Развитие методической системы обучения информатике специалистов совмещенных с информатикой профилей в университетах Республики Казахстан
Приобретение независимости Республикой Казахстан требует формирования новой политики в сфере образования, учитывающей тенденции и специфику современного этапа общественного развития в Казахстане, достижения педагогической науки, а также реальные условия функционирования складывающейся национальной системы образования. За годы советской власти в Казахстане были достигнуты определенные успехи… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОВМЕЩЕННЫХ С ИНФОРМАТИКОЙ ПРОФИЛЕЙ
- 1. 1. Анализ содержания обучения и состояние преподавания информатики в республики Казахстан
- 1. 2. Создание модели специалистов совмещенных с информатикой профилей и обоснование направлений совершенствования методической системы их подготовки по информатике в вузе
- ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОВМЕЩЕННЫХ С ИНФОРМАТИКОЙ ПРОФИЛЕЙ
- 2. 1. Общие принципы построения содержания обучения
- 2. 2. Содержание базовой компоненты подготовки специалистов совмещенных с информатикой профилей
- ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ЧАСТЕЙ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОВМЕЩЕННЫХ С ИНФОРМАТИКОЙ ПРОФИЛЕЙ
- 3. 1. Информационные модели как основа интеграции
- 3. 2. Курс «Основы информационного моделирования»
- 3. 3. Интегрированный курс информатики и гуманитарного предмета, имеющего национальное содержание
- ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОВМЕЩЕННЫХ С ИНФОРМАТИКОЙ ПО
- ФИЛЕЙ
- 4. 1. Методы обучения информатике
- 4. 2. Формы и средства обучения
- ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
- 5. 1. Разработка понятийной базы и терминологии в области информатики и вычислительной техники
- 5. 2. Проблема разработки учебного программного обеспечения на казахском языке
Развитие методической системы обучения информатике специалистов совмещенных с информатикой профилей в университетах Республики Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приобретение независимости Республикой Казахстан требует формирования новой политики в сфере образования, учитывающей тенденции и специфику современного этапа общественного развития в Казахстане, достижения педагогической науки, а также реальные условия функционирования складывающейся национальной системы образования. За годы советской власти в Казахстане были достигнуты определенные успехи в развитии экономики, существенно повышен культурный и образовательный уровень народа. В настоящее время, как и большинство стран, возникших на территории СССР, Казахстан находится на пороге постепенного перехода от индустриального к информационному этапу развития. С ним связано активное внедрение компьютеров во все области человеческой деятельности, радикальные изменения в структуре производства, что требует постоянного обновления знаний и умений, необходимых для освоения новых технологий. В этой ситуации перспективы дальнейшего развития страны оказываются тесно связанными с эффективным решением проблемы организации системы непрерывного образования, обеспечивающей каждому члену общества возможность повышать и (или) изменять свою квалификацию по мере необходимости, гарантируя адекватную подготовку человека к жизни в информационном обществе. Особую роль в этом процессе имеет подготовка в области информатики, которая призвана обеспечить успешное освоение новых информационных технологий в различных сферах народного хозяйства. Широкая подготовка специалистов в области информатики, информационных технологий началась в вузах Казахстана после известного Постановления (1985 года) об «Обеспечении компьютерной грамотности молодежи», направленного на внедрение в высшую и среднюю школу курса основ информатики. В рамках задачи обеспечения компьютерной грамотности в Казахстане была проведена немалая работа по методическому обеспечению преподавания информатики в школе, подготовке учителей по совмещенным специальностям «учитель математики и информатики» «учитель физики и информатики», а затем «преподаватель информатики и менеджер по компьютеризации», началось преподавание информатики на многих факультетах (в том числе и непрофильных) вузов различной специализации. Работа по внедрению методической системы обучения информатике в средней школе и вузах Казахстана опиралась на исследования А. П. Ершова, А. Борка, С.А. Бешен-кова, С. Г. Григорьева, В. А. Извозчикова, М. Кларка, A.A. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, B.C. Леднева, М. П. Лапчика, И. В. Марусевой, Ю. А. Первина, В. Г. Разумовского, И. В. Роберт, М. В. Швецкого и других. Однако в настоящее время в системе подготовки специалистов в области информатики в вузе все еще имеется немало недостатков, содержание такой подготовки во многом не удовлетворяет постоянно растущие запросы общества, производства в этой сфере. Существенно изменились не только требования, но также и условия осуществления подготовки по информатике в вузах Казахстана. В частности, во многих вузах введена подготовка по совмещенным с информатикой профилям («информатика и экономика», «информатика и лингвистика» и т. д.), которая обусловлена глубоким проникновением методов, средств, понятийного аппарата информатики в соответствующие области знания. Очевидно, что такое совмещение профилей подготовки требует значительной дифференциации содержания обучения информатике в вузах, более эффективного осуществления межпредметных связей, интеграции обучения информатике со смежными дисциплинами. Вместе с тем, реальное содержание подготовки по информатике в большинстве вузов Казахстана по существу инвариантно и связано в основном с освоением традиционного набора средств информационных технологий. В университетах Казахстана практически не преподаются фундаментальные основы учебной дисциплины информатика. В результате этого курс информатики принимает ярко выраженную технологическую и прикладную направленность. Можно сказать, что в вузах изучаются не основы информатики, а в основном средства информатизации. Вместе с тем понятно, что углубление технологической направленности не может быть беспредельным, так как, в конечном счете, оно неизбежно натолкнется на естественные ограничения, порожденные отсутствием или недостаточностью фундаментальной базы. Давно известно, что медленнее всего стареют фундаментальные знания, именно поэтому обучение в вузе должно проводится по программам, содержание которых построено на основе такого рода знаний. Прикладная же сторона подготовки специалиста по информатике должна опираться на его фундаментальную теоретическую и технологическую подготовку. Острая потребность в кадрах различного профессионального уровня и специализации, овладевших основами информатики и информационных технологий, приводит в настоящее время к необходимости их подготовки не только в учебных заведениях, но и непосредственно на производстве. Есть все основания полагать, что эта тенденция, обусловленная постоянным ростом информационной составляющей в профессиональной деятельности практически любого человека, в ближайшие годы будет усиливаться. Очевидно, что задача переподготовки кадров в области информатики и информационных технологий будет возложена на специалистов имеющих систематическую подготовку в этой области, полученную в вузе. Однако многие из них (за исключением выпускников педвузов) не имеют никакой педагогической и методической подготовки, и будут проводить (и уже проводят) занятия по единственно известному для них дидактическому принципу — «делай как я». Это обуславливает необходимость сочетания в вузах подготовки в области информатики с методической подготовкой студентов, введения соответствующих совмещенных специальностей. В этом проявляется одна из особенностей подготовки специалистов этого профиля в настоящее время, которую необходимо учитывать при совершенствовании содержания их подготовки в вузе. Среди других особенностей, подчеркнем как одну из важнейших сейчас задачу решения целого ряда вопросов, связанных с необходимостью перехода к подготовке специалистов по информатике на казахском языке. Это определяется двумя основными факторами. Во-первых, принятием в Казахстане «Закона о государственном языке», который с одной стороны, закрепляет казахско-русское двуязычие в стране, а с другой стороны подчеркивает необходимость все более широкого внедрения казахского языка в систему образования. Во — вторых, массовая переподготовка кадров в области информатики и информационных технологий означает, что в нее будут вовлечены широкие слои трудоспособного населения, включая и ту ее значительную часть, которая владеет только казахским языком. Переход в вузах к обучению информатике на казахском языке потребует решения целого ряда терминологических вопросов при подготовке учебных и методических пособий, разработок и использовании программных средств. Таким образом, существует целый комплекс нерешенных пока в теории и практике вузовского образования в области информатики вопросов, которые определяют актуальность данного исследования. Анализ состояния подготовки будущих специалистов — выпускников университетов в области информатики в Казахстане в настоящее время позволяет нам выделить четыре основных направления совершенствования и развития такой подготовки:
— фундаментализация содержания обучения информатике в университете, т. е. переход от прикладных аспектов и технологии к научным основам информатики;
— развитие подготовки в университете специалистов совмещенных профилей на основе интеграции информатики со смежными дисциплинами;
— включение методической подготовки в систему обучения студентов по специальностям, связанным с информатикой и информационными технологиями;
— постепенный переход к предусмотренной законом о языке возможности подготовки студентов в области информатики на казахском языке.
Вместе с тем, анализ литературы по проблемам подготовки студентов университетов в области информатики показывает, что выделенные выше направления не получили достаточного отражения в проведенных исследованиях и практике обучения. Так, подготовка в области информатики рассматривается в большинстве исследований как подготовка к применению информационных технологий (Ю.С. Брановский, Н. В. Макарова, И. В. Марусева и др.). В числе исследований, связанных с повышением научного уровня содержания обучения информатике в непрофильных (педагогических) вузах, можно указать в основном на диссертационные работы М. В. Швецкого и Э. И. Кузнецова. Следует заметить, что в ряде университетов России и Казахстана уже ведется подготовка специалистов по смежным профилям, например таким как «информатика — экономика», «информатика — иностранный язык» и другие. Однако многие теоретические вопросы специализации методической системы обучения информатике в этой ситуации не решены, а разрабатываемые методические рекомендации касаются лишь осуществления межпредметных связей и использования при изучении смежных дисциплин информационных технологий. Практически никогда не ставился вопрос о разноуровневой подготовке студентов в области методики преподавания информатики (не только для будущих учителей, но и специалистов других профилей, которые могут стать преподавателями этого предмета на курсах переподготовки кадров). Программа минимальной методической подготовки специалистов по информатике ранее не рассматривалась в каких-либо исследованиях. Наконец, вопросы перехода к обучению информатике в вузах на казахском языке и вытекающие отсюда терминологические и другие проблемы также практически не рассмотрены. Можно отметить только работу С. Кариева, посвященную терминологии информатики на казахском языке, однако она касается только школьного, а не вузовского курса по данной дисциплине. Таким образом, ни одно из четырех, выделенных выше направлений развития подготовки студентов в области информатики и информационных технологий в университетах Казахстана (по совмещенным с информатикой специальностям), не получило достаточного отражения в проведенных ранее исследованиях. Можно сделать вывод о существовании противоречия между сложившейся к настоящему времени в Казахстане системой подготовки по информатике специалистов совмещенным с информатикой профилей и социальным заказом на подготовку таких специалистов в условиях перехода к информационному обществу и формирующихся сейчас новых рыночных отношений. Сказанное выше определяет научную проблему, составляющую содержание настоящего исследования.
Объектом исследования выступает методическая система обучения информатике в университетах республики Казахстан в условиях подготовки специалистов совмещенных с информатикой профилей.
Цель исследования состоит в теоретической разработке направлений совершенствования методической системы подготовки студентов университета совмещенных с информатикой специальностей в современных условиях республики Казахстан. Предмет исследования — пути совершенствования и специализация методической системы обучения информатике в университетах республики Казахстан при подготовке специалистов совмещенного с информатикой профилей.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность подготовки по информатике специалистов совмещенного с информатикой профилей в Казахстане существенно повысится, если будет создана и внедрена методическая система их подготовки, предполагающая, что:
— в содержании обучения информатике будут выделены инвариантная и вариативная частив рамках инвариантной части будет существенно усилена фундаментальная компонента содержания курса, а вариативная будет построена с учетом принципа профессиональной направленности;
— при подготовке специалистов совмещенных с информатикой профилей будет усилена интеграция содержания обучения информатике с содержанием обучения смежных дисциплин;
— в содержании подготовки специалистов в университете будет включена методическая подготовка, необходимая для реализации задачи переподготовки кадров в области информатики и информационных технологий;
— в содержании учебных курсов по информатике получат отражение терминологические особенности информатики, складывающиеся в казахском языке, а также будут учтены особенности языковой среды и менталитета казахского народа.
В соответствии с целью и гипотезой определяются следующие задачи исследования:
1) обосновать основные направления фундаментализации подготовки студентов по информатике и дифференциации ее содержания в зависимости от специализации образования;
2) определить наиболее целесообразные профили для совмещенного с информатикой обучения;
3) отобрать содержание обучения информатике по каждому из выбранных профилей;
4) разработать методическую и программную поддержку отобранного содержания обучения;
5) отобрать минимальный набор понятий информатики, необходимый для обучения студентов этой дисциплине на казахском языке и решить соответствующие терминологические проблемы, возникающие из особенностей казахского языка;
6) разработать содержание минимальной методической подготовки будущих специалистов.
Содержание поставленной проблемы определило теоретико экспериментальный характер исследования. Очевидно, что экспериментальная проверка разработанной методической системы в практике работы университетов в целом возможна лишь при создании соответствующих программ и учебников по информатике для будущих специалистов по информатике. Тем не менее, для проверки достоверности основных результатов исследования, помимо их теоретического обоснования, в диссертации предпринята попытка практической реализации отдельных элементов построенной методической системы в университетах республики Казахстан.
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
— анализ научной литературы по философским, социальным, психолого-педагогическим и этно — педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образованияанализ научной литературы по информатике, вычислительной технике, методике преподавания информатики в школе и вузеанализ школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособийизучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта информатизации образования и, в частности, проблем подготовки учителя информатики;
— теоретическое исследование проблемы на основе методологии системного подхода и использование при этом дидактических информационно — развивающих моделей;
— педагогический эксперимент.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем выдвинута новая концепция построения методической системы подготовки специалистов совмещенного с информатикой профиля в университетах республики Казахстан. На основе этой концепции построена методическая система подготовки специалистов по информатике.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании:
— целесообразности и эффективности подготовки специалистов совмещенных с информатикой профилей;
— принципов построения методической системы подготовки специалистов, совмещенных с информатикой специальностей.
Практическая значимость полученных результатов заключается:
— в разработке систем курсов, для обеспечения подготовки специалистов, совмещенных с информатикой профилей;
— разработке методической и программной поддержке данной системы курсов;
— разработке трехъязычного терминологического словаря как необходимого компонента методической системы обучения.
Практическая значимость результатов исследования подтверждена рядом положительных отзывов, полученных от различных вузов Казахстана. Результаты работы внедрены в Алматинском государственном университете имени Абая, Южно — казахстанском гуманитарном университете, Талды — курганском государственном университете, Джамбульском государственном университете, Кызыл — Ордынском государственном университете.
Апробация результатов исследования. Результаты, содержащиеся в диссертационном исследовании, возникли в процессе продолжительной педагогической, научно-методической и исследовательской работы автора:
— в Алматинском государственном университете имени Абая (г. Алматы) (чтение лекций, проведение практических занятий по информатике, участие в научно-методических семинарах и конференциях) — - в областном институте повышения квалификации учителей;
— в виде участия и выступлений на научно-методических семинарах и конференциях по проблемам преподавания информатики:
Республиканской Межвузовской научной конференции по математике и механике, г. Алма-Ата 1990 г (два доклада) — Всесоюзного семинара — совещания 25−26мая 1990 г. г. ГулистанВсесоюзной конференции «Компьютер в школе и педвузе» .(9−11 сент. 1989 г.), г. ОдессаВсесоюзная школа-семинар «Экспертные системы и Пролог в учебном процессе», г. Йошкар-Ола, май 1990 г.- VIIIой Республиканской научно — практической конференции (23−24 мая 1991 г.) ОмскIX Республиканской научно — практической конференции (19−21 мая.
1992 г.) ОмскРеспубликанская учебно-методическая конференция «Освоение усовершенствованных методов, связанных с обучением казахскому языку» г. Алматы, 1992 г.- ХХШ — конференция профессорско-преподавательского состава АГУ имени Абая «Профессионализация вузовского обучения в условиях суверенитета республики, г. Алматы, 1993 (два доклада) — X республиканской научнопрактической конференции май 1993 г. г. Омск, — «Рынок и высшее образование» Международная научно-практическая конференция июнь 1993 г. г. Алматы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Подготовка специалистов совмещенного с информатикой профиля таких как: <Информатика — экономика>, <Информатикаиностранный язык> во многом позволяет поднять конкурентно способность университетского образования в условиях начавшейся в Казахстане информатизации общества.
2. Наиболее эффективной системой обучения этих специалистов является методическая система, построенная на двухступенчатом принципе:
— базовая подготовка в области информатики, инвариантная по всем профилям подготовки по совмещенным с информатикой специальностям;
— прикладная подготовка в области использования средств информационных технологий, дифференцированная по содержанию в соответствии с принципом профессиональной направленности.
3. Ведущим направлением совершенствования базовой подготовки является ее фундаментализация, усиление научных основ информатики в содержании соответствующих учебных курсов;
4. Наиболее методически эффективным средством дифференциации содержания подготовки в области информационных технологий для студентов совмещенных с информатикой специальностей является создание интегрированных курсов, связанных с применением информатики и средств информационных технологий в различных предметах, соответствующих второму профилю подготовки данных специалистов;
5. Программная поддержка содержания обучения информатике должна быть дифференцирована применительно к специфике, соответствующего профиля:
Процедурные языки — для специальности «Информатика — менеджер по компьютеризации»,.
Языки логического программирования — для специальности «Информатика — иностранный язык»,.
Объектно — ориентированный язык — для специальности «Информатика — экономика».
Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы. Основной текст занимает 132 е., библиография содержит 206 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования установлено:
1. Необходима разработка и совершенствование курсов информатики, позволяющих осуществить подготовку по совмещенным специальностям на базе университетов;
2. Необходимо дальнейшее развитие мировоззренческой компоненты курса информатики. Наиболее интересным и актуальным для республики Казахстан является создание интегрированных курсов информатики и предметов национально — региональной ориентации;
3. Необходимо совершенствование содержания вузовского курса информатики с учетом его ориентации в сторону развития фун-даментализации его содержания;
4. Развитие содержания образования должно сопровождаться совершенствованием технологической составляющей данного курса. Особенно это актуально для студентов проходящих подготовку по смежным специальностям;
5. Необходимо развитие исследований по совершенствованию национальной казахской терминологии в области информатики и информационных технологий;
6. На основе теории методических систем по А. М. Пышкало построена основа методической системы подготовки специалистов по информатике совмещенного профиля в вузах республики Казахстан;
7. Сформулированы цели обучения специалистов по информатике совмещенного профиля на основе профессиограммы, представляющей собой объединение базовой подготовки по информатике на уровне бакалавриата, магистратуры с дополнением профильной подготовки;
8. Содержание обучения должно строится таким образом, чтобы учитывать специфику будущей работы специалиста, состоящей в необходимости многопрофильной деятельности, владение терминологией на нескольких языках, учет национальных традиций;
9. В основе содержания обучения должен лежать принцип четырех парадигм программирования, допускающий соответствующий плюрализм мышления специалиста по информатике;
10. Построена методика обучения специалиста по информатике;
11. Рассмотрены формы и средства обучения специалистов по информатике совмещенного профиля.
12. Предложена и реализована система терминов казахского языка, закладывающая основы научной терминологии в области учебной информатики.
13. Разработаны принципы построения стандартов казахского алфавита для ПЭВМ.
14. Создана и апробирована на практике технология локализации учебного программного обеспечения.
15. Разработаны и апробированы педагогические программные средства: Языковая среда, Иерархия. Они адаптированы к казахскому языку и внедренные в Казахстане и ряде стран СНГ.
16. Разработана и внедрена система автоматизации тестирования на казахском языке. Разработаны и внедрены системы тестов на казахском языке.
17. На основе общей классификации типов моделей предлагается строить курсы, адаптированные для подготовки специалистов в области естественных наук и гуманитарных наук;
18. Предлагается курс информационного моделирования, ориентированный на специалистов по информатике, специализирующихся в естественно научной сфере;
19. Взгляд на информатику, как методологическую дисциплину позволил построить курс «Моделирование и информационные технологии в гуманитарных предметах национальной ориентации», в котором формируется целостное представление об изучаемой предметной области, на основе мировоззренческой функции информатики.
Список литературы
- Абилов В.Г., Зинченко Н.И. Turbo и Arity: два подхода к логическому программированию. — Мир ПК, 1990, N2, с.32−42, N3, с.31−43.
- Абылкасымова А.Е. Формирование познавательной самостоятельности студентов математиков в системе методической подготовки в университете. Автореф. дис. док. пед. наук., Алматы., 1995.
- Азляров Т.Р. Методическая система совершенствования курса основ информатики и ВТ в национальных школах. Автореф. дис.кан. пед. наук. -Ташкент, 1993.
- Аванесов B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля Автореф. дис. док. пед. наук., М., 1995.
- Антипов И.Н. Проблема изучения алгоритмического языка в средней школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.
- Александров С.Ю. Синтаксически-ориентированные редакторы: функциональные возможности и архитектура. Новосибирск, 1987. (Препринт НФ ИТМ и ВТ АН СССР- 3). — 35 с.
- Апатова Н.В. Развитие содержания школьного курса информатики М., 1993.-c.132
- Бабанский Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе. // В кн.: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, с.416- 434.
- Баймуханов Б. Методические основы обеспечение базового уровня общеобразовательной математической подготовки в школах Казахстана. // Автореф. дис.док. пед. наук.М., 1992.,-43с.
- Бакман Е., Дремова И. Введение в микро-Пролог // Информатика и образование N6.-1991.-с.36−39.
- Бауэр Ф., Гооз Г. Информатика. М. Мир. -1976.-484 с.
- Белошапка B.K. Информатика как наука о буквах // Информатика и образование. 1992. N1. С.6−12.
- Белошапка В.К. Мир как информационная структура // Информатика и образование. 1990. N5.
- Белошапка В.К. О языках моделях и информатике // Информатика и образование. 1987. N6. с. 12−16.
- Белошапка В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. Омск. 1993.
- Белошапка В.К., Лесневский A.C. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. 1989. N3. с. 17−24.
- Бешенков С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика. N2. 1993. с. 5−10.
- Бешенков С.А. Дидактические основы профильного обучения информатике М. 1991. с. 90
- Бешенков С.А. Проблемы профильного обучения информатике, М. Автореф. дис. док. пед. наук., М., 1994.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995, — 134 с.
- Бидайбеков Е.Ы. Информатика мен есептеуйп техника непздер1 (Перевод пробного учебного пособия Часть I) Издательство «Мектеп» Алма-Ата, 1986 г. 90 с
- Бидайбеков Е.Ы. Информатика мен есептеуйп техника непздер! (Перевод пробного учебного пособия Часть П) Издательство «Мектеп» Алма-Ата, 1987 г. 90 с.
- Бидайбеков Е.Ы. Информатика мен есептеуйп техника непздерх о-ыту (Перевод с русского) «Мектеп» Алма-Ата, 1985 г 240с.
- Бидайбеков Е.Ы. Лабораторные работы по вычислительной математике (метод, разработка). Алма-Ата, 1987 г. 52 стр.
- Бидайбеков Е.Ы., Абдиев К. С., Медеуов Е. У. О возможности использования рукописных программ казахском языке лабораторных работах курса ОИВТ для физиков В сб.: Профориентация в процессе преподавания физики Алма-Ата, 1987 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. Информатика мен есептеуип техника непздер1 о-ыту (Перевод с русского). «Мектеп» Алма-Ата, 1988 г 256 с.
- Бидайбеков Е.Ы. Некоторые вопросы изучения информатики и ВТ. В сб.: Информатика и ВТ учебном процессе и управлении. Омск, 1988 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. О проблемах компьютеризации национальных школ -«-В сб.: Актуальные проблемы перестройки высшей, школы и пути совершенствования проф. Подготовки учителей. Изд-во КазГПИ имени Абая, Алма-Ата, 1988 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы., Абдиев К. С., Шульгин А. И. Переход от основных конструкций школьного алгоритмического языка к соответствующим конструкциям языков программирования Бейсик, Рапира, Фортран (Методическая разработка). Алма-Ата, 1989 г. 24 стр.
- Бидайбеков Е.Ы., Добрица В. П. Курс математической логики и теории алгоритмов в условиях компьютеризации образования. В сб.: Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск, ОГПИ. 1989 г. 3 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. О компьютерной подготовке студентов филологического факультета педвуза В сб.: Актуальные проблемы национально-русского двуязычия в учебном процессе педвузов Казахстана. Алма-Ата, КазГПИ. 1989 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. ЭВМ калай жУмыс ¡-стейдо? (Перевод уч. пособия). Алма-Ата, «Мектеп», 1989 г. 8,5п.л.
- Бидайбеков Е.Ы., Ниязбаев А., Медеуов Е. У. Информатика бас-тамалары (алгоритмдеу) (Методикалык нУскау) Алма-Ата, Р У М К -1990г. 5.25п.л
- Бидайбеков Е.Ы., Шумкин А. С. Система автоматизированного контроля В сб.: Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Омск, 01 ПИ 1990 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. К вопросу стандартизации букв казахского языка на ПЭВМ В сб.: Труды IX Республиканской Межвузовской научной конференции по мат. и мех. Вып.2, Алма-Ата, 1990 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. О содержании и роли курса «Численные методы в педвузе» Сб. трудов Всесоюзной конференции «Компьютер в школе и педвузе».(9−11 сент. 1989 г.) Часть 1, Одесса, 1989 Новосибирск, 1990 2 с.
- Бидайбеков Е.Ы. О некоторых проблемах компьютеризации национальных школ В сб.: Компьютерные технологии в учебно-восп. процессе в школе и вузе Свердловск, 1990 г. 4 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. О стандартизации букв казахского алфавита на ПЭВМ. Бюллетень экспертные системы и пролог в уч. процессе. (Краткое изложение докладов на школе-семинаре). Йошкар-Ола, 1990 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы. Об информатизации образования в системе педвузов Каз. ССР. Межвузовский сб. научных трудов «Информатика и ВТ в педагогических учебных заведениях». Алма-Ата, 1991 г. 2 стр.
- Бидайбеков Е.Ы., Шумкин A.C. Автоматизация контроля знании как средство повышения эффективности обучения. Каз. ССР. Межвузовский сб. научных трудов «Информатика и ВТ в педагогических уч. заведениях». Алма-Ата, 1991 г. 5 стр.
- Бидайбеков Е.Ы., Абдиев К.С., Pax C.B. «Программа вступительного экзамена по курсу «Основы информатики и вычисли тельной техники». АТУ им. Абая Алматы, 1993 г 8 стр. (на русском и казахском языках).
- Бидайбеков Е.Ы., Досмаилов Т. К. Е-практикумда жУмыс ютеу.-учебное пособие .- Алматы: АТУ им. Абая, 1993 50 с.
- Бидайбеков Е.Ы., Р. Башаров, А. Нысанбаев, М. Кудайкулов, К. Жаркынбаев Концепция общего и среднего образования в Республике Казахстан .-Изд. инст. философии HAH PK, Алматы, 1994 г. 48 стр.
- Бидайбеков Е. Ы. Абдиев К.С. Методика обучения информатике. В сб. Научно-практические основы повышения качества подготовки учителей математики и информатики в условиях многоступенчатого образования. Зс. (на казахском языке). 1995 г.
- Бидайбеков Е.Ы., Бектемесов М. А., Корнилов B.C. Практикум на ПЭВМ Часть 1. Численные методы алгебры Методическая разработка. -48 стр. 1995 г.
- Бидайбеков Е.Ы., Бектемесов М. А., Корнилов B.C. Практикум на ПЭВМ Часть 2. Численные методы анализа Методическая разработка. 50 стр. 1995 г.
- Бидайбеков Е.Ы. Многоуровневое образование по информатике в условиях рынка Новые информационные технологии в университетском образовании / Материалы Международной научно методической конференции. Новосибирск 1995.
- Бидайбеков Е.Ы., Садыков Т. С., Шалбаев Е. Б. Многоуровневая подготовка специалистов на основе математико-информационных технологий. Материалы Между народной конференции. Образовательные стандарты и развитие личности Омск, 1995.
- Бидайбеков Е.Ы., Pax С. В Особенности педагогической деятельности вузовского преподавателя в условиях компьютерных технологий обучения Образовательные стандарты и развитие личности. Омск, 1995
- Бидайбеков Е.Ы. Pax С. В. Шалбаев Е.Б. Математико-информационные технологии в теории и практике обучения. / Учебное пособие / АТУ Алматы, 1996 г. 86 стр.
- Бидайбеков Е.Ы., Биярова А., Мамытбеков Е. К. Динамическая модель оптимального развития многоотраслевой экономики. Тезисы докладов 1-го съезда математиков Казахстана, Шымкент, 1996, с. 118.
- Бидайбеков Е.Ы., Pax С.В., Шалбаев Е.Б.О содержании курса «Математико-информационные технологии в дидактике и обучении». Тезисы докладов 1-го съезда математиков Казахстана, Шымкент, 1996, с.312−313.
- Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В., Абдиев К. С., Бектемесов М. А. Типовые программы по информатике и прикладной математике (для студентов университетов и педагогических институтов) Сборник N49 АТУ им. Абая, Алматы, 1996 г., 36 с.
- Бидайбеков Е.Ы., Pax C.B., Корнилов B.C. Научно-методическое и программное обеспечение процесса компьютеризации школ и педвузов Казахстана Алматы, 1996 г. Депон. в КазГОСИНТИ 92 с.
- Бидайбеков Е.Ы. Каталог фонда программно методических средств. Выпуск 1 / Под редакцией проф. Бидайбекова / Алматы: АГУ им. Абая, 1997 с.ЗО.
- Бидайбеков Е. Ы О проблемах информатизации образования в Республике Казахстан. Материалы международной конференции «On new trends in science education» 9−14 мая 1997 г. Стамбул, Турция.
- Абдиев К.С., Бидайбеков Е. Ы. Программа вступительного экзамена по курсу информатики /Учебно-методическое пособие. Алматы. АГУ имени Абая 1997 г.
- Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С. Г. Термины информатики (англо русско — казахский терминологический словарь). /Учебно-методическое пособие. Алматы. Рауан 1998 г.
- Бидайбеков Е.Ы., Корнилов B.C. Математическое моделирование и численные методы (введение).-учебное пособие Алматы: АГУ им. Абая, 1998 .- 81 с.
- Бидайбеков Е.Ы. Информатизация образования в Казахстане. Алматы: АГУ им. Абая, 1998 -27с.
- Бидайбеков Е.Ы. Подготовка специалистов совмещенного профиля по информатике в республике Казахстан. Алматы: АГУ им. Абая. 1998, с. 87.
- Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С. Г., Талпаков H.A. Логическое программирование (Пролог -Б) (на казахском языке). Алматы: Рауан, 1998, 83с.
- Богданова Д.П. Методика развития компьютерной грамотности в условиях дистанционного обучения. Авт. дис.. кан. пед. наук. М. 1996 г.
- Боголюбов Д.П. О парадигмах программирования
- Боголюбов Д.П. Разработка интеллектуальной среды обучения логическому программированию. Авт. дис. кан. тех. наук. М. 1995 г.
- Борщев В.Б. Пролог Основные идеи и конструкции. -Прикладная информатика, 1986, вып.2, с. 49 — 76.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики // Дидактические основы компьютерного обучения. Межвуз. сб. научных трудов. Д.: ЛГПИ, 1989, с.3−33.
- Брановский Ю.С. Методическая система подготовки по информатике студентов нефизико математических специальностей педвузах. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996.
- Бургин М. Проблемы преподавания основ информатики // Информатика и образование, 1987,4. с. 17 19.
- Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. М.: МГУ, 1987.61 с.
- Вирт Н. Программирование на языке Паскаль???
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1968. — 353 с.
- Вершинин O.E. Компьютер для менеджера. М.: Высш. шк., 1990.-240 с.
- Гайнер М.Л. Анализ и разработка модели архитектуры вычислительной системы, ориентированной на языки логического программирования. Авт. дис. кан. тех. наук. М. 1992 г.
- Гейн А.Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В., Сапир М. В., Шо-лохович В.Ф. Основы информатики и вычислительной техники. Пробноеучебное пособие для 10−11 классов средней школы. М.: Просвещение. 1989.- 360 е.: ил.
- Гейн А.Г., Сенокосов A.B. Программно-методический комплекс для классов с углубленным изучением ОИВТ // Информатика и образование N6.-1991 с.9−15
- Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
- Гисин В.Б. и др. Элементы компьютерного моделирования. М., 1993.
- Глаголева Н., Юнерман Н. Основные понятия языка Рапира // Информатика и образование 1989. № 3.
- Григорьев С., Морозов М. Давайте попробуем Пролог// Информатика и образование. 1987. N 4. С.14−17
- Григорьев С.Г., Морозова Е. В. Информатика и информационные технологии: сборник задач / ЛБЛ Балтика. СПБ, 1996 — 32 с.
- Григорьев С.Г. Реализация систем логического программирования для персональных компьютеров с ограниченными ресурсами и ее применение. Авт. дис.док. техн. наук. М., 1993.
- Гриншкун В.В. Программно-методический комплекс «Иерархия». Автореф. дис. канд. пед. наук. Алматы, 1996.
- Гриншкун В.В. Древовидное представление данных в преподавании информатики с использованием Языковой среды. //Новые информационные технологии образования. Вып. 7. Ч. П./Под ред. И. М. Бобко. Новосибирск: НИИ ИВТ АПН СССР, 1991.- С.116−128.
- Гриншкун В. В. Скопин И.Н. Методика проведения учебных занятий с помощью иерархически организованных данных. //Вопросы информатизации педагогического образования. Алматы: АГУ, 1995 г. — С.27−32.
- Громыко В.И., Трифонов Н. П. Компьютерный задачник-учебник по программированию на базе развивающегося обучения (информатике). // Педагогическая информатика, 1993, 2, с.60−67.
- Данные в языках программирования //Пер. с англ., ред. В. Н. Агафонов. М.: Мир, 1982. — С. 9−24.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1975. — 304 с.
- Дрижун И.Л. Профессиограмма преподавателя химии (Дидак-тико-методический аспект). СПб: Образование, 1992. — 72 с.
- Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе. // Дисс.. кандидата педагогических наук. М., 1993. — 132 с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 1992, 5−6, с.3−12.
- Ершов А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: концепция, состояние, перспективы. // Препринт ВЦ СО АН Новосибирск, 1979.
- Ершов А.П. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч.// Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение. 1985. (4.1) — 1986. (42).
- Житомирский М., Клавдиев В. О методике преподавания информатики в средней школе // Информатика и образование. 1989 № 2.
- Загвязинский В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
- Захарова Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. Автореф. дис. док. пед. наук., М., 1997.
- Зубко И.И. Изучение моделей классификационного типа в профильном курсе информатики // Дисс.. кандидата педагогических наук. -М., 1991.- 134 с.
- Икрамов Д. Развитие математической культуры школьников (яз. аспект): Автореф. дис. док. пед. наук, М., 1983.
- Ильинский Н.И., Козинцев И. Б. Язык Пролог и методы его реализации /В кн. Искусственный интеллект: В 3-х кн. Кн.З. Программные и аппаратные средства: Справочник/ Под ред. В. Н. Захарова, В. Ф. Хорошевского. -М.: Радио и связь, 1990. с.33−47.
- Каймин В., Рудаков Э., Тимошенков А., Щеголев А., Технология разработки учебных программных средств. // Информатика и образование, 1987, № 6. с.63−65.
- Каймин В. Курс информатики: состояние, методика и перспективы. // Информатика и образование. 1990, № 6.
- Караев Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения. Автореф. дис. док. пед. наук., Алматы., 1994.
- Кариев С. Совершенствование обучения информатике в общеобразовательных школах Казахстана. Автореф. дис. док. пед. наук., Алматы., 1997.
- Кариев С. Учебно программно — методичский комплекс по информатике / Учебное пособие для школьников и студентов педвузов. -Кызылорда, 1994.
- Кариев С. Языковые аспекты преподавания курса информатики в школах Казахстана// Мет. Пособие для учителей., -Кызылорда, 1996,-42 с.
- Кибернетика. Становление информатики. -М.: Наука, 1986.190 с.
- Кобринский Я., Кузнецов А. Особенности пакетов прикладных программ II Информатика и образование, 1986, № 3. С.18- 25.
- Козадой В.Ф., Чмутов C.B. Эксперимент по обучению языку micro Prolog//B кн. Бюллетень Экспертные системы и Пролог в учебном процессе (краткое изложение докладов).-Йошкар-Ола.-1989. -с.51−52.
- Ковальский Р. Логика в решении проблем: Пер. с англ. -М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.лит., 1990 .-280 с.
- Кондратьев Н.В., Руденко В. П., Феодоритова Е. В. Мобильная реализация языка программирования Микро-Пролог // в кн. Информатика и вычислительная техника. Тезисы докладов Всес. семинара. М.: Наука, 1986, С. 38.
- Кувалдина Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы. Автореф. дис.. кан. пед. наук, М., 1997.
- Кузнецов A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. дис.. док. пед. наук, М., 1988.
- Кузнецов A.A., Леднев B.C. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» // Математика в школе. 1975. № 1.
- Кузнецов A.A., Леднев B.C. Перспективы изучения основ кибернетики в средней школе // Советская педагогика. 1975, № 6.
- Кузнецов A.A., Бешенков С. А., Лесневский A.C. Российский общеобразовательный стандарт по информатике. М., ИОСО РАО. 1993.
- Кузнецов A.A. Базовый курс информатики // Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях: ИНФО, 1995, N4. С.20−23.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально -прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1990.
- Кузубов В.H. О принципах разработки терминологических стандартов. Проблемы информатизации высшей школы (метаинформация -координация интеграция). Бюллетень № 1 1996 г.
- Кушниренко А.Г. О новом учебнике информатики // Информатика и образование N2.-1990 с.22−25
- Кушниренко А.Г., Лебедев Г. В., Сворень P.A. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1990.-224 е.: ил.
- Кушниренко А., Эпиктетов М. КуМир -новое семейство учебных программных программ // Информатика и образование 1993. № 1. с. 2125.
- Лавров С.С., Слисенко А. О., Цейтин Г. С. Проект плана-программы по специальности «Информатика и системное программирование» // Микропроцессорные средства и системы, 4,1985, с.20−28.
- Лаптев В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе. Авто-реф.дис. док. пед. наук. Л., 1989. — 35 с.
- Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1,1992, с.3−6.
- Лебедев В.Н. Введение в системы программирования. М: Статистика, 1975.-312 с.
- Леднев B.C., Кузнецов A.A. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» // Математика в школе, 1975, № 1.
- Леднев B.C., Кузнецов A.A. Перспективы изучения основ кибернетики в средней школе // Советская педагогика, 1975, № 6.
- Ш. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лесневский A.C. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дис.. док. пед. наук., М., 1996.
- Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии. Автореф. дис. док. пед. наук. СПб., 1992.
- Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Автореф. дис.. док. пед. наук. СПб, 1993.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Медеуов Е.У. Методологические основы проектирования стандарта среднего математического образования республики Казахстан. -М., изд-во ВШМФ «Авангард»,-1996,-334с.
- Медеуов Е.У. Теоретико Методологические основы проектирования стандарта среднего математического образования республики Казахстан. Автореф. дис. док. пед. наук., Алматы., 1997.
- Мейер Б., Бодуэн К. Методы программирования: В 2-х томах. Т.1. Пер. с франц. Ю. А. Первина. Под ред. и с предисловием А. П. Ершова. -М.: Мир, 1982, 356 с.
- Мейер Б., Бодуэн К. Методы программирования: В 2-х томах. Т.2. Пер. с франц. Ю. А. Первина. Под ред. и с предисловием А. П. Ершова. -М.: Мир, 1982, 368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. М.: Просвещение, 1980. — 368 с
- Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя. Л.: ЛГПИ, 1987. — 64 с.
- Модульная программа обучения компьютерной науке ЮНЕСКО ИФИП / Перевод на русский язык/.- Новосибирск, 1996.-96 с.
- Монахов В.М. Методика преподавания курса «Теория математических машин и основы программирования» в средних общеобразовательных политехнических трудовых школах с математической специализацией. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963.
- Монахов В.М., Кузнецов A.A., Шварцбурд С. И. Обеспечить компьютерную грамотность школьников // Советская педагогика. 1985. N1. С.21−28.
- Монахова Л.Ю. Адаптация информационных технологий к формированию тезауруса у студентов технических вузов (профессионально педагогический, теоретико — методический, информационный аспект). Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1986.
- Мендельсон Э. Введение в математическую логику. -3-е изд. -М.: Наука. Гл.ред.физ-мат.лит., 1984.-320 с.
- Овчинникова Л.А. Интегрированный курс «История и культура марийского народа» как средство реализации профильного обучения информатике. Автореф. дис. канд. пед. наук. ИОСО РАО. М., 1997.
- Ораскулов Т. Особенности формирования основных понятий информатики у учащихся в киргизской школе. Автореф. дис. канд. пед. наук, -М., 1991.
- Основы информатики и вычислительной техники. Учебн. по-соб. для 10−11 классов ср. шк. /В.А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. М.: Просвещение, 1989.-272 е.: ил.
- Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебн. Пособ./ Ершов А. П., Кушнеренко А. Г., Лебедев А. Г. и др. М., Просвещение, 1988.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986.- 304 с.
- Пак Н. И. Учитель менеджер // Информатика и образование, 1992,1,с.120−121.
- Педагогика высшей школы. Л.: ЛГПИ, 1974. — 116 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: Педагогика, 1972.-184 с.
- Практикум по программированию / Н. С. Бахвалов, А.Б. Бете-лин, В. Б. Бетелин и др. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 208 с.
- Пратг Т. Языки программирования: разработка и реализация. -М.: Мир, 1979. 576 с.
- Пугач В.И., Швецкий М. В. Структура и программа курсов для будущих учителей информатики. // Компьютер в помощь ученому и учителю: Межвуз. сб. научн. трудов / КГПИ. Куйбышев, 1989, с.57−66.
- Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальных школе. Авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. На соиск. уч. степ. док. пед. наук. М., 1975.
- Рейнгард И.А., Ткачук В. И. Основы педагогики высшей школы. Днепропетровск: ДГУ, 1980. — 95 с.
- Робинсон Дж. Машино ориентированная логика, основанная на принципе резолюции. — М.: Мир, 1973.-270 с.
- Румянцев И. А. Многоуровневое образование по информатике -новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика, 1993,1, с.29−36.
- Садыков Т.С. Приоритетные задачи и проблемы национального образования//тез. докл. «Проблемы национального непрерывного образования»,-Алма-Ата, 1990 г.
- Сапир М.В. Курс ОИВТ каким мы его видим // Информатика и образование N5.-1990 с.31−34.
- Смирнов Е.П., Яглом И. М., Милитарев В. Ю. О воспитании информационной культуры учащихся средней общеобразовательной школы М., 1985.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Соловьева З. В Некоторые особенности использования научно терминологии как структурного элемента метафора. В кн.: Структурные элементы метафоры и преподавание иностранных языков. М.: Наука, 1982.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Курс лекций. Минск: Вышэйш. школа, 1969. — 368 с.
- Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации. Информационные технологии в высшей школе. ОСТ ВШ. Термины и определения. 01.002 95. Information technologies in higher education.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // Международный журнал социалистических стран «Современная высшая школа». Варшава, 1986,2/54, с.75−83.
- Тупальский Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. -Минск: Вышэйшая шк., 1976. -183 с.
- Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. СПб.: РГПУ, 1993. — 142 с.
- Цейтин Г. С. На пути к сборочному программированию //Программирование. 1990.
- Уваров А.Ю. ЭВМ на пути в школу // Информатика и образование 1986, N1.
- Шварцбурд С.И. О подготовке программистов в средней общеобразовательной политехнической школе// Математика в школе. 1961 № 2.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1994.
- Щеголев А. Школьная информатика и язык ПРОЛОГ // Информатика и образование, N2,1993. С. 52−57.
- Эльконин Д.В. О теории начального обучения // Народное образование, 1963, 4.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979, — 144 с.
- Стоичев Л., Антонов А., Филипов И. Програмни езици за искусствен интелекг.-София: Техника, 1989 .-404с.
- ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum'68, Recommendations for Academic Programs in Computer Science // Comm. ACM, 11,3 (Mar. 1968), pp.151−197.
- ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum78 -Recommendations for the Undergraduate Program in Computer Science // Comm. ACM, 22, 3 (Mar. 1979), pp.147−166.
- ACM Curriculum Committee on Computer Science. Recommendations for Master’s Level Programs in Computer Science // Comm. ACM, 24, 3 (Mar. 1981), pp.115−123. ACM/ffiEE-CS Joint Curriculum Task Force // Computing Curricula 1991. Feb. 1991.
- Colmerauer A., Kanoui H., Pasero R., Roussel P. Une systeme de communication homme machine en Francais.- Groupe Intelegence Artificielle, Universite Aix Marsellie, 1973.
- Denning P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A., Turner A.J., Young PR. Draft Report of the ACM Task Force on the Core of Computer Science, Feb. 1988.
- Denning P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A.B., Turner A.J., Young PR. Computing as a Discipline // Comm. ACM 32, (Jun.1989), pp.9−23.
- Ennals J.R. Beginning Micro Prolog (2 — nd Ed.).-Chichester: Ellis Horwood ltd, 1984, — p. 198.
- Gibbs N. E, Tucker A.B. Model Curriculum for a Liberal Arts Degree in Computer Science 11 Comm. ACM 29,3 (Mar. 1986), pp.202−210.
- Lucas P, Lauer P, Stigleitner H. Method and Notation for the Formal Definition of Programming Languages. IBM Technical Report 25.087, IBM Lab. Vienna, 1968.
- Luehrman A. A Nation at Risk Implication for Computer Science Education // Computer Studies: Computers in Education 85/86. An Annual Editions Publication. / Ed. Taffee, S.J.Menasha, Wisconsin, 1985, pp.261−265.
- Nijholt A. Computers and Languages. Theory and Practice. Elsevier Science Publishers B.V., 1988.- 482 pp.
- Pluzniak F, Szpakowicz S. Prolog for programmers.- London: Academic Press, 1985, — 402 p.
- Sammut R. A, Sammut S.A. Implementation of UNSW-Prolog // Australian Computer Journal, 1983.- 15.-p.57−90.
- Scherz Z, Maler O., Shapiro E. Learning Prolog A New Approach.- Jour. Of Comp. in Math, and Sc. Teach.-1986. -p.31−36.