Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (2000 г.) — подготовительно-поисковомпроводилось теоретическое исследование проблемы эколого-правового образования будущего учителя биологии, изучалась психолого-педагогическая, социологическая, специальная литература, а также диссертационные исследования по указанной проблеме с целью определения методологической базы исследованияразрабатывался понятийный аппарат, формулировались… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие основных идей экологического образования будущих учителей биологии в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования эколого-правовых знаний в теории и практике экологического образования
    • 1. 2. Модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии
    • 1. 3. Педагогические условия эффективного функционирования модели процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экологоправовых знаний у будущих учителей биологии
    • 2. 1. Цель и задачи организации экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация модели процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии
    • 2. 3. Анализ и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по 2 главе

Формирование эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение среды обитания человечества под влиянием его деятельности оказалось столь глобальным и стремительным, что в целях сохранения себя как биологического вида необходимо выработать экологический императив — систему норм и правил, которые должны неукоснительно выполняться при организации дальнейшей жизни и деятельности. Поэтому в третьем тысячелетии человечество столкнется с кризисной ситуацией: становится очевидным, что развитие общества в условиях привычной нам технократической модели подходит к закату.

Ныне действующее экологическое законодательство России отличается от прежнего закона «Об охране окружающей природной среды» своей сложностью, многоаспектностью, структурированностью, что отмечают и западные специалисты-экологи. Однако большинство его положений не выполняется из-за недостаточного финансирования и низкого уровня знаний правовых основ охраны природы.

Недостаточность эколого-правовых знаний у различных слоев населения проявляется в игнорировании законов и правовых актов, которые должны функционировать в механизме охраны природы, халатном отношении и нерациональном использовании природных ресурсов, безнаказанности и варварском отношении к объектам флоры и фауны. Эколого-правовой нигилизм управленцев и руководящих работников вместе с уже нормально воспринимающимися локальными техногенными катастрофами приводит к обеднению жизненных форм на Земле.

Вследствие этого формирование эколого-правовых знаний становится первоочередной задачей в школе, вузе, системе повышения квалификации руководящих работников.

Анализ литературных источников за последние десять лет показал, что данной проблеме не уделялось должного внимания.

Проблема формирования экологических знаний у учащихся в процессе изучения биологии в общеобразовательной школе первоначально реализовалась в урочной и внеурочной деятельности школьников. Этой теме были посвящены труды А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, А. Н. Ильиной, И. Т. Суравегиной и др. В данных работах анализируются пути получения экологических знаний как основы становления экологической культуры личности.

Подготовке учителя к экологическому образованию посвящены исследования А. Аджан, Н. Д. Андреевой, С. Н. Глазачева, Н. В. Гнилушиной, J1.B. Моисеевой, J1.E. Натаровой, Н. Ю. Соловьевой, Т. Н. Чистяковой и др. В этих работах когнитивный компонент экологического образования выделен как основной.

Педагогический опыт подтверждает высказанную педагогами мысль о низком уровне экологического образования как будущих учителей биологии (И.Н. Пономарева, Н. П. Рябинина, И. Д Трайтак и др.), так и студентов других факультетов и специальностей (A.B. Миронов, Е. С. Сластенина, Н. М. Чернова и др.).

В последнее время возрос интерес педагогической науки к изучению некоторых аспектов правового образования студентов (A.C. Гаязов, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, В. М. Обухов, А. Р. Ратинов, A.C. Саломаткин, Н. М. Яковлева и др.). В основном исследования посвящены формированию правовой культуры, что предполагает достижение качественно иного уровня культуры, обеспечивающей правопорядок, соблюдение законности. В состав когнитивного компонента правовой культуры включается совокупность правовых знаний. Ученые-юристы также придавали большое значение формированию правовых знаний: А. Д. Керимов — в процессе воспитания индивидуального правового сознания, а А. П. Семитко и С. С. Алексеев подчеркивали роль данных знаний для улучшения качественного состояния жизни общества.

Однако, несмотря на это, понятие «правовые знания» остается недостаточно разработанным.

На основании изучения и анализа существующих исследований в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Она определяется наличием противоречия, с одной стороны, между необходимостью формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии уже на начальном этапе обучения в вузе, а с другой стороны — недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в экологическом образовании.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• социальным заказом общества на подготовку педагогических кадров, имеющих современные знания в области правовой охраны природы, и возможностью ее реализовать в рамках государственного стандарта биологического профессионального образования;

• междисциплинарным характером формируемых эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии и дискретно-дисциплинарной системой их преподавания в отечественной высшей педагогической школе;

• объективными потребностями в новом эколого-правовом мировоззрении учащейся молодежи и отсутствием практических рекомендаций по формированию экологических и правовых знаний у будущего учителя.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии».

Цель исследования состоит в обосновании, разработке и апробации модели процесса формирования эколого-правовых знаний у будущего учителя биологии, выявлении педагогических условий ее эффективного функционирования.

Объектом исследования выступает экологическое и правовое образование будущего учителя биологии. ¦ Предметом исследования является процесс формирования экологоправовых знаний у будущих учителей биологии.

Гипотеза исследования: формирование эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии будет обеспечено, если:

1 — разработать и апробировать структурно-функциональную модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии, особенностью которой является функциональное единство структурных компонентов;

2 — определить и внедрить комплекс педагогических условий ^ эффективного функционирования данной модели, которые сводятся: а) к использованию активных методов обученияб) к междисциплинарному синтезу как практическому инструменту формирования экологических и правовых знанийв) к внедрению в образовательный процесс вуза интегративного спецкурса «Эколого-правовое образование» для студентов биологических специальностей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

• 1. Определить степень изученности проблемы формирования эколого-правовых знаний в теории и практике экологического образования.

2. Уточнить понятие «эколого-правовые знания».

3. Разработать модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование модели процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии.

5. Подготовить методические рекомендации по формированию эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии. Основная концептуальная идея исследования заключается в использовании системного, личностно ориентированного и междисциплинарного подходов для обоснования основных теоретических положений и практических сторон реализации цели и задач, поставленных в исследовании.

Теоретико-методологической основой исследования являются диалектика как метод научного познания общественных явленийположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности.

Значительное влияние на наше исследование оказали труды отечественных ученых, в которых рассмотрены ведущие идеи: системного подхода (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.) — общенаучные положения и принципы личностно ориентированного подхода (C.B. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — междисциплинарного подхода (В .В. Давыдов, И. Д. Зверев, П. Г. Кулагин, В. Н. Максимова, A.B. Усова и др.).

Определяя исходные теоретико-методологические основы своего исследования, мы опирались на работы, посвященные проблеме содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, В. А. Черкасов и др.) — на труды, в которых делается акцент на формировании мотивов, интереса и рефлексии у будущего учителя (Ю.С. Багимов, М. Г. Гарунов, И. А. Зимняя, П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман и др.) — на исследования, посвященные творческому содержанию профессионально-педагогической деятельности (В.Г. Рындак, Н. М. Яковлева и др.) — на фундаментальные работы в области методологии и теории экологического образования (Я.Д. Вишняков, А. Н. Захлебный, Д. Н. Кавтарадзе, Н. М. Мамедов, A.B. Миронов, H.H. Моисеев, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, В. В. Черворецкий, Г. А. Ягодин) — на концепции непрерывного экологического образования (A.A. Вербицкий, И. Д. Зверев, JI.B. Моисеева, И. Т. Суравегина, З. И. Тюмасева и др.), а также на последние разработки в области экологического права (С.А. Боголюбов, М. М. Бринчук, В. В. Петров и др.).

Исследование в значительной степени опирается на следующие современные теории: теорию моделирования (А.Н. Аверьянов, С. И. Архангельский, В. И. Михеев, Е. В. Романов, Э. П. Юдин и др) — теорию формирования личности учителя (O.A. Абдулина, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, В. А. Сластенин и др.) — теорию интеграции общего и экологического образования (А.Ф. Аменд, Н. П. Рябинина, С. А. Старченко, О. Я. Яворук и др.) — теорию модульного обучения (М.А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.) — теорию развития операционного аспекта научного знания в философии (П. Бриджмен) и психологии (Ж. Пиаже).

Важными для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ «Об образовании», концепция модернизации российского образования на период до 2010 года), а также документы, определяющие нормативную базу экологического образования (национальная стратегия экологического образования в РФ, Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.02.2002 и т. д.).

Поставленные задачи решались с помощью использования методов научно-педагогических исследований, в том числе методов теоретического исследования: анализ литературных источников при разработке категориального аппаратасоциологические методы сбора информации при проведении констатирующего и формирующего этапов экспериментаорганизацию формирующего этапа педагогического эксперимента для проверки основных положений гипотезы и формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологииметодов педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ учебных планов и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) — методов математической статистики.

Организация, база и основные этапы исследования Экспериментальное исследование осуществлялось на естественно-технологическом факультете Челябинского государственного педагогического университета. Констатирующий и формирующий этапы эксперимента проходили с участием 210 студентов первого и третьего курсов, обучающихся по специальности «биология».

Научно-экспериментальное исследование выполнялось в три этапа, каждый из которых решал конкретные задачи.

На первом этапе (2000 г.) — подготовительно-поисковомпроводилось теоретическое исследование проблемы эколого-правового образования будущего учителя биологии, изучалась психолого-педагогическая, социологическая, специальная литература, а также диссертационные исследования по указанной проблеме с целью определения методологической базы исследованияразрабатывался понятийный аппарат, формулировались основные положения исследования (противоречия, объект и предмет исследования, рабочая гипотеза). Систематизация и обобщение полученного материала позволили изучить состояние исследуемой проблемы в подготовке будущих учителей биологии и в процессе трансляции учебных курсов биологического цикла в общеобразовательной школе, основанной на различных дидактических подходах, учебных курсах, методиках. Проводился констатирующий этап эксперимента. Разрабатывалась модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущего учителя биологии. Ведущие методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературных источников по изучаемой проблеме, анализ образовательных программ высшей школы, наблюдение, беседы, анкетирование.

На втором этапе (2001;2002 гг.) — опытно-экспериментальномпроводился формирующий этап эксперимента. Апробировалась модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии, выявлялись педагогические условия ее эффективного функционирования. Уточнялась программа эксперимента. Ведущие методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), праксиметрические (анализ результатов деятельности), методы математической статистики. Математические и статистические методы позволили оценить результаты констатирующего и формирующего экспериментов на различных этапах исследования.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) — обобщающем — проводилась обработка, анализ и систематизация полученных теоретико-экспериментальных результатов исследованияопределялась практическая значимость изыскания, разрабатывались научно-методические рекомендацииоформлялось диссертационное исследование, основные результаты которого внедрялись в практику работы высшей педагогической школы. Основные методы исследования: анализ результатов и продуктов деятельности, методы математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурно-функциональная модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии, особенностью которой является функциональное единство структурных (цель, содержание, организационные формы, методы, средства) и функциональных (мотивационная, прогностическая, и организационная, аналитическая, контролирующая, коррекционная) компонентов модели.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование разработанной модели: использование активных методов обучениямеждисциплинарный синтез как практический инструмент формирования экологических и правовых знанийвнедрение в образовательный процесс педагогического вуза интегративного спецкурса «Эколого-правовое образование» для студентов биологических специальностей.

Защищаемые положения определяют новизну, теоретическую и практическую значимость данного исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в обосновании целесообразности формирования экологоправовых знаний у будущего учителя биологии- • в уточнении понятия «эколого-правовые знания».

Научная новизна исследования:

1. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель процесса формирования эколого-правовых знаний у будущего учителя биологии, особенностью которой является функциональное единство структурных (цель, содержание, организационные формы, методы, средства) и функциональных (мотивационная, прогностическая, организационная, аналитическая, контролирующая, коррекционная) компонентов модели.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования данной модели: а) использование активных методов обученияб) междисциплинарный синтез как практический инструмент формирования экологических и правовых знанийв) внедрение в образовательный процесс педагогического вуза интегративного спецкурса «Эколого-правовое образование» для студентов биологических специальностей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

— методических рекомендаций для будущих учителей биологии по проблеме формирования эколого-правовых знаний, изданных по материалам диссертационного исследования;

— спецкурса «Эколого-правовое образование» для студентов биологических специальностей педагогического вуза.

Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей биологии, практике формирования эколого-правовых знании у студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования по теме диссертационной работы обусловлены методологией научного поиска, выбором и применением методов и средств, адекватных задачам исследованиявоспроизводимостью и повторяемостью результатов экспериментаадекватностью их интерпретацииобработкой результатов, полученных эмпирическим путем, на основе использования методов качественного и количественного анализа, позволившего сформулировать выводы и подтвердить выдвинутую гипотезу исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

• выступлений на заседании лаборатории «Методология и методы педагогических исследований»;

• отчетов на заседаниях кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета (2000;2003 гг.);

• выступлений на ежегодных научно-практических конференциях.

41 преподавателей ЧГПУ (г. Челябинск, 2000;2003 гг.), на региональном студенческом экологическом семинаре (Свердловская область, 2001 г.), на международной конференции (г. Горно-Алтайск, 2000 г.);

• проведения спецкурса «Эколого-правовое образование» для студентов биологических специальностей педагогических университетов на естественно-технологическом факультете ЧГПУ;

• работы в качестве заведующего областного научного гербария им. В. П. Самарина ЧГПУ (1999;2003 гг.);

• публикации результатов исследования.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы по второй главе.

Обобщение результатов экспериментальной работы по формированию эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии позволяет сделать следующие выводы.

1. Целью экспериментальной работы настоящего диссертационного исследования явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что формирование эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии будет обеспечено, если: а) будет уточнено понятие «эколого-правовые знания" — б) на основе системного, личностно ориентированного и междисциплинарного подходов будет разработана модель данного процессав) выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий формирования эколого-правовых знаний у студентов-биологов, включающий: использование активных методов обучениямеждисциплинарный синтез как практический инструмент формирования экологических и правовых знанийвнедрение в учебный процесс вуза интегративного спецкурса «Эколого-правовое образование" — г) определены и разработаны критерии сформированности эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии: рефлексивно-оценочный, операционный, практический. Необходимость именно такого названия критериев была обоснована на основе анализа отечественных и зарубежных источников по философии, педагогике и психологии.

2. Целью констатирующего этапа эксперимента исследования явился анализ учебного процесса естественно-технологического факультета ЧГПУ, в котором были отмечены недостатки в формировании искомых знаний и определение исходного уровня эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии. Работа велась в рамках выявленных критериев.

3. В ходе констатирующего этапа эксперимента наряду с критериями и показателями сформированности знаний были разработаны и обоснованы три уровня, характеризующие критерии знаний. Характеристика данных уровней наиболее полно отражена в таблице 1 п. 2.1. статистические замеры позволили нам определить исходный уровень сформированности названных выше знаний и констатировать преобладание проявления их на низком уровне.

4. Формирующий этап эксперимента был посвящен реализации педагогических условий формирования эколого-правовых знаний, проверке необходимости и достаточности выявленных условий. С этой целью были сформированы контрольная и экспериментальные группы.

На данном этапе экспериментальной работы был проведен промежуточный и итоговый срезы с целью определения динамики роста уровня эколого-правовых знаний у студентов в рамках выявленных критериев.

Наиболее существенные изменения в результате проведения формирующего этапа эксперимента произошли в экспериментальных группах. Число студентов, достигших высокого уровня сформированности знаний в экспериментальных группах, изменялось следующим образом: поднялось: в ЭГ-1 — с 4,1% до 50%, в ЭГ-2 — с 4% до 52%- в ЭГ-3 — с 3,7 до 59%.

В контрольной группе, где педагогические условия реализовывались фрагментарно, число таких студентов увеличилось до 3,7%.

Следовательно, комплекс выявленных, обоснованных и экспериментально проверенных педагогический условий является необходимым и достаточным для обеспечения эффективности процесса формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальные, экономические, экологические и правовые изменения, происходящие в обществе, приводят к необходимости коренных преобразований как в целом в системе образования, так и в профессиональной подготовке. В условиях новых экономических отношений, форм организации труда вопрос о качественной подготовке педагогических кадров приобретает первостепенное значение. Ведущее место в решении этой проблемы принадлежит педагогическому вузу, так как он закладывает фундамент основных знаний, умений и навыков у будущего учителя. В условиях сегодняшнего времени выпускнику педвуза уже недостаточно иметь глубокие и прочные знания. Ему необходимы развитое мышление, умение использовать знания в измененной ситуации, способность творчески решать стоящие перед ним проблемы.

Изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования и анализ опыта работы естественно-технологического факультета ЧГПУ показали дискретно-дисциплинарную систему изложения эколого-правовых знаний, которая препятствует развитию у студентов умений решать проблемы, возникающие на стыке различных наукпрепятствует развитию целостности искомых знаний.

Коренным образом изменить это положение можно на основе разработки и внедрения целостной теоретической модели. Результативность такой модели состоит в том, что важнейшей функцией учебной дисциплины становится целенаправленный и обоснованный междисциплинарный синтез экологических и правовых знаний в процессе обучения будущих учителей биологии с самого начала и на всех последующих этапах и уровнях подготовки. Под такой моделью понимается органическое объединение психологических и педагогических, экологических и правовых знаний и перевод их в качественно новое состояние, обладающее полифункциональной структурой. Данная модель является структурно-функциональной, и ее эффективное функционирование возможно при гармоничном взаимодействии педагогических условий формирования эколого-правовых знаний, которые нами теоретически обоснованы и экспериментально проверены.

В исследовании также рассмотрены такие важные вопросы, как: состояние проблемы формирования эколого-правовых знаний в педагогическом вузе у студентов-биологоврассмотрены современные школьные и вузовские учебные пособия и выявлены их возможности в формировании названных выше знанийрассмотрена история становления данной проблемы в высших учебных заведениях нашей страны в период с 1960 года и до настоящего моментасконструирована модель соответствующего процесса, особенностью которой является сочетание структурных и функциональных составляющихпроизведено теоретическое обоснование и экспериментальная проверка гипотетического комплекса искомых педагогических условийразработаны критерии, показатели и уровни сформированности эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии.

Обобщение и систематизация результатов исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Наряду с различными проблемами высшей профессионально-педагогической школы, требующими изучения и решения на современном этапе, значимой является проблема формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии. Ее актуальность обусловливается переходом от узко предметного изложения материала к использованию активных методов обучения, междисциплинарного синтеза экологических и правовых знаний.

2. Формирование эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии — это целенаправленный процесс, в котором:

— трансляция знаний и выработка умений по их применению в будущей профессиональной деятельности опирается на формирование мотивов учебной деятельностиадекватную оценку собственных знаний с целью их совершенствования;

— необходимо позитивизировать интерес к постоянному ведению самообразовательной деятельности;

— необходимо формирование умений и навыков оперативного поиска, целесообразного отбора и творческого преобразования полученных знаний в целях саморазвития и создания новых способов решения учебных и социально-педагогических задач.

3. Под педагогическими условиями реализации модели формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии необходимо понимать взаимоувязанную совокупность мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающую достижение студентами качественно более высокого уровня искомых знаний.

Выявленный, обоснованный и экспериментально проверенный комплекс искомых педагогических условий включает: а) использование активных методов обучения студентовб) междисциплинарный синтез как практический инструмент формирования экологических и правовых знанийв) внедрение в образовательный процесс вуза интегративного спецкурса «Эколого-правовое образование». Данный комплекс является необходимым и достаточным для обеспечения эффективности формирования эколого-правовых знаний у будущих учителей биологии.

Обоснованные и разработанные критерии отражают необходимость формирования профессиональных способностей у будущего учителя биологии (рефлексивно-оценочный критерий), совершенствования искомых знаний (операционный критерий) и умений творческого решения поставленных задач (практический критерий). Инструментом ранжирования критериев являются три уровня, характеризующие сформированность эколого-правовых знаний:

— минимальный уровень: характеризуется слабой мотивированностью получения искомого вида знанийстуденту свойственно индифферентное или отрицательное отношение к проблеме и несвойственно стремление вести самообразовательную деятельность по рассматриваемой проблеместудент не владеет способами анализа эколого-правовых ситуаций, не знает или не может сформулировать основные документы, составляющие основу нормативно-правового обеспечения экологии и экологического образованиябудущий педагог решает профессиональные задачи по образцу, способен лишь к воспроизводству информации, не может охватить объем решаемой задачи в целом, а видит лишь непосредственные результаты деятельностипри решении задач студент использует только ту литературу, которая была рекомендована преподавателем;

— средний уровень: студент осознает необходимость получения эколого-правовых знаний, отличается интерпретирующим типом изложения информации, так как получает эколого-правовые знания в ситуациях учебной необходимости, но при этом отличается более широким кругозором и ориентацией в проблемевладеет умениями, позволяющими анализировать различные источники информации и выбирать подходящие для решения поставленных задачзнает основные законы и нормативные правовые акты, находящиеся на стыке экологической и правовой областей знанийцелесообразно использует полученные знания, но без достаточной творческой переработки;

— высокий уровень: студент отличается высокой активностью и самостоятельностью в получении и преобразовании информациипроявляет интерес к решению задач, не прибегая при этом к механическому заимствованиюосознает необходимость расширения эколого-правовых знаний, в связи с чем активно использует дополнительную литературустудент проявляет повышенный интерес к новым знаниям, для него характерны самостоятельность и высокая степень инициативы в процессе решения и творческого преобразования задачвладеет теоретическими знаниями правовых основ охраны природы и экологического образования, свободно их называет и правильно использует при характеристике эколого-правовых явленийпри разработке конспектов уроков активно использует эколого-правовые компоненты, которые излагаются с логической последовательностью.

Полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цельразработка, обоснование и апробация структурно-функциональной модели и выявленного комплекса условий ее реализации достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

Вместе с тем исследование не исчерпывает всей полноты содержания изученной проблемы. Дальнейшее ее решение может быть продолжено по следующим направлениям:

— поиск, разработка и внедрение нового комплекса педагогических условий, обеспечивающих не только фонд эколого-правовых знаний, необходимых умений и навыков, но и соответствующих общественно значимых качеств личности педагога и гражданина;

— проверка эффективности сформированных эколого-правовых знаний и умений при прохождении будущими учителями биологии педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 106−108.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. А. Методика подготовки учителя к экологическому образованию школьников на уроках биологии: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993.- 152 с.
  4. С.С. Правовое государство судьба социализма: Науч.-публицист. очерк. — М.: Юрид. лит., 1988. — 174 с.
  5. А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: Дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. Екатеринбург, 1997. — 58 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 346.
  7. Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Дис.. д-ра пед. наук. -СПб., 2002. 325 с.
  8. А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 172 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  10. Ю.Ахияров К. Ш., Петрова Т. И. Экологическое образование: опыт, прогнозы: Монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2001.- 139 с.
  11. П.Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. — С. 18−21.
  12. A.C., Жукова H.K. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 1999. — 136 с.
  13. Р.Д. и др. Природоресурсное, сельскохозяйственное право и охрана окружающей среды: Учеб. пособие. М., 1984. — 176 с.
  14. С.А. Экологическое право: Учеб. -М., 1997. 320 с.
  15. Болыпой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Ин-т новой экономики, 1999. — 1248 с.
  17. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 304 с.
  18. Г. М. Экологическая направленность этнопедагогики калмыков // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 52−56.
  19. М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учеб. для высш. юрид. заведений. -М., 1998. 688 с.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 519 с.
  21. М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. и послеслов. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
  22. . Об экологических аспектах экологических дисциплин // Высшее образование в России. 1996. — № 2. — С. 110−113.
  23. И.А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления / Ред. И. К. Сазонова. -М.: ACT ПРЕСС, 1999. 640 с.
  24. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. -237 с.
  25. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
  26. Я., Кирсанов К. Экология: опыт преподавания в экономических и управленческих вузах 11 Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 90−96.
  27. Я.Д., Кирсанов К. А., Еремина Т. Н. Креативная система экологического образования // Экология и промышленность России. -1999.-№ 7.-С. 24−27.
  28. С.М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 537 с.
  29. Т.И. Педагогические условия совершенствования подготовки сельских школ к применению электронно-вычислительной техники: Дис.. канд. пед. наук. Бийск, 1989. — 198 с.
  30. Вопросы теории и практики правовой пропаганды / Под ред. Д. А. Керимова, Л. И. Спиридонова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. -109 с.
  31. И.А. Основные тенденции формирования экологической культуры будущего учителя в педагогическом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 142 с.
  32. Л.С. Детская психология // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. — Т.4. — С. 255.
  33. A.M., Курок М. Л. Методологические основы экологического образования и воспитания // Биология в шк. 1981. — № 2. — С. 6−14.
  34. О.И., Каверина Р. Д. Информационно-поисковая система «Профессиография» / Всесоюзный НИИ ПТО. JI., 1973. — 150 с.
  35. A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Дис.. д-ра пед. наук. Бирск, 1996. — 299 с.
  36. .С. Философия образования. М.: Моск. психол.-соц. инт, 1998.-432 с.
  37. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  38. С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Дис.. д-ра пед. наук. Уфа, 2002. — 368 с.
  39. Э.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 182 с.
  40. H.A., Михеев A.B., Галушин В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для студ. биол. спец. пед. ин-тов. М., Просвещение, 1975. -239 с.
  41. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук. М., 1998. -68 с.
  42. .А. Моделирование как метод научного познания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248 с.
  43. Н.В. Экологическое образование студентов педвузов как фактор профессиональной подготовки учителя (на примере небиологических специальностей): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.-20 с.
  44. A.A. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1999.- 167 с.
  45. В. Р. Мироненко В.Ф. Методология преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности экология // Экологическое образование: Нормативные документы и методические материалы / Под ред. A.A. Цхая. Барнаул, 1998. — С. 74−80.
  46. А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Народное образование. 2002. — № 2. -С.55−60.
  47. С.Д., Ясвин В. А. Две модели экологии // Человек. 1998. — № 1.- С. 34—40.
  48. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. вузов. Ростов н/Д., 1996. — 477 с.
  49. М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. 1997.- № 5. С. 103−107.
  50. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2001. — 224 с.
  51. В.М., Дуков A.B. Экологическое образование в школьном курсе физики // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 32−39.
  52. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Моногр. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. -276 с.
  53. М.Е., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее развитие: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 158 с.
  54. И.Н. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  55. ДС. Экологическое образование после уроков (учебный экологический проект) // Дополнительное образование. 2002. — № 2. -С. 32−35.
  56. Е.И. Экологическое образование в технополисе: чему, кого и как учить // Экология и промышленность России. 2001. — № 9. — С. 4145.
  57. И.Д. Летняя экологическая школа на Байкале // Биол. в шк. -1990.-№ 6.-С. 76−78.64.3верев И. Д. Проблемы социальной экологии: Дидакт. материалы для учащихся ст. кл. сред. шк. М.: Тобол, 1994. — 96 с.
  58. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. М.: Логос, 2002.-384 с.
  59. В. А. Экологизация содержания естественно научного образования как одно из направлений его гуманизации // Образование и наука. 2001. — № 1 (7). — С.29−39.
  60. А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1998. — 18 с.
  61. Ильина Т. А Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  62. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. 192 с.
  63. Н.Д. О преподавании в высших юридических учебных заведениях курса «Правовая охрана природы» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1961.-№ 1.-С. 53−60.
  64. М.Л. Формирование интегративно-политехнических умений и учащихся 5−7 классов в процессе трудового обучения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. — 165 с.
  65. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.-С. 43.
  66. Г. Н. Принципы системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 31−36.
  67. Т.Ю. Этико-экономическое воспитание учащихся в образовательном процессе начальной школы: Дис.. канд. пед. наук. -Уфа, 2002. 178 с.
  68. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.-543 с.
  69. В.Е., Ушаков Б. Г. Непрерывное образование как методологическая проблема // Непрерывное образование как педагогическая проблема: Сб. науч. тр. М., 1989. — С. 29.
  70. О.С. Правовая охрана природы. М.: Знание, 1984. — 112 с.
  71. О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. -М.: Междунар. отношения, 1982. 237 с.
  72. Н.И. Логический словарь справочник. — М.: Наука, 1975. -718 с.
  73. Н.И. Логический словарь. М., 1971. — 658 с.
  74. Ю., Шварцбург Л. Проблемы экологического образования в техническом вузе // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 116−118.
  75. В.В. Экономическая подготовка школьников с использованием компьютеров: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.- 181 с.
  76. В.В. Педагогическая теория: Что такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
  77. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методол. анализ. М., Педагогика, 1977. — С. 264.
  78. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001. — 368 с.
  79. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.
  80. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — 183 с.
  81. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976. — 57с.
  82. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  83. Ф.В. Педагогические основы управления школой комплексом самоопределения личности: Дис.. канд. пед наук.- Челябинск, 1997. -170 с.
  84. Л.Я. Учебно-воспитательный комплекс как эффективное средство экологического воспитания // Соц.-полит. журн. 1998. — № 6. -С. 213−216.
  85. Е.А. Методика преподавания экологии (программа курса). -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 36 с.
  86. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
  87. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1991.-260 с.
  88. Е.А. Педагогические условия экологического образования студентов педвуза в процессе изучения иностранных языков: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001.
  89. О.Б. Методика обучения экологии методика экологического образования // Экологическое образование: Нормативные документы и методические материалы / Под ред. A.A. Цхая. Барнаул, 1998. — С. 109−119.
  90. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособ. по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 157 с.
  91. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: Сб./ Отв. ред. A.B. Усова. Челябинск, 1973.- 127 с.
  92. .М., Хазиахметов P.M. Устойчивое развитие и агроэкология // Экология и жизнь. 2000. — № 2. — С. 44−47.
  93. A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 210 с.
  94. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. — 198 с.
  95. JI.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 367 с.
  96. JI.B. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала // Образование и наука. 2000. — № 2. — С. 23−34.
  97. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. — С. 437.
  98. P.P. Модель регионального центра экологической подготовки педагогов начальной школы: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 193 с.
  99. Ш.Натарова JI.E. Формирование эколого-краеведческих умений у будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 18 с.
  100. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  101. Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 196 с.
  102. И4.Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.З. Психодиагностика. — 632 с.
  103. С.И. Словарь русского языка: 70.000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  104. В.И. Знания, умения, навыки и обучение. М., 1995. — 45 с.
  105. Г. Экологическое воспитание. Правовые аспекты экологического просвещения. М.: Знание, 1982. — С. 37.
  106. Отношение школьников к природе: (Пед. наука реформе школы) / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1988. -128 с.
  107. Охрана природы. Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов / A.B. Михеев, В. М. Галушин, H.A. Гладков и др. М.: Просвещение, 1987.-256 с.
  108. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  109. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д., 1998. — 544 с.
  110. Я.И. Занимательная арифметика: Для младших школьников. -М.: ТОО «Триада», 1994. 166 с.
  111. В.В. Экологическое право России: Учеб. для вузов. М.: Изд-во БЕК, 1995.-557 с.
  112. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. об-во России, 1999.-354 с.
  113. А., Короткое А. Экологическое образование в техническом вузе // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 105−107.
  114. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для сред, заведений проф.тех. образования. М.: Высш. шк., 1984.- 174 с.
  115. Е.Б. Развитие экологической ответственности у студентов высших учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002.- 184 с.
  116. В.В. Основы общей методики естествознания. М., Учпедгиз, 1967. — С. 93−94.
  117. Г. Х. Эффективное управление. М., 1985. — 335 с.
  118. Е.В. Формирование нравственно-экономической воспитанности младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 2000. 176 с.
  119. А.Г. Эвристика, методология и диалектика моделирования. -Суздаль, 1993.- 152 с.
  120. Правовая охрана природы в СССР: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Петрова. М., 1976. 352 с.
  121. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы: Учеб. пособие для вузов / Т. Лялев, С. Кушлев, М. Шювегешь и др.- Под ред. В. В. Петрова.- М., 1990. 368 с.
  122. Проблемы рационального природопользования и устойчивого развития Челябинской области: Сб. науч. ст. конф. 22−23 дек. 1999. -Челябинск, 1999. 92 с.
  123. Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области: Материалы конф. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2001. -130 с.
  124. Программа действий. Повестка дня на XXI век и др. документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Публ. центра «За наше общее будущее» / Сост. М. Китинг. Женева: Центр на наше общее будущее, 1993. — 70 с.
  125. Проект национальной стратегии устойчивого развития России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2000. — № 9. -С. 13−14.
  126. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещенкова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  127. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д., 1998. — 544 с.
  128. В.Ю. Экологический вернисаж: эколого-эстетический подход в воспитании сельских школьников // Дополнительное образование. 2002. — № 3. — С. 16−19.
  129. Т.Д. Некоторые новые формы контроля за усвоением знаний по биологии // Нетрадиционные способы оценки качества знаний
  130. C.B. Управление подготовкой будущего учителя к осуществлению экономического образования младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. — 186 с.
  131. А.И. Подготовка будущих учителей к организации экологического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Душамбе, 1999.- 151 с.
  132. Ф. Новые тенденции в экологическом образовании // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 65−67.
  133. Е.В. Моделирование образовательных процессов в учебно-творческой деятельности студентов // Образование и наука. 2000. -№ 4 (6).-С. 61−75.
  134. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Болып. рус. энцикл., 1994. 604 с.
  135. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теоретические взаимодействия): Монография. -М., 1997.-С. 17.
  136. Н.П. Экология и экономика (четыре лекции на одну тему): Лекции к спецкурсу «Основы эколого-экономического образования». Ч. 1. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1997. — 33 с.
  137. Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М, 1998. — 27 с.
  138. Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М, 1998. — 396 с.
  139. H.A., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы / В кн.: Науч.-пед. основы подготовки уч. биологии. Вып. 1. — Д.: ЛГПИ, 1973. — С. 17−61.
  140. H.A., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы / В кн.: Науч.-пед. основы подготовки уч. биологии. Вып. 1. — JI.: ЛГПИ, 1973. — С. 17−61.
  141. Е. В. Формирование базисных элементов экономической культуры младшего школьника в учебном процессе: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 158 с.
  142. A.C., Яковлева Н. М. Формирование правовой культуры будущего учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1990.-85 с.
  143. Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации / Сост.: З. А. Шакурова, Э. Р. Казанцева, H.A. Осетрова- Под ред. Ю. С. Багимова. Челябинск: Изд-во Чел. гос. политех, ин-та, 1992. — 34 с.
  144. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. M.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. — 224 с.
  145. Н.В. Педагогические условия реализации методов активного обучения будущих учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2002. 22 с.
  146. А.П. Правовая культура социалистического общества: Методология и методика. М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.
  147. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Сов. педагогика, 1973. № 5. — С. 72−80.
  148. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. -М.: Педагогика, 1984. 104 с.
  149. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977, 136 с.
  150. A.M. Методы активного обучения: Науч.-метод, пособие. -М: Высш. шк., 1991. 175 с.
  151. Я.В. Вопросы охраны природы в правовом воспитании школьников (В свете Конституции СССР). М.: Педагогика, 1979. -64 с.
  152. Н.Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. Липецк, 1999. — 183 с.
  153. Э., Пойзнер Б. «Экологический изобретатель» (полидисциплинарный проект) // Высшее образование в России. -2001.-№ 3.-С. 47−53.
  154. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. — 173 с.
  155. С.А. Теоретические и практические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: Дис.. д-ра пед наук. Челябинск, 2000. — 420 с.
  156. И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в шк. 1988. — № 3. — С. 32−39.
  157. Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов // Образование и наука. -2001. № 5 (11). — С. 3−13.
  158. О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного экологического образования: Дис.. д-ра пед. наук. Оренбург, 2001. — 402 с.
  159. Техническое творчество: теория, методология, практика: Энцикл. слов.-справ. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995. — 408 с.
  160. H.A. Методические указания и планы семинарских занятий по изучению курса «Экологическое образование школьников». -Челябинск: ЧГПИ, 1990. 34 с.
  161. А.И. Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001.- 177 с.
  162. Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 186 с.
  163. Университетское педагогическое образование: проблемы, перспективы развития: / Под ред. Н. П. Макаркина: Изд-во Моск. унта, 1995.-97 с.
  164. А.Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. — 231 с.
  165. А.Д. Перспективы экоразвития М.: Наука, 1990. — 270 с.
  166. A.B. Теоретические основы формирования научных понятий в процессе обучения // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. Ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. -С.144−154.
  167. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.
  168. Л.М. Знания и их формирование // Научные понятие в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Тез. докл межвузовского психолого-педагогического семинара. Челябинск, 1995.-С. 176.
  169. Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.», 1997. — 288 с.
  170. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. -576 с.
  171. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М, 2000. -576 с.
  172. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М: Политиздат, 1991. — 559 с.
  173. М.Г. Интеграция науки (Философский очерк). М.: Наука, 1981.-С.12.
  174. B.B. Проблемы подготовки учителя к осуществлению экологического образования учащихся // Биология в шк. 1990. — № 5. -С. 50−53.
  175. Н.М. Экологическое образование: стратегия и стандартизация // Биология в шк. 2000. — № 1. — С. 2−5.
  176. Т.Н. Система методической подготовки студентов к экологическому образованию школьников: Дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2000.- 158 с.
  177. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. -М.: Нар. образование, 1996. 160 с.
  178. Экологическое право России: Курс лекций / Под ред. Ю. Е. Винокурова. -М., 1997.-388с.
  179. Экологическое образование: Нормативные документы и методические материалы / Под ред. A.A. Цхая. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. -196 с.
  180. Экологическое образование школьников / Под ред. К. Ш. Ахиярова. -Уфа: Изд-во БИРО, 1999. С. 13.
  181. Экологическое состояние территории России: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / Под ред. Ушакова С. А., Каца Я. Г. М., 2001.- 128 с.
  182. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко- НИИ худож. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. -135 с.
  183. Экологический энциклопедический словарь. М.: Издат. дом «Ноосфера», 1999. — 930 с.
  184. Экономическое образование и воспитание на уроках географии / Авт. сост. А. Ф Аменд., Н. П. Рябинина. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 56 с.
  185. O.A. Теория и практика интегративных курсов (в системе школ естественно-научного образования). Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 1998. — 185 с.
  186. Г. А., Тарасова Н. П. Будущее промышленности в свете концепции устойчивого развития // Экология и промышленность России. 2001. — № 3. — С. 23−25.
  187. Г. А., Пуртова Е. Е. Устойчивое развитие будущее цивилизации // Экология и промышленность России. — 2001. — № 7. -С. 37−38.
  188. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 с.
  189. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. — 125 с.
  190. Н.М. Теория и практика педагогического творчества (пособие к спецкурсу). Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 68 с.
  191. Н.О. Педагогическое проектирование: Учеб.-практ. пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-124 с.
  192. В.А. Моделирование и философия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966.-301 с.
  193. П.А. Теоретическая основа модульного обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1989. — 33 с.
Заполнить форму текущей работой