Управление интеграционными процессами в системе высшего образования
Обозначенные выше тенденции и процессы наиболее полно реализуются в Европе, накопившей огромный позитивный опыт интеграции и интенсификации международных связей в области образования. Европейский союз, крупнейшая интеграционная группировка современного мира, является пионером в деле сближения и гармонизации национальных систем подготовки кадров. В свою очередь, активная политика в данной области… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты исследования интеграционных 10 процессов в системе высшего образования
- 1. 1. Интеграционные процессы в системе высшего образования как 10 объект исследования
- 1. 2. Формы реализации интеграционных процессов в системе 20 высшего образования
- 1. 3. Противоречия интеграционных процессов в сфере высшего 30 образования
- Глава 2. Организационный механизм управления интеграционными 39 процессами в системе высшего образования
- 2. 1. Институционализация управления интеграционными процессами
- 2. 2. Программно-целевое управление интеграционными процессами в 53 высшем образовании
- 2. 3. Комплексная методики прогнозирования спроса на специалистов 63 как результат интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг
- Глава 3. Развитие системы управления интеграцией высшего 81 образования в Российской Федерации
- 3. 1. Анализ особенностей перехода от индустриального высшего 81 образования к постиндустриальному в контексте интенсификации интеграционных процессов
- 3. 2. Концептуальная модель управления новыми интеграционными 103 формами в системе высшего образования
- 3. 3. Стратегические ориентиры управления интеграционными 118 процессами в системе высшего образования
Управление интеграционными процессами в системе высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам модернизации, построения современной интегрированной системы образования.
Российская система высшего образования находится на стадии интеграции в процесс постиндустриального развития мировой экономики. Интеграция в сфере образования составляет органический элемент объективного, исторически прогрессивного процесса глобализации экономики и общественной жизни современного мира и вызвана, прежде всего, кардинально изменившимися условиями функционирования хозяйства передовых стран: радикальными структурными сдвигами в мировой экономике под влиянием технологического переворота, резким качественным повышением роли знаний во всех сферах деятельности, связанных с новой парадигмой общественного прогресса. Интеграционные процессы и углубление международного разделения труда оказывает прямое влияние на структуру производства и занятости, а следовательно, и на рынок труда и сферу образования. Состояние последней и образовательно-квалификационный уровень работника — ключевые критерии хозяйственного и общественного прогресса современных государств, диктующие им проведение общей образовательной политики, приспособление национальных систем подготовки кадров к кардинально изменившимся условиям мирового рынка.
Обозначенные выше тенденции и процессы наиболее полно реализуются в Европе, накопившей огромный позитивный опыт интеграции и интенсификации международных связей в области образования. Европейский союз, крупнейшая интеграционная группировка современного мира, является пионером в деле сближения и гармонизации национальных систем подготовки кадров. В свою очередь, активная политика в данной области стала катализатором экономического и социального объединения Европы, одним из главных инструментов интеграционных процессов, приведших к образованию Союза. Необходимость приведения национальных систем высшего образования в соответствии с новыми требованиями к качеству рабочей силы и с изменившимся международным разделением труда стала проблемой номер один в европейских странах. На современном этапе делается попытка в определенной мере централизовать управление этим процессом, исходя из императива единой стратегии в области высшего образования. Развитие интеграционных процессов в Европе способствовало созданию единого внутреннего рынка, росту экономики и уровня жизни населения стран — участниц ЕС. Во многом благодаря модернизации национальных систем образования, увеличению расходов на научные исследования и внедрению инноваций в учебный процесс удалось повысить производительность труда.
Актуальность диссертационного исследования вызвана необходимостью поиска оптимальной стратегии управления интеграцией высшего образования и аналитического осмысления, оценки, анализа и прогноза развития данного процесса, а также обосновывается необходимостью разработки современных методик, позволяющих принимать адекватные управленческие решения в процессе создания интегрированных образовательных структур.
Степень изученности проблемы. Исследования процесса интеграции в сфере высшего образования и интернационализации российского образования в отечественной научной литературе представлены публикациями Р. Н. Авербух, М. Б. Кольчугиной, А. А. Макареня, В. Н. Максимовой, JI.A. Миэринь, М. С. Пак, Н. Ю. Пименовой, О. В. Сагиновой., Г. А. Сульдиной, Н. Н. Суртаева, В. П. Топоровского. При разработке проблем, связанных с деятельностью интегрированных образовательных систем, важную роль сыграли труды современных отечественных авторов — М. В.
Булановой-Топсоковой, В. Л. Глазычева, А. А. Обсянникова, Г. В. Сучкова, В. Е. Шукшунова.
Проблемами в области экономики образования занимались такие ученые, как Г. П. Иванов, В. А. Жамин, В. И. Капелюшников, Ю. М. Забродин, П. С. Хейфц, В. И. Марцинкевич.
Принципы, формы и методы интеграции рассмотрены в научных работах зарубежных классиков экономической теории: Смита А., Рикардо Д., Робертус К., Маршалла А., Дюмона Р, Фридмена Дж., а также отечественных ученых — Чаянова A.B., Кодратьева Н. Д., Туган-Барановского М.И.
Решению методологических и организационных проблем управления в сфере высшего образования посвящены работы А. Е. Абрамешина, Е. Н. Богачева, Ю. С. Васильева, В. П. Гапенко, А. Б. Дайновского, С. А. Дятлова, У. Г. Зиннурова, А. И. Михайлушкина, В. В. Окрепилова, А. П. Панкрухина, А. А. Румянцева, М. А. Русакова, АЛ. Савельева, Н. А. Селезнева, И. И. Сигов, А. И. Субетто, А. Н. Тихонова и др.
Вопросам организации функционирования национально-региональных образовательных систем современной России посвящены исследования В. И. Беспалова, Е. В. Бондаревской, Е. В. Данильчук, Г. С. Денисова, JI.B. Левчук, Л. Л. Супроновой, Р. Ф. Шайхелисламова. В работах Я. М. Колкера, А. П. Лиферова, Н. А. Степанова исследованы возможные перспективы международного сотрудничества в области образования.
Анализ структурно-содержательных проблем построения различных образовательных уровней осуществляется такими учеными, как З. Б. Абдуллаев, A.B. Беляев, А. П. Величук, Н. Г. Емузова, И. О. Ильясова, З. К. Каргиева, Л. Л. Редько, А. П. Тряпицын, В. Л. Ширяев.
Среди зарубежных исследователей данные проблемы были отражены в трудах Т. Шульца, Ж. Барона, Г. Беккера, Ж. Джелпи и др
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что проблемы создания системы управления интеграционными процессами в сфере образования, а также вопросы построения организационного механизма управления интегрированными формами недостаточно изучены, что послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является разработка теоретических и методических положений, стратегических ориентиров и практических рекомендаций, обеспечивающих эффективное управление интеграционными процессами в системе высшего образования. Указанная цель предопределила постановку и необходимость решения следующих основных задач исследования:
— сформулировать понятие интеграции в системе высшего образования/.
— выявить закономерности и обосновать общенаучные принципы интеграции в системе высшего образования;
— определить направления интеграции российской системы высшего образования в международный рынок образовательных услуг;
— разработать организационную схема управления федеральными университетами, как типовыми интегрированными структурами;
— предложить стратегические ориентиры развития интеграционных процессов в Российской Федерации.
Область исследования соответствует паспорту специальностей ВАК по специальности 08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством (Ю.Менеджмент: п. 10.8 — управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления. Зависимость управления от характера и состояния экономической системы. Управление изменениями в экономических системах. Теория и практика управления интеграционными образованиями и процессами интеграции бизнесап. 10.27 — Теория и практика управления некоммерческими организациями).
Объектом исследования является процесс интеграции в системе высшего образования.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы управления интеграцией в системе высшего образования.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные в научных трудах представителей организационно-управленческого направления: стратегического, образовательного, инвестиционного, инновационного и других ветвей менеджментаработах по управлению интеграционными процессами в системе высшего образования, общей теории систем, сферой услуг и др.
В процессе исследования были использованы методы диалектического и системного анализа, научной абстракции и сравнения, методы группировки экономических показателей, интерпретации полученных результатов, статистических наблюдений.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, данные Федеральной службы государственной статистики, прогнозно-аналитические материалы, данные социологических и экспертных опросов, материалы периодической научной печати, нормативные и методические материалы по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования. Научной новизной обладает ряд результатов, полученных лично автором в процессе решения задач диссертационного исследования, к которым можно отнести следующие:
— сформулировано понятие интеграции в системе высшего образования как управленческого процесса, направленного на обеспечение распределения функций и ролей, на установление разнообразных связей между субъектами интегрированной системы и характеризующегося гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, способностью к развитию и саморазвитию данной системыспособствующего удовлетворению актуальных и перспективных потребностей общества, государства в области подготовки квалифицированных кадров, а также потребности личности в самореализации;
— на основе выявленных закономерностей обоснованы общенаучные принципы интеграции в системе высшего образования: принцип синергетизма, предполагающий увеличение количества согласованных связейпринцип релевантности, допускающий формирование и развитие интегрированных форм взаимодействияпринцип симбиоза, направленный на усиление взаимосвязей между элементами интегрированной системыпринцип кластерности, предполагающий интеграцию профессиональных учебных заведений разного уровня по отраслевому признакупринцип системности, характеризующийся органичным взаимопроникновением и взаимодополнением как внешних, так и внутренних элементов интегрированной системы;
— определены направления интеграции российской системы высшего образования в международный рынок образовательных услуг, которые позволят обеспечить системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования, формирование кадрового и научного потенциала страны, реализацию инновационных образовательных программ, интегрированных в международное образовательное пространство;
— разработана организационная схема управления федеральными университетами, как типовыми интегрированными структурами предполагающая создание координационного совета, выступающего в роли посредника между органами власти и федеральными университетами через механизм постоянно действующего совещанияопределены функции и задачи координационного совета и разработана процедура делегирования в него участников;
— предложены стратегические ориентиры развития интеграционных процессов в Российской Федерации, реализация которых будет способствовать созданию в России сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом. Важнейшими ориентирами являются: расширение сети научно-образовательных объединений, развитие «проектной интеграции» развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов, объединение ресурсов научного и образовательного комплексов.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты применены для формирования системы управления интеграционными процессами в сфере высшего образования. Разработанные автором методические и практические рекомендации использованы в работе интегрированных образовательных структур, а также органами власти для координации развития системы образования в РФ.
Рассмотренные в диссертации вопросы управления интеграционными процессами в системе высшего образования используются в преподавании курсов «Стратегический менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Управление интеграционными процессами», а также реализации проектов преобразований Института развития образования Республики Татарстан.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции «Модель российской экономической системы: тенденции, проблемы и перспективы целеполагания и отраслевого менеджмента» (Москва, 2010), 1-ой международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономических систем: вопросы теории и практики» (Казань, 2011), VII Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2011), Международной научно-практической конференции «Экономика и право в современном мире» (Волгоград, 2012), на ежегодных научно-практических конференциях в Казанском университете (Казань 2008, 2009, 2010, 2011).
Теоретические и практические результаты исследования автора нашли отражение в двух коллективных монографиях и шести опубликованных статьях общим объемом 6,74 п. л., в том числе в журналах «Казанские науки» и «Актуальные проблемы экономики и права», входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Отдельные результаты проведенного исследования используются: в деятельности Управления образования Исполнительного комитета г. Казани, в работе Института развития образования Республики Татарстан, а также в учебном процессе ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», что подтверждается справками о внедрении.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 121 источника, приложений, изложена на 147 страницах и включает в себя 5 таблиц и 8 рисунков. Структура и логика работы согласуются с предметом и целью исследования, что отражено в содержании диссертации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Интеграция в сфере высшего образования — относительно новое явление, характеризующее развитие западных стран с конца XX в. Она составляет органический элемент объективного, исторически прогрессивного процесса глобализации экономики и общественной жизни современного мира и вызвана, прежде всего, кардинально изменившимися условиями функционирования хозяйства передовых стран: радикальными структурными сдвигами в мировой экономике под влиянием технологического переворота, резким качественным повышением роли знаний (прежде всего научных) во всех сферах деятельности, связанных с новой парадигмой общественного прогресса. Теперь он базируется главным образом на использовании нематериальных ресурсов, ставших важнейшими факторами конкурентоспособности и ключевыми источниками экономического роста и — что еще значимее — экономического развития.
Интеграционные процессы и углубление международного разделения труда оказывает прямое влияние на структуру производства и занятости, а следовательно, и на рынок труда и сферу образования. Состояние последней и образовательно-квалификационный уровень работника — ключевые критерии хозяйственного и общественного прогресса современных государств, диктующие им необходимость проведения общей образовательной политики, приспособление национальных систем подготовки кадров к кардинально изменившимся условиям мирового рынка.
В работе показано, что большинство подходов к пониманию интеграции в системе высшего образования страдают общим недостатком — в них не раскрыто содержание самого процесса.
Осмысливая теоретические и практические подходы к решению проблем высшего образования, автор пришел к пониманию категории «интеграция в системе высшего образования» как многоуровневой, многоаспектной, многофункциональной и многомерной. В условиях отсутствия общепринятого определения понятия мы исходим из того, что интеграцию в системе высшего образования следует рассматривать как процесс, направленный на создание условий, способствующих удовлетворению:
— актуальных и перспективных требований экономики региона, общества, государства в области подготовки квалифицированных кадров,.
— потребности личности в образовании и самореализации.
На основании вышесказанного, было сформулировано следующее определение понятия «интеграция в системе высшего образования».
Интеграция в системе высшего образования — это управленческий процесс, направленный на обеспечение распределения функций и ролей, установление разнообразных связей между субъектами интегрированной системы и характеризующийся гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, способностью к развитию и саморазвитию данной системыспособствующий удовлетворению актуальных и перспективных потребностей общества, государства в области подготовки квалифицированных кадров, а также потребности личности в самореализации;
В диссертационной работе показано, что интеграция в системе высшего образования — важнейшая часть национальной системы образования, выполняющая целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни, вызванная с одной стороны, социальноэкономическими причинами, а с другой, реформированием всей системы образования.
Сделан вывод, что при обосновании теоретико-методологических основ интеграции в системе высшего образования необходимо исходить из следующих ее закономерностей:
— системность интеграции достигается при единстве структурного, содержательного и процессуального элементов данной системы;
— продуктивность интеграции повышается при условии четкой целевой ориентации на равноценный результат интегрирующихся компонентов;
— эффективность интеграции достигается при условии готовности субъектов интегрированной системы к формированию обоюдно заинтересованных взаимоотношений, подкрепленных нормативно-правовой базой;
— продуктивность интеграции образования и производства обусловлена разработанностью профессиональных стандартов;
— целостность процесса подготовки современного специалиста зависит от наличия сопряженных образовательных программ обученияпродуктивности интеграции образования и производства способствует создание и развитие кластеров, деятельность которых направлена на управление подготовкой кадров по отраслевому признаку.
На основе выявленных закономерностей обоснованы общенаучные принципы интеграции в системе высшего образования, а именно:
— принцип синергетизма, предполагающий увеличение количества согласованных связей, способствующих появлению качественно новых функций интегрированной системы;
— принцип релевантности, допускающий формирование и развитие интегрированных форм взаимодействия посредством объединения в единое целое ранее разнородных частей и элементов;
— принцип симбиоза, направленный на усиление взаимосвязей между элементами интегрированной системы «ссуз — вуз — производство» с целью формирования системной целостности;
— принцип кластерности, предполагающий интеграцию профессиональных учебных заведений разного уровня по отраслевому признакупринцип системности, предполагающий органичное взаимопроникновение и взаимодополнение как внешних, так и внутренних элементов интегрированной системы.
Необходимость развития системы высшего профессионального образования с точки зрения повышения ее эффективности и конкурентоспособности, возрастания качества образовательных услуг и оптимизации расходов требует выбора обоснованных форм интеграции высших учебных заведений. Базовая стратегия интеграции учебных заведений и переход к перспективной модели системы высшего профессионального образования может быть осуществлена путем прохождения ряда этапов: постановка задачоценка ситуацииисследованиеобсуждения и дискуссииреальная интеграция.
В процессе анализа различных форм интегрированных образовательных структур, действующих в системе высшего образования Российской Федерации и Республики Татарстан, были разработаны основные существенные критерии интеграции:
— состав участников интеграционного процесса;
— направления интеграции;
— масштабы интеграции;
— степень интеграции;
— география деятельности.
По мнению автора, поддержка интеграции вузов может стать одним из приоритетов в образовательной политике Российской Федерации и с политической точки зрения, и с позиции ее ресурсного обеспечения (в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»), поэтому и вузы, и заинтересованные региональные ведомства должны быть готовы к формированию ясных, обоснованных предложений по эффективной интеграции, как между вузами, так и между вузами и секторами науки и бизнеса.
Проведенный в диссертационной работе анализ показал, что реформы системы высшего образования в России связаны с процессом интеграции в международный рынок образовательных услуг. Российское образование обладает высоким научным, технологическим, административным потенциалом и развитыми традициями. Но так как мы отказались от построения оригинальной модели образования, следует определить оптимальные способы вхождения в процесс интеграции. Вопрос интеграции российской высшей школы в процесс постиндустриального перехода заключается в том, какие позиции достанутся национальной системе высшего образования на международном рынке образовательных услуг. В условиях рассредоточенного образования эти позиции могут оказаться глубокой периферией, то есть аккумуляцией Российской Федерации в самых дешевых и массовых сегментах профессионального образования, лишением доступа академической профессуры к основному течению научно-технологических разработок в мире.
Как показало проведенное исследование, основная проблемаотсутствие единого представления о том, на какой организационно-методической базе следует реализовывать процесс интеграции в международное образовательное пространство. В результате анализа возможных направлений данного процесса автором были выделены следующие направления и возможные способы их реализации.
Реализация указанных направлений позволит обеспечить системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования, формирование кадрового и научного потенциала страны, реализацию инновационных образовательных программ интегрированных в международное образовательное пространство.
Организационное слияние университетов рассматривается в наше время как возможное решение проблем многих вузов. Как показало проведенное исследование, в мировой и российской практике нет однозначного подтверждения гипотезы о том, что федеральные университеты обладают преимуществом перед мелкими. Автор проанализировал мотивы, которые подталкивают вузы к присоединению и объединению. Среди них можно выделить следующие:
— достижение экономии в масштабах деятельности;
— совместное использование лабораторной базы, учебных площадей и других ресурсов;
— объединение усилий в реализации конкретных проектов и программ;
— снижение неопределенности и усиление стабильности развития вуза при формировании контингента абитуриентов;
— снижение рисков в решении вопросов востребованности выпускников;
— передача результатов исследований, технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала и т. д.
На сегодняшний день, эффективное управление, обеспечивающее успешное функционирование федеральных университетов является очень сложной задачей.
Как показал проведенный в работе анализ, в современной России нет единого координационного центра, который позволил бы увязать потребности государства и общества с возможностями федеральных университетов. Задачи в области образования, которые необходимо реализовывать, как правило, обсуждаются в органах власти без участия представителей федеральных университетов. Все заинтересованные участники — государство, общество, федеральные университеты — работают над планами развития и решением определенных проблем зачастую независимо друг от друга.
Разработанная автором схема предполагает создание координационного совета по развитию федеральных университетов в форме постоянно действующего совещания, который выступает в роли посредника между властью и федеральными университетами. Координационный совет объединяет интересы образовательного сообщества, вырабатывает рекомендации по программам развития федеральных университетов, а так же учитывает их влияние на развитие федеральных округов. Важной особенностью данного координационного совета должна стать постоянная схема его функционирования, то есть совещание должно собираться по мере необходимости на периодической основе. Состав совещания является постоянным с привлечением к обсуждению отдельных вопросов экспертов и носителей информации.
В процессе создания Координационного совета по развитию федеральных университетов участники постоянно действующего совещания проходят несколько этапов, начиная от делегирования представителей для участия в совете и утверждения регламентов его функционирования, заканчивая реализацией рекомендаций, оценкой программ развития федеральных университетов и аудитом их деятельности. Кроме того, предполагается, что совет будет разрабатывать рекомендации, касающиеся основных направлений развития образования, выпускать специальные периодические издания и множество работ монографического характера. В его задачи войдет проведение долгосрочных исследований, которые призваны содействовать качественному улучшению подготовки кадров и более рациональному использованию выделяемых ресурсов, а также разработка конкретных рекомендаций относительно принципиальных направлений развития образования.
Как показало диссертационное исследование, создание координационного совета удовлетворит острую потребность таких интегрированных форм как федеральные университеты в их координации и разработке единой государственное стратегии в области высшего образования, направленной, в конечном счете, на формирование глобальной высшей школы.
В результате проведенного исследования можно констатировать, что интеграционные процессы являются закономерным этапом развития системы образования, представляют собой положительное явление, поскольку наращивают учебный и научный потенциал и расширяют возможности учебных заведений по оказанию образовательных, научных и иных услуг, способствуют более эффективному использованию ресурсов, а также реализации основных направлений модернизации образования. Интеграция вузов обеспечивает большую устойчивость каждого вуза-участника на рынке образовательных услуг, увеличивает его ассортиментный портфель, усиливает социальную значимость предлагаемых проектов.
Перечислим несколько ключевых и, как нам представляется, наиболее значимых стратегических ориентиров развития интеграционных процессов в Российской Федерации:
1. Расширение сети научно-образовательных объединений в форме юридических лиц на договорной основе для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований. К ним относятся, например, разнообразные центры передовых исследований (центры превосходства), создаваемые путем объединения наиболее продуктивных вузовских, академических и отраслевых научных коллективов с предоставлением им необходимых ресурсов и финансируемые на конкурсной основе.
2. Дальнейшее развитие «проектной интеграции», нацеленной на формирование эффективных взаимосвязей между вузами и научными организациями. Она способствует созданию устойчивых альянсов между НИИ, КБ, вузами и предприятиями. Эта форма наиболее привлекательна для бизнеса, который может участвовать в совместных проектах в сфере науки, инноваций и подготовки кадров. Поддержка такой интеграции не означает отказ от формального слияния НИИ и вузов, вопрос о котором должен решаться на индивидуальной основе.
3. Расширение практики совместного участия НИИ и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на исследования и разработки, в издательской деятельности, присуждении совместных стипендий, международных программах и проектахорганизация совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе НИИ и вузов. Это позволит сформировать среду, благоприятную для любых интеграционных инициатив в научно-образовательном сообществе.
4. Развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций. Как свидетельствует мировой опыт, именно такие университеты обеспечивают взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого удовлетворения потребностей в кадрах по перспективным научным направлениям и наукоемким технологиям.
5. Интеграция как организационно-экономический процесс означает прежде всего объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, включая их инновационные потенциалы, для получения социально-экономического и коммерческого эффектов. Это предполагает, что государство будет стимулировать развитие как простых, так и более продвинутых ее форм. К ним, в частности, относятся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров.
Движение в этих и других направлениях будет способствовать созданию в России сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед нашей страной. Курс на поддержку интеграции является реальным шансом для российского государства преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и образования и добиться того, что так необходимо для их развития.
В диссертационной работе рассмотрена проблема управления интеграционными процессами в системе высшего образования.
1. Выполнен анализ основных научных подходов к проблеме создания интегрированных форм и эффективного управления процессами глобализации образования. Актуальность указанных вопросов обусловлена нарастающими интеграционными процессами в области образования.
2. Сформулировано понятие интеграции в системе высшего образования, как управленческого процесса. Выделены направления данного процесса, среди которых: обеспечение распределения функций и ролей, установление разнообразных связей между субъектами интегрированной системы. Дана его характеристика как гибкого, адаптивного к меняющимся условиям, способного к развитию и саморазвитию данной системыспособствующего удовлетворению актуальных и перспективных потребностей общества, государства в области подготовки квалифицированных кадров, а также потребности личности в самореализации.
3. Выявлены закономерности и на их основе обоснованы общенаучные принципы интеграции в системе высшего образования. В исследовании выделены: принцип синергетизма, предполагающий увеличение количества согласованных связейпринцип релевантности, допускающий формирование и развитие интегрированных форм взаимодействияпринцип симбиоза, направленный на усиление взаимосвязей между элементами интегрированной системыпринцип кластерности, предполагающий интеграцию профессиональных учебных заведений разного уровня по отраслевому признакупринцип системности, характеризующийся органичным взаимопроникновением и взаимодополнением как внешних, так и внутренних элементов интегрированной системы.
4. Разработана организационная схема управления федеральными университетами, как типовыми интегрированными структурами. В основе схемы лежит создание координационного совета, выступающего в роли посредника между органами власти и федеральными университетами через механизм постоянно действующего совещанияопределены функции и задачи координационного совета и разработана процедура делегирования в него участников.
5. Определены направления интеграции российской системы высшего образования в международный рынок образовательных услуг, реализация которых позволит обеспечить системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования, формирование кадрового и научного потенциала страны, реализацию инновационных образовательных программ, интегрированных в международное образовательное пространство.
6. Полученные результаты исследования позволили предложить стратегические ориентиры развития интеграционных процессов в Российской Федерации. Среди важнейшими ориентиров были выделены: расширение сети научно-образовательных объединений, развитие «проектной интеграции» развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов, объединение ресурсов научного и образовательного комплексов.
7. Результаты диссертационной работы реализованы в Казанском (Приволжском) федеральном университете, в Институте развития образования Республики Татарстан, в деятельности Управления образования Исполнительного комитета г. Казани. Анализ проведенный в работы выявил необходимость создания комплексной системы управления интеграционными процессами в образовании, что будет способствовать созданию в России сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед нашей страной.
8. Полученные автором результаты нашли отражение в учебном процессе — в преподавании курсов «Стратегический менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Управление интеграционными процессами» студентам управленческих специальностей в ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Список литературы
- Конституция Российской Федерации Текст. М.: Приор, [2001]. — 32 с.
- Великая Хартия Европейских университетов Электронный ресурс. -Болонья. 18 сентября 1988 г. Сайт национального аккредитационного центра. — Режим доступа: http://nac.edu.kz/accred/rus/greathartiya.html, свободный.
- Всеобщая декларация прав человека Текст. / Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. -М.: Библиотечка Российской газеты, 1999 г. — № 22−23.
- Федеральный закон «Об образовании» Текст.: по состоянию на 10 июля 1992 г. № 3266−1. М.: Инфра-М., 2006. — 59 с.
- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» Текст.: по состоянию на 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ. М.: Ось-89, 2001.-64 с.
- Отчет НФПК «Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе» Электронный ресурс. Портал национального фонда подготовки кадров. — Режим доступа: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/bp/monitoring/2007%20%E3%EE%E4, свободный.
- Конституция Республики Татарстан Электронный ресурс.: по состоянию на 10 мая 2002 г. Официальный сервер Республики Татарстан. — Режим доступа: http://www.tatar.ш/?nodeid=z222, свободный.
- Послание Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан Электронный ресурс. -Официальный сервер «Президент Республики Татарстан». Режим доступа: http://president.tatar.ru/pub/view/3641, свободный.
- Отчет Мэрии г. Казань за 2007 год Электронный ресурс. Официальный портал Мэрии Казани. — Режим доступа: http://www.kzn.ru/report, свободный.
- Стратегия развития города Казани до 2015 года Электронный ресурс. -Сайт Дирекции внебюджетных программа развития города. Режим доступа: http://www.invest.kazan.ru/strateg 1 .htm, свободный.
- Приоритетный национальный проект «Образование» Электронный ресурс. Сайт органов власти. — Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./l 6/530/74 317/251651, свободный.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы Электронный ресурс. Сайт федеральной целевой программы образования (2006−2010). — Режим доступа: http://www.fcpro.ru/, свободный.
- Доклад Министра образования и науки РТ Н. М. Валеева Электронный ресурс. Портал Правительства Республики Татарстан. -Режим доступа: http://mon.tatar.ru/rus/rukov/minister/reports.htm?pubid=l5151, свободный.
- Наука России в цифрах. 2005 Текст.: статистический сборник. М.: ЦИСН, 2005, — 192 с. 1. Монографии
- Абанкина, И.В. Исследование вкладов федерального и регионального бюджетов в финансирование высшего образования в регионах России Текст. / И. В. Абанкина. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 234 с.
- Глобализация и конвергенция образования Текст.: технологический аспект- под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. — 540 с.
- Горбачев, М.С. Грани глобализации Текст! : Трудные вопросы современного развития / А. Г. Арбатов, О. Т. Богомолов Ги др.1- [предисл. и послесл. М. С. Горбачева. М.: Альпина Паблишер /Горбачев-Фонд, 2003. -592 с.
- Делягин, М.Г. Мировой кризис Текст.: Общая теория глобализации / М.Г. Делягин- Изд. 2-е, перераб. и доп, — М.: Инфра-М, 2003. — 768 с.
- Дмитриев, Н.М. Экспортный потенциал российских вузов Текст.
- Н.М.Дмитриев- М-во образования Рос. Федерации. Рос. ун-т Дружбы народов. М.: Центр соц. прогнозирования, 2003. — 336 с.
- Инновационный потенциал высшей школы России / Юж.-Рос. Гос. Техн. Ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. с. 27.
- Колесников, В.Н. Введение в современную теорию социологии образования Текст. / В. Н. Колесников, В. Н. Турченко. Новосибирск.: изд. ГЦРО, 2003. — 224 с.
- Основы открытого образования Текст. В 2 т. Т.1. / Отв. ред. В. И. Солдаткин- Российский государственный институт открытого образования. -М.: НИИЦ РАО, 2002. 676 с.
- Перспективы развития и модернизации экономики высшего профессионального образования Текст.- под ред. Т. В. Абанкиной, Б. Л. Рудника. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 218 с.
- Портер, М. Международная конкуренция Текст.: [пер. с англ.] / Майкл Портер. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
- Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе Текст. / Ю. Б. Рубин. М.: МаркетДС, 2006. -458 с.
- Шереги, Ф.Э. Россия на мировом рынке образовательных услуг Текст. / Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, А. Л. Арефьев. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. — 540 с.
- Яковец, Ю.В. Глобализация и ее взаимодействие с цивилизацией Текст. / Ю. В. Яковец. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2003. — 411 с.
- Participation by international students Text. / Chapter 2.3 Internationalization. Higher Education. Report for 2003 to 2005 Triennium DEST, 2003. (online version). 35 p.1. Статьи
- Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации Текст.- под ред. М. В. Ларионовой, Т. А. Мешковой. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.-342 с.
- Архангельская, Н. В поисках справедливости Текст.: интервью с С. Переслегиным / Н. В. Архангельская // Эксперт. 2006. — № 1−2. — С. 66.
- Байденко, В.И. Российский университет в европейском пейзаже Текст. /
- B.И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 66−70.
- Бирюков, А. Интернационализация российского высшего образования Текст. / А. Бирюков // Мировая экономика и международные отношения. -2006.-№ 10.-С. 76−83.
- Борисенкова, A.B. Выигрыши и риски платного образования. Германская реформа Текст. / A.B.Борисенкова // Платное образование. 2006. — № 10.1. C. 34−36.
- Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе Текст. // Высшее образование сегодня. 2005. — № 5. -С. 14−15.
- Ван дер Венде, М. Интернационализация учебной программы высшего образования в Голландии: сравнительный анализ с международной точки зрения Текст.: [пер. с англ.] / М. Ван дер Венде. Гаага: NUFFIC, 1996. — С.
- Вахштайн, В. Бомба для арбитра: Рособрнадзор на конкурентном поле Текст. / В. Вахштайн // Платное образование. 2006. -№ 11.
- Вербицкая, JI.A. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения Текст. / JI.A. Вербицкая, В. Б. Касевич // Вопросы образования. 2004. — № 4. — С. 10−22.
- Галеев, Р.Б. Комплексное исследование рынка образовательных услуг Республики Татарстан в сегменте высших учебных заведений Текст. / Р. Б. Галеев // Журнал «Региональная экономика: теория и практика». 2007. -16(55).-С. 130−142.
- Галушкина, М. Массовое, гибкое и интернациональное Электронный ресурс. / М. Галушкина // Центр стратегических разработок «Северо-запад». Ноябрь 2005. Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/content/library/default.asp?shmode=8&ids=46&ida= 1123, свободный
- Галушкина, М. Экспорт образования Текст. / М. Галушкина // Эксперт. 2004. — № 28−29.
- Гладкова, М. Качество высшего образования в рыночном обществе предмет дискурса Текст. // М. Гладкова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. — С. 50−65.
- Гребнев, JI. Образование: услуга или жизнь? Текст. / Л. Гребнев // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 20−40.
- Евтух, А. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики Текст. / А. Евтух // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 4. — С.23−29.
- Жиц, Г. И. Инновационный потенциал высшей школы Текст.: проблемы методологии и практики оценки / Г. И. Жиц // Журнал инноваций. 2005. -№ 9. — С.25−34.
- Жуковский, И.В. Международные проекты в области образования Текст. / И. В. Жуковский // Высшее образование сегодня. 2004. — № 7. — С.32−36.
- Зернов, В. Образование и общество: поиск языка взаимопонимания Текст. / В. Зернов // Высшее образование в России. 2006. — № 6. — С.3−6.
- Зорников, И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика Текст. / И. Н. Зорников // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. -2003. № 2. — С.59−65.
- Кольчугина, М.Б. «Новой экономике» новое образование Текст. / М. Б. Кольчугина // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 12.-С. 42−53.
- Кольчугина, М. Международная интеграция в сфере высшего образования Текст. / М. Кольчугина // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 11. — С. 55−64.
- Косевич, A.B. Сравнительная характеристика систем высшего образования ведущих стран-экспортеров образовательных услуг Текст. / A.B. Косевич // Мировая экономика и международный бизнес: сб. науч. тр. -М.: МИЭП, 2005. 0,63 п.л.
- Косевич, А.В. Характеристика образовательных услуг сферы высшего профессионального образования Текст. / А. В. Косевич // Труд и социальные отношения 2006. — № 3 (46).
- Лебедева, М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире Текст. / М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 10. — С. 69−75.
- Лукашенко, М. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг Текст. / М. Лукашенко // Высшее образование в России. 2006.- № 9. — С. 47−56.
- Мартинелли, А. Рынки, правительства и глобальное управление Текст. / А. Мартинелли // Социологические исследования. 2002. — № 12. — С.3−15.
- Нибор, П. Высшее образование как общественное благо и предмет общественной ответственности Текст. / П. Нибор // Высшее образование в Европе. 2003. — № 3. — Т. XXVIII.
- Никольский, В. Глобальное образование: пределы либерализации Текст. / В. Никольский // Высшее образование в России. 2004. — № 8. — С. 17−25.
- Нужны ли государственные стандарты высшему образованию? Материалы «круглого стола» // Платное образование. 2006. № 4 С. 9.
- Петров, В. Малый бизнес: проблемы становления Текст. / В. Петров // Российский экономический журнал. 1993. — № 2. — С. 59−75.
- Пименова, Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок Текст. / Н. Ю. Пименова // Университетское управление: практика и анализ. 2006. — № 1(41). — С. 15−26.
- Рубин, Ю. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования Текст. / Ю. Рубин, А. Емельянов // Высшее образование в России. 2005. -№ 11.- С.28−41.
- Рубин, Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования Текст. / Ю. Рубин // Высшее образование в России. 2007. — № 1. — С. 26−43.
- Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы (Х.2005) Электронный ресурс. / Информационный портал
- Росбизнесконсалтинг" 19−23 октября 2005 г. Сайт «Альбион». — Режим доступа: http://www.albioncom.ru/articles/school/rinokzarubezhn/, свободный.
- Субботина, Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности Текст. / Т. Субботина // Вопросы экономики. 2006. — № 2. — С. 55−64
- Тамбовцев, В. Реформы российского образования и экономическая теория Текст. / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 4−19
- Тихонов, А.Н. Нужно изменить саму парадигму содержания образования Текст. / А. Н. Тихонов // Платное образование. 2006. — № 5. — С. 16.
- Филиппов, В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы Текст. / В. М. Филиппов, Б. Л. Агранович, Д. Г. Арсеньев [и др.]- Аналитический доклад. М.: Логос, 2005.- 540с.
- Хюфнер, К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его предоставления // Высшее образование в Европе. 2003. — № 3. Т. XXVIII.
- Эрроу, К. Информация и экономическое поведение Текст. / К. Эрроу // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С.98−107.
- Яблонскене, Н.Л. Корпоративная культура современного университета Текст. /Наталья Яблонскене //Университетское управление. 2006. -№ 2(42).-С. 7−25.
- Cline, L. Work to school transition Text.: Part-time faculty bring expertise, challenges to colleges. / L. Cline / Vocational education journal. 1993. — 68(2). -26−27.
- Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education Text. Washington, DC: World Bank, 2002. — p. 188.
- International Students in Australian Universities. Semester 1. 2003. National Overview, IDP Australia. July 2003. — P. 2.
- Open Doors: Report on International Educational Exchange Open Doors. -2006. -November 13.2006.
- Reed, S. The troubled faculty. New York times educational summer survey. -1985.-41−42.
- UNESCO Institute for Statistics Fact Sheet Tertiery Students Abroad: Learning Without Borders February 2005. — № 02. — Updated November 2005.
- Образование и обучение в Германии Электронный ресурс. -Образование за рубежом. I-MBA. Режим доступа: www. i-mba.ru, свободный.
- Образование и обучение в Германии. Образование за рубежом -Американские школы. Электронный ресурс. Образование за рубежом. I-МВА. — Режим доступа: www. i-mba.ru, свободный.
- Национальное аккредитационное агентство. Режим доступа: http://www.nica.ru, свободный.