Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Там же. С. 322. следствия.199 Богданов А. А. вслед за Махом и Авенариусом утверждал, что элементы психического опыта тождественны с элементами всякого опыта вообще, поэтому, согласно классификации Лосского Н. О, его мировоззрение можно отнести к наивному реализму. Хотя во второй книге «Эмпириомонизма» Богданов А. А. отмечал, что физическое тело представляет собой результат группировки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-методологические основания исследования онтологии естественнонаучного космизма
    • 1. 1. Онтология естественнонаучного космизма как направление в философии природы
    • 1. 2. Гносеологические предпосылки исследования онтологии естественнонаучного космизма
    • 1. 3. Диалектический изоморфизм онтологии естественнонаучного космизма
  • Глава II. Онтология естественнонаучного космизма как субстанциально-субъектная диалектика природы
    • 2. 1. Космоцентризм онтологии естественнонаучного космизма
    • 2. 2. Природа как основа универсума
    • 2. 3. Панвитализм онтологии естественнонаучного космизма
    • 2. 4. Системный антропоцентризм онтологии естественнонаучного космизма

Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На рубеже XX — XXI веков остро встал вопрос о перспективах дальнейшего развития человечества, путях выхода из глобальных проблем, порожденных деятельностью людей Земли. Раскрытие тенденций эволюции человечества, его отношения к природе делает востребованной современное обоснование философии природы. Как известно, натурфилософские идеи от до-сократиков до позитивистов никогда не исчезали из философской рефлексии, ибо философское прочтение природы не может не ставить вопрос о статусе природы в философском познании. Поэтому философия не может не разрабатывать собственный взгляд на природу. Особенно актуальными, в связи с осмыслением парадигм дальнейшего развития человечества, становятся труды философов-космистов естественнонаучного направления — К. Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В. И. Вернадского. Интерес представляют также труды представителя эмпириомонистского направления (например, А. А. Богданова, мало изученного как космиста). Его системные представления в «Тектоло-гии», принцип активности живых систем, выдвинутый В. И. Вернадским, стали составной частью системного осмысления природы. Идея автотрофного развития человечества, выдвинутая В. И. Вернадским, послужила основой научного творчества Н. Н. Моисеева, А. Д. Московченко и др. А.Д. Московчен-ко, опираясь на труды русских космистов, поставил вопрос об интегрировании воедино фундаментального и технологического знания.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью более глубокого осмысления трудов естественнонаучных космистов в контексте онтологии и теории познания. Реконструкция онтологии космизма К. Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В. И. Вернадского, А. А. Богданова позволяет раскрыть гносеологические принципы их построения, сопоставить мировоззренческие парадигмы этих естественнонаучных космистов, выявить в них общее и особенное — с целью дальнейшего осмысления положений современной естественнонаучной космистской версии натурфилософии и обогащения философских представлений о природе, обществе и человеке.

Реконструкция онтологии естественнонаучного космизма, ее осмысление позволяют по-новому взглянуть на наследие естественнонаучного космизма, определить онтологическую, гносеологическую и социально-практическую ценность их идей и проектов.

Степень разработанности проблемы.

Среди исследователей русского космизма выделяются имена С. Г. Семеновой, активно изучающей творчество Н.Ф. ФедороваА.Г. Аксенова, исследующего труды В.Н. МуравьеваН.Н. Моисеева, анализирующего труды В.И. ВернадскогоВ.Н. Демина, изучающего древнейшие корни русского космизмаФ.И. Гиренка, одного из первых, кто обратился к трудам русских космистов, поставившего проблему возникновения русского космизма и его классификацииА.Д. Урсула, разрабатывающего теорию устойчивого развития России на основе идей русского космизма. Изучению философии всеединства посвящены труды В. Н. Акулинина, С. Б. Максюковой, JI.E. Шапошникова, Г. Ф. Гараевой и др. Онтологические основания русского космизма исследовали О. Д. Куракина, С. Ф. Денисов, JI.B. Фесенкова и др. Проблемами русского космизма занимались А. И. Алешин, Н. К. Гаврюшин, В. Н. Дуденков, Б. В. Емельянов, Т. И. Ионова, JI.A. Коган, A.M. Ковалев, В. Е. Рогулин, А. В. Суслов и др. Ими рассмотрены мировоззренческие аспекты космизма, его онтологические модели, дано сравнение ориенталистских и европейских истоков космизма и т. д.

В 90-е годы XX столетия в рамках русского космизма ряд исследователей стали рассматривать работы представителей такого религиозно-философского направления, как эзотеризм. Этим вопросам посвящены работы А. Д. Шарова, О. А. Козиной, О. И. Рабинович, Н. Ю. Никольской, В. Н. Кравченко, А. Н. Дмитриева, А. Д. Московченко и др. Ими ставились вопросы об эзотеризме, как способе познавания мира, исследовалась неомифология Рерихов, сопоставлялись эзотерические традиции в творчестве В. И. Вернадского и К. Юнга и др.

Творческое наследие В. И. Вернадского и вопросы, связанные с проблемой ноосферы (проблематика разума, анализ концептуальных подходов к природе ноосферы, роль человеческого фактора в ноосфере и т. д.) изучали.

A.А. Аронов, Г. П. Аксенов, М. И. Будыко, И. И. Булычев, А. Е. Забавников, Ф. И. Гиренок, В. В. Демьянов, И. М. Забелин, H.JI. Жженых, В. Д. Комаров,.

B.П. Казначеев, М. А. Кузнецов, В. А. Кутырев, JI.A. Левина, Н. И. Мочалов, А. Д. Московченко, С. Р. Микулинский, B.C. Неополитанская, Ю. В. Олейников, М. Н. Руткевич, В. А. Росов, В. В. Рыков, Г. М. Симкин, Б. С. Соколов, Л. И. Суслова, А. В. Суслов, Е. Г. Туркина, М. Б. Туровский, С. В. Туровская, Т. А. Урсул, А. Д. Урсул, Н. И. Цицилина и др.

Среди исследователей онтологических, гносеологических и праксеоло-гических сторон философского наследия К. Э. Циолковского выделяются труды А. Л. Чижевского, А. Д. Урсула, А. И. Токмачевой, Н. Ф. Гиренка, А.Н. Дю-нина, В. Д. Козютинского, Е. А. Мамчур, Н. Ф. Овчинникова, А. П. Огурцова, Н. К. Гаврюшина и др.

Исследованием творчества А. Л. Чижевского (проблемы космоземных связей, гелиотараксии, социальной практики и др.) занимались Н. Г. Буланов, Н. Ф. Гиренок, А. А. Гагаев, Л. В. Голованов, В. П. Скипетров, К. А. Томилин, Л. И. Суслова, А. В. Суслов и др.

Рассмотрение эмпириомонистской философии А. А. Богданова, ее онтологии и гносеологии, отношения к марксизму и другим философским направлениям поставлено в работах М. Арапова, А. В. Водолагина, Э. Г. Винограя, С. Гоникмана, Г. Д. Гловели, Н. К. Фигурновской, Н. О. Караева, Т. Г. Кульсеевой, А. В. Маныкина, Н. Н. Моисеева, И. С. Нарского, А. П. Плютто, В. Г. Пушкина,.

C.Н. Пустильника, С. С. Гусева, В. Н. Садовского, Н. Сафроновой, М.И. Сет-рова, Е. П. Ситковского, Ю. Н. Токарева, И. Ю. Мальцева, Д. Уайта, А. Удальцева, Ю. А. Урманцева, Е. В. Шиленкова и др. Работ по исследованию философии А. А. Богданова, как космистской, по существу практически нет, за исключением констатации его взглядов как космистских О. Д. Куракиной.

Проблема исследования. Проведенный анализ литературы по космистской философии показал недостаточность исследований в области онтологии и теории познания естественнонаучного космизма. В частности, отсутствует целостное представление об онтологии естественнонаучного космизма на основе диалектического метода и системных представлений. Поэтому представляется целесообразным заполнить существующий пробел в философском познании природы и показать общие и особенные черты естественнонаучной космистской онтологии как системы взглядов, диалектически изоморфных природе, то есть раскрыть характер онтологии естественнонаучного космизма как интуитивно достоверной версии диалектики природы.

Объектом исследования является онтология естественнонаучного космизма, представленная в трудах естественнонаучных космистов В. И. Вернадского, A.JI. Чижевского, К. Э. Циолковского и эмпириомониста А. А. Богданова.

Предметом исследования выступает рассмотрение специфических системных сторон онтологии естественнонаучного космизма.

Цель диссертационного исследования заключается в раскрытии системного харакгера онтологии естественнонаучного космизма, в демонстрации ее изоморфизма и в выявлении его общих и особенных сторон.

Указанная цель реализуется последовательным решением следующих задач:

1. Разработка философско-методологических основ исследования.

2. Выделение критериев изоморфизма онтологии естественнонаучного космизма и природной реальности.

3. Экспликация специфических свойств и отношений картин онтологии естественнонаучного космизма в представлениях К. Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В. И. Вернадского, А. А. Богданова.

4. Анализ общих и особенных сторон онтологии естественнонаучного космизма как субстанциально-субъектной диалектики природы.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Общим философским основанием исследования выступают натурфилософские идеи историко-философской традиции: досократики, Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, JL Фейербах, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Мах, Р. Авенариус, А. А. Богданов, А. Ф. Лосев и др.

Методологическую базу исследования образуют положения системно-деятельностного подхода, излагаемого в работах И. В. Блауберга, В.Н. М. С. Когана, Сагатовского, B.C. Швырева, Э. Г. Юдина и др., идеи идеал-реалистической теории интуиции, восходящей к интуитивизму И. О. Лосского и к традиции отечественной философии всеединства, представленной такими авторами, как А. К. Горский, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. Ф. Федоров, С. Л. Франк и др. Диссертационное исследование основывается на гносеологических принципах диалектической (генетической) концепции систем, предложенной В. П. Фофановым, и ее конкретного варианта, адаптированного к интуитивистским идеям русской философии, разработанного А.А. Овчаро-вым.

В диссертации также учитывались конкретные методы, разработанные в зарубежной философии. Речь идет о работах К. Леви-Строса, Дж. Аллена, М. Нельсона, Тейяра де Шардена, К. Г. Юнга и др.

Демонстрация онтологии естественнонаучного космизма потребовала привлечение разработок по космистской тематике О. Д. Куракиной, А.Д. Москов-ченко, Н. Н. Моисеева, В. А. Росова, С. Г. Семеновой, Л. Е. Шапошникова, Е. В. Шиленкова, Д. А. Шарова и др.

В диссертационной работе также применялись разработки в области онтологии, теории познания, философской антропологии и этнологии JI.H. Гумилева, С. Ф. Денисова, А. К. Дюнина, А. Ф. Замалеева, В. В. Козютинского, А. Н. Круглова, В. А. Лекторского, B.C. Степина и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в ходе исследования онтологии естественнонаучного космизма использованы диалектическая (генетическая) концепция систем и концепция идеал-реалистического интуитивизма, дающие возможность раскрыть онтологичесие и гносеологические характеристики философии естественнонаучного космизма: имманентность идеального, реального и конкретно-идеального бытиясубстанциальность субъектадиалектический метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретномупозволяющий выделить изоморфизм онтологии естественнонаучного космизма природной реальности, системность космистской философии.

2. Произведена реконструкция картин онтологии естественнонаучного космизма К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского, А. А. Богданова как конкретных сторон субстанциально-субъектной космистской диалектики природы. Суть ее состоит в том, что дана характеристика космизма К. Э. Циолковского как синтетического космоцентризма, А. Л. Чижевского как гелиоцентрического космизма, В. В. Вернадского как планетарного ноосферного космизма, А. А. Богданова как системного антропо-космизма.

3. Выделены конкретные изоморфные стороны онтологии естественнонаучного космизма как системы философских представлений о природе, обществе и человеке. Суть их состоит в том, что в онтологии естественнонаучного космизма К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, В. И. Вернадского и А. А. Богданова природа, или космос, отображены в противоречивости системно-деятельностных отношений реального, идеального и конкретно-идеального бытия и на примате субъектного начала.

4. Выявлены критерии диалектического изоморфизма онтологии естественнонаучного космизма. Суть их состоит в следующем: в ходе исследования онтологии естественнонаучного космизма снята конкретика космоса как объекта с целью получения онтологии идеального бытия космоса в сознании. Это дало возможность выявить изоморфизм онтологии естественнонаучного космизма, отображающий функционирование космоса как системного целого на основе учета причинности в природе.

5. Раскрыто значение субъектности и места человека в онтологии естественнонаучного космизма, заключающееся в том, что субъект-человек выступает как субстанциальный деятель космоса. Оно выражается также в том, что наблюдается взаимопереход субъект-объектных отношений: человек, познавая космос, законы его развития выступает как субъект, а космос — как объект. С другой стороны, человек есть продукт эволюции «живой вселенной». Поэтому с этой стороны космос выступает в качестве субъекта, а человек является объектом эволюции космоса. Иными словами, онтология естественнонаучного космизма предстает в качестве субстанциально-субъектной диалектики природы как специфической отечественной версии натурфилософии.

Положения, выносимые на защиту.

1. На основе анализа классификационных подходов к рассмотрению феномена космизма — космизм как знание, как философско-эвристическое переживание Вселенной (В.Н. Демин) — двойственность космизма как теоретической доктрины и как выражения настроенности ума, определяемого спонтанными актами жизни (Ф.И. Гиренок) — космизм как идея активной эволюции (С.Г. Семенова) — космизм как мировоззрение живого нравственного всеединства человека, человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению (О.Д. Куракина), предложено авторское определение понятия «онтология естественнонаучного космизма» как субстанциально-субъектной диалектики природы, основанной на коэволюционном триединстве природы, общества и человека.

2. Философский анализ бытия природы опирается на выявление «исходной клеточки» космической реальности — человека как единичной социальной и космической субстанции, как субъекта и объекта онтологии естественнонаучного космизма. Установление основных характеристик интерсубъективных отношений обуславливает основополагающее значение онтологии естественнонаучного космизма. Это позволяет реконструировать изоморфную картину онтологии космизма К. Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В. И. Вернадского, А. А. Богданова как субстанциально-субъектную диалектику природы.

3. Изоморфные картины онтологии естественнонаучного космизма К. Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, А. А. Богданова содержат специфические характерные черты и позволяют квалифицировать онтологию К. Э. Циолковского как синтетический космоцентризм, онтологию A.JI. Чижевского как гелиоцентрический космизм, онтологию В. И. Вернадского как ноосферный космизм, онтологию А. А. Богданова как системный антропокосмизм.

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что впервые в философской литературе предпринята попытка интерпретации идей естественнонаучного космизма как специфического направления в философии природы — субстанциально-субъектной диалектики природы. Тем самым расширяется понятийное поле онтологии, теории познания и социальных наук (социальной философии, социологии, культурологи и др).

Практическая значпмость данного исследования выражается в использовании материала и результатов диссертации для преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла (философии, культурологии), создания элективных курсов, в частности курса «Основы русского философского космизма», который читается в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности.

Апробация работы.

Положения диссертации обсуждались на ряде конференций и семинаров: Международный симпозиум «Через образование — к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию» (Новосибирск, 2000 г.) — Всероссийская научная конференция «Российская культура на рубеже третьего тысячелетию) (Кемерово, 1999) — Всероссийская научная конференция «Вторые Кузбасские философские чтения — Образы толерантного мышления» (Кемерово, 2002 г.) — Региональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию просвещения Сибири (Кемерово, 2002 г.) — Вторая научная конференция аспирантов и соискателей «Методология и методы гуманитарных и социальных исследований» (Кемерово, 2003 г.) — на методологическом семинаре аспирантов и соискателей в Кемеровской государственной академии культуры и искусств (Кемерово, 2001, 2002 гг.) — на кафедре философии и политологии в КемТИПП, кафедре философии в КемГАКИ.

Объем и структура работы.

Структура диссертационного исследования обусловлена поставленными целью и задачами и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

те выводы, которые получились у нас в ходе исследования.

1. Изоморфная картина онтологии антропокосмизма Богданова А. А. представляет собой систему, складывающуюся из противоречий.

2. Основой и движущей силой разрешения противоречий у Богданова А. А. является борьба.

3. На первое место в эволюции Богдановым А. А. выводится противоречие, складывающееся в результате борьбы между человеком и природой. Производными этого противоречия выступают другие формы борьбы в человеческом обществе — классовая, групповая, конкуренция, соревнование и т. д.

4. Человек — часть природы и вершина ее эволюции, так как обладает большей самоорганизацией. Высшим пределом эволюционной лестницы является человеческий коллектив.

5. Задача человеческой эволюции — миростроительство через общее дело, посредством тектологии, объединение человечества в единый социальный организм.

6. Средствами выполнения этой задачи являются: тектология, как всеобщая организационная наука, техника и идеология, как наука о развитии общества.

7. Конечным результатом человеческой эволюции является снятие каких-либо противоречий посредством уничтожения принудительных отношений, установление гармонии между человеком и природой и внутри социальной человеческой организации.

8. Изоморфная картина онтологии антропокосмизма Богданова А. А. строится на принципе причинности, который, по его мнению, является связью метода между науками естественными, общественными и идеологической.

195 т—г.

Идеологическую науку он также считает явлением природы. Принцип причинности у Богданова А. А. базируется на энергетическом понятии: всякое следствие есть превращенная энергия причины и эта энергия берется из внешней природы.

9. Поэтому, конечная формула изоморфной картины онтологии антропокос-мизма Богданова А. А. выглядит так: природа — человек — тектология — идеология — новое государство — планетарное человечество, как единый социальный организм, имеющий общую цель и общие организационные методы.

10. С русскими учеными-космистами Циолковским К. Э., Вернадским В. И., Чижевским A.JI. и др. Богданова А. А. объединяет идея активной беспредельной человеческой эволюции, рассмотрение человека, общества и природы как коэволюционной системы, энергетический подход. Задача человечества видится в том, как с помощью познания, труда и разума социально организовать все элементы вселенной.

11. Субъектом онтологии антропокосмизма Богданова А. А. является человек, объектом — природа. В изоморфной картине онтологии антропокосмизма Богданова А. А. также, как и в изоморфных картинах онтологии Циолковского К. Э., Вернадского В. И., Чижевского A.JI. наблюдается взаимопереход субъект-объектных отношений. Первоначально природа — субъект, так как она породила материю, жизнь и человека — носителя разума. Но в процессе эволюции, благодаря знанию, труду и организационным принципам, человек сам превращается в субъект эволюции, а природа в объект его деяний.

12. Субстанцией в изоморфной картине онтологии антропокосмизма Богданова А. А. выступает природа, субстратом, который отражает органическое единство материала и субстанции, является материя, обладающая свойством самоорганизации.

195 Богданов А. Наука об общественном сознании. М., 1914. С. 23.

13. В основу онтологии антропокосмизма Богданова А. А. положен антропный космологический и синергетический принципы.

С точки зрения метафизики Лосского Н. О. антропологический космизм Богданова А. А. можно отнести к актуализму, так как для Богданова А. А. не существовало сверхвременных идеальных начал. Хотя Ленин В. И. и критиковал Богданова А. А. за то, что у него вначале идет психический опыт, а затем физический, что общественное бытие у него тождественно с общественным сознанием, 196 связь энергетики и общественного подбора, 197 считал, что «наверху» у Богданова — исторический материализм, правда вульгарный и сильно подпорченный идеализмом, «внизу» — идеализм, переодетый в марксистские термины.", 198 но тем не менее сам Богданов А. А. не допускал наличие идеального бытия. Богданов А. А. признавал наличие только одной субстанцииматерии, состоящей из атомов, протонов и электронов. С точки зрения космологии мировоззрение Богданова А. А. относится к органическому типу, утверждающему, что целое есть основное, а его элементы — производные. Богданов А. А. признавал целостность природы, а все формы материи, включая человека, ее производными. Сочетание первого и второго типов классификаций дает органический актуализм. Если положить в основу классификации различия между системами основных понятий, исходя из которых физика развивает учение о материальной природе, антропологический космизм Богданова А. А. можно отнести к энергетической теории материи, причем к качественному энергетизму. Сторонники энергетического учения о материи, в том числе и Мах, рассматривали все перемены в материальной среде как превращение энергий или распределение их в пространстве. Как мы уже отмечали выше, у Богданова А. А. принцип причинности, который лежит в основе эволюции, проявляется как превращение энергии причины в энергию.

196 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. М., 1969. С. 315.

197 Там же. С. 319.

198 Там же. С. 322. следствия.199 Богданов А. А. вслед за Махом и Авенариусом утверждал, что элементы психического опыта тождественны с элементами всякого опыта вообще, поэтому, согласно классификации Лосского Н. О, его мировоззрение можно отнести к наивному реализму. Хотя во второй книге «Эмпириомонизма» Богданов А. А. отмечал, что физическое тело представляет собой результат группировки и систематизации сначала индивидуальных, а затем коллективных восприятий — он трактовал опыт как совокупность чувственных данных. Поэтому с точки зрения диалектического материализма он занимал субъективно-идеалистические позиции. В конечном счете, поскольку Богданов А. А. относится к школе позитивистов, ведущими в его философской модели являются два понятия — человек и опыт, его космизм можно назвать системным антропокосмизмом. Иными словами, антропокомизм резюмирует онтологию естественнонаучного космизма, показывая «альфу и омегу» космистского изоморфизма — значение человека как творца и преобразователя природы.

Подведем итог второй главы, сделав определенные выводы. Как показали вышеприведенные исследования, философия естественнонаучных космистов с онтологической точки зрения есть синтез духовного и материального, представляет собой своеобразный тип логики. В изоморфных картинах онтологии естественнонаучных космистов Циолковского К. Э., Чижевского A. JL, Вернадского В. И., Богданова А. А. исходные компоненты: вселенная (природа) — человек выступают как диалектическое противоречие. Наблюдается взаимопереход субъект-объектных отношений. Человек, познавая вселенную, законы ее развития, выступает как субъект, а вселенная как объект. С другой стороны, человек есть продукт эволюции «живой вселенной», поэтому с этой стороны вселенная выступает как субъект, а человек является объектом ее эволюции.

199 Богданов А. Наука об общественном сознании. М., 1914. С. 24.

Изоморфные картины онтологии естественнонаучного космизма, полученные в результате выполнения программ: эмпиризма, феноменологизма, трансцендентализма, диалектики и системного подхода являют собой динамическое образование. Структура изоморфных картин онтологии естественнонаучного космизма, слагаемая из исходной пары и триад имеет в лице своих компонентов подвижность, так как эти структурные единицы представляют собой не просто отношения, а пучки отношений, находящиеся по отношению друг к другу в диалектическом противоречии и взаимосвязи.

Структурной осью изоморфных картин онтологии естественнонаучного космизма является онтологическая пара: вселенная (природа) — человек, отношения которой заключают в себе проявление основного противоречия и всех законов диалектики. В. П. Фофанов называет этот способ субъект-объектных отношений «зеркальным взаимопроникновением».200.

В ходе эволюции в силу принципа синергии человек, согласно представлениям русских естественнонаучных космистов Циолковского К. Э. и Вернадского В. И., превращается из гетеротрофного в автотрофное существо, из объекта эволюции в субъект, в этом наблюдается проявления закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

Став субъектом эволюции, человек расселяется во вселенной, разносит разумное устройство и более совершенную форму жизни по ней, становится сотрудником вселенной — в этом проявляется действие диалектического закона отрицания отрицания.

Таким образом, изоморфные картины онтологии естественнонаучного космизма отражают процесс коэволюции природы, общества и человека, являются системой, в которой космос предстает как духовно-материальное образование, в основе развития которого лежат диалектические противоречия, в результате разрешения которых образуются устойчивые связи между духовными и материальными проявлениями вселенной. Основным видом связи вы.

200 Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981. С. 161. ступает «жизнь» как космический феномен и ее материальное проявление человек — носитель разума.

Человеческая деятельность выступает как элемент вселенной-системы, ее продукт и движущая сила развития. Это стороны диалектического противоречия, которые взаимопологают и взаимоотрицают друг друга.

Таким образом, онтология естественнонаучного космизма предстает в качестве субстанциально-субъектной деятельности природы как специфической отечественной версии натурфилософии, в которой субстанциально-субъектная диалектика природы основана на коэволюционном триединстве природы, общества и человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведем итоги исследования. Прежде всего, в диссертации в сводном виде была представлена онтология естественнонаучного космизма, представленная в трудах отечественных мыслителей — К. Э. Циолковского, A. J1. Чижевского, В. И. Вернадского, А. А. Богданова. Важнейшая особенность данной онтологии есть сочетание опыта естествознания и метафизических представлений. Вследствие этого, онтология естественнонаучного космизма может выступать единым полем прикладной науки и отвлеченного философского знания. Тем самым, можно констатировать метатеоретический потенциал космистской философии, ее способность участвовать в поиске «цельного знания», что отвечает духу российского философствования со времени B.C. Соловьева и Н. Ф. Федорова.

Далее, в диссертации была определена с позиций диалектической (генетической) концепции систем и идеал-реалистического интуитивизма сущность космистской онтологии — она является субстанциально-субъектной диалектикой природы или специфической версией отечественной натурфилософии. Диалектика космизма состоит в признании субъектного начала в развитии космоса, в неизбежном утверждении противоречивого развития мира как следствии реализации творческих замыслов различных строителей мира. Данная диалектика отличается от диалектики отношений в марксизме и от агрегатного, восприятия мира как «мертвого начала» в классическом позитивизме (в этом смысле А. А. Богданов существенно отошел от эмпириокритицизма Э. Маха и Р. Авенариуса). Диалектика природы космизма утверждает миростроительство природы силами разумов, субъектов. Их практика приводит к конфликтам, противоречиям, но она же является залогом сотрудничества, положительной реконструкции бытия.

Наконец, онтология естественнонаучного космизма в учении о системном антропокосмизме определяет место человечества в системе природы как важнейшего звена в деле положительной реконструкции того бытия, что окружает само человечество и образует местный космос (биосфера Земли, Солнечная система). Антропокосмизм является социально активной онтологией. Его суть состоит не в том, что это очередная философская абстракция, а в том, что космичность человечества, его объективная демиургическая миссия в природе требует существенной субъективной перестройки — практической готовности по преобразованию разумной природы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулаев Джафар Сабир Оглы. Переход к информационному обществу и становление ноосферы. Дисс. канд. филос. н. Москва, 1993.
  2. Т.Ф. От общества потребления к обществу образования. Уфа, 1999.
  3. Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
  4. А.Е. Физические модели мира. / Путь восхождения. (Материалы международной общественно-научной конференции 1993−1994 гг.). М.: 1995.
  5. Г. П. Времявластие (О Валериане Муравьеве и его философии). // Вопросы философии. 1992. — № 1.
  6. Г. П. Понятие живого вещества от Бюффона до Вернадского. // Вопросы истории естествознания и техники. 1988. — № 1.- С. 57−66.
  7. Г. П. Творчество будущего. / Философия космизма. М.: 1996. -С. 148−163.
  8. Г. П. Третий синтез космоса. / Философия русского космизма. -М.: 1996.-С. 181−196.
  9. В.Н. Философия Всеединства. От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.
  10. А.И. О феномене русского космизма. / Философия русского космизма. М., 1996. — С. 26−51.
  11. Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М., 1991.
  12. М. Язык утопии: о русском марксистском философе А. А. Богданове и его учении. // Знание-сила -1990. № 2.- С. 66−72.
  13. Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. -М., 1976−1984.
  14. Р.А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени. // Вопросы философии. 1998. — № 7.
  15. П.И. Исторические судьбы России: социокультурный подход.-Кемерово, 1991.
  16. Г. С. Специфика познания социальной действительности. Кемерово, 1989.
  17. Г. С. Новое направление социологической теории. М., 1978.
  18. А.А. О кибернетических идеях А.А. Богданова. // Экономика и математические методы. -1988. Вып. 5.- С. 792−797.
  19. Н.А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
  20. Т.В. Представление о будущем в философии русского космизма. / Славянская культура, традиции и современность: материалы 1У региональной научно-практической конференции. Чита, май 1999. Чита, 1999. — С. 26−29.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1991.
  22. А. Наука об общественном сознании. М., 1914.
  23. А. Социализм науки. Научные задачи пролетариата. -М., 1918.
  24. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М., 1989. Т. 1,225. Богданов А. Философия живого опыта.: Популярные очерки. — СПб, 1913.
  25. А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М: Политиздат, 1990. — 479 с.
  26. А.А. Эмпириомонизм. Зтома.- Петербург. Изд. Дороватовского и Чарушникова, 1904−1906.
  27. Н.И. Русский космизм как национальная мобилизующая идея. / В. И. Вернадский и Н. Д. Кондратьев. Великий синтез творческих наследий (через цикличность к моделированию будущего). СПб, 1997. -С. 47−59.
  28. М.И. Человечество и биосфера в конце XX века. / Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского. Л, 1989. — С. 20−28.
  29. Н.Г. Диалоги о Чижевском или Преодоление слабости. Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого.- Новгород, 1998.
  30. И.И., Забавников А. Е. К вопросу о мировоззренческом смысле понятия «ноосфера». / Ноосферная идея и будущее России. Иванов. 1998. — С.54−56.
  31. A.M. В.И. Вернадский создатель новых оснований для философии и научной деятельности. / Ноосферная идея и будущее России. -Иваново, 1998. — С. 18−20.
  32. В.И. Вернадский и проблемы организационно-технических исследований.-М., 1989.
  33. В.И. Вернадский и современность. М.: Наука, 1986.
  34. Л. И. Глобальные проблемы и поиски «третьего пути». / Кризис современной цивилизации. Выбор пути. Сборник обзоров. М., 1992. -С. 12−53.
  35. Вахин Андрей Анатольевич. Концепция самоорганизующегося мира. (Философско-методологический анализ). Дисс. канд. филос. н. Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. 1995.
  36. В. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. М., 1993.
  37. В.И. Автотрофность человечества (1925 г.) Биогеохимические очерки. — М.: Изд-во АН СССР, 1940.
  38. В.И. Автотрофность человечества. // Русский космизм. М, 1993.
  39. В.И. Биосфера и ноосфера М,: Рольф, 2002. — 576 с.
  40. В.И. Биосфера. -М.: Мысль, 1967.
  41. В.И. Живое вещество. -М.: Наука, 1978.
  42. В.И. Из истории идей. / Избранные труды по истории науки. -М.: Наука, 1981.
  43. В.И. Избранные сочинения. М.: Наука, 1960. Т.5.
  44. В.И. Материалы к биографии. Прометей 15. М.: Молодая гвардия, 1988.
  45. В.И. Несколько слов о ноосфере. Сб. Биосфера. — М.: Мысль, 1967.
  46. В.И. О науке. Т.1. Дубна: Феникс, 1997.
  47. В.И. О роли живого вещества в создании почв. // Наука и жизнь.- 1985.-№ 1.
  48. В.И. Очерки о речи. Пг.: Научное химико-техническое издательство, 1922.
  49. В. И. Памяти В.В. Докучаева. / Биогеохимические очерки. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940.
  50. В.И. Проблемы биогеохимии. Труды Биогеохимической лаборатории. -М, 1980.
  51. В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1977.
  52. В.И. Размышления натуралиста. Кн.1. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975.
  53. В.И. Страницы автобиографии. М.: Наука, 1981.
  54. В.И. Труды по философии естествознания. М, 2000.
  55. В.И. Философские мысли натуралиста. -М, 1988.
  56. В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения. -М: наука, 1965. С. 271.
  57. Санкт-Петербург: год-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. 872с.
  58. Вернадский и современное представление о биосфере. М., 1978.
  59. В.П. Идея множественности миров. Очерки истории. М.: Наука, 1988.-296с.
  60. Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: изд-во ТГУ, 1989.
  61. Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово, 1993. — 339 с.
  62. А.В. Богдановское обоснование партийно-группового волюнтаризма. // Знания народу. Журнал общества «Знание» РСФСР. — 1990. -№ 7,9.
  63. А.В. Политическая социология А.А. Богданова. // Социологические исследования. 1990. — № 6. — С. 132−140.
  64. Н.К. Из истории русского космизма. Калужский журнал «Урания» 1804. / Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского (Калуга, 1970, 1971). -М.: АН СССР, 1972. С. 104−106.
  65. Н.К. Космический путь к вечному блаженству (К.Э. Циолковский и мифология технократии). // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 125−131.
  66. А.А., Скипетров В. П. Философия A.JI. Чижевского. Саранск, 1999.
  67. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология. М.: Республика, 1997.
  68. Гараева Галина Фаизовна. Онтологическая сущность софиологии и ее место в русской философии. (Соловьев, Флоренский, Булгаков). Авто-реф.дис. докт. философ, наук. Москва, 2000.
  69. И.И. О малоизвестной гипотезе Циолковского. Калуга, Калужское кн. Изд-во, 1959. — 248 с.
  70. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб, 1992.
  71. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х тт. М., 1970−1972.
  72. Ф.И. Интуиции Русского Космизма. // Русский космизм и современность. -М.: ИФАН, 1990.
  73. Ф.И. Пато-логия русского ума. (Картографии дословности). -М: Аграф, 1998.-415 с.
  74. Ф.И. Русские космисты. Философия и жизнь. 1990. — № 2.
  75. Ф.И. Русский космизм: взаимосвязь философских и естественнонаучных проблем. / Философские методологические семинары М.: 1983.- С. 267−280.
  76. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера, (отв. Ред. Н.Н. Моисеев). М.: Наука, 1987. — 180с.
  77. Г. Д., Фигурновская Н. К. Трагедия коллективиста. Вступительная статья. / Богданов А. А. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. -С. 3−27.
  78. Гносеологические идеи К. Э Циолковского. / Е. А. Мамчур, Н. Ф. Овчинников, А. П. Огурцов. Отечественная философия науки: предварительные итоги. -И. РОССПЭН, 1997. С. 103−117.
  79. Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. -383с.
  80. JI.B. Космический детерминизм Чижевского. Вступит. Статья. / A.JI. Чижевский. Космический пульс жизни. М: Мысль, 1995. — С. 5−27.
  81. JI.B. Сродство сердец и дум. Вступительная статья. / A.JI. Чижевский. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. М.: Мысль, 1995. — С. 5−29.
  82. С. Теория общества и теория классов Богданова. // Под знаменем марксизма. 1929, № 12.
  83. А.К. Николай Федорович Федоров и современность. / А. К. Горский, Н. А. Сетницкий. Сочинения. М.: Раритет, 1995.
  84. Т.П. Синергетика и Восток. // Вопросы философии. 1997. -№ 3. — С. 90−102.
  85. JI.H. Биосфера и импульсы сознания. // Природа. 1978. — № 12.
  86. Дар. Д. Я. Баллада о человеке и его крыльях. (О К.Э. Циолковском). JL: Советский писатель, 1969.
  87. В.Н. Единство микро и макрокосма как ключевая онтологическая проблема русского космизма. / Человек: грани философской рефлексии. -М., 1996, вып.1.-С. 21−28.
  88. В.Н. Тайны Вселенной. М.: Вече, 1998. — 480с.
  89. В.Н. Тайны русского народа. М.: Вече, 1997. — 560с.
  90. В.Н., Селезнев В. П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.: АК, 1993. — 430 с.
  91. В.В. Эвалектика ноосферы. 4.2. (гл. 3,4.) Анализ-синтез. Новороссийск, Новороссийская Государственная Морская Академия, 1999.
  92. С.Ф. Разум как онтологические явление и проблема единства знаний в русском космизме. / Исторические судьбы России: социокультурный подход. Региональный научный семинар. Кемерово, 1991. — С. 16−20.
  93. А.Н. Космоземные связи и НЛО. Новосибирск, 1996.
  94. А.Н. Махатмы и наука о новых качествах солнечной системы. Томск, 1994.
  95. В.Н. Русский космизм: Философия надежды и спасения. -СПб.: Синтез, 1992. 232с.
  96. .В. Русский космизм и формы его существования. // Гуманитарный вектор. Чита, 1997. — № 2. — С. 32−36.
  97. И.М. Развитие георгафической мысли и В.И. Вернадский. (К 120-летию со дня рождения). // Вопросы истории естествознания и техники АН СССР. 1983. — № 1.
  98. А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.
  99. В.В. История русской философии. Т. 1,2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  100. А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий. // Вопросы философии. 1989. — № 9.
  101. B.C. У истока космической эры. В Доме-музее К. Э. Циолковского. Калуга, кн. изд-во, 1962.
  102. Из философии общего дела. Новосибирск, 1993.
  103. Т.А. Духовно-нравственный проблемы человечества в философии русского космизма. / Материалы междисциплинарной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО. М., 1998. Ч. 1. — С. 10−11.
  104. Т.А. Проблема духовно-нравственного «преображения» человека в философии русского космизма. // Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО. М., 1998. Ч. 2.-С. 16−19.
  105. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991.
  106. В.П. Выступление на 1 Всемирном Конгрессе духовного согласия в г. Алма-Ате. Октябрь, 1992. Сборник КОР. — № 2. — Кемерово, 1993.-С.7.
  107. В.П. Русский космизм или путь к выживанию. // Природа и человек. «Свет». — 1995. — № 9.
  108. В. П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. — 248с.
  109. В.П., Михайлова Л. П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. -Новосибирск.: Наука, 1985. 121с.
  110. В.Д. Космическая философия К.Э. Циолковского. / Философия русского космизма. М., 1996. — С. 108−132.
  111. С.П. Научиться думать по-новому. / Кибернетика, ноосфера и проблемы мира. М., 1986.
  112. И. Трактаты и письма. М., 1980.
  113. И. Собр. соч. в 6-ти тт. М., 1966.
  114. Н. О группе «Рабочая правда». // Большевик. 1924. — № 7−8.
  115. Н. Тектология или диалектика. // Под знаменем марксизма. 1926.-№ 4−5. С. 16−44.
  116. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 110−122.
  117. А.М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т. 1.2. -М., 1992.
  118. Г. П. Культурно-исторические предпосылки русского космизма. / Культура как предмет комплексного исследования. Сб. Научных трудов. Кемерово, 2000. — С. 155−162.
  119. Г. П. Онтологические основания моделей русских ученых-космистов. // Актуальные проблемы современной науки. 2002. — № 3(6). -С. 150−153.
  120. Г. П. Принципы толерантности в учении о ноосфере. / Образы толерантного мышления. Материалы Всероссийской научной конференции 15−16 мая 2002 года. Кемерово, 2002. Том 1. — С. 101−103.
  121. Г. П. Проблемы определения понятия «Русский космизм»./ Актуальные проблемы современной науки. 2002. — № 3(6). — С. 154−157.
  122. Г. П. Толерантность в космической философии А.Л. Чижевского. / Образы толерантного мышления. Материалы всероссийской научной конференции 15−16 мая 2002 года. Кемерово, 2002. Том 1. — С. 104 106.
  123. Г. П. Философско-антропологические основания толерантности в философии русского космизма. / Образы толерантного мышления. Материалы Всероссийской научной конференции 15−16 мая 2002 года. -Кемерово, 2002. Том 1. С. 25−27.
  124. Л. А. Философия Н.Ф. Федорова. //Вопросы философии. 1990. -№ 11.
  125. Козина Олеся Анатольевна. Неомифология Н. К. Е. И. Рерихов: Фило-софско-эстетические аспекты. Автореф. дис. канд. философ, н. — Санкт -Петербургский государственный университет, 1999.
  126. В.Д., Жженых H.JI. Ноосфера: содержание, этапы развития, категориальное значение. / Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение. Т.2. М., 1992.
  127. А.А. Константин Эдуардович Циолковский (18 571 935). М.: Наука, 1976.
  128. В.Н. Золотая подкова. (О малоизвестных сторонах жизни и творчества К. Э Циожовского) М.: Мегаполис, 1994.
  129. В. Вестники русского мистицизма. М.: Издатцентр, 1997. -300с.
  130. В.И., Энхтуйяа С. Философия как концептуальная рефлексия. 4.2.-Кемерово, 1997.
  131. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 2000.
  132. Кризис современной цивилизации: выбор пути. -М., 1992.
  133. М. А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества. // Вопросы философии. 1988. — № 3.
  134. Н.А. Архитектор «Нового мира». // Вестник Рос.АН. 1992. — № 12. — С. 57−78.
  135. Т.Г. Социально-политические идеи А.А. Богданова. // Социально-политический журнал. 1995. № 1. — С. 175−186.
  136. О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. Монография. М.: МФТИ, 1993. — 184с.
  137. Куракина Ольга Даниловна. Русский космизм: мировоззренческий аспект. Дисс. д-ра филос. н. — Московский физико-технический институт. 1994.
  138. В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере. // Природа. 1990.-№ 11. С. 3−19.
  139. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991
  140. Л.А. Проблемы ноосферы в эволюционной концепции Вернадского и Тейяра де Шардена. / Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара, 1998. — С. 58−63.
  141. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — 535 с.
  142. В.А. Научное познание как феномен культуры. / Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — С.29−30.
  143. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. Т. 18.
  144. В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. ПСС. Т. 41.-С. 462.
  145. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.
  146. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
  147. Н.О. Избранное. -М, 1991.
  148. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995.
  149. Н.О. История русской философии. М., 1991.
  150. В.Е. Загадочный старик Н. Ф. Федорове, Циолковский в Петербурге.). Л.: Советский писатель, 1977.
  151. С.Б. Философия всеединства сегодня. / Социальные процессы. Кемерово, 1996. — С. 47−50.
  152. Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М.: РОССПЭН, 1997. — 360с.
  153. А.К. Гипотеза о биополевой формации как субстрата жизни и психики человека. / Русский космизм. М., 1993.
  154. А.В. Об изучении философского наследия А.А. Богданова. По материалам международной конференции «А. А. Богданов революционер и мыслитель», М., Ин-т Истории АН, 1989. // Философские науки. -1990.-№ 8.-С. 117−120.
  155. К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
  156. С.Р. В.И. Вернадский как историк науки. / Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. — С. 19−41.
  157. С.Р. Вернадский историк науки. // Наука и жизнь. -1980.-№ 8.-С. 52−57.
  158. Н.Н. Быть или не быть.человечеству? М., 1999.
  159. Н.Н. Вернадский и современность. // Вопросы философии. -1994.-№ 4.
  160. Н.Н. Исторические развитие и экологическое образование. -М., 1995. 138с.
  161. Н.Н. Общественная эволюция, рациональное общество. // Политические исследования. 1992. — № 3. — С. 113−122.
  162. Н.Н. Оправдание единства. (Комментарии к учению о ноосфере) //Вопросы философии. 1988. — № 4.
  163. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии. 1995. — № 1. -С. 5−12.
  164. Н.Н. Тектология Богданова современные перспективы. // Вопросы философии. — 1995. — № 8. — С. 8−13.
  165. Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. -200с.
  166. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.
  167. А.Д. Введение в космическую философию. Томск: «Знамя мира», 1997.
  168. А.Д. Идея общины в творчестве русских космистов (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский). / Основы мира. Томск, 1996. — С. 69−72.
  169. А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Томск, 2001. — 191с.
  170. А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего. Томск, 1996.
  171. А.Д. Эзотерические прозрения в творчестве В. Вернадского и К. Юнга: (сравнительный анализ). / Методология науки. Томск, 1997. Вып.2. Нетрадиционная методология. — С. 148−150.
  172. Московченко Александр Дмитриевич. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. Дисс. д-ра филос. н. — Томский политехнический университет, 1994.
  173. И.И. В.И. Вернадский (1863−1945). М.: Наука, 1982.
  174. И.И. В.И. Вернадский о логике и методологии научного творчества. //Вопросы философии. 1963. -№ 5.
  175. И.И. Первые предупреждения об угрозе ядерного омницида- Пьер Кюри и В.И. Вернадский. // Вопросы истории естествознания и техники АН СССР. 1983. — № 3.
  176. И.И. Творчество Вернадского и философия. // Философские науки. 1988. — № 4. — С. 101−107.
  177. Мякинников Сергей Петрович. Социоэкосистема: философско-методологические аспекты исследования. Автореф. дис. канд. филос. н. -Новосибирск, 1998.
  178. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20х годов. М.: Политиздат, 1990.
  179. А. Демографическая утопия «устойчивого развития». / Общественные науки и современность.- 1996. № 2.
  180. И.С. А.А. Богданов философ. (1873−1928). // Философские науки. 1991, № 4. С. 58−73.
  181. И.С. Очерки по истории позитивизма. М.: Изд-во МГУ, 1960.
  182. И.С., Суворов JI.H. Позитивизм и механистическая ревизия марксизма. М.: Высшая школа, 1962.
  183. B.C. В.И. Вернадский и современность. / В.И. Вернадский и современность. М.: Наука, 1986.
  184. Никольская Нина Юрьевна. Традиции и современное значение учения о перевоплощении: социально-философский анализ. 09.00.11. -социальная философия. Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия. 1995.
  185. Т.М. Основы философии. Эзотерические традиции. М., 1999.
  186. О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. — 527с.
  187. А.А. Интуитивизм и обществознание. Идеи к социальной философии. Кемерово, 1999. — 136 с.
  188. А.А. Онтология социального бытия: идеал-реалистическая социально-философская концепция. Автореф. дисс. д-ра философ, н. — Новосибирск, 1999. — 37 С.
  189. А.А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). Кемерово, 1999. — 214 С.
  190. А.П. Знание и космос: гносеология космизма./ Философия космизма. М., 1996. — С. 231−263.
  191. Ю.В. Генезис представлений В.И. Вернадского о становлении ноосферы. / Учение В. И. Вернадского. Т.2. С. 40−41.
  192. Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.
  193. .Я., Петров Ю. А. Союз философии и естествознания на современном этапе. М., 1987.
  194. В.И. Вернадского и П. А. Флоренского. // Новый мир. 1989. — № 2. — С. 197.
  195. В.И. Вернадского с Б.Л. Дичковым. 1918−1939. М.: Наука, 1979.
  196. Платон. Сочинения. В 4-х тт. -М., 1968−1972.
  197. Г. В. Критика наших критиков. // Собр. соч. в пяти томах. Т.2. С. 546−633.
  198. Т.В., Будров В. Г. Проблема идентичности человечества в философии русского космизма. / Актуальные проблемы общественных наук. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 15−25.
  199. В.Д. «В начале было слово.» или след на воде. Ижевск, изд-во Удмуртского университета, 1997.
  200. П.А. А.А. Богданов о «военном коммунизме». // Социологические исследования. 1990. -№ 11. — С. 147−151.
  201. Проблемы бессмертия человека в русской философии. Вып. 2,3. Челябинск, 1994.
  202. Проблемы иммортологии. Книга 2. (Проблема бессмертия человека в русской философии: история и современность). Челябинск, 1994.
  203. С.Н. Принцип подбора как основа тектологии А.А. Богданова. //Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 24−30.
  204. В.Г. «Тектология» А.А. Богданова: философско-методологические аспекты. // Философские науки. 1991. — № 4. — С. 77 484.
  205. Рабинович Ольга Ильинична. Эзотеризм как один из способов духовного освоения мира. Дисс. канд. филос. н. — Ростовский Государственный Университет. 1992.
  206. Развитие представлений В. И. Вернадского о ноосфере. М., 1991.
  207. Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. Под ред. И. Т. Касавина и В. Н. Поруса. Санкт-Петербург: изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 1999. — 402с.
  208. М.Я. Рукописные материалы К.Э. Циолковского в архиве АН СССР. М.: Наука, 1966.
  209. В.Е. Русский космизм и современное альтернативное движение в поиске новой цивилизационной модели. Рязань, 1999.
  210. Рогулин Валерий Евгеньевич. Цивилизационные концепции русского космизма и современного альтернативного движения: методология, теоретическая и социально-практическая значимость. Автореф. дис. докт. философ. наук. — РАН. Институт философии, 2000.
  211. В.М. Эзотерические предпосылки происхождения науки и философии. / Естествознание в гуманитарном контексте. М.: Наука, 1999. — С. 42−56.
  212. Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.
  213. В.А. В.И. Вернадский и русские востоковеды. Мысли источники — Письма. — СП., 1993. — 144с.
  214. Росов Владимир Андреевич. Генезис мировоззрения В. И. Вернадского и современная наука. Дисс. канд. филос. н. — Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова. 1987.
  215. Русская цивилизация и соборность. Сост. Е. С. Троицкий. М., 1994.
  216. Русские философы (Антология: конец XIX середина XX в.). — М., 1993.
  217. Русский космизм и ноосфера. Ред. Сост. О. Д. Куракина. М.: МФТИ, 1989, 4.1.
  218. Русский космизм и современность: сборник статей. (Отв. Ред. Л.В. Фе-сенкова- АН ССР, Ин-т философии. М.: ИФАН. 1990. — 169с.
  219. Русский космизм. Антология философской мысли. Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М., 1993.
  220. Русский позитивизм (Лисевич, Юшкевич, Богданов). Сост. С. С. Гусев. -Санкт-Петербург: Наука, 1995.
  221. М.Н., Шварц С. С. Философские проблемы управления биосферой. //Вопросы философии. -1971. № 10. — С. 39−63.
  222. В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема. Монография. Бийск, Гос. Университет, 1999.
  223. А.Ю. Человечество и его среда обитания: Русский космизм о глобализации социальных процессов. / Человек в системе социальных отношений. М., 1996. Вып. 2. — С. 14−19.
  224. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск: из-во ТГУ, 1973. 432 с.
  225. В.Н. Природа системной деятельности. / Понятие деятельности в философской науке. Томск: из-во ТГУ, 1978. — С. 69−92.
  226. В.Н. Рецензия на книгу. К. Н. Любутин, Г. Р. Змановский. Пролегомены к «богдановщине». Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 1996. //Вопросы философии. -1998. № 3. — С. 174−179.
  227. В. Н. Эмпириомонизм А.А. Богданова: забытая глава философии науки. //Вопросы философии. -1995. № 8. — С. 50−62.
  228. С.и. Гражданин Вселенной. (Черты жизни и деятельности К.Э. Циолковского). Документальная повесть. Калуга, 1969.
  229. Н. Звезда Богданова. // Коммунист Белоруссии. -1991. -№ 5. -С. 58−65.
  230. С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. -М., 1990.
  231. С.Г. Паладин вечности. // Вопросы философии. -1993. № 1.
  232. С.Г. Русский космизм. (Вступит, статья) / Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс. 1993. -368с.
  233. С.Г. Тайны Царствия Небесного. М.: Школа-Пресс. 1994. -415с.
  234. С.Г. Этика «общего дела» Н.Ф. Федорова: (из цикла «История этических учений»), М.: Знание, 1989.
  235. М.И. Об общих элементах тектологии Богданова, кибернетики и теории систем. // Уч. зап. каф. общ. наук вузов JI-да. Серия философия. -1987. № 8.
  236. Сиверц ван Рейзема. Философия планетаризма. Фонд «Новое тысячелетие». М., 1995. — 336с.
  237. Г. Н. Рождение этосферы. // Вопросы философии. -199. № 3. -С. 95−103.
  238. Е.П. А. Богданов и праксеологические «теории». / Научные доклады высшей школы. // Философские науки. 1983. — № 1. — С. 78−84.
  239. А.В. Гуманистический смысл русского космизма. / Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998. -С. 87−90.
  240. .С. Биосфера: понятие, структура, эволюция. / В. И. Вернадский и современность. -М., 1986.
  241. B.C. Сочинения в 2х томах. М.: Мысль, 1988.
  242. Социально-политические и духовные процессы в современной России. Сборник научных трудов. Вып.1. Кемерово, 2002.
  243. B.C. Наука о человеке. (Интервью с B.C. Степиным, В.П. Зин-ченко, В. А. Яровым, П.В. Симоновым). // Вопросы философии. 1989. -№ 1.
  244. B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога культур. / Разум и экзистенция. Санкт- Петербург. 1999. — С. 21−34.
  245. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М., 1995.
  246. А.В. Предпосылки возникновения космизма в русской философии. / Гуманитарные науки и современность. Пенза, 1997. Вып. 3. — С. 214−227.
  247. Л. И. Суслов А.В. Естественнонаучный космизм. / Гуманитарные науки и современность. Пенза, 1997. Вып.З.- С. 206−214.
  248. ЮН., Мальцева И. Ю., Гловели Г. Д. А.А. Богданов к 115-летию со дня рождения ученого. / Гематология и трансфизиология. — 1988. Т.ЗЗ. -№ 12. — С. 51−55.
  249. К.А. Вокруг трепещет пульс Вселенной: A.JI. Чижевский. / Философия русского космизма. -М., 1996. С. 164−180.
  250. Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. М., 1994.
  251. А.И. Циолковский и проблема взаимосвязи гуманистического и космического. / К. Э. Циолковский и научно-технический прогресс. -М.: Наука, 1982. С. 152−158.
  252. Туркина Елена Геннадьевна. Концепция ноосферы: философско-методологический аспект. Дисс. канд. филос. н. — Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ. 1995.
  253. М.Б., Туровская С. В. Концепция В.И. Вернадского и перспективы эволюционной теории. // Вопросы философии. 1993. — № 3.
  254. Д. От философии к всеобщей организационной науке: источники и предшественникитектологии А. Богданова. //Вопросы философии. 1995.- № 8. С. 38−49.
  255. А. К критике теории классов у А.А. Богданова. // Под знаменем марксизма. 1922. — № 7−8.
  256. В.А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии. -1993. № 4.
  257. Ю.А. Тектология и общая теория систем. // Вопросы философии. 1995. -№ 8. — С. 14−23.
  258. А. Д. Безопасность и устойчивое развитие. / Устойчивое развитие. М., 1998. Вып. 2. — С. 2−79.
  259. А. Д. Дронов А.И. Формирование космоглобалистики и проблема экоразвития. //- Освоение космоса и проблемы экологии. Кишинев, 1990.- С. 182−213.
  260. А.Д. Космическая направленность мышления К.Э. Циолковского. // Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия К. Э. Циолковского. (Калуга, 1970, 1971 гг.) М: АН СССР, 1972. — С. 5−6.
  261. А.Д. Космические перспективы автотрофного человечества. // Общественные науки и современность. 1995. — № 2.
  262. А.Д. Модель опережающего образования: Ноосферно-экологический ракурс. / Философские проблемы образования. М., 1996. -С. 123−149.
  263. А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию. М: Гомель, 1997. — 244с.
  264. А.Д. Путь в ноосферу: (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. — 276с.
  265. А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование. // Синергетика и образование. М., 1997. — С. 77−85.
  266. Т.А. Перспективы развития концепции ноосферы (обзор). / Русская философия во второй половине XX века. М., 2000. — С. 33−64.
  267. . А.Д. Становление сферы разума. // Экология России. М., 1998, № 3. — С. 53−57.
  268. В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение. М., 1991. Т. 1,2.
  269. Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
  270. В.П. Живой космос. // Вопросы философии. 1993, № 2.
  271. Философия бессмертия и воскрешения. По материалам УП Федоровских чтений 8−10 декабря 1995 г. Москва. Вып. 1. М.: Наследие, 1996. -270 с.
  272. Философия бессмертия и воскрешения. По материалам УП Федоровских чтений 8−10 декабря 1995 г. Москва. Вып. 2. М.: Наследие, 1996. -284 с.
  273. Философский космос России: Памяти Н. А. Бердяева (1874−1948). Уфа, 1998.
  274. Франк С. JL Сочинения. -М., 1990.
  275. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. — 303с.
  276. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. -Новосибирск: Наука, 1979. 285. С.
  277. К. Будущее Земли и человечества. Калуга. Издательство автора. 1928. — 28с.
  278. К.Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие. -М.: МИП «Память», Российско-Американский университет, 1992.
  279. К.Э. Воля Вселенной. М., 1993.
  280. К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Алма-Ата, 1992.
  281. К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002. — 542 с.
  282. К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986.
  283. К.Э. Живая Вселенная. // Вопросы философии. 1992 -№ 6. — С. 135−158.
  284. К.Э. Космическая философия. М.: Сфера, 2001. — 496 с.
  285. К.Э. Моя жизнь. // Огонек. № 37−38. — 1990.
  286. К.Э. Общественная организация человечества. М.: МИП «Память», Российско-Американский университет, 1992.
  287. К.Э. Первопричина. М.: Редакция журнала «Самообразование», 1999. — 32с.
  288. К.Э. Причина Космоса. Алма-Ата, 1992.
  289. К.Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. М.: МИЛ «Память», Российско-Американский Университет.1993.
  290. К.Э. Утописты. // Вопросы философии. -1992. № 6. — С. 132−135.
  291. К.Э. Что делать на Земле (1928). Жизнь человечества (1930). М.: Редакция журнала «Самообразование», 1999. — 40с.
  292. Цицилина Нина Ивановна. Проблема разума в концепции ноосферы В. И. Вернадского. Дисс. канд. филос. н. — Российская академия Управления. 1993.
  293. А.С. Проблема человека в философии русского космизма. -Саранск. Тип. Рузаев. Печатник. 1999.
  294. Человек. Космос. Эволюция. (Традиции русской религиозной философии и современность). Сборник статей. Отв. ред. JI.B. Фесенкова. — М.: ИФРАН. 1992.- 128с.
  295. А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским. М.: Мысль, 1999. — 716 с.
  296. А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М: Мысль. 1995. — 766с.
  297. А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. -М.: Мысль. 1995. 734с.
  298. Шапошников Лев Евгеньевич. Критика апологии православия в «философии всеединства». Дисс. д-ра филос. н. — Белгородский государственный пединститут им. М. Г. Ольшанского. 1987.
  299. Шаров Дмитрий Александрович. Живая этика Н.К. и Е. И. Рерихов. -Дисс. канд. филос. н. Российская Академия Наук. Институт Философии.1994.
  300. Г. И. Идея ноосферы и социальная экология. // Вопросы философии. 1991. — № 7. — С. 36−45.
  301. Е. В. Эмпириомонизм А.А. Богданова: замысел и результат. // Философия в пространстве истории. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1988.
  302. Шиленков Евгений Викторович. Эмпириомонизм А. А. Богданова: опыт философско-методологической реконструкции. Дисс. канд. филос. н. -Ростов-на-Дону, 1999.
  303. Шиленков Евгений Викторович. Эмпириомонизм А. А. Богданова: Опыт философско-методологической реконструкции. Автореф. дисс. канд. филос. н. — Ростов — на — Дону, 1999.
  304. В.И. К вопросу о философских взглядах В.И. Вернадского. (По поводу статьи Р. А. Аронова и В. В. Терентьева «Существуют ли нефизические формы пространства и времени?»). 11 Вопросы философии. -1988.-№ 3.
  305. Г. И. Теория физического вакуума (новая парадигма). М., 1993.
  306. Г. И. Тонкие миры в теории вакуума. / Путь восхождения. Материалы Международной общественно-научной конференции (1993−1994 гг.). М., 1995.
  307. С.И. Русский космизм. Ч. З. Учебное пособие. Московский Государственный университет путей сообщений. М.: Б.И., 1999.
  308. А. Борьба Ленина против богдановской ревизии марксизма. -М-Л, 1937.
  309. Ф.Т. Развитие философских представлений В.И. Вернадского. -М.: Наука, 1999.
  310. Bailies, Kendal Е. Lenin and Bogdanov: The end of Allians // Columbia Essays in International Affairs, ed. A.W. Cordier. 1967, New York. — pp. 2−108.
  311. Graham, Loren R. Bogdanov’s Inner Message 11 'Alexander Bogdanov, Red Star: The First Bolshevik Utopia' Ed. Loren Graham and Richard Stites and trans. Charls Rougle. 1984, Bloomington, Ind.
  312. Lyall Watson. Supernature. A Natural History of the Supernatural. Coronet books/ Hodder Paperbacks Ltd., London. 1973/
  313. Mihael Hagemeister. Nikolaj Fedorov. Studien zu leben, wepk und wipkung. Munnchen, 1989.
  314. Pagels H.R. The cosmic code: Quantum physics as The lang. If nature. N.J.: Simon and Sehustter, 1985. — 390P.
  315. Peat F.D. Synchronicity: The bridge between matter and mind. Toronto ete.: Bentam books, 1987,-P. 110−111.
  316. Sochor Zenovia A. A.A. Bogdanov: In Search of Cultural Liberation // Nietzche in Russian Literature and Thought. Ed. Bernice Glatzer Rosenthal. Prinston. N.J., 1986.
  317. Sochor Zenovia A. Revolution and Culture. The Bogdanov-Lenin Controversy. Cornel University Press, Ithaka and London, 1988. роспуска"
  318. ГОСУДА1 С’ГЗЕИНЛ". БЛБДЦОТ^Л
Заполнить форму текущей работой