Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явились основные положения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения знаний (Ю.А. Самарин и др.), о ведущей роли деятельности в обучения в развитии личности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др.), а также работы методистов и педагогов по проблеме межпредметных связей (П.Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и практика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в начальной школе
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения
    • 1. 2. Методические особенности реализации межпредметных связей в процессе обучения математике
    • 1. 3. Анализ программ и учебников по математике и технологии (труд) для начальной школы с точки зрения поставленной проблемы исследования
    • 1. 4. Состояние усвоения геометрических знаний и сформированное&trade- практических умений у младших школьников
  • Глава II. Методика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в начальной школе
    • 2. 1. Пути и средства реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в процессе обучения
    • 2. 2. Методика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) на основе комплексного подхода
    • 2. 3. Анализ результатов педагогического эксперимента

Реализация межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В эпоху научно-технического прогресса все возрастающей стремительностью и интенсивностью происходит процесс взаимопроникновения наук, их интеграция. Конкретным выражением интеграционных процессов в науке и образовании являются межнаучные и межпредметные связи.

Реализация межпредметных связей в обучении обусловлено потребностями общества в усвоении учащимися единой системы знаний, объективно отражающих взаимосвязи предметов и явлений, умений их практического использования.

Межпредметные связи, являясь педагогической категорией, представляют собой комплексную проблему, решение которой требует многоаспектного подхода. Вытекая из общих целей и задач образования, межпредметные связи органически связаны с предметной структурой его содержания, находя отражение в методах, приемах, формах и средствах обучения. Вместе с тем нельзя себе представить эту проблему в полном объеме без характеристики путей и средств их реализации в практике обучения.

В педагогических и методических исследованиях (Н.С. Антонов, П. Р. Атутов, С .Я. Батышев, Н. Ф. Борисенко, А. И. Гурьев, И. Д. Зверев, А. В. Усова, В. Н. Максимова, З. А. Магомеддибирова, А. Н. Пышкало, М. Н. Скаткин, В. Н. Федорова, П. М. Эрдниев и др.) раскрывается содержание межпредметных связей, структурное соотношение компонентов, их функции, способы реализации в учебно-познавательном процессе. Их результаты показывают, что обучение с учетом межпредметных связей обеспечивает целостность усвоения знаний, их полноту, обобщенность и действенность.

В то же время количество методических исследований, посвященных раскрытию путей и средств реализации межпредметных связей при изучении отдельных предметов крайне ограничено.

Как известно, учащимся младшего школьного возраста присуще целостное восприятие окружающего мира, произвольность поведения при выполнении общих видов учебно-познавательной деятельности, поэтому особую актуальность приобретает проблема реализации межпредметных связей при изучении различных учебных предметов в начальных классах.

Значительными возможностями для реализации межпредметных связей располагает математика, в особенности ее геометрическая составляющая, что связано со спецификой предмета и ее ролью в различных областях человеческой деятельности.

Важную роль для повышения уровня усвоения геометрических знаний у младших школьников, сформированости умений практического их применения играет осуществление межпредметных связей математики и технологии (труд).

В исследованиях (С.А. Волкова, С. И. Волкова, А. Аманов, Л. М. Долгополова, И. Барбул, О. И. Галкина, В. Тадиян и др.), посвященных осуществлению межпредметных связей математики, трудового обучения, изобразительного искусства и других учебных предметов в начальных классах, эту проблему связывают с разработкой отдельных ее аспектов: согласование программ, учебных предметов, изучаемых в начальной школесоставление и решение задач межпредметного содержанияразвитие чертежно-измерительных умений и др.

Анализ результатов исследований показывает на отсутствие комплексного подхода в решении этой проблемы в процессе обучения математике и технологии (труд) в начальных классах, что оказывает отрицательное влияние на уровень сформированности геометрических знаний и умений их применения в практической деятельности.

Необходимость разрешения данного противоречия и недостаточная разработанность проблемы обусловила актуальность темы нашего исследования: «Реализация межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд)» .

Проблема исследования — поиск путей и средств реализации межпредметных связей в процессе обучения младших школьников математике и технологии (труд).

Цель исследования — разработка и экспериментальная проверка методики реализации межпредметных связей в обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд).

Объект исследования — процесс обучения учащихся начальных классов математике и технологии (труд).

Предмет исследования — процесс реализации межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд).

Гипотеза исследования. Мы предположили, что если использовать комплексный подход к реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) и на ее основе разработать соответствующую методику, то это будет способствовать повышению уровня усвоения геометрических знаний и практических умений у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Выполнить анализ психолого-дидактической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Выполнить анализ состояния практики реализации межпредметных связей в процессе обучения.

3. Определить пути и средства, обеспечивающие эффективную реализацию межпредметных связей математики и технологии (труд).

4. Разработать методику реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в процессе обучения учащихся начальных классов.

5. Разработать систему упражнений, способствующую эффективной реализации межпредметных связей математике и технологии.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной и внедренной методики.

Методологической основой исследования явились основные положения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения знаний (Ю.А. Самарин и др.), о ведущей роли деятельности в обучения в развитии личности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др.), а также работы методистов и педагогов по проблеме межпредметных связей (П.Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. М. Монахов, В. М. Федорова, A.M. Пышкало, П.М. Эрдниев).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

— анализ программ и учебников для начальной школы по математике и технологии (труд);

— прямое и косвенное наблюдение;

— анализ уроков, опросы и анкетирование учителей, беседы с учителями и учащимися;

— постановка констатирующего, поискового и обучающего экспериментов с учащимися начальных классов.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2006 годы и включало три этапа.

На первом этапе (2000;2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, программ, учебников по математике и технологии (труд) для начальной школы, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2004 гг.) проводился поисковый эксперимент, в рамках которого велась теоретическая разработка комплексного подхода к реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) и основных положений методики.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) проводился обучающий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность разработанной методики реализации межпредметных связей математики (элементы геометрии) и технологии (труд), обобщались результаты исследований, делались выводы. Экспериментальной базой служили СОШ №№ 1, 5, 8, 38 г. Махачкала и СОШ №№ 1,2 с. Карата Ахвахского района.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснованы и практически подтверждены пути и средства, необходимые для реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) в процессе обучения младших школьников.

— предложен комплексный подход и на его основе разработана методика реализации межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии (труд).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен значительный вклад, заключающийся в комплексном подходе к развитию теории и методики реализации межпредметных связей при обучении учащихся начальных классов математике и технологии, что способствует повышению уровня усвоения геометрических знаний и формированию практических умений и навыков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей и методистов при совершенствовании программ и учебников для общеобразовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность полученных в диссертации результатов и выводов обеспечиваются:

— опорой на фундаментальные психолого-педагогические и методические исследования;

— многообразием и полнотой изученного фактического материала;

— экспериментальным подтверждением полученных результатов;

— использованием различных методов исследования.

Апробация результатов исследования.

Основные положения, результаты и материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по проблемам начального образования (2000;2006 гг.) на методическом семинаре кафедры ТО и ТНМО ДГПУ (2000;2004 гг.) — на внутривузовской научной сессии аспирантов, соискателей и преподавателей ДГПУ (2004 г.), на региональной научной конференции в Карачаево-Черкесском государственном университете (2006 г.).

Результаты исследования частично внедрены в учебный процесс в форме спецсеминара: «Межпредметные связи в обучении математике учащихся начальных классов» для студентов факультета начальных классов ДГПУ.

На защиту выносятся:

1. Пути и средства осуществления межпредметных связей в процессе обучения младших школьников математике и технологии, в частности, использование единства и согласованности в отборе содержания изучаемого материала, который характеризует основные (наблюдение, измерение, вычисление, построение и т. д.) и сквозные (чтение и выполнение чертежа, моделирование объектов и т. д.) виды учебной деятельности.

2. Методика реализации межпредметных связей на основе использования комплексного подхода в процессе обучения учащихся начальных классов математике и технологии (труд).

3. Система заданий, направленная на формирование геометрических знаний и умений их практического использования на уроках технологии.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основные результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами, сформулированы в виде следующих выводов:

1. Констатировано, что межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни общества. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников;

2. Выявлено, что проблема реализации межпредметных связей в процессе обучения младших школьников математике и технологии (труд) в методических исследованиях раскрыта недостаточно. Анализ их результатов показывает на отсутствие комплексного подхода в решении этой проблемы в процессе обучения учащихся геометрическому материалу и технологии (труд), что негативно сказывается на качестве геометрических знаний, практических умений у младших школьников.

3. Показано, что межпредметные связи с точки зрения комплексного подхода обеспечивают единство целей, функции содержательных и структурных элементов, предметов, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков учащихся.

4. Обоснована целесообразность и необходимость комплексного подхода к реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) с целью формирования у младших школьников качественных знаний и умений.

5. Разработана методика реализации межпредметных связей математики и технологии (труд) на основе использования комплексного подхода в процессе обучения младших школьников.

6. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Элементы политехнического образования в связи с изучением математики. // Начальная школа. — 1982. — № 3.
  2. Э.М. Математика. Рабочий вариант для 3 класса. Часть 1 (Программа развивающего обучения). Харьков-Москва: Инфолайн, 1995.- 150 с.
  3. Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. М.: Вита-Пресс, 1999. — 65 с.
  4. А. Развитие пространственных представлений у учащихся IV-V классов общеобразовательных школ: (На материале сел.шк.) Автореф. дис. канд.пед.наук.-Киев, 1979, -23 с.
  5. СЛ. Элементы геометрии в I, II, III классах восьмилетней школы: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1965, -18 с.
  6. Н. С. Межпредметные связи измерительных комплексов естественно научных дисциплин: Автореф дис. .канд.пед.наук, — М. 1968.-21 с.
  7. A.M. Наглядная геометрия (Начальный курс геометрии). II т. -Киев: Издание «Сотрудника», 1909. — 171 с.
  8. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  9. М.Атутов П. Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  10. И.М. Начальное обучение геометрии: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1966, -22 с.
  11. С.Я. Трудовая подготовка школьников. М.: Педагогика, 1981.-192 с.
  12. A.B., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование». // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 38−45.
  13. Н., Вельдбрехт А. Методическое обеспечение межпредметных связей. // Народное образование. 1984. — 51−53 с.
  14. Г. А. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин. // Советская педагогика. 1987. — № 7.- С. 81−87.
  15. П.П. Психология младшего школьника. М.-Воронеж, 1997.
  16. М.В. Элементы геометрии в начальных классах: Дис. канд. пед. наук, — Киев, 1966.-360 с.
  17. Н.Ф. Об основах межпредметных связей. // Советская педагогика. 1971. — № 11. — 16 с.
  18. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе.-М.:АПН РСФСР, 1959.-347 с.
  19. Л.И., Куклин В. Ж., Наводов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения.-Центр разработки информационных технологий и методик МарПИ, 1993 г.-67 с.
  20. Г. И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника. // Сборник статей «Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения школьников». JL: ЛГПИ, 1987. — С. 108−115.
  21. С.Б. Реализация межпредметных связей при формировании пространственных представлений у учащихся 4−5 классов. // Математика в школе. 1985. — № 5.
  22. С.Б. Развитие пространственных представлений у учеников при изучении геометрического материала в 4−5 классах средней школы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1983.- 170 с.
  23. Т.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании межпредметных связей географии, истории и иностранного языка: На примере курса географии 7 класса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2004.-215 с.
  24. Д.И. Межпредметные связи как условие эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. Минск, 1986.
  25. А.Ю. Интегративный подход к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников. Дис. канд. пед. наук: Саранск. 2004, -172 с.
  26. С. А., Волкова С. И. Пчелкина О. Л. Математика и конструирование. Рабочая тетрадь 1 класс. М.: Просвещение, 2000. — 35 с. Математика и конструирование. Рабочая тетрадь 2 класс. — М.: Просвещение, 2001. — 42 с.
  27. С.И., Столярова H.H. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики. М.: Просвещение. 2000.
  28. А.Ю. Интегрированный подход к формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников. Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02- (теория и методика обучения и воспитания (черчение)) — Смоленск, 2004,-190 с.
  29. JI.C. Динамика умственного развития в связи с обучением. Педагогическая психология.-М.:Педагогика, 1991.-290 с.
  30. О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 89 с.
  31. П.Я. Умственное развитие как основа формирования мысли и образа. // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
  32. А.Н. Реализация межпредметных связей физики, биологии и трудового обучения в сельской общеобразовательной школе. М., 1970.- 170 с.
  33. Т.М. 150 уроков труда в 1−4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. М.: Новая школа, 1994. — 191 с.
  34. Г. Д. Развитие пространственных представлений при обучении геометрии. -М.: Педагогика, 1978. 104 с.
  35. В.В. Формирование элементов графической грамоты у учащихся на уроках труда в I-III классах. М., 1985.-62 с.
  36. М.А., Кочурова Е. Э., Пышкало A.M. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. М.: Изд-во «Антал», 1995. — 111 с.
  37. А.Н. Ручной труд как метод обучения и воспитания в сельской школе.-М., 2001.-32 с.
  38. В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск, 2002. — 187 с.
  39. А.И. Межпредметные связи теория и практика. // Наука и образование. — Горно-Алтайск, 1998. — № 2. — 204 с.
  40. В. А. О некоторых проблемах внутрипредметных и межпредметных связей школьного курса математики. М.: Просвещение, 1977. — 86 с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
  42. А.И. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону, 2000.-439 с.
  43. JI.M. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на основе межпредметной интеграции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2001. — 21 с.
  44. С.Н. Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля.-Дис.канд. пед. наук:13.00.02,-М, 1998,-191с.
  45. А.И. Система межпредметных связей в школе (аспект подготовки учителя). Харьков, 1984.
  46. .П. Пути совершенствования методов обучения. Сов.педагогика. 1963, № 12 С.12−21
  47. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  48. Е.В. Программа и методика преподавания наглядной геометрии на уроках математики в начальной школе. Тверь, 1998. -87 с.
  49. Н.Э. Межпредметные связи в трудовой практике младших школьников. // Начальная школа. 1993. — № 1.
  50. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие. М.: АС ADEMA, LINKA-PRESS, 1998. — 288 с.
  51. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 353 с.
  52. И.Н. Как обучать геометрии в четырехлетней школе первой ступени: Метод, руководство для учителей.- Л.: Сембель, 1927.- 184 с.
  53. П.А. Элементы наглядной геометрии в школе: Пособие для учителей.- М.: Учпедгиз, 1955.- 207 с.
  54. Кац Ц.Б. О связи преподавания физики и биологии в средней школе на уроках физики и во внеурочное время. Автореферат. Дис. канд. пед. наук,-М., 1968- 22 с.
  55. O.A. Реализация межпредметных связей экономики и математики в средней школе: На примере факультативного курса «Производная в экономике и математике»: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2003.- 144 с.
  56. A.M. Некоторые вопросы взаимосвязи математики с другими предметами. М.: Просвещение. — 89 с.
  57. Ю.М., Алексеенко O.J1. Интеграция школьного обучения. // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 52−56.
  58. Ю.А. Реализация межпредметных связей курсов алгебры и физики основной школы в условиях дифференцированного обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М, 2003.-216 с.
  59. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. -М.: АС ADEMA, 1999. 189 с.
  60. Я.А. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения.- М. Учпедгиз, 1955 г.
  61. К.П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся. М., 1968. — 217 с.
  62. В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе.//Народное образование.- 1976. № 4. с. 13−14.
  63. Г. Г. Развитие пространственного мышления младших школьников. // Начальная школа. 1996. № 12. — С. 54−58.
  64. И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: «Владос», 2001.- 144 с.
  65. Т.Г. Влияние межпредметных связей на усвоение программного материала в школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук М., 1965,-20 с.
  66. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981.-51 с.
  67. А.Р. Методика и дидактика геометрии: курс единой трудовой школы: Ступень первая.-Пг. Сембель, 1923, -208 с.
  68. И.В. Связи изучения основ наук с производительным трудом. -М. 1996.-62 с.
  69. Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. -М.: Просвещение, 1978. 126 с.
  70. А. Н. Избранное психологические произведения М., 1983.
  71. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  72. И.Я. Содержание межпредметных связей в процессе их реализации // Межпредметные связи в процессе обучения основ наук в средней школе: Тезисы докладов в научной конференции. М., 1972. -21−221 с.
  73. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 270 с.
  74. Д. Избранные философские произведения.- T. l-М.: Соцэкгиз 1960
  75. H.H. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук.- М., 1967, — 23 с.
  76. H.H. О понятии и видах межпредметных связей// Советская педагогика. 1978. — N6. — с. 22−26.
  77. H.H. Межпредметные связи и проблемы формирования умений. // Советская педагогика. 1979. — № 6, с. 12−16.
  78. Н.С. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника. // Психология младшего школьника. Под ред. E.H. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 215−238.
  79. A.A. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.- 415с.
  80. З.А. Межпредметные связи в обучении математике ка средство реализации преемственности. // Проблемы и перспективы развития начального обучения. Сб. научно-методических статей. Махачкала, 2000. — С. 60−65.
  81. З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике . М.: 2004, 8 п.л.
  82. В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. // Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1987. — 146 с.
  83. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1988. 189 с.
  84. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  85. С.Г. Современный урок математики: основы методики проведения. Математика, 1998,-№ 36,37,38,41,43
  86. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Пособие для учителя. Сост. Л. Я. Осадчий: Под ред. Л. Ю. Гордина. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  87. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. -М., 1971.
  88. В.А. Психология конструкторской деятельности. Автореф. дис. д-ра психологических наук. Л., 1882. — 48 с.
  89. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса . (Авторская педагогическая технология).- Волгоград: Перемена, 1995, — 152 с.
  90. М.И., Волкова С. И., Степанова C.B. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. Часть 1 (Первое полугодие). М.: Просвещение, 2001. — 112 е.: ил. Часть 2 (Второе полугодие). — М.: Просвещение, 2001. — 96 с.
  91. Методические рекомендации по изучению геометрических величин в начальной школе. Составитель С. Е. Царева. Новосибирск: НГПИ, 1985.-71 с.
  92. Л.П. Математика и конструирование. 2 класс. Самара, 1993.-28 с.
  93. Обучаем по системе Занкова JI.B. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  94. И.П. Избранные труды.- М.: учпедгиз, 1954.- 418 с.
  95. В.А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н., Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников. Часть 1. Томск: Изд-во Томского университета, 1998. — 139 с. Часть 2. — Томск: Изд-во Томского университета, 1998. — 231 с.
  96. Ю.Петерсон Л. Г. Математика 1 класс. Часть 1. М.: Баласс-С-инфо, 2000.- 64 с. илл. Часть 2. М.: Баласс-С-инфо, 2000. — 64 с. илл.
  97. Л.Г. Математика 2 класс. Часть 1. М.: Баласс-С-инфо, 2001. — 80 с. илл. Часть 2. — 112 с. илл. Часть 3. — 112 с.
  98. Л.Г. Математика 3 класс. Часть 1. М.: ООО Баласс — ООО С-инфо, 1996. — 112 с. илл. Часть 2. — 96 с. илл. Часть 3. — 128 с. Часть 4.-96 с.
  99. Л.Г. Математика 4 класс. Часть 1. М.: Ювента, 2002. — 96 с. Часть 2. — 128 с. ил. Часть 3. — 96 с.
  100. И.Г. Избранные педагогические произведения. Как Гертруда учит своих детей.-М.: АПН РСФСР, 1963.-563 с.
  101. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  102. Пб.Пичугин С. С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах образовательной системы «Школа 2100». // Начальная школа: плюс, минус. 2002. — № 2. — С. 68−72.
  103. Плынгэу В. Г. Способы реализации межпредметных связей в обучении младших школьников: (На материале математики и труд, обучения): Автореф. дис. канд.пед.наук.-Киев, 1984, -24 с.
  104. Н.С., Оводова Е. Г. Геометрия в пространстве. СПб.: Голанд, 1996.-52 с.
  105. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. -М., 1960. 183 с.
  106. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1−4). В 2 частях. Часть 1. Составители Т. В. Игнатьева, Л. А. Вохмянина. М.: Просвещение, 2001. — 319 с. Часть 2. — М.: Просвещение, 2001. — 392 с.
  107. A.M., Стойлова Л. П. Совершенствование математической и методической подготовки учителей начальной школы. // Советская педагогика. 1976, N2, — 90−95 с.
  108. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Просвещение, 1970.-162 с.
  109. A.M. Геометрия в 1−4 классах. М.: Просвещение, 1965. -244 с.
  110. В.Н. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования математических понятий. Тула, 1980.
  111. Расулова П. А Формирование чертежно-измерительных умений и навыков в начальной школе // Вопросы методики начального обучения. Сборник научных трудов. Махачкала: ДГПУ, 2003. — С. 26−28.
  112. П.А. и др. Нестандартные уроки математики в начальных классах.- Махачкала: ДГПУ, 2006.-65с. (личный вклад автора 25%)
  113. П.А. Межпредметные связи в обучении младших школьников математике // Начальная школа. М., 2006. № 12. — С. 44−46.
  114. С.П. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.-47 с.
  115. Румянцева J1.B. Развитие пространственного мышления при обучении различным дисциплинам в начальной школе. М. 2000. -36 с.
  116. С.П. Межпредметные связи в трудовом обучении. // Начальная школа.- 1990. № 6.
  117. Салихова М. Н. Методика формирования представлений о длине и площади в начальных классах: Дис. канд.пед.наук, — Ташкент, 1983. -195 с.
  118. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников.-М., 1962.-216 с.
  119. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система J1.B. Занкова. -М.: ЗАО «Центр общего развития», 2000. 206 с.
  120. H.H. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. 1990. № 5. -с. 57−60.
  121. О.П. Формирование пространственных представлений у детей в процессе начального обучения: (в связи усвоением элементов геометрии и географии): Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Л., 1965. — 272 с.
  122. И.М. Избранные произведения: в 2-х томах/ Физиология нервных центров.-М., 1952 г.-Т. 1.
  123. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.
  124. Е.И. Технология наглядно-модульного обучения математике.-Ярославль, 1998.-312 с.
  125. Е.В. Реализация межпредметных связей физики и математики в средней школе: На примере факультативного курса «Вектор в физике и математике»: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2000, — 170 с.
  126. НЗ.Тадиян C.B. Педагогические условия эффективного использования межпредметных связей в начальных классах /на примере изучения математики, природоведения, трудового обучения/.Автор. дисс.. канд.пед.наук .- Киев, 1985.-22 с.
  127. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  128. Л.Г. Взаимосвязь уроков трудового обучения и математики. // Начальная школа. 1989. — № 8. — С. 26−32.
  129. Т.В. Влияние межпредметных связей на развитие у учащихся конструкторско-технических умений.- М., 1966,-С.126−138.
  130. A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995 .-216 с.
  131. К. Д. Избранные педагогические произведения.-М.:Просвещение, 1968.- 557с.
  132. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи.-М., 1972.-149 с.
  133. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1983.-88 с.
  134. М.К., Магомеддибирова З. А. Реализация межпредметных связей математики и трудового обучения // Математика в школе. -1986. -№ 6.-23−26 с.
  135. В.В. Реализация межпредметных связей естествознания и сельскохозяйственного труда в основной школе. Автор, дис. .канд.пед.наук, — М., 1997.-18 с.
  136. H.A. Методические особенности обучения учащихся классов экономического профиля на факультативных занятиях по математике на основе реализации межпредметных связей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2002.-202 с.
  137. Черкес-Заде Н. И. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса. М., 1966.
  138. И.Ф., Шарыгина Т. Г. Первые шаги в геометрии. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. — 63 с.
  139. Л.А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности // Исследование по психологии восприятия.- М., 1948.-С. 17−24.
  140. В.П. Взаимосвязи в преподавании физики и биологии в восьмилетней школе . Дис. канд. пед. наук. Новосибирск -1965, 196 с.
  141. Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
  142. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные особенности усвоения знаний в младших классах. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
  143. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. — М., 1986. — 238 с.
  144. Эрк Д. А. Наглядная геометрия. Изд. А. О-ва Вальтера и Рапа. -Рига, 1923.- 72 с.
  145. И.С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных представлений у школьников. // Повышение эффективности и качества преподавания черчения. Под ред. А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 1981. — С. 44−56.
Заполнить форму текущей работой