Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Население как признак государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе дана теоретико-правовая характеристика института гражданства. Считающийся традиционно государственно-правовым, данный институт в теоретико-правовом обличил определяется как способ формирования и правового оформления населения, и этим качеством предопределено историческое и современное разнообразие правовых моделей гражданства. Теоретическая н практическая значимость диссертационного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические подходы к определению населения как признака государства
    • 1. 1. Понятие населения как признака государства
    • 1. 2. Основные черты и значение населения как признака государства
  • Глава II. Способы оформления и изменения состава населения, их правовое закрепление
    • 2. 1. Универсальные способы оформления состава населения государства
    • 2. 2. Влияние миграционных процессов на изменение состава населения
  • Глава III. Структурно-функциональный анализ населения Российской Федерации как признака государства
    • 3. 1. Структурно-функциональная характеристика населения в социально-экономической сфере
    • 3. 2. Формы и способы функционального самовыражения населения в сфере властно-политических отношений
    • 3. 3. Репродуктивно-защитная функция населения

Население как признак государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное состояние общества и государства ставит перед юридической наукой задачу обобщения накопленного опыта и на его основе прогнозирование дальнейших путей общественного развития. Одной из составляющих этой общей задачи следует считать исследование различных аспектов человеческого сообщества. Характеристика различных свойств и качеств населения как первичной организационной формы индивидов, как признака или элемента государства непосредственно проистекает из вышеобозначенной задачи. Актуальность проблематики теоретической модели населения и необходимость ее исследования подтверждается следующими аргументами.

Прежде всего, к этому обязывает современное состояние государство-ведческой науки, свидетельствующее об отсутствии единых подходов к опре делению самого государства, его сущностных признаков и элементов, в числе которых на первом месте по своей неразработанности оказалось население. Причин тому не мало, и они тоже могут быть составной частью предмета научного исследования. Удивительной оказалась обнаруженная при прочтении литературы по теории государства и права закономерность, состоящая в том, что на протяжении значительной части XX столетия (с 1917 по 1995 год) юристытеоретики постепенно дистанцировались от характеристики населения в своих определениях и описаниях государства вообще и отечественного в том числе.

Видимо это и послужило основанием к написанию JI.C. Мамутом его известной статьи «Государство как публично-властным образом организованный народ"1, в которой дан критический обзор обозначившихся в литературе подходов к пониманию известного ряда категорий: население, народ, нация, этнос, общество и др.

1 Мамут Л. С. Государство как публично-властным образом организованный народ. // Журнал российского права. 2000. № 3. С. 99.

Нельзя признать достигнутой в современной юридической литературе цель определения сущности, структуры и функциональной характеристики населения. С формально-юридической точки зрения осуществление этой цели заключается в том, чтобы обозначить такие признаки и качества населения, которые не только показали бы его отличие от других признаков государства, но и помогли бы понять и установить их диалектическую взаимосвязь, потому что только последняя позволяет сформировать полный и объективный образ государства. Ни советская, ни современная российская правовая наука не отреагировали должным образом на необходимость теоретической и юридической характеристики населения как признака государства. Совершенно очевидно то, что все аспекты современной политики российского государства: национальной, демографической, миграционной, образовательной, хозяйственной, экологической, внутренней и внешней, оборонной и иной формируются с учетом и на основе интересов российского народа в целом, различных его составных частей и каждого отдельно взятого человека.

Но более впечатляющим аргументом актуальности темы, предложенной для написания диссертационного исследования, выглядят проблемы кризисного состояния современной демократии, «утраты ею, — по выражению А.И. Ковле-ра, человеческого измерения. О кризисе традиционной демократии еще в начале XX века писали М. Острогорский, Р. Михельс, М. Вебер, Г. Кельзенее язык, ее содержание становятся все менее понятными для обычного человека"2 и всего населения. К сожалению, эта тенденция не утратила своего воздействия и в современный период проявляется с особой остротой. С другой стороны в литературе справедливо поднимается вопрос и о кризисе современного правопони-мания. Индивид оказывается не в состоянии сориентироваться во всех хитросплетениях нескончаемой массы правовых норм и нормативных актов, по которым становится невозможным судить об отражении в них интересов как от.

2 Ковлср А. И. Антропология права. М., 2002. С. 4. дельной личности, так и различных общностей людей и первичной формы их объединения — населения. Истина объективного правопонимания уходит корнями в объективное осознание содержания такого ряда понятий как: население, народ, этнос, нация, общество, гражданское общество, посредством которых оценивается состояние различных модификаций человеческого сообщества и его роль в создании и функционировании государства и права.

Наконец, неопровержимым доказательством актуальности проблем состояния и качественных характеристик населения следует считать критическую ситуацию, складывающуюся в демографической сфере. Она свидетельствует о настоятельной необходимости научной разработай указанной проблематики на основе и с учетом изменившихся реалий, накопленного эмпирического багажа, переоценки научных подходов к пониманию происходящих процессов преобразования государства, его сущностных признаков в целом и в частности. Достаточно взглянуть только на один современный документ — Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2015 года и становится остро ощутимой потребность современного научного осмысления категории «население» с теоретических и формально-юридических позиций.

Степень разработанности темы. Население как объект самостоятельного исследования в юридической науке не представлен. Отдельные его качественные и количественные характеристики, свойства, признаки, функции рассматриваются учеными — представителями различных отраслей знаний. Важное значение для решения поставленных в исследовании задач имеют прежде всего труды по общей теории и истории права и государства, философии права, антропологии права. В их числе работы ученых: С. С. Алексеева, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Г. А. Гаджиева, З. Ш. Гафурова, А. В. Кашанина, Т. В. Кашаниной, А. В. Корельского, А. И. Ковлера, В. В. Лазарева, Е.А. Лукаше-вой, Г. Н. Манова, М. Н. Марченко, А. В. Малько, А. В. Мицкевича, Л. С. Мамута, Н. И. Матузова, Г. В. Назаренко, B.C. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, Л. И. Спиридонова, Ю. А. Тихомирова, А. Ф. Черданцева, В. Е. Чиркина и др. Мыслители различных исторических эпох Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, Демокрит, Джои Локк, Макиавели, Р. Ф. Моль, Платон, Ж. Ж. Руссо, Цицерон и др. сформулировали различные представления о государстве, его признаках, в том числе о населении.

Немалый вклад в формирование концептуальных подходов к пониманию населения внесли дореволюционные российские ученые: Н. Н. Алексеев, М.В. Владимирский-Буданов, И. А. Ильин, Н. М. Карамзин, Б .Я. Кистяковский, В. О. Ключевский, Н. М. Коркунов, П. Л. Сорокин, Е. Н. Трубецкой, Ф. В. Тарановский,.

B.М. Хвостов, Г. Ф. Шершеневич и др.

Характеристика отдельных аспектов населения дана в работах современных представителей различных отраслей науки: юристов, экономистов, философов, социологов, демографов. В их числе следует назвать: Ю. А. Агафонова,.

C.А. Авакьяна, Л. В. Бутько, Н. А. Боброву, Л. В. Воеводина, Ю. А. Дмитриева, И. А. Иванникова, А. Ф. Малого, В. Медкова, Нурмана Рулана, М. Н. Руткевича, В. А. Ржевского, А. Г. Рахимова, В. П. Сальникова, Е. С. Смирнову, В.А. Торло-пова, А. Г. Хабибулина, В. В. Шалина, А. Черкасова.

Однако при всем многообразии в трудах перечисленных авторов не охватываются все проблемы исследуемой темы. Отсутствуют комплексные и тематические монографические исследования теоретического характера по данной проблематике. Проведенный обзор не только подтверждает актуальность темы диссертации, но и возлагает определенные обязанности по ее обстоятельной разработке.

Объектом диссертационного исследования является население как один из более общих признаков государства.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности населения, взаимосвязь населения с другими признаками государства, а также нормативные правовые акты, регулирующие различные аспекты проявления и функционирования населения как особой, сложной общности людей.

Цель н задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного исследования категории «население» обосновать вывод о том, что население является определяющим признаком государства.

Поскольку общей задачей юридической науки на современном этапе ее развития признается теоретическая и юридическая отработка вопроса о содержании и значении населения как признака государства, цель настоящего исследования может быть достигнута посредством решения следующих задач:

— исследование различных определений понятия государства, его признаков, выявление соотношения и взаимосвязи различных признаков государства с категорией «население»;

— определение понятия населения как приоритетного признака государства;

— определение особой роли населения в характеристике государства, выявлении закономерностей происхождения, развития и функционирования госуъ дарства;

— исследование основных черт и свойств населения как признака государства;

— исследование способов и технологий формирования и правового оформления населения государства в конкретно-исторических условиях;

— проведение структурно-функционального анализа населения и на его основе обозначение проблем правового регулирования различных состояний населения, разработка предложений по его совершенствованию.

Источннковую базу (основу) диссертации составили научные труды дореволюционных и современных отечественных и зарубежных ученых в различных областях знаний — юристов, философов, экономистов, политологов, социологов, демографов, историков, антропологов. В нее вошли также международно-правовые акты, законодательство России и других государств. В работе использованы материалы научных и научно-практических конференций, данные, А социологических исследований и опросов общественного мнения, статистические материалы, данные, нашедшие свое отражение в докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, средствах массовой информации и др. Вся эта информационная база способствовала достижению научной обоснованности и достоверности формулируемых в диссертационном исследовании положений, выводов и предложений.

Методологической основой исследования является современный методологический инструментарий, разработанные в разные исторические периоды гипотезы и подходы к такому феномену как население.

В ходе исследования широко применялись как общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, так и частно-научные методы, такие как метод системного анализа, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и др. Использование при написании диссертации широкого спектра существующих методов философии, права, истории, социологии, политологии и др. отраслей научных знаний позволило автору осмыслить и раскрыть предмет исследования целостно и всесторонне, и в конечном итоге решить поставленные задачи, достичь обозначенной цели.

Научная новизна исследования состоит в том, что в науке теории права и государства категория «население» впервые представлена как предмет самостоятельного теоретико-правового исследования.

Выработано определение понятия населения как приоритетного признака государства, разработан и предложен регламентационно-правовой критерий структуризации населения, с помощью которого проведен структурно-функциональный анализ населения. Исследовано соотношение населения как признака государства с другими его признаками и с сопредельными категориями «народ», «нация», «общество».

Сформирован целостный и относительно завершенный образ населения как признака государства. Определены и проанализированы качественные характеристики населения, способы его формирования и правового оформления состава.

Положения, выносимые на защиту.

1. Население представляет собой самостоятельный объект научного теоретико-правового исследования, обладает для этого всеми исходными данными, что вытекает из анализа приведенных в работе определений государства и подтверждается сложным, диалектически обусловленным соотношением населения с другими признаками государства.

2. Качественно-определенная и конкретно-историческая характеристика населения, его определяющее влияние на другие признаки государства могут быть положены в основу установления формы правления, формы государственного устройства, политико-правового режима, технологий формирования государственного механизма, функций государства, сущности и содержания права.

3. Установлена взаимосвязь населения с другими категориями, применяемыми юридической наукой в описаниях государства. Закономерность здесь такова: население представляет собой первичную человеческую субстанцию, выступающую средой формирования первичных связей и отношений, на основе которых возникает государство как продукт взаимодействия людей. Затем через государственные институты, трансформирующие общественную власть в государственную, происходит процесс становления народа, нации, этноса, общества и т. д.

4. С формально-юридических позиций определено понятие населения как совокупности индивидов, объединенных естественными причинами в исторически сложившиеся социальные и иные общности, различающихся по национальным, половозрастным, профессиональным признакам, политическим убеждениям, верованиям и другим качествам, выполняющих различные функции и образующих в конечном итоге единую социально-экономическую и политическую государственно-организованную общность людей. Данное определение предлагается для использования наукой теории права и государства в характеристиках государства.

5. Сложный структурно-функциональный анализ населения произведен на основе регламентационно-правового критерия, в соответствии с которым структура и функции населения определяются в зависимости от характера и природы правовой связи индивида, различных его общностей, всего населения в целом с государством.

6. В работе дана теоретико-правовая характеристика института гражданства. Считающийся традиционно государственно-правовым, данный институт в теоретико-правовом обличил определяется как способ формирования и правового оформления населения, и этим качеством предопределено историческое и современное разнообразие правовых моделей гражданства. Теоретическая н практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что ряд содержащихся в ней положений и выводов развивают общетеоретические знания о понятии государства, его признаках, основываются на выявлении значения населения, формируют представление о его качествах и свойствах, показывают новые методологические подходы к пониманию населения.

Материалы диссертационной работы, сформулированные автором выводы и предложения могут быть использованы в процессе дальнейших исследований проблем в области теории и истории государства и права, конституционного права и других отраслей знаний о народонаселении. Они могут служить научной базой для более углубленного исследования отдельных направлений выбранной тематики.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании федерального и регионального законодательства, при разработке учебно-методических материалов по теории и истории права и государства, конституционного права, а также в процессе преподавания вышеназванных дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы диссертационного исследования изложены в восьми опубликованных научных статьях, в тезисах выступлений на региональных, межрегиональных, всероссийских научных и научно-практических конференциях и семинарах в 1997,1999, 2000, 2001 гг.

Результаты исследования нашли применение при написании курса лекций по предмету «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» (в соавторстве), а также в процессе преподавания учебных курсов «Теория права и государства», «Конституционное право», спецкурса «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел».

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой научного исследования и включает введение, три главы, содержащие семь параграфов, заключение и библиографический список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Раскрывая природу и формы бытия населения, следует учитывать, что население существует во множестве разных измерений или подсистем социального бытия, каждая из которых наделяет его своими собственными специфическими чертами — качествами. Число этих подсистем велико. Они изучаются историками, этнографами, культурологами и лингвистами, демографами, антропологами, экономистами, юристами и представителями других отраслей знаний.

Данное диссертационное исследование носит всесторонний многоплановый характер. В процессе работы поставленная цель была достигнута.

Решение задач исследования позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Население как один из определяющих признаков государства наряду с территорией и публичной властью, предопределяет политический характер государства, является источником социально-властных институтов, социальной базой государства, государственной власти и представляет собой совокупность индивидов, объединенных естественными причинами в исторически слоэ/сившиеся социальные и иные общности, различающихся по национальным, половозрастным, профессиональным признакам, политическим убеждениям, верованиям и другим качествам, выполняющих различные функции и образующих в конечном итоге единую социально-экономическую и политическую государственно-организованную общность людей.

2. Анализ различных характеристик категории «население», выявление ее взаимосвязи с сопредельными терминами «народ», «нация», «общество», «гражданское общество» подводят к пониманию населения как признака государства, создают необходимую информационную базу для формирования его научно-теоретического образа.

3. Связь населения с государством, предопределяющую производность последнего от первого, следует рассматривать, как объективно необходимое качество населения. Создание населением государства — это та цель, достижение которой обеспечивалось на протяжении всей долгой исторической эволюции этого феномена. Значение населения как определяющего признака государства заключается в том, что население занимает особую роль в характеристике государства, в определении его социального назначения, в выявлении закономерностей происхождения, развития и функционирования государства.

4. С учетом способности населения к структуризации предлагается определить структуру населения, как целостную совокупность всех функционирующих в пей общностей, взятых в их взаимодействие. В качестве основы структуризации населения в зависимости от характера и природы правовой связи индивида, различных его общностей, всего населения в целом, его структурных элементов с государством предлагается регламентационно-правовой критерий.

5. Анализ понятия, принципов гражданства, оснований, условий и порядка его приобретения, изменения и прекращения приводит к выводу о том, что гражданство следует рассматривать как универсальный способ, как универсальную технологию формирования и юридического оформления состава населения, а также как первичную правооснову для формирования как общего, так и различных тематических статусов личности в государстве.

6. Гражданство, перепись населения и миграция являются правовыми институтами, дающими возможность судить о способах и технологиях формирования и изменения состава населения государства. Функциональное их назначение в том, что гражданство обеспечивает, прежде всего, стабильность состава населениямиграция демонстрирует динамику изменений состава населенияперепись осуществляет периодическую констатацию качественных и количественных показателей и параметров населения. Деятельность государственно-властных структур должна быть сориентирована на совершенствование правового регулирования указанных процедур.

7. Основными структурными элементами населения в социально-экономической сфере являются: собственники и несобственникитрудовос-требованные и безработныеработающие в промышленности, в сфере сельскохозяйственного производства, в сфере обслуживания, торговли и др.- классы, социальные слои, группы и др. Показатели реализации ими социально-экономической функции формируют экономический и социальный менталитет как населения, так и государства. Социальная функция государства при этом является реакцией па выполнение населением его экономической функции.

8. Основой структуризации населения в сфере политико-властных отношений являются принципы самовыражения и самоуправления населения. В результате этой структуризации выделены следующие элементы, являющиеся субъектами политических отношений: избиратели (электорат), население каждого субъекта Российской Федерации или муниципального образования, общественно-политические объединения.

9. При раскрытии репродуктивно-защитной функции обоснован вывод об отсутствии организационной, правовой и материальной политики Российского государства в отношении к семье в целом, а также по отношению к женщинам и детям, как наиболее уязвимым слоям населения. В связи с этим формулируются ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательной и иной деятельности в данной сфере отношений.

10.В целях решения вопроса об установлении и научном обосновании понятия «правовой статус населения» предлагается разработка и принятие ряда федеральных законов, также дополнение и совершенствование норм действующего законодательства о гражданстве, о выборах, об общественных объединениях, о социальном обеспечении, о социальном партнерстве, о занятости населения и в сфере семейных отношений. Проведение комплексного исследования категории «население» позволяет сделать главный вывод: население является приоритетным признаком государства. Именно население является той первичной субстанцией, в которую уходят своими корнями индивид и все различные его общности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  2. Европейская конвенция о гражданстве, (от 1997 г.) / Пер. с англ. МИД Российской Федерации, 1997.
  3. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9.
  4. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 28.
  5. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
  6. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995. // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.
  7. О правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997. (в ред. от 31.12.1997) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  8. О гражданстве Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28.11.1991. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243 (с последующими изменениями и дополнениями).
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2001. // СЗ РФ. 2002. № 1. (Часть I). Ст. 3.
  10. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.- 1999. № 26. Ст. 3175.
  11. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.- 2002. № 12. Ст. 1093.
  12. О беженцах: Федеральный закон от 28.06.1997. // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956.- 2000. № 46. Ст. 4537.
  13. О вынужденных переселенцах: Закон РФ в ред. Федерального закона от 20.12.1995 // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.- 2000. № 33. Ст. 3348.
  14. Федеральной миграционной программе на 1998−2000 годы: Постановление Правительства РФ от 10.10.1997. // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5406.
  15. Без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // Парламентская газета. 11 июля 2000.
  16. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // Рос. газ. 4 апр. 2001.
  17. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // Рос. газ. 19 апр. 2002.
  18. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в1999 году. М., 2000.
  19. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. // Рос. газ. 25 июня, 10 авг. 2001.
  20. Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год. // Парламентская газета. 5 янв. 2002.
  21. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в первом полугодии 2000 года. // Рос. газ. 1 авг. 2000.
  22. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в I полугодии 2001 года // Рос. газ. 4 авг. 2001.
  23. К подъему России: Аналитический доклад. М.: Совет Федерации.1998.
  24. Программа Народной партии Российской Федерации, принятая на съезде партии 29 сентября 2001 г. // Рос. газ. 23 окт. 2001 г.
  25. Монографии, книги, учебники, сборники
  26. М.С. Законы народонаселения докапиталистических формаций. // В кн.: Демографические традиции, вып. 4−5. Киев, 1972.
  27. М.С. Марксизм-ленинизм о социальной обусловленности демографических процессов. // В кн.: Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы. Киев, 1972.
  28. Ю.А. Социальный порядок в России. Ростов-на-Дону, 2000.
  29. Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. М., 1998.
  30. Э.Б. Социально-экономическая география. М., 1983.
  31. Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919.
  32. Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.
  33. Аристотель. Избранные произведения. Т. 4. М., 1984.
  34. М.В., Габричидзе Б. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.
  35. Ю.Базылев В. Н., Бельчиков Ю. А., Леонтьев А. А., Сорокин Ю. А. Понятия чести, достоинства, оскорбления и не нормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997.
  36. П.Барциц И. Н., Миронов В. О. Россия и Беларусь: история воссоединения. М., 2000.
  37. А.А. Суверенитет советского народа. М., 1975.
  38. Н., Судьба России. М., 1990.
  39. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
  40. А.Я. Население и методы его изучения. Сборник научных трудов. М., 1975.
  41. Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР / Под ред. А. Г. Вишневского. М., 1977.
  42. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  43. Л.В., Курдюк П. М. Региональное правотворчество: теория и практика. Монография. / Под редакцией В. П. Сальникова. СПб., 1998.
  44. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  45. П. Гражданство и безгражданство в международном праве (2-е изд., 1979).
  46. А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов. М., 1999.
  47. Г. В. История права. / Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб., 1999.
  48. А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1982.
  49. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
  50. Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб. пособие. М., 1997.
  51. К.С. Введение в геополитику. Учеб. для вузов. М., 2000.
  52. Г. Философия права. М., 1990.
  53. И.А., Хачатрян С. Р. Воспроизводство населения и социальная инфраструктура в субъектах РФ: динамика и дифференциация / Центр. Экон.-Мат. Ин-т РАН. Мюнхен, 1997.
  54. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. М., 2001.
  55. М.Г. Переписи населения в капиталистических странах (Организационные и программно-методологические вопросы современных переписей). М., 1976.
  56. Гудвин-Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве / Пер. с англ. Под ред. М. И. Левиной. М., 1997.
  57. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
  58. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  59. Избирательное право и избирательный процесс в российской Федерации: Учеб. для вузов. Отв. ред. А. В. Иванченко. М., 1999.
  60. И. Путь к очевидности. М., 1993.
  61. С.В. Социальная защита населения. М., 1999.
  62. Н.М. История Государства Российского. Т.4. М., 1989.
  63. Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. М., 1999.
  64. Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права. Учеб. М., 1996.
  65. В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1993.
  66. С.В., Чичерин АЛ. Основы государства и права. Учеб. пособие М., 1997.
  67. В.О. Курс Русской Истории // В. О. Ключевский. Сочинения в 9-ти т. Т. 1.М., 1987.
  68. В.О. Исторические портреты. М., 1990.
  69. Н.В. Происхождение цивилизации: социально-философский аспект. М., 1996.
  70. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
  71. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М., 1996.
  72. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997.
  73. РФ. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 1997.
  74. Конституция Российской Федерации: Научно-практических комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997.
  75. Конституции государств Европейского Союза./ Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации JI.A. Окунь-кова. М., 1997.
  76. Конституции зарубежных стран. Учеб. пособие. М., 1997.
  77. Конституционное право. Учеб. пособие в 2-х частях: Конституционно-правовая мысль XIX XX вв. (Хрестоматия по общему конституционному праву). М., 1994.
  78. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
  79. Конституции государств Восточной Европы. Учеб. и справочное пособие. М., 1996.
  80. Конституции республик в составе РФ. Сборник документов. М., 1995.
  81. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.
  82. Краткая географическая энциклопедия. М., 1962.
  83. В.В. Общая теория права и государства. М., 1994.
  84. О.Э. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. М., 2000.
  85. М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). М., 2000.
  86. Дж. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1960.
  87. М. В. Соч-я. 1987.
  88. Т. Опыт о законе народонаселения. Т. 1. СПб., 1868.
  89. Л.С. Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе. М., 1976.
  90. Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999.
  91. Г. Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.
  92. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.
  93. К. Энгельс Ф. Соч. Т.27.
  94. К., Энгельс Ф. Соч, Т.З.
  95. Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
  96. Международное право.: Учеб. / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1998.
  97. Миграция в России: проблемы, правовое обеспечение: Сборник научных статей / Под ред. М. В. Немытиной. Саратов, 2001.
  98. П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1. СПб., 1909.
  99. О.О., Горовцов Д. Е. Гражданин России: историческо-правовой очерк. М., 1997.
  100. Многоязычный демографический словарь. Русс. Изд. Нью-Йорк, ООН.1964.
  101. Ш. Избранные произведения. М., 1995.
  102. JI.A. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. М., 1998.
  103. Г. В. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 1998.
  104. Народы России: энциклопедия. М, 1994.
  105. Население СССР в 80-е годы / Отв. ред. Г. П. Киселева. М., 1991.
  106. Национальные отношения: Словарь / Под общ. Ред. B.JI. Калашникова. М., 1997.
  107. B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.
  108. П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П. И., Покровский И. А. О праве на существование. СПб., 1911.
  109. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. редактор М. М. Марченко. T.l. М., 2000 .
  110. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В. В. Лазарева. М.2000.
  111. Общая теория права. / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996. 87. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. НЛО. Шведовой. 18-е изд. Стереотип. М., 1986.
  112. Основы права Европейского Союза: Учеб. пособие / Под ред. С. Ю. Кашкина. М., 1997.
  113. В.В. География населения СССР. Экономико-географические очерки. М., 1971.
  114. Права человека. Учеб. для вузов. /Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. 1999.
  115. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. / Отв. ред Е. А. Лукашева. М., 2000.
  116. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. / Отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2001.
  117. Проблемы общей теории права и государства. Учеб. для вузов. / Под общ. ред. B.C. Нерсесяна. М., 2001.
  118. Проблемы социальной и демографической статистики. Сб. научных тр. М., 1994.
  119. А. Гражданство в Энциклопедии Международного публичного права. Изд. Р. Бернард, 1985.
  120. Региональные проблемы современного демографического развития СССР. М., 1985.
  121. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
  122. О.Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1996.
  123. В.П. Правовая культура: актуальные проблемы теории права / Под ред. К. Б. Толкачева, А. Г. Хабибулина. Уфа, 1995.
  124. Ю.А. История России: Народ и власть. СПб., 1997.
  125. A.M. Города Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.. М., 1959.
  126. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994.
  127. Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
  128. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, 1996.
  129. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д. И. Валентей. М., 1991.
  130. Словарь русского языка: В 4-х т. //АН СССР, Ин-т русск. Яз./ Под. ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. Т.2. М., 1986.
  131. А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 19 061 917 гг.: историко-правовой очерк. М., 1998.
  132. Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М., 1999.
  133. Советская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 1966.
  134. А. Общая теория населения (в 2-х т.) М., 1977.
  135. Современные зарубежные конституции. М., 1992.
  136. П.Л. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  137. П.Л. Элементарный учебник по общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919.
  138. Социология: Словарь-справочник. Т. З. Междисциплинарные исследования. М., 1991.
  139. Л.И. Теория государства и права. Учеб. М., 1995.
  140. Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.
  141. Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб., 2001.
  142. В.О. Государство: система категорий. Саратов, 1971.
  143. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства. Учеб. Пособие. / Под ред. А. Б. Венгерова. М., 1995.
  144. Теория государства и права. Курс лекцийУПод ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
  145. Теория права и государства. Учеб./ Под ред. Г. Н. Манова. М. 1995.
  146. Теория государства и права. Курс лекций. М., 1997.
  147. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова, 1. A.В. Малько. М., 2000.
  148. Теория государства и права. Учеб. М., 1974.
  149. Теория государства и права. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
  150. Теория государства и права. Учеб. / Под ред. В. М. Корельского и
  151. B.Д. Перевалова. М., 2000.
  152. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998.
  153. Ю.В. Геополитика: учеб. пособие. М., 2000.
  154. А. Дж. Постижение истории. М., 1996.
  155. А. Демократия в Америке. М., 1994.
  156. В.А., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли России: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В. И Жукова. М., 1999.
  157. .М. Вступительная статья / Конституция России: комментарий. М., 1994.
  158. В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы: Монография. СПб., 1999.
  159. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996.
  160. Е.Н. Энциклопедия права. Юридический институт. СПб, 1998.
  161. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практическое пособие. М., 2000.
  162. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991.
  163. Фишеровский словарь. Франкфурт, 1987.
  164. В.М. Общая теория права. СПб., М., Варшава, Вильно.1914.
  165. К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
  166. В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1999.
  167. В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
  168. А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.
  169. А. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.
  170. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М, 1993.
  171. В.Е. Современное государство. М., 2001.
  172. И.О. Конституция РСФСР 1918 года. М., 1984.
  173. Шал и н В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.
  174. B.C. Гражданство в союзном государстве. М., 1969.
  175. Д. Население мира в 2000 году: численность, рождаемость, продолжительность жизни, 1988.
  176. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 40. Спб., 1897.
  177. Энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Я. Сухарев, 2-е изд., изм. и доп. М., 2001.
  178. Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.1. Научные статьи
  179. М.И. Учение Канта о праве и государстве. // Правоведение. 1998. № 3.
  180. С. А. Договор между республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: конституционно-правовой ана-лиз.//Вестн. моек, ун-та. Сер. 11, Право. 2001. № 1.
  181. С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. 1997. № 5.
  182. Э. Страны, народы и государства. // Федерализм. 1997. № 2.
  183. JI.B., Белоусова Е. В. Беженцы и вынужденные переселенцы: правовые проблемы. // Государство и право. 1995. № 5.
  184. JI.B., Белоусова Е. В. Статус беженцев и вынужденныхпереселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 1999 г. № 5/6.
  185. Э.П. Законодательство Российской Федерации о культуре. // Журнал российского права. 2002. № 3.
  186. С.Н. Естественные границы государств: возвращение политико-правовой аксиомы. // Правоведение. 1999. № 1.
  187. Ю.Бабурин С. Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство. // Государство и право. 1996. № 11.
  188. П.Белковский А. Н., Черносвитов П. Ю. Человеческая культура: бесперспективное разнообразие? (К проблеме народонаселения). //Человек. 1996. № 6.
  189. JI.H. Региональные проблемы образования: образовательная депривация. // Правоведение. 1999. № 6.
  190. А., Захаров С. Демографическая история СССР и России в зеркале поколений. // Население и общество. 1997. № 17.
  191. Бобров AJ1. Проблемы народонаселения России и мира: изучение и анализ. //Вести, моек, ун-та. Сер. 6, Экономика 1996. № 5.
  192. Н.А. Гражданство как элемент конституционного строя. // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.
  193. С. А. Референдумы по экологическим проектам. // Государство и право. 1999. № 11.
  194. JI.B. Гражданство Союзного государства России и Беларуси.// Национальные интересы. 2001. № 2−3 .
  195. Варлен-Бевз М. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве СНГ. // Право и жизнь. 1997. № 11.
  196. В.И. Местное самоуправление: закон и практика. // Журнал российского права. 2001. № 8.
  197. Ю.Ю. Синергетика в праве. // Государство и право. 2002. № 4. С. 64−70.21 .Вишневский А. Г. Единая неделимая // Полис. 1994. № 2.
  198. Р. Воспроизводство населения, миграция и занятость населения в России в период 1996—2005 гг..: По материалам Международного научного конгресса, Москва, нояб. 1995 // Проблемы прогнозирования. 1996. № 4.
  199. З.Т. Гражданское общество в России. // Социологические исследования. 1997. № 3.
  200. Т. В. Малков В.П. Государственный язык и его правовой статус. // Государство и право. 1999. № 7.
  201. Диденко Н. Г, Селиванов В. Н. Право и свобода // Правоведение. 2001.3.
  202. Ю.П., Лапин Н. Н. Социальная значимость факторов вынужденной миграции. // Социологические исследования. 2001. № 1.
  203. Еремин, А Р. Право граждан на местное самоуправление. // Правоведение. 1998. № 3.
  204. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества. // Социологические исследования. 2001. № 8.
  205. И.А. Концепция правовой культуры. // Правоведение. 1998.
  206. З.К. Этнополитические аспекты российского федерализма:
  207. На примере Северо-Кавказского региона. // Правоведение. 1998. № 3.
  208. А. Демографическая безопасность России // Федерализм. 1997.2.
  209. А. Региональная демография России. // Федерализм. 1997. № 1.
  210. В.Т. Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций: проблемы законодательного регулирования // Самоуправление: теория и практика. М., 1991.
  211. А.И., Двойное гражданство: панацея и ловушка // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.
  212. Н.С. Материалы «круглого» стола «Права человека: итоги века, тенденции, перспективы» // Государство и право. 2001. № 5.
  213. Ю.А. Семья как субъект права. // Журнал российского права. 2000. № 10.
  214. .С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации //Журнал российского права. 2001. № 8.
  215. В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы). // Государство и право. 2000. № 1.
  216. В., Медведев А. Русские вымирают? Не дождетесь ! / Рос. газ. 11 июня. 1998.
  217. В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. //Вопросы экономики. 1998. № 5.
  218. В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях. // Журнал российского права. 2002. № 1.
  219. Н.И. Динамики ценностей населения реформируемой России: По данным социологических исследований. //Вестн. РАН. 1997. № 2.
  220. Е.А. Обеспечение прав человека как фактор устойчивого развития российского общества // Российский конституционализм: проблемы ирешения (материалы международной конференции). М., 1999.
  221. Лукашук И. И Взаимодействие международного и государственного права в условиях глобализации. // Журнал российского права. 2002. № 3.
  222. И. И. Глобализация и государство // Журнал российского права. 2001. № 4.
  223. А.П. Условия совершенствования регионального законодательства в сфере образования. // Правоведение. 1999. № 4.
  224. А. Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право 2001. № 3.
  225. Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  226. Л.С. Социальное государство с точки зрения права. // Государство и право. 2001. № 7.
  227. М.М., Шилова Г. В. Естественное движение населения РФ. // Социально-экономические проблемы миграционного и естественного движения населения РФ. СПб., 1993.
  228. В.А. Российский экономический менталитет. // Государство и право. 1999. № 6.
  229. С.В. Право граждан на представительство в системе конституционных прав: вопросы теории. // Вестн. моек, ун-та. Сер. 11. Право. 2000. № 6.
  230. Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.
  231. В.М. «Бомба депопуляции»: опыт России итоги и уроки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 4.
  232. Е. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденных миграций. // Этнополис. 1995. № 2.
  233. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком //Вопросы экономики. 1997. № 6.
  234. Л.А. Функции Российского государства на современном этапе. // Государство и право. 1993. № 6.
  235. А. К., Рыжонков Д. И. О концепции двойного гражданства // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.
  236. A.M. Детская беспризорность опасное социальное явление. // Государство и право. 2001. № 6.
  237. Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования. //Журнал российского права. 2000. № 12.
  238. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010 г.: Доклад // Здравоохранение РФ. 1998. № 4.бб.Охотникова М. М. Условия и факторы экономического согласия в обществе. // Социологические исследования. 2000. № 2.
  239. Э., Сусаров А. «Пятый пункт» в зеркале демографии // Российские вести. 30 окт.1997.
  240. В.В. Вопросы методики изучения современной миграции населения в СССР. // Сб.: Вопросы трудовых ресурсов районов Сибири. Новосибирск, 1961.
  241. В.А. О правовых основах статуса и развития русского народа в системе федеративных отношений Российского государства. // Журнал российского права. 2001. № 6.
  242. Г. Г. Почему нам так необходимо местное самоуправление? // Полис. 1998. № 4.
  243. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы (материалы «крупного стола Института государства и прав РАН) // Государство и право, 2001. № 5.
  244. Прогноз численности населения до 2005 года: Материалы Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. // Общество и экономика.1994. № ¾.
  245. Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении. // Журнал российского права. 2002. № 2.
  246. М., Варшавская Н. О миграционной ситуации в России. // Вопросы статистики. 1998. № 10.
  247. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социологические исследования 1997. № 5.
  248. Л.Л. Великая отечественная: людские потери России. // Социологические исследования. 2001. № 6.
  249. Ю.И. Российское гражданство и некоторые вопросы регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев. // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.
  250. В.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы //Государство и право. 2001. № 5.
  251. Е.С. Регулирование вопросов гражданства стран содружества независимых государств в свете европейского опыта. / Государство и пра-во.2001.№ 6.
  252. Е.С. Россия и европейские стандарты института гражданства в начале XXI в. // Государство и право. 2002. № 2.
  253. И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика. // Вестн. моек, ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1.
  254. И.И. Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. // Полис. 2001. № 2.
  255. Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. № 1.
  256. И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан. // Журнал российского права. 2002. № 1.
  257. Ю.А. Государство на рубеже столетий. // Государство иправо. 1997. № 2.
  258. Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика//Правоведение. 1999. № 3.
  259. А.К. Сущность категории личной безопасности и её соотношение с категориями чести и достоинства. // Правоведение. 1998. № 1.
  260. Н. Факультативный референдум как институт прямой демократии в странах Совета Европы. // Российская юстиция. 1998. № 2.
  261. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа. // Социологические исследования. 2001. № 6.
  262. И.В. Беженцы и вынужденные переселенцы в СНГ: определение понятий. // Московский журнал международного права. 1997. № 4.
  263. А.Г., Рахимов Р. А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности. // Государство и право. 2000. № 5.
  264. Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования. // Журнал российского права. 2002. № 2.
  265. .С. О современной демографической ситуации в России. // Диалог. 1998. №> 4.
  266. .С. Проблемы сокращения населения в России. // Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб, 1995.
  267. И.Л. Природа и этапы развития государственности. // Правоведение. 1998. № 3.
  268. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство. // Государство и право. 2002. № 2.
  269. О.С. Причины миграции в России. // Проблемы прогнозирования. 1998. № 5.
  270. Г. Г. Союзное государство Белоруссии и России. // Государство и право. 2001. № 4.
  271. В. «Мудрецы» предлагают реформу Совета Европы // Международная жизнь. 1999. № 1.
  272. В.Ф. От реформирования к совершенствованию судебно-арбитражной системы, укреплению независимости судебной власти. // Вестник ВАС РФ. 1998. № 4.
  273. Диссертации и авторефераты
  274. Ю.А. Правовое обеспечение свободы манифестации в условиях правового государства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1991.
  275. А.Н. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Волгоград., 1999.
  276. Э.А. Становление и развитие института гражданства: конституционный аспект (на примере России и стран ближнего зарубежья). Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  277. Anderson P. J. The Global Politics of Power, Justice and Death, N.Y. 1996.
  278. Dictionary of the Social Sciences. Editors Julius Gould, William L. Kolb. Compiled under the auspices of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. L., 1964.
  279. Doehring K. Allgemeine Staatslehre: eine systematische Darstellung. Heidelberg. 1991.
  280. Constitution Politica del Peru. Lima, 1993.
  281. Souzdaltesev J. Natioology. Social science for the third milenium. Englewood Cliffs, № 3: Rdr Writers./ Adents, Jvs. 1999.
  282. Vocabulaire technique et critique de la philosophic. Par Andre Laland. Neu-vieme edition. Paris, 1962.
  283. World population prostects. The 1998 Revision. Vol. Comprehensive Tables. United Nations. N.Y., 1999.
Заполнить форму текущей работой