Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы становления и развития социальной активности дошкольников получили определенное отражение в работах отечественных исследователей. В разное время изучались особенности социальной активности старших дошкольников в процессе познания социальной действительности (С.А.Козлова), в условиях трудовой деятельности (Е.А.Шанц). Были рассмотрены отдельные психологические факторы (В.Г.Маралов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Подходы к проблеме развития социальной активности детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Предпосылки развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте
    • 1. 3. Педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Особенности проявления социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Особенности проявления социальной активности детей старшего дошкольного возраста в пространстве детского сада
    • 2. 3. Анализ педагогических условий развития социальной активности. старших дошкольников в пространстве детского сада
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве ДОУ
    • 3. 1. Задачи и содержание формирующего эксперимента
    • 3. 2. Поэтапный процесс развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
    • 3. 3. Оценка результативности исследования. Контрольный эксперимент

Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют активного включения человека в процессы связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны. Закон об образовании РФ, признавая ведущую роль воспитания в деле «формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» [71,с. 17] подчеркивает роль социально ценной активности личности. Начальные этапы решения данной проблемы лежат уже в дошкольном детстве (Е.Е.Кравцова, Л. Ф. Обухова, Д. И. Фельдштейн, С. А. Козлова и др.).

Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных требований, ориентированных на организацию и нахождение эффективных форм построения педагогического процесса ДОУ, направленного на развитие в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, воспитание патриотизма и гражданственности, позволяет рассматривать задачу становления основ социальной активности у детей как инвестицию в благополучное будущее нашей страны.

Дошкольное детство представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (Т.И.Бабаева, Е. В. Бондаревская, С. А. Козлова, М. В. Крулехт, Г. С. Коротаева, В.А.Кускова).

Особое значение для развития основ социальной активности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Д. И. Фельдштейн, ЛЛ. Коломинский, Е. Е. Кравцова, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Е. А. Панько, Е. В. Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.

Вопросы становления и развития социальной активности дошкольников получили определенное отражение в работах отечественных исследователей. В разное время изучались особенности социальной активности старших дошкольников в процессе познания социальной действительности (С.А.Козлова), в условиях трудовой деятельности (Е.А.Шанц). Были рассмотрены отдельные психологические факторы (В.Г.Маралов) и нормативная модель социальной активности дошкольников (Р.Г.Казакова), возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования (Л.А.Герасимова, Е.А.Архипова), динамика взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей 6−7лет (А.В.Усова). Развитие социальной активности дошкольников характеризовалось с точки зрения формирования отдельных социально ценных качеств личности (самостоятельность, целеустремленность) (А.К.Бондаренко).

Вместе с тем до настоящего времени проблема становления начальных форм социальной активности у дошкольников старшего возраста остается не достаточно изученной с учетом современных общественных потребностей и перспектив развития образовательной теории и практики.

Среди возможных факторов развития социальной активности дошкольников особого внимания заслуживает рассмотрение дошкольного учреждения, как единого образовательного пространства, обеспечивающего ребенку процесс социализации-индивидуализации.

Организация образовательного пространства дошкольного учреждения, в основе которого будет лежать активная социально ценная деятельность всех субъектов образования, основанная на сотрудничестве и взаимопомощи, позволит ребенку накопить необходимый опыт проявления социальной активности в различных социальных ролях и отношениях и освоить позицию субъекта доступной социально направленной деятельности. Однако до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития социальной активности старших дошкольников с учетом потенциальных возможностей образовательного пространства дошкольного учреждения.

Проведенный анализ позволил выявить противоречие между потребностью общества в воспитании социально активной, неравнодушной, самостоятельной личности и недостаточной разработкой содержательно-методических основ становления социальной активности на разных возрастных этапах развития, включая ступень дошкольного детствамежду потенциальными возможностями образовательного пространства как средства развития социальной активности старших дошкольников и функционирующей системой его организации в реальной практике дошкольного образовательного учреждения.

Недостаточная разработанность проблемы развития социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Объект исследования — образовательное пространство дошкольного учреждения, ориентированное на развитие социальной активности старших дошкольников.

Предмет исследования — процесс развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие социальной активности старших дошкольников становится возможным при следующих педагогических условиях:

— создание в дошкольном учреждении единого образовательного пространства, выступающего ценностно-смысловым, коммуникативным, деятельностным единством всех субъектов педагогического процесса, направленным на развитие социальной активности старших дошкольников;

— формирование у старших дошкольников позиции «старших» в детском саду, переживаемой ими как личностно-значимой и выражающейся в желании активно проявить себя в пространстве дошкольного учреждения;

— участие старших дошкольников в доступной, соответствующей их актуальным интересам социально значимой деятельности в процессе межвозрастного и межгруппового взаимодействия, позволяющего проявить им самостоятельность, инициативность и ответственность в разных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор);

— реализация динамичной позиции педагога, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня развития социальной активности старших дошкольников;

— создание широкой социальной поддержки результатов детской социально значимой деятельности (со стороны родителей, педагогов, детей и других работников дошкольного учреждения), дающей возможность старшим дошкольникам пережить ряд положительных эмоциональных состояний от результатов своей деятельности.

Задачи исследования: V.

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.

2. Изучить особенности проявления социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения, определить и охарактеризовать уровни развития социальной активности.

3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

4. Определить эффективность разработанных педагогических условий развития социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— исследования роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (К.А.Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— социологические, психологические, педагогические исследования сущности социальной активности личности (А.Г.Асмолов, Г. М. Андреева, Е. А. Ануфриев, В. Г. Мордкович, Т. С. Лапина, Т. Н. Мальковская и др.) — концепции социализации личности ребенка (Л.С.Выготский, Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, С. А. Козлова и др.);

— концепция гуманного, личностно-ориентированного педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова, Л. М. Кларина и др-);

— концепции построения образовательного пространства (Г.А.Ферапонтов, И. Д. Фрумин, И. Г. Шендрик, Р. И. Туктарова и др.);

— концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г.Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева и др.);

— концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (С.Л.Новоселова, Л. М. Кларина, В. А. Петровский, М. Н. Полякова и др.).

Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблемеразработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментовколичественный и качественный анализ полученных данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2007;2008 г. г.) — поисково-аналитический. Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализпостановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (2008;2010 г. г.) — опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей развития социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения, проектирование и апробация поэтапной педагогической технологии развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Третий этап (20 010−2011 г. г.) — обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.

База проведения исследования: эксперимент проводился в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга: ГДОУ № 116, ГДОУ № 121, ГДОУ № 122 Центрального района. В исследовании приняли участие 96 детей старшего дошкольного возраста, 30 воспитателей и 38 родителей старших дошкольников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается единством теоретико-методологических позиций, логикой и системностью концептуальных положенийвзаимодополняемостью используемых методов исследованияадекватностью методов научного поиска объекту, предмету, целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная активность старших дошкольников может быть рассмотрена как реализуемое стремление детей участвовать в пространстве дошкольного образовательного учреждения в доступной общественно значимой деятельности, направленной на решение интересных и близких для них общественных задач при активном взаимодействии с другими людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста. Социальная активность является многокомпонентной структурой и включает в себя: когнитивный, мотивационно-ценностный, операциональный и волевой компоненты.

2. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: созданием единого образовательного пространства дошкольного учреждения, основанного на межгрупповом и межвозрастном взаимодействии детей и взрослых в процессе совместной социально значимой деятельности, создающей возможности для накопления старшими дошкольниками субъектного опыта проявления социальной активности в различных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор, советчик) и отношениях;

— гибким изменением позиции педагога (от обучающе-направляющей к проблемно-инициирующей и поощряющей), поддерживающей стремление дошкольников занять новое более значимое положение «старших» в детском саду и социально-ценностную направленность детской деятельностидетско-взрослым взаимодействием, стимулирующим проявление социальной активности старших дошкольников и создающим широкую социальную поддержку результатов детской социально значимой деятельности.

3. Педагогическая технология развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения разворачивается поэтапно и включает: информационно-познавательный этап, обеспечивающий развитие эмоционально-познавательного отношения к детскому саду как к месту проявления социальной активности, создание установок на самореализацию детей в новой позиции «старших» в детском саду, обогащение их представлений о возможных формах проявления социальной активности, а также расширение опыта взаимодействия с людьми разного возраста (младшими детьми, взрослыми сотрудниками ДОУ) — мотивационно-деятелъностный, направленный на I накопление старшими дошкольниками субъектного опыта проявления социальной активности в условиях разрешения проблемных ситуаций в пространстве дошкольного образовательного учреждения в различны^ социальных ролях и объединениях (индивидуально, в паре, в подгруппе) — инициативно-творческий, направленный на создание условий для самостоятельной реализации старшими дошкольниками накопленного ранее опыта проявления социальной активности в процессе творческого детско-взрослого взаимодействия.

4. Критерием эффективности реализованных педагогических условий является наличие позитивной динамики в развитии социальной активности старших дошкольников, что характеризуется наличием адекватных представлений о проявлении социальной активностижеланием участвовать в доступной социально направленной деятельностипроявлением самостоятельности, инициативности, ответственности при выполнении дел, имеющих общественное значениестремлением к сотрудничеству и взаимопомощи.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены и охарактеризованы особенности проявления социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения;

— обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие социальной активности детей старшего возраста в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;

— разработана и экспериментально проверена поэтапная педагогическая технология процесса развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждениядоказана эффективность создания единого образовательного пространства в дошкольном учреждении, обеспечивающего межвозрастное и межгрупповое взаимодействие, направленное на развитие социальной активности детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— определены сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;

— сформулированы принципы и педагогические условия организации процесса развития социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения;

— обоснована роль межгруппового и межвозрастного детско-взрослого взаимодействия в накоплении старшими дошкольниками опыта активного участия в доступной и интересной деятельности общественно ценной направленности в дошкольном учреждении;

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации:

— педагогической диагностики развития социальной активности старших дошкольников в пространстве современного дошкольного образовательного учреждения;

— поэтапной педагогической технологии процесса развития социальной активности в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

— конкретизации содержания опыта и форм детской социально направленной деятельности и детско-взрослого взаимодействия, обеспечивающего обогащение опыта проявления социальной активности старших дошкольников в пространстве детского сада;

— методов и приемов педагогического сопровождения старшего дошкольника в процессе становления начальных форм социальной активности;

— методического обеспечения процесса развития социальной активности старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования могут быть использованы: при чтении учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» в педагогических вузах и колледжахпри разработке и реализации программ повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учрежденийпри конструировании педагогического процесса развития социальной активности детей в разных типах дошкольных образовательных учреждений. I.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герценана Международной научно-практической конференции «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике» (Санкт-Петербург, 2008) — на Международной научно-практической конференции «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения» (Санкт-Петербург, 2009) — на международном форуме молодых ученых «Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2009) — на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в период детства» (Шадринск, 2009) — на Международной научно-практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» (Саратов, 2010) — на Международной научно-практической конференции «Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики герценовского университета» (Санкт-Петербург, 2010) — на научно-практической конференции «Психологические, социальные и педагогические аспекты преемственности дошкольного и начального образования» (Санкт-Петербург, 2011).

Структура и объем работы: диссертация основным объемом 195 страниц и общим объемом 241 страница. Состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 207 наименований и приложения. Текст иллюстрирован таблицами, схемой, диаграммами, гистограммами.

Заключение

.

Проведенное исследование доказало правомерность выдвинутой гипотезы, что позволило сформулировать следующие выводы.

Социальная активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как реализуемое стремление детей участвовать в пространстве дошкольного образовательного учреждения в доступной общественно значимой деятельности, направленной на решение интересных и близких для них общественных задач при активном взаимодействии с другими людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста.

Анализ показал, что социальная активность старших дошкольников выступает как сложное интегральное образование, включающее в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Когнитивный компонент, связанный с представлениями дошкольников о возможных проявлениях социальной активности в различных жизненных ситуациях и осознание важности такого участия в пространстве детского сада. Мотивационно-ценностный компонент, выражающий желание детей участвовать в деятельности на общее благо, получая от этого радость и удовлетворение. Операциональный компонент, связанный с непосредственным участием старших дошкольников в социально значимой деятельности, с проявлением инициативы, самостоятельности и умением сотрудничать с людьми разного возраста. Волевой компонент, проявляющийся в ответственности и настойчивости дошкольников в достижении результата.

Констатирующий эксперимент позволил выделить уровни развития социальной активности в старшем дошкольном возрасте на основе общего анализа отношения дошкольников к детскому саду, их представлений о возможном проявлении своей социальной активности в пространстве дошкольного учреждения и реального поведения в специально созданных экспериментальных ситуациях.

Констатирующий эксперимент показал, что социальная активность в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности и выражается в неравномерности освоения детьми основных компонентов социальной активности, проявившейся в разрыве между представлениями старших дошкольников о социальной активности и ее реальном проявлении в поведениимежду желанием детей участвовать в социально значимой деятельности и способностью довести начатое дело до получения результата. В восприятии взрослого человека как самодостаточного субъекта, которому не требуется помощь или участие со стороны ребенка. В угасании стремления старших дошкольников участвовать в социально значимой деятельности, если выполнение ее отсрочено во времени. В ограниченности представлений о возможном проявлении своей социальной активности в ситуациях, требующих предостережения или запрета негативных действий других детей. В тендерных различиях, характеризующихся стремлением мальчиков к активным действиям, предполагающим проявление силы, мужества, смелости и большей нацеленностью девочек на выполнение «роли матери».

Преобладающими являлись низкий уровень и уровень ниже среднего, что свидетельствовало о недостаточном субъектном опыте детей старшего дошкольного возраста в делах, предполагающих различные социальные отношения и имеющих социальную значимость для дошкольного учреждения. Вместе с тем, ряд важных предпосылок (положительное отношение детей к детскому саду, наличие интереса к жизни дошкольного учреждения, желание выйти за пределы своей возрастной группы, отношение к себе, как к активному участнику и преобразователю окружающего пространства), а также наличие небольших подгрупп дошкольников отнесенных к высокому и среднему уровню развития социальной активности, свидетельствовали о потенциальных возможностях ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ педагогических условий, созданных в образовательном учреждении для развития социальной активности старших дошкольников, показал недостаточную компетентность педагогов в вопросах развития социальной активности дошкольниковнепонимание и неиспользование уникальных возможностей пространства детского сада как средства развития социальной активностинедостаточную опору на активность ребенкаотсутствие эффективного взаимодействия педагогов с родителями и наличие социально-психологических проблем в коллективе, препятствующих созданию единого ценностно-смыслового, коммуникативного, деятельностного пространства в дошкольном учреждении.

Таким образом, полученные в констатирующем эксперименте данные показали обусловленность сниженного уровня проявления социальной активности старших дошкольников действием факторов внешнего и внутреннего порядка.

Проведенное исследование доказало, что развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада происходит успешно при этапном построении этого процесса, обеспечивающего развитие основных компонентов социальной активности и предполагающее постепенное вовлечение дошкольников в социально направленную деятельность с возможностью проявить самостоятельность, инициативу и творчество.

В исследовании раскрывается педагогическая технология реализации трех этапов процесса развития социальной активности старших дошкольников.

Первый этап. Информационно-познавательный — заключался в развитии эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к детскому саду, обогащении их представлений о различных сферах жизни дошкольного учреждения и роли взрослых, работающих в немрасширении социального опыта детей за счет использования проблемных ситуаций взаимодействия с различными субъектами образовательного пространства (представители взрослых профессий в детском саду, дети младшего возраста) — в воспитании интереса и внимательного отношения к проблемам, желаниям, чувствам других людей.

Для этого использовались, выстроенные с учетом принципа проблемности «ситуации знакомства», вводящие дошкольников в мир взрослых профессий и жизнь детей младших групп. Педагог активно привлекал внимание к разным сторонам жизни дошкольного учреждения, готовил путешествия по детскому саду, организовывал предварительные и итоговые беседы, отмечал важные особенности взрослых профессий, работающих для благополучия детей, возрастные особенности малышей, подводил старших дошкольников к необходимости оказания помощи многим людям в дошкольном учреждении.

Уже на информационно-познавательном этапе возникала необходимость сотрудничества воспитателей разных групп, педагогов-специалистов. Выстраивалось начальное взаимодействие с родителями, которые находились в позиции наблюдателей: положительно оценивали и проявляли интерес к деятельности своих детей и работе всего дошкольного учреждения.

В целом, к концу информационно-познавательного этапа были выявлены общие положительные изменения, проявившиеся в появлении устойчивого эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к деятельности дошкольного учреждения, в желании принять участие в организации интересных и нужных для всего детского сада дел, в появлении активного интереса к детям младшего возраста, выдвижение реальных предложений помощи исходя из возрастных и профессиональных особенностей окружающих их людей.

Второй этап. Мотивационно-деятельностный — был направлен на накопление и стимулирование опыта проявления социальной активности старших дошкольников в пространстве дошкольного образовательного учреждения.

Задачи данного этапа состояли в дальнейшем развитии интереса детей к деятельности, имеющей общественно значимую направленность, накоплению и освоению личного опыта проявления социальной активности в пространстве детского сада, за счет обогащения представлений дошкольников о возможных способах проявления социальной активности в детском саду и широкой социальной поддержки детской деятельности со стороны педагогов, родителей, детей и воспитателей других возрастных групп.

Этому способствовала: введенная в дошкольном учреждении служба «оперативная помощь" — дежурство по детскому саду в процессе которого дошкольниками решались ситуации, требующие самостоятельного реагирования на замеченные проблемы, непорядок, трудности разных сотрудников и детей детского сада, а также первые коллективные дела, объединяющие разные возрастные группы, сотрудников и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Позиция педагога менялась в зависимости от уровня проявления дошкольниками социальной активности (от поддерживающе-стимулирующей до направляющей и обучающей). Родители от стороннего наблюдения перешли к непосредственному участию в коллективных делах, оказывая помощь в воплощении детских идей.

Итогом второго этапа явился устойчивый интерес и большое желание старших дошкольников участвовать в социально значимой деятельности, проявляя ответственность, настойчивость и самостоятельность в выборе форм и средств проявления социальной активности, а также стремление соответствовать своему новому, более взрослому положению «старших» во взаимоотношениях, как с малышами, так и со взрослыми.

Третий этап. Инициативно-творческий — предполагал создание условий, позволяющих в наибольшей степени проявиться социальной активности старших дошкольников при активном взаимодействии с детьми разного возраста и взрослыми.

Третий этап был построен на творческом детско-взрослом союзе в рамках коллективного проекта «Встреча друзей», который позволил старшим дошкольникам в полной мере реализовать накопленный ими опыт социально значимой деятельности, выступив в роли субъектов этой деятельности.

Итогом последнего этапа формирующего эксперимента явилось:

— осознание дошкольниками своей новой позиции «старших в детском саду» как значимой для всего детского сада;

— желание активно участвовать в делах социальной направленности и получение радости от хорошо выполненного дела важного для всех;

— проявление ответственности, самостоятельности в выдвижении идей и умения реализовать собственные замыслы;

— умение сотрудничать с людьми разного возраста, выступая в позиции: помощника, генератора идей, исполнителя, наставника и т. п.

Исследование доказало, что развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения обеспечивается гибким изменением позиции педагога, учитывающим уровень проявления социальной активности ребенкавзаимодействием всех сотрудников детского сада, поддерживающим и поощряющим деятельность детейоткрытой для сотрудничества позицией родителей, положительно оценивающих как деятельность детей так и работу всего детского сада.

Проведенное исследование подтвердило целесообразность конструирования обогащенной предметно-развивающей среды на основе принципов комфортности, доступности, эмоциогенности, динамичности и развивающего характера образовательной работы с детьми, стимулирующей проявление социальной активности в пространстве дошкольного образовательного учреждения.

В результате реализации комплекса разработанных педагогических условий произошло общее повышение уровня проявления социальной активности детей, нарастание их субъектной позиции в социально значимой деятельности. Это выражалось в появлении эмоционально-субъектных проявлений, таких как радость, удовлетворение, чувство гордости за достигнутые результаты. В деятельностно-субъектных, проявлениях, выразившихся в активности, самостоятельности и инициативности детей в предложениях различных форм участия в социально значимой деятельности, выборе средств реализации, в умении привлечь к сотрудничеству сверстников и взаимодействовать с людьми разного возраста (малышами, взрослыми). Все это явилось подтверждением эффективности осуществленных педагогических подходов.

Таким образом, в исследовании подтвердилась правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.

В заключении следует отметить, что проведенная экспериментальная работа позволяет наметить пути дальнейшего исследования проблемы в направлении нахождения новых педагогических основ взаимодействия семьи и детского сада в воспитании социальной активности детейизучения преемственности в развитии социальной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в контексте идеи всеобщего непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.B. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. -1987.-№ 5.-С. 70−78.
  2. В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. — 60−70.
  3. В.В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. -М.: Феникс, 2008. 432с.
  4. Абульханова-.Славская .К.А. О субъекте психической деятельности / К.А.Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 288с.
  5. Абульханова-.Славская .К. А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и история / К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский. М.: Изд. Институт психологии РАН, 1997.-574с.
  6. Абульханова-.Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335с.
  7. Абульханова-.Славская К. А. Гуманистические проблемы психологической теории / Сб.ст.под ред. К.А.Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1995. — 212с.
  8. Абульханова-.Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-.Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 19−44.
  9. А.И. Социальное взаимодействие: зарубежный опыт исследования проблемы. М.: МГУКИ, 2000 — 36с.
  10. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск., 1990. — 560с.
  11. Ш. А. Педагогическая симфония / Ш. А. Амонашвили. — М.: МЦР, 2002.-672с.
  12. И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (19 601 985): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.06 / И.М.Андрамонова- Костромской гос. пед. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома., 1999 — 22с.
  13. Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений / Е. А. Ануфриев. М.: Изд-во МГУ, 1984.-280с.
  14. Г. С. Социальная активность: проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании / Г. С. Арефьева. М.: Политиздат, 1974. -230с.
  15. JI. Формирование социальной активности / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. 1987.- № 4. — С. 39−41.
  16. Т.И. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте /Т.И.Бабаева // Сб. науч. тр. СПб.: «АКЦИДЕНТ», 1996. — С. З-14.
  17. Т.И. У школьного порога / Т. И. Бабаева. -М.: Просвещение, 1993.- 126с.
  18. Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т. И. Бабаева // Методические рекомендации к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — С. 47−63.
  19. Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Т. И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб, 2008.-Ч.2.-С 96−126.
  20. A.B. Психодиагностические способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. М.: Владос, 1999. — 176с.
  21. C.B. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии / С. В. Батуева. Екатеринбург., 2007. — 134с.
  22. В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях / В. Ф. Бехтерев. Красноярск., 1996.- 139с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. — 400с.
  24. A.A. Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования / под ред. А.А.Бодалева- сб. науч. тр. М.: АПН. СССР, 1982. — С. 49−58.
  25. A.A. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 122с.
  26. A.A. Познание человека человеком: возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. -СПб.: Речь, 2005.-322с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В .Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 11−17.
  28. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.06 / Т.Ф.Борисова- Ин-т педагогики и соц. работы в РА образования. М., 1999.-25с.
  29. И.М. Пространство воспитания: образ бытия / И. М. Борытко. -Волгоград.: Изд. «Перемена», 2000. 223с.
  30. С. Л. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиций гуманистической психологии / С. Л. Братченко // Журнал практического психолога. 1998. — № 2. — С. 19 — 31.
  31. A.B. Мышление и общение. Анализ через синтез в процессе диалогического решения задач / A.B.Брушлинский, В. А. Поликарпов. -Самара., 1999. 124с.
  32. A.B. Психология индивидуального и группового субъекта /под ред. А. В. Брушлинского. М., 2002. — 365с.
  33. A.B. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. СПб, Изд-во «Алетейя», 2003. — 268с.
  34. A.B. Субъект: мышление, воображение, учение / А.В.Брушлинский- избр. псих, труды. Серия «Психологи Отечества». -М., Воронеж., 2003. 407с.
  35. A.B. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / А. В. Брушлинский, под ред.
  36. К.А.Абульхановой, И. М. Воловикова. М.: Институт психологии РАН, 2000.-100с.
  37. Л.П. Ребенок в системе коллективных взаимоотношений / Л. П. Буева и др.- под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой. М, 1972. — 255с.
  38. Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Изд-воМГУ, 1968.-268с.
  39. Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы / Е. Б. Весна. М, Петропавловск-Камчатский, 1997. — 200с.
  40. P.P. Педагогическая стратегия личностного развития дошкольников / Р. Р. Ветчинкина. Благовещенск.: Изд-во БГПУ, 2002. -208с.
  41. P.P. Теоретические основы личностного развития дошкольников: автореф. дис. .док. пед. наук: 13.00.01 / Р.Р.Ветчинкина- Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск., 2003 — 35с.
  42. В.Б. Тренинг социальной активности / В. Б. Волков. СПб.: Речь, 2005.-182с.
  43. A.A. Активность субъекта бытия. Интегративный подход / А. А. Волочков. Пермь.: Изд-во «Пермский гос. пед. ун-т», 2007. — 275с.
  44. Воспитание социальной активности подрастающего поколения: проблемы, поиски, решения / сб. науч. ст. по материалы науч.-практ. конф. Владивосток., 2003. — С. 7−13.
  45. Воспитание социально активной личности: история, теория, практика / межвузовский сб. науч. труд. Рязань., 1990. — С.23−47.
  46. Воспитание социальной активности (старший дошкольный возраст) / М. Алексеева и др. // Дошкольное воспитание. 1985. — № 11.- С.31−35.
  47. Ю.Л. Природа человеческой активности / Ю. Л. Воробьев. -Воронеж., 2000.-258с.
  48. Ю.Л. Активность как философская проблема: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / Ю.Л.Воробьев- Воронежский гос. ун-т им. Ленинского комсомола. Воронеж., 1970. — 18с.
  49. Л.С. Природа морали с психологической точки зрения / Л. С. Выготский // Избр. псих. соч. -М., 1985. т.1 — С. 249−270.
  50. И.В. Развитие субъектных проявлений современного дошкольника в проектной деятельности / сб. науч. ст. по материалам международной науч.-практ. конф. СПб., 2007. — С. 81 — 89.
  51. Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. .канд.пед наук: 13.00.01 / Л.А.Герасимова- Оренбургский гос. пед. ун-т. -Оренбург., 2003. 22с.
  52. А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека /А.Г.Гогоберидзе, В. А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. 2011. — № 1. — С. 6−11.
  53. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов / А. Г. Гогоберидзе и др.- под ред. д-р пед. наук, проф. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2008. — С. 22−36.
  54. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. -СПб.: Речь, 2004. 268с.
  55. И.Ф. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Ф.Голованова- СПб АППО. СПб. — 2005 — с.
  56. М.Э. Краткий психолого-педагогический анализ предыстории проектной формы обучения / М. Э. Гузич // Психология в образовании. Экспериментальные исследования в контексте проектной формы обучения. Сургут.: Изд-во СГПУ, 2002. — Вып. 16. — С.24 — 39.
  57. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под. общ. ред. док. пед. наук Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ. России, 1998. -333с.
  58. Л.А. Образовательное пространство городского района как фактор развития гуманистических воспитательных систем: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А.Густокашина- Ин-т теории образования и пед. РАО. -М., 2001. 29с.
  59. Т.П. Формирование активной жизненной позиции педагога путем организации работы педагогических объединений (система Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова) / Т. П. Данилина. М.: НОУ «Школа „Бакалавр“, 2001. — 25с.
  60. Т.А. Социально-педагогическое партнерство как импульс и результат развития дошкольного образования / Т. А. Данилина. Великий Новгород., 2006. — 169с.
  61. Диалектика взаимосвязи объективного и субъективного в процессе формирования социальной активности личности // Проблемы философии. М., 1990. — Вып. 84. — С. 8−30.
  62. Д. Большой толковый социологический словарь /Д.Джери. М.: Изд-во Вече, ACT, 1999. — 528с.
  63. И. Д. Категория активности и ее место в системе психологического знания / И. А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. -М.: Наука, 1988. С. 5688.
  64. Д. Введение в философию воспитания / Д. Дьюи- пер. с анг. С.Шацкого. -М.: тип. Коминтерна, 1921. 63с.
  65. Д. Школы будущего / Д. Дьюи- пер. с анг. Р.Ландсберг. Берлин., 1922.- 178с.
  66. О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации / О. В. Дыбина, О. В. Еник. М.: Центр пед. образования, 2008. -62с.
  67. Е.С. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. — № 3. — С. 6−13.
  68. В.А. Развитие социальной активности учащихся как фактор становления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопределения: автореф. дис. .канд. псих, наук: 19.00.07 / В.А.Ельцова- Самарский гос. пед. ун-т. Самара., 2003. — 20с.
  69. A.B. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец // Избр.псих.соч. -М., 1985. -Т.1. С. 260−275.
  70. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Учебное пособие / Е.С.Заир-Бек. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995 — 234с.
  71. Закон Российской Федерации об образовании. М.: ТЦ Сфера, 2005. -64с.
  72. В.А. Дошкольное образование за рубежом / В. А. Зебзеева. М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128с.
  73. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С.34−42.
  74. В.В. Психология человеческого бытия и самопознание субъекта /
  75. B.В.Знаков // Личность и бытие: субъектный подход. Краснодар., 2005.1. C. 22−44.
  76. М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства / М. А. Иваненко. Екатеринбург., 2005.- 105с.
  77. Н.В. Теория и практика построения социального пространства отношений в ДОУ: автореф. дис. .док. пед. наук: 13.00.01 / Н.В.Иванова- Вятский гос. гум. ун-т. Киров., 2004. — 33с.
  78. Н.В. Теория и методические основы построения социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. Череповец, 2003. — с.
  79. Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н. В. Калинина. Ульяновск.: УИПК ПРО, 2004. — 228с.
  80. Р.Б. Образовательное пространство как социальное явление. Философско-методологический анализ / Р. Б. Квеско. Томск., 1998. -185с.
  81. И.Е. Педагогические условия социо-культурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности / И. Е. Киселева. Ростов на Дону., 2005.
  82. О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: дис. .канд. пед. наук: 13.00.07 / Ольга Владимировна Киреева- С-Петербург. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. — 196с.
  83. JI.M. Развитие субъектности детей дошкольного возраста / Л. М. Кларина // Новые ценности образования. 2007. — № 3. — С.38−47.
  84. JI.M. Особенности организации образовательного процесса по теме „Мы в детском саду и дома“ / Л. М. Кларина, З.А.Михайлова- Методические советы к программе „Детство“. СПб.: „ДЕТСТВО-ПРЕСС“, 2002.-С. 16−46.
  85. И.А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00 01 / И.А.Княжева- АПИ СССР, НИИ дошк. восп -М., 1992−17с.
  86. А.И. Личность и общество / А. И. Ковалева. М.: „Социум“, 2001.- 102с.
  87. С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.А.Козлова- М. гос. ун-т. М., 1988.-36с.
  88. Э.Л. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э. Л. Колидзей. Балашов.: БГПУ, 1997. — 150с.
  89. Т.Е. Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема / Т. Е. Конникова // О нравственном воспитании школьника: учен.зап. Л.: Пед. ин-т им.
  90. A.И.Герцена, 1968. Т.341. — С. 3−28.
  91. В.Н. Социальная активность и пассивность личности /
  92. B.Н.Константинов. Владимир.: Владимирский гос. пед. ин-т- 1990. -113с.
  93. Кон И. С. Социологическая психология / И.С.Кон- избр.псих.тр. М., Воронеж, 1999. — 554с.
  94. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. -М.: ACADEMIA, 2003. 334с.
  95. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание / И. С. Кон. М.: Изд-во полит, л-ры, 1984. — 334с.
  96. М. Культурно-историческая психология. Наука будущего / М. Коул- пер с англ. М.: Когито-Центр, 1997. — 431с.
  97. Р.Л. Социальная психология: личность и общение / Р. Л. Кричевский. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 158с.
  98. Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях. Монография / Е. А. Кудрявцева. Москва., 2005. — 300с.
  99. В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка / В. Т. Кудрявцев // Детский сад: теория и практика. 2011. — № 1. — С. 12−21.
  100. C.B. Взаимодействие субъектов образования и эффективность педагогической системы / С. В. Кудрявцева, Т. И. Руднева. -Самара., 2002.-213с.
  101. И.М. Социальная активность личности. / И. М. Кузнецова. Л.: Общество „Знание“, 1982. — 15с.
  102. К.П. Формирование общественно направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста / К. П. Кузовкова. Пермь.: Изд-во Пермского гос. пед. ин-т, 1975. — 56с.
  103. C.B. Воспитание ребенка в современной школе от коллективизма к взаимодействию / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. -Воронеж., 2006. с. 272.
  104. Т.С. Активность личности как моральная проблема: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / Т.С.Лапина- Ин-т философии АНСССР. -М., 1967. 16с.
  105. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  106. Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности / Т. И. Левкина. Владимир., 2000 — 94с.
  107. P.A. Социализация личности ребенка в детских общественных объединениях / Р. А. Литвак. Челябинск.: ЧГПУ, ДПиШ им Н. К. Крупской, 2000. — 168с.
  108. Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии / Материалы Всероссийского симпозиума. Кострома., 2000 — 136с.
  109. A.A. Активность и направленность дошкольника / А. А. Люблинская // Хрестоматия по возрастной психологии- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -С.195 — 208.
  110. Лютова-Робертс Е. К. Техники психологического консультирования в повседневной жизни / Е.К.Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2010. — 175с.
  111. Т.И. Образовательное пространство как система коммуникативных отношений: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 / Т.И.Малашина- Российская акад. гос. службы М., 2006. — 27с.
  112. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. -СПб.: Союз, 2007.
  113. Э.Г. Образовательное пространство как условие функционирования образования / Э. Г. Малиночка, И. В. Маричев. -Краснодар, 2008. 104с.
  114. М.К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили. М.: Лабиринт, 1996. — 430с.
  115. М.К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994. — № 5. — С. 5−19.
  116. В.Г., Ситаров В. А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. М.: МГЛУ им В .И. Ленина, 1987 — 44с.
  117. В.Г. Развитие самосознания и проблема формирования социальной активности личности / В. Г. Маралов и др. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.-90с.
  118. А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу- пер. с нем. -М.: Смысл, 1999.-423с.
  119. А. Мотивация и личность / А. Маслоу- пер. с нем. СПб., 1999. -479с.
  120. A.B. Человек, взаимосвязь природы и социокультуры / А. В. Меренков. -Екатернбург.: Изд. УГТУ, 2007. 279с.
  121. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид- пер с англ. и ком. Ю. А. Асеева. -М.: Наука, 1988.-429с.
  122. М. Воспитание начальных форм взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Мирзаабдуллаева- Московск. НИИ дошкольного воспитания. М., 1984. — 23с.
  123. Г. Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Г. Б. Монина, Е.К.Лютова-Робертс. Спб.: Речь, 2007. — 224с.
  124. О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие / О. И. Мотков. М.: ГУП, 2007. — 247с.
  125. A.B. Социализация человека / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2006. — 302с.
  126. A.B. Социализация и „смутное время“ / А. В. Мудрик. М.: Изд-во „Знание“, 1991. — 78с.
  127. A.B. Социализация и воспитание / А. В. Мудрик. М.: Изд. фирма Сентябрь, 1997.-96с.
  128. О.Ю. Формирование и диагностика социальной активности личности в системе „школа-колледж“ / О. Ю. Нисман. Новосибирск.: Центр „ВИТА“, 2006. — 56с.
  129. .Л. Воспитание ребенка дошкольника разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного / Ж. Л. Новикова. М.: Владос, 2005. — 115с.
  130. Новикова Л.И."Воспитательное пространство» как открытая система (педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова и др. // Общественные науки и современность. М., 1998. — № 1. — С. 132−134.
  131. Н.Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. .канд.пед.наук 13.00.01/ Н.Ю.Наркевич- Волжский гос. инженерно-пед. ун-т. Нижний Новгород., 2007.-23с.
  132. О.Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования / О. Д. Никольская. Екатеринбург., 2007. — 153с.
  133. Е.В. Социология Э.Дюркгейма: критический анализ теоретико-методологических концепций: / Е. В. Осипова. М.: Наука, 1977. — 279с.
  134. Пак Л. Г. Игровая деятельность и социализация дошкольников / Л. Г. Пак. -Оренбург.: Изд. ОГПУ, 2005. 195с.
  135. .Д. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Б. Д. Парыгин. Л.: Наука, 1986. — 239с.
  136. .Д. Социальная психология / Б. Д. Парыгин. СПб, 2003. — 615с.
  137. И. Проектный метод. Его роль в повышении профессиональной компетентности руководителей ДОУ // Дошкольное воспитание. 2007. — № 3. — С.81- 85.
  138. Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Пеньевская. М.: Просвещение, 1968.-С. 133−204.
  139. E.H. Природно-биологические факторы социальной активности личности. Философский анализ / Е.Н.Песоцкая- сер. Теория личности и аксиология. Саранск.: Изд-во Мордовского ун-та, 1999. -Вып. 4. — 105с.
  140. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М., 1982. -255с.
  141. В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. -М., 1992.-258с.
  142. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов на Дону.: Феникс, 1996. — 489с.
  143. Т.В. Политическое поведение и социальная активность личности / Т. В. Плотникова, И. В. Бурдова. Ростов на Дону, 2002. — 219с.
  144. Т.И. Усвоение старшими дошкольниками норм в совместной трудовой деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.И.Пониманская- МНИИ дошкольного воспитания- М., 1983. -23с.
  145. Т.Б. Педагогические условия формирования коллективистической направленности личности дошкольника: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Б.Потапенко- Mill У им. В. И. Ленина. -М., 1992.- 16с.
  146. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста / В. А. Ситаров и др. М.: Изд. «Прометей», 1989. — 54с.
  147. Проблемы жизнедеятельности человека и общества / Сб.науч. тр. — СПб.: СПбГИЭУ, 2001. С. 77−99.
  148. Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально-активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / под ред. В. Г. Маралова М.: МПГИ, 1986. — 132с.
  149. В.Т. Человек и общество вечная проблема бытия и познания / В. Т. Пуляев. — СПб.: Знание, 2003. — 69с.
  150. Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д.Равен. М.: Когито-центр, 2002. — 394с.
  151. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учебное пособие / В. Е. Радионов. СПб.: Изд-во полиграф. Центр СПбГТУ, 1996. — 140с.
  152. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: автореф. дис. .док. пед. наук: 13.00.01 / В.Е.Радионов- РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1996. — 37с.
  153. В.Е. Фомирование социально-активной позиции старших школьников в жизнедеятельности классного коллектива: автореф. дис. .кан. пед. наук: 13.00.01. / В.Е.Радионов- ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1984. — 19с.
  154. К. Личность и личностный рост / К. Рождерс- пер. с англ. под ред. М. М. Исениной М.: Изд. Рос. открытого ун-та, 1994. — 65с.
  155. А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности / А. Н. Рошка. -М.: Штиинца, 1991. 132с.
  156. С.Л. Направленность личности / С. Л. Рубинштейн // Хрестоматия по возрастной психологии- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С.98−101.
  157. Э.К. Единое образовательное пространство: идеи, реальность, перспективы. Монография / Э. К. Самерханова. Нижний Новгород, 2008. — 125с.
  158. К.С. Воспитание социально-активной личности школьника: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / К.С.Серопян- Армянск. гос. пед. ин-т им. Х.Абовяна. Ереван., 1988. — 20с.
  159. Ситаров В. А, Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника: автореф. дис. .док. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Ситаров- МПГУ им. В. И. Ленина. M., 1991. — 32с.
  160. В.А. О критериях формирования социальной активности личности учителя / В.А.Сластенин- сб. науч. тр. МГПИ им. В. И. Ленина. -M., 1983.-С.147−155.
  161. В.И. Самобытность детства: обоснование позиции / В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов //Новые ценности образования. 2007. — № 3. — С. 2−37.
  162. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике. М., 2000.-С. 176−182.
  163. Словарь социально-психологических понятий: коллектив, личность, общение- под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -143c.-C.7−8.
  164. Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д. В. Солдатов // Психолог в детском саду. 1999. — № 3. — С. 24−37.
  165. О.В. Развитие субъектной позиции ребенка в режиссерских играх / О. В. Солнцева // Методические рекомендации к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — С. 63−81.
  166. O.B. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / О. В. Солодянкина. М.: Изд-во АРКТИ, 2006. — 88с.
  167. Социальная педагогика развивающаяся область исследования. — СПб.: Verba Magistri, 1999. — 122с.
  168. Социальная активность человека: философский анализ / сб. науч. труд. -Краснодар., 1986. С. 23−40
  169. Социальная компетентность: режиссура совместных действий / под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.: «Гратис», 2006. — 240с.
  170. А.Г. Философия / А.Г.Спиркин- изд.2-е. М.: ГАРДАРИКИ, 2006.-736с.
  171. Субъект и социальная компетентность личности / под ред А. В. Брушлинского. -М.: Просвещение, 1995. 167с.
  172. JI.A. Образовательное пространство учреждений дополнительного образования как средство личностного развития обучающегося: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А.Турик- Ростовский гос. пед. ун-т. -Ростов на Дону., 2004. 23с.
  173. Т.М. Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.М.Урусова- Новосибирский гос. аграрный ун-т. Барнаул., 2000. — 29с.
  174. A.B. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6−7 лет: автореф. дис. .канд. псих, наук: 19.00.07 /
  175. A.В.Усова- МПГУ им В. И. Ленина. -М., 1996. 16с.
  176. Н.Э. Педагогические условия развития взаимоотношений детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Н. Э. Фаас. -Астрахань.: Изд-во АГПИ, 1996. 13с.
  177. Н.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в процессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы (отЗ до 7 лет): автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / Н.Э.Фаас- МГПУ им.
  178. B.И.Ленина. М., 1991. — 16с-
  179. Ф. Избранные философские произведения / Ф.Фейербах. М.: Политиздат, 1995. — Т. 1. — 676с.
  180. Д.И. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников / Д. И. Фельдштейн. М.: НИИОП, 1984. — 160с.
  181. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И.Фельдштейн- изб. тр. -М.: Флинта, 1999. 670с.
  182. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. -М.: Педагогика, 1989 -206с.
  183. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1988. -224с.
  184. Фельдштейн Д. И Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Изд-во Флинта, 1997.-158с.
  185. Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер- пер. М. П. Папуша. М., 1994. — Вып.2. — 134с.
  186. И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников / И. Н. Филлипова, Н. Ю. Кольцова. М., 2002. — 234с.
  187. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, С. М. Панова и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
  188. К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе / К.Фопель. -М.: Изд-во «ГЕНЕЗИС», 2008. 158с.
  189. Формирование предпосылок социальной активности дошкольника в трудовой деятельности. Методические материалы / А. И. Васильева и др.- под ред.Е. А. Архиповой, Т. И. Лазарь. Минск., 1991 — 107с.
  190. В.Э. Человек в поисках смысла- пер. с англ. и нем. общ.ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 187с.
  191. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм- пер с англ. / общ. ред. и поел. В. И. Добреньков. -М.: Прогресс, 1990. 336с.
  192. Т.В. Теория и практика дошкольного воспитания в западноевропейских германоязычных странах: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.В.Фуряева- Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск., 1995.-44с.
  193. Е.В. Субъект в структуре социального взаимодействия: теория и практика социальной активности: автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Е.В.Хайрулина- Дальневосточн. гос. пед. ун-т. -Хабаровск, 2009. 20с.
  194. К.А. Организация программы ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» первая часть учебн.-метод. комплекта «Сообщество» / К. А. Хансен, Р. К. Кауфман, К.Б.Уолш- предисл. П. А. Коглин. — М.: Гендальф, 1999. — 276с.
  195. В.Е. Теория активности: от истоков к началам. Монография / В. Е. Хвощев. Челябинск., 2008. — 167с.
  196. Хрестоматия по педагогической психологии / авт. сост. А. И. Красило,
  197. A.П.Новгородцева. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. -С.2X6 — 221.
  198. В.В. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе: автореф. дис. .док. соц. наук: 22.00.04 / В.В.Хохлова- Новгородский гос. пед ун-т.- Новгород, 2002. 50с.
  199. Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров.- М.: Интерпракс, 1995. 286с.
  200. О. Тесты на выявление коммуникативных особенностей: для работы в подготовительной группе // Дошкольное воспитание. 2007. -№ 6. — С.10- 16.
  201. JI.B. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В.Чернецкая- Школа развития. ~М., 2005. 164с.
  202. В.В. Организация исследовательской деятельности школьников в рамках проекта «Родники нашего края»: учеб. метод, пособие /
  203. B.В.Черная. Рязань.: Ряз. обл. ин-т развития образования, 2003. — 48с.
  204. Т.В. Гуманитарная психология образования / Т. В. Черникова. -М.: Международная педагогическая академия, 2001. 216с.
  205. Е.А. Формирование социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис.. .канд.пед.наук: 13.00.01 / Е. А. Шанц. Екатеринбург., 2006. — 22с.
  206. Е.А. Формирование социальной активности личности в трудовой деятельности. Монография / Е. А. Шанц. Екатеринбург., 2008. — 146с.
  207. Г. М. Образовательное пространство. Современный взгляд, подходы к формированию / Г. М. Щевелева. Воронеж., 2001.- 103с.
  208. Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. -М.: Новая школа, 1994.- 184с.
  209. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н. Е. Щуркова. М.: Изд. дом Питер, 2005. — 365с.
  210. Н.Е. Воспитательная среда / Н. Е. Щуркова // Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1998. — С. 17−20.
  211. Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс, соч. Т. 20. М.: Политиздат, 1961. — С. 400 — 638.
  212. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.АЛвин. М.: Смысл, 2001. — 365с.
  213. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  214. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 245с.
Заполнить форму текущей работой