Социальные ситуации как объект философского исследования
См.: Амирян B.A. Методологические проблемы исследования военно-политической обстановки. — М., 1990; Арбатов А. Г. Военно-стратегический паритет и политика США. — М., 1984; Гелих О. Я. Необходимость и случайность в детерминации современной военно-политической обстановки: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — М., 1991; Громыко Ан.А., Ломейко Ю. А. Новое мышление в ядерный век. — М., 1984; Данилов В… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Социальные ситуации в структуре социальных явлений
- 1. Сущность и содержание социальных ситуаций
- 2. Общее и особенное в природе и генезисе социальных Ф ситуаций
- Глава 11. Место и роль социальных ситуаций в развитии нашей страны и ее народов
- 1. Методология и методика анализа и управления социальными ситуациями
- 2. Социальная ситуация в диалектике общественных отношений в современной России
- 3. Социальные ситуации в системе обеспечения безопасности
- России
Социальные ситуации как объект философского исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди многообразия задач и проблем, относящихся к гносеологически — ценностным, особое значение вызывает группа вопросов так или иначе связанных с пониманием и знанием содержания и сущности понятия «социальная ситуация». От философского осмысления этого явления зависит эффективность и качество принимаемых решений для человека и общества в целом, в плане их будущности, безопасности.
Закономерности развития общества, его настоящее и будущее, взаимосвязь и воздействие общества на человека и человека на общество отражаются в социальных ситуациях и посредством их проявляет себя человек, группы людей, общности национальные, религиозные и другие.
Само общество, его классы, нации, народности и другие общности и группы предстают перед взором исследователя в проявлениях тех ситуаций, которые они создают или в которые они включаются.
Устойчивая совокупность социальных ситуаций предопределяет социально-политические, экономические, военные и другие виды обстано-вок, что значимо для политического, военного и т. д. руководства страны в плане принятия квалифицированных решений.
Мы очень часто используем понятие «социальная ситуация» как на обыденном уровне, так и на уровне научных исследований зачастую не вдаваясь в их сущностную составляющую. Между тем, без строгого к ним отношения и правильного их использования, нельзя понять сущность, содержание, закономерности развития общества, человека, их настоящее и будущее. Это естественно, поскольку формирование социально зрелых людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большей степени зависят от того, в каких социальных ситуациях они появились на свет, сформировались как личности, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин:
Во-первых, значимостью той роли, которую исполняют социальные ситуации в жизни общества и человека. Совокупность множества социальных ситуаций — это реальный облик общества как подлинного человеческого организма. Знание закономерностей их возникновения, развития позволит реально сформулировать что собой представляет страна, каковы ее возможности и каково его будущее.
Во-вторых, необходимостью осмысления данного явления, с позиций установления устойчивой связи между многообразными формами социальных ситуаций, проникновения в сущность условий и факторов их порождающих, а также требованием дать достаточно полную и взаимосвязанную классификацию социальным ситуациям.
В-третьих, запросами государственных органов в установлении зависимости между социальными ситуациями и различными видами и типами обстановок, которые складываются в различные периоды жизни общества и мирового сообщества в целом. Полагаем, что для управления социальными ситуациями в стране и мире с целью предотвращения негативных тенденций в развитии стран и народов необходима «открытая модель» социальных ситуаций, своеобразная «модель» общества, «образ» проявления человеческого в содружестве этносов, народностей, наций, различных страт общества.
В-четвертых, потребностью в разработке концепции «теории социальных ситуаций», обобщающей известные формы и виды реально наблюдаемых и фиксируемых проявлений экономических, политических, военных, технических, научных и т. д. взаимодействий людей различного пола, возраста, профессии. Такой материал позволит сформулировать и сформировать достаточно обоснованную политику государства по управлению различного вида и типа социальных ситуаций, характеризующих российское общество в процессе его поступательного и прогрессивного развития.
Наличие обобщающей научной концепции, на наш взгляд, важный фактор создания и функционировании действенной системы политических, общественно-политических, конфессиональных и другого вида организаций, структур, позволяющих обеспечить стабильность, устойчивость развития страны, ее безопасность, безопасность ее народов. Только в оптимальном и эффективном процессе функционирования всех структурных элементов общества, возможно реально минимизировать антагонистические противоречия, могущие возникнуть между ними, раскрыть и сформулировать те идеологемы, которые способны будут объединять все слои общества, придавать общественному сознанию и идеальному «в — себебытию» конкретной личности позитивную тенденцию во имя его личного благо и благо всего общества.
Степень научной разработанности данной проблемы. Литературу по проблеме социальных ситуаций, с позиций темы нашего исследования, можно классифицировать следующим образом:
Во-первых, это исследования, где раскрываются признаки, черты, свойства социальных ситуаций в различных ее подвидах, типах, если считать, что социальная ситуация есть вид ситуации как родового явления. Это работы, которые были посвящены изучению общества, развитию человека, личности, его отношений к себе подобным и к обществу в целом. Это работы, где, исследовались различные сферы жизнедеятельности общества, виды человеческой деятельности, а также воздействие религий, права, морали, языка и других форм общественного сознания на развитие человека и его общностей.
Данные источники можно разделить на три подгруппы: первая, посвящена общей характеристике социального и раскрывает социальные ситуации как общее положение дел в различных сферах жизни общества: экономической, политической, духовной и собственно социальнойвторая, отражает состояние различного вида и типа социальных ситуаций по степени их противоречиятретья, характеризует социальные ситуации по субъектам социальных процессов, по характеру позиций и той роли, которую они исполняют в соответствии со своим статусом в структуре общества.
Следует отметить, что данных источников огромное множество, но они, в основном, носят отпечаток социального заказа и связаны с определенными периодами развития страны и мирового сообщества в целом. Следует обратить внимание на тот факт, что использование понятия «социальные ситуации» могло возникнуть только на определенной стадии развития процесса познания и общественных связей. С помощью данного понятия обозначалось наличие в обществе любых социокультурных обязательств индивидов или групп по отношению друг к другу и позволяло уже говорить о том, что общество является живым организмом, обладающим рядом собственно социальных характеристик. Именно с вводом в научный оборот понятие «социальная связь», которое осуществил Э. Дюркгейм1, стало возможным характеризовать общественные отношения в их совокупности и в определенный промежуток времени, а также конкретные действия индивидов в этом промежутке времени как социальную ситуацию. Если члены сообществ соблюдали обязательства или принятые, утвердившие нормы, то это была позитивная ситуация и для общества и для всех индивидов. В противном случае появляются ситуации «аномии"2. Ф. Знанецкий и У. А. Томас усматривали в социальной дезорганизации универсальный процесс, неотъемлемую часть социальных изменений3. В данном контексте, отклоняющееся поведение индивидов и групп людей есть следствие социальной дезорганизации, нестабильной и неустойчивой социальной ситуации.
1. См.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания/ В сб.: Новые идеи в социологии. — Сб. 2. — СПб., 1914.-С. 47.
2. См.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания/ В сб.: Новые идеи в социологии. — Сб. 2. — СПб., 1914. — С. 47. Самоубийство. — СПб., 1998. — (Под аномией он понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда «старые» нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились) — Anomie and deviant behavior / Clinard M. — N. Y., 1966 — C. 126.
Вместе с тем, в научных исследованиях и в общественной практике наряду с понятием «социальная ситуация» стали активно использоваться понятия «состояние» и «обстановка"4. Более того, они в какой-то мере формально подменили понятие «социальная ситуация», огрубив и исключив из анализа многие важные и зачастую существенные признаки социальных образований, которые должны были характеризоваться как социальная ситуация.
В этой связи заслуживает внимания позиция В. Ляшенко, который справедливо считает, что «. разрыв порочного круга тавтологии возможен лишь посредством привнесения в понятие «ситуация» аксиологического момента"5.
Вместе с тем, по мнению диссертанта, «соединение» понятий «социальная ситуация», «состояние», «обстановка» в литературе позволило выделить значимые признаки исследуемого понятия «социальная ситуация». К ним следует отнести следующие: социальная ситуация есть результат активной деятельности и отношений между индивидами сообщества в рамках определенных обязательствсоциальная ситуация возникает в границах определенного временисоциальная ситуация характеризуется некоторой социальной направленностьюсоциальная ситуация обладает конкретным потенциалом своего воздействия на человека и общество6.
3. См.: U. Thomas, F. Znaniecki. The polish peasant in Europe and America. — Chic., 1918;1920 — C. 134−137- U. Thomas. The Child in America. — N.Y., 1928 — C. 75−76.
4. Наиболее полно и всесторонне раскрыт генезис и природа понятия «состояние» в работах А. Л. Симонова. См.: Симанов А. Л. Понятие «состояние» как философская категория. — Новосибирск, 1982. Понятие «обстановка» достаточно глубоко и всесторонне в военно-научной литературе и военной практике. См.: Военный энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 499−500.
5. Ляшенко В. П. Воинская деятельность мирного времени: Специфика, система и пути оптимизации. -М&bdquo- 1994.-С. 57.
6. См.: Акофф Р. Искусство решения проблем. — М., 1982; Алексеев В. П. Возникновение человека и общества. — В кн.: Первобытное общество. — М., 1975; Бунге М. Причинность. Место причинности в современной науке. — М., 1962; Готт B.C., Урсул А. Общенаучные понятия и их роль в познании. — Коммунист, 1974, № 9- Мальнер B.3. Организация программно-целевого управления. — М., 1980; Методологическая функция категории «состояние» в анализе социальных явлений. — Горький, 1978; Симанов А. Л. Понятие «соятояние» как философская категория. — Новосибирск, 1982; Уколова В. И. Методологические функции понятий «причинность» и «связь состояний» в историческом познании. — В кн.: Методологические проблемы науки. — М. 1980;
Значительный вклад в раскрытие отличительных признаков понятия «социальная ситуация» был привнесен исследованиями в области юриспруденции, психологии, социологии, философии, военного дела .
Была обоснована мысль, что социальная ситуация возникает при взаимодействии человека с «обстоятельствами жизни"8 и, одновременно, «влияет на внутренние условия деятельности"9. Также были выделены основные элементы ситуации: «неизвестное, потребности субъекта и его возможности"10 и уровни ее развития (состояние). Таким образом, был сделан шаг к пониманию того, что социальные ситуации связаны с решением каких-то задач или разрешением каких-то противоречий.
Достаточно всесторонне была изучена разновидность социальной ситуации, относящаяся к управлению. В практике управления стали активно использоваться такие понятия как «управленческая ситуация» и «ситуационное управление». Рассматривая неудовлетворительную организацию.
7. См.: Анцупов А. Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора ПВО: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1985; Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. — М., 1980; Бондарев Э. В. Взаимодействие личности и конкретной ситуации. Механизм преступного поведения. — М., 1981; Бродченко О. И. Влияние психологических особенностей личности на восприятие социальных ситуаций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1996; Гавриш В. Д. Военно-социальная ситуация: философско-методологический анализ: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — М., 1995; Герасимова H.B. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации: Автореф. дисс. канд. социолог. наук. — Саранск, 2001; Герд, А .С. Язык и народ: социолингвистическая ситуация на Северо — Западе России. — СПб., 2003; Гришина Н. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. — Питер. -2001; Гучинова Б. А. Этико-правовое поведение государственного служащего в электоральной ситуации: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. — М., 2001; Васильева И. В. Коммуникативная ситуация в контексте переходного периода к информационному обществу: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — Нижний Новгород, 1996; Долотов С. Г. Методологические основания анализа чрезвычайных ситуаций и социальной нестабильности. — Саратов, 2002; Жиронкин С., Менх Л. В. Менеджмент: управление предприятием пищевой промышленности в условиях проблемной или конфликтной ситуации. — Кемерово, 2002; Иванов B.H. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации. — М., 1999; Криминальная ситуация в России и ее изменения. — М., 1996; Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред.
A.И. Долговой. — М., 1999; Ластухина H.B. Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Чебоксары, 2003; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. — M., 1977; Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972; Меткин M.B. Особенности управления природными ситуациями: Учебное пособие. — СПб. -2004; Москвина Ю. Н. Социальные ситуации риска: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Тверь, 2004; Нечипоренко O.B. Сельские локальные сообщества Горного Алтая: современное состояние, проблемные ситуации. По материалам социологической экспедиции в Усть-Кан, Кош-Агач районы республики Алтай. / Отв. Ред.
B.И. Бойко. — Новосибирск, 2002; Сергеев В. В. Правовая социализация подростков в условиях обострения криминогенной ситуации в современном российском обществе: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. — Ставрополь, 1998; Ступницкий А. И. Социологический анализ криминогенной ситуации на юге России и пути декриминализации региона: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. — Ставрополь, 1998; Шкаратан О. И. Проблемные ситуации в развитии города. — M., 1998.
8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. — 1980. — С. 127.
9. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Мн., 1976. — С. 62. производства как «проблемную ситуацию» Ю. Ю. Екатеринославский подходит к ее анализу через вычленение объективной и субъективной сторон в едином целом — экономической ситуации11.
В дальнейшем, в трудах Поспелова Д. А., Гвишиани Д. М., Карпенко.
М.П., Рапопорта B.C. и др. разрабатываются методы разрешения управленческих ситуаций, формируется теория ситуационного подхода в управлении экономикой с применением организационно-экономических систем.
Всесторонне была исследована и такая разновидность социальной ситуации как военно-социальная13. В. Д. Гавриш, основывая изучение военно-социальной ситуации на использовании философских категорий «общее» и «особенное», сумел выделить отличительные свойства в характеристике данной ситуации через различение черт и признаков деятельности вообще и воинской деятельности в частности.
Во-вторых, это литература и исследования, где раскрываются условия и причины возникновения и развития различного вида ситуаций. Превращение социальных ситуаций в различного вида и типа социальные обстановки.
Хрестоматийным примером анализа развития социальной ситуации, где сочетаются практически все аспекты жизни человека и общества, где диалектически взаимодействуют объективные условия и субъективные факторы является разработанная В. И. Лениным и развитая далее учеными и руководителями коммунистических партий концепция революционной ситуации14.
10. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. — С. 168.
11. Екатеринославский Ю. Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. — М., 1988. — С. 15.
12. См.: Гвишиани Д. М. организация и управление. — М., 1972; Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М., 1986; Рапопорт B.C. системно-целевой подход к формированию структур управления производственно-хоязяйственными организациями // Управление и научно-технический прогресс. Достижения и перспективы. — М., 1979;Рапопорт B.C. Методологические проблемы системного исследования организационно-экономического управления // Системные исследования. Методологические проблемы. — М., 1982.
13. См.: Гавриш В. Д. Военно-социальная ситуация: философско-методологический анализ: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. -M., 1995;
14. См.: Ленин В. И. Равновесие силМаевка революционного пролетариатаРаспущенная Дума и растерянные либералыКрах II ИнтернационалаИстинные интернационалисты: Каутский, Аксельрод, МартовДетская болезнь «левизны» в коммунизмеО нашей революции. — Поли. собр. соч. — Т. 9-Т. 21- Т. 26;
В данной концепции достаточно обоснованно революционная ситуация рассматривается как уровень развития социальной ситуации. Раскрываются причины возникновения такого уровня социальной ситуации. Утверждается, что революционная ситуация формируется в результате обострения экономических, политических, правовых и других видов противоречий в обществе. Вместе с тем, такого уровня социальная ситуация предполагает наличие в обществе и определенного типа субъективного фактора.
Превращению различного вида социальных ситуаций в такого же вида обстановок посвящены были работы таких ученых как Амирян В. А., Арбатов А. Г., Гелих О. Я., Громыко Ан.А., Данилов В. Н., Дмитриев А. П., Ды-рин А.И., Каневский Б. М., Кокошин А. А., Кузин В. П., Ляшенко В. П., Молостов Б. В., Тюшкевич С. А., Харламов С. В., Чалдымов Н. А., Шахназаров Т. Х. и др.15.
В исследованиях названных нами ученых рассматривались процессы превращения видов социальных ситуаций в стабильные образования, «обстановки», которые во времени становились достаточно устойчивыми и определенными, имеющими вполне «осязаемые» признаки и черты. Существенных различий между видами социальных ситуаций и видами обста.
Альварес С. Некоторые вопросы революционной ситуации. — ПМиС., 1963; Гальперин Э. Ю. В. И. Ленин о революционной ситуации. — Л., 1959; Федосеев П. Материалистическое понимание истории и «теория насилия». — М., 1964 и др.
15. См.: Амирян B.A. Методологические проблемы исследования военно-политической обстановки. — М., 1990; Арбатов А. Г. Военно-стратегический паритет и политика США. — М., 1984; Гелих О. Я. Необходимость и случайность в детерминации современной военно-политической обстановки: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — М., 1991; Громыко Ан.А., Ломейко Ю. А. Новое мышление в ядерный век. — М., 1984; Данилов В. Н. Военно-политическая обстановка: сущность, содержание, основные тенденции развития. — М., 1984; Дмитриев А. П., Касенков М. М. Методология и методика оценки военно-политической обстановки. — М. 1987; Дырин А. И., Кузин В. П. Проблемы войны и мира в социально-философской мысли античности. — М., 1992; Каневский Б. М. Проблема предотвращения войны: понятие, возможности, механизм //Военная мысль. — 1989. — № 4- Кокошин А. А. В поисках выхода: Военно-политические аспекты международной безопасности. — М., 1989; Ляшенко В. П. Воиская деятельность мирного времени: специфика, ситема и пути оптимизации. — М. 1994; Молостов Б. В. Методология прогнозирования военно-политической обстановки: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — М., 1986; Тюшкевич С. А. Война и современность. — М., 1986; Харламов С. В Методология системного исследования военно-политической обстановки: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — М., 1994; Чалдымов Н. А. Противоречия современности и их влияние на развитие военно-политической обстановки в мире. — М., 1987; Шахназаров Г. Х Куда идет человечество. — М., 1989. новки авторы не выделяли, но рассматривали обстановку как результат конкретного вида человеческой деятельности, но «зафиксированную» в пространстве и во времени.
В-третьих, это литература, где рассматривается воздействие социальных ситуаций на развитие человека, его мировоззрение, психику, соци.
I альную позицию, влияние социальных ситуаций на развитие социальных общностей и общества в целом, на развитие мирового сообщества16.
В исследованиях данного вида были раскрыты субъект-объектные связи процесса возникновения социальной ситуации и ее обратного воздействия на индивидов. В них были достаточно всесторонне изучены механизмы воздействия социальных ситуаций, находящих свое выражение в социальных традициях, обычаях, нормах и формах жизни и деятельности людей на поведение конкретного индивида, социализацию личности, появлению и проявлению отклоняющегося поведения личности.
Так, например, JI. Козер обосновал следующий вывод: социальная ситуация, характеризующаяся конфликтностью, наличием реальной угрозы для социальной группы, увеличивает ее сплоченность, уменьшает отклонение ее членов от групповых норм и усиливает репрессии в отноше.
• 17 нии тех, кто проявляет отклонения. Согласно его концепции, культурные.
16. См.: Анцупов А. Я. Влияние трудных ситуаций на эффективность деятельности воина-оператора ПВО: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — M., 1985; Bandura A. and McDonnald F. Influence of Social Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Children’s Moral Judgeements. — Personality and Human Behavior. Addison — Weloy Mass. — 1970; Бондарев Э. В. Взаимодействие личности и конкретной ситуации. Механизм преступного поведения. — М., 1981; Бродченко О. И. Влияние психологических особенностей личности на восприятие социальных ситуаций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1996; Герасимова H.B. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации: Автореф. дисс. канд. # социолог, наук. — Саранск, 2001; Coser L. A. The functions of social conflict. — Glencoe (lllinoes). — 1956;
Криминальная ситуация в России и ее изменения. — М., 1996; Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. А. И. Долговой. — М., 1999; Ластухина H.B. Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Чебоксары, 2003; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. — М., 1977; Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. — М., 1966; R. Merton. Approaches to the study of social Structure, — N.Y., 1975; Москвина Ю. Н. Социальные ситуации риска: Автореф. дисс. канд. филос. наук. — Тверь, 2004; Сергеев B.B. Правовая социализация подростков в условиях обострения криминогенной ситуации в современном российском обществе: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. — Ставрополь, 1998; Ступницкий А. И. Социологический анализ криминогенной ситуации на юге России и пути декриминализации региона: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. — Ставрополь, 1998;
17. Coser L. A. The functions of social conflict. — Glencoe (lllinoes). — 1956 — C. 84−87. образцы поведения в социальной ситуации являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.
Р. Мертон, объяснял отклоняющееся поведение личности таким образом: личность, находящаяся в социальной ситуации, стремиться к ценностям, которые данная социальная ситуация открывает для неедостичь она их не может, так как у нее нет наличествующих средств их достиженияэто предопределяет ее отклоняющееся поведение. По его мнению, неодинаковая для различных групп возможность легального достижения целей обусловлена реальной структурой общества, приводит к образованию неофициальных структур, служащих для достижения целей. А различные отношения к целям и средствам определяют возможные типы поведения: а) подчинение (принятие целей и средств) — б) инновация (принятие целей и отрицание средств) — в) ритуализм (отрицание целей, принятие средств) — г) ретретизм, уход (отрицание целей и средств) — д) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми)18.
А. Бандура обосновал мысль, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности воздействием ситуаций, где наличествует жестокое отношение к детям19. JI. Берковец указывает, что между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосредованные причины: а) готовность к агрессии (злость) — б) интерпретация — толкование для себя конкретной, данной для личности ситуации20. По мнению Э. Квятковской — Тохович, причиной агрессивно.
18. См.: Социология сегодня: проблемы и перспективы / Мертон P.K. и др. — M., 1965 — С. 21 215- Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. — М., 1966 — С. 45−47- R. Merton. Approaches to the study of social Structure. — N.Y., 1975 — C. 234−237.
19. См.: Bandura A. and McDonnald F. Influence of Social Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Children’s Moral Judgeements. — Personality and Human Behavior. Addison — Weloy Mass. — 1970. -C. 177−179- Bandura A. and Walters D.H. Social lerning and personality development. — N. Y. — 1969. — C. 191 192.
20. См.: Berhowitz L. Social norms, feelings and other factors affecting helping behavior and altuizm. In: Andvances in Experimental Social Psychology. — N.Y., 1972. — C. 210−211. сти выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семейной ситуации21.
Анализ суицида для русских мыслителей всегда представлял из себя анализ предельной, «пограничной ситуации» для личности, которая делала выбор жизненного пути, «веры живой» 22 в условиях трудных социальных ситуациях, которые не могли адаптироваться индивидом.
В-четвертых, это литература о ситуациях вообще, о связях и взаимодействиях между животными, техническими системами, человеком и т. д.23 Конечно, данные ситуации не всегда можно отнести к социальным. Однако, если там в качестве субъекта действия и отношений выступает непосредственно человек или группа людей, то в возникающей ситуации проявляются признаки социальной ситуации.
В имеющихся исследованиях ситуаций сложились и утвердились определенные подходы к выделению признаков и классификации этого явления. Большинством научного сообщества признаются в качестве подходов к анализу и оценке ситуации принцип действия и принцип взаимосвязи субъект — субъекта и субъект — объекта.
Вместе с тем, в данных работах нельзя выделить устойчивой системы исследования природы ситуации и социальной ситуации в частности.
В целом, анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социальной ситуации показывает, что в качестве специального объекта.
21. См.: Квятковская — Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия. — M., 1980. — С. 10−11.
22. Цит. по: Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. — M., 1986. — С. 3−7.
23. См.: Герд А. С. Язык и народ: социолингвистическая ситуация на Северо — Западе России. — СПб., 2003; Гришина Н. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. — Питер. — 2001; Гучинова Б. А. Эти-ко-правовое поведение государственного служащего в электоральной ситуации: Автореф. дисс. канд. социолог, наук. — М., 2001; Васильева И. В. Коммуникативная ситуация в контексте переходного периода к информационному обществу: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. — Нижний Новгород, 1996; Долотов С. Г. Методологические основания анализа чрезвычайных ситуаций и социальной нестабильности. — Саратов, 2002; Жиронкин С., Менх Л. В. Менеджмент: управление предприятием пищевой промышленности в условиях проблемной или конфликтной ситуации. — Кемерово, 2002; Иванов В. Н. Этнополитиче-ская ситуация в регионах Российской Федерации. — М., 1999; Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, — М., 1972; Меткин М. В. Особенности управления природными ситуациями: Учебное пособие. — СПб. — 2004; Нечипоренко О. В. Сельские локальные сообщества Горного Алтая: современное состояние, проблемные ситуации. По материалам социологической экспедиции в Усть-Кан, Кош-Агач районы республики Алтай. / Отв. Ред. В. И. Бойко. — Новосибирск, 2002; Шкаратан О. И. Проблемные ситуации в развитии города. — М., 1998. исследования она не ставилась, а имеющихся исследованиях ставились и решались проблемы важные и значимые для отраслей научного знания и видов человеческой деятельности, но частные.
Другими словами, приведенные выше и используемые в конкретных науках и сферах жизнедеятельности общества подходы к определению и выявлению содержания социальной ситуации, на наш взгляд, не полностью раскрывают суть явления, которое характеризует сообщества и жизнь людей, а имеющиеся достижения требуют более глубокой и всесторонней проработки.
Во-первых, это связано с тем, что используемые в ранее упомянутых работах черты и свойства социальной ситуации выделены на основе исследования особенного в социальных ситуациях по видам человеческой деятельности и видам отношений между людьми. Для того, чтобы выделить конкретное по виду, потребуется осуществить комплексный и всесторонний собственно социальной ситуации и интегрировать уже имеющиеся результаты. Во-вторых, имеющиеся определения подвидов социальной ситуации не рассматривают это явление с позиций единства развития человека, общества и природы.
Известно, что развитие предполагает наличие противоречий как в природе, так и в обществе. А если противоречия являются необходимым атрибутом развития общества и человека, то оно предполагает и предопределяет возникновение и проявление социальных ситуаций. Как определить и обосновать меру противоречий и уровень развития социальной ситуации в обществе и пути, средства управления социальными ситуациями, если не рассмотреть данное явление с позиций философского подхода? В-третьих, при характеристике социальных ситуаций и определении ее подвидов не учитывалась всесторонне роль диалектической взаимосвязи материального и духовного в человеке, обусловливающего поведение и поступки не только отдельного человека, но целых сообществ. Эта роль закреплена в таком компоненте личности как «стадия предрешения». П. Анохин указывал, что она «. делает самую «культурную», самую «интеллигентную» работу, а именно определяет: какие обстоятельства должны быть учтены при принятии решения, из какого набора нужно выбирать ту деятельность организма или машины, которая окажется наиболее адекватной, и какие альтернативы рассматривать"24.
Таким образом, не полностью учитываются или вообще не рассматриваются взаимодействия элементов социальной структуры личности, которые, несомненно, оказывают определяющее влияние на характер и содержание поведения и поступков личности, содержание и характер социальных ситуаций. Формула функций структурных элементов личности форма, тип создаваемых людьми социальных ситуаций остаются все еще без глубокого и всестороннего рассмотрения и изучения. Практически отсутствуют исследования, носящие обгцемировоззренческий, методологический характер, которые осуществляли бы обобщения причин и источников появления и проявления социальных ситуаций на уровне «общего» и «особенного».
Социально-философский подход позволит, по нашему мнению, в значительной степени, усилить возможности исследования социальной ситуации, предоставит возможность осмыслить, разобраться и понять многосложную природу такого явления как социальная ситуация. Он обладает достаточным потенциалом для того, чтобы определить и сформулировать механизм управления социальными ситуациями.
Актуальность проблемы, степень ее изученности обусловили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования: все виды и формы социальных ситуаций, которые возникают в любом сообществе на всех этапах его развития, сущность социального «в — себе — бытия» общества, которое взаимообуслов.
24. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. — С. 393. лено с реальными условиями бытия человека и отражает его настоящее и будущее.
Предмет исследования: проблема возникновения и развития различного вида и типа социальных ситуаций в современной России: условия, причины, источники и факторы их детерминирующие, та сущность, которая порождает данное явлениезакономерности возникновения, становления и развития социальных ситуацийпонятийно-категориальный аппарат, раскрывающий суть и содержание этого явления, а также механизм управления развитием этих социальных ситуаций.
Цель исследования: выявление сущности и содержания социальных ситуаций, их классификация, определение объективных и субъективных условий и факторов возникновения и развития в современной России различного вида и типа социальных ситуаций, а также формулирования средств, способов, механизма управления развитием социальных ситуаций.
Общая цель достигается решением следующих конкретных задач исследования:
1. Разработать исходные философско-методологические положения научного анализа социальной ситуации;
2. Определить и обосновать сущность и содержание социальной ситуации;
3. Вскрыть специфику подвидов социальной ситуации, уровня ее развития и осуществить их классификацию;
4. Выявить направление, способы и средства деятельности по обеспечению эффективного разрешения социальных ситуаций и управления их развитием;
5. Раскрыть воздействие социальных ситуаций в стране и мире на обеспечение национально безопасности и безопасности наших граждан.
Теоретико-методологическую базу исследования составляет широкий круг источников отечественных и зарубежных философов, мыслителей прошлого и настоящего, которые посвящены были всестороннему изучению проблемы социальной ситуации, взаимодействию личности и общества, личности и природы, ее участию в познавательно — преобразовательной деятельности.
Непосредственную методологическую основу исследования составили положения диалектико-материалистической традиции, содержание ситуа-тивно-деятельностного метода, представленные принципами объективности, системности, взаимосвязи, развития, единства материального и идеального в человеке и в его взаимосвязи с природой и обществом, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительного анализа и другие. Диссертант использовал: а) логику и последовательность научного движения: от явления к сущностиот общего к частному и т. п.- б) диалектику субъективного и объективного при ведущей роли субъекта в этом единстве.
Автор также широко опирался на методологический инструментарий психологии, педагогики, социологии, политологии, социальной психологии, права, криминологии, социального управления и других наук, гуманитарных и социальных дисциплин. Им использовались: а) методологические принципы анализа и управления психическими состояниями личности и социальных группб) методы научного анализа социальных явлений, социального моделирования и управления социальными процессами.
Эмпирическая база исследования включает статистические данные, обобщения сделанные автором на основе материалов, полученных им в процессе профессиональной деятельности в качестве аналитика исследовательского учреждения. Результаты анализа социальных ситуаций, выполненных ИСИ РАН, региональными и областными государственными учреждениями, в том числе и материалы, описывающие характер и содержание подвидов социальных ситуаций. Анализ литературных источников, посвященных деятельности людей в различных ситуациях, в том числе и в военной сфере. Личный опыт автора, вынесенный из тех ситуаций, участником которых он был.
Выводы и рекомендации по оценке социальной ситуации -*.
Описание и классификация элементов объекта.
— 3 i.
Опрос специалистов к.
Изучение информационных источни ков.
Заключение
.
В свое время К. Д. Ушинский отмечал, «какой воспитатель. откажется подать благоразумный совет только что начинающему собрату? Практика, факт — дело единичное, и если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самой опыт"137.
Социально-философский анализ социальных ситуаций, осуществленный соискателем, позволил раскрыть в этом явлении закономерные связи объективно-субъективного характера. Сами социальные ситуации — это единый и неделимый процесс, сопровождающий процесс развития общества, каждого человека и играющий важную роль в деле обеспечения превращения человеческого существа в личность, включения ее в общественную жизнь, а также развития ее психики, мировоззрения, религиозной, моральной, правовой, политической, эстетической и практически-духовной зрелости.
Более того, философская трактовка сути и содержания социальной ситуации — это основа методологии и методики выработки и осуществления управления этими явлениями и создания механизма минимизации негативных социальных ситуаций и исключения их в нашей стране.
Проведенное исследование дает основание также утверждать, что социальные ситуации — результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Социальные ситуации в значительной степени направлены на преодоление противоречий развития — препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любая ситуация предполагает не только стремление разрешить противоречия, но и концентрацию энергии, субъектов деятельности, физической и психической, необходимой для осуществления этой задачи.
Ушинский К. Д. Собр. соч. — Т. 2. — М-Л., 1948.-С. 19.
Социальные ситуации есть исторически обусловленное явление, которое возникло в результате формирование социальной общности как целостного образования, приобретением сообществом относительной самостоятельности по отношению к природе и включению в жизнь человеческого сообщества определенных регулятивов, необходимых для сохранения целостности, функциональности и управляемости процессом развития общества;
Социальные ситуации — это конкретное общественное явление и относительно устойчивое образование, где наличествует субъект-объектное взаимодействие, при сознательно-регулятивном и мотивированном действии и поведении субъектов общественной деятельности;
Социальные ситуации — это искусственная динамичная система, включающая в себя: а) субъекта действия, реализующего свою социальную сущность, выраженную в уровне его социальной зрелости и социальной надежностиб) предметы взаимодействия субъектав) наличествующие в сообществе модели, стандарты, образцы поведенияг) наличествующие у субъекта и в обществе «структуры» контроля;
Порождает социальные ситуации два компонента: а) собственно субъективно-личностные начала в самом субъекте общественных отношений и деятельностиб) условия, факторы жизнедеятельности этого субъекта, те противоречия, в которые он включается в процессе жизнедеятельности.
Появляются же они в следующей последовательности явлений объективного и субъективного плана, идеального и практического действия и поведения субъекта жизнедеятельности общества: осознание субъектом социальных потребностей (интересов) —* трактуемые им ценности: (право, справедливость, свобода и т. д.) —> наличествующий личный потенциал активности и условия, способные удовлетворять потребности (интересы) = социальные ситуации.
Можно утверждать, что социальная ситуагия — это относительно устойчивая совокупность связей, взаимодействий, обязательств и проявлений активности между различными членами общества (сообществами), возникающих в процессе их жизнедеятельности при разрешении противоречий и обусловленная природными условиями и субъективными факторами, когда уже выявилась тенденция развития отношений между ними, но условий и факторов ее стабилизации и закрепления во времени еще не достаточно.
Она включает в себя следующие элементы: а) субъектов жизнедеятельности общества (с их позициями, правами и обязанностями) — б) совокупность объективных условий (обстоятельств) и субъективных факторов (психофизиологических характеристик субъектов и отношенийразличного рода, вида, типа установокнепредвиденных случайностей), противоречий, между потребностями, интересами субъектов жизнедеятельности и возможностями их удовлетворенияв) искомое, то есть то, что может обеспечить разрешение имеющихся противоречий.
Социальную ситуацию можно рассматривать в онтологическом, функциональном и гносеологическом планах.
При онтологическом рассмотрении, социальная ситуация есть реальное бытие субъекта и объекта, а также совокупность непременных связей социальных между ними в конкретном обрамлении интересов, ценностей. При этом, можно точно фиксировать, что социальная ситуация дискретна в пространстве и во времени, так как в структуре бытия объект лишь элемент объективной реальности и только таким образом реализуется в реальной природе общества одновременно составляя и природу этого общества и свою в частности. Более того, взаимодействие субъекта и объекта имеет неустойчивый характер и относительно непродолжительно по времени, что обусловливает и где-то ограничивает продолжительность «жизни» самой социальной ситуации.
При функциональном рассмотрении, социальная ситуация — это ответная реакция личности, достигшей определенной социальной зрелости, на несоответствия между реально ею осознаваемой целью деятельности, а также наличествующими или возможными средствами и способами достижения этой цели в процессе исполнения личностью своих действий и операций, то есть при осуществлении ею поступков и поведения.
В гносеологическом плане социальная ситуация — это рефлексия вторичного гносеологического уровня, представляющее надрефлексию над образами, которые создаются у субъектов общественных отношений и деятельности, соотносимую с ценностями и интересами конкретного сообщества и теми, которые есть у конкретных субъектов.
Следует различать два вида социальных ситуаций, по характеру своего воздействию на самого человека и сообщество, на формирование национальной безопасности: созидательной и разрушительной направленности (позитивное и негативное).
Границы между позитивной и негативными формами социальных ситуаций подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная социальная ситуация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства «нормы» относительна, поскольку общество изменчиво. Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация — за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств (невозможность удовлетворения старыми способами прежней потребности), а также возникновение новых потребностей.
При этом, сегодня в России наблюдается рост полиаспектности социальных ситуаций, количества и качества видов и типов этого явления. Более того, негативные социальные ситуации становятся НОРМОЙ, а резкий их рост обусловлен существованием нескольких групп условий и субъективных факторов, появившихся в последние годы в процессе проходящих в стране преобразований.
Само общество, политическое руководство, учреждения таких социальных институтов как образовательного и духовного, в реальности формируют уже не предпосылки, а объективно-субъективные условия для фактического проявления негативных социальных ситуаций живущими в нашей стране людьми, в том числе — армейской молодежью, так как армия не может быть ни чем иным, как своеобразным «слепком» конкретного общества.
Важнейшим фактором, способствующим формированию негативных социальных ситуаций в нашей стране становится само государство в лице его учреждений, ибо оно, в своем предназначении — это источник и блюститель социальных норм, а, значит, и ответственно за их несовершенство и не соблюдение.
Конечно, наше государство, находясь в своем становлении, пока не может реально воспроизвести в социальных нормах законов развития общества и новой личности, тем более, что тенденция развития еще и не определена. И это своеобразная «беда» для государства. Но его «вина» состоит в том, что оно исключило такие социальные институты как образовательный, духовный, политический, из процесса дальнейшей выработки и утверждения в стране политико-правовых и морально-эстетических регу-лятивов объективно-законообразного развития человека, групп и общностей, которые соответствовали бы традициям наших народов и общей тенденции развития нашего общества.
Ориентация в деятельности СМИ на ценности и нормы культур современной западной цивилизации, изначально порождает реальное насилие над процессом социализации человека, формирования личности в нашей стране, что объективно также создает условия и формирует предпосылки, причины и источники расширения в стране фактов проявления социальных ситуаций. Социальное время, в данном случае, начинает «искривляться» изменяя характер и содержания процесса развития человека. Пропаганда и утверждение в стране «западных стандартов», в частности: права человека — выше всех норм, существующих в обществеприоритет «Я» перед «МЫ» — это отчуждение личности от общества, ведущее к утверждению в личности моделей и образцов «невостребованных» поступков, действий, поведения, формированию «прагматического» способа мышления, это реальный процесс возникновение предпосылок к возникновению негативных социальных ситуаций.
Механизмом" профилактики, минимизации, предотвращения и исключения негативных социальных ситуаций и включения позитивных ситуаций в дело обеспечения национальной безопасности в нашем обществе следует считать совокупность принципов, норм и правил жизнедеятельности общества и личности, которые основаны на объективных законах развития человека и общества, систему общественных отношений, моделей и образцов жизнедеятельности общества и личности, а также совокупность государственных и общественных институтов и организаций, способных и готовых ввести процесс развития и поведения человека в такое «поле» ограничений и допущений, которые обеспечат личности реализацию ее возможностей, а обществу целостность и функциональность.
Для решения намеченных задач, механизм профилактики, минимизации и предотвращения негативных социальных ситуаций должен включать следующие элементы: идею формирования и развития личности российского сообщества, российского социумареальную профессиограмму личности, совершающей отклоняющееся поведениесемью, подготовленную к воспитанию и образованию, в соответствии с реальными требованиями времени, родившегося ребенкасовременную школу, соответствующую требованиям сегодняшнего днясистему социальной работы, совокупность государственных и общественных организаций и учреждений, адекватную конкретным социально-политическим и экономическим ситуациям в странесистему методологии анализа и оценки социальных ситуаций, а также соответствующие средства контроля поведения групп людей.
И конечно, чтобы у нас и наших потомков, у нашей Родины было позитивное будущее, надежная безопасность мы обязаны уметь уже сегодня предотвращать, минимизировать и исключать негативные социальные ситуации из системы национальной безопасности, опираясь на соответствующий уровень развития нашего общества, уровень и характер нашей культуры, наши положительные традиции, обычаи, присущие нашим народам, всем этносам и народностям и нациям, населяющим нашу прекрасную страну.
Проведенное исследование социальных ситуаций дает возможность предложить три группы рекомендаций:
Проведенное социально-философское исследование социальных ситуаций в современной России дает соискателю возможность предложить три группы рекомендаций:
Научно-теоретические рекомендации адресованы соответствующим государственным и научным учреждениям и организациям, а также научному сообществу страны, так или иначе связанному с анализом и оценкой данного явления, причинами и условиями его возникновения и развития.
— Следовало бы глубоко и всесторонне исследовать социальную структуру общества, детерминирующую виды и типы социальных ситуаций в современной России;
— Разработать методики анализа и оценки условий и причин, ведущих к возникновению и развитию негативных социальных ситуаций (в первую очередь осмыслить и исключить причины, обусловливающие рост диспропорций уровня жизни населения, «глубокую» дифференциацию социальной структуры общества, явления беспризорности, бегство от родителей, наркоманию, алкоголизм, проституцию, воровство, коррупцию, предательство);
— Обосновать государственную систему социально-психологической и политико-экономической помощи подрастающему поколению;
— Разработать концепцию управления развитием в стране проблемных и конфликтных ситуаций, чтобы минимизировать их рост по видам, типам.
Методические рекомендации адресованы организаторам учебно-воспитательного и образовательного процесса, занимающихся обучением и воспитанием будущих управленцев, руководителей государственных учреждений.
— Реорганизовать общеобразовательную школу (в широком смысле этого слова), подняв статус и положение учителя в целях привлечения в нее высококвалифицированных специалистов и энтузиастов дела образования и воспитания молодого поколения;
— Разработать методики и комплексные программы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе с людьми;
— Разработать средства наглядной агитации и способы использования СМИ, по противодействию возникновения и развития негативных социальных ситуаций в стране;
— Усовершенствовать программы, планы и методики работы с людьми, которые ведут «неконтролируемый» («бомжи», сбежавшие из дома дети и др.) образ жизни;
Практические рекомендации адресованы социальным учреждениям и институтам, а также гражданам страны, заинтересованным в профилактике, минимизации и предотвращению негативных социальных ситуаций из нашей жизни.
— Осознать, что социальные ситуации в стране стали полиаспектны и в определенной степени структурированы, приобрели достаточно «завершенный» характер и поэтому для разрешения этой идеологической, социально-экономической и психологической проблемы, нужны действенные системные меры как со стороны государственных, так и общественных организаций, нужна непрерывная и целеустремленная работа всех и вся, квалифицированная работа под контролем со стороны Президента РФ;
— Использовать возможности Совета Безопасности РФ для создания программы образовательно-педагогических и социально-экономических мероприятий по исключению из жизни страны причин, обусловливающих появление и распространение негативных социальных ситуаций в стране;
— Разработать комплексную систему учета, регистрации и оценки социальных ситуаций с формулированием рекомендаций для государственных и общественных организаций страны;
— Установить более оптимальную и эффективную систему связи всех служб и учреждений, занимающихся профилактикой и противодействием процессу распространения негативных социальных ситуаций в стране;
— Создать адекватную современной положению в стране и мире систему социальной работы с целью профилактики, предупреждения и исключения негативных социальных ситуаций в разных сообществах страны в том числе формирующихся на национальной и религиозной основе;
— Создать систему материально-трудовой деятельности как форму трудотерапии с гражданами страны, включенными в процессы, заканчивающиеся негативными социальными ситуациями;
— Сформулировать для граждан страны идеологию будущего, где со-причастно было бы соединены их интересы и интересы страны;
— Осуществить выпуск специальной литературы по комплексному раскрытию содержания, сущности и профилактики такого явления как негативные социальные ситуации в стране в целом, по регионам, областям, районам, городам, другим местам группового проживания людей.
В «Разговоре с молодым директором школы» В. А. Сухомлинский писал: «Открытие, сделанное ученым, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человече.
138 т ские мысли и эмоции как раз и заключается творческии труд учителя" .
В нашем случае данное обобщение — своевременное и нужное напутствие, которое нужно всем, кто борется за то, чтобы исключить из нашей жизни появление негативных социальныхситуаций.
138. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы.- М., 1973. — С. 10.
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Изд-во Научный мир, 1994.— С. 15−22.
- Агапов П. Бандитизм и организация преступного сообщества (преступной организации): проблема соотношения // Законность. 2002. — № 4. — С. 48−49.
- Аккиева С.И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике. (Постсоветский период) М.: Изд-во Норма, 2002. — С. 31−47.
- Алексеев А.А. Насильственная преступность и карательная практика: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Омск, 1998. — С. 28.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Изд-во Политиздат, 1978. — С. 53−70.
- Апресян Р.Г. Идея морали и нормативно-этические программы. М.: ИФ РАН, 1996.
- Баталов О.С. Динамика легитимации: насилие и добровольное подчинение. -Екатеринбург, 1992. С. 24−41.
- Арку А. История инквизиции. СПб: Евразия, 1994. — С. 20−45.
- Беккер Конрад. Словарь политической реальности. Культурная интеллигенция и социальный контроль. М.: Изд-во Проспект, 2004. — С. 48.
- Бережков А.Б. Права личности: некоторые вопросы теории. -М.: Изд-во Астра семь, 1991. С. 23−47.
- Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Изд-во Просвещение, 1977. -С 56−63.
- Баталов О.С. Динамика легитимации: насилие и добровольное подчинение. / УрО РАН, ин-т философии и права. Екатеринбург, 1992.-С. 71−73.
- Бродченко О.И. Влияние психологических особенностей личности на восприятие социальных ситуаций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — С. 14−17.
- Васильева И.В. Коммуникативная ситуация в контексте переходного периода к информационному обществу: Автореф. дисс. канд. фиолос. наук. Нижний Новгород, 1996. -С. 12.
- Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Изд-во Просвещение, 1982. — С. 37−42.
- Власихин В.А. Новый закон США о борьбе с терроризмом и Билль и правах// США Канада: экономика, политика, культура. — М., 2002. — № 1. — С. 87−104.17.