Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К общим проявлениям нарушений развития у дошкольников с ОНР относятся следующие: недоразвитие всех сторон речи, значительное снижение уровня развития вербального интеллекта, недостаточная концентрация, объем, распределение внимания, быстрая истощаемость внимания. Характерным для этой категории детей является выраженное отставание в развитии произвольной памяти, большая зависимость мнестических… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Историко-теоретические основы изучения проблемы комплексной системы диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных образовательных учреждениях для детей с общим недоразвитием речи

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитие речи старшего дошкольного возраста.

1.2. Исторический обзор развития комплексной системы коррекции речевых и неречевых нарушений у дошкольников с ОНР.

1.3. Применение средств музыкального воспитания в процессе комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи.

1.3.1. Возрастные особенности музыкального развития детей. Структура музыкальности.

1.3.2. Использование средств музыкального воспитания в коррекционной работе по преодолению ОНР.

Глава II. Содержание и методы логопедической работы по выявлению речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1. Цель, задачи, организация констатирующего эксперимента.

2.2. Теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента.

2.3. Методика исследования речевых и неречевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Глава III. Состояние речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи

3.1. Нарушение функционирования речевой системы у детей с ОНР.

3.2. Состояние неречевых психических процессов у дошкольников с ОНР.

3.3. Характеристика сенсомоторной сферы у дошкольников с ОНР.

3.4. Особенности музыкального развития у дошкольников с ОНР.

Глава IV. Использование средств музыкального развития в комплексной и дифференцированной системе коррекции общего недоразвития речи

4.1. Теоретические основы коррекционно-логопедической работы на основе использования музыкальных средств воздействия на детей с общим недоразвитием речи.

4.2. Организация комплексной коррекции по преодолению общего недоразвития речи с использованием средств музыкального воздействия.

4.3. Музыкальные средства коррекции в системе комплексной коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи.

4.1. Применение дифференцированного подхода в процессе коррекционно-музыкального развития дошкольников с ОНР.

4.2. Оценка эффективности комплексной коррекционной системы по преодолению общего недоразвития речи на основе использования средств музыкального воспитания.

Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

1. Общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором отмечается разнообразная речевая и неречевая симптоматика. Исследование показало, что у детей с ОНР, наряду с нарушением речевого и когнитивного, психоэмоционального развития, имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей.

2. Характер нарушений речевых и неречевых психических функций, а также музыкальных способностей у дошкольников с ОНР различного патогенеза является неоднородным. В процессе исследования выявлены общие и специфические проявления нарушений речевого, когнитивного, сенсомоторного, психоэмоционального и музыкального развития у детей со стертой дизартрией и моторной алалией.

К общим проявлениям нарушений развития у дошкольников с ОНР относятся следующие: недоразвитие всех сторон речи, значительное снижение уровня развития вербального интеллекта, недостаточная концентрация, объем, распределение внимания, быстрая истощаемость внимания. Характерным для этой категории детей является выраженное отставание в развитии произвольной памяти, большая зависимость мнестических процессов от ряда внешних факторов. В музыкальном развитии дошкольников отмечаются недостаточная эмоциональная отзывчивость на музыку, низкий уровень развития музыкальной памяти.

Специфические проявления нарушений развития у дошкольников со стертой дизартрией выражаются в преобладании фонетико-фонематических нарушений речи, расстройствах просодики, слухового гнозиса, зрительно-пространственной и динамической организации движений, орального праксисамалом объеме певческого диапазона, задержке в развитии мелодического слуха и др.

Наиболее выражены нарушения речевого, неречевого и музыкального развития у детей с моторной ал алией. Специфические особенности характерные для этих детей: более выраженное недоразвитие всех сторон речи, нарушение зрительного гнозиса, задержка формирования чувства ритманизкий уровень развития динамического, гармонического слуха и др.

Исследованием установлены значимые корреляции между состоянием динамической организацией движений и просодической стороной речи дошкольниковмежду нарушениями слухомоторной координации, слоговой структуры слов и ритмическим слухом, а также значимая ранговая корреляция между мелодическим, гармоничным, динамическим, тембровым слухом и просодической стороной речи.

3. С учетом структуры дефекта и уровня речевого, когнитивного, сенсомоторного и музыкального развития выделены три группы детей с общим недоразвитием речи: в группу 1 вошли дети со стертой дизартрией, их речевое и познавательное развитие соответствовало среднему уровню сформированности, а сенсомоторное и музыкальное развитие — уровню ниже среднегогруппу 2 составили дети с моторной алалией, уровень познавательного, сенсомоторного и музыкального развития которых — ниже среднегов группу 3 включены дети с моторной алалией, у которых показатели всех сфер развития соответствовали низкому уровню.

4. Эффективность комплексной коррекционно-логопедической работы с использованием средств музыкального развития была достигнута при реализации следующих условий: условием обеспечения единства речевого, когнитивного, психоэмоционального и музыкального развития детей дошкольного возраста с ОНР выступает комплексный подход. Комплексный подход на основе использования средств музыкального воспитания предполагает не только воздействие на все стороны формирующейся личности дошкольника, но и единство целей, задач и содержания коррекционного процесса. Комплексное коррекционно-педагогическое воздействие включало следующие основные направления: развитие всех компонентов и уровней речевой функциональной системыформирование познавательных процессовразвитие музыкально-ритмических способностей;

— обучающий эксперимент доказал значимость использования в процессе психолого-педагогической коррекции общего недоразвития речи средств музыкального искусства, которое обладает широким спектром воздействия на речевое, эмоциональное, нравственное, познавательное и психомоторное развитие ребенкав процессе комплексной коррекции осуществлялся дифференцированный подход с учетом особенностей и уровней речевого, познавательного развития, сформированное&tradeмузыкальных способностей, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;

— комплексное педагогическое воздействие осуществлялось на основе взаимодействия специалистов и активного участия родителей в коррекционном процессе.

5. В процессе проведения контрольного эксперимента были установлены статистически значимые различия в уровне сформированности речевых, когнитивных, сенсомоторных функций и музыкальных способностей между дошкольниками с ОНР, обучавшимися по экспериментальной программе с использованием средств музыкального развития, и традиционной методике воспитания и обучения. Это свидетельствует об эффективности разработанной комплексной и дифференцированной системы коррекционно-логопедической работы с использованием средств музыкального воспитания.

1. Абрамян JI.A. Роль игры в воспитании детей с трудностями в эмоциональном развитии / Л. А. Абрамкин // Эмоциональное развитие дошкольника: Сб.тр. М., 1985, — 19 с.

2. Аркин Е. А. Воспитание ребенка дошкольника в семье / Е. А. Аркин. М., 1947. -19 с.

3. Аркин Е, А Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, М, 1968; 445 с.

4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. М., 1973. -237 с.

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М., 1977, — 192 с.

6. Бадалян Л. О. Детская невралогия / Л. О. Бадалян. М., 2001. — 607 с.

7. Бадалян Л. О. Невропатология/ Л. О. Бадалян. М., 2001. -380 с.

8. Бадаева В. И. Обследование детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. И. Балаева. Саратов, 1964. -32 с.

9. Балаева В. И. логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих ЗПР и подготовка их к школе (по методике модельного обучения): Автореф. дис.канд. пед. наук / В. И. Балаева. М., 1968. — 27 с.

10. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис. канд. пед. наук / P.A. Белова-Давид. М., 1972. — 16 с.

11. Блохина Л. П. Методика анализа просодических характеристик речи / Л. П. Блохина, Р. К. Потапова. М., 1977. — 84 с.

12. Варенцова Н. С. Возрастные особенности усвоения грамоты детьми 5-ти и 6-ти лет. Автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.С. Варенцова. -М., 1978. -23 с.

13. Варенцова Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. М., 1996. — 677 с.

14. Венгер Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка / Л. А. Венгер. — М., 1968, — 19 с.

15. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л. А. Венгер. М., 1969. — 365 с.

16. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, B.C. Мухина. М., 1988. — 335 с.

17. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. М., 1988. — 143 с.

18. Ветлугина H.A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / H.A. Ветлугина. М., 1958. — 248 с.

19. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка / H.A. Ветлугина. -М., 1968. -415 с.

20. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина. М., 1981.-240 с.

21. Винарская E.H. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга /E.H. Винарская, А. М/Пулатов. Ташкент, 1989. — 165 с.

22. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. М., 1990. — 183 с.

23. Власова Т. А. Дети с отклонениями в развитии и временной задержкой речевого развития / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М., 1971. — 207 с.

24. Волкова Г. А., Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в условиях детского дома / Г. А. Волкова, М. А. Ярмакович. Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 34 -38.

25. Волкова Г. А. Психолого-педагогическое исследование детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. СПб., 1993. — 144 с.

26. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. М., 2002. — 272 с.

27. Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов / В. К. Воробьева. Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. Ляпидевского С. С. -М&bdquo- 1967.-219 с.

28. Воронова А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада: Диссертация. канд. пед. наук / А. П. Воронова. СПб., 1993. — 245 с.

29. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., 1960.-500 с.

30. Выготский Л. С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л. С. Выготский. М., 2001, — 366 с.

31. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. Хрестоматия по психологии: Сб.тр. М., 1987.-С. 175−186.

32. Гаркуша Ю. Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией / Ю.Ф.Гаркуша// Дефектология. 1983. — № 4. — С.23−25.

33. Гаркуша Ю. Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Диссертация. канд. пед. наук./ Ю. Ф. Гаркуша. СПб., 1983.-280 с.

34. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М., 1961, — 471 с.

35. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Сб.тр. М., 1985.-С. 54- 60.

36. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР / В. П. Глухов, — М., 2001 193 с.

37. Горюнова Т. П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т. П. Горюнова, B.C. Минашина, Н. И. Сереброва. Нарушения речи у дошкольников: Сб.тр. -М., 1972. С. 56−58.

38. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. Т. И / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1997.-С. 112−131.

39. Гуменная Г. С. Изучение когнитивной деятельности детей с недоразвитием речи / Г. С. Гуменная. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991.-С. 37−40.

40. Гуровец Г. В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебного коррекционного воздействия / Г. В. Гуровец. Нарушения речи и голоса: СБ.тр. / Под ред. Ляпидевского С. С. М., 1975 — С. 47−57.

41. Давидович Л. Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития / Давидович Л. Р. Нарушения речи и голоса у детей: Сб.тр. / Под ред. Ляпидевского С.С.- М&bdquo- 1975 С. 63−67.

42. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Дефектология. 1995. — № 4. — С. 19−21.

43. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И. И. Ермакова. М., 1996. — 141 с.

44. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. М., 1981. -112 с.

45. Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей / Л. Н. Ефименкова. М., 1987. -197 с.

46. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР / Г. И. Жаренкова. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. Т. И / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1997. — С. 52−53.

47. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М, 1958. — 370 с.

48. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М., 1982. — 159 с.

49. Жукова Н. С. Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушении и нормальном развитии детской речи. Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. С. Жукова.-М., 1976.-25 с.

50. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева. М., 1973.-222 с.

51. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, E.H. Мастюкова, Т. Б Филичева. М., 1990.-320 с.

52. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова. М., 1978. — 151 с.

53. Запорожец A.B. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания / A.B. Запорожец. М., 1970. 29 с.

54. Запорожец A.B. О психологии детей раннего и дошкольного возраста / A.B. Запорожец. М., 1971, — 16 с.

55. Запорожец A.B. Психология детей дошкольного возраста / A.B. Запорожец, Д. Б. Эльконин. М., 1964. — 352 с.

56. Зинкевич Т. Д. Теория и практика сказкотерапии: опыт психодиагностики и психокоррекции / Т. Д. Зинкевич, А. М. Михайлов. СПб., 1996. — 356 с.

57. Златковская Н. П. Особенности педагогической работы с детьми III уровня речевого развития / Н. П. Златковская, М. М. Савина. Нарушения речи у дошкольников: Сб.тр. М., 1972.-С. 56−59.

58. Иваненко С. Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на I уровне ОНР / С. Ф. Иваненко. Нарушение речи у дошкольников: Сб.тр. / сост. Белова Давид P.A. — М., 1972. -С. 28−39.

59. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР / С. Ф. Иваненко. М., 1984, — 146 с.

60. Иваненко С. Ф. Формирование навыка чтения у детей с ТНР / С. Ф. Иваненко. М., 1987.-239 с.

61. Илюк М. А. Формирование неречевых функций у дошкольников речевых групп в период адаптации к условиям жизни детского дома / М. А. Илюк. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Сб.тр. СПб., 1992. — С. 34 — 37.

62. Илюк М. А. Методика подготовки детей к школьному обучению в речевых группах детского дома / М. А. Илюк. Принципы и методы коррекции нарушений речи: Сб.тр. СПб., 1997,-С. 56−67.

63. Ипполитова М. В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом / М. В. Ипполитова // Дефектология. 1986. — № 2. — С. 15−16.

64. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н, Исаев. Л., 1982. — 224 с.

65. Каше Г. А. Обучение произношению и подготовка к грамоте детей с недоразвитием речи / Г. А. Каше. М., 1953. — 112 с.

66. Каше Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи/ Г. А. Каше. М., 1962, — 107 с.

67. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. М., 1971,191 с.

68. Каше Г. А. программа воспитания и обучения детей с ФФНР / Г. А. Каше. М., 1978. -71 с.

69. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. М., 1985. -205 с.

70. Кислова Т. Р. Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. Р. Кислова. М., 1996. — 16 с.

71. Китаева Н. Н. особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. Н. Китаева. М., 2002. — 22 с.

72. Ковшиков В. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин//Дефектология. 1980. — .№ 2. — С. 18−20.

73. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. СПб., 2001, — 95 с.

74. Кожевников В. А., Восприятие речи // Вопросы теории и методов исследования речевых сигналов / В. А. Кожевников, Л. А. Чистович. Л., 1969. С. 26−29.

75. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. М., 1973. — 143 с.

76. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. СПб., 1998, — 191 с.

77. Корицкая Е. Г. Формирование развёрнутой описательно повествовательной речи у детей с III уровнем ОНР / Е. Г. Корицкая, Т. А. Шимкович. Нарушение речи у дошкольников: Сб.тр. — М., 1972. — С. 64−67.

78. Корнев А. И. Тяжелые и нерезко выраженные нарушения речи / А. И. Корнев. Изучения и коррекция речевых расстройств: Сб.тр. Л., 1986, — С.96−102.

79. Корнев А. И. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией// Методы изучения и преодоления речевых расстройств / А. И. Корнев. СПб., 1994. -С. 78−81.

80. Кроткова A.B. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом: Автореф. дис. .канд. пед. наук/A.B.Кроткова. -М., 1999. 16 с.

81. Крюк Т. А. Педагогическая работа с детьми с III уровнем речевого развития / Т. А. Крюк. Нарушение речи у дошкольников: СБ.тр. М., 1972. — С. 53−57.

82. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР / Р. И. Лалаева. СПб., 1992. — 87 с.

83. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. СПб., 1999. 160 с.

84. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. СПб., 2001. — 218 с.

85. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. -М., 1985, — 167 с.

86. Левина P.E. Опыт изучения неговорящих детей / P.E. Левина. М., 1951. -120 с.

87. Левина P.E. Нарушение слоговой структуры у детей / P.E. Левина. Специальная школа: Сб.тр. 1959. — Вып. 4. — 189с.

88. Левина P.E. Основы теории и практики логопедии / P.E. Левина. М., 1968. — 367 с.

89. Левина P.E. Характеристика общего недоразвития речи у детей / P.E. Левина. Основы теории и практики, логопедии: Сб.тр. М., 1968. — С. 36−42.

90. Левина P.E. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом / P.E. Левина. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. Т П / Под ред. .Л. С. Волкова -. М&bdquo- 1997, — С. 375−387.

91. Левина P.E. Изучение неговорящих детей (алаликов) / P.E. Левина. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. Т П / Под ред. Л. С. Волкова. М., 1997, — С. 23−32.

92. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности / A.A. Леонтьев. М., 1965. — 245 с.

93. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М., 1969, — 214 с.

94. Леонтьев А. Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / A.A. Леонтьев. М., 2001, — 444 с.

95. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М., 1986, — 143 с.

96. Логинова В. И. Систематичность знаний в подготовке к школе / В. И. Логинова. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду: Сб.тр. Л., 1959. — С. 56−58.

97. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина. Изучение и коррекция речевых расстройств: Сб.тр. Л., 1986, — С. 103−106.

98. Лопатина Л. В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей: Сб.тр. Л, 1986, — С. 76−79.

99. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. 1986. — № 2. — С. 17−19.

100. Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии» / Л. В. Лопатина Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи: Сб.тр. — Л., 1989. С. 19−22.

101. Лопатина Л. В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Лопатина.- Л, 1989. 16 с.

102. Лопатина Л. В. Формирование восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии /Л.В. Лопатина. Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми: Сб.тр. Л., 1990. — С. 67−69.

103. Лопатина Л. В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Сб.тр. СПб., 1992. — С.97−99.

104. Лопатина Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. СПб., 1994, — 91с.

105. Лопатина Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина Принципы и методы коррекции нарушений речи: Сб.тр. СПб., 1997, — С. 106−108.

106. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. М., 1989, — 100 с.

107. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей: Автореф. дис. док. псих, наук/В.И. Лубовский. Л, 1975. -31 с.

108. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В. И. Лубовский. -М., 1978.-224 с.

109. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р Лурия. М., 1962. — 88 с.

110. Лурия A.P. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р Лурия. М., 2000, — 504 с.

111. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р Лурия, Ф. Я. Юдович. М., 1956. — 94 с.

112. Ляпидевский С. С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / С. С. Ляпидевский. М, 1968. — 124 с.

113. Маевская С. Н. Методы исследования сенсорных функций у детей с ТНР / С. Н. Маевская. Нарушение речи и голоса: Сб.тр./Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1975.-С. 67−79.

114. Маркова А. К. О работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией/ А. К. Маркова. Специальная школа: Сб.тр. 1961. — Вып. 4. — С. 43−53.

115. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис.канд. пед. наук/ А. К. Маркова. -М., 1963. 16 с.

116. Маркова А. К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова. Совещание-семинар по вопросам обучения в школе для детей с ТНР: Сб.тр. М., 1964. — С. 23−27.

117. Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗГТР у детей / И. Ф. Марковская. Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей: Сб.тр. М., 1991, — С. 57- 64.

118. Марковская И. Ф. Клинико-катамнестический анализ ЗПР соматогенного генеза / И. Ф. Марковская, Т.М. Красилъщикова// Дефектология. 1993. — № 1. — С. 13−17.

119. Мастюкова Е. М. Особенности психического развития и нервно-психические отклонения у детей, перенесших асфиксию при рождении: Автореф. дис.канд. пед. наук / Е. М. Мастюкова.- Л., 1965. 11 с.

120. Мастюкова Е. М. О состоянии интеллекта у детей с ОНР / Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова // Журнал невропатологии и психиатрии им С. С. Корсанова. 1972. — т. 72. — С. 56−58.

121. Мастюкова Е. М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1976. — № 1. — С. 10−13.

122. Мастюкова Е. М. Расстройство памяти у детей с ОНР / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1979. — № 5. — С. 13−14.

123. Мастюкова ЕМ. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом /Е.М. Мастюкова //Дефектология. 1983. -№ 3, — С.9- 13.

124. Мастюкова Е. М. Нейроонтогенетический подход к структуре двигательного дефекта при церебральном параличе / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1985. — № 1. — С.22−25.

125. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии / Е.М. МастюковаM., 1992, — 94с.

126. Мастюкова Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. М., 1977, — 191 с.

127. Мастюкова Е. М. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М., 1991, — 158 с.

128. Миронова С. А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. М., 1991. — 192 с.

129. Моисеенко Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф .дис. .канд.пед.наук / Е. М. Моисеенко. -СПб., 2002.-23 с.

130. Музыка в детском саду / Под ред. H.A. Ветлугиной. Вып. 5. — M., 1975. — 215 с.

131. Оганесян Е. В. Логоритмика для подростков / Е. В. Оганесян. М., 2000, — 145 с.

132. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дис. док. пед. наук/В.К. Орфинская. Л., 1960. -26 с.

133. Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии / В. К. Орфинская. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. ТII/ Под ред. Л. С. Волкова. М., 1997. — С. 66−101.

134. Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-анартриков и моторных алаликов / В. К. Орфинская. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. Т II /Под ред. Л. С. Волковой. М., 1997. — С.387−409.

135. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. СПб., 1998. — 208 с.

136. Парамонова Л. Г., Лалаева Р. И. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи// Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985, — С. 54−59.

137. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997. — 213 с.

138. Подобед.В. Л. Формирование мнестического приёма смыслового соотнесения у детей с ЗПР // Дефектология. 1985. — .№ 3. — С.16−17.

139. Потапчук A.A. Двигательный игротренинг для дошкольников / А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова. СПб., 2002. — 324 с.

140. Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. М., 1973. — 300 с.

141. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. -СПб., 1997.— 57 с.

142. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. / О. П. Радынова, — М., 1997, — 400 с.

143. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1946. — 704 с.

144. Сазонова С.H. Организационно-методические аспекты комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений: Автореф. дис.канд. пед. наук / С. Н. Сазонова. СПб., 2000. — 19 с.

145. Сакулина Н. П. Особенности изобразительной деятельности у детей с недоразвитием речи / Н. П. Саккулина. Школа для детей с ТНР: Сб.тр. М., 1961. — С.45−49.

146. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. Л., 1982.-175 с.

147. Селиверстов В. И. Предупреждение недостатков звукопроизношения у детей / В. И. Селиверстов. Киров, 1960. — 8 с.

148. Селиверстов В. И. Опыт логопедической работы в детских садах Кировской области / В. И. Селиверстов. Киров, 1961, — 72 с.

149. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми / В. И. Селиверстов. М., 1982. — 142 с.

150. Селиверстов В. И. первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления / В. И. Селиверстов. М., 1983. 21 с.

151. Селиверстов В. И. Вопросы формирования правильной речи в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики / В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих. Педагогические истоки логопедии: Сб.тр. М., 1984. — 92 с.

152. Селиверстов В. И. Заикание у детей: психокоррекция и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. -М., 2000. 205 с.

153. Серебрякова Н. В. К вопросу о методике изучению ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушениями речи / Н. В. Серебрякова. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Сб.тр. Л, 1987. — С. 140−145.

154. Серебрякова Н. В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольниками со стертой формой дизартрии и без нарушения речи / Н. В. Серебрякова. Нарушения речи: методы изучения и коррекция: Сб.тр. СПб., 1993. — С. 46−50.

155. Серебрякова Н. В. Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы / Н. В. Серебрякова. Принципы и методы коррекции нарушений речи: Сб.тр. СПб., 1997. — С. 34−37.

156. Синякова Т. И. Дифференциальная логопедическая работа с детьми при недоразвитии речи / Т. И. Синякова. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Сб.тр. М., 1985. — С. 76−79.

157. Соботович Е. Ф. Преодоление косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. дис. канд. пед. наук//Е.Ф. Соботович. Л., 1970. -26 с.

158. Соботович Е. Ф. Принципы дифференцированной работы по устранению недостатков фонематического развития у детей с правильным произношением / Е. Ф. Соботович // VI научная сессия по дефектологии: Тез.док. М., 1971, — С. 45−49.

159. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики/Е.Ф. Соботович // Дефектология. 1974. — № 4. — С. 14−16.

160. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е. Ф. Соботович. Киев, 1981. — 150 с.

161. Соботович Е. Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи / Е. Ф. Соботович. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Сб.тр. Л., 1987, — С.62−69.

162. Соколова Н. С. Из опыта логопедической работы с детьми-органиками раннего возраста, страдающими ОНР / Н. С. Соколова. Расстройства речи и методы их устранения: Сб.тр. М&bdquo- 1975, — С.77−79.

163. Смирнова И. А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами: Автореф. дис.канд. пед. наук/И.А. Смирнова.-Л., 1988, — 16 с.

164. Спирова Л. Ф. Роль фонематических представлений при обучении детей письмуб Автореф. дис.канд. пед. наук/ Л. Ф. Спирова. Л., 1952, — 18 с.

165. Спирова Л. Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи/ Л. Ф. Спирова. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов: Сб.тр. М., 1966. — С.65−70.

166. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. -М&bdquo- 1980, — 192 с.

167. Спирова Л. Ф. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи /Л.Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер. -М., 1962. 100 с.

168. Спирова Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. -М&bdquo- 1976. 112с.

169. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов. М., 1947. — 335 с.

170. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий /Б.М. Теплов. -М., 1961. 536 с.

171. Терехова З. М. Система логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития младших школьников в условиях детского дома / З. М. Терехова. СПб., 2002, — 22 с.

172. Титова Т. А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией / Т. А. Титова. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Сб.тр. Л., 1987. — С. 87- 89.

173. Титова Т. А. Особенности воспроизведения звукослоговой структуры слова детьми с церебральными параличами / Т. А. Титова. Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Сб.тр. СПб., 1994. — С. 67- 69.

174. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л. Ф. Тихомирова. -Ярославль, 1996. 220 с.

175. Трауготт H.H. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н. Н. Трауготт. СПб., 1994.-234 с.

176. Трауготт H.H. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами / H.H.Трауготт. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. Т П. / Под ред. Л. С. Волковой,.

177. B.И. Селиверстова. М., 1997. — С. 3−23.

178. Усанова О. Н. Анализ персевераций в речи моторных алаликов. Анализ уподобления звуков / О. Н. Усанова // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии 1970. — № 1 — С. 10−13.

179. Усанова О. Н. О состоянии невербального интеллекта при недоразвитии речи / О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб.тр. М., 1982,1. C. 34−38.

180. Усанова О. Н. Логопедическая работа по формированию произвольного внимания у детей с моторной алалией / О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Сб.тр. М., 1983, — С. 45- 51.

181. Усанова О. Н., Фигередо Э. Особенности зрительного восприятия детей шестилетнего возраста с речевой патологией / О. Н. Усанова, Э.Фигередо. Проблемы патологии речи: Сб.тр. М., 1989. — С. 78−85.

182. Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Е. Г. Федосеева. М., 1999. — 16 с.

183. Фигередо Э. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Э. Фигередо, Э.Ласаро. М., 1989. — 17 с.

184. Филичева Т. Б. Система коррекционной работы с дошкольниками в группах для детей с ОНР / Т. Б. Филичева. Проблемы патологии речи: Сб.тр. М., 1989. — С. 87−89.

185. Филичева Т. Б., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Логопедия / Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Екатеринбург, 1998; 320 с.

186. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольников / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. -Екатеринбург, 1997. 78с.

187. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М., 1999. — 128 с.

188. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М., 1999. — 78 с.

189. Филичева Т. Е. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, H.A. Чевелева. М., 1987. — 141 с.

190. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, H.A. Чевелева, Г. В. Чиркина. М., 1989.-221 с.

191. Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. 1985. -№ 4.-С. 18−21.

192. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М., 1991. — 187 с.

193. Флоренская Ю. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и ритмотерапии / Ю. А. Флоренская, В. А. Гринер// Вопросы логопедии. -Вып.4. 1941.

194. Хватцев М. Е. Недостатки речи у детей / М. Е. Хватцев. М., 1948. — 128 с.

195. Хватцев М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. М., 1959. — 476 с.

196. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев. М., 1961.-207 с.

197. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение больных с локальным поражением мозга / Л. С. Цветкова. М., 1972. — 78 с.

198. Цейтлин С. Н. Язык и ребенка: лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. М., 2000. -201 с.

199. Чевелева H.A. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / H.A. Чевелева // Дефектология. 1986. — № 5. — С.13−15.

200. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата / Г. В. Чиркина. М., 1969.-120 с.

201. Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова. Хрестоматия по логопедии: в 2 тт. ТII/ Под ред. ЛС.Волкова. М., 1997. — С. 53−66.

202. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение / Н. И. Чуприкова М., 1995. — 235 с.

203. Шаховская С. Н. Недоразвитие и утрата речи / С. Н. Шаховская. Расстройства речи у детей и подростков: Сб.тр. / Под ред. С. С. Ляпидевского М., 1969. — С.56−60.

204. Шаховская С. Н. Алалия / С. Н. Шаховская. Расстройства речи у детей и подростков: Сб.тр. -М., 1969.-С. 52−63.

205. Шаховская С. Н. Развитие речи детей в процессе онтогенеза/ С. Н. Шаховская, B.C. Кочергина. Расстройства речи у детей и подростков: Сб.тр. — М., 1969. С. 123−132.

206. Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С. Н. Шаховская. Патология речи: ученые записки МГПИ: Тез.докл. —М, 1971. -С.67−69.

207. Шаховская С. Н. Моторная алалия / С. Н. Шаховская, Б. М. Гриншпун. Логопедия: Сб.тр. М, 1989, — С. 118- 125.

208. Шаховская С. Н. Как научить ребенка думать и говорить / С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. М&bdquo- 1993. — 172 с.

209. Швачкин Н. Х. Фонематическое развитие детской речи / Н. Х. Швачкин. — М., 1961. — 214с.

210. Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении / С. Г. Шевченко // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 19−24.

211. Шипицына Л. М. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией / Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э. Г. Крутикова // Дефектология. 1992. — № 6. — С. 11−13.

212. Эйдинова М. Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / М. Б. Эйдинова, E.H. Правдина-Винарская. М., 1959. — 119 с.

213. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М., 1958. -115 с.

214. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. Вопросы истории: Сб.тр. -1971, — № 4. С.101−121.

215. Эльконин Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / ДБ. Эльконин, А. Л. Венгер М., 1981. 157 с.

216. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М., 1999. — 359 с.

217. Яровенко Т. Г. Развитие речи в дошкольном возрасте / Т. Г. Яровенко. М., 1988. — 234 с.

218. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. М., 1999. — 118 с.

219. Ястребова А. В. Как помочь детям с недостатками речевого развития / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. М., 1999. — 84 с.

220. Early management of language disorders / P. Aimard, F. Bazin, M. Porot, C. Adodie// Pediatrie. 1991. — Vol. 46, № 48, pt.l. — P.34−48.

221. Alajounine Th., Lhermitte F. Aphasia and physiologies of speech «Disorders of Communication». — 1964. — Vol. XVII, № 2, pt.lP.23- 139.

222. Aman M.G. Effects of phoenix on cognitive motor performance in children as a function of drug concentration, seizure type and time of medic / M.G. Aman, J. S Werry, J.M. Paxton // Epilepsy. — 1994. — Vol. 35, № 1, pt.l. -P.45−123.

223. Barkley R.A. A critique of current diagnostic criteria for attention deficit hyperactivity disorder: clinical and research implications / R.A. Barkley // J: Dev. Behav. Pediatr. 1990 — Vol. 11, № 6, pt.l. — P.29−159.

224. Blatia M.S. Attention deficit disorder with hyperactive among pediatric outpatients / M.S. Blatia // Child. Psychol. Psychol. Psychiatry. 1991. — Vol. 32, pt.l. — P.47−89.

225. Brain M.D.S. The ontogeny of English phase structure: The first phase / M.D.S. Brain. -" Language", 1963. 39p.

226. Dore J. On the development of speech acts / J Dore. NY, 1973. — 258p.

227. Glascoe F.P. Can clinical judgment defect children with speech language problem? / F. P Glascoe // Pediatrics. 1991. — № 3. — P.76−190.

228. Head H. Aphasia and Kindred disorders of speech / H. Head. Cambridge, 1926. 145p.

229. Jackobson R. Linguistic types of aphasia / R. Jackobson. «Med. Sci.», 1966. — 178p.

230. Jackson H. Selected Papers / H. Jackson. London, 1932. — 234p.

231. Katz J.J. An integrated theory of linguistic description / J.J. Katz, P.M. Postal. -Cambridge, 1964. 127p.

232. Lewis J.M. Childhood plays in normality. Pathology and therapy / J.M. Lewis. 1993. -Vol. 63, № 1, pt.l. — P.89−178.

233. McRae K.M. Child Development speech delay: a follow-up study / K.M. McRae, E. Vickar // Dev. Med. Child. Neurol. 1991. — Vol. 33, № 10, pt.l. — P. 124- 179.

234. Moll H. New program of the Germany Academy of Developmental Rehabilitation / H. Moll // Maschr. Kinderheilk. 1990. — Vol. 138, № 5, pt. 1. P.23−67.

235. Werner Y. Simbol formation. NY / Y. Werner, D. Kaplan. 1963. — P.302.

236. Okazaki K. Palate morphologi in children with cleft palate with palatalized articulati on / K. Okazaki, M. Kato, T. Onizuca // Ann. Plast. Surg. 1991. — Vol. 26, № 2, pt.l. -P.l 1−24.

237. Plante E. MRI findings in bous with specific language impairment / E. Plante, L. Swicher, R. Vance // Brain. Lang. 1991. — Vol. 41, № 1, pt.l. — P.43 — 47.

238. Roseberry C. A., Connell P.J. The use of invented language rule in the differentiation of normal and language impaired Spanisch-speaking children / C.A. Roseberry, P.J. Connell // J. Speech. Hear. Res. — 1991. — Vol. 34, № 3, pt.l.- P.10- 67.

239. Rose S.A. Behavior problem at 3 and 6 years: prevalence continuity in full-term and preterms / S.A.Rose, J. Feldman, S.L. Rose // Dev. Psychopathol. 1992. — № 4. — P.2−22.

240. Watking R.V.Verb particle and preposition language impaired preschoolers / R. V Watking, M.L. Rise // J. Speech. Hear. Res. — 1991. — Vol. 34, № 5, pt.l. — P.34−56.

241. Phoniatric changes in children aget 3 to 5 years / G. Yackson Herrias, L. E Vazguez, C.S. Marguez-Avila // Bol. Med. Hosp. Infant. Mex. — 1991. — Vol. 48, № 2, pt.l. — P.15−65.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой