Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная эволюция в философско-социологической мысли конца XIX-начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертант утверждает, что осуществление индивидуальной эволюции невозможно до тех пор, пока не будет, достигнут определённый уровень трансформации сознания человечества. Полная и устойчивая индивидуальная эволюция невозможна без продвижения всего мира в целом. В противном случае нарушается целостность общепланетарного человечества как системы: гармония и равновесие целого будет нарушено, так как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Терретико-методоло
    • 1. 1. Понятие эволюции в системе. сощ1^ьно-философского. знания
    • 1. -.2.Формирование философско-со^ мысли, поиски новых. концепций .разви.™я общества
  • Глава 2. Н91 2-.1:. Органическая. теория р^щтия общества,
  • 2-.2-Детерминированн факторами
    • 2. 3. ^Обоснование. срциадьнр-культ^^
  • Г.?РШ&фическими .факторами
  • Главаi. 3., .Психологизм, как эволюции
    • 3. .Д.:Э.вдемрнистичес^

    3.2. Теория. множественной эволюции-процесса. 245 3.3: Бирсоциальная теория развития общества Е. В. Де-Роберти. 260 Г л, а ва 4. П ро б л ем, а со циальи ой эволюции в, а кти в. ио эволюционной. мысли в.ХХв.

    4.1. Р аз витие активно-эволюцирннрй. теории.

    4.-.?.:.Идея .ноосферы.и эволюция.

Социальная эволюция в философско-социологической мысли конца XIX-начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный мир находится в состоянии эволюционных и революционных изменений, которые являются двумя сторонами единого процесса развития. Динамика и глубина социльно-политических и нравственно-духовных изменений в разных регионах неодинакова. В этих условиях повышается актуальность научных исследований, как самого процесса развития, так и отдельных факторов, которые на него влияют.

В настоящей работе поставлена и освещена проблема, в отношении которой назрела необходимость и возможность целостного философского осмысления — проблема социальной эволюции. Экологический кризис, региональные войны, терроризм, болезни и наркомания — это неполный перечень негативных явлений, которые не удалось разрешить в XX веке, и в наступившей эпохе они требуют своего разрешения на принципиально новых основаниях.

Старая парадигма раздельного существования индивидов, народов, государств больше не работает в условиях новой планетарной реальности. Процесс глобализации идет во всех сферах жизни, требуя выработки объединяющих понятий и целеполагающих концепций.

Глобальные изменения социально-политической ситуации в мире на рубеже XX — XXI столетий, ускорение всех общественных процессов, столкновение интересов различных государств, народов и отдельных индивидов вызывает закономерный интерес к теории социальной эволюции.

Проблема возможности эффективной и целесообразной социальной деятельности на основе научно-философских представлений о закономерностях развития общества остаётся одной из самых важных в современном обществознании. Перед учёными и политическими деятелями стоит проблема выработки научно обоснованных подходов к изучению социальной эволюции и последствий ее проявления в истории.

Исследование теории социальной эволюции, по мнению многих авторов, является одной из важнейших задач, стоящих перед социально-философской мыслью. Она имеет многовековую историю, своими корнями уходящую в античную эпоху, и находит достойное место в различных философских учениях. Теория социальной эволюции несёт в себе множество смысловых оттенков и выступает в самых различных вариациях. Её исследование раскрывает закономерности перехода различных общественных процессов, их изменения, что проливает свет на проявленные и скрытые особенности культуры, неисчерпаемость социальной эволюции в историческом времени. Задача социальной философии, состоит в том, чтобы выдвинуть перед человечеством смыслообразующие идеи, помочь ему осознать их и направить человеческие усилия на реализацию.

Теоретическая обеспеченность процесса развития и связанных с ним комплексных проблем в настоящее время недостаточна, и поэтому потребность в философском осмыслении новых социальных реалий является весьма актуальной. На наш взгляд, концепция социальной эволюции нуждается в дальнейшем творческом развитии, в превращении её в целостную зрелую теорию. Ведущую роль в этом процессе должны сыграть философы, насущная задача которых, обеспечить фронт научного поиска.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной социально-философской литературе не так уж много работ, посвященных собственно проблеме социальной эволюции.1 Более того, нет ни одной монографии, раскрывающей целостный системный характер эволюционного развития. Вопросы теории социальной эволюции чаще всего освещаются в контексте историко-философских проблем.1 Бердников В. А. Эволюция и прогресс. Новосибирск 1991, Гредескул Н. Понятие эволюции.//Под знаминем марксизма. 1927. № 7, Давиташвили Л. Ш. Очерки по истории учения об эволюции. М., 1956, Смирнов И. Н. Философский анализ теории эволюции. М., 1979, Северцев А. Н. Морфологические закономерности эволюции. М-Л., 1939, Северцев А. Н. Главные направления эволюционного процесса. М., 1994, и многие другие.

1 Морозова В. Д. Проблема развития в философии и естествознании. М., 1969, Милкин A.M., Подольский А. В. 4.

Само понятие «социальная эволюция» впервые введено в науку Г. Спенсером во второй половине XIX века, однако исследование эволюции целиком сводилось к развитию, изучение которого берёт своё начало в Античности у таких авторов как: Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Далее она прослеживается в средние века у Августина, Фомы Аквинского, Д.Бруно. В Новое время идею развития исследовали Г. Лейбниц, Р. Декарт и другие мыслители. Наиболее полную философскую теорию развития представил Г. Гегель. В XIX веке она была обогащена новыми идеями, привнесенными из естествознания О. Контом, Г. Спенсером, Ч.Дарвиным. Впервые в социально-философской науке, К. Маркс исследовал социально-экономический аспект теории развития и определил развитие общества как прогрессивный переход от одной общественной формации к другой. В конце XIX века, Л. Уорд, Г. Тард, А. Бергсон, М. М. Ковалевский, Е. Де-Роберти и др. вносят в эволюционную теорию психологическое объяснение развития общества. Идея ноосферы В. И. Вернадского и П. Тейяр де Шардена вызвала, переворот в науке XX века и учение об эволюции получило новое звучание в контексте общепланетарного развития.

В последнее десятилетие исследование проблем общественного развития значительно продвинулось вперёд: накоплен значительный материал по вопросам детерминации развития, имеются разнообразные подходы к его определению. Наряду с этим существуют большие разногласия в понимании сущности развития, дискутируется вопрос о его всеобщем характере, о перспективах развития общества. Многочисленные работы по теории общественного развития не дают, однако достаточных оснований для уверенных ответов на вопросы, что такое, социальная эволюция и какое место.

Категория развития в марксистской диалектике. М., 1980, Мячин Ю. Н. Проблема развития в философии и науке. Уфа, 1994,, Колосов В. Я. Развитие как категория материалистической диалектики. Саратов, 1973, и многие другие. она занимает в процессах общественного развития. Необходимо выяснить имеет ли какую-либо направленность социальная эволюция. В этой связи важно соотнести понятия «эволюция», «развитие», «прогресс».

Существует целый ряд работ, посвященных анализу прогресса в общественном развитии.1 Это работы С. Н. Артановского, Г. Г. Асланяна, Э.А.Араб-Оглы, В. И. Бовена, И. А. Бондарчука, А. П. Бутенко, Е. В. Винокурова, П. П. Гайденко, И. А. Гобозова, В. Д. Губина, Ю. Н. Давыдова, Ю. В. Косов, И. С. Кона, Н. Н. Моисеева, Ю. Н. Семенова, Л. В. Скворцова, Г. Д. Чеснокова и многих других учёных. Сюда же вошли и работы по критике концепций локальных цивилизаций.

Следует, однако, отметить, что социально-философские исследования теории социальной эволюции развивались неравномерно. Некоторым направлениям в истории философии, по мнению автора, были изучены более обстоятельно. Это, например, идея прогресса во французском Просвещении, марксистское учение о прогрессе и его критериях, представление о прогрессивном развитии общества и т. д. Марксистская теория развития подвергалась наиболее тщательной разработке. В связи с этим, при том уровне обобщения материала, который принят в диссертации мало, что можно добавить к этому по существу.

1 Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический современных зарубежных концепций. Л., 1967, Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии. М., 1962., Бутенко А. П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980, Винокуров Е. В. Теория социального прогресса в российской социологической мысли 2-й половины XIX — начала XX вв. М.2000, Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987, Казаков А. П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. Л., 1969. Келигов М. Ю. Развитие как многоплановый процесс. АлмаАта, 1972, Косов Ю. В. Концепция общественного развития в американской и западноевропейской глобалистике. СПб., 1993, Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития М., 1987, Маунг Тан Наинг. Концепция общественного прогресса в марксистской и буржуазной социологии. М., 1969, и многие другие. Осипов Г. В. Современный эволюционизм и проблема социального прогресса. М., 1970, Семенов Ю. Н. Проблема общественного прогресса и социальная философия современной буржуазии. М., 1964,.

В последние годы в нашей стране и за рубежом появляется всё больше философских работ, посвящённых выяснению специфики социальной эволюции как особого вида развития общества, анализу понятий прогресса и регресса, эволюции и революции и других, раскрывающих сущность социальной эволюции.1 Предпринимаются попытки объяснить социальное развитие с позиции системно-структурного подхода, теории информации и других новейших теорий, связать общую теорию социальной эволюции с общей теорией систем и т. д.

В исследованиях современных ученых на передний план выходят вопросы эволюции политической организации общества, каким образом в разных регионах мира и на различных путях эволюции могли развиваться сходные политические структуры. При этом разрабатывается проблема противостояния однои многолинейного эволюционизма. Важно отметить, что в сфере социально-философского исследования подходов к эволюции общества (органицизма, психологического эволюционизма, активно-эволюционной мысли) в философско-социологической мысли конца XIX — начала XX вв., не было специального диссертационного исследования. По мнению автора, особенно заслуживают внимание теории, в которых наиболее полно отражена сущность понятия социальная эволюция.

Настоящее исследование рассматривает особенности теории социальной эволюции в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Р. Вормса, Я. Новикова, П. А. Кропоткина, В. М. Бехтерева, Л. И. Мечникова, М. М. Ковалевского, Н. К. Михайловского, Н. И. Кареева, Е. Де-Роберти, П. А. Сорокина, Г. Тарда, Бондоренко Д. М. «Гомологические ряды» социальной эволюции и альтернативы государству в мировой истории (постановка проблемы). // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000, Коротаев А., Крадин Н., Лынша В. Альтернативы социальной эволюции (вводные замечания). // Там же, Классен Дж. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма. // Там же, Карнейро Р. Процесс или стадии: ложная дихотомия в исследовании истории возникновения государства. Там же. Cameiro R.L. Tte four faces of evolution. Handbook of social and cultural anthropology // Ed. By J.J. Honigman. Chicago: University of Chicago Press. 1973. Cameiro R.L. Cultural evolution. Encyclopedia of cultural anthropology // Ed. By D. Levinson and M.Ember. N.Y. 1996.

J1.У орда, А. Бергсона, П. Тейяр де Шардена, В. И. Вернадского и многих других учёных.

Состояние исследования в области теории социальной эволюции нуждается в синтетическом подходе и углублении понимания самого процесса развития общества на современном этапе.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть, как, в связи с развитием естествознания и важными социальными переменами в жизни общества изменялись эволюционные теории, и, почему борьба противоположных эволюционных направлений — органицизма и психологизма,.

— принимает на разных этапах развития науки и общественной жизни новые и новые формы.

Проблема социальной эволюции в диссертации поставлена таким образом, чтобы показать целостный, системный характер процесса развития. Следовательно, теоретические, конкретно-исторические и методологические аспекты исследования объединяются в единое проблемное поле.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

— выявить основные теоретико-методологические подходы и истоки формирования понятия «эволюция» в европейской социально-философской традиции;

— исследовать формирование философско-социологической мысли конца XIX.

— начала XX вв. и поиски новых оснований эволюционизма в обществе;

— охарактеризовать натуралистические концепции развития общества с точки зрения влияния биологических и географических факторов на социальную эволюцию;

— раскрыть особенности и ограниченность органической теории развития общества;

— проанализировать психологические концепции социальной эволюции с точки зрения их позитивного влияния на философско-социологическую мысль;

— выявить специфические особенности эвдемонистической теории социальной эволюциипроанализировать теорию множественной эволюции-прогресса, выявить возможности использования ее основных выводов в анализе современных реалий общественного развитияраскрыть специфические особенности биосоциальной теории развития обществаобосновать своеобразие активно-эволюционной мысли как синтеза натуралистических и психологических концепций социальной эволюции;

— показать актуальность идеи ноосферы и ее сущностную связь с эволюцией планетарного человечества в условиях современного этапа развития.

Научная новизна диссертации определяется теоретической и практической актуальностью выбранной темы, разработкой теории социальной эволюции не только в общенаучном плане, но и в собственно социально-философском аспекте. Изменившиеся реалии современной жизни, возросшая интенсивность информационных процессов в мире заставляют по-новому осмыслить эволюцию человечества. По мнению диссертанта, движущими факторами социальной эволюции в третьем тысячелетии будут духовно-нравственные силы человека. В настоящее время становится ясно, что эволюция, приобрела всеобъемлющий, глобальный характер. Эволюционирует не только человек, но весь планетарный космос. Это поднимает эволюционную мысль на новый виток, где развитие человечества рассматривается в неразрывном единстве с развитием природы. Взяв за основу концептуальный аппарат философско-социологической мысли конца XIX — начала ХХвв., необходимо развить концепцию глобальной эволюции человечества. Вполне возможно, что отдельные философские и социологические постулаты не выдержали проверку временем, но прошлые теоретические построения могут помочь в поиске эффективной концепции, способной осмыслить социальные процессы и обеспечить управление ими. Диссертант считает, что теория социальной эволюции не является априорной константой действия людей, она всякий раз нуждается в рассмотрении применительно к конкретно-исторической ситуации.

— Специфика данного исследования определяется системным анализом особенностей формирования философско-социологической мысли конца XIXначала XX вв. Именно в этот период имели место интенсивные поиски новых оснований эволюционизма в обществе как в связи с развитием естествознания и важными социальными изменениями в жизни общества, так и в связи с идейно-теоретической борьбой натуралистических и психологических концепций, которые на разных этапах развития науки и общественной жизни принимали различные формы;

— в диссертации раскрыто содержание понятия «эволюция» и «инволюция» применительно к теории развития общества. Важно отметить, что понятие инволюции не использовалось в социально-философском анализе проблемы развития, до настоящего времени оно применялось только в биологических науках и медицине;

— выявлены и проанализированы основные концепции социальной эволюции конца XIX — начала ХХвв., вскрыта их ограниченность, связанная большей частью с узкосоциологической трактовкой;

— обосновано, что теоретики эволюционного направления в социальных науках фактически разрабатывали вопросы философско-социологической проблематики, так как в конце XIX века социология была тесно связана с различными философскими системами и не являлась самостоятельной наукой. Это относится как к отечественной социологической мысли, так и к западнойв диссертации системно рассмотрены основные положения эволюционных теорий: органицизма, психологизма, активно-эволюционной мысли и показано их значение на современном этапе;

— в диссертации показано, что в конце XIX века натуралистические теории развития общества впервые обосновали соответствие биологической и социальной эволюции на основе данных естествознания и определили развитие природы и общества как процесс развития единого эволюционного целого. Понимание общих принципов организации эволюционного целого определяет выработку правильных подходов к построению моделей геополитических целостностей — объединений стран, находящихся на разных уровнях развития, в единое мировое сообщество;

— в диссертации обосновано, что в отличие от биологизаторских тенденций органической школы, представители психологизма видели в социальной эволюции, в усложнении форм общественной жизни результат развития исключительно сознательного начала, поэтому был, выдвинут лозунг «направленной эволюции» — разумного управления социальными процессами. Однако психологизм рассматривал эволюцию человека в отрыве от эволюции природы, в чем сказалась его методологическая ограниченность;

— впервые установлено, что в рамках психологического направления первая попытка синтеза органицизма и психологизма была предпринята Е. Де-Роберти в его биосоциальной теории развития общества;

— впервые теоретически обосновано, что активно-эволюционная мысль является синтезом органицизма и психологизма. С одной стороны активно-эволюционная теория, также как и органицизм, показывает глубокую органическую связь человека с природой, признавая прогресс как в природе, так и обществе. С другой стороны, активно-эволюционная теория рассматривает человека как главную созидательную силу эволюции, но в отличии от психологизма идет дальше в трактовке внутреннего мира человека, расширяя горизонты его возможностей по преобразованию себя и природыдиссертант, рассматривая социальную эволюцию как процесс последовательной смены стадий развития общества, каждая из которых более развита, чем предыдущая, показал, что природу процессов социальной эволюции можно понять при условии синтеза проанализированных рациональных положений натуралистических и психологических концепций.

Именно синтез объективной и субъективной позиций этих концепций раскрывает основное содержание социальной эволюции. Объективная часть концепции охватывает те природные, физические процессы превращения энергии природы в высшие формы, которые составляют внешние условия всякого прогресса. Другая часть формулы выражает субъективные, внутренние процессы — развитие сознания и самосознания, и вытекающий отсюда нравственный прогресс человечества;

— в диссертации обосновывается важное научно-философское положение, из которого должна исходить теория социальной эволюции: экономизация общих сил человека с целью накопления внутренней энергии и творчества, которая ведёт к развитию нравственной ценности его жизни, и духовному прогрессу общества;

— диссертант доказывает, что расширение категориального аппарата любой науки свидетельствует о её объективном развитии, совершенствовании, способности охватить новые процессы и явления социальной практики, в связи с этим предложенное в работе понимание социальной эволюции может способствовать новому осмыслению многообразных явлений противоречивого сегодняшнего развития общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

В диссертации доказывается, что эволюционный процесс характеризуется как постепенностью, так и скачкообразным развитием. Социальное развитие есть единство противоположных тенденций: эволюции и инволюции, революции и реформы, прогресса и регресса и т. д. Следовательно, эволюционный процесс всегда есть единство и взаимодействие уравновешивающих тенденций — устойчивости и неустойчивости. Обе группы связей в их противоречивом единстве необходимы для развития системы.

Проанализированы теоретико-методологические основы концепций социальной эволюции, вскрыта их определённая ограниченность. В диссертации показано, что основные определения понятия эволюции обосновываются: 1) в зависимости от природы того начала, которое изменяется- 2) в зависимости от характера самого изменения как: а) циклическая теория развития, имеющая своей предпосылкой конечное число форм или этапов, через которые проходит изменяющееся начало, и как: б) теория эволюции, представляющая собой вечный и не повторяющийся во времени процесс изменения, имеющая предпосылкой положение, что число этапов или форм изменений бесконечно. Последний вид, в свою очередь, может быть разделён на два подвида: на монистическую и плюралистическую теории эволюции, в зависимости от того, считается ли социально-экономическая тенденция любого эволюционного ряда единой или множественной. Каждый из этих типов, в свою очередь, допускает дальнейшее подразделение.

Установлено, что натуралистические концепции социальной эволюции исходили из представления, что существует единый глобальный процесс социальной эволюции. Согласно им, все народы проходят одни и те же стадии развития, а сходные социальные и природные условия всегда дают более или менее схожую культуру, обычаи и институты. Аналогии проводились с единственной целью — понять, как возможно дальнейшее безболезненное развитие общества, которое привело бы к равновесию его сил.

Показано, что исторический процесс понимается органической теорией как естественный, природный процесс, в котором всё совершается само собой, без всяких усилий со стороны человека. Отрицается очевидность — зависимость социального развития от сознательной и целесообразной деятельности человека. Исключение составляет концепция социальной эволюции Л. И. Мечникова, допускающая идею прогресса в истории развития человечества. Теория однолинейной эволюции упрощает процесс развития, так как не существует абсолютной зависимости между всеми одномерными показателями социальной эволюции. В реальности нет жестких корреляций ни для одной пары значимых эволюционных показателей.

В противоположность натуралистическим теориям эволюции в психологическом учении, диссертант находит достаточно аргументированную попытку обоснования правомерности концептуального плюрализма на основе признания того факта, что общество, его статика и динамика есть результат взаимодействия разнообразных факторов. В то же время многолинейный подход является лишь «псевдоальтернативой» монистических теорий, так как вместо одной функциональной зависимости он постулирует существование нескольких подобного рода зависимостей, действующих для разного типа обществ.

В диссертации определена особенность психологической школы, заключающейся главным образом, в обнаружении индивидуального человеческого начала, от которого зависел и социальный порядок, и социальная эволюция. Однако это начало сводилось исключительно к выдающимся личностям истории, за целевыми актами которых, психологизм признаёт огромное преобразующее значение. Согласно этому воззрению, идеи и чувства, выдающихся людей оказывают определяющее воздействие на ход общественного развития. Народ, массы при этом должны слепо следовать идеям выдающихся личностей.

Выявлено, что, несмотря на внешнее расхождение, все ветви натуралистической и психологической школ философско-социологической мысли обладали сходной посылкой: психика человека является последней гранью между миром природы и социальным миром. При этом социально-экономические условия игнорировались как одним, так и другим направлением.

В диссертации отмечается, что в отличие от предшествующих психологических теорий, которые рассматривали социальную эволюцию как форму реализации субъективных установок отдельных личностей, активно-эволюционная мысль выдвинула принципиально иное положение: эволюцияэто не только индивидуальная проблема, но и общечеловеческая.

Диссертант утверждает, что осуществление индивидуальной эволюции невозможно до тех пор, пока не будет, достигнут определённый уровень трансформации сознания человечества. Полная и устойчивая индивидуальная эволюция невозможна без продвижения всего мира в целом. В противном случае нарушается целостность общепланетарного человечества как системы: гармония и равновесие целого будет нарушено, так как часть не может существовать отдельно от целого. Без сомнения, отдельный индивид в одиночку не может совершить эволюционную работу во всей её полноте, потому что каждый человек, каким бы совершенным он ни был, — обособлен и ограничен. Человек воплощает только часть истины. Тогда как социальная эволюция, может быть осуществлена только через приобщение всех людей к единой истине. В одиночку человек может достичь лишь совершенства своего собственного сознания. Внутренняя реализация не имеет границ, но реализация внешняя, напротив, неизбежно ограничена, и для осуществления некого всеобщего действия необходима определённая критическая масса. Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни людей, будет иметь место возвышение и становление могущество человечества.

Методологическая основа.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, единства исторического и логического, конкретности истины, единства теории и практикисоциально-исторической обусловленности человеческой деятельности и её результатов, диалектики объективного и субъективного факторов в историиметод восхождения от абстрактного к конкретному, а также совмещённый структурно-функциональный и субъектно-деятельностный подход.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты представляют собой теоретический вклад в отечественную социальную философию. Выводы диссертации могут быть использованы при выработке новой мировоззренческой парадигмы: повышению уровня сознания и ответственности человечества, включенного в жизнь планеты и Вселенной.

Аргументы, сформулированные в теории социальной эволюции, в целом способствуют развитию плодотворного политического диалога, во взаимоотношениях между различными политическими субъектами основанного на понимании и уважении позиций сторон и таким образом, ведут к большей эффективности и результативности политического действия при относительно меньших издержках. В научно-педагогическом отношении результаты работы могут быть использованы при разработке и проведении спецкурсов и научных семинаров, чтении общих курсов по социальной философии, социологии и социальной психологии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги долгого и сложного пути, пройденного идеей эволюции в философско-социологической мысли на протяжении XIX и первой половины XX в., можно сказать, что переход идеалистической диалектики Г. Гегеля к натуралистическому эволюционизму, а от него к различным формам теории «эвдемонистической», «плюралистической теории развития общества», «множественной теории эволюции-прогресса», «биосоциальной гипотезе», «творческой эволюции», «активно-эволюционной теории» знаменует постепенный рост теоретического, философско-социологического знания.

Как философская и общесоциологическая доктрина социальный эволюционизм сложился в противовес спекулятивному, в частности, социально-философскому теоретизированию. Главное устремление социального эволюционизма — отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание позитивной социальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории.

Эволюционная философия сблизила явления человеческой жизни и социальной теории с общими явлениями биологической эволюции. Человеческий прогресс стал рассматриваться как часть общего естественного прогресса. Более того, социологи-эволюционисты при всех делавшихся ими оговорках исходили из представления, что существует единый, глобальный процесс социальной эволюции. Эволюционисты полагали, что эмпирически необходимые различия, многообразие культурно-исторических явлений при строгом соблюдении позитивных методов исследования могут быть сведены к единому генетическому ряду. Отсюда широко распространенная трактовка общей социологии как «генетической». Характерной чертой теории единой эволюции-прогресса было то, что эволюция или прогресс рассматривался как имманентно присущее свойство всего мира.

Но, делая шаг вперёд в одном направлении, в другом эволюционизм делает шаг назад. То, что называлось историческим процессом, стало.

341 пониматься как естественный процесс, имеющий свои причины, но не знающий цели, совершающий без всяких усилий со стороны человека те или иные желательные изменения. Исключение составляет концепция социальной эволюции Л. Мечникова, допускающая идею прогресса в истории развития человечества. Таким образом, замена субъективной идеи прогресса объективной идеей эволюции, с одной стороны, ставила концепцию на научную почву, а с другой — сужалаи там, где должно было произойти расширение и изменение прежней точки зрения, несомненно, недостаточной и заключавшей в себе источник ненаучных воззрений, получилось в результате сужение и даже искажение идеи.

Тем не менее, для выработки научной теории прогресса, эволюционизм дал многое, прежде всего известные общие понятия, без которых трудно было бы понять некоторые стороны исторического процесса. Не нужно забывать, какой источник идеализма заключался всегда в изучении природы.

Эволюционное направление демонстрирует нам, каким образом и почему природа может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса племён и народов может развиться новое.

Однако, признавая эволюцию, как она есть, мы не можем не подходить к ней с известного рода требованиями относительно того, какова она должна быть: ведь и во внешней природе рядом с действием «естественного отбора» признаётся «отбор искусственный». Вся социальная эволюция указывает на то, чем должно быть общество. А должно оно быть гармоническим сочетанием личностей, солидарных при сохранении своей индивидуальности без антагонизма с другими. Формула социальной эволюции должна показать, как естественный продукт надорганического развития, выражаясь термином Г. Спенсера, развивается в высочайшее произведение человеческого духа, воплощённое в общественных формах. Следовательно, социальная эволюция должна соответствовать идеалу, и философия должна быть синтезом веры в идеал и знания законов эволюции.

Применение органической теории не могло не оставить социальной науке известного чувства разочарования и неудовлетворенности, следствием которой было развитие другого научного направления, основанного на непосредственном наблюдении фактов общественной жизни. В качестве примера такого возражения против органической теории развития общества в конце XIX века выступила психологическая школа в философско-социологической мысли.

В отличие от биологизаторских тенденций органической школы представители психологического эволюционизма видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, выдвигая лозунг «направленной эволюции» — разумного управления социальными процессами. Основные признаки для определения развития общества психологический эволюционизм искал не в свойствах механических процессов природы, а в идеалах и идеях человеческого духа, то есть в субъекте, а не в соотношении объективных процессов развития.

Психологический эволюционизм всячески стремился преодолеть искусственный, по его мнению, и чуждый человеку объективизм. Иными словами, в его учении прёодолён непримиримый разрыв между фатальным действием естественных и общественных законов и субъективным началом общественной жизни. Именно эта проблема составила пружину полемики русской психологической школы с объективистскими подходами.

В противоположность натуралистическим теориям эволюции психологическое направление в философско-социологической мысли полагает, что эволюционный процесс по своему содержанию не может быть реализацией одной тенденции, но может реализовать различные тенденции, в зависимости от времени и места. Психологическая точка зрения стояла на признании многолинейного процесса социальной эволюции. Таким образом, отличительной особенностью социального психологизма конца XIX — начала.

XX века было то? что многие философы-социологи пришли к синтетическому или плюралистическому пониманию общества.

Не отрицая полной закономерности человеческих поступков, психологизм, тем не менее, за целевыми актами людей признаёт громадное преобразующее значение. Согласно такому воззрению, идеи и чувства, то есть психическая сторона человеческой личности, имеют такое же детерминирующее влияние, как и условия среды. Таким образом, психологизм в философско-социологической мысли востанавливая понятие прогресс в науки, тем не менее, противопоставляет его понятию эволюции. Психологический эволюционизм не смог увидеть глубокой, органической связи природы и человека.

На наш взгляд, социальная эволюция человечества начинается с того, что она вырастает из состояния единства с природой, осознав себя как часть природного мира. Социальная эволюция есть последовательная смена стадий развития человечества, каждая из которых развита полнее, чем предыдущая, но ни одна из них не представляет собой полное и окончательное развитие общества.

Сущность эволюции заключается не просто в преемственности, то есть факте развития высшей формы из низшей, — она состоит и в различии, а также в том факте, что последующие стадии развития представляют собой подлинное движение вперёд.

Процесс растущего обособления человеческого общества от первоначальных природных связей — мы можем назвать этот процесс «индивидуализацией» — достиг наивысшей стадии своего развития в эпоху образования первичных цивилизаций.

Смысл эволюции заключается ещё и в том, что новое качество не просто добавляется, таинственно привносится в низшую форму существования — оно является новым способом отношения соответственно новой, более высокой стадии организации материи. Поэтому нет никакого основания противопоставлять одну как естественную среду, как отношение к природедругой как искусственное, стоящее между человеком и природой. Здесь нет никакого принципиального глубокого различия, поскольку и психический элемент участвует в процессе приспособления живых существ на самых низших ступенях жизни. Вся разница заключается в степени развития, и в социальной среде мы имеем высшее развитие индивидуальности среди самой сложной системы отношений к другим живым существам. Социальная эволюция определяется степенью независимости разума от материи и его контроля над ней.

В диссертации отмечается, что в отличие от органической и психологической теорий активно-эволюционная мысль связывает развитие внутреннего мира человека, его духовной сущности с Космосом не только из-за включённости человека во все многообразие отношений в мире, но и благодаря единым основаниям их генезиса.

Впервые теоретически обосновано, что активно-эволюционная мысль является синтезом органицизма и психологизма. С одной стороны активно-эволюционная теория, также как и органицизм, показывает глубокую органическую связь человека с природой, признавая прогресс, как в природе, так и обществе. С другой стороны, активно-эволюционная теория рассматривает человека как главную созидательную силу эволюции, но в отличии от психологизма идет дальше в трактовке внутреннего мира человека, расширяя горизонты его возможностей по преобразованию себя и природы.

В начале XX века в научно-философской мысли обозначилось принципиально новое понимание теории социальной эволюции. Эта идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира. В социально-философскую науку вносится новое понятие ноосфера. Смысл её сводится к следующему: если ранее развитие общества рассматривалось обособленно от развития природы, и последняя оценивалась лишь как фон, на котором осуществляется процесс изменения социума, то в теории ноосферы делается акцент на их органическом единстве и совместном (коэволюционном) развитии целостной социоприродной системы. Но становление ноосферы не есть стихийное, спонтанное развитие. Здесь особую роль играет сознательный фактор, который рассматривается объективного фактора исторического процесса.

Основатели ноосферы выдвинули важное положение, что эволюция — это не только индивидуальная проблема, но и общечеловеческая. Осуществление индивидуальной эволюции (по крайней мере, полной) невозможно до тех пор, пока не будет, определённый уровень трансформации коллективной. Полная и устойчивая индивидуальная эволюция невозможна без определённого, пусть даже минимального, продвижения всего мира в целом. В противном случае нарушается целостность, не только гармония, но и равновесие целого будет нарушено, потому что какая-то часть общества будет не способна продвигаться в этом направлении. Кроме того, в одиночку невозможно совершить работу во всей её полноте, потому что каждое физическое существо, каким бы совершенным оно ни было, даже если оно предназначено для особой Работы, -обособлено и ограничено. Оно воплощает только какуюто одну истину, один закон в мире — он может быть очень сложным, но всё равно это всего лишь один закон — и полная эволюция не может быть осуществлена только через это единственное существо. В одиночку человек может достичь собственного совершенства, он может обрести бесконечность и совершенства в своём сознании. Внутренняя реализация не имеет границ. Но реализация внешняя, напротив, неизбежно ограничена, и для осуществления некого всеобщего действия необходим какой-то минимум физических носителей. Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни человечество, в конце концов, возвысится и станет могущественным.

Истинное осмысление этой проблемы во всей сложности и глубине возможно только в сфере синтеза естественнонаучных, философских и этических концепций. Выработка целостного, универсального подхода к действительности, преодоление раздробленности в науке и культуре, выход на новую ступень осмысления человеческой жизни и жизни Вселенной — не просто веление времени, а условие выживания в стремительно меняющемся мире. Наука нового тысячелетия будет основана на поиске универсалий (онтологических ориентиров и объединяющих понятий одновременно) и духовном синтезе накопленного человечеством знания. Чертами нового подхода (назовём его метанаучным) станут признание сложности и глубины мировой жизни, целостность восприятия, стремление не столько расчленять и анализировать, сколько искать единое в многообразном.

Мы не обольщаем себя надеждой на то, что разрешили этот важный вопрос в обязательном для всех смысле, или на то, что нам удалось здесь выяснить все его стороны и совершенно полно, отчётливо и ясно изложить свою собственную теорию социальной эволюции. Вполне возможно, что отдельные философские и социологические постулаты не выдержали проверку временем, но прошлые теоретические построения могут помочь в поиске эффективной концепции, способной осмыслить социальные процессы и обеспечить управление ими.

Прослеживая эволюцию философской мысли и связь мыслителей разных времён, мы можем констатировать, что всех их объединяет одноисследование и поиск путей человечества, поиск его места на Земле и во Вселенной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. Как делается история.//Наблюдатель. М., 1896. № 10.
  2. Э. Психологические основы социологии и исторический материализм. М., 1900.
  3. В. А. Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX -начала XX века: психологическая школа. М., 1992.
  4. В.А. Психологизм в русской буржуазной социологии о методе познания социальных явлений. //Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 9. М., 1981.
  5. Аристотель. Политика. М., 1983. Т.4.
  6. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Фил ософско-мето дологический современных зарубежных концепций. Л., 1967.
  7. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Автореферат д.ф.н. Л., 1967.
  8. В.Ф. Античная философия. М., 1998.
  9. В.Ф. Маркс и буржуазный историцизм. М., 1977.
  10. П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса. Спб., 1885.
  11. П. Философия истории, как социология. СПб., 1901.
  12. Батин П. Человек и общественная среда.//Русская мысль. 1900. № 1.
  13. П.Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей второй половины XIX начала XX в. М., 1970.
  14. А. Творческая эволюция. СПб., 1913.
  15. В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991.
  16. В. Борьба и прогресс в жизни народов.// Знание, 1873 № 5.
  17. В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
  18. В.М. Социальный отбор и его биологическое значение. //Вестник знания. № 12.
  19. В. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.348
  20. Биологическое и социальное в формировании целостной личности. Рига, 1977.
  21. А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Ч. 1. JI.-M., 1925.
  22. А.А. Философия живого опыта: Популярные очерки. Пг.-М., 1923.
  23. А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX—XX вв.. М., 1962.
  24. Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1912.
  25. Д.М. Многолинейность социальной эволюции и альтернативы государства. // Восток № 1. 1998.
  26. В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987.
  27. Н. История русской социологии: Лекции. М., 1992.
  28. С.Н. Позитивная и трагическая история прогресса.// Вестник жизни. 1905. № 5.
  29. В. Из истории дарвинизма в социологии. //Русская мысль. № 8.
  30. В. Ковалевский как социолог . //Вестник Европы. 1916. № 8.
  31. В. Общество, как биологическая индивидуальность.//Научное обозрение. 1898. № 1.
  32. Вагнер В. Генезис общества.//Научное обозрение. 1898. № 9.
  33. А. Эволюция и прогресс.//Новые идеи в социологии. Спб., 1914. Сб.З.
  34. М. Избранные произведения. М., 1990.
  35. А. Лекции по эволюционной теории. М., 1905.
  36. В.И. Живое вещество. М., 1978.
  37. В.И. Избранные труды. М., 1993.
  38. В.И. Мысли о современном значении истории знаний. //Избранные труды по истории науки. М., 1977.
  39. В.И. О научном мировоззрении. М., 1990.
  40. В.И. Очерки геохимии. М., 1983.
  41. В.И. Химическое строение биосберы Земли и её окружение. М., 1968.43.
Заполнить форму текущей работой