Практическое исследование специфики формирования социально-нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры
Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что у многих дошкольников отсутствуют навыки взаимодействия, многие из детей ведут себя агрессивно, бьют других детей, нетерпеливы по отношению к другим детям. Все это обусловило проведение дальнейшей работы по формированию социально-нравственного поведения у дошкольников. Дети с высоким уровнем социально-нравственного поведения (Оля К., Лера Т… Читать ещё >
Практическое исследование специфики формирования социально-нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика сформированности социально-нравственного поведения старших дошкольников
Экспериментальное исследование специфики формирования социально-нравственного поведения дошкольников проводилось в старшей группе детского сада ДОУ № 317 города Волгограда.
Цель данного эксперимента заключалась в изучении возможностей использования игр в формировании социально-нравственного поведения старших дошкольников.
В эксперименте приняли участие 10 детей.
Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.
Предмет диагностики — особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
- 1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
- 2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
- 3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Методика 1. Беседа
1. Беседа о семье Цель: анализ сформированности представлений о себе и многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
Вопросы:
- — Как твоя фамилия имя отчество?
- — Когда ты родился?
- — Сколько тебе лет?
- — Какой у тебя домашний адрес?
- — С кем ты живешь?
- — Как зовут твою маму?
- — Как мама заботится о тебе?
- — Где она работает?
- — Что она рассказывала о работе?
- — Чем мама любит заниматься в свободное время?
- 2. Беседа о сверстниках
Цель: изучение представлений о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
- — Кто самый добрый в группе?
- — Кто никогда не обижает других?
- — Кто всегда помогает воспитателю?
- — Кто никогда не жалуется?
- — С кем ты дружишь? Почему?
- 3. Беседа о правилах поведения:
Цель: изучение понимает ли ребенок, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.
- — Какие у нас существуют в группе правила поведения?
- — Как нужно играть с друзьями в игры?
- — Как нужно разговаривать со взрослыми?
- — Зачем человеку выполнять правила поведения уступать друг другу, не кричать?
- — Зачем играть дружно, не ссориться?
- — Зачем помогать учить другого тому, что умеешь делать сам?
- — Зачем быть справедливым, соблюдать очерёдность?
Методика 2. Картинки Цель: изучение знаний и пониманий значения нравственного поведения.
Испытуемым показывались 10 картинок и изображенными ситуациями (Мальчик с костылями, над которым смеются другие дети; мальчик разбивший песочный домик девочки; девочка, упавшая в лужу и дети, смеющиеся над ней; мальчик помогающий старушке перейти через дорогу; мальчик в окне, дразнящий девочку; мальчик, сломавший ветку; мальчик, жалеющий раненую собаку; мальчик разбивший вазу и плачущий, больная девочка в постели у окна, за которым играют дети; мальчик защищающий девочку от хулиганов) и предлагалось ответить на вопросы: «Как ты думаешь, что чувствует мальчик? Девочка? Кого тебе жалко? Как ты думаешь, почему дети себя так ведут? Как бы ты поступил на их месте?».
Оценка результатов:
Низкий: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение.
Средний: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.
Высокий: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.
Анализ результатов диагностики развития социально-нравственных представлений у дошкольников дан в таблице 1.
Таблица 1.
Диагностика развития социально-нравственных представлений у дошкольников.
Имя. | Методика № 1. | Методика № 2. | Вывод. | ||||
Ярослава М. | с. | н. | н. | н. | низкий. | ||
Саша Ч. | с. | н. | н. | н. | низкий. | ||
Дима Д. | с. | н. | н. | н. | низкий. | ||
Миша Д. | н. | с. | н. | н. | низкий. | ||
Вова В. | с. | с. | с. | с. | средний. | ||
Лера Т. | в. | с. | в. | в. | высокий. | ||
Леша К. | н. | н. | н. | с. | низкий. | ||
Павел П. | н. | н. | н. | с. | низкий. | ||
Настя Т. | с. | н. | с. | с. | средний. | ||
Оля К. | с. | в. | в. | в. | высокий. | ||
В результате диагностики развития социально-нравственных представлений у дошкольников были выделены следующие группы детей:
- — дети с высоким уровнем развития социально-нравственных представлений (2 человека — 20%). Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Способны понять чувства другого и соотносить свое поведение с желаниями других. Поведение и общение детей устойчиво и положительно направлено.
- — дети со средним уровнем развития социально-нравственных представлений (2 человек — 20%). В целом имеют представления о культуре поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях испытывают скованность. Эти дети ведут себя спокойно и сдержанно, способны сочувствовать, переживать, они не обижают других детей, но и не заступаются за других.
- — дети с низким уровнем развития эмоционального и когнитивного компонента (6 человек — 60%). Поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя и имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра.
Методика 3. Наблюдение за игровой деятельностью Цель: анализ взаимодействия детей в игровой деятельности, оценка сформированности социально-нравственного поведения Наблюдение проходило по следующим критериям:
- 1) Особенности поведения детей в игре:
- — Что составляет основное содержание игр (игра в войну, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
- — Учитывает ли их точку зрения других детей в игре?
- — Умеет ли играть совместно с детьми?
- — Какие роли чаще исполняет?
- — Как ведет себя в игре (агрессивен, активен, спокоен)
- — Часто ли конфликтует с детьми в игре?
- — Использует ли способы урегулирования конфликта?
- 2) Особенности выполнения правил в игре:
- — Выполняют ли правила функцию регулятора игры.
- — Сознается ли правило ребенком?
- — Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью?
- — Следит ли за выполнением правил другими детьми?
- — Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?
- — Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?
Анализ результатов наблюдения за особенностями взаимодействия дошкольников в ходе игры представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты наблюдения за особенностями взаимодействия дошкольников в ходе игры.
№. | Имя ребенка. | Особенности поведения детей в игре. | Особенности выполнения правил в игре. | Вывод об уровне социально-нравственного поведения. | |
Ярослава М. | В игре инициативу не проявляет, сюжеты бытовые, выполняет пассивные роли, в игре не агрессивна, в конфликты не вступает, старается уйти от конфликта. | Правила знает и старается их не нарушать, не возражает, если правила нарушают другие дети. | Низкий. | ||
Саша Ч. | Планирует и организует игру, распределяет роли, сам играет привлекательные роли, часто бывает агрессивен, обижается, если проигрывает, может ударить партнера по игре, накричать. | Играет по правилам, остро реагирует, если кто-то из других детей нарушает их. | низкий. | ||
Дима Д. | Играет с увлечением вместе с другими детьми, однако подавляет партнеров, бывает излишне агрессивен, предпочитает игры связанные с насилием. | Старается играть по правилам, остро следит, чтобы другие дети не нарушали правила, однако, в случае проигрыша, иногда нарушает правила. | низкий. | ||
Миша Д. | Предпочитает игры в войну. В игре бывает груб, может ударить, не уважает девочек, проявляет жестокость, долго помнит обиду. | Часто нарушает правила, бывает агрессивен, если другие дети указывают ему на это. | низкий. | ||
Вова В. | Активно сотрудничает лишь со своими друзьями, предпочитает спокойные игры, в конфликт не вступает, уважает мнение партнеров по игре, мнение малопривлекательных детей игнорирует. | Играет по правилам, не реагирует, если кто-то из других детей нарушает их. | средний. | ||
Лера Т. | С удовольствием включается в игру, предлагает другим детям включиться в нее, распределяет роли, выступает за справедливость, часто мирит других детей. | Играет по правилам, следит, если кто-то из других детей их нарушает. | высокий. | ||
Леша К. | В игре эмоционален, неустойчив, часто прерывает игру, если что идет не так, плачет, жалуется воспитатель. Дети не любят с ним играть. | Правил часто не знает, нарушает их, обижается, если кто-то указывает ему на это. | низкий. | ||
Павел П. | В игре неустойчив, бросает одну игру и начинает другую, не любит проигрывать и высказывает негодование, с детьми не сотрудничает, часто вступает в конфликты. | Часто нарушает правила, нарушения другими детьми правил долго помнит и тоже может нарушить, припомнив прошлый случай. | низкий. | ||
Настя Т. | В процессе игры сотрудничает лишь с партнерами по игре, уважает их точку зрения, однако с малопривлекательными сверстниками ведет себя развязано, не уважает их. | Старается играть по правилам, иногда позволяет нарушать правила, если это сделала ее подруга. | средний. | ||
Оля К. | С удовольствием играет в коллективе, предпочитает бытовые игры, с партнерами по игре в конфликты не вступает, учитывает их точку зрения, выступает урегулятором конфликтов. | Играет по правилам, знает их и объясняет другим детям, не позволяет другим детям нарушать их. | высокий. | ||
В процессе изучения сформированности социально-нравственного поведения дошкольников в ходе игры были выявлены следующие группы:
- — дети с высоким уровнем социально-нравственного поведения (Оля К., Лера Т. — 20%). Эти дети легко включались в игру и предлагали партнерам поиграть, активно сотрудничали с другими детьми, не конфликтовали, уважали их точку зрения, на нарушения правил реагировали спокойно, объясняли другим детям их значение;
- — дети со средним уровнем социально-нравственного поведения (Настя Т., Вова В. — 20%) отличались умением осуществлять игровую деятельность только между партнерами по игре, с которыми активно сотрудничали, уважают их мнение, однако с другими детьми практически не играют, игнорируют их.
- — дети с низким уровнем социально-нравственного поведения (Миша Д., Дима Д., Саша Ч., Леша К., Павел П., Ярослава М. — 60%). Миша Д., Дима Д. ведут себя особенно агрессивно в играх, предпочитают игры, основанные на сюжетах боевиков, элементы насилия нередко переносят в реальную действительность. Саша Ч., Леша К., Павел П. часто бывают несдержанны в играх, конфликтуют с другими детьми. Не отличается сформированностью социальное поведение Ярославы. Девочка практически не играет в коллективе, замкнуты, малообщительна, пассивна, не реагирует, когда другие дети обижают.
Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что у многих дошкольников отсутствуют навыки взаимодействия, многие из детей ведут себя агрессивно, бьют других детей, нетерпеливы по отношению к другим детям. Все это обусловило проведение дальнейшей работы по формированию социально-нравственного поведения у дошкольников.