Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Факторы рыночной адаптации стратегий развития высших учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждой группе факторов присуща различная степень влияния на деятельность регионального образовательного рынка. Данное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. В зависимости от степени влияния, вузу необходимо ориентироваться на постоянные изменения данных факторов. Наиболее существенное влияние будут оказывать такие группы факторов, как социально-географические… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Структура зарубежных региональных рынков образовательных услуг
    • 1. 2. Проблемы и стратегические перспективы Российского высшего образования в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства
    • 1. 3. Особенности развития Российского рынка образовательных услуг в эпоху мирового финансово-экономического кризиса
  • 2. АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Региональный рынок высшего образования как объект стратегического маркетинга
    • 2. 2. Методология маркетингового исследования рынка образовательных услуг
    • 2. 3. Характеристика рынка образовательных услуг Ростовской области
  • 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Система факторов повышения эффективности функционирования рынка образовательных услуг с учетом стратегического развития вуза
    • 3. 2. Определение степени удовлетворения конечных потребителей услуг высшего профессионального образования
    • 3. 3. Проблемы разработки и совершенствование программы развития региональной структуры образовательного рынка

Факторы рыночной адаптации стратегий развития высших учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стратегия современного развития российского общества и императивы роста эффективности экономики связаны с переходом к наукоемким технологиям и формированием общества, основанного на знаниях. Интеллектуальный потенциал становится одним из определяющих факторов развития. При этом тенденции развития современного социума обостряют проблему адаптации человека к условиям непрерывно и динамично меняющейся внешней природной и социальной среды. Для реализации процесса адаптации человека нужна эффективная система высшего образования, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных специалистов во всех сферах экономической и социальной деятельности с учетом стратегической перспективы развития общества. В современной России особо остро ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих, инженеров и управленцев. К причинам возникновения дефицита кадров можно отнести снижение качества образования, утечку умов и недостаточную мотивацию молодых специалистов. Именно с этим связан пересмотр принципов функционирования образовательного учреждения как самостоятельного субъекта, оказывающего образовательные услуги, которые должны соответствовать потребностям общества, обладать высоким качеством и быть конкурентоспособными. Формирование новых подходов к организации деятельности вуза должно быть нацелено на повышение динамичности и эффективности его деятельности.

За последние несколько лет рост образовательного рынка России обусловил увеличение числа вузов и общей численности студентов. В российском образовании сейчас учатся и работают около 38 млн. чел., действуют более тысячи вузов. В жестких условиях конкуренции учреждения высшей школы стремятся получить дополнительные источники финансирования, при одновременном росте затрат на техническое переоснащение, связанное с постоянно развивающимися наукоемкими технологиями.

Сфера высшего образования перестает существовать как самодеятельное направление, регулируемое только институтами общегосударственного управления. В связи с этим возникает необходимость исследования региональных факторов формирования стратегий развития системы образования, в том числе — эффективной интеграции региональных образовательных рынков в систему единого образовательного пространства. Развитие региональных инструментов и механизмов регулирования системы образования, в том числе ее рыночных параметров, должно идти не только с учетом потребностей населения в образовательных услугах, но и с учетом постоянно меняющейся экономической ситуации в регионах и в стране в целом. Главными целями стратегий развития высшего образования становятся: разворот в сторону реальных носителей образовательных потребностей, достижение оптимального сочетания между федеральными, региональными и частными интересами, а также создание единого образовательного пространства.

Эти обстоятельства вызывают необходимость определения факторов, способствующих повышению эффективности деятельности не только всей образовательной системы страны, но и ее региональных составляющих.

Отмеченное выше определяет актуальность рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы, его теоретическую и практическую* значимость.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные со стратегиями развития и модернизации системы высшего образования сосредоточили на себе внимание не только зарубежных исследователей, но и многих отечественных ученых. Исследование данного вопроса объединило специалистов различных отраслей и сфер деятельности, а именно: специалистов в области экономики, философии, права, педагогики, социологии, психологии и т. д.

Проблемы, связанные с изучением сущности и социальных функций образовательных услуг, структуры образовательного рынка исследуются отечественными учеными А. Алексеевым, В. Бондаренко, Р. Джапаровой, С. Дружининой, Н. Елецким, В. Зотовым, В. Колесовым, А. Ливандовской, Н. Литвиновой, А. Ломакиным, М. Лукашенко, С. Махошевой, С. Мохначевым, Б.

Моргоевым, Т. Николаевой, А. Панкрухиным, Е. Поповым, Е. Скрипак, С. Филатовым, Л. Шаховской, и др.

Много внимания в настоящий момент уделяют отечественные ученые и проблематике включения российского образования в Болопский процесс. В этом направлении активно работают такие исследователи, как Г. Балыхин, Н. Белобородова, В. Беляев, Ю. Ветров, В. Галактионов, Л. Гребнев, Ю. Давыдов, Д. Еделев, В. Захаревич, В. Иванова, 3. Каримов, М. Кольчугина, С. Медведев, В. Миронов, Т. Панфилова, Д. Пузанков, Е. Рыбнов, 3. Сазонова, В. Сенашенко, С. Смирнов, В. Филиппов, А. Чучалин и др.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса актуальным становится вопрос финансирования высшей школы. Он рассматривается в работах Е. Балацкого, Г. Балыхина, С. Белякова, А. Бердашкевич, А. Бондарь, Ю. Васильевой, И. Дежина, А. Заборовской, И. Майбурова, Е. Сабурова, А. Слепухина, П. Шульте и др.

Большое значение для повышения эффективности функционирования образовательных рынков, их региональных составляющих приобретают в настоящий момент маркетинговые исследования и проблемы изучения региональных аспектов управления, моделирования, инновационной и инвестиционной деятельности. Данные вопросы исследуются в научных публикациях таких ученых как М. Адаменко, А. Алексеева, С. Божук, Е. Ганаева, О. Германова, Ю. Калачёв, Р. Джапарова, Р. Короткое, И. Литвинова, А. Панкрухин, А. Татуев, С. Тяглов, Д. Шевченко др.

Вместе с тем, несмотря на достаточно большое количество исследований, многие вопросы, связанные со стратегическими перспективами развития высшего образования, с повышением эффективности функционирования образовательных рынков и тенденциями их развития, региональными аспектами оптимизации уровневой структуры, социальных и экономических функций образовательной системы, требуют дальнейшего изучения, что определяет необходимость и значимость данного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении факторов повышения эффективности функционирования системы высшего образования в разрезе рыночных инструментов реализации стратегических целей развития вузов. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— исследовать структуру зарубежных систем высшего образования, выявить их особенности в зависимости от государственного устройства, традиций, и механизмов рыночной адаптации;

— изучить проблемы и стратегические перспективы российской системы высшего образования в условиях формирования общеевропейского образовательного пространства;

— определить тенденции развития российского рынка образовательных услуг и влияние мирового финансово-экономического кризиса на дальнейшее развитие образовательной системы;

— проанализировать и уточнить методологию исследования рынка образовательных услуг, определить основные методы исследования рынка образовательных услуг, на основе проведенного анализа разработать рекомендации по их эффективному применению, в зависимости от конкретных особенностей региона;

— провести анализ динамики сферы высшего образования Ростовской области и на основании полученных данных составить прогноз ее развития;

— систематизировать совокупность факторов, способствующих повышению эффективности функционирования регионального регулирования деятельности вузов, с учетом изменяющихся потребностей региона;

— провести анкетные исследования потребителей образовательных услуг, с целью определения степени их удовлетворенности.

Предметом исследования выступает совокупность отношений, определяющих эффективность региональных факторов реализации рыночных стратегий развития вузов в системе организационно-экономических и рыночных взаимодействий между вузами, регионом и потребителями.

Объектом исследования являются факторы интеграции региональных структур высшего образования в единое образовательное пространство при взаимодействии социальных и рыночных критериев эффективности с учетом стратегических перспектив развития общества и системы высшего образования.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются работы российских и зарубежных ученых в области проблем системы высшего образования, исследования образовательных систем, проблем глобализации высшей школы, финансирования системы образования.

Кроме того, в диссертационном исследовании использовались законодательные и нормативные акты, регулирующие сферу высшего образования, выступления ведущих российских специалистов и политиков.

Источниками информации явились данные Госкомстата Российской федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Южному Федеральному округу и Ростовской области, данные сайта Министерства образования России и других образовательных порталов.

Методы исследования. В диссертационном исследовании использовались различные методы экономических исследований, а именно: сравнительный, аналитический, статистический, графический и др. Также были использованы программные средства Microsoft Word и Microsoft Excel. В совокупности данные методы позволили обеспечить надежность и достоверность результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в разработке системы факторов, способствующих повышению эффективности рыночных стратегий развития вузов в условиях высокой социальной динамики и с учетом постоянно меняющейся экономической среды региона.

Наиболее существенными положениями, характеризующимися элементами научной новизны и выносимыми на защиту, являются:

— установлено, на основе анализа региональной структуры системы высшего образования ведущих стран мира, что в настоящее время формирование этой структуры зависит от влияния таких факторов, как наличие группы наиболее престижных вузов, территориального устройства страны, системы государственного регулирования и контроля над образовательным рынком, присутствия на рынке образовательных посредников, системы финансирования, наличия единых образовательных стандартов;

— выделен комплекс положительных (создание единого экономического, финансового, политического и социального пространства, признание дипломов, создание международного форума в сфере образования ENIC/NARIC, расширение мобильности студентов и преподавателей) и отрицательных (снижение доступности к более качественному образованию, обострение проблемы трудоустройства выпускников, необходимость «разработки новых учебных планов и программ, изменение механизмов финансовых расчетов, утечка умов) тенденций, проявляющихся на российском образовательном рынке в разрезе стратегий формирования общеевропейского образовательного пространства и реализации принципов Болонского процесса;

— выявлено, на основе анализа кризисных явлений, происходящих в стране, что экономический кризис может усугубиться образовательным, что повлечет за собой ряд негативных последствий: сокращение финансирования высшего образования, снижение общей численности студентов, угрозу банкротства негосударственных вузов, рост безработицы среди выпускников вузов, невозможность создания эндаументов. Все это обуславливает необходимость перестройки системы высшего образования с учетом эффективного взаимодействия всего образовательного рынка страны с его региональными составляющими;

— раскрыта сущность и содержание методологии маркетингового исследования регионального образовательного рынка как одного из важнейших факторов повышения эффективности функционирования вуза, обоснована технология выбора методов исследования в зависимости от их целей и направлений;

— разработана система факторов (социально-экономические, историко-культурные, природно-географические, социально-демографические, социально-географические, социально-политические), своевременный мониторинг которых способствует повышению эффективности регионального регулирования высшего образования в контексте стратегических задач интеграции единого образовательного пространства;

— осуществлен анализ структуры рынка образовательных услуг Ростовской области, на основе которого определены этапы разработки региональной системы развития образования и предложена структура региональной образовательной системы областиопределен, путем проведения анкетного опроса абитуриентов, работодателей, выпускников, перечень характеристик влияющих на формирование спроса на образовательные услуги вуза, среди которых наиболее важными выступают: уровень профессиональной общетеоретической подготовки, способность работать в коллективе, уровень практической подготовки, карьерный рост.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические аспекты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем регулирования и эффективного функционирования региональных образовательных систем с учетом необходимости сочетания социальных и рыночных факторов эффективности в условиях интеграции внутри-и межгосударственного образовательного пространства.

Практическая значимость исследования. Предложенные факторы повышения эффективности функционирования вузов, и прежде всего — в разрезе проблем роста качества образовательных услуг, могут быть использованы при формировании программ развития региональных образовательных рынков, при создании и модернизации образовательных систем, а также в деятельности региональных вузов, занимающихся изучением влияния факторов внешней среды на свою деятельность.

Результаты исследования используются в учебном процессе при изучении дисциплин «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Маркетинговые исследования».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на IV международной научно-практической конференции «Маркетинг и общество» (ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт» Казань, 2009), IV ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 2008), III международной научно-практической конференции «Маркетинг и общество» (ГОУВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт» Казань, 2008), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы экономики и технологий сервиса» (Шахты, 2008), III всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (Пенза, 2007), международной научно-практической интернет-конференции «Информационные технологии в науке и образовании» (Шахты, 2006), IV международной научной конференции «Секция молодых ученых, студентов и специалистов» (Сочи, 2006.).

Публикации. По теме исследования опубликовано 14 научных работ, общим объемом 3,9 п.л. (доля автора 3,75 п.л.).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, двух приложений.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сфера высшего образования перестает существовать как самодеятельное направление, регулируемое только субъектом управления. В связи с этим возникает необходимость исследования региональных структур образовательных рынков, определения направлений повышения эффективности их деятельности и разработки стратегий развития вузов.

В образовании развитых стран ключевые изменения начали происходить, начиная с XX века. В первую очередь это коснулось сферы управления, развития системы мониторинга качества образования, внедрения студенческих кредитов. Все развитые страны проводят различные по масштабам преобразования национальных образовательных систем.

В данном исследовании проведен анализ организации региональных рынков образовательных услуг стран-лидеров по масштабам охвата населения высшим образованием, а именно: США, Великобритания, Япония, Германия, Бразилия, Индия.

Анализ деятельности региональных рынков образовательных услуг позволил сделать вывод, о том, что структуры данных рынков сложились под влиянием следующих факторов:

1) системы государственного регулирования и контроля над образовательным рынком;

2) территориального устройства страны;

3) присутствия на рынке образовательных посредников;

4) наличия так называемых «элитных» и «престижных» университетов;

5) системы финансирования высшего образования.

В настоящее время Российский образовательный рынок представлен 660 государственными вузами и 430 негосударственными. Исследование статистических данных позволило сделать вывод о том, что происходит увеличение количества вузов, наблюдается рост общего числа студентов. Наибольшее число вузов сосредоточено в Центральном федеральном округе,.

Приволжском федеральном округе, Южном федеральном округе. Неравномерное распределение вузов и численности студентов по регионам России объясняется следующими факторами: развитой инфраструктурой региона, наличием вузов, академий и колледжей считающимися одними из лучших не только в России, но и за рубежом.

Сегодня Российское образование реформируется в соответствии с программой модернизации российского образования до 2010 года. Данный проект охватывает все уровни образования. Прежде всего реализация этого проекта совпала с формированием единого образовательного пространства и с вхождением России в Болонский процесс.

Как показал анализ научных публикаций, реализация принципов Болонского процесса в российских реалиях позволит получить следующие положительные результаты:

— создание единого экономического, финансового и социального пространства;

— признание дипломов в любой европейской стране;

— расширение мобильности всех участников образовательного процесса;

— появление возможности обучения в течение всей жизни.

Наряду с выявлением положительного влияния общеобразовательного пространства на Российскую систему высшего образования, нельзя не сказать и о значительном количестве отрицательных тенденций, среди которых к наиболее существенным можно отнести:

— в рамках Болонского процесса предполагается введение двухуровневой системы образования, при этом второй уровень (магистратура) предполагается сделать платным, что для многих талантливых студентов ограничит возможность получения более высокого и качественного образования;

— обострение проблемы трудоустройства. Как показывает российская практика, значительная часть работодателей не понимает, каким уровнем знаний обладает бакалавр и какие должности он может занимать;

— введение единой системы академических кредитов повлечет за собой пересмотр, переработку, а в большинстве случаев и разработку новых учебных планов и программакадемическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вуза само по себе явление положительное, но для России может стать негативным процессом. Большинство студентов, решивших получить образование за границей, не вернутся в Россию, так как за рубежом им, как правило, предлагают более выгодные условия для профессиональной деятельности и дальнейшего карьерного роста.

В конце прошлого столетия множество негативных изменений в сфере высшего образования. Одной из самых существенных проблем стало сокращение объемов финансирования. Хотя на первый взгляд расходы на высшее образование увеличились. Если в 2001 они составили 31,3 млрд руб., то в 2010 планируется потратить уже 244,8 млрд руб. Но одновременно с этим доля расходов на высшее образование в общей их структуре снизилась с 3,5% до 3,1%. Негативные тенденции в системе финансирования высшего образования усугубляются влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

По-нашему мнению за счет сокращения финансирования и вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса на систему высшего образования произойдет ряд негативных явлений.

Во-первых, прогнозируется снижение общей численности студентов / примерно на 1,5 млн. чел. Данное снижение произойдет за счет студентов, обучающихся на контрактной основе и взявших образовательный кредит, что повлечет за собой значительных спад внебюджетных доходов вузов.

Во-вторых, в связи с массовыми сокращениями обострится проблема трудоустройства выпускников и возникнет необходимость в организации переподготовки населения.

В-третьих, немаловажной угрозой, вызванной кризисом, для вузов станет разрушение надежды на поддержку со стороны бизнеса, или, иначе говоря, на создание эндаументов. Эндаумент является эффективным средством поддержки высшего образования и способствует повышению финансовой независимости вуза.

В этих условиях, наибольшие шансы на успех будут иметь те вузы, которые проводят постоянный мониторинг изменяющихся условий функционирования регионального рынка образовательных услуг. Именно поэтому большое значение приобретают маркетинговые исследования. К" сожалению, в настоящий момент проведение маркетинговых исследований доступно лишь небольшому числу российских вузов. Связано это, прежде всего, с ограниченностью ресурсов и отсутствием опыта организации таких исследований.

В качестве обязательных условий образовательно-маркетингового исследования нами были определены следующие:

1- исследования должны носить систематический характер;

2- исследования могут быть применены к любой стороне образовательного маркетинга, требующей информации для принятия решений;

3- исследование — многоступенчатый процесс, включающий сбор, регистрацию и анализ данных.

Цели исследования рынка образовательных услуг зависят от направлений исследований. Основными направлениями исследований образовательного рынка могут стать следующие: изучение потребителей ОУизучение влияния внешней средыизучение внутренней среды вузаизучение вузов-конкурентовизучение спроса на ОУизучение цен на ОУизучение коммуникаций.

В настоящее время в Ростовской области наметились тенденции системной подготовки кадров отвечающих потребностям региона. Однако, наряду с этим, существует и ряд достаточно серьезных проблем, а именно: не все вузы достаточно оперативно реагируют на изменение среды, высшее образование, области не в полной мере удовлетворяет потребностям рынка труда, во многих вузах недостаточно развит маркетинг.

В настоящее время образовательный рынок области представлен 31 вузом, 19 из которых государственные. Большая часть вузов сосредоточена в г. Ростов-на-Дону, г. Новочеркасске, г. Таганроге, г. Шахты. Общая численность студентов составляет 220 732 чел. Расчет прогноза численности студентов области методом экстраполяции динамических рядов позволил сделать вывод о том, что к 2011 / году общая численность студентов составит уже 254 244 чел., что говорит о динамичном развитии рынка образовательных услуг.

Определение факторов эффективности функционирования рынка образовательных услуг зависит от геополитических особенностей региона. Геополитическое положение региона определяет характер рынка, его структуру, а, следовательно, отражает уровень запросов потребителей образовательных услуг. С учетом особенностей региона факторы эффективности функционирования можно разбить на шесть групп: социально-экономические, историко-культурные, природно-географические, социально-демографические, / социально-географические, социально-политические.

Каждой группе факторов присуща различная степень влияния на деятельность регионального образовательного рынка. Данное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. В зависимости от степени влияния, вузу необходимо ориентироваться на постоянные изменения данных факторов. Наиболее существенное влияние будут оказывать такие группы факторов, как социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические. В меньшей степени влияние оказывают группы природно-географических и историко-культурных факторов. ! С целью определения степени удовлетворения полученными услугами и выявления слабых мест при подготовке специалистов было проведено исследование потребителей образовательных услуг Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

Потребитель образовательных услуг — это частное лицо или организация, приобретающие образовательную услугу с целью удовлетворения личных, производственных потребностей или нужд. К основным потребителям услуг образования, можно отнести: абитуриентов, родителей, работодателей, выпускников.

В опросе приняло участие 802 респондента, 202 из которых являются абитуриентами, только принявшими решение поступать в вуз, 300 — выпускники различных факультетов и специальностей реализующих на практике знания и навыки полученные в вузе, 310 — работодатели, уже пользующиеся продуктом вуза.

Результаты опроса абитуриентов позволили сделать следующие выводы: ' большинство опрошенных абитуриентов являются выпускниками школ г. Шахты и Ростовской области, что говорит о том, что вузу необходимо вести активную коммуникационную политику в области привлечения абитуриентов из других регионов России и ЮФОдостаточна незначительное количество от общего числа поступающих составляют выпускники СПО и НПО, что свидетельствует о необходимости разработки мер стимулирования по привлечению данной категории абитуриентов- 62% абитуриентов обучались в школе на хорошо и отлично, следовательно, абитуриенты имеют достаточно высокий базовый уровень знанийбыло выявлено, что основными источниками информации при ' выборе ЮРГУЭС являются мнение знакомых либо самостоятельное обращение в вузнаиболее востребованными специальностями являются: менеджмент организации, экономика, информационные системы. Как было сказано выше, рынок труда Ростовской области уже достаточно насыщен специалистами в этих областях. Соответственно, вузу необходимо разрабатывать мероприятия по переориентации абитуриентов, на другие специальности, востребованные на рынке труда в настоящий момент.

Обработка результатов исследования работодателей показала, что наиболее высоким уровнем навыков и умений обладают выпускники механико' радиотехнического и экономического факультетов. По данным факультетам наиболее соответствуют потребительским предпочтениям такие характеристики, как уровень базовых знанийнавыки работы на компьютереспособность работать в коллективеспособность представлять себяспособность воспринимать и анализировать новую информацию. Наиболее низкий уровень подготовки отмечен работодателями у выпускников факультета сервис. Уровень навыков и умений специалистов технологического факультета соответствует ' среднему по всем исследуемым.

Оценки полученных знаний, данные выпускниками, значительно выше оценок работодателей. Наиболее высокий балл получили такие характеристики, как уровень профессиональной общетеоретической подготовкиуровень практических знаний и уменийнавыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программнацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие.

В настоящий момент на пути регионализации образования, возникает множество проблем, среди которых к наиболее важным можно отнести: осуществление в регионах образовательной деятельности без учета потребностей населениянеготовность регионов выступать в качестве субъектов образовательной политикиотставание темпов развития образовательной системы в регионах от социально-экономического развития страныотсутствие налаженного механизма, призванного осуществить интеграцию регионального и федерального компонентов образования. В связи с этим возникает необходимость разработки региональной программы развития системы высшего образования. В качестве основных этапов разработки программы нами определены следующие: разработка миссии, идей, целей, критериев эффективности, определение сроков ' достижения целей, разработка описания модели региональной образовательной системы, выбор оптимального варианта разрабатываемой программы, описание мероприятий по ее реализации, разработка предложения по управленческому механизму реализации программы.

Далее необходимо перейти к непосредственной разработке модели региональной образовательной системы. В качестве ее составляющих необходимо выделить не только образовательные структуры, а именно, высшее образование, среднее и начальное, но и те элементы, с которыми они должны взаимодействовать для удовлетворения потребностей региона. К данным ' структурам можно отнести: научно-исследовательскую среду, рынок труда и систему дополнительного образования. В качестве контролирующих и регулирующих органов будут выступать региональная администрация, министерство общего и профессионального образования, совет ректоров вузов Ростовской области.

Таким образом, более эффективное функционирование региональной программы развития образования обуславливается необходимостью постоянной интеграции образовательных учреждений с реальным сектором экономики. Данная интеграция может выражаться в объединении потребностей потребителей образовательных услуг, работодателей и образовательных учреждений. Возникающие при этом организационные, управленческие и экономические взаимодействия являются необходимым компонентом интегрированных образовательных учреждений, в состав которых включены работодатели, что может стать одной из эффективных конкретных форм реализации рыночных стратегий развития высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Электронный ресурс.-№ 125 ФЗ от 22 августа 1996 г. -Режим доступа-Ьир://ш?у.реп8о.ги/са1а^-21 .html
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» Электронный ресурс.-от 28 января 2009 г.
  3. Адаменко, М. Маркетинговые исследования конкурентоспособности вуза
  4. Текст./М. Адаменко// Практический маркетинг.-2006.-№ 9
  5. А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг Текст./А.А. Алексеев//СПб, 1998
  6. М.В. Реформа высшей школы и Болонский процесс в России (частный взгляд методиста) Текст./М.В. Артамонова//.-М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.
  7. Е.В. Институциональные конфликты в сфере высшего образования Текст. /Е. Балацкий// Свободная мысль. -2005-№ 11.
  8. Е.В. Теория жизненных ресурсов: модели и эмпирическиеоценки Текст./ Е. Балацкий// Мониторинг общественного мнения.-2007.-№ 2(82).
  9. , Г. Отношение населения к реформе финансирования высшего образования Текст./ Г. Балыхин, П. Романов, А. Слепухин, Ю. Чеботаревский// Высшее образование в России.-2003.-№ 5.
  10. Ю.Белоцерковский А. Саморегулируемые организации в высшем профессиональном образовании: «прогноз погоды» Текст./ А. Белоцерковский// Высшее образование в России № 12, 2008
  11. Е., Романова И. Количественная оценка конкурентоспособности образовательных услуг Текст./Е. Белый, И. Романова// Маркетинг, № 6, 2002
  12. В., Жабреев Г. Болонский процесс-попытка конкуренции Текст./ В. Беляев// Высшее образование в России № 4, 2006
  13. А.П., Булаев Н. И. Бюджетные ассигнования для поддрежки науки в 2007 году Текст./А.П. Бердашкевич// Инновации № 7, 2006
  14. , С.Г. Маркетинговые исследования Текст./С.Г. Божук//.-СПб.: Питер, 2003.
  15. В.А. Маркетинг услуг высшего и делового образования Текст./В.А. Бондаренко.//Ростов на/д. 2006.
  16. В.В. Эффективность управления государственными финансами образовательных учреждений Текст. /В. Бондарь//Высшее образование сегодня, № 12, 2008
  17. В период кризиса нужна государственная поддержка образования Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.rosnou.ru/important/expertzas/
  18. Ю.С., В.В. Глухов, М. П. Федоров, А.В. Федотов Экономика и организация управления вузом Текст./Ю. С. Васильев//СПб.:1999
  19. Ю. Высшее образование: проблемы, перспективы Текст./Ю. Ветров//Высшее образование в России № 11, 2006
  20. Вузы Москвы Электронный ресурс. Режим доступа-[http://ruvuz.ru/]
  21. В.В. Инвестиционная привлекательность Юга России: научно-практическое пособие Текст./В.В. Высоков//Ростов на/д, 2006
  22. Высшее образование в Бразилии Электронный ресурс.- Режим доступа: http://latamerica.ru/obr/brazhigh
  23. Р. Новые возможности получения образования за рубежом Текст./Р. Гагкуев//Высшее образование сегодня № 9, 2004
  24. В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций Текст./В. Галактионов// Высшее образование в России № 2, 2004
  25. Е. Процедуры маркетинговых исследований в образовании Текст./Е.Ганаева// Практический маркетинг.-2005.-№ 9.
  26. А. Маркетинговые исследования Текст./А. Гилберт, Черчилль//Сбп-2001
  27. , Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник/Е.П. Голуб ков//.-М.: Финпресс, 2003.
  28. , Е.П. Экономико-математические методы моделирования Текст./ Е. П. Голубков, Е.П.//-М., 2003.
  29. JI. Болонский процесс в России: проверка на доверие? Текст./ JI.
  30. Гребнев//Высшее образование в России № 1, 2007
  31. Л. ВТО и российские вузы: от жесточайшей конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? Текст./ JI. Гребнев// Высшее образование в России, № 4, 2006
  32. Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения Текст. /Л. Гребнев// Высшее образование в России № 1, 2004
  33. Ю.С. Болонский процесс и новые реформы Российского, образования Текст./Ю.С. Давыдов// Педагогика.-2005.-№ 7.
  34. Е. Имидж вуза и корпоративная идентичность Текст. /Е. Дагаева// Высшее образование в России № 11, 2008
  35. И.Г. Зарубежная поддержка науки и инноваций в России: оценка результативности Текст./ И. Дежина// Проблемы теории и практики управления № 2, 2007
  36. И.Г. Инструменты бюджетного финансирования науки в России Текст./И.Г. Дежина// Инновации № 7,2006
  37. В. Новые перспективы развития Российской высшей школы, Текст./В. Денис//Власть.-2005.-№ 9.
  38. Дентон Маркс, Смысл базового высшего образования в контексте конкуренции на рынке образовательных услуг Текст. /М. Дентон// Высшее образование сегодня, № 9, 2008
  39. Р. Маркетинг услуг профессионального образования Текст./Р. Джапарова// Маркетинг № 4,2005
  40. А.В. Маркетинговые исследования регионального рынка образовательных услуг Текст./А.В. Долгова// Муниципальная экономика и сфера услуг: сборник научных трудов.- Пятигорск: Из-во ЮРГУЭС, 2007.
  41. А.В. Маркетинговые исследования регионального рынка образовательных услуг (на примере ЮФО) Текст./А.В. Долгова// Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы, сборник статей, -Пенза, 2007.
  42. А.В. Методика проведения маркетинговых исследований регионального рынка образовательных услуг Текст./А.В. Долгова// Экономический вестник РГУ., 2008.
  43. А.В. Определение факторов повышения эффективности функционирования регионального рынка образовательных услуг Текст./ А.В. Долгова//Экономический вестник Ростовского государственного университета -Ростов-на-Дону 2009.-Т.7.-№ 3.
  44. А.В. Особенности положения по качеству выпускающей кафедры Текст./А.В. Долгова// Современные наукоемкие технологии.-2006.-№ 8.
  45. А.В. Состояние рынка образовательных услуг в России Текст./А.В. Долгова// Маркетинг и общество, Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Казань-2008.
  46. А. Юг России конца XX начала XXI в. (экономико-географические аспекты) Текст./А. Дружинин//-Ростов н/Д, 2005.
  47. , И.А. Маркетинговые исследования Текст./И.А. Дубровин//-М., 2008.
  48. В.И. Болонский процесс и Российское высшее образование Текст./В.И. Иванова. //Педагогика.-2006.-№ 1.
  49. JI.A. Исследование рынка собственными силами. Текст./Л.
  50. Иванова//Мастер класс-СПб. Питер, 2006.
  51. С.А. Маркетинговые стратегии и конкурентоспособность вуза Текст./С. Иващенко//монография, Ростов-на-Дону, 2006 г.
  52. Индия: Снижение финансирования высшего образования привело к уменьшению числа желающих поступать в индийские вузы Электронный ресурс. Режим доступа- http://window.edu.ru/window/news?pnewsid=l 9115
  53. А.К., Фирсова С. А. Инновационные ресурсы высшей школы России Текст. /А.К. Казанцев, С.А. Фирсова//Инновации № 7, 2006
  54. Ю. В. Интеллектуальная экономика Текст./Ю. Калачев//- Ростов н/Д: ООО «Книга», 2007.
  55. Ю.В. Проблемы перехода высшего образования в России к двухуровневой системе Текст./Ю. Калачев// Вестник ДГТУ. Приложение. 2008. № 1.
  56. Каримов, 3. Белобородова Н. Болонский процесс и региональные вузы Текст./ 3. Каримова// Вестник высшей школы.-2006.-№ 6.
  57. Е. Высшее образование: международные стратегические альянсы Текст./Е. Карпухина//Человек и труд № 12,2004.
  58. В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» Текст. /В. Колесов//Высшее образование в России № 3, 2006.
  59. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) Текст./ В. Колесов// Высшее образование в России № 2, 2006.
  60. М. Международная интеграция в сфере высшего образования Текст. /М. Кольчугина//Мировая экономика и международные отношения, № 11, 2005.
  61. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/files/materials/1799/RPR1340.doc.
  62. А.В., Маркетинговые исследования Текст./ А. Короткое// уч.пос. для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-304с.]
  63. Р., Об эффективности высшего образования Текст./Р. Коротков// Высшее образование в России, 310, 2004. г
  64. А.К. Регионализация образования-стратегическое направление образовательной политики Текст./ А. К. Костин.//1Тедагогика.-2005.- № 8.
  65. И. Анализ зарубежного опыта по реформированию высшего образования Текст./И. Краснобаева//Проблемы теории и практики управления № 3, 2009.
  66. Кризис спасет образование Электронный ресурс.-Режим доступа-http://www.examen.ru/db/examine/A89FA3CFC6473523C325752B0057406B/doc.html
  67. Круглый стол: «Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети» Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.strf.ru/organization. aspx? CatalogId:=221 &dno=l 7248.
  68. Н.Г., Тяглов С. Г. Национальная экономика. Система потенциалов Текст./Н.Г. Кузнецов// учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2009.
  69. А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования Текст./А. Ливандовская// Высшее образование в России № 7, 2006.
  70. И.П. Маркетинг образовательных услуг Текст./И.П. Литвинова, Е.Н. Подшибякина//СПБ, 2002.
  71. А.Л. Конкурентоспособность: многоуровневый анализ /А.Л. Ломакин// М.-2004.
  72. М. Конкуренция на рынке образовательных услуг Текст. /М. Лукашенко// Высшее образование в России № 9, 2006.
  73. Ш. Ш. Маркетинговые исследования товаров и услугТекст./Ш. Магомедов// ИЗТ «Дашков и К», 2007.
  74. И. Высшая школа в регионе: механизм финансирования Текст./И. Майбуров// Высшее образование в России № 1, 2004.
  75. И. Финансирование высшего образования: «национальные особенности» Текст./И. Майбуров// Высшее образование в России № 10, 2004
  76. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в России: болонский процесс Текст./Ы. Маресова//Высшее образование в России -№ 5,2007.
  77. А., Поздняков С., Данилов А., Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования в субъектах РФ Текст./А. Маслак// Высшее образование в России № 2, 2008.
  78. Е.А. Маркетинговые исследования рынка услуг в сфере высшего профессионального образования (По материалам Калининградской области).Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Калининград, 1999.
  79. С. Что определяет имидж вуза Текст. /С. Махнева//Человек и труд, № 10 2006.
  80. Махошева, Маркетинговые исследования конкурентных преимуществ субъектов рынка образовательных услуг Кабардино-Балкарской республики Тескт./ Махошева// Практический маркетинг.-2005.-№ 9.
  81. С. Болонский процесс, Россия и глобализация, Текст./С. Медведев// Высшее образование в России № 3, 2006.
  82. Т.А., Перфильева О. В. Анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами (на примере опыта федеральных университетов в России) Текст./Т. Мешкова// Высшее образование сегодня, № 11, 2008.
  83. В. Болонский процесс и национальная система образования Текст./В. Миронов// Вестник высшей школы.-2006.-№ 6.
  84. Модели финансирования вузов: анализ и оценка Текст./С.А. Беляков, А. С. Заборовская, T.JI. Клячко и др.//М.:2005.
  85. С. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенностиТекст./С. Мохначев//Высшее образование в России, № 10, 2007.
  86. Ю. Образование как ключевой фактор устойчивого развития, высшее образование Текст./Ю. Мячин// № 1, 2007.
  87. В. Опыт построения рейтинговых показателей вузов Текст. Высшее образование в России № 2, 2006
  88. Т.П. Инновационный потенциал России: проблемы активизации использованияТекст./Т. Николаева//СПБ.: Из-во СП6ГУЭФ.2007.
  89. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.oecdcentre.hse.ru
  90. JI.JI. Особенности национального высшего образования Текст. /JI.JI. Пазова//Бюллетень владикавказского института управления № 13, 2005.
  91. А., Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании Текст./ А. Панкурхин//-М., 1999.
  92. Т.В. Перспективы высшего образования в России (реформирование или ликвидация) Текст./Т.В. Панфилова, Г. А. Ашин//Общественные науки и современность № 6,2006.
  93. А., Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вузаТекст./А. Петров// Высшее образование в России № 2, 2007.
  94. С. Парадоксы реформирования российского высшего образования Текст./С. Плаксий//Вестник высшей школы № 10, 2005.
  95. Л.И. Управление инновационным развитием ' университетских учебно-научно-производственных комплексов Текст. /Л.
  96. Поландова// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Орел, 2009.
  97. Д.В., Еделев Д. А. Комплексный подход оценки экономической системы Текст./Д. Пономарев// Проблемы и перспективы развития туризма юга России: Сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции. — Пятигорск: РИО КМВИС, 2004.
  98. , Е.Н. Услуги образования и рынок Текст./Е.Н. Попов//Российский экономический журнал.-1992.-№ 6.
  99. Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев О. Обеспечение качества высшего образования Текст.ЛО. Похолков// Высшее образование в России № 2, 2004
  100. Правительство России решилось на секвестр бюджета в 2010 и 2011 годах Электронный ресурс.- Режим доступа: http:// lenta.ru /news /2009/ 03/ 26/ sekvestr.
  101. Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов Текст./Д. Пузанков// Высшее образование в России № 2, 2004.
  102. В.В. Мы должны сформировать целую систему стимулов для закрепления молодежи в сфере науки, образования, высоких технологий Текст./В. Путин// Высшее образование сегодня № 7, 2008.
  103. Н.Ф. Качество образования- залог конкурентоспособности выпускника Текст. /Н. Расторгуев//Высшее образование в России, № 1, 2009.
  104. Рейтинг высшего образования* в странах мира //Современная гуманитарная академия, 2008 г.
  105. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ Текст.-М., 2007.
  106. Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования Текст./Ю. Рубин//Высшее образование в России, № 1, 2007.
  107. , Е.И. Развитие системы высшего образования в период рыночных трансформаций: институциональный и кадровый аспекты Текст./ Е.И.1. Рыбнов//СПб ГАСУ, 2001.
  108. А., Ефремова Н., Современные измерители знаний Текст./ А. Рыжкин//Высшее образование в России № 1, 2001.
  109. А., Лебедев В, Бут В. «Лицей-вуз» и качество образования Текст./А. Рыжкин// Высшее образование в России № 6, 2004.
  110. Сабуров Е&bdquo- Родина Н., Хижнякова Е, Риски вложений корпоративных и частных инвесторов в образование: проблемы идентификации Текст./Е. Сабуров//Высшее образование в России, № 5,2007.
  111. Сазонова 3. Болонский процесс: позиция российского преподавателя Текст. /3. Сазонова//Высшее образование в России № 3, 2004.
  112. Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы Текст./Н. Сальников//Высшее образование в России № 8, 2008.
  113. Н. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной системы Текст./Н. Сальников// Высшее образование в России, № 2, 2008.
  114. .В., Синицын В. А., Шевелева Л. В., Щербакова Н. П. Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования Текст. /Б. Семкин//Выспгее образование в России, № 1, 2009.
  115. В., Володина Н. ВТО и проблемы высшего образования Текст. /В. Сенашенко//Высшее образование в России № 2, 2006.
  116. В., Ткач Г. О структуре современного высшего образования Текст./В. Сенашенко// Высшее образование в России № 4, 2004.
  117. Система высшего образования в США Электронный ресурс.// Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.
  118. Е.И. «К вопросу о понятии «образовательная услуга» Электронный ресурс.// Режим доступа: www.history.kemsu.ru.
  119. И.А., Матковская О. В. Маркетинговые исследования Текст./ И. А. Скрынникова // Шахты, ЮРГУЭС., 2006.
  120. А. Высшая школа в условиях интернационализации Текст. / А. Слепухин//Высшее образование в России № 6, 2004.
  121. А.Ю. Глобализация образовательного пространства высшей школы России и развитие провинциальных университетов Текст./А.Ю. Слепухин//Саратов, 2004.
  122. С. Болонский процесс: перспективы развития в России Текст./С. Смирнов//Высшее образование в России № 1, 2004.
  123. Современное высшее образование: теоретико-методологические основы и опыт прикладных исследований Текст./от ред. И. В. Нелетова //Тамбов, 2004.
  124. Соединенные штаты Америки Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.geo2000.nm.ru/data/namer/usa/26.htm.
  125. Е. Что такое «предпринимательская деятельность» вуза? Текст. /Е. Степкина// Высшее образование в России № 2, 2007.
  126. С.В. Конкурентоспособность образовательной системы Текст./С. Сухов// Экономика и управление в машиностроении № 2, 2009.
  127. А.А. Принципы формирования системы инвестиционной безопасности экономики Текст./ А. А. Татуев// Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия право. Выпуск 2.-2007.
  128. Управление продажей образовательных услуг Электронный ресурс. Режим доступа -http://masters.donntu.edu.ua.
  129. Учеба в Индии Электронный ресурс. Режим доступа-http://www.rus-ind.ru/partnership/industry/study/.
  130. Р. Ориентация обучения на конкурентоспособность Текст./Р. Фатхутдинов// Высшее образование в России, № 9, 2007.
  131. Р. Управление конкурентоспособностью вуза Текст./Р. Фатхутдинов// Высшее образование в России № 9, 2006.
  132. Е.А. Конкурентоспособность вузов Текст./Е. Федорова// Высшее образование сегодня, № 11, 2008.
  133. С. Региональные модели рынка образовательных услуг Текст. /С. Филатов//Высшее образование в России, № 5, 2003.
  134. , В.М. Реформа образования Текст./ В.М. Филиппов// Вестник Российского философского общества.-2005.-№ 1.
  135. Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования Текст. /Д. Хили//000 «ДиаСофтЮП», СПб-2005.
  136. JI. Проблемы высшей школы Германии Текст./Л. Ходов// Вопросы экономики № 7.-2009.
  137. Л. Комплексная оценка конкурентоспособности туристских предприятий Текст./Л. Хоцятовская//Практический марктеинг.-2005.-№ 2.
  138. В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу Текст./В. Чистохвалова//Высшее образование в России № 4, 2004.
  139. А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система Текст./А. Чучалин//Высшее образование в России, № 3 2004.
  140. В.А. Роль образования в реализации конструктивного сценария развития Юга России Текст. /В.А. Шаповалов//Ростов на/д, 2006.
  141. Л.С. Маркетинг образовательных услуг Текст./Л.С. Шаховская// Волгоград, 2004.
  142. , Д. Маркетинговые исследования на рынке образования Текст./Д. Шевченко// Высшее образование в России.-2003.-№ 5.
  143. , В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг Текст./В.П. Щетинин// Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№ 11.
  144. П. Внебюджетное финансирование и взаимоотношения между высшим образованием, промышленностью и обществом Текст./П. Шульте// Высшее образование сегодня № 10, 2003.
  145. Экспорт российских образовательных услуг Текст. /Стат. Сборник//М.: 2007.
  146. Clark B.R. Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. IAT PRESS.2000.
  147. Lovelock C. Services marketing.-London, 2001/
  148. Rafiq M. and P.K. The scope of internal marketing: defining boundary between marketing and human resource management// Journal of Marketing and Management.-Vol.9-№ 3.
Заполнить форму текущей работой