Механизм управления экспортной стратегией предприятия: На примере лакокрасочной отрасли
На сегодняшний день в России функционирует более 500 крупных консалтинговых фирм, специализирующихся на исследовании и предоставлении информации о зарубежных рынках. Однако большинство этих фирм выполняют в основном посреднические функции между российскими предприятиями-заказчиками и зарубежными фирмами-исполнителями. Во-вторых, высокой стоимостью релевантной информации. В настоящее время услуги… Читать ещё >
Содержание
- 1. РАЗРАБОТКА ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
- 1. 1. Экспортная стратегия предприятия: экономическая сущность, виды и место в общей стратегии бизнеса
- 1. 2. Современные подходы к разработке экспортной стратегии предприятия
- 1. 3. Методические проблемы управления экспортной стратегией предприятиям
- 2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Принципы управления экспортной стратегией предприятия
- 2. 2. Разработка механизма управления частной экспортной стратегией предприятия
- 2. 2. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия. Определение стратегических экспортных переменных
- 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
- 3. 1. Информационные и организационные аспекты управления экспортной стратегией предприятия
- 3. 2. Оценка привлекательности перспективных экспортных рынков
- 3. 3. Управление частной экспортной стратегией предприятия
Механизм управления экспортной стратегией предприятия: На примере лакокрасочной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Значение экспорта для стран с рыночной экономикой очень велико. Экспорт, являясь мощным стимулирующим фактором экономического развития, играет роль своеобразного «локомотива» в преодолении кризисных явлений, способствует поддержанию производства и занятости в экспортоориентированных отраслях, оказывая позитивное влияние на народное хозяйство в целом.
В настоящее время доля экспорта в ВВП России составляет около 20%. Теоретически это неплохой показатель макроэкономики. На практике российский экспорт товаров в реальном выражении за 1991;1999 гг. увеличился более чем на 40%, при этом прирост экспорта осуществлялся исключительно за счет нефти, нефтепродуктов, металлов и природного газа [103, с. 44]. По итогам 1999 г. суммарный удельный вес минерального топлива в экспорте страны составлял около 46% [155, с. 24]. Таким образом, наиболее актуальной проблемой российского экспорта является смещение товарной структуры от топливно-сырьевых товаров и материалов в сторону готовой продукции, доля которой в совокупном экспорте страны в 1999 г. не превышала 15% по сравнению с 25−30% в 1990 г. [155, с. 24].
По мнению многих ведущих экономистов, объем поставок на экспорт в большинстве добывающих отраслей по отношению к производству практически достиг своего предельного значения, и дальнейшее наращивание физических объемов экспорта сырьевых товаров, в том числе энергоносителей, крайне затруднено. В этой связи объективно возникает проблема формирования национальной стратегии, ориентированной прежде всего на экспорт готовой продукции, что обусловило разработку Федеральной программы развития экспорта до 2005 г. Ее реализация предполагает формирование и эффективное управление экспортными стратегиями на уровне отдельных промышленных предприятий.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что, во-первых, часть российских промышленных предприятий не до конца преодолела негативные последствия ряда финансово-экономических кризисов и испытывает объективные проблемы со сбытом продукции. В сложившейся ситуации, многие из них ищут пути расширения рынков сбыта, одним из возможных вариантов решения данной проблемы является освоение внешних рынков и экспорт готовой продукции.
Во-вторых, большинство промышленных предприятий России для выпуска конкурентоспособной продукции вынуждены закупать импортные сырьевые материалы и комплектующие, расходуя значительные объемы валютных средств. В этой связи, для обеспечения баланса экспортно-импортных операций, предприятия стремятся реализовывать товары на экспортных рынках с тем, чтобы восполнить валютные расходы. Необходимо также отметить, что многие специалисты, рассматривают деятельность предприятия на внешних рынках как показатель успешной работы.
Таким образом, проблема разработки механизма управления экспортной стратегией на российских промышленных предприятиях в настоящее время является чрезвычайно актуальной как на макро-, так и на микроуровне.
Степень научной разработки темы. Теоретические основы разработки механизма управления экспортной стратегией предприятия базируются на двух направлениях современной экономической науки: теории стратегического управления (стратегический менеджмент) и международного маркетинга.
В области стратегического управления широкое научное признание получили работы Ансоффа И., Котлера Ф., Мэскона М., Альберта М., Хедоури Ф., Бермана Б., Олдкорна Р., Томпсона А., Стрикланда А., Боумэна К. В этих работах дается понятие стратегии, приводятся основные классификации, описание возможных стратегий и условий их применения, а также теоретические подходы к формированию стратегий для различных сфер деятельности предприятия. Среди публикаций российских авторов в данной области следует отметить работы Виханского О. С., Наумова А. И., Максимцова М. М., Круглова М. И., Ефремова В. С., Уткина Э. А.
В области международного маркетинга представляют интерес работы Ассэля Г., Дайана А, Буккереля Ф., Ланкара А., Бермана Б., Завьялова П. С.,.
Диденко Н. И., Самохвалова В. В., Пивоваровой М., Пунина Е. И., Моисеевой Н. К., Герчиковой И. Н., Волкодавовой Е. В., Барсуковой С. В., Никифоровой С. В. и др.
Постановка проблемы управления экспортной стратегией предприятия присутствует в ряде публикаций российских специалистов в периодических изданиях — «Внешнеэкономический бюллетень», «Внешняя торговля», «Мировая экономика и международные отношения», «Эксперт», «ИТО», что свидетельствует об актуальности данной проблемы на российском рынке.
Критический анализ указанных выше работ позволил выявить ряд проблем. Современные методические подходы к управлению экспортной стратегией предприятия не всегда последовательны и совместимы друг с другом. В части работ не учитываются новые реалии российской экономики. До 1990 г. экспорт российских товаров осуществлялся централизованно. Рыночные отношения предполагают самостоятельное управление экспортной стратегий отдельными промышленными предприятиями.
Поскольку для российских специалистов проблема управления экспортной стратегией является относительно новой, авторами большинства научных работ по данной проблематике являются западные экономисты. Их концепции в свою очередь носят преимущественно теоретический характер и их применение без адаптации к российским условиям весьма затруднительно.
Таким образом, недостаточная методическая разработанность проблемы управления экспортной стратегией предприятия определили тему, предмет, цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является разработка механизма управления экспортной стратегией предприятия в современных рыночных условиях. Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были поставлены следующие задачи:
• определить сущность экспортной стратегии предприятия;
• определить место экспортной стратегии предприятия в общей стратегии бизнеса;
• разработать комплексную классификацию экспортных стратегий;
• изучить современные теоретические подходы к разработке и управлению экспортной стратегией предприятия;
• предложить механизм адаптации существующих моделей и методов управления экспортной стратегией предприятия к российским условиям;
• разработать механизм управления экспортной стратегией для практического использования на российских предприятиях.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность предприятия в рыночных условиях.
Предметом исследования является процесс управления экспортной стратегией предприятия в рыночных условиях.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют зарубежные и российские библиографические источники в области стратегического менеджмента, международного маркетинга, основ внешнеэкономической деятельности, материалы научно-практических конференций и ресурсы сети Internet.
Для решения задач исследования использовались следующие методы: общенаучные: дедукция, классификация, обобщение, анализ, синтез, системный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование, наблюдение, сравнительный и логико-исторический анализ, описание, формализация, и специальные: экономико-статистические методы (расчет средних величин, корреляционно-регрессионный анализ, табличный), экспертные (мозговой штурм, метод бальных оценок).
Научная новизна работы:
1. Предложено определение экспортной стратегии промышленного предприятия, как совокупности всех его частных экспортных стратегий, реализация которых будет способствовать достижению экспортных целей предприятия в рамках выбранной миссии;
2. Обосновано выделение экспортной стратегии как особого вида внешнеэкономической стратегии предприятия и определено ее место в общей стратегии бизнеса;
3. Разработан механизм управления экспортной стратегией предприятия, в основу которого положен дифференцированный подход, предполагающий реализацию специального набора управленческих процедур в зависимости от типа экспортного товара и рынка;
4. Выявлены, обоснованы, классифицированы и количественно определены релевантные показатели для оценки привлекательности перспективных экспортных рынков;
5. Разработана 4-х уровневая модель влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия, позволяющая на основе корреляционного анализа осуществить научно-обоснованный выбор ключевых факторов;
6. Выведено уравнение 3-х мерной плоскости и разработано программное обеспечение, позволяющие посредством варьирования стратегических экспортных переменных управлять объемом экспортных продаж предприятия.
Практическая значимость работы. Научные подходы и методы, изложенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при управлении экспортной, а также любой другой функциональной или подфункциональной стратегией предприятия. Сформулированные рекомендации дают возможность более эффективно организовать внешнеэкономическую деятельность на предприятии.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы нашли практическое применение на ОАО «Лакокраска» (Ярославль). Отдельные аспекты исследования были использованы автором при разработке стандарта «ПР-СМК-01. Порядок проведения маркетинговой деятельности» на указанном предприятии.
Различные положения диссертационной работы обсуждались на областной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ВУЗов Ярославской области «Ярославский край — наше общество в 3-ем тысячелетии» (Ярославль, 1999), научно-теоретической конференции «Молодежь и экономика» (Ярославль, 1999), 3-й региональной научно-практической конференции «Маркетинг в регионах России: опыт и перспективы» (Ярославль, 2000).
В 1999 г. материалы исследования были удостоены первой премии на областном конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу.
Отдельные положения диссертационной работы изложены в учебных курсах «Основы внешнеэкономической деятельности», «Стратегический менеджмент», читаемых студентам инженерно-экономического факультета Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ).
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 статей и 4 тезисов докладов общим объемом 4,6 п. л., из них авторских 3,8 п.л.
Структура и объем исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем исследования 172 страницы, работа содержит 27 рисунков, 19 таблиц, 8 приложений на 12 страницах.
Список литературы
включает 157 наименований.
8. Выводы и рекомендации.
Использование внутренних и внешних источников информации в процессе управления частной экспортной стратегией предприятия по выделенным направлениям представлено в таблице 7.
При практическом использовании предлагаемого нами механизма управления экспортной стратегией может возникнуть проблема доступности релевантной информации. По нашему мнению, данная проблема обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, неразвитостью информационной инфраструктуры. До перехода к рыночным условия хозяйствования информационно-статистические материалы в России издавались и распространялись преимущественно Государственным комитетом по статистике. Важно отметить, что данная информационная база была достаточно ограниченной и содержала информацию исключительно об экономическом развитии России (макроэкономических показателях развития страны, сведения об объемах производства различных отраслей промышленности и сельского хозяйства и т. п.).
До настоящего времени информационную инфраструктуру в России нельзя назвать развитой, поскольку далеко не вся информация, которая необходима для принятия управленческих решений фиксируется и может быть доступна для предприятий.
Рис. 24. Основные источники информации для управления экспортной стратегией предприятия.
На сегодняшний день в России функционирует более 500 крупных консалтинговых фирм, специализирующихся на исследовании и предоставлении информации о зарубежных рынках. Однако большинство этих фирм выполняют в основном посреднические функции между российскими предприятиями-заказчиками и зарубежными фирмами-исполнителями. Во-вторых, высокой стоимостью релевантной информации. В настоящее время услуги по предоставлению той или иной необходимой предприятию информации для управления экспортной стратегией являются платными, причем стоимость услуг достаточно высока. Кроме того, заказывая исследования какого-либо конкретного рынка у предприятия нет гарантии в том, что данный рынок целесообразен для освоения. Таким образом, предприятие, поставившее перед собой цель выйти на зарубежный рынок, должно быть готово к соответствующим затратам.
Эффективность управления экспортной стратегией определяется не только адекватностью используемого механизма управления и корректностью использования информационной базы, но и методом организации экспортной деятельности. Многие авторы полагают, что экспортная деятельность предприятия в силу своих особенностей должна осуществляться в рамках экспортного отдела и возглавляться управляющим по экспорту [1, с. 124- 94, с. 104- 49, с. 87- 108, с. 65]. Мы считаем, что далеко не каждое предприятие может позволить себе иметь собственно экспортный отдел с управляющим, и более того, на наш взгляд, это не всегда эффективно. По мнению автора, оргструктура управления экспортной деятельность зависит от трех факторов:
• размеров предприятия (крупное, среднее, малое);
• масштабов экспортной деятельности (объемов экспортных операций);
• специфических особенностей экспортной продукции.
В этой связи мы предлагаем три основных типа оргструктур управления экспортной деятельностью. Первый тип оргструктуры представлен на рис. 20. Здесь процесс управления экспортной стратегией осуществляется экспортной группой в составе отдела продаж. Такая организационная форма экспортной деятельности будет эффективна на средних предприятиях с относительно небольшим масштабом экспортных операций.
Рис. 20. Оргструктура управления экспортной деятельностью на средних предприятиях.
Второй тип оргструктуры управления (рис. 21) разработан для средних и крупных предприятий с достаточно большим масштабом экспортных операций.
Рис. 21. Организационная структура управления экспортной деятельностью для среднего предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В соответствии с целями и задачами, поставленными в диссертационном исследовании, автором получены следующие основные научные выводы и результаты:
1. Выявлено, что для эффективного управления целесообразно выделять частную экспортную стратегию, которая разрабатывается для каждого товара на отдельно взятом экспортном рынке и общую, которая представляет собой совокупность всех частных экспортных стратегий предприятия.
2. На основании «Пирамиды разработки стратегий» А. Томпсона и А. Дж. Стрикланда установлено, что экспортная стратегия предприятия является подфункциональной и разрабатывается в рамках стратегии маркетинга.
3. Разработанный механизм носит универсальный характер и может быть использован для управления экспортной стратегией на предприятиях любой отрасли промышленности — лакокрасочной, мебельной, парфюмерно-косметической, легкой, химической, машиностроительной, резинотехнической, кожевенной, бумажной, полиграфической и т. д. Основным условием использования данного механизма на предприятиях-производителях товаров производственного назначения является высокая ритмичность поставок. Внедрение разработанного механизма управления экспортной стратегией позволит предприятиям различных отраслей промышленности:
• оптимизировать и повысить эффективность работы российских производителей на экспортных рынках;
• провести адекватную оценку привлекательности перспективных экспортных рынков и произвести отбор целевых рынков;
• повысить эффективность работы предприятия по продвижению продукции на рынки стран дальнего зарубежья.
4. По результатам апробации методики экспертной оценки, в основу которой положены выделенные и обоснованные автором релевантные показатели, можно сделать вывод об ее адекватности и возможности применения для определения сравнительной привлекательности перспективных экспортных рынков, а также отбора целевых рынков. Апробация показала, что целом российским предприятиям при выходе на рынки стран дальнего зарубежья следует отдать предпочтение рынкам развивающихся стран и стран бывшего соцлагеря. Эти рынки характеризуются большими темпами роста, невысокой степенью насыщенности, относительно низким уровнем конкуренции и отсутствием жестких требований к экологичности потребительских товаров. Рынки развитых стран в свою очередь отличаются более сильной конкуренцией и высокой степенью насыщения рынка.
5. Экспортная деятельность предприятия имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены воздействием экономических, социально-культурных, политических, правовых и других факторов внешнего рынка, которые для эффективного управления экспортной стратегией нуждаются в количественной оценке. Разработанная автором 4-х уровневая модель влияния факторов внешней среды, позволяет количественно оценить и выявить ключевые факторы влияния внешней среды на экспортную стратегию, которые должны быть учтены при управлении последней. По результатам апробации вышеуказанной модели сделан вывод, что для каждой частной экспортной стратегии степень воздействия выделенных факторов различна и зависит как от вида продукта, так и параметров исследуемого экспортного рынка.
6. На практике подтверждено, что выведенное уравнение 3-х мерной плоскости является основным элементом разработанного механизма управления экспортной стратегией и позволяет сформулировать конкретные рекомендации по изменению стратегических экспортных переменных для достижения поставленных экспортных целей. Обосновано, что в качестве основного инструмента управления объемами экспортных продаж в силу высокой гибкости и мобильности целесообразно использовать экспортную цену.
Список литературы
- Абрамишвилли Г. Г. Проблемы международного маркетинга. М.: Международные отношения, 1984. — 224 е.-
- Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. — М.: Юристь, 1999. 368 е.-
- Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Буккерель, Р. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, — 1993. — 572 е.-
- Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. -112−115 е.-
- Алексеев А. А. Методика сегментирования потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. — № 1 (19). -30−35 е.-
- AMA Board Approves New Definition // Marketing News/ 1985. — March 1. — p. 1.
- Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия. / А. И. Муравьев, А. Ф. Мухин, Ю. А. Григорьев. М.: Финансы и статистика, 1991. — 144 е.-
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. под ред Ю. Н. Каптуревского. СПб: Изд. «Питер», 1999. — 416 е.-
- Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 1999. — 804 е.-
- Ю.Бабурина Ю. В. Формирование системы стратегического управления промышленным предприятием (Организационно-методический аспект) / Автореферат к. э. н. Кострома: КГТУ, — 2000. — 18 е.-
- Багатурова О. С., Мамиконов А. Г. Математические модели маркетинга // Автоматика и телемеханика. 1991. — № 8. -3−35 е.-
- Баранчеев В. П., Стрижов С Г. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1994. — № 3. -42−50 е.-
- З.Барсукова С. В. Международный маркетинг (Материалы к лекциям): Учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. -248 е.-
- Безрукова Е. Г., Руденчик Е. А. Прогнозирование статистических временных рядов: Учебное пособие/ ЯГТУ. 2-е изд., перераб. и доп. — Ярославль, 1998. — 182 с.-
- Бендат Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. М.: Мир, 1989.-231 е.-
- Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. -М.: Мир, 1974.-243 е.-
- Большой англо-русский словарь в двух томах. Том И. / Под общ. ред. И. Р. Гальперина. М.: изд. «Советская энциклопедия», 1972. — 862 е.-
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 е.: ил.-
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / пер. с англ. под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 175 е.-
- В. В. Брыскин Математические модели маркетинга. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская изд. фирма, 1992. — 160 е.-
- Буглай В. Б., Ливенцев H. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. H. Н. Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 160 е.-
- Быковская А. А. Торговая и конкурентная политика в деятельности международных интеграционных объединений // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 6. — 62−67 е.-
- Stefan Bush Strategisches Marketing und Qualitat, Export-Akademie BadenWurttemberg, s. 112.-
- А. Быковская. Анализ торговой и конкурентной политики в международных объединениях // Маркетинг. 1999. — № 2. — 99−104 е.-
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха/ Пер. с нем. М.: Экономика, 1995. — 224
- Васильков Ю. В., Василькова Н. Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании. М.: Финансы и статистика, 1999. — 256 е.-
- Ващекин Н. П. Маркетинговая информация: стоимостной аспект // Маркетинг. 1997. — № 2. -35−38 е.-
- Видяпин В. И., Данько Т. П., Слепов В. А. Предпринимательство: маркетинг и цены. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова. 1992. — 234 с.
- Вишняков Я. Д., Рыбкин С. А. Учет враждебности рынка при осуществлении внешнеторговой деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 6. — 68−86 е.-
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник. М.: «Фирма Гардарика», — 1996. -416 с.-
- Владимирова И. Г. Организационные формы международного бизнеса: российская практика // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 1. -71−87 е.-
- Владимирова И. Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 2. -71−83 е.-
- А. Водянов, В. Лапенин, Г. Исаков Внешнеторговая политика России в контексте проблемы ее вступления в ВТО // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — 44−56 е.-
- Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — с. 701.-
- Герчикова И. Н. Методика проведения МИ // Маркетинг. 1995. — № 3. -3142 е.-
- Глущенко В. В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1996. — 216 е.-
- Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 9−10. — 25−30 е.-
- Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы структуры. М.: Дело, — 1995. -354 с.
- Голубков Е. П. Основы маркетинга. — М.: Издательство «Финпресс», 1999. — 656 е.-
- Г. Я. Гольдштейн, А. В. Катаев Международный маркетинг. М: Финансы и статистика, 1999. — 352 е.-
- Ю. Н. Грачев Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Библиотека журнала «Внешнеэкономический бюллетень» М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 544 е.-
- Григоренко Е. Что такое виртуальный маркетинг и как его применять на отечественных предприятиях // Журнал коммерческих служб предприятий. -2000.-№ 2.-9−12 е.-
- Григорук Н. Е. Статистика внешнеэкономических связей: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1993. — 176 е.-
- Г. Гроте, Д. Шульмайстер, Г. Умбрант Применение экономико-математических моделей в планировании внешнеэкономических связей / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1974. — 268 е.-
- Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. -. М.: Дело, 1999. 320 е.-
- Дениелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. М.: Дело, 1998. — 784 е., 16 вкл.-
- Диденко Н. И., Самохвалов В. В. Основы международного маркетинга. -СПб.: Политехника, 2000. 182 е.-
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: учебное пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа: ИНФРА-М, 1996.-255 е.-
- Долбунов А. А. Маркетинговая концепция управления предприятием // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2. — С. 25−36.-
- Дудинска Э. Информация в деятельности менеджера по маркетингу третьего тысячелетия // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. -120 123 е.-
- Дурович А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. — 464 е.-
- Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. -97−101 е.-
- Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учеб. пособие. М.: Изд. «Финпресс», 1998. — 192 е.-
- Жукова С. А. Формы и методы использования маркетинга российскими компаниями на национальном и мировом рынке / Автореф. к. э. н. М.: МГУ, — 1999.-22 е.-
- Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов и сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1991. — 416 е.-
- Завьялов П. С., Демидов В. Е., Карпова Н. С. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М.: Внешторгиздат, -1989.- 152 е.-59.3аико J1. Что станет экспортной «Фишкой Беларуси» // Белорусская газета. -1999.-№ 123.-7−11 е.-
- Захаров С. Н. Расчеты эффективности внешнеэкономических связей (Вопросы методологии и методика расчетов). М.: Экономика, 1975. — 342 е.-
- И. Зулькарнаев Роль миссии организации в разработке стратегии его развития // Маркетинг. 1998. — № 6. -25−36 с.
- Иванов Информационное обеспечение предпринимательской деятельности (японский опыт) // Маркетинг. 1999. — № 1. — 79−84 е.-
- Ивантер А. Сингапур нам не указа. России придется вырабатывать оригинальную модель развития национальной индустрии // Эксперт. 1999. -№ 41.-32−41 е.-
- Импорт России в январе-декабре 1998 г. М.: Госкомстат РФ, 1999. — 82 е.-
- И. Казаков Зарубежный рынок: силы и стратегии // Маркетинг. 1998. — № 6.- 82−94 е.-
- Калнин Р. А. Алгебра и элементарные функции. М.: Изд. «Наука», 1969. -465 е.-
- Каплина О. В. Исследование и методы оценки факторов конкурентоспособности товара / Автореферат к. э. н. Ярославль: ЯГТУ, -1999.-20 е.-
- Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. М.: Экономика. — 1991. — 367 с.
- Карпов В. Н. Маркетинговые исследования рынка // Маркетинг. 1994. — № 2. -78−88 е.-
- Кендэл М. Временные ряды. М: Финансы и статистика, 1981. — 326 е.-
- В. Кетельхен Степень свободы в разработке корпоративной стратегии // Маркетинг. 1998. — № 5. --65−71 е.-
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Под общ. ред. Е. М. Пеньковой.- Санкт-Петербург: АО «Коруна», АОЗТ «Литера плюс», 1994. 698 е.-
- В. Краснова, А. Матвеева, А. Привалов, Н. Хорошавина Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000. 320 е.-
- Кругман П. Р., Обстфельд М. Л. Международная экономика. Теория и практика: Учебник для ВУЗов / Пер. с англ., под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. М.: Экон. факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. — 799 е.-
- И. Кудинова Динамика отраслевого производства, структуры и объемы экспортно-импортных операций по товарным группа, платежеспособный спрос. // РИСК. 2000. — № 1−2. -55−58 е.-
- Курс экономической теории / Под общей ред. M. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: МГИМО МВД РФ. — 1994. — 624 е.-
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 657 е.-
- H.-G. Lettau. Gtundwissen Marketing. Kompaktwissen. Wilhelm Heyne Verlag, Munchen, 1989.-210 s.-
- Либерникель В. Укрепление конкурентоспособности малых и средних предприятий на международном рынке // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5. -86−89 е.-
- И. Липсиц, А. Нещадин, А. Эйкельман Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. 1998. — № 9. -87−104 е.-
- Лозовский Л. ILL, Райзберг Б. А., Ратновский А. А. Универсальный бизнес-словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 640 е.-
- Лукашин Ю. П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. М.: Статистика, 1979.-451 е.-
- Маркетинг. Сборник. Пер. с англ. / Под ред. Д. И. Костюхина. М.: Прогресс, — 1974. — 546 с.
- Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 е.: ил.
- Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. -М: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. — 228 е.-
- Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», Дипломатическая Академия МИД РФ, 1998. — 368 е.-
- Мэскон M. X., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992. с. 501.-
- Н. Минаев Формирование цен в условиях рынка // Консультант директора. -1999.-№ 6(90).-24−27 е.-
- Mod. Paint a. Coat., 2000, v. 89, № 7, p. 29−32.-
- Mod. Paint a. Coat., 2000, v. 89, № 8, p. 27.-
- Моисеева H. К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, — 1998. — 320 е.-
- Моисеев H. Н., Иванилов Ю. П., Столярова Е. М. Методы оптимизации. -М.: Наука, 1978.-243 е.-
- Никитин В. В, Гурова И. В Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии и выведении нового товара на рынок // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 4. — 71−83 е.-
- Никифорова С. В. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, — 1998. — 153 е.-
- Новая экспортная политика и стратегические направления развития экспорта. М.: РАО «ЕЭС России». — 2000. — 12 е.-
- Новаторов Э. В. Международные модели маркетинга услуг// Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3.-91−97 е.-
- Новости от «Банковского вестника» // Эксперт. 1999. — № 40. -25−27 е.-
- Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А. К. Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999. — 252 е.-
- Овчаренко А. Н. Современные направления международного маркетинга / Автореферат к. э. н. М.: МГУ, — 1997. — 25 е.-
- Огурцов А. П. Содействие развитию российского экспорта // ИТО. 1999. -№ 3.-42−50 е.-
- Олдкорн Р. Основы менеджмента: Учебник / Пер. с англ. Предисл. к русск. изд. д.э.н., проф. Голубкова Е. П. М.: Изд. «Финпресс», 1999. — 320
- О производственно-сбытовой и внешнеторговой деятельности лакокрасочной промышленности России. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», — 1999. -27 е.-
- Отчет о результатах испытаний универсальных белых алкидных эмалей отечественного и импортного производства. Ярославль: ОАО «Лакокраска». — 1999. — 10 е.-
- Оценка и прогноз мирового потребления ЛКМ. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», — 1999. — 78 е.-
- Панкрухин А. П. Маркетинг. —М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 1999. 398 е.-
- Пентелин А. К. Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности. М., 1990. — 143 е.-
- Петухова И., Петухова Н. Прогнозирование емкости рынка отдельных групп товаров и услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — 62−74 е.-
- М. Пивоварова Маркетинг во внешнеэкономической деятельности. // Маркетинг, 1999. — № 3. — с. 56−67-
- М. Пивоварова Особенности международного маркетинга 90-х годов. // Маркетинг, 1998. — № 5. — с. 24−33-
- Попов Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг, 1999.-№ 1.-е. 101−108., 105−111-
- Е. Попов Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 1999. — № 2. — 105−112 е.-
- А. Пороховский Мирохозяйственный потенциал России и внешнеэкономические императивы его реализации // Российский экономический журнал. 1999. — № 7. — 68−77 е.-
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, — 1993. — 956 е.-
- Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ., под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 754 е.-
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов/ Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.- Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 318 е.-
- Продвижение технологического продукта на рынок / Составители: к. т. н. А. 3. Пименова, д.т. н. H. М. Фонштейн, M.: АНХ, 1998. 312 е.-
- Проект по внедрению экспортной стратегии на Кировском заводе по обработке цветных металлов. Киров: Изд. Авентус, 1998. — 72 е.: ил.-
- Пунин Е. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии (в условиях рыночной экономики). М.: Международные отношения, 1993.- 112 с.-
- Пшеничный Б. Н. Метод линеаризации. -М.: Наука, 1989. 112 е.-
- Пшунетлев В. А. Интернационализация российских предприятий: зарубежный и российский опыт / Автореферат к. э. н. Сыктывкар: ИПО СГУ, — 2000. — 24 е.-
- Рябова Т. Ф., Стрелков Е. В. Маркетинг: словарь-справочник. М.: Агентство массовой информации, 1992. — 677 е.-
- Савин В. Конкурентоспособность 180 стран мира в 1999 году // Маркетинг. -2000.-№ 3.-3−18 е.-
- Савин В. А., Тяпышев О. Г. Оценка ближайших перспектив экономического развития ста стран мира // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. — № 4. — с. 98−102.-
- В. А. Савин Мировая торговля в 90-е годы: итоги и перспективы // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 6. — 104−110с.-
- Салун В. Стратегическое планирование цель или средство // Маркетинг.- 1999.-№ 1. —42−48 с.
- Самохин Р. В. Оценка экспортного потенциала предприятий лакокрасочной промышленности / Автореферат к. э. н. СПб.: СПбГИЭА, -2000.- 18 с.-
- Секерин В. Д. / Учебно-практическое пособие / Изд. 2-е исправленное и доп. М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», — 1999. — 352 е.-
- Simmons H. New Techniques in Marketing, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1958.-306 p.
- Smith G. D., Arrnold D. R., Bizzell B. G. Business strategy and Policy. 2nd ed. Boston: Houghton Mifflin, 1988.-
- Соловьев В. А. Управление маркетингом. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 1999. — 307 е.-
- Стати М. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг. 1998. — № 1. -27−34 е.-
- Стокозенко В. Н. Российский рынок ЛКМ: смена вех. // Снабженец. -1998.-№ 2−3.-С. 40−42.-
- Стратегическое планирование / под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд. ЭКМОС, 1998. — 440 е.-
- Сухов С. В. Методическое обеспечение формирования системы адаптивного управления предприятием / Автореферат к. э. н. Ярославль: ЯГТУ, — 2000. — 18 е.-
- Тезисы докладов IV международной научно-практической конференции «Настоящее и будущее Российского рынка лакокрасочных материалов», 1516 марта 1999 г. Москва: ЗАО «Максима», РХТУ им. Д. И. Менделеева, ОАО НПФ «Спектр Ж», — 2000. — 80 е.-
- Тихонов Р. М. Зарубежный опыт создания конкурентоспособной продукции. Обзор. М.: НИИмаш, 1984. 84 е.-
- Томпсон А. А., Стрикланд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 е.-
- Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 1998. — 256 е.-
- Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 е.-
- Р. А. Фатхутдинов Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России. // Стандарты и качество, 2000. — № 8. — с. 42−49.-
- Р. А. Фатхутдинов Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности // Управление персоналом, 2000. — № 6. — с. 71−83.-
- Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995. — 120 е.-
- В. В. Федосеев Экономико-математические модели и методы, а маркетинге. М.: Финстатинформ, 1996. — 110 е.-
- JL Фитуни. Мировые цены и российская экономика // Консультант директора. 1998. — № 20 (80). -2−5 е.-
- Foreign Trade of Russia. NAG Consulting — New-York — 2000. — 43 p.-
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 352 е.-
- Хруцкий В. Е., Корнееева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 528 е.-
- Черныш Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/ Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова. -М.: ПРИОР, 1999.-176с.-
- Шмиттгофф К. М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. М.: Юрид. лит., 1993. — 512 е.-
- Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и научн. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 е.-
- Экспертиза потребительских свойств новых товаров. М.: Экономика, 1981.-290 е.-
- Экспорт России в январе-декабре 1999 г. М.: Госкомстат РФ, — 2000. — 78е.-
- Экспорт России в январе-декабре 1998 г. М.: Госкомстат РФ, — 1999. — 79
- V. Jain, J. Ravn Export Skills Development Project Danish Institute of Export — 1999. — 68 p.