Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π“Ρ€Π°Ρ„ΠΎ-ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ эффСкторным Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ Π² Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… письмо. Π’Π΅ΠΌ самым ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ влияниС Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΊΠ°Π»Π»ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° вСсь процСсс письма Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. НапримСр, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΡƒΠΊΠ² ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π·Π°Π³Ρ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΄Π΅Π·ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈ Π²ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π˜Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘Ρ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ овладСния письмом. БСнсор — ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ основой психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° являСтся Π½Π΅ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π³Π»Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠΉ, Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ слухом ΠΈ Π³ΠΎΠ»ΠΎΡΠΎΠΌ (19). Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π² Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π΅ происходит ΠΏΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ закономСрностям, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ всСх сторон Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ систСмы (фонСтичСской стороны, лСксичСского запаса ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСского строя).

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ вопроса ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ взаимодСйствии Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСчСслухового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ посвящСны Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ А. Н. Π“Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅Π²Π°, Н. Π₯. Π¨Π²Π°Ρ‡ΠΊΠΈΠ½Π°, Н. И. ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ€ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ, Π’. И. Π‘Π΅Π»ΡŒΡ‡ΡƒΠΊΠΎΠ²Π°, А. Π’Π°Π»Π»ΠΎΠ½Π° ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… исслСдоватСлСй. Ѐункция слухового Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° формируСтся Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ функция Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°: ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ появятся Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ…. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ мСсяцы ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π·Π²ΡƒΠΊ сопровоТдаСт Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ, возникая вслСд Π·Π° Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² артикуляционного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°. Π’ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π°Ρ€Ρ‚икуляциСй Π² ΠΊΠΎΡ€Π½Π΅ мСняСтся: артикуляция становится ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, соотвСтствуя Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ (46).

ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° являСтся Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. Но Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ нСдоступна артикуляция ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Ρ‚ΠΎ Π·Π²ΡƒΠΊΠ°. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π°Ρ€Ρ‚икуляторно Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ². Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ акустичСски Π΄Π°Π»Π΅ΠΊ ΠΎΡ‚ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°. Π­Ρ‚ΠΎ акустичСскоС нСсоотвСтствиС становится стимулом ΠΊ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΡƒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ артикуляционного ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ соотвСтствовал Π±Ρ‹ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ Π·Π²ΡƒΠΊΡƒ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ процСссС обнаруТиваСтся вСдущая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ слухового восприятия, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом Ρ…ΠΎΠ΄ приблиТСния ΠΊ ΠΈΡΠΊΠΎΠΌΠΎΠΌΡƒ Π·Π²ΡƒΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ возмоТностям развития Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° (13). К ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρƒ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° фонСтичСская сторона Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ сформирована, слуховой Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π—Π²ΡƒΠΊΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΡƒΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ слоТности ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ.

Π—Π²ΡƒΠΊΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ обособлСнно, Π° Π»ΠΈΡˆΡŒ Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π΅ слов, слова ΠΆΠ΅ — Π² ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ания, Ρ„Ρ€Π°Π·Π°Ρ…, Π² ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ВзаимодСйствиС фонСтичСской ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-грамматичСской сторон Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ раскрываСтся Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Н. И. Π–ΠΈΠ½ΠΊΠΈΠ½Π°, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π²Π° основных Π·Π²Π΅Π½Π°:

  • 1) ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ слов ΠΈΠ· Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²;
  • 2) составлСниС сообщСний ΠΈΠ· ΡΠ»ΠΎΠ².

Π‘Π»ΠΎΠ²ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ мСсто связи Π΄Π²ΡƒΡ… звСньСв ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. На ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ образуСтся Ρ„ΠΎΠ½Π΄ Ρ‚Π΅Ρ… элСмСнтов, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… формируСтся слова («Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Ρ‚ΠΊΠ° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ΠΌ»). Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ступСни ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° элСмСнтов образуСтся Ρ‚Π°ΠΊ называСмая «Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Ρ‚ΠΊΠ° ΠΌΠΎΡ€Ρ„Π΅ΠΌ». По Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Н. И. Π–ΠΈΠ½ΠΊΠΈΠ½Π°, слова становятся ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ составлСния сообщСний. Π’Π΅ΡΡŒ смысл Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π· Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹Ρ… слов, Π° Π½Π΅ Ρ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Как Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π° Ρ‚Π΅ΠΌΠ° сообщСния, суТаСтся ΠΊΡ€ΡƒΠ³ лСксики. ΠŸΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… слов опрСдСляСтся Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ сообщСния. ВсС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ обозначСния ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ слоговыми срСдствами, Ρ‚.ΠΊ. слог — основная ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π° языка. ИмСнно поэтому, ΠΊΠ°ΠΊ считаСт Н. И. Π–ΠΈΠ½ΠΊΠΈΠ½, Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, с Ρ‡Π΅Π³ΠΎ начинаСтся Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ процСсс ΠΈ Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ Π·Π°ΠΊΠ°Π½Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся" Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ), ΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ вСликая Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π·Π²ΡƒΠΊΠ° ΠΊ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈ.

Для овладСния письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ сущСствСнноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ сформированности всСх сторон Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, фонСматичСского ΠΈ Π»Π΅ΠΊΡΠΈΠΊΠΎ-грамматичСского развития находят ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ.

Π“Ρ€Π°Ρ„ΠΎ-ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ письма Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Ρ‰Π΅ Π³Π»Π°Π· ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠ°, ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° вопрос ΠΏΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ слухового, Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² письма ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ П. Π›. Π“ΠΎΡ€Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΠ΅Π»ΡŒ, Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ исслСдоватСли склонялись ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ участия Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅, считая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ письмо Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° опираСтся Π½Π° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ слухового ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ прСдставлСний нСпосрСдствСнно Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прСдставлСния, минуя Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ. Но Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π°ΠΊΡ‚Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ письма, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… сами Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прСдставлСния, Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈΡ… ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ со ΡΠ»ΡƒΡ…ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ прСдставлСниями.

Π“Ρ€Π°Ρ„ΠΎ-ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ эффСкторным Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ Π² Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… письмо. Π’Π΅ΠΌ самым ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ влияниС Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΊΠ°Π»Π»ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° вСсь процСсс письма Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. НапримСр, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΡƒΠΊΠ² ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π·Π°Π³Ρ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΄Π΅Π·ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈ Π²ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π˜Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΡŽ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ этот процСсс зависит, являСтся Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-моторная координация. На ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ части дошкольного дСтства рСгуляция ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ осущСствляСтся прСимущСствСнно Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°. ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ 1 Π³ΠΎΠ΄Π° Π΄ΠΎ 4−5 Π»Π΅Ρ‚ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π½Π° ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляциСй Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ. ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ выполнСния, обратная связь (аффСрСнтация) происходит с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ кинСстСзии. Рисуя, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ возрастС ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ (19). Π—Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π·Π° Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ отсутствуСт. ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ происходит мСТанализаторная интСграция кинСстСтичСских ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ рисования ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ², воспринимаСмых ΠΏΡ€ΠΈ этом. Π ΡƒΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ «Π³Π»Π°Π·».

НаибольшСго развития мСТанализаторная интСграция достигаСт Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ 6−8 Π»Π΅Ρ‚. ΠŸΡ€ΠΈ этом «Π³Π»Π°Π·», ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉΡΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ «Ρ€ΡƒΠΊΠΈ», ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ участиС Π² ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ двиТСниями. Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-моторная координация Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΎΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ². ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… способностСй являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ зрСлости».

ΠΠ΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ слоТных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π° Π½Π°ΠΌΠΈ Ρƒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎ Π΄ΠΈΡΠ»Π΅ΠΊΡΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ, особСнно Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡΡ… Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ тяТСлых Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (2). Π’ Ρ€ΡΠ΄Π΅ случаСв Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΎΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² слуТит ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ особого Π²ΠΈΠ΄Π° Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ кинСтичСской дисграфии (4,3).

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ письма ΠΊΠ°ΠΊ комплСксного Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ всСх Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… пСрСчислСнных ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ. Вакая структура свойствСнна Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Ρƒ систСм ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π·Π° ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ иСроглифичСского письма, Π³Π΄Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ структуры слова ΠΈ ΡΠΈΠΌΠ²ΠΎΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΎΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚.

Письмо ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ рассмотрСно ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π°ΠΊΡ‚, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ состав ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²ΡƒΡŽ структуру. Π”Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ состав письма слоТСн ΠΈ ΠΎΡ‚личаСтся своСобразиСм Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ступСни овладСния Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠΌ. Π’Π°ΠΊ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ с ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ смысловой стороны письма. Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ «ΡΡ€ΠΈΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚» Π±ΡƒΠΊΠ²Ρ‹ со Π²ΡΠ΅ΠΌΠΈ особСнностями ΡˆΡ€ΠΈΡ„Ρ‚Π°, ΠΊΠ°ΠΊ гСомСтричСский ΡƒΠ·ΠΎΡ€, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ школьник воспринимаСт Π±ΡƒΠΊΠ²Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ смысловыС схСмы, ассоциированныС ΠΈ Ρ ΠΈΡ… Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ слов. ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΎΡ€ Н. А. Π‘Π΅Ρ€Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ скорописи Π² ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ряд Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²: ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ тоничСский Ρ„ΠΎΠ½ ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Ρ‹; Π²ΠΈΠ±Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€Π²Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΌΡ‹ΡˆΡ† ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠ»Π΅Ρ‡ΡŒΡ, Π·Π°ΠΏΡΡΡ‚ΡŒΡ ΠΈ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅Π², которая ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΈΡ‡Π½Π° ΠΈ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΡ‚ΠΎΠ½Π½Π°; осущСствлСниС округлости двиТСния ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ (ритмичСского) ΡƒΠ·ΠΎΡ€Π°; Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π½Π°Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стороны письма (ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ² Π±ΡƒΠΊΠ² ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ составляСт ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ°). Π’ Π°ΠΊΡ‚Π΅ письма Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ мСсто элСмСнты прилаТивания ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранству: квалифицированная Ρ…Π²Π°Ρ‚ΠΊΠ° ΠΈ Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ орудия письма, рСализация двиТСния ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π° ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Ρ€Ρ…ности Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ вдоль Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π»ΠΈΠ½Π΅Π΅ΠΊ.

ВраСктория ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π° ΠΏΡ€ΠΈ письмС Π½Π΅ Ρ‚оТдСствСнна двиТСниям ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠ°ΠΌ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅Π², Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΎ. «Π’ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ циклограммСтричСскиС наблюдСния Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ письма — ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ Н. А. Π‘Π΅Ρ€Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ — ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Π΅Π², блиТайшиС ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Ρƒ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ острия, Ρ‡Ρ‚ΠΎ слСд ΠΈΡ… ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ самой конСчности Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС Π½ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Π±ΡƒΠΊΠ²Ρ‹, Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ, хотя ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ, искаТСнныС ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ (Π°Π½Π°ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ·Ρ‹) (19). ИмСнно эта ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ„Ρ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΅Π΅ Π°Π²Ρ‚оматизация ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠ΄Π½Ρƒ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… трудностСй для Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ школьника.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π½ΠΈΠ΅ исслСдоватСля ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, нСзависимо ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° обучСния, Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· нСсколько Ρ„Π°Π·. На ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС обучСния школьник ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½ΠΎ, ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ связано Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с Π³Ρ€ΡƒΠ±ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π΅Π³ΠΎ пространствСнных ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Π΅Π΅ письмо, Ρ‚Π΅ΠΌ мСньшС ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΡ†Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ двиТСниями ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π° ΠΈ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ самой Ρ€ΡƒΠΊΠΈ, Ρ‚. Π΅. Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½Π΅Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ„Ρ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°, ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΎ циклографичСскими наблюдСниями. Волько, ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ освоСния этой ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ„Ρ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ выучиваСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π° сначала Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, приобрСтая ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ автоматичСски ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π° Π»ΡŽΠ±ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ. Благодаря этому, постСпСнно ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° выписываСмых Π±ΡƒΠΊΠ². ΠžΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ процСссом ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΈ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ письма ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠΊΠ΅. Π”Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠ»Π΅Ρ‡ΡŒΡ, Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΎ вдоль строки, постСпСнно пСрСводится ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ контроля Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π’ΠΎΠ³Π΄Π° расстановка ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ строк ΡƒΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π° Π½Π΅Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Ρ„Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π±ΡƒΠΌΠ°Π³Π΅. НаконСц, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π΅ всСго ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, осущСствляСтся ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ собствСнно ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΠΏΠΈΡΡŒΡŽ. ΠŸΡ€ΠΈ этом осваиваСтся ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ распрСдСлСниС Π½Π°ΠΆΠΈΠΌΠΎΠ², Π’.ΠΎ. ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ усилиями ΠΏΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΉ ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π΅, пСрпСндикулярной ΠΊ ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ. Настоящая ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΠΏΠΈΡΡŒ вырабатываСтся ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, всСгда ΡƒΠΆΠ΅ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈΠ· ΠΎΡ‚рочСства.

ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ прСдставляСтся ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Н. А. Π‘Π΅Ρ€Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π° ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π½Π°ΠΊΠ°ΠΏΠ»ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° постСпСнно вычлСняСтся какая-Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… воздСйствий, которая ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ мСньшСй ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΡƒΡ‡Ρ‚Π΅Π½Π° Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅. Π­Ρ‚ΠΎ создаСт Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΈΠΌΠΈΠ½Π°Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ эпизода двиТСния. Π’ ΡΡ‚ΠΈΡ… случаях Π½Π° ΡΠΌΠ΅Π½Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ²ΡˆΠΈΠΌΡΡ Π΄ΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ коррСкциям, вносившим Π² Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΏΡ€Π°Π²ΠΊΠΈ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ фактичСского накапливания ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ» (22).

По-Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ, указания ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΉΡ‚ΠΈ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ обучСния ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ осознанная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ пСдагогичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ обучСния Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ слоТного Сдинства, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ прСдставлСния ΠΎΠ± Π°ΠΊΡƒΡΡ‚ичСском, артикуляторном, оптичСском ΠΈ ΠΊΠΈΠ½Π΅Ρ‚ичСском ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅ слова.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ