Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление социальными процессами в условиях конфликта: На примере Приднестровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта группа обладает следующими характеристиками: представляет собой открытую системупредставляет собой самоорганизующуюся системуобъединяет группу единомышленников, разделяющих и определяющих цели проектаобладает потенциалом разрешения внутренних конфликтных ситуацийдостигает синергетического эффекта в своей деятельностине имеет выраженного иерархического построениявключает в себя специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое исследование социального конфликта
    • 1. 1. Теоретические подходы М. Вебера, Р. Парка, В. Парето,
  • К. Маркса, Р. Дарендорфа, JI. Козера, Э. Гидденса в исследовании социального конфликта. Краткие
  • выводы
    • 1. 2. Модель управления социальными инновациями в условиях социально-политического конфликта
    • 1. 3. Т. Парсонс и структурно-функциональный подход к изучению социальных изменений. Модернизация и «вестернизация» по С. Хатингтону
    • 1. 4. Эндогенные и экзогенные источники изменения социальных систем по Т. Парсонсу. Социальные инновации и эволюция. Универсализм Ф. Фукуямы
    • 1. 5. Выводы из проведённого теоретического анализа
    • 1. 6. Легитимация социальных инноваций в условиях социально-политического конфликта по М. Веберу. Внешняя и внутренняя легитимация. Проблема «непризнанных» государств
  • Глава 2. Генезис и анализ приднестровского конфликта
    • 2. 1. Морфологический анализ
    • 2. 2. Теоретические положения и эмпирический опыт управления социальными инновациями в условиях приднестровского конфликта
    • 2. 3. Приднестровская государственность как социальный проект. Групповая структура и взаимоотношения в социальной группе
  • — субъекте управления. Подходы JI. Козера и Г. Дитхелма
  • Глава 3. Сравнительно-исторический анализ социальной системы приднестровского региона МССР и Приднестровской Молдавской Республики
    • 3. 1. Социальная система приднестровского региона МССР

    3.2. Культурная система Приднестровской Молдавской Республики 104 3.3 Правовая система Приднестровской Молдавской Республики 109 3.4.Политическая система Приднестровской Молдавской Республики 111 3.5.Экономическая система Приднестровской Молдавской Республики 114 3.6 Итоги сравнительно-исторического анализа

    Глава 4. Легитимация социальных инноваций в Приднестровье

    4.1. Внутренняя легитимация

    4.2. Внешняя легитимация

    4.3. Социальные системы Молдовы и Приднестровья

    4.4. Социальное измерение приднестровской государственности 143

    Заключение 157

    Приложение 1. Структурно-функциональная модель общества как социальной системы 161

    Приложение 2. Управление социальными процессами в условиях конфликта 162

    Приложение 3. Результаты опроса общественного мнения в Приднестровье

    Управление социальными процессами в условиях конфликта на примере Приднестровья

Управление социальными процессами в условиях конфликта: На примере Приднестровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования по данной теме определяется её научной и практической значимостью.

С точки зрения научного значения, настоящая работа находится в русле исследований отношений между социальной деятельностью людей, включённых в различные социальные общности и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека и его социальные отношения, что, с точки зрения ведущих российских социологов, является основной задачей социологической науки.1.

Научной особенностью настоящего исследования является его направленность на изучение инновационного изменения социальной системы. По мнению специалистов-социологов в области инновационной деятельности, всё большую актуальность приобретает изучение вектора инновационного развития в ходе стремительно осуществляемых социальных изменений. Развитие инновационной сферы связано с возникновением новых институциональных форм (законодательных, организационных, информационных, социокультурных и др.), которые обеспечивают Л её социальное функционирование.

1 Осипов Г. В. Российская социология в XXI веке//Н Всероссийский социологический конгресс. Москва 2003 С. 12.

2 Карпова Ю. А. Инновационная реальность как предмет социологического осмысления II Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское.

Актуальность исследования с точки зрения практического значения определяется объектом исследования и предметом исследования. В настоящее время, как впрочем, и в иные исторические периоды, региональные конфликты в эксплицитном или латентном виде присущи многим странам мира. В силу этого исследование управления социальными процессами в условиях регионального конфликта на примере Приднестровья представляет практический интерес для всех тех, кто, так или иначе, в схожих ситуациях принимает участие в управленческой деятельности.

В качестве примеров актуальных в конце XX начале XXI века конфликтов в Европе, помимо Приднестровья, можно привести ситуацию на Кипре, в Сербии и Черногории, в Абхазии, в Южной Осетии, в Нагорном Карабахе и т. д.

Приднестровская проблема представляет особую важность для России, поскольку в регионе проживает свыше 70 тысяч российских граждан, в Приднестровье находятся миротворческий воинский контингент, а также Оперативная группа войск (бывшая 14-ая армия) Российской Федерации и крупные военные склады с боеприпасами и вооружениями в населённом пункте Колбасны.

На саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. Россия взяла на себя обязательство по выводу вооружений с территории Приднестровья.

Российская Федерация является посредником и страной-гарантом договорённостей по политическому урегулированию между Молдовой и Приднестровьем, входит в состав пятистороннего формата (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова, Приднестровье) Постоянного совещания по политическим вопросам общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы": В 3 т. — М.:2003. — Т.1. С. 200 в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.

Следует также отметить, что Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Приднестровье, между экономическими субъектами Приднестровья и России существуют традиционные хозяйственные связи, а российский капитал принял активное участие в приватизации приднестровских предприятий.

Таким образом, успешное управление социальными процессами в Приднестровье отвечает стратегическим и экономическим интересам России, защищает и обеспечивает благосостояние российских граждан и всего населения региона, соответствует принципам региональной безопасности и гуманизма.

Теоретический анализ, выводы и предложения, содержащиеся в работе, способны оказать существенное влияние при принятии важных управленческих решений в приднестровском регионе, а также послужить основанием для новых конструктивных подходов в переговорном процессе.

Цель и задачи исследования

.

Цель и задачи исследования

направлены на решение проблемы эффективного социального управления в условиях конфликта на примере Приднестровья. Эта проблема связана с феноменом существования так называемых «непризнанных государств», т. е. государств, которые не получили официального международного признания.

На наш взгляд, вопрос о легитимации приднестровской государственности, как и любых масштабных социальных инноваций в обществе, необходимо решать исходя из социальных процессов, рассматривая новую сложившуюся социальную реальность как социальную систему.

Наиболее оптимальный путь для этого — оценить состояние приднестровского общества с точки зрения социологической теории, прежде всего социологии управления.

Цель исследования состоит в развитии теории социологии управления и теории конфликтов применительно к социальным системам, а также в подготовке практических рекомендаций по управлению социальными процессами в Приднестровье.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— разрабатываются концептуальные положения управления социальными процессами в условиях конфликтапроводится сопоставление теоретических положений концепции и эмпирического опыта управления социальными процессами в условиях приднестровского конфликтаанализируются проблемы легитимации социальных инноваций в условиях социально-политического конфликта и предлагаются новые подходы внешней легитимации (признания) «непризнанных государств" — осуществляется эмпирическое социологическое исследование поставленных в работе проблем и проверку I/ выдвинутых теоретических предположений.

Объект исследования. Объектом исследования является Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) — непризнанное ' государство в юго-восточной части Европы, провозглашённая 2 сентября 1990 года на территории бывшей Молдавской Советской.

Социалистической Республики (МССР).

Территория, находящаяся под фактической юрисдикцией ПМР, составляет 3,6 тыс. кв. км. Основная часть республики, за исключением города Бендеры и прилегающих к нему территорий, лежит на левом берегу Днестра. Численность населения составляет в настоящее время, ориентировочно 650 тысяч человек.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования является управление социальными процессами в Приднестровье.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

В качестве методологической и теоретической основы исследования использованы теоретические работы отечественных и зарубежных социологов, специалистов в области социологии управления, конфликтологии, а также социальной философии, политологии и менеджмента.

В работе использованы труды и идеи М. Вебера, Р. Парка, В. Парето, К. Маркса, Р. Дарендорфа, JI. Козера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, П. Бергера и Т. Лукмана и других авторов.

Особенно большую роль в методологии исследования сыграла теория социальной системы и структурно-функциональный метод американского учёного Толкотта Парсонса.

Использовались в настоящей работе также материалы книги 3. Бжезинского «Великая шахматная доска», С. Хатингтона «Столкновение цивилизаций», Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек».

Идеи немецкого специалиста в области управления проектами Герда Дитхелма использованы при рассмотрении генезиса приднестровской государственности как социального проекта.

В настоящем исследовании применялись методологические и методические принципы, изложенные в работе В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности», а также методологические основы интерпретации результатов проведённого эмпирического исследования, предложенные российским специалистом в сфере опросов общественного мнения, директором Фонда общественное мнение А. А. Ослоном.

В исследовании были использованы следующие методы и методические подходы: анализ теоретической литературыструктурно-функциональный методморфологический анализгенетический методсистемный методсравнительно-исторический методэволюционный методметод «понимающей социологии" — анализ политических и правовых документов, статистический анализ.

В эмпирическом исследовании были использованы такие методы как измерение, выборка, построение модели генеральной совокупности, построение диаграмм, интерпретация результатов исследования.

Информационной базой исследования послужили следующие источники:

— данные и сведения из книг, посвященных теории социальных процессов и приднестровской проблеме, журнальные статьи, научные доклады и отчёты, материалы научных конференций, семинаров, сообщения информационных агентств, газетные статьи, материалы, размещённые на электронных сайтах;

— статистические источники, прежде всего статистический сборник государственной службы статистики Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики, Платёжный баланс ПМР за 2003 г., статистические данные, приведённые в «Истории Приднестровской Молдавской Республики» в 2-х т. и др.- б.

— официальные документы, в том числе Конституция Приднестровской Молдавской Республики, документы переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, межправительственные соглашения участников урегулирования, заявления и декларации Верховного Совета ПМР и Парламента Молдовывыступления президента ПМР и президента Молдовы, решения государственных органов ПМР и т. д.- результаты предшествующих социологических исследований;

— результаты, полученные в ходе проведения настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Настоящее исследование посвящено управлению социальными процессами в условиях конфликта применительно к социальным системам.

Подобными проблемами в России занимаются Институт социально-политических исследований РАН, социологический факультет МГУ, Институт этнологии и антропологии РАН, Российская академия социальных наук, а также ряд других научных подразделений и центров.

Исследования по социологии управления проводятся Российской академии государственной службы при Президенте РФ, проблемами управления инновационной деятельностью, наряду с другими институтами, занимается Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС).

В Приднестровье социологическими исследованиями занимаются Центр социальных и политических исследований «Перспектива» 1II У им. Т. Г. Шевченко и Независимый центр аналитических исследований «Новый век».

В 1998 г. в рамках проекта «Национальные процессы, языковые отношения и идентичность» осуществлено этносоциологическое исследование, посвящённое проблеме постконфликтного синдрома и охватившее Правобережную Молдову, Гагаузию и Приднестровье. Опрос проводился ЦИМО ИЭиА РАН совместно с ПТУ им. Т. Г. Шевченко, Департаментов / национальных отношений и функционирования языков республики Молдова, Народным Собранием Гагаузии. Результаты этого исследования согласуются с данными настоящего исследования.

Активное участие в изучении приднестровской проблемы принимают зарубежные организации.

Свободный Брюссельский университет (VUB) и Центр европейских политических исследований (CEPS) в 2003;2004 гг. провели исследование «Европейские институциональные модели как инструменты разрешения конфликтов в разделённых государствах на европейской периферии». В нём они рассмотрели модели урегулирования региональных конфликтов путём интеграции стран и регионов в многоуровневые структуры управления ЕС и создания I/* в рамках европейских институтов системы распределения полномочий и гарантий безопасности.

International Crisis Croup" - общественная международная организация, которая насчитывает 90 сотрудников на 5 континентах и специализируется в области прогнозирования, информирования и предотвращения конфликтов в 2003 и в 2004 гг. представляла свои рекомендации по урегулированию приднестровской проблемы. Они сводились, в основном, к необходимости ликвидации присутствия российских войск в регионе, к проведению полицейской операции в Приднестровье под эгидой ОБСЕ и руководством ЕС, к установлению таможенного контроля Молдовы на приднестровско-украинской границе и к мерам экономического давления на ПМР.

11−12 сентября 2003 г. в Кишинёве проходила международная конференция «Conflictele inghetate in Europa — dimensiunea securitatii democratice: cazul Transnistriei» («Замороженные конфликты в Европе — масштаб демократической безопасности: случай Приднестровья»), организованная Молдовой в качестве председателя на тот момент Комитета Министров Совета Европы.

На этой конференции президент Молдовы Владимир Воронин высказался за расширение формата урегулирования конфликта (его «интернализацию») и, прежде всего, более активное подключение к нему ЕС.

В июне 2004 г. молдавский президент выступил с инициативой проекта Пакта стабильности для Молдовы, в соответствии с которым США, Румынии, ЕС, Украине и РФ берут на себя содействие в обеспечении территориальной целостности Молдовы и демократического процесса на её территории.

В тоже время следует отметить, что большинство проведённых по приднестровской проблеме исследований имеют геополитическую и политологическую направленность, социологические опросы носят преимущественно инструментально-прикладной характер, а работа экспертных комиссий в области права, например, «венецианской» комиссии ОБСЕ, не учитывает в полной мере социальной реальности, сложившейся в Приднестровье.

Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего исследования определяется темой исследования, которая отражает проблему управления социальными процессами в условиях конфликта на примере Приднестровья, а также позициями, с которых она рассматривается.

Предметом исследования является управление как социальный феномен в условиях регионального конфликта. С точки зрения социологии управления этот аспект изучен недостаточно, поскольку само условие конфликта порождает определённые трудности как для осуществления управленческой деятельности объектом, так и для проведения теоретического и эмпирического исследования, что предопределяет научную новизну проведённого исследования.

Исследование управления социальными процессами в условиях Приднестровья посвящено возникновению «непризнанного» государства, возникшему без опоры на предшествующий административный статус. Тем самым оно раскрывает уникальный социальный процесс становления «с нуля» приднестровской государственности.

В данной работе новаторским образом: сформулированы тезисы, которые раскрывают некоторые закономерности управления социальными процессами (инновациями) в условиях конфликтаисследованы проблемы внешней и внутренней легитимации социальных инноваций в социальной системе в условиях конфликтапроведен генезис приднестровского конфликта и его анализ с точки зрения управления социальными процессами (инновациями) — рассмотрено становление приднестровской государственности как социального проектапроведён сравнительно-исторический анализ структурно-функционального изменения социальной системы в Приднестровьепроведёно сравнение социальных систем Молдовы и Приднестровья с позиций структурно-функциональных моделейпредложены подходы к новой концепции легитимации «непризнанных государств" — осуществлено эмпирическое социологическое исследование, подтверждающее теоретические выводы о легитимности приднестровской государственности и самодостаточности социальной системы Приднестровья.

Практическая значимость работы.

В практическом отношении результаты данной работы подлежат использованию государственными органами Приднестровской Молдавской Республики в процессе проведения социальных, политических и правовых реформ в приднестровском обществе, определении ими культурной и образовательной политики в регионе.

Выводы исследования, которые свидетельствуют о восточнославянских социокультурных и политических предпочтениях приднестровцев, дают основания соответствующим приоритетам внешней политики Приднестровья.

Для переговорного процесса в пятистороннем формате (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ) результаты работы дают возможность с позиции социологии управления анализировать происходящие в регионе социальные процессы и искать соответствующие формулы урегулирования.

В этой связи результаты исследования представляют практический интерес для сотрудников и экспертов внешнеполитических ведомств, а также иных государственных и негосударственных организаций, которые вовлечены в процесс приднестровского урегулирования.

Рекомендации, которые сделаны в работе, позволяют сформулировать новые подходы в переговорном процессе, прежде п всего, поставить вопрос о внешней легитимации (о юридическом признании) государственно-правового статуса Приднестровья.

Теоретические положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности чиновниками и экспертами, занимающимися управлением социальными процессами в условиях конфликта в различных государствах и регионах.

Апробация работы.

Основные положения работы докладывались и обсуждались на:

— международной научной конференции «Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма» Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, Центра Социальных и политических исследований «Перспектива» 19−20 апреля 2003 г., г. Тирасполь;

— международной научной конференции «СМИ в условиях системной социальной трансформации» Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, Центра Социальных и политических исследований «Перспектива» 29−30 сентября 2003 г., г. Тирасполь;

— международной научной конференции «80 лет Первой Приднестровской государственности» Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, Центра Социальных и политических исследований «Перспектива» 12−13 октября 2004 г., г. Тирасполь. 4 СI"" *'*Щк<*.

Результаты исследования использованы в деятельности Правительства ПМР, МИДа ПМР, Комиссии по внешней политике Верховного Совета ПМР, Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, Центра социальных и политических исследований «Перспектива».

Публикации.

Основные результаты работы опубликованы:

В. Журавлёв «О фактах и факторах» в сборнике «Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма», Тирасполь: 2003; - 0,4 п.л.

В. Журавлёв «О некоторых теоретических подходах к социально-политическому конфликту» Сборник трудов аспирантов РГИИС в трёх частях, Москва: 2003; - 0,3 п.л.

В. Журавлёв «Внешняя и внутренняя легитимация приднестровской государственности. Структурно-функциональный метод» в сборнике «80 лет Первой Приднестровской государственности», Тирасполь:2004; - 0,6 п.л.

Кроме того, результаты работы были опубликованы на электронных сайтах http://kreml.org/ - сайте политической экспертной сети, созданном и поддерживающимся Фондом эффективной политики и http://www.dnestr.ru/ - сайте Российско-приднестровского информационно-аналитического центра в 20 022 004 гг. общим числом свыше 60 публикаций и общим объёмом более 12,5 п.л.

Из проведённого исследования вытекают следующие выводы и положения:

1.Основным свойством общества, понимаемого как социальная система, является его самодостаточность, что означает функционирование за счёт собственных материальных и людских ресурсов. Существование такой социальной системы как общество предполагает наличие у неё четырёх основных функцийсохранения образца, интеграции, достижения цели и адаптации.

Функции сохранения образца соответствует культурная системафункции интеграции — правовая системафункции достижения цели — политическая системафункции адаптации — экономическая система.

2.Управление социальными процессами в условиях конфликта представляют собой целенаправленные преобразования социальных структур, отвечающих за основные функции социальной системы — сохранение образца (культурную сферу) — достижения цели (политическую сферу) — адаптацию (экономическую сферу) — интеграцию (правовую сферу).

3. В Приднестровье создана функциональная социальная система, способная существовать за счёт собственных людских и материальных ресурсов.

4. Принципиальные различия и несовместимость структурно-функциональных моделей социальных систем Молдовы и Приднестровья не допускает существование в интегрированном виде как системы (Молдова) и подсистемы (Приднестровье).

5. Необходима новая концепция легитимации самопровозглашённых государств, которая будет исходить из: принципов структурно-функционального анализа социальных систем;

— функциональной самодостаточности новых обществ в культурной, правовой, экономической и политической системах;

— функциональной интегрированности в отношениях с окружающим миром (внешней над-системой);

— соблюдения общепризнанных принципов, механизмов и норм внутренней легитимации.

Структура работы определяется комплексным подходом, применённым при исследовании управления социальными процессами в условиях конфликта на примере Приднестровья.

Работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из 4 глав, разбитых на параграфы, заключение и приложение.

В 1-й главе проводится теоретическое исследование социального конфликта, строится модель управления социальными инновациями в условиях социально-политического конфликта. Выводы из проведённого теоретического анализа позволяют выдвинуть ряд концептуальных тезисов, которые устанавливают место социальных инноваций в управлении социальными процессами в условиях конфликта.

Рассматривается проблема легитимации социальных инноваций по М. Веберу, внешняя и внутренняя легитимация, проблема «непризнанных» государств.

Во 2-й главе проводится морфологический анализ Приднестровья. Выдвинутые в 1-й главе теоретические положения применяются при анализе эмпирического опыта управления социальными инновациями в условиях приднестровского конфликта. Приднестровская государственность в период своего становления рассматривается как социальный проект, анализируется групповая структура и взаимоотношения в социальной группе — субъекте управления.

В 3-ей главе проводится сравнительно-исторический анализ социальной системы приднестровского региона МССР и Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со структурно-функциональным подходом, который представлен в виде таблицы.

В 4-й главе рассматривается внутренняя и внешняя легитимация социальных инноваций в приднестровском регионе и проводится анализ эмпирического исследования общественного мнения населения Приднестровья, проведённого в сентябре 2004 г. на территории республики.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования. (jfoOt^kJUj).

Заключение

.

В проведённом исследовании мы пришли к выводу, что основным свойством общества, понимаемого как социальная система, является его самодостаточность, то есть означает функционирование за счёт собственных материальных и людских ресурсов. Существование такой социальной системы как общество предполагает наличие у неё четырёх основных функцийсохранения образца, интеграции, достижения цели и адаптации. Функции сохранения образца соответствует культурная системафункции интеграции — правовая системафункции достижения цели — политическая системафункции адаптации — экономическая система.

Управление социальными процессами в условиях конфликта представляют собой целенаправленные преобразования социальных структур, отвечающих за основные функции социальной системы — сохранение образца (культурную сферу) — достижения цели (политическую сферу) — адаптацию (экономическую сферу) — интеграцию (правовую сферу).

В Приднестровье в результате проведённых преобразований создана функциональная социальная система, способная существовать за счёт собственных людских и материальных ресурсов.

Проанализировав эмпирический опыт построения приднестровской государственности и сопоставив его с теоретическими положениями Г. Дитхелма, которые относятся к менеджменту социального проекта, мы приходим к выводу, что политическую элиту, которая осуществляет управление социальными инновациями в условиях конфликта в процессе становления государственности можно рассматривать как группу, осуществляющую социальный проект.

Эта группа обладает следующими характеристиками: представляет собой открытую системупредставляет собой самоорганизующуюся системуобъединяет группу единомышленников, разделяющих и определяющих цели проектаобладает потенциалом разрешения внутренних конфликтных ситуацийдостигает синергетического эффекта в своей деятельностине имеет выраженного иерархического построениявключает в себя специалистов разного профиляпредполагает новаторский, нетрадиционный подход к решению задачопределяет роль политического лидера как координатора группы.

Социальная система Приднестровья претерпела кардинальные изменения в отношении всех социальных систем, которые во многом аналогичны изменениям, которые произошли в других государствах постсоветского пространства, но в тоже время социальные инновации в Приднестровье имеют ряд отличительных и уникальных характеристик, такие как:

— условия конфликта с Республикой Молдова, включая вооружённый конфликт 1992 года, экономическую блокаду, информационное, политическое и иное противостояниеусловия «де-юре» непризнанной государственности Приднестровской Молдавской Республики;

— отсутствие опоры на административный аппарат и статус союзной или автономной республики, края, области;

— создание эффективной системы антикризисного управления в форме президентской республики;

— в Приднестровье сложилось и нашло своё отражение в процессе инноваций в культурной, правовой и политической системах уникальное мультикультурное общество;

— значительная роль православия и казачества в духовной и общественной жизни республики;

— в условиях «непризнанного» государства создана современная система образования по российским образовательным стандартамсоздана развитая система государственных и негосударственных СМИ;

— сохранён в значительной мере индустриальный потенциал;

— создана развитая сфера услуг.

— в условияхч<�шепризнанного"^ государства создана современная система образования по российским образовательным стандартам, развитая система государственных и негосударственных СМИ;

— сёЗсранён в значительной мере индустриальный потенциал.

Сложившаяся в Приднестровье политическая система представляет собой систему антикризисного управления в условиях существования де-юре непризнанной республики и продолжающейся политической, экономической и информационной конфронтации с Молдовой. Существующая система позволяет обеспечить быстрое принятие важнейших управленческих решений в кризисных ситуациях за счёт концентрации функций и полномочий главы государства и руководителя исполнительной власти в одном лице и в тоже время создает механизм социального контроля.

К механизму социального контроля в ПМР можно отнести такие институты и принципы как: принцип разделения властейконтрольные функции и вертикаль представительной властиполноценная и независимаясудебной система, включая Конституционный судминистерство государственной безопасностиминистерство внутренних делкомитет государственного контроляпрокуратураполитические партии и общественные объединениянегосударственные средства массовой информации.

Сравнение социальных систем Молдовы и Приднестровья показало, что в Молдове, в конечном итоге, создано про-западно, про-румынски ориентированное этнократическое государство, в то время как в Приднестровье создано мультикультурное общество с самостоятельной государственностью, политическим и культурным тяготением в сторону России, Украины и Белоруссии.

Принципиальные различия и несовместимость структурно-функциональных моделей социальных систем Молдовы и Приднестровья не допускает^уществование в интегрированном виде как системы (Молдова) и подсистемы (Приднестровье).

Отказ от признания приднестровской Республики отрицательно влияет на экономическую, гуманитарную и политическую ситуацию в регионе, несмотря на все усилия и инициативы международных посредников.

В связи с этим необходима новая концепция легитимации самопровозглашённых государств, которая будет исходить из: принципов структурно-функционального анализа социальных систем;

— функциональной интегрированное&tradeв отношениях с окружающим миром (внешней над-системой);

— соблюдения общепризнанных принципов, механизмов и норм внутренней легитимации.

На основании проведённого эмпирического социологического исследования можно утверждать, что в общественном мнении приднестровцев Приднестровская Молдавская Республика является легитимным образованием. Это подтверждает вывод, к которому мы пришли, рассматривая в качестве объекта социального исследования Приднестровье как социальную систему, проделав теоретический, генетический, структурно-функциональный, документальный, статистический анализ.

Можно утверждать, что наибольшее понимание и поддержку населения Приднестровья встретят те действия органов власти ПМР, которые будут направлены на укрепление самостоятельности республики, на её легитимацию и на всесторонне взаимодействие с Россией и Украиной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.О. Сообщества конфликта // Этюды по социальной инженерии: — От утопии к организации/ под ред. В.М. Розина-М.: 2002.
  2. В.А. О правовых основах и принципах создания федеративного государства // Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  3. Е.М. Общественное мнение: механизмы формирования //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. -ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  4. Н.В. Субсидиарность как важнейший признак подлинного федерализма //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  5. Н.В. Первая и вторая республики на Днестре: историческая правопреемственность // Республика на Днестре: К 80-летию образования МАССР.- Тирасполь: Изд-во Приднестр. Ун-та, 2005.
  6. С.И. Приднестровье в научно-образовательном пространстве России // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  7. И.М. Идеологический ресурс приднестровской государственности // Приднестровье • в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  8. Е.М. Идея интеграции в общественном мнении приднестровцев // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  9. С.И., Окушко В. Р. Российская надэтническая культура в постсоветском мире // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  10. Е.М., Кривенко А. В. Анализ региональных предпочтений населения Приднестровья // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  11. М.П. Применение системы национальных счетов для оценки уровня и устойчивочти социально-экономического развития региона // Стратегия устойчивого развития: современный мир — Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  12. Бессарабский вопрос и образование Приднестровской Молдавской Республики//Сборники официальных документов. -Тирасполь, 1993. 191 с.
  13. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 2002. -256 с.
  14. М.П., Гушан В. А., Казмалы И. М. Экономика Приднестровья на переходном этапе. Тирасполь, 2000. — 367 с.
  15. А. Горячее лето 1998 года. Тирасполь, 2004. 320с.
  16. Волкова Анна. Лидер. — Тирасполь, 2001. 192 с.
  17. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: 1999.-480 с.
  18. Вестник международной кафедры ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при ИСПИ РАН № 2. Культура. Мир. Безопасность. М.: ИСПИ РАН, 1998. — 181 с.
  19. М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология: В 2ч./Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковский М.: Книжный дом «Унивеситет», 2002. — 4.1
  20. Галинский И. Н. Технология доверия и согласия как основополагающий инструмент строительства совместного федеративного государства Республики Молдова и Приднестровья
  21. Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  22. И.Н. Право приднестровского народа на самоопределение и образование суверенного государства // Республика на Днестре: К 80-летию образования МАССР.-Тирасполь: Изд-во Приднестр. Ун-та, 2005.
  23. И.Н. Выборы в органы власти Приднестровской Молдавской Республики как институт легитимизации государства И Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  24. О.С. Этническая ситуация в Молдове и урегулирование конфликта в Приднестровье // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  25. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2003. — 528 с.
  26. Э. Социология и социальные науки // Теоретическая социология: Антология: В 2ч./Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковский М.: Книжный дом «Унивеситет», 2002. — Ч. 1
  27. Н.В. Динамика культуры как фактор устойчивого развития // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  28. Г. Управление проектами. В 2 т./Пер. с нем., Санкт-Петербург, 2003. Т.1 — 400 с.
  29. Г. Управление проектами. В 2 т./Пер. с нем. -Санкт-Петербург, 2003. Т. И — 288 с.
  30. В.В. Приднестровье (прошлое, настоящее, будущее)=Дубоссары 1989 -1992 гг. Тирасполь, 2000. 416 с.
  31. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. Пер. с нем. М.: 2002. — 288.
  32. Ежегодный исторический альманах Приднестровья — Тирасполь: РИО ПТУ, 2003. № 7. — 160 с.
  33. Ежегодный исторический альманах Приднестровья — Тирасполь: РИО ПТУ, 2002. № 6. — 144 с.
  34. Ежегодный исторический альманах Приднестровья — Тирасполь: РИО ПТУ, 2004. № 8. — 176 с.
  35. В.Е. «О фактах и факторах» // сборник «Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма», Тирасполь: 2003.
  36. В.Е. «О некоторых теоретических подходах к социально-политическому конфликту» // Сборник трудов аспирантов РГИИС в трёх частях, Москва: 2003.
  37. В.Е. Приднестровская государственность и новая концепция легитимации государственности //Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения -2004: Российское общество и вызовы глобализации». М.: Альфа-М, 2005.- Т.2
  38. В.Е. «Внешняя и внутренняя легитимация приднестровской государственности. Структурно-функциональный метод» // сборник «Приднестровская государственность: История и современность», С.22−34, Тирасполь, Изд-во Приднестр. ун-та: 2005.
  39. В.Е. «Легитимация приднестровского государства. Структурно-функциональный подход», Тирасполь, Изд-во ЦСПИ «Перспектива»: 2005. -164 с.
  40. К.Ф. Россия и Приднестровье в новой системе международных отношений // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  41. Искусствознание/ отв. ред. Н. В. Окушко. Тирасполь: РИО ПТУ, 2004.-184 с.
  42. История Приднестровской Молдавской Республики. Т.2, ч.И. Тирасполь: РИО ПТУ, 2001.-512 с.
  43. История Приднестровской Молдавской Республики. Т.2, чЛ. Тирасполь: РИО ПТУ, 2001. — 415 с.
  44. Ю.А. Инновации, интеллект, образование. Монография. М.: Изд-во МГУ Л, 1998 — 176 с.
  45. М.Н. Конфликтная современная история Республики Молдова и перспективы молдо-при днестровского урегулирования // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  46. .В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология. М.: «Ижица», 2002. 400 с.
  47. Книга памяти защитников Приднестровья. Тирасполь, 1995.-302 с.
  48. Кодряну Геннадий. Днестровский разлом. Приднестровский кризис и рождение ПМР: Роль и место спецслужб. Тирасполь, 2002. — 208 с.
  49. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. М.: 2001. -608 с.
  50. Козер Льюис. Функции социального конфликта. Пер. с англ., -М.: 2000. -208 с.
  51. В.А. Односторонние решения не будут иметь силы //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  52. В.А. Реалии и перспективы переговорного процесса между Приднестровьем и Молдовой // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  53. В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. — 448 с.
  54. Г. С. Правовое пространство Республики: итоги и пути развития //Приднестровье в геополитической системекоординат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  55. Н.Ю. Лизинг как вариант развития рыночных отношений в Приднестровье // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  56. Международное право. М: Междунар. отношения, 1995.608 с.
  57. Международный опыт урегулирования этно-политических конфликтов. Панорама-форум, Казань, 1996. 156 с.
  58. Г. В. Российская социология в XXI веке. П-й Всероссийский социологический конгресс. Москва, 2003. 130 с.
  59. В.Р. Проблема устойчивого развития и Приднестровье // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  60. В.Р. Диаметральные и компромиссные варианты решения приднестровской проблемы //Приднестровскаягосударственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. -ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  61. Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/Пер. с англ. М: «Медиум», 1995. 322 с.
  62. Т. О социальных системах. Пер. с англ./ Под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
  63. Т. О структуре социального действия. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2002. 880 с.
  64. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретическая социология: Антология: В 2ч./Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковский -М.: Книжный дом «Унивеситет», 2002. 4.2
  65. Российская дипломатия в портретах/Под ред. А. В. Игнатьева, И. С. Рыбачёнок, Г. А. Санина. М.: Междунар. отношения, 1992. — 384 с.
  66. В.М. Социальное проектирование // Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации/ под ред. В.М. Розина-М.: 2002.
  67. И.Н. Жить на нашей земле. М.: Советский писатель, 2001.-240 с.
  68. И.Н. Приднестровская государственность как воплощение интересов приднестровского народа // Республика на Днестре: К 80-летию образования МАССР.- Тирасполь: Изд-во Приднестр. Ун-та, 2005.
  69. Смирнов И. Н. Пути нормализации отношений между приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова
  70. Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  71. И.Н. Институт президентства — основа стабильности и устойчивого развития ПМР // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  72. В.Г. Миротворческая операция в контексте российского опыта урегулирования конфликтов //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  73. Д.Ю. Геополитика и информационные войны на примере взаимоотношений Молдовы и ПМР // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  74. В.Н. Национальная идентичность молдаван с точки зрения полиэтнического состояния юго-востока Европы // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2002.
  75. Д.Ю. Федерализм: принуждение или компромисс //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  76. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской республики — 2003: Статистический сборник (за 1998−2002 гг.)/ Гос. Служба статистики Министерства экономики ПМР. — Тирасполь, 2003.-184 с.
  77. .Г. Предмет и статус социологии управления // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. М.: АльфаМ. 2003.-Т.2.
  78. С.А. Специфика принятия решений на промышленных предприятиях Приднестровья (по материалам социологического опроса) // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  79. Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.: 2004. -588 с.
  80. Д.М. Политология конфликта. М.: 1998. — 200с.
  81. В.Г. Модернизация и глобализация // Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации/ под ред. В. М. Розина М.: 2002.
  82. Феномен Приднестровья. Коллектив авторов. Тирасполь: РИО ПТУ, 2003.-336 с.
  83. С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. -М.: 2003.-603 с.
  84. В.Ф., Митерев В. П. Интеллектуальная собственность и проблемы устойчивого развития // Стратегия устойчивого развития: современный мир Приднестровье: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
  85. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации/ под ред. В. М. Розина М.: 2002. — 320 с.
  86. В.Н. Тернистый путь к справедливости// сборник статей. Тирасполь, 1992. — 254 с.
  87. В.А. Стратегия социального исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: 2000. —596 с.
  88. В. В. Переговорный процесс и позиции Молдовы и Приднестровья по проблемам федерализации //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма: Научн. изд. — ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь: 2003.
Заполнить форму текущей работой