Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление результативностью программ МВА для обеспечения их конкурентоспособности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Высокие темпы научно-технического прогресса в конце XX — начале XXI в. коренным образом изменили роль человеческого фактора в обеспечении эффективности и конкурентоспособности компаний независимо от рода их деятельности. Главными требованиями к персоналу становятся высокая компетентность, профессионализм и способность к обучению, так как в быстро меняющихся условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ факторов и критериев, определяющих эффективность обучения
    • 1. Обучение персонала как составная часть организационной стратегии
    • 2. Принципы и особенности обучения руководителей
    • 3. Проблемы оценки эффективности обучения руководителей и пути их решения
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 1. Характеристика выборки
    • 2. Характеристика анкеты и основные блоки исследовательских анкет
    • 3. Методы анализа результатов исследования
  • Глава 3. Результаты исследования эффективности обучения по программе «Евро-менеджмент- мастер делового администрирования для руководителей»
    • 1. Цели обучения и ожидания от образования
    • 2. Трудовые ценности слушателей до и после обучения
    • 3. Значимость для слушателей конкретных составляющих управленческой деятельности
    • 4. Обучение как инструмент решения управленческих задач
    • 5. Оценка слушателями полезности обучения

Управление результативностью программ МВА для обеспечения их конкурентоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высокие темпы научно-технического прогресса в конце XX — начале XXI в. коренным образом изменили роль человеческого фактора в обеспечении эффективности и конкурентоспособности компаний независимо от рода их деятельности[15, 32, 41, 50, 57]. Главными требованиями к персоналу становятся высокая компетентность, профессионализм и способность к обучению, так как в быстро меняющихся условиях именно грамотный высокообразованный специалист способен быстро подстраиваться под нововведения, постоянно обновляя знания и повышая собственную квалификацию.

Становление рыночной экономики в России ведет к росту значимости человеческого капитала и радикальному повышению качества управления. В условиях глобальной конкуренции организаций испытывают постоянное давление со стороны внешней среды, подталкивающее их к непрерывному совершенствованию выпускаемой продукции, расширению ассортимента услуг, оптимизации производственных и управленческих процессов. А также способствует изменению отношения руководства ведущих корпораций мира к процессу обучению и развития своего персонала.

Опыт лучших западных компаний показывает, что без существенного повышения компетентности и улучшения деятельности управленческого звена, невозможно добиться реального и стабильного совершенствования работы организации. Россия в этом плане не является исключением.

В.В. Путин, выступая на VII съезде Российского союза ректоров, отметил: «.теперь необходимо делать принципиально иное — „учить людей учиться“. Только так мы сможем обеспечить опережающее развитие образования как самой интеллектуалоемкой „отрасли“ российской экономики» .

Академик Д. Львов приводит данные о том, что российский рабочий за один и тот же отрезок времени производит в среднем продукции в 6 раз меньше, чем европейский или североамериканский. Частично, конечно, эти различия в производительности можно отнести к технологическому отставанию российских предприятий, однако неудовлетворительное качество управления также вносит существенный вклад в низкий уровень эффективности труда.

Сегодня для успешной работы организации ее руководящий состав должен достаточно хорошо разбираться как в специальных, так и в общих вопросах, касающихся сферы менеджмента организации, управления финансами, логистики, маркетинга и др. Недостаток у руководителей знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения стоящих перед ними задач, не только приводит к неэффективной работе организаций или возглавляемых ими структурных подразделений, но и способствует появлению у персонала чувства не. удовлетворенности работой. Чем ниже уровень профессиональной подготовки руководителя или специалиста, необходимый для выполнения должностных обязанностей, тем выше у него уровень психических, энергетических затрат и стрессов, связанных с работой.

Обучение по программе мастер делового администрирования (Master of Business Administration — MBA) и является одним из основных способов бизнес-образования современных руководителей по указанным вопросам. Поэтому изучение эффективности обучения руководителей и факторов, на нее влияющих, позволит ответить на важнейшие актуальные вопросы, связанные с теоретическими основами процесса усвоения и трансформации знаний, получаемых слушателями в ходе обучения по программе MB А, в реальные поведенческие установки.

Особое значение имеет экономическая сторона вопроса, так как затраты на обучение руководящего состава организаций — это достаточно значительные инвестиции, которые компания делает в свои управленческие кадры. Правильная организация обучения этой ключевой категории работников способна привести к большей отдаче, а неграмотная организация и неумелое его проведение к пустой трате финансовых средств предприятий.

Эффективное обучение руководящих кадров — одно из наиболее важных условий успешной деятельности компаний, работающих в различных сферах экономики. Изучение лучших образцов решения этой проблемы (benchmarking) сегодня актуально как никогда. Для этого, в свою очередь, требуется выявить факторы, определяющие успех в подготовке руководителей в рамках современных программ МВА и в системе повышения квалификации руководящих кадров. Четкое понимание этих факторов позволит управлять образовательными программами, обеспечивая их конкурентоспособность.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов в области предпринимательства и управления персоналом. Данные проблемы исследовались в работах таких специалистов как А. В. Бусыгин, Г. Десслер, П. Друкер, П. В. Журавлев, С. А. Карташов, А. Я. Кибанов, М. В. Кларин, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов, Т. Питере, Р. Уотермен, Н. Тичи.

Вопросы теории и практики управления бизнес образованием и профессиональным развитием руководящих кадров рассмотрены в трудах Р. Бакли, Дж. Кейпл, У. Букович, Р. Уильяме, Н. А. Волгин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова, В. П. Пугачев, В. В. Травин, В. А. Дятлов, Й. Хентце, Й. Метцнер, С. В. Шекшня, Д. Л. Киркпатрик. i ч.

Цель диссертационного исследования.

Цель работы — обоснование новых методов управления результативностью системы подготовки руководителей и специалистов в программах МВА.

Задачи исследования:

• изучение опыта российских и западных компаний в сфере управления процессами обучения руководителей и специалистов;

• выявление основных факторов, определяющих результативность экономического образования;

• разработка методики и проведение исследования результативности системы подготовки руководителей и специалистов в программах МВА;

• анализ результативности обучения по программе МВА на основе готовности руководителей к изменениям в процессе управленческой деятельности;

• разработка методов совершенствования управления программами МВА в целях повышения их результативности.

Объектом исследования явились слушатели, проходящие обучение по программе «Евро-менеджмент — мастер делового администрирования для руководителей» Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Предметом исследования выступили содержание и результаты обучения по указанной программе.

Научная новизна.

В диссертации введено понятие «результативность программ обучения», расширяющее традиционный подход к оценке эффективности экономического образования: Разработан новый показатель результативности учебных программ в системе бизнес-образованияизменение установок, ценностей и ожиданий слушателей в отношении ключевых аспектов управленческой деятельности. Данный показатель позволяет определить, в какой степени учебная программа способствует повышению готовности руководителей к развитию и совершенствованию своих управленческих моделей поведения.

Проведенное исследование показывает, что использование указанного поведенческого показателя результативности учебных программ является не менее надежным индикатором эффективности обучения, чем такие традиционные критерии, как уровень усвоения изучаемого материала и мнение слушателей об учебной программе.

Выявлено изменение в значимости трудовых ценностей, произошедшее в результате обучения, свидетельствующее о существенных сдвигах в системе трудовых предпочтений слушателей. Показаны отличия в указанных сдвигах в разных возрастных, статусных и тендерных группах.

Наиболее значимый результат обучения — резкое повышение понимания у руководителей роли вопросов, связанных с организационными изменениями. Данная установка отражает готовность руководителей к инновациям. Показано, что у слушателей произошли наиболее существенные изменения представлений о такой важной задаче, как оптимизация процесса руководства подчиненными.

Практическая значимость.

Оценка того, в какой степени в результате обучения по программе МВА повышается готовность руководителей к изменениям, позволяет организаторам обучения оперативно получать ценную информацию практической значимости учебного курса. Использование при оценке эффективности бизнес-образования показателей, демонстрирующих готовность слушателей на практике применять полученные ими знания, позволяет выявит корреляцию между учебной программой и профессиональной деятельностью слушателей. Таким образом, обеспечивается востребованность результатов обучения руководителей по программе МВА.

Разработанные в ходе настоящего исследования анкеты и методики их анализа позволяют своевременно получать точный результат относительно эффективности процесса обучения и выявляют влияние обучения на установки, ценности и поведение слушателей. Это позволит организаторам обучения осуществлять качественный мониторинг эффективности учебного процесса, что в конечном счете, обеспечит устойчивую конкурентоспособность программ обучения.

Результаты исследования были применены при совершенствовании программы Мастер делового администрирования для руководителей в Высшей школе корпоративного управления (ВШКУ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Проведенное исследование позволило решить следующие задачи:

1. Изучение опыта российских и западных компаний в сфере бизнес-образования руководителей и специалистов показало доминирование ряда тенденций, определяющих эффективность подготовки управленческих кадров:

• обучение персонала должно стать составной частью организационной стратегии;

• успеха возможно добиться лишь при четкой увязке обучения персонала с потребностями организации;

• результативность обучения непосредственно зависит от степени адекватности учебных целей внешним и внутренним условиям функционирования организации и от четкости их постановки;

• обучение должно быть тесно связано с содержанием рабочей деятельности слушателей;

• Наиболее эффективными при обучении руководителей и специалистов являются методы активного обучения.

2. Оценка результативности обучения руководителей по программе MB, А подтвердила соответствие итогов обучения ожиданиям слушателей. После завершения программы «Евро-менеджмент — мастер делового администрирования для руководителей» слушатели более равномерно распределяют свои выборы.

3. Проведенное исследование показало, что после обучения для слушателей повысилось значение следующих трудовых ценностей:

• возможность повышать уровень своей квалификации (переместилась с 8 на 1 место);

• эффективное взаимодействие с подчиненными (с 6 на 2 место).

Изменения в значимости трудовых ценностей, произошедшие в результате обучения, свидетельствуют о том, что обучение способствовало существенным сдвигам в системе их трудовых предпочтений. Особенно важно то, что с 8-го места на первое выходит именно такая ценность как «Возможность повышать уровень своей квалификации». Это свидетельствует о том, что обучение заложило серьезную основу для профессионального развития, а значит, и для повышения эффективности управленческой деятельности. Повышение ранга ценности «эффективное взаимодействие с подчиненными» говорит о росте готовности лучше использовать потенциал человеческих ресурсов.

4. Одним из важных итогов исследования явилось выявление того, что обучение по программе МВА сильно меняет представления о трудовых ценностях у женщин. Происходит сдвиг от типично «женского» паттерна трудовых ценностей к более активной предпринимательской жизненной позиции.

5. В результате обучения, как показывает динамика профессиональных приоритетов для руководителей резко повысилось значение вопросов, связанных с организационными изменениями. Этонаиболее значимый результат обучения. Именно готовность руководителей к инновациям, к поддержке организационных изменений — та ключевая компетенция, которую во многих компаниях считают первоочередной, и стремятся развивать ее у своих руководителей.

6. Наиболее существенно изменились представления слушателей о задачах, которые они смогут более эффективно решать после завершения обучения. Это прежде всего касается такого важного показателя как «Оптимизация процесса руководства подчиненными». До начала учебы эта задача стояла на 7 месте, а в конце учебы слушатели поставили ее на 1 место.

7. Выявленные в результате исследования изменения в структуре трудовых ценностей и ожиданий, явившиеся результатом обучения и приобретенных знаний, необходимых для своей управленческой практики, привело к пересмотру слушателями системы приоритетов ключевых составляющих их управленческой деятельности. Полученные результаты показали, что поведенческие показатели эффективности обучения — ценности, ожидания, установки, проявляются так же отчетливо, как традиционные (оценка уровня усвоения, мнение слушателей о содержании обучения и о методах преподавания), и могут служить надежными индикаторами эффективности обучения.

8. Полученные результаты отражают не только сдвиги, которые произошли в значимости важнейших трудовых ценностей у руководителей в результате обучения, но и те специфические отличия, которые проявились у слушателей, представляющих разные уровни руководства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Выступление Президента Российской Федерации на V1. съезде Российского союза ректоров. — М., 2004.
  2. Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб: Питер, 2002.
  3. А.В. Бизнес-тренинг действенный инструмент для улучшения работы организации // Справочник кадровика, 2000, № 3.
  4. A.JI. Системный подход к управлению персоналом. -Тула. 2001.
  5. Брускин НЛО. Образование нуждается в независимой экспертизе// Платное образование, 2005, № 1−2.
  6. У., Уильяме Р. Управление знаниями: руководство к действию.: Перевод с английского. Москва, 2002.
  7. А., Федоров А. Можно ли научить менеджменту? // Персонал, 2000. № 3.
  8. Бюджетирование HR. http://www.e-xecutive.ru.
  9. Васильева 10. А. Ведомости, № 192 (1232), 20 октября 2004.
  10. С. Новая ДНК компании FORD. // Искусство управления, 2000, № 2.
  11. Н.А. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии. М.: РАГС, 1998.
  12. Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт. Вып.2. -М., 1995.
  13. Госслужба на Западе: информация к размышлению. // Человек и труд, 2001, № 3.
  14. А., Сурков С. Влияние особенностей обучения на эффективность бизнес-образования. // Управление персоналом, 2005, № 8, с. 26−32.
  15. Г. Управление персоналом.: Перевод с английского. -Москва, 1997.
  16. П. Задачи менеджмента в XXI веке. / Пер. с англ: Учебное пособие Москва, 2000.
  17. Дудник И. Е' Поставщик, клиент, персонал три слагаемых успеха ТД «Русьимпорт». // Управление персоналом, 2002, № 8, с. 6−14.
  18. П.В., Карташев С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 1999. — 576 с.
  19. Исаенко А. Н Кадры управления в корпорациях США М.: «Наука», 1988.
  20. А.Я. Управление персоналом организации. Учебник М., Инфра, 2004.
  21. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Науч.-практ.пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело.2002. — 224 с .
  22. Ю. Профессионализм и компетентность // Служба кадров, 2000, № 6
  23. Н. Оптимизация издержек на корпоративное обучение. /Управление персоналом. 2005. № 5. С. 13−19.
  24. А.И. Психологические основы современного управления персоналом М., «Экзамен», 2000.
  25. Ю.А. Подготовка и переподготовка персонала в России. М.: Кадры, 1998. — 132 с.
  26. А. Планирование и организация обучения персонала компании // Персонал, 2000, № 2.
  27. В. Будущее мировой экономики. М., 1979
  28. В. Управление высшим административным персоналом (опыт Голландии и США) // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2.
  29. А.Е., Лукьяненко В. И., Новиков А. В. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М.: Наука, 1999. — 573 с.
  30. М.И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел -синтез» 2002.-135 с.
  31. М.И., Курбатова М. Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М. ЮОО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с.
  32. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел — синтез», 2003. -388 с.
  33. А.Н. Через знания к звездам // Управление компанией, № 5, 2001.
  34. Ю. Обучение и развитие персонала глазами корпоративных заказчиков, http://www.e-xecutive.ru
  35. .З. Управление знаниями.- Москва, 2003.
  36. Е. Корпоративный университет, как инструмент становления научающейся компании. // «Управление персоналом», № 1−2 (90), 2004 года. с. 46.
  37. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом -М.: Фипстатинформ, 1991.
  38. Ю.Г., Карташова JI.B. Управление персоналом, оценка эффективности. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 256 с.
  39. И.А. Средства анализа источников информации как элемент управления .знаниями на предприятии // Материалы круглого стола «Управление знаниями и информационные технологии: порознь или вместе?» от 19.11.2003 в рамках выставки БИНФО.
  40. Т. Представьте себе! — Стокгольмская школа экономики в СПб, 2004, с. 320−342.
  41. Н. По 122 видам профессий. // Служба кадров, № 12, 2002, с. 82−86.
  42. Питере Т, Уотермен Р. В поисках эффективного управления -М.: «Прогресс», 1986.-421с.
  43. В. Тренинги по технике продаж в сети розничных магазинов Предпосылки, форма организации, промежуточные результаты, http://www.e-xecutive.ru.
  44. В.П. Руководство персоналом организации -М.: Аспект-Пресс, 1999.
  45. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2000.-285 с.
  46. Стоунхаус Джордж, Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 1999.
  47. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. -368 с.
  48. Н. «Передаваемая точка зрения»: учебник для начинающих // Искусство управления, 2000, № 2.
  49. В.В., Дятлов В.А'. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2002. — 272 с.
  50. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. -Москва, 2001.
  51. Н. Что лучше: учить или переучивать? // Государственная служба: наука, практика, исторический опыт. 2000, № 2.
  52. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред. проф. д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. -М.: МГУ, 1997.-480 с.
  53. Управление персоналом: Учебник для вузов // под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с. 1. С/
  54. И., Метцнер И. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1997. — 664 с.
  55. Т. Эффективный IIR менеджер: функции, задачи, опыт // Персонал, 2000 № 3
  56. В. Лес за деревьями. Япония: «свет и тени научно-технической революции». М.: Знание, 1991.
  57. С.В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. -368 с.
  58. С.В., Ермошкин Н. Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 336 с.
  59. Ю.Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам -М.: Норма-Инфра, 1998. .
  60. ПЛкокка Л. Карьера менеджера М.: Прогресс, 1989.
  61. Amidon D. Innovation Strategy for the Knowledge Economy. Boston: Butterworth-Heinemann, 1997
  62. Davenport Т., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What they Know. Boston: Harvard Business School Press. 1998.
  63. D.J., «Benchmarking HRD», Training and Development Journal, June 1993, p. 39.
  64. Kirkpatrick D.L. How To Train and Develop Supervisors // The ASTD Training and Development Handbook. 4th ed. N.Y., 1996.66. www.HRM.ru68.http://www.mbacor http://www.bkR.ru/
Заполнить форму текущей работой