Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные направления научного анализа специфики жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае рубежа XX-XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

IV. Изучение вопросов, связанных с историей, культурой и современным состоянием этнической общности российских немцев (В.И. Бруль, Н. Ф. Бугай, A.A. Герман, Т. С. Иларионова, Л. В. Малиновский, В. И. Матис, Л. И. Москалюк, И. Р. Плеве, Т.Б. Смирнова), разработка отдельных вопросов, связанных с изучением истории и культуры российских немцев: по проблемам языка российских немцев (работы В. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория, методология, методика и организация исследования жизненных сил этнокультуры национальной общности
    • 1. Теоретико-методологические основы изучения жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае
    • 2. Организация и методика анализа структурных компонентов жизненных сил этнической культуры
  • Глава II. Основные направления исследований жизненных сил этнической культуры российских немцев в Алтайском крае
    • 1. Основные подходы к анализу современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX -XXI веков
    • 2. Анализ особенностей изучения этнокультурной специфики экономико-хозяйственного потенциала, социально-бытовых сил, политической активности российских немцев на Алтае рубежа XX — XXI веков

Основные направления научного анализа специфики жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае рубежа XX-XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное социокультурное состояние российского общества является сложным и неоднозначным по многим причинам. Одной из специфических черт, характеризующих российское общество, является его поликультурность, связанная прежде всего с полиэтничностью. Актуальность изучения бытия этнических общностей обусловлена наличием многочисленных проблем, связанных с национально-этнической структурой российского общества.

Обращения к проблеме осмысления сущности этнической культуры требует явное обострение межнациональных отношений во многих регионах Российской Федерации, их конфликтность.

Важность научных поисков в изучении сущности этноса как социальной общности также связана с очевидной взаимосвязью между этнической и социально-экономической дифференциацией современного российского общества.

Проблемы, связанные с национально-этнической структурой российского общества вызывают научный интерес в связи с тем, что они связаны с основами бытия человека в обществе, его физического и духовно-нравственного здоровья. В России 1990;х годов вопросы развития национально-этнических общностей, сложные сами по себе, обострились в связи с общей ситуацией кризиса, вызванного сменой парадигмы развития российской цивилизации.

Трудности социально-экономического плана, политическая нестабильность, нерешенность этнических проблем обострили проблемы эмиграции, прежде всего представителей квалифицированных слоев населения из числа национальных меньшинств, имеющих за пределами России свои национально-государственные образования. Это заметно ослабляет интеллектуальный потенциал страны, возможности его воспроизводства, так как в этом потоке за рубеж уезжает и значительное количество русских.

Численность населения России неуклонно сокращается вследствие падения уровня жизни и повышения уровня заболеваемости. Растут показатели смертности, сокращается средняя продолжительность жизни народов России, снижается уровень образования населения. Эти показатели свидетельствуют о том, что существует реальная угроза существования России как самостоятельного государства.

Кроме того, налицо кризис национального самосознания, государственно-патриотических ценностей, нравственных и социальных идеалов.

Все эти явления в качестве первоочередной ставят задачу исследования жизнедеятельности этнических общностей. Основой их дифференциации является этнокультура. Поэтому особенно важным становится изучение культуры как целостной системы, как комплекса взаимодействующих элементов.

Этнокультура российских немцев является одним из элементов общероссийской, и процессы, протекающие в культуре отдельных этносов, важны не только для них самих, но и оказывают значительное влияние на социокультурную ситуацию в целом. Масштабы этого влияния были различны на протяжении более чем двухвековой истории немецкого этноса. В настоящий момент актуальность изучения немецкого этноса, особенностей его культуры обусловлена, прежде всего, проблемой сохранения этого этноса. Доля немецкого населения в составе населения Алтайского края на протяжении последних десятилетий неуклонно сокращается в результате внешней миграции, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии региона.

Алтайский край, как один из регионов, где сформировалась значительная по численности и влиянию на социально-экономическую ситуацию в регионе группа российских немцев должен выработать особую политику по отношению к немецкому населению края. При этом, несомненно, должны учитываться специфика этнической культуры, особенности исторического развития этноса. Исследование этнической культуры российских немцев позволит объективно представить пути развития данной этнической общности и выработать оптимальные принципы политики, как на федеральном, так и региональном уровне.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема этнической культуры и ее структурных компонентов носит междисциплинарный характер. Вследствие данной особенности научную литературу можно разделить на несколько групп.

I. Изучение этноса и его сущности.

1. Социологический анализ (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, Ю. В. Арутюнян, С. И. Григорьев, Л. М. Дробижева,.

B.И. Матис, М. О. Мнацаканян, Ю.В. Попков).

2. Этнографическое изучение этнической общности (Л. Фробениус, Р. Бенедикт, C.B. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Е. М. Колпаков, C.B. Лурье.

C.Е. Рыбаков, Г. Т. Тавадов).

3. Этнопсихологические исследования (Г.Г. Шпет, A.F. Асмолов, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В.Ю. Хотин^ц).

II. Теоретические работы, посвященные вопросам теории и методологии исследования культуры (Л.Н. Гумилев, Ю. М. Лотман, Л. Г. Ионин, Н. В. Исакова, В. М. Межуев, Е. М. Скворцова, Т. А. Семилет, А. Я. Флиер, A.C. Фролов). Проблема межкультурного взаимодействия освещена в работах М. Бубера, М. М. Бахтина, B.C. Библера, М. С. Кагана.

III. Работы этнографов, культурологов, философов, лингвистов, искусствоведов, посвященные отдельным вопросам изучения тех или иных явлений социокультурной действительности, рассматриваемых в качестве структурных компонентов жизненных сил этнической культуры.

1. Проблемам изучения менталитета посвящены работы H.A. Бердяева, H .Я. Данилевского, П. И. Новгородцева, С. Л. Франка, Б. А. Душкова, З. И. Левина, А. И. Пальцева.

2. Взаимосвязь языка и культуры рассматривается в работах А. Г. Агаева Ю.А. Бельчикова, В. Г. Гак, A.A. Леонтьева, В. А. Масловой, Н. Б. Мечковской, Т. М. Николаевой, С.Г. Тер-Минасовой, Н. И. Толстого, Н. В. Уфимцевой, Ф. П. Филина, В. Н. Ярцевой.

3. Место и значение мифа в культуре рассматривается в работах отечественных исследователей — И. М. Дьяконова, Л. Г Ионина,.

A.Ф. Лосева, С. А. Токарева, С. Л. Утченко, В. А. Шнирельмана, а также зарубежных — К. Хюбнера, М. Ферро, М. Элиаде.

4. Этническая идентичность как культурный и социальный феномен анализируется в работах Л. М. Дробижевой, Ю. П. Платонова,.

B.Ю. Хотинец. Этнические стереотипы рассматриваются в работах.

C.B. Лурье, A.B. Павловской, З. В. Сикевич, Г. У. Солдатовой.

5. Картина мира как компонент этнической культуры рассматривается в публикациях C.B. Лурье, В. А. Масловой, Ю. С. Осаченко, З. И. Резановой.

IV. Изучение вопросов, связанных с историей, культурой и современным состоянием этнической общности российских немцев (В.И. Бруль, Н. Ф. Бугай, A.A. Герман, Т. С. Иларионова, Л. В. Малиновский, В. И. Матис, Л. И. Москалюк, И. Р. Плеве, Т.Б. Смирнова), разработка отдельных вопросов, связанных с изучением истории и культуры российских немцев: по проблемам языка российских немцев (работы В. А. Дятловой, Л. И. Москалюк, Т.Б. Смирновой), анализ картины мира немцев Алтая (публикации Е.Э. Кригер), исследование ценностно-нормативного комплекса этнической культуры российских немцев (работы Ю. В. Виль, Г. В. Коротченко, Е. Э. Кригер, Д.В. Матиса), вопросы этнической идентификации немцев Алтая, особенности этнических стереотипов (труды Э. Р. Барбашиной, Ю. Л. Борисовой, Т.Б. Смирновой).

Таким образом, накоплен обширный теоретический и эмпирический материал по вопросам изучения жизнедеятельности и этнокультуры немецкого этноса. Вместе с тем остаются нерешенными задачи проведения социологического анализа материала, его систематизации, синтеза с целью целостного осмысления этнокультурного потенциала современного развития этнической общности немцев Алтая. Социологический анализ современной этнокультуры немцев Алтая позволит объединить и синтезировать результаты разнообразных научных исследований и представить целостную картину ее развития.

Объектом диссертационного исследования является современный научный анализ жизненных сил этнокультуры российских немцев на Алтае рубежа XX — XXI веков.

Предмет исследования — основные направления научных исследований специфики жизненных сил культуры российских немцев на Алтае рубежа XX — XXI веков.

Цель исследования — выявить и охарактеризовать специфику основных направлений исследования жизненных сил современной этнокультуры российских немцев на Алтае. Задачи исследования:

1) выявить содержание и оценить познавательный потенциал теоретико-методологических оснований анализа основных направлений исследований жизненных сил культуры этнонациональной общности;

2) охарактеризовать особенности взаимосвязи жизненных сил этноса и жизненных сил этнической культуры в основных направлениях изучения этнокультуры российских немцев Алтайского края на рубеже XX — XXI вв.;

3) разработать основания анализа основных направлений изучения компонентов жизненных сил этнической культуры;

4) выделить и охарактеризовать особенности изучения жизненных сил этнической культуры российских немцев Алтайского края;

5) определить основные направления научного анализа современного развития жизненных сил этнокультуры немцев Алтая рубежа XX — XXI вв.;

6) выявить особенности изучения этнокультурного контекста политической деятельности этнонациональной общности российских немцев Алтайского края;

7) охарактеризовать специфику изучения этнокультурных аспектов экономико-хозяйственной деятельности российских немцев Алтайского края;

8) определить специфику изучения современного этнокультурного потенциала развития социально-бытовых сил этнонациональной общности российских немцев Алтайского края.

Теоретико-методологические основания диссертационного исследования.

1. Принципы культуроцентричности, детерминизма, историзма. I.

2. Системный подход (П.А. Сорокин, Н. Луман, Ю.М. Лотман) и принципы структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Б. Малиновский, А Рэдклифф-Браун).

3. Деятельностный подход в понимании культуры (Э.С. Маркарян).

4. Социологическая концепция жизненных сил, виталистская социология (С.И. Григорьев, Ю. Е. Растов, Л. Г. Гуслякова, Л.Д. Демина), концепция культурвитализма (Т.А. Семилет, О. Т. Коростелева, Л. М. Ануфриева, Е.А. Попов).

Комплексное применение социологической концепции жизненных сил, деятельностной концепции культуры, системного и структурно-функционального подхода в трактовке культурвитализма имеет существенную эвристическую значимость, поскольку позволяет изучать широкий спектр социальных феноменов, логически объединять разнообразные компоненты жизнедеятельности этноса в структурные ряды и способствует проведению эффективного междисциплинарного исследования культуры.

Эмпирическую базу решения диссертационных задач составляет информация, полученная путем традиционного и вторичного анализа данных этнографических, этносоциологических, этнолингвистических, исторических, политологических и экономических исследований, данных государственной статистики. Методы исследования: а) общенаучные методы: типология, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ, экстраполяция, дедуктивный метод, индуктивный метод, концептуальный синтезб) методы сбора информации: вторичный анализ данных социологических исследований, анализ материалов государственной статистикив) методы обработки информации: качественный типологический анализ, интерпретация, концептуализация.

Гипотезы исследования:

1. Социологическая концепция жизненных сил человека может служить адекватной теоретико-методологической базой для анализа основных направлений исследований этнической культуры.

2. Состояние жизненных сил этнической культуры является социокультурным выражением жизненных сил этнической общности.

3. Теоретико-методологическим основанием модели исследования основных направлений развития жизненных сил этнокультуры может служить принцип выявления функциональной значимости каждого ее элемента.

4. Ведущим принципом анализа современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX—XXI вв. может выступать структурно-функциональное исследование отдельных компонентов жизненных сил.

5. Анализ основных направлений изучения жизненных сил этнокультуры российских немцев Алтая на рубеже XX — XXI вв. позволят сделать вывод об их кризисном состоянии, являющемся предпосылкой масштабной трансформации.

6. Важным направлением научного анализа развитости жизненных сил этнокультуры немцев Алтая является изучение хозяйственно-экономической деятельности, социально-бытовой активности, политической деятельности с позиции выявления их этнокультурной специфики.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1) Выявлен эвристический потенциал и обоснована возможность применения концепции жизненных сил в качестве теоретико-методологического подхода для анализа исследований этнической культуры.

2) Углублены и конкретизированы положения концепции культурвитализма в контексте анализа жизнедеятельности этнической общности.

3) Определены основные методологические принципы изучения жизненных сил этнокультуры национальных меньшинств в современном российском регионе;

4) Обоснована взаимозависимость жизненных сил этнической культуры и жизненных сил этнической общности.

5) Выделен в качестве ведущего принцип структурно-функционального анализа отдельных элементов системы жизненных сил этнокультуры.

6) Систематизированы и проанализированы данные об основных направлениях исследования жизненных сил этнической культуры немцев Алтайского края на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

7) Охарактеризовано состояние проблематики и уровень исследований экономико-хозяйственной деятельности, политической культуры, социально-бытовых сил российских немцев Алтайского края с позиции выявления их этнокультурной специфики.

8) Выявлена в качестве ведущей тенденция изучения состояния жизненных сил этнокультуры российских немцев Алтайского края на рубеже ХХ-ХХ1 вв. как кризисного, являющегося предпосылкой их трансформации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социологическая концепция жизненных сил человека, положения культурвитализма позволяют определять этническую культуру как транслируемый из поколения в поколение способ организации совместной деятельности членов этнической общности, возникающий в процессе взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства этноса и выступающий формой реализации жизненных сил этнической общности.

2. Ведущим методологическим принципом изучения этнокультуры является рассмотрение ее в качестве основного способа реализации жизненных сил этнонациональной общности, имеющего особую структуру жизненных сил.

3. Важнейшими структурными компонентами жизненных сил этнокультуры выступают менталитет, знаково-символический комплекс, этническое чувство «Мы», религия, картина мира, ценностно-нормативный комплекс, механизмы трансляции культуры, единая национально-культурная идея.

4. Анализ основных направлений исследований политических, социально-бытовых, экономико-хозяйственных сил немецкого национального меньшинства Алтая необходимо проводить с учетом этнокультурной специфики, развитости жизненных сил культуры немцев Алтайского края.

5. Ведущим подходом анализа современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае рубежа XX—XXI вв. является структурно-функциональное исследование отдельных компонентов жизненных сил.

6. Применение при рассмотрении направлений исследования в качестве основного методологического принципа социологической концепции жизненных сил, культурвитализма позволяет сделать вывод о кризисном состоянии жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства Алтайского края рубежа ХХ-ХХ1 вв., являющемся предпосылкой их трансформации, что зафиксировано во всех направлениях изучения его жизнедеятельности.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования основных направлений научного изучения специфики жизненных сил культуры российских немцев на Алтае рубежа ХХ-ХХ1 веков вносят определенный вклад в развитие понимания их состояния, позволяют определить основные тенденции развития. Принципиальным для данной работы является определение структурных компонентов этнокультуры в качестве ее жизненных сил, имеющих особую степень развитости. Разработанная схема анализа жизненных сил этнокультуры дает дополнительные возможности для дальнейших исследований в области жизнедеятельности национально-этнических общностей.

Практическая значимость результатов исследования. Выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы: преподавателями социологии, социальной философии, антропологии при разработке учебных курсов по этнической проблематике, а также студентами, изучающими данные курсыв работе региональных органов власти при разработке и корректировке национальной политикиспециалистами, занимающимися управлением при разработке специальных программ по развитию этнической культуры российских немцевв деятельности общественных организаций, участвующих в жизни немецкого населения Алтайского края и России.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Практические пути решения задачи воспитания патриотизма в современном школьном образовании // Образование и социальное развитие региона. 1999. № 3−4. С. 117−131- 1 пл., (в соавторстве), в т. ч. 0,5 — авторский вклад.

2. Патриотическое воспитание в цикле школьных гуманитарных предметов // Духовное и социальное развитие России 1990;х гг.: проблема сохранения жизненных сил русского народа // Материалы научно-практической конференции 1999 г. «Формирование патриотического самосознания русского народа». Барнаул, 1999. С. 155−157- 0,1 п.л.

3. Немецкая интеллигенция и немецкоязычная пресса как основа возрождения немецкой национальной культуры на Алтае в 40−50-е гг. XX в. // История и культура немцев Алтая. Выпуск I. (по материалам этнографических экспедиций). Барнаул, 1999. С. 53−65- 0,1 п.л.

4. Самоидентификация личности и роль школьного гуманитарного образования // Образование и социальное развитие региона. 2000. № 3−4. С. 174−176- 0,1 п.л.

5. Роль этнической культуры в системе жизнеобеспечения этнической общности // Жизненные силы славянства (Материалы международного конгресса). 4.1 Барнаул, 2001. С. 160−165- 0,3 п.л.

6. Исторические основы этнической культуры российских немцев // Образование и социальное развитие региона. 2001. № 3−4. С. 210−214- 0,2 п.л.

7. Роль диалога в актуализации жизненных сил культуры // Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. — М., 2003. С. 273−278- 0,3 п.л.

8. Немецкоязычная пресса в 50−60-е гг. XX века // Немцы Сибири: история и культура: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2003. С. 63 — 68- 0,3 п.л.

9. Особенности анализа этнических стереотипов как структурных компонентов жизненных сил этнокультуры // Сибирский социологический вестник. 2004. № 1. с. 176−181- 0,5 п.л.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет диссертанту сделать ряд выводов.

Применение социологической концепции жизненных сил в качестве методологического подхода для анализа жизнедеятельности этнических общностей дает возможность сделать вывод, что основой жизнеосуществления современных этнических общностей является комплекс их жизненных сил. Состояние жизненных сил, их развитость позволяет сделать вывод о положении этнической общности. Одним из основных каналов реализации жизненных сил в основных сферах жизни этнической общности выступает этнокультура.

Этнокультура является тем уникальным феноменом, который с одной стороны, является продуктом реализации индивидами своих жизненных сил и поэтому полностью зависит от наличия и возможности и способности к реализации жизненных сил у отдельного индивида и общности в целом, а с другой стороны, содержит такие механизмы, которые способствуют и стимулируют реализацию жизненных сил социума и отдельных индивидов. Жизненные силы этнической культуры выступают каналом, посредством которого культура имеет возможность выполнять свои функциональные задачи в жизнедеятельности этноса. Каждая из жизненных сил культуры занимает приоритетное положение в реализации той или иной функции этнической культуры. Поэтому ведущим методологическим принципом анализа развития жизненных сил этнокультуры являются исследования отдельных компонентов с выявлением их роли в социокультурной системе.

Анализ системы жизненных сил этнической культуры позволяет делать выводы о состоянии этнической культуры, ее жизнеспособности, стадии ее развития, о перспективах ее жизнедеятельности. Такие выводы в свою очередь могут послужить основой для диагностики состояния самого этноса. Представляется это особенно важным с точки зрения социального прогнозирования и выработки целесообразной национальной политики.

Проведенный анализ основных направлений изучения жизненных сил этнической культуры российских немцев Алтайского края позволяет сделать ряд выводов. Исследования отдельных компонентов жизненных сил с выявлением их роли в социокультурной системе является наиболее эффективным в анализе современного развития жизненных сил этнокультуры немецкого национального меньшинства на Алтае.

К наиболее сохранным компонентам жизненных сил этнической культуры немецкого национального меньшинства Алтайского края относятся менталитет, этническое чувство «Мы». Такие компоненты жизненных сил этнокультуры российских немцев Алтая, как язык, религия, картина мира, ценностно-нормативный комплекс теряют этническую специфику.

Применение при рассмотрении направлений исследования в качестве основного методологического подхода социологической концепции жизненных сил, культурвитализма позволяет сделать вывод о том, что жизненные силы этнической культуры немцев Алтайского края на рубеже ХХ-ХХ1 веков находятся в состоянии кризиса, являющемся предпосылкой масштабной трансформации, что зафиксировано во всех направлениях исследования.

Изучение основных направлений исследований хозяйственно-экономической деятельности немцев Алтая продемонстрировало эффективность анализа с точки зрения выявления этнокультурной специфики, которая проявляется в своеобразии форм собственности, способе ведения хозяйства, видах трудовой деятельности.

Анализ основных направлений исследований реализации социально-бытовых сил немцев Алтая выявил наличие этнокультурных особенностей. Этнокультурная специфика непосредственно влияет на демографическое поведение представителей этнонациональной общности, миграционные процессы, брачное поведение, структуру занятости.

Рассмотрение основных подходов к изучению особенное гей политической активности немцев Алтая свидетельствует о необходимости их исследования с позиции влияния жизненных сил этнокультуры. Анализ основных направлений исследований политической деятельности немецкого национального меньшинства показал, что этнокультурные особенности не позволили добиться восстановления государственности и привели к созданию только культурной автономии. Такое положение соответствует уровню развитости жизненных сил этноса.

Итак, по образному выражению A.A. Германа и И. Р. Плеве, на наших глазах завершается последний акт трагедии целого народа — российских немцев.

Немцы стали своеобразным мостом между российской и западной цивилизациями. Они способствовали развитию и распространению передовых форм и методов хозяйствования, культурных традиций. Однако XX век с его двумя мировыми войнами, где Германия и Россия оказались противниками, с многолетним господством тоталитарной системы в России оказался для немцев необычайно трагическим, принес им суровые испытания, привел к истощению жизненных сил этого уникального этноса.

Тем не менее, очень важно, чтобы продолжалось изучение уникальной этнической культуры, сохранилась историческая память о российских немцах, ведь эта этническая общность оставила в социальной истории региона значительный след.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12. с. 76−81
  2. А. Г. Функции языка как этнического признака // Язык и общество -М.: Наука, 1968.-254 е., с. 123- 137
  3. И.В. К истории создания Немецкого района на Алтае // Немецкий российский этнос: вехи истории: Материалы науч. конф. Москва, 24−25 июня 1993 г. — М^ 1994. — С. 65−67
  4. Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — 728с.
  5. С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность.// Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. — 263с., с.31−49
  6. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука. 1989.-247с.
  7. С.А. Этничность объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. с. 44−52
  8. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования, 1990, № 7, с.42−49
  9. Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. — 271с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 768с.
  11. П.Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том 2. № 1 С. 48−58
  12. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) М.: ИФ РАН, 1996. — 70 с.
  13. Барбашина Э. Р. Проблемы миграции и интеграции российских немцев в
  14. Сибири // Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитарных исследований. Вып. 2. — Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2000. 216 е., с. 12−20 И. Бауэр В. А. Раушенбах — с нами // Neues Leben. 2002. № 6. С. 1
  15. В.А., Иларионова Т. С. Российские немцы: право на надежду. К истории национального движения народа (1955 1993). — М.: Просвещение, 1995.-543 с.
  16. A.A. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2001. — 378 с.
  17. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 208с.
  18. Г. Российские немецкие писатели. Алматы: Казахстан, 1996. -157 с.
  19. Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики // Язык: система и функционирование. М.: Наука, 1988. — 271 с.
  20. А.Р. Жилище немцев Алтайского края // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Барнаульски! о государственного педагогического университета, 1998. — С. 172−173.
  21. В.Б. Мужской костюм немцев Алтайского края в первой четверти XX в. // Немцы Сибири: история и культура: Материя Всерос. науч.-практ. конф. Омск-/1993. — С. 128−133.
  22. Ю.Л. Психосемантическая модель этнического самосознания русских немцев. Дипломная работа. Барнаул, 2000. — 99 с.
  23. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 411с.
  24. Ю.В. Этнические функции культуры и этнография // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. — 224 е., с. 5−23
  25. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. — 333 с.
  26. Бруль В. И Ликвидация Немецкого района и национальных сельских Советов // Новое время. 1995. 16 марта. С. 4
  27. В.И. Из исторического наследия и этнического прошлого алтайских немцев // Российские немцы: Проблемы истории, языка соврем, положения: Материалы Междунар. науч. конф., Анапа 20 25 сент. 1995 г. М., 1996. — С. 438−451.
  28. В.И. История: кровавая охота // Молодежь Алтая. 1994. № 26. С. 5.
  29. В.И. Немцы в Западной Сибири. Ч. 1 Барнаул, Топчиха: Б.и., 1995. — 192 с.
  30. В.И. Немцы в Западной Сибири. Ч. 2. — Барнаул, Топчиха: Б.и., 1995.-224 с.
  31. Н.Ф. 40−50-е годы: последствия депортации народов // История СССР. 1992. № I.e. 34−45
  32. Н.Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30−40-е годы // История СССР. 1989. № 6. с. 65−78
  33. В.М. Психология этнических различий: проблема менталитета, отношений, понимания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 1996
  34. М. Новые национально-культурные автономии в многонациональном российском государстве // Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитарных исследований. Вып. 2. Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2000. — 216 с.
  35. А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 272 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
  36. .Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998г№ 4гС.З-27
  37. Г. Г. Немцы в СССР // Знамя. 1988. № 11.$ 24−35
  38. С.Н. История одной переписки // Дружба народов. 1990. № 10. с. 123−134
  39. Гак В. Г. Язык как средство самовыражения народа // Язык как средство трансляции культуры. М: Наука, 2000. — 311 су (с54−67
  40. Гальбштадт в Кулундинской степи // Жизнь национальностей. 1996. № 2. С. 67−78. Ф. Э. Эккерт глава администрации района о повседневной жизни и проблемах района- И. И. Бернгардт о фирме «Брюкке" — о колхозе им. Кирова в с. Подсосново- музей с. Полевое.
  41. А. Рухнуло дерево.// Neues Leben. 2002. № 5. 15 марта. С. 4 5
  42. В. Нет народа нет проблемы // Neues Leben. 2002. № 5. 15 марта. С. 4
  43. O.A. Немецкий национальный район в Алтайском крае // Немцы Сибири: история и культура: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1993.-С. 136−141.
  44. A.A. История республики немцев Поволжья в событиях, фактах, документах. 2-е изд. — М.: Готика, 2000. — 320 с.
  45. A.A., Плеве И. Р. Немцы Поволжья: Краткий исторический очерк:
  46. Учебное пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 144 с.
  47. С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей // Социологические исследования. 2000. № 2. с. 13 -20
  48. В. Барнаульский печальник: Докум. повесть о В. К. Штильке (1850−1908). Просветитель, обществ, деятель. Барнаул: Алтай, 1999. — 147 с.
  49. Л.Н. Сочинения: Этногенез и биосфера Земли / Сост. Н. В. Гумилева. М.: Танаис ДИДИК, 1994.- 638с. — (Библиотека «Мир Гумилева»)
  50. Демографическая и социально-экономическая характеристика населения немецкой национальности Алтайского края (По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Барнаул: Алтайское краевое управление статистики, 1991.-85 с.
  51. В.Ф. Прощальный взлет / Судьбы российских немцев и наше национальное движение / Книга 1. От национальной катастрофы к попыткевозрождения. М.: Издательство МГУ, 1997. — 347 с.
  52. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917- 1998 гг.). Барнаул: Б.и., 1999.- 156 с.
  53. К.Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., коммент.: Кожурин К .Я. СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.
  54. Дробижева J1.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
  55. .А. Психофизиология менталитета. М.: Аспект Пресс, 1998. -231 с.
  56. .С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. — 524с.
  57. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. -М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. -380 с.
  58. Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений (Материалы международного конгресса). 4L- Барнаул: Азбука, 2001, 319с.
  59. Жизненный потенциал этнокультурного развития современной Сибири / Под ред. В. И. Бойко. Барнаул — Новосибирск — Москва: ОАО «Полиграфист», 1999. — 188с.
  60. В.Н. Конфликтные факторы и проблемы межнациональных отношений // Этничность и национальные отношения. Социальная практика. СПб.: Питер, 1995. — 342 с.
  61. М.Н. Специфика проявления ментальности основных этнических групп, проживающих в Алтайском крае (80−90-е гг. XX века). Дипломная работа. Барнаул, 1998
  62. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. 280с.
  63. Н.В. Культура и человек в этническом пространстве: этнокультурологический подход к исследованию социальных процессов. -Новосибирск: Изд-во МОУ ГЦРО, 2001. 344 с.
  64. Календарь для российских немцев на 2004 год. М.: Международный союз немецкой культуры, 2003. — 28 с.
  65. Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука» (1−3 ноября 2001 года) / Под общей редакцией профессора З. И. Резановой. Томск: Издание ТГУ, 2002. — 360 с.
  66. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. № 2. с. 79−92
  67. Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение, 1995. № 5. с. 13−23
  68. A.B. Первые немецкие специалисты на Алтае // Алтайский сборник. Барнаул, 1997. — Вып. XVIII. — С. 24−37.
  69. А.И. Социология. Учебник. М.: ООО «ТК Велби». — 2003. -534 с.
  70. Д.Е. К категориям «нация» и «этнос» // Философия и общество. 1991. № 6. с. 161−169
  71. Н.Г. Начальный этап переселения немцев в Алтайский край (конец XIX начало XX в.) // Сибирская деревня: История, соврем, состояние, перспективы развития: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. — Омск, 1998.-С. 125−126.
  72. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998.- 447с.
  73. Г. У. Эмпирический опыт исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. № 2., с. 76 79
  74. З.И. Менталитет диаспоры: (Системный и социокультурный анализ). -М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2001. 172 с.
  75. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — 232с., с. 138−150
  76. A.A. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты // Язык и общество М.: Наука, 1968, 254 е., с.54−69
  77. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОД ЭК», 2001. — 448 с.
  78. Ю.М. Избранные статьи в трех томах— М.: Александра, Таллинн, 1992. т.1.-479с.
  79. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. — 448с.
  80. Л.В. 40 лет отмены официальной дискриминации немцев в СССР // Страницы истории Алтая, 1995, с. 14−18
  81. Л.В. Немцы в России и на. Алтае. Барнаул, 1995. — 170 с.
  82. Л.В. Социально-экономическая жизнь немецкой деревни в России // Известия СО АН СССР, серия «Общественные науки», 1980. Вып. 1. С. 43 — 54
  83. Л.В. Фермер и / или крестьянин?: (К вопросу о национальных традициях) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 1998. — 264 е., с. 43 — 48.
  84. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284с.
  85. В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
  86. В.И. Немецкий национальный район на Алтае (1991−2001). -Барнаул: Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 2001. 130 с.
  87. В.И. Немцы Алтая. Научно-популярные очерки. Барнаул: Редакционно-издательский отдел Барнаульского высшего педагогического училища-колледжа, 1996. — 107 с.
  88. В.И. Перспективы Алтайской краевой национальнокультурной автономии российских немцев // Образование и социальное развитие региона. 1998. № 1. С. 71−74.
  89. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 336 с.
  90. В.И. Характеристика социально-этнических процессов на Алтае // Образование и социальное развитие региона. 1999. № 1. С. 65−71.
  91. В.И., Кряклина Т. Ф. Немецкая школа в регионах России. Монография. Барнаул: Изд-во Барн. Гос. Пед. ун-та, 1999. — 215 с.
  92. В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 348с.
  93. Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «ФАИР», 1998. 352 с.
  94. Мифологии древнего мира. Пер. с англ., предисл. И. М. Дьяконова. -М.: Наука, 1977.-454 с.
  95. Мифология и культура: Учебное пособие. М.: Институт общегуманитарных исследовании, 2002. — 384 с.
  96. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993. № 5. с. 23−29
  97. М.О. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность // Социологические исследования. 2001. № 3. с. 72−80
  98. М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // Социологические исследования. 1999. № 9. с. 60−73
  99. Л.И. Современное состояние островных немецких диалектов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 291 с.
  100. М. Социальные функции священного. СПб: «Евразия», 2000. -448 с.
  101. М. Этносы и религия // Обозреватель, 2004. № 2. С. 65−73
  102. Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитарных исследований. Вып. 2. Новосибирск: Издательство «Гуманитарные технологии», 2000. -216 с.
  103. Т.М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. М: Наука, 2000. — 311 е., с. 112−131.
  104. А.П. Трудности анализа менталитета // Вопросы философии, 1994. № 4. С. 50 54
  105. A.B. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № 1. с. 45 53
  106. А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук — Новосибирск, 1998. — 21 с.
  107. Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
  108. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
  109. Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие -СПб.: Речь, 2003.-452 с.
  110. В. С. Историческая память в этническом самосознании народов // Социологические исследования. 1999. № 3. с. 48−56
  111. Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1990. — 148 с.
  112. Развитие национального образования на Алтае (проблема национальной школы): Монография / Под ред. А. Н. Мельникова. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993.- 179 с.
  113. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. М. Г. Писманика. 2-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 591 с.
  114. Э. Народ и его лидер // Neues Leben. 2001. № 3 (33). 7 апреля. С. 6−7
  115. В.В. Сочинения / Сост., подгот. текста и коммент. А. Л. Налепина, Т. В. Померанской. М.: Советская Россия, 1990. — 588 с.
  116. В.М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998 — 224 с.
  117. М.Н. Теория нации: философские вопросы. // Вопросы философии. 1999. № 5. с. 44−51
  118. С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 3 10
  119. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студентов вузов. М.: Проект, 2000. — 352 с.
  120. Сводный аналитический отчет. К вопросу об образовании немецкой национальной автономии на Алтае. Барнаул: Полиграфист, 1990. — 189 с.
  121. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. — М.: Добросвет, 1998. 292 с.
  122. Т. А. Культурвитализм концепция жизненных сил культуры. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — 144 с.
  123. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Алетейа, 1999. — 276 с.
  124. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999. № 1.
  125. Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. -М.: Юнити, 1999.-406 с.
  126. Т.Б. Немцы Сибири: этнические процессы и этнокультурное взаимодействие. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 88 с.
  127. Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25, с. 2965
  128. Советские немцы: история и современность // Вопросы истории1. КПСС. 1990. № 2. С. 46 -54
  129. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы) / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. М.: «Издательский дом МАГИСТР -ПРЕСС», 2000. — 242 с.
  130. С.М. Меннониты Алтая. История, демография, ономастика. М.: ИЭА РАН, 1996. — 256 с.
  131. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389с.
  132. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  133. Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40−60-е гг. XX века. Томск: Томский государственный университет, 2003. — 348 с.
  134. Социальное расслоение и социальная мобильность. М.: Наука, 1999. — 191с.
  135. Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. — 232 е., с. 127 — 138
  136. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 1999. — 320с.
  137. В.А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. Донецк, 1997.
  138. Г. Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. — 352 с.
  139. Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры // Язык как средство трансляции культуры. М: Наука, 2000. — 311 е., с. 49−54
  140. С.Н. Дважды переселенные // Волга. 1989. № 7. с. 56 62
  141. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
  142. В.А. Забыть о нации: Пост националистическое понимание национализма // Вопросы философии, 1998, № 9
  143. С.А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира. -М.: Просвещение, 1980. Т. 1. С. 15−16-
  144. H.H. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Изд. 2-е, испр. — М.: Индрик, 1995. 512 с.
  145. .Т., Чапыткова Т. Н. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования, 1996, № 12
  146. Н.С. История. Культура. Язык. / Сост. В. М. Живова- Общ. ред. В. М. Живова- Вступ. ст. Н. И. Толстого и JI. Н. Гумилева. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 800 с.
  147. C.JI. Факт и миф в истории // Вестник древней истории. 1998. № 4. С. 13 14.
  148. Н.В. Культура и проблема заимствования, с. 154 172 // Встречи этнических культур в зеркале языка: (в сопоставительном лингвокультурном аспекте) / Науч. совет, по истории мировой культуры. -М.: Наука, 2002.-478 с.
  149. Факторы устойчивости малых национальных групп (теоретико-методологические и прикладные вопросы исследования) / Под ред. C.B. Соболевой. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2000. — 167с.
  150. A.A. Страницы прошлого и настоящего села Полевого и колхоза имени Тельмана. Полевое (е.), 1999. — 326 с.
  151. М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. -М: Наука, 1992.-342 с.
  152. Т.Д. Об этнокультурном развитиии немцев СССР // Советская этнография. 1986. № 4. с. 34−39
  153. Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка // Язык и общество М.: Наука, 1968. — 254 е., с. 5 — 22
  154. А.Я. Историческая динамика культуры // Философские науки. 2000. № 3. С. 167−173
  155. П.А. Собрание сочинений. М.: Наука, 1991. -435 с.
  156. Г. В. Вера и культура / Сост., вступит. Ст. И. И. Евлампиева. СПб: РХГЛ, 2002. — 862 с.
  157. В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 67−74
  158. В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.
  159. О. Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтническое взаимодействие // Язык и этнические конфликты. М.: Аспект Пресс, 2001. — 197 с.
  160. К. Критика научного разума. М.: Наука, 1994. — 326 с.
  161. В.А. Немецкие колонисты // Былое. 1997. № 2. С. 10−11.
  162. И.Н. К характеристике семьи и семейных отношений немцев Алтайского края (конец XIX конец XX в.) // Сибирская деревня: История, соврем, состояние, перспективы развития: Материалы 2-й Всерос. науч.практ. конф. Омск, 1998. — С. 173−175.
  163. Численность и состав населения СССР // Всесоюзная перепись населения 1979 г. М.: Б. и, 1984. — 90 с.
  164. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. № 3. с.73−85
  165. Я. Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс // Общественные науки и современность, 1998, № 4
  166. Е.Б., Брицкий Г. О., Денисенко М. В. Этнические стереотипы русских // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 45 49
  167. В. В поисках решений // Neues Leben. 2001. № 10 (40). 23 октября. С. 12 13
  168. И.И. Восстановление немецкого района на Алтае // Немцы
  169. Сибири: История и современность: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. Омск, 1995. — Ч. 2. — С. 71−77.
  170. И.И. К вопросу о восстановлении немецкого района на Алтае // Немцы Сибири: История и современность: Материалы Междунар. науч. практ. конф. (Омск, 17−19 апр. 1996 г.). — Омск, 1997. — С. 37−46.
  171. И.И. Немецкоязычные газеты Алтайского края: 40 лет культурно-просветительской работы (1955−1995 гг.) // Российские немцы: Проблемы культуры и образования: По материалам науч. практ. семинара. -Новосибирск, 1996. С. 161−170.
  172. И.И. Немцы Алтая: отношение к автономии // Диалог. 1990. № 7. С. 17−33.
  173. И.И. Создание и воссоздание немецкого района на Алтае: опыт и практика // Российские немцы: Проблемы истории, языка и соврем, положения: Материалы Междунар. науч. конф., Анапа, 20−25 сент. 1995 г. -М., 1996.-342 е., с. 471−482.
  174. В.А. Мифы диаспоры // Диаспоры в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири. -Иркутск: Сибирь, 1994. 132 е., с. 45 — 59
  175. Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия / Под ред. Т.Д. Марциновской- Вступительная статья Т. Д. Марциновской. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 492с.
  176. М. Аспекты мифа. Пер. с фр. В. Большакова. М.: Инвест -ППП, CT «ППП», 1996. — 240 с.
  177. Ф. Истории первоначального христианства. М.: Политиздат, 1979. — 39 с.
  178. Этнодемографические взаимодействия народов Сибири в XX в. (Историко-статистические документы). Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. — 138 с.
  179. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству // Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992, с. 123−124
  180. Dietz В., Hilkes P. Ru? landdeutchen: Unbekannte im Osten.- Munchen,
  181. Hilkes P., Marikucza P. Forderungsmoglichkeiten fur Deutsche in der ehemaligen Sowjetunion.-Munchen, 1992.
  182. Klaube M. Die deutschen Dorfer in der westsibirischen Kulunda-Steppe.
  183. Matis V.l. Religiose Konfessionen im Altai: Zustand und Probleme // Zeitung fur Dich. 1995. -Nr. 39 (3109) v. 28. Sept.
  184. Paulsen N. Litererische Traditionen im Wandelder Zeiten // Zeitung fur Dich. 1997. 12 Juni. S.44−52
  185. Schleicher J. Autonomiebewegung: provinzielle Traume. M.: Gotika.
  186. Shleicher J. Von der «ersten Schwalbe» bis zur Hoffnung auf Wiedergeburt // Zeitung fur Dich. 1997. 12 Juni. S. 22 4?1992.304 S.
Заполнить форму текущей работой