Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Генезис авторской песни как социокультурного феномена 50-70-х годов XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема диссертации определила обращение к широкому и разнообразному кругу источников. Это связано со спецификой материала исследования (богатая, но научно не отрефлексированная эмпирика). На сегодняшний день «банк» авторской песни приблизительно выглядит так: у В. Высоцкого насчитывается около 600 песенных текстов, у Ю. Визбора — 400, у Б. Окуджавы — 400, у Ю. Кима — 200, у Е. Клячкина — 300, у В… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ Авторская песня как антиномичный социокультурный феномен середины 50−70-х годов XX века в СССР
  • Параграф
    • 1. 1. Возникновение и бытование авторской песни как социокультурного явления молодёжной культуры в контексте исторического периода
  • Параграф
    • 1. 2. Становление концепта — «авторская песня» в социуме, в индивидуально-личностных коннотациях и в теоретико-культурном дискурсе
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Генезис онтологии авторской песни в важнейших универсальных ипостасях: национальной, фольклорной (архетипической), жанровой
  • Параграф
    • 2. 1. Культурфилософская мысль России об особенностях выражения национальной идеи в народной культуре
  • Параграф
    • 2. 2. Фольклорная (архетипическая) традиция в авторской песне
  • Параграф
    • 2. 3. Инкорпорация песенных жанров в авторской песне и их сравнительный анализ в контексте теории музыки
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Константы человеческой субъектности в универсуме авторской песни
  • Параграф
    • 3. 1. Тематическая, языковая и об разная структура авторской песни
  • Параграф
    • 3. 2. Индивидуально-исполнительский аспект в строе авторской песни

Генезис авторской песни как социокультурного феномена 50-70-х годов XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика исследования.

Диссертационное исследование посвящено изучению социокультурного феномена авторской песни 50 — 70-х годов XX века в глубинном историко-культурологическом аспекте. В работе выявляются механизмы культурной трансляции идей, жанров и смыслов, характерные для российской ментальности и воплощённые в авторской песне.

Уникальный синкретический феномен авторской песни, синтезировавший в себе поэзию, музыку и исполнение, предполагает особое качество эпохального и индивидуального сознания, с жаждой и возможностью немедленной творческой самореализации. Это качество было присуще молодёжной субкультуре и советской творческой интеллигенции 50 — 70-х годов XX века.

Актуальность исследования.

Изучение глубинных истоков песенного творчества как особого типа единения поэзии и музыки, как внерационального способа бытия человека в культуре, становится актуальнейшей проблемой современного культурологического знания. Потребность в её решении связана с необходимостью понимания и описания трудно поддающейся логическому анализу онтологии песенного творчества.

Исходные смыслы этого творчества могут быть воссозданы путём опосредованной реконструкции процесса зарождения и становления (генезиса) авторской песни как национального феномена. При этом сама возможность постижения данного феномена связана с одномоментностью рождения и бытования песни, в совокупности слова, музыки и поющего человека в качестве цельного предмета изучения. Подобная цельность выводит проблему генезиса на общефилософский уровень рефлексии и связывает её с вечной и универсальной проблемой генезиса человеческой онтологии и культуры, поиском их сущностных оснований и смысла.

Иными словами, проблема генезиса авторской песни как феномена культуры включается в актуальнейший для современного гуманитарного знания проблемный круг: поэзия — музыка — человек — культура, — который ждёт своего решения.

Степень научной разработанности проблемы.

Феномен авторской песни, несмотря на активное к нему обращение, ещё не получил в науке более или менее признанного определения. Сам концепт «авторская песня», эмпирически понятный, до сих пор не имеет теоретического описания и свободно заменяется контекстуальными синонимами: самодеятельная песня, бардовская песня, туристская песня, гитарная песня, костровая песня и пр. А между тем, уже написаны кандидатские диссертации по филологии, ставящие проблему типологии и эволюции жанра (М.В. Каманкина, Д. Н. Курилов, К. Берндт, С. С. Бойко, A.B. Кулагин).1 Написана докторская диссертация о восприятии авторской песни советской критикой (А.И. Жеребовска)". Защищена диссертация по философии: «Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политической ориентации советской молодёжи» (Д.В. Самушенок) и по социологии: «Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардовского движения» (С.П.Распутина). Одно из последних исследований, связано рассмотрением авторской песни с позиции этнологии (А.Г. Михайловская)4. Можно с уверенностью сказать, что проблематика авторской песни введена в научный.

См.: Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950 -70-х гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра): Автореф. дис.. канд. искусств. — М., 1989; Бирюкова С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Автореф. дис. .канд. искусств — М., 1990; Берндт К. Советская авторская песня 60−70-х годов как лирический жанр (В.С.Высоцкий и др.): Канд. дис. — Грейфсвальд, 1990; Бойко С. С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система: Автореф дис. .канд фил наук. — М., 1999; Курилов Д. Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60−70-е гг.): Канд. дис. .канд. фил. наук. — М., 1999; Кулагин A.B. Эволюция литературного творчества B.C. Высоцкого: Автореф. дис. .канд фил. наук.- М., 1999.

2 Жеребовска А. И. Авторская песня в восприятии критики (60−80-е годы): Докт.дис. / МГУ. 1994.

3 Распутина С. П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960;1980;х годов: Автореф.дис.. канд. наук./ Кафедра политологии и социологии МПГУ. — М., 1997; Самушенок Д. В. Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентации советской молодёжи 1960;х — 1980;х годов: Дис.канд. философ, наук. — Тверь, 2004.

4 Михайловская А. Г. Российская авторская (бардовская песня) (Историко — этнологическое исследование): Автореф. дис. .канд. ист. наук. — М., 2006. оборот и вызвала междисциплинарный интерес.

Говоря о научной разработанности проблемы, мы не будем перечислять учёных, занимающихся авторской песней, укажем имена тех, кто помог в чём — то разобраться, или чем — то озадачил, или вызвал желание спорить. Кроме того, в своей научной работе мы вынуждены были вторгаться в сопредельные с избранной проблематикой области, изучать фундаментальные труды, о чём подробнее скажем ниже.

Основной корпус научно — исследовательской литературы, связанный с нашей темой, посвящен не комплексному изучению авторской песни, а монографическому изучению творчества отдельных авторов: Галича, Высоцкого, Окуджавы — С. Б. Бирюкова, С. С. Бойко, Д. Л. Быков, В. Н. Новиков, Ю. Ф. Карякин, Е. А. Козицкая, А. Е. Крылов, H.A. Крымова, A.B. Кулагин5 и др.

В аспекте выбранной нами проблемы авторской песни написано исследование Ю. А. Андреева с публицистическим названием «Наша авторская.». Стоит с благодарностью вспомнить совместную работу В. И. Новикова и E.H. Басовской, адаптированную для учителя. Исследуя авторскую песню в аспекте городского фольклора, два учёных — С. Ю. Неклюдов и A.C. Башарин — приходят к совершенно противоположным выводам. Один (С.Ю. Неклюдов) готов перенести границы фольклора, чтобы включить туда авторскую песню, другой (A.C. Башарин) видит в авторской песне не фольклорное, а маргинальное начало.

Продолжая разговор на тему фольклора и авторской песни, И.А. Соколова6 излагает позицию, близкую намособенно хочется отметить подготовленный ею раздел о терминологии. Подлинным стимулом к нашей научно-исследовательской рефлексии стали фундаментальные (не в объёме, а.

5 См. напр.: Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр. — М.: 1989; Кулагин A.B. Поэзия В. С. Высоцкого: Творческая эволюция. — Коломна: КПИ, 1996; Солдатенков П. Я. Владимир Высоцкий. — М.: Олимп: Смоленск: Русич, 1999; Перевозчиков B.K. Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980 -й. — М.: Сампо, 1998; Новиков В. И. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия, 2005; Быков Д. Л. Булат Окуджава / Дмитрий Быков. — М.: Молодая гвардия, 2009; Галич: Проблемы поэтики и текстологии. / Сост. А. Е. Крылов. — М., 2001 и др.

6 Соколова И. А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950;1960 гг.): Автореф. дис.. канд. фил. наук, — M., 2000. в качестве) статьи H.A. Богомолова, опубликованные в его книге «От Пушкина до Кибирова».

Именно они подвигли к более глубокому изучению авторской песни в аспекте фольклористики, соотнесения продуктов творчества с национальными идеями, направив исследовательский интерес к трудам таких учёных, как В. Я Пропп, А. М. Панченко, Д. С. Лихачёв, В. Н. Топоров.

Главной целью настоящей работы является рассмотрение генезиса авторской песни как феномена культуры.

Объект данного исследования — авторская песня, рассматриваемая как феномен культуры.

Предметом исследования является генезис авторской песни как особого типа творчества. Под генезисом в диссертационной работе понимается процесс зарождения (динамическая составляющая) и результат становления (статическая составляющая) онтологии авторской песни в её важнейших универсальных ипостасях: исторической, архетипической и жанровой.

Гипотеза исследования.

Авторская песня — социокультурный феномен 50 — 70- годов XX века. С одной стороны, она обладает традиционными чертами национальной культуры, объединив в себе свойства русского фольклора, структуру и элементы городской песни и романсас другой — несёт в себе свободолюбивый дух молодёжи «хрущёвской оттепели», определяемый инновационными тенденциями. На стыке бинарных оппозиций новации и традиций возникает и функционирует антиномичное явление — авторская песня.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1. рассмотрение особенностей выражения национальной идеи в русской песенной традиции;

2. реконструкция и анализ архетипической традиции и её трансформация в авторской песне;

3. выявление констант человеческой субъектности в универсуме авторской песни.

Методология исследования.

Решение поставленных задач предполагает наличие особой исследовательской области, в рамках которой разрыв между теоретической и эмпирической сферами познания авторской песни был бы минимальным, а их взаимодействие стало бы взаимополагающим и взаимообогащающим. Такой синтез теории и практики с необходимостью рождает потребность в интеграционном взаимодействии социологов, культурологов, музыковедов и филологов, а также самих создателей и исполнителей авторской песни. Основной методологической установкой при этом выступает философско-кулътурологическая концептуальная доминанта, предполагающая рассмотрение явления авторской песни как способа бытия человека в культуре в процессе его самоидентификации как существа духовного и свободного.

В связи с этим общий метод данной работы может быть определён как метод г^елостного анализа, претендующий на исследование феномена авторской песни по принципу глубочайшего взаимополагания различных культурных фактов и их интерпретаций.

Междисциплинарный характер работы предполагает использование спектра методологических подходов. Исследование опирается на феноменологический метод изучения авторской песни как определённого типа сознания. Наличие типов сознания побуждает к осмыслению принципов бытия, заявленных в авторской песне и в индивидуально-личностной позиции автора песни, что предполагает использование онтологического подхода.

Культурно-исторический метод помогает понять ключевую роль архе-типической традиции в формировании универсума авторской песни. Данный метод включает подходы, не связанные с рационально-логическим и непосредственно-экспериментальным опытом. Мы попытались использовать иррациональный способ соотнесения феноменов культуры через внутреннее восприятие музыки устного народного творчества. Живознание — метод, применяемый А. С. Хомяковым в своём историософском труде «Семирамида», соотносится с интуитивным методом Бергсона. С одной стороны, внешняя форма устного народного творчества в наше время актуализируется не так, как это происходило в древности, но, с другой, — глубинная интенция, деятельность духа — та же. Внутренная форма (энергейя) прозревается и в эпических песнях, и в авторском творчестве. Осознать эту внутреннюю связь можно только через интуицию.

Сравнительно-аналитический метод позволяет увидеть исследуемый предмет в контексте актуальных идей эпохи. Принадлежность проблематики диссертации к литературному и музыкальному творчеству мотивирует присутствие в работе литературоведческого и музыковедческого аспектов исследования.

Источниковая база.

Тема диссертации определила обращение к широкому и разнообразному кругу источников. Это связано со спецификой материала исследования (богатая, но научно не отрефлексированная эмпирика). На сегодняшний день «банк» авторской песни приблизительно выглядит так: у В. Высоцкого насчитывается около 600 песенных текстов, у Ю. Визбора — 400, у Б. Окуджавы — 400, у Ю. Кима — 200, у Е. Клячкина — 300, у В. Ланцберга — 300, у А. Суханова — 300, у В. Луферова — 160, у Ю. Кукина — 70 и т. д. В антологии авторской песни7 помещено 1130 песен более чем 200 авторов. Главным источником информации в настоящее время стал Интернет, где имеются сайты целиком посвященные авторской песне и движению клубов самодеятельной песни — КСП. ' Сохранить и систематизировать источниковое богатство авторской песни взял на себя активно развивающийся проект «Компьютерный архив авторской песни» — КААП, частью этого проекта стала «Всемирная Барда-фиша» — ВБА, призванная информировать любителей авторской песни по всему миру.

В этом потоке материала труднее всего произвести отбор. Мы избрали Авторская песня. Антология / сост. Д. А. Сухарев. — Екатеринбург: УФактория, 2002. 8 для исследования наиболее репрезентативных авторов, чьё творчество апробировано временем, устойчивостью общественного признания и нашло отражение в полноценных печатных изданиях. Речь идёт об указанных выше авторах.

В исследовании, безусловно, учитывается литература мемуарно — публицистического и даже биографического содержания, в своей совокупности она даёт представление о специфике личности, о сфере интересов, о событиях 50 — 70-х годов XX века, нашедших отражение в творчестве указанных авторов. Поскольку диссертационное исследование посвящено выявлению генетических корней авторской песни, они, по мнению авторитетных знатоков, находятся в устном народном творчестве, постольку естественно выглядит наше обращение к фольклору и введение его в источниковую базу.

Источниковедческая база исследования.

Выделяя авторскую песню как суверенное образование, альтернативное официальной культуре, и определяя её как молодёжную субкультуру «хрущёвской оттепели», мы обращаемся к молодёжным исследованиям следующих авторов: Г. А. Чередниченко, С. И. Левиковой, С. П. Цаплиной, Е. Л. Омельченко и других. Для рассмотрения личности в аспекте культуры потребовалось обращение к работам С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотмана.

Рассмотрение авторской песни как феномена национальной культуры, отражающего «дух жизни», потребовало изучения культурфилософских трудов славянофилов: И.С. и К. С. Аксаковых, Ап. Григорьева, И. В. Киреевского, A.C. Хомякова. Необходимостью проникновения к генетическим корням явления авторской песни объясняется наше обращение к работам К. — Г. Юнга, к его исследованиям архетипов. Реконструкция архетипических моделей в структуре авторской песни потребовала отсылок к авторитетным штудиям в области мифопоэтического — к работам Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, Дж. Фрезера. Поскольку объектом изучения является синтетический жанр авторской песни, постольку естественно мы обратились к трудам музыковедов и фольклористов: Б. В. Асафьева, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, Т. Поповой, JT.A. Рапацкой, Ю. И. Смирнова, A.M. Астаховой, В. М. Щурова и других.

В качестве теоретической базы данного исследования выступают труды О. Шпенглера, Й. Хейзенги, Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Хайдеггера, Н. Бердяева, а также В. П. Океанского и научной школы «Герменевтика словесности и культуры» при кафедре культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета.

Основой подхода к изучению авторской песни в нашем исследовании явилось постижение генетической сути явления, что нашло своё отражение в научных трудах Е. М. Мелетинского (вслед за В. М. Жирмунским и А. Н. Веселовским), в центре познания которого находилось движение повествовательных традиций во времени и их генезис.

Несмотря на всю многочисленность работ об авторской песне и разнообразие аспектов её изучения, до сих пор без должного внимания остаётся проблема осмысления генезиса авторской песни, понимания её истоков и особого способа бытия в культуре, делающего её жизнеспособной. В целом, нам не удалось обнаружить известные в литературе работы, в которых исследовался бы генезис авторской песни как феномена культуры. Культурологический подход к данной проблеме вообще осуществляется впервые, но именно данный подход приобщает явление авторской песни к национальной почве, объясняющий её смыслы, образность и способы концептуализации исторического материала.

Научная новизна исследования.

1. В данной диссертации впервые исследуется генезис авторской песни, обнаруживается эволюционная линия её формированияпри этом исследование идёт комплексно, с преодолением узкоспециализированной ограниченности.

2. В исследовании впервые актуализированы идеи славянофилов XIX века для реконструкции генетической природы авторской песни, что позволило осуществить выход за пределы исследуемого феномена в сферу онтологии творчества и культуры.

3. Феномен авторской песни через историко-генетический вектор соотносится с творчеством скоморохов и певцов-сказителей Древней Руси, а также с таким снижено — пророческим типом национального самосознания, как «юродство».

4. Жанровая природа авторской песни характеризуется как антиномич-ная и открытая для проникновения и инкорпорирования других жанров. При этом одни — демонстративно позиционируются как объекты пародии, другие — влияют на авторскую песню стихийно, через неуничтожимые таинственные механизмы трансляции архетипических образов.

Теоретическая значимость исследования.

Осмысление генезиса, эволюции и бытования авторской песни позволяет ввести данный социокультурный феномен в контекст российской культуры XX века. Исследование позволяет расширить спектр методологических подходов к анализу явления современной культуры.

Практическая значимость исследования.

Материал диссертационного исследования можно использовать в лекциях по культурологии, социальной философии (по проблемам молодёжной и современной культур) для студентов средних и высших учебных заведений, также в работе студенческих клубов и во внеаудиторной воспитательной работе.

Фактом признания авторской песни стало её изучение в курсе школьной программы по литературе XX века. Нам представляется, что основные идеи диссертации помогут учителям школ правильно донести материал программы и стимулировать старшеклассников к выработке мировоззрения и активной жизненной позиции с опорой на русский менталитет.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторская песня по своей природе синкретична и готова к эксперименту с разными жанрами. Авторская песня — порождение особого типа сознания: её создатели и слушатели жаждут немедленной творческой самореализации, поэтому возникновение и бытование авторской песни связано с молодёжной субкультурой, а также с творческой активностью городской интеллигенции.

2. По своей генетической онтологии авторская песня являет процесс и результат национального творчества, укоренённого в традициях фольклора и русского былинного жанра. Не будучи достоянием социальных низов, не будучи анонимной, т. е. нарушая два центральных постулата фольклористики, авторская песня близка к фольклору по функции, по способу устной трансляции, по возможной вариативности текстов, по единству духа исполнителя и слушателей авторской песни.

3. Социальные «протестные» идеи, воплощённые в авторской песне, имеют черты культурной традиции, возникшей в Древней Руси в творчестве скоморохов и певцов-сказителей, в поведении и пророчествах «юродивых» -обличителей из народа.

4. Авторская песня есть способ бытия человека в культуре в процессе его позиционирования себя как существа духовного и свободного. Индивидуально — авторское начало несёт в себе ценностно-содержательные моменты, которые преодолевают антиномичность и рождают гармонию, — так было в народной культуре, когда апофатическое утверждение рождалось через отрицание. И в этом смысле авторская песня является самобытным национальным феноменом, кроме того, она обладает несомненным педагогическим и антикризисным потенциалом.

Личный вклад состоит в открытии антиномичности феномена авторской песни. С одной стороны — это искусство социалистического реализма, активно пародируемоес другой стороны — это древнерусская культурная традиция, интуитивно прозреваемая и воплощённая в мифопоэтической образности. В диссертации показано, каким путём преодолевается генетическая антиномичность авторской песни, как, благодаря логоцентристской ценностно-содержательной стихии, рождается гармония музыки, слова и голоса певца.

Основное содержание работы.

В первой главе «Авторская песня как антиномичный социокультурный феномен 50−70 годов XX века» выявляются историко — социальные и онтологические предпосылки рождения авторской песни как суверенного образования, альтернативного официальной культуре. Авторская песня выражала особенности мировоззрения молодёжи и городской интеллигенции и давала возможность немедленной творческой самореализации.

В параграфе 1.1 «Возникновение и бытование авторской песни как молодёжной субкультуры в контексте исторического периода» даётся характеристика исторической эпохи, так называемой «хрущёвской оттепели» 50−60 годов XX века, со связанными с ней надеждами и разочарованиями. Первые авторские песни создавались на этой волне, многое в них вторило, но многое и противостояло официальному советскому канону: вместо оркестра — гитара, вместо хорошо поставленных голосов — непрофессиональное пение. Но в авторской песне было главное достоинство — она никем не была санкционирована, она становилась голосом «безъязыкой улицы», в ней находили себя люди и события, в чём — то неудобные для советского искусства. В параграфе исследуются особенности художественного сознания сочинителей авторской песни, даётся анализ дефиниций «молодёжь», «молодёжная субкультура».

В параграфе 1.2 «Становление концепта „авторская песня“ в социуме, в индивидуально — личностных коннотациях и в теоретикокультурном дискурсе» предлагаются взгляды на авторскую песню с различных позиций. Концепт «авторская песня» часто заменяется контекстуальными синонимами: дворовая, песня, туристская песня, бардовская песня, самодеятельная песня, костровая песня, студенческая песня и пр. Вслед за В. Высоцким мы утверждаем, что словосочетание «авторская песня» — наиболее удачно для характеристики данного культурного феномена. В концепте «авторская песня» подчёркнута человеческая субъектность и в то же время функциональная составляющая термина не сужена ни двором, ни туризмом, ни костром.

По своей генетической онтологии авторская песня являет собой процесс и результат национального творчества, укоренённого в традициях фольклора. Типологическое несоответствие авторской песни фольклору лежит на поверхности — авторская песня принципиально не анонимна. Но если рассматривать авторскую песню с функциональной точки зрения, как это сделал Н. А. Богомолов, то мы сможем увидеть много общего. Во — первых, это устный характер трансляции фольклора и авторской песни, во — вторых, обратимость функции исполнитель — слушатель, в — третьих, вариативный характер текстов.

Авторская песня — это синкретическое явление, соединившее в себе поэзию, музыку и исполнение. Кроме того, авторская песня представляет собой общественное движение молодёжи и городской интеллигенции. Сочетая художественное творчество и творчество жизни, авторская песня превращает индивидов в единомышленников и единоверцев, в культурное сообщество, переживаемое как противостояние безликой, стандартизированной государственно насаждаемой цивилизации.

Во второй главе «Генезис онтологии авторской песни в важнейших универсальных ипостасях» раскрывается комплекс элементов, образующих первооснову авторской песни: национальная идея, фольклорная традиция и открытый для экспериментов жанр.

В параграфе 2.1 «Культурфилософская мысль об особенностях выражения национальной идеи в народной культуре» анализируются взгляды A.C. Хомякова на русскую культуру, которые стали фактически теоретико-методологическим обоснованием данной главы. В рассуждениях A.C. Хомякова о «духе жизни» русской нации мы находим онтологические корни авторской песни. Развивая мысль о самобытности русской культуры, мы обращаемся к И. В. Киреевскому, который в статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России"8 писал, что сила русского.

8 И. В. Киреевский О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России //Киреевский И. В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и коммент. В.Котельникова. — М.: Современник, 1984. — С.199 -327. мышления «заключается в его стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувства, и совесть (.) сливаются в одно живое единство». Этот цельный тип мышления, укоренённый в глубинных основах национальной жизни, получили в наследство сочинители авторской песни. Рассуждения славянофилов о самобытности русского сознания, когда «нравственное, изящное, полезное и истинное» понимается и воспринимается одним усилием человеческого духа, продолжаются в работах современных культурологов и филологов: В.В. Би-бихина, С. Г. Бочарова, В. П. Океанского.

Выявляя общественный статус авторской песни, мы осознаём и высвечиваем идею обличительства, характерную и для русского явления «юродства», и для авторской песни. Обязанность «ругаться миру» у юродивых может быть соотнесена с апофатическим подходом к несправедливости, насилию, злу в авторской песне.

В параграфе 2.2 «Фольклорная (архетипическая) традиция и её трансформация в авторской песне» утверждается, что авторская песня имеет основательный этноисторический фундамент. По своей генетической онтологии авторская песня являет собой процесс и результат национального творчества, укоренённого в традициях фольклора. Необходимо отметить, что учёные — славянофилы первыми в русской истории открыли, исследовали, систематизировали национальной эпос.

В ходе размышления над своеобразной «памятью жанра», мы обратились к русским былинам (эпическим песням), которые по своему интонационно-ритмическому, содержательному строю, логоцентристской направленности, субъектно-объектным особенностям исполнения и восприятия также можно считать этнокультурным архетипом авторской песни. Исследование эпического жанра выводит нас на небылицы и скоморошины, являвшиеся ан-тиномичным дополнением и, даже, пародией на основной жанр. Таким образом, расширяется традиционный круг трансляторов — исполнителей былин и других жанров древнерусского творчествасреди них называют и певцовсказителей, и скоморохов.

Есть ещё одно существенное замечание, которое стоит отметить особо. Речь идёт о том свободолюбивом духе, который способствовал зарождению и бытованию авторской песни и былин. Географическое распространение эпических песен связано с северными областями и окраинами России (региональный характер бытования), где простой народ — труженик не знал крепостного гнёта, и, соответственно, экзистенция авторской песни пришлась на «хрущёвскую оттепель» 50−60 годов XX века. Это обстоятельство позволяет говорить об, интуитивно прозреваемых, этноархетипических началах авторского творчестваи, более того, о генетических чертах концепта «Genius loci».

Идеей отражения национальных глубинных истоков были «заражены» русские композиторы — классики: М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, содружество композиторов «Могучая кучка». Используя приём художественной стилизации, в своих музыкальных масштабных и камерных произведениях они отразили образы богатырей, скоморохов, сказителей.

Будучи явлением не только литературно — музыкальным, но и общественным, авторская песня своими таинственными, неисследимыми путями шла от истоков национальной культуры.

В параграфе 2.3 «Инкорпорация песенных жанров в авторской песне и их сравнительный анализ в контексте теории музыки» проводится исторический экскурс в развитие песенных жанров, предшествовавший появлению авторского творчества в середине XX века, а также сопоставляется авторская песня с былинами, романсами, городскими песнями. Сравнивая былинное творчество и авторскую песню с точки зрения теории музыки, отмечаем, что последняя «впитала в себя» через песни и романсы общеевропейский музыкальный стиль, проявившийся, в частнрсти, в музыкальной форме и ладо-гармоническом строе.

Вслед за культурфилософскими положения славянофилов о «духе жизни» русской нации, мы интуитивно прозреваем архетипические корни, фольклорные традиции и привнесённые элементы в важнейших универсальных ипостасях авторской песни.

Глава третья «Константы человеческой субъектности в универсуме авторской песни» посвящена выявлению национального, художественно-образного и индивидуально — авторского начала в исследуемом материале.

В параграфе 3.1 «Тематическая, языковая и образная структура авторской песни» авторская песня рассматривается как средство общения и как уникальный продукт художественного творчества. Значимые темы — истории, войны, общественных и политических событий — рассматриваются и анализируются в контексте следования национальным ментальным приоритетам. Будучи исторической хроникой хрущёвской эпохи, авторская песня через образно — символический язык сохраняла традиционные черты русского фольклора.

Обозначаются традиционные черты авторской песни в русской литературе на примере фрагментов, связанных с творческим процессом A.C. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, героев произведений JI.H. Толстого, И. С. Тургенева и других. Сравнивая художественный язык былин и авторской песни, отмечается, что художественные средства, используемые в столь отдалённых по времени жанрах, являются типичными: символика, образы и т. д.

В параграфе 3.2 «Индивидуально — исполнительский аспект в строе авторской песни» показана самобытность исполнительского стиля бардов: В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима, М. Анчарова, Ю.Визбора.

Соединяя в себе влияния древнерусских былин, национального фольклора, интонаций городского музыкального быта и, испытывая воздействие классических идей, а иногда поступая наперекор им, авторская песня создала свой литературно-музыкальный и исполнительский стиль. Он заключается в доступности музыкального языка, импровизационности, в уникальном сочетании публичности и интимности, своеобразной звуковой личностной энергетике.

В Заключении формулируются следующие выводы:

1. Авторская песня, явившись социокультурным феноменом 50 — 70-годов XX века, выражала идеи и образы, отличные от официальной культуры хрущёвской эпохи". Это движение молодёжи и городской интеллигенции характеризовалось индивидуальным самовыражением, свободой высказывания, инновационными тенденциями.

2. Логоцентристская авторская позиция выражает локальное своеобразие, идущее от северной традиции исполнения сказов (былин). Основное значение имеет «логос» (слово, смысл) и дополняющее — музыка (напев) в жанре авторской песни. Это обстоятельство позволяет констатировать этническое своеобразие, самодостаточность, самоценность феномена.

3. Сравнивая былинное творчество и авторскую песню с музыковедческой точки зрения, отмечаем, что последняя «впитала в себя» через городскую песню и романс элементы общеевропейского музыкального стиля. Культурфилософские положения A.C. Хомякова помогли сформулировать следующую мысль: в XX веке появляется и функционирует жанр авторской песни — своего рода новый феномен, новое лицо с типичными национальны/ ми чертами.

3.Анализируя эволюцию жанра, констатируем спад бытования авторской песни: уже в 70-х годах движение авторской песни стало менее популярным, к 80-м годам рок вытеснил авторскую песню с молодёжного Олимпа. В начале XXI века авторская песня возвратилась, но не просто как ретро — музыка, а как реальная свобода творческой самореализации и искреннего интимного разговора. «Тихая гитара» способна вернуть ощущение творчества и причастности к среде единомышленников. Сегодняшняя молодёжь в состоянии мозаичности, расслоения, раздробленности общества пытается через авторскую песню сказать своё искреннее, новое слово о современности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Авторская песня — феномен национальной культуры возникает в молодёжной среде в середине 50-х гг. С одной стороны, она обладает традиционными чертами национальной культуры, объединив в себе свойства древнерусских былин, русского фольклора, структуру и элементы городской песни и романсас другой — несёт в себе свободолюбивый дух молодёжи" хрущёвской оттепели", определяемый инновационными тенденциями.

Интересно проследить видоизменение жанра авторской песни в СССР. Характер исполнения и восприятия авторской песни отличался динамичностью. Авторская песня изначально — студенческая, туристская — это камерно-интимный жанр, предназначавшийся близкому кругу людей, которые были и слушателями, и исполнителями. И обстановка бытования жанра была соответствующая: в походах у костров, в студенческих общежитиях, на кухнях коммуналок. Дальнейшее распространение авторской песни было связано с магнитофонными записями и концертно-фестивальными выступлениями, чаще, на открытых пространствах озёр и лесов.

У истоков авторской лирики стоял Юрий Визбор. Он был выразителем студенчества 50−60 годов, выразителем её душевности, судьбы. Его символы — тропа, уходящая в туман, тропа, по круче взбирающаяся к солнцу. В его творчестве отражена романтика послевоенного студента из тех самых детей войны, что выжили в страшные годы, а потом, выучившись, закинули за плечи рюкзаки и пошли осваивать родную землю. «Он — поэт товарищества, поэт контакта, поэт тесных человеческих связей"257.

Развитие авторской песни как Жанра можно представить по отдельным, знаковым представителям этого направления. Индивидуальность каждого барда ощущаешь, когда сравниваешь с последующими представителями авторской песни: с потаённым одиночеством маленького солдата из песен Окуджавы или с крутой мятежностью героя песен Высоцкого. «Фигура».

257 Аннинский Л. Барды. С. 275.

Высоцкого — тип общественного бунтаря, обличителя, правдоискателя.

Если говорить об исполнительской эволюции авторской песни вырисовывается следующее: из камерно-интимного жанра она переросла в концертный жанрот пения у костров — к пению у микрофоновот интимного «я» песня вышла на всеобщее обозрение. Движение КСП в 60-е годы способствовало завоеванию жанром эстрады на всесоюзном уровне. В ходе 70-х движение авторской песни стало менее популярным, «несколько измельчало»: знаменитые всесоюзные барды стали городскими и районными. К 80-м годам рок вытеснил авторскую песню с молодёжного Олимпа. Почему авторская песня возвратилась, но не просто как ретро — музыка, не просто как классика, связанная с памятью прошлых поколений, а как реальная свобода творческого зова, творческой самореализации и' искреннего интимного разговора?

Динамика проведения Грушинских фестивалей подтверждает жизне.

2 с о способность жанра, его ментальную направленность. Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешние фестивали собирают десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. В 1980 году обком ВЛКСМ принял решение о закрытии фестиваля. С 1986 года фестивали возобновились и теперь проходят каждый год — в первые выходные июля. Важно отметить, что авторская песня сегодня перестала быть прерогативой молодёжи, как это было в 50 — 60-е годысовременные сочинители авторских песен — люди самых разных поколений.

Изучение данного феномена необыкновенно важно в наше время, когда большая часть современной молодежи создает тип рекреативный культу.

258 .Грушинский фестиваль («Грушинка», «Груша») — песенный фестиваль, с 1968 года, регулярно проводимый под Самарой. Пик популярности пришёлся на конец 1970;х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тысяч, а уже в 2000 году— 210 тысяч участников. С 2007 года по ряду причин фестиваль под эгидой Министерства культуры Самарской области три года проводился на двух площадках: 1. Федоровские луга (под Тольятти) — Всероссийский фестиваль авторской песни им. В. Грушина на «новом-старом» месте- 2. Мастрюковские озёра — на «традиционном» месте. ры — так считает Е.Л.ОмельченксГ. Современная молодежь покидает места у костров, кухни коммуналок (места сборов молодёжи 50 — 70-х.) — «покидает улицу» (место «тусовок» молодёжи 90-х.) как излюбленное пространство, формируя совершенно новый тип молодежной «комнатной культуры».

Действительно, молодые люди общаются сейчас в замкнутом пространстве комнаты наедине с компьютером и через Интернет «со всем миром». Стремительное развитие информационных технологий предоставляет молодежи ресурсы глобальной культуры. Благодаря глобализации происходит интенсификация мировых потоков и, вместе с тем происходит виртуализация общения людей друг с другом. К сожалению, молодежное телевидение, СМИ, воздействующее на мировоззрение своей аудитории, всячески подталкивает молодёжь к обезличиванию и стандартизации жизни.

Авторская песня 50 — 60-х годов, напротив, явилась феноменом объединения молодёжи благодаря их активной жизненной позиции. Выявляя талантливых исполнителей («менестрелей»), авторская песня сплачивала людей для непосредственного общения в кругу единомышленников (в своеобразной общине — то, что было характерно для русского менталитета). Молодёжь начала XXI века, опосредованно примкнувшая к творческому самовыражению 50 — 60-х годов, в состоянии социокультурной мозаичности общества, пытается сказать своё искреннее, правдивое, новое слово о современности.

Таким образом, гипотеза о том, что авторская песня — антиномичный социокультурный феномен, представляющий собой сочетание новаций и традиций, подтвердилась. Действительно, в поисках новаций авторская песня, представляя молодёжное движение «хрущёвской эпохи», обращается к другим жанрам, инкорпорируя их модели и особенности на уровне языка, музыки и конкретной образности. Не менее значительно влияют на авторскую.

Омельченко Е. Л. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004. № 36. — С. 53−61. песню устойчивые традиции, идущие из генетической глубины психоментальных недр древней культуры.

Обобщая вышеизложенное, мы приходим к следующим выводам:

Авторская песня, явившись социокультурным феноменом 50 — 70-годов XX века, выражала идеи и образы, отличные от официальной культуры «хрущёвской эпохи». Это движение молодёжи и городской интеллигенции характеризовалось индивидуальным самовыражением, свободой высказывания, инновационными тенденциями.

2. Логоцентристская авторская позиция выражает локальное своеобразие, идущее от северной традиции исполнения сказов (былин). Основное значение имеет «логос» (слово, смысл) и дополняющее — музыка (напев) в жанре авторской песни. Это обстоятельство позволяет констатировать этническое своеобразие, самодостаточность, самоценность феномена.

3. Сравнивая былинное творчество и авторскую песню с музыковедческой точки зрения, отмечаем, что последняя «впитала в себя» через городскую песню и романс элементы общеевропейского музыкального стиля. Культурфилософские положения А. С. Хомякова помогли сформулировать следующую мысль: в XX веке появляется и функционирует жанр авторской песни — своего рода новый феномен, новое лицо с типичными национальными чертами.

4. Анализируя эволюцию жанра, констатируем спад бытования авторской песни: уже в 70-х годах движение авторской песни стало менее популярным, к 80-м годам рок вытеснил авторскую песню с молодёжного Олимпа. В начале XXI века авторская песня возвратилась, но не просто как ретромузыка, а как реальная свобода творческой самореализации и искреннего интимного разговора. «Тихая гитара» способна вернуть ощущение творчества и причастности к среде единомышленников. Знания об истоках авторской песни, о социальном контексте этого явления помогут сформировать у современной молодёжи «идеальную модель» молодёжной самореализации, самоидентификации и, действительно, новаций в области культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авторская песня единая и неделимая. Дискуссия на страницах газеты «Неделя» //Неделя. 1966.—№ 1. — С.20−21.
  2. И.С. И слово правды. Стихи, пьеса, статьи, очерки. — Уфа, Башкир, книж. изд-во, 1986. — 320 с.
  3. И.С. Отчего так нелегко живётся в России?— М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. — 1008 с.
  4. .А. «Не только музыка к словам.» Мемуары под гитару. — М., 2003. —240 с.
  5. Н.П. Былины. Русский героический эпос.—- Л.: Совет, писатель, 1938. — С. 547—568.
  6. Ю. Наша авторская.: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. — М.: Молодая гвардия, 1991. —271 с.
  7. Л.А. Барды /Лев Аннинский. Изд. 2-е, доп.— Иркутск: Сапронов, 2005 г. — 384 с.
  8. А. Изучая протекшее, вечное (об Александре Михайловиче Панченко) / Панченко А. М Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет.- СПб.: ЗАО «Журнал «Звезда», 2008. — С.З.
  9. . Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971.— С.266−267.
  10. A.M. Былины (итоги и проблемы изучения). — М.-Л.: Наука, 1966.—292 с.
  11. Н.М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество / Хрестоматия. Изд. третье. —- М.: Музыка, 1968. — 303с.
  12. Н. Алексей Степанович Хомяков. — Томск, 1996. С.5−22.
  13. НА. Истоки и смысл русского коммунизма—М., 1990. — С.8.
  14. Бестужев-Лада И. В. Сцилла и Харибда творческого наследия Высоцкого // Вагант. 1996. — № 10−12. — С.З.
  15. С.Б. Окуджава, В.Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Автореф. дис. .канд. искусств. — М., 1990. — 24 с.
  16. В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? //В.А. Бобахо, С. И. Левикова Общественные науки и современность. 1996.— № 3.
  17. Н. Культурное пространство МПГУ 1950−1960-х годов и его шестидесятники //Обсерватория культуры. 2007, — № 4. — С.88−99.
  18. Р.В. Музыка и власть: постсталинский период. — М.: Наследие, 1995. — 432 с.
  19. С.С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система: Автореф. дис.. канд. фил. наук. 1999.
  20. Большой энциклопедический словарь.- (БЭС). 2-е изд., перер. и доп. — М.: «Большая российская энциклопедия». — СПб.: «Норинт», 1999.-С.655.
  21. К. Советская авторская песня 60−70-х годов как лирический жанр (В.С.Высоцкий и др.): Дис. .канд. фил. наук. —Грейфсвальд, 1990.
  22. Ю.В. Этнос и этнография. —М., 1973. — 284 с.
  23. Булат Окуджава: его круг, его век. Мат-лы Второй международной научной конференции. 30 ноября-2 декабря 2001 г. Переделкино. —М., 2004.
  24. Д.Л. Булат Окуджава / Дмитрий Быков.— М.: Молодая гвардия, 2009. — 777с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.- вып. 1165)
  25. Былины / Сост., вступ. ст., обраб. текстов, примеч и слов. Ю. Г. Круглова. —М.: Просвещение, 1993. — 207 с.
  26. . Зачем пишут песни // Клуб и художественная самодеятельность. 1978. — № 14. — С.32−33.-30. Вертинский А. Н. Дорогой длинною. — М., 1991.
  27. Ю. Из интервью корреспонденту журнала «Клуб и художественная самодеятельность» //Клуб и художественная самодеятельность. 1978, декабрь, — № 23.
  28. Ю.И. Сочинения в 3-х тт. Т.1. Стихотворения и песни / Сост. Р.Шипов. 3 изд. доп. — М., 2001.
  29. Владимир Высоцкий.'Человек. Поэт. Актёр.— М., 1989.
  30. Внимание — песня: Дискуссия // Молодой коммунист. 1965. № 2. — С.30−37- № 3. — С.95−100. Авт.: Я. Френкель, Л. Жуховицкий, В. Трошин, Г. Воронцов, А. Смольников, Ф. Овчаренко и др.
  31. Вспоминая Высоцкого. / Сб. сост. А. Н. Сафонов. —М., 1989.
  32. Высоцкий в контексте русской культуры. — М., 1990.
  33. B.C. Нерв: Стихи. /Сост. и вступ. ст. Р.Рождественского. — Изд. б-е. Подгот. текста и примеч. А.Крылова. Послесл. Ю.Тырина.— М.: Фонд Высоцкого, 1998. — 239 с.
  34. B.C. Сочинения: в 2-х т.- М.: Локид. — (Голоса. Век XX) I Т.1: Песни. 1999. — 527 е.- Т.2: Стихотворения. Песни театра и кино. Поэма. Проза и драматургия. 1999. — 526 с.
  35. B.C. Стихи и песни.- 2-е изд., перераб. и расшир.— М.- Искусство, 1989. — 254 с.
  36. В. Путь музыки к слушателю //Советская музыка. 1967. — № 5.
  37. A.A. Сочинения: в 2-х т. — М.: Локид. (Голоса. Век XX) Т.1: Стихотворения и поэмы. 1999. — 527 е.- Т.2: Киносценарии. Пьесы. Проза. — 1999. —511 с.
  38. A.A. Стихи и песни /Александр Галич- Предисл. А. Великоречина — М.: Искусство, 1990. — 157 с.
  39. Галич: проблемы поэтики и текстологии/ Сост. А. Е. Крылов. — М., 2001.
  40. B.C. Феномен авторской песни в школе // Мир
  41. Высоцкого. Исследования и материалы /Сост. А. Е. Крылова и В. Ф. Щербакова. Вып. IV. — М.: ГКЦМ им. В. С. Высоцкого, 2000. — С.345−357.
  42. Н.В. Собр. соч. в шести томах. Т. V. («Мёртвые души») — М., 1953. — С.258.
  43. Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве /Сост. А. Е. Крылов. — М.: Булат, 2004. — 448с.
  44. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1-Х1Х веков / Сост., вступит, статья, примеч. Л. Ф. Солощенко., Ю. С. Прокошина. — М., 1991. —С.22, 41−42.
  45. А. Родом из поющих шестидесятых // Музыкальная жизнь. 1992. — № 2. С.8−9.
  46. А.М. Сочинения / Сост. А.Костромин. — М.: Локид, 2000. —671 с.
  47. Ап. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1959.—366 с.
  48. П.С. Субкультура // Культурология XX век: Энциклопедия. Т.2. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С.236−237.
  49. П.С., Шульман О. И. Ментальность, менталитет// Культурология XX век: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. —¦ С.271−273.
  50. Вл. Пословицы русского народа. — М.: ННН: Эксмо, 2003. —615 с.
  51. А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. — М.: Союз театральных деятелей, РСФСР, 1989. — 139 с.
  52. .М., Коргузалов В. В. Музыкальные особенности русского эпоса / Былины. Русский музыкальный эпос. — М., 1981.
  53. Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьёв. — М., 1995.— С. 16.
  54. Л.И. Методологические вопросы фольклористики. — Л.: «Наука», 1978. — 206 с.
  55. А.И. Авторская песня в восприятии критики (60−80-е годы): Докт. дис. / МГУ. 1994.
  56. Живая жизнь: Штрихи к биографии В.Высоцкого. Кн.З. — М., 1992.
  57. В.А. «Мы вращаем землю». Жанры и циклы песен Высоцкого о войне // Зайцев В. А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. — М., 2003. — С.90−123.
  58. Золотая коллекция русского романса для голоса в сопровождении фортепиано и гитары.— М. «Современная музыка», 2000. — 240 с.
  59. Исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII—XX вв. —СПб., 1992. —С.304.
  60. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. Владышевская Т., Левашева О., Кандинский А./ Ред.А. Кандинский, Е. Сорокина. — М.: Музыка, 1999. — 560 с.
  61. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  62. М.С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  63. Т.А. Понятийный статус концепта «Genius loci» и его функции в тексте культуры города Мюнхен: Дисс. .канд. культурологии. — Кострома, 2009. — 182 с.
  64. М.В. Владимир Высоцкий и авторская песня: родство и различия //Мир Высоцкого. Исследования и материалы. /Сост. А. Е. Крылова и В. Ф. Щербакова. Вып. II. М.: ГКЦМ им. В. С. Высоцкого, 1998. — С.258−266.
  65. М.В. Песенный стиль Б.Окуджавы как образец авторской песни //Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии. /Сост. А. Е. Крылов. — М., 2002. — С.225−243.
  66. М.В. Самодеятельная авторская песня 1950−70-х гг. (К проблеме типологии и эволюции жанра): Автореф. дис.канд. искусств./ ВНИИ искусствознания. — М., 1989. — 24 с.
  67. А.П. (Маркова-Внноградская). Воспоминания о Пушкине. — М., 1987. —С.61,42.
  68. Ким Ю. Сочинения: Песни. Стихи. Пьесы. Статьи и очерки. / Сост. Р.Шипов. — М.: 2000. — С.379.
  69. Ким Ю. Творческий вечер / Изд.: Книжная палата, 1990. 288 с.
  70. И.В. Критика и эстетика.— М.: «Искусство», 1979. —440 с.
  71. Киреевский И.В.О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и коммент. В.Котельникова. — М.: Современник, 1984. — С. 199 -327.
  72. В.О. Сочинения. T.III. Курс русской истории. Ч.З. — М., 1957. —С.19.
  73. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима.— М.: Издательство «Индрик», 1994. — 528 с.
  74. С. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви. // Русская речь. 1983. — № 3. — С.41−48.
  75. С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви// Русская речь. 1983. № 3. — С.41−48-
  76. В.А. «Семирамида»: история и современность / Парадоксы Хомякова. Заметки и наблюдения. — М.: «Индрик», 2004. — 216 с.
  77. H.A. Свидание с Окуджавой. // Дружба народов. 1986. № 5.
  78. A.B. Поэзия В.С.Высоцкого: Творческая эволюция. — Коломна: КПИ, 1996. — 124 с.
  79. Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60−70-е гг.): Автореф. дис.канд. фил. наук. — М., 1999. — 16 с.
  80. С.И. Молодежная культура. — М.: Вузовская книга, 2002.1. С. 11.
  81. Л.И. Авторская (иначе — «бардовская», «поэтическая») песня / Эстрада в России. XX век. Лексикон. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. — С. 8 13.
  82. Д.С. Русская культура — М.: Искусство, 2000. — 440 с.
  83. А.В. Записи о встречах // Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма. / Сост. М. М. Кралин. Л., 1990. — С.242, 248.
  84. В. Песни нашего поколения: шестидесятые / В. Марочкин, Н. Сычёва, А. Игнатьев — Ростов н /Д.: Феникс, 2010.— 223 с.
  85. В. Шаги не туда (история дипломатии музыки рок и движения КСП) // Зомби. 1986, — № 6.
  86. Е.М. Поэтика мифа. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). — М., Наука. 1976. — 407 с.
  87. Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. — М., ИВ Л. 1963. — 462 с.
  88. Вс. Очерки русской народной словесности. Т.1. — М., 1897.1. С. 30.
  89. Мир Высоцкого. Исследования и материалы / Сост. А. Е. Крылова и В. Ф. Щербакова. Вып.П. — М.: ГКЦМ им. В. С. Высоцкого, 1998. — С.258−266.
  90. В.В. Философия и метаморфозы культуры: Моногр. — М.: Современные тетради, 2005. — 424 с.
  91. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т.1 / Под ред. С. А. Токарева.— М., 1987. —С.245.
  92. А.Г. Российская авторская (бардовская) песня (Историко-этнологическое исследование): Дис. канд. истор. наук. — М., 2006.— 368 с.
  93. A.M. Российская авторская (бардовская песня) (Историко-этнологическое исследование): Автореф. дисканд. истор. наук.1. М., 2006.— 20 с.
  94. A.A. Скоморохи на Севере //Север: Альманах.— Архангельск, 1946. — С. 6, 198.
  95. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш.— М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. — С. 162−163.
  96. Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. /Сост. Р. А. Шипов — М.: «Советский композитор», 1989. — 252 с.
  97. Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сб./ Сост. P.A. Шипов — М.: «Прейскурант-издат», 1991. — 192 с.
  98. В.И. В Союзе писателей не состоял.: Писатель В. С. Высоцкий. — М.: СП «Интерпринт», 1991. — 220 с.
  99. В.И. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей, 2005. — 416 с. 1090 психологии бессознательного / Юнг К. Г. Психология бессознательного Пер. с нем.— М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», «Канон+», 1998. — С.7 — 124.
  100. В.П. Мир Хомякова: Церковь и культура: Монография.1. Иваново, 2009. — 280 с.
  101. В.П. Человек и тотальность: поэтика пространства и её кризис: Монография. — Иваново, 2010. — 358 с.
  102. . Избранное. Серия «Всемирная библиотека поэзии».
  103. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 304 с.
  104. . О чём ты успел передумать, отец // Монолог записал
  105. И.Милыитейн // Сельская молодёжь. 1985. — № 2. — С.38.
  106. E.JI. Молодежь: Открытый вопрос. —Ульяновск: «Симбирская книга», 2004.
  107. E.JI. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004.—№ 36. —С. 53−61.
  108. JI. Две «Груши" — разделение: смерть и обновление (фестиваль авторской песни) // Люди и песни. 2007, — № 4. — С.22−25.
  109. Панченко А. М Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. — СПб.: ЗАО «Журнал «Звезда», 2008.— 544 с.
  110. A.M. Русская стихотворная культура XVII века. — Ленинград: «Наука», 1973. — 280 с.
  111. В.К. Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й. / В. К. Перевозчиков. — М.: Сампо, 1998. — 283 с.
  112. Песенная лирика устной традиции: научные статьи и публикации.
  113. М.: Изд-во культуры РФ, РАН, Рос. ин-т истории искусств. — СПб.: Б.И., 1994. —267 с.
  114. Г. Э. Молодежная культура: проблемы и перспективы / Г. Э. Петрова // Актуальные проблемы современной молодежной культуры: Материалы Всерос. науч. метод, конференции. — Горький, 1990. — 253с.
  115. Т. Русское народное музыкальное творчество. Том первый.1. М., 1962. —384 с.
  116. Поют барды. Мелодии и тексты песен. / Сост. С. Е. Ильин — Л.: «Музыка», 1990. — 79 с.
  117. В.Я., Путилов Б. Н. Былины в двух томах. T.I. — М., 1958.
  118. Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.—384 с.
  119. С.П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960−1980-х годов: Автореф. дис./ Кафедра политологии и социологии МИГУ. — М., 1997. — 16 с.
  120. В.В. Русская мысль / В.В. Розанов- сост., предисл., коммент А. Н. Николюкина. —М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 576 с.
  121. Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: сборник научных статей // Ленинградская гос. консерватория им. H.A. Римского-Корсакова- /Ред.-сост. A.M. Мехнецов — Л.: ЛОЛГК, 1985 (1986). — 134 с.
  122. Русская религиозная философия XIX—XX вв. / Радугин A.A. Философия: курс лекций.- 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Центр, 2003. — 272 с.
  123. Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях. Вып. 9. Певцы: Вересай, Петров, Рябинин, Щеголёнок. Изд. 2-е. ПГТ, 1915. — 86 с.
  124. Русское народное поэтическое творчество. Пособие для вузов. / Под общей ред. П. Г. Богатырёва. Изд. 2, доп. и испр. — М., 1956. — С.341.
  125. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие / Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т.В. Смирнова- Под ред. Ю. Г. Круглова. М.: Высш. шк., 2003. — 710 с.
  126. П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым /Изд. 2-е под ред. Грузинского. В 3-х томах. Т.2. — М., «Сотрудник школ», 1910.
  127. Д.В. Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодёжи 1960-х— 1980-х годов: Дис. .канд. философ, наук. — Тверь, 2004. — 194 с.
  128. М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 400 с.
  129. Р. Падение публичного человека /Пер. с англ. О. Исаевой, Е. Рудницкой, В. Л. Софронова, К. Чухрукидзе.— М.: Логос, 2002. — С. 104 105.
  130. А.Н. Русская народная песня как предмет науки. /Общ. ред. и примеч. А. С. Оголевич. — М., Музгиз, 1952. — 63 с.
  131. В.М. Поэтика русской народной лирики. — М., 1959. — С.74.
  132. Славянская мифология. Словарь—справочник. /Сост. Л. М. Вагурина. — М., 1998.
  133. Славянский музыкальный фольклор. Статьи и материалы. / Сост. и ред. И. И. Земцовского. —М.: «Музыка», 1972. — 446с.
  134. Слово Юрию Визбору// Аврора. 1981. —№ 12. — С.121.
  135. Ю.И. Славянские эпические традиции. —М.-Л.: «Наука», 1974. — 263 с.
  136. И.А. Авторская песня: определения и термины / Сост. А. Е. Крылова и В. Ф. Щербакова. Вып.1У. — М.: ГКЦМ им. В. С. Высоцкого, 2000. — С.429−450.
  137. И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии.— М.: Благотворит. Фонд Владимира Высоцкого, 2002. — 292 с.
  138. И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950−1960 гг.): Автореф.дис. .канд. фил. наук. —М., 2000.
  139. П.Я. Владимир Высоцкий. / П. Я. Солдатенков. — М.: Олимп: Смоленск: Русич, 1999.
  140. А.И. Социология и музыкальная культура.—М.: «Советский композитор», 1975. — 202 с.
  141. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — С.115−116.
  142. Старатель: Ещё о Высоцком. Сб. воспоминаний. /Сост. Крылов А., Тырин Ю. М. — М., 1994. — С.78−79.
  143. Д. Введение в субъективную бардистику// Знамя. 2000. — № 10. —С.188.
  144. А.Д. Славянофилы //Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин /— М.: Мысль, 2001. т.Ш. 2001. —С.564−565.
  145. Татаринова T.JI.. Повествовательные жанры русского музыкального фольклора: Автореферат дис.. канд. искусствоведения.— Нижний Новгород, 2006. — 22 с.
  146. JI.H. Война и мир. Том второй. — М., 1978. — С.274.
  147. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995. — 624 с.
  148. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2-х томах. — М.: Школа «Языки русской культуры». Т. 1., 1995. — 875 е.- Т. 2, 1998. —864 с.
  149. Ю. Он был очень русским человеком // Вспоминая Владимира Высоцкого. Сб. /Сост. А. Н. Сафонов. — М., 1989. — С.270.
  150. И.С. Полн. собр. соч. и писем. Т.З. — М., 1979. — С. 120.
  151. Уварова С. В. Сопоставительная характеристика военной темы в поэзии Высоцкого и Окуджавы // Мир Высоцкого. Вып. III. Т.1. С. 279 — 286.
  152. B.C., Рыбакина E.JI. Музыка в потоке времени. —М.: Мол. гвардия, 1988. — 317 с.
  153. A.C. Скоморохи на Руси. — СПб: Алетейя, 1995.-536с.
  154. М. Этимологический словарь русского языка. Т. I (А — Д): пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва / под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986 576 с.
  155. В.А. Славянофильство // Розановская энциклопедия /сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), С. 2102 — 2114.
  156. Фет А. Воспоминания. — М., 1988. — С.328−329.
  157. O.A. Средства выражения военной темы в поэзии Высоцкого// Мир Высоцкого. Вып. V. — С.204−209-
  158. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Политиздат, 1989. — 542 с.
  159. В. Понятие «музыка»// Музыкальная академия. 2003, — № 4. — С.11.
  160. A.C. О старом и новом: Ст. и очерки / Сост., вступ.ст. и коммент. Б. Ф. Егорова. —М.: Современник, 1988. — 461 с.
  161. A.C. «Семирамида». Исследование истины исторических идей / А. С. Хомяков Соч.: В 2 т. Т I.: Работы по историософии. — М.: «Медиум», 1994.— 590 с.
  162. A.C. Сочинения: в 2 т. / Вступ. ст., сост., и подгот. текста
  163. B.А. Кошелева: редактор Харитонова.— М.: Моск. филос. фонд Медиум, 1994. Прил. к журн. «Вопросы философии». T.I. — 589 с.
  164. С.П. Молодежная культура России: современное состояние, перспективы развития: Дис. .канд. культурол. — М., 2006.—1. C.128.
  165. Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного университета. 2004.— С. 29.
  166. Т.В. Музыка в истории культуры. Пособие для студентов немузыкальных вузов и всех, кто интересуется музыкальным искусством. Выпуск 1. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. — 218 е.- Выпуск 2. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994.— 174 с.
  167. Л.Э. Этнос, культура, личность. Философско-методологические аспекты исследования. — Киев, 1992. — С.79.
  168. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. — М., 1993. Т. I: Гештальт и действительность. — С.368.
  169. Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. — М., 1984. — 175 с.
  170. В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. —¦ М.: Музыка, 2007. — 400 с.
  171. В.М. Песня, традиция, память. — М.: Сов. Россия, 1987. —128 с.
  172. Я помню чудное мгновенье /Сост., вступ. ст. и вводные тексты Романа Белоусова. — М.: Правда, 1987.— 560 с.
Заполнить форму текущей работой