Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Функционально-ориентированная модель организационно-дидактического управления повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования: На примере Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качественное состояние социальной системы проявляется, прежде всего, в ее готовности и способности удовлетворить насущные потребности общества. Для образовательной системы они связаны с подготовкой новых поколений российских граждан к жизнедеятельности в социально-экономических условиях, существенно отличающихся от условий жизни многих предшествующих поколений россиян. В этом, собственно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы управления повышением квалификации работников образования
    • 1. 1. Концептуально-дидактические основы развития системы повышения квалификации работников образования
    • 1. 2. Зарубежный опыт организации повышения квалификации работников образования
    • 1. 3. Об андрагогическом подходе к повышению квалификации работников образования
    • 1. 4. Задачи системы повышения квалификации педагогов как элемента общей системы образования
    • 1. 5. Системный анализ основных путей использования новых информационных технологий в системе повышения квалификации работников образования
  • Выводы по I главе

Глава II. Разработка и реализация функционально — ориентированной модели организационно — дидактического управления содержательными параметрами повышения профессиональной квалификации педагогических кадров в региональной системе образования.

2.1. Системный анализ процесса повышения квалификации педагогов.

2.1.1. Противоречия и проблемы развития современной системы повышения квалификации работников образования.

2.1.2. Профессионализм педагогической деятельности преподавателя: структура, содержание.

2.1.3 Локальные объединения педагогов как средство повышения профессиональной компетентности педагога.

2.1.4. Районные методические службы как составная часть системы повышения квалификации педагогов.

2.1.5. Место и роль областного института повышения квалификации в региональной системе образования.

2.2. Структурно — функциональное моделирование деятельности региональной системы повышения квалификации работников образования на базе новых информационных технологий.

2.2.1. Проблемы информатизации системы повышения квалификации работников образования и пути их решения.

2.2.2. Принципы и структура системы управления информационной деятельностью.

2.3. Функционально — ориентированная модель управления повышением квалификации многопрофильных педагогов сельской малочисленной школы (пример реализации ФОМОДУ).

2.3.1. Специфические педагогические компетенции многопрофильного педагога сельской малочисленной школы.

2.3.2. Технология отбора профессиональных знаний, обеспечивающих формирование специфических педагогических компетенций педагога сельской малочисленной школы.

2.3.3. Организация повышения квалификации многопрофильных педагогов сельской малочисленной школы.

2.3.4. О некоторых подходах к измерению качества курсовой подготовки многопрофильных педагогов.

Выводы по II главе.

Глава III. Экспериментальное исследование, анализ и оценка эффективности ФОМ организационно — дидактического управления повышением профессиональной квалификации педагогических кадров.

3.1. Экспериментальное внедрение ФОМ организационно — дидактического управления повышением профессиональной квалификации педагогических кадров в ряде районов Воронежской области.

3.2. Статистическая обработка результатов эксперимента и оценка эффективности ФОМ организационно — дидактического управления повышением профессиональной квалификации педагогических кадров.

Выводы по III главе.

Функционально-ориентированная модель организационно-дидактического управления повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования: На примере Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические и социокультурные изменения в устройстве российского общества объективно предопределили изменения философии образования, привели к корректировке методологических приоритетов, обусловили возникновение и широкое распространение инноваций в образовательной среде и, тем самым, потребовали от образовательной системы перехода в новое качественное состояние.

Качественное состояние социальной системы проявляется, прежде всего, в ее готовности и способности удовлетворить насущные потребности общества. Для образовательной системы они связаны с подготовкой новых поколений российских граждан к жизнедеятельности в социально-экономических условиях, существенно отличающихся от условий жизни многих предшествующих поколений россиян. В этом, собственно, и состоит цель модернизации образовательной системы, провозглашенной российским правительством. При всей важности материально-технической составляющей модернизации образовательной системы ключевой в этом процессе, несомненно, останется роль педагога. «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В. Г.). Современный педагог должен понимать и, как гражданин, принимать происходящие в российском обществе преобразования, быть подготовленным и уметь видеть Современные социально-экономические процессы через призму преподаваемого им учебного предмета, моделировать и разрешать педагогические ситуации, обеспечивающие активную интеграцию в современный социум его учеников. Решению этой задачи призвано способствовать дополнительное педагогическое образование. Именно этим определяется особая роль системы повышения квалификации педагогических кадров в процессе модернизации образования.

Теоретический анализ и изучение практического опыта деятельности системы повышения квалификации показали, что в последние годы в этой области значительно активизировалась научно-исследовательская работа. Появилось множество диссертационных исследований (кандидатских и докторских), монографий, учебных пособий, научных систем, авторы которых, используя психолого-педагогическое наследие великих дидактов прошлого (А. Дистервег, Я. А. Коменский и др.) и труды выдающихся современных ученых (С. К. Бондырева, Т. Г. Браже, А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, Н. И. Вьюнова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, 3. Д. Жуковская, И. А. Зимняя,.

М. В. Кларин, В. И. Кричевский, Н. В. Кузьмина, В. С. Леднев, А. А. Леонтьев, И. Я. Лернер, Л. Н. Лесохина, Я. Е. Львович, В. А. Матвиенко, Э. М. Никитин, М. П. Пальянов, Т. С. Панина, М. М. Поташник, Н. А. Прудель, В. Я. Синенко, А. П. Ситник, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Е. П. Тонконогая, В. Н. Фролов, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий, И. С. Якиманская и многие другие) разрабатывают новые подходы к совершенствованию и повышению эффективности функционирования и развития системы повышения квалификации работников образования (СПКРО).

Вместе с тем необходимо признать, что и в системе повышения квалификации педагогических кадров в последнее десятилетие накопилось значительное число проблем: дискретность взаимодействия с обучаемыми не позволяет при разработке образовательных программ повышения квалификации ориентироваться на индивидуальные профессиональные затруднения слушателейинформационно-инструктивный, личностно-отчужденный характер взаимодействия с педагогами препятствуют глубокому изучению индивидуальных авторских систем педагогической деятельности слушателей, их профессиональной корректировке, обобщению и распространению педагогического опытарельефно обозначился ряд внешних и внутренних противоречий в СПКРО. Эти и другие проблемы побуждают к поиску и разработке инновационных подходов и моделей управления в функционировании и развитии СПКРО, моделей, ориентированных на формирование ценностного отношения к профессионально — педагогической деятельности, на конкретные исполнительские функции и формирование соответствующих им педагогических компетенций. Этими обстоятельствами и отсутствием, исходя из теоретического анализа состояния проблемы, таких подходов, и обусловлены актуальность и выбор темы нашего диссертационного исследования «Функционально — ориентированная модель организационно — дидактического управления повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования (на примере Воронежской области)».

Диссертационная работа выполнена в рамках научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемы качества подготовки специалистов».

Цель исследования — обеспечение непрерывного роста профессиональной квалификации педагогических кадров региона на основе функционально — ориентированной модели организационно — дидактического управления содержательными параметрами системы повышения квалификации.

Объект исследования — региональная система повышения квалификации работников образования.

Предмет исследования — концептуальные основы и технологии разработки и реализации функционально — ориентированной модели организационно — дидактического управления (ФОМОДУ) повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что управление повышением профессиональной квалификации педагогических кадров региона будет наиболее эффективным, если:

• определены содержательные параметры повышения профессиональной квалификации и соответствующие критерии объективной оценки профессионального роста педагогических кадров;

• разработана ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров;

• разработана технология, определены условия и дидактические средства (включая информационные) реализации ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования;

• разработано методическое (в том числе программное) обеспечение и система динамического мониторинга результатов функционирования ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования;

• реализуется андрагогический подход к организации повышения квалификации работников образования, учитывается специфика общих и региональных проблем развития системы повышения квалификации, а перечень педагогических компетенций адаптируется к конкретным условиям деятельности педагога;

• разработана система экспериментальных исследований и оценки эффективности педагогических инноваций, поиска, внедрения, распространения и освещения передового педагогического опыта;

• разработана и успешно функционирует организационно — дидактическая система межкурсового общения педагогов и преподавателей ИПКРО.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:

1. По литературным источникам (включая зарубежные) и непосредственным наблюдениям провести теоретический анализ состояния проблемы управления повышением квалификации педагогических кадров в регионе.

2. Уточнить понятия «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» в области педагогической деятельности, определить содержательные параметры повышения профессиональной квалификации и соответствующие им критерии оценки профессионального роста педагогических кадров.

3. Разработать ФОМОДУ повышением профессиональной квалификации педагогических кадров региона (на примере Воронежской области).

4. Разработать технологию, определить условия и дидактические средства (включая информационные) реализации ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования.

5. Разработать методическое (в том числе дистанционно — программное) обеспечение, систему мониторинга и систему контроля результатов функционирования ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования.

6. Провести экспериментальное исследование комплексного внедрения ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования (на примере нескольких районов области) — анализ и оценку ее эффективности.

7. Разработать методические" рекомендации для руководителей и преподавательского состава по организации повышения квалификации педагогических кадров региона на основе ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— основные положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. Н. Скаткин, Н. В. Соловьева, Н. В. Кузьмина, И. С. Якиманская, В. А. Якунин и др.);

— основные подходы к повышению квалификации педагогических кадров (Т.Г. Браже, С. Г. Вершловский, А. В. Даринский, А. Е. Марон, JI.B. Мозгарев, Э. М. Никитин, В. Г. Онушкин, Ю. А. Савинков, Е. П. Тонконогая и др.);

— системный подход к проблемам совершенствования образования и методология комплексного педагогического исследования (Ю.К. Бабанский,.

В.П. Беспалько, B.C. Грибов, З. Д. Жуковская, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, В.А. Якунин);

— психология развития подростка (Д.И. Фельдштейн);

— теория преемственности обучения (С.М. Годник);

— концепции профессионального становления и развития педагога (Э.Ф. Зеер, И. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Т.И. Ша-мова и др.);

— концепции формирования профессиональной компетентности учителя (В.А. Адольф, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Г. А. Козберг, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Е. И. Рогов и др.);

— концепция непрерывного профессионального образования (В.Г. Афанасьев, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, Г. С. Сухобская, Т. И. Шамова и др-);

— активные технологии обучения: дифференцированный подход к обучению (Ю.К. Бабанский, Е. Я. Голант, А. А. Кирсанов, А. К. Маркова, Е.С. Рабун-ский, В. Д. Шадриков, Т. И. Шамова и др.), ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д. Жуковская), личностно-ориентированный подход к обучению (И.А. Зимняя, В. В. Карпов, И.С. Якиманская), идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), идеи субъектной педагогики и компетентност-ного подхода к образованию (Г.И. Аксенова, И. Ф. Бережная, С. М. Годник, Г. А. Козберг, А. С. Огнев, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.), контекстный подход к обучению (А.А. Вербицкий), проективное обучение (Г.Л. Ильин);

— акмеологические проблемы подготовки преподавателей (А.А. Бодалев,.

A.А. Деркач, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. П. Симонов,.

B.Д. Шадриков и др.), теоретические положения андрагогики (С.И. Змеев, М.Ш. Ноулз);

— особенности управления, связанные с образовательной деятельностью в инновационных учреждениях: гимназии, лицеи, колледжи и др. (А.Г. Каспр-жак, Е. С. Полат, Н. А. Шарай и др.).

Методы исследования: использовался комплекс методов, адекватных цели, задачам и предмету диссертационной работы: теоретический анализ отечественной и зарубежной научной, методической, учебной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также нормативных документованализ, сравнение, и обобщение педагогического опытапрямое и косвенное наблюдение за деятельностью педагога, самооценка, экспертная оценкапедагогическая и психологическая диагностика (анкетирование, тестирование, беседа, интервью) — педагогический мониторингпедагогический экспериментметоды количественно-качественного анализа полученных данных и статистические методы обработки информации.

Исследование проводилось с 1998 года в три этапа.

Первый этап (1998;2000 гг.) — изучалась (по литературным источникам и непосредственным наблюдениям) организация процесса повышения квалификации работников образования различных регионов, а также зарубежный опыт. В связи с этим выявлялись особенности и проводилось обобщение различных подходов к организации повышения квалификации. Анализировалась профессиональная компетентность педагога, определялись особенности ее в зависимости от конкретных условий педагогической деятельности. Формировался «региональный» перечень педагогических компетенций. Сформулированы: цель, предмет, задачи, основные методы и гипотеза исследования. Проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2001;2003 гг.) — определялись основные показатели качества повышения квалификации работников образования, выявлялась специфика педагогических компетенций учителей инновационных и сельской малочисленной школ. Разрабатывалась модель управления содержательными параметрами повышения квалификации в регионе и технология ее реализации. Разрабатывалась система мониторинга результатов профессионально — педагогической деятельности в регионе. Проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2003;2004 гг.) — завершен формирующий и проведен итоговый эксперимент комплексного внедрения ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, реализована методика измерения качества курсовой подготовки педагогов. Уточнены теоретические положения исследования, систематизированы и математически обработаны результаты экспериментального исследования, проверена их содержательная интерпретация. Сформулированы выводы и оформлены материалы диссертации. Диссертация подготовлена к защите.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе образовательных учреждений общего среднего образования г. Воронежа и Воронежской области й через посредство Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКРО), а также через посредство учебных центров повышения профессионально — педагогической квалификации преподавателей учебных заведений СПО и ВПО. В экспериментальном исследовании на всех этапах участвовали 1542 педагога и более 25 000 учащихся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается: четким определением проблемы, задач и предметной области исследованияадекватностью взаимодополняющих методов исследования его целямматематической доказательностью и логической непротиворечивостью выводовдостаточной репрезентативностью выборкирезультатами педагогического эксперимента, апробацией результатов исследованиянадежностью методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— определены содержательные параметры повышения профессиональной квалификации и соответствующие им критерии оценки профессионального роста педагогических кадров;

— впервые разработана функционально — ориентированная модель организационно — дидактического управления повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования, позволяющая осуществлять непрерывный профессиональный рост педагогов, формирование у них ценностного отношения к профессионально — педагогической деятельности и, как следствие, повышение качества образования в регионе;

— выделены специфические педагогические компетенции, обеспечивающие результативные профессиональные действия педагога в конкретных условиях, характерных для данной образовательной системы (региональной, муниципальной) и конкретного образовательного учреждения;

— разработана технология и определены условия и дидактические средства (включая информационные) реализации ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования, способствующие формированию общих и специфических педагогических компетенций;

— разработано методическое обеспечение (в том числе дистанционнопрограммное) и система мониторинга результатов функционирования ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования, позволяющие осуществлять гибкую оперативную коррекцию управляющих воздействий на основе данных информационных банков;

— разработаны методические рекомендации для руководителей и преподавательского состава системы повышения квалификации по организации повышения квалификации педагогических кадров региона на основе ФОМОДУ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнена специфика понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» в области педагогической деятельности;

— в научно — методологический аппарат исследования введены понятия «специфические педагогические компетенции» и «функционально — ориентированная модель управления».

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— разработанная в процессе диссертационного исследования функционально-ориентированная модель организационно — дидактического управления повышением квалификации педагогических кадров региона внедрена в практику работы ВОИПКРО и ИПКРО других областей (Белгородской, Тамбовской, Липецкой), что подтверждено актами внедрения;

— издана монография с результатами исследования концептуально-дидактических основ предлагаемой модели организации повышения квалификации работников образования, которая используется работниками органов управления образованием, руководителями, методическими работниками и педагогами;

— разработаны, изданы и внедрены в СГЖРО учебные пособия и методические рекомендации по практической организации повышения квалификации работников образования;

— разработаны методики и инструментарий для измерения «профессиональной компетентности» педагога;

— созданные информационные банки используются для обработки, хранения и обеспечения оперативного доступа к информации о результатах профессиональной деятельности педагогов региона;

— разработанная функционально — ориентированная модель организационно — дидактического управления содержательными параметрами повышения профессиональной квалификации педагогических кадров в региональной системе образования универсальна и может быть использована в других регионах для управления повышением квалификации педагогов различных спецификаций и образовательных уровней.

На защиту выносятся:

1. Функционально — ориентированная модель организационно — дидактического управления повышением квалификации педагогических кадров в региональной системе образования, позволяющая осуществлять непрерывный профессиональный рост педагогов, формирование у них ценностного (когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого (деятельност-ного) отношения к профессионально — педагогической деятельности и, как следствие, повышение качества образования в регионе.

2. Технология и дидактические средства (включая информационные) реализации ФОМОДУ повышением квалификации педагогических кадров, способствующие формированию общих и специфических педагогических компетенций.

3. Методика выделения и формирования специфических педагогических компетенций, обусловленных особенностями образовательной системы, спецификой региона и образовательного учреждения.

4. Методическое обеспечение и система мониторинга результативности функционирования ФОМ организационно — дидактического управления содержательными параметрами повышения профессиональной квалификации педагогических кадров в региональной системе образования.

Апробация работы: основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на: Международной научно-технической конференции и Российской научной школы молодых ученых и специалистов «Системные проблемы качества математического моделирования, информационных и электронных технологий» (Москва, 2003; Международной практической конференции молодых ученых и специалистов «Социально — экономическое развитие регионов: реальность и перспективы» (Воронеж, 2003) — VIII и IX Международных научных конференциях «Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике» (Воронеж, 2003, 2004) — Всероссийской научной конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2004) — Межрегиональной научно — практической конференции «Проблемы качества повышения квалификации работников образования» (Воронеж, 2004) — Региональной научно-технической конференции «Новые технологии в научных исследованиях, проектировании, управлении, производстве» (Воронеж, 2003) — Всероссийской научно — практической конференции «Одаренность: рабочая концепция» (Воронеж, 2002) — 9-ой региональной научно — методической конференции «Культура общения и ее формирование» (Воронеж, 2002) — Международном семинаре «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования» (Москва, 2003) — Межрегиональной научно — практической конференции «Российская школа: история и современность» (Воронеж, 2003) — совещаниях и семинарах руководителей районных отделов образования, образовательных учреждений, муниципальных методических служб г. Воронежа и Воронежской области (Воронеж, 2001 -2004) — научно практических конференциях и научно-педагогических семинарах ВОИПКРО (2001 — 2004) — научно практических ежегодных конференциях ВГУ, ВГТУ, ВГГТУ (Воронеж, 1998 — 2004) — научных семинарах кафедр педагогики и ВМФММ ВГТУобластных семинарах по проведению ЕГЭ в Воронежской области (2002 — 2003).

Публикации: по материалам диссертационной работы опубликовано 2 монографии, 4 учебно — методических пособия, 19 статей (общим объемом 42 печатных листа). В работах, опубликованных в соавторстве личный вклад автора диссертации состоит в следующем: [1], [12], [13], [20] - [22] - разработка моделей, программ повышения квалификации работников образования и технологий их реализации- [11] - разработка нормативных документов для проведения эксперимента по введению ЕГЭ в Воронежской области- [17], [23] - [25] - концептуально — дидактическое обоснование технологий повышения квалификации педагогов- [2] - [9], [14] - [16] - обоснование необходимости и опыта применения информационных технологий в системе ПКРО- [10] - описание особенностей подготовки педагогов в классическом университете.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 10 приложений. Общий объем диссертации составляет 198 страниц. Основная часть работы изложена на 167 страницах и содержит 9 рисунков, 7 диаграмм и 12 таблиц. Библиография включает 212 наименований.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

При организации курсового обучения педагогических работников необходим учет начального уровня профессионализма каждого педагога и четкий анализ его персональных затруднений и педагогических проблем.

Качество повышения квалификации работников образования в процессе курсовой подготовки обеспечивается использованием дифференцирующей и личностно-ориентированной технологий обучения и реализацией андрагогического подхода, а также учетом специфики общих и региональных проблем развития системы повышения квалификации.

Стабильный рост уровня профессионализма учителя обеспечивается наличием организационной структуры регионального управления повышением квалификации работников образования, позволяющей воздействовать на формирование компетенции педагога в межкурсовой период, обеспечивая непрерывное профессиональное развитие педагога.

Использование новых информационных технологий позволяет значительно интенсифицировать процесс повышения квалификации, обеспечить непрерывное образование и формирование информационной культуры педагогических кадров. Организация эффективного управления качеством повышения квалификации педагогов возможна при условии функционирования системы оценки уровня профессиональной компетентности педагога на основе информационного динамического мониторинга.

Достоверность обеспечения устойчивого роста профессионализма педагога в рамках предложенной ФОМОДУ повышением квалификации педагогов подтверждена данными статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В представленной работе проанализирован опыт повышения квалификации в различных регионах России и за рубежом. Выявлены основные противоречия и проблемы системы повышения квалификации и актуализированы концептуально — дидактические основы ее развития. Отмечены специфические особенности учебного процесса в СПКРО, акцентировано внимание на необходимости осуществления андрагогического и личностно ориентированного подходов при организации повышения квалификации работников образования. Осуществлен системный анализ процесса повышения квалификации педагогов, определена роль каждого структурного и содержательного компонентов. Выделены специфические педагогические компетенции и определена методика их отбора. Предложены технологии измерения качества курсовой подготовки педагогов.

Осмысление и систематизация имеющегося в исследованиях ведущих ученых страны компетентного состава, связей социальной категории «профессиональная компетентность» с другими профессионально-личностными характеристиками педагога позволили осуществить разработку в значительной степени унифицированных измеряемых показателей профессиональной компетентности педагога. Этому способствовало, прежде всего, введение в науку и практику понятия «педагогическая компетентность» и определение профессиональной компетентности педагога, т. е. его общей способности мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные ценности для разрешения возникшего профессионального затруднения, как некую совокупность педагогических компетенций.

Именно такое понимание профессиональной компетенции позволило разработать методику и инструментарий измерения социального феномена «профессиональная компетентность», что дает возможность управления содержательными параметрами повышения квалификации педагога.

Преложенная нами в качестве практического приложения к настоящему исследованию функционально-ориентированная модель повышения квалификации педагогов достаточно универсальна и допускает распространение на все категории педагогических работников, в том числе и на многопрофильных педагогов СМШ, педагогов, осуществляющих предпрофильную подготовку, работающих в профильных классах и школах.

Адаптация модели к особенностям педагогической деятельности в образовательных учреждениях различных типов заключается в определении «своего» достаточного набора профессиональных компетенций и отборе соответствующих ими содержания и объема профессиональных знаний, составляющих содержательную основу дополнительных профессиональных образовательных программ.

Основными результатами исследования являются следующие:

Проведен теоретический анализ состояния проблемы и определены содержательные параметры и критерии оценки качества управления повышением квалификации педагогических кадров в регионе.

Разработана ФОМОДУ повышением профессиональной квалификации педагогических кадров региона.

Разработана технология, определены условия и дидактические средства (включая информационные) реализации ФОМОДУ повышением профессиональной квалификации педагогических кадров региона.

Разработано методическое (в том числе дистанционно — программное) обеспечение, система мониторинга и система контроля и оцени результатов функционирования ФОМОДУ повышением профессиональной квалификации педагогических кадров региона.

Разработана технология организации повышения квалификации работников образования региона, обеспечивающая андрагогический подход и формирование специфических педагогических компетенций, характерных для данного региона и конкретного образовательного учреждения.

Разработана модель непрерывного профессионального роста педагогических кадров региона на основе организационно — дидактического планирования содержания их деятельности и деятельности ИПКРО в курсовой и межкурсовой периоды их взаимодействия.

Разработана система экспериментального исследования и оценки эффективности педагогических инноваций поиска, внедрения и распространения передового педагогического опыта.

Разработаны методические рекомендации для руководителей и преподавательского состава ИПКРО по организации повышения квалификации педагогических кадров региона на основе ФОМОДУ повышением профессиональной квалификации педагогов.

Проведено экспериментальное исследование комплексного внедрения ФОМОДУ повышением профессиональной квалификации педагогических кадров региона, статистическая обработка и содержательный анализ результатов которого подтвердили достоверность эффективности разработанной модели.

Задачи, сформулированные в диссертационном исследовании, решены, гипотеза исследования полностью подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1998.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. —Минск, 1990.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
  4. А .А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация. — М., 1999.
  5. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М., 1991.
  6. В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. — 1998. № I.
  7. А.С. Проблема цели в воспитании и образовании: цель в воспитании личности // Философско-педагогические проблемы образования / Под ред. В. В. Давыдова. —М., 1981.
  8. Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982.
  10. В.И., Глазунов А. Г., Зуев Б. М., Козырев В. И. Образование в России: Современное состояние и пути обновления: Доклад Всемирному банку. — М., 1995.
  11. В.И., Субетто А. И., Татур Ю. Г. Теоретико-методологические основы нормирования качества непрерывного образования: В 2 ч. М., 1998.
  12. Банк психолого-педагогических данных / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  13. Банк психолого-педагогических данных / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1988.
  14. Л.А., Горбенко О. Д., Савинков Ю. А. Модель региональной информационной сети для системы повышения квалификации работников образования // Вестник ВОИПКРО. Вып. 1. Проблемы гуманитарных и естественных наук. — Воронеж. 1998.
  15. БеланжеП. Образование взрослых в промышленно развитых странах // Перспективы. — 1992. — № 4.
  16. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. — 1993. — № 4.
  17. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. —М., 1973.
  18. Болотов В, А., Исаев Е. И. Слободчиков В.И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. — № 4.
  19. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. — № 4.
  20. Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие. — М, 1999.
  21. Е. Ю. Проблемы проектирования содержания и форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования // Непрерывное образование: Традиции и реформы: Материалы и тез. докл. межрег. науч.-практ. конф. — Самара, 1998.
  22. В. М. , Жильцов П. У. Учитель сельской школы. —М., 1984.
  23. А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие — М., 1991.
  24. А. А. О контекстном обучении // Вестник высшей школы. 1985. — № 8.
  25. С. Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования // Советская педагогика. — 1986. — № 2.
  26. Взаимосвязь обшей непрофессиональной культуры учителя / Под ред. Т. Г. Браже. СПб., 1992.
  27. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической компетентности: Сб. науч. статей / Под ред. Н. Н. Лобановой и др. — СПб., 1992.
  28. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической компетентности: Сб. науч. статей / Под ред. Н. Н. Лобановой и др. — СПб., 1992.
  29. А. И. Мотивация к самообразованию и система повышения квалификации учителя // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  30. Вопросы повышения квалификации педагогических кадров: Сб. статей / Сост. А. П. Ситник. — М., 1975.
  31. В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования. — Псков, 1996.
  32. В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования. — Псков, 1997.
  33. Всемирный доклад по образованию 1998 г. «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии». — Изд-во ЮНЕСКО, 1998.
  34. Е. Е., Красникова Е. А. Гражданское образование в России и проблема повышения квалификации преподавателей // Развитие дополнительного педагогического образования в России:
  35. Проблемы и перспективы- Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  36. В. Б. Повышение квалификации учителей в США: Социально-психологический подход // Педагогика. — 1992. — № 7—8.
  37. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. —'М., 1987.
  38. . С. Философия образования для XXI века. — М., 1997.
  39. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
  40. Л. В. Информационная карта «Состояние и тенденции развития региональной системы начального профессионального образования». — Рязань, 2001.
  41. С. М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: Практика, концепции, новые структуры. — Воронеж, 1992.
  42. Г оличев В. Д., Захаренкова Р. И. Некоторые аспекты дистантного повышения квалификации учителей // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  43. Г о х м, а н О. Г. Экспертное оценивание. — Воронеж, 1991.
  44. В. А., Зайцева Л. В., Новицкий Л. П. Управление адаптивным Диалогом в автоматизированных обучающих системах. — Рига, 1988.
  45. Гриценко Л, И. Предвидение и целеполагание как компоненты дидактической теории // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической наук: Сб. — М., 1996.
  46. Э. Н., Турчанинова Ю. И. Повышение квалификации и личностный рост педагога // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-пракг. конф. — М., 1998.
  47. Дастовка Е, А. Дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя. — Самара, 1997.
  48. Е. А. Дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя. — Самара, 1997.
  49. Дворянинов С, В., Неценко Ю. Н. О формах курсовой подготовки учителей математики // Непрерывное образование: Традиции и реформы: Материалы и тез. докл. межрег. науч.-практ. конф.1. Самара, 1998.
  50. Д е р к, а ч А. А., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. 3-е изд., перераб., доп. — Воронеж, 1997.
  51. Директор школы в системе повышения квалификации: Сб. науч. трудов / Под ред. Т. П. Тонконоговой. — М., 1983.
  52. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. По-лат. М., 1998.
  53. Дифференциация и индивидуализация обучения учителей в системе повышения квалификации. — JL, 1989.
  54. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993.1. Изд-во ЮНЕСКО, 1995.
  55. В. И. Формирование системы непрерывного образования руководителей образовательных учреждений области // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  56. А. А., Капитанская А. К., Юдина Е. П. Создание и развитие сети информационного кругооборота данных о педагогическом опыте и научно-педагогических исследованиях в системе повышения квалификации работников образования.- М., 1991. — Ч. 1,2.
  57. Жуковская 3. Д., Малев В. В. Подготовка будущего учителя информатики к использованию средств НИТ в педагогическойдеятельности. — Воронеж, 2000.
  58. Жуковская 3. Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. д-ра пед. наук. — СПб., 1994.
  59. Ж у р, а в л е в В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  60. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. — 1996. — № 7.
  61. Зарубежный опыт последипломного образования: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. — СПб., 1992.
  62. Зацепина С. A., JI ь в о в и ч Я. Е., Ф р о л о в В. Н. Теория управления: Учеб. пособие. — Воронеж, 1989.
  63. А. Н. Научно-педагогические основы повышения квалификации руководящих кадров школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1977.
  64. И. А. Педагогическая психология. — М., 1999.
  65. И. А., Бойденко В. И., Морозова И. А. Воспитание — проблема современного образования в России: Состояние, пути решения. М., 1998.
  66. В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. — № 5.
  67. В. П., Моргунов Б. Б. Человек развивающийся. — М., 1994.гцийся. —М., 1994.
  68. Н. К. Региональный мониторинг профессиональной компетентности педагогов оренбургской области // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  69. Г. JI. Проективное образование и реформация науки. М., 1993.
  70. Ф. Проблемы повышения квалификации учителей // Народное образование. — 1986. — № 8.
  71. Институт усовершенствования учителей — центр научно-методической работы в системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров: Материалы науч.-метод, конф. —- М., 1988.
  72. Информатизация педагогической деятельности в федеральной системе повышения квалификации работников образования / А. А. Елизаров, В. И. Журавлев, А. К. Капитанская и др. — М., 1997.
  73. И с, а е в, а Е. В. Система повышения квалификации учителей в Великобритании // Проблемы высшей школы за рубежом. — М., 1990.
  74. К, а н н -К, а л и к В. А., Н и к, а н д р о в Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
  75. Н. В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи дом свой на песке»// Вопросы философии. — 1995, —№ И.
  76. М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
  77. К о з б е р г Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Воронеж, 2000.
  78. К о м е н с к и й Я. Великая дидактика. — М., 1996.
  79. Концепция программы развития образования Воронежской области / Под ред. Ю. А. Савинкова. — Воронеж, 1993.
  80. А.П. Информатизация: От компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1998, № 2
  81. В. В. Повышение квалификации педагогических кадров. — Педагогика. — № 7—8. — 1992.
  82. П. С., Петров А. А. Принципы построения моделей. — М., 1983.
  83. Н. В. Очерки психологии труда учителя. — JL, 1987.
  84. Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1987.
  85. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
  86. Ю. И. Психология обучения взрослых. — М., 1985.
  87. Ю. И. Психология обучения взрослых. — М., 1985.
  88. Ю. И., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. —М., 1981.
  89. В. П. Совершенствование системы повышения теоретической подготовки и методического мастерства учителей в школе М., 1988.
  90. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения: Учеб.-метод, пособие. — Барнаул, 1994.
  91. Л е д н е в В. С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. —М., 1991.
  92. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. 1991.
  93. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1997.
  94. Л е р н е р И. Я. Проблемное обучение. — М., 1974.
  95. Л. Н. Образование взрослых в общецивилизованном контексте. — СПб., 1995.
  96. Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования: Материалы науч.-практ. конф. -СПб., 1993.
  97. И. Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993.
  98. Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1992.
  99. А. Ф. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов системы повышения квалификации/ / Непрерывное образование: традиции и реформы: Материалы и тез. докл. межрег. науч.-практ. конф. — Самара, 1998.
  100. А. Ф. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов системы повышения квалификации // Непрерывное образование: Традиции и реформы: Материалы^ тез. докл. межрег. науч.-практ. конф.- Самара, 1998.
  101. А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  102. МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырева. — М., 1982.
  103. В. Л., Сластенин В. А. Новой школе — нового учителя // Педагогическое образование. — М., 1990. — Вып. 1.
  104. М. Образование взрослых и проблема цивилизованности // Новые знания. — 1998. — № 1.
  105. Л. С. Перспективы развития региональной системы специального образования // Непрерывное образование: Традиции и реформы: Материалы и тез.-докл. межрег. науч.-практ. конф. — Самара, 1998.
  106. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамо-вой и др. М., 1992.
  107. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой и др. — М., 1992.
  108. Методические рекомендации по использованию профессио-граммы директора общеобразовательной школы в системе повышения квалификации руководящих педагогических кадров / Сост. В. Ю. Кричевский, Е. П. Тонконогая. — Л., 1984.
  109. Методология педагогики: Сб. статей / Под ред. В. В. Краевского. — М., 1997.
  110. Методология педагогики: Сб. статей / Под ред. В. В. Краев-ского. — М., 1997.
  111. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л., 1980.
  112. С. И. Дидактические основы обучения методу моделирования: Методическое руководство для преподавателей ФПК. — Новосибирск, 1990.
  113. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. — Л., 1984.
  114. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под рук. Ю. И. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М., 1984.
  115. Л. В., Савинков Ю. А. Модель муниципальной методической службы. — Воронеж, 1999.
  116. Молодой учитель в системе непрерывного образования: Сб. науч. трудов / Редкол.: С. Г. Вершловский и др. — М., 1987.
  117. Н. А. Дополнительное образование—многоуровневая система в непрерывном образовании России. — М., 2001.
  118. Н е с т е р е н к о Л. П. Диагностический метод — средство дифференциации дополнительного профессионального образования учителей // Непрерывное образование: Традиции и реформы: Материалы и тез. докл. межрег. науч.-практ. конф. —Самара, 1998.
  119. Н. Д. Россия: Ценности на рубеже XXI века.—М., 1997.
  120. Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. — М., 1999.
  121. Э. М. Федеральная система дополнительного педагогического образования: Метод, рекомендации. — М., 1999.
  122. Э. М. Федеральная система повышения квалификации и переподготовки работников образования: История становления, современное состояние, перспективы развития. — М., 1998.
  123. Э. М., П, а л ь я н о в М. П., С и н е н к о В. Я. Повышение квалификации работников образования: Состояние, проблемы, перспективы. — Томск, 1999.
  124. О высшем послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.96 № 125-фЗ (принят ГДФСРФ 19.07.96) //
  125. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 35.-Ст. 4135- Рос. газ. 1996. — 29 авг.
  126. О методической работе учителей общеобразовательной школы: Инструктивно-методическое письмо, утвержденное Минпросом РСФСР, 29 сент. 1960 г. // Сб. приказов МП РСФСР. 1960. — № 41.
  127. О повышении квалификации и переподготовке руководящих и педагогических кадров системы образования: Материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации. — М., 1994.
  128. Образование взрослых в контексте непрерывного образования: Материалы III междунар. конф. по образованию взрослых. — Париж, 1972. Вып. 5.
  129. Образование взрослых и социальные перемены: Материалы проекта Совета Европы «Образование взрослых, социальные перемены» / Подготовлено В. Г. Онушкиным. — СПб., 1993.
  130. В. Г., Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования. — Советская педагогика. — 1984. — № 6.
  131. Орлов Ю, М. Восхождение к индивидуальности.—М., 1991.
  132. Основы педагогического мастерства / Под ред. М. А. Зязюна и др. М., 1991.
  133. Т. С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя. — Кемерово, 1996.
  134. Т. С., Матвиенко В. А. Прудель А. Н. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации: Учеб. пособие. —Новокузнецк, 2000.
  135. Т. С., Матвиенко В. А., Прудель, А. Н. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации: Учеб. Пособие. Новокузнецк, 2000.
  136. О. Г., Бирич И. А. Система усовершенствования учителей в свете новой концепции образования // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. М., 1998.
  137. JI. И. Использование новых информационных технологий в обеспечении ПК работников образования // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. М., 1998.
  138. Педагогическая компетентность и инновационная деятельность в обновляющем образовании / Под ред. Н. Н. Лобановой, Б. И. Любимова. -СПб., 1993.
  139. В. М. Региональное образование: Организация, управление развитием. Тула, 1994.
  140. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.
  141. Письмо Минобразования России о Примерном Положении о Муниципальном методическом центре (кабинете) в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации). М., 1998.
  142. Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 1996.
  143. Постдипломная квалификация педагогических кадров: (Тенденции и перспективы). София, 1989.
  144. М. М. Инновационные школы России: Становление и развитие: Опыт программно-целевого управления. — М., 1996.
  145. М. М. Инновационные школы России: Становление и развитие: Опыт программно-целевого управления. — М., 1996.
  146. П р и т ы к о Н. Н. Модернизация образования взрослых в системе повышения квалификации // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  147. Проблемы непрерывного образования взрослых / Под ред. В. Г. Онушкина. — Л., 1987.
  148. Проблемы непрерывного образования взрослых: Информационный бюллетень № 3 / Ред. Ю. Н. Кулюткин. — Псков, 1995.
  149. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е. П. Тонконогой. — М., 1987.
  150. Профессиональные объединения педагогов / Под ред. М. М. Поташника. —М., 1997.
  151. Пятая Международная конференция по образованию взрослых (Гамбург, Германия, 14—18 июля 1997 г.): Заключительный доклад. -ЮНЕСКО, 1997.
  152. Рабочая книга педагога / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.
  153. В. Г. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. д-ра пед. наук. — СПб., 1996.
  154. Р е т е р Д. Способность к обучению у взрослых // Вопросы психологии. — 1985. — № 1.
  155. Ю. А., Королева Н. А. Повышение квалификации работников образования Воронежской области: опыт, проблемы, пути совершенствования. — Воронеж, 1999.
  156. Ю. А. Автоматизация проектирования содержания обучения в условиях региональной системы дифференцированного образования // Высокие технологии в технике и медицине: Межвуз. сб. науч. трудов. — Воронеж, 1994.
  157. Ю. А. Математическое обеспечение автоматизированного проектирования образовательной системы. — Воронеж, 1998.
  158. Ю. А. О некоторых основных направлениях перестройки системы образования области. — Воронеж, 1993.
  159. Ю. А. О некоторых основных направлениях развития системы образования области в свете Закона Российской Федерации «Об образовании». — Воронеж, 1993.
  160. Ю. А. Оптимизация процесса управления системой образования области. — Воронеж, 1993.
  161. Ю. А. Оптимизация процесса управления системой образования области. — Воронеж, 1993.
  162. Ю. А., Я р ы г и н Ю. А. Квалификационные процедуры по первому направлению аттестации работников образования Воронежской области: Метод, рекомендации. — Воронеж, 1998.
  163. Сборник дополнительных профессиональных образовательных программ: Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области / Под ред. Ю. А. Савинкова. — Воронеж, 1998.
  164. Сборник нормативно-правовых документов по дополнительному профессиональному образованию. — М., 1997.
  165. Н. А. и др. Методологические основы функционирования и развития системы непрерывного образования: Материалы меж-дунар. конф. «Экономика и управление высшей школой». — М., 1992.
  166. Н. А. Общая структура требований к современному человеку с высшим образованием // Квалиметрия человека и образования: Методология и практика: Материалы третьего симпозиума / Под ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. — М., 1994. — Ч. 3.
  167. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. — М., 1995.
  168. А. П. Мастерство учителя совершенствуется в школе // Народное образование. — 1978. — № 11.
  169. А. П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1996.
  170. А. П. Социально-педагогические подходы к организации образования взрослых // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилей ной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  171. А. П., Савенкова И. Э., Крупина И. В., Крупин И. К. Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогических кадров: Учеб. пособие. — М., 2000.
  172. Р. П. Учиться быть учителем.—М., 1986.
  173. В. А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. — Воронеж, 1992.
  174. С л, а с т е н и н В. А., К о л е с о в, а А. К. Формирование теоретических основ советского педагогического образования // Теория и практика высшего педагогического образования. —М., 1987.
  175. В. А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. — 1991, — № 10.
  176. Э. С. Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образованием. — Д., 1977.
  177. Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров: Материалы науч.-практ. конф. — Новгород, 1991.
  178. Стандарты высшего педагогического образования и подготовка учителя. Круглый стол // Педагогика. — 1996. — № 6.
  179. М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения: Учеб. пособие. —М., 1998.
  180. Страницы современной педагогики: Диалог теории и практики / Под общ. ред. проф. С. М. Годника. — Воронеж, 1998.
  181. А. П. Региональные аспекты повышения квалификации и переподготовки кадров // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. — М., 1998.
  182. А. И. Проблемы фундаментализации источников и содержания высшего образования. Кострома- М., 1995.
  183. А. И. Системологические основы образовательных систем. —М., 1991.
  184. В. А. Общество и учитель // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. — Т. 5.
  185. И. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. — 1986. — № 3.
  186. Е. Образование взрослых: Поиск новой стратегии // Новые знания. — 1997. — № 4.
  187. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Редкол.: М. И. Кондаков и др. М., 1988.
  188. Н. М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: Дис. канд. пед. наук. — JL, 1991.
  189. В. Д. Философия образования и образовательной политики. — М., 1993.
  190. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1991.
  191. Р. М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: (Теоретико-методологический аспект): Дис. д-ра пед. наук. — СПб., 1994.
  192. Е. П. Технология обобщения и описания передового педагогического опыта: Метод, рекомендации. — М., 1990.
  193. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
  194. Closset F. Didactique des langues vivantes. 4 ed. — Paris- Bruselles- Dider.
  195. Elmasri R. and Navathe S. Fundamentals of Database Sistems. 2 ed. — The Benjamin / Cumming Company, Inc. Redwood City. — California, 1994.
  196. Knowles M. S. The adult learner: A neglected species. Houston, 1973.
Заполнить форму текущей работой