Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характер, сам процесс обретает существенные особенности в силу психовозрастной специфики ранней юности. На организацию процесса оказывают такие возрастные факторы, как единство социально адаптивных и внутриипдивидных путей личностного развития, сензитивность к самомотивации в исследовательской деятельности, склонность и способность к логическому моделированию и др. Особые требования предъявляются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические вопросы формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам
    • 1. 1. Исследовательские умения и навыки, их сущность и содержание
    • 1. 2. Особенности процесса подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам
    • 1. 3. Модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам
    • 2. 1. Анализ существующей практики формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности
  • Выводы по II главе

Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выполняя функции социального института двадцать первого века, современная школа ориентирована на подготовку каждого выпускника к обоснованному выбору жизненного пути. Динамично изменяющаяся социально-экономическая ситуация требует от молодых людей анализа ситуации, включения в различные виды деятельности, а соответственно возрастает роль исследовательских умений и навыков. Формирование исследовательских умений и навыков на старшей ступени школы способствует расширению индивидуального познавательного опыта и становлению исследовательской позиции старшеклассников. При этом идеи метапредметного обучения (Н. В. Громыко, А. Ю. Губанов, А. В. Хуторской и др.) играют важную роль в процессе освоения учащимися универсальных техник и способов мышления. Формирование исследовательских умений и навыков становится в современной школе интегративной составной педагогического процесса с распространением практики проведения старшеклассниками учебных исследований. Повышается роль исследовательских умений и навыков в связи с необходимостью развития проектной компетенции учащихся.

Несмотря на важность и значимость проблемы формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников, следует признать, что она изучена недостаточно. Во-первых, потому, что преимущественное внимание уделялось организации учебной исследовательской деятельности обучающихся и способам овладения умениями и навыками, а не их содержанию (В. П. Ларина, И. С. Сергеев, Б. А. Татьянкин и др.).

Следовательно, структура и сущность исследовательских умений и навыков, их содержание в достаточной мере не изучены. Во-вторых, потому, что сегодня достаточно остро стоит вопрос мотивации исследовательской практики современных школьников, развития их индивидуальных познавательных стилей (С. JI. Братченко, Л. Н. Будаева, С. А. Кулешова и др.). В процессе поиска условий развития мотивационной сферы старшеклассников ряд 4 исследователей делают акцент на дополнительном образовании (И. Гельмиза,.

B. А. Горский, Т. Збираник, С. В. Лебедева и др.). В связи с возрастающей ролью в школьной практике различных конкурсов и олимпиад целесообразно обратиться к такому ресурсу в формировании исследовательских умений старшеклассников, как процесс подготовки их к конкурсам и олимпиадам. Здесь актуализируются как доминанта учебного предмета, так и личностные, субъектно-мотивационные факторы познавательной активности.

Анализ литературы показал, что до настоящего времени конкурсы и олимпиады рассматривались преимущественно как социально-педагогический инструмент выявления одаренности старшеклассников. Что касается интеллектуального и личностного развития, становления у старшеклассников метапредметной познавательной рефлексии в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам, то в этом контексте можно назвать лишь единичные работы. В частности, это исследования Е. В. Михайлова «Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средствами обучения» (2008) — С. А. Кулешовой «Развитие интеллектуального творчества старшеклассников в социокультурной образовательной среде» (2009);

C. Ю. Антонова «Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях» (2009).

Анализируя возможности подготовки к конкурсам и олимпиадам в целях формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников, мы учитываем тот факт, что психологические и возрастные особенности старшеклассников весьма благоприятны для осознания ими значимости исследовательской деятельности.

Таким образом, достаточно очевидным является то, что проблема формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе их подготовки к конкурсам и олимпиадам предполагает проведение самостоятельного исследования.

Этот вывод обусловлен необходимостью разрешения следующих противоречий:

— между устойчивым интересом педагогической науки к проблеме исследовательской деятельности учащихся и сохраняющимися разночтениями в понимании сущности исследовательских умений и навыков;

— между потребностью школы в теоретически обоснованных подходах к формированию исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам и недостаточной изученностью особенностей этого процесса;

— между имеющимся опытом развития исследовательских умений и навыков старшеклассников, практикой выполнения ими учебных исследований и неразработанностью модели их формирования в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам;

— между сложившимся технологическим потенциалом обучения в старшей школе и потребностью в систематизации методов и приемов работы со старшеклассниками в целях формирования у них исследовательских умений и навыков в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам.

Названные противоречия делают актуальной тему нашего диссертационного исследования «Формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам».

Объект исследования — исследовательские умения и навыки старшеклассников.

Предмет исследования — модель формирования у старшеклассников исследовательских умений и навыков в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и апробировать модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам.

Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам будет результативным, если:

— уточнена сущность исследовательских умений и навыков старшеклассников;

— охарактеризованы особенности процесса подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам;

— разработана модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам;

— полученная модель реализуется посредством инновационных технологий обучения и воспитания старшеклассников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность исследовательских умений и навыков учащихся и раскрыть их содержание.

2. Охарактеризовать особенности процесса подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам.

3. Разработать модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам.

4. Реализовать полученную модель посредством инновационных технологий обучения и воспитания старшеклассников.

Методологическую базу нашего исследования составили:

— феноменология исследовательской деятельности (В. П. Зинченко, С. JI. Рубинштейн, А. М. Новиков, И. Т. Фролов и др.);

— педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, В. Я. Стоюнина, К. Д. Ушинского и других по приобщению учащихся к исследовательской практике;

— современные идеи метапредметного подхода обучению (Н. В. Громыко, А. Ю. Губанов, Т. М. Губанова, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др.);

— теоретико-педагогические положения по проблеме развивающего обучения (JI. И. Анциферова, JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, 7.

Е. Н. Кабанова-Меллер, 3. И. Калмыкова, М. И. Меерович, В. П. Сухов, И. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — разработанная в педагогической психологии специфика возраста ранней юности (Е. Д. Божович, Б. С. Волков, JI. С. Выготский, Н. Г. Ермохина,.

B. П. Зинченко, С. В. Кривцова, В. А. Крутецкий, В. И. Слободчиков, Л. М. Фридман, Г. А. Цукерман и др.) — вопросы профессиональной готовности педагога к инновационной практике (О. Е. Баксанский, С. П. Братченко, Е. О. Галицких, П. М. Ершов,.

C. В. Кривцова, В. Я. Ляудис, В. А. Мудрик, И. П. Раченко, N. Melenk и др.) — теоретико-практические разработки вопросов проектирования и моделирования в образовании (В. В. Горский, Е. С. Заир-Бек, А. М. Новиков, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицына, В. 3. Юсупов и др.).

Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались применением следующих методов исследования: методы теоретического анализа (феноменологический, сущностно-логический), синтеза, абстрагированияметод графовметод моделированияметод наблюденияметодики опроса, тестирования и анкетированияметодика ранжирования и др.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили:

МОУ СОШ № 60 города Кирова, МОУ СОШ № 52 города Кирова, ГОУ СОШ № 399 ВОУО города Москвы, Вятский технический лицей г. Кирова, Центр детского и юношеского творчества им. Косарева Восточного округа города Москвы, Научное общество старшеклассников-предпринимателей Восточного округа города Москвы, ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», ГОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии», ГОУ ВПО «Московский индустриальный университет».

Исследовательская работа проводилась в три этапа:

Первый этап (2004—2005 гг.): постановка цели и задач исследованиявыстраивание рабочей гипотезысбор эмпирических данныханализ нормативных документов, изучение состояния проблемы в отечественной литературетеоретическое моделирование и разработка эмпирического алгоритма формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам. Констатация основных направлений исследования и определение его научного объема. Оценка потенциального состава участников эксперимента. Уточнение понятийного аппарата исследования.

Второй этап (2006 г.): организация констатирующего эксперимента, в ходе которого была проведена оценка фактического состояния условий формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам. Был проведен проблемно-ориентированный анализ констатированных данных и утверждена процедура формирующего эксперимента.

Третий этап (2006;2009 гг.): проводился формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента была реализована разработанная нами модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам. По окончании эксперимента проведен анализ его результатовсделаны итоговые выводы и уточнены положения, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования:

1. Уточнена сущность исследовательских умений и навыков старшеклассников. Содержание умений и навыков структурировано по трем блокам: ориентационно-проектировочныеинформационно-поисковые и рефлексивно-оценочные. Указанное содержание обосновано относительно феномена исследовательской деятельности, где научный труд доминирует над чувственным познанием и интуитивным предвидением.

2. Охарактеризованы особенности процесса подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам. К особенностям отнесены:

1) триединство образовательной цели, в котором развитие метапредметного мышления старшеклассников дополняется становлением устойчивых 9 рефлексивных механизмов их исследовательской деятельности и усиливается качеством его информационного обеспечения- 2) индивидуализация познавательных стилей обучающихся в процессе исследовательской деятельности- 3) взаимосвязь деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

3. Разработана модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам. В структуре модели выделены следующие блоки: целевой, организационно-технологический, организационно-управленческийучтены социокультурные предпосылки формирования исследовательских умений и навыков старшеклассниковпредставлены позиции субъектов педагогического взаимодействия.

Теоретическая значимость:

— расширены теоретические представления об исследовательских умениях и навыках как способах исследовательской деятельности старшеклассников;

— предложен вариант структурирования исследовательских умений и навыков старшеклассников;

— в контексте подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам интерпретированы и использованы идеи метапредметного подхода к обучению;

— разработка модели выполнена на основе процессного и средового подходов.

Практическая значимость:

— модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников реализована с использованием форм и методов обучения, адекватных процессу подготовки обучающихся к конкурсам и олимпиадам: метода эмоционально-ценностного стимулирования, метода проектов, метода КТД, метода логического моделирования и др.;

— апробированы и внедрены в практику дополнительные организационно-управленческие приемы реализации процесса подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам;

— разработаны и апробированы дополнительные рекомендации к выполнению старшеклассниками учебных исследованийвнедрены в практику методы самоанализа сформированности исследовательских умений и навыков старшеклассников;

— охарактеризованы возможности школьных библиотек в расширении информационной среды исследовательской деятельности старшеклассников.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позицийсоблюдением требований к проведению педагогического экспериментацеленаправленным комплексным изучением эмпирических данныхсочетанием и взаимопроверкой теоретических и эмпирических методов исследованиярепрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной системе общего образования сформированность у старшеклассников исследовательских умений и навыков рассматривается как элемент реализации компетентностного подхода к обучению. Наряду с другими результатами обучения, исследовательские умения и навыки имеют деятельностное начало и структурируются в соответствии с компонентами исследовательской деятельности. Учитывая преобразующий характер исследовательской деятельности, доминанту в ней научного знания и значимость исследовательской позиции, целесообразно рассматривать ориентационно-проектировочныеинформационно-поисковые и рефлексивно-оценочные исследовательские умения и навыки старшеклассников.

2. Существенным ресурсом формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в настоящее время являются конкурсы и олимпиады, поскольку в процессе подготовки к ним создаются условия для развития метапредметного мышления обучающихсяпроисходит становление.

11 устойчивых рефлексивных механизмов их исследовательской деятельности и усиливается качество информационного обеспечения познавательной активности. Серьезным основанием рассматривать процесс подготовки к конкурсам и олимпиадам в указанном ключе является определённая нейтрализация ориентации обучения на конкретный предмет и повышение внимания к его эмоционально-мотивационным факторам.

3. Модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников разрабатывалась с учетом психовозрастной специфики ранней юности. На старшем этапе школьного обучения сформированность исследовательских умений и навыков выступает условием социальной адаптации старшеклассников, а исследовательская деятельность помогает им выйти на обоснованный выбор будущего профессионального развития. Это обусловливает содержание основных блоков модели и помогает уточнить ее социокультурные предпосылки и позиции субъектов педагогического взаимодействия.

4. Реализация модели предъявляет особые требования к уровню профессионализма педагогов-предметников, осуществляющих подготовку старшеклассников к конкурсам и олимпиадам. Существенным компонентом является подготовка педагогов к овладению такими методами организации исследовательской деятельности обучающихся, как метод эмоционально-ценностного стимулирования, метод проектов, метод КТД, метод логического моделирования, метод имитации ролей. Важную роль в реализации модели обретает использование образовательных ресурсов школьных библиотек, а также работа старшеклассников в музеях и архивах.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях автора на педагогических советах, мастер-классах и курсах повышения квалификации учителей, заместителей директоров по учебной и научной работе школ города, области, России (г. Киров, 2003, 2004, 2005, 2006,.

2007 гг.- г. Казань, 2006 г.- г. Москва, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.) — на заседаниях научной школы аспирантов и докторантов Вятского государственного.

12 гуманитарного университета (г. Киров, 2006, 2007 гг.) — на научно-практических и научно-методических региональных (г. Киров, 2005, 2006, 2007 гг.), межрегиональных (г. Киров, 2006, 2007 гг.- г. Москва, 2006, 2007, 2008 гг.), Всероссийских (г. Казань, 2006 г.- г. Москва, 2006, 2007 гг.) и международных конференциях (г. Казань, 2006 г.).

Проведен спецкурс для учителей «Методика формирования исследовательских умений и навыков у школьников» (г. Киров, 2006;2007 гг.) — разработан и внедрен учебно-методический комплекс «Исследовательские методы обучения на уроках физики» для специальности 32 200 «Физика» с дополнительной специальностью «Информатика» в Вятском государственном гуманитарном университете (г. Киров, 2006;2007 гг.) — организованы и проведены семинарские занятия лаборатории руководителей районных методических объединений Кировской области «Учебно-исследовательская среда как практико-психологическое обеспечение довузовской подготовки старшеклассника» (Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006 г.). Элективный курс «Физика. Экология» включен в программу дополнительного образования Министерства образования России (г. Москва, 2008 г.) и внедрен автором в практику работы школ города Кирова, Москвы (2006;2008 гг.) и в Центре детского и юношеского творчества им. Косарева (г. Москва, 2007;2008 гг.).

Результаты исследования отражены в двенадцати опубликованных автором работах.

выводы.

1. Сущность и содержание исследовательских умений и навыков обусловлены феноменом исследовательской деятельности, отличающейся от других видов человеческой практики преобразующим характером целей, наукоемким содержанием труда, доминантой научного знания и специализированными методами деятельности. В связи с этим, содержание исследовательских умений и навыков учащихся можно структурировать по трем блокам: ориентационно-проектировочные исследовательские умения и навыки, информационно-поисковые и рефлексивно-оценочные.

2. Особенности процесса подготовки школьников к конкурсам и олимпиадам составляют: 1) триединство образовательной цели, где развитие метапредметного мышления школьников дополняется становлением устойчивых рефлексивных механизмов и усиливается качеством*- информационного обеспечения их познавательной активности- 2) индивидуализация познавательных стилей учащихся в процессе, исследовательской деятельности- 3) нейтрализация предметоцентристского обучения посредством содержания дидактического материала и повышенного внимания к эмоционально-мотивационной стороне обучения.

3. Модель формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам должна иметь следующие блоки: целевой, организационно-технологический, организационно-управленческий, а также должны учитываться социокультурные предпосылки и быть обозначены позиции субъектов педагогического взаимодействия. Разработка содержания указанных блоков осуществляется с учетом специфики возраста ранней юности и специфики исследовательских умений и навыков учащихся.

4. Условием реализации модели является использование таких форм и методов обучения как метод эмоционально-ценностного стимулирования, метод проектов метод КТД, метод логического моделирования, метод имитации.

143 ролей. Существенное значение для результативности формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников имеет использование образовательных ресурсов школьных библиотек, работа в музеях и архивах.

Представленные выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Предметом актуальных научных поисков могут быть психолого-педагогические исследования формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки к конкурсам и олимпиадам, а также экспериментальная работа по изучению потенциальных возможностей сформированности уровня исследовательских умений и навыков у старшеклассников в образовательном процессе старшего звена общеобразовательного заведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полагая компетентностный подход ключевым требованием современной практики общего образования, педагогическая наука пытается нейтрализовать крайности традиционного предметоцентристского обучения и акцентирует внимание на обучении мегапредметном, где принципиальную роль играют мотивационные факторы информационно-познавательной активности школьников. Сформированность исследовательских умений и навыков становится сегодня элементом новой образовательной парадигмы, когда фундаментальность образования связывается не с объемом усвоенных знаний, а с объемом индивидуального познавательного опыта, опосредуемого в тех или иных компетенциях.

На старшем этапе школьного обучения сформированность исследовательских умений и навыков выступает помимо этого и условием социальной адаптации старшеклассников. Именно исследовательская деятельность помогает старшекласснику реализовать свои индивидуальные предпочтения в различного рода конкурсах, викторинах, олимпиадах и выйти посредством них на желаемый путь дальнейшего профессионального развития. Будучи социокультурным инструментом отбора одаренных учащихся, конкурсы и олимпиады, однако, несут в себе и немалый воспитывающий потенциал, который должен быть использован в самом процессе подготовки к ним старшеклассников.

Мы показали, что процесс подготовки к конкурсам и олимпиадам может стать действенным инструментом формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников, если его ведущими целями станут развитие метапредметного мышления школьников, становление устойчивых рефлексивных механизмов их исследовательской деятельности и усиление качества информационного обеспечения их познавательной активности.

Несмотря на то, что содержание исследовательских умений и навыков, формируемых в указанном процессе, имеет общий для школьного обучения.

141 характер, сам процесс обретает существенные особенности в силу психовозрастной специфики ранней юности. На организацию процесса оказывают такие возрастные факторы, как единство социально адаптивных и внутриипдивидных путей личностного развития, сензитивность к самомотивации в исследовательской деятельности, склонность и способность к логическому моделированию и др. Особые требования предъявляются к уровню профессионализма педагогов-предметников, осуществляющих подготовку старшеклассников к конкурсам и олимпиадам. К ним относятся развитая культура исследовательской деятельности, позитивный опыт подготовки учащихся к олимпиадам, владение технологиями организации исследовательской деятельности учащихся, умение использовать учебный тренировочный материал для активизации внеурочной поисково-познавательной активности старшеклассников.

В целом проведенное нами исследование для реализации компетснтностного подхода в общем образовании открыло немалые перспективы использования процесса подготовки старшеклассников к конкурсам и олимпиадам. Мы акцентировали в данном процессе интегративную целостность обучения и воспитания, обосновали составляющие его технологического обеспечения, скорректировали организационно-управленческие механизмы процесса, выработали критерии его эффективности применительно к формированию исследовательских умений и навыков старшеклассников.

Вышесказанное послужило основой для разработанной нами модели формирования исследовательских умений и навыков старшеклассников в процессе подготовки их к конкурсам и олимпиадам. Успешная реализация модели в ходе формирующего эксперимента подтвердила правомерность основных положений нашего диссертационного исследования и выдвинутой нами гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. В. Дифференцированный подход к процессу обучения: психолого-дидактические аспекты Текст. / В. В. Андронатий. Гатчина: Изд-во Ленингр. обл. ии-та экономики и финансов, 2002. — 250 с.
  2. , С. Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью старшеклассников в современных социокультурных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Антонова. Барнаул, 2009. — 22 с.
  3. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  4. , Т. Г. Речевое развитие старших школьников Текст. / Т. Г. Бирюкова. Елец: Изд-во ЕГПИ, 2000. — 169 с.
  5. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995. № 4. — С. 29−36.
  6. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  7. , В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе Текст.: учеб.-метод. пособие / В. А. Бордовский. — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001.- 169 с.
  8. , В. С. Основы политологии и социологии Текст.: учеб. пособие для сред. проф. образования / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. М.: Высш. шк., 2001.-328 с.
  9. , В. Т. Педагогический аудит качества знаний Текст.: из опыта работы / В. Т. Бочерашвили. М.: Изд-во АПКиППРО, 2005. — 80 с.
  10. , С. JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования Текст.: метод, пособие / С. JI. Братченко. СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 2003. — 56 с.
  11. , JI. Н. Аксиология креативности старшеклассников Текст.: учеб. пособие для студ. гуманитарных фак. / JI. Н. Будаева — Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 2001. — 95 с.
  12. , С. В. TQM — основа интегральной системы менеджмента Текст. / С. В. Василевская // Методы менеджмента качества. — 2005. № 1. -С. 32−38.
  13. , Б. М. Исследование по когнитивной психологии Текст. / Б. М. Величковский. М.: Ии-т психологии, 2004. — 476 с.
  14. , Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. В. Вишина. — Липецк, 1999.-202 с.
  15. , Б. С. Психология ранней юности Текст.: особенности становления личности в юношеском возрасте: учеб. пособие / Б. С. Волков. — М.: Сфера, 2001.-92 с.
  16. , JT. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. Т. 3. Проблемы, развития психики / JT. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшина. М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  17. , Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. М.: Академический проект, 2004. — 240 с.
  18. , Е. О. Интегративный подход к профессионально-личностному становлению будущего педагога Текст. / Е. О. Галицких // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. № 4. — С. 50—54.
  19. , И. Форум «Одаренные дети» приглашает Текст. / И. Гельмиза // Наука и жизнь.-2003.-№ 1.-С. 107−111.
  20. , Б. С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 508 с.
  21. , Н. А. Подготовка педагогов к работе по метапредметным программам Электронный ресурс. / Н. А. Гетман. Режим доступа: www /artikle.ru — 451
  22. Государственный образовательный стандарт по русскому языку Текст. // Сборник нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007. 443 с.
  23. Государственный образовательный стандарт по математике Текст. // Сборник нормативных документов сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2009.- 128 с.
  24. Государственный образовательный стандарт по биологии Текст. // Сборник нормативных документов сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М. — Дрофа, 2006, — 166 с.
  25. Государственный образовательный стандарт по физике Текст. // Сборник нормативных документов сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008.- 113 с.
  26. , Т. Г. Основы конструктивного общения Текст.: метод, пособие для преподавателей / Т. Г. Григорьева. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та — М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
  27. , А. 10. Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы Электронный ресурс. / А. ГО. Губанов, Т. М. Губанова // Концептуальная модель старшей школы: сб. ст. и стенограмм. — Режим доступа: www/glu.ru -76
  28. , В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2001. — 224 с.
  29. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: ОПЦ Интор, 1996. 541 с.
  30. , М. А. Дидактика К. Д. Ушинского Текст. / М. А. Данилов. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- 172 с.
  31. , А. Я. Теория интеграции образования Текст. / А. Я. Данилюк. -Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с.
  32. , В. С. Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении Текст. / В. С. Данюшенков // Педагогика. 2008. -№ 5.-С. 38−44.
  33. , В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе Текст. / В. С. Данюшенков. — М.: Прометей, 1995. 192 с.
  34. , А. А. Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений Текст. / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов, С. В. Тарасенко. — М.: Народное образование, 2004. 192 с.
  35. Диагностика, регулирование и коррекция учебно-воспитательного процесса в развивающейся школе Текст.: метод, пособие в помощь организаторам образования / науч. ред. П. И. Третьяков. Смоленск, 1995. — 81 с.
  36. Доклад министра образования и науки РФ А. Фурсенко на заседании Правительства РФ по вопросу «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г.» от 15 декабря 2005 г. Текст. // Юрист вуза. 2006. — № 2. — С. 13−17.
  37. , Дж. Психология и педагогика мышления Текст.: пер. с англ. / Дж. Дыои. М.: Лабиринт, 1999. — 186 с.
  38. , Н. Н. Исследовательская деятельность школьников при обучении географии в условиях сельской школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Ерохина. СПб., 2008. — 18 с.
  39. , В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  40. , Т. Интеллектуальный марафон в школе: поиск способных
  41. Текст. / Т. Збираник // Народное образование. 2001. — № 1. — С. 188−191.148
  42. , В. П. Психологические основы педагогики Текст. / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  43. , В. П. Человек развивающийся Текст.: очерки российской психологии / В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  44. , Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий Текст.: учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: Изд-во АПКиППРО, 2005. — 101 с.
  45. , Е. П. Формирование диагностической компетенции у студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. П. Ивутина. Киров, 2004. — 181 с.
  46. , Т. В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект) Текст.: в 2 ч. Ч. 1 / Т. В. Ильина. 2-е изд. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002. — 76 с.
  47. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе Текст. / авт.-сост.: Б. А. Татьянкин, О. ТО. Макаренков, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, JI. В. Зуева — под ред. Б. А. Татьянкина. М.: 5 за знания, 2007. — 272 с.
  48. , А. Е. Педагогические условия развития исследовательской компетентности учащихся в системе начального профессионального образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Е. Ишкова. Иркутск, 2008. — 203 с.
  49. , Э. Б. Качество образования и способы его измерения Текст. / Э. Б. Кайнова — науч. ред. Ю. В. Шаронин. М.: АПКиППРО, 2006. — 120 с.
  50. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  51. , А. М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования Текст. / А. М. Карецкая, А. Н. Баранова. М.: Изд-во АПКиПРО, 2001. — 32 с.
  52. , А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. — 421 с.
  53. , А. В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / А. В. Кирьякова, Г. А. Мелексов — М-во образования РФ — ГОУ Оренбург, гос. ун-т. М.: Спутник +, 2004. — 103 с.
  54. , М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели Текст.: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Наука, 1997. 222 с.
  55. , В. Н. Коммуникативные методы обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Кленовая. Самара, 1996. — 168 с.
  56. , В. В. Как работать над диссертацией и защищать ее Текст.: практ. советы с точки зрения соискателя и эксперта / В. В. Князева — М-во образования РФ — Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. — 251 с.
  57. , Г. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы PISA: общие подходы Текст. / Г. С. Ковалева, Э. Л. Красновский, Л. П. Краснокутская, К. А. Краснянская. М.: ИОСО РАО, 1999. — 224 с.
  58. , Г. М. История образования и педагогической мысли Текст.: таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие для студ. вузов / Г. М. Коджаспирова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 23 с.
  59. , М. Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. Ю. Кожухова. Оренбург, 2004. — 173 с.
  60. , И. А. Педагогическая Праксеология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. М.: Академия, 2005. — 256 с.
  61. , Я. А. Избранные педагогические сочинения Текст.: [в 2 т.]. Т. 1 / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — 222 с.
  62. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст.: кн. для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.: ил. — (Психологическая наука — школе).
  63. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с. — (Б-ка кл. руководителя). Библиогр.: с. 203—206.
  64. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст.: приказ МО РФ от 11.02.02 № 393 // Вестник образования России. -2002.-№ 6.-С. 10−41.
  65. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с.
  66. , Э. М. Управление качеством образования Текст.: учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. — М.: Академический проект: Мир, 2006. 320 с.
  67. , Т. М. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы при обучении физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. М. Коробова. М., 2008. — 23 с.
  68. , К. А. Модели и моделирование в методике использования учебного физического труда Текст.: дис.. канд. пед. наук / К. А. Коханов. — Киров, 2004.- 187 с.
  69. , В. И. Основы обучения: дидактика и методика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Краевский. М.: Академия, 2007. — 348 с.
  70. , С. В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками Текст.: практ. руководство для школьного психолога / С. В. Кривцова. М.: Генезис, 1997. — 191 с.
  71. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников Текст.: кн. для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976.— 303 с.
  72. , С. А. Развитие интеллектуального творчества старшеклассников в социокультурной образовательной среде Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Кулешова. — Оренбург, 2009. 28 с.
  73. , С. В. Правовые средства обеспечения качества образования Текст. / С. В. Куров // Право и образование. 2003. — № 5. — С. 44−56.
  74. , IT. В. Психолого-педагогическое проектирование в образовании Текст.: учеб. пособие / Н. В. Лаптева. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. — 68 с.
  75. , О. Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3−12.
  76. , С. В. Развитие интеллектуальной творческой деятельности учащихся при обучении математике на этапе профильной подготовки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Лебедев. СПб., 2008. — 31 с.
  77. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  78. , Н. А. Деятельность, сознание, личность Текст. / Н А. Леонтьев. М.: Академия, 2004. — 345 с.
  79. , Г. И. Формирование познавательной активности школьников в- процессе организации их общения Текст.: учеб. пособие / Г. И. Лозовая, П. И. Калашникова. Харьков: Изд-во ХГПИ, 1990. — 82 с. j
  80. , А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1998.-335 с.
  81. , В. Я. Инновационное обучение и наука Текст. / В. Я. Ляудис. -М.: ИНИОН, 1992.-51 с.
  82. , А. С. Проектировать лучшее в человеке Текст. / А. С. Макаренко. Минск, 1989.-415 с.
  83. , М. К. Формы и содержание мышления (к критике гегелевского учения о формах познания) Текст. / М. К. Мамардашвили. — М.: Высш. шк, 1998.- 192 с.
  84. , Ю. С. Средовый подход в воспитании Текст. / Ю. С. Мануйлов. — М. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. академии госслужбы, 2002. 157 с.
  85. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  86. , Д. Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга Текст. / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 128 с.
  87. , Т. В. Педагогические теории, системы и технологии обучения Текст.: учеб. пособие / Т. В. Машарова. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 160 с.
  88. , М. И. Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления Текст. / М. И. Меерович. Одесса: ПОЛИС, 1993. — 232 с.
  89. , Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников Текст. / Н. А. Менчинская. — М.: Педагогика, 1989. -218 с.
  90. , Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя Текст.: учеб. пособие для практических психологов / Л. М. Митина. Кемерово: Изд-во КОИУУ, 1996. — 49 с.
  91. , А. М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. М. Мильман. Смоленск, 2008. — 31 с.
  92. , Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средствами обучения Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук/ Е. В. Михайлова. — Петрозаводск, 2008. — 24 с.
  93. , С. Исследовательская работа в школе Электронный ресурс. /
  94. С. Мрясова. — Режим доступа: samara-onlin/ru/rus/nationalprojects/educatin/article153
  95. , А. Н. Общение в процессе воспитания Текст.: учеб. пособие для вузов / А. В. Мудрик. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  96. , М. Олимпиадное движение сегодня Электронный ресурс. / М. Мускевич. Режим доступа: pedsovet.org/component/option, commtree/task, viewlink/linlcid
  97. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. -9-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. 456 с. — (Высшее образование).
  98. , А. М. Методология учебной деятельности Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2005. — 176 с.
  99. , А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвейс, 2004. — 120 с.
  100. , Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах Текст.: науч.-метод, пособие / Т. Г. Новикова. М.: Изд-во АПКиПРО, 2002.- 112 с.
  101. Новицкий, A. J1. Идентификация процессов СМК Текст. / A. JI. Новицкий, Т. Э. Болотина // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 4. С. 7−13.
  102. , Д. А. Формирование у старшеклассников опыта субъектного позиционирования в учебном процессе гимназии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. А. Овчинникова. — Ярославль, 2008. — 26 с.
  103. Основы проектирования: социальное проектирование Текст.: метод, пособие / авт.-сост. Г. Ф. Массова. Киров: Изд-во КИПКиПРО, 2007. — 89 с.
  104. Очерки истории школы и педагогической мысли пародов СССР, 1917— 1941 Текст. М.: Педагогика, 1980. — 456 с.
  105. , В. П. Системное управление качеством образования в школе Текст. / В. П. Панасюк — под ред. А. И. Субетто. Изд. 2-е. — СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 с.
  106. Педагогика Текст.: большая современная энциклопедия / сост.
  107. Е. С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2005. — 720 с.154
  108. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  109. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов [и др.] - под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2003. — 512 с.
  110. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-бад — редкол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI. С. Глебова [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  111. , И. П. Педагогика Текст.: учебник / И. П. Подласый. — М.: Высш. образование, 2006. 362 с.
  112. , А. Изучение социальной зрелости старшеклассника при аттестации школы Текст. / А. Поздняков // Учитель. 2005. — № 3. — С. 53−55.
  113. , М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления Текст.: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М. Поташник. — М.: Новая школа, 1996. — 317 с.
  114. Проекты и исследования в развивающейся школе Текст. / авт.-сост. и науч. ред. А. С. Сиденко. М.: Изд-во АПКиПРО, 2007. — 80 с.
  115. , Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст.: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Генезис, 1997. — 139 с.
  116. Реформирование образования в документах и комментариях: мероприятия первого этапа (Общее среднее образование) Текст. / под ред. В. Ж. Куклина. -М.: Эксперт, 2001.- 128 с.
  117. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
  118. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1997. 720 с. — (Мастера психологии).
  119. , А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников Текст. / А. И. Савенков. — М.: Генезис, 2005. — 203 с.
  120. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие для вузов / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  121. , И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся Текст.: практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И. С. Сергеев. 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. — 80 с.
  122. , И. А. Книга жизни Текст.: психол. хрестоматия для школы и жизни / И. А. Сикорский. Southbury (Conn): Alatas, 1931. — 685 с.
  123. , Г. И. Основы диагностики и коррекции межличностных отношений старшеклассников Текст.: учеб. пособие / Г. И. Симонова. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1996. 81 с.
  124. , В. А. Дидактика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. А. Ситаров. — М.: Академия, 2002. 297 с.
  125. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: Магистр, 1997. 221 с.
  126. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  127. , А. От старшеклассника до аспиранта Текст. / А. Смирнов // Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 4. — С. 21−26.
  128. , И. PI. Педагогическая герменевтика Текст. / И. И. Сулима. — Н. Новгород: Изд-во Иижегород. юрид. ин-та МВД РФ, 2006. 253 с.
  129. , В. П. Деятельпостный подход в развивающем обучении школьников Текст. / В. П. Сухов. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. — 132 с.
  130. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  131. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся
  132. Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1983. — 264 с.156
  133. , Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии Текст. / Е. В. Титов // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 39−45.
  134. Толковый словарь русского языка Текст. М.: Азъ Ltd, 1992. — 960 с.
  135. , В. А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе Текст. / В. А. Томилов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. — 231 с.
  136. , П. И, Оперативное управление качеством образования в школе. Новые технологии Текст. / П. И. Третьяков. М.: Скрипторий-2003, 2005. -568 с.
  137. , К. Д. Избранные произведения Текст. Вып. 1. / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПНк РСФСР, 1946. — 188 с.
  138. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  139. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту Текст. / под ред. И. В. Дубовицкой. М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
  140. , JT. М. Психологический справочник учителя Текст. / Jl. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  141. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
  142. , А. В. Педагогическая инноватика Текст.: методология, теория, практика / А. В. Хуторской. М.: УНДДО, 2005. — 221 с.
  143. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов Текст.: пособие для учителей / Г. А. Цукерман. М.: Интерпракс, 1994.- 156 с.
  144. , Т. И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова [и др.] - под. ред. Т. И. Шамовой. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 384 с.
  145. , Е. Г. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы с признаками математической одаренности в процессе решения задач Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Шинкаренко. — М., 2009.-34с.
  146. , О. П. Дополнительное образование как фактор формирования социально-трудовой компетентности старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. П. Широкова. Оренбург, 2009. — 28 с.
  147. , С. Е. Мониторинг качества школьного образования Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 320 с.
  148. , О. В. Развитие познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.В. Шпак. Майкоп, 2007. — 23 с.
  149. , Г. Г. Философские этюды Текст. / Г. Г. Шпет. — М.: Прогресс, 1994.-370 с.
  150. , Г. П. Организационно-деятельностная игра Текст.: сб. текстов / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие, 2004. — 285 с. — («Из архива Г. П. Щедровицкого». Т. 9 (2)).
  151. , Н. А. Социализация подростка в системе общего школьного образования и социального воспитания Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Шумакова. — Красноярск, 2004. 18 с.
  152. , Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника Текст. / Е. А. Шумилин — под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  153. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  154. , Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: УРСС, 1997.-444 с.
  155. , В. Ф. Философия Текст.: проблемный курс лекций для вузов / В. Ф. Юлов. Киров: Изд-во ВятГПУ, 1998. — 512 с.
  156. , И. С. Личносгно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — 2-е изд. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с.
  157. , М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 93 с.
  158. , Е. Гармонизация педагогических парадигм — стратегия развития образования Текст.: проблемы содержания образования в реформировании средней общеобразовательной школы / Е. Ямбург // Учительская газета. 2004. -№ 12.-20 с.
Заполнить форму текущей работой