Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость коренных преобразований в экономике предъявляет новые требования к подготовке специалистов. Способности, которые традиционно обеспечивали личности успешную профессиональную деятельность, сегодня более не справляются с изменившимися задачами. Теперь специалисту необходимо предвосхищать трудности и вызовы мира труда, принимать нестандартные решения, уметь взаимодействовать с другими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза
    • 1. 1. Сущность и содержание профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза
    • 1. 2. Критерии и уровни сформированности профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза
  • Глава 2. Проектирование модели и обоснование организационно-педагогических условий формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза

2.1. Разработка и реализация модели формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза 79 2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В конце XX — начале XXI века наметились явные тенденции к глобализации мировой экономики, интеграции национальных экономик, формированию новых мировых экономических отношений и росту влияния России на эти процессы. По мнению большинства аналитиков, одним из основополагающих факторов становления отечественной конкурентоспособной экономики является создание высокотехнологичного промышленного производства. Исторический опыт промышленно развитых стран показывает, что решение этой ключевой проблемы лежит не столько в плоскости оснащения производства высокоавтоматизированным оборудованием, сколько в подготовке специалистов. Расширение международных экономических связей, возрастание уровня производственной кооперации, существенно изменившие содержание и характер производственных межличностных отношений, высокие темпы автоматизации производства и внедрение информационных технологий актуализировали значение коммуникативной компетентности инженера как профессионально значимой характеристики.

Бурное развитие средств производства, основанное на новейших научных открытиях и технологиях, требует подготовки специалистов, готовых к взаимодействию как в мире техники, технологий, так и в мире людей.

Между тем анализ способности и готовности выпускников технических вузов к общению в профессиональных целях и использованию своего коммуникативного потенциала свидетельствует о том, что их коммуникативная компетентность пе в полной мере соответствует требованиям, зафиксированным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Все это позволяет говорить, что формирование коммуникативной компетентности как одной из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего специалиста является первоочередной задачей высшего профессионального образования.

Коммуникативная компетентность как ключевая характеристика личности исследована в трудах таких ученых, как Т. Г. Грушевицкая, О. А. Демина, JI. С. Зникина, М. К. Кабардов, В. Я. Кикоть, Е. М. Кузьмина, Н. Ю. Павлова, В. Н. Панкратов и др. Раскрывая коммуникативную компетентность как цель подготовки специалиста, личностно значимое качество и необходимую составляющую общей профессиональной компетентности специалиста, мы опирались на работы Т. П. Абакировой, Б. Г. Ананьева, В. М. Березина, Е. В. Бондаревской, Е. В. Булгаковой, Н. А. Дмитриевой, Э. Ф. Зеер, Г. Г. Ильиной, Е. Н. Ишаковой, И. В. Кондриной, Н. Б. Крыловой, М. С. Лукьянчиковой, Н. И. Мешкова, Н. В. Пыхиной, А. П. Садохина, Т. Г. Браже, Д. Хайте и др.

Механизмы процесса формирования коммуникативной компетентности рассмотрены в работах Г. М. Андреевой, Ю. К. Бабанского, А. А. Бодалева,.

A. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Л. А. Петровской и др., понимающих процесс коммуникации как единство трех взаимосвязанных компонентов: информационного, интерактивного и перцептивногокак условие, повышающее эффективность образования (Б. Г. Ананьев, А. А. Брудный,.

B. Н. Мясищев, А. В. Мудрик и др.).

Значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли отечественные психологи А. Г. Асмолов, Г. В. Бороздина, Л. А. Карпенко, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, М. И. Лисина, А. К. Маркова, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов, А. А. Реан, В. В. Рыжов, Е. Ф. Тарасов, Т. Н. Ушакова и др., а также зарубежные ученые J. Bowlby, М. Argyle, J. S. Bruner, A. W. Combs, M. L. Hoffman.

Проблему профессиональной коммуникации в связи с теорией информации мы рассматривали, опираясь на исследования О. С. Ахматовой, А. В. Кацуры, А. Н. Леонтьева, Г. С. Поспелова, Г. Г. Почепцова, В. Ш. Рубашкина, Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента, Г. Гебнера, Д. Бедло, Г.

Лассвелла. Теоретические подходы к исследованию информационной коммуникативной составляющей профессиональной подготовки содержатся в исследованиях П. И. Визира, В. Е. Козловского, В. А. Кулинченко, Ю. И. Матвеенко, Ф. И. Шаркова и др.

Однако, несмотря на обширный список работ, посвященных модернизации профессионального образования и развитию коммуникативной компетентности будущих специалистов, недостаточно полно обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов, особенно в сфере «человек-техника».

В этом контексте нами выявлено противоречие между изменившимися требованиями к профессиональным коммуникативным качествам инженера и не соответствующим этим требованиям наличным уровнем готовности выпускников технического вуза к реализации новых функций, а также между необходимостью формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих решение данной задачи.

Выявленное противоречие актуализировало в исследовании проблему: каковы организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.

Объектом нашего исследования является система профессиональной подготовки студентов технического вуза.

Предмет исследования: формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.

Гипотеза исследования: формирование коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной компетентности студентов технического вуза будет эффективным, если будет создана педагогическая модель процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности, и реализованы необходимые условия: а) организационные:

— корректировка содержания рабочих программ по учебным дисциплинам, обладающим значительным потенциалом в формировании профессиональной коммуникативной компетентности студентов;

— разработка и реализация системы мониторинга умений, являющихся основой профессиональной коммуникативной компетентности студентовб) педагогические:

— выявление структурных составляющих и определение показателей профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза, разработка критериально-оценочных процедур, позволяющих отслеживать степень сформированное&tradeкаждого компонента профессиональной коммуникативной компетентности;

— разработка и реализация спецкурса, обеспечивающего формирование умений, составляющих основу профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза;

— использование активных форм и методов работы, способствующих формированию коммуникативной компетентности студентов.

В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: уточнить сущность профессиональной коммуникативной компетентности студента технического вуза, а также ее место в структуре общей профессиональной компетентности специалиста;

— определить показатели и охарактеризовать уровни профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза, а также разработать оценочные процедуры, позволяющие отследить значимые изменения в исследуемом качестве;

— разработать модель, выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза;

— экспериментально проверить организационно-педагогические условия на предмет их влияния на формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.

Методологической основой исследования стала совокупность философских, психологических и педагогических положений, раскрывающих феномены и категории: «компетентность», «коммуникация», «коммуникативная компетентность» «профессиональная коммуникативная компетентность».

Теоретической основой исследования явились:

— положение о социальной сущности коммуникации (Б. Г. Ананьев, Т. Г. Грушевицкая, Н. А. Дмитриева, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов, А. А. Леонтьев, В. Д. Попков, А. П. Садохин, Ф. И. Шарков и др.);

— положение о субъект-субъектной сущности общения (Г. М. Андреева, Т. В. Бороздина, И. Н. Браим, Ю. С. Крижанская, В. Н. Куниципа, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Е. И. Рогов и др.);

— теории информационного общества (Л. М. Землянова, А. Н. Леонтьева, Г. С. Поспелова, Т. Стоуньера, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, М. Кастельса) — теории профессионального образования и концепции компетентностного подхода в образовании (А. Л. Андреев, Л. Ф. Алексеева Л. Н. Боголюбов, Н. А. Банько, В. А. Болотов, В. Н. Веденский, Н. Н. Гез, И. А. Зимняя, II. В. Кузьмина, В. В. Краевский, Н. Д. Кучугурова, О. Е. Лебедев, Н. Ю. Мамонтова, В. Г. Максимов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, М. В. Рыжаков, Г. К. Селевко, М. Г. Харитонов, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, К. Байдервиден, М. Вудвок, Р. Марр, Д. Мертенс, Т. Орджи, М. Холстед, Д. Френсис, А. Шелтен и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы и диссертационных работ по теме исследования, моделирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, в который входили наблюдение над коммуникативной деятельностью студентов, диагностика коммуникативных умений, изучение творческих работ студентов, ролевые игры, обработка, систематизация и представление экспериментальных данных.

Исследование проводилось с 2004 по 2009 г. в три основных этапа.

Первый этап (2004 — 2005 гг.) — аналитико-поисковый. На данном этапе была проанализирована специальная отечественная и зарубежная литература по проблеме нашего исследования. На основе теоретического анализа публикаций в научной периодике, изучения диссертационных работ, сопряженных с проблемой исследованияопределялся объект, предмет, рабочая гипотеза и научный аппарат исследования, осуществлялась разработка программы и проводилась подготовка базы опытно-экспериментальной работы, выявлялось исходное состояние коммуникативной компетентности студентов.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — опытно-экспериментальный. Этот этап включал в себя корректировку общей программы исследования, осуществление опытно-экспериментальной работы, получение конкретных результатов, проведение первичного анализа результатов эксперимента, оценку эффективности вводимых организационно-педагогических решений, уточнение научной концепции исследования.

Третий этап (2008 — 2009 гг.) — завершающий. Проводилось уточнение и обобщение теоретических позиций, завершение эксперимента, статистическая обработка данных, систематизация результатов исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Экспериментальная база: ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» и ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова». Всего исследованием было охвачено более 300 студентов, выпускников вуза и преподавателей.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — уточнена сущность профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза как целостной, системной и устойчивой совокупности свойств личности, позволяющей устанавливать и поддерживать необходимые контакты вербальными и невербальными средствами с социальной и природной (технической) средой в ходе производственной деятельностиопределены критерии и показатели сформированности профессиональной коммуникативной компетентности (ППК) студентов технического вуза: инициация коммуникации, включенность в коммуникацию, стремление к развитию собственных коммуникативных качеств (мотивационный критерий) — применение продуктивных форм и средств информационного обмена (информационная составляющая функционального критерия) — применение знаний в области коммуникации в решении профессиональных ситуаций, аргументированное продвижение собственного мнения в решении коммуникативно-производственных ситуаций (интерактивная составляющая функционального критерия) — продуктивное участие в коммуникации, уважительное отношение к противоположному мнению (перцептивная составляющая функционального критерия) — адекватная самооценка значимости своего участия в совместной работе, коррекция собственного поведения, толерантное восприятие коммуникатора (рефлексивный критерий). научно обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза, включающие: корректировку рабочих программ по учебным дисциплинам, имеющим значительный потенциал формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентовреализацию системы мониторинга на основе выявления уровня развития отдельных структурных составляющих профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза и разработку критериально-оценочных процедур, позволяющих отслеживать формирование исследуемого качества у студентов в целомразработку и реализацию спецкурса, обеспечивающего формирование умений, составляющих основу профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вузапреимущественное использование активных форм и методов работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет и дополняет теорию и методику профессионального образования: в работе раскрыты сущность и содержание профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиляобоснованы критерии и уровни сформированности профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Материалы исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей разработки проблемы профессиональной коммуникации.

Практическая значимость: исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для успешного формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Предложенные организационно-управленческие решения, формы и методы работы по формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза, разработанная программа авторского спецкурса «Профессиональная коммуникативная компетентность инженера», а также дидактические материалы и задания, позволяющие значительно расширить функциональные возможности данного спецкурса, могут быть использованы в системе высшего образования в процессе подготовки специалистов инженерно-технического профиля.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициямиопорой на современные психолого-педагогические концепциииспользованием теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям, задачам, предмету исследованиясоблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиям. Теоретические положения проверены и подтверждены результатами педагогического эксперимента, а также репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная коммуникативная компетентность (ПКК) студентов технического вуза представляет собой целостную, системную и устойчивую совокупность свойств личности, позволяющую устанавливать и поддерживать необходимые контакты вербальными и невербальными средствами с социальной и технической средой в ходе производственной деятельности. Профессиональная коммуникативная компетентность студента технического вуза выступает в совокупности двух аспектов: в межличностном общении обеспечивает эффективную работу в команде в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и в коммуникации с техническими интеллектуальными системами обеспечивает автоматизацию и роботизацию производства. Профессиональная коммуникативная компетентность выступает как феномен, имеющий сложную организационную структуру, включающий в качестве своих подструктур три компонента: мотивационный, функциональный и рефлексивный.

2. Показателями сформированности профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза являются:

•мотивационный критерий: инициация коммуникации, активность включения в коммуникацию, стремление к развитию профессиональных коммуникативных качеств;

• функциональный критерий: применение продуктивных форм и средств информационного обмена (информационная составляющая) — применение знаний в области коммуникации в решении профессиональных ситуаций, аргументированное продвижение собственного мнения в решении коммуникативно-производственных ситуаций (интерактивная составляющая) — продуктивное участие в коммуникации, уважительное отношение к противоположному мнению (перцептивная составляющая);

•рефлексивный критерий: адекватная самооценка значимости своего участия в совместной работе, коррекция собственного поведения, толерантное восприятие коммуникатора.

3. Эффективное формирование профессиональной коммуникативной компетентности у студентов технического вуза в процессе обучения обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических I условий:

•корректировка рабочих программ по учебным дисциплинам, имеющим значительный потенциал формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов;

• реализация системы мониторинга на основе выявления уровня развития отдельных структурных составляющих профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза и разработка критериально-оценочных процедур, позволяющих отслеживать формирование исследуемого качества у студентов в целом;

•разработка и реализация спецкурса, обеспечивающего формирование умений, составляющих основу профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза;

•использование активных форм и методов работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза.

Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась в ходе участия на всероссийских, межрегиональных, республиканских конференциях: «Современные стратегические направления здоровьесберегающих технологий в практике начальной школы» (Чебоксары, 2007), «Психолого-педагогический факультет в системе инновационного развития Чувашской Республики» (Чебоксары, 2007), «Педагогический процесс и проблемы его организации» (Чебоксары, 2009), «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» (Чебоксары, 2009), «Дорожно-транспортный комплекс: состояние и перспективы развитии» (Чебоксары, 2009).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Основные выводы по диссертационному исследованию следующие:

1. Коммуникативная компетентность является важной составляющей профессиональной компетентности, определяется как интегративный личностный ресурс, который обеспечивает успешную коммуникацию в решении производственных задач. Она может формироваться в процессе развития и саморазвития личности в специально созданных в вузе условиях. В структуре профессиональной коммуникативной компетентности можно выделить функциональный, рефлексивный и мотивационный компоненты. Они выражаются в стремлении устанавливать и поддерживать коммуникацию (т.е. мотивационный аспект) — владении знаниями и умениями в области коммуникации (т.е. функциональный аспект) — в эмоционально-волевой регуляции процесса и результата коммуникации (т.е. рефлексивный аспект). Профессиональная коммуникативная компетентность студента технического вуза — это качественная характеристика личности будущего специалиста, включающая в себя совокупность функционального, рефлексивного и мотивационного компонентов в сфере осуществления профессиональной коммуникации как минимум в двух сферах: «человек-человек» и «человек-техника».

2. Критериями развития профессиональной коммуникативной компетентности являются:

— инициация коммуникации, активное включение в коммуникацию, стремление к развитию собственных коммуникативных качеств (мотивационный компонент);

— применение продуктивных форм и средств информационного обмена (информационная составляющая функционального компонента);

— применение знаний в области коммуникации, в решении профессиональных ситуаций, аргументированное продвижение собственного мнения в решении коммуникативно-производственных ситуаций (интерактивная составляющая функционального компонента);

— продуктивное участие в коммуникации, уважительное отношение к противоположному мнению (перцептивная составляющая функционального компонента);

— адекватная самооценка значимости своего участия в совместной работекоррекция собственного поведениятолерантное восприятие партнера (рефлексивный компонент).

3. Для выявления сформированности профессиональной коммуникативной компетентности студента технического вуза в педагогике и психологии разработаны соответствующие методики, позволяющие достоверно определять уровни развития, как отдельных компонентов, так и исследуемого качества в целом, которые мы условно обозначили как интуитивный (низкий), нормативный (средний), активный (высокий), креативный (высший).

4. Коммуникативная компетентность студента формируется через непосредственное взаимодействие с образовательно-деятельностным контекстом и в самообразовательной манере. Профессиональная коммуникативная компетентность достаточно близко связана с процессом учения и освоения различных видов деятельности, в которых участвует будущий специалист. Умения, составляющие основу профессиональной коммуникативной компетентности, не могут быть сформированы без погружения и серьезного взаимодействия с соответствующими знаниями, методами и опытом их получения.

5. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студента подразумевает создание в вузе организационно-педагогических условий для получения студентами знаний в области эффективных форм и средств коммуникации, их реализации в профессиональных видах деятельности посредством использования оптимальных форм и методов коммуникации, которые обеспечивают успешное решение производственной задачи. Анализ проблем моделирования педагогических процессов, выявление сущности и структуры профессиональной коммуникативной компетентности студента технического вуза дали нам основания для построения педагогической модели формирования исследуемого качества. Основными функциями реализуемой модели являются:

— образовательная: приобретение знаний, умений в области профессиональной коммуникации, в том числе в условиях расширяющихся межличностных коммуникаций и внедрения автоматизированных систем производства;

— воспитательная: формирование морально-нравственных качеств, позволяющих студенту успешно реализовывать профессиональные коммуникативные умения и создавать основу профессиональной компетентности;

— развивающая: развитие профессионального мышления, адекватного современным требованиям, повышение мотивации и активизация самостоятельной познавательной деятельности.

6. Организационно-педагогическими условиями формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза являются:

— корректировка рабочих программ по учебным дисциплинам, имеющим значительный потенциал формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов;

— разработка и реализация системы мониторинга умений, являющихся основой профессиональной коммуникативной компетентности студентов;

— реализация системы мониторинга на основе выявления уровня развития отдельных структурных составляющих профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза и разработка критериально-оценочных процедур, позволяющих отслеживать формирование исследуемого качества у студентов в целом;

— разработка и реализация спецкурса, обеспечивающего формирование умений, составляющих основу профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза;

— использование активных форм и методов работы по формированию коммуникативной компетентности студентов вуза.

7. В самом процессе формирования профессиональной коммуникативной компетентности потенциально ценным является стремление получить качественные результаты непосредственно из организуемого образовательного процесса, который вооружает студентов необходимым потенциалом для достижения более высокого уровня коммуникативных действий в целях достижения личной и общественной пользы. Профессиональная коммуникативная компетентность это в определенной степени, «включенная», самостоятельно реализуемая, способность, основанная на личностно-значимых знаниях студента, учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которые он развил в результате самостоятельной познавательной деятельности, будучи вовлеченным в целенаправленно организованный образовательный процесс.

8. Поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза исследования доказана. Экспериментальная реализация модели и организационно-педагогических условий показала свою эффективность. В экспериментальной группе наблюдалась более высокая динамика показателей развития комплексных составляющих профессиональной коммуникативной компетентности студентов, по сравнению с результатами в контрольной группе. Образовательный процесс, в котором профессиональная коммуникативная компетентность культивируется, объединяет интеллектуально-деятельностные умения, практику и ориентацию, содействует более продуктивному формированию профессиональной компетентности студентов.

9. В ходе проведения и осмысления результатов исследования наметились новые проблемы, решение которых является немаловажным, и предполагают дальнейшее исследование возможностей технического вуза в формировании профессиональной коммуникативной компетентности студентов, а именно: использование информационных коммуникационных технологий в процессе диагностики и информационного сопровождения процесса формирования исследуемого качества на различных ее этапах учебы в вузеразвитие системы подготовки педагогических кадров, для эффективной реализации предлагаемой модели и создания соответствующих педагогических условийпроблема формирования навыков самодиагностики и планирования коммуникативной деятельности студентов и т. д.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Фадеева, К. В. Состояние проблемы формирования готовности будущих специалистов технического профиля к иноязычному общению /.

К. В. Фадеева // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова. — М.- Чебоксары, 2006. — № 3. — С. 170−174.

2. Фадеева, К. В. Педагогические условия формирования готовности будущих специалистов технического профиля к иноязычному общению /.

К. В. Фадеева // Вестник Чувашского университета. — Чебоксары, 2006. — № 6. — С. 324−327.

3. Фадеева, К. В. Готовность студентов технического вуза к иноязычному общению / К. В. Фадеева // Вуз — школе: сб. науч. ст. -Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — С. 105−111.

4. Фадеева, К. В. Культурологический подход к иноязычному образованию / К. В. Фадеева // Психолого-педагогический факультет в системе инновационного развития Чувашской Республики: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 1. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — С. 53−58.

5. Фадеева, К. В. Компонентный состав иноязычных умений в формировании готовности студентов к иноязычному общению / К. В. Фадеева // Современные стратегические направления здоровьесберегающих технологий в практике начальной школы: сб. науч. ст. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — С. 193−197.

6. Фадеева, К. В. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к иноязычному общению / К. В. Фадеева // Современные инновационные технологии в целостном педагогическом процессе школы: сб. науч. ст. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008.-С. 109−114.

7. Фадеева, К. В. Структурные компоненты, образующие систему профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза / К. В. Фадеева // Педагогический процесс и проблемы его организации: сб. науч. ст. Вып. 1. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. -С. 82−87.

8. Фадеева, К. В. Коммуникативные функции и их значение для профессиональной деятельности будущего инженера / К. В. Фадеева // Психолого — педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: сб. науч.- метод, ст. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. — С. 280−285.

9. Фадеева, К. В. Средства коммуникации в аспекте проблемы формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза / К. В. Фадеева // Дорожно-транспортный комплекс: состояние и перспективы развития: сб. докладов и сообщений. -Чебоксары: МАДИ (ГТУ) Волжский филиал, 2009. — С. 392−394.

10. Фадеева, К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза / К. В. Фадеева // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск, 2009. — № 8. — С. 342−347.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость коренных преобразований в экономике предъявляет новые требования к подготовке специалистов. Способности, которые традиционно обеспечивали личности успешную профессиональную деятельность, сегодня более не справляются с изменившимися задачами. Теперь специалисту необходимо предвосхищать трудности и вызовы мира труда, принимать нестандартные решения, уметь взаимодействовать с другими людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия, уметь пользоваться современными средствами и источниками информации, создавать новые средства коммуникации, взаимодействовать как в мире техники, технологий, так и в мире людей. Вследствие чего, на первый план в подготовке специалистов инженерно-технического профиля выходит проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности.

В диссертационном исследовании раскрыта сущность и структура профессиональной коммуникативной компетентности специалиста технического профиля, выявлены уровни и этапы формирования исследуемой компетентности в целом и разрезе ее отдельных составляющих, разработана и апробирована модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности студента технического вуза, теоретически и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное ее развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. Ф. Активность в жизнедеятельности человека. — Томск, 2000. — 329 с.
  2. , О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки Текст. // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С. 35−40.
  3. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. М.: Институт психологии, 2000. — 340 с.
  4. , А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / А. Л. Андреев // Педагогика. -2005. № 4 — С. 19−27.
  5. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  6. , Т. Ю., Кисляков, В. П. Психология профессионального общения. Волгоград, 1990. — 342 с.
  7. , Г. А. Курсовые и дипломные работы по лингвистике, теории и методике обучения русскому языку : Учеб. пособие для студентов фак. русской филологии. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. 28 с.
  8. , В. И. Проблема стереотипов в коммуникации культур Текст. / Россия и Запад: диалог культур // В. И. Антонов, 3. С. Ямпилова. М.: МГУ, 1999.-С. 212.
  9. , П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крае : Ист.- пед. очерки. / П. А. Апакаев. Йошкар — Ола: Б. И., 2002. -351 с.
  10. , А. Г. Психология личности Текст.: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-364 с.
  11. , В. Г. Общество системность, познание и управление Текст. — М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  12. , О. С. Вопросы оптимизации естественных коммуникативных систем Текст. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971.
  13. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  14. , Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих инженеров Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2002. — 230 с.
  15. , Э. А. Илларионова И. В. Методы психологических исследований : Практикум. Чебоксары: ЧГПУ, 2005. — 95 с.
  16. , О. В. Бизнес-образование в Великобритании : возможности, которые мы упускаем Текст. // ЭКО, 2001. № 9. — 165 с.
  17. , Ю. Н. История и культура менеджмента Текст. / Ю. Н. Белокопытов, Г. В. Панасенко Красноярск, 1992. — 352 с.
  18. , М. Б. Межкультурная коммуникация : сб. учеб. программ Текст. М.: МГУ, 1999. — С. 24−36.
  19. , В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: РУДН, 2002. — 260 с.
  20. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст.-М., 1995.
  21. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика, 2003. № 10. — С. 8−15.
  22. Большой толковый психологический словарь Текст. T.l. (А-0). — М.: Вече, 2001.-592 с.
  23. , Е. В. Личностно-ориентированное образование : опыт разработки парадигмы Текст., — Ростов-н / Д, 1997. 186 с.
  24. , Г. В. Психология делового общения Текст. / Г. В. Бороздина. -М.: ИНФРА-М, 2002. 295 с.
  25. , И. Н. Этика делового общения Текст. Минск: НКФ Экоперспектива, 1996.- 208 с.
  26. В., Лагерев В. Концепция гуманитарно-технической подготовки выпускников инженерного вуза. Текст. // Высшее образование в России № 1, 1996.-с. 89.
  27. , Е. В. Профессиональное становление студентов вуза в процессе гуманитарной подготовки Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2005.-21 с.
  28. , Т. А. Педагогический мониторинг Текст. / Т. А. Буянова, О. Г. Красношлыкова// Педагогический вестник, 2001. № 14. — С. 6−13.
  29. , Н. Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе Текст.: Автореф, дис.. докт. пед. наук. Казань, 1998. — 48 с.
  30. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  31. , Р. Общение. Интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. СПб: прайм-Еврознак, 2005. — 416 с.
  32. Гез, Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований Текст. // Иностранные языки в школе. 1984. — № 6. — с. 17−24.
  33. , Б. С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б. С. Гершунский. М.: Высшая школа, 1980. — 144 с.
  34. , О. Я. Речевая коммуникация Текст. // О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М., 2001.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. М.: Гос. Ком. РФ по высшему образованию. — 1995. — 384 с.
  36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Текст. / Специальность 71 900 «Информационно-системные технологии». Квалификация «Инженер-программист». М., 2000. — 32 с.
  37. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика Текст. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. — 384 с.
  38. , Г. Н. Система трудовой подготовки учащихся в образовательном пространстве Чувашской Республики. — Чебоксары: Б. И., 1999.-61 с.
  39. , М. Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых Текст. М., 2005.-495 с.
  40. , Т. Г. Основы межкультурной коммуникации Текст. / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М., 2002.
  41. , В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Текст. М., 2001.
  42. Гуманитарные основы подготовки инженера и психологическое обеспечение повышения эффективности производства Текст. / Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск, 1983. — 63 с.
  43. , В. В., Зак А. 3. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. 213с.
  44. , А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 2. — С. 42−47.
  45. , О. А. Технология формирования языковой профессиональной культуры у выпускников технических вузов Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2001. — 18 с.
  46. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  47. , Н. А. и др. Психология труда и инженерная психология Текст. -М., 1979.-364 с.
  48. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  49. , Г. Л. Формирование готовности учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности / Г. Л. Драндоров. Чебоксары: ЧГПУ, 2001. — 355 с.
  50. , С. В. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов Текст. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тольятти, 1996. — 19 с.
  51. , С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста Текст. -Новокузнецк: ИПК, 2000. 127 с.
  52. Б. А. Ломов Б. Ф., Смирнов Б. А. Хрестоматия по инженерной психологии. М.: Высш. школа, 1996.- 287 с.
  53. , Ю. Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции Текст. Л., 1991. -С. 38.
  54. , Е. С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу Текст. М.: МЦФЭР, 2002. — 512 с.
  55. , Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 104 с.
  56. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  57. Заир-бек, Е. С., Сорокина Т. Г. Активные формы обучения. JI.: РГПУ, 1991. -44с.
  58. Закон Российской Федерации «Федеральная программа развития образования» Текст. М., 2000.
  59. , Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей Текст. 2-е изд. / Н. И. Запрудский. — Мн.: Изд-во Сэр — Вит, 2004. — 288 с.
  60. , Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования Текст. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-лед. ун-т, 2000. 248 с.
  61. , Э. Ф. Психология профессионального образования Текст. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2003. — 475 с.
  62. , JI. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества Текст. / Толковый словарь терминов и концепций. М.: Издательство МГУ, 1999. — 301 с.
  63. , И. А. Педагогическая психология Текст. Ростов н /Д. -1997. -С. 114−115.
  64. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
  65. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
  66. , М. М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов Текст.: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1988.-42 с.
  67. , Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров Текст.: Дис.. д-ра пед. наук. Кемерово, 2004. — 406 с. — С. 346.
  68. , Л. С. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров Текст. / Л. С. Зникина, Г. В., Неупокоева. -Екатеринбург, 2004. 146 с.
  69. , Н. С. Коммуникативная неудача как проявление деструкции педагогического дискурса Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. С. Зубарева. Челябинск, 2001. — 26с,
  70. , Г. Г. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза Текст.: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994.- 131 с.
  71. Искусственный интеллект: В 3 кн. / Под ред. Э. В. Попова М., 1990.
  72. , Е. Н. Соотношение профессиональных и гуманитарных функций в модели инженера Текст. // Формирование проф. культуры специалистов XXI века в технич. университете: Материалы 3-й Междунар. науч.-прак. конф. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. — С. 148 151.
  73. , М. К., Арцишевская, Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии -№ 1, 1996.-с.34.
  74. М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988. — 315с.
  75. , А. В. Научное познание и системные закономерности Текст. // Системные исследования. М., 1986 — 305 с.
  76. , В. Я. Формирование культуры профессионального общения курсантов училищ МВД России Текст. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1994. 16 с.
  77. , М. В. Личностная ориентация в высшем образовании. Текст. // Педагогика № 2, 1996. с. 14.
  78. , Н. К проблеме оценки качества подготовки специалистов Текст. // Вести, высшей школы. 2002. — № 4. — С. 9−12.
  79. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. -М., 1996.-510 с.
  80. , Г. М. Педагогика : Учебник. М.: Гардарики, 2004. -528с.
  81. , М. Б. Теория и практика подготовки будущих педагогов к обеспечению регионально-этнической направленности процесса воспитания детей. — Чебоксары: ЧГПУ. 2005. 146 с.
  82. , А. Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов Текст.: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. -257 с.
  83. , И. В. Самосовершенствование профессионально важных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки Текст.: Дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. — 180 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: Логос, 2002. — С. 48.
  85. , Е. П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза Текст.: Автореф. дис. канд. псих. наук. Л.: ЛГУ, 1990. — 16 с.
  86. , М. В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач Текст. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994. — 187 с.
  87. , В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика, 2003. -№ 2.-С. 3−10.
  88. , Н. Г. Выдающийся чувашский просветитель И. Я. Яковлев. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1983.
  89. Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения Текст. — М.: Смысл, 1999.-279 е.
  90. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст.: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  91. , Л. В. Давыдова Т. В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. — 206 с.
  92. , Е. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Н. Новгород, 2006. — 184с.
  93. , Е. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов Текст. / Е. М. Кузьмина, В. М. Соколов // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. -№ 10.-С.57−59.
  94. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  95. Ю2.Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  96. , В. И. Искусство управлять общением Текст. —Ростов н / Д: Феникс, 1997.-352 с.
  97. , Н. Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста Текст. // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. — М., 2000. С. 360−362.
  98. В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения Текст. М.: Академия, 2001. — 288 с.
  99. , Г. Коммуникативный процесс и его структуры Текст. // Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 160 162.
  100. , О. Е. Компетентностный подход в образовании Текст. // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
  101. , Н. М. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультур ной компетентности Текст. / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова. М&bdquo- 2003. — С.42−48.
  102. Лекции по проблемам межэтнического и межконфессиональноговзаимодействия Текст. / Под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тишкова, Н. М. Лебедевой. М., 2003. — 224 с.
  103. , А. А. Психология общения: Учебное пособие для студентов -психологов. Тарту, 1974. — 342 с.
  104. Ш. Леонтьев, А. Н. Автоматизация и человек. // Психологические исследования. Вып.2. М.: Мысль, 1970.- С.44−53.
  105. , В. Гуманитарная подготовка инженеров Текст. / В. Логачев, О. Гаранина // Высшее образование в России, 1996. № 4. — С. 56−61.
  106. , Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-295 с.
  107. , М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции Текст. // Россия и Запад: диалог культур. Вып. 8. Т. 1. М., 2000. — С. 289.
  108. , Г. Ю. От первокурсника до выпускника : проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов Текст. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 1.- С.48−56.
  109. , В. Г. Важнейшие пути совершенствования учебного процесса в педвузе // Пути совершенствования подготовки педагогических кадров. -Чебоксары, 1990.
  110. , Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Кемеров. гос. ун-т., 2006. — 23 с.
  111. , Н. Ю. Личностно ориентированный подход в формировании коммуникативной компетенции студентов технического вуза Текст. Актуальные вопросы социо-гуманитарного знания: Сб. науч. трудов. Кемерово, 2005. — С. 199−206.
  112. , А. К. Психология профессионализма Текст. М., 1996.- С. 254−309.
  113. , В. А. Подготовка менеджеров в США и других развитыхстранах (сравнительный анализ) Текст. // Планирование, подготовка и использование специалистов. М., 1990.
  114. , Н. И. Учебная мотивация и профессиональное мышление Текст. // Интеграция образования. — № 2. 2003. — С. 138−141.
  115. , JT. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / J1.M. Митина. — М.: Московский психолого-социальный институт, Изд-во «Флинта», 1998. 200 с.
  116. , А. В. Креативная педагогика и психология Текст. / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. М., 2004. — 560с.
  117. , Е. В. К вопросу о разработке модели выпускника вуза, ~ http://v3.udsu.ru/item4pspub/meth-v/obi-9 595.html.
  118. Нигматов, 3. Г. Культурная составляющая педагогического образования Текст. // Интеграция образования. — № 1. 2003. — С. 110−112.
  119. , Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности Текст. -М.: МГУ, 1988. 184 с.
  120. , И. Б. Вопросы мышления в естествознании Текст. М.: Политиздат Л. 1975. — 144 с.
  121. , Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения Текст. М. — 2002. — 176 с.
  122. , Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза Текст.: Автореф. дис.. д-ра, психол. наук. М., 1994. — 32 с.
  123. Т. П., Сидунова Г. И. Искусство делового общения. -Волгоград, 1994. 68с.
  124. , И. В. Нравственное воспитание подростков. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. — 300 с.
  125. , Н. В. Контроль знаний студентов Текст. / Н. В. Павлов, А. Артемов, Т. Свиридова, В. Фролов // Высшее образование в России. — 2000. № 1. — С. 116−121.
  126. , Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов экономического вуза в процессе изучения иностранного языка Текст.: Автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Ю. Павлова. -Хабаровск, 2005. 23 с.
  127. , В. Н. Психология успешного взаимодействия : Практические рекомендации Текст. / В. Н. Панкратов. М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 128 с.
  128. , JI. М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01. / JI. М. Перминова. М., 1995. — 415с.
  129. , К. К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. -247 с.
  130. Познай себя и других. Сборник методик. / Сост. С. Ф. Спичак, А. Г. Синицын. -М.: Народное образование, 1994. 96 с.
  131. , В. А. Управление качеством подготовки специалистов Текст.- Кемерово: КузГТУ, 2001. 88 с.
  132. , О. С. Мотивационные факторы развития лингвистических способностей Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2002. — 20 с.
  133. , Я. А. Методологическое введение в психологию Текст. -М.: Наука, 1983.-205 с.
  134. , Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии Текст. — М., 1988. — 280 с.
  135. , Г. Г. Теория коммуникации Текст. М., 2001. — 656 с.
  136. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ Текст. / Под ред. JT. А. Санкина. СПб., 1998.-413 с.
  137. , А. С. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1993.-49 с.
  138. Психология. Словарь. Текст. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  139. , Н. В. Педагогические условия формирования лингвистической компетенции на этапе начального иноязычного образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Пыхина. Н. Новгород, 2002. — 188 с.
  140. , А. И. Применение нетрадиционных средств в физическом воспитании : (В помощь учителю физ. культуры): Учеб.-метод, пособие.- Чебоксары: ЧГПУ, 1998. 72 с.
  141. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Пер. с англ. М., «Когито-Центр», — М., 2002. — 396 с.
  142. , Дж. Педагогическое тестирование : Проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001.- 142с.
  143. , Э. Коммуникации в организациях Текст. М.: Экономика, 1980.-342 с.
  144. , Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 336 с.
  145. , В. Ш. Представление и анализ смысла в интеллектуальных информационных системах Текст. М., 1989.
  146. , С. Л. Основы общей психологии. М., 1973. — 152 с.
  147. , В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования Текст. / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 32−40.
  148. , Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентации студентов Текст. — Кемерово, 2002. 302 с.
  149. , Т. А. Роль и место невербальных средств в общении Текст. // Проблемы прикл. лингвистики. Пенза, 2000. — С. 50−53.
  150. , М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999.-№ 4.-С.20−23.
  151. , В. Н. Задачи, методы и приложения общей теории систем / В.
  152. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. М.: Прогресс, 1969. — С. 3−22.
  153. , А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации Текст.: Учеб. пособие для вузов. М., 2004. — 279 с.
  154. , Г. К. Компетентности и их классификация Текст. // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138.
  155. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  156. , Н. А. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием Текст.: Учеб. пособие / Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур М., 1992.
  157. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография Текст. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  158. , Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии Текст. СПб.: Речь, 2004. — 208 с.
  159. , Л. Ю. Формирование личности и проблема устойчивости. -Казань: Изд-во КГУ, 1992. 176 с.
  160. , И. П. Человек, Образование. Профессия. Личность Текст.: Монография. М., 2002. — 500 с.
  161. , А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учебное пособие Текст. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.
  162. , В. М. Компетентность как фактор конкурентоспособности Текст. / В. М. Соколов, В. В. Соколова // Социология социальных трансформаций / Под общей ред. Проф. 3. X. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003. — С.29−36.
  163. , JI. Г. Формирование социально открытой системы профессионального образования как условия ее саморазвития Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2004. — 41 с.
  164. , Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы : Монография Текст. / Т. М. Сорокина — Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 168 с.
  165. , Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания Текст. // Начальная школа. 2004. — № 2. — С. 110−114.
  166. Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. Л.: изд-во ЛГУ. 1988.-168 с.
  167. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Ы. Б, Хихловский Саратов: СГУ, 1987.- 173 с.
  168. , Ю. Г. Компетентность в структуре качества подготовки специалиста Текст. // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 44−50.
  169. Толковый словарь русского языка Текст.: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д. И. Ушакова. М, 1935. 386 с.
  170. Университеты как центры образования, науки и культуры в регионе Текст. / Под ред. А. Н. Тихонова, В. А. Садовничего. М., 2000.
  171. , К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза / К. В. Фадеева // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2009. — № 8. — С. 342−347.
  172. , Р. М. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения Текст.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 2001. 39 с.
  173. , О. В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале обучения иностранному языку): Автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01. / О. В. Федорова. -Саратов, 2003. 24 с.
  174. , Т. С. Личностно-ориентированная технология учебного проектирования в процессе развития технического творчества студентов втузов Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Кемерово, 2002. — 25 с.
  175. , Н. А. Повышение качества образования необходимое условие структурной перестройки экономики Текст. / Н. А. Филиппова, Л. А. Кормишкина // Интеграция образования. — № 1. — 2003. — С. 72−76.
  176. , В. Язык и моделирование социального взаимодействия Текст. / В. Фишер, В. Ури — (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 1996. — 180 с.
  177. , И. М. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Фрумин // Учительская газета. 2002. — № 36. — С. 38−39.
  178. , М. Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (история, теория, опыт) Текст. Монография. М.: Прометей, 1999. — 227 с.
  179. , X. Психология мотивации достижений Текст. / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
  180. , М. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании Текст. / М. Холстед, Т. Орджи / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара. Самара: Профи, 2001.
  181. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. // Ученик в обновляющейся школе / Под ред. Ю. А. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002.-С. 135−157.
  182. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы Текст. // Народное образование. 2003. -№ 2.-С. 58−64.
  183. , М. А. Проектирование средств и систем оценивания. // Педагогическая диагностика, 2005, 34. с.80−91
  184. , Ф. И. Основы теории коммуникации. Учебник Текст. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2002. — 246 с.
  185. Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработкиинформации. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2002. — 262 с.
  186. , С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−34.
  187. , В. А. Моделирование и философия Текст. М. .JL, 1966. — 346 с.
  188. , Д. В. Дидактические технологии обучения в высшей школе Текст. М, 2001. — 248 с.
  189. Энциклопедия психологических тестов Текст. 2. — М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2000. — 400 с.
  190. Энциклопедия психологических тестов Текст. 3. — М: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. — 360 с.
  191. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.//Вопросы психологии № 2, 1995. С. 32−40.
  192. , П. М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека Текст. М.: Просвещение, 1969. — 332 с.
  193. Bolten, J. Interkulturelle Wirtschaftskommunikation. Forschungen und Perspektiven eines neuen Fachgebiets Текст. Waldsteinberg, 1999. -S. 9−26.
  194. Bramfit Ch. Communicative Methodology in language teaching. Cambridge University Press, 1995. 326 p.
  195. Davis R. King J. An overview of production systems // Machine Intelligens, Edinburg University Press. 1977. 226 p.
  196. Forduce D. The development of System Thinking in Engineering Education // European Journal of Engineering Education, v. 13, n. 3, 1988. 348 p.
  197. Guilford J. P. Factors of personality. // Psychol. Bull. 1975, v. 82, p. 802−812.
  198. Lougheed L. Business Communication. Ten steps to success. Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1993.
  199. Lussier R. N. Human Relations in Organisations. Homewood, Boston, 1990.
  200. Maslow A. H. Motivation and Personality. New York, 1954.
  201. Nunan D. Designing Tasks for the Communicative Classroom. Cambridge University Press, 1993. 211 p.
  202. Pilbeam, A. International management Текст. Longman, 2000. -96 p.
  203. Tomalin B. Person to Person. Student’s Book. Eyre and Spottishwoode Grosvenor Press Portsmouth, Great Britain, 1990. 171 p.
  204. Ur. P. Discussions that work task-centered fluency practice. Cambridge University Press, 1992.
  205. Roos, T. G. Die Arbeitswelt im Jahre 2020: Was bedeutet sie fur die Bildung / T. G. Roos // Leicht geandert fur Thurgauer Zeitung. 18 Juni. -2002.
Заполнить форму текущей работой