросы истории. 1996. — № 11−12. — С. 112.
115. Трухачев Н. Очерки Задонского уезда и тамошнего мужского монастыря / Н. Трухачев Памятная книжка Воронежской губернии, за 1863—64 гг. С. 27−3 К .
116. Устав духовных академий 1884 года // Церковный вестник. 1884. -№ 18.-С. 74. .
117. Форсова ВВ. Православные семейные ценности / В. В. Форсова // Соц. исслед: Соц. исслед. 1997. — N 1.
118. Фриз Г. Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России / Г. Л. Фриз V/ История СССР.- 1991. № 2. С.107−119.
119. Харламов И. Женщина врусской, семье / И. Харламов // Русское богатство.- 1880.-№ 3.-С. 59−107.
120. Шаргунов А. Церковь и власть / А. Шаргунов // Москва.-1996. № 1, — С. 67.
121. Шпак А. П. Роль губернских статистических комитетов в развитии книжного дела в русской провинции (середина 1850-х начало 1880-х гг.) / А. П. Шпак // Книга: исследования и материалы.- М.- 1986. С. 160 168. г) Справочно-статистические издания.
122. Выписка из «Историко-статистического описания церквей и приходов Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии» написанного Поликарповым Ф. И. и опубликованного в сборнике «Воронежская старина» № 6. издание 1907. С. 12−15.
123. Воронежский Церковный историко-археологический комитет // Литературный вестник, — СПб.- 1901. Т.1. Кн.2. С.249−250.
124. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России: Аннотированный справочник-указатель.- М.- 1993.691 с.
125. История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России: Аннотированный справочник-указатель.- М.- 1995.397 с.
126. Калашников C.B. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений ираспоряжений Св. Правительствующего Синода (1721−1901). 3-е изд. Спб.- 1901. 592 с- • ••.
127. Преображенский И. В. Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840—1841 гг. по 1890—1891 гг. Спб.- 1897. 236 с.
128. Раздорский А. И. «Справочные издания епархий Русской Православной Церкви (1861−1915 годы). Сводный каталог и указатель содержания» / А. И. Раздорский.- СПб.- 2000. С. 85.
129. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии на 1900 год". Воронеж, 1900. 223 с. 1.
Литература
.
130. Абрамова М. А. Религия в семье: степень влияния семейного воспитания на формирование религиозности индивида / М. А. Абрамова, — М.- 2001. 12 с.
131. Акиньшин А. Н. Храмы. Воронежа / А. Н. Акиныиин. Воронеж.: Издательство Кварта', 2003; - 240 с.
132. Акунов В. Божии дворяне: Очерки традиции в христианстве / В. Акунов Оприч. братство св. преп. Иосифа Волоцкого.- Спб.- 2006, — 238 с.
133. Алфеев i И. иеромонах Таинство веры.
Введение
в православное догматическое богословие / И. (Алфеев) М.- 1996. С. 169.
134. Артоболевский С. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность / С. Артоболевский. Уфа.: 1904. С. 17−20.
135. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом / Т. В. Барсов Спб.- 1896. 446 с.
136. Белявский Ф. О реформе Духовной школы Краткий очерк истории средней духовной школы / Ф. Белявский.- СПб.: Синодальная типография, 1907, — С. 175.
137. Берсенева Т. А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся / Т. А. Берсенева. М.- 2001. — 205 С.
138. Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии / Е. А. Болховитинов Воронеж, 1800.-С. 199−200.
139. Варичев Е. С. Православная церковь: история и социальная сущность / Е. С. Варичев М.- Советская Россия, 1982. — 191 с.
140. Введенский С. Материалы по., истории. Воронежской епархии / С. Введенский Воронеж.: 1905. С. 60.
141. Великие реформы в России. 1856−1874. Сборник/ Под ред. Л. Г. Захаровой. Б. Эклофа, Дж.Бушнелла. М.- 1992. 336 с.
142. Верховский П. В. Очерки по"истории русской Церкви XVIII—XIX вв. / П. В. Верховский Вып. 1. Варшава, 1912. 148 с.
143. Вишленкова Е. А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века: / Е. А. Вишленкова.- Саратов.: Изд. Саратовского университета, 2002. 441с.
144. Вишленкова Е. А. Религиозная политика: Официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи / Е. А. Вишленкова Казань.: 1997. С. 178−190.
145. Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки / Под общей редакцией митрополита Воронежского-и: ЛипецкогЬ Мефодия (Немцова). Воронеж.: 2003. 512 с.
146. Воронежские архипастыри. Воронеж.: 2003. 483 с.
147. Гордиенко Н. С. и др. Современное православие и его идеология / Н. С. Гордиенко М.: Издательство АН СССР, 1963. — 205 с.
148. Грекулов, Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина XIX — начало XX века): / Е. Ф. Грекулов. М.: Наука, 1969. — 184 с.
149. Григорович Н. Обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764−1869) / Н. Григорович СПб.- 1869!- С/83−84: «.
150. Дворянские роды Российской империи: В 10 т. / Науч. ред. С. В. Думин. -СПб.- 1993.-.343 С.
151. Дворянские роды, внесенные в общий гербовник всероссийской империи: В 2 ч. / Сост. А.Бобринский. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича 1890,-756 с.
152. Денисов JI. И. Православные монастыри Российской Империи: Полный список всех 1105 ныне существующих мужских и женских монастырей / Л. И. Денисов М.- 1908. С. 113−115.
153. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви / А. П. Доброклонский М.- 1999. С. 45−48.
154. Дозорцев П. Н. Генезис отношений государства и церкви (Историко-библиографический аспект): П. Н. Дозорцев. М.: 1998. — 92 с.
155. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе / Е. А. Дудзинская М.- 1983. 272 с.
156. Ермилов Е. Угодник Божий Святитель Тихон Задонский / Е. Ермилов. М.- 1892. С. 80.
157. Ильин И. А. Соч. М., Русская книга / И. А. Ильин 1994. т. 4, с. 276.
158. Историческое известие о всех соборных, монастырским, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и С.-Петербурге, 1839 г. В тип. С. Селивановскаго. 175 стр.
159. Карташов A.B. Очерки по истории Русской Церкви: / A.B. Карташов. Париж.: 1959.-319 с.
160. Карышев H.A. Крестьянские вненадельные аренды. Итоги экономического исследования России по данным земской статистики. / H.A. Карышев. Дерпт.:1892. С, 76г80.
161. Ключевский В. О. Православие в России / В. О. Ключевский М.- 2000.-С.310.
162. Корф М. А. Дворянство и его сословное управление за столетие XVIII—XIX вв. / М. А. Корф СПб.- 1906.— С. 56−80.
163. Красиков П. А. Крестьянство и религия. / П. А. Красиков М.- 1920. — 16 с.
164. Красников Н. П. Эволюция социально-этических воззрений русского православия (Критический анализ). / Н. П. Красников.- М.: Знание, 1986. — 64 с.
165. Кузнецов Н. Д. Церковь, народ и государство в России / Н. Д. Кузнецов М.- 1918. —48 с.
166. Лавров М, Е. Заявлениегласного об улучшении быта православного духовенства / М. Е. Лавров Владимир.: 1869.-С. 10.
167. Лебедев А. П. Соб. соч. Т. I. Церковная историография. / А. П. Лебедев М.- 1898. С. 490−520.
168. Ливанов Ф. В. Жизнь сельского священника / Ф. В. Ливанов М.- 1877.-317с. .• -.:¦>¦•,¦.¦•:•¦
169. Лисичкин В. М. Идеология и политика современного русского православия / В. М. Лисичкин Минск.: Беларусь, 1984. — 80 с.
170. Любинецкий И. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи/И.А.:Любинецкий СПб.- 1900. Ч. 1 -4.
171. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. СПб.- 1860. С. 365.
172. Матисон Ф. В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII—XX вв. / Ф. В. Матисон М.- 2000. С. 93—97.
173. Милюков П. Н. Очерки./П. Н. Милюков Т. II, ч. 1. С. 197.
174. Миротворцев В. В. Меры правительства к преобразованию быта православного белого духовенства / В. В. Миротворцев Казань.: 1880.-С. 46.
175. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 38 с.
176. Михайлов И. А. Церковь в прошлом и теперь / И. А. Михайлов Казань.: 1962. —37 с.
177. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л. А. Морозова М.:.Государство и право* 1995. 88 с.
178. Мурашев И. В., Селезнев С. А. Православная церковь и русская история: критика современных богословских концепций.- М.: Знание, 1985. —40 с.
179. Мусин А. Церковь Общество Власть / А. Мусин СПб.- 1997. С. 8798.
180. Николаев А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие / А. ИНиколаев Воронеж.:' 1884. С. 64−70.
181. Никольский Н. М. История русской церкви: / Н. М. Никольский.- М.- 1930. 248 с.
182. Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т. 1−2. СПб., 18 851 886.
183. Петровский Е. Историческая справка касательно способов обеспечения содержанием православного приходского духовенства в России за синодальный период управления русской церковью. СПб, 1896 г.
184. Пиксанов Н. К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар / Н. К. Пиксанов М.- 1928. 148 с.
185. Писарев В. И. Церковь и крепостное право в России / В. И. Писарев М.- 1930. 108 с.
186. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.- 1992. Т. 1. С. 342—343.
187. Полонский А. Православная церковь в истории России (Синодальный период) / А. Полонский.- М.: Содействие, 1995. — 606 с.
188. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР / Д. В. Поспеловский М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996. 408 с.
189. Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв. Итоги этнографических исследований. М.: Наука, 2001 364 е.- Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII—XX вв. Этнографические исследования и материалы. М.: Наука, 2002 — 470 с.
190. Православная церковь в истории России (Спецкурс лекций для аспирантов AOH при ЦК КПСС). М.- 1991. 173 с.
191. Преображенский И. В. К. П. Победоносцев. Его личность и деятельность в представлении современников его кончины / И. В. Преображенский СПб.- 1912. С. 67−90.
192. Протоиерей Мень Д. Сын Человеческий: / А. Мень Смена. 1990. — 496 с.
193. Радугин A.A.
Введение
в религиоведение: теория, история и современные религии / A.A. Радугин. М.: Центр, 238 с.
194. Разумихина Г. П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! / Г. П. Разумихина Материалы к программе Этика и психология семейной жизни М.- 1999.-96 С.
195. Рассказы странствователя по замечательным местам России, Воронежская губерния, с жизнеописаниями св. Митрофана и Тихона. СПб, 1862. С. 43−58.
196. Римский C.B. Церковь и Крестьянская реформа 1861 года. Дис. .канд.ист.наук / C.B. Римский Ростов-на-Дону.: 1982. 192 с.
197. Рогозянский А. Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей / А. Б. Рогозянский СПб.- 2001. 190 С.
198. Российская педагогическая энциклопедия. М.: 1999, Т. 2 С. 90−120.
199. Российское законодательство X—XX вв.еков. М.- 1989. Т. 7. С. 45.
200. Руммель В. В. Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий: / В. В. Руммель В 2 т. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1886−1887. 619 с. Т.1 — 1886.-918 с.
201. Савелов JI.M. Воронежское дворянство. Случайные заметки любителя-генеалога. Вып. 1−2. М.- 1895−1896. С. 78−90.
202. Сгибнева О. И. Живая память России. Культурное наследие в системе взаимоотношений государства и русской православной церкви.— М.: Агент, 1999. —205 с.
203. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700−1917: / Смолич И. К. М.: 1997. Ч. 1. С. 299, — 31.0> 562. Н, .2. Справочно-библиографические материалы. С. 685.
204. Смолич И. К. История Русской Церкви. Ч. I. 1700—1917. / И. К. Смолич М.: 1996. Кн. 8. История Русской Церкви. С. 32−36.
205. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии на 1900 год. Воронеж, 1900 223 с.
206. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен / А. Д. Сухов.- М.- 1973. С. 103.
207. Тальберг И. История русской Церкви / Н. Тальберг Псков, 1994. С. 134−170I.
208. Тарасова В. А. Высшая духовная школа в России в конце XIX начале XX века. История императорских православных духовных академий / В. А. Тарасова М.: Новый хронограф, 2005. — С. 29.
209. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия / В. А. Твардовская М.- 1978. 279 с.
210. Трухачев Н. Очерки Задонского уезда и тамошнего мужского монастыря / Н. Трухачев Памятная книжка Воронежской губернии, за 1863—64 гг. С. 27−31.
211. Ушинский А. Д. Об улучшении быта православного духовенства собственными средствами духовного ведомства / А. Д. Ушинский Спб.- 1864.-43 с.
212. Фирсов C.JI. Православная церковь и Российское государство в конце Х1Х-начале XX вв. (Проблемы взаимоотношений духовной и светской власти) / С. Л. Фирсов СПб.- 1994. С. 23−28.
213. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.- 1992. С. 511.
214. Христос Яннарас. Истина и единство Церкви. Перевод с новогреческого / Под ред. A.B. Маркова. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. 184 с.
215. Церковь в истории России (IX в. -1917 г.). М.- 1967. 336 с.