Соотношение международного права, идеологии и политики
России следует активнее проводить в своей внешней политике концепцию «русского мира», внешнеполитическими мерами и международноправовыми средствами закреплять цивилизационные. ценности «русского мира», провозгласить на международном уровне идею «разделенного (по итогам распада СССР) русского народа», а также идею этнической катастрофы русского народа, потерявшего в XX веке вследствие внутренних… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
- 1. 1. Понятие государственного интереса и его роль в формировании норм международного права и внешней политики
- 1. 2. Соотношение внешней политики и идеологии
- 1. 3. Роль идеологии в формировании, применении и толковании норм международного права
- ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ И СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
- 2. 1. Основные принципы международного права и их идеологическое обеспечение
- 2. 2. Идеологические основы принципов международного экономического права
- 2. 3. Система международного права и идеология
- ГЛАВА 3. ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ В ПРИМЕНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
- 3. 1. Проблема прав русскоязычного населения в странах Прибалтики
- 3. 2. Применение силы Грузией против Южной Осетии и России в августе
- 2008 года
- 3. 3. Внешнеполитические подходы США и ЕС к странам постсоветского пространства в контексте международного права
- ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
- 4. 1. Концепция «русского мира» и международное право
- 4. 2. Соотношение международного права, политики и идеологии в отношениях по поставкам газа из России в Европу
- 4. 3. Внешнеполитические и идеологические установки, используемые
- Россией в международно-правовом обеспечении сотрудничества с зарубежными странами
Соотношение международного права, идеологии и политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования: Глобализация как единое и комплексное явление, в том виде, в котором оно проявляется сегодняначала максимально интенсивно развиваться после окончания Второй мировой войны и падения биполярной идеологической системы. Естественно, что большая часть мировых проблем получила иное качественное и количественное содержание. Россия как один из главных и важных участников международных отношений не может стоять В' стороне от многих международных событий и глобальных проблем. Ее участие вносит и должно вносить, существенный вклад в решение тех или иных вопросов.
Последствия существования современного глобального порядка и его процессы в’той или иной степени затрагивают как отдельных индивидов, так и народы, государства, а также цивилизации. Тема настоящего исследования неразрывно, связана с теми процессами, которые непосредственно влияют на всех субъектов международных отношенийдля наиболее эффективного и полного анализа рассматриваемых явлений наряду с&rsquoдругими аспектами были подробно рассмотрены международное право, политика, идеология и в свете их взаимодействия была исследована степень влияния на. функционирование существующего глобального порядка.
Современная международная1 ситуация, являющаяся комплексным явлением и состоящая в первую очередь из экономико-политического и идеологического компонентов, имеет свои особенности, которые могут определять расклад сил на глобальной арене.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующим:
Во-первых, процессы глобализации и интеграции требуют новых форм и методов регулирования общественных процессов, а также их идеологического и политического обеспечения.
Во-вторых, усиливаются прямые и обратные связи международного права, идеологии и политики.
5 ' '. ¦
В-третьих, накапливаются реальные проблемы, межгосударственных отношений, которые не решаются или рассматриваются: неэффективно вследствие, среди прочего, пробелов в международном праве и несовпадения идеологий, внешнеполитических позиций., .
Вчетвертых, все чаще проявляется, нигилистический: подход к международному праву, который1 выражается в прямом пренебрежении нормами: и принципами международного правасо стороны США и стран EG, интерпретации нарушениймеждународного? права1 в качестве его «развития», обеспечении приоритета-своего внутреннего правашад международным:
Степень научной разработанности? темы исследования. Многие аспекты соотношения? международного праваполитикии идеологии-неоднократно становились объектом изучения со стороны ряда исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Это объясняется, прежде всего, комплексностью и актуальностью различных проблем, которые: связаны с существующим глобальным порядком: ' ,.
Серьезный вклад в разработку данной темы внесли российские юристы-международники, такие как: Бирюков П. Н., Богуславский М. М.,.
Вельяминов Г. М., Гаджиев К. С., КолосовЯО’гМ-,. Кузнецов/ВЖ,. Лабин: ДК., Лукашук И. И., Пуртов А. С., Скурко Е. В., Стародубцев Г. С., ТункинТ.И., Тюрина Н. Е., Усенко Е. Т., Ушаков ТГ: А., Фархутдинов И. З., Фельдман Д. И., Шумилов В.М.
Из зарубежных ученых необходимо отметить следующих авторов: Броунвиль Я., Джексон Д., Жюйар П., Карро Д., Кеннан Дж., Моргентау Г., Ониенгейм Л., Розенау Дж., Франк Т. М., Хантинггон С., Шлезингер А., Шмитт К., Шэхгер О. .
Однако следует отметить, что существующие труды в основном касаются анализа отдельно взятых — международно-правового (двустороннего и многостороннего) и внутригосударственного функционирования? в свете соотношения международного права, политики и идеологии. В то же время, в современных условиях интеграции России в международное сообщество, возрастания ее роли и веса на международной арене, становления открытой экономики и формирования новой правовой системы Российской Федерации, особую актуальность приобретает именно комплексный анализ международноправового и внутригосударственного осуществления внешней политики в свете соотношения упомянутых составляющих современного глобального порядка.
Основная цель настоящей диссертации заключается в научном содействии укреплению международного права и повышению его эффективности, с учетом взаимосвязей международного права, идеологии и политики.
Основная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
Определение качественных и количественных характеристик понятия «государственный интерес» в свете функционирования современного • международного порядка, а также основных тенденциймогущих влиять на содержание указанного* термина. Особое внимание уделяется внешней политике и основным идеологическим концепциямкоторые в большинстве случаев, и формируют большую часть, государственных интересов многих государств;
2) Выявление специфических черт в рамках взаимодействия внешней политики и идеологии. Необходимо отметить, что современный глобальный порядок и все возрастающее наднациональное регулирование требуют новых идеологий и новых подходов ю внешней политике, что находит отражение в соответствующих изменениях в международном праве;
3) Объяснение роли, идеологии на процесс создания, формирования и функционирования норм международного права. Одной из характерных черт современного мироустройства стало появление идеологий, которые игнорируют международное право и которые по своей сути оправдывают односторонние действия государств, нигилистических по отношению к самому международному праву;
4) Анализ идеологической составляющей принципов международного права. Практические действия развитых государств свидетельствуют о крупных сдвигах в идеологическом обеспечении международного права, а также стремлении трансформировать всю систему международного права в определенном направлении с тем, чтобы международно-правовыми средствами легитимизировать односторонние выгоды от несправедливого международного порядка;
5) Определение идеологических основ принципов международного экономического права, поскольку представляется целесообразной точка зрения, согласно которой определяющим поведение любых государств фактором была борьба за ресурсы и материальные выгоды. Так, государства на том или ином этапе прибегают к различным способам легализации этого направления и международное экономическое право в настоящее время* является важнейшим-инструментом для практической*реализации указанных' действий;
6) Рассмотрение двойных стандартов в применении международного правав данном аспекте необходимо отметить, что несмотря на установление единых общечеловеческих ценностей, прав и свобод, современное международное право все чаще и чаще становится средством для лоббирования внешнеполитических и идеологических интересов развитых государств, что неизбежно будет приводить к применению двойных стандартов во взаимоотношениях между государствами. Одним из наиболее ярких примеров подобных нарушений — это проблема дискриминации прав русскоязычного населения в странах Прибалтики;
7) Анализ иных методов имплементации политики двойных стандартов и укрепления современного международного порядка. Так, одним из способов является разжигание латентных конфликтов на территории России и стран СНГ. Здесь необходимо выделить войну в Южной Осетии в августе 2008 г.;
8) Выявление общих и специфических внешнеполитических подходов США и стран ЕС к странам постсоветского пространства в рамках современного международного права. Противоречат существующим международно-правовым актам концепции, которым в настоящее время активно ищут обоснование исследователи развитых стран: вразрез с международным правом могут использоваться и используются концепции «гуманитарных интервенций», «цветных революций», борьбы с мировым терроризмом и т. д.;
9) Особое внимание также уделяется и проблемам международноправового обеспечения внешней политики России. Так одним из важнейших направлений усиления позиции Россиидолжно стать, налаживание двусторонних взаимовыгодных отношений с так называемым «русским миром» — русскими диаспорами и эмигрантамив большом количестве рассеянным по различным странам, преимущественно — в развитых странах/странах Запада;
10) Одной из задачстало также изучение взаимодействия международного права, политики и идеологии в свете конфликтов, возникших напочве поставок газа из России в Европу. Указанная ситуация* явилась комплексным явлением, сочетавшим в. себе очень многие аспекты, которые уже упоминались выше: внешнеполитические концепции применения экономической силы, политическая доктрина*двойных стандартов и т. п.;
11) наконец, анализ^ основных идеологических установок, которые применяются Россией на современном этапе в рамках сотрудничества с зарубежными странами. В самом общем виде это можно сформулировать следующим образом: обеспечение равноправных партнерских и взаимовыгодных отношений с любыми государствами на основе приоритета международного праваособое внимание российская сторона уделяет сохранению роли* ООН. как международной организации с уникальной правовой природой.
Объектом исследования является выявление основных проблем в результате взаимодействия международного права, политики и идеологии в рамках современного международного правопорядка.
Предмет исследованиясоставляют международно-правовые и внутригосударственные акты, доктрины, политические документы и идеологические концепции.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. Теоретическую и. методологическую основу исследования: составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам соотношения политики, идеологии и международного праваа также особенностям современного глобального порядка, опубликованные в монографических изданиях, учебниках, ведущих экономических: и: научно-популярных зарубежных иг отечественных журналаха также информационные ресурсы электронной сети Интернет. '.
Указанную основу диссертациисоставили методыправовогологического, социологического, исторического и системного анализаприменяемые в теории международного права. В работе широко использован сравнительный метод, научного исследования, международных и отечественных документов и разработок по теме диссертации.
В исследовании использовались" принципы и методы предметнологического и структурно-функционального анализаэкспертных оценокстатистическая обработка исходных материалов и результатовБазой фактических данных послужили официальные статистические: и: иные отечественные и: зарубежные документы, в том: числе специализированных учреждений ООН, материалы конференций.
В своих исследованиях автор также опирается на общетеоретические труды: Бердяева Н. А., Гуго Гроция, Давида Р., Еллинска Г., Ильина И. А., на фундаментальный курс по международному праву Мартенса Ф-Ф., а также Шварценбергера Дж.
Рассматриваемые в работе аспекты являются крайне объемными и затрагивают как международные, так и внутригосударственные отношения, автором были подробно проанализированы положения соответствующих актов международного права, внутригосударственного законодательства, особенно.
10. российского. Были приняты во внимание документы и резолюции ООН (особенно Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности), Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, региональныхинтеграционных объединений (СНГ, ЕС) — также были учтены некоторые национальные законы зарубежных государств. Все они в совокупности составили эмпирическую базу исследования.
Научная новизна исследования заключается • в выявлении закономерностей взаимного воздействия друг на друга международного праваполитики и идеологии в рамках существующего глобального порядка.
Научная? новизна диссертации отражена в теоретических положениях и практических предложениях, выносимых на защиту:
1. Движущим: мотивом развития международного права являются государственные интересы. Идеология1 при этом задает вектор развития и объясняет его необходимость, политика, выбирает средства и методы достижения поставленных целеймеждународное право юридически закрепляет праваи- обязанности, легализующие государственные интересы.
Международное право предстает — как: выражение, и воплощение государственных интересов" - на двустороннеммногостороннем или универсальном уровне: Лишь в определенной частив международное право выражает наднациональные: интересы международного сообщества государств? в целом.
2. Если в XX веке в основу мироустройства и глобального правопорядка было положено противостояние ш сосуществование двух идеологий (коммунистической и капиталистической), связанных с классовым, формационным подходомто в XXI веке: на первыйпланвыходит противостояние и сосуществование нескольких претендующих на. глобальный характер идеологий, основанных на цивилизационном подходе и ценностях, характерных для отдельных групп государств.
Международное право XXI века призвано закрепить полицентричное мироустройство и правопорядок, основанный на идеологическом противостоянии и сосуществовании нескольких групп государств, объединенных в самостоятельные цивилизационные центры.
3. В настоящее время международное право переживает период не простого развития, а трансформации, перехода в новое качество. Для этого периода характерны две политическиетенденции. Одна тенденция представлена внешней политикой государств западного цивилизационного типа (европейских государств и США) — суть этой политики. — управляемая глобализация, в интересах Запада, в целях обеспечения контроля за мировым развитием и международной системой, источниками сырья и идеологическим единообразием на основе культурологических ценностей Запада. Вторая тенденция* реализуется почти стихийно и объективносуть ее в проведении отдельными группами государств внешней политики, направленной на регионализацию, региональную интеграцию с целью приближения к более справедливому распределению* выгод, прав и обязательств в сложившемся правопорядке.
4. В современный^ период для внешней политики США как лидера государств западного цивилизационного типа' характерны: пренебрежение основополагающими ‘ принципами международного правапринятие односторонних или узкогрупповых мер силового характерастремление к сохранению и закреплению господства в основных подсистемах международной системы. Идеологическое мессианство, приоритет национальной безопасности США над всеми прочими проблемами — всё это превращает действующее международное право (в общей его части) в фикцию. Истоки современного международно-правового нигилизма коренятся прежде всего во внешней политике США.
5. Отрицание общего международного права, взлом международного правопорядка в целях сохранения и закрепления односторонних выгод в пользу США в частности и государств западного цивилизационного типа в целом осуществляется большим набором внешнеполитических средств, методов и мер, а именно: злоупотреблением принципом уважения прав человека в ущерб другим принципампрактикой применения силы под предлогом гуманитарных целейодносторонним толкованием норм и принципов международного права и их прямым нарушениемзаполнением пробелов в общем международном праве групповыми нормамистремлением в опережающем порядке инициировать международно-правовое регулирование ряда вопросов и проблем в групповых интересахдвойными стандартами и критериями в оценке конкретных ситуаций. •.
6. С одной стороны, политика двойных стандартов основана на выборочном применении международного ¦ права. С другой стороны, международное право само превратилось в, инструмент и средство политики двойных стандартов. Международно-правовое признание Косово, поощрение Грузии в применении военной силы против народов Абхазии и Южной Осетии, содействие вооружению Грузии, демонстративное игнорирование дискриминационной политики в отношении русскоязычного населения в Прибалтийских государствахмолчаливое поощрение возрождения неонацизма в Эстонии и Латвии, намеренные искажения истории XX века и Второй мировой войны — всё это наиболее очевидные за последние годы и одиозные примеры политики двойных стандартов со стороны западных государств.
7. Россия прямо и косвенно, в теории и на практике, на глобальном уровне и в конкретных ситуациях признавала и признает приоритет и примат' международного права, его основополагающих принципов. По этой причине российская дипломатия и внешняя политика иногда тактически проигрывает западной дипломатии и внешней политике, ориентированной на вторичность международного права, его подчиненность политическим целям.
России следует усилить борьбу за укрепление международного права и международного правопорядка в многополярном мире на основе принципа справедливости. Рекомендуется инициировать в ООН принятие резолюции ГА ООН об основополагающей роли международного права в XXI веке, неукоснительном соблюдении его норм и принципов, имея в виду, что любое изменение, дополнение или толкование в целях развития основополагающих принципов международного права должно осуществляться по согласованию между главными цивилизационными центрами современного сообщества государств.
8. России следует активнее проводить в своей внешней политике концепцию «русского мира», внешнеполитическими мерами и международноправовыми средствами закреплять цивилизационные. ценности «русского мира», провозгласить на международном уровне идею «разделенного (по итогам распада СССР) русского народа», а также идею этнической катастрофы русского народа, потерявшего в XX веке вследствие внутренних и внешних причин десятки миллионов своих представителей. Эти идеи и концепции позволят ослабить русофобские и антироссийские настроения во внешней политике и идеологии ряда зарубежных государстваргументировано отклонить безосновательное навязывание западными пропагандистскими и общественными силами некоей ответственности России за определенные исторические событияпотребовать от внешних сил определенных подвижек во внешнеполитической и международно-правовой позиции.
Практическая и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы:
—в учебном процессе в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в области международного права и его отраслейпри разработке международных документов, регулирующих затрагиваемые в исследовании вопросы (международного сотрудничества, экономического и гуманитарного взаимодействия и т. д.), а также для совершенствования российской внутригосударственной правовой базы и международного права в целомпри дальнейшем исследовании проблем соотношения международного права, политики И&rsquoидеологии в рамках функционирования и дальнейшего развития первого аспекта.
Реализация и апробация работы. Автор принимал участие в работе научно-практических конференций Всероссийской Академии Внешней.
Торговли по вопросам современного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.
Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в научных статьях.
Структура и объем работы соответствует поставленным целям исследования и состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итоги проделанной работы, а также ее теоретических и практических положений, которые могут быть применены в учебном процессе, а также работе государственных и иных организаций, необходимо отметить следующее.
Настоящая диссертационная работа является постановкой и анализом существующих актуальных международных проблем с выделением основных направлений совершенствования российских внутригосударственных и международных действий.
Новизна и актуальность исследования заключается в том, что в работе систематизируются основные и наиболее актуальные вопросы и последствия существования современного глобального! порядка* на международном и внутригосударственном уровнях через взаимодействие международного права, политики, и идеологии. В исследовании анализируются основные положительные и негативные черты соотношения указанных элементов в рамках существующего глобального* порядка и обосновывается объективная необходимость его реформирования.
Научная новизна данного труда состоит в том, что исследование соотношения международного права, политики и идеологии в первую очередь, рассматривается в контексте национальных интересов1 России. Поэтому, по результатам* проведенного исследования анализируются последствия существующего глобального порядка в свете понятий «глобализация» и «глобализм», в результате чего разрабатываются и предлагаются основные направления, в рамках которых должны быть усовершенствованы и усилены позиции России на международной арене.
В исследовании было рассмотрено большое количество вопросов, имеющих непосредственное отношение к поставленной в названии.
274 Иванников И. А. Перспективы развития российского государства в современном мире // Юридический мир. 2007. № 2. исследования задачи, а именно определения соотношения трех явлений объективной реальности, регулирующих как международные, так и национальные отношения. Особое внимание уделяется также и дополнительному аспекту в лице международной экономики и экономических отношений, однако автор обосновывает свою позицию тесной взаимосвязью политики и экономики. •.
В работе указывается, что Россия, как полноправный участник международных отношений, не может оставаться в сторонеона должна принимать самое деятельное участие в современных глобальных процессах и положительно влиять на стабилизацию общемировой ситуации, что становится особенно актуальным в свете соблюдения^ норм международного права и позиции России по усилению роли ООН как универсальной международной организации, являющейся гарантом международного мира’и безопасности.
В результате исследования автор-пришел к следующим выводам:
1) В рамках определения соотношения^ между международным правом, политикой и идеологией важную роль играет анализ государственного интереса в международном порядке и его места в современных международных отношенияхэто представляетсякрайне важным, особенно в" свете экономической глобализации, что не может не учитываться Россией в процессе ее дальнейшей интеграциив систему мирохозяйственных связей. Одним из существенных государственных интересов Российской Федерации является ее конструктивное сотрудничество с другими государствами на основе равноправия и соблюдения международного права и недопущение дальнейшего развития нынешней глобальной ситуации, в результате которой субъекты международного права (преимущественно государства), в борьбе за глобальные финансовые потоки уступают часть своих суверенных полномочий, что в итоге приводит к выполнению международным правом роли некой статики, юридически закрепляющей и оформляющей указанные процессы (в основном негативные), в том числе и те, которые по своей природе могут вступать в противоречие с самим международным правом и его общепризнанными принципами. Иными словами, имеет место легализация национальногосударственных интересов только экономически и политически сильных государств, что находит свое выражение в их внешней политике и фиксирование в международном праве.
Государственно-национальные интересы в аспекте глобальной политики и степень их влияния на процесс создания, применения и толкования норм международного права немаловажны. Поэтому это должно учитываться* российским руководством при принятии соответствующих действий.
Особое внимание должно быть также уделено реформированию современного глобального порядка, когда все большее распространение получает доктрина* «функционального суверенитета» (и, как следствие, государственного иммунитета и юрисдикции), что позволяет наднациональному регулированию проникать во все большее количество государственных сфер, бывших до этого исключительной* компетенцией государств. Это актуально в свете участия в международных организациях экономического характера, имеющих в своем распоряжении мощнейшие рычаги воздействия на национальные интересы государствв первую очередь экономические.
2) При анализе существующейглобальной ситуации представляется важным определять роль идеологии в формировании и применении* норм международного права, что позволяет сделать вывод о том, что международное право в рамках обеспечения претворения в жизнь идеологии глобализма (или односторонней глобализации) выступает всего лишь средством, создающим максимально эффективную среду для лоббирования интересов’экономически и политически развитых странв этом-случае современное международное право имеет второстепенный и обслуживающий характер.
Другой стороной затронутого аспекта является также анализ и выявление особенностей взаимодействия внешней политики и идеологии. Данный вопрос является весьма комплексным и в силу тесной взаимосвязи указанных явлений не представляется возможным определить приоритет одного явления над другим. Вместе с тем автор считает, что идеология служит неким программным и теоретическим обоснованием, а внешняя политика является непосредственной имплементацией тех идеологических положений, которые существуют в настоящее время. Соответственно международное право в указанном случае будет служить средством регулирования подобных отношений, юридически закрепляя и формализуя их.
3) Целесообразно уделять внимание идеологической составляющей общепризнанных принципов международного права, а также принципов международного экономического права, поскольку автор поддерживает точку зрения, котораяприводится в учебнике по международному экономическом праву Карро Д. и Жюйара П. Согласно ей, именно международная торговля породила международное право, и, как следствие, его систему и общепризнанные принципы. Автор рассматривает данный вопрос даже шире и считает, что в силу исторического развития человечества борьба за ресурсы всегда выступала определяющим аспектом при регулировании отношений, как внутригосударственных, так, и международных. '.
Соответствующим образом^ международное право является прямым следствием согласования воль государств, и иных субъектовпоскольку экономика и сопутствующие ей отношения* неизбежно затрагивают различные отрасли, подпадающие под регулирование международного права. Следовательно, исходя из этой позиции, международное экономическое право и его принципы, равно как и их идеологическое обоснование, должны рассматриваться как имеющие примат над отношениями, акторов на глобальной арене.
Более того, приводятся правовые и практические подтверждения* тех теоретических выводов и последствий, которые были освещены. В частности, приводятся примеры НАТО в военно-гуманитарной сфере, а также ВТО, МВФ и других организаций в международной экономической области. Указанная ситуация должна быть учтена при принятии российским руководством при кратко-, среднеи долгосрочном планировании стратегии Российской.
Федерации, особенно принимая во внимание обеспокоенность России расширением НАТО, а также грядущим вступлением в ВТО и дальнейшим открытии экономики России в соответствии с требованиями Организации.
4) В целях комплексного анализа соотношения международного права, политики и идеологии было принято таюке во внимание все большее распространение практики политики двойных стандартов. Важность ее изучения обусловлена тем, что в этот процесс активно вовлекается международное право и его основополагающие принципы. Возникает ситуация манипулирования международным правом и его отраслями^ целью насаждения универсальных ценностейтакже другой чертой является экономикополитическая экспансия, которая впоследствии* оформляется в новые нормы международно-правового регулирования. В частности, проведен анализ деятельности НАТО и вывод, к которому можно прийти, сводится к тому, что дальнейшее продвижение упомянутой организации и принятие соответствующей концепции 1999 г. противоречит ряду статей Устава ООН о взаимоотношениях между ООН и региональными организациями. Это непосредственно связано с дискуссией о снижении* роли ООНг и позицией России по ее возрождению.
В рамках политики двойных стандартов были таюке рассмотрены с точки зрения международного права и ситуации, которые сложились в отношении русскоязычного населения в странах Прибалтики и Южноосетинского конфликта в августе 2008 г.
Вывод, к которому можно прийти, заключается в том, что объективно намечаются тенденции отхода от современного глобального порядка, а также имеет место осознание основными участниками международных отношений необходимости его перестройки. В первую очередь, подобные заявления делаются Россией и Европейским Союзом. Опыт рассмотренных ситуаций должен быть учтен при разработке новых международных документов, особенно со стороны России, которая, как показала история (наиболее яркий пример — активное участие в мирных конференциях конца XIX века и принятие.
• 150 основополагающих конвенций в области международного гуманитарного права), всегда поддерживала идею создания справедливого правопорядка, который основывался бы на сотрудничестве, равноправии и соблюдении единых для всех международных норм и правил.
5) В свете упомянутых аспектов заслуживают внимания и внешнеполитические подходы основных стран в свете международного права, усилиями которых был создан современный глобальный порядок. Получила широкое распространение в последнее время концепция гуманитарной интервенции (и ее весьма широкое толкование), которая* была разработана и выдвинута англосаксонской школой международного права: В результате имеет место существенное нарушение норм и принципов международного права. Более того, особый интерес для развитых стран представляют страны бывшего социалистического лагеряи СНГ, в частности в целях осуществления своей глобальной экономической, политической и военно-стратегическойэкспансии.
Данное положение должно учитываться для усиления роли СНГ, а также иных региональных интеграционных объединений, в которых далеко не самую последнюю роль играет Россия. Следовательно, открываются новые перспективы, совершенствованиявнешнеполитической' и правовой базы Российской Федерации, а также возможность уточнения если не идеологии (хотя официально она отсутствует, как было отмечено в исследовании), то хотя бы идеи подобного взаимодействия.
6) Особым направлением в российской внешней политике должно стать налаживание более тесного контакта с так называемым- «русским миром». Безусловно, он выделяетсяв качестве одного из направлений в Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. № Пр-1440, однако необходима дальнейшая проработка и более детальная регламентация данного направления. Особое внимание должно быть уделено информационной составляющей.
7) В рамках определения проблем как внутригосударственного, так и международного обеспечения внешней политики России особую значимость играет выработка таких направлений, равно как и способов и методов, а также средств ее осуществления, которые позволили бы эффективно отстаивать международную позицию Российской Федерации на основе, как уже упоминалось, сотрудничества, равенства и соблюдения норм международного права.
Вывод, который можно сделать, заключается в том, что российская внешняя политика и ее влияние на международное право сводятся к воздействию на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, который основывается на* коллективных началах в, решении международных проблема и, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН и иных основополагающих документах, а также на равноправныхи партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью.
Эти аспекты являются актуальнымии- могут быть учтены в работе государственных структур, особенно тех, которые непосредственно связаны с международнымипроцессами.
Поэтому основные практические* заключения, выводы и предложения настоящего исследования могут учитываться при разработке международных документов, регулирующих затрагиваемые в диссертации вопросы (международного сотрудничества, экономического и гуманитарного взаимодействия и т. д.), а также для совершенствования российского внутригосударственногопри дальнейшем исследовании проблем соотношения политики, идеологии и международного права в рамках функционирования глобальной системы и взаимодействия ее субъектов.
Личный вклад автора в указанном-исследовании, а также публикациях по его тематике заключается в выборе, обобщении и анализе полученных-данных, которые могут быть использованы по различным направлениям.
Список литературы
- Нормативные акты1. Законы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 марта 1999 года).
- Федеральный закон от 26 мая 2003 года № 56-ФЗ БМД № 7 за 2003 г.
- Указы президента Российской Федерации
- Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. 12.07.2008 № Пр-1440) // СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Российская" газета. № 88 19.05.2009- Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. № 20. ст. 2444-
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 года № 796 «О создании фонда „Русский мир“.1. Международные документы
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 24 октября 1970 г.
- Декларация тысячелетия. Организации Объединенных наций, 8 сентября 2000'г., утвержденная Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН.
- Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы // Секретариат Энергетической хартии. Брюссель. 2004.
- Доклад ООН „О развитии человека за 1999 год“. Нью-Йорк, Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс, 1999.
- Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 г.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г.
- Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на двадцать пятой сессии. 15 сентября 17 декабря 1970 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Двадцать пятая сессия.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 1971.
- Резолюция 36/103 XXXVI сессии ГА ООН.
- Резолюция ГА ООН от 9 декабря 1970 г. 2675 (XXV) „Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов“.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/60/47 от 16 декабря 2005 г.
- Резолюция Совета Безопасности 1234 (1999) от 15 сентября 1999 г.
- Резолюция Совета Безопасности 1271 (1999) от 25 октября 1999 г.
- Стратегическая концепция Североатлантического союза- Вашингтон. 23−24 апреля 1999 г.
- Устав Международного Валютного Фонда.
- Устав Организации Объединенных Наций.
- Хартия региональных языков и языков меньшинств 1992 г.
- Энергетическая Хартия (подписана в Гааге 16−17 декабря 1991 года).
- Монографии, учебники и учебные пособия
- Х.Бекящев.К.А: Международное публичное право: Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. М. Проспект. 1998. .
- Бердяев Н. А. Судьба России. М. 1990.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. М. 1990.
- Богуславский М. М. Международное экономическое право. М. Международные отношения. 1986-
- Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. Вельяминов Г. М. Волтере Клувер. 2004−41 .ГаджиевКС. Геополитика. М. 1998.
- Гуго Гроций. О праве войны и мира. М. 1956.
- Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
- Дмитриева Г. К. Мораль и международное право. М. 1991.
- И.А. Ильин. Зависть как источник бедствий. 1 июля 1952 г. Антология мысли. Почему мы верим в Россию. М. Эксмо. 2006.
- Кант И. К вечному миру. М. 1989.
- Карро Д., Жюйар 77. Международное экономическое право. М., 2002. АЪ. Карташкин В. А., Лукашева Е. А. Международные акты о правахчеловека. Сборник документов. М.: НОРМА. 2002.
- Киссинджер Г. Дипломатия. М. Ладомир. 1997.
- Конфликты в Южной Осетии и Абхазии. Документы 1989−2006 гг.
- Коркунов Н. Сравнительный очерк государственного права иностранных-государств и его элементы. С.-Петербург. 1890. о
- Кофи Аннан. Проблема вмешательства. Нью-Йорк, 1999.
- Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М.2009.
- Ледях КА. Принципы и нормы международного гуманитарного права- консолидирующая основа защиты прав человека в вооруженных конфликтах // Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е. А. Лукашевой. М. 2005.
- Леншин С.И. Международное гуманитарное право. М.: ВУ. 2004.
- Лукъящев Г. Е. Международный контроль в области прав человека. М. Издательство Российского университета дружбы народов. 2005.
- Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб. 1905. Т. 2.61 .Медоуз Д., Рандерс Й. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига.2008.
- Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное / Отв. ред. А. П. Мовчан, Е. П. Каменецкая. М. 1992.
- Международное право / Подред. Г. И. Тункина. М. 1982.
- Международное право / Под ред. Е. Т. Усенко. ИГП РАН. М.: Юрист, 2005.
- Международное право в документах. М. 1982.
- Международное право. Учебник // Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М. 1996.
- Международное право: Учебник // Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. Междунар. отношения. 2000.
- Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). М.: Омега-Л, 2006.
- Мурадов Г. Л., Полоскова Т. В. Международный опыт защитысоотечественников за рубежом. М. Классике Стиль. 2003.
- Н.А. Ушаков. Суверенитет в современном международном праве. ИМО. 1963.71 .Оппенгейм Л. Международное право. М. 1949.
- Саидов А. Х Общепризнанные права человека. М.: М3 ПРЕСС.
- Стародубцев Г. С. История становления международногогуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах.
- Международное гуманитарное право: учебник. Под ред. А. Я. Капустина. М.:
- Высшее образование, Юрайт-Издат. 2009.
- Тункин Г. И. Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М. 1987.1Ъ.Тункин Г. И Право и сила в международной системе. М. 1983.
- ТункинГ.И. Теория международного права. М. 1970.
- Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. Казань, 1991.
- Тюрина Н.Е. Публичный интерес в праве международной торговли. Казань, 2003.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. АСТ. 2003.
- Шлезингер А. Циклы американской истории. М. 1992.
- Шумилов В.М. Международное право. М. 2010.
- Шумилов В.М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения, 2005.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Междунар. отношения. 2003.
- Шумилов* В. М. Международное экономическое право: Учебник. Ростов-на-Дону. 2003.
- Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебнометодич. пособие. Кн. 2. М. 2002. .
- Материалы научных исследований
- Баязитова Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена: автореф. дис.. канд. ист. наук: спец. 07.00.03 „Всеобщая .история (сред, века)“ / Г. И. Баязитова- науч. рук. С. В. Кондратьев- Тюмен. гос. ун-т. Тюмень. 2006.
- Фонд национальной энергетической безопасности. „Газпром“: какое будущее ждет концерн при „новом“ Путине и Медведеве? ч. З.З.: Газовые войны с Украиной. М. 2008.
- Фонд национальной энергетической безопасности. „Украинский фронт“ и проблема поставок газа в Европу. Глава 4: Между Россией и Европой.
- Российско-европейский тупик через призму Украины. М. Февраль 2010 г.
- Фонд национальной, энергетической безопасности. Законодательные рамки работы нефтегазового комплекса. М. 2008.
- Фонд национальной энергетической безопасности. Энергетическая война за юг и центр Европы, Каспий и центральную Азию. ч. 2.3.: Основные риски* по транзиту российского природного газа по территории Украины и Белоруссии. М. Июнь 2008 г.
- Публикации в периодических изданиях
- Бернхардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы //Государство и право. М. 1999. № 7.
- Гаджиев К.С. От биполярной к новой конфигурации геополитических сил // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 7.
- Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств-участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002.
- Гудков И.В., Лахно П. Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно-правовые аспекты // Энергетическое право. 2010. № 1.159 '
- Джатиев B.C., Котяш Р.Н. II Гаагский трибунал: органмеждународного правосудия или судилище? Юридический мир. 2006. № 7).
- Дорожкин Ю.Н., Шкелъ С. Н., Зорин А. Ф. Современная русская националистическая идеология: конкуренция правовых и культурных форм коллективной идентичности // Право и политика». 2007. № 1.
- Залиняк А.М. Международный правопорядок в XXI веке и правопреемство государств // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век». М. 2004.
- Зарубежное военное обозрение. № 11. 1990. С. 3−9.
- Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета.2006. 22 августа.
- Зорькин В.Д. Верховенство права и развития цивилизации в современном глобальном мире // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 3.
- Иванников И.А. Перспективы развития российского государства в современном мире // Юридический мир. 2007. № 2.
- Коммерсант. 2005. 29 декабря.
- Конопляник А. Аи Международные организации в области энергетики как механизм решения правовых проблем производственных компаний // Нефтегаз, энергетика и законодательство. 2002−2003.
- Крохина Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия. // Финансовое право. № 2. 2003.
- Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? // Международная жизнь. 2004. № 7−8.
- Левакин И.В., Юртаева Е. А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // Гражданин и право.2007.
- Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал рос. права. 2002.
- Лукашук И.И. Мировой порядок XXI века // Международное публичное и частное право. 2002. № 1.
- Лукашук И.И. Ответственность одного субъекта международного права в связи с деянием другого,// International Lawyer Юрист-международник. 2003. № 1.
- Лукашук И.И. Право международной ответственности // Международное публичное и частное право. 2002. № 2.
- Независимая газета. 07.02.92- 23.0993.
- Международно-правового факультета ВАВТ (Москва, апрель 2009! г.) / ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. М.: ВАВТ, 2010. С. 100−106.
- Пуртов А.С. Принцип взаимной выгоды в международных экономических отношениях // Российский внешнеэкономический вестник Июль 2008 г.
- Российская газета. 1995: 4 мая.
- Стародубцев Г. С. Поступательное развитие международного права и Гаагская конференция 1899 г. // Право и политика. № 5. 2000.
- Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации //Журнал международного права. 1994. № 4.
- Хлестов О.Н. Международное право и Россия // Московский журнал международного права. 1994. № 4.
- Шибаева Е.А. К вопросу о наднациональности межправительственных организаций универсального характера // Московский журнал международного права. 1992. № 4.
- Шишов А.Л. Лабиринты республиканской внешней политики в XXI веке: неоконсерватизм или геа1ро1Шк. Административное и муниципальное право. 2008. № 7.
- Шумилов В.М. Глобализация мировой- экономики и глобальная правовая система// Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 8.
- Шумилов В. М! Категория «Государственный* интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // Право и политика. 2000. № 3.
- Публикации автора по теме исследования
- Калинин Э.А. О двойных стандартах в политике развитых стран и международное право: конфликт в ЮжнойОсетии в августе 2008 г. // Молодой ученый. № Ы (22) / 2010. Т. II. С. 30−37.
- Калинин Э.А. О соотношении внешней политики, и идеологии: основные аспекты и влияние на международное право // Евразийский юридический журнал. № 11 (30) 2010. С. 29−36.
- Калинин Э.А. О соотношении идеологии и международного права //
- Проблемы правового регулирования международных экономических отношений на современном этапе: Материалы научно-практической'конференции Международно-правового факультета ВАВТ (Москва, апрель 2010 г.) / ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли
- Минэкономразвития России. М.: ВАВТ, 2011. С. 51−59.
- Калинин Э.А. Внешнеполитические подходы США и ЕС к странам постсоветского пространства в контексте международного права // Право и политика. № 7 (139). 2011 г. С. 1122−1132.
- Калинин Э.А. К вопросу об идеологических основах принципов международного экономического права и Россия как полноправный участник международных отношений // Право и политика. № 8 (140). 2011 г. С. 13 231 334.
- Калинин Э.А. Понятие государственного интереса и его роль в формировании внешней политики и норм международного права // Право: теория и практика. № 10−12 (135−137) октябрь-декабрь. 2010 г. С. 4−13.
- Источники на иностранных языках
- A Secure Europe in a Better World. European Security Strategy.
- А/ 59 / 565. 1 December 2004. Report «А more secure world: our shared responsibility».
- Buys C. United States Economic Sanctions // Boston University International Law Journal. 1999. № 2.
- Carl Schmitt et. al. Die Tyrannei der Werte. Lutherisches Verlagshaus.1. Namburh. 1979. '138. CE Doc. ResCNM (2002)8.
- Daniel Patrick Moynihan. On the Law- of Nations 7(1990).
- Farer T. Inquiry into the Legitimacy of Humanitarian Intervention // Law and Force in the New International Order. Boulder, 1991.
- Friedman T.L. Understanding Globalization. The Lexus and the Olive Tree. N.Y. 2000.
- Gaddis Smith, The Last Years of the Monroe Doctrine 1945 1993, 27 (1994).
- Georges Scelle. Le Phenomene Juridique du Dedoublement Fonctionnel, in Rechtfragen Der Internationale Organisation 324 (1956).163 *
- Hans-Hoahim Heintze. On the relationship between human rights protection and international humanitarian law // JCRC. December 2004. Vol. 86. № 856. P. 798).
- Hufbauer G., Schott J., Elliott K. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy. Wash. 1990.
- Humanitarian Intervention and the United Nations. Charlottesville, 1973.
- Ian Brownlie, International Law and the Use of Force by States 272−78 (1963).
- In re Piracy Jure Gentium, 1934 App. Cas. 586, 594 (P.C.) (U.K.), reprinted’in 3 Brit. Int’l L. Cases 836, 839 (1965).150." International Religious Freedom Act of 1998. See 22 U.S.C. 6401 et. seq. (2000) (enacted Oct. 27, 1998).
- Jackson J. Global Economics and International Economic Law // Journal of International EconomicLaw. №. 1. March 1998.
- James Crawford, The International Law Commission’s Articles on State Responsibility: Introduction, Text and Commentaries (2002).
- Jan Tinbergen. RIO: Reshaping the International Order: A^Report to the Club of Rome (1976). ISBN 0−525−4 340−3.
- Kamto M. Mondialization et droit // Rev. Hellenique de droit international. Athenes, 2000. A. 53. № 2.
- La mondialization: Triomphe et perils: Une projection de l’economie mondiale a l’horizon 2005 // Rev. de l’OFCE. P. 1998. № 65.
- Legal Consequences for States of the Continued Presence of South Africa in Namibia (South West Africa) Notwithstanding Security Council Resolution 276 (1970), Advisory Opinion, 1971ICJ REP. 16, 28−31 (June 21).
- Lori Darmosh. The Inevitability of selective response? Principles- to guide urgent international action // Kosovo and the Challenge of Humanitarian Intervention.
- MalanczukP. International Law. TheHague. 1996.161., McCain J. An Enduring Peace Built on Freedom // Foreign Affairs.2007. Vol. 86. № 6. November/December- High Security and Opportunity for the Twenty-first Century .
- McDougal' M, Feliciano F. Law and Minimum World Public Order: the1. gal Regulation of International Coercion- 1961- -
- Mesarovic M., Pesiel E. Mankind at the Turning Point. The Second?
- Report to the Club of Rome. New-York. E.P. Dutton and Co. Inc. 1974. -
- Military and Paramilitary Activities in and Against Nicaragua (Nicar. v. U.S.), 1986 I.C.J. 4, 100.
- Moreau Defarges Ph. Relations internationales. 2. Question mondiales. Paris. 1992.
- Moreau Defarges Ph. Les relations- internationales dans le monde d’aujourd’hui. Entre globalisation et fragmentation. Paris, 1991.
- Morgentau Hi Politics among? Nations- The struggle for power ands peace. N.Y., 1949^P: 440- Contemporary Theory inTnterhational Relations. Prentice Hall, 1969.168- Note, Contemporary Practice of the United States, 95 Am. J. Int’l L. 132 (2001).
- Qureshi A.H. International Economic Law. London. 1999.
- Ramesh Thakur and- Albrecht Schnabel. Unbridled huumanitarianism: Between justice, power and: authority // Kosovo and- the challenge of Humanitarian Intervention. New York, 2000.
- Resolutions and: Decisions adopted by. the General Assembly during its fifty-third session- Vol. I. N.Y., 1999.
- Rosenau J. National Interest/ International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y. 1968. Vol. XI.
- Rosmary Abi-Saab. Human Rights and Humanitarian Law in Internal
- Conflicts // Human Rights and Humanitarian Law. Kluwer. 1997.
- S/RES/665 (1990). 25 August 1990.
- Schachter O. General Course in Public International Law. 1982.
- Seymour Martin Lipset. American Exceptionalism: A Double-Edged Sword 18 (1996).
- Solarz S., O' Hanlon M. Humanitrian Intervention: when is force Justified? // The Wadhington Quarterly. Vol. 20. 1997. № 4.
- The International Law Association: Report of the Fifty fourth1. Conference. L., 1974. .
- The Kyoto Protocol to the U.N. Framework Convention on Climate Change (UNFCCC), May 9, 1992, S. Treaty Doc. No. 102−38'(1992), 1771 U.N.T.S.108, reprinted in 311.L.M. 849 (1992).
- The National security strategy of the United States of America. The White House. Washington. September. 2002.
- The National security strategy of the United States of America. The White House. Washington. March. 2006.
- The President’s News Conference with President Vladimir V. Putin of Russia in Moscow, 38 Weekly Comp. Pres. Doc. 887, 889 (May 24- 2002).
- The Record of American Diplomacy 454−57 (Ruhl Bartlett ed., 4th ed.1964).
- The Responsibility to protect, December 2001. Ottawa, P. XII-XIII.
- They Knew They Were Right: The Rise of the Neocons. Jacob
- Heilbrunn. Doubleday. N.Y. 2008. .
- Tuveson E.L. Redeemer Nation. The Idea of America’s Millenial Role. Chicago. 1980.
- Yearbook of the ILC, 1964. Vol. 1. N.Y., 1965.
- Александр Грушко: в Прибалтике ущемляют права русскоязычного населения // http://pda.rian.ru/world/relations/20 071 226/94210513.html (от 26 декабря 2007 г.).
- Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской
- Федерации в 2007 году. Обзор МИД России. Москва, март 2008 г. Текст обзора доступен по следующей ссылке: http://www.mid.ni/brp4.nsf/0/9B6D03B7DC298E37C325741000339BEC.
- Вызов национальному суверенитету. http://ecgb.ru/vyzov-nacionalnomu-suverenitetu.html.
- Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественномоткрытии III Ассамблеи Русского, мира: http://www.patriarchia.ru/db/text/928 446.html. '
- Дельгадо X Угроза «газовой ОПЕК» // Е1 Мш^о-1чГиеуа Есопогта.10 января 2006 г. http://www.inosmi.ru/stories/06/01/05/3473/224 745.html.
- Елена Жемкова. О двойных стандартах в международной политике. http://www.owl.ni/win/womplus/l 999/тетог1 .Ыт.
- Зачем России Россия? В средостении политики собирания Русскогомира или на задворках СНГ-дипломатии. «Русские в СНГ это националы, соотечественники или большой разделенный народ?»: 11Ар://тткmission.ru/jointl8.html. .
- Мир русский и украинский. Послесловие к визиту Патриарха
- Кирилла в Украину летом 2010 г. http ://krotov .info/librmin/ 05d/ av/idenko02 .html.
- Россия и Балтия: дело не в истории. Россия в глобальной политике. № 3. Май-Июнь 2005. http://www.globalaffairs.ru/numbers/14/4160.html.
- Филарет: Кирилл едет в Украину продвигать идею Русского мира: http://www.politua.Su/news/l 7128.html.
- Щедровицкий П.Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения http://www.archipelag.ru/authors/shedrovickypetr/?library=2015.
- White House, The National Security Strategy of the United States of America 13 (Sept. 17, 2002), http://www.whitehouse.gov/nsc/nss.pdf.