Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Игровое взаимодействие как средство формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация полученных результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин Российского государственного университета им. И. Кантана международных научно-практических конференциях «Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование пространственного образа у детей дошкольного возраста как объект педагогического исследования
    • 1. 1. Особенности формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Педагогические средства формирования пространственного образа
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Модель игрового взаимодействия как педагогического средства формирования пространственного образа дошкольника
    • 2. 1. Содержание модели игрового взаимодействия
    • 2. 2. Эмпирическая проверка педагогических условий формирования пространственного образа дошкольника средствами игрового взаимодействия
      • 2. 2. 1. Подготовительный этап констатирующего эксперимента
      • 2. 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
      • 2. 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности модели игрового взаимодействия.12 $
  • Выводы по второй главе

Игровое взаимодействие как средство формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успешность интеграции ребенка в обществе во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми. Имеющиеся недостатки в развитии пространственной ориентировки у детей, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.

Неспособность ориентироваться в пространстве влияет на проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, коммуникативных отношений, познавательной и двигательной деятельности. У большинства детей с низким уровнем сформированности умения ориентироваться в пространстве наблюдаются низкая мотивация к учебной деятельности, отсутствие потребности в самосовершенствовании, безучастность к окружающим событиям, проявления двигательной пассивности. Приобретение детьми знаний, умений и навыков пространственной ориентировки обладает очевидной значимостью.

Многочисленные исследования показали, что дети спонтанно, самостоятельно могут овладевать навыками пространственного ориентирования. Однако данные навыки нуждаются в систематическом целенаправленном психолого-педагогическом воздействии. Создание адекватного, полного, четкого, динамического образа является необходимым условием, обеспечивающим познание окружающего мира и формирование ориентировочной деятельности у ребенка. Чтобы сформировать у детей такой пространственный образ, необходимо в процессе обучения использовать адекватные педагогические формы и методы.

Проблема формирования пространственного образа у ребенка с неизбежностью порождает другую, тесно связанную с ней проблему: как обеспечить необходимые условия и как определить действенность, реальный результат и последствия педагогических воздействий? В этой связи актуальным представляется обращение к проблеме, что, как и какими педагогическими средствами формировать в данном контексте?

Анализ психолого-педагогической литературы в области первой части поставленного вопроса показывает, что специалистами рассмотрены сущность (Б.Г.Ананьев [6, 7], П. К. Анохин [9, 10], М. И. Земцова [67, 68], В. П. Зинченко [69], Л. И. Плаксина [133] и др.), структура и специфика пространственного образа ребенка (П.К.Анохин [7], Э. Бест [19], В. М. Бехтерев [20], Л. П. Григорьева [54], А. И. Зотов [71], Е. Б. Карпушина [83], А. Г. Литвак [101], Т. Н. Никольская [121], Л. И. Солнцева [155] и др.), средства формирования пространственного образа (Т.Ю.Андрущенко [8], Л. С. Выготский [37], Л. П. Григорьева [59], М. И. Земцова [67], Н. Н. Малофеев [111], Т. Н. Никольская [121], Л. И. Солнцева [155] и др.).

Психологами в основном разработаны положения, характеризующие общие механизмы восприятия пространства и формирования пространственных представлений и определены некоторые особенности развития ориентировки детей в пространстве в различные возрастные периоды: дошкольном (А.А.Люблинская [108], Т. А. Мусейибова [116] и др.), в школьном возрасте (Е.Н.Кабанова-Миллер [78], О. П. Сергиевич [151], И. С. Якиманская [178] и др.). Описана роль различных органов чувств, в пространственно различительной функции и определены соответствующие пороговые величины этих органов, характеризующие рассматриваемую функцию (Л.А.Венгер [31], Л. И. Котлярова [92], Л. А. Шифман [172, 173] и др.).

Анализ педагогического опыта показывает, что формирование пространственного образа в процессе обучения предполагает использование всего набора средств, ориентированных на развитие как продуктивных, личностных сторон общения, так и его репродуктивных, операциональных компонентов. В качестве ведущих типов воздействия выступают продуктивные формы, так как именно они соответствуют ведущим сторонам индивидуальности ребенка.

Теоретические и эмпирические исследования в этой области показывают, что формирование и развитие важнейших характерных черт продуктивного воздействия фокусирует в себе игровое взаимодействие, которое в процессе специального обучения создает условия для коррекции и формирования компенсаторных процессов у ребенка. То есть игровое взаимодействие, с одной стороны, воздействует на психические образования его участников, а, с другой, влияя на социальную среду (в рамках нашего исследования — на образовательную среду), формирует такое явление, как социальная компетентность.

В психолого-педагогической литературе активно исследуются основные подходы к организации и проведению игр, методические приемы игровых технологий, теоретико-методические предпосылки разработки и проведения игр, их основные эффекты, методические рекомендации к проведению (Т.Ю.Андрущенко [8], Л. А. Венгер [30], Г. Л. Выгодская [36], Л. С. Выготский [37], А. В. Запорожец [66], Е. А. Леванова [73], и др.). Однако во всех этих работах игра рассматривается или вне контекста целостного учебно-воспитательного, как отдельный, обособленный объект, или вне контекста формирования пространственного образа ребенка дошкольного возраста. В этой связи представляет научный и практический интерес проблема организации игрового взаимодействия в условиях процесса обучения: место игрового взаимодействия в межпредметном пространствевыделение этапов обучения, на которых использование игрового взаимодействия будет более эффективнымпедагогические условия, необходимые и достаточные для осуществления игрового взаимодействия. Эти вопросы требуют своего решения.

Таким образом, анализ педагогической литературы и педагогического опыта позволил выделить следующие основные рассогласования и противоречия:

1. Между значимостью сформированности пространственного образа для социальной адаптации дошкольника в обществе и недостаточностью педагогического исследования формирования пространственного образа у детей.

2. Между опытом, накопленным в теории и практике формирования пространственного образа, — и недостаточной методологической и методической разработкой дидактического аспекта формирования пространственного образа в учебно-воспитательном процессе.

3. Между потребностью образовательного учреждения в игровом взаимодействии как педагогическом средстве, в том числе и в целях формирования пространственного образа ребенка, — и исследованиями игрового взаимодействия как средства воспитания и развития детей дошкольного возраста, как сугубо психологического явления, когда феномен игрового взаимодействия изучается преимущественно специалистами в области психологии, а процесс формирования пространственного образа осуществляется дошкольными педагогами через содержание всех предметов.

Необходимостью разрешения выявленных противоречий определяется актуальность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: при каких педагогических условиях формирование пространственного образа ребенка дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия будет эффективным?

Тема исследования: «Игровое взаимодействие как средство формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста».

Объект исследования — процесс формирования пространственного образа у дошкольников средствами игрового взаимодействия.

Предмет исследования — педагогические условия формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования: определить и научно обосновать педагогические условия, при которых формирование пространственного образа у детей дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе будет более эффективным.

Гипотеза исследования: если.

1) рассматривать формирование пространственного образа в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса;

2) разработать, научно обосновать и реализовывать модель игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;

3) разработать операционально-процессуальную сторону игрового взаимодействия в контексте целостного учебно-воспитательного процесса;

4) разработать диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за формированием пространственного образа с целью его коррекции, то формирование пространственного образа у детей дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе будет более успешным, так как указанные педагогические условия, реализуемые на основе закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса, объединяют все его элементы: дидактическое целеполагание, разработку содержания, проектирование и планирование, организацию образовательного пространства, педагогический и диагностический анализ, коммуникативную деятельность.

Цель и исходная гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Определить сущностные и содержательные характеристики пространственного образа детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста.

3. Разработать и обосновать модель игрового взаимодействия в процессе формирования пространственного образа.

4. Экспериментально доказать педагогическую эффективность предлагаемой модели игрового взаимодействия.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

— идеи целостного, системного подходов к изучению педагогических систем (В.Г.Афанасьев [14], Ю. К. Бабанский [15], Л. Берталанфи [18], Б. С. Гершунский [44], О. С. Гребенюк [50], В. С. Ильин [74], В. В. Краевский [94], Н. К. Сергеев [149], В. В. Сериков [152] и др.);

— общетеоретические идеи деятельностного подхода к развитию личности (Б.Г. Ананьев [7], А. Г. Асмолов [13], Л. С. Выготский [38], В. В. Давыдов [57], А. Н. Леонтьев [99], Б. Ф. Ломов [103], С. Л. Рубинштейн [147], Б. М. Теплов [157] и др.);

— концепции индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев [7], О. С. Гребенюк [50], Ю.М. Орлов[124]), концепция педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк [49])).

Для решения поставленной задачи и проверки исходных положений применялись следующие теоретические методы исследования: сравнительный анализ, синтез, классификация, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования, метод моделирования. Эмпирические методы: педагогические измерения (включенное наблюдение, беседа, анализ продуктов учебной деятельности), формирующий педагогический эксперимент, статистический анализ количественных данных.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа, обусловившие организацию исследования.

На первом, поисковом этапе исследования (2000;2002 гг.) изучалась и анализировалась научно-теоретическая и методологическая литература, педагогический опыт дошкольных учреждений по формированию пространственного образа у детей. Был проведен первичный сбор информации об объекте исследования. Результатом данного этапа стало определение цели исследования, постановка его задач, выдвижение гипотезы, характеристика понятийного аппарата, разработка методики констатирующего эксперимента.

На втором, констатирующем, этапе (2002;2003 гг.) был проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы с целью разработки теоретических основ исследуемой проблемы.

На третьем, формирующем, этапе исследования (2003;2007 гг.) проводился формирующий эксперимент, систематизировались и обобщались данные теоретического и эмпирического исследования. Была разработана модель формирования пространственного образа в процессе обучения детей дошкольного возраста. На этом же этапе осуществлялась экспериментальная работа по формированию пространственного образа детей, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем. Уточнено понятие «пространственный образ" — разработана двухмерная модель пространственного образа, включающая структурные (время, пространство, люди) и функциональные (интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный, волевой, саморегуляционный, предметно-практический, экзистенциальный) компонентыразработана и научно обоснована модель игрового взаимодействия как педагогического средства формирования пространственного образа ребенка, включающая три подструктуры: концептуальную, нормативную, технологическую.

В результате этого исследование приобрело теоретическую значимость, которая определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки педагогических основ формирования пространственного образа дошкольника средствами игрового взаимодействия, методическими подходами к эффективной организации игрового взаимодействия. В процессе исследования получено экспериментальное подтверждение гипотезы об педагогических условиях реализации игрового взаимодействия как педагогического средства формирования пространственного образа у ребенка. Выявлено положительное влияние игрового взаимодействия на уровень сформированности пространственного образа у детей.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования содержания и методов педагогического процесса в работе с дошкольниками, где действенным средством формирования пространственного образа выступает игровое взаимодействие. Результаты работы особенно значимы для разработки учебных планов и содержания программ для дошкольных учреждений, для вузовской подготовки и повышения квалификации специалистов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается проработанностью основных методологических позиций, позволяющих осуществить системно-целостный подход к решению проблемыприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, гипотезе и задачамположительными результатами эмпирической работы, сочетанием количественной обработки полученных данных и их количественного анализа.

Вклад автора в проведенное исследование. Диссертация представляет собой завершенное самостоятельное исследование, выполненное в период с 2000 по 2007 год на базе МДОУ ЦРР д/с №№ 24, 98, 101, 105 г. Калининграда. Соискателем проведен теоретический и практический анализ состояния объекта исследования, на основе чего конкретизирован его понятийный аппаратразработана модель пространственного образа и его содержаниеразработана модель игрового взаимодействия и доказана возможность его использования в качестве педагогического средства формирования пространственного образа у детей дошкольного возрастаразработана и экспериментально подтверждена система педагогических условий реализации игрового взаимодействия как педагогического средства формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста.

Апробация полученных результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин Российского государственного университета им. И. Кантана международных научно-практических конференциях «Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества», «Образование для гражданского общества: качество и эффективность» (г. Калининград, 2003) — научно-практической конференции «Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода» (Калининград, 2004 г.), межвузовской научно-практической конференции «Основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе обучения в ВУЗе» (Калининград, 2004, 2005) — II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Москва-Челябинск, 2004).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (182 источника), включает 10 таблиц.

Выводы по второй главе.

Выявленные в теоретической части педагогические условия реализации игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа у ребенка дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения и принципы научного исследования потребовали эмпирической проверки теоретических положений. В связи с этим цель эмпирического исследования заключалась в экспериментальной проверке необходимости и достаточности обозначенных педагогических условий для эффективного формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия.

В качестве гипотезы эмпирического исследования нами было выдвинуто следующее положение: если игровое взаимодействие будет реализовываться с соблюдением выявленных педагогических условий, то уровень сформированности пространственного образа детей дошкольного возраста будет более высоким, чем исходный.

Цель и гипотеза эмпирического исследования потребовали выдвижения ряда задач. Их поэтапное решение позволило подвести следующие итоги.

Итак, нами обоснованы все три заявленные подструктуры модели игрового взаимодействия как педагогического средства формирования пространственного образа у ребенка дошкольного возраста в процессе воспитания: концептуальная, нормативная и технологическая. На основе основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса и анализа различных подходов к определению содержания образования выделены критерии отбора содержания игрового взаимодействия с целью формирования пространственного образа. Представлены основания целостного процесса формирования пространственного образа. Выявлены целостные свойства этого процесса и показаны возможности их реализации. Все перечисленные компоненты модели представляют собой систему педагогических условий игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа у ребенка дошкольного возраста.

Представленные таким образом педагогические условия реализации технологии игрового взаимодействия в целях формирования пространственного образа у дошкольника прошли экспериментальную проверку, которая позволила подвести следующие итоги.

1. Процесс формирования любого новообразования требует наличия определенного контроля. Такой контроль необходим для быстрого реагирования на изменения «состояния» сформированности пространственного образа в целях коррекции содержания игрового взаимодействия. В связи с этим нами были разработаны уровни сформированности пространственного образа и их критериальные признаки, с одной стороны, и диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать уровни, с другой стороны.

Уровни сформированности пространственного образа и их критерии являются отображением динамики его формирования, т. е. данные критерии позволяют отслеживать процесс изменения показателей каждого из структурных и функциональных компонентов в учебно-воспитательном процессе.

На основе выявленных уровней и их критериев разработана диагностическая программа комплексной оценки уровня сформированности пространственного образа, которая использовалась на протяжении всей экспериментальной работы.

2. Пилотным исследованием зависимых переменных процесса формирования пространственного образа (функциональных и структурных компонентов), сложившихся стихийно, без целенаправленного формирования было охвачено 521 дошкольник. Этот этап был проведен в 2003/2004 — 2005/2006 учебных годах. Результаты диагностики, анализ учебных планов, рабочих программ убедили в отсутствии целенаправленного специально-организованного формирования пространственного образа в учебно-воспитательном процессе, вследствие чего уровень сформированности пространственного образа остается низким во всех группах.

3. Данные, полученные в ходе диагностического исследования уровня сформированности пространственного образа детей с 2003 по 2006 годы, охватывающим более 520 дошкольников, были обработаны с помощью математических методов анализа данных. Результаты обработки позволили перейти к формирующему лабораторному эксперименту.

Формирующий эксперимент с участием 44 детей проводился в 2006/2007 учебном году. Было разработано и реализовано содержание игрового взаимодействия на каждом из занятий с соблюдением всех педагогических условий.

Контрольный срез после реализации модели игрового взаимодействия показал наличие положительной динамики изменения совокупности структурных и функциональных компонентов модели пространственного образа носит согласованный характер, т. е. все компоненты развиваются равномерно, ни один из них «не западает».

Результаты формирующего эксперимента и их математическая обработка позволили утверждать, что модель игрового взаимодействия, реализованная в выявленных педагогических условиях, явился средством качественного повышения уровня сформированности пространственного образа у детей дошкольного возраста.

Таким образом, все поставленные перед эмпирической работой задачи выполнены, гипотеза подтверждена: при соблюдении выявленных педагогических условий реализации модели игрового взаимодействия уровень сформированности пространственного образа у детей дошкольного возраста станет более высоким, чем исходный. Таким образом, поставленная цель достигнута.

Перейдем к основным выводам.

Заключение

.

В качестве преимущественного предмета исследования были определены педагогические условия формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим цель работы заключалась в определении и обосновании таких условий.

Суть и логика излагаемой точки зрения автора состоит в следующем.

Сформированность пространственногообраза у ребенка является важным условием его эффективной адаптации в обществе. Пространственный образ поддается формированию в условиях обучения, развития и воспитания. Данное положение дает возможность ответить на ряд вопросов: каково содержание пространственного образа? С помощью каких средств возможно эффективное формирование пространственного образа? Каково место игрового взаимодействия среди выявленных средств? При каких педагогических условиях формирование пространственного образа в учебно-воспитательном процессе средствами игрового взаимодействия будет эффективным?

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование пространственного образа у детей дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе будет более успешным, если:

1) рассматривать формирование пространственного образа в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса;

2) разработать, научно обосновать и реализовывать модель игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;

3) разработать операционально-процессуальную сторону игрового взаимодействия в контексте целостного учебно-воспитательного процесса;

4) разработать диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за формированием пространственного образа с целью его коррекции, так как указанные педагогические условия, реализуемые на основе закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса, объединяют все его элементы: дидактическое целеполагание, разработку содержания, проектирование и планирование, организацию образовательного пространства, педагогический и диагностический анализ, коммуникативную деятельность.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования был поставлен и решен ряд аналитических и процессуальных задач.

1. Выявлены сущность и содержание основных дефиниций исследования: «образ», «пространственный образ», «формирование пространственного образа», «средства формирования пространственного образа».

2. Разработана целостная модель пространственного образа ребенка, представляющая собой развернутую характеристику конечного результата процесса формирования пространственного образа. Модель состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам нами относятся время, пространство и люди. К функциональным компонентам относим интеллектуальный, мотивационный, волевой, эмоциональный, предметно-практический, саморегуляционный и экзистенциальный. На основании структурных и функциональных компонентов этой модели выявлены признаки каждого из них. Совокупность признаков и свойств отражает содержание пространственного образа ребенка. Степень их сформированности отражается в понятии «профиль пространственного образа», под которым-в настоящем диссертационном исследовании, понимается, целостное представление обобщенных данных, количественно отображающих уровни сформированности^ каждого из компонентов целостного пространственного образа субъекта в графической форме. По каждому из компонентов разработаны уровни их сформированности, анализ которых позволяет в дальнейшем^ определить не только направления («западающие» компоненты), нуждающиеся в целенаправленном формировании, но и компоненты, при опоре на которые формирование «западающих» сторон будет более эффективным.

3. Выполненный анализ ¦ описанного влитературе опыта формирования пространственного образа ребенка, а также собственный практический опыт позволил установить, что при формировании пространственного образа используются различные педагогические средства. Под средствами формирования пространственного образа в диссертационном исследовании понимается все то, через что осуществляется целенаправленный процесс развития структурных и функциональных его компонентов* до более высокого уровня в ходе учебно-воспитательного процесса: виды деятельности, образовательная средасодержание, методики (технологии), способы организации деятельности и отношение, интерес к деятельности. Однако ни одно из. выявленных в ходе анализа педагогической практики средств не обладает возможностями, которые позволяли бы максимально продуктивно формировать пространственный образ в-учебно-воспитательном процессе.

Этим обстоятельством обусловлен поиск других средств в смежных областях научного знания, который позволил сделать вывод о том, что пространственный образ и его отдельные компоненты наиболее успешно формируются средствами игрового взаимодействия. Это обусловлено спецификой последнего, заключающейся в следующих факторах:

• ориентация на широкое использование обучающего эффекта группового воздействия;

• реализация принципа активности обучающегося через включение в это обучение элементов исследования;

• соединение в себе преимуществ различных обучающих форм человеческого взаимодействия с насыщенной обратной связью;

• четкая постановка целей и их согласованность с практическими потребностями детей;

• высокая степень вовлеченности всех участников в учебно-познавательный процесс на основе принципа субъект-субъектной организации отношений.

Данный вывод обусловил попытку рассмотрения игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа. Соотнесение основных понятий исследования позволило сделать вывод о том, что объектом воздействия игрового взаимодействия может быть и пространственный образ. Это дало основание к выявлению и обоснованию педагогических условий, при которых реализация модели игрового взаимодействия с целью формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста была бы эффективной.

4. Разработана модель игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа. Под моделью здесь понимается развернутая программа формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, структура которой представлена тремя компонентами: 1) концептуальным (закономерности и принципы) — 2) нормативным (цели, содержание, критерии) — 3) технологическим (методы, организационные условия).

В процессе описания данной модели определен целевой компонент игрового взаимодействия. При этом разработанная характеристика уровней структурных и функциональных компонентов пространственного образа является основой для определения ближайших, промежуточных и эталонных целей. Другими словами, характеристика собственно компонентов пространственного образа отражает статичный вариант содержательного компонента игрового взаимодействия, а описанные критерии — его динамичный вариант.

Для характеристики содержательного компонента игрового взаимодействия были выделены критерии отбора его содержания, соответствующие общим принципам педагогического процесса. В основу содержания закладывается контекст того предмета, в рамках которого реализуется игровое взаимодействие.

Модель реализации игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе вместе с моделью пространственного образа позволили определить следующие целостные свойства указанного процесса:

• функциональное единство всех процессов, внутри которых реализуется игровое взаимодействие;

• целостное развитие сфер индивидуальности детей посредством игрового взаимодействия;

• тесная связь обучения с процессом адаптации в обществе.

Таким образом, разработана операционно-процессуальная сторона игрового взаимодействия в контексте целостного учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

5. В диссертационном исследовании представлены основные результаты экспериментальной работы, проведенной с целью экспериментальной проверки необходимости и достаточности обозначенных организационно-педагогических условий для эффективного формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия.

Эмпирическая работа проводилась в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе был разработан диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за формированием пространственного образа у ребенка с целью его коррекции в учебно-воспитательном процессе. Результаты этого исследования и их математическая обработка убедили в отсутствии целенаправленного, специально организованного формирования пространственного образа целостном учебно-воспитательном процессе вследствие чего уровень сформированности пространственного образа остается низким во всех группах.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Было разработано и реализовано содержание игрового взаимодействия по каждому из предметов с соблюдением выявленных и научно обоснованных организационно-педагогических условий использования модели игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа.

Контрольный срез после проведения эксперимента полностью подтвердил гипотезу эмпирической части.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента и их математическая обработка позволили утверждать, что модель игрового взаимодействия, реализованная с учетом выявленных организационно-педагогических условий, явился средством качественного повышения уровня сформированности пространственного образа у ребенка дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

7. Все вышесказанное дает основание говорить о выполнении всех поставленных задач, о подтверждении исходной гипотезы, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, а, значит, о достижении основной цели диссертационного исследования.

Однако теоретический анализ проблемы и экспериментальная работа не только подтвердили исходную гипотезу, но и выявили ряд новых фактов и проблем, требующих специального исследования. Нуждаются в ответах следующие вопросы: может ли технология игрового взаимодействия стать средством формирования не только пространственного образа у детей дошкольного возраста, но и других значимых процессов, как в дошкольном, так и в старшем возрасте? Какою должна быть методика обучения будущих специалистов системы дошкольного образования в вузе для овладения технологии игрового взаимодействия? Какими профессиональными знаниями, умениями, навыками должны обладать воспитатели для реализации технологии игрового взаимодействия в педагогическом процессе?

Показать весь текст

Список литературы

  1. подвижных игр для младших школьников / Под ред JL П. Фатеевой. -М.: Академия Развития, 2004. 224с.
  2. , Л.А. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова. М.: Просвещение, 1989.— 286 с.
  3. , Н.М. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина, Т. С. Бабаджан, М. Ю. Кистяковская Л.: Медицина, 1965. — 292 с.
  4. , Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  5. , Д. Формирование образов-представлений у младших детей /Д.Альтхауз, Э.Дум. М.: Наука, 1989. — 112с.
  6. , Б.Г. Осязание в процессе познания и труда. / Б. Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, А. В. Ярмоленко — М.: АПН РСФСР, 1959.— 378с.
  7. , Б.Г. Теория ощущений. / Б. Г. Ананьев — Л.: ЛГУ, 1961.—455с.
  8. , Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6−10 лет: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. Психологии: рек. Советом по психологии УМО / Т. Ю. Андрущенко, Н. В. Карабекова. М.: Academia, 2004. — 93 с.
  9. , П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование / П. К. Анохин. М.: Наука, 1963. — 128 с.
  10. , П.К. Системы и механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1979. — 453 с.
  11. , Т.В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре / Т. В. Антонова //Психолого-педагогические проблемы нравственноговоспитания детей дошкольного возраста. М., 1983. — С. 84—93.
  12. , И.А. Очерки по возрастной физиологии / Илья Аркадьевич Аршавский. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
  13. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 764 с.
  14. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Наука, 1980. — 146 с.
  15. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  16. , С.П. Дошкольная педагогика / С. П. Баранов, Т. С. Комарова. -М.: Академический проект, 2005. 517 с.
  17. , H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  18. , Л. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Политиздат, 1969. — С.23−82.
  19. , Э. Структурирование пространства / Э. Бест // Психологическая наука и образование.- 2002. № 2.
  20. , В.М. Значение органов равновесия в образовании представлений о пространстве / В. М. Бехтерев. — СПб., 1986.
  21. , A.A. Личность и общение / А. А. Бодалев. — М.: Просвещение, 1983.— 272 с.
  22. , З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. -1961. № 3.- С. 51−56.
  23. , З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Вопросы психологии. -1961.-№ 3.-С. 93−101.
  24. , З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, О. Е. Смирнова. М.: Просвещение, 1991 —¦ 207 с.
  25. , Л.Ф. Дошкольная педагогика/ Л. Р. Болотина. М.: Академический проект, 2005. — 517 с.
  26. Большой психологический словарь. В 2-х т.- Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT" — «Издательство «Вече». — 2001. — Т.2.
  27. , H.H. Игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. Ярославль: Академия развития /Академия и К /Академия-Холдинг, 2002. — 208 с.
  28. , Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1990. — 288 с.
  29. , Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Л., 1978. —С. 32—36.
  30. , Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина. М.: Просвещение. 1988. — 144 с.
  31. , Н.Ф. Моя страна Россия. Пособие для старшегодошкольного и младшего школьного возраста. / Н. Ф. Виноградова. М.: Просвещение. — 2005. — 96с.
  32. , Т.А. Психологические проблемы депривации обучения в воспитания аномальных детей: автореф. дис.. д-ра психол. наук. / Т. А. Власова — М., 1972. — 52 с.
  33. , Н.В. Тренинг самостоятельности у детей / Н. В. Вологодина. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 192 с.
  34. , O.A. Добро пожаловать в экологию: Библиотека программы «Детство» / О. А. Воронкевич. — М., 2005. 136 с.
  35. , Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников / Г. Л. Выгодская. М., 1964. — 174 с.
  36. , Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—76.
  37. , Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности / Л. С. Выготский // Дефектология.—1974.—№ 3.—С.71−76.
  38. , Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, Е. Г. Хайлова. М.: Просвещение, 2007. — 159 с.
  39. , Л.Н. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, Е. Г. Хайлова. М.: Просвещение, 2007. — 128 с.
  40. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1976.- 151 с.
  41. , A.C. Энциклопедия развития и обучения дошкольника: Для детей 1−6 лет / А. С. Герасимова, О. К. Жукова. М.: Издательство: «ОЛМА — пресс», 2004 г. — 340 с.
  42. , В.В. Занятие по развитию речи с детьми / В. В. Гербова М.:1. Просвещение, 2005. 190 с.
  43. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  44. , А.П. Психологическое изучение аномальных детей / А. П. Гозова и др. // Дефектология. 1983. — № 6. — С. 3−16.
  45. , Н.И. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет / Н. И. Голубева М.: Просвещение, 2007. — 128 с.
  46. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М., 1993.-180 с.
  47. , А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: Рек. Мин. образования РФ / А. Д. Гонеев. 2-е изд., перераб. — М.: Academia, 2002. — 271 с.
  48. , О.С. Основы педагогики индивидуальности: Уч. пос. / О. С. Гребенюк, Т. Б Гребенюк. Калининград: КГУ, 2000. — 572 с.
  49. , О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций / О. С. Гребенюк. Калининград, 1995
  50. , О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О. С. Гребенюк. -Калининград, 1996
  51. , О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности / О. С. Гребенюк. М., 1988
  52. , Т.Б. Сборник задач, заданий и упражнений для развития дидактических умений / Т. Б. Гребенюк, И. И. Каждан. Калининград, 1999
  53. , Л.П. Системная модель компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей и ее экспериментальная верификация / Л. П. Григорьева // Дефектология. 1999. — № 3. — С.З.
  54. , O.E. Формирование элементарных математическихпредставлений у детей раннего возраста: методическое пособие /О.Е.Громова. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с.
  55. , М.А. Пространственный образ и его формирование /М.А. Гузееева М.: Просвещение, 2000. — 67 с.
  56. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  57. , М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. -М.: Педагогика, 1960. 124 с.
  58. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л. П. Григорьевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004.-418с.
  59. Дошкольная педагогика / Под ред. Болотиной Л. Р., Баранова С. П., Комаровой Т. С. М.: Академический проект, 2005 — 517 с.
  60. , Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3— 6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова 6-е изд. — М. Просвещение, 2007. — 160 с.
  61. , Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002
  62. , О.В. День за днем говорим и растем (пособие по развитию детей раннего возраста) / О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница М: ТЦ СФЕРА, 2005. 224 с.
  63. , Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности / Ю. М. Забродин // Психофизические исследования / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. -М.: Наука, 1977. С. 31 — 125.
  64. , В.К. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природойребёнка / В. К. Загвоздкин СПб.-Москва. — 2005. — 160 с.
  65. , A.B. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника / A.B.Запорожец. М.: Просвещение, 1966 — 176 с.
  66. , М.И. Пути компенсации слепоты / М. И. Земцова. — М.: Просвещение, 1956. 144 с.
  67. , М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. — М.: Просвещение, 1973 110 с
  68. , В.П. Восприятие / В. П. Зинченко, Т. В. Зинченко. М., 1986 -98 с.
  69. , А.Н. Особенности пространственного образа у детей преддошкольного возраста/ А. Н. Знаменская. -М.: ACT, 2006. 160 с.
  70. , А.И. Очерк по теории зрительных ощущений /А.И.Зотов. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971 .—Гл. 1—3 .—164с.
  71. , Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех /Е.И.Игнатьев М.: Издательство: ACT, 2003. ~ 128 с.
  72. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  73. , B.C. Формирование личности школьника / В. С. Ильин. М.: Педагогика- 1984. — 144с.
  74. , В.Н. Развитие личности ребенка от года до трех / В. Н. Ильина -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 425 с.
  75. , Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Педагогика, 1972. — 151с.
  76. Интегративные тенденции современного специального образования /Под ред. H.H. Малофеева, А. Н. Коноплевой, J1.C. Лазгиевой. М.: Полиграф сервис, 2004. — 406с.
  77. Кабанова-Миллер, E.H. Формирование приемов умственнойдеятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н.Кабанова-Миллер М., 1968 — 76 с.
  78. , Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детских садов / Т. Г. Казакова. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006
  79. , П.Ф. Дидактические очерки: Теория образования // Избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 467 с.
  80. , Ю.Н. Методика Шварца для изучения ценности личности: концепция и методическое руководство / Ю. Н. Карандашев СПб.: Речь, 2004. — 72 с.
  81. , С. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6−7 лет / С. Карпова, В. Мамаева СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
  82. , Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук / Е. Б. Карпушина. -М., 2001.
  83. , Б.И. Тифлопедагогика. / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко. -Выпуск. 1, — М.: Просвещение, 1962.
  84. , Ю. Психологическая теория решений / Ю.Козелецкий. -М.: Прогресс, 1979. 504 с.
  85. , В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В. Н. Колесников. -М., 1996.
  86. , М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 214 с.
  87. , Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. М., 1992.
  88. , И.Г. Личность и проблемы адаптации. Личностное своеобразие и особенности социально-психологической адаптации подростков с патологией зрения / И. Г. Корнилова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 154с.
  89. , H.A. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. А. Короткова, Н. Я Михайленко. М.: Академический Проект, 4-е изд. 2002 — 160 с.
  90. , Г. С. Развитие представлений / Г. С. Костюк. М.: Педагогика, 2002.- 190с.
  91. , Л.И. Методы педагогического влияния в процессе воспитания в дошкольном учреждении/ Л. И. Котлярова. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.
  92. , C.B. Глаз и его работа / С. В. Кравков. М., Л., 1950.
  93. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  94. , В.А. Обучение слепых ориентировке в пространстве / В. А. Кручинин. М., 1992
  95. , Н.М. Игра в детском саду / Н. М. Крылова. М.: Просвещение, 1998.- 120 с.
  96. , Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками: «Цветик-Семицветик"/ Н. Ю. Куражаева, Н. В. Вараева СПб.: Речь, 2005. — 96 с.
  97. , Р. Человеческая индивидуальность / Р.Левонтин. М., 1993.
  98. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  99. , Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы/ Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада / Дж. Лешли. М.: Просвещение, 1991. -223 с.
  100. , А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. Пособие / А. Г. Литвак. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.—155 с.
  101. , В.И. Педагогические проблемы формирования пространственного образа / В. И. Логинова. СПб.: Речь, 2001. — 210 с.
  102. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.- 444 с.
  103. , Т.А. Большие игры маленьких детей: Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) / Т. А. Ломтева М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 272 с.
  104. , В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. М.: Педагогика, 1989.
  105. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М., 1976.
  106. , Л.Р. Язык и сознание / Л. Р. Лурия. М., 1979.
  107. , A.A. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1965. — 364 с.
  108. , Е. Тренинг общения с ребенком: Период раннего детства / Е. Лютова, Г. Монина. СПб.: Речь, 2005. — 175 с.
  109. , Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. Лютова, Г. Монина.- СПб.: Речь, 2006. 190 с.
  110. , М. Теория социального управления / М.Марков. М.: Политиздат, 1978.- 156 с.
  111. , А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. /
  112. A.Маслоу. СПб.: Питер, 1997. — 324 с.
  113. , Н.Д. Занимательная математика / Н. Д. Мацысо. Киев: Просвгга, 1995
  114. , B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности /
  115. B.С.Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 187 с
  116. , Т. А. Педагогические аспекты формирования пространственного образа/ Т. А. Мусейибова. М.: УРАО, 2004. — 98 с.
  117. , B.C. Развитие пространственных представлений в преддошкольном возрасте / В. С. Мухина. М.: Academia, 2002. — 76 с.
  118. , В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии / В. Н. Мясищев. М.: Наука, 1965. — 98 с.
  119. , Т. А. Средства развития временных представлений / Т. А. Некрасова. -М.: Генезис, 2001. 96 с.
  120. , Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков М.: Владос, 2001. — 256 с.
  121. , Т.Н. Формирование пространственного образа у слепых школьников с использованием средств наглядности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психологических наук / Т. Н. Никольская. Нижний Новгород, 1997.
  122. , О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О. А. Новиковская СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2005. -64 с.
  123. , Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 640 с.
  124. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  125. , Е.Б. Педагогическая диагностика пространственного образа дошкольника / Е. Б. Островская. Самара, 2003. — 68 с.
  126. , Д.А. Предметное действие и оперативный образ: Избр. Психологические труды / Д. А. Ошанин. М.: МПСИ НПО МОДЭК, 1999.-512 с.
  127. Павлова, JI.H.Особенности познавательной деятельности дошкольника / Л. Н. Павлова. СПб.: Речь, 2000. — 160 с.
  128. , Л.А. Истоки / Л. А. Парамонова и др. М.: Просвещение, 1998.
  129. , A.B. Развиваем логику (4−6) / А. В. Петраков, И. А. Девина. М.: «Ось-89», 2004. — 32 с.
  130. , A.B. Общая психология / А. В. Петровский. М., 1986
  131. , П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 184с.
  132. , Э.Г. Сенсорные способности малыша: Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / Э. Г. Пилюгина. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 117 с.
  133. , Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида / Л. И. Плаксина, С. Л. Сековец. -М.: «Элти-Кутиц», 2004. 112 с.
  134. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  135. Психическое развитие дошкольников. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
  136. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. — М.: Изд-во УРАО, 2000.-304 с.
  137. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений. / Ред. Левченко И. Ю., Забрамна С. Д. М.: Academia, 2003. — 319 с.
  138. , A.M. Развитие пространственных представлений / А. М. Пышкало. Ижевск, 2000. — 140 с.
  139. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко. М.: «Издательство Гном и Д», 2000 — 96 с.
  140. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Сб. науч. ст. /Сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян. М.: Полиграф сервис, 2003. — 20 п.л.
  141. , И.И. Личность. Индивидуальность. Общество / И. И. Резвицкий. М.: Политиздат, 1984.- 143 с.
  142. , В.В. Человеческая деятельность / В. В. Репкин. М.: Оазис, 1999. -116 с.
  143. , Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Т. Д. Рихтерман -М.: Просвещение, 1991. 47 с.
  144. , К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / К.Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
  145. , М.И. Теоретические основы педагогики / М. И. Рожков. — Ярославль: ЯГПУ, 1994. 63 с.
  146. , B.C. Основы развивающего обучения / В. С. Ротенберг. М.: РПА, 1997.-312 с.
  147. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.Н. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  148. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко М.: Нар. образование, 1998. — 255 с.
  149. , Н.Я. Элементарные пространственные представления: Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго М.: Айрис-пресс, 2006
  150. , О.П. Образы. Представления. Понятия. / О. П. Сергиевич. -М.: Генезис, 2001.- 114 с.
  151. , В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 87с.
  152. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350с.
  153. , Е.О. Игры и игрушки для детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, Т. В. Ермолова. М.: МГППУ, 2004. — 72 с.
  154. , Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. М., 1999.
  155. , С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений / С. С. Степанов М.: Дрофа-Плюс, 2006. — 224 с
  156. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. работы. / Б. М. Теплов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
  157. , В. А. Особенности мозговой организации зрительного опознавательного процесса у взрослых и у детей 8 10 лет / В. А. Толстова, Е. В. Стрельникова //Физиология человека, 1999. — № 2. -Сообщение 1.
  158. , В. А. Особенности мозговой организации зрительногоопознавательного процесса у взрослых и у детей 8 10 лет / В. А. Толстова, Е. В. Стрельникова //Физиология человека, 1999. — № 4. -Сообщение 2.
  159. , Е.П. 366 развивающих игр для дошкольников / Е. П. Топалова.- М.: Рольф- Айрис, 2002
  160. , В.П. Природа, цивилизация, человек / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1978.- 112 с.
  161. , Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: Учебное пособие /Б.К.Тупоногов М.: АПКиПРО, 2001- 68 с.
  162. , А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1970. — 206 с.
  163. , К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1−4 / Перевод с немецкого / К.Фопель. М.: Генезис, 2006. — 541с. г
  164. , К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3−6 лет / К.Фопель. М.: Генезис, 2005. — 143 с.
  165. Хамзова, Н. Б. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов / Н. Б. Хамзова, Н. А. Курочкина М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005
  166. , О.В. Практические материалы для работы с детьми 3−9 лет: Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. М.: Генезис, 2006, — 175 с.
  167. , О.В. Тропинка к своему я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина.- М.: Генезис, 2005. 173 с.
  168. , Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство / Л. В. Чернецкая. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 255 с. 171.172.173.174.175.176.177.178.179.180.181. 182.
  169. , Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Г. И. Щукина. Л: ЛГУ, 1987.- 176с.
  170. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1995. 560 с.
  171. , Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. — 384 с.
  172. , В.А. Социальная идентичность личности / В. А. Ядов. М.: Просвещение, 1994. — 246 с.
  173. Nielsen, L. Spatial Relations // Conge nit a lly Blind Infants, Resnaesskolen / L. Nielsen. Denmark.1988.
  174. Nielsen, L. Space and Soif. / L. Nielsen. Sikon, Denmark. 1992 ZamboneA., de Jong C. The ICEVI-Bartimeur Model Functional Curricula. Bartimeur School. The Netherlands. 1997.
Заполнить форму текущей работой