Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом же 1923 году музейная педагогика была официально признана в США, получила теоретическое и практическое развитие в Европе. Теоретический анализ развития системы дополнительного образования и параллельно развивающейся музейной педагогики проводился в контексте определения сферы пересечения их интересов: определены общие функции, новообразования взаимодействующих систем, общие образовательные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. /ГЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. о
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы взаимодействия системы дополнительного образования и музейной педагогики
    • 1. 2. Историографический анализ музейной педагогики как системы параллельного образования
    • 1. 3. Социальная обусловленность становления музейной педагогики как основы деятельности современного отечественного музея
  • 2. С01ЩАЛЬН0-ПЕДАГ0ГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛ-. НИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Диагностика исходного уровня готовности научного сотрудника музея к выполнению педагогических функций
    • 2. 2. Разработка основных направлений музейной педагогики во взаимодействии с системой дополнительного образования
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной программы по разработке музейной педагогики как направлей|| ния развития системы дополнительного образования

Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется особой ролью музеев в современном обществе, его сложившимися традиционными формами работы с различными контингентами. Музей всегда рассматривался как важнейшее средство внешкольного образованиямузейная педагогика, являясь особой областью знаний и исследований, изучает опыт педагогических учреждений, выполняет функции дополнительного образования. С 1992 года именно в музеях дополнительное образование нашло территорию и условия для осуществления и разработки ряда своих программ.

Система дополнительного образования сохранила опыт многих поколений педагогов по разумной организации жизнедеятельности детей, но до сих пор не имеет, по оценкам ряда ученых, научно-педагогического фундамента. Единственный системный труд Е. Н. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», выпущенный в 1923 г., содержал в себе элементы методологии, но должного воплощения не получил.

В том же 1923 году в Соединенных Штатах Америки появились первые труды по музейной педагогике. Музейные педагоги должны владеть, с одной стороны, основами психо л ого-педагогических знаний, практическим педагогическим опытом, а с другой стороны, иметь профессиональное представление об экспозиции и коллекциях музея, знать все формы экскурсионной и массовой работы.

В настоящее время возникла потребность в анализе первых этапов развития музейной педагогики, ее методологических и теоретических основ. Базой для этого могут служить философско-педагогические идеи Н. Ф. Федорова, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, технологические компоненты театральной педагогики К. С. Станиславского.

Фрагменты исследования, посвященные обучению в вузе, основывались на работах О. А. Абдулиной, С. И. Архангельского, В. П. Беспалко, П. И. Пидкасистого, В. С. Рахманина, В. А. Сластенина и др.

Разработка концепции дополнительного образования принадлежит А. Г. Асмолову, И. В. Б есту жев у-Л ад а, В. А. Горскому, А. Ф. Малышевскому, досуговой деятельности — О. С. Газмана, А. Н. Лутошкина, С. А. Шмакову, деятельности музейного педагога посвящены труды В. П. Арзамасцева, Е.Г.

Вансловой, М. Б. Гнедовского, В. Ю. Дукельского, А. Н. Дьячкова, И. В, Ис-кандеровой, Н. Г. Макаровой, А. И. Фролова, музейной педагогике ё целом — —исследования К. Бонэг^ П. Д. Бойлана, М. Ю. Юхневич и др.

Особенности восприятия музейной экспозиции изучались нами на основе трудов Л. С. Выготского, И. А. Зимней, З. И. Калмыковой, А. Р. Лурии, С. И. Львовой, Д. Н. Узнадзе, ученых-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой, А. И. Лещинского и др.

Основные противоречия, выявленные в ходе теоретического анализа и констатирующего эксперимента: между целостностью процесса формирования личности ребенка и разрозненностью воспитательных воздействий социокультурной среды, учреждений дополнительного образования, семьи й школымежду потребностью общества в развитии системы дополнительного образования и невостребованностью ею музейной педагогики, решающей аналогические задачи- — между потребностью общества в музейных педагогах и отсутствием методологии и теории деятельности музейного педагога в условиях развития системы дополнительного образованиямежду социально обусловленной необходимостью решения музеями образовательных задач и отсутствием оптимальной технологии обучения в музейной среде.

С учетом названных противоречий сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: Какие социально-педагогические условия позволяют и обеспечивают становление музейной педагогики: в условиях Российского социума?

Объект исследований — развитие системы дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс становления музейной педагогики как теоретической основы современного музейного дела.

Цель исследования — определение современного состояния и тенденций развития музейной педагогики, путей и средств ее становления в изменяющейся социокультурной среде.

Гипотеза нашего исследования: развитие музейной педагогики будет эффективным, если: определятся сферы ее взаимодействия с формирующейся системой дополнительного образованияона будет базироваться на исторических, философских, социальных и культурных традициях обществапроизойдет корреляция ее действий с соответствующими формами образования и воспитания в школьных и вузовских системах.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи: а) теоретический анализ развития системы дополнительного образования и определение сферы пересечения его интересов с музейной педагогикойб) историографический анализ основных этапов становления музейной педагогикив) определение условий развития музейной педагогики в современном обществег) разработка социально обусловленных направлений подготовки музейного педагога, преобразования деятельности научного сотрудника музея в деятельность музейного педагога. д) разработка методических рекомендаций по обучению музейных педагогов в современных условиях.

Исходные методологические позиции — фундаментальные исследования деятельности, философские идеи Н. Ф. Федорова о роли музеев в обществе, системно-структурный и региональный подход к процессам, происходящим в социокультурной среде, а также культурологический подход к пониманию роли музейной педагогики.

Комплекс методов исследования, использованный нами для решения поставленных задач включает: методы теоретического анализа (обобщение, системно-структурный анализ) — диагностические (анкетирование, тестирование, рейтинг по адаптированной шкале С. В. Тарасова, естественный эксперимент в музеях, школах, — вузах) — анализ продуктов деятельности: творческих работ студентов, курсовых, дипломных сочинений, рисунков, дневниковметоды математической статистики, компьютерная графика.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются:

Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский государственный технический университет, ВГИ МОСУ, Дом школьника Центрального района г. Воронежа, Дворец Детей и юношества г. Воронежа, библиотека № 2 Центрального района, ММОК № 1, ММОК № 4, Языковая гимназия им. А. В. Кольцова, Педагогический лицей, средние школы №№ 9, 11, 58, 59, 78, 86 и др. г. Воронежа, исследованиями были охвачены преподаватели вузов — 20 человек, музейные педагоги — 14 человек, научные работники музеев — 108 человек, 37 учителей, 566 студентов, 868 школьников, всего 1613 человек.

Работа выполнялась в три этапа:

I этап — 1991;1993 гг. — поисковый, проведение теоретического анализа проблемы, определение задач исследования, организация отдельных фрагментов констатирующего и формирующего эксперимента. $.

II этап — 1994;1996 гг. — концептуальный и экспериментальный, при разработке аппарата исследования шла параллельная экспериментальная работа, включающая констатирующий и преобразующий аспекты экспериментальной работы;

III этап — 1997;1998 гг. — результативный — систематизация и уточнение общих результатов исследования, апробация результатов на областных, всероссийских и международных конференциях, разработка методических рекомендаций по подготовке музейных педагогов и использованию возможностей музейной педагогики в условиях развивающегося дополнительного образования.

Научная новизна исследования: определены сферы контактов музейной педагогики и системы дополнительного образованияуточнены функции музейного педагога в связи с потребностями современного образованияопределены основные направления развития музейной педагогики в современном обществеразработаны элементы системы обучения школьников и студентов средствами музейной педагогики.

Теоретическая значимость работы: определены сферы контактов музейной педагогики и системы дополнительного образованияуточнены функции музейного педагога в связи с потребностями современного образования.

Практическая значимость работы: для вузовских, школьных педагогов, педагогов системы дополнительного образования раскрыты новые функции музейного педагога и осуществлено их взаимодействие в системе «школа-музей-вуз» — музейный педагог включен в систему формирования социокультурной и образовательной среды современного города через организацию мероприятий, инновационные программыразработаны совместные формы работы музея и учреждений дополнительного образованияанализ проблемы и результаты эксперимента доведены до уровня методических рекомендаций преподавателям вузов, учителям, научным сотрудникам музеев, студентам.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены всесторонним изучением проблемы, целесообразным сочетанием комплекса эмпирических и теоретических методов исследования, значительным личным опытом работы научного сотрудника Литературного музея, практикой работы в средней и высшей школе, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, научно-обоснованной проверкой результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования: они получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях, докладах и тезисах докладов автора. Всего по проблеме исследования опубликовано 12 работ.

Важнейшие результаты докладывались и получили одобрение на международной конференции «Проблемы образования на пороге XXI века: международный диалог» в г. Курске (1996г.), на Всероссийской научнопрактической конференции «Иытегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя» в г. Туле (1996 г.), на Региональной конференции «Социокультурные и психолого-педагогические механизмы развития образования» в г. Воронеже (1997г.), на Областной научно-практической конференции" Культура в системе общественного воспитания" в г. Воронеже (1998г.) и др.

Получены акты внедрения из Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского государственного технического университета, Воронежского юридического техникума.

На защиту выносятся?

1. Аналитическая схема сферного взаимодействия и взаимовлияния системы дополнительного образования и музейной педагогики, позволяющая определить совпадающие функции, условия, новообразования, уровни деятельности обучающихся.

2. Деятельность научного сотрудника музея массового профиля преобразована в деятельность музейного педагога за счет выполнения им дополнительных функций: образовательной, научно-исследовательской и др.

3. Выявленные в ходе исследования направления: интегрирование в качестве теоретических основ идей дополнительного образования, общей и театральной педагогики, психологии, разработка методики подготовки музейных педагогов и организации форм обучения в музее. Средствами развития мы считаем разработанную нами функциональную совокупность «школа-музей-вуз» .

1 ГЛАВА.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Основные выводы из анализа созданной системы «школа-музей-вуз» :

1. Прежде всего, происходит освоение новой культурной среды — «музея», причём не на уровне рядового посетителя, а в качестве «коллеги», «сотрудника по творческой профессии». Знание другой, смежной специальности обогатит каждого как с содержательной, так и с нравственной точки зрения.

2. Происходит расширение интеллектуального кругозора. Студент-практикант (не обязательно филолог или историк) получает знания за короткий отрезок времени в процессе подготовки мероприятия непосредственно из рук специалиста. Нравственное удовлетворение связано с чувством результативности.

3. Контакт студента-практиканта и педагога-консультанта происходит в позиции обмена мнениями и взаимных предложений, а не простого копирования, что может быть утомительно и не соответствовать социальным и интеллектуальным запросам студента-практиканта.

4. Обращение к интересной, нестандартной работе повышает престиж студента-практиканта как в учительском, так и в учебном коллективе. Школьники чувствуют новый стиль подготовки и проведения мероприятия, принимают в нём участие, проявляют себя в глазах «нового педагога» с лучшей стороны.

5. Современные формы внеклассной работы требуют затрат как материальных, так и поиска временного отрезка, помещения в школе, разрешения со стороны корректирующего распорядителя или администратора школы. Посещение музея, приход научного сотрудника музея на внеклассное мероприятие не нарушит школьного расписания, не усложнит финансовой подготовки мероприятия.

6. Удачно проведённое мероприятие повышает самооценку студента-практиканта, развивает его инициативу, фантазию, позволит ему самому в будущем находить оригинальные, интеллектуально насыщенные формы внеклассной работы в сфере культурных учреждений.

7. Студент использует разнообразные методы: практические, наглядные, проблемные, исследовательские.

8. Нравственный и эстетический уровень подготовки мероприятия раскрывает перед студентом-практикантом те области педагогических, психологических и специальных знаний, которые он наметит освоить в будущем как результат своей практической работы в школьном коллективе.

Подтверждена гипотеза исследования: эффективное развитие музейной педагогики возможно во взаимодействии с системой дополнительного образования, их взаимообогащения возможно за счет усиления сферы общих социально значимых интересовбазой развития музейной педагогики должны быть исторические и культурные традиции народа, использование философских идей Н. Ф. Федорова, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотманаотход от традиций, как показал опыт превращающий музей в иллюстрации к учебникам, лишенный живой идеи и развитиядоказана необходимость создания и апробирования системы «школа-музей-вуз», коррелирующая действия основных образовательных систем.

Достигнута цель исследования: определено современное состояние музейной педагогики и направления ее развития. Основным средством ее становления в изменяющейся социокультурной среде явилось создание функциональной совокупности «школа-музей-вуз», позволившей как подготовить музейного педагога, так и создать условия для его профессиональной педагогической деятельности.

Дальнейшие перспективы развития музейной педагогики видятся нам в освоении таких функций музейного педагога как личностнопорождающая, психотерапевтическая, профориентирующаяобращения к дошкольному образованиюпедагогическим формам просвещения в различных социальных и возрастных группах, обучения иностранных студентов в традициях русской классической литературы, представленных в музеях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система дополнительного образования может считать точкой своего отчета 1923 год, когда Е. Н. Медынский опубликовал единственный в то время труд по внешкольному образованию.

В этом же 1923 году музейная педагогика была официально признана в США, получила теоретическое и практическое развитие в Европе. Теоретический анализ развития системы дополнительного образования и параллельно развивающейся музейной педагогики проводился в контексте определения сферы пересечения их интересов: определены общие функции, новообразования взаимодействующих систем, общие образовательные доминанты, компоненты формирования личности, для которых создаются оптимальные условияособенные функции и новообразования раскрывают перспективы дальнейшей деятельности, например реализации музеем профориентирую-щей функции- ••• *, Е, учреждение дополнительного образования определено как логично выстроенное пространство образования, обеспечивающего сквозное решение педагогических задач на всех его этапах и индивидуализирующем образовательный путь ребенка в условиях свободного выбора, пространство поиска иного варианта организации деятельности детейк функциям системы дополнительного образования помимо общедидактических относятся культурообразующая, личностнопорождающая, профориентирующая, психотерапевтическая, информационная, социально-адаптивнаямузейная педагогика как особая сфера профессиональной деятельности и области научных исследований может рассматриваться как система «параллельного образования», анализировать ее как педагогическую систему.

Современное состояние музейной педагогики характеризуется нами как: выполнение одинаковых функций: а) информационнойб) культурообразующейв) социальноадаптивной. создание общих условий для: а) формирования национального исторического самосознанияб) формирования общей культурыв) адаптации к жизни в обществе. одинаковые новообразованияа) детская информационная политика. «Программы «Музей и культура» — б) использование различных языков культурыв) «сопровождение» ребенкаединые образовательные доминанты на территории музея.

Современное состояние музейной педагогики как особой сферы профессиональной музейной деятельности и области научных исследований характеризуется нами как: а) определившее свои цели, такие как воспитание национального самосознания, раскрытие нравственного идеала на примере жизни и творчества русских писателей, воспитание эстетического вкуса на примере классического искусства и др.

Объединенная миссия музеев, отработанная нами на примере ряда стран, может быть сформулирована следующим образом: музей стремится стать лабораторией, новым явлением, местом эксперимента, несущим образовательную ответственность. Образование .было социальной ответственностью музеев, и это должно остаться его основной миссией. б) сформировавшей представление о субъекте профессиональной деятельности — музейном педагоге.

Деятельность музейного педагога сконцентрировала в себе функции учителя, научного сотрудника и педагога дополнительного образования: 80% студентов высказали одобрение при включении в рассказ результатов научно-исследовательской работы, от 60% до 85% студентов отмечают умелое построение отдельных фрагментов композиции с учетом специфики групп и др. в) выделившей основные факторы деятельности: новое содержание и формы.

Изменения, произведенные нами при проведении экскурсии, можно охарактеризовать как педагогизацию музейных форм работы: экскурсии стали личностно направленными, вызывают эмоциональные реакции, имеют познавательное значениезанятия проводятся малочисленными группами (большое количество экскурсантов отмечалось как отрицательный показатель 93% опрошенных в констатирующем эксперименте) — занятия оптимизированны во времени. г) разработавшей структурные элементы деятельности: актуальной и накопленной.

Историографический анализ отечественной музейной педагогики позволил доказать, что педагогика имеет давние традиции, одну из наиболее передовых в мире теоретическую концепцию Н. Ф. Федорова, положения которой были творчески развиты как в нашей стране, так и на Западе. От-, ход от классических традиций привел в 30−50-е годы нашего столетия к определенным трудностям и отставанию русской музейной педагогики. Традиции русской музейной педагогики позволяют перейти к качественно новому музею XXI века — подлинному «собеседнику» личности в процессе познания.

Мы рассматриваем музейную педагогику, имеющую совместную работу с образовательными учреждениями как направление развития системы дополнительного образования, объединены общими задачами, т.к. они выполняют общие функции, их взаимодействие как многоуровневое, сложное.

Основные положения современной концепции музея, принятой и в нашей стране: музейный педагог не преподносит знания, а вовлекает детей в процесс обучения, музеи реализуют практически все виды деятельности (общение, учение, игра), а также самовыражение личности в момент «активного посещения» .

Для развития музейной педагогики в современной России сложилось как социальные, так и педагогические условия.

Для развития музейной педагогики в современной России сложились определенные предпосылки: произошли значительные изменения в социокультурной среде, поставившие музеи на грань выживания, он осуществляет поиск основ своей последующей деятельностишкола утратила такие воспитательные структуры как пионерская и комсомольская организация, и учителя ищут им заменупроходит первые этапы своего развития система дополнительного образования, имеющая в своей структуре музеи и возможности сотрудничества с музеями странысложился и апробирован более чем 60-летний опыт зарубежных стран в области музейной педагогикиотечественная наука сформулировала требования к музейному педагогу как субъекту профессионально-педагогической деятельностиесть многолетний опыт подготовки музейных кадров как в России, так и за рубежом.

Все это позволяет провести анализ первых этапов современной отече-ствнной музейной педагогики: возникновение и становление, определить теоретические подходы к практическому использованию в разработке направлений становления музейной педагогики, постановке опытно-экспериментальной работы.

Предварительный анализ ситуации организации деятельности музеев (аналитический срез 1992 г.) позволил сделать вывод о невостребованности уже разработанных идей музейной педагогики.

Мы констатировали низкий уровень профессионально-педагогической культуры научных сотрудников музеев на семинаре «Научный сотрудник музея как педагог» (1993г.) в присутствии администрации музеев и получили заказ на изучение особенностей восприятия музейной экспозиции и тематическое исследование.

Предварительный анализ организации деятельности музеев (аналитический срез 1992 г.) позволил сделать вывод о невостребованности уже разработанных идей музейной педагогики.

Мы констатировали низкий уровень профессионально-педагогической культуры научных сотрудников музеев на семинаре «Научный сотрудник музея как педагог» (1993г.) в присутствии администрации музеев и получили заказ на изучение особенностей восприятия музейной экспозиции и тематическое исследование основных направлений развития музейной педагогики, преобразование деятельности научных сотрудников, музея в деятельность музейного педагога. Констатирующий эксперимент показал, что основы психолого-педагогических знаний у научных сотрудников есть, но они не всегда адаптированы к профессиональной деятельности, т.к. она не воспринимается как педагогическая. Педагогические затруднения, испытываемые научными сотрудниками: непонимание личностных особенностей слушателейнедостаток знаний и педагогического опыта и др., не все специальные знания востребованы.

В ходе эксперимента изменился тип мотивационно-смысловой ориентации музейных педагогов от дорефлексивного через программирующий (у большинства) к рефлексирующему (у отдельных музейных педагогов), по. методике С. В. Тарасова возрос уровень профессиональной компетентности с 28 до 53%.

Направлениями деятельности музейного педагога, определенными нами являются разработки форм обучения (экскурсий, лекций, семинаров), систематические занятия, руководство педагогической и музейной практикой, создание педагогически направленной экспозиции.

Основными формами и методами обучения музейного педагога, апробированными в ходе эксперимента стали: методологические и тематические семинарывключение в научно-исследовательскую и педагогическую деятельностьнаучно-методические разработки: основных музейных формпедагогически ориентированной экспозициилекции по педагогике и педагогической психологии, основам менеджментаруководство курсовыми и дипломными работами студентовразработка образовательных программ совместно с учреждениями дополнительного образования и др.

Социально обусловленное расширение функциональных возможностей музейного педагога видится нам как: включение его в руководство педагогической и музейной практикойпедагогическая деятельность в вузах и школахразработка специфических средств обучения студентовпросветительская работа в педагогических аудиториях, а также различных социальных возрастных группах;

Направления становления музейной педагогики, определенные нами: разработка теоретических основопробовалось использование идей общей педагогики, театральной педагогики К. С. Станиславского, методологические идеи развития дополнительного образованияпсихологические теории как основа исследования особенностей восприятияпрактическая деятельность музейного педагога, сотрудничество и сотворчество с педагогами вузов, школ, учреждений дополнительного и дошкольного образования.

Основным средством становления музейной педагогики явилась разработанная нами система «школа-музей-вуз» .

Разработанная нами система «школа-музей-вуз» дала значительный обучающий и воспитательный эффект за счет включения студентов и школьников в социально-значимые виды деятельности, сотворчество, обновляя формы внеклассной работы. Объединение педагогов вузов, школ и музеев позволило интегрировать элементы музейной педагогики и вузовских курсов (культурологии, психологии).

Повышение научной и педагогической роли музея в городе, выразилось в изменении настроения в коллективе, повышении квалификации у многих научных сотрудников, расширении влияния музея как. просветительского, научного и образовательного центра среди педагогов города и области.

Для студентов включение в систему «школа-музей-вуз» дает особый образовательный и личностно утверждающий эффект.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. —301с.
  3. С. В защиту культуры стыда// Курьер ЮНЕСКО — 1990, —№ 9 —С.7.
  4. М.Д. Роль музея в распространении знаний // Музеум, — 1984.—№ 141, —С.15−17.
  5. A.M. Региональные музеи и население регионов// Советский музей —1989. № 1−2. — С. 54−55.
  6. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд. ТГУ, 1996.— 216 с.
  7. Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. Челябинск, 1995. —167 с.
  8. М.А. Единство цели. В добрый путь, ребята.—М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  9. .Г. Теория ощущений. — Л.: Изд. ЛГУ, 1961. — 156 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Диалектика воспитания, самовоспитания творческойличности: основы педагогики творчества. Казань: Из-во ЮГУ, 1986. — 238с.
  11. П.Андерсон Э. Студент учится, размышляет, советует// Советский музей, 1985, — № 5, — С. 37−38.
  12. З.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1976. —200 с.
  13. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 210 с.
  14. С. Опыт и возможности работы музея со школами. // Внешкольник — 1997 г. — № 10, С.9−11.
  15. Н.Е., Вершинин В. Н. Дополнительное образование детей: вчера, сегодня, завтра// Внешкольник — 1998. —№ 6 —: С.30−32.
  16. Асмолов: А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России // Внешкольник, 1997. — № 9 — С.6−8.
  17. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Политическое образование, — 1988, — № 16, — С.20−24.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд МГУ, 1984, — 107 с.
  19. И.А. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917. Изд. 2-е.— М.: Худож. лит. 1983, — С, 303.
  20. А.В. Исследования и статьи. — М.: Сов. художник, 1981.—С.130.
  21. К. Приобщение к современному искусству: совместные усилия сотрудников музея, учителей и школьников.// Музеум. —1984, — № 4. — С.18.
  22. М.М. Архитектоника поступка// Социологические исследования — 1992.— № 6.— С.47−53.
  23. В. Опыт подготовки музейных работников в Индии// Музеум — 1988.— № 1−2. — С.75−81.
  24. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. 4.1, — М.: Просвещение, 1996. — 320 с.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем. — М.: Наука, 1996. — 197 с.
  26. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. — М.: Мысль, 1977. — 147 с.
  27. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика, 1988. — № 9, — С.38−43.
  28. П.Дж. Роль Международного совета музеев в повышении квалификации музейных кадров // Музеум, 1988.— № 1−2. — С. 10−16.
  29. Большая Советская Энциклопедия. Т.17, — М., Изд. Советская энциклопедия. 1974.—С. 240−241.
  30. О.А. Эстетико-психологические аспекты в эколого-краеведческом образовании // Внешкольник— 1997, — № 7, — С.40−43.
  31. О.А. Этнокультура как объект изучения. // Внешкольник. 1997.—№ 10. — С.21−23.
  32. .В. Музеон. Новые перспективы. // Музеум, 1987. —№ 3−4, с.29−33.
  33. Бранден Ж.-П.В. Мой опыт работы с посетителями. //Музеум-1984.—№ 4, —С. 62−64.
  34. Брюнингхаус-Кнубель К. Музейный педагог: защитник интересов посетителей // Музеум—1994,—№ 2.— С. 13−18.
  35. Е.Г. О Всероссийском семинаре «Музей и подрастающее поколение» // Внешкольник. — 1998. — № 5. — с. 13−14.
  36. Е. Аудитория 2000 года // Советский музей, 1986, —№ 1.— С. 32−35.
  37. JI.M. Восприятие и основы его моделирования. JL: Изд. ЛГУ, 1964. —С.57.
  38. .М. и др. Психология восприятия. — М.: Изд. МГУ, 1973. —246 с.
  39. И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск.—М., 1986. — С.89−125.
  40. М.А. Опыт изучения гуманных качесив личности школьника // Советская педагогика. — 1985. — № 2. — С.42−46.
  41. М.А., Соколова Л. П. Воспитание школьников в духе гуманистической морали: Учебное пособие / Моск. Обл.пед.ин-т им. Н. К. Крунещ, Ярославль: ЯТПИ, 1987. — 73 с.
  42. Г. В. Актуальные проблемы музейной педагогики. //Ориентиры личности в условиях изменения социокультурной среды. — Воронеж: Изд. Фонд культуры, 1996. С.82−85.
  43. Г. В., Соловьева Н. В., Научный сотрудник музея как педагог.— Воронеж, — 1994. — 11 с.
  44. Е.В. Зритель и музей. — М.: Знание, 1989. —- 63 с.
  45. JI.C. Конкретная психология человека// Вестник Московского университета. — 1986. —№ 1. — С.52−66.
  46. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  47. Выбор методов обучения в школе / Под ред. Ю. К. Бабанского.—М.: Изд. Педагогика, 1981.— 176 с.
  48. Выдержки из Проекта Федерального Закона «О дополнительного образования» // Внешкольник. — 1998. — № 5.— С.2−9.
  49. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. Сб. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — М.: Просвещение, 1995.— С. 42.
  50. С.П. Концептуальные основания политики образования в России //Культура. Цивилизация. Образование. Тверь: Изд. ТГУ, 1995. — С.15−27.
  51. Дж. Изучение музеелогии в США. История вопроса// М’у-зеум. 1988. —№ 1−2, — С.56−63.
  52. М. Хранитель, экспозиционер, экскурсовод // Советский музей. — 1985. — № 4 (84). — С.20−24.
  53. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: Изд. ВГУ, 1981.—208 с.
  54. Э. Апология музея// Советский музей.— 1992.—№ 1 — С.15−25
  55. В.А., Малышевский А. Ф. Обсуждаем проект базисного плана// Внешкольник. — 1997.— № 3.— С.17−23.
  56. В.Д. Деятельностная теория управления. —¦ М. Из-во РАГС, 1997.— 180 с.
  57. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении// Педагогика. — 1995. — № 1.— С.45−51.
  58. Ю.В., Давыдов В. В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития // Россия. — 2010, — 1993. —№ 1. —С. 40−55.
  59. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление// Перспективы, вопросы образования.— 1991.— № 1.—С.7−17.
  60. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы совр. дидактики/ под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982.—319 с.
  61. Ф. Музеология: союз теории и практики.// Музеум.—1995.— № 1.— С.46−50.
  62. В. Музейный предмет // Советский музей.—№ 1986/— № 1.—С.36−37.
  63. Д., Перю JI. Провинциальные экспозиции в провинциальных музеях естествознания// Музеум.— 1987.— № 154.— С.56−58.65.3агоровский В. П. Пётр Великий на воронежской земле. Исторический очерк. Воронеж: Изд. ВГУ, — 1996.—168 с.
  64. Закон Российской федерации «Об образовании"// Справочник менеджера образования. — М., 1995. Т.1.— С.5−41.67.3еньковакий В. В. История русской философии, т.2, ч.1. Изд. ЛГУ, 1991.—С. 134−150.
  65. И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 1997. —480 с.
  66. И.Н., Тарасов С. В. Творческий потенциал и квалификационный профиль педагога. СПб.: Изд. ЛГУ, 1995. — 61 с.
  67. Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. —М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  68. Г. А. Социально-педагогическая функция. // Внешкольник. — 1997, —№ 9. —С. 11−14.
  69. История музейного дела в СССР. Вып. VII. — М.: Изд. НИИК, 1971. —203 с.
  70. История музейного дела в России. Вып. III. — М.: Изд. НИИК, 1961. —207 с.
  71. Е.К. Начинаем разговор.// Внешкольник.— 1998.— № 4.— С.21−22.
  72. З.И. Педагогика гуманизма. — М.: Знание, 1990. — 80 с.
  73. В.Г. Фундаментализация университетского образования// Высшее образование России.— 1994.— № 4.— С.6−13.
  74. М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта: стратегия гуманизации учебного процесса// Инновационная деятельность в образовании.— 1994. — № 2,—С.14−15.
  75. Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. — Свердловск: Изд. УГУ, 1972. — 93 с.
  76. В.А. Работа с молодыми специалистами// Музеум, 1988, № 1−2, —С.87−90.
  77. А.И. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза.— 1994.— 340 с.
  78. З.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления// Философские науки. — 1991. — № 6, — С. 16−29.
  79. Т.Э. Анатолий Луначарский. М.: Просвещение, 1992. -222с.
  80. И. Музейная педагогика: ещё один год // Мир музея, 1996. — № 4, — С.20−21.
  81. Г. А. Музей и школа. — М.: Просвещение, 1985. — 141 с.
  82. М.Н. Культурная среда личность. — Саратов, Изд. С ГУ, 1995.— 16 с.
  83. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. — М.: Просвещение, 1989. — 167 с.
  84. Культура и творчество, — Тверь: Изд. ТГУ. —1990.— 180 с.
  85. Ф. Координация научных исследований в области научно-просветительскои работы музеев. (К постановке вопроса)// Музей и современность, вып.П. т.36 — М., НИИК, 1976. — С.10−13.
  86. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию// Вопросы философии.— 1997.— № 2.— С. 3−5.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  88. В.Н. Образование как феномен культуротворчества //Социологические исследования. — 1995, — № 1.— С.138−142.
  89. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М.: Просвещение, 1982. —191 с.
  90. А.И. Экскурсия как общение. // Музей и современник. Вып. П, т.36. — М.: Изд. НИИК, 1976. — С.151−163.
  91. Д.С. Школа на Васильевском. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  92. А.В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976. — С.636.
  93. А.Р. Ощущение и восприятие. — М.: Изд. МГУ, ч.2. 1975. — 112с.
  94. Л. Послесловие к конференции //Внешкольник. 1997.— № 11−12, —С.23−26.
  95. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека. //Психологический журнал. 1985. Т.6.— № 6.— С.8−28.
  96. ЮО.Ломова В. Ф., Клёнова Н. В. Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования// Внешкольник.— 1997.— № 11−12, — С.16−18.
  97. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Знание,—¦ сила. — 1991.— № 1— G.18.
  98. Ю2.Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст- семиосфе-ра — история. — М.: Языки русской культуры, 1996.— 464 с.
  99. С.И. Активизация морфемного канала восприятия слова// Русская словесность. —1995.— № 3.— С.29−36.
  100. Д. Музеи нуждаются в квалифицированных работниках // Музеум, 1988, — № 1−2, — С.3−5.
  101. Дж. Музеи, профессия музейного работника, университет Великобритании: новые предложения// Музеум, —1988, — № 1−2.— С.4−48.
  102. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестации. /Под ред. В. А. Балакина. М., 1992. — 148 с.
  103. Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: Ав-тореф. дисс. канд. философ, наук. — М., 1987. — 16 с.
  104. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. —М-3: Просвещение, 1988.— 191 с.
  105. Ф.Т. Международная помощь в обучении музейных работников// Музеум. — 1988. — № 1−2 — с.64−66.
  106. ПО.Махмутов М. И. Современный урок, — М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  107. Ш. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Просвещение, — 368 с.
  108. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика практика. — М.: Изд. НИИК,—1989.—168 с.
  109. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К. Г. Левьпсина, В.Хербсша. — М.: Высш.шк.— 1998. —431 с.
  110. Музееведение. На пути к музею XXI века. —М.: Изд. НИИК, 1989. —224 с.
  111. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб.пособие. / Под.ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста, — М.: Высш.шк., — 1988, — 431 L
  112. Музей и современность. Проблемы экспозиционного ро, ета музея. вып.132., — М.: Изд. НИИК, 1984. — С.211.
  113. Museum for a new Century. Washington, 1985., — 156р.
  114. М. Учебник плюс подлинник. Изучаем историю на экскурсии // Советский музей! — 1985. — № 4. — С. 12.
  115. Музей и современность. Вып.П. — М.: Изд.НИИК. — 1976. — 138с.
  116. Музей и школа. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 124 с.
  117. В.В. Критик исторической эпохи: неизбежность смены культур в XXI веке // Вопросы философии. — 1996.- № 1.1— С. 66−73
  118. О.Б. Состояние и тенденции развития системы дополнительного образования детей в Кировской области //Внешкольник.— 1998.— № 6.— С.25−29
  119. Л.Р. Просветительская деятельность бразильских музеев //Музеум, 1989, № 3.—с.42−44.
  120. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. — 279 с. 125.0нушкин В. Г. Образование взрослых. СПб., Воронеж: Изд. ВГУ, 1995. —232 с.
  121. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека// Вопросы психологии.— 1995.— № 2— с. 5−19.
  122. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991. —286 с.
  123. Основы педагогического мастерства // Под редакцией И. Я. Зязюна. — М.: Просвещение, 1998. —301 с.
  124. Педагогика. Уч.пособие. /Под ред. Пидкасистого П. И. 2-е изд., —-М.: Изд. РПА, 1996.— 604 с.
  125. Педагогика/Подред. Ю. К. Бабанского.— М. Просвещение, 1988, — 479 с.
  126. Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. — М.: Изд. МГУ, 1989. — 216 с.
  127. A.M. Предварительный музейный съезд итоги развития музейного дела в России // Музей и власть. — Москва: Изд. НИИК, 1991. — С. 5−26.
  128. А.Г. Музейная среда и художественное воспитание ребёнка. Ташкент, 1982—С.145−146.
  129. B.C. Ориентация студентов и педагогическая культура. — Воронеж: Изд. ВГУ, 1995, — 42 с.
  130. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ., — М.: Прогресс, Универс. 1994. — 480 с.
  131. И.Г. Музейное дело./ Учебное пособие. — Л.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1983. — 59 с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное Изд. «Большая российская энциклопедия», 1993.— 608 с.
  133. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. — М.: Прогресс, — 1990. — 367 с.
  134. С. Николай Федоров: Творчество жизни. — М.: Советский писатель, 1990. -382 с.
  135. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. —192 с.
  136. Р. Подготовка музейных кадров и ее совершенствование //
  137. Музеум, — 1988, — № 1−2 — С. 5.t
  138. М.Н. Методология и методика педагогических исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  139. Н.Н. Кольцов — М.: Мол. Гвардия, (ЖЗЛ), вып. 17(642), 1983. — 286 с.
  140. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  141. Н.В. Обращение учителя к музею в условиях изменяющейся социокультурной среды. //Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокуьтурной среды. Воронеж, Изд. Фонд культуры ВГУ, 1996. —С.78−81.
  142. Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды. Учебное пособие. — Воронеж: Изд. ВГПУ, 1996. — 120 с.
  143. Н.В. Формирование гуманистической установки у студентов университета. — Воронеж, 1996. — 25 с.
  144. К.С. Моя жизнь в искусстве. Работа актера над собой. — Собр.соч. — Т.1. — М.: Искусство, 1954. — 385 с.
  145. Г. В. Управление. Цивилизация. Образование.// Сб. Культура-цивилизация-образование. — Тверь, Изд. ТГУ, 1995. — с.12−15.
  146. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  147. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 451с.
  148. К.Д. Три элемента школы // Педагогические соч. В 6 т. — М.: Педагогика, 1988. — С.177−194.
  149. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. —М., 1982.620 с.
  150. Н.Ф. Собр.соч. в 4-х т. Т1,2,3. — М.: Прогресс, — 19 951 997.
  151. И.Ф. Педагогика: учебное пособие. —2-е изд. — М.: Высшая школа, 1990. — 575 с.
  152. В. Музеи высших учебных заведений России школе. // Внешкольник. — 1997 г.—№ 1.— С. 8.
  153. Хрестоматия по ощущениям и восприятию. — М.: Изд. МГУ, 1975. — 400 с.
  154. JI. Китай: обеспечение музея квалифицированными кадрами // Музеум, 1988. — № 1−2, — С.82−86.
  155. К. Психология жизненной среды. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
  156. В.Т. Социально-психологические механизмы воспроизводства социокультурного опыта. — М.: Наука, 1990. —149 с.
  157. А.Н. Человек в научной и философской картине мира XXI века. Тез. докл. и выст. Всерос. науч. конф. Курск., 1996 г., 4.1. — 35−37с.
  158. С.А. Ребячьи сердца зажигать. — М.: Знание, 1963. — 47с.
  159. С.А. Игра и дети. — М.: Знание, 1968. — 64 с.
  160. С.А. Лето в лагере. — М.: Знание, 1970. — 94 с.
  161. Шмаков С.А. .Потехе час проблема свободного времени. — М.: Знание, 1975. —95 с.
  162. С.А. Гражданином быть обязан. —М.: Знание, 1982. —96с.
  163. С.А. Волшебное слово «сам». — М.: Молодая гвардия. 1988. —124 с.
  164. С.А. БезборОдова Н.Я. От игры к самовоспитанию:. Сб. игр-коррекций. — М.: Новая школа, 1993. — 76 с.
  165. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. —М.: Новая школа, 1994.—238 с.
  166. С.А. Нетрадиционные праздники в школе. —М.: Новая школа, 1997. — 331 с.
  167. В.Г. Музеи под открытым небом. — Киев: «Наукова думка», 1983. — 112 с.
  168. Ф. Просветительная работа в музее — предмет постоянной заботы // Музеум, — 1988, — № 1−2, — С.27−30.
  169. Шур Д.X. Работа учителя в музеях Новой Шотландии. II Музеум, 1984, № 1, с. 12.
  170. В.Г. Социокультурное пространство и проблемы жанров // Вопросы философии. — 1997. — № 6. С.69−70.
  171. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  172. М. Расширить доступ к музейным фондам// Музеум. — 1985. — № 145, — С.24−29.
  173. М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры. // Вопросы философии. — 1997. — № 5, — С.72−79.
  174. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. — М.: Наука, 1978. — 391 с.
  175. Ш. Юхневич М. Ю. Музейная педагогика — профессия! // Советский музей, — 198?, — № 1. — С.26−29.
  176. М.Ю. Педагогические условия оптимизации образова1тельно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь: Автореф.дис. канд.пед.наук. — М., 1985. — 20 с.
  177. М.Ю. Об эффективности воздействия экспозиции на посетителей (постановка проблемы) // Теоретические вопросы научнопросветительской работы музеев (по материалам социологических исследо ваний). М.: Изд. НИИК, Вып. 133, 1984. — С.26−37.
  178. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы философии. — 1995, № 2. —С.31−41.
  179. Н.А. О понятии «социалистическая культурная среда» — Вестник МГУ. — Сер. Экономика. Философия. Право.Вып.2. —1983. : — № 1. — С.108−109.1.
Заполнить форму текущей работой