Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методический подход к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование показателей содействия внешней торговле и правоохранительной (проверочной) деятельности при оценке эффективности функционирования таможни позволит концентрировать ее основные ресурсы на повышении качества создаваемых условий для осуществления легальной предпринимательской деятельности (с одной стороны, увеличение скорости проведения таможенного оформления и таможенного контроля… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства
    • 1. 1. Место и роль таможен в системе инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Экономическая сущность оценки эффективности деятельности таможни
    • 1. 3. Показатели и методы оценки эффективности деятельности таможен и постановка проблемы
  • 2. Методические аспекты оценки эффективности деятельности таможен
    • 2. 1. Специфика функционирования и оценки эффективности деятельности таможни как бюджетного учреждения по созданию условий для развития предпринимательства
    • 2. 2. Влияние реализуемых таможней функций на результат деятельности предпринимательских структур
    • 2. 3. Методические основы формирования системы показателей и требования к отбору оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни
  • 3. Разработка методического подхода к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства
    • 3. 1. Выбор оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни
    • 3. 2. Разработка обобщающего показателя результата деятельности таможни
    • 3. 3. Оценка эффективности деятельности таможен ДВФО по обеспечению экспортно-импортных операций предпринимательских структур

Методический подход к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы. Эффективность деятельности предпринимательства определяется как свойствами входящих в его состав элементов, так и свойствами элементов внешней среды, обеспечивающих предпринимательскую деятельность.

Нормальное функционирование предпринимательства невозможно без надежной инфраструктурной базы, обеспечивающей соответствующие условия для проявления предпринимательской инициативы. Иными словами, эффективность деятельности предпринимательских структур во многом определяется тем, насколько эффективность инфраструктурного обеспечения соответствует мощности и интенсивности предпринимательской деятельности.

Особое место в обеспечении предпринимательской деятельности занимает оказание нерыночных бюджетных услуг, к которым относятся услуги таможенных органов. Качество предоставления таможенных услуг оказывает прямое воздействие на мощность и интенсивность проходящих через таможенную границу товаропотоков и, вследствие чего, эффективность функционирования предпринимательства, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность (ВЭД).

При этом функционирование учреждений, оказывающих нерыночные бюджетные услуги, в силу ряда их специфических особенностей (монополия на предоставляемые услуги, слабая адаптивность и динамичность, строгая регламентация деятельности, низкая мотивация работников, бюрократизация и коррупция среди работников, опосредованная оценка потребителем эффективности предоставления нерыночных бюджетных услуг) недостаточно эффективно. Это не позволяет в полной мере удовлетворять потребность предпринимательских структур в таких услугах и препятствует нормальному осуществлению и развитию предпринимательской деятельности и национальной экономики в целом.

Добиться соответствия качества и объема таможенных услуг потребностям предпринимательства возможно с помощью инструментария, позволяющего управлять эффективностью их предоставления. К числу важнейших инст-рументариев управления относятся методы оценки эффективности, посредством которых должны оцениваться не столько результаты деятельности, обеспечивающие собственное развитие таможенных органов, а, в первую очередь, результаты, определяющие создание условий для осуществления предпринимательской деятельности.

В то же время в существующих подходах к оценке эффективности деятельности таможен проблема установления взаимосвязи между эффективностью функционирования таможен и эффективностью функционирования предпринимательских структур не решена.

Совершенствование подходов к оценке эффективности деятельности таможен, рассматриваемой в качестве важнейшего фактора, влияющего на эффективность функционирования предпринимательских структур, является актуальным для развития предпринимательства.

Степень научной разработанности проблемы. В российской и зарубежной экономической литературе имеются разнообразные подходы к управлению, а также разработке систем показателей и методов оценки эффективности деятельности коммерческих структур.

Разработке теоретических, методологических и практических подходов к управлению посвящены работы Р. Акоффа, П. К. Анохина, М. Вебера, Б. Карлоффа, В. И. Кнорринга, А. Маслоу, Э. Мейо, М. Мескона, Г. Саймона, Ф. Тейлора, А. Файоля, Ф. Хедоури, Г. Эмерсона и др.

Кроме того, вопросы совершенствования организационно-экономических механизмов управления исследовались Л. И. Абалкиным, И. Ансоффом, П. Друкером, Т. Питерсом, В. Г. Сазоновым, В. А. Созиновым, Р. Уотерманом, Р. А. Фатхутдиновым, Д. К. Шевченко и др.

Проблемам формирования систем показателей посвятили свои работы Р. Каплан, П. Нивен, Д. Нортон, В. Г. Сазонов, Е. К. Смирницкий и др.

Вопросы разработки подходов к оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий нашли отражение в работах В. Г. Афанасьева,.

М.И. Баканова, В. А. Осипова, Е. Н. Пузова, Г. В. Савицкой, А. Д. Шеремета, С. Н. Яшина и др.

При этом вопросы оценки и управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений и, в частности, таможен, а также специфика их функционирования, в том числе при создании условий для осуществления предпринимательской деятельности изучены в меньшей степени. Отдельные аспекты функционирования бюджетных учреждений, оценки их деятельности и качества оказываемых ими услуг отражены в работах Р. Акоффа, И. Ансоффа, Е. А. Головковой, Е. Н. Данилова, П. Нивена, Д. А. Панкова, А. И. Фисенко и др. Некоторые теоретические и методические вопросы формирования систем показателей, оценки эффективности деятельности таможенных органов прорабатывались учеными Российской таможенной академии, такими как А. Ф. Андреев, С. В. Барамзин, И. Л. Букатова, В. Ю. Дианова, В. П. Косенко, В. Б. Кухаренко, Н. Г. Липатова, В. В. Макрусев, И. А. Малмыгин, Г. Ю. Песиголовец, В. Б. Рудаков и др. Кроме того, отдельные подходы к оценке функционирования таможенных органов разрабатывались и внедрялись в практическую деятельность должностными лицами Федеральной таможенной службы (ФТС России).

В целом, работы вышеперечисленных авторов характеризуются проработкой методологии управления, а также теоретических и методических аспектов оценки деятельности социально-экономических объектов, в том числе таможен. При этом в существующих подходах к оценке эффективности деятельности таможен недостаточно учтено влияние факторов, формирующих результаты деятельности таможен, значительный удельный вес при оценке приходится на результаты, обеспечивающие ведомственные интересы таможенных органов, а не интересы потребителей производимых ими услуг. Это не позволяет в полной мере оказывать мотивирующее и, соответственно, управляющее воздействие на повышение качества таможенных услуг и рост эффективности функционирования таможен с целью обеспечения необходимых условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Актуальность проблемы, обусловленная недостаточной научной разработанностью ее отдельных аспектов, предопределила выбор темы, цели и задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в разработке методического подхода к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

— определить место и роль таможен в системе инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности;

— проанализировать существующие подходы к оценке эффективности деятельности таможен и рассмотреть возможность использования данного опыта в современных условиях;

— исследовать специфику функционирования и оценки эффективности деятельности таможни как бюджетного учреждения по созданию условий для развития предпринимательства;

— проанализировать влияние реализуемых таможней функций на результат деятельности предпринимательских структур;

— сформулировать требования к отбору оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни;

— сформировать систему показателей, на основе которой разработать обобщающий показатель результата деятельности таможни;

— провести сравнительную оценку эффективности деятельности таможен ДВФО по обеспечению экспортно-импортных операций предпринимательских структур.

Объектом исследования является деятельность таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Предмет исследования — теоретические и методические аспекты оценки эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Область исследования соответствует пункту 10.7 «Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства».

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились положения экономической теории, исследования отечественных и зарубежных ученых, представленные в виде научных статей, монографий, научно-исследовательских работ, учебных изданий по вопросам формирования систем показателей, управления и оценки эффективности деятельности социально-экономических объектов, а также федеральные законы Российской Федерации (РФ) в области таможенного дела, нормативные и иные правовые акты ФТС России.

При проведении данного исследования использованы системный подход, метод экспертных оценок, метод сравнения и аналогий, приемы логического мышления, метод обобщения и другие статистические методы.

Информационной базой исследования явились данные периодических изданий, материалов научно-практических конференций, семинаров, статистические данные таможенных органов РФ, информационные ресурсы сети Интернет.

Наиболее существенные результаты исследования следующие:

— предложена система классификаций хозяйствующих субъектов, производящих услуги, по признакам, определяющим недостаточную эффективность деятельности таможни как бюджетного учреждения по созданию условий для функционирования предпринимательских структур;

— проанализировано влияние реализуемых таможней функций на результат деятельности предпринимательских структур;

— сформулированы требования к отбору оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни;

— разработан обобщающий показатель результата деятельности таможни на основе сформированной системы показателей;

— проведена сравнительная оценка эффективности деятельности таможен ДВФО по обеспечению экспортно-импортных операций предпринимательских структур.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— уточнена структура оцениваемого результата деятельности таможни с учетом ее роли в обеспечении функционирования предпринимательских структур;

— предложена классификация результатов деятельности таможни и сформулированы требования к отбору оцениваемых результатов;

— предложен методический подход к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретических основ оценки эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

— оценка эффективности деятельности таможен на основе предложенного подхода приведет к росту качества принимаемых управленческих решений, направленных на повышение эффективности предоставления таможенных услуг, обеспечивающих предпринимательскую деятельность;

— сформулированные предложения по повышению эффективности деятельности таможен ДВФО путем рационального перераспределения их штатной численности позволят распределить нагрузку должностных лиц таможенных органов ДВФО в соответствии со спросом предпринимательства на таможенные услуги, повысить качество таможенных услуг и улучшить условия для осуществления внешней торговли и предпринимательской деятельности;

— материалы диссертационной работы могут использоваться в учебном процессе при проведении лекций и семинаров по дисциплинам: «Экономика предприятия», «Экономика таможенного дела», «Управление в таможенных органах» для студентов экономических специальностей.

Апробация и внедрение результатов исследования велись по следующим направлениям:

— основные положения диссертации освещены в опубликованных работах и доложены автором на научно-практических конференциях Владивостокского филиала Российской таможенной академии (в 2005;2009 гг.);

— при проведении деловой игры в Российской таможенной академии (г. Люберцы) 05.12.2009 на тему «Оценка деятельности таможенных органов на основе существующей системы показателей и выработка предложений по их совершенствованию»;

— в практической работе Дальневосточного таможенного управления.

Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в 9 публикациях общим объемом 3,7 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационного исследования. Структура работы отражает содержание и логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 200 наименований, 5 приложений. Основной текст диссертации изложен на 168 страницах, содержит 17 рисунков и 6 таблиц.

Заключение

.

В результате проведенного диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

Учреждения, оказывающие нерыночные бюджетные услуги, к числу которых относятся таможни, играют особую роль в обеспечении предпринимательской деятельности. В то же время функционирование учреждений, оказывающих нерыночные бюджетные услуги, в силу ряда их специфических особенностей не достаточно эффективно, что не позволяет в полной мере удовлетворять потребности предпринимательских структур в таких услугах и препятствует нормальному осуществлению и развитию предпринимательской деятельности и национальной экономики в целом.

Вследствие чего для повышения эффективности обеспечения таможнями предпринимательской деятельности необходим научно-обоснованный инструментарий, позволяющий управлять эффективностью. К числу важнейших инст-рументариев управления относятся методы оценки эффективности.

При этом существующим подходам к оценке эффективности деятельности таможен присущ ряд недостатков, не позволяющих в полной мере оказывать мотивирующее и, соответственно, управляющее воздействие на рост эффективности функционирования таможен и повышение качества обеспечения ими предпринимательской деятельности:

— значительный удельный вес приходится на результаты, обеспечивающие ведомственные интересы таможенных органов, а не интересы потребителей таможенных услуг;

— оцениваются результаты деятельности таможни, которые формируются по большей части под действием внешних неуправляемых факторов и практически не зависят от работы должностных лиц;

— оценивается в приоритетном порядке качество проделанной работы или, наоборот, ее объем, в связи с чем максимальных качественных результатов, учитываемых при оценке эффективности, можно добиться при минимальных количественных результатах работы, не оцениваемых при расчете эффективности, и наоборот;

— оцениваются результаты, характерные не для всех оцениваемых таможен, что не дает возможности проводить сравнительную оценку эффективности;

— оцениваются результаты, оказывающие несущественное воздействие на общий результат деятельности таможни.

По итогам проведенного исследования получены следующие наиболее существенные результаты:

В ходе проведенного* диссертационного исследования решена поставленная научная задача разработки методического подхода к оценке эффективности деятельности таможен как подсистемы инфраструктурного обеспечения предпринимательства, а именно:

— проанализированы существующие подходы к оценке эффективности деятельности таможен и предложено использовать данный опыт в современных условиях;

— предложена система классификаций хозяйствующих субъектов, производящих услуги, по признакам, определяющим недостаточную эффективность деятельности таможни как бюджетного учреждения по созданию условий для функционирования предпринимательских структур;

— проанализировано влияние реализуемых таможней функций на результат деятельности предпринимательских структур;

— сформулированы требования к отбору оцениваемых результатов и затрат деятельности таможни;

— разработан обобщающий показатель результата деятельности таможни на основе сформированной системы показателей;

— проведена сравнительная оценка эффективности деятельности таможен ДВФО по обеспечению экспортно-импортных операций предпринимательских структур.

На основании сделанных в ходе проведенного исследования выводов и полученных результатов выдвигаются следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности обеспечения таможнями предпринимательской деятельности:

1. Повышение удельного веса результатов, направленных на создание условий для функционирования предпринимательства, при оценке эффективности деятельности таможни позволит более оперативно реагировать на потребность предпринимательских структур в таможенных услугах.

2. Реализация сформулированных автором принципов при разработке методического подхода к оценке эффективности и соблюдение требований к отбору оцениваемых результатов деятельности таможни позволят управлять ее эффективностью, оказывая мотивирующее воздействие на процесс достижения результатов и снижая при этом затраты на принятие управленческих решений, с целью создания условий для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Использование показателей содействия внешней торговле и правоохранительной (проверочной) деятельности при оценке эффективности функционирования таможни позволит концентрировать ее основные ресурсы на повышении качества создаваемых условий для осуществления легальной предпринимательской деятельности (с одной стороны, увеличение скорости проведения таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых товаров, а с другой стороны, снижение удельного веса незаконного предпринимательства и препятствование недобросовестной конкуренции).

4. Реализация предложений, подготовленных на основе полученных значений обобщающего показателя результата деятельности таможен и направленных как на перераспределение между ними имеющихся ресурсов (штатной численности, бюджетных средств и пр.), так и реорганизацию неэффективных или создание новых таможенных органов (либо их подразделений) в зависимости от сложившейся в регионе дифференциации спроса на таможенные услуги, позволит повысить эффективность обеспечения таможнями предпринимательской деятельности и снизить издержки предпринимательских структур, связанные с недостаточным количеством и качеством предоставляемых им таможенных услуг, что приведет к росту годовой прибыли предпринимательских структур, осуществляющих ВЭД, в среднем на 15−25%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 32. — Ст. 3301.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. -№ 22. — Ст. 2066.
  3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р // Собрание законодательства РФ. 2005. — № 46. -Ст. 4720.
  4. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 2. — Ст. 260.
  5. О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств: постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 № 903 // Собрание законодательства РФ. -2008.-№ 50.-Ст. 5937.
  6. О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых моторных транспортных средств: постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2009 № 807 // Собрание законодательства РФ. -2009.-№ 41.-Ст. 4792.
  7. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации: одобрена Государственной пограничной комиссией 9 июля 2009 года // Таможенный вестник. — 2009. — № 20.
  8. О решении коллегии ГТК России «О категорировании таможенных органов Российской Федерации»: приказ ГТК России от 14.10.1997 № 608 Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  9. Об утверждении методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации: приказ ГТК России от 08.01.1998 № 8.
  10. О решении коллегии ГТК России «О категорировании таможенных органов Российской Федерации»: приказ ГТК России от 21.03.2000 № 219 Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  11. Об утверждении методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации: приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1162 (с изм. от 07.04.2005) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  12. Об организации работы по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России и подведомственных федеральной службы и федеральных агентств: приказ Минэкономразвития России от 14.06.2004 № 164.
  13. О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год: приказ ФТС России от 29.12.2004 № 450.
  14. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне: приказ ФТС России от 12.01.2005 № 7 (в ред. от 03.03.2009) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  15. О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год: приказ ФТС России от 12.01.2006 № 5.
  16. Об утверждении Положения об установлении категории таможенным органам Российской Федерации и методики установления категории таможням Российской Федерации: приказ ФТС России от 25.08.2006 № 812 Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  17. Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости: приказ ФТС России от 01.09.2006 № 829 (в ред. от 23.12.2009) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  18. О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год: приказ ФТС России от 02.03.2007 № 250.
  19. О признании утратившими силу и недействующими некоторых правовых актов ФТС (ГТК) России по вопросам представления информации: приказ ФТС России от 26.06.2007 № 784 Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  20. Об утверждении Общего положения о таможенном посте: приказ ФТС России от 13.08.2007 № 965 (в ред. от 21.12.2009) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  21. Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации: приказ ФТС России от 04.09.2007 № 1057 (в ред. от 25.12.2008) Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  22. О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год: приказ ФТС России от 04.02.2008 № 95.
  23. О решении коллегии ФТС России от 29 февраля 2008 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2007 году и задачах на 2008 год»: приказ ФТС России от 31.03.2008 № 348.
  24. О направлении проектов положения и методики установления категории таможенным органам Российской Федерации: письмо ФТС России от2104.2008 №> 02−98/15 713.
  25. Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2009 году: приказ ФТС России от 23.12.2008 № 1647.
  26. О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2009 год: приказ ФТС России от 20.02.2009 № 278.
  27. Об отмене категорий таможенных органов: приказ ФТС России от2602.2009 № 339 Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  28. О решении коллегии ФТС России от 27 февраля 2009 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год»: приказ ФТС России от 17.03.2009 № 448.
  29. Об утверждении правил оценки выполнения региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, контрольных показателей эффективности деятельности на 2009 год: распоряжение ФТС России от 01.04.2009 № 50-р.
  30. О рекомендациях по исполнению Плана первоочередных мероприятий: письмо ФТС России от 22.04.2009 № 21−50/17 870.
  31. О реорганизации таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе: приказ ФТС России от 27.07.2009 № 1342 Электронный ресурс. / СПС «Консультант плюс».
  32. О направлении информации: письмо ФТС России от 08.09.2009 № 04−21/42 519.
  33. О решении коллегии ФТС России от 12 марта 2010 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год»: приказ ФТС России от 12.04.2010 № 752.
  34. , Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты / Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1982. — 250 с.
  35. , А.В. Совершенствование механизма управления таможенной системой Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Авдонин Алексей Владимирович- Российская таможенная академия. -М., 1997.-27 с.
  36. , Т.Н. Системно-экономическая логика построения системы показателей оценки деятельности предприятий / Т. Н. Агапова, К. Н. Осипова // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 7. — С. 2−7.
  37. , Р. Акофф о менеджменте / Р. Акофф- пер. с англ.- под ред. JI.A. Волковой. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  38. , С. Правительство определит степень свободы внешней торговли / С. Александров Электронный ресурс. // Родная газета. 2003. — 26 сентября. — № 22. — С. 6. — Режим доступа: httpy/www.garwebjTj/con&'gtk/20 030 930/ smi/[email protected].
  39. , Н. Стандарты общественных услуг в анализе эффективности управления в общественном секторе экономики / Н. Алексеева // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 9. — С. 83−89.
  40. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д. А. Панков, Е. А. Головкова, JI.B. Пашковская и др.- под общ. ред. Д. А. Панкова, Е. А. Головковой. 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2003. — 409 с.
  41. , А.Ф. Система показателей эффективности таможенного дела и ее развитие / А. Ф. Андреев // Вестник Российской таможенной академии. — 2009.-№ 2.-С. 9−16.
  42. , П.К. Теория функциональной системы. Успехи физиологических наук / П. К. Анохин. 1970, т. 1, № 1. — С. 19−54.
  43. , И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989.-519 с.
  44. , В.Г. Эффективность — теория, методология, практика /
  45. B.Г. Афанасьев, B.C. Хабаров, Ю. И. Черняк // Социологические исследования.- 1990. -№ 4. С. 3−15.
  46. , А.Г. Рейтинговая оценка деятельности предприятий / А. Г. Бабков // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 14. —1. C. 59−64.
  47. , И. Управление государственными закупками: антикоррупционная модель / И. Бажин // Проблемы теории и практики управления. 2008.- № 6. С. 85−89.
  48. , М.И. Теория экономического анализа: учеб. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001 .-416с.
  49. , С.В. Теория и методология систем управления таможенными процессами / С. В. Барамзин. М.: РИО РТА, 1999. — 272 с.
  50. , С.В. Управление качеством таможенной деятельности: учебник / С. В. Барамзин. М.: РИО РТА, 2004. — 356 с.
  51. , М.А. Информационно-логическая модель оптимизации административных регламентов предоставления государственных услуг / М. А. Белова // Интеграл. 2007. — № 6. — С. 66−67.
  52. , Ю.Н. Методологические основы и критерии оценки деятельности таможни: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Белоножкин Юрий Николаевич. М., 2001. — 202 с.
  53. , А.Ю. Совершенствование механизма управления по результатам на предприятиях рыбной промышленности: монография / А. Ю. Блинов, Д. К. Шевченко. Владивосток: ТИНРО-центр, 2006. — 186 с.
  54. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  55. , В.А. Оценка уровня совпадения интересов разных участников деятельности организации при оценке ее экономического состояния / В. А. Бородин, Е. А. Нагаева // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 17.-С. 31−35.
  56. , А. Интегральная оценка результатов работы предприятий / А. Браверманн, А. Саулин // Вопросы экономики. 1998. — № 6. — С. 108−121.
  57. , М. Понятие системы, структуры и формы в управлении производством / М. Бражник // Проблемы теории и практики управления. — 2007.-№ 12.-С. 47−52.
  58. , А. Эффективность инструментов управления организацией / А. Валиулова, В. Приходько // Проблемы теории и практики управления. — 2007.-№ 12.-С. 103−109.
  59. , М. Быстрее, проще, прозрачнее: ГТК выстраивает стратегию на завтра / М. Ванин // Таможня. 2004. — № 5. — С.6−9.
  60. , М. ГТК меняет приоритеты. Содействие торговле выходит на первый план / М. Ванин // Таможня. 2002. — № 20. — С.2−4.
  61. , М. Реформа таможенной системы и эффективность экономики / М. Ванин // Проблемы теории и практики управления. — 2001— № 2 — С. 21−23.
  62. , М.И. Прибыль как важнейший индикатор эффективного развития предприятия / М. И. Васильев // Аспирант и соискатель. — 2005. № 3. -С. 20−31.
  63. , Н. В тесной связке с коллегами / Н. Вылегжанин // Таможня. -2008.-№> 10.-С. 10.
  64. , В.О. О выполнении контрольных показателей эффективности деятельности ДВТУ в третьем квартале 2007 г. / В. О. Гаврилов // Таможенная политика на Дальнем Востоке России. 2007. — № 4. — С. 4−10.
  65. , С. Полчаса на декларацию / С. Говорухина // Таможня. --2009.-№ 5.-С. 20.
  66. , М.В. Оценка и перспективы динамики производственной мощности, совершенствование методики оценки / М. В. Горшилин // Интеграл. -2008.-№ 2.-С. 66−68.
  67. , А.В. Совершенствование методологии оценки экономических результатов деятельности таможенных органов России (на примере Западноготаможенного региона): дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Губин Алексей Владимирович. — М., 1999. — 135 с.
  68. , А. Механизм формирования и контроллинга системы показателей предприятия на основе системного подхода / А. Гурышев // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 5. — С. 113−119.
  69. , В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. М.: Астрелль, ACT, 2001. — 992 с.
  70. , Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие / Е. Н. Данилов, В. Е. Абарникова, JI.K. Шипиков. -Мн.: Интерпрессервис- Экоперспектива, 2003.-336 с.
  71. , И. Оценка эффективности организационных структур управления / И. Дежкина, Г. Поташева // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 5. — С.80−85.
  72. , О.А. Методологические проблемы науки управления производством / О. А. Дейнеко. М.: Наука, 1970. — 132 с.
  73. , А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Дианов Алексей Юрьевич. М., 2009. — 162 с.
  74. , В.Ю. Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей: монография / В. Ю. Дианова, О. А. Павленко. М.: Изд-во РТА, 2009. — 128 с.
  75. , В. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия / В. Дресвянников, О. Лосева // Проблемы теории и практики управления. — 2007. № 8. — С. 93−101.
  76. , П. Задачи менеджмента в 21 веке / П. Друкер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 272 с.
  77. , П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
  78. , В. «Вечные вопросы» требуют свежих решений / В. Дудкова // Таможня. 2008. — № 10. — С. 2−3.
  79. , В. Неотвратимость обязательности / В. Дудкова // Таможня. -2008.-№ 22.-С. 6−7.
  80. , О. О критериях оценки эффективности рынка труда / О. Елкина // Человек и труд. 2005. — № 10. — С.49−51.
  81. , Т. Электронный стимул роста / Т. Емельянова // Таможня.-2008.-№ 10.-С. 24.
  82. , В. Процедура оценки эффективности социально-экономического управления / В. Житков, А. Корнейчук, JI. Царфин // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 7. — С. 21−31.
  83. , В.К. Бюджетные учреждения как балансодержатели государственного имущества/В.К. Зайцев, А.С. Ушаков//Финансы-2006. — № 1. —С.16−18.
  84. , А.А. О методологии формирования бюджета как инструмента инвестирования социально-экономической деятельности государства / А. А. Збрицкий, Г. В. Заорский // Интеграл. 2007. — № 4. — С. 28−29.
  85. , Н.П. Формирование привлекательного инвестиционного климата муниципального образования / Н. П. Земскова // Интеграл. 2007. — № 6.-С. 64−65.
  86. , В. Факторы роста российской экономики / В. Ивантер // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 8. — С. 8−13.
  87. , В. Аналитика на службе таможни / В. Ивин // Таможня. — 2008. -№ 17.-С. 5−8.
  88. , И.В. Методические проблемы обобщающей оценки уровня использования совокупных производственных ресурсов / И. В. Ильина, О. В. Сидоренко // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 4. — С. 45−49.
  89. Исследование проблем повышения эффективности управления в таможенных органах. Часть II: Обоснование структуры и нормативов штатной численности таможенных органов: отчет о НИР / ГТК России, Российская таможенная академия. М., 1995.
  90. , Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. 5-е изд. — Мн.: Новое знание, 2002. — 336 с.
  91. , А. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: учеб. пособие / А. Казанцев, В. Подлесных, JI. Серова. М.: Инфра-М, 1998.-360 с.
  92. , Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 320 с.
  93. , Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Б. Карлофф- под ред. В. Приписнова. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  94. , Н. Нет препятствий есть контроль / Н. Карпова // Таможня. — 2008.-№ 22. — С. 10−11.
  95. , А.В. Административно-правовой статус государственных учреждений: понятие, элементы, особенности / А. В. Киселев // Законы России: опыт, анализ, практика: ежемес. правовой журнал. — 2007. — № 6. — С. 108−114.
  96. , В. Корпоративное управление и эффективность деятельности компании (на примере ОАО «Газпром») / В. Кпейнер // Вопросы экономики. — 2006. — № 3. — С.86−103.
  97. Юб.Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов / В. И. Кнорринг. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2001. — 528 с.
  98. , Ю. Социальные функции современного государства / Ю. Князев // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 1. — С. 28−38.
  99. , Р. Количественная оценка эффективности корпоративного управления инвестициями / Р. Коджоян // Проблемы теории и практики управления. 2008.-№ 5.-С. 62−65.
  100. , В.Б. К вопросу об оценке эффективности предоставления обществу услуг бюджетных организаций (на примере таможенных органов ДВФО) / В. Б. Коровин, В. Г. Сазонов // Власть и управление на Востоке России. 2008. — № 3.-С. 88−92.
  101. Ш. Коровин, В. Б. Некоторые проблемы оценки напряженности деятельности таможенных органов / В. Б. Коровин // Дальневосточный регион: экономика, управление, финансы / Сб. статей в 2-х ч. Вып. 5 ч. 1. — Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 2005. С. 86−92.
  102. , В.Б. Особенности и проблемы оценки эффективности деятельности бюджетных организаций (на примере таможенных органов ДВР), / В .Б. Коровин // Интеграл. -2007. № 6. — С. 68−70.
  103. , Н. Любые планы выполняют живые люди / Н. Королев // Таможня. 2008. — № 10. — С. 8−9.
  104. , В.П. Основы теории эффективности таможенного дела / В. П. Косенко, Л. И. Опошнян. М.: РИО РТА, 2005. — 200 с.
  105. , Т. Внебюджетная деятельность бюджетного учреждения: внутренний контроль налогообложения / Т. Кришталева // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 12. — С. 53.
  106. , Э. «Стан 5000» не заморожен! / Э. Куликова // Таможня. — 2009.-№ 5.-С. 21.
  107. , Г. Н. Методика оценки эффективности деятельности предприятия. Выявление возможных рисков / Г. Н. Лиференко, А. А. Скриголовский // Имущественные отношения в РФ. 2005. — № 12. — С. 58−73.
  108. , М.Л. Эффективность управления персоналом на предприятии / М. Л. Лысоченко // Интеграл. 2007. — № 6. — С. 76−77.
  109. , О.М. Экономическая оценка эффективности программ реструктуризации предприятия / О. М. Мамателашвили, P.M. Сафуанов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 7 — С. 32−35.
  110. , Н. Комплексная оценка конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия / Н. Меркулов // Человек и труд. 2005. — № 9.-С. 72−75.
  111. , М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: Дело, 2002. — 704 с.
  112. Методическое обеспечение проведения организационно-функционального анализа в таможенных органах: отчет о НИР / Российская таможенная академия. Люберцы, 2000. — 25 с.
  113. , Е.К. Принятие эффективных управленческих решений на основе управленческого консультирования / Е. К. Михайленко, Л. Е. Воробьева // Интеграл. 2008. — № 3. — С. 86−87.
  114. , Е. Поддерживать экспорт — укреплять экономику страны / Е. Некрасов // Таможня. 2009. — № 5. — С. 6−10.
  115. , П. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций / П. Нивен- пер. с англ.- под ред. О. Б. Максимовой. -Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. 336 с.
  116. , В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства / В. Онучак // Проблемы теории и практики управления.-2008.-№ 2.-С. 81−89.
  117. , В.А. Управление эффективностью машиностроительного производства: монография / В. А. Осипов, Е. В. Тунгусова. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.-167 с.
  118. , В.А. Эффективность машиностроительного производства: монография / В. А. Осипов. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. — 295 с.
  119. , О.А. Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Павленко Ольга Александровна- Российская таможенная академия. М., 2007. — 24 с.
  120. , С.В. Аудит эффективности плановых систем промышленных предприятий / С. В. Панкова, Е. В. Смирнова // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 15. — С. 18−25.
  121. , А. Назвался грузом полезай в кузов! / А. Петров // Таможня.-2008.-№ 10.-С. 4.
  122. , Д. Таможня сдала добро, перевыполнив, как всегда, плановые показатели / Д. Пискунов Электронный ресурс. // «Авторынок Калининграда». — 2005. 8 февраля. — № 5. — Режим доступа: http://www.auto39.ru/articles/2005/ a05020810.html.
  123. , Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т. Питере, Р. Уотерман. М.: Прогресс, 1998.
  124. , И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами / И. Прангишвили // Проблемы теории и практики управления. — 2006. № 2. — С. 24−31.
  125. , Е.Н. Концептуальные вопросы сравнительной оценки компаний в рамках сценарного подхода с использованием матричного и рейтингового анализа / Е. Н. Пузов, С. Н. Яшин // Экономический анализ: теория и практика. — 2007.-№ 9.-С. 44−48.
  126. , Е.Н. Методика определения совокупного экономико-организационного эффекта предприятия с учетом двойственности / Е. Н. Пузов, С. Н. Яшин // Экономический анализ: теория и практика. 2005. -№ 8. — С. 23−28.
  127. , Е.Н. Подходы к оценке и анализу эффективности бизнеса в рамках процессно ориентированного управления / Е. Н. Пузов, С. Н. Яшин // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 16. — С. 8−16.
  128. , Е.Н. Эволюция концепций управления и оценки эффективности бизнеса / Е. Н. Пузов // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 10.-С. 58−64.
  129. , С.В. Совершенствование инструментов управления эффективностью таможенного дела: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Пятыжкин Сергей Викторович- Российская таможенная академия. М., 2002. — 28 с.
  130. Разработка имитационной модели таможни как основного звена таможенной системы (1 этап): отчет НИР / ГТК России, Российская таможенная академия. СПб., 1996.
  131. Разработка методики оценки загруженности и эффективности работы кадров: отчет о НИР / ГТК России, Российская таможенная академия- рук. Е. Н. Махов. Люберцы, 1999. — 50 с.
  132. Разработка методики оценки эффективности затрат на содержание таможенных органов: отчет о НИР / Российская таможенная академия- рук. В. Б. Кухаренко. Люберцы, 1999.-231 с.
  133. Разработка методических рекомендаций по оптимизации штатной численности таможен и таможенных постов: отчет о НИР / Российская таможенная академия- рук. В.Б. Рудаков- исполн.: В. В. Макрусев, И. Л. Букатова и др. Люберцы, РТА, 1997.
  134. Разработка методологии мониторинга показателей деятельности таможенных органов и их кадровых ресурсов: отчет о НИР (итоговый) / Российская таможенная академия- рук. Г. Ю. Песиголовец- исполн.: А. В. Аверкиев, В. П. Косенко и др. Люберцы, 2001.
  135. Разработка методологии системного анализа деятельности таможенных органов России: отчет о НИР (промежуточный) / Российская таможенная академия- рук. В.Б. Рудаков- исполн.: В. В. Макрусев, И. Л. Букатова и др. Люберцы, 1998. — 58 с.
  136. , М. О переходе к управлению, ориентированному на результат, на региональном уровне / М. Решетников // Вопросы экономики. — 2006.-№ 3.-С. 152−157.
  137. , М.М. Применение новых методов управления на предприятиях / М. М. Романова, В. А. Бородин // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 19. — С. 58−60.
  138. , В.И. Социально-экономическая состоятельность организаций: показатели и комплексная оценка / В. И. Романчин, С. В. Романчин // Имущественные отношения в РФ. 2005. — № 3. — С. 51−60.
  139. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. 4-е изд., перераб. и доп. — Мн: Новое знание, 2000. — 688 с.
  140. , В.Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования: монография / В. Г. Сазонов. — Владивосток: Дальнаука- Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 296 с.
  141. , В.Г. Особенности управления эффективностью нерыночных бюджетных услуг и их роль в развитии предпринимательской деятельности / В. Г. Сазонов, В. Б. Коровин // Экономические науки. 2008. — № 10. — С. 199−206.
  142. , Г. Менеджмент в организациях / Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. М.: Экономика, 1995. — 270 с.
  143. , А.Н. Оценка эффективности управления человеческими ресурсами организации / А. Н. Самойлова // Экономический анализ: теория и практика. 2007. — № 11. — С. 38−44.
  144. , О.В. Методические направления комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий / О. В. Сидоренко // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 17. — С. 37−39.
  145. Система показателей деятельности таможенных органов: комплексный анализ и направления совершенствования: отчет НИР / ГТК России, Российская таможенная академия- рук. В. Ю. Дианова. Владивосток, 1998. — 64 с.
  146. , Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е. К. Смирницкий. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
  147. , В.А. Исследование систем управления: учеб. пособие / В. А. Созинов. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 292 с.
  148. , В. А. Управленческие решения: учеб. пособие /
  149. B.А.Созинов. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 200 с.
  150. Совершенствование экономических и организационных основ таможенного дела: отчет НИР / ГТК России, Российская таможенная академия. — М., 1997.
  151. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 495 с.
  152. Состояние и перспективы развития потенциала таможенной системы: отчет о НИР / Российская таможенная академия- рук. А. В. Аграшенков. СПб., 1995.
  153. Статистика: учебник / под ред. B.C. Мхитаряна. — М.: Экономистъ, 2005. 671 с.
  154. , О. Методический подход к оценке эффективности ВЭД / О. Тахумова // Предпринимательство. 2007.—№ 7 — С. 103−106.
  155. , Н.В. Анализ и прогнозирование работы таможенного поста / Н. В. Тиосова // Служить Отечеству: выбор пути: сб. науч. трудов слушателей, выпускников, адъюнктов к 10-летию РТА: в 2 т. Т. 1. СПб.: ИПК «Синез-Полиграф», 2003. — С. 380−387.
  156. , Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  157. , А.И. Бюджетный маркетинг: теория, методология, практика: монография / А. И. Фисенко. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — 316 с.
  158. , O.K. Интегральная оценка устойчивого развития города / O.K. Цапиева, Д. А. Деневизюк, М. М. Агарагимов // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 20. — С. 15−21.
  159. , П.К. Современные методы управления производственной и инновационной деятельностью / П. К. Чебунин, П. Т. Чмиль, Д. К. Шевченко. — Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. — 157 с.
  160. , В.А. Личность руководителя таможенного органа и эффективность управления / В. А. Шабанова // Сб. конкурсных науч. работ слушателей. Вып. 2. СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2002. — С. 80−108.
  161. , О. Груз упирается в порт / О. Шамраева // Таможня. -2008.-№ 9.-С. 16.
  162. , Е. Честный бизнес вести выгодно / Е. Шатеева // Таможня. -2009.-№ 6.-С. 12−14.
  163. , Д.К. Организация и управление качеством / Д. К. Шевченко, В. В. Груздев. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1998. — 221 с.
  164. , Б. Не нефтью единой / Б. Шкуркин // Таможня. 2008. — № 10.-С. 5−7.
  165. Экономика таможенного дела: учеб. пособие / Е. Л. Андрейчук, В. Ю. Дианова, В. П. Смирнов и др. Владивосток: ВФ РТА, 2003. — 224 с.
  166. Экономическая эффективность производства в пищевой промышленности / Г. В. Кружков и др. М.: Пищевая промышленность, 1975. — 400 с.
  167. , В. Теоретические аспекты проблемы эффективности государственного управления / В. Якунин, С. Сулакшин, А. Тимченко // Власть: общенациональный научно-политический журнал. 2006. -№ 8. — С.7−14.
  168. Структура обобщающего показателя результата деятельности таможни1. Рисунок А. 1
Заполнить форму текущей работой