Религиозность современной студенческой молодежи: на примере Нижегородской области
Наше исследование подтвердило предположение о том, что преобладающей тенденцией в сознании молодого поколения является добровольность в изучении религиоведческих/религиозных предметов. Социологический анализ выявил потребность в получении образования с религиоведческой/религиозной компонентой. Отметим, что социальный заказ РПЦ на введение теологии в государственных учебных заведениях в той или… Читать ещё >
Содержание
- Глава. L Методологические подходы к изучению религиозности
- Глава II. Элементы религиозности в сознании нижегородской студенческой молодёжи
- 2. 1. Конфессиональная сосгавляюшэя в механизме самоидентификации студенчества
- 22. Свобода совести, свобода вероисповедания как социальные ценности
- Глава III. Функционирование и воспроизводство религиозности
- 3. 1. Реальная религиозная идентичность
- 3. 2. Религиозная социализация
- 3. 3. Религия в образовательном пространстве
Религиозность современной студенческой молодежи: на примере Нижегородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения. Религиозные символы и сюжеты обрели ценность привлекательного имиджа. Несомненный интерес к данному явлению вызвали работы С. Хантингтона1. Это очертило острые проблемы духовной жизни общества и привело к созданию новой системы регулирования религиозных процессов.
На основе принципов свободы совести и светского государства были приняты Законы 1990 года «О свободе вероисповеданий», а затем 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях», снявшие остроту ряда проблем. Однако резкие и быстрые изменения сферы духовного бытия, ситуация общественной и личной аномии стимулировали рост мистических, иррациональных настроений, обращение людей к нетрадиционным принципам организации жизни, что привело к дестабилизации социума. Подверглась влиянию различных религиозных течений восприимчивая и мобильная молодежь.
Особенно активную позицию занимают церковные организации. Так, в докладе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе 13−16 августа 2000 года отмечено: «Важной сферой миссионерской направленности должна являться работа с нерелигиозной.
1 Хантигтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.
1994. -№ 1.-С.ЗЗ-48. молодёжью"1. Это закреплено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви2.
Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница — завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.
Самоидентификация студенчества по конфессиональному принципу часто становится предметом политико-социальных мифов, создаваемых властными и политическими структурами, средствами массовой информации, религиозными и общественными организациями. Между тем проблема соотношения религиозного сознания и поведения населения, в том числе и современной студенческой молодежи, не достаточно исследована.
В таких условиях важным становится изучение социологическими методами, во-первых, уровня религиозности молодежи — качественного показателя её религиозного сознания и поведения. Во-вторых, информированности молодого поколения о проблемах, возникающих в процессе реализации статьи 28 Конституции Российской Федерации о свободе совести, сво Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Москва, 13−16 августа 2000 // Сб. документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — Н. Новгород, 2000. — С.32.
2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сб. документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. — Н. Новгород, 2000. — С. 171−250. боде вероисповедания, что позволит регулировать социальнорелигиозные процессы, происходящие в России как поликонфессиональном социуме.
Состояние научной разработанности проблемы. Изучение проблемы соотношения религиозного компонента в сознании и поведении молодёжи в зарубежной науке основано на макросоциологических теориях (Бергер П., Вебер М., Гидденс Э., Дюркгейм Э., Лукман Т., Маркс К., Мертон Р., Пар-сонс Т., Спенсер Г., Энгельс Ф. и т. д.), теориях среднего уровня (Глок Ч., Грили Э., Зиммель Г., Йингер Дж., Рэдклифф-Браун А.Р., Смелзер Н., Сорокин П. А., Трельч Э., Хантингтон С. и т. д.), на конкретно-социологических исследованиях (Адвилониене Ж., Гамплова Д., Стойчев Т., Томази JL, Ца-мерян И.П., Цветков П. и т. д.). Работы этих авторов основаны на методологии изучения религиозности в иной культурной, социальной, экономической, политической, национальной и религиозной среде, они позволяют выявить мировые тенденции изменения религиозности и сопоставить методы и формы ее изучения с методологией социологических исследований в современной отечественной науке.
Особенности российского социума, складывающегося на протяжении многих столетий и претерпевшего радикальные изменения за последние двадцать лет, привнесли специфику, как в процесс разработки теорий, так и в проведение прикладных исследований. Основные методологические принципы изучения роли религии в обществе, имеющие существенное значение как для исследования уровня религиозности населения в целом, так и студенческой молодежи в частности, сформулированы в трудах отечественных ученых (Гордиенко Н.С., Клибанова А. И., Красникова А. Н., Левады Ю. А., Тажидиновой И. Г., Токарева С. А., Угриновича Д. М. и др.).
В работах многих авторов (Аринина Е.И., Балагушкина Е. Г., Безрого-ва В.Г., Ваторопина А. С., Веремчука В. И., Гараджи В. И., Добрускина М. Е., Дорожкина Н. А., Забияко А. П., Здоровец Я. И., Кимелева Ю. А., Кобецкого В. Д., Кырлежева А., Кулакова П. А., Лопаткина Р. А., Митрохина Л. Н., Мухина А. А., Панкова А. А., Писманика М. Г., Радугина А. А., Тажуризиной З. А., Торчинова Е. А., Тощенко Ж. Т., Трофимчука Н. А., Форсовой В. В., Шахновича М. М., Элбакян Е. С., Яблокова И. И. и др.) исследовано понимание религии как одного из важных факторов развития общества, социального феномена и системы, обеспечивающей потребности социума в многообразных формах и взаимосвязях1.
В отечественных конкретно-социологических исследованиях религиозности населения в целом и отдельных групп в частности представлены разные методики и подходы к изучению выделенной проблематики (Василевский Ю.Л., Вишневский Ю. Р., Волков Е. Н., Воробьёва М. В., Воронцова Л. М., Гудим-Левкович Г. Е., Дубов И. Г., Ильясов Ф. Н., Каариайнен К., Картина И. Г., Кертман Г. Л., Кублицкая Е. А., Лебедев С. Д., Мануильский М. А., Налетова И. В., Немировский В. Г., Симонов И. В., Скриптунова Е. А., Смета-нина Т.А., Соколов А. В., Филатов С., Флетчер У., Фурман Д., Чеснокова В. Ф., Шапко В. Т., Широкалова Г. С., Юдин В. В. и др.)2.
Для исследования проблемы религиозности современного российского студенчества потребовалось привлечение и координирование знаний из смежных наук — философии, психологии, социологии молодёжи, этнографии.
1 См.: Аринин Е. И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 е.- Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 178 е.- Писманик М. Г. Религиоведение и светская школа // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России Материалы конференций. — М.: Изд-во «Рудомино», 2002. — С.47−55- Тощенко Ж. Т. Теократия: фантом или реальность? -М.: Academia, 2007. — 664 е.- Яблоков И. Н. Социология религии. — М.: «Мысль», 1979. -182 с. и другие.
2 См.: Воробьёва М. В. Религия и религиозность в современной России // Религиоведение. — 2006. — № 2. -С.21−32- Дубов И. Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Политические исследования. — 2001. — № 2. — С.78−92- Каргина И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. — 2004. — № 1. — С.45−53- Кертман Г. Л. И тайное знание, и явный обман (имидж рынка оккультных услуг) // Социальная реальность. — 2006. — № 5. http://socreal.fom.ruЛебедев С. Д. Религиозность: что считать критерием? http: //cIub.fom.ru/entry.html?entry=2538- Мчедлоп М. П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. — М.: Научная книга, 2005. — 447 е.- Налетова И. В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности // Социологические исследования. -2004. -№ 5. — С.130−136- Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. — 2001. — № 6. — С.89−96- Широкалова Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социологические исследования. — 2001. — № 6. — С. 80−88.
Объектом исследования является студенческая молодежь г. Нижнего Новгорода и области.
Предметом исследования — религиозность студенческой молодёжи.
Целью исследования является выявление характеристик конфессиональной самоидентификации студенчества и степени её соответствия религиозному поведению.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Выявить группы формальной (номинальной) религиозной идентичности в среде нижегородского студенчества.
2. Изучить элементы религиозного мировоззрения и религиозную активность молодого поколения.
3. Исследовать показатели информированности молодежи Н. Новгорода и области о конституционных основах свободы совести, свободы вероисповедания.
4. Выявить реальную религиозную идентичность (воцерковленность) студенчества.
5. Проследить наличие/отсутствие взаимосвязи между религиозным воспитанием в семье и воцерковленносгью (реальной религиозной идентичностью) студентов.
6. Определить степень потребности учащихся высших учебных заведений Н. Новгорода и области в получении религиоведческого/религиозного образования.
Общие гипотезы исследования: 1. В сознании студентов преобладает мировоззренческая неопределенность. 2. Вопросы свободы совести, свободы вероисповедания не являются актуальными для студентов. 3. Приоритетное влияние на сознание и поведение студенчества имеют земные ценности перед религиозными. 4. Религиозное поведение учащейся молодёжи избирательно и фрагментарно. 5. Семья является одним из факторов религиозной социализации студентов. 6. Изучение религиоведческих предметов и культуры молодёжь предпочитает на добровольной основе.
Теоретической и методологической основой исследования стали:
• Фундаментальные принципы системности, всесторонности, конкретности и научной объективности.
• Общенаучные методы познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация.
Поскольку исследование религиозности студенческой молодежи имеет междисциплинарный характер, в работе используются теоретические положения и материалы таких отраслей общесгвознания как философия, социология религии, социология молодежи, религиоведение, психология религии.
Методы исследования: анкетирование, метод фокусированного интервью, статистический анализ количественных данных на основе программы SPSS, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе проведения эмпирического социологического исследования, сравнение и сопоставление с результатами аналогичных российских эмпирических исследований, анализ законодательных актов.
Эмпирическая база исследования. В 2006;2007 учебном году диссертантом проведены собственные социологические исследования по разработанной автором анкете. Опрошено 552 студента Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, 327 студентов Волго-Вятской академии государственной службы, 98 студентов Нижегородского государственного инженерно-экономического института г. Княгинино (всего 977)1.
1 В ходе исследования опрашивались учащиеся следующих заведений:
Учебное заведение Факультет Доля к общему числу опрошенных (%).
1. Нижегородская государственная Почвоведение 1,8 сельскохозяйственная академия (НГСХА) Агрономический 20,2.
Зооинженерный 14,5.
Инженерный 2,8.
Экономический 7,9.
Ветеринарный 1,3.
Лесной 4,5.
Аспиранты 3,5.
2. Нижегородский инженерно-экономический Инженерный 10,0 Институт (НГИЭИ).
3. Волго-Вятская академия Государственной службы (ВВАГС).
Государственное Муниципальное Управление 16,8.
Финансы и Кредит 7,2.
Юридический 1,6.
Прикладная информатика 1,5.
Менеджмент организации 4,4.
Мировая экономика 1,9.
Всего опрошено 977 100,0 Всего было опрошено 392 учащихся мужского и 585 женского пола, что составило 40,1% и 59,9%, соответственно.
В диссертации использованы данные, полученные в ходе Всероссийского исследования, проведенного Российским Обществом социологов (РОС) под руководством профессора Ю. Р. Вишневского в 20 062 007 учебном году в 17 регионах европейской часта России и Урала Всего опрошено 3929 человек, в том числе с нашим участием в г. Нижнем Новгороде — 288 студентов третьего itypca трех вузов: Волго-Вятской академии государственной службы, Нижегородской сельскохозяйственной академии, Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. В 2007;2008 учебном году проведено фокусированное интервью студентов зооинженерного факультета НГСХА (N=51)1. Результаты обработаны с помощью программы SPSS. Кроме того, проведен вторичный анализ данных социологических исследований по религиозной проблематике в Российской Федерации.
Научная новизна исследования. На основе анализа исследований роли религии в системе общественных отношений, анализа динамики современной российской религиозной ситуации нами:
• разработана авторская методика исследования религиозности студенческой молодёжи;
• дана новая классификация теоретических подходов к проблеме критериев религиозности населения;
• выявлены специфические особенности религиозности студенческой молодёжи г. Н. Новгорода и области;
• определено отношение нижегородского студенчества к введению церковного налога;
• приведена классификация факторов, оказывающих влияние на формирование религиозной социализации молодого поколения;
1 В ходе фокусированного интервью было опрошено 19 юношей и 32 девушки, что составило 37,2% и 62,8% соответственно.
• сформулированы предложения по совершенствованию системы светского образования как агента формирования религиозной толерантности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в результате исследования материалы позволяют:
• ввести в научный оборот знания об особенностях религиозности и религиозной социализации студенческой молодёжи;
• классифицировать подходы к критериям религиозности, являющиеся основой регулирования духовных процессов в молодёжной среде и среди населения в целом;
• выявить и проанализировать характерные особенности восприятия в молодёжном сознании понятий свободы совести, свободы вероисповедания, влияющих на развитие толерантности в межрелигиозных отношениях;
• скорректировать учебно-методический комплекс гуманитарных дисциплин посредством теоретического обоснования включения на добровольной факультативной основе предметов религиоведческого и культурологического характера.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
• для теоретического обоснования и проведения социологических исследований по проблемам религиозности и отношения к свободе совести и свободе вероисповедания в различных социальных группах;
• в качестве социологической информации для заинтересованных органов власти о религиозных установках и проблемах толерантности молодого поколения в целом и студенчества в частности;
• для коррекции деятельности регионального министерства образования и служб по связям с общественностью в системах государственного и муниципального управленияи.
• для повышения эффективности работы средств массовой информации при создании информационных материалов религиозного или иного характера, направленных на установление конструктивного диалога между властью и обществом;
• для подготовки и проведения учебных курсов «Социология религии», «Религиоведение», «История религий в России», «Религия в современном мире», «Социология».
Основные положения, выносимые на защиту:
• Современная российская религиозная ситуация представляет собой феномен, определяемый динамикой движения от индифферентизма к религиозности. Это требует уточнения методологии исследований, использовавшихся в советской науке и зарубежной классической социологии религии.
• В российской науке представлены три методологии построения схем религиозности населения. Первая или «классическая» позиция основана на объективированном взгляде на религию: это практическое подтверждение религиозной позиции субъекта, выражающееся в комплексности критерия религиозности (строгое соблюдение канонической чистоты и полноты образа действий и образа мыслей, предписываемого той или иной религиозной традицией). Её недостаток — в увеличении числа фильтров в виде формальных канонических требований к верующему.
Выразители второй, «постклассической» позиции акцентируют внимание на особенностях конкретной религии и поиске адекватных инструментов её изучения с позиций верующего, где основным критерием религиозности выступает самоидентификация, самоосознание себя как принадлежащего к данной конкретной религии. К её недостаткам относится односторонность, одномерность предлагаемого критерия религиозности из-за смешения категорий необходимого и достаточного оснований.
Третья, системно-динамическая концепция религиозности исходит из результирующего взаимодействия секуляризованной светской культуры определяющей жизненный мир) и конфессиональной религиозной культуры (ценности своего жизненного мира и ценности трансформирующие его). На наш взгляд, поиск указанного репрезентанта культуры операционально проблематичен, поскольку большую роль играет потенциал репрезентанта. Социально адекватные инструменты исследования при этом «размываются». Оптимальным вариантом решения проблемы критериев религиозности является дополнение существующей практики разграничения формальной (номинальной) и реальной религиозности полипарадигмальным подходом.
• Исследование религиозного сознания выявило новый квазирелигиозный феномен, в котором переплелись христианство, космизм, неоязычество, буддизм с элементами скептицизма, индифферентизма и атеизма. Он отличается «мировоззренческой расщепленностью», отсутствием последовательности и полноты в системе воззрений, значимостью условий, связанных с компенсаторной функцией и социальными корнями религии. Это дает основание обозначить преобладание в студенческой среде «религиозно настроенных» перед атеистами и истинноверующими.
• Среди идентифицирующих себя верующими преобладает тенденция пассивного членства в церкви, выражающаяся в формальной принадлежности к ней. Происходит укрепление идеи личного Бога, «приватизация» веры. Становится важно «как», а не «во что» верить, свидетельствующее о преобладании в молодежной среде «социальной религиозности», для которой характерна приверженность одобряемой социальной установке при минимальной связи с осознанными внутренними духовными потребностями.
• Мировоззрение российского студенчества синкретично, в нем преобладают земные ценности, проявляющиеся в секулярном образе жизни, перед религиозными.
• Для студенчества характерно плохое знание законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания, поскольку в реальной жизни большинство из них не сталкивается с ограничением религиозных потребностей, которые не актуализированы.
• Средства массовой информации являются более значимым фактором в религиозной социализации молодого поколения, чем семья.
• Существует потребность в получении образования с религиоведческой/религиозной компонентой. Социальный заказ РПЦ на введение теологии в государственные учебные заведения в той или иной форме не встречает поддержки студентов. Они предпочитают изучение религии в рамках религиоведения, религиозной антропологии, этноконфессиональных культурных традиций.
• Преподавание в школе и вузе религиоведения должно осуществляться по вариативным программам, что обеспечивает соблюдение конституционно-правовых норм Российской Федерации, повышение качества образования и его соответствия современной ситуации, свободного мировоззренческого выбора в поликонфессиональном и полинациональном социуме.
Апробация работы. Положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании, были обсуждены на заседаниях кафедры философии, социологии и политологии НГСХА, на аспирантских семинарах, в учебном процессе.
Основные положения исследования отражены в 13 публикациях автора, общим объемом 2,6 п.л., в том числе в периодическом научном издании, рекомендованном ВАК РФ для публикации научных работ, отражающем основное содержание кандидатских диссертаций.
Результаты и основные выводы исследования апробированы на научных и научно-практических конференциях: «Православие и культура. XI Рождественские православно-философские чтения» (Н.Новгород, 2002) — «Пятая Международная Нижегородская ярмарка идей. Законы развития человеческого общества. 30 академический симпозиум» (Н.Новгород, 2002) — «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н.Новгород, 2003) — «Шестая Международная Нижегородская ярмарка идей. Законы Педагогической сферы общества. 31 академический симпозиум».
Н.Новгород, 2003) — «IX Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки» (Н.Новгород, 2004) — «Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории» (Н.Новгород, 2006) — «Православный взгляд на семью и демографические проблемы. XVII Рождественские православно-философские чтения» (Н. Новгород, 2008).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 186 наименований, 5 приложений. Объем диссертации 147 страниц.
Такие выводы опираются на результаты нашего исследования. Несмотря на высокие показатели конфессиональной самоидентификации, выразили свое согласие на обязательное введение Закона Божьего, курса религиозной культуры — не больше трети респондентов, религиоведения — более 40% (см. Диаграмма 1- Приложение 2, табл. 14 — 22- Приложение 3, табл. 14 — 15).
1 Понкин И. В. Уроки работы комиссии по светскости при президенте Франции // Религиоведение. — 2004. -№ 3. — С.152−154.
Согласие студентов на обязательное введение курсов религиоведческого/религиозного характера в школе и вузе (в %).
Школа? ВУЗ.
Закон Божий Основы Религиоведение религиозной культуры.
Согласны на введение религиоведения обязательным курсом в учебные планы школ более двух пятых опрошенных. За основы религиозной культуры высказалось не более трети. С обязательным курсом Закона Божьего оказалась согласна пятая часть респондентов.
Обязательное введение религиоведения в вузах города отметило 42,7% респондентов- 28,8% - курса религиозной культуры- 18,5% - Закона Божьего. 48,4% респондентов посчитало, что религиоведение можно ввести в школе, 43,2% - в вузе курсами по выбору. За преподавание религиозной культуры в вузе подобным образом высказалось 36,0% опрошенных, в школе — 39,6%. Закон Божий пожелали видеть в школе 35,6%- в вузе — 34,0% респондентов.
Согласие студентов на введение курсами по выбору предметов религиоведческого/религиозного характера в школе и вузе (в %).
43,2j.
Закон Божий Основы Религиоведение религиозной культуры.
Тендерный анализ данных показал согласие с введением религиоведения и отказ на введение Закона Божьего (теологии) в равной мере среди мужчин и женщин (см. Приложение 2, табл. 16, 17).
Отметим, что религиоведение оказалось востребованным учебным предметом среди верующих и православных и в школе, и в вузе (см. Приложение 2, табл. 18, 19),.
Рассматривая вопрос в контексте религиозной социализации, выделим: каждый второй респондент из атеистической семьи в качестве обязательного учебного предмета выбрал религиоведение, а курсом по выбору — основы религиозной культурыпочти половина респондентов из религиозных семей обязательным учебным предметом в вузе предпочла видеть религиоведение (см. График 3- Приложение 2, табл. 22).
Согласие студентов на обязательное введение предметов религиоведческого/религuoihого характера ¦ Религиозная в школе и в вузе (в %) семья.
И Колеблющаяся между верой и неверием? Безразличная к вопросам веры.
I I.
В школе.
Каждый четвертый респондент из религиозной семьи счел возможным введение Закона Божьего (теологии) в качестве обязательного учебного предмета и третья часть — курсом по выбору в вузе (см. табл. 1). религиоведческого/религиозного характера в школе и вузе (в %).
Семья: Школа Вуз.
Закон Основы РелигиоЗакон Основы Религио.
Божий религиозной культуры ведение Божий религиозной культуры ведение.
1 .Религиозная 40,4 43,8 47,2 38,9 41,5 43,8.
2.Колеблющаяся 37,8 42,4 51,6 36,0 37,8 45,5 между верой и неверием.
3. Атеистическая 25,0 37,5 75,0 25,0 50,0 37,5.
4.Бсзразличная к 20,8 37,5 60,4 27,1 37,5 50,0 вопросам веры.
5. Затруднились 26,7 26,3 36,0 25,0 23,3 3 4,9.
Выделим сложившуюся тенденцию: вне зависимости от религиозности или индифферентности семьи к религии, религиоведение является востребованным учебным предметом в системе высшего и среднего государственного образования. Отметим, что респонденты (указавшие как заинтересованность, так и безразличие к проблемам свободы совести) положительно отнеслись к введению религиоведения в качестве обязательного учебного предмета и курсом по выбору в вузе. Более трети опрошенных (интересующихся вопросами свободы совести) согласились с введением тем или иным образом в учебные планы вузов основ религиозной культуры. Треть участников исследования (интересующихся вопросами свободы совести) высказалась за появление Закона Божьего (теологии) курсом по выбору в вузе и 40% из их числа — в школе. Каждый второй респондент (из интересующихся вопросами свободы совести) согласился с введением религиоведения в качестве обязательного учебного предмета курсом по выбору в школе (см. Приложение 2, табл. 20, 21).
Таким образом, констатируем согласие студенческой молодёжи с введением религиоведческой/религиозной компоненты, а также преобладание среди экс-пектаций — учебного курса по выбору. Эту же тенденцию подтвердило проведенное фокус-интервью выбираемых студенчеством тем по религиоведению, религиозной культуре и теологии (см. табл. 2). Было выявлено, что молодёжь предпочитает знакомство с религиоведением, религиозной антропологией, этнокон-фессиональной культурной традицией. Вопросы теологии (догматика, богослужение, проповедническая деятельность) не привлекли внимания студентов и заняли одно из последних мест в списке предложенных 38 тем. Вместе с тем, подтвердилось наличие потребности в изучении обозначенных вопросов, поскольку ни один из учащихся не отметил графу «ничего» (0,0%). культурологической, теологической тематике (в %).
Название темы 1% Название темы 7%.
I .Происхождение религии 73,1 21. Агиография (Жития святых) 17,0.
2.Жизнь Иисуса Христа 60,9 22. Богослужение Православной Церкви 14,6.
3.Учение о Боге 56,0 23. Свободомыслие в истории духовной культуры 14,6.
4.Изучение доказательств сверхъестественного происхождения Библии 51,2 24. Сравнительный анализ различных религиозных форм 14,6.
5.Правила и нормы жизни верующих 51,2 25. История Ветхого Завета (подробное изучение истории еврейского народа) 14,6.
6.Функции и роль религии 51,2 26. Учения Отцов Церкви 12,2.
7. История происхождения и смысл церковных таинств, богослужений, религиозных понятий и символов 46,3 27. Свобода совести в истории Отечества 12,1.
8. Святыни-храмы православного мира 43,9 28. Элементы и структура религии (религиозное сознание и деятельность, религиозные отношения, религиозные организации) 12,1.
9. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях 41,5 29. Формирование и развитие представлений о свободе совести 12,1.
Ю.Роль Церкви в современном мире 41,5 30. Свободомыслие в религиозной культуре 9,7.
1 1. Иконопись на Руси 36,5 31. Основные направления религиозной философии 9,7.
12. Изучение особенностей вероучения и культовой практики религий: мировых, национальных, язычества. 36,5 32. Догматика Нового Завета 9,7.
13. Внутреннее устроение храма 36,5 33. Роль Церкви в развитии Западной Европы, Восточной Европы. России и Америки 9,7.
14. Основные положения современной науки о религии: истории, антропологии, социологии, психологии, феноменологии 29,2 34. Соотношение богословия и философии 7,3.
15. Святые Православной Церкви 29,2 35. Изучение Вселенских и Поместных соборов 4,8.
16. Религиозная культура в живописи, театре, художественной литературе 29,2 36. Правила организации проповеднической деятельности 4,8.
17. Анализ взаимоотношений между государством и религиями, между самими конфессиями 26,8 37. Догматика Ветхого Завета 4,8.
18. Жизнь пророков 24,4 38. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного Откровения 2,4.
19. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире 21,9 39. Ничего 0,0 20. Изучение молитв 21,9.
По вопросу о последствиях введения в государственные средние и высшие учебные заведения предметов религиозного характера мнения студентов разделились. С одной стороны, учащиеся обозначили положительные стороны этого нововведения:
— «Это будет полезно для молодёжи».
— «Люди станут уважать друг друга, и наша жизнь станет лучше».
— «Повысится духовная культура человека».
— «Люди станут мудрее, приобщатся к духовным ценностям».
С другой стороны, обратили внимание на сложности в реализации данного проекта:
— «Это просто разрушит нашу страну».
— «Могут возникнуть конфликты».
— «На лекции по этому предмету будут ходить единицы. Его введение считаю бесполезным занятием, лишней тратой времени и денег из госбюджета».
— «Все равно это ничего не изменит».
Считаем, что введение религиоведения и основ поликонфессиональной культурной традиции в современную систему высшего и среднего государственного образования позволит улучшить и поднять качество образования молодёжи на новый уровень, отвечающий требованиям современного российского социума.
Эмпирически обозначив заинтересованность нижегородской учащейся молодёжи в получении образования с религиоведческой/религиозной компонентой, очертим пути (рекомендации) её реализации. Считаем необходимым: проведение конституционно-правового анализа и детализацию понятий свободы совести и свободы вероисповедания в современной российской юридической практике (их трактовки и применения), изучение мирового опыта и решение вопроса в соответствии с российской моделью взаимоотношений государства и религиозных организаций, составление многовариантных поликонфессиональных программ религиоведческих дисциплин для системы высшего и среднего образования с привлечением научных специалистов, религиозных организаций и всех заинтересованных сторон.
Целесообразно и осуществление предложен&tradeС.Д. Лебедева: при разработке и принятии решений о внедрении в учебный процесс светских общеобразовательных учебных заведений религиоведческих дисциплин необходима социологическая диагностика предполагаемого контингента обучаемых на предмет отношения к религии и сложившегося типа взаимодействия светской и религиозной культур. Учебные программы, планы и формы занятий следует разрабатывать с учетом выявленных тенденций и закономерностей светско-религиозного межкультурного взаимодействия. При внедрении в учебный процесс светских общеобразовательных учебных заведений религиоведческих дисциплин необходим мониторинг динамики отношения к религии и сложившегося типа взаимодействия светской и религиозной культур у контингента обучаемых соответствующим предметам1.
Вместе с тем, остается важным вопрос квалифицированного преподавания религиоведческих дисциплин в системе среднего и высшего образования. Считаем недопустимым вмешательство религиозных объединений в подготовку педагогических кадров государственных образовательных учреждений по указанным дисциплинам. Государственные и общественные организации должны осуществлять контроль над преподаванием религиоведческих предметов в системе среднего и высшего образования.
1 Лебедев С. Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX—XXI вв.еков. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-С. 151.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационном исследовании проанализирована религиозность современной молодёжи в условиях трансформации общества на примере нижегородского студенчества. Для этого исследованы основные методологические подходы к разработке критериев религиозности, предложен авторский подход к изучению особенностей религиозности в студенческой социальной группе, выявлена информированность студентов о Конституционных основах свободы совести, свободы вероисповедания, рассмотрена взаимосвязь воцерковленности и религиозной социализации, освещены позиции ученых и общественных деятелей о включении религиоведческого/религиозного компонента в систему среднего и высшего государственного образования, изучены потребности молодёжи в приобретении религиоведческих/религиозных знаний и даны рекомендации по развитию и совершенствованию системы светского образования.
Выбранная теоретико-методологическая основа позволила охарактеризовать современную российскую религиозную ситуацию как феномен, определяемый динамикой движения от индифферентизма к религиозности. Поэтому фундаментальные теоретические исследования советской науки (изучающей сущность, закономерности возникновения, развития и отмирания религии, её преодоления и формирования научного мировоззрения), зарубежной классической социологии религии (в том числе положения М. Ве-бера о влиянии религиозного сознания и формировании им соответствующего поведения, то есть о корреляции веры и бытийных признаков) должны быть скорректированы, поскольку разрабатывались в иной социокультурной ситуации.
В то же время многое остается ценным. Например, зарубежная социология религии сформировала систему множественности критериев религиозности. Применение разнообразных социально адекватных инструментов в эмпирических исследованиях привело к созданию вариативных религиозных типологий, применимых в современной отечественной практике.
В советский период российская социолого-религиоведческая наука создала теоретическую и практическую базу комплексного исследования религиозности на основе марксистской методологии. Начиная с середины XX века, отечественные специалисты разработали собственные структурные модели исследований исходя из национальных и религиозных условий отдельных регионов страны, что позволило увеличить потенциал науки. Переживая в последние двадцать лет серьезные изменения, российская социология религии сформировала несколько подходов к феномену религиозности: 1) «классический», основанный на марксистской методологии- 2) «постклассический», сочетающий марксистский и иитроспективный (церковный) подход- 3) системно-динамический, базирующийся на чертах интегральной системы культуры- 4) полипарадигмальный, позволяющий овладеть наиболее ценными достижениями социологии религии. Современный этап развития науки обозначил потребность в изучении влияния религии на повседневное поведение людей.
Отличительной особенностью религиозной ситуации в нашей стране является переход от религиозного индифферентизма к формальной религиозности, внедряемой СМИ и массовой культурой. Этот процесс требует использование полипарадигмального подхода для определения религиозности и её типологии.
На основе анализа получили подтверждение теоретические положения социологии религии, лежащие в основе наших гипотез. В молодёжном студенческом сознании вопросы свободы совести, свободы вероисповедания не являются существенными. Вектор интереса молодого поколения находится во внерелигиозной сфере и проблем толерантности. Для студенчества характерна неосведомленность по вопросу взаимоотношений общества и новых религиозных движений (НРД), а также преобладание индифферентности к проблемам общества, связанным с новыми религиозными движениями.
Впервые в научной литературе рассмотрен вопрос об отношении молодёжи к введению церковного налога. Адресная экономическая поддержка религиозных объединений со стороны государства представляется наиболее приемлемой для учащейся молодёжи.
Кроме того, для студентов характерно плохое знание законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания, поскольку в реальной жизни большинство из них не сталкивается с ограничением религиозных потребностей. Это в условиях перманентного кризиса, повышения роли СМИ, использования политтехнологий может усложнить религиозную картину в России.
Исследование религиозного сознания выявило достаточно высокий процент самоидентификации молодежи: верующими себя считают 50,4% респондентов, неверующими — 5,1%, затруднились ответить — 7,8%, а 36,7% опрошенных предпочли ответ «и да, и нет». Существующая разница в показателях «верующих» (50,4%>) и «православных» {16,5%) выражает так называемую «культурную религиозность», которая предполагает присоединение некоторой части респондентов к определенной религиозной традиции, выражающейся в идеологической позиции. Мировоззренческая неопределенность сознания студентов характеризует новый квазирелигиозный феномен, в котором переплелись христианство, космизм, неоязычество, буддизм с элементами скептицизма, индифферентизма и атеизма. Их религиозное сознание отличается непоследовательностью и отсутствием полноты в системе воззрений, значимостью условий, связанных с компенсаторной функцией и социальными корнями религии. Это дает основание обозначить преобладание в студенческой среде «религиозно настроенных» перед атеистами и ис-тинноверующими. Анализ социально-демографических характеристик респондентов показал, что среди верующих, как в Бога, так и в сверхъестественные силы, преобладают женщины. Уровень материального обеспечения верующих в Бога, колеблющихся между верой и неверием, а так же неверующих, в целом, не отличается. Место проживания не является значимым фактором, влияющим на религиозность молодежи.
Изучение ценностных ориентаций в поведении студенчества доказало, что восприятие и ранжирование ценностей молодыми людьми происходит с учетом их собственного опыта, который они воплощают в своем поведении. Религия и религиозная вера не занимает в ряду ценностных ориентаций молодёжи существенных позиций (стоят лишь на 18 месте из 30 в списке жизненных ценностей). Пол и конфессиональная самоидентификация не оказывают большого влияния на приоритеты студенчества. Таким образом, мировоззрение российского студенчества синкретично, в нем преобладают земные ценности, проявляющиеся в секулярном образе жизни, перед религиозными.
Преобладание ситуативного религиозного поведения среди молодёжи, непоследовательных и формально-религиозных прихожан вместе с минимальной религиозной активностью верующих и православных, позволило характеризовать студенчество как невоцерковленное.
В то же время, исследование показало участие в религиозной деятельности неверующих респондентов, более последовательную реализацию религиозной веры в поведении у женщин, нежели мужчин, значимость экспек-таций в отношении реализации религиозных установок в поведении у верующих и православных, влияние здоровья как фактора, повышающего религиозность студенчества.
В исследовании выявлена закономерность: увеличение количества признаков в критериях измерения степени религиозности обратно пропорционально показателю воцерковленности молодёжи. Это подтвердило существование у студентов «социальной религиозности», для которой характерна приверженность одобряемой социальной установке при минимальной связи осознанными внутренними духовными потребностями и проявление феномена «принадлежности без веры», зафиксированного зарубежными специалистами.
Таким образом, показатели активности в религиозной сфере указывают на преобладающую тенденцию пассивного членства в церкви, выражающуюся в формальной принадлежности к ней. Происходит укрепление идеи личного Бога, «приватизация» веры: становится важно «как», а не «во что» верить.
Анализ политических предпочтений и отношения к проводимым преобразованиям в стране показал, что политические симпатии и антипатии как у православных, так и у верующих и колеблющихся аналогичны и не имеют значительных расхождений в показателях. Среди студентов преобладает аполитичность сознания и размытость идеологической позиции.
Изучение религиозной социализации нижегородского студенчества позволило выявить прорелигиозную установку родителей, выразившуюся в количестве крещённых в детстве студентов (90,5%), уровне идентификации родительской семьи как религиозной (27,4%) и колеблющейся между верой и неверием (49,2%).
В религиозных семьях приветствуется религиозное поведение молодёжи, однако воздействие на религиозную активность учащихся минимально. Исследование зафиксировало высокий уровень избирательности в соблюдении религиозных предписаний студентами из религиозных семей и отсутствие приобщения детей к религии в форме бесед. Большая степень влияния религиозного воспитания со стороны родителей на девушек, чем на юношей и высокие показатели бесконфликтности по поводу веры свидетельствуют о нерелигиозных жизненных установках и отсутствии глубоких знаний теологического характера и у родителей, и у студентов.
В итоге констатируем, что родительская семья, будучи одним из факторов религиозного воспитания молодёжи, не в состоянии обеспечить во-церковленность молодого поколения. Несомненно, что «масс-медийный» канал взаимодействия с религиозной культурой, энергичная работа церкви по внедрению религиозного мировоззрения в условиях перманентного кризиса в России являются действенным компонентом религиозной социализации и активным фактором роста/снижения религиозности молодёжи в условиях современности.
Таким образом, подтверждается гипотеза диссертационного исследования о незначительном уровне религиозного влияния родителей на поведение учащейся молодёжи, преобладание внесемейного характера в религиозном воспитании. Это позволяет сделать вывод, что в семье молодежь получает не религиозное, а «прорелигиозное воспитание». В число важных факторов религиозной социализации студентов помимо семьи включаются средства массовой коммуникации.
Наше исследование подтвердило предположение о том, что преобладающей тенденцией в сознании молодого поколения является добровольность в изучении религиоведческих/религиозных предметов. Социологический анализ выявил потребность в получении образования с религиоведческой/религиозной компонентой. Отметим, что социальный заказ РПЦ на введение теологии в государственных учебных заведениях в той или иной форме не встречает поддержки студентов. Молодое поколение предпочитает знакомство с научным религиоведением, религиозной антропологией, этно-конфессиональными культурными традициями. Считаем объективно необходимым присутствие религии в школе и вузе в форме религиоведения с вариативными программами, что обеспечивает соблюдение конституционно-правовых норм Российской Федерации, повышение качества образования и его соответствия современной ситуации, свободного мировоззренческого выбора в поликонфессиональном и полинациональном социуме. Рассмотрение данного вопроса в сфере действия конституционно-правовых норм позволит не только преодолеть политическую ангажированность темы, но и совершенствовать систему государственного образования, сформировать толерантные установки в сознании и поведении учащейся молодёжи.
Полученные в ходе исследования материалы позволяют: предложить новую классификацию подходов к критериям религиозности, являющейся условием рационального регулирования духовными процессами и в молодёжной среде, и среди населенияввести в научный оборот новые данные о религиозности студенческой молодёживыявить и проанализировать характерные особенности восприятия в молодёжном сознании понятий свободы совести, свободы вероисповедания как фактора, тормозящего процессы развития толерантности в межрелигиозных отношенияхповысить роль религиоведческих знаний об особенностях религиозности и религиозной социализации студенческой молодёжисовершенствовать систему светского образования посредством включения на добровольной факультативной основе предметов религиоведческого и культурологического характера.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: для теоретического обоснования и проведения социологических исследований по проблемам религиозности и отношения к свободе совести и свободе вероисповедания в различных социальных группахв качестве социологической информации для заинтересованных органов власти о религиозных установках и проблемах толерантности молодого поколения в целом и студенчества в частностив деятельности регионального министерства образования и служб по связям с общественностью в системах государственного и муниципального управлениядля повышения эффективности работы средств массовой информации при создании информационных материалов религиозного или иного характера, направленных на установление конструктивного диалога между властью и обществомдля подготовки и проведения учебных курсов «Социология религии», «Религиоведение», «История религий в России», «Социология», а также спецкурса «Религия в современном мире» в школе и вузе.
Список литературы
- Алексеев, А.Н. Формирование научно-атеистических убеждений / А. Н. Алексеев. -М.: Высш. шк., 1986. 176 с.
- Андрианов, Н.П. Эволюция религиозного сознания / Н. П. Андрианов. — Ленинград: Лениздат, 1974. 171 с.
- Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. -М.: Издательская группа «Прогресс» «Политика», 1992. — 608 с.
- Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ/Е.Г.Балагушкин.-Ч.1.-М.:ИФ РАН, 1999. 244 с.
- Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ /Е.Г. Балагушкин. -Ч. 2. -М.: ИФ РАН, 2002.-248 с.
- Балагушкин, Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий / Е. Г. Балагушкин. М.: ИФ РАН, 2003 .-218 с.
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. —М.: Моск. фил ос. фонд, 1995.-322 с.
- Вебер, М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. / М. Вебер. -М.: Юрист, 1994.-702 с.
- Гайденко, П.П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. М.: Политиздат, 1991. — 366 с.
- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с франц. / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1990. — 575 с.
- П. Закунов, Ю. А. Христианская культура и «культурное христианство». (Русская историософия XX века) / Ю. А Закунов. ННовгород, 2007. — 221 с.
- Здоровец, Я.И. Религиозные конфессии и секты / Я. И. Здоровец, А. А. Мухин / Общ. Ред. А. А. Мухина. М.: Изд-во Алгоритм, 2005. — 288 с.
- Зеньковский, В.В., протопросвитер. Педагогика. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1996. — 153 с.
- Зиммель, Г. Избранное / Г. Зиммель. В 2 т. — Т. 1. Философия культуры: Пер. с нем. -М.: Юристъ, 1996. — 670 с.
- Зиммель, Г. Избранное / Г. Зиммель. В 2 т. — Т. 2. Созерцание жизни: Пер. с нем. -М.: Юристъ, 1996. — 607 с.
- Кар дави, Шейх Юсуф. Дозволенное и запретное в исламе / Шейх Юсуф Кар дави. М.: ИПЦ «Андалус», 2004. — 335 с.
- Карповский, Е.А. Атеистическое воспитание сегодня / Е.А. Кар-повский, В. В. Коптилин. -Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. 103 с.
- Красников, А.Н. Методология классического религиоведения / А. Н. Красников.—Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. -148 с.
- Кобецкий, В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма / В. Д. Кобецкий. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 178 с.
- Кураев, А., диакон. Школьное богословие / А. Кураев. М.: Благовест, 1997. -308 с.
- Лебедев, А. А. Главный фактор: Соц.-экон. Изменения как фактор преодоления религиозных пережитков/А А. Лебедев, ВА. Цвегков.-М.: Политиздат, 1987.-95 с.
- Лебедев, С.Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX—XXI вв.еков: Монография / С. Д. Лебедев. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. — 252 с.
- Левада, Ю.А. Социальная природа религии: Монография / Ю. А. Левада. М.: «Наука», 1965. — 263 с.
- Мануйлова, Д.Е. Социальные функции религии / Д. Е. Мануйлова. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе / И. В. Метлик. М.:Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. — 384 с.
- Митрохин, Л .Н. Религия и культура (философские очерки) / Л. Н. Митрохин. -М.: ИФ РАН, 2000.—318 с.
- Оллпорт, Г. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998.-349 с.
- Осипова, Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е. В. Осипова. -М.: Наука, 1977.-279 с.
- Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 270 с.
- Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 879 с.
- Павлюк, В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание (Социально-психологическое исследование) /В.В. Павлюк. -Львов: Издательское объединение «Вища школа», 1976. 219 с.
- Патрушев, А.И. Расколдованный мир Макса Вебера / А. И. Патрушев. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. 208 с.
- Прохоров, М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Монография / М. М. Прохоров. Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. — 284 с.
- Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. СБ. Филатов.-М.- СПб.: Летний сад, 2002.-488 с.
- Синелина, Ю.Ю. Изменение религиозности населения России : православные и мусульмане: суеверное поведение россиян / Ю.Ю. Синелина- ВВ. Локосов.- Ин-т соц.- полит, исслед. РАН -М.: Наука, 2006. -112 с.
- Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. / П. Сорокин. -М.: Наука, 1997.-351 с.
- Тайлор, Э. Первобытная культура: Пер. с англ. / Э. Тайлор. -М.: Политиздат, 1989. 572 с.
- Тойнби, А. Постижение истории: Пер. с англ. / А. Тойнби. -М.: Прогресс, 1991.-736 с.
- Толерантность / Общ. Ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.-416 с.
- Томпсон, М. Философия религии / М. Томпсон // Пер. с англ. Ю.Бушуевой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-384 с.
- Торчинов, Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. -384 с.
- Тощенко, Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? / Ж. Т. Тощенко. М.: Academia, 2007. — 664 с.
- Трофимова, З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие / З. П. Трофимова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. — 128 с.
- Угринович, Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд., доп. / Д. М. Угринович. -М.: Мысль, 1985.-270 с.
- Угринович, Д.М. Психология религии / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1986. — 350 с.
- Хоффер, Э. Исгинноверующий: Личность, власть и массовые общественные движения / Эрик Хоффер- Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.-200 с.
- Яблоков, ИТ! Социология религии / И. Н. Яблоков. М: «Мысль», 1979. —182 с. 1. Статьи
- Адвилониене, Ж. Религиозность в Литве: динамика идентичности с католичеством (европейский контекст) / Ж. Адвилониене // Религиоведение. 2005. — № 3. — С.83−93.
- Алексеев, Н.П. Методика и результаты изучения религиозности сельского населения (на материалах Орловской области) / Н. П. Алексеев // Вопросы научного атеизма. Вып. 3. -М.: Мысль, 1967. — С. 131−150.
- Андреева, JI.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. 2003. — № 1. — С.90−99.
- Аникина, А.В. Православная культура и нетрадиционные религиозные движения / А. В. Аникина // Православие и культура: XI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. — С.439−442.
- Аникина, А.В. Интернет: новая реальность религиозной жизни / А. В. Аникина // Современные проблемы науки, образования и производства. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Н. Новгород: НФ УРАО, 2003. — С.88−91.
- Аникина, А.В. К вопросу о религиозном образовании / А. В. Аникина // Законы педагогической сферы общества: Материалы 6-ой Международной Нижегородской Ярмарки идей, 31 Академического симпозиума. -Н.Новгород: НГАСУ, 2003. С.297−299.
- Аникина, А.В. Проблемы исследования религиозности учащейся молодёжи в условиях современности / А. В. Аникина // IX нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Тезисы докладов. -Н.Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2005. С. 176−177.
- Аникина, А.В. К вопросу о религиозности студенческой молодежи / А. В. Аникина // Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории: Материалы научно-практической конференции. -Н.Новгород: НГПУ, 2006. С.266−270.
- Аникина, А.В. К вопросу о религиозной социализации студенческой молодежи / А. В. Аникина // Новое в науке XXI века (Межвузовский научный сборник). Выпуск 6. Н. Новгород, Академия новых технологий, 2008. — С.56−59.
- Балахнин, Ю. В. Вопросы межнациональных отношений и взаимодействия государства с религиозными организациями в Российской Федерации / Ю. В. Балахнин // Этнопанорама. 2005. — № 1−2. — С.19−25.
- Баранников, В.П. Динамика религиозности в информационном обществе / В. П. Баранников, Л. Ф. Матронина // Социологические исследования. 2004. — № 9. — С.102−107.
- Башкирова, Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова // Политические исследования. — 2000. № 6. — С.51−65.
- Безрогов, В.Г. Некоторые результаты и методы исследования психологии и социологии религии в работах зарубежных исследователей / В. Г. Безрогов, Н. JI. Пушкарева// Религиоведение. -2002. № 1. — С. 119−133.
- Безрогов, В.Г. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива / В. Г. Безрогов // Развитие личности. — 2002. № 4. — С.115−136.
- Белл, Д. Культурные противоречия капитализма / Д. Белл // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. — М.: Аспект Пресс, 1996.-С.699−703.
- Белла, Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социология: перспективы, проблемы, методы: Пер. с англ. // Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. — С.265−281.
- Бергер, П.Л. Религиозный опыт и традиция / П. Л. Бергер // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — С.339−364.
- Блажко, В.А. Социализация молодёжи в транзитивном обществе / В. А. Блажко // Молодёжь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под редакцией проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2001. — С. 154−156.
- Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В. Э. Бойков // Социологические исследования. 2004. — № 7. -С.46−52.
- Бонхёффер, Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхёффер // Вопросы философии. 1989. — № 10. — С. 114−167.
- Бонхёффер, Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхёффер // Вопросы философии. 1989. -№ 11.-С. 90−162.
- Василевский, Ю.Л. Заметки о религиозной ориентации учителей / Ю. Л. Василевский // Социологические исследования.1997. № 9. — С.78−89.
- Ваторопин, А.С. Политические ориентации студенчества / А. С. Ваторопин // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С.39−43.
- Вишневский, Ю.Р. Студент 90-х социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. — № 12. — С.56−63.
- Воробьёва, М.В. Религия и религиозность в современной России / М. В. Воробьёва // Религиоведение. 2006. — № 2. — С.21−32.
- Воробьёва, М.В. Тендерный подход в религиоведении: попытка междисциплинарного дискурса / М. В. Воробьёва // Религиоведение. -2005. -№ 3.-С.119−123.
- Воробьёва, М.В. «Нью Эйдж» и религиозные исследования: случай России / М. В. Воробьёва // Религиоведение. 2004. — № 4. — С.59−64.
- Воронцова, Л.М. Религиозность демократичность — авторитарность / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов // Политические исследования. — 1993. — № 3. -С.141−148.
- Воронцова, Л.М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 81−90.
- Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С.96−105.
- Гамплова, Д. Программа социальных исследований 1999 / Д. Гамплова // Социологические исследования. — № 7. — С.78−87.
- Грозовский, В., протоиерей. Как воцерковить детей / В. Грозов-ский. СПб.: Издательство «Сатисъ», 2006. — 46 с.
- Гудим-Левкович, Г. Е. Религиозные ориентации молодёжи и проблемы формирования толерантного сознания / Г. Е. Гудим-Левкович // Толерантность: объединяем усилия: Материалы конференции / Сост. И ред. М. Н. Генишева. М.: Летний сад, 2002. — С.91−95.
- Джемаль, Г. Д. Теология в Высшей школе / Г. Д. Джемаль // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей / Под общ. Ред. С. Н. Градировского. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. Службы, 2003. — С.66−73.
- Добрускин, М.Е. О социальных функциях Церкви (на материалах русской православной церкви) / М. Е. Добрускин // Социологические исследования. 2002. — № 4. — С.76−85.
- Добрускин, М.Е. Новая религиозная ситуация в вузах Украины / М. Е. Добрускин // Социологические исследования. 2003. — № 10. — С. 101 110.
- Дубов, И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам / И. Г. Дубов // Политические исследования. 2001. — № 2. — С.78−92.
- Задорожнюк, И.Е. Об идейном содержании концепции «Гражданской религии» / И. Е. Задорожнюк // Социологические исследования. -1983. № 4. — С.165−167.
- Закович, Н.М. Опыт социологического исследования религиозности населения / Н. М. Закович, В. А. Зоц // Социологические исследования. 1977. — № 3. — С.91−94.
- Зарицкий, Т. Ценности и идентификация молодого поколения российской и польской интеллигенции (по результатамсравнительного исследования студентов вузов Москвы и Варшавы) / Т. Зарицкий // Вестник общественного мнения. 2006. — № 5(85). — С.51−67.
- Зборовский, Г. Е. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях / Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина // Социологические исследования. -2002. №. — С. 107−112.
- Иваненко, С.И. Религиозные самодеятельные объединения в наши дни. В помощь лектору / С. И. Иваненко, Н. А. Трофимчук. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. — 40 с.
- Ильинская, С.Г. Терпимость и укрепление этноцентричного сознания / С. Г. Ильинская // Политические исследования. 2003. — № 6. -С.163−170.
- Каариайнен, К. Татары и русские верующие и неверующие, старые и молодые / К. Каариайнен // Вопросы философии. — 1999. — № 11. -С.68−80.
- Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей: Составлено по работам протоиерея Василия Зеньковского / Сост. А. Рогозянский. -СПб.: «САТИСЪ», 2000. 93 с.
- Каргина, И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация / И. Г. Каргина // Социологические исследования. 2004. — № 1. — С.45−53.
- Кертман, Г. Л. Интерес к политике по-российски: мотивы явные и скрытые / Г. Л. Кертман // Политические исследования. 2005. — № 1. -С.94−107.
- Кертман, Г. И тайное знание, и явный обман (имидж рынка оккультных услуг) / Г. Кертман // Социальная реальность. 2006. -№ 5. http://socreal.fom.ru.
- Кобзева, Н.А. Особенности религиозности студентов (На примере православия) / Н. А. Кобзева // Социологические исследования. 2006. — № 10. — С. 143−146.
- Коган, А.И. Отношение студенчества к вере, религии и церкви / А. И. Коган // Молодёжь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под редакцией проф. З. Х. Саралиевой. — Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2001.-С. 257−258.
- Котельников, Г. А. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур / Г. А. Котельников, С. Д. Лебедев // Социологические исследования. 2004. — № 5. — С. 121−129.
- Красников, А.Н. Структурализм в религиоведении / А. Н. Красников // Религиоведение. 2006. — № 3. — С. 179−188.
- Кублицкая, Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения / Е. А. Кублицкая // Социологические исследования 1990. — № 5. — С.95−103.
- Кулаков, П.А. Учащаяся молодёжь и религия / П. А. Кулаков // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С.91−98.
- Кырлежев, А. «Безрелигиозное христианство» в «совершеннолетнем мире»? / А. Кыржелев // Знамя. 1995. — № 10. — С. 171−180.
- Лебедева, Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика / Н. М. Лебедева // Этнопанорама. 2005. — № 1−2. — С.2−13.
- Лебедев, С. Д. Религиозность: что считать критерием? / С. Д. Лебедев, http://с 1 ub.fom.гu/entry¦ htm 1? entry=2538
- Локосов, B.B. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? / В. В. Локосов // Социологические исследования.-2006. № 11. — С.82−89.
- Малиновский, Б. Магия, наука и религия // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. /Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Хар-вест- М.: ACT, 2001. — С. 332−358.
- Медведко, С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / С. В. Медведко // Социологические исследования.-2001. № 8.-С. 103−111.
- Меньшенина, М.В. Толерантность молодёжи в политике / М. В. Меныпенина // Молодёжь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под редакцией проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2001. — С. 272−273.
- Мертон, Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-воМГУ, 1994. — С.379−448.
- Митрохин, Л.Н. Религиозная ситуация в современной России / Л. Н. Митрохин // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С.79−81.
- Михеев, П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодёжи / П. А. Михеев // Социологические исследования. — 2005. № 1. — С.91−94.
- Мчедлов, М.П. О религиозности российской молодёжи / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 1998. — № 6. — С. 107−110.
- Мчедлов, М.П. О социальном портрете современного верующего / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 2002. — № 7. — С.70−77.
- Мчедлов, М.П. Религия в зеркале общественного мнения / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 1994. — № 5. — С.26−34.
- Мчедлов, М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. 2006. — № 10. — С.33−40.
- Навстречу Хэллоуину: во что верят россияне. Пресс-выпуск № 326 от 31.10.2005. http://www.wciom.ru.
- Налетова, И.В. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности / И. В. Налетова // Социологические исследования. -2004. -№ 5.-С.130−136.
- Немировский, В.Г. Тенденция «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества / В. Г. Немировский, П. А. Стариков // Социологические исследования. 2003. — № 10. — С.96−101.
- Новик, О. Национальные установки студентов // Молодёжь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под редакцией проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2001. — С. 279−280.
- Одинцов, М.И. Конституция Российской Федерации о гарантиях религиозных свобод / М. И. Одинцов // Толерантность: объединяем усилия: Материалы конференции / Сост. И ред. М. Н. Генишева. — М.: Летний сад, 2002. С. 57−67.
- Орджоникидзе, М. Западные ценности в восприятии россиян / М. Орджоникидзе // Вестник общественного мнения. 2007. — № 2(88). -С.25−37.
- Осадчая, Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация / Г. И. Осадчая // Социологические исследования. 2002. — № 10. — С.88−94.
- Панков, А.А. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе / А. А. Панков, В. И. Подшивалкина // Социологические исследования. 1995. — № 4. — С.99−103.
- Писманик, М.Г. Религиоведение и светская школа / М. Г. Писманик // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. -М.: Изд-во «Рудомино», 2002. С.47−55.
- Писманик, М.Г. Религиоведческие размышления / М. Г. Писманик // Религиоведение. 2006. — № 3. — С. 189−199.
- Плетников, А.Ю. Молодёжь России как объект «черного пиара» / А. Ю. Плетников // Политическое просвещение.- 2005. № 3(27). — С. 129 149.
- Понкин, И.В. Уроки работы комиссии по светскости при президенте Франции / И. В. Понкин // Религиоведение. 2004. — № 3. — С. 145−156.
- Прилуцкий, A.M. Понятие «секта»: основные значения и правомерность употребления / A.M. Прилуцкий, А. К. Погасий // Религиоведение. -2006. -№ 1.-С.164−170.
- Пушкарева, Г. В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации / Г. В. Пушкарева // Политические исследования. 2004. -№ 4. — С.93−102.
- Россия: центр и регионы. Вып. 1 / Под общей ред. действ. Членов АСН М. С. Гуцериева и В. Н. Иванова. М., Солидарность-Паблишер, 1997.- 152 с.
- Рязанцев, И.П. Российская молодёжь и Русская Православная церковь / И. П. Рязанцев //Вестник аналитики. 2006. — № 3(25). — С.91−94.
- Савва, С.С. Клерикализация светского образования в России: конституционно-правовой анализ / С. С. Савва // Религиоведение. 2006. -№ 4. — С.76−87.
- Священник Сергий (Бабурин). Паси агнцы моя. Размышления православного священника о молодых людях, приходящих в храм. М.: «Ковчег», 2001. — 126 с.
- Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю. Ю. Синелина //Социологическиеисследования.-2001. № 6. — С.89−96.
- Синелина, Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных / Ю. Ю. Синелина // Социологические исследования. 2006. — № 11. -С.89−97.
- Скриптунова, Е.А. О предпочтениях городской молодёжи / Е. А. Скриптунова, А. А. Морозов // Социологические исследования. 2002. — № 1. -С. 105−110.
- Соколов, А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А. В. Соколов // Социологические исследования. 2005. — № 9. — С.91−97.
- Соколов, А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социологические исследования.-2003. № 1. — С.115−123.
- Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социологические исследования. 2003. — № 8. — С.54−63.
- Субботин, Е.В. Религиозное сознание: трансформации в обществе потребления / Е. В. Субботин // Религиоведение. -2005. -№ 3.-С.48−53.
- Тажидинова, И.Г. Социологическая концепция религии Георга Зиммеля / И. Г. Тажидинова // Религиоведение. 2006. — № 2. — С. 107−114.
- Томази, Л. Молодёжь и религия в современной Италии // Социологические исследования. — 1995. №. — С. 146−152.
- Торик, А., протоиерей. Воцерковление для начинающих церковную жизнь. М.: Издательство «Сибирская Благозвонница», 2007. — 62 с.
- Угринович, Д.М. Тенденции эволюции современного буржуазного религиоведения (Критический анализ) / Д. М. Угринович // Вопросы научного атеизма. Вып. 23. — М.: Мысль, 1978. — С.138−165.
- Усачев, А.В. О религиозном компоненте в образовании / А. В. Усачев // Религиоведние. 2004. — № 3. — С.133−145.
- Фесенкова, Л.И. Сциентизация эзотерики и псевдонаука / Л. И. Фесенкова // Социологические исследования. — 2004. № 1. — С.92−98.
- Филатов, С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин // Социологические исследования. 2005. — № 6. — С.35−45.
- Флетчер, У. Советские верующие / У. Флетчер // Социологические исследования. 1987. — № 4. — С.28−35.
- Форсова, В.В. О религиозных корнях толерантности / В.В. Фор-сова // Социологические исследования. 2004. — № 1. — С.54−61.
- Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — С.94−142.
- Фромм, Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. -М.: Политиздат. 1989. С. 143−221.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Политические исследования. 1994. — № 1. — С.33−48.
- Ходов, JT. Источники финансирования западных христианских церквей / Л. Ходов //Вопросы экономики. 2002. — № 1. -С.152−157.
- Чеснокова, В. Должно ли стать православие государственной религией России. Отчет 19.06.02./ В. Чеснокова //www.bd.fom.ru.
- Чеснокова, В.Ф. Воцерковленность: феномен и способы изучения / В. Ф. Чеснокова // Десять лет социологических наблюдений М.: Фонд «Общественное мнение», 2000. — С. 112−145.
- Четвериков, С., протоиерей. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности / С. Четвериков // Школа православного воспитания. -М.: «ПАЛОМНИКЪ», 1998. (571 с.) С.445−462.
- Шакир-Заде, А. С. Особенности национальной обрядности и культуры быта / А.С. Шакир-Заде // Социологические исследования. 1984. — № 4. — СЛ04−107.
- Швейцер, А. Вопрос об историчности Иисуса / А. Швейцер // Религиоведение. Хрестоматия / Пер. с англ., нем., фр. Сост. И общ. Ред. А. Н. Красникова. -М.: «Книжный дом «Университет», 2000. С.322−335.
- Шердаков, В.Н. Где кончается религиозность и начинается атеизм? / В. Н. Шердаков // Социологические исследования. 1987. — № 4. -С.44−49.
- Широкалова, Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев / Г. С. Широкалова // Социологические исследования. 2001. — № 6. — С.80−88.
- Широкалова, Г. С. Политический выбор Русской православной церкви как фактор, определяющий её будущее / Г. С. Широкалова, А. В. Аникина // Социологические исследования. М., 2007. — № 10. — С. 103−113.
- Школа православного воспитания: Сборник статей / Сост. АН. Стрижев. — М.: Изд-во «ПАЛОМНИКЪ», 1998. 571 с.
- Шпилев, ДА Толерантность как ценностная установка современной молодёжи / Д. А. Шпилев // Молодёжь XXI века: толерантность как способ мировосприятия / Под редакцией проф. ЗХ Саралиевой. Н Новгород: Издательство НИСОЦ 2001. — С. 298−299.
- Элбакян, Е.С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / Е. С. Элбакян // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 103−111.
- Элбакян, Е.С. Анализ религиозной ситуации в России: оценка состояния и перспективы / Е. С. Элбакян, С. В. Медведко // Религиоведение. 2004. — № 4. — С.91−100.
- Юдин, В.В. Религиозность молодёжи (по материалам исследований в Моги-левской области) / В. В. Юдин // Социологические исследования. -2006. № 5. — С. 137−139.
- Юдин, В.В. Религиозное поведение и верования православной молодёжи мо-гилевгцины / В JB. Юдин // Социологические исследования. -2006. № 10. — С.4849.
- Яхьев, М.Я. Специфика религиозного фанатизма / М. Я. Яхьев // Религиоведение. 2006. — № 3. — С. 143−152.