Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационная культура железнодорожных войск: состояние и пути оптимизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение организационной культуры является на сегодняшний день одним из немногих теоретико-прикладных социологических исследований, направленных на анализ противоречий, имеющих место в социальной структуре Железнодорожных войск. Являясь одним из компонентов военной организации Российского государства, Железнодорожные войска имеют длительную историю своего развития и совершенствования. В процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Организационная культура Железнодорожных войск' как объект социологического анализа
    • 1. 1. Понятие организационной культуры, современные взгляды и подходы
    • 1. 2. Методика исследования организационной культуры Железнодорожных войск
  • Раздел 2. Состояние организационной культуры
  • Железнодорожных войск и тенденции ее развития
    • 2. 1. Актуальные проблемы организационной культуры Железнодорожных войск
    • 2. 2. Анализ и характеристика организационной культуры Железнодорожных войск
  • Раздел 3. Основные пути оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск
    • 3. 1. Структура и содержание организационной культуры Железнодорожных войск
    • 3. 2. Пути оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск

Организационная культура железнодорожных войск: состояние и пути оптимизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Геополитическое и геостратегическое положение России, история ее развития и современное состояние настоятельно диктуют необходимость иметь Железнодорожные войска, оснащенные современными средствами технического вооружения, способные успешно и качественно решать задачи согласно своему предназначению.

В условиях нестабильной военно-политической обстановки железнодорожный транспорт по-прежнему остаётся наиболее действенным инструментом государственной политики в области обеспечения обороноспособности и безопасности России. Совместное динамичное совершенствование железнодорожного транспорта и Железнодорожных войск — одно из основных условий обеспечения безопасности страны в целом.

В настоящее время возросли роль и значение Железнодорожных войск в общей системе поставленных государством задач. Они осуществляют непосредственную деятельность в оперативном решении основных вопросов подготовки железнодорожных коммуникаций в целях обороны и безопасности. В связи с этим в Железнодорожных войсках ведётся непрерывное совершенствование их состава, структуры, технического оснащения и системы комплектования.

Приоритетным в деятельности научно-исследовательских подразделений Железнодорожных войск является определение главных направлений, обеспечивающих повышение качества существующих и перспективных военных, военно-технических, военно-социальных и иных систем, находящихся в распоряжении войск.

Сегодня особенно актуализировались вопросы совершенствования социальной сферы войск, создания благоприятных условий жизнедеятельности людей в погонах, функционирования социальной составляющей Железнодорожных войск. Эти вопросы обусловлены прежде всего глубокими переменами в обществе и обострением многих социальных проблем, связанных с функционированием института военной службы, жизнедеятельностью военнослужащих армии, в том числе их кадровой части — офицеров.

Решение многих социальных проблем, связанных с функционированием современных Железнодорожных войск, видится в дальнейшей разработке и совершенствовании научных методов исследования их структуры и функций, создании системы прикладных средств анализа деятельности входящих в их состав элементов в целях выработки широкомасштабных и целенаправленных мер по формированию новых форм и способов социального взаимодействия в масштабе всей военной организации.

Первостепенное значение приобретает внедрение результатов большого числа социологических исследований, направленных на изменение стиля, образа и условий жизнедеятельности военных железнодорожников в соответствии с изменившимися политическими, социально-экономическими и социокультурными реалиями.

В предлагаемом исследовании разработаны актуальные и недостаточно освещенные в военно-научной литературе вопросы теории и практики организационной культуры Железнодорожных войск. Проблема исследования организационной культуры Железнодорожных войск является новой и ранее неизученной. Ее значимость, новизна и важность определили выбор темы диссертационного исследования, актуальность которого обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Организационная культура как феномен военно-социальной реальности обладает самостоятельностью и оказывает серьезное влияние на все сферы военной службы, боевой и повседневной деятельности Железнодорожных войск в современных условиях.

2. Военно-социальная практика управления и воспитательная работа в войсках свидетельствуют о том, что еще имеются значительные резервы в повышении эффективности влияния организационной культуры на деятельность войск, связанные с совершенствованием социально-технологических основ обеспечения оптимального управления социальными процессами и явлениями в воинских коллективах.

3. Необходимость дальнейшего развития военно-социальной теории организационной культуры военнослужащих, воинских коллективов и разработки методики ее изучения в воинских коллективах.

4. На современном этапе развития Железнодорожных войск возникает необходимость в научном исследовании проблем изучения организационной культуры в воинских коллективах и методики ее оценки в практике военно-социального управления войсками.

5. Недостаточное количество литературы и публикаций по данным вопросам свидетельствует о том, что проблема глубоко не изучена и требует дальнейшей разработки, систематизации и серьезного научного обоснования.

Степень научной разработанности проблемы.

Проведенный автором анализ литературы и научных исследований по теме диссертации позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день создан определенный фундамент для изучения обозначенных актуальных проблем организационной культуры Железнодорожных войск.

Впервые появление исследований по организационной культуре на Западе связано с работами Т. Парсонса, Ф. Селзника, Ч. Барнарда, Дж. Марча, Г. Саймона, опубликованными в 50 — 60-х гг.1 Они уловили в понятии «организационная мораль» основные черты понятия «организационная культура». Однако более широкое использование данного термина получило лишь в конце 70-х — начале 80-х годов XX века.

В настоящее время проблемы организационной культуры исследуются многими известными западными специалистами по организации и менеджменту, среди них такие, как: Дж Грейсон, К. О’Дейлл, П. Друкер, Р.

1 Barnard С. Organization and Menegement &. Selected Papers, Cambride, mass, 1948; Parsons T. Structure and Process in Modern Societes. N.Y., 1965; March J., Simon H. Organizations. N.Y., 1958; Simon H. Administrative Behavior, ed. 2. N.Y., 1959; Selznick P. Leadership in Administration, Evanston, III, 1957;

Фостер, Г. Саймон, Е. Франк, Н. Тичи, М. Деванна и др1. Проблематика организационной культуры за два последних десятилетия превратилась из частного направления в менеджменте в одну из главных составляющих современной концепции управленческой деятельности.

В работах российских (советских) ученых организационная культура в прямой постановке до недавнего времени рассматривалась редко. В специальной литературе, посвященной организации управления, исследовались лишь отдельные ее аспекты. Технико-технологическая фаза развития организаций, связанная с началом построения индустриального производства в СССР, имела место в 20-е годы, когда разрабатывались система НОТ, научные основы рационализации и управления. Большую известность в этот период получили труды советских ученых и специалистов по НОТ и управлению. Среди них следует отметить имена А. А. Богданова, А. К. Гастева, П. М. Керженцева, И. Н. Бутакова, А. А. Нольде и др.2.

После достаточно длительного периода забвения возрождение науки об организации и управлении произошло только в начале 60-х годов и с тех пор уже не прекращалось. Среди наиболее известных ученых этого периода можно отметить Д. М. Гвишиани, JLC. Гурьева, Э. А. Капитонова, Е. И. Комарова, Ю. Д. Красовского, В. Н. Ксенофонтова, Н. Ф. Наумова, С. П. Никонорова, Б. П. Овсиевича, В. Ш. Рапопрота, А. И. Пригожина, В. М. Шепеля, О. И. Шкаратана, С. В. Щербину, Л. И. Уманского, В. И. Терещенко, М. А. Павлову, ЗА. Чернышева, Е. И. Василенко, С. Г. Заржевского и др.3.

1 См.: Грейсон Дж. К., мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991; Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры // Практика и принципы. М., 1992; Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М., Прогресс. 1987; Саймон Г. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995; Тичи Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: из опыта американских корпораций. М.: Экономика, 1990.

2 См.: Керженцев П. М. Принципы организации: Избр. произведения. М.: Экономика 1968; Борьба за время. М., 1965; Организуй самого себя. 5-е изд. М., 1927; НОТ: Научная организация труда и задачи партии. М.: 1923; Гастев А. К. Трудовые установки. М., 1924; Установка производства методом ЦИТ. М., 1927; Нормирование и организация труда. М., 1929; Как надо работать. М.: Экономика, 1972. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. М., 1913. Т. I — 2- Краткий курс экономической науки, 1897.

3 См.: Американские буржуазные теории управления / Под ред. Б. З. Мильнера и Е. А. Чижова. М.: Мысль, 1978; Бобнева М. И. Производственная организация как социальный институт современного общества и его изменения // Доклад на VII Международном социологическом конгрессе. М., 1979; Гвишиани Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 1972; Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра, 1997; Капитонов Э. А., Зинченко Г. П. Корпоративная культура: теория и практика.

До настоящего времени практически не уделено внимание теории и практике изучения организационной культуры военной организации. Имеются лишь отдельные исследования, затрагивающие вопросы военно-управленческой деятельности и некоторые аспекты профессиональной и корпоративной культуры1. В то же время остаются нерешенными проблемы, связанные с учетом особенностей внешней и внутренней социокультурной среды военной организации, необходимостью разработки методических положений проектирования и оценки эффективности уровня ее организационной культуры, а также вопросы о методах целенаправленного и эффективного влияния на организационную культуру военной организации в изменившихся условиях ее функционирования.

Таким образом, исследования организационной культуры военной организации как в теоретико-методологическом, так и в научно-практическом плане находятся на недостаточном уровне. Они по-прежнему являются слабо разработанной областью в отечественной социологической.

М.: Альфа-Пресс. 2005. Комаров Е. И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Московский рабочий. 1986; Мангутов И. С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975; Никоноров С. П. Совершенствование организаций на основе теории систем: Методологические проблемы теории организации. Л., 1976; Пригожин А. И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. Ксенофонтов В. Н. Политическая культура и реальности европейской безопасности // Армия и общество. — М., 1999; Духовная жизнь российского общества: сущность и особенности: Материалы научной конференции 30 мая 2001 г. -М.: ИСПИ РАНДуховная жизнь российского общества и инфокоммуникационный мир. — М.: АЗГ МЧС, 2002; Шепель В. М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М.: 2000; Управленческая этика. М.: Экономика, 1989; Настольная книга бизнесмена и менеджера. Упр. гуманитарология. М.: Финансы и статистика, 1992; Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004; Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М.: Финансы и статистика, 2005; Мурачев А. П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту (Социологический анализ): Дис. канд. социолог, наук. — М.: ВУ, 1997; Социология организаций: Словарь-справочник / Автор-составитель C.B. Щербина. М., 1995; Гурьева Л. С, Заргазов В. А., Скобеев К. М. Профессионал и специалист: руководитель в современных организационных условиях. Томск: Изд. Томского университета, 1989. Лапшов B.A. Профессиональная культура офицера-культуролога и ее формирование в системе ВВУЗ: Дис. канд. социолог, наук. М.: ВУ, 1995; Заржевский С. Г. Организационная культура в современной России: Дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1997; Чернышова 3.A. Методы формирования и оценки эффективности организационной культуры предпринимательской деятельности: Дис. канд. экон. наук. С-Пб.: Университет экономики и финансов, 1994; Василенко Е. И. Топология организационной культуры: Дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1994; Павлова М. А. Методы диагностики в формировании и развитии организационной культуры: Дис. канд. социолог, наук. М.: МГУ, 1994.

1 См.: Карандашов В. Д. Воинские ритуалы как фактор формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов: Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1989; Семенов Е. Л. Управленческая культура офицерских кадров как фактор повышения боевой готовности войск: Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1988; Каяшев B.A. Развитие корпоративных отношений в оборонной промышленности России: Дис. канд. эконом, наук (ДСП). М.: Рос. гос. гуман. ун-т, 2002. Смоликов И. И. Методологический анализ управленческой деятельности советского офицера: Дис. канд. филос наук. М.: ВПА, 1976. Тимошев Р. М. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: Дис. доктор, филос. наук. М.: ВУ, 1997. науке, в частности в военной социологии. Данное обстоятельство предопределило цель, объектно-предметную область и основные задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — социологический анализ состояния организационной культуры Железнодорожных войск и выработка путей ее оптимизации.

Объект исследования — организационная культура Железнодорожных войск в современных условиях.

Предмет исследования — структура, содержание и состояние организационной культуры Железнодорожных войск, пути ее оптимизации.

Для достижения цели диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

1. Определить структуру и содержание организационной культуры Железнодорожных войск.

2. Разработать методику социологического исследования организационной культуры Железнодорожных войск.

3. На основе результатов социологических исследований определить уровни состояния организационной культуры Железнодорожных войск.

4. Выработать пути оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск на современном этапе их развития.

Основная гипотеза исследования.

Организационная культура Железнодорожных войск выступает важнейшим фактором функционирования Железнодорожных войск как военной организации и влияет на готовность военнослужащих выполнять поставленные перед ними задачи.

Частные гипотезы.

1. Организационная культура оказывает определяющее влияние на состояние служебных отношений между субъектами военного управления Железнодорожных войск.

2. Организационная культура способствует целенаправленному распределению задач между органами военного управления, а также различными категориями военнослужащих Железнодорожных войск.

3. Организационная культура актуализирует значение нравственных и материальных ценностей при проявлении военнослужащими своего отношения к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу работы составляет общесоциологический подход к пониманию организационной культуры, а также важнейшие положения зарубежной и отечественной организационной науки о формировании и путях развития организационной культуры.

Теоретической основой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области менеджмента, социологии и теории организации: М. Вебера, Т. Парсонса, К. Левина, Ф. Селзника, Ч. Барнарда, Г. Саймона, П. М. Керженцева, Ю. Д. Красовского, Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, В. М. Шепеля, С. В. Щербины и других.

В качестве теоретико-методологической базы исследования были рассмотрены концепции, изложенные в трудах отечественных военных ученых. К ним относятся гуманистическая концепция строительства Вооруженных Силконцепции военно-социального управления в военной организацииобраза жизни военнослужащихформирования и развития личности военнослужащего и другие1.

Методическую основу исследования составили методы системного и структурно-функционального анализа, моделирования, проектирования, прогнозирования, сравнения и обобщения.

Для сбора первичной социологической информации были использованы методы качественного анализа документов, мониторинга,.

1 См.: Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил: Военно-теоретический труд / Рук. автор, кол. В. П. Суставов. М.: ВУ, 1997; Богатырев Е. Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГАВС, 1992; Скок А. С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997; Примаков В. Л. Социализация офицера в условиях воинской службы (на примере Вооруженных Сил РФ). М.: ВУ, 2000. диагностики, массового и экспертного опросов, а также вторичного анализа данных. Обработка первичной и вторичной социологической информации проводилась с помощью комплекса методов математико-статистического анализа с использованием пакета стандартных прикладных программ для ЭВМ.

Эмпирическая база исследования.

Формирование эмпирической базы исследования осуществлялось в ходе накапливания и анализа материалов различных социологических исследований: результатов социологического исследования, проведенного автором согласно разработанной программе 1- результатов социологических исследований, проведенных автором совместно с отделом военно-социологических и психологических исследований 61-го Научно-исследовательского испытательного института Железнодорожных войск в период 1997 — 2004 гг.2- статистических данных официальных государственных источниковдокументальных данных Министерства обороныслужебных материалов управления Командования Железнодорожных войск, регламентирующих функционирование Железнодорожных войск, а также сведений, полученных из средств массовой информации.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивались: теоретическим и методологическим обоснованием сущности и содержания организационной культуры Железнодорожных войскприменением научно обоснованной социологической методики ее изучениярепрезентативностью выборкикомплексным применением методов сбора первичной социологической информациикорректным использованием математико-статистических методов обработки и анализа данных, а также сравнения их с результатами других исследований.

1 Исследование проводилось на базе 10 войсковых частей, равномерно охватывающих все регионы дислокации Железнодорожных войск.

2 За период с 1997 по 2004 год лично диссертантом и под его непосредственным руководством проведено 5 социологических исследований, посвященных проблемам организационной культуры Железнодорожных войск. По репрезентативной выборке (все категории военнослужащих) опрошено более 1100 человек.

Практическая значимость исследования определяется совокупностью обоснованных путей и предложений по формированию оптимальной организационной культуры Железнодорожных войск, отвечающей современному периоду их развития и выполняемым задачам согласно их штатному предназначению. Аналитический и статистический материал диссертации может быть использован в практической деятельности органов военного управления по совершенствованию процесса формирования и оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск в изменившихся условиях их функционирования. Методологические, методические и содержательные материалы диссертационной работы, а также исследовательский инструментарий могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности научных и педагогических кадров в процессе осуществления новых перспективных исследовательских проектов и преподавания социально-гуманитарных дисциплин в военно-учебных заведениях. Результаты проведенных исследований могут быть положены в основу определения мер по повышению эффективности взаимодействия между органами военного управления как на уровне управления Командования Железнодорожных войск, так и Железнодорожных войск в целом.

Научная новизна исследования заключается: в уточнении социологического содержания понятия — «организационная культура Железнодорожных войск" — в характеристике ее современного состояния и механизма формирования и совершенствованияв определении деятельности органов военного управления по оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск.

Положения выносимые на защиту.

— уточнение социологического содержания понятия «организационная культура Железнодорожных войск» через совокупность ее структурных элементовразработка методики социологического исследования организационной культуры Железнодорожных войск;

— результаты социологического анализа организационной культуры Железнодорожных войск в современных условиях;

— пути оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск.

Апробация работы.

Результаты исследования докладывались на заседаниях военного совета Железнодорожных войск, кафедры социологии и психологии ВТУ ЖДВ, ученого совета 61-го НИИИ ЖДВ, управления воспитательной работы Командования Железнодорожных войск, а также на научно-практической конференции ИСПИ РАН в 2001;2002 гг. Материалы исследования использовались в ходе реализации НИОКР 61-го НИИИ ЖДВ. Полученные данные применялись в лекциях для подготовки кадров руководящего звена офицеров Железнодорожных войск.

Публикации по теме диссертации:

1. Некоторые итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих Железнодорожных войск Российской Федерации, проходящих службу по контракту: Сборник научных трудов 61-го НИИИ ЖДВ: Вып. 6. — М., 2000. — 0,3 п.л.

2. Пути формирования ценностных ориентаций у военнослужащих Железнодорожных войск Российской Федерации: Мат. науч. конф. — М., ИСПИ РАН, 2001 (в соавторстве). — 0,5 п.л. (авторские 0,4 п.л.).

3. Некоторые вопросы понимания организационной культуры Железнодорожных войск Российской Федерации: Сборник научных трудов 61-го НИИИ ЖДВ: Вып.8. — М., 2002. — 1,2 п.л.

4. Основные подходы к пониманию и формированию организационной культуры: Сборник научных трудов 61-го НИИИ ЖДВ: Вып.9. — М., 2003. -0,8 п.л.

Организационная культура Железнодорожных войск: состояние и пути оптимизации: Сборник научных трудов 61-го НИМИ ЖДВ: Вып.10. — М., 2005. 1,5 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Автором использовано системно-проблемное структурирование диссертации, непосредственно ориентированное на решаемую научную проблему. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьему разделу.

Подводя итог нашим рассуждениям, целесообразно систематизировать представления об основных направлениях оптимизационной деятельности в Железнодорожных войсках в современных условиях, а именно:

1. Как наиболее общий и часто применяемый термин, оптимизация включает в себя обширное поле деятельности по совершенствованию существующей структуры Железнодорожных войск и, в частности, их военно-социальной составляющей, использование которого могло бы дать более полное представление о приоритетных направлениях этой деятельности.

2. Отдельно выделенные базовые социальные процессы, происходящие в войсках (социального управления и воспитания), от стабильности которых во многом зависит устойчивое функционирование организационной культуры Железнодорожных войск в современных условиях, должны быть прежде всего отмечены вниманием руководящих кадров и органов управления войск.

3. Совершенствование военно-социального управления в Железнодорожных войсках, рассматриваемого как разновидность социального управления в военной организации, призвано упорядочить взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации в рамках оптимизации организационной культуры войск.

4. Проводимая в Железнодорожных войсках воспитательная работа направлена на оптимизацию существующей организационной культуры войск. Повышение ее эффективности должно основываться на научно обоснованном выборе органами военно-социального управления, воспитательными структурами содержания, форм, средств и методов воспитания, обеспечивающих наилучшие его результаты в данных условиях.

5. Обозначенные области приложения социологической науки, сформулированные принципы и выработанные формы и методы ее применения (в виде социологического сопровождения) должны быть использованы для обеспечения предсказуемых результатов функционирования организационной культуры Железнодорожных войск и определения основных направлений ее оптимизации.

6. Социологическое сопровождение социальных процессов, как одно из условий оптимального функционирования организационной культуры, заключается в регулярном измерении и анализе характерных ее показателей и выработке необходимых рекомендаций для принятия правильных управленческих решений.

7. Определение основных направлений оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск необходимо для выработки конкретных мер, направленных на преодоление проблем ее функционирования и устойчивое развитие в сложных социально-экономических и политических условиях российского общества.

8. Каждое из направлений предполагает серьезную работу, включающую в себя определение более конкретных путей по совершенствованию, повышению эффективности и дальнейшей оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск.

9. Необходима конкретизация оптимизационной деятельности в Железнодорожных войсках, в целях выявления внутренних резервов существующей организационной культуры, изучения иных организационных возможностей на основе передовых социальных технологий.

10. Внедрение в практику и использование в управлении, воспитательной работе и других видах повседневной деятельности инновационных социальных технологий позволит привести функционирование организационной культуры Железнодорожных войск в соответствие с современными требованиями и решаемыми войсками задачами.

11. Организационное решение задачи оптимизации организационной культуры войск возможно при условии создания соответствующей социологической службы (службы социологического сопровождения), главная функция которой — изучение и анализ основных социальных процессов в Железнодорожных войсках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение организационной культуры является на сегодняшний день одним из немногих теоретико-прикладных социологических исследований, направленных на анализ противоречий, имеющих место в социальной структуре Железнодорожных войск. Являясь одним из компонентов военной организации Российского государства, Железнодорожные войска имеют длительную историю своего развития и совершенствования. В процессе своего становления и функционирования видоизменялась и социальная составляющая их организации. Созданные для решения насущных проблем развития железнодорожного транспорта России, как результат взаимодействия институтов транспорта и военной службы, эти войска сегодня обладают всеми необходимыми признаками специфического социального института — института Железнодорожных войск, как самостоятельного рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данная работа имеет высокую степень актуальности в условиях продолжающегося реформирования и интеграции Железнодорожных войск в Вооруженные Силы Российской федерации, что обусловлено возрастающей ролью по формированию организационной культуры войск, что обусловлено возрастающей ролью человеческого фактора в современных условиях.

Успех в деятельности военнослужащих Железнодорожных войск определяется в значительной степени сплоченностью воинского коллектива, надежностью и привычностью вертикальных и горизонтальных связей, доверительными, гармоничными и взаимовыгодными отношениями между начальниками и подчиненными. «Хорошая организация — самое выгодное вложение капитала» — гласит один из принципов управления.

Изучение организационной культуры является на сегодняшний день одним из немногих теоретико-прикладных социологических исследований, направленных на анализ противоречий, имеющих место в социальной структуре Железнодорожных войск. Являясь одним из компонентов военной организации Российского государства, Железнодорожные войска имеют длительную историю своего развития и совершенствования. В процессе своего становления и функционирования видоизменялась и социальная составляющая их организации. Созданные для решения насущных проблем развития железнодорожного транспорта России, как результат взаимодействия институтов транспорта и военной службы, эти войска сегодня обладают всеми необходимыми признаками специфического социального института — института Железнодорожных войск, как самостоятельного рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Специфика организационной культуры Железнодорожных войск как объекта исследования военно-социологической науки обусловлена особенностями ее становления, развития и функционирования. История развития российского железнодорожного транспорта, необходимость удовлетворения общественной потребности в перевозках по железным дорогам потребовали создания особой общности людей железнодорожников, занятых их содержанием и обслуживанием. Строгая регламентация функционирования железных дорог, оборонная направленность их строительства и эксплуатации обусловили привлечение института военной службы для организации их жизнедеятельности.

В предложенной работе раскрыты сущность и содержание организационной культуры Железнодорожных войск с позиций обобщения имеющихся в социологической науке подходов, теоретических и методических основ разработки и внедрения передовых военно-социальных технологий к пониманию, исследованию ее структуры и оптимизации ее функционирования. Дальнейшие исследования военно-социальной организации, как объекта специфической области военно-социального знания, позволят существенно обогатить военно-социологическую науку, повысить ее прикладной статус, раскрыть еще одну грань социологического осмысления способов оптимизации жизнедеятельности людей и социальных групп в военной организации.

Изучение военно-социального управления в целях поиска путей и условий его совершенствования, используя методы социологической науки, позволяет выйти на определенный уровень теоретических обобщений по вопросам оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск.

Особенностью организационной культуры в Железнодорожных войсках в современных условиях является неизмеримо возросшая степень сложности управленческой деятельности, связанная как с динамично происходящими в стране социально-политическими преобразованиями, так и со специфическими условиями организации жизни и деятельности войск. В современном подходе к анализу организационной культуры в Железнодорожных войсках все более утверждается мысль о необходимости разработки комплекса мер по ее совершенствованию. К таким мерам относится использование теоретических положений и практических рекомендаций ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, права и других. Применение их достижений вызовет к жизни новые формы организации деятельности должностных лиц, занимающихся управленческой деятельностью в войсках.

Воспитательная работа, как необходимый элемент жизнедеятельности, обеспечивающий оптимальное функционирование организационной культуры Железнодорожных войск направлена на нейтрализацию воздействия негативных факторов социальной действительности и должна быть адаптирована к происходящим в обществе изменениям и новым общественно-политическим ориентирам. Она требует научного переосмысления во взаимосвязи с общим функционированием организационной культуры, теорией и практикой военно-социального управления служебной и боевой деятельностью Железнодорожных войск.

Происходящие в обществе и военной организации перемены имеют социальную природу. Изменение ценностных ориентации, установок, мотивов поведения военнослужащих в различных ситуациях все в большей степени влияет на функционирование организационной культуры Железнодорожных войск. Поэтому решение задачи получения необходимой информации о происходящих в войсках социальных процессах, характеризующейся достоверностью, научностью и оперативностью и являющейся по сути социологической, видится в широком применении теории и практики социологии, организационно оформленных в систему социологического сопровождения социальных процессов в Железнодорожных войсках России. Рассмотрение социологического сопровождения социальных процессов в Железнодорожных войсках имеет не только теоретико-познавательное значение. Не менее важна его военно-практическая сторона. Концепция социологического сопровождения имеет широкие области применения, и в этом смысле достаточно универсальна. Задача глубокого и всестороннего изучения ее применения в различных областях социальной практики довольно сложна и требует глубокой специальной подготовки, как руководителей-организаторов, так и специалистов-социологов. Сложность заключается также в необходимости проработки организационных решений по созданию специализированных социологических структур.

Основными, в вопросе изучения организационной культуры Железнодорожных войск можно считать, следующие выводы:

1. Проблематика исследований организационной культурыперспективная, динамично развивающаяся (сточки зрения теории и управленческой практики), но крайне пестрая и пока слабо интегрированная область исследования.

2. Организационная культура Железнодорожных войск, выступающая одним из основных факторов, определяющих процесс функционирования военной организации и поведение ее членов, может рассматриваться, с одной стороны, как продукт функционирования данной организации, а с другой — как основа ее формирования. Организационная культура выполняет в организации те же функции, что и культура в обществе в целом, т. е. связана с восприятием и структурированием социальной реальности и регуляцией поведения.

3. При изучении организационной культуры Железнодорожных войск надо рассматривать не столько внешнее ее проявлениеорганизационное поведение, сколько скрытые базовые, лежащие в его основе смыслы, представления, ценности, особенности восприятия военнослужащими окружающего мира. Для решения этих задач пока не разработаны достаточно адекватные средства исследования.

4. Организационная культура Железнодорожных войск оказывает сильное влияние на различные аспекты функционирования военной организации. При этом организационная культура может как «тормозить» развитие, так и стимулировать его. Позитивная или негативная роль ОК определяется не столько характеристиками самой культуры (ее «силой» или «слабостью»), сколько ситуацией и целями, в контексте которых она проявляется. Определение того, какой тип организационной культуры является более адекватным разрабатываемой управленческой стратегии или типу регуляции поведения — одна из сложных и пока нерешенных задач.

5. Организационная культура Железнодорожных войск это совокупность организационных норм, ценностей, убеждений, правил поведения характеризующих способ взаимодействия групп и индивидуумов в рамках Железнодорожных войск как военной организации.

6. Таким образом, предложенная методика оценки организационной культуры Железнодорожных войск рассматривает возможность ее оценки через процедуру выведения обобщенных результатов по трем совокупным ее компонентам: моральному, профессиональному, психологическому и совокупному результату анализа служебной деятельности.

Подводя итог нашим рассуждениям, целесообразно систематизировать представления об организационной культуре Железнодорожных войск, основных тенденциях ее развития и проблемах функционирования в современных условиях:

1. Функциональность современной организационной культуры Железнодорожных войск определяется рядом разноуровневых обобщенных критериев, определяющих основные тенденции ее развития.

2. Тенденции развития организационной культуры, как наиболее выраженные проявления особенностей составляющих ее элементов и всей системы в целом, реализуются во всех сферах жизнедеятельности Железнодорожных войск, и прежде всего в их социальной сфере.

3. Тенденции развития организационной культуры проявляются в специфике военно-социального управления, проводимой социальной политике, уровне социальных отношений, реализации принципов социальной справедливости, социальной терпимости и других показателях, отражающих функциональность социальной системы Железнодорожных войск.

4. Возрастание роли организационной культуры Железнодорожных войск сталкивается с большим числом проблем, обусловленных расширением масштабов общественных преобразований, дальнейшим развитием социальных отношений, а также рядом социальных вопросов, являющихся следствием повышающейся значимости решаемых войсками транспортных задач.

5. Проблемы функционирования организационной культуры Железнодорожных войск во многом определяются несогласованным взаимодействием составляющих ее элементов, дисфункциональным их состоянием, несвоевременной социологической диагностикой и анализом для принятия верных управленческих решений.

6. Оперативное разрешение основных проблем функционирования организационной культуры Железнодорожных войск — основное условие ее оптимизации, определяющее главные направления деятельности руководящих органов и проводимые в войсках преобразования.

Проведенное исследование организационной культуры Железнодорожных войск и разработанная методика ее оценки имеют своей целью дальнейшее приращение знаний в области военно-организационной социологической науки. Это может быть реализовано при условии внедрения полученных результатов в виде конкретных предложений и рекомендаций.

Так, в области научно-исследовательской деятельности в Железнодорожных войсках предполагается:

— интенсификация исследований теоретико-методологических и методических проблем формирования высокого уровня организационной культуры Железнодорожных войск;

— регулярное проведение социологических исследований в частях и соединениях Железнодорожных войск по изучению состояния, динамики и факторов, влияющих на уровень сформированности организационной культуры войск;

— дальнейшая разработка и коррекция на основе социологических данных путей формирования организационной культуры воинских частей и соединений Железнодорожных войск;

— организация научной и практической деятельности по разработке методических рекомендаций должностным лицам частей и подразделений по формированию и поддержанию высокого уровня организационной культуры;

Рекомендации организационно-практического плана.

На уровне государственных органов Российской Федерации. Одним из важных условий оптимизации организационной культуры Железнодорожных войск является разработка и реализация ряда комплексных программ на уровне государственных органов власти, направленных:

— на обеспечение устойчивого социального статуса военнослужащего, соответствующего современному этапу развития общества, проводимой военной реформы, решаемым задачам и претерпеваемым социальным изменениям;

— упрочение правовой основы военной службы, жизни и деятельности военнослужащих, дальнейшее совершенствование законодательной базы, условий реализации принятых в военной сфере законов;

— гарантированное обеспечение комплекса социально-экономических и материально-бытовых условий жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей, определенных законами в связи с изменившимся статусом военнослужащего, после вступления в силу Федерального закона ФЗ-122- повышение уровня социально-правовой защищенности военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас, обеспечивающего соблюдение и наращивание правового статуса, создание эффективной системы адаптации в новых условиях после службы, более эффективное использование личностного ресурса;

— приведение объема и содержания задач, стоящих перед войсками, в соответствие с реальными потребностями обороны;

— приведение системы финансового обеспечения военной организации в соответствие с новыми экономическими условиями.

На уровне управленческих структур Железнодорожных войск продолжить дальнейшие исследования в области организационной культуры войск, направленные: на обеспечение устойчивости организационной культуры Железнодорожных войск в современных условиях;

— организацию и проведение ежегодного мониторинга состояния организационной культуры;

— внедрение и адаптирование методики оценки организационной культуры Железнодорожных войск;

— оптимизацию системы управления, сбалансированное развитие и совершенствование структуры, состава и численности Железнодорожных войск, для чего необходимо провести реформирование структуры управление — объединение — соединение;

— внедрение в практику военно-управленческой деятельности органов военного управления объединений и соединений элементов социологического сопровождения;

— совершенствование системы комплектования, подготовки кадров, военного образования и науки;

— совершенствование системы социального обеспечения военного строительства в интересах Железнодорожных войск, повышение социального статуса военнослужащих и гражданского персонала;

— проведение активной политики по укреплению авторитета военной службы, а также по военно-патриотическому воспитанию граждан и подготовке их к военной службе в Железнодорожных войскахсоздание в соединениях и воинских частях нештатного социологического актива для оперативного сбора информации и ее анализа по наиболее острым проблемам жизнедеятельности воинских коллективов;

— активизацию проведения на уровне Командования Железнодорожных войск, управлений объединений, ВТУ Железнодорожных войск и соединений войск работы по созданию единого Банка данных по учету, систематизации, качественному изучению, а также анализа влияния основных элементов организационной культуры войск на формирование оптимального организационного климата в частях и подразделениях;

— создание и развитие широкой сети социологического обеспечения деятельности органов военного управления по формированию высокого уровня сформированности организационной культуры войск.

Рекомендации в учебно-педагогической деятельности.

В обучении и воспитании кадров Железнодорожных войск материалы исследования могут быть использованы при подготовке различных категорий военнослужащих, обучающихся как в военно-учебных заведениях, так и в ходе командирской и общественно-государственной подготовки. С этой целью целесообразно:

— обучение офицерского корпуса квалифицированному и эффективному взаимодействию с исследовательскими подразделениями Железнодорожных войск и профессиональному использованию получаемых данных в процессе выработки управленческих решений по различным вопросам их жизнедеятельности;

— введение преподавания курсов социологии управления и военной социологии при подготовке офицеров, обучении курсантов и слушателей военных общеобразовательных учреждений профессионального образования Железнодорожных войск (ВТУ ЖДВ, 9-е ВЦОК и школа прапорщиков);

— включение в программы подготовки курсантов и слушателей общеобразовательных учреждений профессионального образования Железнодорожных войск разделов, посвященных вопросам применения социологических методов в управленческой деятельности;

— включение в тематические планы по командирской подготовке тем, связанных с проблемами изучения организационной культуры Железнодорожных войск и путями ее оптимизации в современных условиях их функционирования и развития.

В заключение необходимо подчеркнуть, что деятельность органов государственного и военного управления по формированию высокого уровня организационной культуры является важным условием, обеспечивающим эффективность военного управления в Железнодорожных войсках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П. Японские секреты управления. М. Б Универсум, 1991. -147 с.
  2. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. — 382 с.
  3. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. С. 225 -236.
  4. Л.Г. Организационная культура как фактор повышения инновационной деятельности организации // Промышленная политика № 10, 2005. С 76−81.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  6. А.А., Короткое Э. М. Системология организаций (анализ организационных систем). М., 2002.
  7. Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГАВС, 1992. С. 147.
  8. А.А. Всеобщая организационная наука. М.: 1913.: Т. 1 2- Краткий курс экономической науки, 1897. — 300 с.
  9. В.Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса в ЖДВ РФ и современных условиях: Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ. 1998.- 165 с.
  10. В.Ф. Военно-социальная организация железнодорожных войск РФ. М.: МГСА, 2002. 198 с.
  11. Е.И. Топология организационной культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1994. 25 с.
  12. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416с.
  13. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991. 320 с.
  14. В.Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики. М.: ГАВС, 1994. — 194 с.
  15. Т.П. Социология управления от группы к команде" М.: «Финансы и статистика», 2001. 308 с.
  16. А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1972. 53 с.
  17. А.К. Трудовые установки. М., 1924- Установка производства методом ЦИТ. М., 1927- Нормирование и организация труда. М., 1929- Как надо работать. М.: Экономика, 1972. 472 с.
  18. Д.М. Организация и управление М. Наука, 1972. — 322 с.
  19. Дж. К., мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / М., Экономика, 1991. — 319 с.
  20. Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. С-Пб. 1907 г. 189 с.
  21. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983. С. 24.
  22. С.Т. Социология управления. М.: Прометей, 1990. — 256 с.
  23. С.Т., Новикова Е. Ю. Экономическая социология и психология в системе управления. М.: Универсум, 1996. — 322 с.
  24. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  25. П. Рынок: как выйти в лидеры / Практика и принципы М., 1992. -350 с.
  26. С.Г. Организационная культура в современной России: Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1997. 23 с.
  27. И.А. Путь духовного обновления / Собр. соч.: В 10 т. Т.1 М.: Русская книга, 1993 г. — 368 с.
  28. А.Г. Обеспечение социально психологической устойчивости воинских подразделений Дис. канд. псих, наук ВУ М., 1993 г. — 168 с.
  29. В.Д. Воинские ритуалы как фактор формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов Дисс. канд. фил. наук М.: ВПА, 1989. — 178 с.
  30. К. Камерон, Р. Куинн Диагностика и изменение организационной культуры. С-Пб.-Москва-Харьков-Минск, ПИТЕР, 2001. 320 с.
  31. Э.А., Зинченко Г. П., Капитонов А. Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2005. — 351 с.
  32. П.М. Принципы организации: Избр. Произведения. М.: Экономика, 1968. — 452 с.
  33. Дж. Коул. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина, 2004. — 432 с.
  34. P.JT. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело. 1993. — 384 с.
  35. А., Бакщева В. Оптимизация издержек: формируем культуру или регулируем организационную культуру // Управление персоналом № 5, 2005. С. 67.
  36. В.Н. Духовная жизнь российского общества: сущность и особенности: Материалы научной конференции 30 мая 2001 г. М.: ИСПИ РАН.-154 с.
  37. В.Н. Духовная жизнь российского общества и инфокоммуникационный мир. М.: АЗГ МЧС, 2002. — 177 с.
  38. В.Н. Идеологические отношения и их проявления в духовной жизни советского воина. М., ВПА, 1989. — 185 с.
  39. С.П. Кукура. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004.-479 с.
  40. В.А. Профессиональная культура офицера-культуролога и ее формирование в системе ВВУЗ: Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 1995. — 187 с.
  41. П.Н. Очерки теории социального управления. Л., 1976. С. 122.
  42. Ю.А. «Человек советский» десять лет спустя // ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения. М., 1999. № 3.
  43. А.С. Избранные произведения: в 3 т. Киев. Радянська школа. 1983. — 345 с.
  44. А.Н. Формирование личности в процессе прохождения воинской службы: Дис.канд. филос. наук. М.: Акад. наук СССР. Институт социологических исследований. 1984. С. 28 — 30.
  45. В.И., Седельников В. П. Проблемополагание в управлении. -М.: ГАВС, 1992.- 188 с.
  46. А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту (Социологический анализ): Дис. канд. социол. наук. М.: ВУ, 1997. — 172 с.
  47. Д. Организационная культура: технология формирования // Человек и труд № 7,2005. С. 123.
  48. М.А. Методы диагностики формирования и развития организационной культуры: Дис. канд. социол. наук. М.: МГУ, 1995. — 156 с.
  49. Т.К. Организационная культура // ЭКО, 1998, № 10. С. 53.
  50. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1970. С. 20.
  51. Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку. М.: ВПА, 1980. — 189 с.
  52. В.А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооруженных Силах: Дис. канд. социол. наук. М.: ГАВС, 1993. — 217 с.
  53. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. -781 с.
  54. А. И. Социология организаций. — М., 1980. 123 с.
  55. А. И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.- 138 с.
  56. А. И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социс. № 9, 1995. С. 74−81.
  57. Я.В., Смирнов Э. А. Теория организации. М.: Финстатинформ, 2000. — 167 с.
  58. А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. 196 с.
  59. В. С. Диагностика в управленческом консультировании. — М., 1987.-245 с.
  60. Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг. М., 1990.-345 с.
  61. А.Е. Педагогические основы повышения эффективности педагогической деятельности офицеров-политработников полка: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1985. — 186 с.
  62. Т.О. Организационная культура компании. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. — 456 с.
  63. С.С. Основы практической военной социологии. М.: Изд. Центр «Анкил — ВОИН», 1996. — 183 с.
  64. В. Стрельников. Патриотизм источник морального духа российского воина. // Ориентир № 7, 2002. С 53.
  65. И.П. Корпоративная культура. СПб Москва — Минск, 2001. -352 с.
  66. Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. — М., 1994.-368 с.
  67. E.JI. Управленческая культура офицерских кадров как фактор повышения боевой готовности войск: Дисс. канд. фил. наук М.: ВПА, 1988. -176 с.
  68. И. И. Методологический анализ управленческой деятельности советского офицера. Дис. канд. философ наук. М.: ВПА, 1976. — 168 с.
  69. Д. Некоторые игнорируемые вопросы о природе социальной реальности: Методология и значение. // Новые направления в социологической теории. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1978. С. 272−327.
  70. А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М.: ВУ, 1997. 160 с.
  71. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа. 1990. — 235 с.
  72. В.П. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил: Военно-теоретический труд / Рук. автор, кол. В. П. Суставов. М.: ВУ, 1997.
  73. Н.С. Организационная культура как социальная идеал // Социально-гуманитарные знания № 2, 2005. С. 288.
  74. Р. М. Методологическая культура военно-управленческой деятельности. Дис. доктор, философ наук. М.: ВУ, 1997.-430 с.
  75. М.В. Социология управления М.: Новосибирск, 1999. 142 с.
  76. Л.И. Организатор и организаторская деятельность Л., ЛГУ, 1975.-257 с.
  77. О.А. Стратификация и социальное управление. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. С. 35.
  78. А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. — М., 1992.-351 с.
  79. Фей К., Д. Денисон Организационная культура и эффективность: российский контекст // Вопросы экономики № 4, 2005.
  80. Е. Фрэник. Организационная культура, некоторые значения для менеджеров. // Журнал европейского обучения промышленности. № 7 1987. С. 31.
  81. А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  82. Р. Д. Проблема рациональности организационных структур // Социс. — 1995. № 7. С. 55.
  83. А.Н., Т.А.Вашко. Культура организации: Учебное пособие / Авторы: профессор Красноярск: Красноярский коммерческий институт, 1996.-235 с.
  84. З.А. Методы формирования и оценки эффективности организационной культуры предпринимательской деятельности: Дис. канд. экон. наук. Сб-П. университет экономики и финансов, 1994. 17 с.
  85. В.А. О боевых традициях Железнодорожных войск. М.: Гудок, 1958.-87 с.
  86. В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М., 2000. 544 с.
  87. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 472 с.
  88. В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М.: Финансы и статистика, 2005. — 384 с.
  89. В.М. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004. -350 с.
  90. Ю.А. Идеология и социально-психологический климат коллектива // Коллектив и личность. — М.: Мысль, 1975. 96 с.
  91. В.А. Под гвардейским знаменем: Боевой и трудовой путь 1-й отдельной гвардейской железнодорожной Варшавской ордена Кутузова бригады (1941−1991). М.: «Русь-РКБ», 1999. — 416 с.
  92. Р. Японские методы управления производством /девять простых уроков М., Экономика 1988. — 251 с.
  93. Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.
  94. Э. Организационная культура. Харьков, Гуманитарный Центр, 2005.-458 с.
  95. Дорога, которую не выбирали / Под ред. Г. И. Когатько М.: Издательский центр «РОСС», 1993. — 208 с.
  96. Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил: Военно-теоретический труд / Рук. автор, кол. ВЛ.Суставов. М.: ВУ, 1997. С. 21.
  97. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под общей ред. В. Ф. Кулакова М.: Совершенство, 1998. — 384 с.
  98. Военно-социальное управление: Проблемы теории и практики. / Под общей ред. И. И. Ефремова. М.: ВУ, 2001.
  99. Воспитательная работа в Вооруженных Силах РФ. / Под ред. И. А. Липского. М.: ВУ, 1995. С. 86.
  100. Данные ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих в Железнодорожных войсках РФ. НИР РИ-26−2001 2002 2003, 2004, 2005 гг.
  101. Железнодорожные войска России: краткая история и организация деятельности в современных условиях / Под ред. Химченко В. П., Шемуратова В. А. М.: 2000. 200 с.
  102. Железнодорожные войска на службе Родине. М.: Воениздат, 1981. 96 с.
  103. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина.- М.: Политиздат. 1998.
  104. Основы теории управления войсками. / Под ред. П. К. Алтухова. М.: Воениздат, 1984. С. 57−65.
  105. Наставление по действиям Железнодорожных войск Российской Федерации. Воениздат М.: 1999. — 256 с.
  106. Рабочая книга социолога. Изд. 2-е, перабот. и дополненное. М.: Наука. 1983.-477 с.
  107. Социальные технологии. Толковый словарь. / Под ред. Дятченко Л .Я. -М.: Наука, 1990.
  108. Социология. Словарь-справочник. Т. 1—4. — М., 1990−1991.
  109. Справочник офицера-воспитателя Железнодорожных войск. М.: Альпари, 1997.-867 с.
  110. Словарь прикладной социологии. Минск: Изд. Университетское, 1984.
  111. Социология организаций. Словарь-справочник. Автор-составитель В. С. Щербина. М., 1995. — 368 с.
  112. Энциклопедический социологический словарь. / Под общ. ред. Осипова Г. В. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 839.
  113. Barnard С. Organization and Menegement &. Selected Papers, Cambride, mass, 1948.
  114. Berger P., Lukmann T. The social construction of reality. New York, 1966.
  115. Davis S.M. Managing Corporate Culture. Cambridge: MA, 1986.
  116. Deal Т., Kennedy A. Corporate Culture: the Rites Rituels of Corporate Life. Reading. Addisson-Wisley, 1982.
  117. Harris P.R. High performance leadership: HRD strategies for the new work culture. Amherst. MA.: HRD Press, 1994.
  118. Hassard J., Sharifi S. Corporate Culture and Strategic Change // Journal of General Management. 1989. V. 15. № 2.
  119. Kilmann R.H. Gaining Control corporate Culture. S.F. 1985. 13/56.
  120. Lorsh J. Strategic Myopia: Culture as an Invisible Barrier to Change / Kilmann R.H. et al. Gaining Control on the Corporate Culture. SF, 1985.
  121. Louis M.R. A Cultural Perspective on Organization // Human Resource Management. 1981.
  122. March J., Simon H. Organizations, N.Y., 1958.
  123. Parsons T. Structure and Process in Modern Societes, N.Y., 1965.
  124. Pettigrew A.M. On Studing Organizational Culture / Administrative Science Quarterly. Dec. 1979.
  125. Robbins S.P. Organizational Behaviour. N. Y., 1979.
  126. Quinn R.E. Beyond Rational Management. SF. 1988.
  127. Simon H. Administrative Behavior, ed. 2, N.Y., 1959.
  128. Selznick P. Leadership in Administration, Evanston, III, 1957.
  129. Shein E. Organizational culture and Leadership. San Francisco, 1985.
  130. Smirich D. Concept of Culture and Organizational Analysis // Administrative Science Quarterly. 1989.
  131. Sathe V. Some Action Implications of the Corporate Culture Organizational // Organizational Dynamics. 1983. V. 12. № 2.
  132. Silverman D. The Theory of Organizations. New York, 1970.
Заполнить форму текущей работой