Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие личностно-ориентированного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Активизация личностных функций обеспечивается таким… Читать ещё >

Понятие личностно-ориентированного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В личностно-ориентированном обучении речь идет не о формировании личности с заранее заданным набором качеств, а о создании педагогической среды, обеспечивающей проявление и развитие личностного опыта. В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, открытием гимназий, лицеев, колледжей. Однако большинство авторов связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения. В традиционной школе проходит авторитарное, несвободное обучение, где процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем. Следует ввести другой тип обучения, при котором ученики учатся в ходе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в процессе дискуссий и принятия решений. Целью обучения является развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знания, обучающая программа — средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо следующее: сменить позицию учителя; создать атмосферу «свободы учения» в классе, использовать методы, стимулирующие активность ученика и его развитие. Позиция учителя — это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего «развивающую помощь». Учитель также является носителем способов проработки учебного материала. Обмениваясь с учениками своими способами, как более профессионально продуктивными, он может сам стать источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими, превращая их в рациональные приемы умственной деятельности. Работа со способами становится важным условием превращения их в закрепленные, специально отобранные, осознанно используемые приемы интеллектуальной деятельности.

Идея личностно-ориентированного обучения проявляется сегодня на двух уровнях: обыденном и научном. На обыденном уровне личностный подход рассматривается через идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Что касается научного представления о личностно-ориентированном обучении, в рамках предмета дидактики, то он связан с целями, содержанием образования, методами обучения и входящими в их состав конкретными технологиями, деятельностью преподавания и учения, критериями эффективности образовательного процесса. Концепция личностно-ориентированного образования обновляет эти компоненты.

Отечественный и зарубежный опыт уже неоднократно убеждал, что попытка формировать личность по установленной модели, пропуская учеников «стройными рядами» через определенный стандарт образования, может дать лишь образовательные и социальные суррогаты. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Собственно личностные функции обучаемого «включаются» в образовательном процессе в том случае, когда ориентировка на усвоение только знаний уже не может обеспечить активную позицию ученика в учебном процессе.

Личностные функции — это в данном случае те проявления человека, которые, собственно, и реализуют социальный заказ «быть личностью».

В качестве таковых функций выделим следующие:

  • — функция мотивации (принятие и обоснование деятельности);
  • — функция опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
  • — функция коллизии (видение скрытых противоречий действительности);
  • — функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
  • — функция рефлексии (конструирование и удержание определенного образа «Я»);
  • — функция смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного — сути жизни);
  • — функция ориентации (построение личностной картины мира, индивидуального мировоззрения);
  • — функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира;
  • — функция творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности);
  • — функция самореализации (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими);
  • — функция обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям).

Полнота этих функций, представленность в деятельности субъектов учебного процесса могут свидетельствовать о том, что образовательный процесс достиг личностного уровня своей организации.

Активизация личностных функций обеспечивается таким содержанием, которое способно поколебать целостность личностного мировосприятия. Реализация личностно-ориентированного обучения требует специальной разработки содержания образования, в которую включены не только научные знания.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

В рамках личностно-ориентированного обучения целостное, реально предстающее перед субъектом содержание образования складывается из двух элементов: 1) дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт); 2) личностного опыта, приобретаемого на основе субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития.

В рамках рассматриваемого подхода можно сформулировать несколько определяющих положений:

  • * Образование — это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
  • * Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта (в обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).
  • * Субъектность (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой