Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникативная подготовка молодого специалиста в последипломный период его педагогического образования направлена на формирование системы ценностного отношения к обучающимся, взаимодействие с ним как условие взаимного роста и развития, взаимообогащения и взаимоподдержки. Как показали результаты исследования, коммуникативная подготовка педагога строится на системе методических принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений
    • 1. 1. Коммуникативность как профессиональное качество личности специалиста образовательного учреждения
    • 1. 2. Проблема формирования коммуникативных умений в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Коммуникативный метод обучения иностранному языку: сущность и специфика
  • Выводы
  • Глава 2. Коммуникативная компетенция преподавателя высшей школы как педагогическая проблема
    • 2. 1. Коммуникативное поведение: проблемы научного исследования и диагностики
    • 2. 2. Культура речи как фактор профессиональной и коммуникативной успешности
    • 2. 3. Ценностное отношение к обучающимся как развивающий компонент коммуникативной компетенции молодого специалиста
  • Выводы
  • Глава 3. Технологические аспекты процесса формирования коммуникативной компетенции
    • 3. 1. Методика саморазвития коммуникативной компетенции молодого специалиста вуза
    • 3. 2. Формирование коммуникативной и языковой компетенции молодого специалиста средствами технологии
    • 3. 3. Научно-методическая и учебно-методическая работа молодого специалиста вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности
  • Выводы

Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Объективное развитие педагогической науки неизбежно приводит к поиску новых методов и технологий обучения. В последние десятилетия эти поиски стали значительно успешнее. В обучении речевой деятельности появилась тенденция, которую признали плодотворной и перспективной, — это усиление коммуникативной направленности учебного процесса. Попытки приблизить процесс обучения по его характеру к процессу коммуникации предпринимались неоднократно. Они были чрезвычайно полезны, ибо развивали у преподавателей и студентов интерес к коммуникативному обучению. Но внедрение только элементов коммуникативности не принесло желаемых результатов, так как не было системы работы, не осознавались основные принципы этой системы. По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски преподавателей и ученых, становилось ясно, что это не просто тенденция, а метод обучения.

Между тем важность обоснования коммуникативного метода и описания его технологии не подлежит сомнению, так как это уже стало настоятельной потребностью практики обучения. Коммуникативный метод активно внедряется в учебный процесс как по обучению иностранному языку, так и по общеобразовательным дисциплинам.

На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования. Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурной коммуникации. В самом понятии межкультурной коммуникации заложено равноправное культурное взаимодействие представителей различных лингвокультурных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственной культур.

При обучении языкам международного общения в России все более широкое распространение приобретает коммуникативный подход, который, как показывает ряд исследований (см., например: Ellis R., 1997; Savignon S., 1972), способен подготовить обучающихся к спонтанному общению на иностранном языке. При этом особая роль отводится социокультурному компоненту содержания обучения как фактору, во многом определяющему и обусловливающему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.

Одной из основных причин неэффективности подготовки молодого специалиста образовательных учреждений в период адаптации к работе в профессиональной среде является неразработанность содержания, методов, организационных форм последипломной коммуникативной подготовки. В то же время можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения данной проблемы.

Первая группа исследований посвящена культуре и особенностям построения межличностного коммуникативного пространства взаимодействия и общения: социально-психологический аспект феномена общения (Г.М.Андреева) — культурно-исторический подход в психологии (А.Г. Асмолов) — теория и практика коммуникативного взаимодействия в трудных жизненных ситуациях (Р. Бэндлер, Д. Гриндер) — философско-методологический аспект феномена общения (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев) — подходы к проблеме человека в психологии (Б.С. Братусь, Д.И. Фельдштейн) — философский аспект культуры (Э.Ф. Ильенков, М.К. Мамардашвили) — особенности психологии общения (А.Б. Добрович) — компетентность в общении и характеристика природы конфликтной компетентности в общении (JI.A. Петровская) — становление эмоциональной культуры личности (Г.А. Ястребова).

Исследования второй группы дают понимание особенностей и специфики подготовки педагогов в системе непрерывного образования: психологические особенности труда (Е.А. Климов) — социальные, профессиональные и личностные ценности (А.А. Леонтьев) — особенности подготовки педагога в системе непрерывного образования (Н.М. Борытко, С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, Н. Н. Рождественская, В. И. Сластенин, Н. К. Сергеев, Н.Е.Щуркова).

К числу практических предпосылок решения проблемы коммуникативной подготовки будущего педагога относится принятие программы модернизации российского образования до 2010 годафедеральной программы развития образования до 2005 годапрограммы создания единой информационно-образовательной среды. Тем не менее в научно-практических исследованиях не обоснованы пути решения проблемы коммуникации выпускников факультетов иностранных языков по овладению в дальнейшем способами и приемами построения совместного коммуникативного пространства (обучающийобучающийся) — коммуникативной подготовки молодого специалиста в последипломный период его непрерывного образования в условиях адаптации к педагогической деятельности. Анализ образовательных проектов показывает, что преподаватель сталкивается с целым рядом противоречий между:

— системой формирующихся коммуникаций обучающихся, ориентированной на индивидуально-личностное самоопределение в настоящем, и состоянием коммуникативной подготовленности педагога, ориентированной на ценность коллективизма и направленной в будущее;

— стремлением молодых педагогов к совершенствованию собственной системы профессионально-коммуникативного пространства взаимодействия и общения и неготовностью методических служб образовательных учреждений оказать им конструктивную поддержку в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании;

— гуманистической направленностью целей и принципов функционирования и развития образовательных систем и отсутствием тщательной технологической проработанности этих идей;

— различными представлениями преподавателей, администрации и студентов об уровне повышения профессиональной и коммуникативной компетенции и отсутствием технологических разработок, позволяющих обеспечить результативность деятельности молодого специалиста.

С учетом указанных противоречий объясняется проблема исследования: разработка и обоснование теоретических основ коммуникативной подготовки молодых специалистов и пути решения данной проблемы посредством создания технологии формирования коммуникативной компетенции.

Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности».

Объектом исследования является процесс адаптации молодых специалистов вуза к профессиональной педагогической деятельности.

Предмет исследования — коммуникативная компетенция молодого специалиста вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность использования технологии формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза.

В исследовании сформирована гипотеза, сущность которой заключается в том, что коммуникативная подготовка молодого специалиста становится эффективной и действенной, если:

— ведущим средством в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения рассматривается коммуникативная деятельность молодого специалиста, которая осуществляется в соответствии с системой ценностных предпочтений обучающего и обучающегося;

— последипломный период повышения коммуникативной компетенции молодого специалиста строится в соответствии с системой процессуальных принципов профессиональной активности, исследовательской позицией, партнерским диалогическим общением во взаимодействии с обучающимся, осознанием возможностей и результативности совместной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании определились следующие задачи.

1. Выявление сущности, основных понятий коммуникативного поведения и проблемы формирования коммуникативных умений и навыков молодого специалиста.

2. Определение уровня сформированности коммуникативных навыков и умений преподавателя университета с помощью различных методик диагностики.

3. Выявление дидактических условий, влияющих на эффективность формирования коммуникативной компетенции.

4. Разработка технологии формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза.

5. Апробирование и внедрение в практику разработанной технологии.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория общения и деятельности (А.Г. Андреева, Ю. К. Бабанский, Б. В. Беляев, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев) — теория профессиональной деятельности (В.Т. Ащепков, В. И. Горовая, В. Н. Гуров, И. Ф. Исаев, А. А. Лобанов, И. А. Малашихина, В. А. Сластенин, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) — теория непрерывного педагогического образования (Н.К. Сергеева) — культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М. Андрохина, А. И. Арнольдов, B.C. Библер, Л. А. Введенская, В. А. Шаповалов, И. А. Шаповалова и др.) — культурологический подход к изучению педагогических явлений (B.C. Библер, Ю. А. Жданова, И. Ф. Исаев, М. К. Мамардашвили, Е.Н. Шиянов) — методы коммуникативного построения межличностного пространства взаимодействия и общениятрассовые методы конструирования системы межличностного пространства взаимодействия и общения (М. Экерсон) — научные подходы к определению сущности методики и технологии (О.С. Анисимов, Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, Д. Г. Левитес, Л. И. Маленкова, Е. В. Титова, Н. Е. Щуркова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений в работе использован комплекс научных методов исследования, включающий теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы, иностранной литературы, нормативно-законодательных документов РФ о высшем образованиидиагностические методы (тестирование, анкетирование) — поисковый, диагностический, формирующий и контрольный экспериментыметоды количественной и качественной обработки материала.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали учреждения высшего профессионального образования: факультет романо-германских языков Ставропольского государственного университетафакультет регионоведения Южно-Российского гуманитарного института. В исследовании принимали участие 57 молодых специалистов со стажем работы до 3 лет, а также 54 студента 5 курсов.

Этапы исследования.

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) — поисково-подготовительномпроводился анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, накапливалась информация об аспектах развития и становления коммуникативной компетенции молодых специалистов. На основе полученных результатов создавался банк данных, формулировалась рабочая гипотеза, проводился отбор диагностических методик.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) — экспериментальном — осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, выполнялся констатирующий эксперимент по выявлению уровня владения коммуникативной культурой молодого специалиста, осуществлялась обработка полученных результатов и апробация разработанной технологииуточнялись компоненты, подлежащие дополнению.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) — обобщающем — проводились систематизация и обобщение результатов всех полученных данных в ходе экспериментальной работы, формировались выводы исследования, оформлялся текст диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом. Основные теоретические положения исследования опираются на логику и теоретический анализ использованной научной литературы и электронных документов, сочетание количественного и качественного анализа полученных данных и их проверки.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и обобщении особенностей педагогической деятельности преподавателя иностранного языка в условиях непрерывного образованияопределении критерия и уровня сформированности коммуникативных навыков и уменийразработке технологии формирования коммуникативной компетенции молодого специалиста на этапе адаптации к педагогической деятельности и экспериментальной проверке данного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены понятия «коммуникация», «коммуникативность», «коммуникативное поведение" — теоретически и содержательно отработаны понятия «коммуникативная компетенция», «культура речи», «этнопедагогическая культура" — на основе анализа и интеграции методологических, психологических и педагогических положений теории развития коммуникативной культуры обосновано научное использование технологии формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов. Результаты исследования могут быть базой для решения других научных проблем (например, разработка и научное обоснование коммуникативной подготовки молодых специалистов в условиях адаптации к переводческой деятельности).

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы использованы и нашли применение в системах высшего и дополнительного профессионального образования. Разработаны сборник заданий для развития коммуникативных навыков и умений на занятиях по английскому языку, методические рекомендации по изучению английского языка (практика устной и письменной речи). Уточнен и дополнен теоретический аппарат описания коммуникативного поведения преподавателя иностранного языка. Теоретический материал диссертационного исследования используется при создании учебных пособий и в качестве лекционного материала по дисциплинам «Страноведение» и «Введение в межкультурную коммуникацию».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета и кафедре иностранного языка Южно-Российского гуманитарного института в течение 2001 — 2004 годов, на научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2002), на конференции «Инновационные процессы в деятельности вуза: содержательный и организационно-методический аспекты» ЮРГИ АФ (Астрахань, 2003), на Региональной научно-практической конференции «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи» (Ставрополь, 2002) и нашли отражение в публикация результатов диссертационного исследования (опубликовано 2 учебных пособия и 4 статьи), осуществляемого через практическую деятельность самого исследователя при работе с обучающимися.

Исходя из результатов исследования, на защиту выносятся следующие положения.

1. Профессиональная деятельность в учреждениях высшего профессионального образования имеет принципиальные особенности, что определяет необходимость создания психолого-педагогических условий для успешного развития коммуникативной компетенции у молодых специалистов — преподавателей высших учебных заведений.

2. Ведущим условием развития у молодого специалиста представлений о его будущей деятельности является коммуникативная деятельность педагога, которая строится в соответствии с развитием его коммуникативных навыков и умений, включающих в себя систему внутриличностных убеждений, ценностей, определяющих возможности профессионально-успешной идентификации в межличностном взаимодействии и общении.

3. Коммуникативная подготовка молодого специалиста в последипломный период его педагогического образования направлена на формирование системы ценностного отношения к обучающимся, взаимодействие с ним как условие взаимного роста и развития, взаимообогащения и взаимоподдержки. Как показали результаты исследования, коммуникативная подготовка педагога строится на системе методических принципов: профессиональной активности (добровольное и заинтересованное вовлечение педагога в процесс профессиональной коммуникативной подготовки) — объективации поведения (поддержка его в ходе всего взаимодействия и общения с обучающимся) — исследовательской позиции (создание педагогом ситуаций творческого совместного поиска с обучающимся способов решений личностных и собственных профессиональных проблем) — партнерского, диалогического общения (признание педагогом ценности личности обучающихся в коммуникативном процессе поиска совместных решений, с учетом обоюдных интересов) — осознания результатов совместной деятельности с обучающимся.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы (252 наименования, в том числе 13 источников на иностранном языке). В тексте диссертации содержится 10 таблиц, 9 рисунков. Общий объем диссертации — 170 страниц.

Выводы.

1. Анализ исследования, посвященного проблеме процесса коммуникации в образовании, показал, что существенным барьером в развитии взаимоотношений молодого специалиста как преподавателя и студентов является недостаточный уровень профессиональной и коммуникативной компетенции преподавателя. Эта объясняется общей неразработанностью структуры коммуникативной компетенции преподавателя в высших учебных заведениях, учитывающей особенности профессиональной деятельности в условиях адаптации, и путей ее формирования, а также специальных программ, позволяющих осуществить не только профессиональную, но и коммуникативную подготовку молодого специалиста на этапе адаптации к педагогической деятельности. Этап адаптации может происходить с разной степенью быстроты и успешности, при этом особенно важна адаптация к характеру внутривузовского управления. Наиболее сложна адаптация преподавателей, впервые начинающих педагогическую деятельность, затруднения на данном этапе могут привести к обострению профессиональных и личностных проблем и возможному уходу работника из педагогической профессии. Результаты исследований показывают, что на профессиональное становление молодого специалиста влияют в большей степени первые годы работы. Именно в этот период они интенсивно овладевают профессией.

2. На современном этапе общественного развития, для которого основополагающими являются демократические и гуманистические тенденции, на первый план в развитии коммуникативной компетенции выдвигаются психолого-педагогические знания и умения. Учитывая специфику профессиональной деятельности, правомерно сделать вывод, что в становлении коммуникативной компетенции молодого специалиста-преподавателя иностранного языка не последнюю роль играют знания, умения и навыки использования в своей работе новых форм, методов и технологий обучения. В современной системе образования преподаватель не может действовать по шаблону, он должен создать свою методическую систему, которая была бы адаптирована к нему самому. Рассмотренные методика и технология позволяют определить критерии сформированности коммуникативной компетенции, уровень развития коммуникативных навыков и умений и повысить уровень общения молодого специалиста с обучающимися на иностранном языке.

При проведении педагогического эксперимента и диагностики коммуникативной компетенции апробировались дидактические и психологические условия овладения молодыми преподавателями коммуникативной компетенцией в процессе преподавания иностранного языка. Внедрение в учебный процесс заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков и умений, показало, что применение подобных заданий в обучении иностранным языкам делает личность интерактивной и ориентированной на качественно новый уровень преподавания иностранного языка, позволяет осуществить развитие интеллектуальных и творческих способностей. При использовании технологии осуществляется практическая реализация принципа коммуникативности на занятиях по иностранному языку.

3. Становление и развитие коммуникативных навыков и умений — это непрерывный процесс, который должен реализовываться не только в процессе обучения, но и в процессе преподавания. Немаловажную роль здесь будет играть учебно-методическая или научно-методическая работа вуза, т.к. она имеет целевой характер и ориентирована на результат. Организационные структуры должны способствовать развитию коммуникативной и профессиональной компетенции, педагогического мастерства и умения диагностировать все этапы педагогического процесса и его результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально обусловленная потребность общества в подготовке специалистов, свободно владеющих иностранным языком, с одной стороны, и новые подходы к организации образования с другой, делают возможным все большее распространение развития коммуникативной компетенции молодого специалиста. Такой акцент в образовательном процессе в наибольшей степени отвечает сложившейся парадигме открытого образования как комплексной дидактической системе, позволяющей наиболее полно и с наибольшей эффективностью раскрыть все потенциальные возможности личности.

1. Исследование показало, что развитие коммуникативной компетенции молодого специалиста вуза имеет недостаточное количество разработок и в большей степени рассматривается как использование различного рода заданий по различным направлениям, но не связанных между собой. Эффективность формирования коммуникативных навыков и умений, коммуникативной компетенции во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении и ценностном отношении к обучающимся. Развитые коммуникативные способности преподавателя позволяют последнему транслировать обучающимся окружающий мир на уровне собственных достижений. Здесь представляется важным сосредоточить внимание на коммуникативных способностях и их развитии у преподавателя и студентов, поскольку общение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. Одним из эффективных средств развития данных способностей является использование методики саморазвития и технологии формирования коммуникативной компетенции.

2. Использование технологии формирования коммуникативной компетенции в профессиональном обучении способствует развитию творческого потенциала личности, способности понимать другую, эмоциональной выразительности, общей и профессиональной культуре, таким образом, играет важную роль в развитии способности свободно общаться с аудиторией на иностранном языке. Необходимым условием построения такой технологии является потребность образовательных учреждений, требующих от молодого специалиста, преподавателя иностранного языка, создания собственного педагогического имиджа и способности реализовываться в многовариантном образовательном пространстве. Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной компетенции, являются:

— ориентация процесса обучения иностранному языку на повышение коммуникативных навыков и умений в процессе общения;

— интеграция предметов по специальности, психолого-педагогического цикла, риторики, культурологии и педагогической практики, направленных на формирование коммуникативной компетенции;

— использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, форм и методов, повышающих качество образования и коммуникативной компетенции.

3. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы количественные данные показали изменения по критерию сформированности коммуникативной компетенции молодых специалистов (с 41,82% до 76,6%), что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и свидетельствует о сформированности основных компонентов коммуникативной компетенции у большей части экспериментальной группы, а также позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемой методики и технологии и их целесообразности внедрения в учебно-воспитательный процесс.

4. В основе эксперимента по развитию коммуникативной компетенции лежал разработанный сборник заданий по формированию коммуникативных навыков и умений, которые выполнялись на факультете регионоведения СФ Южно-Российского гуманитарного института и факультете романо-германских языков Ставропольского государственного университета. В ходе выполнения заданий преподавателю иностранного языка следует обратить внимание на: точное ориентирование высказывания на собеседникаотражение в сообщаемом своего личного отношенияотбор форм и методов передачи информациивыбор речевых средств и ситуации информированияпостроение высказывания на иностранном языке согласно лексико-грамматическим правиламучет индивидуальных особенностей личностикультурные и национальные особенности.

Важным результатом анализа является вывод о том, что система образования молодого специалиста — преподавателя должна стать системой поддержки его саморазвития, утверждения его профессиональной свободы и достоинства, развития его коммуникативных качеств. Проведенная опытно-экспериментальная работа и широкая практическая проверка свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1994. — 17с.
  2. Ю.В. Построение и валидизация проективной методики для диагностики отношения к Другому // Психологический журнал. 1999. № 3. -С. 111−118.
  3. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -80с.
  4. Амонашвили 111.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 2000. -141с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-272с.
  6. Г. М. Социальная психология. — М., 1989. — 432с.
  7. Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 432с.
  8. Н.В. Поведение учителя в конфликтной ситуации и особенности его идентичности // Симптоматика и этимология конфликтов в системе образования: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Белгород, 1995. — С. 118−123.
  9. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240с.
  10. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. — М.: Московский психолого-социологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.-272с.
  11. О.С. Словарь лингвистических терминов. Около 7000 терминов. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — 607с.
  12. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя высшей школы: проблемы и перспективы. 2-е изд., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1997.- 143с.
  13. Н.В. Иностранный язык как средство обучения межкультурной коммуникации // Культура общения и ее формирование. — Воронеж, 1996. — Вып. З.-С. 33.
  14. Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения американцев // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. — С. 63.
  15. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. 2002. № 4. — С. 27−33.
  16. Х.М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика): Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2002. — 441с.
  17. М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М.: Политиздат, 1991. — 317с.
  18. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М., 1965.-91с.
  19. И.Б. Влияние общения на усвоение иностранного языка // Психологический журнал.- 1986. -Т.7. № 4.-С. 123−130.
  20. B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / Башк. гос. пед. ин-т. Уфа: БГПИ, 1994. — 190с.
  21. A.JI. Межкультурное обучение как модель современного урока иностранного языка в Европе // Коммуникативная методика. — 2003. № 1. С. 48−49.
  22. В.П., Гатур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. школа, 1989.- 141с.
  23. В. С. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии.-1989. № 6.-С. 31−42.
  24. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. -М., 1988.-С. 40.
  25. В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов / Пер. с нем. — СПб.: Питер-пресс, 1997.-214с.
  26. А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -271с.
  27. А.А. Психология общения. М.: Изд-во «И1111" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256с.
  28. А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -2-е изд. — М.: Московский психолого-социологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256с.
  29. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 288с.
  30. В.В., Маркин Л. В. Устная пропаганда: критерии, показатели, условия эффективности. — Л., 1983. 200с.
  31. Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1998. № 3 -С. 12−15, № 4.-С. 16−19.
  32. А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии // Высшее образование в России. 1996. № 3. -С.119−129.
  33. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. — С. 37−42.
  34. С.К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 240с.
  35. Е.М., Логинова Г. Т. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-79 с.
  36. С.А. Формирование культуры русской речи у студентов национальных групп факультета педагогики и методики начального образования: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 204с.
  37. А.Б. Общение по-английски // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 1999. — Вып.6. — С. 82.
  38. .С. Возможна ли нравственная психология? // Человек. — 1998. № 1. — С.50−59.
  39. Н.В. Особенности национально-культурной специфики общения // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 1998. — Вып.5. — С. 44.
  40. Н.В. Этикетная функция обращения во французском языке // Иностранные языки в современной социокультурной ситуации. — Воронеж, 1999.-С. 52−53.
  41. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-312с.
  42. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1990. — 233с.
  43. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / Под ред. Т. Г. Браже. СПб.: РАО ИОВ, 1992. — 85с.
  44. И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смысл // Педагогика. 2002. № 3. — С. 3−7.
  45. . Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные языки в школе. 1999. -№ 1. — С. 21−25.
  46. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. — 243с.
  47. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 306с.
  48. О.В. Возрастные особенности восприятия иноязычных слов носителями русского языка // Культура общения и ее формирование. — Воронеж, 1999. Вып.6. — С.72.
  49. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое педагогическое мышление. — М., 1989. С. 221−237.
  50. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 6−33.
  51. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языка: Пособие для учителя. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. — С. 70.
  52. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения//Психологический журнал.-1994. — Т. 15.-№ 3. — С. 131−135.
  53. О.Я., Надеина Г. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. М.: «ИНФРА-М», 1997. — 272с.
  54. С.Б. Психолого-педагогические основы формирования и развития профессиональной культуры учителя: диагностика и коррекция. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. 78с.
  55. Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. -2002. -№ 6. С. 61−66.
  56. В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. Ставрополь, 1994. — С. 44−49.
  57. В.И., Тарасова С. И. Подготовка учителя к исследовательской педагогической деятельности. — М.: Инекса- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. 128с.
  58. О.Н. Уровни коммуникации и информационная структура высказывания: Коммуникативные единицы языка и принципы их описания // Сб. науч. трудов. М., 1988. — С. 39−49.
  59. Е.И. Понимание культурологической лексики старшеклассниками // Культура общения и ее формирование. Вып.6. Воронеж, 1999. — С.73.
  60. В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. — № 6. — С. 39−47.
  61. В.В. Образовательная технология: от приемов до философии. — М.: Сентябрь, 1997.-С. 112.
  62. П.С. Философия культуры. М., 1994. — 314 с.
  63. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону, 1997.-263 с.
  64. В.В. Виды общения в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  65. В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. — Саратов: Изд-во Сарат. университета, 2000. 248с.
  66. А.В. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2002. — 318с.
  67. Л.А. Страноведение и коммуникативное поведение // Иностранные языки в современной социокультурной ситуации. — Воронеж, 1999.-С. 51−52.
  68. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблема социопсихологии. М.: Наука, 1984. — 286с.
  69. Д. Школа и общество. М., 1925. — 76с.
  70. Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки / Пер. с англ. СПб.: Васильевский остров, 1992. — 207с.
  71. А.В. Устное выражение запрещения и отказа в русском и английском языках // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 1996.-Вып.З.-С. 42.
  72. О.Н., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. — С. 36−64.
  73. Р.А. Французское коммуникативное поведение как аспект обучения французскому языку // Культура общения и ее формирование. — Воронеж, 2000. Вып.7. — С. 46.
  74. Н.И. Язык речь — творчество: Избр. труды. — М.: Лабиринт, 1998 -364с.
  75. В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра (педагогический и квалификационный аспекты) // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 3−12.
  76. Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 45−50.
  77. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М.: Изд-во МГУ, 1999. 300с.
  78. Д.П. Основы конфликтологии: (Курс лекций). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-469с.
  79. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. — Ростов на — Дону: «Феникс», 1997. — 477с.
  80. В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 90−103.
  81. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. М., 1993. — 304с.
  82. Л.И. О некоторых особенностях французского коммуникативного поведения // Культура общения и ее формирование. — Воронеж, 1995. -Вып.2. С. 33.
  83. В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во Ин-та психологии, 1999. — 232с.
  84. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200с.
  85. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. — 82с.
  86. Т.Б. Формирование профессиональной компетентности студентов в условиях педагогической практики (на примере классического университета): Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2001. — 18с.
  87. И., Леушина И. «Язык» в структуре непрерывного образования // Высшее образование в России. — 2003. № 2. — С. 77−79.
  88. Г. А. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте образования // Вопросы психологии. 1992. — № 3,4. — С. 19−23.
  89. Н.Е. Искусство общения. Минск: Нар. асвета, 1987. — 108с.
  90. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. -М: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2003. — 144с.
  91. И.Ф. Теоретические основы формирования профессиональной культуры преподавателя высшей школы: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993. — 460с.
  92. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / Московский пед. гос. ин-т им. В.И. Ленина- Белгородский гос. пед. ун-т им. М. И. Осьминского. М.- Белгород, 1993. — 219с.
  93. Р.А., Габдулханов В. Ф. Развитие коммуникативной культуры в школе // Изв. Академии педагогических и социальных наук. 2001. — Вып. 5. -С. 71−82.
  94. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.— 315с.
  95. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 108с.
  96. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190с.
  97. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 140с.
  98. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -261с.
  99. Ким J1.C. Обучение межкультурной коммуникации в контексте приобщения к европейской культуре // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2001. — № 1. — С.51−55.
  100. Ким JI.C. Обучение речевой коммуникации на уроках иностранного языка // Сборник материалов конференции, посвященной 25-летию международного факультета ДГТУ. Дагестан: Изд-во ДГТУ, 2000. — С. 1719.
  101. Ким JI.C. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода в современных методиках преподавания иностранного языка в вузе // Сборник научных трудов Института коммерции и маркетинга. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2000. С. 90−94.
  102. Кирикова 3.3. Технологическая готовность педагогов // Педагогика. — 2001.-№ 4.-С. 63−66.
  103. А.Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. — 2003.-№ 2.-С. 3−8.
  104. С.В. Основы нейролингвистического программирования: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 160с.
  105. Т.М. Инновационная школа: аспекты и гипотезы. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-256с.
  106. JI.H., Рослякова Е. Ф. Межкультурный фактор в обучении иноязычному общению // Иностранные языки в современной социокультурной ситуации. — Воронеж, 1999. С. 53.
  107. Н.А. К проблеме «подачи личности» в российской коммуникативной традиции // Культура общения и ее формирование. Вып.З. Воронеж, 1996. — С. 36.
  108. Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 1999.-174с.
  109. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. — М.: Наука, 1984.- 175с.
  110. Коммуникативно-семантические особенности английской лексики // Межвуз. сб. научн. трудов. Омск, 1988. — 106с.
  111. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы: Книга для учителя / Под ред. Е. И. Пассова. — М.: Прось, 1985. — 126с.
  112. Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц // Сб. научных трудов. Тверь, 1993. — 136с.
  113. Коммуникативные единицы языка и принципы их описания // Сб. научных трудов. М.: МГИИЯ, 1988. — 139с.
  114. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. — М.: Знание, 1966.-48с.
  115. Конфликтология: Учебник для вузов по специальностям «филология», «социальная работа», «психология», «юриспруденция» / Отв. ред. А. С. Кармин. СПб.: Лань, 1999. — 442с.
  116. Конфликтология: Хрестоматия / Н. И. Леонов. М.: Московский психолого-социологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 304с.
  117. Краткая философская энциклопедия. — М: Издательская группа «Прогресс-Энциклопедия», 1994. — 576с.
  118. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 512с.
  119. JI.M., Михайлова E.JI. Человек оркестр: микроструктура общения. -М., 1993. — 154с.
  120. Т.Ф., Межуев В. М., Шайтанов Н. О. Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. — М.: Наука, 1995. — 275с.
  121. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. — JL: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1985. -32с.
  122. . B.C. Этнопедагогика: Учебное пособие. — М: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.-304с.
  123. В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
  124. В.Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985. — 20с.
  125. Л. Педагогическое мастерство: принципы оценки // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 78−80.
  126. В.А. Образование как образ жизни // Вестник высшей школы. -1997.-№ 10. -С.14−15.
  127. Лаак. Я тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384с.
  128. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Методика оценки педагогической деятельности преподавателя высшей школы в процессе внедрения новых технологий обучения. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. — 36с.
  129. Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения руководителя // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 2000. — Вып.7. — С.67.
  130. Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 320с.
  131. Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.-216с.
  132. А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 312с.
  133. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47с.
  134. А.А. Психология общения. — 3-е изд. М.: Смысл, 1999. — 365с.
  135. А.А. Психология общения. — Тарту, 1974. 219с.
  136. Д.С. Прошлое-будущее: Статьи и очерки. — Л.: Наука, 1985. — 575с.
  137. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 81−85.
  138. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.- 190с.
  139. С.В. Функции молчания в коммуникативном поведении человека // Язык и национальное сознание. — Воронеж, 1999. Вып.2. — С. 91−94.
  140. .Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. 1996. — № 6. — С. 52−58.
  141. Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 4. -С. 17−21.
  142. Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. 1999. -№ 1. — С. 26−34.
  143. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 9−15- № 5. — С. 17−21.
  144. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 400с.
  145. Митина J1.M. Психология развития учителя. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 200с.
  146. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 215с.
  147. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка и международный опыт // Классный руководитель. — 2000. № 3. — С. 81−86.
  148. А.Г. Педагогический коллектив как среда адаптации молодого учителя. Киев: КГПИ, 1985. — 22с.
  149. Н.А. Профессиональный менталитет и профессиональное коммуникативное поведение // Язык и национальное сознание. — Воронеж, 1998.-С. 27.
  150. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 112с.
  151. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «ИПП" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356с.
  152. B.JI. Единицы языковой коммуникации и коммуникативные потенции языковых единиц // Сб. научных трудов. М., 1987. — С. 6−23.
  153. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1998. -380с.
  154. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
  155. М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1998. — 127с.
  156. В.И., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством ^ образования, статья первая // Высшее образование сегодня, 2003. № 4. —1. С. 6−13.
  157. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в НЛП: Новейшая психология личностного мастерства. — 1997. — 174с.
  158. Л.И. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика. 1993. -№ 1. — С. 53−56.
  159. С.Р. Методика исследования самоотношения. — М.: «СМЫСЛ», 1993.-32с.
  160. Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. — 159с.
  161. Е.И. Коммуникативные методы обучения иноязычномуговорению. М.: Просвещение, 1988. -208с.
  162. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  163. А.А., Яковенко И. Г. Культура как система: Структурная мифология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизм мышления и ист. культуры феноменологии. М.: Языки русской культуры- Кошелев, 1998.-271с.
  164. В.JI., Ладанов И. Д. Японцы: этнопсихологические очерки. -М.: Наука, 1985.-С. 321−328.
  165. Профессиограмма учителя иностранного языка / Сост. С. Ф. Шатилов, К. И. Соломатов, Е. С. Рабунский. Л., 1985. — 261с.
  166. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во МГЛУ, 1993. — 180с.
  167. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учебное пособие / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Московский психолого-социологический институт, 1999. — 224с.
  168. А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. — М.: Новая школа, 1993. 49с.
  169. Психология производству и воспитанию. — Л., 1977. — 212с.
  170. Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. — М.: «Когито центр», 2001. — 142с.
  171. А.А., Коломинский Я. Л. Социально-педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. -409с.
  172. Л.Л. Управление качеством непрерывного образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. М.- Ставрополь: ИЛЕКСА- Ставропольсервисшкола, 2001. — 320с.
  173. Г. В. Технология обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1976. — № 2. — С. 75.
  174. С.Л. Человек и мир. — М.: «Наука», 1998. 420с.
  175. Е.В. Основы психологии общения менеджера. М., Новосибирск: ИНФРА-М- НГАЗиУ, 1998. — 180с.
  176. М.К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.-384с.
  177. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Белорусская наука, 1998.-465с.
  178. В.В. Драматизация как средство развития коммуникативных способностей будущих педагогов: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.- 171с.
  179. И. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 124−127
  180. JI.E. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе. Дис. канд. пед. наук. Красноярск: КГПУ, 1994. — 176с.
  181. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа- Амскорт интернэшнл, 1991. — 305с.
  182. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: Истоки, 1996. — 237с.
  183. М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 128с.
  184. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  185. Г. Я. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 1997. — Вып.4. — С. 50.
  186. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. 199с.
  187. В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1999. -№ 1.-С. 140−143.
  188. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1973. — № 5. — С. 7280.
  189. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224с.
  190. JI.B. Формирование коммуникативно-дидактической компетенции будущего учителя в педвузе // Иностранные языки в школе. — 1998.-№ 6.-С. 90−92.
  191. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.-190с.
  192. И.Ю., Хохлова Д. А. Управление образовательными системами: Курс лекций: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — 122с.
  193. О.В. Обратная связь в межличностном общении. — М.: Изд-во МГУ, 1992.-109с.
  194. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Ю. Мягкова. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003.-256.
  195. И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. -С.97−112.
  196. И.А. Коммуникативное поведение как активное страноведение // Язык и культура. Воронеж, 1996. — С.15−16.
  197. И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. — Воронеж, ВГТУ, 2000.-С.4−20.
  198. И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц.-М., 1991.-С.9.
  199. И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikative funktionale Sprachbetrachtung. — Halle, 1989. — P. 279−282.
  200. Г. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. — 2002. № 4. — С.20−27.
  201. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. — 185 с.
  202. П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры стран изучаемого языка // Иностранные языки в школе.-2000. -№ 6.-С. 12−18.
  203. В.В. Педагогическое общение и его роль в становлении молодого учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. — JI., 1990. 17с.
  204. И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания. 1993. — № 5. — С.70−81.
  205. П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы // Педагогика. 2003. — № 1. — С.74−81.
  206. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Слово / Slovo, 2000. — 624с.
  207. Г. Д. Реалии-американизмы: Пособие по страноведению. — М.: Высш. шк, 1988.-238с.
  208. В.М. Коммуникативное поведение и типология культур // Культура общения и ее формирование. — Воронеж, 1994. С. 24.
  209. В.М. Культура межнационального общения // Культура общения и ее формирование. Вып.2. Воронеж, 1995. — С.29.
  210. Я.С. Мир образования и его философия //Философия образования: связь науки и практики. 2002. — № 4. — С.54−55.
  211. Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. — Ставрополь, 1993. Раздел 2.- С.75−76.
  212. М.О. Обучение культуре общения на английском языке: Научно-теоретическое пособие. М.: Высш. школа, 1991. — 144с.
  213. Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. — № 6. — С.46−50.
  214. Д.И. Психология развивающейся личности. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -512с.
  215. Философия культуры: Межвуз. сб. научн. ст. / Самарский гос. ун-т. -Самара: Самарский ун-т, 1995. 95с.
  216. Философия культуры: Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. -448с.
  217. Н.И. Речевой этикет и культура речи. М.: Высш. школа, 1989.- 156с.
  218. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе: Книга для руководителя / Н. Н. Вересов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 112с.
  219. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 122с.
  220. В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -288с.
  221. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Часть 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 2-е изд., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. — Вып.1. 193с.
  222. В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. — Екатеринбург, 1994.-240с.
  223. О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. — 1999. № 1. — С.63−68.
  224. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина- Ставроп. гос. пед. ин-т. М.- Ставрополь: СГПИ, 1991.- 179с.
  225. А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М.: Прогресс, 1986. — 206с.
  226. Г. В., Нестерова И. Н. Коммуникативное поведение как предмет обучения в гуманитарной гимназии // Иностранные языки в современной социокультурной ситуации. Воронеж, 1999. — С.56.
  227. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-343с.
  228. . Карьера менеджера / Пер. с англ. Р.И. Столпера- Общ. ред. и предисловие С. Ю. Медведкова. -М.: Прогресс, 1991. 384с.
  229. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1991. — 408p.
  230. Brown G., Malmkjaer K., Williams J. Performance and Competence in Second Language Acquisition.— Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
  231. Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied Linguistics. 1980. № 1/1.
  232. Clyne M. Inter-Cultural Communicative at Work: Cultural Values in Discourse. Cambridge, 1994.
  233. Ellis R. SLA Research and Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1997.
  234. Hammerly H. Synthesis in Second Language Teaching // Second Language Publications, 1982.
  235. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values.— London: Sage Publications, 1980.
  236. London Jack. Martin Eden. Kiev: Dnipro Publishers, 1980. — 367p.
  237. Neuner G. The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning. Strasbourg: Council of Europe, 1994.
  238. Rivers W. M. From Linguistic Competence to Communicative Competence. TESOL Quarterly. Vol.7. No. 1. 1973.
  239. Savignon S. Communicative Competence: an Experiment in Foreign Language Teaching. Language and the Teacher: a Series in Applied Linguistics. -Philadelphia: Center for Curriculum Development, 1972.
  240. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics: Selected Readings / J. B. Pride. J. Holmes (eds.). Harmondsworth, U. K.: Penguin, 1972. — P. 269−293
  241. Информационная страница Российской академии образования http://www.gnpbu.ru/rao/sobranrao.htm
  242. Информационные ресурсы высшей школы России http://www.3.unicor.ac.ru/
Заполнить форму текущей работой