Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен города в духовном мире человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Город отчасти объективирует абстракции, в которых человек постигает мир и самого себя. Объективированными формами проявления сущности города являются городские идеалы, мифы и метафоры. Городской идеал представляет собой единство, синтез идеала города и идеала горожанина. Идеал города выступает носителем определенного устройства города, характеризует условия и образ жизни населения, оказывается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОРОДА
  • Глава II. ГОРОД В ОБЪЕКТИВИРОВАННЫХ ФОРМАХ ДУХОВНОСТИ
    • 1. Идеалы городской культуры
    • 2. Городская мифология
    • 3. Урбанистические метафоры
  • Глава III. СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ГОРОДУ
    • 1. Переживание города
    • 2. Соразмерность города и человека

Феномен города в духовном мире человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для последних десятилетий характерен стремительный рост городского населения. Только в период с 1950 по 1990 гг. численность городского населения мира выросла более чем в три раза и сохраняет тенденцию к дальнейшему значительному росту. Процесс урбанизации является весьма актуальным предметом научных исследований. Активно изучаются его социальные, экономические, демографические, экологические аспекты. Наряду с ними весьма актуальным, хотя и малоисследованным, является духовный аспект урбанизации, те изменения, которые урбанизация вносит в духовную культуру.

Исследование жизни человека в городе органично включается и в круг философско-антропологических проблем, объединенных стремлением к осмыслению человека в его целостности. В полном объеме эта задача заведомо неразрешима. Человек слишком сложен, а потому философское знание о нем неизбежно оказывается «дробным»: человек изучается как субъект познания, субъект социального действия и т. д. Одним из продуктивных способов философского «собирания» человека является изучение его взаимоотношений с объектами, в которых качество человечности обнаруживает себя наиболее полно и «сущностно». Именно таким объектом является город.

Как бы ни расширялось и ни усложнялось знание о человеке, остаются неопровержимыми и эвристичными простые, общеизвестные идеи: во-первых, человек — существо активное, деятельное, склонное к целенаправленному преобразованию среды обитанияво-вторых, человек — существо социальное. В феномене города обе эти идеи явлены со всей возможной полнотой, представлены в предельной форме. Город является результатом и объектом творческой деятельности человека. Более того, в нем сосредоточены практически все виды деятельности. Так как деятельность носит совместный характер, является со-деятельностью, город выступает квинтэссенцией социальности. Поскольку же любой реальный город является не только объектом приложения сил его жителей, но и овеществленным результатом деятельности прошлых поколений, он обладает способностью «воздействовать» на человека, причем, не всегда позитивно. Поэтому в городе реализуется в полном объеме еще одна общеизвестная идея: человек — существо не только активное, но и страдающее. Город дает человеку свободу, но и ограничивает ее, диктует человеку, как следует жить.

Материальная жизнь города исследуется многими конкретными науками. То же самое можно сказать и о духовной жизни города в ее отдельных аспектах. Что же касается отображения целостного феномена города в духовном мире человека, то это законный предмет философского исследования. Осмысление и переживание города, в конечном счете, является одним из путей самопознания человека.

Степень разработанности проблемы. Философская мысль со времен античности обращалась к феномену города. Идеальный город и, соответственно, идеал городской жизни подробно исследовался в трудах Платона, Аристотеля. Обращение к проблемам полиса характерно и для школ софистов, киников, стоиков. Антифонт, Гиппий, Теофраст, Диоген Синопский, Псевдо-Гераклит, Кратет, Телет, Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека рассматривали различные аспекты городской жизни. Цицерон, Квинтиллиан считали, что связь человека с городом является определяющим условием его цивилизованности и характеризует меру его развития. В средние века Блаженный Августин и Аль-Фараби разрабатывали концепции идеального города, в Новое время — Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон представили свои утопические проекты.

В исторической литературе проблемы городских поселений периода античности, средневековья, Нового времени и перехода к индустриальным городам, нашли свое отражение в исследованиях Ю. В. Андреева, Г. С. Кнабе, Г. А. Кошеленко, Е. М. Штаерман, А. Я. Гуревича, В. И. Рутенбурга, В. И. Кузищина, А. А. Левицкого, Е. С. Голубцовой, А. Я. Ястребицкой.

Ряд теоретических изысканий был посвящен индустриальным городам, их специфике и истории формирования. Социально-экономические аспекты, политико-правовые и хозяйственные отношения освещались М. Вебером, В. Зомбартом, Г. Зиммелем. Понимание города как социокультурной реальности нашло свое отражение в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, историко-социологический подход характерен для Ф. Броделя, JI. Мамфорда. В постиндустриальный период получила развитие теория мировых городов в трудах Дж. Фридмана, П. Тейлора, П. Маршана, И. Самсон и др.

Утопический «комментарий» Нового времени к античным теоретическим построениям в наиболее выразительной форме нашел свое воплощение в архитектурно-градостроительных концепциях начала прошлого века. В них сама форма города, его функции определяют пространственно-временное распределение человеческих действий, задают вполне определенные отношения города и горожанина. Это разработано в конструктивистских проектах Т. Гарнье, Ле Корбюзье, Н. А. Милютина, и в органических концепциях Э. Говарда, П. Геддеса, А. Гликсона, Г. Райта, Ю. Энвина.

Жесткая заданность городом человеческого поведения привела к кризису функционализма и конструктивизма. Им на смену пришел либеральный средовой подход с общегуманитарной установкой. Город рассматривается как особый тип обитаемой среды и особая форма бытования культуры, способствующая установлению отношений гармонии между личностью и внешним миром. Архитектурно-градостроительные, искусствоведческие разработки этого подхода содержатся в работах К. Линча, А. В. Иконникова, В. Л. Глазычева, А. Э. Гутнова, А. Г. Раппопорта, Ч. Дженкса и др. Общекультурными дефинициями средового подхода являются: городская среда, городская культурная среда, образ среды в сознании горожан и в искусстве. Они разрабатывались В. Л. Глазычевым, Э. А. Орловой, Г. З. Кагановым, М. С. Каганом, З. Н. Яргиной, Э. В. Сайко. Семиотический подход к городу и к проблемам отношения человека со знаковой средой представлены в работах Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, трудах тартусской школы, статьях Р. Барта, У. Эко.

Комплексные урбанологически-социологические исследования, анализирующие образ жизни городского населения, черты пространственного поведения горожан, зависимость бытия горожанина от городского простраства, особенности городского сознания, общения, социально-психологической мобильности представлены в работах Л. Б. Когана, О. Ы. Яницкого, В. В. Колбановского, Е. Н. Заборовой, Т. М. Дридзе, С. А. Макеева, С. В. Матяша.

Особенный интерес вызывает направление, разрабатываемое в произведениях И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, В. Ли, П. Вайля, представляющее собой органичный синтез путевых заметок и культурологических изысканий. В рамках этого направления начинается систематическая разработка субъективного образа города, что в перспективе позволяет объединить различные направления исследования урбанистических процессов, рассмотреть их в «едином масштабе» живущего в городе человека. Бытие города в духовном мире человека и составляет проблему исследования. Она может быть представлена в виде вопроса: что есть город в духовном мире человека? Речь идет не об отображении отдельных фрагментов города и городской жизни, а именно о городе в его целостности.

Цель исследования заключается в выявлении основных форм, которыми город представлен в духовном мире человека и, соответственно, теоретическое описание содержательных аспектов феномена города в его духовном качестве.

Задачи исследования:

1. Выделить основные аспекты городской реальности как предмета духовного освоения.

2. Установить объективированные формы духовности, в рамках которых человек стремится выразить сущность города.

3. Теоретически описать эти формы, дать их первичную классификацию.

4. Очертить фрагмент человеческой субъективности, детерминированный жизнью в городской среде.

5. Найти объективные и субъективные основания гармонии человека и города.

Методологическая база диссертационного исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы и подходы: во-первых, диалектический метод в качестве общей методологической основы диссертации, позволяющий постигать неоднозначность и противоречивость городского бытия в целом и сложность взаимоотношений города и горожанина в частности. Во-вторых, междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические и практические положения психологии, социологии, филологии, искусствоведения, архитектектурноградостроительные концепции для решения задач данного исследования.

Теоретическую основу диссертации составили источники, подробно или фрагментарно освещающие городскую проблематику, взаимоотношения человека с городом, отдельные стороны человеческого бытия, включенного в контекст городской жизни.

1. Произведения классической философии, полностью посвященные городу и горожанам, в которых разрабатывается проект идеального города и содержится критика устройства реального города. (Платон, Аристотель, Августин, Аль-Фараби, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла) — произведения, посвященные конкретным городам (Г. Зиммель, В. Беньямин) — а также труды философов, в которых есть фрагментарное обращение к теме города (Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека, Ф. Гвиччардини, Б. Паскаль, И. Кант, А. Н. Уайтхед, Л. П. Карсавин, X. Ортега-и-Гассет, М. Элиаде, Р. Барт, Г. Померанц, Д. М. Федяев, Б. В. Марков, В. М. Розин, В. А. Подорога, В.И. Красиков).

2. Идеи экзистенциальной философии, в которых нашли свое истолкование отдельные аспекты человеческого бытия: природа переживания, устремленность к смыслу, диалогичность существования (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, О. Ф. Больнов, Н. Аббаньяно, В. Франкл, Э. Фромм, М.М. Бахтин) — некоторые положения экзистенциальной психологии (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев).

3. Архитектурно-градостроительные и искусствоведческие концепции средового подхода (К. Линч, А. В. Иконников, В. Л. Глазычев, Г. З. Каганов, Г. Б. Забельшанский, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов, З.Н. Яргина).

4. Социологическая литература, исследующая антропологические стороны процесса урбанизации (Л.Б. Коган, О. Н. Яницкий, В. В. Колбановский, В. Д. Патрушев, Е. Н. Заборова, Т. М. Дридзе, Н.Г. Канклини).

5. Классические и современные произведения художественной литературы русских и зарубежных авторов, представляющие «свидетельства» эмоционального восприятия, переживания, осмысления человеком своего отношения к городу (М.А. Булгаков, А. А. Блок, А. Белый, И. А. Бродский, П. Верлен, Т. Вулф, У. Фолкнер, Ш. Андерсон, Х. Л. Борхес, Г. Г. Маркес, Э. Юнсон, И. Кальвино, К. Абэ и др.) — а также филологические работы, анализирующие эти тексты (Ю.И. Левин, В. Н. Топоров, М. С. Уваров, Т. А. Мегирьянц, Е. Б. Келебай, и др.).

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту:

1. Выявлены основные аспекты городской среды и жизнедеятельности человека в городе, представленные в духовном мире человека: город как сфера деятельности, как «гуманитарная» и вещная среда индивида, как культурная среда («культурный слой»).

2. Установлены объективированные формы духовности, которыми выражаются сущностные характеристики города: городской идеал, миф, метафора.

3. Дано теоретическое описание городского идеала как единства идеала города и идеала горожанина. Установлено, что городской идеал по сути является идеалом социума и человека в его социальном качестве.

4. Проведен анализ наиболее типичных городских мифов, и на его основе разработана их первичная классификация, выделены три основные вида: урбогонические мифы, городские этиологические мифы, городские эсхатологические мифы. Установлено, что городские мифы отчасти раскрывают идеал человека в его социальном качестве, отчасти — в творческом качестве. Показано влияние мифа на формирование городской идентичности.

5. Установлено, что стремление человека к краткому и лаконичному выражению сущности города реализуется в форме урбанистической предельной метафоры. Выделены два класса метафор: механические и органические. На основе исследования урбанистической метафорики показано, что конечной целью человека, творящего среду, является приближение к целостности живого организма.

6. Показано, что субъективная реальность отношения человека к городу выступает в форме переживания, а в пределе реализуется в чувстве соразмерности города и человека.

7. Установлено, что исследование переживания человеком городской реальности органично связано с гносеологической традицией сенсуализма — с тенденцией углубления и расширения содержания понятия опыта.

8. Соразмерность города и человека конкретизирована в понятиях смысла, диалога, творчества.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: во-первых, проведенная работа может быть использована для прояснения социокультурной, антропологической проблематики, связанной с исследованием городского бытияво-вторых, возможно применение результатов исследования для решения некоторых практических проблем психологиив-третьих, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов по социальной и культурной антропологии, философии культуры в соответствующих разделах, а также при чтении спецкурса по городской антропологии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на межвузовском аспирантском семинаре кафедры философии ОмГПУ, были изложены в ряде публикаций и выступлений на следующих конференциях: на международной конференции «Четвертые Шпетовские чтения: Творческое наследие Г. Г. Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания» (ТГУ, Томск, 2002) — межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура» (ОмГПУ, Омск, 2002) — I межвузовской научной студенческо-аспирантской конференции «Человек — Общество» (ОмГТУ, Омск, 2003) — всероссийской научной заочной конференции «Рациональное и иррациональное в русской философии» (БГПУ, Барнаул, 2003) — межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура. Константы и универсалии» (ОмГПУ, Омск, 2003) — международной конференции «А. С. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист» (Литинститут, Москва, 2004) — всероссийской коференции «Провиденциальное жизнетворчество А.С. Хомякова» (МИКХиС, Москва, 2004) — межрегиональной конференции «Человек в пространстве мифов» (ОмГПУ, Омск, 2004) — международной научно-практической конференции «Социальное и культурное пространство города» (СПбГУ, СПб, 2004) — всероссийской научной конференции «Семантическое поле культуры» (ОмГПУ, Омск, 2004) — межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура» (ОмГПУ, Омск, 2004).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Текст исследования изложен на 150 страницах.

Список литературы

включает 288 наименований.

Выводы III главы:

1. Субъективная реальность отношения человека к городу выступает в форме переживания, а в пределе реализуется в соразмерности города и человека.

2. Переживание является важнейшей субъективной формой постижения города. Переживание города — есть особая бытийная форма жизненного и культурного освоения и присвоения города, в которой осуществляется процесс перехода в субъективный внутренний мир человека объективированных форм проявления сущности города.

3. Соразмерность выступает интегрирующим фактором объединения города и горожанина в определенную целостность. Соразмерность — это.

231 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. в б т. — М.: Мысль, 1966. — Т. 6. — С. 352. соответствие человека городу и города человеку, адекватность среде своего обитания, тип отношения, который содержит в себе оптимум для реализации сущности человека, и достигнуть ее можно в процессе диалогического общения человека с городом.

4. В соразмерности города и человека присутствуют субъектный и объектно-созерцательный компоненты. Первый сводится к тем возможностям, которые город предоставляет человеку для реализации его активности. Суть второго заключается в позитивном или негативном воздействии городской среды на человека.

Заключение

.

По результатам проведенного диссертационного исследования можно сделать вывод о том, что в духовном мире человека город существует как целостный феномен во всем своем многообразии.

Материальная действительность города в ее существенных формах и проявлениях является предметом духовного освоения. Город как сфера проявления активности человека противостоит ему в двух основных формах: как совокупность других людей («гуманитарная среда») и как совокупность вещных объектов (вещная среда). В «гуманитарную среду» последовательно входят: сам человек, его семья, друзья, члены трудового или иного коллектива, соседи, прохожие. Специфика собственно городской среды начинается с круга «соседей» и «прохожих», в восприятии которых осуществляется связь конкретного и абстрактного. Вещная среда содержит совокупность вещных объектов, универсальных элементов городского окружения, делится на пространственные зоны. Условия жизни человека в городе определяются городской средой и формируют образ жизни жителей. Многообразие отношений человека и города опредмечивается в городской среде.

Город отчасти объективирует абстракции, в которых человек постигает мир и самого себя. Объективированными формами проявления сущности города являются городские идеалы, мифы и метафоры. Городской идеал представляет собой единство, синтез идеала города и идеала горожанина. Идеал города выступает носителем определенного устройства города, характеризует условия и образ жизни населения, оказывается связанным с определенными философскими учениями. Идеал горожанина формируется на основе идеала города, является производным от него, и, по сути дела, является идеалом человека в его социальном качестве. В результате эволюции городских идеалов современный город вобрал в себя смыслы и ценности идеалов предшествующих эпох и существует как поликультурное, полиидеальное образование.

Городская мифология составляет одно из измерений городской культуры и убедительно показывает, что миф в его различных формах сохраняет свое место в духовном мире человека. Урбанистические мифы делятся на три основные вида: урбогонические мифы, городские этиологические мифы и эсхатологические городские мифы. Городские мифы отчасти раскрывают идеал человека в его социальном качестве, отчасти — в творческом качестве. Городская мифология влияет на формирование «городской идентичности» как чувства сопричастности городу и его жителям.

Стремление человека к краткому и лаконичному выражению сущности города реализуется в форме урбанистической предельной метафоры. Среди урбанистических метафор выделятся два основных класса: механические и органические. Урбанистические метафоры являются также и теоретическими формами, в которых осуществляется познание города. Они манифестируют основную идею концепции города, отражают качества самого человека, позволяют интерпретировать процессы, происходящие в городе, являются средством интеграции представлений о городе как форме социальной действительности.

Субъективная реальность отношения человека к городу выступает в форме переживания, а в пределе реализуется в соразмерности города и человека. Переживание является важнейшей субъективной формой постижения города. Переживание города — есть особая бытийная форма жизненного и культурного освоения и присвоения города, в которой осуществляется процесс перехода в субъективный внутренний мир человека объективированных форм проявления сущности города. Универсальная способность переживания преломлять в себе значимые смыслы и отношения позволяет выстраивать в духовном мире человека соотношение «человек — город» .

Соразмерность выступает интегрирующим фактором объединения города и горожанина в определенную целостность. Соразмерность — это соответствие человека городу и города человеку, адекватность среде своего обитания, тип отношения, который содержит в себе оптимум для реализации сущности человека, и достигнуть ее можно в процессе диалогического общения человека с городом. Насыщение личного жизненного смысла смыслами и ценностями города, погружение человека в аксиологическое поле города, расширение сферы переживания, осуществляемое способами позитивного и негативного присвоения формируют позитивную, негативную или нейтральную соразмерность. Вживание и остранение способствуют обретению соразмерности человека и города, в которой преодолевается взаимное отчуждение.

Раскрытые в данной работе отдельные аспекты существования целостного феномена города в духовном мире человека, описание некоторых специфических сторон процесса урбанизации не могут исчерпывающе описать всю сложность и многообразие городской жизни, для этого нужны более фундаментальные исследования. На данном этапе осмысления стоит отметить, что многие проблемы еще ждут своего подробного изучения, поскольку, с одной стороны, процесс урбанизации набирает темпы, поддерживаемый разного рода глобалистическими факторами, с другой стороны, в нем намечаются некоторые новые тенденции: внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения ведет к качественным изменениям сельской среды (так называемая «сельская урбанизация») — наличие тенденции деконцентрации, проявляющейся в контрурбанизации или дезурбанизации и т. д. Содержание, формы, пространственные структуры и системы урбанизации будут меняться и дальше по мере эволюции самого процесса, и по-прежнему будут отображаться в духовном мире человека и настоятельно требовать их дальнейшего осмысления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. — СПб.: Алетейя, 1998. — 507 с.
  2. Августин Блаженный. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000 — 1296 с.
  3. К.И. Метафора как объект исследования. Вопросы психологии. -М., 1996. -№ 2. — С. 73−85.
  4. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.-С. 193−377.
  5. А., Трифт Н. Внятность повседневного города // Логос. М., 2002. — № 3−4. -С. 209−234.
  6. Ю.В. Начальные этапы становления греческого полиса // Город и государство в древних обществах. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. -С. 3−17.
  7. Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990.-223 с.
  8. Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 141 с.
  9. Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Алетейя, 1999. — 400 с.
  10. Античная гражданская община. Проблемы социально-политического развития и идеологии: Межвуз. сб. Л.: ЛГУ, 1986. — 189 с.
  11. Античная Греция. Проблемы развития полиса. В 2-х томах /Под ред. Е. С. Голубцовой. М.: Наука, 1983. — Т. 1. — 423 с.
  12. Античная Греция. Кризис полиса. М.: Наука, 1983. — Т.2. — 383 с.
  13. Античность как тип культуры /Отв. ред. А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1988. — 336 с.
  14. Античная культура Северного Причерноморья. Сб. научн. тр. АН УССР. Киев: Наук, думка, 1984. -216 с.
  15. Античные государства Северного Причерноморья /Отв. ред. Г. А. Кошеленко. М.: Наука, 1984.-392 с.
  16. Антология кинизма: Философия неприятия и протеста. М.: ТЕРРА, 1996 — 432 с.
  17. Н.П. Душа Петербурга. М., 1991.- 180 с.
  18. Н. и Т. Книга о городе. Город, как выразитель сменяющихся культур. -Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. 224 с.
  19. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1975.-С. 63−368.
  20. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. -С. 369−450.
  21. Аристотель. Политика// Аристотель. Сочинения в 4-х т-Т.4. -М.: Мысль, 1984. -830 с.
  22. Т.А. Социокультурная среда научного города (на примере Новосибирского Академгородка). Дисс. .канд. культурологии. -М., 1996.- 133 с.
  23. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия /Гл. ред. А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 2001. — 688 с.
  24. Архитектура и эмоциональный мир человека /Г.Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1985. — 208 с.
  25. В.В. Власть мифа: онтология проникающей трагедии // Философская и социологическая мысль.-Киев, 1993.-№ 3.-С. 103−129.
  26. Г. Н. Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема. Дисс.. канд. филос. наук. -М., 1998. 168 с.
  27. С.Б. Художник и город. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  28. О., Осипов Г. Что может город // Человек и природа. М.: Знание, 1987. — № 2.-0.12−61.
  29. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. М., 1997. — № 5. — С. 7−19.
  30. К. Христианская община и гражданская община // Вопросы философии. М., 2001.-№ 11.-С. 144−167.
  31. Р. Мифологии. Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.
  32. Р. Семиология и градостроительство // Современная архитектура. Париж, М., 1971.-№ 1.-С. 7−11.
  33. С.В. Городская культурная срсда: становление и развитие (социально-философский аспект). Дисс.. канд. философ, наук. Воронеж, 1999. — 158 с.
  34. М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.-336 с.
  35. М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. — 385 с.
  36. М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. — 304 с.
  37. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 422 с.
  38. A.M. Граница: бытие, сущность, рефлексия. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Омск, 2004. — 18 с.
  39. Г. Дом от погреба до чердака. Смысл жилища // Логос. М., 2002.-№ 3−4-С. 109−135.
  40. В. Париж столица XIX столетия // Историко-философский ежегодник. -М., 1991.-С. 235−247.
  41. Беседы Эпиктета /Изд. подгот. Г. А. Таронян. М.: Ладомир, 1997. — 312 с.
  42. А. Москва/Париж: пространственные структуры и телесные схемы // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 145−169.
  43. B.C. Методологические основы управления современным крупным городом. Автореф. дисс. докт. эконом, наук. СПб., 1999. — 34 с.
  44. О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. — 224 с.
  45. С.В. Формирование психологии древнейших горожан становящихся городов // Мир психологии. М. — Воронеж, 2000. — № 4. — С. 190−203.
  46. Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. — Т. 1. — 622 с.
  47. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.
  48. О.Р., Шмелева М. Н. Город и народные традиции русских М.: Наука, 1989.-252 с.
  49. Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристь, 1996. — 592 с.
  50. A.M. Санкт-Петербург как географический феномен // Звезда. СПб., 2001.-№ 6.-С. 221−231.
  51. Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. М&bdquo- 1972. — Т. 2. — С. 487−524.
  52. Ф. О дружбе // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1972. — Т. 2. — С. 408−415.
  53. К. Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение. СПб., 1905. — 204 с.
  54. П. Гений места. М.: Независимая газета, 2000. -488 с.
  55. . Одновременность неоднородного. Современный порядок в зеркале большого города // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 332−351.
  56. Л.С. История религий Востока. М., Ростов-н/Д, 1999. — 426 с.
  57. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. М., 1995. — Т. 16. -№ 3. — С. 90−101.
  58. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. -№ 1. — С. 15−32.
  59. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  60. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. -М., 1995. Т. 16. -№ 5. — С. 104−114.
  61. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. М., 1988. -№ 5. — С. 27−37.
  62. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  63. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебср М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 61 — 208.
  64. Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск, 1995. — 216 с.
  65. А.Г. На полпути к городскому обществу // Человек. М., 1992. — № 1. -С. 12−25.
  66. О.Б. Архивные материалы И.М. Гревса и Н. П. Анциферова по изучению города//Археографический ежегодник за 1981 год.-М.: Наука, 1982.-С. 303−315.
  67. Врис де Г. Большой город великое искусство // Логос. — М., 2002. -№ 3−4.1. С.285−300.
  68. Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986. 573 с.
  69. Э. Идеальный город // Проблемы итальянской истории. М., 1987. — С. 135−153.
  70. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1999. — 1068 с.
  71. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1959. — Т. IV. — 440 с.
  72. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т. 1. 452 с.
  73. В.Л. Культурный потенциал города // Сб. науч. тр. /НИИ культуры. М., 1986.-№ 151.-С. 11−24.
  74. В.Л. Культурный потенциал городской среды. Дисс.. д-ра искусствоведения. М., 1991. — 274 с.
  75. В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.- 181 с.
  76. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. — Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. — М.: Наука, 2000. — 378 с.
  77. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 4. — Extra muros: город, общество, государство. — М.: Наука, 2000. — 354 с.
  78. Городская культура. Средневековье и начало Нового времени / Под ред. В. И. Рутенбурга. Ленинград: Наука, 1986. — 278 с.
  79. Р. Мифы древней Греции. М.: Прогресс, 1992. — 624 с.
  80. АЛ. Категории средневековой культуры М.: Искусство, 1984. — 350 с.
  81. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. -М.: Искусство, 1990.-395 с.
  82. С.С. Наука и метафора. Л.: ЛГУ, 1984. — 152 с.
  83. А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. — 256 с.
  84. С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 216 с.
  85. С.Ф., Дмитриева Л. М. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. — 448 с.
  86. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. — 432 с.
  87. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. — 136 с.
  88. В. Категории жизни // Вопросы философии. -М., 1995. -№ 10. С. 129−144.
  89. В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. — 160 с.
  90. К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.
  91. Древний Восток и античный мир /Под ред. В. И. Кузищина.- М.: Изд-во МГУ, 1980.-237 с.
  92. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
  93. Т.И. Фразеологические единицы городской народно-разговорной речи: семантика, источники и способы образования (на материале городов Омска и Горно-Алтайска). Дисс.. канд. филолог, наук. Омск, 2000. — 169 с.
  94. Е. Программа «Экополис» // Человек и природа. М.: Знание. 1986. — № 9. -С. 23−79.
  95. В.А. Город как социальная реальность (философско-социологический анализ). Дисс. канд. филос. наук. М., 1999. — 145 с.
  96. К.К. Мысль. Слово. Метафора. Киев: Наукова думка, 1984. — 304 с. 97.3аборова Е. Н. Социологический анализ городского социального пространства.
  97. В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии. Екатеринбург — М., 2002.- 348 с.
  98. В.Б. Типы массового сознания населения крупного провинциального города. Дисс.. канд. социол. наук. Саратов, 2001. — 152 с.
  99. .Н., Шунер В. А. Забытая наука? // Вопросы философии. М., 1989. -№ 6.-С. 159−169.
  100. Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 23−35.
  101. Г. Флоренция. Венеция // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 87−97.
  102. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. — 443 с.
  103. С.П. Психология художественного действия субъекта. М.-Воронеж: МОДЭК, 2002. — 640 с.
  104. Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996.-302 с.
  105. А.В. Искусство, среда, время. (Эстетическая организация городской среды). М.: Сов. художник, 1984. — 336 с.
  106. А.В. Мера пространства человек // Декоративное искусство в СССР.-М., 1973. -№ 3. с. 14−17.
  107. А.В. Основные эстетические проблемы города. Автореф. дисс.. д-ра архитектуры. Л., 1964. — 45 с.
  108. А.В. Становление перспективного мира // Архитектура и культура. -М., 1991.-С. 6−43.
  109. А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. -175 с.
  110. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  111. История древнего мира /Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Кн. 2. Расцвет древних обществ /Отв. Ред. И. С. Свенцицкая. — 572 с.
  112. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  113. М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. — 544 с.
  114. Г. З. Город и «культ личности» горожанина//Звезда. СПб., 2001. — № 6. — С.194−204.
  115. Г. З. Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве. Дисс. в форме научного доклада. д-ра искусствоведения. М., 1999. — 73 с.
  116. Г. З. Урбанистический эпос? // Знание-сила. М., 1982. — № 7. — С. 36−38.
  117. Н. Москва. Окраины // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 135−145.
  118. Н.Г. Городские культуры в конце века: антропологические перспективы // Международный журнал социальных наук. М.: ЮНЕСКО, 1998. -№ 20. — С. 59−73.
  119. И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т. 6. — М.: Мысль, 1966. — С. 349−589.
  120. Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв.еках. СПб.: Алетейя, 1997. — Т.2. — 418 с.
  121. Е.Б. Философия творчества Иосифа Бродского. Дисс.. д-ра филос. наук. М., 2001.-542 с.
  122. Д.Б. Потребление и город, современность и постсовременность // Логос. -М., 2002. № з4. с. 35−65.
  123. Г. С. Категория престижности в жизни древнего Рима // Быт и история в античности. М., 1988.-С. 143−170.
  124. Г. С. Понятие энтелехии и история культуры // Вопросы философии. М., 1993.-№ 5.-С. 64−75.
  125. Л.Б. Быть горожанами. -М.: Мысль, 1990. -205 с.
  126. Р.И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики. Дисс.. канд. филолог, наук. Екатеринбург, 2000. — 151 с.
  127. М.И. Эстетика повседневности: западно-европейская городская культура XV—XIX вв.еков. Диссд-ра филос. наук. -М., 1997. -307 с.
  128. В.В. Язык города. М.: Высш. школа, 1991.- 192 с.
  129. Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. — 486 с.
  130. А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
  131. Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М.: Наука, 1979.-292 с.
  132. В.И. Явь беспокойства (предельные значения человеческого существования). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 164 с.
  133. Н.Г. Философия и интеллектуальные метафоры X.JI. Борхеса // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып. 8. Омск, Изд-во ОмГТУ, 2003. -С. 38−46.
  134. В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М.: Изд-во МГУ, 1990.-269 с.
  135. Культура города: Проблемы инноваций. Сб. науч. трудов /Под ред. В. Л. Глазычева. М., 1987. — 200 с.
  136. Культура города: Проблемы развития. Сб. науч. трудов /Под ред. В. Л. Глазычева. -М., 1988.- 187 с.
  137. Д. Герой с тысячью лицами. Киев: София, 1997. — 336 с.
  138. . Избранное: Персонализм. М.: РОССПЭН, 2004. — 608 с.
  139. Г. М. География городов. М.: Владос, 1997. — 480 с.
  140. Г. М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987. — 237 с.
  141. Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998.-824 с.
  142. А.Г. Урбанизация и воспитание: Социологический анализ. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 159 с.
  143. А.А. Города и городское ремесло в Англии в X—XII вв.. М., Л.: АН ССР, 1960.-354 с.
  144. Р. Города и геология. М.: Мир, 1976. — 559 с.
  145. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /Сост. А. А. Нейхордт. -М.: Правда, 1988.-576 с.
  146. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. -М., 1997.-№ 6.-С. 13−28.
  147. Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии.-М.: Смысл, 2001.-С. 100−109.
  148. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. М., 2000. — № 1. — С. 15−25.
  149. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М.: Смысл, 1999. -487 с.
  150. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии М., 1996. -№ 4. — С. 15−27.
  151. К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
  152. К. Совершенная форма в градостроительстве. М.: Стройиздат, 1986.-264 с.
  153. B.C. «Культура» и «цивилизация» (концептуально-семантический анализ) // Философская и социологическая мысль. Киев, 1993. -№ 1. — С. 19−45.
  154. О.П. Город как среда обитания. М.: Знание, 1982. — 48 с.
  155. Э.А. Город экосистема. -М.: Медиа-пресс, 1997. -336 с.
  156. Ю.В. Образ города в художественной культуре. Дисс.. канд. культурологии. СПб., 1998. — 134 с.
  157. А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: Алетейя, 1999.-716 с.
  158. А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. — 655 с.
  159. А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. — 975 с.
  160. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера. — М.: Языки русской культуры, 1996.-448 с.
  161. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. — 383 с.
  162. К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992. — 432 с.
  163. С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев: Наукова думка, 1989.- 152 с.
  164. М. Религии человечества. -М.: Университетская книга. СПб.: Рудомино, 1997.-600 с.
  165. Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  166. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999.-304 с.
  167. П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России // Вопросы экономики. -М., 2004. -№ 1. С. 4−18.
  168. С.В. Человек в городе. Социологические очерки. Киев: Политиздат, 1990.-223 с.
  169. Т.А. Концепт «Город» в творчестве Бориса Пастернака. Дисс.. канд. филолог, наук. Воронеж, 2002. — 198 с.
  170. Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада. — М.: Русская книга, 1992.-416 с.
  171. Р. Античные легенды и сказания. М.: Республика, 1992 — 479 с.
  172. Метафизика Петербурга /Отв. ред. Л. Морева. СПб.: Эйдос, 1993. — Вып. 1.- 315 с.
  173. Мифы народов мира. В 2-х т. М.: СЭ, 1980. — Т. 1. — 672 е.- Т. 2. — 720 с.
  174. С. Воображаемый город // Нева. СПб., 1992. -№ 5−6. — С. 353−362.
  175. В.П. Русская метафора: параметры классификации. Филологические науки. — М., 2000. — № 2. — С. 66−74.
  176. Мур Дж. Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999. -351 с.
  177. Э. Путями Авеля // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 300−332.
  178. В. В. Федяев Д.М. Т в потоке истории (Социальные факторы технической эволюции). Омск: Изд-во ЧГПИ-ОмГПИ, 1992. — 246 с.
  179. Образ жизни населения крупного города: Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. А. С. Пашкова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 288 с.
  180. С.И. Поиск виртуальной реальности Омск: Изд-во ОмГПУ. — 184 с.
  181. Э.А. Вопросы освоения городской культуры // Сб. науч. тр./ НИИ культуры. М., 1986. — С. 38−49.
  182. Э.А. Динамика городской культуры в условиях ускорения социально-экономического развития. Дисс. д-ра филос. наук.-М., 1988. 392 с.
  183. Э.А. Современная городская культура и человек. -М.: Наука, 1987.-192 с.
  184. Л.И. Модели и реальность. М.: Стройиздат, 1994. — 320 с.
  185. . Мысли.-М.: ACT, Харьков: Фолио, 2001. 590 с.
  186. В.Д. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ) // Социологические исследования М., 2004. -№ 12. -С. 30−41.
  187. Д.П. Миф как основание и феномен культуры. (Миф совокупность базисных бессознательных, коллективных представлений) // Мир психологии. — М. -Воронеж, 2003. -№ 3 (35). — С. 57−62.
  188. Е.Н. География городов (Геоурбанистика). -М.: Высшая школа, 1991. 159 с.
  189. Д.В. Основные категории онтологии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.-268 с.
  190. Платон. Государство//Платон. Соч. в З-хт.-М.: «Мысль», 1971.-Т. 3. Ч. 1.-686 с.
  191. Платон. Протагор // Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 1 — С. 418 — 477.
  192. В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginen, 1995. — 340 с.
  193. Г. Человек ниоткуда // Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995.-575 с.
  194. А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 624 с.
  195. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986.-432 с.
  196. Проблемы социального развития крупных городов /Под ред. Суслова Ю. А., Лебедева П. Н. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 191 с.
  197. М.И. Старый Петербург. СПб.: ИКПА, 1990. — 496 с.
  198. A.M. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М.: Языки русской культуры, 1996. — 280 с.
  199. Е.Г. Атлантида (Контексты платоновского мифа) // Текст: семантика и структура. -М.: Наука, 1983. С. 67−85.
  200. А.Г., Сомов Г. Ю. Форма в архитектуре: Проблема теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. — 342 с.
  201. . История западной философии. В 2-х т. Новосибирск: НГУ, 1994.
  202. П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. М., 1995. — № 2. — С. 19−37.
  203. В.М. Городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии. М., 1980. — № 1. — С. 43−55.
  204. В.М. Миф как понятие и реальность // Мир психологии. М. — Воронеж, 2003.-№ 3 (35).-С. 12−24.
  205. С. Монумент сувенир — улика: временная ось мегаполиса // Логос. -М., 2002. — № 3−4. — С. 97−109.
  206. С.Н. Ольвия: жизнь и смерть цивилизаций. Николаев: Возможности Киммерии, 2003. — 172 с.
  207. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003.-712 с.
  208. Н.А. Виды социальных идеалов // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. -М., 1987.-№ 6. -С. 37−46.
  209. В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. -Л.: Наука, 1987.- 176 с.
  210. Р. Каждый сам себе дьявол. Париж Умбера де Ролана // Логос. — М., 2002.-№ 3−4.-С. 191−209.
  211. Г. Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. -152 с.
  212. А. Культурная экономика в городах // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 3 51 -376.
  213. A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1989. — 432 с.
  214. Ю.И. Структурная типология метафоры. Филологические науки. — М., 1999.-№ 4.-С. 67−75.
  215. Социально-культурные функции города и пространственная среда / Под общ. ред. Л. Б. Когана. М.: Стройиздат, 1982. — 176 с.
  216. А.А. Феномен совести в античном и средневековом сознании // Историко-философский ежегодник-86. М.: Наука, 1986. — С. 21−35.
  217. А.А. «Город Солнца» Кампанеллы как идеал микропорядка // Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. В 2-х т.-Кн. 1. М.: НИИ PAX, 1997. — С. 137−148.
  218. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  219. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: ACT, 2002. — 553 с.
  220. Теория метафоры / Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-512 с.
  221. Е.П. Исследование города как информационной системы и уровня эколого-географических представлений о городе (на примере города Рязани). Дисс.. канд. географ, наук. М., 2000. — 159 с.
  222. А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. — 732 с.
  223. А. Дж. Философия истории Сорокина // Социологические исследования. -М., 2004.-№ 10.-С. 14−22.
  224. Л.Е. Образ города и городской среды. Дисс.. канд. филос. наук. -СПб., 2000.-205 с.
  225. А.Н. Избранные работы по философии. -М.: Прогресс, 1990 718 с.
  226. М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. — 246 с.
  227. М.С. Город. Метапоэзия жизни и смерти в ландшафтах петербургской культуры // Дружба народов. М., 1996. — № 6. — С. 122−137.
  228. Д.М. Бытийный импрессионизм лирики Александра Блока. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — 98 с.
  229. Д.М. Надежда и безнадежность // Рациональность иррационального / Под ред. В. И. Колосницына. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1991. С. 110−130.
  230. Фома Аквинский. Учение о душе. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
  231. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М.: Наука, 1989. — 576 с.
  232. С. Предмет знания. Душа человека. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 992 с.
  233. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  234. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. — С. 94−143.
  235. Д. Разрушение города: Социальная теория мегаполиса и экспрессионизм // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 252−285.
  236. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  237. Э. Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. — 393 с.
  238. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. — 406 с.
  239. М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. — 503 с.
  240. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  241. А.Г. Общественный идеал и индивидуальное поведение // Социологические исследования. М., 1985. — № 2. — С. 56−68.
  242. Т.И. Современные теории познания. -М.: Прогресс, 1965.-534 с.
  243. К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 447 с.
  244. В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. Томск, 1999.-203 с.
  245. Л.И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил развития общества. М.: Политиздат, 1985. — 159 с.
  246. Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. — 456 с.
  247. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  248. Я. Прага: скромное обаяние «посторонней» столицы. Очерк психологии города // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 65−75.
  249. Н.А., Качанов Ю. Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СОЦИС. М., 1998. -№ 4. — С. 94−98.
  250. О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск: Наука, 1993.-592 с.
  251. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998. — 606 с.
  252. JI.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования. -Психологический журнал. -М., 1997. -№ 6. -С.121−128.
  253. Е.М. От гражданина к подданному // Культура древнего Рима.- М.: Наука, 1985.-Т. 1.-С.22−105.
  254. Е.М. От религии общины к мировой религии // Культура древнего Рима. -М.: Наука, 1985.-Т. 1. -С.106−209.
  255. Е.М. Кризис античной культуры. -М.: Наука, 1975. 182 с.
  256. Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М.: Наука, 1 987 320 с.
  257. О. Город чьей-то мечты // Логос. М., 2002. — № 3−4. — С. 5−23.
  258. Экзистенциальная психология. Экзистенция /Под ред. Р. Мэя. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-624 с.
  259. М. Азиатская алхимия. М.: Янус-К, 1998. — 604 с.
  260. М. Аспекты мифа. М., 1996 — 240 с.
  261. М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. — 311 с.
  262. М. Мифы, сновидения, мистерии М.: REFL, — К.: Ваклер, 1996. — 288 с.
  263. М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. СПб.: Университетская книга, 1997.-414 с.
  264. Эпиктет. Афоризмы / Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. -463 с.
  265. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979.-С. 106−121.
  266. Языки как образ мира. М.: ACT, СПб.: Terra Fantastika, 2003. — 568 с.
  267. О.В. Устойчивое развитие города: философско-методологические проблемы. Дисс. канд. филос. наук. Москва, 1999. — 143 с.
  268. О.Н. Экология города. Зарубежные междисциплинарные концепции. — М.: Наука, 1984.-240 с.
  269. З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. — 366 с.
  270. М.Г. Дильтеева дихотомия и проблема переживания // Вопросы философии. М., 1998. — № 1. — С. 70−78.
  271. АЛ. Европейский город (Средине века раннее Новое время). Введение в современную урбанистику. Дисс.. д-ра истор. наук. — М., 1992. — 385 с.
  272. Buss S. Personal Autonomy [email protected].
  273. Identity Theory//1. http://www.utm.edU/research/iep/i/identity.htm.
  274. James W. The varieties of religious experience // URL: http: //sailor, gutcnberg.org.
  275. Kleingeld Pauline and Brown Eric. Cosmopolitanism // URL: http: //plato. Stanford.edu/entries/cosmopolitanism.
  276. O’Connor. Free Will //http://plato.stanford.edu/entries/freewill/
  277. Urban symbolizm / Ed. Nas P.J.M.: Brill, 1993. 393 p.
Заполнить форму текущей работой