Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показатель конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда выражается в процентах и характеризуются группой, состоящей из трех показателей: процента выпускников, трудоустроенных после окончания образовательных учреждений НПО по полученной профессии (специальности) — процента выпускников, трудоустроенных в течение двух месяцев после выпуска, в том числе и не по профессиипроцента… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Управление. процессом региональных систем профессионального образования перестройки начального
    • 1. Анализ исторических особенностей управления региональными системами начального профессионального образования
    • 2. Влияние социально-экономической ситуации на управление региональной системой начального профессионального образования
    • 3. Теоретические основы оценки эффективности управления начальным профессиональным образованием
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Система регионального управления начальным профессиональным образованием в условиях перехода к рыночным отношениям
    • 1. Системный подход к управлению начальным профессиональным образованием и моделирование органов управления
    • 1. Системная характеристика профессионального образования начального
    • 2. Региональная подсистема управления начальным профессиональным образованием
    • 3. Структура управления начальным профессиональным образованием
  • Д. функция органа управления НПО
    • 5. Принципы построения региональных систем управления начальным профессиональным образованием
    • 6. Моделирование управления региональной системой начального профессионального образования
    • 2. Вариативные модели управления региональной системой начального профессионального образования
    • 1. Обобщение модели управления НПО как теоретическая база для создания различных вариантов авторской модели
    • 2. Апробированные варианты авторской модели
    • 3. Возможные варианты совершенствования существующих структур управления НПО
    • 3. Отбор модели управления начальным профессиональным образованием в рамках социально-экономической ситуации
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности управления региональными структурами начального профессионального образования
    • 1. Гипотеза, план и методика проведения эксперимента
    • 2. Критерии и математические показатели эффективности начального профессионалшого образования как основа анализа результатов эксперимента
    • 3. Результаты анализа эксперимента
  • Выводы по 3 главе
  • Заключение

Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с происходящими в России процессами регионализации образования, направленными на распределение полномочий между центром и регионами, резко возрастает значение региональных органов управления образованием, в том числе и начальным профессиональным образованием (далее сокращённо НПО). С одной стороны, они обеспечивают реализацию федеральной образовательной политики в условиях единого образовательного пространства, с другойпроведение практической работы по созданию условий для удовлетворения потребности в образовательных услугах конкретных республик в рамках Российской Федерации, краев, областей, имеющих каждый свою специфику. Из всех подсистем образования, действующих в едином образовательном пространстве регионов, наиболее зависимой от эффективной деятельности региональных органов управления образованием оказалось начальное профессиональное образование. Это обусловлено следующими причинами:

— необходимостью учитывать прежде всего интересы конкретных людей (обучаемых и обучающих) и строить систему НПО в зависимости от сбалансированности потребностей людей, государства и регионовотсутствием на федеральном уровне долгосрочной политико-экономической программы развития РФ и отдельных отраслей, а также федерального закона о начальном профессиональном образовании как подсистеме образования, конкретно регламентирующего деятельность и вопросы управления начальным профессиональным образованием на всех уровняхреструктуризацией и сокращением потребности в образовательных услугах на традиционных рынках рабочей силы, для которых образовательные учреждения готовили кадрынесоответствием образовательных услуг в области начального профессионального образования, как по номенклатуре подготавливаемых профессий, так и по уровню получаемой квалификации требованиям работодателейб прямым подчинением региональным органам образования (так как Министерство общего и профессионального образования ведет процесс постепенной передачи ответственности за начальное профессиональное образование на региональный уровень, а процесс регионализации и муниципализации образовательных учреждений начального профессионального образования (далее ОУ НПО) только начинается и в силу специфики системы не сможет распространиться на значительную часть образовательных учреждений начального профессионального образования) — нарушением координации между начальным профессиональным образованием и другими формами профессиональной подготовки, в том числе на производстверезким сокращением бюджетного финансирования и необходимостью для образовательных учреждений начального профессионального образования искать новые, подчас нетрадиционные, источники финансирования- * - отсутствием в штатах органов управления начального профессионального образования ряда служб, обеспечивающих продуктивную деятельность в условиях рыночных отношенийвозрастанием зависимости от органов исполнительной и законодательной власти на местах.

Для того, чтобы начальное профессиональное образование как система развивалось в современных условиях, управление им должно быть максимально эффективным. Недостаточная эффективность органов управления начальным профессиональным образованием, вызванная неопределенностью стратегии, их нерациональной структурой и неэффективным распределением должностных обязанностей среди работников, в дополнение к объективным факторам, вызванным экономическим положением Российской Федерации, отрицательно сказывается на работе учреждений начального профессионального образования в регионе: отсутствие гибкости в удовлетворении потребности населения и потребителей рабочей силы (работодателей) в образовательных услугахснижение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений.

НПО на региональных рынках трудаограниченные возможности в привлечении источников финансированияпотеря собственности образовательных учреждений, вплоть до необоснованной ликвидации отдельных из нихнеполная реализация социально-воспитательной функции начального профессионального образованияограничение возможностей представлять интересы региональной системы НПО и отдельных образовательных учреждений перед региональными элитами и работодателямиограниченные возможности в привлечении источников финансированияотсутствие реальных условий для развития личности учащихся, гарантируемых Законом об образовании.

Как следствие, все это в перспективе негативно скажется на социально-экономическом положении областей и других территориальных формирований.

Становится актуальной проблема анализа эффективности управления начальным профессиональным образованием на региональном и муниципальном уровне, разработка компактной, научно обоснованной модели управления с её последующей апробацией.

В настоящее время в педагогической науке и науке об управлении слабо проработана проблема определения эффективности деятельности органов управления НПО и на его основе построения региональных управленческих структур профобразования, способных работать в реальных социально-экономических условиях перехода России на рыночные отношения. Решение этой проблемы лежит на стыке педагогической науки и теории управления, так как в настоящем случае объект управления является комплексом, объединяющим в себе образовательные, производственно-экономические и социально-воспитательные функции.

Теоретическими предпосылками и методической основой исследования послужили: работы по вопросам управления НПО (Батышев С. Я., Беляева А. П., Бутко Е. Я., Гершунский А. М., Казначеев В. А., Новиков А. М., Морковкин П. И., Соколов А. М. и другие) — общих основ теории управления образовательными учреждениями (Глазунов А. Т., Исправников Б. Б., Казаков В. Г., Новиков П. Н., Лазарев В. С., Осипов А. Н., Поташник М. М., Смирнов И. П., Худоминский П. В. и другие) — теории управления и оценки эффективности управленческого труда (Абалкин JI. И., Белкин В. Д., Мексон М., Ресин И. Е., Стаффорд Б., Терешин А. В., Фионин В. К., Франчу к В. И. и другие). Своими работами они создали предпосылки для решения данной проблемы. Ими разработаны общие положения системы структурного и функционального подхода в общей теории управления, основы оценки эффективности управленческого труда. Однако исследование данной проблемы в педагогике и теории управления остается, на наш взгляд, незаконченным.

Но ряд проблем нуждается в исследовании, поэтому актуальность исследования обусловлена необходимостью существенно повысить эффективность управления начальным профессиональным образованием, потребностью уточнить понятие эффективности управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне, разработать критерии эффективности органов управления НПО, создать теоретическую модель органа управления начальным профессиональным образованием и выработать на ее основе практические рекомендации для формирования органов управления НПО на региональном уровне, обеспечивающих успешное функционирование образовательных учреждений НПО и подготовку ими конкурентоспособных на региональных рынках труда работников.

Нами набран статистически достоверный материал, позволяющий сделать вывод о недостаточной эффективности управления начальным профессиональным образованием.

Все это создает возможность разработки названной проблемы.

На основе теоретических исследований должны быть созданы практические рекомендации по определению эффективности органов управления НПО и построению на их основе структур управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью принципиально повысить эффективность управления начальным профессиональным образованием, уточнить понятие эффективности управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне, разработать критерии эффективности органов управления НПО, создать теоретическую модель органа управления начальным профессиональным образованием и выработать на ее основе практические рекомендации для формирования органов управления НПО на региональном уровне, обеспечивающих успешное функционирование образовательных учреждений НПО и подготовку ими конкурентоспособных на региональных рынках труда работников.

Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная апробация модели органов управления начальным профессиональным образованием, создание на ее основе оптимальных структур управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне и определение эффективности деятельности органов управления начальным профессиональным образованием.

Объект исследования: процесс управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне в условиях реальной социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

Предмет исследования: эффективность процесса управления и его зависимость от структуры органа управления начальным профобразованием в регионе, функций и содержания управленческой * деятельности.

В работе сформулирована следующая гипотеза — эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием может быть существенно повышена за счет построения системы управления, учитывающей особенности начального. профессионального образования как подсистемы образования, совмещающей элементы образовательного учреждения, предприятия, средства социальной защиты молодежи и лишившегося работы взрослого населения, что обеспечит, в свою очередь, качество работы образовательных учреждений начального профессионального образования, и как следствие — обеспечит экономику региона кадрами работников квалифицированного труда, адекватными требованиям регионального рынка рабочей силы.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы, монографий, статей, диссертаций, исследовательского материала и определить особенности НПО как ф самостоятельной подсистемы образования, имеющей комплексный характер.

2. Сформулировать понятие эффективность управления начальным профессиональным образованием.

3. Определить зависимость эффективности управления НПО на региональном уровне от структуры, организации, содержания деятельности органа управления начальным" профессиональным образованием и учета особенностей управления данной подсистемой образования в реальных социально-экономических условиях.

4. Разработать критерии эффективности (показатели) управленческой деятельности органов управления начальным профессиональным образованием.

5. На основе критериев эффективности разработать возможные модели регионального управления НПО, адекватные сложившимся в регионах подходам к построению органов управления образованием.

6. Провести экспериментальную проверку разработанных моделей управления.

Методологическая основа исследования — ведущие положения теории управления, системный подход к изучению объекта исследования даны по общим теориям систем (Абалкин Л. И., Андреев В. Л., Франчу к В. И. и другие). Работы по управлению образованием (Худоминский П. В, Лазарев В. С, Соколов А. Г. и другие). В ходе исследования использовались методы идеализации, дедукции, моделирования (Амосов Н. И., Бирюков В. Б., Парин В. В. и другие), для проверки дедуктивно выдвигаемой гипотезы использовался метод эксперимента.

Нормативно-правовая основа исследования — Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нормативные документы в области начального профессионального образования Российской Федерации и государственного управления. Региональные правовые акты.

Опытно-экспериментальная база исследования — структуры управления НПО (ПТО) — Липецкого управления народного образования (1992;1993 г. г.), Управления профессионально-технического образования администрации Липецкой области- (1993.

1998 г. г.), на последнем этапе — Комитета начального профессионального образования администрации Тамбовской области (1996;1998 г. г.).

Также привлекались к исследованию органы управления образования (профобразования) Астраханской, Белгородской, Воронежской, Курской, Пензенской, Ростовской областей, Республики Татарстан. Использовались отчетные материалы вышеперечисленных регионов и материалы Министерства образования и в последствии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Организация исследования — исследование можно разделить на четыре этапа.

Первый этап (1992;1995) — анализ подходов к определению эффективности рационального управления начальным профессиональным образованием и критериев определения эффективности. Разработка авторского подхода к данной проблеме, уточнение определения понятий, внешняя и внутренняя эффективность управления НПО. Теоретическое и практическое уточнение функций органа управления НПО в современных условиях и их объемов, соотношение понятий эффективность и функция. Разработка оптимальной системы критериев для определения эффективности регионального управления начальным профессиональным образованием.

Второй этап (1993;1997 год) — изучение истории управления начальным профессиональным образованием и возможностей совершенствования управления НПО с целью повышения его эффективности.

Третий этап (1993;1996 год) — построение и теоретическое обоснование авторской модели регионального управления НПО и ее возможных вариантов, определение условий ее функционирования.

Четвёртый этап (1993;1998 годы) — экспериментальная апробация, обобщение и систематизация полученных результатов и внедрение авторского подхода.

На защиту выносятся: научное обоснование критериев оценки эффективности деятельности органов управления начальным профессиональным образованием, при этом понятие эффективность в управлении НПО раскрыто как совокупность внутренней и внешней эффективности управления;

— разработанные теоретически и апробированные практически модели регионального органа управления начальным профессиональным образованием, основанные на многофункциональности региональной системы НПО как объекта управления;

— рекомендации по адаптации моделей регионального управления начальным профессиональным образованием к различным типам экономики и вариантам социально-экономической ситуации в России.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обосновано понятие эффективности управления НПО применительно к современным условиям функционирования органов управления начальным профессиональным образованием и разработана система критериев для определения уровня эффективности управления НПО с учетом его комплексного характерапроведен системный анализ различных моделей управления НПО (реально существующих) по названным критериямтеоретически обоснована зависимость эффективности управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне от выбора его структуры и разработаны структурно-функциональные модели схем управления профессиональным образованием с учетом особенностей начального профессионального образования как самостоятельной подсистемы образования (региональной системы НПО).

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанной теоретической модели возможно создавать вариативные модели управления начальным профессиональным образованием, учитывающие особенности различных региональных подходов к формированию органов управления образованием (начальным профессиональным образованием) и предназначенные для использования структурами государственного управления образованием и региональными органами представительной и исполнительной власти с целью их работы с объектами управления в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Разработаны конкретные рекомендации по организационному и техническому обеспечению процесса управления начальным профессиональным образованием и выбору определенной модели управления НПО в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.

Структуры управления, представленные в виде схем, могут использоваться практическими работниками и руководителями органов управления образованием (профобразованием).

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении — обосновывается актуальность темы исследования, определены его цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, отобраны методы исследования.

В первой главе — «Управление процессом перестройки региональных систем начального профессионального образования» дан исторический анализ организации управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне на протяжения 20 века. В ней приведен обзор состояния проблемы управления начальным профессиональным образованием в педагогической науке, науке управления и практике начального профессионального образования, а также краткий анализ управления за рубежом. Охарактеризованы особенности управления региональной системой начального профессионального образования, дан сравнительный анализ управления различными подсистемами образования на региональном уровне. В главе уточнено понятие эффективность управления начальным профессиональным образованием. Выявлены и сгруппированы критерии эффективности деятельности региональных органов управления НПО. Обоснована зависимость эффективности качества управления НПО от структуры, методов и социально-экономической ситуации в регионе. В главе доказано, что построение региональной системы начального профессионального образования и управление ею зависит от социально-экономической ситуации в стране. щ.

Во второй главе «Система регионального управления начальным профессиональным образованием в условиях перехода к рыночным отношениям», на основе теоретических выводов, полученных в предыдущей главе, приводятся основные модели структуры и организации органов регионального управления начального профессионального образования в условиях перехода к рыночным отношениям, определены общие принципы региональных структур управления НПО. В главе рассмотрены пути изменения существующих форм и методов управления НПО с учетом требований рынка труда, описаны возможные модели управления НПО. Здесь же даны рекомендации по организационному, техническому, информационному обеспечению процесса управления НПО.

В третьей главе «Экспериментальная проверка эффективности управления региональными структурами начального профессионального образования» описан механизм разработки критериев эффективности деятельности управленческих структур профобразования и дано подробное описание этих критериев, представлена методика экспериментов по апробации предложенных моделей регионального управлениясделан анализ результатов экспериментальной проверки эффективности управления региональными структурами профобразования при различных условиях и структурах управленияописан эксперимент и приведены результаты создания управленческих структур (педагогический, управленческий и экономический аспекты).

Заключительная часть — содержит общие выводы и перечень проблем для дальнейшего исследования в области управления начальным профессиональным образования.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов подтверждается валидностью критериев их оценки и корреляциями статистических данных, представленных в таблицах и схемах.

Общий объем диссертации 238 страниц машинописного текста (включая 20 таблиц, 25 схем) и 98 источников.

Особое место в диссертации отведено графическим схемам структур управления для интегрированного и неинтегрированного вариантов регионального органа управления начальным профессиональным образованием.

Работа снабжена одним приложением.

Список литературы

использованной при написании данной диссертации, содержит 39 книг, 59 публикаций в периодической печати на русском, английском, немецком языках, вышедших за последние 15 лет.

В работе использованы материалы архива Министерства образования Российской Федерации, Государственного архива Липецкой области, Центрального архива новейшей истории Липецкой области.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялась следующими путями: участие в научных конференциях по тематике диссертационного исследованиявыступления перед работниками администраций регионов и руководителями региональных органов управления профессиональным образованиемвыступления перед руководителями кадровых служб предприятий различных форм собственности и предпринимателямипредложенная модель внедрена в Липецкой области, начато внедрение в Тамбовской областипубликация печатных работ.

Выводы по третьей главе:

1. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием зависит от построения структуры управления, учитывающей особенности начального профессионального образования как подсистемы образования, совмещающей элементы образовательного учреждения, предприятия, средства социальной защиты молодежи и лишившегося работы взрослого населения. В свою очередь, от эффективности функционирования органа управления НПО зависит качество работы образовательных учреждений НПО и, как следствие, обеспечение экономики региона кадрами работников квалифицированного труда, адекватными требованиям регионального рынка рабочей силы.

Исследуемая проблема и проведенный с 1992 по 1998 годы эксперимент, а также стабильная работа Липецкого управления начального профессионального образования, действующего по экспериментальной модели управления, позволяют практически убедиться в том, что модель автономного регионального управления НПО ЭФФЕКТИВНА и может быть использована в других регионах, что, в свою очередь, обеспечит большую эффективность экономики регионов.

2. Для определения эффективности управления нами разработаны показатели внутренней и внешней эффективности, эти показатели выражены математически.

Показатели внутренней эффективности:

— коэффициент устойчивости (предсказуемости) управления определяется отношением количества фактически проведенных мероприятий за определенный период времени к количеству запланированных мероприятий за тот же период времени;

— коэффициент производительности обработки информации определяется отношением количества работников органа управления к количеству входящих документов, требующих принятия управленческих решений и переработки перед передачей в образовательные учреждения и другие организации к количеству переработанных материалов, направленных в образовательные учреждения и другие организации;

— коэффициент соотношения управленческого персонала и учащихся образовательного учреждения НПО определяется отношением количества работников органа управления НПО к количеству учащихся в образовательных учреждениях НПО региона;

— коэффициент оперативности управления (реагирования на текущие ситуации) определяется отношением числа руководителей органа управления наделенных правом осуществлять руководство директором образовательного учреждения НПО по различным вопросам к числу звеньев, через которые проходит управленческое решение (звеньев управления) от руководителя органа управления образованием до директора НПО.

Показатели внутренней эффективности:

— показатель нормативно-правой защищенности выражается в процентах и представляет собой средний процент показателей правовой защищённости всех образовательных учреждений НПО. Показатель правовой защищённости образовательного учреждения определяется отношением имеющегося количества нормативно-правовых документов к их минимально необходимому количеству;

— показатель конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда выражается в процентах и характеризуются группой, состоящей из трех показателей: процента выпускников, трудоустроенных после окончания образовательных учреждений НПО по полученной профессии (специальности) — процента выпускников, трудоустроенных в течение двух месяцев после выпуска, в том числе и не по профессиипроцента выпускников, обратившихся в течение двух месяцев в СЗ, от общего выпускапоказатель качества обучения выражается в процентах и определяется отношением количества внедрённых в регионе государственных стандартов к количеству введённых в действие государственных стандартов по тем профессиям, по которым в регионе обучаются учащиесядля увеличения достоверности использован также традиционный показатель качества обучения, выражающийся количеством учащихся, получивших «хорошо» и «отлично» на итоговых аттестациях к общему количеству выпускников, подвергнутых итоговой аттестациипоказатель качества состава инженерно педагогических работников выражается в процентах и определяется отношением количества инженерно-педагогических работников, имеющих высшие и первые категории, к общему количеству инженерно-педагогических работниковкоэффициент эффективности образовательной деятельности инженерно-педагогических работников характеризуется отношением процента ИПР, имеющих высшие и первые категории, к проценту выпускников, получивших установленные и выше установленных разряды- (Два последних показателя коррелируют между собой.) показатель качества социальной защищённости учащихся выражается в процентах и определяется отношением суммы средней стоимости полученных на одного учащегося льгот из бюджетных и внебюджетных источников за год к средней стоимости обучения учащихся за годпоказатель самоокупаемости образовательных учреждений начального профессионального образования выражается в процентах и определятся отношением объема полученных внебюджетных средств за счет всех источников к фактическим затраты образовательного учреждения за тот же период;

— показатель эффективности вложения инвестиций в образовательную деятельность — выражается в рублях и определяется отношением объема продаж образовательных услуг к стоимости основных средств образовательного учреждения.

3. При анализе показателей внутренней эффективности существующих региональных органов управления начальным профессиональным образованием, получены следующие результаты:

— коэффициент устойчивости управления выше у относительно, или полностью автономных органов управления начальным профессиональным образованием;

— коэффициент производительности обработки информации находится на одном уровне;

— коэффициент соотношения управленческого персонала и учащихся образовательных учреждений НПО — выше в интегрированных органах управления начального профессионального образования;

— коэффициент оперативности управления выше у автономных в рамках органа управлением образованием или полностью автономных органов управления начальным профессиональны образованием.

4. При анализе показателей экспериментальной модели в сравнении с ранее существовавшей интегрированной моделью управления НПО области получены следующие результаты:

— коэффициент устойчивости управления возрос;

— коэффициент производительности обработки информации сохранился на прежнем уровне;

— коэффициент соотношения управленческого персонала органа управления и учащихся понизился;

— коэффициент оперативности управления возрос;

По большинству показателей внешней эффективности экспериментальная модель имеет очевидные преимущества:

— показатель обеспечения нормативно-правовой защищенности деятельности образовательных учреждений возрос;

— показатель конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда возрос, но происходит его постепенное снижение, вызванное внешним фактором (экономическим кризисом), но медленнее, чем рост безработицы в регионе;

— показатель качества обучения возрос;

— показатель качества состава ИПР возрастает ;

— коэффициент эффективности образовательной деятельности инженерно-педагогических работников снизился, по причинам независящим от построения модели;

— показатель эффективности социальной защищённости возрос, несмотря на снижение объёмов выделения на эти цели бюджетных средств;

— показатель самоокупаемости образовательных учреждений начального профессионального образования возрос и продолжает расти;

— показатель эффективности вложения инвестиций возрос.

5. Автономизация управления НПО позволяет сосредоточить усилия работников органа управления на решении педагогических задач одной категории учащихся, что важно в педагогическом аспекте для учащихся начального образования как представителей определенной социальной группы населения.

6. Автономизация позволяет сократить число звеньев управления и таким образом поднять эффективность управления ОУ НПО. Это позволяет представлять интересы системы перед первыми руководителями регионов, что в реальной социально-политической ситуации не менее важно, чем экономическое обеспечение деятельности ОУ.

7. Совокупность возрастания конкурентоспособности выпускников, самоокупаемости образовательных учреждений, эффективности вложения инвестиций позволяет сделать вывод об экономической эффективности автономизации управления начального профессионального образования региона и предложенной экспериментальной модели управления НПО.

Заключение

.

1. Несмотря на наличие единого образовательного пространства, подходы к управлению различными подсистемами образования различны, что в полной мере относится и к системе начального профессионального образования. Выбор форм и методов управления, построение организационных структур управления начальным профессиональным образованием должны осуществляться не спонтанно и не по воле отдельных руководителей, а на основе научного системного анализа, который бы позволил выбрать наиболее эффективную модель управления.

От эффективности функционирования органа управления начальным профессиональным образованием зависит качество деятельности региональной системы начального профессионального образования и, как следствие:

— обеспечение экономики региона кадрами работников квалифицированного труда, адекватными требованиями регионального рынка рабочей силы, с вытекающим отсюда отложенным экономическим эффектом;

— элементы обеспечения социальной стабильности в регионе.

Управление начальным профессиональным образованием имеет свою специфику функционирования, особенно проявляющуюся в кризисные периоды и в периоды стабилизации социально-экономической ситуации. Исторические уроки имеют большую ценность, но их сегодня явно недостаточно, и при выработке модели управления региональной системой начального профессионального образования необходим системный научный анализ различных моделей управления начальным профессиональным образованием с точки зрения сравнительной эффективности.

В современной ситуации при выборе модели управления НПО необходимо учитывать ряд объективных трудностей.

Для получения работающей системы управления начальным профессиональным образованием «рыночного» образца необходимо иметь аналогичного типа реально действующую правовую базу экономики и образования при сложившихся буржуазно-демократических институтах власти. Причем необходимо наличие материальных средств обеспечения данного процесса, в том числе и у потребителей образовательных услуг. На такое строительство, включающее всю систему образования, по самым оптимистическим прогнозам, потребуется не менее двух десятков лет.

В ходе поиска новых форм и методов управления начальным профессиональным образованием и всей системой образования, необходимо учитывать тот факт, что при стабильности управленческих кадров, даже смена руководителя и проводимого им курса резко не отражается на работоспособности самостоятельных подразделений, не отражается на эффективности управления.

Поэтому возникла крайняя необходимость в разработке модели управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне, способной учитывать положительные традиции, наработанные годами, и гибко реагировать на требования экономических реалий. Основой такой разработки стала оценка эффективности структур управления начальным профессиональным образованием на региональном уровне и построение на ее основе структур управления начальным профессиональным образованием, отвечающих реальным условиям функционирования.

Изучение и оценка деятельности органов управления образованием конкретных регионов уже в ходе работы вызвала недовольство отдельных представителей региональных элит, ограничивших доступ к статистическим материалам. Вот почему, авторам пришлось неоднократно прибегать к анонимному анкетированию как источнику получения информации.

До настоящего времени процесс создания структур управления начальным профессиональным образованием в регионах носил спонтанный характер и не основывался на научном анализе решаемой задачи. Как показал практический анализ выборочно взятых региональных структур управления НПО, специфика объекта управления не всегда учитывалась, а в отдельных случаях необходимая схема управления приносилась в жертву созданию удобств для управления другими подсистемами образования.

В ходе анализа региональных структур управления начального профессионального образования: а) установлена тенденция к постепенной автономизации управления начальным профессиональным образованием как подсистемой образования в регионе, даже несмотря на противодействие отдельных руководителей органов управления образованием, исполнительной власти и законодательной базыб) выявлено, что формы и методы управления начальным профессиональным образованием, носят преимущественно реактивный характер (реагируют на уже совершившиеся события и настроены на поддержание текущей деятельности региональной системы начального профессионального образования, нет служб, обеспечивающих развитие, например, нет службы образовательного и производственного маркетинга), что не соответствует изменениям в условиях работы учебных заведений начального профессионального образования как непосредственных объектов управленияв) определено, что несовершенство региональных структур управления начальным профессиональным образованием можно рассматривать как одну из возможных причин намечающейся тенденции к муниципализации начального профессионального образования. При этом проблема управления образовательными учреждениями начального профессионального образования в данных условиях становится одной из ключевых.

2. В ходе проведенного исследования вскрыты объективно существующие противоречия:

1) между законодательно-правовой базой образовательной деятельности и социально-экономическими реалиями функционирования региональных образовательных систем;

2) между потребностью образовательных учреждений в эффективных формах управления и административной поддержке их интересов на региональном уровне и сложностью в реализации этих задач из-за неадекватного построения структур управления;

3) мезвду необходимостью обеспечить максимально возможный уровень результативности деятельности учебных заведений и снижением затрат управленческого труда;

4) между экономической и социальной составляющими эффекта управления.

Наличие этих противоречий показывает необходимость перестройки региональных моделей управления начальным профессиональным образованием с учетом современной ситуации и возможных перспектив ее развития.

3. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием, помимо факторов экономического характера, зависит от построения структуры управления, учитывающей особенности начального профессионального образования как самостоятельной подсистемы образования.

Начальное профессиональное образование региона и органы управления им имеют все элементы, позволяющие соответствовать понятию самостоятельной подсистемы образования: а) взаимодействие с внешней средойб) связь между компонентами системыв) активное влияние на свои компоненты и преобразование их соответственно своей природе и характеруг) преобладание внутренних связей компонентов между собой над внешними воздействиями.

Как самостоятельная подсистема образования она определена законодательно в статье 22, Закона РФ «Об образовании» .

Система начального профессионального образования носит комплексный характер и имеет только ей свойственные особенности, которые предопределяют подходы к управлению. Данная образовательная подсистема и ее основные рабочие звенья (профессиональные училища и профессиональные лицеи) совмещают в одном учреждении несколько функций (направлений). Они совмещают в себе функции образовательного учреждения, предприятия, средства социальной защиты молодёжи и лишившегося работы взрослого населения.

Для того, чтобы обеспечить эти общие функции начального профессионального образования, региональный орган управления начального профессионального образования должен выполнять свои специфические функции. Эти функции определены и сгруппированы в таблице 20.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Д. Нация в опасности: к вопросу о реформе образования в США «Вопросы образования», 1987, № 3, с. 13 26.
  2. Н. И., Касаткин А. М., Касаткина JI. М., Тачаев С. А. Автоматы и разумное поведение (опыт моделирования) Кн., Киев, «Наукова думка», 1973, 374 с.
  3. С. Я. и др. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. Кн., М., «Педагогика», 1981, 352 с.
  4. А. П. Региональная система профессионального образования. М., «Педагогика», 1993, № 4, с. 68−72.
  5. А. С., Кабыш В. Л., Шарапов А. Д., Эльвов С. Н. Постановка задачи стохастического линейного программирования в экономических исследованиях. Кн., Киев, Инст. народного хозяйства им. Коротченко Д. С., 1972, 370 с.
  6. Ю. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятий. Кн., М., Изд. стандартов, 1991, 214 с.
  7. Большая Советская энциклопедия под ред. Прохорова А. М, т. 30, М., «Советская энциклопедия», 1978.
  8. Большой коммерческий словарь под ред. Рябовой Т. Ф. М., «Война и мир», 1996, с. 334.
  9. Большой экономический словарь под ред. Израэляна А. Н., М., фонд «Правовая культура», 1994, с. 403.
  10. Большой энциклопедический словарь «Система». М., 1997, с. 1102.
  11. Н. Е. Управление образованием в Китае. М., «Педагогика», 1992, № 1 12, с. 108 114.
  12. А. П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов «Социально-полит, журнал», 1998, № 6, с. 3 -19.
  13. Е. Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. «Профессионал», 1994, № 3−4, с. 2 14.
  14. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. С-Пб., «Петрополис», -1998, с. 446 448.
  15. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. Перевод с англ. М., «Советское радио», 1968, 326 с.
  16. Виноградова 3. Е. Логика построения теории управления производством. «Экон. науки», 1983, № 7, с. 50 54.
  17. Вопросы повышения эффективности предприятий в условиях интенсификации производства. Межвуз. ст. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1991, 188 с.
  18. Е. Т. Дни поражений и побед. М., «Вагриус», 1997, 366 с.
  19. В. О мерах правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране. «Российский экономический журнал», 1998, № № 11−12, с. 3 18.
  20. . С. Школа XXI века: проблемы управления. «Школа», 1998, № 5, с. 13.
  21. . С. Образование в будущее. М., «Педагогика», 1994, № 2, с. 3 9.
  22. А. Т. Региональные модели профессионального образования. «Профессиональное образование», 1997, № 11, с. 5.
  23. А. Т., Зиновьев А. Т., Казаков Г. В. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования. Кн., М.- Старый Оскол, «Профобразование», 1998, 96 с.
  24. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 (30.11.94, № 51-фЗ). М., Инфра- М-Норма, 1996, 560 с.
  25. А. Н. Фальсификация истории советской школы и педагогики. «Сов. педагогика», 1987, № 6.
  26. Закон РФ «Об образовании» (13.01.96 № 12-фЗ). «Собр. законодательства РФ», 1996, № 3, с. 150.
  27. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24.12.1958.
  28. И. В. Организация маркетинговых исследований. «Профессиональное образование», 1998, № 3, с. 14−15.
  29. В. Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования. Автореферат дис. к. п. н. Старый Оскол, 1998, 27 с.
  30. В. А. Исторический опыт и проблемы совершенствования управления профессионально-техническим образованием СССР. Кн., М., Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1990, 337 с.
  31. М. Реформа и планирование образования в условиях экономического кризиса. «Вопр. образования», 1987, № 2.
  32. В. М. Основы современной экономики. Кн., М., «Финансы и статистика», 1998, 368 с.
  33. Концепции профессионально-технического и среднего специального образования. М., 1989.
  34. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Под ред. Федосеева П. Н., т. 5. Кн., М., «Полит, литерат.», 1971, 458 с.
  35. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. Под ред. Беляевой А. П. С.-Пб.- Бохум, 1994, 122 с.
  36. Ю. А. Ингерация социалистического производства и управление. Кн., М., «Наука», 1976, 278 с.
  37. В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи. «Педагогика», 1995, № 5.
  38. К. Капитал, Кн.1. Соч., изд.2-е, т. 49, с. 95.
  39. С. Д. Профессионалы в управлении. Кн., Л., «Лениздат», 1991, 141 с.
  40. May В. Политическая природа и уроки финансового кризиса. «Вопросы экономики», 1998, № 11, с. 4 19.
  41. М., Алберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.). М., «Дело», 1995, 701 с.
  42. В. И. Научно-педагогические основы моделирования региональной системы начального профессионального образования. Автореф. дис. к. п. н. М., 1998, 22 с.
  43. П. И. и др. Совершенствование деятельности местных управлений профтехобразования. ВНИИ ПТО, Л., 1987, 54 с.
  44. А. М. Воскрешение лицея. М., «Народное образование», 1992, № 5 6, с. 74−77.
  45. А. М. Профессиональное образование России. Кн., М., 1997, 253 с.
  46. П. Н. Опережающее профессиональное образование. Взгляд на проблему. «Профессиональное образование», 1997, № 1, с. 4.
  47. Новые модели финансирования профессионального образования. Под ред. Смирнова И. П. М., «Ореол», 1996, Л 52 с.
  48. . JI. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М., «Высшая школа», 1989, 224 с.
  49. Организационная деятельность органов управления профтехобразованием на основе примерных нормативов времени выполнения управленческих работ, методические рекомендации. Под ред. Морковкина П. И. ВНИИ ПТО, Л., 1988, 77 с.
  50. А. М. Россия на пути в постиндустриальную экономическую эпоху: сдвиг власти и собственности. «Социально-политич. журнал», 1998, № 5, с. 21 41.
  51. А. Н. Подготовка квалифицированных рабочих для с/хозяйственного производства. Кн., М., «Высшая школа», 1976, 186 с.
  52. А. Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., «Высшая школа», 1991, 75 с. 54. «Российская Федерация», 1998, № 6, с. 10 12.
  53. Т. В. Современный офис, как элемент технического обеспечения управления организацией. «Российский экономический журнал», 1996, № 5−6, с. 76 80.
  54. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства профессионально-техническим образованием в СССР „от 11.07.1959.
  55. Постановление Правительства РФ № 908 от 21.07.1997 (Разд. III. „О концепции реформирования системы начального профессионального образования“. „Российская газета“, 1997, 8 августа (абз. 1, 5).
  56. М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой: в вопросах и ответах. Кн., М., „Новая школа“, 1997, 352 с.
  57. Приказ Минобразования РФ „О введении в действие документов Государственного стандарта начального профессионального образования“ от 22.06.94 № 215, „Вестник образования“, 1995, № 4.
  58. О. Г. Теоретические проблемы развития профессионально-технического образования. Сб. науч. тр., ВНИИ ПТО, Л., 1991, с. 19 35.
  59. Проблемы эффективности работы управленческих органов. Под ред. Тихомирова Ю. А. Кн., М., „Наука“, 1973, 440 с.
  60. Профессионально-технические учебные заведения. Сб. основ, законод., инструктив. и норматив, материалов по планово-финансовым вопросам. М., „Профтехиздат“, 1993, 270 с. 63. „Программно-целевой метод“ //Большой энциклопедический словарь. М., 1997, с. 963.
  61. И. Е. Эффективность управленческого труда: политико-экономическое исследование. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990, 117с.
  62. . М. Управление НТП: эффективность, структура, информация. Кн., М., „Наука“, 1990, 175 с.
  63. Т. Н. Российские реформы и колебания национального сознания. „Социально-полит, журнал“, 1998, № 6, с. 36 44.
  64. . Управление системами образования: проблемы и тенденции. „Вопр. образования“, 1990, № 2, с. 23 25.
  65. Сбалансированность и эффективность. Под ред. Белкина В. Д. Кн., М., „Наука“, 1988, 295 с.
  66. Система начального и среднего профессионального образования и подготовки кадров в Российской Федерации. Доклад по проекту „Национальная обсерватория“, TACIS. М., 1997, 81 с.
  67. Система образования во Франции и организация её организации. Кн., Посольство Франции в Москве, 1993, 140 с.
  68. Система управления профтехобразованием (организационно-структурные аспекты). Под ред. Соколова А. Г. ВНИИ ПТО, Л., 1987,113 с.
  69. И. П. Европейская профессиональная школа. М., 1996, 56
  70. И. П. Нация в опасности. Кризис начального профессионального образования в- России. „Профессиональное образование“, 1998, № 3, с. 8 9.
  71. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. Кн. М., 1998, 102 с.
  72. И. П. Принципы формирования региональных моделей начального профессионального образования. Сб. тезисов докладов и сообщений. Челябинск, 1988, 143 с.
  73. Совершенствование процессов управления. Под ред. Попова Г. X. М., „Экономика“, 1975, 279 с.
  74. А. Г. Совершенствование деятельности местных управлений профтехобразования. Метод, рекомендации. ВНИИ ПТО Л, 1987, 78 с.
  75. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием. Программа „Стратегия развития образования“. Под ред. Лазарева В. С. РАО. М., 1996, с. 10 39.
  76. . Мозг фирмы. Пер. с английского. Кн., М., „Радио и связь“, 1993,413 с.
  77. Н. Г., Лившиц В. В. Концепция реформирования экономики системы образования. М., „Новая школа“, 1994, 30 с.
  78. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования: Утв. постановлением Правительства РФ от 5.06.94 № 650 „Вестник образования“, 1995, № 3.
  79. Е. В. О приоритетах в системе НПО. „Профессиональное образование“, 1998, № 7 8, с. 10 — 11.
  80. Трудовые резервы СССР. Сб. офиц. материалов. М., 1950.
  81. Управление народным образованием в районе (городе): опыт, проблемы, перспективы. Сб. науч. тр. АПН СССР. М., 1990, 112 с.
  82. Управление народным образованием в районе (городе) Под ред. Кондакова М. И., Портнова М. Л., Худоминского П. В. М., „Просвещение“, 1981, 192 с.
  83. В., Терешин А. Показатели эффективности управления. „Рос. экон. журнал“, 1994, № 8, с. 60 67.
  84. В.И. Основы построения организационных систем. Кн., М., „Экономика“, 1991, 109 с.
  85. П. В. Аттестация или имитация. „Народное образование“, 1997, № 3, 52.
  86. В. А. Совместимость критериев разных уровней управления. „Вестник с/х науки“, 1991, № 4, с. 78 81.
  87. М. Ш. От хода реформ зависит судьба России. „Россия и современный мир“, 1998, № 1, с. 14 21.
  88. В. К. Стратегическое планирование развития профессионального образования региона. „Профессиональное образование“ 1998, № 5, с. 2 3.
  89. X. Образование в период „жесткой экономии“: опыт стран Северной Европы. „Вопр. образования“, 1990, № 2, с. 18 20.
  90. Экономика. Учеб. для экон. акад., вузов. Под ред. Булатова А. С. М., 1995,604 с.
  91. Экспресс-информации о состоянии рынка труда Липецкой области (1994 1998 г. г.), УТиЗН, Липецк.
  92. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона „Профессиональное образование“. С.-Пб., 1907, с. 564 571.
  93. Эффективность труда руководителя. Пономарев Л. Н. и др. Кн., АОН при ЦК КПСС. М., „Мысль“, 1988, 316 с.
  94. Р., Фернандес Д. Язык управления заданиями. Перевод с англ. М., „Мир“, 1981,173 с. 98.
  95. ГАЛО, ф.2, оп.1, д. 95, л. (или ед. хр. в старых арх.)2. тоже, оп.1, д. 251, л.3. „-“ оп.1, д. 306, л.4."-“ оп.1, д. 593, л.5."-» «-», д. 672, л.6."-" «-», д. 710, л.7."-" «-», д. 776, л.8."-" «-», д. 858, л.9."-" «-», д. 914, л.10."-" ф.9, оп.1, д. 202, л.
  96. Фонды предприятий и организаций:
  97. Новолипецкий металлургический завод (НЛМЗ) Главного управления металлургической промышленности Министерства черной металлургии СССР. Образован в 1934 г., ф. Р-442, ед. хр.1289, 1934−1979 гг.
  98. Липецкий ордена Трудового Красного Знамени металлургический завод «Свободный сокол» Министерства черной металлургии СССР. Национализирован в 1918 г. 1. До 1965 г.
  99. Чугунолитейный и механический завод «Свободный сокол» Тамбовского губернского отдела местного хозяйства
  100. Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» СНХ Центрально-Черноземного экономического административного района1963−1964 гг., ф. Р-71, ед.хр.730, 1918−1932, 1943−1965 гг.
  101. Липецкий ордена Ленина тракторный завод имени ХХШ съезда КПСС Всесоюзного производственного объединения «Союзтракторопром» Министерства тракторного исельскохозяйственного машиностроения СССР. Образован в марте 1943 г., ф. Р-524, ед.хр.603, 1943−1968 гг.
  102. Елецкий завод «Гидропривод» Главного управления по производству гидравлической аппаратуры Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Образован в 1942 г. ф. Р-975, ед. хр. 431, 1942−1968 гг.
  103. Елецкий мотороремонтный завод Орловского областного управления сельского хозяйства и заготовок1945−1953 гг.
  104. Елецкий завод «Елецсельхоззапчасть» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР1956 г., ф. Р-1231, ед.хр.329, 1946−1970 гг.
  105. Данковский химический завод Управления металлургической промышленности Липецкого экономического административного района1958−1962 гг., ф. Р-623, ед.хр.489, 1944−1970 гг.
  106. Строительство елецкого завода «Прожекторные угли» Наркомата электропромышленности СССР1941−1945 гг.
  107. Елецкий завод «Прожекторные угли» СНХ ЦентральноЧерноземного экономического административного района1963−1965 гг., ф. Р-1001, ед. хр.382, 1945−1968 гг.
  108. Липецкое рудоуправление гонорудного треста «Центроруда» Министерства черной металлургии СССР. Образовано в 1925 г. Ликвидировано в 1969 г., ф. Р-421, ед.хр.157, 1963, 1941−1966 гг.
  109. Елецкий кооперативно-промысловый союз кружевниц управления промысловой кооперации исполнительного комитета Орловского областного Совета депутатов трудящихся1946−1950 гг.
  110. Елецкий кооперативно-промысловый союз кружевниц Орловского областного совета промысловой кооперации1951−1953 гг.
  111. Елецкий кооперативно-промысловый союз кружевниц Липецкого областного Совета промысловой кооперации1954−1960 гг., ф. Р-1304, ед.хр.291, 1944−1970 гг.
  112. Машинно-тракторные станции (МТС). Образованы в 1929 г. Ликвидированы в 1958 г., 15 фондов, ед.хр.1354, 1935−1958 гг.
  113. Сельскохозяйственные артели (колхозы), 104 фонда, ед.хр.8304, 1941−1975 гг.
  114. Отдел народного образования исполнительного комитета Елецкого окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (окроно). Образован в 1928 г. Ликвидирован в 1930 г., ф. Р-688, ед. хр. 110, 1928−1930 гг.
  115. Липецкое областное управление профессионально-технического образования Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР. Образовано в 1954 г. 1. До 1960 г.
  116. Липецкое областное управление трудовых резервов Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР1954−1959 гг., ф. Р-585, ед.хр.241, 1954−1972 гг.
  117. Дело 46 Об освобождении зданий ДК под РУ ремонтнотракторного завода. ф.4,оп-1 Протокол 61 бюро Липецкого ГК ВКП/б/ от 26.11.40 г. Дело 47 «О готовности ремесленных училищ и школ ФЗО к началу учебного года»
  118. Протокол 63 от 3.12.40 г. Итоги первого дня занятий 2 декабря в ремесленных училищах и школах ФЗО.
  119. Дело 45 Протокол 100 3 июня 1941 г. бюро О готовности школ ФЗО и РУ к приему нового набора учащихся.
  120. Война. Школы под госпитали. ФЗУ, РУ не трогать. N 107 от 11 июля 1941 г. ф.4, оп.-1 Протокол 108 от 17 июля 1941 г. О готовности РУ г.
  121. Липецка к приему нового набора учащихся с началом обучения 1 августа 1941 г Дело 55.ф.4,оп-1 10.12.41 г. Об эвакуации РУ-18, РУ-2 «Св. Сокол», РУ-14
  122. Дело 218 от 11.02.98 г. г. Елец ф.35,оп-1, связка 5ф.35,оп-2, связка 77 Бюро Елец ГК прот. N 35 (копия) от 16.10.40 г. копия) Бюро 23.10.40 г.
Заполнить форму текущей работой