Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы предполагаем, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЫЮГО ВОЗРАСТА ЧУВСТВА ЦВЕТА
    • I. Философские и психолого-педагогические основы восприятия цвета
    • 2. * Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности
    • 3. Состояние работы дошкольных учреждений по формированию чувства цвета у детей
  • Глава II. СОДЕРЖАНИЕ, ШОРМЫ I МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬШГО ВОЗРАСТА
    • I. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. Содержание и методы работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
    • 3. Подготовка воспитателей к работе с детьми по развитию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации

Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстетическое воспитание детей является важной задачей, решение которой способствует гуманизации образования, формированию устойчивой потребности личности жить и действовать «по законам красоты» .

Активное постижение и создание прекрасного во всех областях жизнедеятельности обогащает человека духовно, развивает его как творца, способного к наиболее полному выявлению своих задатков и способностей (Т.С.Комарова, Б. Т. Лихачев, В. А. Разумннй, Н. П. Сакулина, В. М. Скатерщиков, Л. В. Тодоров, В.Н.1ацкая и другие).

Одним из действенных средств эстетического развития ребенка является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает предметы и явления окружающей действительности, передает их свойства. Он действует как художник, используя разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет.

Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие. Ироцесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Н.Б"Венгер, А. В. Запорожец, Э. Меймам, А.А.Мелик-Пашаев, В. С. Мухина и др.), искусствоведы и художники (А.В.Бакушинский, Н, Н, Волков, Е. ИЛарушин и др.), педагоги (В.А.Езикеева, Т. С. Еомарова, Т. Г. Казакова, Я. А. Коменский, М. Мон-тессори, Л. В. Пантелеева, Е. Г. Приходько, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е. А. Шлёрина и др.).

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Л.А.Венгера, Н. А. Ветлегиной, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой, 3.Г.Пилюгиной, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой и др.).

Так Т. О. Комарова и Н. П. Сакулина, рассматривая вопросы сенсорного воспитания ребенка, выделяют задачи развития у детей цветового восприятия, которые включаются в занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры.

В исследованиях Л. А. Венгера, Н, 1#Венгер, Э. Г. Пилюиной были разработаны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

В 70-х годах Т. И. Лазарь, Л. В. Пантелеева изучали проблему развития у детей 5−7 лет чувства цвета как одно из наиболее ярких выразительных средств в рисовании и декоративно-прикладной деятельности.

Большого внимания заслуживают работы Е. Г. Приходько, посвященные изучению освоения и передачи цвета в изобразительной деятельности детей пятого года жизни.

В трудах Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной раскрыта эволюция цвета в детских рисунках, а также отмечается, что система воспитания, воздействующая на ребенка, во многом определяет то, как он использует цвет в своих рисунках,.

О способностях к применению цвета в качестве выразительного средства как компонента художественной одаренности было раскрыто в работе А.А.Мелик"Пашаева.

Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета ие подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию.

Однако психологи и педагоги такие, как Л. А. Венгер, НД. Вет-лугина, Т. ИДоронова, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комарова, Э.И.Кубышки-на, Г. П. Новикова, А.А.Мелик-Пашаев, Л. В. Пантелеева, Е. Г. Приходько, Н. П. Сакулйна л другие придерживаются иной точки зрения, рас сматривая чувство цвета как одно из проявлений художественной способности человека.

Исследования и наша работа показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве — умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппли кацииподбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета — не только проявление худохесгввжных способностей человека, хо и способ отражения ш окружающего мира. Выбор цвета ребенком во время рисования — показатель его психического состояния и творческого самовыражения.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать, разли~ чать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось равнее в методических пособиях (Л.А.Венгер, Т. С. Комарова, Э.Г.Пи~ люгина, Н. П. Оакулина и др.).

Искусствознание и художественная практика указывают на принципиальную возможность и необходимость постановки данной проблемы и ее решения, начиная с дошкольного возраста.

Таким образом, проблема формирования чувства цвета у детей в наетоящее время становится одной из актуальных в психолог®-педагогических исследованиях.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и результат констатирующего эксперимента, проведенного в рамках данной работы, убеждает в недостаточной разработанности данной проблемы.

До настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета в процессе занятий по изобразительной деятельности, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей шестого года жизни с цветом, же раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений" Кроме того не используются большие возможности старших дошкольников, позволяющие формировать чвство цвета.

Анализ практической деятельности показывает, что одной из причие, затрудняющей развитие чувства цвета у детей, является слабая профессиональная подготовка и особенно методическая подготовка воспитателя и его знания и умения в данной области, что отрицательно сказывается на результатах цветового восприявия детей.

Таким образом, возникает противоречие. Цветовая характеристика создаваемого образа является важным средством образной выразительности детского творчества. Вместе с тем существующая система работы с детьми не обеспечивает развития у детей чувства цвета, необходимого для создания выразительного образа. Существу ет противоречие между требованиями практики и теоретической неразработанностью данной проблемы. С учетом возникшего противоречия был сделан выбор темы исследования.

В связи с этим предстояло определить, как строить процесс формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, педагогические условия его эффек тивности*.

Проблема исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста располагают большими потенциальными возможностями, позволяющими формировать у них чувство цвета, умения использовать цвета как средства выразительности в изобразительном творчестве и слабой реализацией этих возможностей из-за недостаточной разработанности вопроса теории и практики дошкольного воспитания. Разрешение этой проблемы и составляет цель исследования*.

Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей в изобразительной деятельности,.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование чувства цвета у старшего дошкольника происходит в соответствии с художественно-образной природой искусства и психофизиологическими особенностями детей.

Мы предполагаем, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Для этого следует обеспечить:

— создание эмоциональной атмосферы переживания цветового многообразия окружающей действительности в процессе восприятия;

— включение в процесс художественного развития комплекса творческих заданий по цвету ;

— включение в занятия игровых элементов, имеющих яркую цве товую характеристику ;

• доверительную диалогическую форму общения на занятиях и в свободной деятельности, нацеленную на развитие активности дет ского художественного восприятия;

— учет индивидуальных, психолого-физиологических особенное тей развития старших дошкольников;

— поддержку творческой инициативы в процессе изобразительной деятельности, в особенности при решении цветовых задач;

— широкое использование произведений детского творчества в жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении;

— применение в работе с детьми различных художественных ма териалов |.

— использование комплекса наглядных пособий по цвету;

— подготовка воспитателей к работе с детьми по формированию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулиро ваны задачи исследования:

1) Раскрыть особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений;

2) Разработать и проверить в процессе опытко-эксперимен-тальной работы содержание, формы и методы занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста как средства образной выразительности ;

3) Определить роль педагога и пути повышения его квалификации с целью большей эффективности его деятельности по формированию чувства цвета у детей;

4) Разработать рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности".

Теоретическую базу исследования составили положение эстетики и искусствознания о художественном образе, отражении образов окружающей действительности в изобразительном искусстве, положения педагогов и психологов о роли деятельности в формировании личности ребенка, о развитии восприятия в процессе эстевическо-го воспитания и обучения, а также о роли педагога в воспитании и развитии личности ребенка.

Определение цели, задач, формулирование гипотезы обусловило выбор методов исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, программы воспитания и обучения в детском садунепосредственное и опосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении;

— интервьюирование, анкетирование, беседы с воспитателями и детьми $.

— опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной бнзой исследования являлся ШКиПРШ МО и дошкольные образовательные учреждений Московской области, К опытной работе приЕлеяеио 150 детей старших и подготовительных групп, НО воспитателей дошкольных учреждений, а также 15 экспертов, в качестве которых выступали заведующие и методисты ДОУ.

Этапы исследования".

— ю.

Первый этап (1993;1994 н.г.) — поисково-теоретический: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературыопределение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследованияизучение опыта работы дошкольных учреждений в области формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возрастаразработка специальных заданий, выявляющих уровень готовности воспитателей к данной деятельности $ анализ процесса и продуктов детского творчествабеседы с детьми, направленные на выяснение знаний о цветепроведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1994;1995 г. г.) — опытно-экспериментальный: составление программы формирующего экспериментавыбор форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми — разработка их содержанияосуществление анализа занятий с детьмипроверка эффективности экспериментальной программе, проведеме контрольных срезов.

Третий этап (1995;1996 г, г.) — заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— выделены особенности восприятия и формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства цвета;

— раскрыто и дополнено эстетическое понятие о цвете, о цветовой характеристике объектов, отражаемых в художественном творчестве детей;

— определена взаимосвязь изобразительной деятельности с дидактическими играми;

— разработаны критерии оценок детских рисунков с позиции цветового решения}.

— выявлен уровень теоретической и практической подготовленности воспитателей по формированию чувства цвета у детей;

— разработана последовательность занятий по изобразительной деятельности, включающая содержание, формы и методы, и обеспечивающая формирование чувства цвета с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, разнообразные дидактические игры}.

— определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие формирование чувства цвета у детей (эстетическое оформление среды, в которой живут и занимаются дети, использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения} создание вместе с детьми на занятиях и в свободное время дидактических игр, направленных на формирование у них чувства цвета} использование разнообразного наглядного цветового материала на занятиях и в свободное время и т. д.);

• разработана система повышения квалификации дошкольных работников, направленная на их подготовку к педагогической деятельности по развитию у детей чувства цвета} разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке последовательности занятий по изобразительной деятельности, дидактических пособий и игр, позволяющих обеспечить более эффективное формирование у детей чувства цвета и создание выразительных образов в детском творчестве. Внесены предложения по организации повышения квалификации дошкольных работников по формироважию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования используются для совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в работе с детьми по формированию у них чувства цвета.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цвет, являясь важным средством художественной выразительности, имеет большое значение в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста. Он должен целенаправленно % систематически использоваться в воспитании и развитии дошкольников через наблюдения в природе, включение в занятия по изобразительной деятельности, использование наглядных пособий, дидактических игр, художественной литературы, произведений живописи, графики, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

2. Эффективность формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста достигается при создании следующих педагогических условий:

— создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей специально разработанную последовательность занятий, направленных на развитие чувства цвета в разных видах изобразительной деятельности}.

— целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;

— использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время, в том числе и созданных вместе с детьми |.

— эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения,.

3, Важнейшим условием результативности формирования чувства цвета у детей выступает готовность педагога к этому виду дея тельности, сформированная на достаточно высоком уровне и проявляющаяся в понимании важности организации и проведения работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста, в важной и высокой степени овладения качествами, знаниями и умениями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы в ИПК и ПРШ МО и ДОУ Московской области, получив положительные отзывы ДОУ. Дис сертация обсуждалась на кафедре дошкольного и начального образо вания ШКиПРНО МО, Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (г.Дубна, Чехов, Сергиев-Посад, Климовск, Истра Московской области).

Структура диссертации! Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу, согласно которой формирование чувства цвета у детей происходит единстве с развитием способностей, эстетических чувств ребенка дошкольного возраста при целенаправленном руководстве со сторо ны педагога, передающего свой профессиональный опыт.

В процессе исследования выяснились особенности восприятия цвета детьми:

— безразличное отношение многих детей к цвету;

— наличие у некоторых детей цветового предпочтения;

— отсутствие умения видеть цвет в природе, в окружающей жизни, в произведениях искусства и т. д. ;

— незнание оттенков цвета, а также неумение их получить, используя гот или иной красящий материал;

— отсутствие умения обозначать словом цвета и их оттенки.

Результаты диагностического эксперимента свидетельствуют о том, что на формирование чувства цвета у детей влияют следующие условия:

— умение детей эстетически воспринимать и оценивать окружающую действительность;

— понимание произведений изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства и выделение в них цветовой выразительности ;

— умение работать с цветом: подбирать цвета, характерные для разных предметов, создавать оттенки цветов в соответствии со спецификой изобразительного материала*.

Исследование подтвердило возможность формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе из образительной деятельности" Для этого необходимо развивать у детей эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, умение наблюдать, выделять существенные цветовые признаки предметов, обобщать их" давать им оценку.

Для создания образа в рисунках важно направлять их внимание на передачу его цветовой характеристики.

Исследование показало, что разработанный нами метод поэтапного формирования имел такую последовательность: от знакомства с красящими материалами до создания целостной композиции, характеризующейся определенным колоритом".

Оправдали себя и предложенные нами задания, дидактические игры, развивающие у детей чувство цвета, способствующие формированию умения строить цветовой образ. Цвет, характеризует признак предмета, его цвет и оттенки, теплые и холодные цвета, насыщенность и т. д.

Важным средством является выбор интересных тем занятий для детей, направленных на развитие чувства цвета, проведение целенаправленных наблюдений, использование художественного слова, иллюстраций, произведений живописи, графики, изделий народного декоративно-прикладного искусства, дидактических игр.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что при направлений внимания детей на цветовую характеристику предметов отмечается наибольшая степень индивидуальных проявлений ребенка, его восприятие и видение цвета. Цвет в рисунках, как показало наше исследование, является важнейшим эмоциональным и композиционным фактором в работах детей.

Специально организованное обучение положительно сказалось на результатах творчества детей.

Исследование показало: что включение в учебный процесс по формированию чувства цвета у детей таких цмоциональных моментов, которые способствуют пробуждению у них соответствующих эстетических чувств.

Успешное формирование чувства цвета у детей достигается при следующих педагогических условиях:

— создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей занятия, направленные на развитие чувства цвета в разных видах деятельности (рисовании, аппликации);

— целенаправленный отбор и изготовление пособий по цвету для работы с детьми;

— использование разнообразного наглядного цветового материала на занятиях и в свободное от занятий время;

— создание вместе с детьми на занятиях и в свободное время дидактических игр, направленных на формирование у них чувства цвета;

— эстетическое оформление среды, в которой живут и занимаются дети. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения;

— подготовка воспитателя к организации и проведению работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в системе повышения квалификации.

Результаты опытной работы убедили нас в том, что качество работы с детьми по формированию у них чувства цвета во многом определяется высоким уровнем подготовки воспитателей к этой работе, формированием у них самих чувств цвета, умения создать необходимые пособия по цвету, а также дидактических игр.

— 151.

Подготовка педагогов к работе с детьми в этом направлении существенно улучшится если содержание занятий обеспечивает единство усвоения теоретических знаний и развития мотивационно-цен-носгного отношения к данной деятельности.

Исследование показывает, что одним из важнейших принципов подготовки современного воспитателя является непрерывность, обеспечивающая единство вузовского и послевузовского образования по вопросам цветоведения и развития чувства цвета у детей в дошкольных учреждениях.

— 152.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.О. О цвете и красках, — М.: Искусство, 1964.
  2. Алёхин А. Д, Изобразительное искусство: Художник, Педагог.Школа. -I., 1984.
  3. А.Д. Когда начинается художник, М., 1993.
  4. А.Д. О языке изобразительного искусства. М., 1973.
  5. Ананьев Б. Г, Психология чувственного познания. М., 1.60,
  6. Г. З. Вопросы теории эстетического воспитания, -М.: Изд-во МГУ, 1970. ПО с.
  7. Е.А. Дошкольный возраст. 1., 1958.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М*: Прогресс, 1974.
  9. Асмус В"Ф" История античной философии. М.: Высшая шк-ла, 1965. — 320 с.
  10. Бабанский 10, К, Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  11. Бакушинский А. В, Художественное творчество и воспитание, I.: Новая Москва, 1925.12″ Белашова Е. Ф. Развивать чувство прекрасного" -М.: Творчество, I960, № 10.
  12. Беда Г, Живопись. М., 1986.
  13. Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок* Живопись. Композиция. -М, 1969.
  14. Т.Л. Исполнительское творчество в художественном воспитаний детей № Известия АПН РСФСР, вып.II. М., 1947.
  15. Варшавская Я, Что ты ищешь в искусстве* 1., 1980.
  16. В.М. Народное искусство, II.: Советский художник, 1962.
  17. Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М., 1969, — 365 с.
  18. Венгер Л. А, Педагогика способностей. М.: Знание.96 с.
  19. Л. А. Венгер Н.Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
  20. Венёв И. Д" Экспериментальные исследования развития восприятия цвета в дошкольном детстве: Автореф. дис.. канд. псих.наук. М., 1965* - 19 с.
  21. И.Е. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967, — 342 с.
  22. Ветлугина Н. А, Художественный образ и детское творчество. /В кн.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972"0,22−37.
  23. I. Живопись и ее средства. 1., 1961.
  24. А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. I., 1951.
  25. Н.Н. Восприятие картины" М.: Просвещение, 1976
  26. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1977.
  27. Л.С. Воображение и творчество в детском воз-расте. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  28. С.Д. Обучение старших дошкольников отражению явлений общественной жизни в изобразительной деятельности. -М., 1983.
  29. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 118 с.
  30. Генезис сенсорных способностей / Под рвд"Л.А.Ввнгера. М., 1976. 256.
  31. Дж. Экологический подход к зрительному восприя' тию. М.: Прогресс, 1988.
  32. Н.А. Первые шаги в мире искусства. I.: Просвещение, 1991.
  33. Н.Э. Серов-рисовальщик. М.: йзд-во Академии художеств SCCP, 1961.
  34. Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972.
  35. Ю.И. Технология живописи. I., 1982.
  36. Г. Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. М., 1979.
  37. Дагмар Альтэауэ, Эрна Дум. Цвет. Форма. Количество. -М.: Просвещение, 1984.
  38. М. Цвет в деятельности человека / Перевод с французского А.М.Григорьева* М.: Стройиздат, 1964, — 182 с.- 155
  39. Т.Н. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1978.
  40. Дошкольникам о художниках детской книги / Сост. Т. НДо-ронова. М.: Просвещение, 1991.
  41. Н.А. Изображение и слово. М., I960.
  42. Н.А. 0 прекрасном. М.: Искусство, I960.
  43. Н.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста / В кн.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
  44. А.С. Оранжевый лев / Заметки об эстетическом воспитании в США. II.: Педагогика, 1971. — 272 с.
  45. P.M. Игровые приемы / В кн.: Вопросы обучения в детском саду. М., 1952.
  46. Запорожец А. В, Развитие восприятия ш действия // Вопросы психологии. М., 1967.
  47. E.G. Будущему художнику об искусстве живописи: заметки преподавателя. М., 1976.
  48. В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф.дис.. канд.псих.наук, М", 1966.
  49. Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.
  50. А.А. Рисунок и акварель. Альбом. Л, 1976.
  51. P.M. Введение в теорию цвета // Перевод с английского / Под ред.Д. А. Шкловера. М.: Мир, 1964. — 442 с.
  52. Игнатьев 1.Й. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1981. — 223 с.
  53. .В. О живописи" М., I960.
  54. В.В. Молодым художникам о живописи" М., 1959.
  55. Искусство и дети // Эстетическое воспитание за рубежом / Ред.сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, I960. — 272 с.
  56. Искусство гжели / Сост, Н"А"Якимчук. М": Ооветская Россия, 1985,
  57. Исследования по психологии // Сборник статей / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М.: Академия наук СССР, 1948. — 432 с.
  58. З.М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возраста / Доклады АПН РСФСР, № 2, 1957.
  59. З.М. О взаимоотношении восприятия цвета у детей дошкольного возраста / Изд. АПН РОШР, I960, вып.113.
  60. А.К. Акварельная живопись" М., 1986.69″ Казакова Т. Г. Содержание художественной самостоятельной деятельности /Вн.: Эстетическое воспитание в детском саду. -М., 1978. С.122−123.
  61. Каменева Е. А" Какова цвета радуга. М., 1971.
  62. В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5−7 лет / Дошкольное воспитание, 1973, № 2. С.30−32.
  63. Киплик Д. И, Техника живописи. М.: Искусство, 1950.
  64. Ю.М. Рисунок и живопись, М.: Высшая школа, 1992. — 266 с.
  65. Е.Г. Декоративное рисование в детском саду / Альбом. М. j Просвещение, 1964.
  66. Я.И. Понимать мир детства. Минск.: Нар" асвета, 1973. — 158 с.
  67. Е.В. Эстетическая значимость цвета- Авто-реф. дис.. канд.фил.наук. М", 1984. — 163 с.- 157 77* Комарова Т. О. Изобразительная деятельность и подготовка ребенка к школе / В кн.: Подготовка детей к школе в семье.- М., 1976, С.150−165.
  68. Т.О. Обучение детей техники рисования. М., 1994.
  69. Т.О. Содержание и методы построения занятий по изобразительной деятельности / Советская педагогика, 1977, № 4. С.63−67.
  70. Комарова Т*С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. — 114 с.
  71. Т.С. Дети в мире творчества. М", 1995. -157 с.
  72. Т.О. Как учить ребенка рисовать. -М., 1994. 87 с.
  73. Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. «М.: Педагогика, 1990. 142 с.
  74. Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994. — 32 с.
  75. Т.С. Эстетическое воспитание в детском саду.- М: Учпедгиз, 1963. С. 58.
  76. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982, T.I.
  77. Л.В. Влияние поэтического образа природы на выразительность детского рисунка: Автореф.дис.. канд. пед.наук. 1., 1969.
  78. Коновалов А» Плат узорный. М.: Московский рабочий, 1981.
  79. В.А. Краски природы. -М.: Просвещение, 1989.
  80. Косминская В"Б", Халезова ЕБ" Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М": Просвещение, 1981.
  81. В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. К. Рад, 1986.
  82. С.В. Цветовое зрение. М.: Медицина, 1951. -С. 81−99″
  83. Крамской Й.1″ Об искусстве. М": Издательство Академии художеств СССР, I960.94″ Красивое детскому саду / Сост. Чуракова В. Н. — М.: йросвещение, 1969.
  84. B.C. Вопросы изобразительного творчества. -П.: Просвещение, 1971. 144 с.
  85. B.C. Психология" М.: Педагогика, 1982.97″ Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.98″ Лабунская Г. В, Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей" М., 1947, вып. П"
  86. Т.Н. Исследование соотношения разных видов рисования при обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста" Автореф.дис.. канд.пед.наук" М", 1980.
  87. Избранные произведения. О живописи. М#, 1959"101″ Лейбсон В. И. Чему учат стихи" М., 1965″ - 67 с"
  88. Лепикаш В. А, Живопись акварелью. М., 1961.
  89. Лернер И. Я" Дидактические основы методов обучения. -М", 1981.- 159
  90. .Т. Эстетика воспитания. М": Педагогика, 1972. — 159 с.105″ Ломоносов М. В" Слово о происхождении цвета, новую теорию о цветах представляющее июле I дня 1756 говорённом // Собр.соч. Т.З. I С.317−344.
  91. А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969. — 715 с.
  92. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 634 с.
  93. А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. — 504 с.109″ Лучич М. В, Детям о природе. М.: Просвещение, 1973.
  94. ПО. Любимова Н. Обучение детей описанию пейзажа / Дош, вос-ие, 1973, I 4, С.18−21.
  95. Любимов Л"Д. Искусство древней Руси. М., 1981.
  96. Н.И. Цветовые впечатления / Спб" — тип Гашпе, 1877. 10 с.
  97. ИЗ. Максимова З. Г. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей 3−5 лет с цветом: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1973. — 19 с.
  98. Ю.В. Роль народно-прикладного искусства в художественном развитии детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1970.
  99. .М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего, Минск.: Нар. Асвета, 1964. — 74 с.
  100. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  101. Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.- 160
  102. Мейман Э" Лекции по экспериментальной педагогике. -М., I9I4-I9I7.
  103. Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М", 1979.
  104. М. Свет и цвет в природе // Перевод Г. А.Лей-кина. М.: Наука, 1969. — 3444 с.
  105. Мир детства: Дошкольник / Под ред.Л. Е. Жуковой, Т. О. Комаровой. ~М., 1987.
  106. М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. М.: Сотрудник школ, 1915.
  107. Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990.
  108. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
  109. B.C. Красивое хорошее творчество, — М., 1964. — С. 12.
  110. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой М., 1996.12®. Народные художественные промысли России. М., 1983.
  111. Г. Г. Искусство в нашей жизни. М: Знание, 1975.
  112. .М. Искусство и просвещение // Дошк. вос-ие, 1982, Ш 2. С.24−25.
  113. .М. Мудрость красоты. М., 1987.
  114. Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. I.: Просвещение, 1975.
  115. Д. Курс световедение: для учащихся ВТУЗОВ, художников и деятелей художественной промышленности. М. $ Л.: ГИЗ. Лег.пром., 1932. 191 с. 133, Осипова Л. Детский сад рисует. М., 1974, № 5. -С.27−30.
  116. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М", 1967. 135″ Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись.
  117. Композиция. М.: Просвещение, 1969. — 239 с.
  118. Л.В. Воспитателю о работе с красками / Дои вос-ие, 1970, № 10. C.5I-53.
  119. Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5−7 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -I, 1970″
  120. Г. Н. Декоративное искусство детям / Пособие для воспитателей старших групп детского сада. — И": Просвещение, 1976.
  121. Педагогическая энциклопедия / Гл.ред. И. А. Каиров. -М.: Советская энциклопедия, 1964, Т.З.
  122. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с деть ми раннего возраста. 1.: Просвещение, 1983.
  123. К.К. О знаниях, навыках и умениях. М.: Советская педагогика, 1963, I II.
  124. Полунина В. Н* Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. — 187 с.
  125. Полуянов Ю. А" Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988.1. С. 84.144″ Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. Минск.: Высшая школа, 1984. — 168 с.
  126. К.К. О знаниях, навыках и умениях. 1.: Советская педагогика, 1963, I II. — С.98−103.- 162
  127. Приходько Е. Г, Методические основы формирования пред ставлений о цвете детей 5 года жизни: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1993.
  128. Программа воспитания в детском саду / Отв.ред.М. В. За лужская, 7-е изд.исп. М.: Просвещение" 1976. — 173 с.
  129. Программа воспитания в детском саду / Отв.ред.М. А. За сильева. М.: Учпедгиз, 1962, — 178 с.
  130. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1964. — 178 с.
  131. Программа воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 1968. 179 с.
  132. Программа воспитания в детском саду. М*: Просвещение, 1971. — 167 с.
  133. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Просвещение, Х985. — 156 с.
  134. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Просвещение, 1987. — 192 с.
  135. Л. Научить ребенка видеть красоту / Дошк. вос-ие, 1971, * 3. С. 4448.
  136. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. 1.: Просвещение, 1965.- 295 с.
  137. Психология рисунка и живописи / Под ред.Е. И. Игнатьева. М., 1964.
  138. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред.Л. А. Зенгера. й.: Педагогика, 1986.
  139. А.В. Подготовка воспитателей к работе с- 163 детьми по развитию у них чувства цвета /Вн.: Образование в регионе. Опыт. Проблемы. Инновации. М., 1996. — С.48−53.
  140. А.В. Краски умеют петь. М.: Педагогический поиск, 1996, I 9−10.
  141. В.Н. Искусство видеть. 1.: Знание, 1973. -124 с.
  142. Ш. И. Как научиться писать акварелью. М., 1936″
  143. Л. Основы учения о цветах // Для художников и деятелей художественной промышленности / Пер. и доп* проф. Н.Т.Фёдорова" М.: Огиз.Гос.науч.тех.изд. 1931. — 132 с.
  144. К. Дети художники. — М.: Изд-во Саблина, I9II. — 84 с"
  145. I.E. Изобразительное искусство и школа. I": Просвещение, 1976. — 71 с.
  146. Рубинштейн С. Л" Основы общей психологии" T.I. М.: Просвещения, 1965.
  147. Руководство для воспитателя детского сада / Устав дет ского сада. 2-е изд. — П.: Наркомпрос, 1938. — 119 с.
  148. Руководство для воспитателей детского сада / Наркомпрос" P0SH2P, 1939. С.62−68.
  149. Руководство для воспитателя детского сада / Наркомпрос. РОВСР. Управление по дошкольному воспитанию, 1945.1. С.42−133.
  150. Руководство для воспитателя детского сада / Управление по дошкольному воспитанию. Мипроса РСЖР, 1948. 134 с.
  151. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Учпедгиз, 1955. — 176 с" — 164 170* Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под, ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
  152. Русская игрушаа / Сост. Дайн* Г. Л. М*, 1987.
  153. Сакулина Н. П* Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисование1. Изд. АПН. РСФСР, 1959.173* Сакулина Н. П* Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.
  154. Сакулина HJI. Роль наблюдений в развитии детского рисунка // Известия, АПНРШСР, 1947. С.97−110.
  155. Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепки в детском саду // Известия АПН РОШСР, 1955, вып. 69. С.9−84.
  156. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред.Н.Н.Под-дъякова и В. Н. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981.
  157. Система эстетического воспитания в детском саду / Под. ред.Н.А.Зетлугиной* М*: ШН РШЮР, 1962. — 372 с.
  158. Современная наука о цвете, о проФшме цветового проектирования. М.: ВНИИТЭ, 1989. — 134 с.
  159. H.I. Основы живописи. О": Титул, 1996. — 79 с.
  160. Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 0.: Титул, 1996. — 79 с.- 165
  161. В. А. Сердце отдаю детям. Киев": Рад. школа, 1974. — 224 с.
  162. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред.А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М*: Просвещение, 1965
  163. .М. Психологические вопросы художественнвго воспитания // Советская педагогика, 1947, I 6. С.97−153.186″ Тяжелов В. Н. Искусство средних веков. 1., 1993.
  164. Тяжелов В. Н, Искусство Германии, Нидерландов, Фландрии, Голландии 15−17 вв. М., 1995.
  165. Усова А. П" Обучение в детском саду / Под ред.А.В.За-порожца. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1970. — 206 с.
  166. А.П. Русское народное творчество в детском саду- М., 1961.
  167. Унковский А. А" Цвет в живописи, М., 1983.191. § лёрина Е. А. Детский рисунок. 1″: Новая Москва, 1924. — 80 с.
  168. Шлёрина Е. А, Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6−7 лет / Изв. АПН РСФСР, 1948, вып.16. С.59−110.193″ Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников, -1., 1961.
  169. I. // Педагогические сочинения. T.I. Воспитание человека. М.: Кузнецкий мост/йзд-во К. И. Тихомирова, 1913
  170. И., Ауэр К. Человек, Цвет. Пространство. М. Стройиздат, 1973. — 120 с.
  171. Р. Развитие наблюдательности детей как основа формирования творческого замысла/Дошк.вос-ие, 1973, № 4.- С.63−66.197″ Хмельницкий Д. И. Цвета и краски в приоде в общежитии- 166
  172. Рук-во к стенным цветовым таблицам / Сост.худож.Д.И.Хмель-ницкий.198″ Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост#: Р. ИДуковская и Л. А. Пеньевекая. М.: Просвещение, 1972. -415 с.
  173. Художественное воспитание в детском саду // Из опыта работы детских садов Ленинграда / Сост.: Е. Р. Ковалевская. -I.: Учпедгиз, 1959. 155 с.
  174. Художественные промыслы Подмосковья. 1.: Московский рабочий, 1982.
  175. Цвет. Материалы, Дизайн. М.: ВНИИТЭ, 1989. — 98 с.
  176. Цвет в нашей жизни / Хрестоматия по психологии Курск, 1993.203* Чумичёва P.M. Дошкольникам о живописи. -М.: Просвещение, 1992*
  177. А.К. Искусство в быту. М": Изд-во Академии художеств COOP, 1961.
  178. Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.
  179. Г. И. Искусство античного мира. М., 1993* 207 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.К.Кошелевой* М*: Просвещение, 1985.
  180. Энциклопедический словарь оного художника. М., 1983.
  181. Юному художнику книга для чтения по истории искусства. М., 1963*
  182. Юон К.§-, Ой искусстве. М*, 1959.211* Юсов Б. П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис.. канд.пед.наук* -I*, 1963.- 167 212″ Нкобсон А. М" Психология художественного восприятия. Искусство, 1964. 86 с.
Заполнить форму текущей работой