Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический механизм управления жилищно-коммунальным комплексом крупного города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перейти к новому экономическому механизму управления отраслью, основу которого составляют научно обоснованные принципы и методы управления, ориентированные на развитие рыночных отношений в этой сфере экономики. В процессе исследования установлено, что приоритетные направления формирования экономического механизма управления ЖКК заключаются в разработке эффективной системы договорных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КРУПНЫХ ГОРОДОВ
    • 1. 1. Теоретические и методические походы к определению места и роли ЖКК как важнейшей жизнеобеспечивающей системы крупных городов
    • 1. 2. Анализ современных зарубежных моделей управления жилищно-коммунальным комплексом
    • 1. 3. Исследование ключевых тенденций и нерешенных проблем реформирования ЖКК в России
    • 1. 4. Теоретическое обоснование формирования экономического механизма управления ЖКК крупного города
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ КРУПНОГО ГОРОДА
    • 2. 1. Совершенствование организации структуры управления жилищно-коммунальным комплексом крупного города
    • 2. 2. Формирование эффективных договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе крупного города
    • 2. 3. Оценка эффективности развития конкурентных отношений в ЖКК крупного города
  • ГЛАВА 3. МОДЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ КРУПНОГО ГОРОДА
    • 3. 1. Модель мониторинга и оценки деятельности управляющих организаций в жилищно-коммунальном комплексе
    • 3. 2. Методические походы к стимулированию ресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе крупного города
    • 3. 3. Моделирование процесса реализации инвестиционного проекта ресурсосбережения в управлении жилищным фондом

Экономический механизм управления жилищно-коммунальным комплексом крупного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальная перестройка системы управления экономикой в условиях развивающихся рыночных отношений — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в Российской Федерации. В последние годы эта проблема приобрела особое значение для социально-экономического развития территорий и, в первую очередь, для отраслей экономики, обеспечивающих жизнедеятельность населения, важнейшей среди которых является жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК).

Неустойчивое состояние отрасли свидетельствует о низкой эффективности существующей системы управления, следствием которой является хроническое недофинансирование, тяжелое финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий, высокая степень износа основных фондов, низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Отсутствие базы для реальных экономических отношений, четких и стабильных «правил игры» существенно тормозят процессы развития конкурентной среды и привлечения частного бизнеса в эту сферу деятельности.

Необходимость разработки новых подходов к построению механизма управления ЖКК вызвана прежде всего тем, что сложившиеся формы и методы управления пришли в противоречие с проводимыми в стране экономическими преобразованиями. Логика и ход реформирования отрасли ставит на передовые позиции именно крупные города. Это обусловлено тем, что, во-первых, в функционировании и развитии ЖКК крупных городов отражается весь спектр проблем в силу концентрации в них значительной части населения страны и объектов комплекса, вследствие чего наблюдается быстрая и статистически значимая реакция на осуществляемые преобразованияво-вторых, в крупных городах существуют потенциальные возможности для решения накопленных проблем на основе современных подходов, что связано с присущим им высоким уровнем деловой активностив третьих, в крупных городах наиболее полно представлены все уровни управления ЖКК.

Целью исследования является разработка научно обоснованных подходов, методических положений и рекомендаций по формированию адекватного новым экономическим условиям механизма управления жилищно-коммунальным комплексом крупного города как основы устойчивого функционирования и развития отрасли, повышения качества и надежности предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с целью в работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

— выявление ключевых тенденций и нерешенных проблем в сфере управления жилищно-коммунальным комплексомисследование сущности экономического механизма управления и построение системы принципов управления ЖКК крупного города;

— разработка предложений по совершенствованию организационной структуры управления ЖКК крупного города;

— разработка методических подходов к формированию системы договорных отношений и развитию конкурентной среды в ЖКК крупного города;

— построение модели мониторинга и оценки деятельности управляющих организаций в ЖКК;

— разработка механизма стимулирования ресурсосбережения в управлении ЖКК и его модельная реализация.

Объектом исследования является жилищно-коммунальный комплекс крупных городов как сложная социально-экономическая система.

Предметом исследования является совокупность экономических и организационно-правовых отношений, возникающих в системе управления функционированием и развитием жилищно-коммунального комплекса крупного города.

Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых: И. А. Башмакова, В. С. Боголюбова, Н. В. Васильевой, JI.A. Велихова, А. А. Дронова, В. Б. Зотова, А. Н. Кирилловой, М. В. Пинегиной, О.С.

Пчелинцева, А. В. Руднева, С. Б. Сиваева, А. С. Садыкова, Р. Салливана, Г. Поляковского, Р. Страйка, С. Р. Хачатряна, B.C. Чекалина, JI.H. Чернышова и др.

Методология исследования основывается на использовании таких научных методов, как системный анализ, классификация, экспертные оценки, экономико-статистическое моделирование.

Информационную базу исследования составили официальные статистические отчеты, справочные материалы органов управления и научно-исследовательских институтов, отечественные и зарубежные публикации, материалы конференций и семинаров по исследуемой проблематике.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке методических положений и рекомендаций, направленных на формирование нового экономического механизма управления жилищно-коммунальным комплексом, позволяющего обеспечить его устойчивое функционирование и развитие.

Получены новые научные результаты:

— уточнено представление о ЖКК крупного города как объекте управления и сложной системе социально-экономических отношений, складывающихся по поводу предоставления ЖКУ;

— дано определение экономического механизма управления ЖКК крупного города, предложена и обоснована система принципов управления ЖКК, отражающая его специфические особенности;

— предложен и обоснован методический подход к построению структуры управления ЖКК крупного города, позволяющий повысить эффективность расходования бюджетных средств на финансирование комплекса, а также организовать управление многоквартирными домами, в которых собственники самостоятельно не определи способ управления;

— разработаны рекомендации по формированию договорных отношений, направленных на упорядочение вертикальных и горизонтальных связей между всеми участниками процесса жилищно-коммунального обслуживания в крупном городевыявлены факторы и оценена степень их влияния на развитие конкурентной среды в ЖКК крупного города, предложен двухкритериальный метод оценки эффективности демонополизации рынка услуг по управлению и обслуживанию жилищного фондаразработана система индикаторов и построена модель мониторинга и оценки деятельности управляющих жилищных организацийразработана методика сравнительной оценки территорий по эффективности осуществляемых преобразований в сфере управления ЖККвыявлена роль экономической мотивации и предложен механизм стимулирования ресурсосбережения в управлении ЖКК, включающий алгоритм реализации ресурсосберегающих инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств.

Обоснованность и достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, использованием данных государственной статистики РФ и муниципальных образований, официальных зарубежных статистических материалов, полнотой анализа теоретических и практических разработок, положительной оценкой на научных конференциях и семинарах, практической проверкой и внедрением результатов.

Значение для теории и практики научных результатов. Теоретическая значимость работы состоит в совершенствовании методической базы и понятийного аппарата теории управления применительно к управлению ЖКК крупного города. Результаты исследования могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами власти при разработке и реализации концепций управления ЖКК, целевых программ развития отрасли.

Апробация работы. Основные выводы, положения и рекомендации, разработанные автором, докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе — 2003», «Современное состояние и перспективы развития экономики России» — 2003″ (Пенза, 2003), на 17-й, 18-й Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, 2002, 2003), научно-практической конференции «Самоуправление граждан в жилищной сфере» (Москва, 2003), 8-ом Всероссийском студенческом семинаре «Проблемы управления» (Москва, 2000).

Внедрение результатов исследования. Предложенные в диссертации методические подходы к формированию экономического механизма управления ЖКК использовались при разработке проекта Программы развития реформы ЖКК города Москвы на период 2002;2007 г. г., одобренной Постановлением Правительства Москвы от 25 сентября 2001 г. № 865-ПП «О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве и перспективах ее развития».

Показатели мониторинга и оценки деятельности управляющих жилищных организаций используются в практике управления ЖКК города Чебоксары (распоряжение главы администрации города Чебоксары от 04.03.2003 № 481—р) для сравнительной оценки деятельности управляющих организаций города.

• Методические рекомендации по формированию конкурентной среды и договорных отношений в ЖКК были апробированы на практике при проведении конкурса по выбору управляющей жилищной организации в районе Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа города Москвы.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ общим объемом 6,4 п.л., лично автору принадлежит 5,7 п.л. Работы посвящены проблемам совершенствования действующего механизма управления ЖКК.

• Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Работа содержит 189 страниц основного текста, 3 приложения, 25 рисунков и 22 таблицы.

Список литературы

включает 129 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Показана в управлении ЖКК крупного города возрастающая роль информационных технологий, используемых в двух аспектах: мониторинга, как инструмента принятия обоснованных текущих (тактических) управленческих решений и оценки, когда результаты мониторинга ложатся в основу разработки.

• стратегических решений, направленных на достижение конкретного результата.

2. Построены две модели (базовая и обобщенная) для мониторинга и оценки эффективности деятельности управляющих жилищных организаций крупного города по пяти комплексным показателям, которые определяются системой предложенных индикаторов, образованной на базе сформулированных принципов их формирования и утверждения. Для базовой модели построенная шкала оценки индикаторов и экспертно определенная нормированная система весов, позволили.

• получить (с учетом корректирующих коэффициентов) оценку деятельности управляющих жилищных организаций города Чебоксары по разным направлениям, а агрегирование комплексных показателей — общую критериальную оценку, которая при отсутствии реально действующей системы индикаторов позволяет объективизировать процесс контроля со стороны местной администрации и оценки деятельности управляющих жилищных организаций города.

3. Обобщенная модель мониторинга и оценки (методическое обобщение.

• базовой), представленная в форме многоуровневой иерархической структуры, где оценки комплексных показателей осуществляются на базе экспертно-аналитических процедур, позволяющих формализовать процесс последовательного агрегирования индикаторов в обобщенный комплексный показатель. Важное место отведено оценке индикатора качества обслуживания на основе опроса населения. Предложенный двухэтапный алгоритм, позволяет обрабатывать результаты опроса населения и ранжировать виды услуг с последующим формированием нормированной системы весов их важностей, позволяет объективно отразить в обобщенном показателе эффективности деятельности управляющих организаций интересы и мнения населения по качеству жилищно-коммунального обслуживания.

4. Показана возможность использования предложенных моделей мониторинга и оценки, как эффективного инструментария сравнительного анализа эффективности деятельности как для отдельных управляющих организаций, так и для организаций ЖКК в рамках районов крупных городов, отдельных муниципальных образований одного или разных регионов, а также на региональном уровне. Внедрение разработанных показателей позволяет создать действенную.

• систему мониторинга и оценки деятельности организаций, предоставляющих ЖКУ как важного элемента экономического механизма управления ЖКК крупного города.

5. Проведенный анализ опыта управления ЖКК крупных городов показал, что действующая практика не стимулирует процессы ресурсосбережения на жилищном фонде. Выявлены роль и значимость экономической мотивации ресурсосбережения как действенного инструмента и механизма саморегулирования, не порождающего.

• экономических и социальных противоречий между субъектами хозяйствования, способствующего оптимизации финансовых средств, направляемых на предоставление ЖКУ, при соблюдении качества условий проживания граждан.

6. Осуществляемые сегодня текущие платежи населения и бюджетов всех уровней, покрывающие неэффективные затраты на функционирования ЖКК, выражающиеся в колоссальных потерях тепла и воды, могут быть превращены в инвестиционный ресурс. Этот ресурс может быть задействован только при создании надлежащей системы мотивации ресурсосбережения для всех субъектов правоотношений по предоставлению ЖКУ. Большой потенциал ресурсосбережения в ЖКК может стать источником для возврата инвестиций в модернизацию жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, позволит частично переориентировать затраты с текущих на капитальные, а формирование конкурентного бизнеса по управлению жилищным фондом будет способствовать ускорению данного процесса.

7. Изучение и обобщение имеющегося опыта управления объектами недвижимости в бюджетной сфере позволили автору сформулировать два основных подхода к формированию устойчивого механизма стимулирования эффективного использования ресурсов в управлении жилищным фондом. Первый подход заключается в стимулировании управляющих жилищных организаций в проведении малозатратных ресурсосберегающих мероприятий, второй — основывается па стимулировании осуществления инвестиционных (капиталоемких) проектов ресурсосбережения. В результате реализации предложенных подходов достигается значительное повышение эффективности затрат на налаживание учета.

• энергопотребления па жилищном фонде за счет использования нормативов ресурсопотребления в планировании расходов, организации информационных потоков и коммерческого применения приборов учета. При этом проведение ресурсосберегающих мероприятий на основе пообъектного принципа управления жилыми зданиями, как главный потенциал развития профессионального бизнеса по управлению, является одним из ключевых элементов экономического механизма управления ЖКК.

• 8. Стимулирование управляющих организаций на реализацию ресурсосберегающих мероприятий в виде инвестиционных проектов приобретает особую важность в связи с ухудшающимся техническим состоянием объектов ЖКК и ограниченными возможностями бюджетов всех уровней по финансированию расходов на эти цели, и может быть осуществлено в рамках расширения сроков бюджетного планирования.

9. Предложено модельное обоснование реализации процесса ресурсосбережения в управлении многоквартирным жилищным фондом, представленного в виде инвестиционного проекта. Этот проект реализуется в два этапа с использованием средств фонда финансирования проекта, формируемого из различных источников и с разными условиями возвратности. В основу инвестиционного проекта положены предложенные методические подходы к стимулированию мотивации ресурсосбережения для всех субъектов правоотношений по предоставлению ЖКУ. Полученные в ходе моделирования аналитические соотношения позволяют осуществлять вариантные расчеты инвестиционной потребности и производить оценку эффектов для различных участников инвестиционного процесса в зависимости от управляемых параметров модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненная диссертационная работа отражает результаты исследования и решения актуальной проблемы формирования адекватного новым экономическим условиям механизма управления ЖКК крупного города как основы устойчивого функционирования и развития отрасли, повышения качества и надежности предоставления населению жилищно-коммунальных услуг. В ходе исследования сделан ряд важных обобщений и выводов, предопределивших его результаты, суть которых раскрывается ниже.

1. Совершенствование управления экономикой регионов в условиях перехода к рыночным отношениям — одно из важнейших направлений проводимых в нашей стране экономических преобразований. Это направление приобретает ключевое значение для социально-экономического развития крупных городов, и в первую очередь для отраслей экономики, обеспечивающих жизнедеятельность населения, важнейшей среди которых является ЖКК.

2. Анализ существующих теоретических и практических подходов к управлению жилищно-коммунальным комплексом показал, что в настоящее время нет единого представления о жилищно-коммунальном комплексе как объекте исследования и управления. Под жилищно-коммунальным комплексом крупного города в данной работе понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных видов экономической деятельности, объективно необходимых для устойчивого функционирования и развития городского хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населения крупного города путем предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Специфические особенности ЖКК обусловлены его социальной и экономической значимостью. С одной стороны, ЖКК призван создавать необходимые условия для комфортного и безопасного проживания граждан, с другой стороны, будучи сферой деятельности с неубывающим потребительским спросом, ЖКК обладает практически неограниченным потенциалом для развития частного бизнеса. Таким образом, в ЖКК проявляются интересы и осуществляется взаимодействие органов власти, бизнеса и населения как потребителя ЖКУ. Именно с этих позиций строится исследование жилищнокоммунального комплекса как сложной системы социально-экономических отношений, складывающихся по поводу предоставления ЖКУ.

3. Выделение в качестве объекта исследования ЖКК крупного города позволяет существенно расширить анализ факторов и условий, предопределяющих эффективное функционирование жизнеобеспечивающей системы крупных городов, реализовать комплексный подход к управлению процессами, происходящими в сфере предоставления ЖКУ, а также создать целостность территориального управления преобразованиями, направленными на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

4. Проведенный в диссертации анализ зарубежного опыта управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры показал, что его использование в отечественной практике должно быть тщательно продуманным и обоснованным. При этом заслуживает особого внимания мировая практика привлечения в эту сферу деятельности профессиональных управляющих компаний, организации эффективного взаимодействия между органами власти и бизнесом на.

• рынке предоставления ЖКУ, а также развития активной конкурентной среды как мощного стимулирующего ресурса развития данной сферы, не требующего дополнительных бюджетных затрат.

5. Несмотря на то, что за последние годы в реформировании ЖКК России удалось добиться определенных позитивных результатов, однако первоначальные цели реформы так и не были достигнуты. Фрагментарные, зачастую бессистемные преобразования не позволили создать адекватную систему управления ЖКК и.

• перейти к новому экономическому механизму управления отраслью, основу которого составляют научно обоснованные принципы и методы управления, ориентированные на развитие рыночных отношений в этой сфере экономики. В процессе исследования установлено, что приоритетные направления формирования экономического механизма управления ЖКК заключаются в разработке эффективной системы договорных отношений, создании экономической заинтересованности (мотивации) участников процесса предоставления ЖКУ в результатах своей деятельности и снижении непроизводительных затрат, внедрении методов мониторинга для оценки результатов функционирования организаций комплекса, а также создании условий для развития конкурентных отношений и привлечения частного бизнеса на рынок ЖКУ. В качестве научной основы формирования экономического механизма управления ЖКК крупного города в работе предлагается система принципов, отражающая специфику исследуемого объекта. В эту систему включены как наиболее известные в науке принципы управления, адаптированные к объекту исследования, так и принципы, сформулированные автором: принцип ориентации на достижение планируемых результатов, принцип рационального разделения функций, принцип разделения ответственности, принцип пообъектного управления, принцип единого управления.

6. Предложенный методический подход к построению структуры управления ЖКК крупного города позволяет усилить роль органов местного самоуправления, осуществляющих права собственника в отношении объектов ЖКК, обособить функции собственника объектов ЖКК от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию данных объектов, повысить.

• оперативность принятия управленческих решений, оптимизировать расходование бюджетных средств на финансирование комплекса и повысить ответственность за их эффективное и целевое использование. В работе показано, что управление в многоквартирных домах с различными собственниками жилых и нежилых помещений должно осуществляться на единых, согласованных с ними условиях. Для случая, когда не определен способ управления многоквартирными домами, предложен методический подход, основанный на инициировании этого процесса.

• структурным подразделением городской администрации, отвечающим за функционирование и развитие ЖКК, что позволяет повысить юридическую ответственность органов местного самоуправления за качество жилищно-коммунального обслуживания населения и создать реальные предпосылки для привлечения на рынок управления жилищным фондом частного бизнеса.

7. Разработанные рекомендации по формированию системы договорных отношений в ЖКК крупного города предусматривают: обязательность заключения.

• договоров между всеми субъектами отношений, участвующих в предоставлении.

ЖКУразграничение ответственности управляющей организации и органов местного самоуправления за бюджетное дотирование коммунальных предприятий с целью обеспечения возможности эффективного контроля за количеством и качеством предоставляемых услуг, оплату по факту их потреблениявключение в договоры показателей мониторинга для оценки деятельности хозяйствующих субъектов, а также элементов экономической мотивации. Определено место управляющей жилищной организации в системе правоотношений по предоставлению ЖКУ населению, в соответствии с которым она несет полную ответственность перед собственниками жилищного фонда за качество и своевременность их предоставления. Такая схема создает условия для оптимизации расходов на содержание жилищного фонда за счет формирования экономической заинтересованности управляющей организации в ресурсосбережении как главном потенциале эффективного управления жилищным фондом. На основе анализа и сравнительной оценки различных способов передачи жилищного фонда в управление и различных видов договоров в работе показано, что наиболее.

• предпочтительной является передача жилищного фонда в управление по договору возмездного оказания услуг. Данная форма договора создает равные условия для управляющих организаций различных форм собственности, позволяет обеспечить их хозяйственную самостоятельность в принятии решений и экономическую заинтересованность в качественном выполнении договорных обязательств.

8. Анализ развития конкуренции как важнейшего элемента экономического механизма управления ЖКК крупного города, показал, что в настоящее время.

• главным фактором формирования конкурентных отношений в ЖКК является не экономическая целесообразность, а наличие административного решения о проведении конкурса. Для оценки реального развития конкуренции на рынке предоставления ЖКУ предлагается применение двухкритериального метода на основе расчета индекса Герфиндаля-Гиршмана, характеризующего изменение степени монополизации на рынке услуг (в части изменения доли жилищного фонда, управляемого или обслуживаемого на конкурсной основе различными организациями), и проведения сравнительной оценки индикаторов качества предоставляемых услуг до и после конкурса. Уменьшение индекса Герфиндаля-Гиршмана будет характеризовать реальную демонополизацию и результативность проведения конкурсов на рынке ЖКУ только в том случае, когда значения рассматриваемых индикаторов качества предоставления этих услуг улучшаются после проведения конкурса.

9. В диссертационной работе обоснована необходимость внедрения в существующую практику управления ЖКК методов мониторинга, а также сформулированы основные принципы и требования к разработке системы показателей для оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, участвующих в предоставлении ЖКУ. С учетом предложенных принципов автором разработана модель мониторинга и оценки деятельности управляющих жилищных организаций, в основу построения которой положена система индикаторов, структурированная по пяти комплексным показателям. Эта модель позволяет повысить объективность процесс контроля и оценки деятельности управляющих жилищных организаций, увеличить прозрачность принимаемых управленческих.

• решений и оптимизировать расходы на их реализацию. Модель мониторинга и оценки была применена на практике для сравнительной оценки деятельности управляющих жилищных организаций города Чебоксары.

10. Построение обобщенной модели мониторинга и оценки, представленной в форме многоуровневой иерархической структуры, в которой оценки комплексных показателей осуществляются на базе экспертно-аналитических процедур, позволяющих формализовать процесс последовательного агрегирования.

• индикаторов в обобщенный индикатор эффективности деятельности управляющих организаций, может использоваться как эффективный инструмент сравнительного анализа деятельности не только отдельных жилищных управляющих организаций, но и в рамках территориальных образований в целом для оценки эффективности преобразований в сфере управления объектами ЖКК.

11. Выявлены роль и значимость экономической мотивации ресурсосбережения как действенного инструмента и механизма саморегулирования, не порождающего экономических и социальных противоречий между субъектами хозяйствования, способствующего оптимизации финансовых средств, направляемых на предоставление ЖКУ, при соблюдении качества условий проживания граждан. Стимулирование управляющих организаций на реализацию ресурсосберегающих мероприятий в виде инвестиционных проектов приобретает особую важность в связи с ухудшающимся техническим состоянием жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры при ограниченных возможностях бюджетов всех уровней по финансированию расходов на эти цели.

12. В работе сформулированы методические подходы к формированию устойчивого механизма стимулирования эффективного использования ресурсов в управлении жилищным фондом. Первый подход заключается в стимулировании управляющих жилищных организаций на проведение малозатратных ресурсосберегающих мероприятий, второй основывается на стимулировании инвестиционных (капиталоемких) проектов ресурсосбережения. Предложенные подходы положены в основу модельного обоснования реализации процесса ресурсосбережения на многоквартирных жилых домах, представленного в виде.

• инвестиционного проекта, осуществляемого двухэтапно с использованием средств фонда финансирования проекта, формируемого за счет различных источников. Полученные в ходе моделирования аналитические соотношения позволяют осуществлять вариантные расчеты потребности в инвестициях и производить оценку эффектов для различных участников инвестиционного процесса (собственника жилищного фонда, управляющей организации, поставщика ресурсов и муниципального бюджета) в зависимости от управляемых параметров модели,.

• учитывающих возможность согласования интересов всех сторон на основе системы договорных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3.
  3. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218−1 «Об основах федеральной жилищной политики»
  4. Закон Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного-самоуправления в Российской Федерации»
  5. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
  6. Закон Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»
  7. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с
  8. Ф Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации)
  9. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»
  10. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 20.06.93. № 595. «О Государственной целевой программе «Жилище»
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 Ф года № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынкежилищно-коммунальных услуг на 1998−1999 годы»
  12. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797)
  13. Приказ Госстроя России от 26 декабря 1997 года № 17−139 «Об утверждении
  14. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
  15. Примерное положение о службе заказчика (управляющей компании): Приказ Госстроя России от 11.12.97 г. № 17−131.
  16. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997.№ 6. С.5−25.
  17. С.А., Мхитарян С. Ф. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: Юнити, 1998. 1022с.
  18. Л.Ф., Бодырева И. А. Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2002. 208 с.
  19. Р., Старченко Е. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации.// Городское управление. 2003. № 5.
  20. А., Рахлин А. Система социального жилья в Великобритании. М.: 2001,68с.
  21. О.Г. Особенности планирования расходов местного бюджета на поддержку жилищно-коммунального хозяйства.// ЖКХ. 2002. № 12.
  22. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. T.l. М.: Экономика, 1989.
  23. B.C. Актуальные проблемы крупных городов. СПб.: СПбГИЭА,• 1997. 194с.
  24. Н.И. Долгосрочный прогноз и управление многоуровневыми социально-экономическими системами. Новгород: НГУ, 2000. 535с.
  25. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 256 с.
  26. Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 276 с.
  27. Н.В. Зарубежный опыт государственного регулирования жилищной сферы: экономико-правовые аспекты//Законодательство и экономика. 2002. № 7.
  28. JI.A. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе его управлении, финансах и методах хозяйства. М.-Л.:Госиздат, 1928. 467с.
  29. В.Н. Цель: целеобразование, структуризация, анализ. Учеб. пособие. СПб., 1996. 78с.
  30. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М. Дело, 1998. 128с.
  31. Ю.Ю., Попов В. К., Шушарин А. Л. Реформирование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства города в условиях рынка. Томск: 1998. 264 с.
  32. М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 55 с.
  33. О.Р. ТСЖ оптимальная форма управления жильем //ЖКХ. 2001. № 1. С.33−39.
  34. Т.М. Жилье как объект недвижимости // ЖКХ. 2001.№ 3. С.85−92.
  35. Д.П., Прокофьев Д. Ю. Законодательное регулирование управления многоквартирными домами.// Жилищное право. № 3. 2002.
  36. Города России: Энциклопедия/ Под редакцией Г. М. Лаппо. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994
  37. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001.495с.
  38. В.В., Острина И. А., Руднев А. В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2001. 704 с.
  39. Демонополизация управления и обслуживания жилищного фонда: Монография. М.: Фонд «Институт экономики города». 1996. 203 с.
  40. С.А. Проблемы управления собственностью жилищного сектора социальной сферы городов. СПб.: СПбГИЭА, 1999. 172с.
  41. С.А. Проблемы управления собственностью жилищного сектора социальной сферы городов. СПб.: СПбГИЭА, 1999. 172с.
  42. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: БИЭФ, 2001. 355 с.
  43. Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского опыта и реформы в России. СПб.: Наука. 292с.
  44. Жилищная экономика / Под ред Г. Поляковского. Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 224с.
  45. Жилищно-коммунальная сфера России и Германии на рубеже веков. Чебоксары, 2000. 240с.
  46. Жилищное хозяйство в России. 2002: Статистический сборник/Госкомстат России. М., 2002 г., 237 с.
  47. В.Б. Совершенствование территориального управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК) в крупном городе М.: Издательство ТПО «Итерфейс», 1995. 384 с.
  48. В.Б. Территориальное упрвление: (Методология, теория, практика). Монография. М.: ИМ-Информ, 1998. 320 с.
  49. В.Б., Румянцева З. П. и др. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления города: Монография /ГАУ. М., 1996. 212 с.
  50. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002, 718 с.
  51. Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С. Б. Сиваева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 142 с.
  52. Е.Б., Фрейдкин Л. Г. Жилищная система крупного города: пути рыночной трансформации // Регион: экономика и социология. 1994. № 4. С. 60−77.
  53. А.Н. Доклад на I всероссийском форуме по проблемам ЖКХ «Стратегия и развитие жилищной и коммунальной сфер в XXI веке.// Городское управление. 2000. № 5, с. 61.
  54. А.Н. Оценка экономической целесообразности формирования кондоминиумов и создания ТСЖ// ЖКХ. 2000. № 3.
  55. А.Н. Мониторинг в жилищной сфере: цели, задачи и формы организации // СБ. ЦСЭИ № 5 Социально-экономические проблемы Москвы и пути их решения. М.: 1997.
  56. А.Н., Фаерман Е. Ю. Хачатрян С.Р. Анализ и моделирование тарифной политики на услуги ЖКХ в переходном периоде.//Аудит и финансовый анализ. 2003. № 2.
  57. Н.М. Жилищная проблема в современной Великобритании. М.: ИНИОН, 1994. 39с.
  58. В.И. Искусство управления. М.:Изд. БЕК, 1997. 263с.
  59. Комментарий к жилищному законодательству Российской федерации / Отв. ред. Г. А. Жилин. М.: Издательство НОРМА, 2002. 656 с.
  60. И.Л. Жилищное право Российской Федерации: Учеб. Пособие. М.: Юность, 2002. 314 с.
  61. С.И. Экономическая целесообразность реформирования ЖКХ. По материалам Всероссийского совещания «Реформирование коммунального хозяйства. 2003 год время принятия стратегических решений», прошедшего в мае 2003 г.//ЖКХ. 2003. № 8.
  62. А. Экономические механизмы. М.: Прогресс, 1993. 192 с.
  63. Т.Б. Рекомендации по организации товариществ собственников жилья во вновь создаваемых кондоминиумах. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. 56 с.
  64. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: в 5 т., 12 кн. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 992 с. т. 1
  65. Д.В., Сиваев С. Б. Формирование устойчивого механизма экономической мотивации ресурсосбережения в управлении ЖКК.// Новости теплоснабжения. 2003. № 10.
  66. Д.В. Единые информационные расчетные центры: опыт внедрения и совершенствования документооборота/ Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Пенза 2003.
  67. Д.В. Организация системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в городах России//Экоиомический механизм регулирования инвестиционной деятельности в сфере городского хозяйства и недвижимости: Сб.науч.трудов. Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2003.
  68. Д.В. Правое регулирование деятельности управляющей организации //Жилищное право. 2003. № 1,
  69. Д.В. Развитие профессионального управления жилищным фондом: проблемы и перспективы/"Технология, экономика и организация производства технических систем: Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МГИУ, 2003.
  70. Д. В. Шапиро М.Д. Договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в Москве: анализ состояния и пути совершенствования// Жилищное право. 2002. № 4.
  71. Д.В., Хачатрян С. Р. Территориальные проблемы моделирования экономического механизма управления жилищным комплексом// Аудит и финансовый анализ. 2003, № 3,
  72. С.Н. Основы предпринимательской деятельности на рынке недвижимости. СПб: Питер, 2000. 272 с.
  73. Местное самоуправление и рыночная экономика: уроки западно-европейского опыта /Под ред. Б. М. Гринчеля. СПб.: ЕВРОГРАД, 1996. 295с.
  74. Методические рекомендации по созданию товариществ собственников жилья. Издание первое./ Под ред. Пивоварова В. Ф. М.: 4-й филиал Воениздата, 2003. 176 с.
  75. .З. Теория организаций. М.-.ИНФРА-М, 1999. 336с.
  76. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. 383с.
  77. .Н., Шоетак О. И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: Структура и управление. Информационно-компьютерные системы: Аналитический обзор.- Новосибирск: Наука, 2001. 159 с.
  78. В. А. Талалыкин В.М. Инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс. Опыт, перспективы. СПб.: ООО «Лимбус Пресс», 2003. 208 с.
  79. Организация управления административным округом столицы: информационно -справочное издание. / Под ред. В. Б. Зотова. М.: Прима-Пресс-М, 2000. 481 с.
  80. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М: МГУ, 1994.368 с.
  81. Оценка муниципальных программ. / Ю. Г. Ветров, Д. В. Визгалов, М. В. Пииегина, Н. И. Шевырова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. 88с.
  82. Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. 384 с.
  83. Е.Ф., Шапиро М. Д. Развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда М., 2002. 92с.• 86. Приватизация коммунальных служб. Зарубежный опыт. /Авт.: Ю. П. Тыртышов. СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2003. 144 с.
  84. Проблемы становления и регулирования рынков городской недвижимости/ Под ред. Лимонова Л. Э. СПб.: Наука, 1997. 216с.
  85. А.П. Экономическая эффективность реконструкции жилищного фонда. М.:Стройиздат, 1990. 224с.
  86. Региональная экономика: Учебник./ Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова.• М.: ИНФРА-М, 2002. 686 с.
  87. Ремонт и эксплуатация жилых зданий: Справ. пособие /Под ред А. Г. Ройтмана.М.:Стройиздат, 1992. 367с.
  88. В.И. Эффективные методы управления энергосбережением в строительстве// Архитектура и строительство Москвы. 2003. № 2−3.
  89. Реформа ЖКХ: теория, практика, новые подходы. / Авт.: Л. Н. Чернышев. СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2003. 320 с.
  90. З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы. М.: 1999.• 94. Рюмина Е. В. Анализ эколого-экономических взаимодействий в рыночных условиях. М.: Наука, 2000.
  91. А.Н. Ценообразование и тарифная политика как инструмент антикризисного управления муниципальным хозяйством. М.: ИПКгосслужбы, 2001. 268 с.
  92. А.С., Новицкий В. Ф. Инновационные программы стратегии обновления жилищного фонда и его структуры: Учебное пособие/ГУУ. М.: 2002.52
  93. Самоуправление граждан в жилищной сфере. Кондоминиум и товарищество собственников жилья: современное состояние, проблемы и пути их решения. Сборник докладов / Под ред. В. Б. Зотова. М.: Прима-Пресс-М, 2003. 48с.
  94. П. Экономика .М.: НПО «АЛГОН», ВНИИСИ, 1992. 333с.
  95. Система управления собственностью города Москвы: вопросы теории, практика реформирования, пути повышения эффективности./ Под научной редакцией Толкачева О. М., Рукиной И. М. М.: Галерея, 2001. 414 с.
  96. Современные информационные технологии в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Сборник выступлений участников круглого стола / Под• ред. Зотова В. Б. М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2002. 84 с.
  97. Р. Косарева Н. Б. Реформа системы управления городского экономикой в России в 1998—2000 годах М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. 204с.
  98. Стратегия осуществления политики в области обновления городов и модернизации жилищного фонда. Нью-Йорк, Женева: ООН. 1996. 58с.
  99. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики, /под редакцией Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2002.
  100. Теория и практика муниципального заказа. Сборник статей и практических материалов./ Под ред. Э. Маркварта. СПБ.: 2000. 64 с.
  101. А. Общее и промышленное управление: Пер. с фр. М.:1992. 111с.
  102. C.JT. Сравнительный анализ деятельности управляющих организаций в жилищной сфере./ ЖКХ. 2003. № 2.
  103. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммунального хозяйства (Французский опыт). Издательство Французского национального института мостов и дорог, 2002. 402 с.
  104. С.Р., Фаерман Е. Ю., Королева Н. В., Пинегина М. В. Методы анализа и моделирования процессов внедрения современных технологий в управление жилищным фондом.// Аудит и финансовый анализ. 2002. № 4.
  105. B.C. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учебное пособие. СПб.: СП6ГИЭУ, 2001. 135с.
  106. B.C. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие. СПб: СПбГИЭА, 1999. 80с.• 113. Чернышов J1.H. О ходе и перспективах реформирования жилищно-коммунальной сферы // ЖКХ. 2001. № 4. С.38−44.
  107. JI.H. Экономика городского хозяйства. М., 1999. 328с.
  108. JI.M. Эффективное управление социально-экономическими системами. Теория и практика. СПб: Петрополис, 1998. 475 с.
  109. А.Н. Государственная поддержка российских городов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 160 с.• 117. Швецов А. Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Эдиториал УРСС, 200 с.
  110. Е.С. Жители и дома. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. 266 с.
  111. Экономика недвижимости/Под ред. В. И. Ресина. М.:ДЕЛО, 1999. 328с.
  112. Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. 2002. № 5. С.4−26.
  113. Ammonds, David N. Municipal Benchmarcks: Assessing Local Performance and• Establishing Community Standarts. Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications. 1996.
  114. Energy Performance Contracting for Small and Medium-Sized Municipalities: Guidelines for Success. Energie Verwertungsagentur. April 2000.
  115. Hansen, Shirley J., and Jeannie C. 1998. Weisman Perfomance comtracting: expanding horisons. The Fairmont Press, Inc.
  116. Harry P. Hatry. Perfromance Measurement. Getting Results. The Urban Institute Press. 1999.
  117. Housing policy: an end or a new beginning. Edited by Martin Lux./ Open society Institute-Budapest, 2003
  118. Jackson M. Systems methodology for management sciences. N.Y., 1991. 357p. 202
  119. Learning from experience with Energy Investments of Estonian Heating Social Sector Buildings, District Heating Plants and Biofuel Utilization. A PHARE Programme Action. December 1998.
  120. Stacey R.D. Strategic management and organizational dynamics. Pitman publishing. 1993.40р.
  121. The owners and managers guide to condominium management. Institute of real estate management. Chicago, 1984. 175 p.
Заполнить форму текущей работой