Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к работе в национальных школах Чувашии: На материале дисциплины «Основной инструмент — баян»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыкальное воспитание подрастающего поколения во многом зависят от того, насколько полноценно оно протекает в школе, что, в свою очередь, обусловлено качеством под готов и работающих в них учителей-музыкантов. Такую подготовку осуществляют, в основном, музыкапьно-педагогяческяе факультеты педвузов. Количество выпускннков в них с каждым годом увеличивается, однако школы все еще испытывают большую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К РАБОТЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ЧУВАШИИ
    • 1. Вопросы музыкально-педагогической подготовки учителя в теории и истории отечественной педагогики
    • 2. Музыкально-педагогическая подготовка студентов как педагогический процесс и своеобразие его организации в условиях национального педвуза
    • 3. Критерии готовности выпускников педвуза к работе в национальных школах Чувашии
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К РАБОТЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ЧУВАШИИ
    • 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к работе в национальных школах Чувашии: На материале дисциплины «Основной инструмент — баян» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музыкальное воспитание подрастающего поколения во многом зависят от того, насколько полноценно оно протекает в школе, что, в свою очередь, обусловлено качеством под готов и работающих в них учителей-музыкантов. Такую подготовку осуществляют, в основном, музыкапьно-педагогяческяе факультеты педвузов. Количество выпускннков в них с каждым годом увеличивается, однако школы все еще испытывают большую потребность в кадрах учителей музыки, умеющих работать на высоком профессиональном уровне. К примеру, на 1 сентября 1997 года в 826 общеобразовательных школах Чувашии работало 318 учителей с высшим музыкально-педагогическим образованием и 208 со средним специальным. В 63 школах уроки музыки не велись из-за отсутствия соответствующих педагогических кадров. В остальных 237 школах уроки музыки проводили совместители (культработники, преподаватели детских музыкальных школ и другие музыкальные работники), а также учителя других предметов, в какой-то мере владеющие игрой на музыкальных инструментах, поющие или имеющие музыкальные способности (37).

Согласно концепции професснонально-деятельностной подготовки учителей ее содержание должно соответствовать следующим принципам:

• «профессионально-деятельностному — определяться системой знаний и умений, необходимых для решения учебно-воспитательных задач;

• педаго газации — отвечать содержанию школьного обучения (при преобладании глубины изучения материала в вузе в той мере, в какой это необходимо для лучшего обучения учащихся. Сам же процесс обучения в вузе должен стать образцом организации занятий в школе, естественно с учетом ее специфики);

• личностному — представлять систему формирования целостной личности учителя как педагогического мыслителя и гуманиста, овладевшего педагогической техникой, способствовать его индивидуально-творческому развитию;

• единство теоретической и практической подготовки;

• опоры педагогиеской подготовка напсихологические знания;

• последовательной реализации дидактической теории в методических курсах;

• опережающего распространения передового новаторского опыта — аккумулировать в психолого-педагогических дисциплинах, в методиках преподавания опыт и идеи учителей-новаторов;

• стимулирования исследовательской деятельности студентов в русле профессионально-педагогической подготовки (особенно в процессе практики), психолого-педагогической, методической подготовки студентов;

• активности и самовоспитания — строиться на понимании профессионального роста студентов как самодвижения, определяемого внутренними движущими силами личности, самостоятельной работой по овладению знаниями и формированию профессиональных качеств;

• непрерывности педагогического образования — включать в себя профессиональную ориентацию, непосредственную педагогическую подготовку и отбор, послевузовское творческое сотрудничество с выпускникамн" (159, 70)*.

Однако на практике овладение учительской специальностью в определенной степени осложняется не всегда ясным представлением о предстоящей педагогической деятельности, неумением использовать приобретенные теоретические знания и практические умения, недостаточной психологической и профессиональной готовностью к работе в школе.

Одним из основных музыкальных инструментов, который широко используется в музыкальном воспитании школьников, является баян. Статистические данные, полученные нами в результате исследовании этого вопроса в институте образования, говорят о том, что около 54% учителей музыки в Чувашии — баянисты. Однако необходимо отметить, что процесс подготовки учителей музыки в классе баяна музпедфакультета Чувашского госпедунивер Здесь и долее в скобках указан источник: первое число обозначает номер в списке лнтсратуры, второе страницы. спета происходит без достаточного учета влияния национального музыкального творчества, использование которого способствовало бы активизации такой работы. Подтверждением этому является анализ практики, который в данном аспекте мы проводили по двум параметрам: а) наличие нотной и методической литературы по инструментуб) применение ее в учебном процессе.

И если национальные произведения еще время от времени звучат в исполнении студентов-баянистов, то цельная, стройная методика их обучения, исходя из собственных народных основ пока отсутствует.

Все вышесказанное поставило нас перед необходимостью поиска и исследования новых подходов в профессиональной подготовке педагога-баяниста для общеобразовательных школ Чувашии.

Следовательно, актуальность темы обусловлена:

1. Потребностью национальных школ Чувашии в кадрах высококвалифицированных учителей музыки, что, в свою очередь, выдвигает проблему повышения уровня подготовки специалистов в педагогическом вузе.

2. Наличие такой ситуации, когда профессиональные качества выпускников музыкально-педагогического факультета часто бывают ниже уровня требований предстоящей педагогической деятельности.

3. Сложностью специфических проблем музыкально-педагогической работы в общеобразовательных школах региона, обусловленных многонациональным составом контингента учащихся, и недостаточной степенью их осознания студентами.

Анализ специальной литературы, а также изучение школьной и вузовской практики свидетельствуют о том, что данная область музыкально-педагогической деятельности исследована недостаточно.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется достаточно много работ, посвященных процессу обучения — Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Л. В. Занков, Л. Клинберг, И. Я. Лернер, Й. Лннгарт, Д. П. Мансфельд, М. И. Махмутов и др.

Общее положены музыкально-педагогической науке ¦ практики преподавания музыки в школе, подготовка соответствующих специалистов в вузе представлены в работах О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Г. Г. Голык, Н. Л. Гродзенской, Е. С. Поляковой и др.

В научной и методической литературе достаточно полно отражены вопросы преподавания музыки в школе и подготовка студентов-пианистов — Т. Л. Беркмая, В. И. Муцмахер, К. А. Цатурян, Г. М. Цыпин и др.

Проблемы подготовки учителя музыки-баяниста рассматривались в диссертациях И. Ф. Гажима, А. Т. Попова, В. И. Шарабурова.

В различных регионах стали появляться варианты программ по музыке с учетом национальных особенностей, а также исследования в этой области — Л. Б. Бактигулова, Ш. Х. Гусейнова, Ю. И. Юзбашян.

В Чувашской Республике эстетические, музыкальные и педагогические проблемы исследовали Е. В. Васильев, А. И. Ефимов, М. Г. Кондратьев, А. В. Чернов, Т. А. Эрре и др.

Вопросы повышения исполнительского мастерства игры на баяне и аккордеоне исследовались Г. И. Благодатовым, В. Р. Завьяловым, А. М. Миреком и Др.

Мы же рассматриваем процесс подготовки студентов-баянистов музыкально-педагогического факультета под иным углом зрения, а именно, в плане применения усвоенных в вузе знаний, умений и навыков в конкретной обстановке чувашского региона.

Мы считаем, что в такой подготовке необходима дифференциация методов обучения с учетом национальных эстетических концепций, традиций и стилей народной музыки, а также привлечение музыкального материала близлежащих соседних республик и всей мировой музыкальной культуры.

Поэтому можно говорить о необходимости детального исследования процесса подготовки учителя музыки-баяниста для национальных школ республики, которые стали объектом целенаправленного изучения впервые.

Мы считаем, что оптимизация этого процесса может идти по нескольким путям:

1) конкретизация и осмысление целевых установок на предстоящий вид деятельности;

2) активизация творческого потенциала, которая происходит через оживление накопленного музыкально-слухового опыта и умения использовать его в своей работе;

3) выработка системы профессионально-исполнительских качеств, учитывающих специфику национальной школы;

4) корректировка содержания и форм проверки вузовского обучения в классе баяна.

Исходя из анализа литературы и потребностей практики, мы сформулировали проблему нашего исследования следующим образом: каковы педагогические условия, при которых музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей будет осуществляться наиболее успешно.

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — систем, а музыкально-педагогической подготовки учителей к работе в национальных школах Чувашии.

Предмет исследования — процесс музыкально-педагогической подготовки учителей к работе в национальных школах Чувашии. Задачи исследования:

1) провести анализ музыкально-педагогической подготовки студентов педвузов в теории и истории отечественной педагогики;

2) изучить педагогический опыт учителей музыки общеобразовательных школ Чувашии с целью выявления типичных недостатков и затруднений в работе в условиях национальной школы;

3) на основе опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогические условия эффективности музыкально-педагогической подготовки студентов к учебно-воспитательной работе в национальных школах Чувашии.

Гипотеза— музыкально-педагогическая подготовка студентов педвуза к учебно-воспитательной работе в национальной школе будет эффективной если:

1) процесс подготовки учителя музыки в вузе строится на основе единства требований законов Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», государственного стандарта образования и региональных особенностей;

2) организована работа по целенаправленному педагогическому формированию потребности в овладении будущими учителями музыки профессионально-исполнительскими знаниями, умениями, навыками;

3) процесс подготовки учителя музыки осуществляется на основе предложенной модели готовности выпускников педвуза к учебно-воспитательной работе в национальной школе;

4) исходя из потребностей национальной школы постоянно осуществляется коррекция музыкально-педагогической подготовки в ходе учебных и вне-учебных занятий.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о многофакторном развитии творческой личности, идеи общего, особенного и единичного в учебно-воспитательном процессе, идеи системного и личеостео-деятельностного подходов, идея о своеобразии и самобытности национальных культур.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

• изучение и обобщение педагогического опыта;

• наблюдение за процессом музыкального воспитания в школе и в вузе;

• анализ музыкальной деятельности учащихся и студентов музыкально-педагогических факультетов;

• педагогический эксперимент;

• имитационное моделирование учебной работы студентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем определены теоретически обоснованы педагогические условия эффективности музыкально-педагогической подготовки будущих учителей к работе в национальной школе, исследованы специфические особенности деятельности учителя музыки, представлены методические рекомендации для студентов педвузов. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

• вскрыта специфика работы школьного учителя музыки национальной школы;

• показана возможность и необходимость научно обоснованного построения музыкально-педагогической подготовки учителей с учетом ее национальных особенностей.

На защиту выносятся:

1. Содержание, формы и методы музыкально-педагогической подготовки учителей к работе в национальных школах Чувашии, включающие в себя специфику подготовки студентов и готовности учителей к музыкально-педагогической работе в национальных школах Чувашии.

2. Теоретически обоснованная проблема конкретности в подготовке студентов к работе в национальных школах Чувашии:

• учет национального компонента в структуре обучения;

• внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза современных методов, форм подготовки студентов к работе в национальных школах Чувашии.

Апробация и внедрение результатов исследования проходила на базе музыкально-педагогического факультета Чувашского госпедуниверситета, средних школ № 16, 19, 36, 47, 60 города Чебоксары, Исаковского учебно-воспитательного комплекса Красноармейского района Чувашской Республики. По результатам исследования были сделаны сообщения на научно-практических конференциях Чувашского госпедуниверситета, Чувашского республиканского института образования, Московского педгосуниверситета, публиковались статьи, учебные пособия.

Обьем и структура диссертапии. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решение проблемы подготовки учителя музыки для национальной школы имеет большое научное и социальное значение. Профессия учителя-музыканта— весьма сложная и многогранная, требующая умений в различных видах музыкальной деятельности, где игра на инструменте рассматривается как средство достижения цели. Многое в профессии учителя музыки зависит от того, какой из студента получается педагог как специалист.

Для достижения этой цели и укрепления профессиональной направленности в деятельности будущего учителя музыки одним из важнейших путей является воспитание у студентов музыкально-педагогического факультета любви к музыке и к детям, к своему предмету через осознание сущности искусства, природы музыки, характера ее исполнения, важности ее общественной миссии. Следовательно, будущий учитель музыки должен сразу выработать достаточно ясное и полное представление о тех профессионально-педагогических задачах, которые ему предстоит решать.

Поэтому работу со студентами необходимо строить с учетом региональных особенностейиспользования разнообразных творческих заданий, ведущих к выработке более разносторонних знаний, навыков и уменийвоспитания любви и увлеченности самим процессом обучения, предполагающим передачу творческого результата труда и опыта другому.

Профессия учителя музыки теснейшим образом связана с проявлением и развитием его способностей. Поскольку музыкально-педагогическая деятельность представляет собой нерасторжимое единство педагогики и музыкального искусства, ее осуществление требует как общепедагогических, так и специальных способностей, целесообразная зависимость между которыми устанавливается лишь при педагогической направленности личности учителя музыки.

Вместе с тем, в теории и практике обучения студентов музпедфакульте-тов за редким исключением отсутствовали положения, учитывающие социокультурный фон того или иного региона.

Настоящая работа исследует подготовку педагога-баяниста для общеобразовательных школ национальной республики в составе Российской Федерации. Результаты опытной работы позволяют констатировать, что:

1) в данных условиях имеются специфические средства, формы и методы обучения, отличные от применяемых в других вузах России;

2) в то же время системы обучения педагога-баяниста на музпедфакультете Чувашского педуниверситета и других учебных заведениях аналогичного профиля имеют много общего, универсального;

3) имеющиеся между ними соотношения можно распределить натри типа:

• соотношения тождества— случаи полного соответствия или адекватности,.

• соотношения частичного различия — частичные соответствия,.

• соотношения полного различия — несоответственные моменты,.

4) данные три типа соотношений обоснованы одинаковыми и различными сторонами конечных целей обучения в каждой конкретной ситуации;

5) в рассматриваемых системах обучения подразумевается обязательная реализация приобретенных знаний, умений и навыков, которая происходит в разных социокультурных средах.

Экспериментальная работа показала, что, если студентов ставить в соответствующие их особенностям условия, то их профессиональное становление будет проявляться ярче, и их общемузыкальное развитие будет осуществляться более полноценно, чем тогда, когда оно идет традиционным путем. Эти условия выражаются, прежде всего в создании ситуаций, предполагающих высокую степень активности студентов. Причем не в меньшей мере их результативность зависит и от того, какое место занимает сам музыкальный материал в общей структуре деятельности.

Очевидно, также и то, что далеко не всякое взаимодействие с музыкальным материалом дает желаемый результат при его запоминании. Наиболее результативным оно оказывается тогда, когда имеют место сознательные, активные ориентировки студентов, осуществляемые в процессе этого взаимодействия. Причем продуктивность запоминания материала зависит от того, какие способы используются студентами в достижении поставленного перед ними конечного результата.

Применение методики обучения игре на баяне, основанной на национальном материале, обеспечивает наличие у студентов того профессионального багажа, который делает эффективной становление учителя музыки.

В результате сопоставления традиционных и экспериментальных методов обучения обнаружилось как принципиальное сходство, так и специфическое, национальное, которое наиболее ярко выражается через ладовую основу и ритмику. Установление сходства и различий, общего и национального, определение путей, ведущих к систематизации всех средств обучения, может быть использовано при подготовке специалистов в вузах других национальных республик.

В связи с тем, что проблемы теории исполнительства на баяне нашли отражение в некоторых работах исполнителей и педагогов-методистов, акцент в исследовании сделан на те стороны исполнительского мастерства, которые могут существенно помочь будущим специалистам в решении музыкального развития учащихся национальных школ Чувашской Республики.

Раскрывая специфику исполнительской и педагогической работы педагога-баяниста, автор представленной работы отдает себе отчет в том, что данное исследование — лишь попытка приблизиться к основам фундаментального изучения данной проблемы. Как исследования подобного характера, так и работа над изучением пентатонических исполнительских принципов и методов, должны быть продолжены.

Совершенствование формирования профессионально значимых качеств учителя музыки необходимо проводить на основе создания «условной модели», включающей требования к его подготовке.

В настоящей работе, в главе 2, основное внимание уделено практическому аспекту применения знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения в вузе. Рассмотрены как общие, так и национальные моменты в системе обучения и последующей деятельности педагога-баяниста.

Производственная необходимость, образуя систему обучения, объединяет в себе различные микросистемы, отличающиеся друг от друга по некоторым параметрам.

Творческое становление учителя музыки начинается на музыкально-педагогическом факультете педвуза. Вузовский педагогический коллектив не просто передает знания, умения, навыки будущим учителям. Он призван формировать их основные личностные качества: мировоззрение, волю, мышление, вкусы, убеждения. Молодых учителей важно не только приобщить к достижениям музыкального искусства, но и подготовить к самостоятельной музыкально-педагогической деятельности, развить творческие способности, инициативу, ответственность, или, иначе говоря, сформировать их музыкально-эстетическую и музыкально-педагогическую культуру.

Единство, взаимодействие и взаимосвязь всей системы подготовки учителя музыки с разносторонней деятельностью музыканта-педагога в школе — основной путь совершенствования профессиональных качеств учителя национальной школы. Поиски нового содержания и форм единства школы и профессиональной подготовки учителя музыки, как показали исследования плодотворны на следующих направлениях:

• разработка научно-теоретической и методической концепции личности педагога-музыканта;

• активная исполнительская практика студентов факультета в школе;

• развитие специалиста в системе «школа— вуз— школа» ;

• совместная учебно-педагогическая и методическая работа вуза и ш колы.

Процесс подготовки учителя музыки бесконечно широк и многогранен.

В работе не нашли отражения все вопросы становления специалиста. Акцент сделан на то, что наиболее характерно для нашего региона. Далеко не все обстоит так хорошо, как хотелось бы. Следует признать, что кризис системы образования, в котором как в зеркале, отражается кризис многих сторон жизни нашего общества, проявляется и в сфере музыкального воспитания детей. Однако констатация негативных сторон сана по себе недостаточна. Мы считаем, что в процессе обучения необходимо опираться на ту позитивную систему духовных координат, которая позволяет начинающему педагогу сделать свой профессиональный выбор.

Но важно, в конечном счете другое. Будучи тесно связанной с процессами музыкального воспитания в современной школе педагогическая наука не стоит на месте. Она постоянно находится в поиске, создавая перспективную концепцию вузовского музыкально-педагогического образования. Любая, в том числе и музыкально-педагогическая теория может успешно развиваться, только впитывая опыт практики. Обновление педагогической науки невозможно без исследования педагогического опыта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альме ев, а Н. Ю. Песенная культура татар-кряшен: жанровая система и многоголосие. Дисс. канд. нскусствоведення. — J1. — 1986. — 158 с.
  2. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. Л.: — Лениздат, 1972. — 335 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 230 с. и 287 с.
  4. .Г. Проблемы представления в советской психологической науке //Философские записки. Л. АН СССР, 1950. С. 57−65.
  5. .Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки. -ЛГУ, № 265, вып. 16, Психология Л. — 1959. — С. 58−68.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Знание, 1978. — 91 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Высшая школа, 1975. — 325 с.
  8. О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Музыка. — 1982. — С. 111 115.
  9. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 230 с.
  10. Ю.Аристова Л. П. Активность учения школьника. М: Просвещение, 1968.- 139 с.
  11. П.Арчажникова Л. Г. Профессия —- учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.-111с.
  12. П.Арчажникова Л. Г. Профессиографический подход к деятельности учителя музыки //Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников. -Чебоксары, 1984. С. 3−5.
  13. П.Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Дисс. доктора пед. наук. М. — 1975. — 257 с.
  14. Н.Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. JI.: Лениздат, 1973. — 144 с.
  15. В.Г. О системном подходе в социальном познании.// Вопросы философии. 1973. — № 6. — С. 99−101.
  16. Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М. — Наука, 1981.- 247 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977.- 220 с.
  18. Ю.К. Опитимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1973. — 256 с.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Просвещение, 1987. — 78 с.
  20. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  21. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. -Киев.: Радянскашкола, 1984. 288 с.
  22. Ю.К. Избранные педагогические труды. Т. 1, 2. М.: Педагогика, 1987.- 560 с.
  23. Л.Б. О специфике применения программы по музыке в общеобразовательных школах Казахской ССР. Автореф. канд. дисс. М. — 1984. -178 с.
  24. Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы //Музыкальное воспитание в СССР. М.: 1978. Вып. 1. — С. 39−47.
  25. Л.А. Путь к музицированию. Л.-М.: Советский композитор, 1973. 270 с.
  26. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. — 288 с.
  27. Г. И. Межличностные контакты педагога и учащегося в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах). Дисс.канд.под.наук.1. М.:1992. 182 с.
  28. Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1961.-115 с.
  29. Т.Л. Эстетическое воспитание в школе. М.: Учпедгиз, 1957. — 78 с.
  30. Т.Л. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1955. — 120 с.
  31. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.-М.: Наука, 1966.- 250 с.
  32. .П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  33. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. — С. 3−8.
  34. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1992. — 110 с.
  35. Г. И. Русская гармоника. М.: Музыка, 1960. — 250 с.
  36. Г. И. История гармоники в России. Дисс. канд. искусствоведения. Л.: 1950. — 250 с.
  37. Бюллетень Минобразования ЧР or 13.09. 97 г.
  38. Е.В. Воспитание у учащихся гуманности в сфере межличностных отношений. Чебоксары. — 1997. — 450 с.
  39. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.- 320 с.
  40. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. -Чебоксары. 1965. — 68 с.
  41. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. — 441 с.
  42. Вопросы истории и теории чувашского искусства. Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ. — 1982. — 235 с.
  43. Т.Н. Совершенствование процесса усвоения знаний на занятиях музыкой. Автореф.канд.дисс. М. — 1981. — 18 с.
  44. JI.С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1956. — 341 с.
  45. И.Ф. Взаимосвязь исполнительской и методической подготовки студентов музыкально-педагогического факультета пединститута в инструментальном классе. Автореф.канд.дисс. М. • 1986. — 19 с.
  46. Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М.: Советский композитор, 1960. — 160 с.
  47. Г. Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультета в формировании музыкально-творческих качеств студентов. Автореф.канд.дисс. М. — 1971. — 17 с.
  48. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. • М.: Советский композитор, 1969. 448 с.
  49. ЗО.Гржибовская Р. И. Проблема формирования внутрислуховых представлений у учащихся музыкантов. Автореф.канд.дисс. М. — 1974. — 19 с.
  50. H.JI. Воспитательная работа на уроках пения. М.: Просвещение, 1953.- 220 с.
  51. Гродзенская H. J1. Музыка в школьном быту. //Вопросы музыки в школе. -Л.- 1926.-С. 57−68.
  52. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-76 с.
  53. Давыдов В В. Виды обобщения в обучении. М: Педагогика. 1972. — 424 с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  55. М.А. Процесс обучения в советской школе. М. АПН РСФСР, 1960. — 176 с.
  56. Дидактика средней школы. Под.ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.:1. Просвещение, 1975. 303 с.
  57. Дистервег’А. Руководство к образованию немецких учителей //-Избранные педагогические сочинения. Учпедгиз, 1956. — С. 582.
  58. JI. Метод Кодая и его музыкальные основы. // Музыкальное воспингтание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983. — С. 46−51.
  59. A.M. Преподавание в средней школе США (проблемы начинающих учителей). М. — Прогресс, 1983. — 288 с.
  60. И.И. Оптимизация управления учебным познанием. Ав-треф.канд.дисс. М. — 1970. — 19 с.
  61. А.И. Программы чувашской восьмилетней школы. Музыка. 4−7. классы. Чебоксары, 1976. — 22 с.
  62. А.И. Школа Яковлева: народная эстетика. //Народное образование. -1989.-№ 5.-С. 51−58.
  63. И.М. Ангемитоника и гемитоника. //Пентатоника% контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1995. — С. 40−47.
  64. В.Р. Баян и вопросы педагогики. Методическое пособие. М.: Музыка, 1971. — 56 с.
  65. Закон Чувашской Республики «О народном образовании». Чебоксары, 25.01.1993. ¦
  66. Ильина Т А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1, 2, 3. -М. Знание, 1972. — 267 с.
  67. Ю.А. Музыкальная культура Чувашии. Вып.1. Чувашская народная * музыка. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. — 1961. — 80 с.
  68. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М: Просвещение, 1984.- 206 с.
  69. Кабалевский Д Б. Педагогические размышления. М. Просвещение, 1986. У- 197 с.
  70. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989, — 190 с.
  71. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Знание, 1974. — 210 с.
  72. Л.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке. Автореф.канд.днсс. М. — 1982. — 17 с.
  73. Н. Чувашская и болгарская народная музыка //Чувашское искусство. Вып.1. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1971. — С. 38−43.
  74. КвасннцаЗ.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте. Автореф. канд. дисс. -М. 1970.
  75. Я. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  76. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т.2 Способности. Л.: ЛГУ, 1960. — 304 с.
  77. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. — 288 с.
  78. Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио. М.: 1993. — Вып.1, 2. — 125 с. и140 с.
  79. Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт, 1962. — 18S с.
  80. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (общение и возрастные особенности). Минск. — БГУ, 1976. — 350 с.
  81. Я.А. Избранные педагогические сочинения (в 2-х т.). М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с. и Т. 2. — 576 с.
  82. М.Г. Традиционная музыкальная культура //Ученые записки НИИ ЯЛИЭ. Чебоксары. 1992. — С. 253−267.
  83. М.Г. Основные свойства чувашской пентатоники //Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань. 1995. — С. 86−91.
  84. М.Г. Чувашская музыкальная культура. Тема 1. Чувашская народная музыка. Чебоксары. — 1982. — 57 с.
  85. А. О фортепианном искусстве. М. Советский композитор. 1965.160 с.
  86. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М. Педагогика, 1975. — 303 с.
  87. Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на народной музыке. Автореф.канд.дисс. М. -1991. -17 с.
  88. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961.-98 с.
  89. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986. — 367 с.
  90. Е.Ф. Формирование исполнительских умений в условиях профессиональной подготовки учителей музыки. Автореф.канд.дисс. М. — 1985.-16 с.
  91. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. • М.: Музыка, 1966. 120 с.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. М.- МГУ, 1981. — 584 с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1977.- 304 с.
  94. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  95. И.Я. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974. — 135 с.
  96. ЮО.Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерност и. М.: Знание, 1980.-96 с.
  97. Ю1.Лийметс Х.й. Как воспитывает процесс обучения? М. Знание, 1982.-96 с.
  98. Ю2.Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.
  99. ЮЗ.Лисков Г. Г. Юраурокесем. Методические указания об уроках пения в 1−2 классах чувашской начальной школы. Чебоксары, 1962. — 78 с.
  100. .Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. -1975. -№ 2. С. 78−83.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М: Наука, 1984.-444 с.
  102. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М: АПН СССР, 1991.- 295 с.
  103. Ю7.Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  104. Ю8.Ляховицкая С. С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. //Вопросы фортепианной педагогики. Вып.З. -М.: 1971.1. С. 40−48.
  105. Ю9.Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. — 752 с.
  106. ПО.Мазель Л. А. О типах творческого замысла. /10 природе и средствах музыки. Теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. — С. 35−38.
  107. Ш. Максимов Е. И. Ансамбли и оркестры гармоник. М.: Музыка, 1966.-215 с.
  108. Ш. Мансфельд Д. П. Общее образование в ВНР. М.: Педагогика, 1985. — 166 с.
  109. Т.Г. Совершенствование путей и методов эстетического воспитания учащихся назанятиях музыкой. Автореф.канд.дисс. М. — 1981. -16 с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  111. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 365 с.
  112. Пб.Махмутов М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 182 с.
  113. И.А. Формирование эстетической оценки у младших школьников к элементам речи и музыки. Автореф.канд.дисс. М. — 1994. — 17 с.
  114. Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Просвещение, 1971. — 224 с.
  115. Менчинская Н А. Психологические проблемы обучения. М.: Педагогика. 1967. — 218 с.
  116. Менчинская Н А, Калмыкова 3 И. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития. М.: Педагогика. 1986. — 325 с.
  117. Ш. Мнрек A.M. Из история аккордеона и баяна. Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармонии. М.: Музыка, 1967. -357 с.
  118. Ш. Мирек A.M. Справочник по гармоникам. М. Музыка, 1968. — 131 с.
  119. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советский композитор, 1991.- 504 с.
  120. В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки. Дисс. доктора пед. наук. М.- 1991. — 417 с.
  121. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
  122. Научный архив НИИ ЯЛИЭ Чувашской Республики, отдел 5, т. 88, с. 38.
  123. Ш. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальныхразличий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  124. В.Д. Индивидуальные различия в зрительном и слуховом анализаторах по параметру сила чувствительность //Вопросы психологии. -1957. -№ 4, с.13−17
  125. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка. 1987. — 240 с.
  126. Л.Б. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л.: Советский композитор, 1979. — 250 с.
  127. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений. Автореф.канд.дисс. -М. 1979. — 19 с.
  128. Н.М. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. — 135 с.
  129. Образцова И И. О музыке и музыкантах. М.: Музыка, 1952. — И 1 с.
  130. ИТ. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М.: АПН СССР, 1969. -48 с. 136.0лпорт Г. Основы процесса индивидуального и коллективного развития. -М.: Высшая школа, 1972. 210 с.
  131. Ф.П. Собрание сочинений. Т.1, 2. Чебоксары, 1972. — 336 с. и 207с.
  132. ПадалкаГ.Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов пединститутов в процессе их индивидуального фортепианного обучения. Автореф. канд. дисс. -М. 1970.
  133. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат, 1967.- 262 с.
  134. Педагогика. Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 350 с.
  135. НЗ.Перельштейн М. М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания. Автореф.канд.дисс. М. -1981. — 18 с.
  136. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. -М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  137. Л.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
  138. Полифоническая тетрадь баяниста. Под ред. Панина В В. Чебоксары. 1969. — 120 с.
  139. Полякова Е С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музыкой. Автореф.канд.дисс. М. — 1983. — 18 с.
  140. А.Т. Формирование тембрового слуха в классе баяна. Автореф.канд.дисс. М. — 1989. — 20 с.
  141. Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. -М.: АПН СССР, 1984. 120 с.
  142. Программы педагогических институтов. Сборник 17, Музыкальней инструмент. М.: Просвещение, 1984. — С. 76−87.
  143. Программы педагогических институтов. Сборник 25. Музыкальный инструмент. М. — Просвещение, 1979. — С. 58−69.
  144. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Н. А. Менчинской. М. — Педагогика, 1971. — 272 с.
  145. Пусламаш шкул нрограммисем. Музыка 1- 4 классем. Шу наш кар. — Чаваш кенеке издательстви, 1989. — 143 с.
  146. В.А. О некоторых формах активизации урока в процессе индивидуального обучения //Формирование музыкально-исполнительского мастерстfcва. М.: МГПИ им. Ленина, 1981. — С. 98−104.
  147. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — Т.1.- 485 с. Т.2.-321 с.
  148. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 328 с. Ш. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: АН СССР, 1959.- 354 с.
  149. Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. — 96 с.4*
  150. Л.И. Перспективы профессионально-деятельностной подготовки учителей //Советская педагогика. 1988. — № 7. — С. 70−73.
  151. Л.И. Самовоспитание чувства, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983. — 159 с.
  152. Ш. Савшннский С И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961.- 271 с.
  153. Савшннскнй С И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Л.: * Советский композитор, 1964. — 119 с.
  154. Ш. Савшннский С И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968.- 108 с.
  155. Э. Некоторые стороны метода Кодая //Музыкальное воспитание в
  156. . М. — Советский композитор, 1983. — С. 38−44.
  157. Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1983. — 85 с.
  158. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.- 206 с.
  159. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  160. В.А. Формирование личности учителя в системе высшего образования. М.: МГПЙ им. Ленина, 1981. — С. 67−75.
  161. В.А. Формирование личности советского учителя в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  162. Словарь русского языка в четырех томах. Т.2. Под. Ред. А. П. Евгеньевой. -М.:ГИС 1982.- 632 с.
  163. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.- 344 с.
  164. ТенюковаГ.Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования. Автореф.канд.дисс. М.1993. 19 с.
  165. .М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. — 319 с. — Т.2.- 359 с.
  166. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии. М.: АН СССР, 1963. — 476 с.
  167. .М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. М.: АПН РСФСР. 1964. -263 с. а 176. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН1. РСФСР, 1947.- 226 с.
  168. К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. — Т.2. -655 с.
  169. А. Древняя индокитайская гамма в Азии и в Европе. -СПб, 1898.- 215 с.
  170. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Просвещение, 1940. — Т.1. — 407 с. -Т.2. — 450.
  171. Ю.Н. Пентатоника как род интервальных систем //Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1995. — С. 3−6.
  172. Ш. Цатурян К. А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Дисс.канд.пед.наук. М. — 1984. — 220 с.
  173. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Педагогика, 1984. — 215 с.
  174. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  175. А.В., Ильин Ф. Г. На новом этапе //Музыкав школе. 1985. — № 3. -С. 14−16.
  176. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1979.-96 с.
  177. В.И. Исследование методов формирования исполнительских навыков игре на баяне (в процессе музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов). Автореф.канд.дисс. М. — 1978. — 19 с.
  178. Ш. К. Система ангемнтонной пентатоники (Константные и мобильные свойства). //Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры.-Казань, 1995. С. 29−39.
  179. Д.Д. Знать и любить музыку. М.: Молодая гвардия, 1958.- 15 с.
  180. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  181. Эрре Т А. Чувашская опера. Чебоксары. 1979. -128 с.
  182. В. Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития. Автореф.канд.дисс. -М. 1983. — 19 с.
  183. Cheremis folksongs by L. Vikar and G. Bereczki. Chuvash melody types by L.Vikar. In: Chuvash studies, Budapest, 1982.
  184. Thomas Werner, Bilding zum Spache in Orff-Shulwerk. In: OrfT-Institut Tahr-buch, 1962, Mainz.
  185. Keller Wilhelm. Elementare musik. In Orfif-Institut Tahrbuch, 1962, Mainz.
  186. Анкета № 1 для студентов-баянистов музпедфакультета
  187. Считаете ли Вы, что получаемая на факультете инструментальная подготовка соответствует целям и задачам предстоящей деятельности? (Подчеркнуть)1. Да- Нет- Не совсем.
  188. Как часто в процессе инструментального обучения Вы встречаетесь с национальным (чувашским) музыкальным материалом? (Подчеркнуть)а) часто-б) не часто-в) никогда-г) не так часто как хотелось бы-д) встречается чаще, чем необходимо.
  189. Анкета № 2 для студентов музпедфакультета
  190. На основании, каких личных качеств Вы оцениваете Вашу пригодность к ра боте учителя музыки общеобразовательной школы чувашского региона?
  191. Обладаете ли Вы достаточными качествами для обучения? (подчеркнуть) а) да-б) нет-в) затрудняюсь ответить-г) обладаю возможностями для обучения.
  192. В чем заключалась Ваша педагогическая деятельность до поступления в институт?
  193. Где и в качестве кого Вы работали до поступления в университет?
  194. Какому виду деятельности Вы хотели бы отдать предпочтение после окончания университета? (Подчеркнуть)а) работа в общеобразовательной школе-б) работав музыкальной школе-в) исполнительская деятельность.
  195. Когда у Вас возникло желание стать учителем? (Подчеркнуть)а) в детстве-б) в старших классах-в) после окончания школы: г) непосредственно перед вступительными экзаменами-д) на первых курсах института: е) после педагогической практики.
  196. Нравится ли вам избранная профессия?
  197. Стремитесь ли вы учиться лучше? Интересно ли вам учиться? Часто ли вы задаете вопросы педагогам?
  198. Какой вид деятельности, связанный с игрой на инструменте вас больше увлекает? Над чем занимаетесь дополнительно?
  199. Быстро ли усваиваете музыкальный материал? Стремитесь усвоить музыкальный материал в общем или выделяете главное? Удается ли вам сыграть с листа любой текст, или только его часть?
  200. Сколько времени обычно уходит на выполнение задания к следующему уроку? Успеваете ли вы за темпом изучения материала? За ходом учебного процесса?
  201. Стремитесь ли вы выполнять до конца учебное задание, если оно не получается? Можете ли вы отказаться от интересного дела ради важного и нужного?
  202. Какие трудности испытываете в инструментальном обучении?
  203. Получаете ли вы замечания по организации собственной самостоятельной работы от педагогов? Считаете ли вы их справедливыми?
  204. Ю.Чьи требования к вашему исполнению музыки на инструменте считаете более строгими: ваших педагогов, других студентов, публики на концерте, детей в школе? Чем они отличаются?
  205. Есть ли у вас друзья в студенческой среде? Что вам нравится в их учебной работе? Чем они вам помогают и чем помогли им вы?
  206. Что больше всего мешает вам улучшить ваше инструментальное обучение?1. Анкета № 3для учителей музыки общеобразовательных школ
  207. Как Вы считаете, можно ли проводить современный урок музыки в общеобразовательной школе без применения музыкального инструмента? Почему?.
  208. Является ли инструментальная подготовка, полученная Вами на музпедфа-культете, достаточной для успешной деятельности в общеобразовательной школе вашего региона?.
  209. Если нет, то в чем чувствуете недостатки?.
  210. А) Получили ли Вы методические рекомендации по использованию музыкального инструмента в практике школьной работы?.1. Если да, то где:• на занятиях по музинструменту-• на занятиях по методике музыкального воспитания:• на педагогической практике в школе.
  211. Б) Рекомендаций в этой области не получили и применяли инструмент (подчеркнуть)• случайно• интуитивно• по подсказке здравого смысла.
  212. Есть ли какое-либо сходство (или нет) между методикой постижения музыкального произведения, принятой в инструментальном классе на музпедфа-культете, и между методикой ознакомления детей с произведением, применяемой вами на уроках музыки в школе?—.-.
  213. Если есть, то в чем состоит это сходство?.
  214. Сколько школьных произведений, из пройденных в инструментальном классе на факультете, находилось к началу работы в школе в вашем репертуарном активе (т. е. в состоянии готовности к исполнению?).а) из них чувашских.-.- -.
  215. Сколько произведений дополнительных, т. е. не входящих в школьную программу «Музыка», было сыграно Вами в школе?.-.а) из них национальной музыки.-.-.
  216. Принесло ли Вам практическую пользу в работе изучение школьного репертуара в инструментальном классе на факультете?.-.
  217. В чем она выражается?---------------------------------------------------------------------
  218. Используете ли Вы в работе дополнительный инструмент?---------------------
  219. Музыкальный материал для пения. 1 четверть
  220. Хаваслан шкула музыка Ф. Васильева, слова И. Малгая
  221. На горе-то калина русская народная песня (двухголосно)
  222. Маленький барабанщик немецкая революционная песня, обработка А. Давыдова, русский текст М.Светлова.
  223. Все дети на планете музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова (двухголосно).
  224. Октябрь юрри музыка Г. Хирбю, слова С. Юш кова.
  225. Смело, товарищи, в ногу! Революционная песня, слова Л.Радина.2 четверть
  226. Пнонерсен марше музыка Ф. Лукина, слова В. Давыдова-Аяатри.
  227. Петушок латышская народная песня (двухголосно)
  228. Сусанин русская народная песня (двухголосно).
  229. Салам хел кунне русская народная песня в обработке Н. Рямского-Корсакова, чув. перевод А.Калгана.
  230. Кавак пелет янкар тара музыка В. Воробьева, слова Метрн Васдея.3 четверть
  231. По долинам и по взгорьям мелодия А. Атурова, обработка А. Александрова, слова С.Парфенова.
  232. Учил Суворов музыка А. Новикова, слова М. Левашова (двухголосно).
  233. Гулял по Уралу Чапаев- русская народная песня. герой
  234. Пирен Чапай музыка Г. Хирбю, слова И.Ивника.
  235. Ленин синчен хуна юра музыка З. Левиной, слова Г. Спендиаровой, чувашский текст С.Шавлы.
  236. Ой, чия це хатынька украинская народная песня.4 четверть
  237. Сурок музыка Л. Бетховена, русский текст С. Спасского (двухголосно).
  238. Лартар симес йывассем музыка Г. Лебедева, слова В. Давыдова-Анагри.
  239. Разговор о Ленине музыка В. Локтева, слова М.Крючкова.
  240. Тари музыка Ф. Лукина, слова И. Мал гая. (двухголосно).
  241. Лесная песнь музыка Э.Грига.1. Слушание музыки.
  242. Музыка на сказочную тематику. Представление об опере. Содержаниеоперы Ф. Васильева «Шывармань»
  243. Жанры русской народной песни (былина, историческая песня, обрядовая, протяжная, хороводы), ее идейное и художественное значение, особенность музыкального языка (лад, ритм). Тематическое разнообразие чувашской народной песни, ее ладовая основа.
  244. Революционные песни. Песни народов СССР.
  245. Э.Григ. Краткая биография. Народная основа его музыки. Поэтичность и своеобразие музыкального языка. Понятие о сюите.
  246. Музыкальный материал для слушания.1 четверть1. Н. Римский-Корсаков.• Ария Царевны-Лебеди-• Полет Шмеля-• Три чуда (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Ф. Васильев-• Хор девушек из оперы «Шывармань».2 четверть
  247. Музыкальная грамота Навыки и знания.
  248. На основе полученных в 1−3 классах знаний уметь разобрать песню или инструментальное произведение.
  249. Расширить знания и навыки в области лада и метроритма. Знать строение мажорного и минорного трезвучия и пентахорда, петь их в сопровождении.
  250. Уметь различать на слух тон и полутон (от одного звука) Знать знаки альтерации Знать размер 4/4 Знать длительности: целая, четверть с точкой и восьмая с точкой. Уметь выполнять их при пении по ногам.
  251. Пение по нотам. Разучивать песни по ногам. Знать обозначение размера 4'4
  252. Сольфеджировать примеры, упражнения и простые песни в размерах 2/4, ¾, 4/4, в тональностях до, фа и соль мажор и в параллельном миноре, в пределах пяти звуков.
  253. ПЕНТАТОНИЧЕСКИЗЕ JAMMbI ДЛЯ БАЯНА182Iг i 5 11 Г5 Ч1. S 1 «» 1 1t: J («=== 1®? <
Заполнить форму текущей работой