Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проза Михаила Булгакова. 
Текст и метатекст

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй перелом, условно говоря, совершался на уровне религиозно-философской и метафизической картины мира. Или говоря иными словами, от апокалипсического взгляда на конец «христианской истории» через попытку обретения веры в возможность ее поступательного, эволюционного развития и отсрочку «конца» — к переоценке традиционных христианских взглядов на добро и зло. Суть переоценки состояла… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия»: хаос истории и гармония высшего смысла
    • 1. 1. Поиски формы. Проблема традиционности и новизны в романе
    • 1. 2. История — Город — Дом — герой в романе Булгакова
  • Белая гвардия"
    • 1. 3. Между апокалипсисом и верой в бессмертие
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Повести М. Л. Булгакова 20-х годов. Драма человечества, сбившегося с пути
    • 2. 1. Фантастическая реальность повести «Дьяволиада»
    • 2. 2. Революционный эксперимент и логика зла в повести
  • Роковые яйца"
    • 2. 3. Повесть «Собачье сердце»: перевернутая иерархия
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Драматургия Булгакова 20−30-х годов как ненаписанная проза
    • 3. 1. Сновидная жизнь в пьесе «Бег». Роман «Белая гвардия» и пьеса «Бег» как дилогия
    • 3. 2. Пьеса «Зойкина квартира»: обратная логика эксперимента на человеке
    • 3. 3. Война миров в пьесе «Адам и Ева»: вина и возмездие
    • 3. 4. Побег из времени: от «Блаженства» к «Батуму»
  • ГЛАВА. ЧЕТВЕРТАЯ Завещание Мастера: роман «Мастер и Маргарита»
    • 4. 1. «Человек в голубом хитоне»: Путь и Истина в романе Булгакова
    • 4. 2. Воланд: проблема зла в романе
    • 4. 3. Договор с дьяволом: человек между добром и злом

Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова пришло к читателю нелегким путем. Вначале был домосковский период «ученичества», когда Булгаков, по сути, выступает как никому не известный автор небольших газетных публикаций и драматургических опытов, о которых он позже практически почти не вспоминает.

В первой половине 20-х годов к Булгакову-прозаику приходит шумный, ослепительный успех. Роман «Белая гвардия» и сатирические повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца» ставят его в один ряд с крупнейшими прозаиками современности. Однако тут же выясняется, что никаких перспектив у этого прозаика в советском обществе нет. Прерывается печатание «Белой гвардии», конфискуется в 1926 году рукопись «Собачьего сердца».

Очутившись в тупике, Булгаков-прозаик добивается общественного признания как блистательный драматург. Но через некоторое время выясняется, что советская сцена так же закрыта для него, как и советские издательства. Максимум, что может предложить ему эпоха, — роль инсценировщика чужих произведений. Время погружает Булгакова в немоту, которой он яростно сопротивляется — и творит вопреки всему, хотя не могло быть и речи о том, чтобы напечатать «Мастера и Маргариту».

В шестидесятые годы XX века начинается триумфальное шествие прозы и драматургии Булгакова по всему миру, и с тех пор интерес к его творчеству становится непрерывным и — без преувеличения — постоянно растущим. Действует универсальный закон истории — крупная личность, не оцененная и непонятая своим временем, получает воздаяние в будущем. Но понимаем ли мы вполне Булгакова?

Сначала его склонны были воспринимать как художника, боровшегося с властью. Потом о нем стали говорить как о писателе, которого эта власть сломала. Есть версия о тайной симпатии Булгакова к Сталину и Сталина — к Булгакову. Эта проблема, как нам представляется, требует дополнительного внимания и расстановки дополнительных акцентов.

Долгое время Булгакова считали реалистом, сохранившим традиции русской литературы от модернистских посягательств. Если заменить в схеме «реализм — модернизм» вторую часть, то можно с таким же успехом считать, что он сохранил реализм от посягательств социалистического реализма. Но у нынешних теоретиков постмодерна не меньше оснований считать автора «Мастера и Маргариты» законченным постмодернистом. Здесь тоже по-прежнему все еще много вопросов.

Булгаков в последние годы стал предметом изучения как в литературоведении, так и в театроведении. Литературоведы ищут ключ к драматургии Булгакова в его прозе, театроведы склонны идти от обратного. Но и те, и другие правы, ибо драматургия Булгакова зачастую вырастала из нереализованных прозаических замыслов или продолжала линии, оборванные в прозе. Здесь еще предстоит выработать общие подходы к изучению булгаковского творчества.

Задача данной работы в том, чтобы понять, что составляет целостность творчества М. А. Булгакова. Мы исходим из того, что при всем сюжетном и жанровом разнообразии булгаковского наследия можно говорить о нем как о некоем едином метатексте, организованном прежде всего мотивно. Если на сюжетном уровне произведения Булгакова существуют традиционно как романы, повести, рассказы, пьесы, то на мотивном они складываются в целостное единство.

Только поняв, что представляет собою творчество Булгакова как целое, мы можем правильно оценить его взаимоотношения с эпохой и властью, позицию в современной ему литературе. От этого зависит и наше понимание отдельных булгаковских «текстов», сюжетно завершенных, но мотивно открытых.

Здесь, вероятно, стоит вспомнить одну из важных особенностей литературы начала XX века: символистская эпоха — эпоха бурного развития лирики. Она привела к тому, что перестало существовать жанрово определенное и завершенное в себе самом отдельное стихотворение. Лирическое творчество того или иного поэта стало делиться на циклы и книги стихов, тяготея в конечном счете к тому, чтобы предстать единым итоговым «собранием стихотворений». Трудно сказать, в какой мере это соответствует развитию всей прозы XX века (тут требуются, по всей вероятности, коллективные исследовательские усилия), но, как нам кажется, к булгаковскому творчеству подобная исходная посылка вполне применима. По крайней мере, она ему не противоречит, и даже более того — помогает понять общую логику творческого развития писателя.

Судьба Булгакова складывалась так, что ни в одном из своих крупных произведений он не успевал полностью договорить о том, о чем хотел сказать. Исключение тут составляет роман «Мастер и Маргарита», в котором получили свое конечное завершение все главные булгаковские мотивы — как прозы, так и драматургии. Причинами такой «недоговоренности», с одной стороны, можно считать неблагополучную социальную судьбу писателя, вступившего в поединок с основными идеологическими тенденциями и установками эпохи. С другой стороны, самому Булгакову далеко не все было ясно в эпохе. Пока писалось то или иное произведение, время раскрывалось перед автором каждый раз все новыми и новыми сторонами. То, что сначала было догадкой, позднее превращалось в твердую уверенность. То, что внушало надежду, через некоторое время оборачивалось безнадежностью.

В творческой эволюции Булгаков пережил два больших перелома. Первый — от антибольшевистской настроенности, резко выраженной в статье «Грядущие перспективы», до принятия того же большевизма как единственной силы, способной восстановить разрушенную Россию, что сказалось в романе «Белая гвардия». Этот перелом совершался в сфере социально-исторических и политических воззрений Булгакова: от традиционного монархизма через сменовеховство — к идеологии сильной политической власти, способной остановить процессы распада и разложения.

Второй перелом, условно говоря, совершался на уровне религиозно-философской и метафизической картины мира. Или говоря иными словами, от апокалипсического взгляда на конец «христианской истории» через попытку обретения веры в возможность ее поступательного, эволюционного развития и отсрочку «конца» — к переоценке традиционных христианских взглядов на добро и зло. Суть переоценки состояла в выработке взгляда на бытие как универсальный порядок, держащийся напряжением полюсов «добра» и «зла», «света» и «тьмы». Этот последний перелом был для Булгакова-художника трагичен тем, что он надорвался. Его «апокалипсизм» был адресован уже не столько истории (которая с точки зрения позднего Булгакова не имеет «конца», потому что лишена «развития»), сколько судьбе художника в этой истории, то есть своей собственной судьбе. В этом и состоит, на наш взгляд, смысл метафоры «покоя», столь мощно и одновременно пронзительно звучащей в конце его последнего романа.

Актуальность избранной темы связана с необходимостью осмысления процесса творческого развития Булгакова в его единстве и непрерывности, с учетом того, что движение это происходит не всегда поступательно и плавно, а синкопами, рывками. Все это возможно просмотреть именно на мотивном уровне. Такова особенность булгаковского творчества, хорошо просматривающаяся на мотивном уровне, выстраивающем мета-текст.

Объектом диссертационного исследования является творчество М. А. Булгакова от ранних его произведений до последнего романа «Мастер и Маргарита», включенное в исторический контекст, в литературную эпоху.

Ма териалом исследования стали ключевые для творчества М. А. Булгакова произведения, такие, как роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», роман «Мастер и Маргарита», то есть прежде всего те произведения, темой и материалом которых была современность, осмысленная как движение исторического времени. Такие важные для творчества Булгакова произведения, как «Жизнь господина де Мольера», «Записки покойника», «Багровый остров», «Кабала святош», «Александр Пушкин», «Батум» тоже учитываются при анализе концепции творчества М. А. Булгакова. Однако в работе мы все-таки придерживались принципа анализа общих проблем на локализуемом материале, отбирая его представительно, характерологически.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые предпринята попытка рассмотрения творческого наследия М. А. Булгакова как мотивно организованного единого метатекста, при всем его сюжетном и жанровом многобразии. В научный обиход впервые введены анализы ряда произведений, в частности, некоторых рассказов Булгакова 20-х годов, ранее не становившихся объектами внимания исследователей. Впервые объемно, всесторонне, подробно проанализированы повесть «Дьяволиада», пьеса «Адам и Ева», под новым углом зрения рассмотрена пьеса «Зойкина квартира». Будучи проанализированными в контексте творчества, они вписаны в общее движение метатекстовой мысли Булгакова. Найден новый ракурс в истолковании не только основных для Булгакова произведений, таких, как «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег», повести, «Мастер и Маргарита», но и пьес «Блаженство», «Иван Васильевич», которые нечасто привлекают внимание булгаковедов.

Впервые в исследованиях о Булгакове драматургия рассматривается как продолжение прозы или как ненаписанная проза. Пьесы Булгакова бросают обратный отсвет на прозу. Анализ материала показывает, что рассматривать драматургию М. А. Булгакова в «обратной» логике, то есть как продолжение и развитие проблематики его прозы, не только полезно, но и необходимо для прояснения вопроса об особенностях творческой индивидуальности М. А. Булгакова.

Цель диссертационного исследования в том, чтобы понять, что собой представляет творчество Булгакова как целое, дабы иметь возможность правильно оценить взаимоотношения писателя с эпохой и властью, его позицию в современной ему литературе. От этого зависит и наше понимание отдельных булгаковских текстов, каждый из которых сюжетно завершен, но мотивно открыт и содержит в себе зерна будущих сюжетов.

Поставленная цель предполагает основные исследовательские задачи:

— проследить творческую эволюцию писателя от 20-х к 30-м годам;

— выявить особенности связи творчества писателя с традициями русской классической и зарубежной литературы;

— понять своеобразие творчества Булгакова в связи с современной ему литературой;

— рассмотреть особенности историзма Булгакова и особенности его философии;

— рассмотреть, как лейтмотивный принцип построения прозаических и драматических произведений Булгакова, становясь универсальным, формирует метатекст творчества писателя, выводя его, в конечном счете, к созданию главного произведения — романа «Мастер и Маргарита»;

— проанализировать итоговый роман «Мастер и Маргарита» не только как произведение, своеобразно соединяющее все лейтмотивы творчества.

Булгакова, но и как подводящее итог всем творческим и философским исканиям Булгакова.

Методология и методы исследования. В работе применяются методологические принципы в разное время обоснованные и успешно применяемые в филологической науке, обусловленные сущностью рассматриваемых нами в исследовании явлений. В работе применяются приемы культурно-исторического, сравнительно-типологического, текстологического анализа. Кроме того, широко используется сравнительно-сопоставительная методика при анализе текстов. Характер поставленных задач, пути их решения и полученные результаты корректируют и углубляют научные представления о специфике мировосприятия и творческой индивидуальности М. А. Булгакова, об особенностях его творчества, а так же намечают новые пути исследования творческого наследия писателя.

Теоретическая з начимостъ работы заключается в том, что в ней предложена новая трактовка творчества М. А. Булгакова, выдвинута и исследована концепция текста и метатекста, создаваемого писателем на протяжении всей его творческой жизни. Художественный мир писателя, его историзм рассмотрены как выражение общих процессов его художественного мышления.

Практическая ценность. Методика и результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского изучения литературы: при разработке и чтении курса истории русской литературы XX века, в спецкурсах по русской литературе указанного периода, спецкурсах по творчеству М. А. Булгакова, на занятиях по анализу художественного текста, на занятиях по изучению творческой индивидуальности писателя. Результаты исследования могут также найти применение при изучении русской литературе в школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. В творчестве Булгакова произведения, независимо от жанрового воплощения, связаны между собой не только проблемами, волновавшими писателя, но сквозными мотивами и типологически близкими образами, важными для последующих или предыдущих произведений. Каждый булгаковский «малый» текст имеет в виду некий «большой» текст, которым, в конечном счете, становится «мистический», «всеохватный» роман «Мастер и Маргарита». Взятые в целом, булгаковские тексты создают метатекст, ставший итогом творчества писателя. Его начальная и конечная границы отмечены двумя романами — «Белой гвардией» и «Мастером и Маргаритой».

2. Уникальность таланта писателя в том, что он вступает в диалог не только с русской, но и западноевропейской литературой, впитав в себя разнообразный художественный опыт предшествующей литературы, не только классической, но и модернистской. «Белая гвардия» — роман, который в булгаковедении чаще представляется традиционно «толстовским», однако, анализ дает возможность понять, что писатель хорошо ощутил наступление момента переоценки всех ценностей, рожденных прежней культурной традицией. Катастрофические события, осмысляемые М. А. Булгаковым как «конец истории», несут апокалиптический характер. Апокалиптические настроения писателя вступают в конфликт с его надеждами на стабилизацию и возрождение нормальной жизни — здесь проявляется раздвоенность автора.

3. В повестях Булгакова 20-х годов эпос вытеснялся сатирой, летопись — анекдотом, трансформировавшимся в историю со страшным, а не смешным исходом. Мотив Антихриста и связанный с ним мотив дьявольской насмешки над человеческой историей, продолженный в «Дьяволиаде», станет у Булгакова сквозным, предсказывая московскую дьяволиаду романа «Мастер и Маргарита». В повести «Роковые яйца», продолжившей линию сближения фантастики и быта, анекдот сменялся научно-фантастической фабулой. Булгаков придает научно-фантастическому, заимствованному у Г. Уэллса, сюжету религиозно-мистические смыслы. «Чужой сюжет» настолько насыщается «булгаковскими» мотивами и «булгаковскими» поворотами, что его оригинальность не может быть поставлена под сомнение.

В «Собачьем сердце» Булгаков сформулирует мысль об опасной близости научного и революционного экспериментов, в основе которых лежит «террор», но будет утверждать науку как одну из важнейших составляющих эволюционного развития общества. Писателя волновала не столько угроза всесильной власти, сколько беспредел маленьких и неумных людей, получивших от революции огромные полномочия. События повестей, приводящие к катастрофе, происходят вне нормальной логики, в логике опрокинутой иерархии, когда «верх» и «низ» меняются местами. Главная мысль Булгакова — о необходимости восстановления иерархического порядка вещей, «перевернутого» революцией и ведущего к «разрухе».

4. В пьесах 20 — 30-х годов Булгаков продолжил проблематику прозы. Пьесы Булгакова возможно рассматривать как к тексты, в которых реализуется метатекст булгаковского творчества, как логическое продолжение его прозаических произведений, как ненаписанную прозу. Пьесы Булгакова бросают обратный отсвет на прозу. Так, в «Беге» была художественно доведена до конца коллизия первого романа Булгакова. Речь шла об экзистенциальном выборе, который делает человек, перед лицом постигшей его жизненной катастрофы. Герои Булгакова сражаются за то, чтобы остаться людьми — и остаются ими. Утрата места в собственной истории и тщетная попытка найти его в чужой — сквозной сюжет, начатый «Белой гвардией» и продолженный «Бегом», «Зойкиной квартирой», чуть позже и последним романом Булгакова.

Пьеса «Адам и Ева» продемонстрировала, что к началу 30-х годов в сознании Булгакова рухнула идея о том, что Россия, восстановленная большевиками, станет органическим продолжением русской истории, то есть «домом» для него самого и его героев. Страна, в которой ему приходится жить, не может иметь стабильного будущего, и впереди ему мерещится катастрофа.

5. Роман «Мастер и Маргарита» — это окончательная кристаллизация принципов булгаковской прозы. Основным приемом, определяющим смысловую структуру «закатного романа» Булгакова, является «принцип лейтмотивного построения повествования». Для последнего романа потребовались новые сюжетные линии, в частности, сложный, философски насыщенный параллелизм «ершалаимских» и «московских» глав, где «пилатовская» тема даже потеснила «воландовскую».

Образами Иешуа и Воланда Булгаков завершал свои размышления над эпохой. От традиционного изображения Дьявола как силы зла Булгаков перешел к созданию образа Воланда как силы, осуществляющей функцию божественной кары. Начиная с первого романа, писатель говорил о том, как низшие силы получают бесконтрольную власть над высшими человеческими способностями. В «Мастере и Маргарите» шкала ценностей восстанавливалась. С введением фигур Иешуа и Воланда судьба Мастера, затравленного негодяями, приобретала высший смысл. Без этого метафизического концепта «московские главы» имели бы совершенно безнадежное звучание.

Концепция конца истории постоянно преодолевалась самим Булгаковым, стремящимся создать образ истории, нащупать внутри истории «механизмы» разрешения острейших социальных коллизий, выявить внутренние ресурсы исторического бытия. Мысль об исчерпанности этих ресурсов овладеет Булгаковым только в его последнем романе, герои которого сознательно стремятся уйти из истории.

Апробация основных положений и выводов диссертации осуществлена в докладах, прочитанных на республиканских и международных научных конференциях и семинарах «Рациональное и эмоциональное в литературе и в фольклоре» (Волгоград, 2001), «Художественный текст и культура:

IV" (Владимир, 2001), «Потаенная литература» (Иваново, 2002), «И. С. Шмелев и духовная культура православия» (Симферополь, 2002), «Традиционализм и модернизм в русской литературе» (Томск, 2003), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2003), «Некалендарный XX век» (Великий Новгород, 2000, 2003), а также на внутривузовских научных конференциях в педагогическом институте и университете (Великий Новгород, 1990 — 2003), в лекционных нормативных и специальных курсах, проводимых в Новгородском государственном педагогическом институте и Новгородском государственном университете, а также в Боровичском (г. Боровичи) филиале Новгородского государственного университета.

Содержание диссертации отражено в монографии «Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст» (2002), в научных публикациях: «Русская литература» (Санкт-Петербург, 2004), «Балтийский филологический курьер» (Калининград, 2003), «Вестник Томского государственного Университета. Бюллетень оперативной научной информации» (Томск, 2004), а также в научных статьях и тезисах, опубликованных по результатам Всероссийских и международных научных конференций в Волгограде (2001), Владимире (2001), Вязьме (2001), Великом Новгороде (1996, 2000, 2003 г. г.), Иваново (2002), Москве (2002), Симферополе (2000). Кроме того, материалы исследования представлены в главе «Михаил Афанасьевич Булгаков» (в соавторстве с В. Мусатовым), помещенной в учебном пособии для вузов (В. Мусатов. «История русской литературы XX века (советский период)»), вышедшем в издательстве «Высшая школа», М., 2001.

Структура работы, обоснована целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Напряженный интерес к произведениям М. А. Булгакова, несомненно, объясняется сложностью проблематики, своеобразием его позиции в отношении ко времени и истории, определенных самой эпохой, выпавшей на долю художника, и, конечно же, эстетическим своеобразием его произведений. Экскурс в историю изучения наследия М. А. Булгакова показывает, что, несмотря на обилие разноплановых исследовательских работ, нельзя сказать, что творчество писателя изучено и понято. Стереоскопический мир булгаковских текстов не укладывается в некое заранее уготованное ему прокрустово ложе, а часто и не синтезируется из анализов, строящихся на углублении в отдельные сюжеты, мотивы, образы и детали. Хотя, конечно же, в булгаковедении много сделано и делается для прочтения творчества писателя как целого.

Особенности публикации произведений М. А. Булгакова и отношение к ним советской критики приводило к однобокому восприятию его творчества. Со второй половины шестидесятых годов он был более всего известен как автор романа «Мастер и Маргарита» и пьесы «Дни Турбиных». Казалось, что судьба М. А. Булгакова напоминает судьбу Д. Джойса, который предстает как автор одного романа «Улисс», ибо «Мастер и Маргарита», будучи опубликованным, стал знамением времени и определил отношение к художнику.

У романа М. А. Булгакова сложилась двойная репутация: сначала он был восторженно принят интеллигенцией и стал философским бестселлером, своего рода интеллигентским евангелием, потом часть той же интеллигенции стала воспринимать роман как антихристианское, чуть ли не сатанинское произведение.

Без сомнения, центральной осью романа являлась булгаковская трактовка евангельской проблематики, которая и приводит нас к объяснению авторской концепции истории. Ответ на вопрос, какое место в композиции романа занимают центральные образы, во многом оказывается в зависимости от понимания романа и писательской мысли. Оказалось, что простого хода в понимании и толковании «Мастера и Маргариты» нет. По мере постепенного узнавания творчества Булгакова становилось очевидным, что роман не может быть прочитан без ощущения того, как двигалась мысль писателя, осваивавшего новую реальность, что весь корпус текстов Булгакова, по сути, готовил этот завершающий художественный текст, подытоживающий непростые раздумья писателя об эпохе.

Заметно, что уже в 20-е годы Булгаков стремится осмыслить то, что произошло с его поколением и страной и создать образ истории, каким он предстал перед ним (30-е годы только закрепят этот эффект). Естественно, что такие задачи могли быть решены лишь в романной форме, хотя Булгаков работает в разных жанрах. Однако понятно, что творчество писателя, независимо от воплощения в той или иной форме, связано темами, мотивами, объединяющими отдельные прризведения в единый «общий» текст, где в центре мира находится поколение, «вброшенное» в историю, и сам писатель, сложно вписывающийся во время, сложно ощущающий быстро меняющуюся историю, пытающийся ответить на мучительные философские вопросы бытия. Здесь становится заметной особенность творчества писателя, заключающаяся в том, что проза Булгакова драматургична, а драматические произведения тяготеют к тому, чтобы продолжить прозу, дописывая образ исторической эпохи. Пьесы Булгакова содержат в себе черты прозаического происхождения и оказываются логическим продолжением прозаических произведений.

Ощущение М. А. Булгаковым конца истории обостряет его отношение к проблеме Добра и Зла и усиливает стремление писателя разобраться в ней. В том или ином виде эта проблема просматривается во всех булгаковских произведениях. Творчество Булгакова утверждало мысль о том, что человек, будучи несвободным в сфере социально-исторических обстоятельств, свободен в области морального выбора. Человеческая жизнь не представляет раз и навсегда заданное соотношение добра и зла и остается вечной моральной проблемой. Человек отвечает сам за свой выбор и оплачивает его тоже сам. Человеку нет и не будет скидок на слабость или на непреодолимые обстоятельства. Абсолютная свобода, которая дана человеку в то же время означает и абсолютную его ответственность. А ориентиром здесь может служить только сознание того, что есть некая Высшая Инстанция, где его мысли и поступки подлежат оценке и суду. Эта Инстанция является не объектом знания, а предметом веры. Такое понимание вечных вопросов бытия подтверждает то факт, что своим творчеством Булгаков продолжал религиозно-философские поиски русской литературы. В этом смысле итоговый роман Булгакова, несомненно, вполне встраивается в общий ряд главных произведений русской и мировой литературы, центральной проблемой которых была проблема Добра и Зла.

Не претендуя на единственность предложенного нами пути в исследовании творчества М. А. Булгакова, заключающегося во внимательном прочтении метатекстовых связей произведений для понимания общего текста и уяснения особенностей историко-культурной и философской концепции писателя, смеем утверждать, что путь этот существенно помогает разобраться в художнической логике, в уникальности творчества и отдельных произведений писателя, а также понять в целом творчество столь непростого писателя, как Михаил Афанасьевич Булгаков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Собрание сочинений: В 5-ти т. / Редкол.: Г. Гоц, А. Караганов, В. Лакшин и др. М., 1989−1990.
  2. М. Собрание сочинений: В 10-ти т. / Сост., предисл., подг. текста В. Петелина. М., 1995−2000.
  3. М. А. Собрание сочинений: В 8 т. / Сост., подг. текстов, предисл., коммент. В. И. Лосев. М., 2002.
  4. М. Драмы и комедии. М., 1965.
  5. М. А. Мастер и Маргарита. // Москва. 1966. № 11- 1967. № 1.
  6. М. Грядущие перспективы / Коммент. Н. Натовой // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1991. Т. XXIV. С. 271−278.
  7. М. Великий канцлер / Предисл. и коммент. В. Лосева. М., 1992.-544 с.
  8. Е. Дневник Елены Булгаковой / Сост., текстол., подг. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской. М., 1990. 399 с.
  9. М. Дневник. Письма. 1914−1940 / Составл., подг. текста и коммент. В. И. Лосева. М., 1997. 640 с.
  10. М. А. Белая гвардия / Текстологическая подготовка, публикация 21 главы, послесловие И. Ф. Владимирова. М., 1998 278 с.
  11. М. А. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000. 544 с.
  12. М. и Е. Дневник Мастера и Маргариты / Сост., предисл., коммент. В. И. Лосева. М., 2001. 559 с.
  13. М. А. Пьесы 1920-х годов / Вступ. ст., сост. и общая ред. А. А. Нинова. М., 1989. 591 с.
  14. М. А. Пьесы 1930-х годов / Вступ. ст. А. М. Смелянского- Сост. и общая ред. А. А. Нинова. М., 1994. 671 с.
  15. М. Из писем / Публикация В. Гудковой // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 261 -268.
  16. Г. А. О композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Поэтика русской советской прозы. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1985. С. 55 63.
  17. П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. 1990. № 7. С. 95 100.
  18. И. Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и традиции русской классики // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. 16 40.
  19. М. Л. Беатриче Данте и Маргарита Булгакова // Дантовские чтения. 1990. М., 1993. С. 148 154.
  20. Л. Без Булгакова // Свободная мысль. 1992. № 12. С. 82 88.)
  21. А. Восемь снов // Театр. 1957. № 8. С. 61 66.
  22. А. Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору этнографии и мифологии / Сост., подг. текста, статья, коммент. A. JI. Топоркова. М., 1996. С. 289−305.
  23. А. Н. Зооморфические божества у славян // Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору этнографии и мифологии / Сост., подг. текста, статья, коммент. A. JI. Топоркова. М., 1996. С. 144−194.
  24. А. Н. Баснословные сказания о птицах // Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т. / Репринт издания 1865 года с исправлениями. М., 1994. Т. 1. С. 488 552.
  25. А. Н. Ведун и ведьма С. 82. // Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору этнографии и мифологии / Сост., подг. текста, статья, коммент. A. JI. Топоркова. М., 1996. С. 45 85.
  26. А. Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Stadia Russica. XVII. Budapest, 1999. P. 349 358.
  27. Ю. В. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов- Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 125−140.
  28. Ю. В. Эволюция жанров русской драмы XIX начала XX века. Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1982. — 128 с.
  29. Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы (на материале драматургии М.А. Булгакова): Учебное пособие. Вологда, 1989. -95 с.
  30. Ф. Песни лирников в «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Новое лит. обозрение. М., 2000. № 44. С. 195−198.
  31. М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, Подг. текста Г. С. Бернштейн и JI. В. Дерюгина, Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М., 1979. 424 с.
  32. И. О белых арапах и красных туземцах // Молодая гвардия. 1929. № 1.С. 105−111.
  33. М. И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1996. 25 с.
  34. И. 3., Кульюс С. К. Михаил Булгаков в 1934 1936 гг.: на пути к мифу // Филологические чтения: 1996. Сборник памяти Владимира Самойловича Белькинда. Даугавпилс, 1998. С. 106 — 115.
  35. И., Кульюс С. «Стальные перья, стальные крылья» (Мотив полета в творчестве Булгакова) // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С-Пб, 1999. С. 145−150.
  36. Белозерская Булгакова Л. Е. Воспоминания. М., 1990. — 223 с.
  37. М. Прощай, веселая квартира: О постановке пьесы Булгакова «Зойкина квартира» в Ленинграде // Искусство Ленинграда. 1990. № 9. С. 22−25.
  38. И. Анализ драматического произведения («Дни Турбиных» Михаила Булгакова) / Учебно-методическое пособие. М., 1994. —45 с.
  39. Б.: Блюм В. На холостом ходу: («Зойкина квартира» в Студии им. Вахтангова) // Новый зритель. 1926. № 45. С. 13−14.
  40. В. Правая опасность в театре: (От нашего корреспондента) // Экран. 1929. № 7. С. 5.
  41. К. А. Деньги в фольклоре. С-Пб., 1995. 128 с.
  42. А. Н. Как попал в роман М. А. Булгакова чернокнижник Герберт? // Природа. 1988. № 8. С. 122 126.
  43. Н. А. Андрей Белый и советские писатели: К истории творческих связей // Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1998.
  44. Е. Под знаком Воланда // Русская мысль. Париж, 1992. 22 мая. № 3930. С. 15.
  45. Б. п. О ТЕА-политике (На диспуте В Ком. Академии) // Новый зритель. 1926. № 41. С. 4.
  46. Б. п. Суд над «Белой гвардией»: (Диспут в Доме печати) // Новый зритель. 1926. № 42. С. 4.
  47. Б. п. Открытие сезона МХАТ // Наша газета. 1926. 4 сент. С. 4.
  48. Б. п. Дни Турбиных в МХАТ первом // 30 дней. 1926. № 11. С. 80−81.
  49. Б. п. «Бег» остается под запретом // Современный театр. 1928. № 44. С. 712.
  50. Б. п. «Багровый остров» в Камерном театре / Беседа с А. Таировым // Новый зритель. 1928. № 49. С. 14.
  51. Б. п. Без руля и без ветрил: («Багровый остров» М. Булгакова в Московском Камерном театре) // Экран. 1929. 20 апреля. С. 6.
  52. Б. п. «Дни Турбиных» М. Булгакова: MXAT-I. Постановки И. Су-дакова // Театр и драматургия. 1934. № 1. С. 16.
  53. Б. п. Опера «Петр I» // Театральная декада. М., 1937. № 32. С. 11.
  54. Б. п. Умер писатель М. А. Булгаков: [Некролог] // Веч. Москва. 1940. 11 марта. С. 3.
  55. Б. п. Прекрасный драматург // Вахтанговец. М., 1940. 18 марта. С. 4.
  56. Б. п. М. А. Булгаков // Горьковец. М., 1940. 1 апреля. С. 4.
  57. Б. п. Памяти Булгакова // Лит. газ. М., 1940. 20 октября. С. 8.
  58. Б. п. Булгаков М. А. // Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. М., 1951. Т. 6. Изд. 2-е. С. 259.
  59. . Наказание в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Типология мотива // Russian Literature (1994). P. 1−38.
  60. И. А. Собр. соч.: В 9 т. / Под общ. ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. Т. 4. М., 1966.
  61. И. Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст. 1978. М., 1978. С. 156−248.
  62. И. Дантовская концепция «Мастера и Маргариты» // Дантов-ские чтения. 1987. М., 1989. С. 58 90.
  63. Ф. Дело Турбиных // Театр. 1990. № 8. С. 105 117.
  64. Т. М. Булгаков и Л. Леонов. К вопросу о творческих параллелях («Белая гвардия» и «Белая ночь») // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. С-Пб, 1991. Кн.1. С. 80 94.
  65. Т. М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. С-Пб, 1994. Кн. 2. С. 74−90.
  66. П., Генис А. Загадки главного романа, или откровение в эпоху Воланда // ЛГ-Досье. 1991. № 5. С. 3, 13.
  67. А. Метатекст в тексте: Пер. с польского Головачевой А. В. // Вержбицка А.- Сост. Николаева Т. М. М., 1978. Вып. VIII. С. 402−421.
  68. В. О Михаиле Афанасьевиче Булгакове // Воспоминания с комментариями. М., 1982. С. 379−405.
  69. Ю. Г. Доктор Булгаков. Киев, 1991. 256 с.
  70. Ю. Г., Навроцкий В. В., Шалюгин Г. А. Михаил Булгаков и Крым. Симферополь 1995. 144 с.
  71. И. Ф. «Алый мах» всадника из Апокалипсиса // Булгаков М. А. Белая гвардия. М., 1998. С. 265 278.
  72. М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. С-Пб., 1998.-672 с.
  73. В. Либретто, которое никому не понадобилось: К истории создания М. А. Булгаковым либретто «Петр Великий» // Советская музыка. 1988. № 2. С. 60−62.
  74. А. О том, что у нас нет // Красная новь. 1925. № 10. С. 254,259, 262−263.
  75. А. Писатель, книга, читатель // Красная новь. М., 1927. № 1.С. 226−239.
  76. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Составители Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. М., 1988. 526 с.
  77. А. В системе зеркал // Звезда Востока. 1984. № 11. С. 179 -187.
  78. А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. 346 с.
  79. Выступление на диспуте о спектаклях «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая». Стенограмма. // Фонд Владимирова В. К. РГАЛИ. Ф. 2355. On. 1. Ед. хр. 5. Л. 1 64.
  80. Gaal-Baroti М. Булгаков и Гете: Образ Маргариты в свете гетевского «Фауста» // Studia Russica Budapestinensia. II III. Материалы III и IV Пуш-кинологического коллоквиума в Будапеште 1991, 1993. Budapest, 1995. Р. 313−318.
  81. И. Л. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: К вопросу об историко-философских источниках романа // Известия Академии наук СССР. М., 1983. Т. 44, № 2. С. 106−115.
  82. И. Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Галинская И. Л. Загадки известных книг. М., 1986. С.65−126.
  83. А. Что сделал ты с братом своим? // Театр. 1989. № 6. С. 92−110.
  84. Г. Лекции по философии истории. // Гегель. Сочинения. М., 1932. Т. X. Кн. 2.
  85. Г. Философия истории // Гегель. Собр. соч. Л., 1935. Т. VIII.
  86. А. Сон и бред у Достоевского // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1981. Т XIV. С. 214 230.
  87. Д. В пределах вечности: Кровь и огонь в «Мастере и Маргарите» // День. 1992. № 17. С. 6.
  88. И. Фауст: Трагедия / Пер. Б. Пастернака. Предисл. и коммент. А. Аникста. М., 1998. 688 с.
  89. Гиппиус 3. Черные тетради. // Звенья: Исторический альманах. М.-С-Пб, 1992. Вып. 2.
  90. Н. В. Собр. соч.: В 4 т. / Под общ. ред. Н. Л. Степанова. М., 1968. Т. 1.
  91. А. Поэтика ремарок Булгакова // Михаил Булгаков: «Этот мир мой.». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С-Пб, 1993. С. 79−90.
  92. Д. Е. Воланд и пятимерная теория поля // Природа. 1978. № 1.С. 159−160.
  93. А. В театре все условно: Из книги воспоминаний «И вблизи и вдали» // Театральная жизнь. 1991. № 21. С. 26.
  94. . Ницшеанские темы и мотивы в советской культуре 30-х годов // Бахтинский сборник. Вып. И: Бахтин между Россией и Западом / Отв. ред. Д. Куюнджич, В. Л. Махлин М., 1992. С. 104 126.
  95. Guerman М. Mikail Vrubel. Introduction // Mikail Vrubel. Альбом (на английском языке) / Translated from the Russian by J. Greenfield and V. Dere-viaghin / Leningrad, 1985. P. 7 51.
  96. В. Сквозные мотивы произведений М. А. Булгакова и их раскрытие в сценическом искусстве наших дней // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. Сб. ст. М., 1981. С. 167- 183.
  97. В. В. Примечание к публ. перепис. Булгакова с французской актрисой М. Рейнгарт по поводу постановки в Париже «Зойкиной квартиры» // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 260−268.
  98. В. О чем рассказывают «восемь снов» «Бега» // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 230 249.
  99. В. В. Судьба пьесы «Бег» // Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова. Сб. науч. тр. Д., 1987. С. 39 59.
  100. В. «Зойкина квартира» М. А. Булгакова // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени / Сост. А. А. Нинов- Науч. ред. В. В. Гудкова. М., 1988. С. 96 125.
  101. В. В. Повести Михаила Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т. 2. С. 663 703.
  102. Дамаскин Иоанн св. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 1992.-465 с.
  103. О. А. Мотив безумия в драматургии М. Булгакова и русская романтическая традиция // Проблемы метода и жанра: Сб. статей / Отв. Ред. Ф. 3. Канунова. Томск. 1997. С. 220−231.
  104. М. Зойкина квартира // Огонек. 1988. № 22. С 32 33.
  105. R. Жанры русского народного театра и «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. К вопросу: Булгаков и авангард // Russian Literature. XXI. 1987. P. 37−58.
  106. Р. Игровой элемент в малой прозе Булгакова: фельетон «Сорок сороков» и раек // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С-Пб, 1999. С. 40 49.
  107. Е. «Англичане» из Перми Н Театр. 1990. № 5. С. 97−98.
  108. А. Русское сердце // Знамя. 2000. № 5. С. 207 215.
  109. М. «Истина о том, что болит голова» // Златоуст. 1992. № 1.С. 306−349.
  110. JI. Н. Ритмический прием как смысловой центр произведения (повесть М. А. Булгакова «Роковые яйца») // Душина JI. Н. Русская поэзия и проза XIX XX в.в.: Ритмическая организация текста / Под ред. А. А. Демченко. Саратов, 2002. С. 174 — 182.
  111. М. Неудачная инсценировка // Новый зритель. 1926. № 42(145). С. 6.
  112. С. Михаил Булгаков и проблемы национального сознания русских // Свободная мысль. 1992. № 11. С. 92 100.
  113. Е. А. Николка Турбин и братья Булгаковы // Театр. 1991. № 5. С. 33−47.
  114. Е. А. М. А. Булгаков в последний год жизни (По материалам семейного архива) // Наше наследие. 1991. № 3. С. 81 86.
  115. А. Евангелие Михаила Булгакова: Опыт исследования 4-х глав романа «Мастер и Маргарита». Ardis, Ann Arbor. 1984. 250 с.
  116. А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри. К анализу библейской линии романа // Наука и религия. 1987. № 9. С. 47 52.
  117. А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о «теологии» романа // Наука и религия. 1987. № 8. С. 49 51- № 9. С. 27 — 29.
  118. М. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма (CPA). С-Пб., 1995. 93 с.
  119. Н. О «Зойкиной квартире» в Театре им. Евг. Вахтангова // Зоркая Н. Творческий путь A.A. Попова. М., 1954. С. 79−83.
  120. В. В. Черт у Набокова и Булгакова // Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 2000. Т. 2. С. 707 713.
  121. Е. А. Автор текст — читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов: «Адам и Ева», «Мастер и Маргарита». Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Воронеж, 1998.-28 с.
  122. Л. Ряженые в традиционной русской культуре. Петербург, 1994.-235 с.
  123. Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 44 56.
  124. JI. Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 50−53.
  125. С. Тайнопись в «Собачьем сердце» // Новый журнал. Нью-Йорк, 1987. Кн. 168−169. С. 18−23.
  126. Т. Д. К истории отношений М. Булгакова и Ленинградского Красного театра // Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 124−133.
  127. М. Еще раз о шахматной сцене // 64: шахматное обозрение. 1986. № 2. С. 24−25.
  128. В. Заметки о драматургии Булгакова .// Булгаков М. Драмы и комедии. М., 1965. С. 3 12.
  129. М., Бар-Селла 3. Мастер Гамбс и Маргарита. Тель-Авив, 1984.-183 с.
  130. А. П. Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. -150 с.
  131. Е. О жанре романа Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Studia Russica Budapestinensia. II III. 1995. P. 319−334.
  132. Karas' J. Фантастическое в творчестве M. Булгакова и H. Гоголя («Петербургские повести» «Дьяволиада» — «Мастер и Маргарита») // Studia Rossica PoznaniensiaPoznan. 1993. Z. XXIII. P 53 — 60.
  133. М. Г., Шнеерсон М. А. «Вот твой вечный дом.»: Личность и творчество Михаила Булгакова. С-Пб, 2000. 160 с.
  134. Л. Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» / Научн. докл. высш. шк. // Филологические науки. М., 1991. № 6. С. З- 11.
  135. G. Мастер и Маргарита (Заметки о типе интертекстуальности в романе) // Studia Russica Budapestinensia II-III. Будапешт. 1995. С. 335−358.
  136. M. В. С. Соколова Роли в пьесах Булгакова. // Ежегодник Московского художественного театра: 1943. М., 1945. С. 801.
  137. Н. А. Прямое и метафорическое словоупотребление в романе «Белая гвардия» // Русский язык в СССР. 1991. № 4. С. 36 41.
  138. Коллектив МХАТ СССР им. Горького. Памяти М. А. Булгакова: Некролог. //Известия. 1940. 12 марта. С. 4.
  139. А. Что читал «Мастер» // Библиофил: Люди, рукописи, книги: Тайны и открытия. М., 1999. Сб. 1. С. 113 126.
  140. А. А. Время и вечность в пьесах М. Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С-Пб, 1999. С. 39 56.
  141. А. А. Мастер: Астральный роман. Часть 1. Донецк, 1996. -216с.
  142. А. А. Мастер: Астральный роман. Часть 2. Донецк, 1997. -240 с.
  143. А. А. Мастер: Астральный роман. Часть 3. Донецк, 1997. -250 с.
  144. А. А. Игра эпиграфов в романах М. Булгакова // Русская филология. Украинский вестник. Харьков, 1997. № 1−2. С. 37 -41.
  145. А. Между Христом и Сатаной // Театральная жизнь. 1991. № 13. С. 30−32- № 14. С. 29−31- № 15. С. 28−31.
  146. Е. П. Метанаррация // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск, 2001. С. 459−461.
  147. В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990. 464 с.
  148. М. Булгаков и Пастернак как романисты. Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго». Ann Arbor. 1984. -137 с.
  149. Г. Гностический роман М. Булгакова // Грани. 1983. № 134. С. 47−81.
  150. Г. Эмблематика чисел в «Мастере и Маргарите» // Грани. 1982. № 123. С. 197−222.
  151. Г. О бунте и измене на корабле Саардамского Плотника (О романе Михаила Булгакова «Белая гвардия») // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1991. Т XXIV. С. 21 42.
  152. О., Смирнов Ю. Магия слова (Заметки на полях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». К 95-летию со дня рождения автора) // Памир. 1986. № 5. С.152 167. № 6. С. 108 — 123.
  153. В. Вторая встреча: Воспоминания и портреты. М., 1984 -368 с.
  154. В. Я. Булгакиада М., 1987. 47 с.
  155. В. Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 1.С. 5−68.
  156. Т. Он помнил обо мне: Воспоминания Т. Н. Лаппа // Студенческий меридиан. М., 1991. № 5. С. 39−41.
  157. Л. А. Нравственный смысл кантианских мотивов в фило-софсом романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Науч. докл. высш. шк.: Филологические науки. 1991. № 1. С. 12 23.
  158. И. О романе и о Всеобуче // Россия. 1923. № 7. С. 8 11.
  159. В. Иконное и иконическое в романе «Мастер и Маргарита» // Северо-восток. 1992. № 4. С. 4 5.
  160. Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 5. С. 607 664.
  161. Г. Триптих М. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия" — «Записки покойника" — «Мастер и Маргарита». М., 1999.-430 с.
  162. В. А. Садовая 302-бис // Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндерс. М., 1988. С. 175−176.
  163. М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997. -198 с.
  164. О. «Дни», которые потрясли театральную общественность // Новый зритель. 1926. Кн. 43. С. 5.
  165. В. Судьба романа // Слово. 1991. № 4. С. 15 17.
  166. Ю. М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Ученые записки Тартуского ун-та. Вып. 545. 1983. № 4. С. 130 137.
  167. Ю. М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 5 56.
  168. Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 272 с.
  169. Я. С. М. Булгаков в работе над текстом «Дней Турбиных» // Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 16−38.
  170. Я. К проблеме мировоззрения Михаила Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С-Пб, 1999. С. 9 17.
  171. Л. (1901 1924) Вне закона. Пьесы. Рассказы. Статьи / Сост., послесл., примеч. М. Вайнштейн. С-Пб., 1994.-240 с.
  172. Д. М. «Никому не известный композитор-однофамилец.»: (О семантических аллюзиях в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 44. М., 1985. № 1.С. 83−86.
  173. Д. М., Тамарченко Н. Д. «Сверхтекст» и «Сверхдеталь» в русской и западной культуре // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 1998. № 7. С. 24 28.
  174. Г., Жук А. О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга. 1968. № 6. С. 60−65.
  175. С. «Мастер и Маргарита» как театральное представление //Театральная жизнь. 1991. № 19. С. 11−13- № 21. С. 12−14.
  176. О. Конец романа // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4-х т. / Сост. и коммент. П. Нерлера и А. Никитаева. М., 1993. Т. 2. С.271−275.
  177. П. О театре. В 4-х книгах. М., 1974 1977.
  178. П. Книга воспоминаний. М., 1985. 607 с.
  179. Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. 407 с.
  180. Е. M. Ворон // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1991. Т. 1. С. 245−247.
  181. М. 3. Загорский М. «Зойкина квартира» в Студии им. Вахтангова //30 дней. 1926. № 11. С. 81.
  182. Л. «Я благодарна ему за этот урок» // ЛГ-Досье. 1991. № 5. С. 28.
  183. Л. Михаил Булгаков-драматург в современном мире // Михаил Булгаков: «Этот мир мой.». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С-Пб., 1993. С. 6 21.
  184. Л. Творчество М. А. Булгакова в европейских традициях шутовства // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 1998. № 7. С. 55−59.
  185. Э. Молодой Булгаков // Воспоминания о Михаиле Булгакове / Составители Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. М., 1988. С. 155.
  186. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1991 -1992.
  187. Е. Сентиментальное путешествие Белой гвардии // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М., 2002. С. 468 489.
  188. Т. «Смерть Берлиоза» в контексте древнеирландской мифопоэтической традиции (К проблеме развития концепта судьбы) // Логос. 2002. № 1.С. 99−108.
  189. М. А. Текстовой анализ // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск, 2001. С.823 824.
  190. В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М., 1998. 484 с.
  191. Е. Михаил Булгаков // Печать и революция. 1927. № 4. С. 85−86.
  192. Л. Понять Россию: историко-культурные исследования / Пер. с немецкого. М., 2000.
  193. . Булгаковская Москва. М., 1993. 222 с.
  194. И. Биография культура — текст (О «сдвиге» в русской культурной парадигме) // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского коллоквиума. Studia Russica Budapestinensia. С. 219 — 244.
  195. М. Миссия русской эмиграции. М., 1994. Т. 1. 415 с.
  196. Н. Михаил Булгаков и Гоголь: Опыт сопоставительного анализа// Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1984. Т. XVII. С. 83−114.
  197. Н. От текста к сцене: Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова и ее театральная интерпретация // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1984. Т. XXIV. С. 43 132.
  198. Natov N. Mikhail Bulgakov. Boston, 1985. 144 с.
  199. В. Дом Турбиных // Новый мир. 1967. № 9. С. 132 142.
  200. В. И. Художественно-эстетическое влияние романа А. Прево «Манон Леско» на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Классическое наследие и современность. Вып. 1. Куйбышев, 1986. С. 146−147.
  201. В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991.-164 с.
  202. В. И. Поэтика М. А. Булгакова как эстетическое явление: Дис. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ, д-ра филолог, наук. Волгоград, 1999.-45 с.
  203. В. Предметы материальной культуры в пьесах Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Бул-гаковских чтений в С-Пб (май 1997). С-Пб, 1999. С. 18 21.
  204. С. В. Над страницами антиутопий К. Чапека и М. Булгакова (Поэтика скрытых мотивов). М., 2001. 176 с.
  205. Т. А. «Дом» и «Город» в художественной концепции романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1987. С. 53−62.
  206. А. О драматургии и театре Михаила Булгакова (Итоги и перспективы изучения) // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени / Сост. А. А. Нинов- Науч. ред. В. В. Гудкова. М., 1988. С. 6−39.
  207. А. Загадка «Батума»: Сталин в последней пьесе Булгакова. Анализ и версия // Театр. 1991. № 7. С. 39 57.
  208. Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Пер. В. А. Флеровой // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Пер. с нем.- Сост., ред. и авт. Примеч. К. А. Свасьян. М., 1990. С. 631 692.
  209. JI. Жизнь и смерть романа Хлудова // Театр. 1968. № 8. С. 15−16.
  210. И. М. Путь М. Булгакова // Печать и революция. 1929. № 4. С. 40−53.
  211. Отан-Матьё М. Восприятие драматургии Булгакова во Франции: от «Зойкиной квартиры» до «Бега» // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений в С-Пб (май 1997). С-Пб, 1999. С. 97- 109.
  212. М. История сношений человека с дьяволом. М.-С-Пб., 2000. 480 с.
  213. И. В редакции «Гудка» // Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндерс. М., 1988. С. 131−132.
  214. А. Против булгаковщины // Новый зритель. 1926. № 41. С. 3−4.
  215. О’Рык Ю. Чудеса контрразведки // Мужской взгляд. М., 2002. № 5. С. 20−21.
  216. Pavan Pagnini S. Морфология романа Булгакова «Мастер и Маргарита» как волшебной сказки // Russian Literature. XXXI. 1992. P. 353−374.
  217. Е. В. Семантика нарратива // Падучева Е. В. Семантические исследования. М., 1996. С. 368 450.
  218. Пал невский П. Последняя книга М. Булгакова // Палиевский П. Шолохов и Булгаков. М., 1999. С. 51 82.
  219. Л. Великий бал у сатаны // Наука и жизнь. 1990. № 10. С. 93−99.
  220. Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М., 1991. 207 с.
  221. . Доктор Живаго: Роман // Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т.3.-734 с.
  222. В. В. Возвращение мастера: Статьи о М. А. Булгакове / Библ. «Огонек». М., 1986. № 38.-45 с.
  223. В. В. Михаил Булгаков: жизнь, личность, творчество. М., 1989.-495 с.
  224. А. Ф. Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: поэтика комического. Автореф. дис. канд. филолог, наук. Ставрополь, 2000.
  225. В. Б. Внедраматургические элементы в трагикомедии М. А. Булгакова «Бег» // Филологические науки. 1988. № 1. С. 66 69.
  226. Н. В. От «Киева-города» к «Белой гвардии» (М. А. Булгаков публицист и художник) // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. З — 16.
  227. М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов- Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 369 391.
  228. Р. Новая пьеса Булгакова «Бег» // Искусство. 1929. № 3 4. С. 66−75.
  229. В. Загадка Маргариты // 64: Шахматное обозрение. М., 1985. № 17. С. 24−24.
  230. М. Волошина М. Булгакову. РО ИР ЛИ РАН. Ф. 369. № 371. Л. 1,2.
  231. Я. М. Мастер и музыка: Перечитывая М. А. Булгакова // Платек Я. Верьте музыке. М., 1989. С. 301 340.
  232. Н. А. Традиции Э. Т. А. Гофмана в романе «Мастер и Маргарита» // Мир романтизма. Тверь, 2000. С. 159 164.
  233. . О чем беседовал Воланд с Берлиозом: Философские проблемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1991. Т. XXIV. С. 143 162.
  234. Е. В. Новеллистика М. Булгакова 20-х г. Автореф. дис. канд. филолог, наук. Екатеринбург, 1999. -22 с.
  235. В. «Недра»: книга шестая // Красная Новь. 1925. № 3. С. 288−289.
  236. И. С. Традиции западноевропейской мениппеи в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. 41−68.
  237. Т. «Восточные мотивы Мастера и Маргариты» // Звезда Востока. 1988. № 2. С. 125 127.
  238. А. Пушкиниана Михаила Булгакова // Библиофил: Люди, рукописи, книги: Тайны и открытия. М., 1999. Сб. 1. С. 43 49.
  239. М. История культуры русской эмиграции 1919 — 1939: пер. с англ. / Предисл. О. Казиной. М., 1994. 296 с.
  240. Э. Жизнь Иисуса / Полн. науч. пер. с 25-го издания А. С. Усовой. Под ред. и с предисл. А. Н. Веселовского. Послесл. И. С. Свенциц-кой.М., 1991.-398 с.
  241. Родословная Михаила Булгакова / Автор-составитель Б. Мягков, Предисл. Л. Аннинского. М., 2001. 96 с.
  242. И. Достоевский, Булгаков и современная физика // Слово. № 12. С. 60−61.
  243. Л. Звезды не гаснут / Зеленый крест. 1991. № 1. С. 42−43.
  244. В. Михаил Булгаков: писатель и власть. По секретным архивам ЦК КПСС и КГБ. М., 2000. 446 с.
  245. В. Булгаковская трагическая буффонада: спектакль «Проходимец Кири-Куки» по пьесе «Багровый остров» в Моск. театре оперетты // Лит. Россия. 1989. № 25. С. 20.
  246. С. «Всю ночь читал я твой завет.»: Образ Христа в современном романе // Новый мир. 1989. № 11. С. 229 243.
  247. П. П. «Украина будет!.» Из воспоминаний // Минувшее: Исторический альманах. 17 / Публикация А. Варлыго, С-Пб., 1995. С. 7 115.
  248. Е. Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003. 358 с.
  249. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. -416с.
  250. А. «Волшебная камера»: К истории создания спектакля «Дни Турбиных» во МХАТе // Современная драматургия. 1983. № 4. С. 266−279.
  251. А. Булгаков, МХАТ. «Театральный роман». // Театр. 1985. № 8. С. 88−99.
  252. А. Михаил Булгаков в Художественном театре. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1989. 432 с.
  253. А. Уход (Булгаков, Сталин, «Батум»). М., 1988. 48с.
  254. А. Театр Михаила Булгакова: тридцатые годы // Булгаков М. А. Пьесы 1930-х годов / Театральное наследие. М., 1994. С. 4 24.
  255. А. М. Булгаков и поэма Гоголя // Театральная жизнь. 1984. № 7. С. 14 15- № 8. С. 30 — 31- № 9. С. 22−23.
  256. Ю. Мистика и реальность сатанинского бала // Памир. 1988. № 9. С. 139- 163.
  257. Ю. Еще раз о восточных мотивах в «Мастере и Маргарите» // Памир. 1989. № 7. С. 161 170.
  258. Ю. М. Театр и театральное пространство в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // «Этот мир мой.». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С-Пб, 1993. Т. 1. С. 139−147.
  259. . Булгаковская энциклопедия. М., 1996. 592 с.
  260. А. Хмелев Роли в пьесах Булгакова. // Ежегодник Московского художественного театра: 1943. М., 1945. С. 363.
  261. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов- Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 304−312.
  262. Спендель де Варда Д. Волшебство, или Маски предметов // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С-Пб, 1999. С. 22 32.
  263. И. Ответ В. Н. Билль-Белоцерковскому // Сталин И. Сочинения / Институт Маркса Энгельса — Ленина при ЦК ВКП (б). М., 1949. Т. 11. С. 328.
  264. Stenbock-Fermor Е. Bulgakov’s «Master and Margarita» and Goethe’s «Faust» // The Slavic and European Journal USA., vol. 25, No. 2. P. 309 325.
  265. H. Новелла Бабеля // И. Э. Бабель. Статьи и материалы. Л., 1928.
  266. Е. «В числе погибших быть не желаю.» Михаил Булгаков (1891 1940) // Парадокс о драме: перечитывая пьесы 1920 — 1930-х гг. / Рос. ин-т искусствознания МК РФ- отв. ред. Е. И. Стрельцова. М., 1993. С. 244−278.
  267. И. Н. Евангелие от Михаила (1928 1940. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Звезда. 2000. № 6. С. 213 — 225.
  268. Н. М. Михаил Александрович Врубель. М., 1974. 174 с.
  269. Тинг. Девять заметок о «Мертвых душах» // 30 дней. 1933. № 1. С. 75−77.
  270. Я. «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Киев- Львов, 1997.-390 с.
  271. М. Вчера и сегодня «Зойкиной квартиры» // Михаил Булгаков: «Этот мир мой.». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С-Пб, 1993. С. 34 50.
  272. И. «Багровый остров» в Московском камерном театре // Жизнь искусства. 1928. № 52. С. 10 11.
  273. А. Р. Текст // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Минск, 2001. С. 822 823.
  274. Н. Обмирщение // Россия. 1923. № 9.
  275. Г. Пища богов // Уэллс Герберт. Собр. соч.: В 15 т./ Под общ. ред. Ю. Кагарлицкого. М., 1964. Т. 3.
  276. Г. Война в воздухе // Уэллс Герберт. Собр. соч.: В 15 т./ Под общ. ред. Ю. Кагарлицкого. М., 1964. Т. 4.
  277. Г. Россия во мгле // Уэллс Герберт. Собр. соч.: В 15 т./ Под общ. ред. Ю. Кагарлицкого. М., 1964. Т. 15.
  278. J. История о Понтии Пилате // Russian Literature. XVIII. 1985. С. 43−61.
  279. Филипс-Юзввигг Е. Парадигмы метафоры крещения в «Мастере и Маргарите» Булгакова // Записки Русской академической группы в США. N.Y., 1985. Т. XVIII. С. 223−231.
  280. В. В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург, 1995.-256 с.
  281. Hoisington S. Fairy-tale elements in Bulgakov’s The Master and Margarita // Slavic and East European Journal. 1981. vol.25. № 2. P. 44−55.
  282. А. Христианские аспекты романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый журнал. Нью-Йорк, 1985. № 160. С. 175- 183.
  283. А. П. Собр. соч.: В 12 т./ Под общ. ред. В. В. Ермилова. М., 1963. Т. 9.
  284. М. Условия существования // В мире книг. 1974. № 12. С. 79−81.
  285. М. О. Архив М. А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. М., 1976. Вып. 37. С. 61−64.
  286. М. Опыт реконструкции текста М. А. Булгакова // Пмят-ники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 97 103.
  287. М. «И книги, книги.» (М. А. Булгаков) // «Они питали мою музу.»: (Книги в творчестве писателя). М., 1986. С. 219 247.
  288. М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. 672 с.
  289. М. О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов- Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 37 96.
  290. М. Первая и последняя попытка. (Пьеса М. Булгакова о Сталине) // Современная драматургия. 1988. № 5. С 204 218.
  291. М. О. Булгаков, Сталин и Пугачев. «Таинственная связь» между властителем и жертвой // Русская мысль. 1995. 11- 17 мая. С. 11, 14.
  292. М. О. К биографии Е. А. Шиловского // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М., 2002. С. 508−511.
  293. М. Господин авантюрист из «Белой гвардии» // Российская газета. 1999. 1 апреля. С. 31.
  294. Е. М. Булгаков и Красный театр // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 271 285.
  295. В. Закрытие сезона: Михаил Булгаков // Наша газета. 1926. 3 мая. С. 4.
  296. В. Б. Михаил Булгаков // Гамбургский счет: Статьи -воспоминания эссе (1914 — 1933) / Сост. А. Ю. Галушкин и А. П. Чудаков-
  297. . А. П. Чудаков- Коммент. и подг. текста А. Ю. Галушкин. М., 1990. С. 299−301.
  298. М. Что может выйти из этого Шарикова? // Грани. 1988. № 150. С. 136−162.
  299. А. Посол и Сатана. Уильям К. Буллит в булгаковской Моск-ве//Звезда. 1993.№ 1. С. 193−207.
  300. Е. А. О роли безличности в истории (источники «наполеоновской» темы в произведениях Булгакова) // традиции в контексте русской культуры / Сб-к статей и материалов. Череповец, 1997. С. 103−106.
  301. Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. -420 с.
  302. Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь, 2002. 103 с.
  303. Р. Михаил Булгаков и русская эмиграция // Русская мысль. 1991. № 3884, № 3885.
  304. Р. Русская эмиграция о романе «Белая гвардия» (19 201 930-е г. г.) // Михаил Булгаков на исходе XX века: Материалы VIII Междунар. Булгаковских чтений в С-Петербурге (май 1997). С-Пб., 1999. С. 50−74.
  305. Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. -320 с.
  306. Л. Треугольник Воланда. К истории романа «Мастер и Маргарита». Киев, 1992. 189 с.
  307. А. С. В. А. Жуковский в мире Михаила Булгакова // Филология РЫ1о1о§ 1а. Краснодар, 1996. № 9. С. 27 — 31.
  308. М. М. О Михаиле Булгакове // Статьи, воспоминания и письма. М., 1984. С. 35 85.
  309. Ю. О пьесах Михаила Булгакова // Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова. Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 144 146.
  310. Юнг К. Г. АКЖ. Исследование феноменологии самости / Пер. М. А. Собуцкий. М., 1997. 336 с.
Заполнить форму текущей работой