Методическое обеспечение обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея
![Диссертация: Методическое обеспечение обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея](https://niscu.ru/work/3224030/cover.png)
Гипотеза исследования — качество допрофессиональной графической грамотности учащихся технического лицея можно повысить, если проектирование и реализация обучения курсу «Инженерная графика» будет основываться на: системном подходепринципе профессиональной направленности, его функциях и правилахвзаимодействии принципа профессиональной направленности с другими принципами обучения: политехнизма… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научные основы проектирования системы обучения 16 учащихся технических лицеев курсу «Инженерная графика»
- 1. 1. Методические предпосылки проектирования системы обучения учащихся технических лицеев инженерной графике
- 1. 1. 1. Анализ развития процесса обучения молодежи инженерной 16 графике в системе непрерывного образования
- 1. 1. 2. Системный подход как методологическая основа 28 проектирования методического обеспечения обучения курсу «Инженерная графика»
- 1. 2. Психологические основы функциональных свойств 40 графического языка техники
- 1. 3. Дидактический аспект разработки системы обучения курсу 48 «Инженерная графика» в профессиональных учебных заведениях
- 1. 4. Концептуальные положения и модель системы 53 профессионально направленного обучения учащихся курсу «Инженерная графика»
- 1. 1. Методические предпосылки проектирования системы обучения учащихся технических лицеев инженерной графике
- Глава II. Реализация модели и экспериментальная проверка эффективности системы обучения учащихся технического лицея курсу «Инженерная графика»
- 2. 1. Исследование существующего содержания и уровня графических знаний учащихся в системе непрерывного профессионального образования
- 2. 2. Проектирование целей и содержания курса «Инженерная 84 графика»
- 2. 3. Основы технологии формирования специальных умений 101 учащихся по инженерной графике
- 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности системы 132 обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея
- 2. 5. Выводы
Методическое обеспечение обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют кардинального роста производительных сил на основе создания системы нерерывного профессионального образования, важной составной частью которой является допрофессиональное образование. В условиях рынка рабочей силы целью допрофессионального образования становится формирование у будущего квалифицированного рабочего и специалиста навыков творческого саморазвития, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, умений оперативно реагировать на запросы динамично изменяющейся практики. Выполнить эту задачу призваны учебные заведения нового типа: технические и профессиональные лицеи, колледжи, технические университеты.
В ряду проблем, вставших перед системой непрерывного профессионального образования, стала проблема проектирования нового содержания образования и проблема управления учебным процессом в условиях становления и развития принципиально новых типов учебных заведений. При этом обнаружилось, что общетеоретические и общетехнические основы организации профессионального образования в нем в новых условиях требуют существенной доработки, а практика организации учебно-воспитального процесса — переноса приоритета с информационной технологии на технологию формирования у учащихся навыков творческого саморазвития.
Важной составной частью професиональной подготовки специалистов является формирование графической грамотности будущего специалиста. Основы этой грамотности должны закладываться в общеобразовательной школе и в технических лицеях. Однако анализ теории и практики постановки обучения курсу «Инженерная графика» показывает недостаточное организационно-методическое обеспечение преподавания этой дисциплины: неопределены цели обучения этого курса в технических лицеях, отсутствует государственная программа, неразработана необходимая учебно-методическая документация и технология обучения.
Возникает насущная необходимость в проектировании дидактического комплекса по научному обеспечению преподавания этой важной дисциплины в системе подготовки технических специалистов.
Для проектирования на научной основе дидактического комплекса по преподаванию курса «Инженерная графика» в технических лицеях в настоящее время имеется основательная теоретическая и психолого-педагогическая научная база.
Различные аспекты эффективной организации содержания образования и учебного процесса в системы непрерывной подготовки специалистов в целом рассмотрены и проанализированы многими исследователями. Это:
B.П.Беспалько, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер,.
B.Н.Мещеряков, М. Н. Скаткин и др., в работах которых даны действенные подходы к определению совокупности знаний и умений, составляющих основу содержания образования;
C.Н.Архангельский, Б. С. Гершунский, В.И.'Загвязинский,.
C.И.Зиновьев, Т. А. Ильина, В. И. Щеголь, Г. И. Железовская и др. В своих работах они рассматривают методологические требования к процессу построения содержания образования и отдельных учебных предметов;
Л.Я.Зорина, Г. П. Зинченко, Н. В. Кузьмин, Ю. А. Кустов, А. М. Сохор и др. Их работы посвящены показу принципиальной целесообразности использования системных методов для решения задач отбора, построения содержания образования и учебных предметов, разработке критериев необходимости и достаточности объема научной информации, включаемой в содержание учебного предмета;
Л.Г.Вяткин, М. И. Ганелин, М. А. Данилов, Г. П. Корнев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, Т. И. Огородников, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов и др. В их работах выявляются и обосновываются условия эффективного управления дидактическими процессами и повышения их качества;
В.И.Андреев, И. Г. Бердников, Т. А. Ильина, Г. И. Ибрагимов, Г. В. Мухамедзянова, В. А. Сластенин, Г. Н. Тараносова, И. И. Тихонов, М. А. Чошанов, Н. М. Шахмаев, Г. И. Щукина и др., в работах которых даются рекомендации по организации эффективного учебного процесса;
Б.Г.Ананьев, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Э. Ф. Зеер, Е.Н.Кабанова-Меллер, Л. И. Ланда, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин, А. И. Раев, Н. Ф. Талызина, П. А. Шеварев, Д. Б. Эльконин, В. Е. Якунин и др., рассмотревшие психологические механизмы усвоения знаний;
А.Д.Ботвинников, И. С. Вышнепольский, Л. Г. Вяткин, В. А. Гервер, С. И. Дембинский, В. И. Кузьменко и др., работы которых являются ведущими в области черчения и начертательной геометрии.
Однако при всей научной и практической значимости указанных исследований в решении актуальных проблем непрерывного t профессионального образования, следует отметить, что разработка дидактического комплекса технологии преподавания инженерной графики в технических лицеях является одной из мало исследованных проблем профессионального подготовки технических специалистов. В результате мы должны констатировать объективно существующие противоречия в графической подготовке учащихся технических лицеев: между возросшими требованиями общества к качеству графической подготовки специалистов и неразработанностью содержания курса «Инженерная графика» для этапа допрофессиональной подготовки учащихся технических лицеевмежду существующими требованиями высшей технической школы к начальному уровню графической подготовки студентов и объективно существующей разноуровневой графической подготовки абитуриентовмежду рецептурной технологией преподавания инженерной графики в общеобразовательной школе и технических лицеях и необходимостью формирования навыков творческого саморазвития будущих специалистов в области непрерывного совершенствования графической грамотности.
Перечень противоречий можно было бы продолжить, но и приведенная их совокупность доказывает, что разрешение указанных противоречий относится к одной из актуальных проблем профессиональной педагогики, которая заключается в следующем: каково теоретическое обоснование проектирования и реачизации дидактического комплекса преподавания курса «Инженерная графика», обеспечивающего повышение качества графической грамотности учащихся технических лицеев и формирование у них навыков творческого саморазвития в этой области.
Недостаточная разработанность указанной проблемы, большая практическая значимость ее разрешения, побудили нас избрать следующую тему исследования «Методическое обеспечение обучения курсу „Инженерная графика“ учащихся технического лицея» .
Цель исследования — повысить качество допрофессиональной графической грамотности молодежи путем проектирования и реализации системы обучения курсу «Инженерная графика» на основе современных достижений науки и практики.
Объект исследования — процесс обучения учащихся технического лицея в условиях решения современных задач социально-экономического подъема страны и создание системы непрерывного профессионального образования.
Предмет исследования — система обучения учащихся технического лицея курсу «Инженерная графика», как важная составная часть научно-педагогического обеспечения совершенствования допрофессиональной подготовки молодежи в период социально-экономических реформ.
Гипотеза исследования — качество допрофессиональной графической грамотности учащихся технического лицея можно повысить, если проектирование и реализация обучения курсу «Инженерная графика» будет основываться на: системном подходепринципе профессиональной направленности, его функциях и правилахвзаимодействии принципа профессиональной направленности с другими принципами обучения: политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, интеграции в обучениипрограммно-целевом подходе, обеспечивающем направление целей, форм, методов и средств обучения курсу «Инженерная графика», деятельности преподавателей и учащихся на подготовку к продолжению технического образования и предстоящей производственной деятельностиориентации системы преподавания на непрерывное и целостное становление и саморазвитие личности будущего специалиста, как активного субъекта изучения и практическое использование графического языка.
Задачи исследования:
1. Определить научные предпосылки и практические основания разработки системы профессиональной направленности обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея.
2. Разработать концепцию и спроектировать модель системы профессионально направленного обучения учащихся технического лицея курсу «Инженерная графика» .
3. Разработать методику реализации системы профессионально направленного обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы обучения курсу «Инженерная графика» и ее влияния на последующую учебную и профессиональную деятельность молодежи.
Методологические основы исследования.
Исследование опирается на методологическую сущность системного подхода к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский [7, 8], В. П. Беспалько [19, 20, 21], Н. В. Кузьмина [78] и др.), на идеи педагогического проектирования (В.С.Безрукова [16], В. В. Краевский [66, 67], Ю. К. Чернова [136] и др.).
Методологическую основу исследования также составили диалектический метод познания действительности, учение о развитии и идеи дидактики развивающего обучения (Л.С.Выготский [30, 31], Л. В. Занков [58], В. В. Давыдов [46]), идеи отечественных психологов (А.Н.Леонтьев [85], С. Л. Рубинштейн [122]), о ведущей роли деятельности в формировании специалиста, теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин [35]), идеи о взаимосвязи развития и саморазвития (В.И.Андреев [5], К. Я. Мазина и др.).
Методологической основой исследования также послужили философские положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения и деятельности, активности самой личности в процессе ее развития (А.Н.Леонтьев [85], С. Л. Рубинштейн [122], С. Л. Выготский [30, 31]). В диссертации использовались методология исследования непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева [17, 18], Ю. А. Кустов [79, 80], М. И. Махмутов [95, 96], М. Н. Талызина [128] и др.), методов обучения черчению и начертательной геометрии (А.Д.Ботвинников [22, 23], И. С. Вышнепольский [32, 33, 34], С. И. Дембинский [49, 50] и др.).
Для теоретического обоснования и экспериментальной проверки правильности решения перечисленных выше задач применялись следующие методы исследования: изучение программ, учебников, справочников, методических пособийизучение литературных источников и научных трудов по различным областям знаний — философии, психологии, педагогикеизучение научных трудов, статей, публикаций по методике преподавания графических дисциплин преподавателей вузов, техникумов и школанализ графической деятельности учащихся в процессе их обучения в техническом лицее, вузурасчет и построение с помощью методов математической статистики диаграммпостроение структурно-логической схемы курсапроведение тематического и рубежного контроля знаний учащихся в экспериментальных и контрольных группах.
Опытно-экспериментальная база.
Основной базой экспериментальных исследований по обучению молодежи курсу «Инженерная графика» явились физико-технические лицеи № 51 и № 67 г. Тольятти, кафедры «Общетехнических дисциплин» и «Графики» Тольяттинского филиала Самарского Государственного педагогического университета.
В опытно-экспериментальную базу исследования также входили кафедра «Черчение и начертательная геометрия» Тольяттинского политехнического института, профессиональные лицеи № 36, № 41 Волжского автомобильного завода, технический колледж ВАЗа, физико-технический лицей № 57 г. Тольятти.
В опытно-экспериментальной работе на различных этапах приняли участие 1275 преподавателей и учащихся образовательных учреждений г. Тольятти.
Тема исследования входит в план работы кафедры «Общетехнических дисциплин» индустриально-педагогического факультета Тольяттинского филиала Самарского Государственного педагогического университета.
Этапы исследования.
Исследование велось в течение 6 лет и состояло из трех этапов:
Подготовительный этап (1994;1996 гг.) — изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике обучения, ее теоретическое осмысление. Применение методов теоретико-методологического анализа к научной литературе и конкретизация научных идей исследуемой проблемы позволили построить гипотезу и определить цель, задачи, предмет, объект, методику исследования и методы экспериментальной работы.
Основной этап (1996 — 1998 гг.) — формулировка концептуальных положений, разработка теоретической модели системы обучения учащихся лицея курсу «Инженерная графика», программное обеспечение. Апробация теоретических решений в выступлениях и публикациях, экспериментальное обучение учащихся, выявление результативности разработанной технологии обучения лицеистов инженерной графике.
Заключительный этап (1998 — 2000 гг.) — корректировка гипотезы исследования, уточнение содержания авторской программы, продолжение экспериментального обучения, обработка результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования — впервые разработана система методического обеспечения обучения учащихся в новом образовательном учреждении (техническом лицее) курсу «Инженерная графика», как интегративная совокупность методологических основ, организационных педагогических положений и дидактических условий достижения органически целостной допрофессиональной графической подготовкинаправленной на повышение качества графической грамотности, на подготовку к продолжению технического образования и творческому производительному труду, в условиях решения задач социально-экономического подъема и научно-технического развития страны, в котором: определены научные предпосылки и практические основания проектирования системы профессионально направленного обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицеясформулированы концептуальные положения, на основе которого спроектирована модель системы обучения учащихся курсу «Инженерная графика» — разработаны компоненты системы графической подготовки учащихся: целевой (формирование графических умений), содержательный (материал разделов курса «Инженерная графика»), методический (модульная технология обучения, опирающаяся на передовые средства технической графики) — на примере разработки системы обучения курсу «Инженерная графика» показан общедидактический подход к особенностям проектирования и преподавания дисциплин учебного плана технического лицея по сравнению с общеобразовательной школой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены принципы повышения теоретического уровня преподавания инженерной графики в той части, которая относится к способам формирования графической грамотности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработана и внедрена в широкую педагогическую практику программа углубленного профессионально-направленного обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицеясоставлены диагностические материалы по определению уровня графической грамотности абитуриентов и их подготовленности к предстоящей учебной деятельности в вузеразработаны методические рекомендации по развитию графической грамотности учащихся технического лицея на занятиях при изучении дисциплин физико-математического цикла и технологии.
Разработанные организационнопедагогические решения могут быть использованы в подготовке учащихся любых технических лицеев.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается устойчивой непротиворечивостью исходных методологических позиций и психолого-педагогических предпосылокадекватностью методов исследования его задачамведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и с ориентацией на нееполучением отдаленных результатов влияния системы подготовки на характер и качество графической деятельности выпускников технических лицеевсвоевременным внесением корректив в гипотезу, организацию и проведению исследования, решением поставленных в исследовании задач.
Апробация исследования и внедрения его результатов в практику.
Основные результаты теоретических и экспериментальных исследований докладывались и обсуждались на научно-методической конференции «Формирование личности специалиста в техническом lуниверситете» (Сызрань, 1977 г.), на научно-методической конференции «Новые тенденции развития профессионального и дополнительного образования» (Тольятти, 1998 г.), на ежегодных научно-методических конференциях ТолПИ, на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества в инновационных системах профессионального образования» (Тольятти, 1999 г.), на заседаниях кафедр ТФ СГПУ и ТолПИ, где получили одобрение и поддержку.
На защиту выносятся:
1. Совокупность теоретически обоснованных и экспериментально апробированных научных предпосылок и практических оснований разработки системы профессиональной направленности обучения курсу «Инженерная графика» учащихся технического лицея: анализ развития процесса обучения инженерной графике в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведенияхопределение функциональных свойств средств чертежной графикипсихологическое обоснование формирования пространственных представленийрассмотрение особенностей графического языка техники как одной из сторон проявления второй сигнальной системы у человекавыявление дидактических предпосылок, получивших отражение в реализации идей личностно-ориентированного профессионального образования и творческого саморазвития учащихся.
2. Комплекс концептуальных положений и модель системы обучения учащихся технического лицея курсу «Инженерная графика»: системный подход, принцип профессиональной направленности и его взаимодействие с другими специфическими принципами профессионального образования (политехнизм, преемственность, единство обучения и воспитания, мотивация учения и труда, интеграции в обучении), программно-целевой подход, ориентация системы преподавания на непрерывное и целостное становление и саморазвитие личности будущего специалиста.
3. Группы дидактических условий по обеспечению успешного обучения учащихся технического лицея курсу «Инженерная графика»: разработка целей обучения курсу, предусматривающих подготовку учащихся лицея как к продуктивной деятельности на производстве, так и к продолжению образования в средней профессиональной и высшей школеопределение структуры и содержания профессионально направленного обучения курсу «Инженерная графика» на основе прогнозно-установленных качеств и видов деятельности рабочих и специалистов, преемственно связанных с современными и зарождающимися технологиямиобеспечения координации педагогических действий преподавателей лицея и профессиональных учебных заведений по осуществлению целостной графической подготовки молодежи к предстоящей профессиональной деятельности.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (состоящего из 148 наименований), 7 приложений, содержит 10 рисунков и 13 таблиц.
2.5. Выводы.
1. Логика разработки дидактического аспекта проблемы подготовки учащихся технических лицеев к успешной графической работе в вузе диктуется составом основных компонентов интегративной системы (цели, содержание образования, дидактические процессы, деятельность педагогов и учащихся) и характером взаимодействия между ними.
В соответствии с этим были последовательно проанализированы проблемы и теоретические предпосылки педагогического проектирования, позволившие выявить основные концептуальные положения построения оптимальной модели обучения курсу «Инженерная графика» в технических лицеях.
2. Целевой компонент системы специальной подготовки должен разрабатываться, исходя из требования адекватности системообразующего фактора, которым является принцип профессиональной направленности обучения в системе, социальному заказу. В соответствии с принципом профессиональной направленности, как системообразующего фактора, были преобразованы цели и задачи данного курсагде промежуточной целью является формирование политехнических умений, конечными целями подготовки — развитие логического и пространственного мышления, статистических, динамических пространственных представлений у учащихся.
3. Программа спецкурса — результат проектирования содержания курса «Инженерная графика», имеет сложную многоступенчатую структуру, определяемую системообразующим фактором — принципом профессиональной направленности. Отличительной особенностью программы курса является единая содержательно-методическая линия, реализуемая при изучении как теоретического материала, так и практического.
Работа по отбору и проектированию содержания спецкурса.
Инженерная графика" позволила перейти к выбору адекватных средств педагогической коммуникации (методов, форм, дидактических средств) t обучение политехнически направленному курсу.
4. Обеспечение системного и личностно-деятельностного подхода к разработке методики формирования специальных умений у учащихся технических лицеев заключалось в практической реализации модульной технологии на основе новейших средств обучения и состояло в: интеграции фрагментов учебного материала, методов обучения и организационных форм учебного процесса в относительно самостоятельные блоки-модули, решающие комплексные дидактические целиразработке соответствующего дидактического средства модульной программы.
5. Экспериментальные исследования показали, что реализация системы в полном объеме способствует достижению учащимися продуктивного уровня в овладении интегративными умениями графической работы. При отсутствии же системности в специальной подготовке (неадекватность средств педагогической коммуникации целям и содержанию образования) учащиеся овладевают умениями лишь на репродуктивном уровне: они способны воспроизводить учебную информацию, но не применять ее.
Заключение
.
В результате проведенного исследования можно сделать следующее заключение.
1. Наиболее эффективной графическая работа будущих студентов будет тогда, когда ее «теоретическими точками опоры» станут методология системного подхода к разработке новых педагогических систем- «сплав» новейшей дидактической концепции — модульного обучения с прогрессивными средствами обучения (информационные технологии), являющихся продолжением и углублением теории активизации учебного процесса.
Концептуальное ядро системы органически целостной графической подготовки составляют положения: об адекватности конечных результатов специальной подготовки требованиям социального заказао направленности проектирования всех структурных и функциональных элементов системы на системообразующий фактор (принцип профессиональной направленности) — об ориентации системы на формирование у субъектов учения активного творческого отношения к графической работе, на формирование у них профессионально-значимых личностных качеств.
2. Адекватность целей обучения социальному заказу обеспечивается созданием модели графической деятельности лицеиста с последующим переводом ее на язык учебного процесса.
Деятельностный подход к проектированию модели предполагает описание ее элементов в виде структурированного перечня типовых графических задач и умений, необходимых для их решения. Данные умения носят сложный интегральный характер и должны быть сформированы у учащихся на «выходе» системы специальной графической подготовки.
Отбор и компоновка содержания специального образования должны быть подчинены освоению субъектами учения целостной системы графической деятельности. Это обеспечивается расширением и переструктурированием курса «Инженерная графика» для технических лицеев с введением в него интегрированных разделов.
3. Успешному усвоению нового учебного материала способствует разработка модульной технологии. В соответствии с ней основным структурным элементом курса является модуль — образование, интегрирующее в себе относительно автономные фрагменты учебного материала, методы обучения и организационные формы учебного процесса. Совокупность модулей составляет модульную программу, являющуюся основным дидактическим средством специального графического обучения.
Приоритет в выборе методов для графической подготовки принадлежит методам проблемного обученияв выборе организационных форм — самостоятельная работа учащихся с модульной программой.
Возможности средств новых информационных технологий преобразовывают самостоятельную деятельность учащихся и создают условия оптимизации учебного процесса.
Такая композиция средств педагогической коммуникации диктует определенную направленность перестройки деятельности педагогов и обучаемых. Для преподавателей это — обеспечение согласованности, преемственности и координированности педагогических действий в системедля лицеистов — повышение познавательной активности и самостоятельности.
4. Серии экспериментальных исследований показали, что реализованная на основе системного подхода органически целостная система специальной графической подготовки лицеистов влияет на готовность к графическим работам в вузе: будущие студенты в ходе обучения овладевают специальными умениями на продуктивном уровне. Это способствует сокращению периода адаптации лицеистов в вузе в условиях жесткого лимита учебного времени.
5. В результате проведенного теоретического анализа, моделирования, педагогического проектирования, экспериментальных исследований, на многолетней опытной педагогической деятельности можно утверждать, что гипотеза настоящего исследования и основные положения, выносимые на защиту, получили достоверное подтверждение.
6. Подводя итоги исследования, следует отметить, что целостная система графической подготовки инженера должна охватывать довузовский, вузовский и послевузовский периоды. В нашей работе мы исследовали вопросы, связанные с периодом довузовской графической подготовки и с начальным этапом обучения в вузе. Несомненно, достаточный интерес представляет процесс обучения личности, формирование его графических знаний и умений в условиях образовательного процесса вуза и профессиональной деятельности на предприятиях страны. Это может являться направлением дальнейших исследований.
Список литературы
- Агарков В.П. Когда за дело берется инженер. — М.: Техника и наука, 1985.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — С. 7.
- Актуальные вопросы инженерной графики / Под. ред. И. Г. Виницкого. -Йошкар-Ола: МарГУ, 1984. С. 7.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -С.307.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — С.318.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: РАО, 1994.
- Архангельский С.И., Мизинцев В. П. Модель учебной информации / В кн.: Информационный подход к анализу учебного материала. Киев: КВИРТУ, 1970. -С.43.
- Архангельский С И. Некоторые пути развития систем обучения. М.: Знание, 1968.
- Балл Г А. Теория учебных задач: Психолого-педагогическйй аспект. -М.: Педагогика, 1990.
- Ю.Батюкова З. И. и др. Современная городская школьная медиотека (Модель, техническое оснащение и возможные формы организации работы) Метод, рекомендации / Под ред. Е. Н. Ястребцовой. М.: НИИ СО и УК, 1992.
- П.Бабанский Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников// Сов. педагогика, 1980, № 3.
- Бабулин Н А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. -М.: Высшая школа, 1974.
- ГЗ.Батаршев А. В. Преемственность в применении методов идидактических приемов обучения на уроке. Таллин: Валгус, 1989. — 96 с.
- Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения (к постановке проблемы) // Сов. Педагогика, 1975. № 4. — С.41−49.
- Батурина Г. И. К вопросу о существовании критериев эффективности обучения. -М.: Просвещение, 1977.
- Безрукова B.C. Педагогика: Учебник для инж.-пед. спец. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 320 с.
- П.Беляева А. П. Пути повышения интереса к учению. Труды науч. техн. конф. Т.2, кн.1. Новосибирск, 1959.
- Беляева А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб., 1995. — С. 5.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977, — 304 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Ботвинников А. Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1977.
- Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков у школьников. М.: Педагогика, 1979.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1968.
- Буга П., Карпов В. Технологии обучения в высшей школе (о результатах конкурса) // Alma mater, 1991, № 11. С. 14−17.
- Болотина Л.А. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся 9−10 классов. Дис. .канд. пед. наук. -Новосибирск, 1995.
- Волков И.П. Учим творчеству / Опыт работы учителя труда. М.: Педагогика, 1982. — 86 с.
- Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения. -М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Временные санитарно-гигиенические нормы и правила. -М., 1990.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. — 519 с.
- Выготский JI.C. Методика рефлексологического и психологического исследования / Проблемы современной психологии. Л., 1986. — 268 с.
- Вышнепольский И.С. Машиностроительное черчение с элементами программированного обучения. М.: Машиностроение, 1986. — 223 с.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение. М. Высшая школа, 1988.-223 с.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение с элементами программированного обучения. М.: Машиностроение, 1988. — 240 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Сб. Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991, — 128 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
- ГОСТ 2.307−68. Нанесение размеров и размерных линий.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. -115 с.
- Григоревская Л.П. Исследование процесса формирования специалиста.
- Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 116 с.
- Гудулина С.И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся «Техническая графика дизайн». Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 156 с.
- Давыдов В В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.123 с.
- Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -518 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
- Давыдов В.В. Современное состояние и перспектива развивающего обучения. М.: Педагогика, 1990.
- Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / Подред. Е С. Палат. М.: НИ1 СО и УК СССР, 1991.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А, Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
- Дембинский С.И. Полезное пособие // Школа и производство, 1967, № 8.
- Дембинский С.И., Кузьменко В. И. Методика преподавания черчения. -М.: Просвещение, 1965.
- Думченко А.И. Установление взаимосвязи между трудовым, политехническим и профессиональным обучением учащихся. Метод, реком. Л., 1971.
- Дидковская Л.Г. Методика организации самостоятельной работы студентов с учетом преемственности // Вопр. обществ, наук, 1988. -Вып.76. С. 85−89.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ееразвитие. М.: Педагогика, 1989. -160 с.
- Ершов А.П. Введение в теоретическое программирование. М.: Наука, 1977.- 288 с.
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1974.289 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Вып.1. М., 1971. — 72 е.- Вып.2. — М&bdquo- 1971.-88 е.- Вып. 3. — М&bdquo- 1972. -78 с.
- Ильина Т.А. Программированное обучение. М.: Просвещение, 1969.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1963.-228 с.
- Краевский В.В. Проблема научного обоснования учения. -М.: Педагогика, 1977. 264 с.
- Краевский В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принципы обучения в современнойпедагогической теории и практике: Межвуз. сб. научн. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческой самостоятельности школьников и студентов в графической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.
- Карху А.А. Шрифт. Объем пространство. — М.: Педагогика, 1990.
- Канев В.Ф. Развитие познавательного интереса школьников средствами чертежной графики. Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 148 с.
- Клейман Г. М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1987.
- Коваленко В. И. Дидактические условия осуществления политехнического образования в графической подготовке школьников. Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. — 175 с.
- Косолапое М.А. Эстетическое воспитание учащихся на уроке черчения. Дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 271 с.
- Косолапое М.А. Методика преподавания черчения / Под ред. В. И. Кузьменко. М.: Просвещение, 1981. — 272 с.
- Кудрявцев Т В. О проблемном обучении как основе умственного развития. М.: Просвещение, 1966. — 256 с.
- Кузьменко В.И. Основы машиностроения в черчении. М.: Просвещение, 1978. — 190 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980, — 172 с.
- Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов: СГУ, 1990.
- Кустов Ю.А., Осоргин Е. П., Гусев В. А. Концептуальные основы интеграции профессионально-педагогической подготовки молодежи в средней специальной и высшей школе / В сб. Интеграция в педагогике иобразовании. Самара, 1994.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Талин: Валгус, 1980. 334 с.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Радио, 1966. — 378 с.
- Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Леднев B.C. Содержание общего и среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — ЗбО с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1966. № 6.-С. 8−12.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Учебн. пособие для студ-ов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. -528 с.
- Маккавеев А.Ф. Графическая грамотность в наших школах. СПб., 1996.-С. 1.
- Мартынова ГА. Исследование и разработка системы обучения элементам стандартизации в школьном курсе черчения. Дис. .канд. пед. наук. М., 1978. — 186 с.
- Мартынова Г. А. Математическое моделирование процесса изучения основных понятий стандартизации, с использованием статистических данных. Сб. статей / Под ред. B.C. Левицкий. М.: Высшая школа, 1977.
- Марченко М.Н. Развитие художественно конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах. Дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 201 с.
- Марчук Г. И. Методы вычислительной математики / Учеб. пособие для вузов. 3- изд. перераб. и доп. М.: Наука, 1989. — 608 с.
- Марчук Г. И. Горизонты научного поиска. М.: Сов. Россия, 1987. — 223 с.
- Мархель И.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учебн.-метод, пособие. М.: Высшая школа, 1987.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Махмутов М.И. Современный урок Вопросы теории / 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Методика организации самостоятельной работы студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1983.- 145 с.
- Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин, Г. Н. Князева и др. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высшая кола, 1971. — 296 с.
- Орехов Н. Н Производственная графика. М.: Просвещение, 1988.
- Огородников И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. -375 с.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России, 1994, № 2. С. 45−50.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967.472 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 303 с.
- Педагогика / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, В. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. -478 с.
- Панкратов А.А. О связи в преподавании геометрии и черчения в средней школе / Сб. «Политехническое обучение в преподавании математики». М.: АПН РСФСР, 1956.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ. / Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леоноса. -М.: Педагогика, 1989.
- Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент // Техническая эстетика, 1987, № 6.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 303 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Черчение. М.: Просвещение, 1986. — 15 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Трудовое обучение 5−7 классы городских и сельских школ. М.: Просвещение, 1988.-60 с. t
- Программы средней образовательной школы. Черчение. М.: Просвещение, 1961. — 15 с.
- Программы педагогических институтов. Методика преподавания черчения в средней школе. М., 1982.
- Программы педагогических институтов. Сборник № 11. М.: Просвещение, 1984.
- Ройтман И.А., Логачев Г. А. Графические методы начертательной геометрии при решении стереометрических задач (предисловие). М.: Просвещение, 1968.
- Ройтман И Г. Теория и практика в преподавании черчения. JL: Учпедгиз, 1956.
- Ройтман И.А. Некоторые частные замечания по методике преподавания черчения // Вечерняя средняя школа, 1968.
- Ройтман И.А. Рациональный выбор изображений как оценка количества информации // Вестник высшей школы, 1967.
- Ройтман И.А. Проблемы методики преподавания технического черчения в средней школе в взаимосвязи с инженерной психологией // Сов. педагогика, 1967.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в2-х тт. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М., 1962. — 504 с.
- Сайгак JI.H. Преемственность графической подготовки учащихся средних школ и вузов в соответствии с их профориентацией. Дис. .канд. пед. наук. Куйбышев, 1984.
- Семушин А.Д. Связь обучения с жизнью в преподавании математики // Советская педагогика, 1961, № 9.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-95 с.4
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Столярова Н.Е. Профессиональная направленность студентов вузов. Опыт всесоюзного опроса // Социологические исследования. 1992,3.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. М.: Знание, 1968. — 102 с.
- Тихонов И И. Методы научной организации и управления в учебном процессе. М.: Знание, 1967. -42 с.
- Труды Организационного комитета Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Рисование и черчение. СПб., 1890. — С. 5.
- Удалов С Р. Методические основы введения новых информационных технологий при обучении конструированию в курсе черчения средней общеобразовательной школы. Дис. .канд. пед. наук. Омск, 1993. — 123 с.
- Умронходжаев А. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения черчению. Дис. .канд. пед. наук. М., 1979. — 170 с.
- Фурман А.В. Повышение эффективности графической подготовки школьников. Дис. .канд. пед. наук. Киев, 1984.
- Хомиченко Г А. Дидактические условия обеспечения преемственности графической подготовки учащихся общеобразовательной школы и студентов втузов. Дис. .канд. пед. наук. -Львов, 1989. 190с.
- Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учеб. пособие. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 121 с.
- Четверухин Н.Ф. Примеры ошибочных изображений / Сб. Вопросы современной начертательной геометрии / под ред. Н. Ф. Четверухина. -М.: Гостехиздат, 1947.
- Четверухин Н.Ф. Чертежи пространственных фигур в курсе геометрии. М.: Учпедгиз, 1946.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 268 с.
- Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
- Шемятовец Д.И. Исследование условий достижения преемственности в обучении черчению между средней и высшей школой. Дис. .канд. пед. наук. Минск, 1976.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 350 с.
- Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс: Мин-во нар. обр-я Литовской ССР, ИПК СНХ при Совете Министров
- Литовской ССР, 1989. 68 с.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272 с.
- Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис.. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990. — 406 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. 1. ПРИЛОЖЕН ИЯ
- Программа курса «Инженерная графика» для технических лицеев
- Курс «Инженерная графика» для физико-технических лицеев состоит из трех разделов:1 .Компьютерное моделированиегеометрических образов 9 кл. 68 час.2.Элементы начертательнойгеометрии 10 кл. 68 час.
- Элементы машиностроительного черчения 11 кл. 68 час.
- Раздел «Компьютерное моделирование геометрических образов"состоит из двух частей: „Машинная графика“, „Графический дизайн“.
- Содержание данного раздела направлено на систематизациюпредставлений о форме предметов, выработку умений анализироватьформу и графически отображать ее методами проецирования, а также умения читать различные изображения.
- В разделе изучаются виды графики, общие понятия о перспективе, свете и цвете, композиции и главных законах композиции, ориентируясьна графические возможности новых информационных технологий.
- Машинная графика» ~ 44 часапп Тема Количествоучебных часов1. Введение 2
- Технические средства машинной графики 43. Графические редакторы 1S
- Программное обеспечение машинной графики 201. Программа.1 .Введение (2ч).
- Технические средства машинной графики (4ч.).
- Графический вывод. Печатающее устройство. Графопостроители. Матричные печатающие устройства. Дисплеи. Графические дисплеи.
- Графический вывод. Функциональная клавиатура. «Световое перо», «мышь», джойстик основные принципы работы.
- Графические редакторы (18 ч.).
- Знакомство с графическим редактором. Вход в редактор, начало рисования, проба пера, запись картинки на диск. Выход из редактора.
- Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Графические примитивы. Оформление текста. Работа с символами.
- Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и установка режимов работы редактора.
- Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного проектирования (САПР).
- Программное обеспечение машинной графики (20 ч.).
- Плоскости. Сопряжения и лекальные кривые. Аналитические поверхности. Неаналитические поверхности. Блоки.
- Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на плоскости: tгомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот, инверсия. Построение с помощью преобразования узоров, орнаментов, обводов и контуров различных изделий.
- Графический дизайн «24 часапп Тема Количествоучебных часов1. Введение 22. Дизайн-техника графики 43. Перспектива 64. Цветоведение 65. Композиция 61. Программа.1.Введение (2 ч.).
- Знакомство с графическим дизайном- что такое графический дизайн? Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.
- Дизайн- техника графики (4ч.).
- Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн технике графики и ее определение.
- Классификация перспективных изображений в зависимости отtвысоты горизонта и ракурса.4. Цветоведение (6 ч.).
- Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на человека.5. Композиция (6 ч.).
- Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы.
- Виды и типы композиции. Гармонические прогрессии. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей.
- Примерный перечень индивидуальных графических работ по ' разделу: «Компьютерное моделирование геометрических образов «1. Часть 1.
- Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использованием графического редактора.
- Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического редактора.
- Графические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов графического редактора- б) средствами псевдографики- в) программными средствами.4.Линии чертежа.
- Чертежи стандартных деталей (гайка, болты и др.)
- Условные графические обозначения на электрических схемах- электрические принципиальные схемы простейших изделий .
- Условные графические обозначения на архитектурно-строительных чертежах- фрагменты архитектурно-строительных чертежей.
- Библиотека элементов учебного САПР1. Часть 2.
- Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штриховки. Овладение техникой исправлений (срезка, подчистка и д.р.) на чертежах, выполненных тушью.
- Вычерчивание геометрического узора или орнамента. Карандаш, рейсфедер, перо, кисть. Отмывка, закраска.
- Выполнение очерка изделия- вазы, подноса, ювелирного изделия, йнструмента, изделия технического дизайна и др. По авторскому эскизу. Карандаш, рейсфедер, лекала, кисть, перо. Тушь, акварель. Отмывка, закраска.
- Построение перспективного изображения архитектурной детали (арки, крыльца и др.) или интерьера класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе. Карандаш, тушь, акварель. Отмывка.
- Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. Заданиеtтворческое. Тушь, акварель, гуашь.
- Раздел курса «Элементы начертательной геометрии» 68 часовпп Тема Количество часов1. Введение 12. Метод проекций 23. Эпюры простейших фигур 84. Кривые линии 25. Поверхности 126. Пересечение фигур 16
- Способы преобразования эпюр 88. Метрические задачи 7
- Аксонометрические проекции 610. Технический рисунок 2
- Развертывание поверхностей 41. Программа.
- Введение (1 ч.). Предмет и задачи курса. Развитие начертательной геометрии и история ее преподавания.2. Метод проекций (2 ч.).
- Центральное проецирование и его свойства. Ортогональное4проецирование и его свойства- теорема о проецировании прямого угла.
- Виды чертежей. Требования, предъявляемые к чертежу. Эпюр Монжа.
- Эпюры простейших фигур (8 ч.). Принцип построения эпюра точки. Пространственная система координат. Четверти и октанты пространства. Точки общего и частного положения. Конкурирующие точки. Безосный эпюр.
- Принцип построения эпюра прямой. Положение прямой относительно плоскостей проекций- прямые общего и частного положения.
- Взаимная принадлежность точки и прямой. Взаимное расположение прямых.
- Задание плоскости на чертеже. Принадлежность точки и прямой плоскости. Особые линии плоскости. Плоскости общего и частного положения. Прямая линия, параллельная плоскости. Прямая линия, перпендикулярная к плоскости.4. Кривые линии (2 ч.).
- Понятие линии. Классификация линий. Опорные (характерные) точки кривой. Кривые второго порядка. Трансцендентные кривые. Проекции окружности. Построение разверток линий.5. Поверхности (12 ч.).
- Пересечение фигур (16 ч).
- Классификация основных способов решения задач. Основныеалгоритмы построения линий и точек взаимного пересечения фигур. t
- Построение линии пересечения двух плоскостей. Построение точкипересечения прямой и плоскости. Частные и общие случаи.
- Построение линии пересечения двух поверхностей. Построениеточек пересечения прямой линии с поверхностью.
- Использование задач на пересечение фигур в учебном процессе итехнике.
- Способы преобразования эпюра (8 ч).
- Проецирование на дополнительную плоскость проекций (замена плоскостей проекций) прямой и точки. Преобразование прямой общегоположения в прямую частного положения. Преобразование плоскости общего положения в плоскость частного положения.
- Метрические задачи (7 ч.).
- Общие случаи взаимной перпендикулярности прямой и плоскости, двух прямых, двух плоскостей.
- Определение расстояний от точки до точки, прямой, плоскости. Определение расстояний между двумя параллельными и скрещивающимися прямыми.
- Определение истинного вида плоских фигур.
- Примеры использования метрических задач в учебном процессе и в технике.
- Аксонометрические проекции (6 ч.).
- Натуральная и аксонометрическая масштабная единица- коэффициенты искажения по осям.
- Стандартные виды аксонометрических проекций. Примеры построения стандартных видов аксонометрических проекций некоторых технических деталей.
- Технический рисунок (2 ч.).
- Назначение технического рисунка в учебном процессе и на производстве.
- Рисунки простейших геометрических тел. Выявление объемапредметов с помощью светотени и различные способы передачи объема в техническом рисунке.
- Развертывание поверхностей (4 ч.).
- Свойства преобразования развертывания. Классификация разверток: развертки точные, приближенные и условные. Классификация способов построения разверток.
- Применение разверток в технике, в техническом дизайне и в учебном процессе.
- Примерный перечень индивидуальных работ по разделу «Элементыначертательной геометрии «
- Изображение прямой и плоскости на комплексном чертежеф.АЗ.
- Построить в трех проекциях геометрические тела, а также проекций группы геометрических тел ф.АЗ.
- Построить плоскость и поверхность на комплексном чертеже, а также линий, принадлежащих им ф.АЗ.
- Построить линию пересечения двух поверхностей и определить видимость ф.АЗ.
- Определить истинную величину плоской фигуры (методом замены плоскостей) ф. А4.
- Определить истинное расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости ф. А4.
- Построение комплексного чертежа геометрического тела, усеченного проецирующей плоскостью, а также построения его аксонометрической проекции и развертки поверхности ф. АЗ + ф. А4.
- В раздел курса включены две контрольные работы, проводимые в классе и отражающие его основные разделы.
- Все графические работы по начертательной геометрии выполняютсяс соблюдением правил и техники оформления чертежей, установленных стандартами.
- Прием и зачет всех работ, выполненных учащимся, проводится с обязательной защитой их исполнителем.
- Основной задачей этого раздела курса «Инженерная графика» является теоретическая и практическая подготовка лицеиста к успешному усвоению вузовского курса «Начертательная геометрия».
- Раздел курса «Элементы машиностроительного черчения» 68 часов.
- Изделие и техническая информация о нем 2
- Графическое отображение и чтение технической информации об изделии 16
- Сборочная единица и техническая информация о ней 4
- Изображение некоторых соединений деталей на чертежах 10
- Графическое отображение и чтение технической информации об изделии 29
- Схемы, графики, диаграммы 4
- Архитектурно-строительные чертежи 31. Программа.
- Изделие и техническая информация о нем (2 ч.).
- Графическое отображение и чтение технической информации об изделии (16 ч.).
- Чертеж как основной графический документ, содержащий информацию об изделии. Общие сведения о чертежах различного назначения (рабочий и аксонометрический чертежи, чертеж общего вида, сборочный чертеж и др.).
- Передача информации о форме детали на чертежах.
- Изображения на чертежах: виды (основные, местные), разрезы, сечения (наложенные, выносные). Построение разрезов и сечений с использованием чертежных инструментов и ЭВМ.
- Выбор главного изображения чертежа и необходимого числа изображений. Условности и упрощения в изображении формы деталей на чертежах. Получение справок в AutoCAD.
- Передача информации о размерах детали на чертежах. Правила нанесения размеров на чертежах по ГОСТу и в системе AutoCAD. Нанесение одиночного размера на чертеже.
- Передача информации о материале детали. Условное изображение различных материалов в разрезах и сечениях. Пиктографическое меню имеющихся типов штриховки в системе AutoCAD.
- Последовательность выполнения чертежа ручным и машинным способами. Создание подобных плоских геометрических фигур по оригиналу в системе AutoCAD. Проведение параллельных линий. Изменение свойств выбранных примитивов.
- Чтение рабочих чертежей. Создание среды чертежа в системе AutoCAD.
- Конструирование несложных деталей по заданным параметрам, условиям и функциональному назначению. Выполнение чертежа сконструированного изделия.
- Сборочная единица и техническая информация о ней (4ч.).
- Понятие о сборочной единице. Стандартные и оригинальные детали сборочных единиц. Положение и взаимодействие составных частей сборочных единиц. Библиотека готовых файлов с чертежами стандартных деталей.
- Общие сведения о соединениях деталей сборочных единиц. Разъемные и неразъемные соединения деталей (резьбовые, шпоночные, шлицевые, сварные и др.)
- Изображения некоторых соединений деталей на чертежах (Юч.).
- Условное изображение и обозначение резьбы. Чертежи резьбовых соединений (болтовое, шпилечное, винтовое). Чертеж шпоночного соединения. Чертеж шлицевого соединения. Чертеж штифтового соединения.
- Графическое отображение и чтение технической информации о сборочной единице (29 ч.).
- Виды графической документации, отображающие информацию о сборочных единицах (чертежи общего вида, сборочные чертежи, монтажные чертежи, схемы, спецификация и др.) Чертежи общего вида. Сборочные чертежи.
- Передача информации о размерах на сборочных чертежах (размеры габаритные, монтажные, характерные и т. д.). Правила нанесения размеров на чертежах общего вида и сборочных чертежах.
- Выполнение чертежей общего вида на бумаге. Чтение чертежей общего вида и сборочных чертежей. Выполнение средствами машинной графики сборочного чертежа изделия из готовых блоков,' содержащих чертежи деталей, входящих в сборку.
- Деталирование чертежей общего вида. Деталирование многослойного сборочного чертежа в системе AutoCAD. Создание блоков каждой детали, сохранение их в виде отдельных файлов на диске.
- Конструирование недостающих деталей сборочных единиц по заданным условиям. Выполнение рабочего чертежа сконструированной детали.
- Выполнение эскизов деталей сборочной единицы.
- Создание чертежа общего вида изделия средствами машиннойграфики из ранее созданных блоков, простановка размеров и заполнение спецификации в системе AutoCAD.
- Схемы, графики, диаграммы (4 ч).
- Схемы. Основные понятия. Виды и типы схем. Схемы использования.
- Схемы кинематические, Условные обозначения. Правила выполнения и чтения схем кинематических.
- Схемы электрические. Условные обозначения. Правила выполнения и чтения схем электрических.
- Графики и диаграммы. Основные понятия и правила выполнения.
- Архитектурно-строительные чертежи (3 ч.).
- Общие сведения о здании и его частях.
- Особенности выполнения строительных чертежей. Масштабы. Размеры. Планы здания.
- Разрез и фасад здания. Пример выполнения плана и разреза здания.
- Условные обозначения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы, лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование.
- Чтение строительных чертежей.
- Интерьер жилого помещения. Общие сведения. Примеры выполнения интерьера. г
- Примерный перечень индивидуальных работ по разделу «Элементы машиностроительного черчения «
- Графическая работа по созданию многослойного чертежа детали.
- Выполнение разрезов и сечений детали на компьютерном чертеже, ручным способом.
- Выполнение чертежей резьбовых соединений (ручной, машинный).
- Выполнение технического рисунка одной из деталей по чертежу общего вида (ручной).
- Эскиз одной, двух деталей средней сложности (типа втулки, штуцера) (ручной).
- Выполнение чертежа общего вида несложного изделия (сборочной единицы) (ручной).
- Заполнение спецификации в системе AutoCAD.
- Деталирование чертежей общего вида в системе AutoCAD (машинный, ручной).
- Вычерчивание кинематической или электрической принципиальной схемы несложного изделия (ручной, машинный).
- Выполнение плана своей комнаты (имеющейся или проектируемой) с расстановкой мебели (ручной).
- В раздел курса включены две контрольные работы:
- Выполнение эскиза детали средней сложности по оригиналу-
- Выполнение чертежа детали средней сложности по чертежу общего вида.