Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной кумыкской литературе поэзия, по сравнению с прозой, занимает лидирующие позиции. Об этом свидетельствует обилие имен, множество поэтических книг, изданных в 1970—1990;е годы. Вместе с известными мастерами слова А. Аджиевым, А. Аджаматовым, А.-В. Сулеймановым, Ш. Альбериевым, в этот период создали значительные в художественном отношении произведения относительно молодые авторы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Б. АДЖИЕВА
    • 1. Жизненный и творческий путь поэта
    • 2. Человек и природа в лирике Б. Аджиева
    • 3. Социально-философские мотивы в стихах Б. Аджиева
  • ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМ Б. АДЖИЕВА
    • 1. Художественное своеобразие поэмы
  • Подкованное счастье"
    • 2. Лирико-философские поэмы Б. Аджиева
      • 2. 1. «Живые камни»
      • 2. 2. «Костек мой»
      • 2. 3. «Пушкин тау»

Художественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная кумыкская поэзия представляет собой пеструю, мозаичную картину с обилием «поэтов хороших и разных». В их числе и опытные мастера, имеющие уже известность в масштабе всей страны: Магомед Атаба-ев, Бадрутдин Магомедов, Ахмед Джачаев, Шейит-Ханум Алишева, Атав Атаев, Абдул-Керим Залимханов, Багаутдин Казиев, Жаминат Керимова и др., чьи поэтические сборники уже выходили в центральных, московских издательствах, а также относительно молодые авторы: Муса Шихавов, Супия-нат Мамаева, Казим Казимов, Гебек Конакбиев, Набиюлла Магомедов, Зу-лейха Атагишиева, Хамисат Хизриева и многие другие, пользующиеся успехом в кумыкской читательской среде.

Современная поэзия кумыков и народов Дагестана обнаруживает типологически общностные черты и своеобразие. Близость, общность обуславливается традициями, в том числе художественными, духовными, морально-этическими, сходными вехами движения художественной мысли, а своеобразие — национальным менталитетом, оригинальностью, самобытностью мастеров, ее творящих. Как верно замечено авторитетным дагестанским исследователем С. М. Хайбуллаевым: «Современная поэзия представляет собой очень яркую картину, где причудливо переплелись традиционные средства поэтики, идущие из глубин устной народной и профессиональной поэзии, с находками современных творцов"1.

Актуальность исследования. В развитие современной дагестанской поэзии весомую лепту вносят кумыкские авторы, в том числе Багаутдин Ад-жиев (поэтический псевдоним — Гь. Багьавдин). Им на кумыкском языке изданы книги стихов и поэм «Ивовая свирель» («Тал шувшув». Махачкала,.

1 Хайбуллаев С. М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала, 2000. С. 4.

1978), «Живые камни» («Жанлы ташлар». Махачкала, 1982), «Колокол времени» («Заманны къонгъураву». Махачкала, 1987), «Песня у порога» («Иыр-лы посагьа». Махачкала, 2001), книги стихов для детей «Ибрашкина рыбка» («Ибрашканы чабагъы». Махачкала, 1980), «Маленький космонавт» («Гиччи космонавт». Махачкала, 1990).

Творчество поэта хорошо известно и русскому читателюего стихи публиковались на страницах центральных газет и журналов «Литературная Россия», «Аврора», «Молодая гвардия», «Москва», альманаха «Поэзия». В центральных издательствах изданы его книги «Перед жатвой» (Москва, 1982), «Каменное зеркало» (Москва, 1983), «Нарынкала» (Москва, 1988). Наиболее объемное собрание стихов и поэм Багаутдина Аджиева на русском языке опубликовано к 50-летию поэта под названием «Песня у порога» (Махачкала, 2000).

В изучении творчества Б. Аджиева в дагестанском литературоведении и критике зияет определенный пробел. За исключением отдельных рецензий да предисловий к его книгам, аннотаций к подборкам стихов, печатавшихся в прессе, о нем ничего не написано, хотя творчество самобытного, известного в республике и далеко за его пределами автора заслуживает, несомненно, большего внимания исследователей.

Поэзия Б. Аджиева давно заслуживает быть предметом специального монографического изучения. Исследование его творчества будет способствовать выявлению идейно-художественного своеобразия, тематического, жанрового содержания как творчества поэта, так и современной кумыкской и — шире — дагестанской поэзии вообще, в том числе основных ее тенденций и проблем.

Анализ современного состояния литературы является, как принято считать, прерогативой критики. Однако следует признать, что дагестанская критика, в последние годы в особенной степени, явно не поспевает за литературным развитием. Немало, к примеру, в кумыкской литературе авторов, издавших не одну книгу, притом и в центральных, московских издательствах, и тем не менее не удостоившихся внимания критики, аналитических статей о своем творчестве.

В этой ситуации усиливается роль науки о литературе, которая берет на себя отчасти функции критики, стремясь выявить наиболее важные, проблемные произведения в общем, литературном потоке.

В этой связи надо признать, что анализ современной литературы чреват определенными трудностями, ибо, образно говоря, «большое видится на расстоянии». Легко судить, когда все отстоялось, когда произведения искусства признаны читателями, заняли свое конкретное место в истории литературы. Иное дело — освещение современной литературной ситуации, когда исследователь может, как говорится, пойти на поводу у публики, признать сиюминутное, временное, частное за вечное. В этом случае, помимо прочего, литературовед должен обладать в некотором смысле и провидческим даром.

Несмотря на эти и иные трудности, дагестанское литературоведение предпринимает попытки постижения поэзии последних десятилетий сквозь призму изучения творчества отдельных авторов. В частности, можно назвать кандидатские диссертации Г. Ш. Чамсединовой, Ш. А. Убайдуллаевой, М. Х. Гаджиахмедовой, посвященных ныне здравствующим, активно участвующим в литературном процессе поэтам — кумыку М. Атабаеву, даргинцу М. Гами-дову, аварцу М. Абасилу, соответственно1. О творчестве народного поэта Дагестана М. Атабаева написал монографию известный дагестанский критик и л литературовед Камал Абуков .

В продолжение наметившейся в науке о литературе тенденции, нам видится актуальным в данной работе анализ художественно-эстетического своеобразия, жанровых, тематических, идейных особенностей, поэтики, наиболее характерных примет стилистики, изобразительно-выразительных.

1 Чамсединова Г. Ш. Проблема народности в поэзии М. Атабаева: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2000; Убайдуллаева Ш. А. Идейно-художественное своеобразие поэзии Магомеда Гамидова: Дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2001; Гаджиахмедова М. Х. Творчество Абасил Магомеда в контексте современной аварской литературы: Дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2002.

2 Абуков К. И. Любовь благодарная. Махачкала, 2000. средств творчества незаурядного, талантливого мастера слова Багаутдина Аджиева.

Основные цели и задачи исследования заключаются в том, что современная кумыкская поэзия заслуживает внимательного, вдумчивого осмысления. Обилие имен авторов, издавших десятки поэтических книг на родном и в переводе на русский язык, — в их ряду можно назвать М. Атабае-ва, Б. Магомедова, А. Джачаева, Ш.-Х. Алишеву, Дж. Керимову, А. Атаева, А.-К. Залимханова и др., подводит к мысли о плодотворности автономного изучения их творчества. Следует подчеркнуть, что такой процесс уже наметился в дагестанской науке о литературе.

Основной целью работы является всестороннее исследование поэзии Багаутдина Гаджиева, которое будет способствовать выявлению художественной образности его произведений, идейно-эстетического, жанрового, стилевого содержания стихов и поэм. Кроме того, мы руководствуемся мыслью, что анализ творчества одного из заметных, талантливых современных авторов даст возможность ощутить художественно-эстетические ориентации современной кумыкской, в более широком аспекте, всей дагестанской поэзии, в том числе выявить ее основные тенденции, проблемы, перспективы.

Учитывая, что Б. Аджиев является представителем поэтической династии, сыном Народного поэта Дагестана Анвара Аджиева (псевдоним — Гь. Анвар), более полувека, начиная с 1930;х годов, активно участвовавшего в художественном процессе Дагестана, одной из задач исследования предстаёт изучение роли традиций и новаторства в его творчестве, освещение проблемы преемственности поэтических поколений.

Степень изученности темы. Творчество Багаутдина Аджиева не становилось предметом специального монографического изучения. Отдельные статьи, рецензии, посвященные его творчеству, предисловия к его книгам стихов, написанные собратьями по перу, исследователями, отнюдь не решают, в целом, проблемы, намеченной в нашей работе. Однако в них находят выражение некоторые характерные приметы творчества исследуемого поэта, делается попытка выявления художественного своеобразия его лирики, что послужило хорошим подспорьем в предпринятом нами исследовании.

Глубокий смысл видится в том, что с предисловием к дебютной книге стихов Б. Аджиева на русском языке, изданной в 1982 году московским издательством «Молодая гвардия», выступил народный поэт Дагестана, признанный мастер слова в многонациональной литературе страны Расул Гамзатович Гамзатов. Надо заметить, что к этому времени Б. Аджиев публиковался в центральной прессе и был уже знаком русскоязычному читателю. Констатируя этот факт, Р. Гамзатов в своем предисловии «О стихах Багаутдина Аджиева» подчеркивает: «Он смог найти свою дорогу в огромный поэтический мир"1.

Р. Гамзатов отмечает такие качества, как гражданственность, фольклорные истоки творчества исследуемого поэта. «По своему дарованию Бага-утдин — лирик. Он очень пластичный поэт, мягкий, порой утонченный. Очень неожиданны его сравнения, и в лучших стихах они в меру"2.

Нам представляется очевидным, что эти лестные оценки молодому тогда стихотворцу были даны авансом: по существу Расул Гамзатов благословил сына своего друга, Народного поэта Дагестана Анвара Аджиева, пожелав ему «мужества в пути и заслуженной удачи». Сегодня можно говорить однозначно, что автор предисловия не ошибся в своих оценках, что мы и попытаемся продемонстрировать в данной работе. Б. Аджиев нашел свою дорогу на поэтический Парнас, имеет свое лицо, своего читателя.

С рецензией на первую книгу стихов Б. Аджиева на русском языке «Перед жатвой» выступил известный дагестанский критик и литературовед Камал Абуков (в чем также видится определенный смысл), во многом обосновав суждения известного поэта Р. Гамзатова.

Рецензентом высвечиваются характерные особенности творческой манеры анализируемого автора. «Индивидуальность художника достигается.

1 Гамзатов Р. О стихах Багаутдина Аджиева // Аджиев Б. Перед жатвой. М., 1982. С.З.

2 Там же. С. 3. многими средствами. Багаутдин Аджиев не стремится удивить тематическими или же жанровыми неожиданностями, не гонится за экспериментальными событиями, не создает синтаксическую суету. Он пишет о том же, о чем написано многократно — о хлебе, страде, о подвиге, гуманизме, о молодости и любви. Пишет в традиционных формах раздумий, лирических зарисовок, обнаженной исповеди — просто и прозрачно. Но у Багаутдина Аджиева свое видение извечного мира и своя незаемная палитра красою)1, — утверждает К. Абуков.

Им приводятся примеры метких наблюдений, своеобразных поэтических решений, метафор, сравнений, образов: «Караваем будущим пшеница пахнет, пригибаясь на ветру, молчат вдали седые скалы». И тут же рождается живая ассоциация — «точно в ряд уселись аксакалы, думая о завтрашней страде» («Перед жатвой»). На тропках палая листва примята, заревом заката расцвечены деревья, от спелого кизила рдеет луг — и вот неожиданный поэтический ход: «тихий свет осеннего пожара на щеки девичьи румянцем лег» («На тропках»), что дают основание заключить «о наличии у Багаутдина Аджиева дара увидеть в обыденном необычное и сказать об обычном поэтически окрыленно"2.

Должное внимание уделяет К. Абуков удачным пейзажным зарисовкам, стихам интимного содержания. В общем, оценивая книгу «Перед жатвой» положительно, подытоживая, что она «получилась цельной и волнующей», критик в то же время обнаруживает и упущения молодого автора, указывая произведения («Чиркейская ГЭС», «Разговор с судьбой», «Глаза Саи-да"и др.), которые «не насыщены оригинальной мыслью, вялы по исполнению».

В 2000 году вышла в свет наиболее объемная книга стихов и поэм Б. Аджиева на русском языке «Песня у порога», которая предваряется кратким предисловием «И прожить эту жизнь.», принадлежащим перу вышеназван.

1 Абуков К. Жатва — впереди // Комсомолец Дагестана. 1983. 19 марта.

2 Там же. ного исследователя дагестанской литературы. Спустя почти два десятилетия после первого опыта постижения творчества Б. Аджиева, нашедшем выражение в отклике на его книгу стихов «Перед жатвой», Камал Абуков с полным основанием отмечает: «У Багаутдина уже есть имя и место в литературе, вот почему по названиям книг угадывают автора, имя автора напоминают произведения"1.

В числе его ярких черт фиксируются «богатство родного языка, безошибочное чувство слова, вдохновленное трудолюбие и неусыпная взыскательность». Особо подчеркивает критик ответственность, серьезное отношение к делу, к поэтическому призванию автора книги: «Багаутдин живет, творит и работает с сознанием своего высокого долга и перед литературой, и перед людьми"2.

Багаутдин Аджиев. Это имя уже хорошо известно дагестанскому читателю, особенно любителям поэзии. Поэт интересный, самобытного дарования, он упорно ищет и находит свой путь в огромном мире, имя которомулитература"3, — пишет А. Шмонин, предваряя свое интервью с поэтом.

Конкретикой осмысления стилевых и стилистических средств лирики Б. Аджиева характеризуется статья «На пути’исканий» («Излевню ёлунда») доктора филологических наук Калсына Кадыраджиева, напечатанная в газете «Ёлдаш». По мнению исследователя, поэту свойственно искать новые, необычные средства для адекватного отражения состояния души лирического героя, в более широком аспекте — создания своего художественного мира.

Природа и человек-эти две темы неразрывны в произведениях поэта"4, — пишет автор статьи, определяя тем значительную функцию пейзажа в раскрытии образа лирического героя, его духовного мира.

1 Абуков К. И прожить эту жизнь. // Б. Аджиев. Песня у порога. Махачкала, 2000. С. 3.

2 Там же. С.З.

3 Чувствовать время, ощущать себя в нём // Комсомолец Дагестана. 1986.20 февр.

4 Кадыраджиев К. На пути исканий // Елдаш. 1996. 7 дек. (на кум. яз.). Подстрочный перевод наш. — Д.А.

Композиционная стройность, богатство стилистических оттенков поэтической речи, образность, метафоричность признаются К. Кадыраджиевым слагаемыми мастерства анализируемого автора. В завершении публикации высвечивается эволюция его лирики: «Поэтический дар Б. Аджиева, его художественное мастерство растут с каждым годом. Раздумья поэта о любви, жизни, труде, природе и человеке становятся с течением времени все глубже, они подаются все образней, метафоричней"1.

Основные мотивы, отдельные изобразительно-выразительные средства, идейно-тематическое содержание поэзии Багаутдина Аджиева контурно высвечены, таким образом, в публикациях, предисловиях к его сборникам стихов. Однако они, конечно же, не дают достаточно полного, глубокого представления обо всем его творчестве. Статьи, рецензии, естественно, эту задачу решать и не могут. В предпринимаемой нами попытке исследования многогранной поэзии Б. Аджиева интересные, оригинальные, значительные суждения Расула Гамзатова, одного из самых авторитетных критиков Дагестана Камала Абукова, доктора филологических наук, известного тюрколога Кал-сына Кадыраджиева имеют особую значимость, служат нам подспорьем.

Новизна работы заключается в том, что многогранное творчество Багаутдина Аджиева впервые становится предметом специального изучения. Тщательному анализу подвергаются художественный строй, образность, идейно-стилевые, жанровые особенности его поэзии, выявляются своеобразие, оригинальность мировидения изучаемого автора. Целостное, всестороннее исследование стихов и поэм мастера слова, обретшего популярность в кумыкской читательской среде, известность в масштабе всей страны, дает представление об основных параметрах, доминантных признаках его поэзии, о месте и роли поэта в современной кумыкской и в целом дагестанской литературе. Сквозь призму анализа произведений Б. Аджиева высвечи.

1 Там же. ваются современное состояние национальной поэзии, основные контуры художественной мысли нашего края последних трех десятилетий.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды классиков русской критической мысли В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, советских исследователей В. В. Виноградова, В. Б. Томашевского, М. Б. Храпченко, Г. Н. Поспелова, Д. С. Лихачева, Л. И. Гинзбург и мн. др.

Большим подспорьем в нашей работе также стали исследования северокавказских, в том числе, в первую очередь, дагестанских ученых Г. Г. Гамзатова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К. Д. Султанова, К. И. Абукова, З. Н. Акавова, А. Г. Гусейнаева, С. М. Хайбуллаева, Ч. С. Юсуповой, С.М.-С. Алиева, A.M. Вагидова, З. А. Магомедова, Г. Г. Гашарова, М.-З.М. Аминова, М. А. Алиевой, Р. А. Ахмедовой, Х.М.-З. Аминовой, Б. А. Алибекова, A.M. Султанмурадова, А. Т. Акамова и др., которые занимались вопросами методологии, теории национальных литератур, изучали историю словесной культуры нашего края, поэтические традиции.

Практическая ценность работы состоит в том, что она дает достаточно полное представление о поэтическом творчестве Багаутдина Аджиеваодного из талантливых авторов кумыкской и всей дагестанской литературы последних десятилетий XX века. Детально и обстоятельно проанализированы основные мотивы, поэтика и стилистика стихов и поэм, выявлено своеобразие творческой манеры исследуемого автора. В контексте автономного изучения поэзии современного мастера слова высвечены отдельные тенденции, проблемы поэтического искусства Дагестана трех последних десятилетий.

Данная работа может быть использована при изучении кумыкской, шире, дагестанской литературы, на её основе могут быть прочитаны спецкурсы для вузов, средних специальных учебных заведений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета. По теме диссертации опубликованы исследования, статьи, тезисы в научных изданиях, республиканской прессе.

Структура и объем диссертации

обусловлены объектом исследования, целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной кумыкской литературе поэзия, по сравнению с прозой, занимает лидирующие позиции. Об этом свидетельствует обилие имен, множество поэтических книг, изданных в 1970—1990;е годы. Вместе с известными мастерами слова А. Аджиевым, А. Аджаматовым, А.-В. Сулеймановым, Ш. Альбериевым, в этот период создали значительные в художественном отношении произведения относительно молодые авторы, начало творческого пути которых приходится на 60−70-е годы. С творчеством: М. Атабаева, Б. Магомедова, Ш.-Х. Алишевой, А. Джачаева, А. Атаева, А. Акаева, Ж. Кери-мовой и др., поэтические сборники которых регулярно издаются на родном кумыкском языке в Махачкале и в переводе на русский язык в центральных, московских издательствах, обуславливается во многом современное состояние и дальнейшие перспективы развития национальной поэзии.

В этот ряд органично вписывается и творчество Багаутдина Анварови-ча Аджиева, внесшего весомый вклад в развитие как кумыкской, так и всей дагестанской литературы. Книги стихов и поэм, изданные на родном языке «Ивовая свирель» (Тал шувшув. Махачкала, 1978), «Ибрашкина рыбка» (Иб-рашканы чабагъы. Махачкала, 1980), «Живые камни» (Жанлы ташлар. Махачкала, 1982), «Колокол времени» (Заманны къонгураву. Махачкала, 1987), «Маленький космонавт» (Гиччи космонавт. Махачкала, 1990), «Песня у порога» (Йырлы посагьа. Махачкала, 2001), а также их переводы на русский язык «Перед жатвой» (М., 1982), «Каменное зеркало» (М., 1983), «Нарын-кала» (М., 1988), «Песня у порога» (Махачкала, 2000), демонстрируют активное участие Б. Аджиева в современном художественном процессе, существенную лепту, внесенную им в национальную поэзию последних трех десятилетий, его незаурядное дарование, самобытность таланта.

Поэзия Б. Аджиева обнаруживает родственные черты с творчеством современных авторов, в то же время имеет и отличия, обуславливающиеся своеобразием его художественного мировосприятия, оригинальностью образного строя, стилевой манеры. Привлекает внимание широта жанрово-тематического диапазона, глубина осмысления действительности, метафоричность языка его стихов и поэм.

Хронологическое рассмотрение литературной деятельности Багаутдина Аджиева, которого мы придерживаемся в данном исследовании, позволяет говорить о том, что в ранний период им созданы прекрасные образцы пейзажной лирики. Флора и фауна в стихах поэта олицетворяются, очеловечиваются. Довольно часто им используется прием синтаксического параллелизмаявления окружающей природы способствуют тонкому отражению внутреннего мира, чувств, переживаний лирического героя.

Пейзажная лирика Б. Аджиева наглядно демонстрирует любовь его к отчему краю, родной материнской земле. Кроме того, тема природы тесно переплетается с темой любвичерез трепетное отношение к природе как нельзя удачно высвечиваются искренние чувства лирического героя к женщине, что характерно лучшим произведениям интимной лирики Б. Аджиева.

В стихах «Ивовая свирель», «Джейран», «В звездной папахе дивная ночь», «Твои глаза» и др. наиболее ярко проявляются характерные свойства лирики поэта. Человек и природа в них предстают органично взаимодополняющими друг друга субстанциями. Им присуща особая напевность, мелодичность, задушевная тональность.

В последующем, со второй половины 80-х годов явственно проявляется усиление гражданских мотивов, социального звучания его поэзии. Растет с каждым годом число стихов-раздумий — о малой родине, судьбах всей страны, о времени, о беспрерывности, безостановочности человеческого бытия, о современном мире и месте и роли в нем отдельного индивидуума. Активизируется также жанр миниатюры — четверостиший, в которых подкупает афористичность суждений, емкость и глубина социальных обобщений.

Прослеживая эволюцию поэтического мышления Б. Аджиева в зрелый период деятельности, нами отмечается, что от характеризующихся некоторой номерностью пейзажных зарисовок, интимных стихов он прокладывает дорогу к мировому освещению окружающей жизни, стремится отразить явления в их социальной детерминированности, что способствует активизации нравственных, эстетических, философских констант его лирики.

Укрупнение философского постижения действительности, характерное всей современной поэзии — страны, Дагестана, кумыков, явственно обнаруживающееся в поэзии Багаутдина Аджиева, свидетельствует также о чуткой восприимчивости поэтом современных веяний в литературе, о развитии им актуальных тенденций, направлений словесной культуры.

Глубина мироощущения поэта ярко отразилась в стихах о времени («Время», «Память времени»), о родине («Мой кумыкский народ», «Тишина»), которым присущи метафоричность, поэтическая условность, лаконизм. Филигранное мастерство Б. Аджиева проявилось в миниатюрах («Жизнь», «Дороги»), в которых в четкие поэтические формулы выкристаллизованы нормы национальной этики, философские умозаключения.

Активно разрабатывается Багаутдином Аджиевым жанр поэмы. Определенная эволюция усматривается нами в том, что от жанра лиро-эпической поэмы («Подкованное счастье»), которой он оперирует в ранний период, в последующем делается шаг к созданию лирико-философских поэм («Живые камни», «Костек мой», «Пушкин тау»).

Поэтическое мастерство исследуемого поэта во всей полноте выразилось в крупной стихотворной форме. Историзм, пространственно-временная безграничность, переплетение прошлого и настоящего, масштабность мышления, метафоричность, ассоциативность, присущие лучшим современным поэтам, являются доминирующими признаками и в творчестве Б. Аджиева.

Лирическим героем поэм предстает наш современник (к слову сказать, стихотворец, в ком легко угадывается сам автор), которого волнуют как частные вопросы, касающиеся его личной жизни, так и будущее родного края, всей страны, всего человечества. Этим обуславливается гражданское, патриотическое звучание поэм, доминанта общечеловеческих ценностей.

Характерной особенностью поэм Б. Аджиева является то, что фабульное время и пространство в них четко обозначено и ограничено. Автор по существу повествует об одном дне, проведенным лирическим героем: в крепости Нарынкала («Живые камни»), в родном селе («Костек мой»), у подножия горы («Пушкин тау»). Однако лирические отступления, раздумья поэта раздвигают беспредельно время и пространство, что присуще современным лирико-философским поэмам вообще.

Успешно оперирует поэт формой «исторических экскурсов», при этом героическая история предстает категорией эстетической. Изучаемому автору свойственно современность сверять с былым, пережитым родным народом, с его героическим прошлым.

Живые камни", «Костек мой», «Пушкин тау», вместе с поэмами «Стенные часы», «Покаяние» М. Атабаева, «Хожатав» А. Акаева, «Девушка-вдова» Ж. Керимовой, «Я человек — я добрый» А. Атаева, «Зарево» Б. Маго-медова, романами в стихах «Солтанмахмуд», «Судьба» А.-К. Залимханова, можно отнести в разряд лучших произведений крупной стихотворной формы в национальной поэзии конца XX столетия.

Поэзия Багаутдина Аджиева — явление неординарное в литературе кумыков и Дагестана вообще. В лучших образцах ей присущи яркая экспрессия, сочность языка, метафоричность, ассоциативность. Из изобразительно-выразительных средств, которыми он часто оперирует, и притом успешно, можно также назвать синтаксические параллелизмы, сравнения, эпитеты.

Поэзия Б. Аджиева — это прежде всего сочный, запоминающийся пейзаж родной земли, буйство его красок. Тонкое проникновение в мир природы, ее тайники способствует постижению лирическим героем своего «я», верному осознанию своих дум, чувств, любви. В зрелый период деятельности исследуемого автора укрупняется философский аспект его творчества, в чем проявляется масштабность, поистине планетарность мышления поэта.

Багаутдин Аджиев является представителем поэтической династии, сыном известного и популярного мастера слова, Народного поэта Дагестана.

Анвара Аджиева, от которого он унаследовал богатство родного языка, чувство слова, вдохновленное трудолюбие и неусыпную взыскательность" (К. Абуков). Отцовская школа отражается в филигранной отточенности, выве-ренности строк, мелодике стиха, богатой рифме, свойственной поэзии Б. Аджиева, что заслуживают самых лестных оценок.

Автором «Песни у порога» успешно используются опыт и достижения устно-поэтического искусства родного народа, советской поэтической школы. Нельзя не сказать и о том, что если в последние годы в национальной литературе усиливается тема малой родины, то в творчестве Багаутдина Аджиева любовь к отчему краю неразрывна с любовью ко всей стране, к России, что он всячески старается подчеркнуть.

Выказывая себя патриотом в государственном масштабе, кумыкский поэт предстает продолжателем идей, доминировавших в советской литературе, в том числе кумыкской, где образ Родины являл собой символ величия, несокрушимости, победы. В этом плане творчество Б. Аджиева гармонирует, обнаруживает преемственность с предшествующей литературой, что нам видится позитивным.

Удостаивая, в целом, высокой оценки поэзии Б. Аджиева, констатируя о его весомом вкладе в кумыкскую словесность, нами отмечаются при этом упущения и недостатки. В частности, указываются композиционная рыхлость, неудачное использование сравнений, наличие непродуманных в должной мере суждений, корявых фраз в отдельных его произведениях.

Проводимые в работе параллели творчества исследуемого автора с произведениями Аткая, А. Аджиева, М. Атабаева, Б. Магомедова и др. призваны продемонстрировать своеобразие стихов и поэм Б. Аджиева. Кроме того, на основе приводимых примеров, сопоставлений с литературой советского периода становится очевидным то, что в творчестве Б. Аджиева проявляется эволюция национальной художественной мысли конца минувшего столетия, что его поэзия органично вписывается в контекст современной литературы нашей страны.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что стихи и поэмы исследуемого автора характеризуются своеобразием и оригинальностью. Поэтический мир Багаутдина Аджиева отличается универсальностью, полифо-ничностью, образностью, утонченностью, интеллектуальностью. Вне сомнения, он является одним из ярких представителей национальной поэзии последних трех десятилетий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бейболатов. Махачкала, 1995. -288с.
  2. К.И. У костра, зажженного Горьким. Махачкала, 1972. — 108 с.
  3. К.И. Выход на магистраль. Махачкала, 1976. — 175 с.
  4. К.И. На посту. Махачкала, 1978. — 224 с.
  5. К.И. Ступени роста. М., 1982. — 208 с.
  6. К.И. Жатва впереди: Рец. на книгу Б. Аджиева «Перед жатвой» // Комсомолец Дагестана (газ.). — 1983. — 19 марта.
  7. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.-236 с.
  8. К.И. И прожить эту жизнь. // Аджиев Б. Песня у порога. -Махачкала, 2000. 3 с.
  9. К.И. Любовь благодарная: поэзия Магомеда Атабаева. Махачкала, 2001.-160с.
  10. Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 1994.-26 с.
  11. A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. -46 с.
  12. A.M. У золотых родников. Махачкала, 1991. — 144 с.
  13. А. Горение сердца (Юрекни янывлары). Махачкала, 1972. -320 с. — На кум яз.
  14. А. Свет в окнах (Терезе ярыкълар). Махачкала, 1980. — 122 с. -На кум. яз.
  15. . Ивовая свирель (Тал шувшув). Махачкала, 1978. — 76 с. — На кум. яз.
  16. . Ибрашкина рыбка (Ибрашканы чабагьы). Махачкала, 1980. -38 с. — На кум. яз.
  17. . Живые камни (Жанлы ташлар). Махачкала, 1982. — 76 с. — На кум. яз.
  18. . Перед жатвой: стихотворения / Пер. с кум. яз. Серпина. Предисл. Р. Гамзатова. М., 1982. — 63 с.
  19. . Каменное зеркало. М., 1983. — 94 с.
  20. . Колокол времени (Заманны къонгъураву). Махачкала, 1987. -104 с. — На кум. яз.
  21. . Нарынкала. М., 1988. — 124 с.
  22. . Маленький космонавт (Гиччи космонавт). Махачкала, 1990. -56 с. — На кум. яз.
  23. Аджиев Песня у порога. Махачкала, 2000. — 352 с.
  24. . Песня у порога (Иырлы посагъа). Махачкала, 2001. — 360 с. -На кум. яз.
  25. З.Н. Они были первыми (Биринчилер). Махачкала, 1981. — 192 с. — На кум. яз.
  26. З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. — 232 с.
  27. Акбиев С.-М.Х. От рукописной книги к печатной (Къол языв китапдан басмагьа ерли). Махачкала, 1982. — 74 с. — На кум. яз.
  28. М.И. Тропинка во ржи: о поэзии и о поэтах. М., 1980. — 399 с.
  29. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. Махачкала, 1977. — 147 с.
  30. Алиев С.М.-С. Слово, испытанное веками (Асрулар сезе гелген асыл сез).- Махачкала, 1989. 124 с. — На кум. яз.
  31. М.А. Песни о счастье. — Махачкала, 1988. — 111 с.
  32. З.И. Творчество А.-В. Сулейманова в контексте развития кумыклской поэзии: Автореф, дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 1996.-15 с.
  33. И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972. 174 с.
  34. Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. — Махачкала, 1999. 96 с.
  35. Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975. — 270 с.
  36. В.Г. Избранные статьи. М., 1979. — 384 с.
  37. A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. — 464 с.
  38. Р.И. Чувство пути: над страницами современной поэзии. -М., 1981.-386 с.
  39. Г. Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1986.-458 с.
  40. Р.Г. Верность таланту. М., 1970. — 128 с.
  41. Р.Г. О стихах Багаутдина Аджиева // Аджиев Б. Перед жатвой. — М., 1982.-34 с.
  42. JI.В. О лирике. Л., 1974. — 407 с.
  43. В.И. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. -М., 1979.-343 с.
  44. И.О. Три грани лирики. М., 1975. — 407 с.
  45. В.В. Грани стиха. — М., 1988. 176 с.
  46. Н.А. Вопросы, заданные жизнью. М., 1986. — 351 с.
  47. Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX веков.-М., 1964.-188 с.
  48. А.Г. Современная советская поэма. Минск, 1981. — 176 с.
  49. В.М. Композиция лирических стихотворений. Л., 1921.-109 с.
  50. В.А. Русская советская поэзия. М., 1984. — 177 с.
  51. В.А. Современная советская поэзия. М., 1988. — 80 с.
  52. К.С. На пути исканий (Излевню ёлунда) // Ёлдаш (газ). 1996. 7 дек. — На кум. яз.
  53. Н.В. По тропам времени. М., 1982. — 233 с.
  54. А.П. Поэтический словарь. М., 1966. — 375 с.
  55. В.П. Современная советская поэма. Рига, 1982. — 240 с.
  56. Л.И. Не оставляя линии огня: о лирической поэзии наших дней.-М., 1975 .-319 с.
  57. С.С. Я к вам приду: Поэты. Поэзия. Время. М., 1982. -367 с.
  58. С.А. Сквозь призму чувств. М., 1978. — 288 с.
  59. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1953. — 333 с.
  60. Н.Р. Стихи и проза поэта. Киев, 1980. — 184 с.
  61. Е.А. Русская философская поэзия. -М., 1976. -190 с.
  62. А.В. Свершения и кануны. Л., 1985. — 359 с.
  63. А.А. Лирика сердца и разума. М., 1965. — 396 с.
  64. А.А. Тайны поэзии. М., 1980. — 335 с.
  65. Д.М. И песня, и стих. М., 1983. — 284 с.
  66. В.Ф. Горизонты поэзии. М., 1982. — 535 с.
  67. Л.А. Стих и стиль. М., 1975. — 64 с.
  68. А.И. Советская философская поэзия. Л., 1984. -180 с.
  69. З.С. Единое слово. М., 1983. — 384 с.
  70. Д.И. Исторические эскизы. М., 1989. — 608 с.
  71. М.Я. Цена пророчества и бунта. М., 1975. — 566 с.
  72. Русская советская поэзия: традиции и новаторство. JL, 1978. — 285 с.
  73. Русская философская поэзия: четыре столетия. СПб., 1992. -173 с.
  74. Слово в русской советской поэзии: Сб. ст. М., 1975. — 263 с.
  75. Слово о Расуле Гамзатове: Сб. ст. Махачкала, 1973. — 226 с.
  76. А.Н. Теория стиля. М., 1968. — 221 с.
  77. В.А. С лирических позиций. М., 1965. — 187 с.
  78. К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. — 178 с.
  79. К.Д. Певцы разных народов. Махачкала, 1971. — 460 с.
  80. К.К. Достоинство слова. Махачкала, 1976. — 96 с.
  81. К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979. — 128с.
  82. Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.-414 с.
  83. Ш. А. Идейно-художественное своеобразие поэзии Магомеда Гамидова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2001.-18 с.
  84. А.А. Образ человека образ времени. — Л., 1979. — 323 с.
  85. Г. В. Русская советская философская поэзия. Л., 1984. — 207с.
  86. С.М. Наследия и открытия. Махачкала, 1983. — 190 с.
  87. С.М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала, 2000.-240 с.
  88. Н.К. Ирчи Казак и современная кумыкская поэзия. -Махачкала, 1997. 152 с.
  89. М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1986. -439 с.
  90. Г. Ш. Проблема народности в поэзии М. Атабаева: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2000. — 23 с.
  91. М.М. Время зрелости пора поэмы. — М., 1982. — 256 с.
  92. Чувствовать время, ощущать себя в нем: интервью А. Шмонина с Б. Аджиевым // Комсомолец Дагестана (газ.). 1986. — 20 февр.
  93. С.И. Крупным планом. М., 1983. — 288 с.
  94. В.Б. Гамбургский счет. -М., 1990. 544 с.
  95. М.Н. Природа, мир, тайник вселенной.- М., 1990. 303 с.
  96. Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. -М., 1989.-408 с.
  97. Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. Махачкала, 1998. -232 с.
Заполнить форму текущей работой