Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Практическое исследование специфики формирования социально-нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что у многих дошкольников отсутствуют навыки взаимодействия, многие из детей ведут себя агрессивно, бьют других детей, нетерпеливы по отношению к другим детям. Все это обусловило проведение дальнейшей работы по формированию социально-нравственного поведения у дошкольников. Дети с высоким уровнем социально-нравственного поведения (Оля К., Лера Т… Читать ещё >

Практическое исследование специфики формирования социально-нравственного поведения старших дошкольников в процессе игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика сформированности социально-нравственного поведения старших дошкольников

Экспериментальное исследование специфики формирования социально-нравственного поведения дошкольников проводилось в старшей группе детского сада ДОУ № 317 города Волгограда.

Цель данного эксперимента заключалась в изучении возможностей использования игр в формировании социально-нравственного поведения старших дошкольников.

В эксперименте приняли участие 10 детей.

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

Предмет диагностики — особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

  • 1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
  • 2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
  • 3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Методика 1. Беседа

1. Беседа о семье Цель: анализ сформированности представлений о себе и многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

Вопросы:

  • — Как твоя фамилия имя отчество?
  • — Когда ты родился?
  • — Сколько тебе лет?
  • — Какой у тебя домашний адрес?
  • — С кем ты живешь?
  • — Как зовут твою маму?
  • — Как мама заботится о тебе?
  • — Где она работает?
  • — Что она рассказывала о работе?
  • — Чем мама любит заниматься в свободное время?
  • 2. Беседа о сверстниках

Цель: изучение представлений о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

  • — Кто самый добрый в группе?
  • — Кто никогда не обижает других?
  • — Кто всегда помогает воспитателю?
  • — Кто никогда не жалуется?
  • — С кем ты дружишь? Почему?
  • 3. Беседа о правилах поведения:

Цель: изучение понимает ли ребенок, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

  • — Какие у нас существуют в группе правила поведения?
  • — Как нужно играть с друзьями в игры?
  • — Как нужно разговаривать со взрослыми?
  • — Зачем человеку выполнять правила поведения уступать друг другу, не кричать?
  • — Зачем играть дружно, не ссориться?
  • — Зачем помогать учить другого тому, что умеешь делать сам?
  • — Зачем быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Методика 2. Картинки Цель: изучение знаний и пониманий значения нравственного поведения.

Испытуемым показывались 10 картинок и изображенными ситуациями (Мальчик с костылями, над которым смеются другие дети; мальчик разбивший песочный домик девочки; девочка, упавшая в лужу и дети, смеющиеся над ней; мальчик помогающий старушке перейти через дорогу; мальчик в окне, дразнящий девочку; мальчик, сломавший ветку; мальчик, жалеющий раненую собаку; мальчик разбивший вазу и плачущий, больная девочка в постели у окна, за которым играют дети; мальчик защищающий девочку от хулиганов) и предлагалось ответить на вопросы: «Как ты думаешь, что чувствует мальчик? Девочка? Кого тебе жалко? Как ты думаешь, почему дети себя так ведут? Как бы ты поступил на их месте?».

Оценка результатов:

Низкий: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение.

Средний: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.

Высокий: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

Анализ результатов диагностики развития социально-нравственных представлений у дошкольников дан в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика развития социально-нравственных представлений у дошкольников.

Имя.

Методика № 1.

Методика № 2.

Вывод.

Ярослава М.

с.

н.

н.

н.

низкий.

Саша Ч.

с.

н.

н.

н.

низкий.

Дима Д.

с.

н.

н.

н.

низкий.

Миша Д.

н.

с.

н.

н.

низкий.

Вова В.

с.

с.

с.

с.

средний.

Лера Т.

в.

с.

в.

в.

высокий.

Леша К.

н.

н.

н.

с.

низкий.

Павел П.

н.

н.

н.

с.

низкий.

Настя Т.

с.

н.

с.

с.

средний.

Оля К.

с.

в.

в.

в.

высокий.

В результате диагностики развития социально-нравственных представлений у дошкольников были выделены следующие группы детей:

  • — дети с высоким уровнем развития социально-нравственных представлений (2 человека — 20%). Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Способны понять чувства другого и соотносить свое поведение с желаниями других. Поведение и общение детей устойчиво и положительно направлено.
  • — дети со средним уровнем развития социально-нравственных представлений (2 человек — 20%). В целом имеют представления о культуре поведения и выполняют их в привычной обстановке, однако в новых условиях испытывают скованность. Эти дети ведут себя спокойно и сдержанно, способны сочувствовать, переживать, они не обижают других детей, но и не заступаются за других.
  • — дети с низким уровнем развития эмоционального и когнитивного компонента (6 человек — 60%). Поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя и имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра.

Методика 3. Наблюдение за игровой деятельностью Цель: анализ взаимодействия детей в игровой деятельности, оценка сформированности социально-нравственного поведения Наблюдение проходило по следующим критериям:

  • 1) Особенности поведения детей в игре:
    • — Что составляет основное содержание игр (игра в войну, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
    • — Учитывает ли их точку зрения других детей в игре?
    • — Умеет ли играть совместно с детьми?
    • — Какие роли чаще исполняет?
    • — Как ведет себя в игре (агрессивен, активен, спокоен)
    • — Часто ли конфликтует с детьми в игре?
    • — Использует ли способы урегулирования конфликта?
  • 2) Особенности выполнения правил в игре:
    • — Выполняют ли правила функцию регулятора игры.
    • — Сознается ли правило ребенком?
    • — Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью?
    • — Следит ли за выполнением правил другими детьми?
    • — Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?
    • — Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

Анализ результатов наблюдения за особенностями взаимодействия дошкольников в ходе игры представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты наблюдения за особенностями взаимодействия дошкольников в ходе игры.

№.

Имя ребенка.

Особенности поведения детей в игре.

Особенности выполнения правил в игре.

Вывод об уровне социально-нравственного поведения.

Ярослава М.

В игре инициативу не проявляет, сюжеты бытовые, выполняет пассивные роли, в игре не агрессивна, в конфликты не вступает, старается уйти от конфликта.

Правила знает и старается их не нарушать, не возражает, если правила нарушают другие дети.

Низкий.

Саша Ч.

Планирует и организует игру, распределяет роли, сам играет привлекательные роли, часто бывает агрессивен, обижается, если проигрывает, может ударить партнера по игре, накричать.

Играет по правилам, остро реагирует, если кто-то из других детей нарушает их.

низкий.

Дима Д.

Играет с увлечением вместе с другими детьми, однако подавляет партнеров, бывает излишне агрессивен, предпочитает игры связанные с насилием.

Старается играть по правилам, остро следит, чтобы другие дети не нарушали правила, однако, в случае проигрыша, иногда нарушает правила.

низкий.

Миша Д.

Предпочитает игры в войну. В игре бывает груб, может ударить, не уважает девочек, проявляет жестокость, долго помнит обиду.

Часто нарушает правила, бывает агрессивен, если другие дети указывают ему на это.

низкий.

Вова В.

Активно сотрудничает лишь со своими друзьями, предпочитает спокойные игры, в конфликт не вступает, уважает мнение партнеров по игре, мнение малопривлекательных детей игнорирует.

Играет по правилам, не реагирует, если кто-то из других детей нарушает их.

средний.

Лера Т.

С удовольствием включается в игру, предлагает другим детям включиться в нее, распределяет роли, выступает за справедливость, часто мирит других детей.

Играет по правилам, следит, если кто-то из других детей их нарушает.

высокий.

Леша К.

В игре эмоционален, неустойчив, часто прерывает игру, если что идет не так, плачет, жалуется воспитатель. Дети не любят с ним играть.

Правил часто не знает, нарушает их, обижается, если кто-то указывает ему на это.

низкий.

Павел П.

В игре неустойчив, бросает одну игру и начинает другую, не любит проигрывать и высказывает негодование, с детьми не сотрудничает, часто вступает в конфликты.

Часто нарушает правила, нарушения другими детьми правил долго помнит и тоже может нарушить, припомнив прошлый случай.

низкий.

Настя Т.

В процессе игры сотрудничает лишь с партнерами по игре, уважает их точку зрения, однако с малопривлекательными сверстниками ведет себя развязано, не уважает их.

Старается играть по правилам, иногда позволяет нарушать правила, если это сделала ее подруга.

средний.

Оля К.

С удовольствием играет в коллективе, предпочитает бытовые игры, с партнерами по игре в конфликты не вступает, учитывает их точку зрения, выступает урегулятором конфликтов.

Играет по правилам, знает их и объясняет другим детям, не позволяет другим детям нарушать их.

высокий.

В процессе изучения сформированности социально-нравственного поведения дошкольников в ходе игры были выявлены следующие группы:

  • — дети с высоким уровнем социально-нравственного поведения (Оля К., Лера Т. — 20%). Эти дети легко включались в игру и предлагали партнерам поиграть, активно сотрудничали с другими детьми, не конфликтовали, уважали их точку зрения, на нарушения правил реагировали спокойно, объясняли другим детям их значение;
  • — дети со средним уровнем социально-нравственного поведения (Настя Т., Вова В. — 20%) отличались умением осуществлять игровую деятельность только между партнерами по игре, с которыми активно сотрудничали, уважают их мнение, однако с другими детьми практически не играют, игнорируют их.
  • — дети с низким уровнем социально-нравственного поведения (Миша Д., Дима Д., Саша Ч., Леша К., Павел П., Ярослава М. — 60%). Миша Д., Дима Д. ведут себя особенно агрессивно в играх, предпочитают игры, основанные на сюжетах боевиков, элементы насилия нередко переносят в реальную действительность. Саша Ч., Леша К., Павел П. часто бывают несдержанны в играх, конфликтуют с другими детьми. Не отличается сформированностью социальное поведение Ярославы. Девочка практически не играет в коллективе, замкнуты, малообщительна, пассивна, не реагирует, когда другие дети обижают.

Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что у многих дошкольников отсутствуют навыки взаимодействия, многие из детей ведут себя агрессивно, бьют других детей, нетерпеливы по отношению к другим детям. Все это обусловило проведение дальнейшей работы по формированию социально-нравственного поведения у дошкольников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой