Совершенствование процесса стратегического планирования в системе управления сельскохозяйственными предприятиями
Состояние изученности проблемы. Вопросы теории и практики стратегического управления и его основной функции — стратегического планирования достаточно широко освещены в трудах, прежде всего, зарубежных ученых, внесших значительный вклад в развитие данного направления управленческой науки. К ним можно отнести И. Ансоффа, К. Боумэна, Д. Хангера, Д. Коллинза, П. Друкера, Д. Аакера, Г. Клейнера, М… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕКСОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
- 1. 1. Эволюция стратегического планирования и его необходимость на современном этапе развития агроэкономики России
- 1. 2. Содержание и значение стратегического планирования в системе управления агропредприятиями
- 1. 3. Моделирование процесса стратегического планирования в системах управления сельскохозяйственными предприятиями
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2. 1. Современное состояние сельскохозяйственного производства Саратовской области
- 2. 2. Внешние и внутренние факторы эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий
- 2. 3. Стратегический SWOT-анализ условий развития сельскохозяйственного бизнеса
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
- 3. 1. Организационные аспекты внедрения стратегического планирования на предприятиях
- 3. 2. Основные этапы и задачи стратегического планирования в управлении сельскохозяйственными предприятиями
- 3. 3. Основные стратегии развития агробизнеса
Совершенствование процесса стратегического планирования в системе управления сельскохозяйственными предприятиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Перестройка системы экономических отношений и отказ от существовавших ранее форм и методов управления привели к необходимости поиска новых технологий и инструментов управления отраслями, комплексами и предприятиями аграрного сектора экономики России. Опыт хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике в 1990;х гг. и в условиях рынка в последнее десятилетие показал, что больше всего проблем имеется на хозяйственном уровне управления. Фактическое отсутствие методологии, теории и практики самостоятельного управления сельскохозяйственными предприятиями в период социалистической командно-административной системы привело к тому, что многие руководители не смогли справиться в решением тех задач, которые возникли в новых условиях хозяйствования. Одним из основных элементов современной системы управления предприятием и инструментом менеджмента является стратегическое планирование, применение которого позволяет обосновать оптимальную стратегию развития предприятия, долгосрочную эффективность ведения бизнеса. В современной России в практике управления предприятиями стратегическое планирование используется пока недостаточно широко. Более того, в настоящее время в российской управленческой науке практически отсутствуют разработки по использованию стратегического планирования в системе управления предприятиями и организациями аграрного профиля, что обусловливает актуальность темы исследования.
Состояние изученности проблемы. Вопросы теории и практики стратегического управления и его основной функции — стратегического планирования достаточно широко освещены в трудах, прежде всего, зарубежных ученых, внесших значительный вклад в развитие данного направления управленческой науки. К ним можно отнести И. Ансоффа, К. Боумэна, Д. Хангера, Д. Коллинза, П. Друкера, Д. Аакера, Г. Клейнера, М. Армстронга, М. Портера, Г. Минтцберга и других. Среди российских ученых вопросами применения технологий стратегического управления и планирования занимались О.С. Ви-ханский, Л. Г. Зайцев, А. Т. Зуб, А. И. Панов, С. А. Попов, В. В. Кондратьев, Н. Н. Тренев, В. В. Уваров, Э. А. Уткин, Р. А. Фатхутдинов и другие. Их трудами внесен значительный вклад в развитие теории и практики стратегического планирования и управления, применения технологий стратегического планирования в различных сферах бизнеса. Однако вопросы и проблемы использования стратегического планирования в отечественном агробизнесе остаются до настоящего времени мало изученными и не раскрытыми. Исследованию определенных вопросов и проблем совершенствования системы планирования, повышения эффективности и устойчивости функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей посвящены труды А. В. Голубева, А. Н. Люкшинова, В. Комова и некоторых других. В настоящее время разработки в области применения стратегического планирования в системе управления сельскохозяйственными предприятиями практически отсутствуют. Имеется значительная необходимость исследования вопросов адаптации зарубежных методик и технологий стратегического планирования к условиям применения в сельском хозяйстве России. Эти обстоятельства предопределили выбор темы, цели и задач исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является развитие теории сельскохозяйственного стратегического планирования и разработка практических предложений по совершенствованию процесса стратегического планирования в системе управления сельскохозяйственными предприятиями.
Достижение данной цели предусматривало решение в процессе исследования следующих задач: исследовать эволюцию стратегического планирования и обосновать его необходимость на современном этапе развития аграрного сектора экономики Россиираскрыть содержание и разработать модель процесса стратегического планирования для управления сельскохозяйственными предприятиями- 4 проанализировать современное состояние сельскохозяйственного производства Саратовской области и оценить возможность применения стратегического планирования различными категориями сельскохозяйственных товаропроизводителейизучить внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий, и провести стратегический анализ современных условий развития агробизнесавыделить основные этапы и сформулировать конкретные задачи стратегического планирования в управлении сельскохозяйственными предприятиямиразработать шаблон структуры и содержания стратегического плана сельскохозяйственного предприятияобосновать приоритетные стратегии развития сельскохозяйственного бизнеса.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являлись сельскохозяйственные предприятия Саратовской области различных категорий и организационно-правовых форм.
Монографические исследования и более углубленные разработки были проведены на примере сельскохозяйственных предприятий Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
Предмет исследования — организационно-управленческие и экономические отношения, возникающие в системе управления сельскохозяйственными предприятиями в процессе разработки стратегических планов.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой для выполнения диссертационной работы служили диалектический метод познания, основные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме.
В процессе выполнения работы использованы статистические данные по Российской Федерации и Саратовской области, годовые отчеты и плановая документация сельскохозяйственных предприятий, аналитические обзо5 ры министерства сельского хозяйства Саратовской области и Минсельхоза РФ, справочные и нормативные материалы, информация из сети INTERNET, труды научно-исследовательских институтов и вузов, материалы, полученные в ходе самостоятельного изучения сельскохозяйственных предприятий Саратовской области.
При решении обозначенных проблем и задач были использованы различные методы исследований: монографический, статистический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математические с использованием ЭВМ и другие.
Научная новизна работы. Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексе научных положений, отражающих теоретические, методические и практические результаты исследований по совершенствованию процесса стратегического планирования на сельскохозяйственных предприятиях, а именно:
S на основе исследования эволюционных процессов развития систем управления и планирования выявлены и систематизированы группы факторов, формирующих, ускоряющих и замедляющих процесс внедрения стратегического планирования на сельскохозяйственных предприятиях;
S выявлены производственно-экономические, управленческие и инновационные преимущества сельскохозяйственных предприятий, использующих стратегическое планирование, позволяющие получить синергетиче-ский эффект и запустить механизм инновационного саморазвития предприятий за счет мобилизации внутренних резервов;
S разработана модель процесса стратегического планирования, адаптированная к специфике управления сельскохозяйственными предприятиями и включающая набор основных деловых и функциональных стратегий, комплексно охватывающих вопросы оптимизации сельскохозяйственного производства;
S определены основные типы стратегического планирования в сельском хозяйстве (системное, элементное и интуитивное) с учетом отраслевых особенностей и размеров сельскохозяйственных предприятий;
S разработана примерная структура стратегического плана, включающая продуктовый, производственный, организационно-управленческий и финансовый уровни описания моделей сельскохозяйственного предприятия в разрезе основных деловых и функциональных стратегий;
S в авторской трактовке сформулированы основные задачи стратегического планирования в управлении сельскохозяйственными предприятиями, направленные на оптимизацию производственной, организационно-управленческой и финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия;
S обоснованы приоритетные стратегии развития агробизнеса, включая общую и деловые (продуктовую, технологическую, производственную) стратегии сельскохозяйственных предприятий, и рассчитаны оптимальные производственно-экономические параметры модельного предприятия при реализации стратегии внедрения ресурсосберегающих технологий.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается в комплексной адаптации теоретических и прикладных разработок в области стратегического планирования к условиям использования в системах управления сельскохозяйственными предприятиями. Отдельные разработки, связанные с технологией стратегического планирования и управления, частично апробированы на примере конкретных сельскохозяйственных предприятий Саратовской области и могут быть использованы для применения различными категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предложенные в диссертации рекомендации по внедрению технологий стратегического планирования позволят руководителям и специалистам сельскохозяйственных предприятий различных размеров, направлений, типов и организационно-правовых форм разрабатывать стратегические планы развития бизнеса, определять оптимальные производственно-экономические па7 раметры функционирования предприятий в целом и их производственных подразделений.
Апробация результатов исследований. Основные результаты и положения диссертационной работы были доложены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференцияхиспользованы при разработке и проведении курсов повышения квалификации руководителей и специалистов АПК Саратовской областирассмотрены и одобрены специалистами министерства сельского хозяйства Саратовской областиприняты к внедрению на сельскохозяйственных предприятиях Петровского, Базарно-Карабулакского и Вольского районов Саратовской областивнедрены в ООО «К (Ф)Х «Королев В.П.» Петровского района и СХА «Дружба» Базарно-Карабулакского района Саратовской областииспользуются в учебном процессе ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова».
По материалам диссертации опубликовано 11 печатных работ, в том числе 3 работы в изданиях из перечня ВАК.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Современный этап развития российской агроэкономики объективно обусловливает необходимость внедрения стратегического планирования в систему управления сельскохозяйственными предприятиями. Изучение сложившихся условий и особенностей процесса внедрения стратегического планирования позволило выявить три группы факторов: 1) факторы — причины внедрения стратегического планирования общеэкономического и отраслевого характера- 2) факторы — ускорители, положительно влияющие на освоение методов стратегического планирования в практике управления агробизнесом- 3) факторы — замедлители, препятствующие внедрению механизмов стратегического управления и планирования в аграрном секторе экономики России.
2. Применение стратегического планирования позволяет рассчитывать на получение синергетического эффекта, обусловленного появлением целого комплекса преимуществ у стратегически ориентированного сельскохозяйственного предприятия, выражающихся в положительных изменениях в производственно-экономической, инновационной и управленческой сферах деятельности предприятия, в активизации внутреннего потенциала компании и формировании лучшей мотивации персонала, обеспечении всего комплекса необходимых условий для осуществления инновационных процессов и мобилизации внутренних резервов повышения эффективности.
3. В диссертации разработана модель процесса стратегического планирования для управления сельскохозяйственными предприятиями, отражающая специфику сельскохозяйственной отрасли. Модель определяет для сельскохозяйственных предприятий типовой набор деловых и функциональных стратегий, разработка которых позволит: оптимизировать производственную структуру и ресурсную базу сельскохозяйственного предприятияулучшить системы организации управления предприятием в целом, продвижения и сбыта продукции на рынке, снабжения предприятия необходимыми производственными ресурсами, управления персоналом и финансирования деятельности предприятия.
4. Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства Саратовской области выявил тенденции увеличения объемов сельскохозяйственного производства на фоне институциональной перестройки форм хозяйствования: в сельском хозяйстве региона наблюдается увеличение доли мелкотоварных производителейбольшинство крупных сельскохозяйственных предприятий имеют неустойчивые производственно-экономические и финансовые показатели деятельности. Сравнительный анализ работы сельскохозяйственных предприятий Базарно-Карабулакского района Саратовской области, работающих в одинаковых внешних природно-климатических и экономических условиях, показал, что результаты их работы в отдельные годы различаются почти в 15 раз: размер прибыли, полученной с 1 га пашни в 2003 г., колебался от 64 руб. до 960 руб.- в 2008 г. — от 922 руб. до 1981 руб. На фоне практического отсутствия системной плановой работы низкая устойчивость производственно-экономических показателей обусловлена влиянием внутренних факторов: производственной структуры, технологий и форм организации производства и т. п.
5. Многообразие форм хозяйствования, сложившееся в настоящее время в сельском хозяйстве, требует индивидуализированного подхода к внедрению стратегического планирования. В работе дана характеристика степени формализации и детализации стратегических планов хозяйств разных размеров и проведена типизация систем стратегического планирования в сельском хозяйстве. Определены три типа систем стратегического планирования, рекомендуемых к применению в сельском хозяйстве: функциональное стратегическое планирование — для крупных предприятийинтегрированное стратегическое планирование — для средних сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйствинтуитивное стратегическое планированиедля мелких хозяйств.
6. В диссертации разработан алгоритм и сформулированы основные задачи стратегического планирования, которые позволяют сформировать четкий контур стратегического управления и планирования в общей системе управления сельскохозяйственными предприятиями. Детализация стратегического плана в формате разработанного шаблона модели сельскохозяйственного предприятия позволит превратить его из общего теоретического документа в практический инструмент преобразования предприятия, превращения его в экономически эффективное и устойчиво функционирующее хозяйство за счет: совершенствования технологий, формирования рациональной материально-технической базы, корректировки структуры производства и управления, построения эффективной организационной структуры и комплексной модели финансового обеспечения всех видов деятельности предприятия.
7. В диссертации разработан шаблон содержания стратегического плана сельскохозяйственного предприятия, который позволяет сформировать отдельную группу показателей стратегического планирования, являющихся индикаторами эффективности функционирования предприятия. Основное различие — в характере использования показателей в управлении. Технологические, технические, производственные, экономические, организационно-управленческие и финансовые показатели стратегического плана рассчитываются на долгосрочный период (не менее чем на 5 лет) и выполняют функции эталонных индикаторов, с которыми необходимо сравнивать текущие планируемые и фактические показатели производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
8. В диссертации разработана система деловых стратегий сельскохозяйственного предприятия, взаимосвязанных и согласованных между собой на основе принятия предприятием общей стратегии — внедрения ресурсосберегающих технологий в растениеводстве. Эффективность реализации стратегии перехода на ресурсосберегающие технологии подтверждена результатами расчетов оптимальных производственно-экономических параметров организации производства продукции растениеводства на примере модельного хозяйства — СХА «Дружба» Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Реализация разработанных стратегий, предусматривающих комплексный переход на ресурсосберегающие технологии, согласно расчетам, только в растениеводстве позволит получать в расчете на 1 га обрабатываемой пашни около 7000 руб. чистого дохода, что более чем в 3 раза превышает уровень, достигнутый на предприятии.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года- одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 318-Ф3 «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
- Ъ. Аакер, Дэвид А. Стратегическое рыночное управление /Дэвид А. Аа-кер // Питер, 2002.
- Аакер, Дэвид А. Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегия успешного менеджмента /Дэвид А. Аакер// Питер, 2008, 544с.
- Агафонова, И.П. Обзор методов управления рисками инновационного проекта / И. П. Агафонова // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. — С.47−58.
- Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев// М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
- Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент /Р.И. Акмаева// Изд-во Финансы и статистика, 2006.
- Алехина, О.Ф. Функциональная роль прогнозирования в формировании системы стратегического управления производством /О.Ф. Алехина// Проблемы региональной экономики.-2009.-№½.- С.214−218.
- Али-Заде, А. А. Научный менеджмент стратегический фактор инновационного развития /А.А. Али-Заде, В. Н. Логин // Изд-во ИНИОН РАН, 2005.
- Альтетмар, Г. Перспективное планирование сельско-хозяйственного производства /Г. Альтетмар, пер. с нем. Ю. И. Алимова, В. Ф. Голополосова, под общ. ред. и вступ. ст. М.Я. Лемешева// М.: Прогресс, 1969. 347 с.
- Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент для малых и средних предприятий /Ф. Аналоуи, А. Карами// Изд-во Юнити, 2005.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия /И. Ансофф // СПб.: Питер, 2000.13 .Ансофф, И. Стратегический менеджмент /И. Ансофф // СПб.: Питер, 2009. 344 с.
- Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами /Майкл Армстронг// Изд-во: М.: ИНФРА-М, 2002.
- Афонин, И.В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: учеб. пособие /И.В. Афонин// Изд-во Дашков и К, 2002.
- Балабан, И.Ю. Элементы методологии стратегического управления / И. Ю. Балабан, Ю. Костюковский// СПб.: ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, 2004. -413с.
- Баринов, В.А. Стратегический менеджмент /В.А. Баринов, B. J1. Хар-ченко// Изд-во Инфра-М, 2006.
- Белковский, А.Н. Конкурентная стратегия и Россия (точка зрения Майкла Портера) /А.Н. Белковски // Менеджмент в России и за рубежом. -2004. -№ 5.-С.З-11.
- Березин, И.С. Маркетинговый анализ /И.С. Березин// Изд-во «Вершина», 2007.
- Берман, Б. Розничная торговля: стратегический подход /Б.Берман, Дж. Эванс// М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 383с.
- Бланк, И. А. Торговый менеджмент / И.А.Бланк// Киев: УФИМБ, 2001.
- Блинов, А.Я. Управление региональными рынками /А.Я. Блинов, В. Я. Захарова // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 1. — С.3−8.
- Бородушко, И. В. Стратегическое планирование и контроллинг /И.В. Бородушко, Э.К. Васильева// Изд-во Питер, 2006.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента /К. Боумэн// М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
- Бочарникое, В. Fuzzy Technology. Математическое и программное обеспечение целевых программ в стратегическом менеджменте /В. Бочарни-ков, С. Свешников, Ю. Яцышин// Изд-во Эльга, Ника-Центр, ИНЭКС, 2005.
- Васконселлос-и-Са Жоржи Стратегические ходы: 14 наступательных и оборонительных стратегий / Васконселлос-и-Са Жоржи // Баланс Бизнес Букс, 2007.
- Велесько, Е.И. Стратегический менеджмент. Деловая игра «Дельта» / Е. И. Велесько, А. А. Быков, А.А. Неправский// Пособие. Изд-во БГЭУ.
- Вестеуд, Дж. Маркетинговый план / Дж. Вествуд// Изд-во Питер, 2001.
- Вигман, C.JT. Стратегическое управление в вопросах и ответах /C.JI. Вигман// М.: Велби, 2004.
- Виноградова, З.И. Стратегический менеджмент. Матрица модулей, «дерево» целей /З.И.Виноградова, В.Е. Щербакова// Изд-во Академический проект, Фонд «Мир», 2004.
- Виссема, X. Стратегический менеджмент и предпринимательство /Ханс Виссема// Изд-во Финпресс, 2000.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов /О.С.Виханский// М.: Гардарика, 2002.
- Вишневская, О.В. Направленность стратегического развития предприятия: модели, контроль и управляющие воздействия /О.В.Вишневская// Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. — С.58−66.
- Волкогоноеа, О.Д. Стратегический менеджмент /О.Д. Волкогонова, А. Т. Зуб // Изд-во Инфра-М, Форум, 2008.
- Володъкина, М.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие /М.В. Володькина// Изд-во: Знания Пресс, 2002.
- Воробьев, А.Д. Инновационный характер стратегии предприятий региона /А.Д. Воробьев// Региональная экономика: теория и практика. — 2008.-№ 22.-С.59−63.
- Гаврыленко, Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием в условиях рыночных отношений /Н.И. Гавриленко//Финансы и кредит.- 2005. № 22.- С. 55−67.
- Гаганов, Д.Н. Сегментирование потребителей на основании иерархического кластерного анализа /Д.Н. Гаганов// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 2 — С.32−42.
- Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика /Т.А. Гайдаенко// М.: ЭКСМО, 2005. -654 с.
- Гапоненко, A.JI. Стратегическое управление /A.JI. Гапоненко, А.П. Панкрухин// Изд-во: Омега-JI, 2004.
- Гарретт, Б. Стратегические альянсы /Б. Гарретт, П. Дюссож// Изд-во Инфра-М, 2002.
- Гертман, М. Стратегический менеджмент /Мишель Гертман// Изд-во Нева, 2003.
- Герчикова, И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело /И.Н.Герчикова// М.:Внешторгиздат, 1999.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов /И.Н. Герчикова// М.: ЮНИТИ, 2004.
- Глушаков, В.Е. Стратегический менеджмент /В.Е. Глушаков// Изд-во: Экоперспектива, Минск, 2001.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы // Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.
- Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учеб. пособие /И.Б. Гурков//М.: Изд-во Теис, 2004.
- Демографический ежегодник Саратовской области, 2008 г.: Статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2009. — 181 с.
- Демченко, А. Маркетинговые стратегии в бизнесе /А. Демченко// Маркетинг. 2005. — № 5. — С. 38−45.
- Дженестер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании /Пер Дженестер, Дэвид Хасси// Издательский дом «Вильяме», 2003.
- ЪХ.Дибб, С. Практическое руководство по маркетинговому планированию /Дибб С., Симкин JL, Брэдли Дж.// Изд-во Питер, 2001.
- Дмитренко, Г. А. Стратегический менеджмент. Целевое управление персоналом организации: учеб. пособие /Г.А. Дмитренко// Изд 2-е.испр. Изд-во МАУП, 2002.
- Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль// СПб.: Питер КОМ, 1999.
- ЪА. Дрогомирецкий, И. И. Стратегическое планирование /И.И. Дрогоми-рецкий, Г. А. Маховикова, E.JI. Кантор// Изд-во Вектор, 2006.
- Друкер, П. Классические работы по менеджменту /П. Друкер// Изд-во Альпина Бизнес Букс. Московская Школа Управления «Сколково», 2008.- 220 с.
- Друкер, П. Эффективное управление /Питер Друкер// Издательско-торговый дом «Гранд», Москва, 2003.
- Еваленко, М. Потенциал малого предпринимательства и законы российских регионов /М.Еваленко// Российский экономический журнал. 2005. — № 3. — С.39−47.
- Ефремов, B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учеб. пособие /В.С.Ефремов// М.: Финпресс, 2003.
- Ъ9.Жигун, JI.A. Особенности механизма регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках /JI.A. Жигун // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4. — С.23−35.
- Забелин, П.В. Основы стратегического управления: учеб. пособие /П.В. Забелин, Моисеева U.K.// Изд. 2-е. М., 2001.
- Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование /А.В. Завгородняя, Д.О. Ямпольская/ Изд-во Питер, 2002.
- Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник для вузов /Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова// Изд-во Юристъ, 2007, — 416 с.
- Зуб, А. Т. Системный стратегический менеджмент. Методология и практика /А.Т. Зуб, М.В. Локтионов// Изд-во «Генезис», 2001.
- Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика /А.Т. Зуб// М.: Аспект Пресс, 2002. 415 с.
- Иванов, Н.И. Стратегическое планирование основное направление развития экономики /Н.И. Иванов// Вестник развития науки и образования.-2007.-№ 1.- С.70−73.
- Ильин, А.И. Планирование на предприятии. Часть 1. Стратегическое планирование /А.И. Ильин// В 2 частях. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Инновационный менеджмент в России. Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. Изд-во Наука, 2004.
- Каплан, Р. Сбалансированная система показателей /Роберт Каплан, Дейвид Нортон // ЗАО «Олимп-Бизнес». 2003.
- Каплан, Р. Стратегические карты /Роберт Каплан, Дейвид Нортон // М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
- Карасев, А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятием (на примере промышленного производства) /А.Б.Карасев// Менеджмент в России и за рубежом — 2003. № 5. — С.3−14.
- Х.Келлер, K.JI. Стратегический бренд-менеджмент. Создание, оценка и управление марочным капиталом /Кевин Лейн Келлер// Изд-во Вильяме, 2005.
- Кемп, Д. Сначала скажи «нет». Секреты профессиональных переговорщиков /Джим Кемп// М.: Добрая книга, 2003. 272 с.
- Кемпбелл, Э. Стратегический синергизм /Эндрю Кемпбелл, Кэтлин Саммерс Лачс// Изд-во Питер, 2004.
- Kepifnep, Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости /Г. Керцнер// Изд-во ДМК, 2003.
- Кгш, У. Стратегия голубого океана /У. Ким, Р. Моборн // Изд-во ГИППО, 2005.
- Клейнер, Г. Механизм принятия стратегических решений и стратегического планирования на предприятии /Г. Клейнер// Вопросы экономики -2004 -№ 9. С.46−48.
- Клейнер, Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления /Г. Клейнер// Проблемы теории практики и управления.-2009.-№ 1.- С. 15−22.
- Клейнер, Г. Б. Управление корпоративными предприятиями и экономика знаний /Г.Б. Клейнер// Мир России. 2005. — № 4. — С.23−34.
- Кнъпи, М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности / М. И. Кныш, Б. А. Перекатов, Ю. П. Тютиков // М.: МФТИ, 2001.
- Кныш, М.И. Стратегическое управление корпорациями: учеб. пособие /М.И. Кныш, В. В. Пучков, Ю.П. Тютиков// М.: Культ-Информ-Пресс, 2002.
- Кожемяко, Т.В. Стратегический менеджмент в малых торговых предпринимательских структурах /Т.В.Кожемяко// Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М., 2005. 162 с.
- Коллинз, Д. От хорошего к великому /Джим Коллинз// Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
- Комов, В. Планирование сельскохозяйственного производства России нуждается в совершенствовании /В. Комов// Международный сельскохозяйственный журнал.-2008.-№ 2.-С.27−28.
- Кононенко, П.И. Стратегическое программно целевое управление производственно- хозяйственной системой /П.И. Кононенко// М.: Дашков и К, 2003.
- Концепция развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 года Саратов, 2000.
- Кох, Р. Как использовать и создавать эффективную стратегию /Ричард Кох// СПб.: Питер, 2003.
- Кохно, П.А. Менеджмент: учеб. пособие /П.А. Кохно, С.Е. Коморов// М.: Финансы и статистика, 2001.
- Кочнев, А.Ф. Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра /А.Ф. Кочнев, JI.H. Костыря// Электронный ресурс. Режим доступа: http://kodweb.pirit.info:800Q/noframe/nic?d&nd=466 200 638&nh=0&ssect=4. дата обращения: 13.05.2006 г.
- Кравченко, В.Ф. Организационный инжиниринг: учеб. пособие /В.Ф. Кравченко, Е. Ф. Кравченко, В.П. Забелин// М.: Изд-во «ПРИОР», 1999.
- Кревенс, Д. Стратегический маркетинг /Д. Кревенс// Изд-во Вильяме, 2003.
- Круглова, Н.Ю. Стратегический менеджмент /Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов// Изд-во Высшее образование, 2008.
- Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент /Б.Т. Кузнецов// Изд-во: Юнити-Дана, 2007.
- Кук, К. Дж. Малый бизнес. Стратегическое планирование /Кеннет Дж. Кук// Изд-во Довгань, 1998.
- Куракин, С. Стратегическое развитие сельхозпредприятий в условиях аграрных формирований /С. Куракин// АПК: экономика, управление.-2007.-№ 9.- С.69−70.
- Курс MB, А по менеджменту /Под редакцией Аллена Р. Коэна// изд-во Альпина Бизнес Букс, 2004, 512с.
- Кучкаров, З.А. Стратегическое планирование /З.А. Кучкаров// Изд-во: Концепт, 2004.
- Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент /Дэвид Кэмпбел, Джордж Стоунхаус, Билл Хьюстон// Изд-во Проспект, 2003.
- Лсьмбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг /Жан-Жак Ламбен// Изд-во Питер, 2008.
- Лапин, А.Н. Стратегическое управление современной организацией / А. Н. Лапин // Управление персоналом. — 2004. № 14. — С. 65−70.
- Лапшин, П.П. Синергический эффект при слияниях и поглощениях компаний /П.П.Лапшин, А. Е. Хачатуров // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 2. — С.21−31.
- Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент /Ю.Н. Лапыгин// Изд-во Инфра-М, 2007.
- Лемке, Г. Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции /Г. Лемке// Изд-во Дело и Сервис, 2006.
- Лоранж, 77. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей /Питер Лоранж// изд-во: Олимп-Бизнес, 2004. 388 с.
- Лутченко, В.Г. Стратегическое управление предприятием /В.Г.Лутченко, В.Г.Соколов// Содействие. 1999. — № 12. — С.25−32.
- Лысенко, Ю. Система стратегического управления хозяйствующими субъектами /Ю. Лысенко// Экономика сельского хозяйства России. — 2006. № 3.-С. 14.
- Любанова, Т.П. Стратегическое планирование на предприятии /Т.П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова// Изд-во МарТ, 2005.
- Любимова, Н.Г. Менеджмент путь к успеху /Н.Г. Любинова// М., 2002.
- Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК /А.Н. Люкшинов//Изд-во Колос, 1999.
- Люкшинов, А.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов /А.Н. Люкшинов// М.: ЮНИТИ, 2001.
- Ляско, В.И. Стратегическое планирование развития предприятия /В.И. Ляско// М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
- МакДоналъд, М. Планы маркетинга. Как их составлять и использовать /МакДональд М.// Издательский Дом «Технологии», 2004.
- МакДоналъд, М. Стратегическое планирование маркетинга. /М. МакДональд// СПб.: Изд-во «Питер», 2000 266 с.
- Макнилли, Марк Р. Сунь-цзы и искусство бизнеса. Шесть стратегических принципов менеджмента /Марк Р. Макнилли/ Изд-во Олимп-Бизнес, 2003.
- Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент /Ю.А. Маленков// Изд-во Проспект, ТК Велби, 2008.
- Масленченков, Ю.С. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы /Ю.С. Масленченков, Ю.Н. Тронин// Изд-во: Дашков и К, 2004.
- Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры /В.И. Маслов// М.: Финпресс, 2004.
- Машунин, Ю.К. Стратегический и операционный менеджмент /Ю.К. Машунин// Владивосток: ДВГУ, 188с.
- Мельничук, Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием /Д.Б.Мельничук// Менеджмент в России и за рубежом. -2004. № 8. -С.3−11.
- Менеджмент: учебник 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. О. С. Виханского, А.И. Наумова// Магистр, 2009.
- Менеджмент: Учебник /под ред. В.В.Томилова// М.: Юрай-издат, 2003.
- Мероприятия по эффективному ведению сельскохозяйственного производства в условиях кризиса: рекомендации /Под общ. ред. А.В. Голубе-ва// ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». 2-е изд. испр. — Саратов, 2009. — 124 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури // Пер. с англ. — М.: Дело, 1999.
- Минтцберг, Г. Менеджмент. Стратегический процесс /Г. Минц-берг// Издательский Дом «Равновесие», 2004.
- Минтцберг, Г. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения /Г. Минтцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал// Издательский Дом «Равновесие», 2005.
- Минтцберг, Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента /Генри Минцберг, Брюс Альстрэнд, Джозеф Лэмпел// Изд-во: Питер, 2000 -336 с.
- Моделирование эффективной работы сельскохозяйственных предприятий /Под ред. А.В. Голубева// ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», Саратов, 2003. 288 с.
- Нивен, Пол Р. Сбалансированная система показателей /Пол Р. Ни-вен// Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
- О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Саратовской области/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2009.
- Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года» Саратов, 2004.
- Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2008−2012 годы» Саратов, 2007.
- Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. /С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова// М.: Высшая школа, 2003.
- Особенности формирования управления в АПК // Управление в АПК 2000.- № 9.- С. 29.
- Панов, А.И. Стратегический менеджмент /А.И. Панов, И. О. Коробейников, В. А. Панов // Изд-во Юнити-Дана, 2006.
- Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов /А.И. Панов// Изд-во Юнити-Дана, 2002.
- Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник /В.Н. Пара-хина, Л. С. Максименко, С.В. Панасенко// М.: КНОРУС, 2008. — 496 с.
- Петрищев, А.В. От натурального хозяйства к аутсорсингу /А.В. Петрищев// Эксперт. — 2005. — № 37. — С. 128−130.
- Петросов, А.А. Стратегическое планирование и прогнозирование: учеб. пособие /А.А. Петросов// Изд-во Московского государственного горного университета, 2001.
- Пинаев, М.А. Анализ проблем стратегического планирования на российских предприятиях /М.А. Пинаев// Экономические науки.-2007.- № 4.-С.235−238.
- Попов, С.А. Стратегический менеджмент. Видение важнее, чем знание /С.А. Попов// Изд-во ДЕЛО, 2003.
- Попов, Ю. Среднему бизнесу в России необходима стратегия / Ю. Попов, В. Хлюстов // Проблемы теории и практики управления. 2005. -№ 2.-С. 12−21.
- Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов /Майкл Портер// Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2005, 454 с.
- Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость /Майкл Портер// Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2008, 715 с.
- Портер, М. Конкуренция /М.Портер// Пер. с англ. М.: Издательский фонд «Вильяме», 2001. 451 с.
- Портер, М. Курс MB, А по стратегическому менеджменту /Майкл Портер, Джефри Самплер, С.К. Прахалад// Альпина Паблишер, 2002.
- Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий за 2008 г.: Статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. — Саратов, 2009.-31 с.
- Прокоптев, Г. Актуальные вопросы теории планирования /Г. Про-копьев// АПК: экономика и управление. -2008. № 9.-С.71.
- Прокопчук, И.О. Стратегический менеджмент /Л.О. Прокопчук// Изд-во Михайлова В. А., 2004.
- Пью, Д. Стратегии управления сложными изменениями. Курс профессионального диплома по менеджменту «Управление разитием и изменением». Книга 10. Открытый университет Великобритании /Пью Д., Мэйби К.// Пер. с англ. М.: МЦДО «ЛИНК», 1999.
- Романова, Н.А. Роль стратегического планирования в системе управления сельскохозяйственными предприятиями. /Н.А. Романова// Вави-ловские чтения 2008: Материалы Межд. науч.-практ. конф. — Саратов: ИЦ «Наука», 2008.-409 с. С. 149−151.
- Романова, Н.А. Основные задачи стратегического планирования в системе управления сельскохозяйственными предприятиями /Н.А. Романова,
- B.В. Бутырин, B.C. Горбунов // Вестник Саратовского ГАУ им. Н. И. Вавилова. 2010.-№ 4.-С. 30−33.
- Романова, Н.А. Стратегическое планирование в системе управления сельскохозяйственными предприятиями /Н. А. Романова// Вестник Саратовского ГАУ им. Н. И. Вавилова. 2010. -№ 2. С. 70−74.
- Романова, Н.А. Условия и возможности развития агробизнеса /Н.А. Романова, В. В. Бутырин, B.C. Горбунов, А. Д. Балычев// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. — № 2 (64). С. 23−26.
- Рустомжи, М.К. Искусство управления / М.К. Рустомжи// СПб., 2000.
- Сазерленд, Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия /Джонатан Сазерленд, Дайан Кэнуэлл // Изд-во Баланс Бизнес Букс, 2005.
- Семенова, Н.И. История менеджмента: учеб. пособие для вузов /И.И.Семенова// М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 222с.
- Семкин, А. Методы и приемы стратегического планирования в АПК /А.Семкин// Международный сельскохозяйственных журнал.-2006.-№ 3. —1. C.27−28.
- Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя / под ред. В.В. Кондратьева// 7-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. — 976 с.
- Слинъков, В.Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль: Практические рекомендации /В.Н. Слиньков// Изд-во Дакор, КНТ 2008.
- Смирнов, Н.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /Н.Н. Смирнов// Изд-во: Питер, 2002.
- Смирнов, Э.А. Стратегический менеджмент, ориентированный на бренд. /Э.А. Смирнов// Изд-во: Феникс, Национальный институт бизнеса, 2004.
- Соболев, Ю.В. Стратегия предприятия и стратегически менеджмент: учеб. пособие /Соболев, Ю.В., Дикань B. JL, Дейнека А. Т Л Изд-во Олант, 2002.
- Современное состояние агропромышленного комплекса России -стратегия управления // Управление в АПК .- 2002.- № 7.- С. 12
- Современный менеджмент: принципы и правила: Дайджест.- Н. Новгород, ИКЧП, 2004.
- Соловьев, B.C. Стратегический менеджмент: учебник /B.C. Соловьев// Изд-во Феникс, 2002.
- Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России /С.М. Соловьев//М.: Правда, 1990. 768 с.
- Стратегическая гибкость /Составители Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О’Нил//Изд-во: Питер, 2005.
- Стратегический менеджмент: учебник для вузов /под ред. А.Н. Петрова// Изд-во: Питер, 2008.
- Стратегическое планирование /под ред. Э.А.Уткина// М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКСМОС, 1998.
- Стратегическое планирование и управление /под ред. А.Н.Петрова// М.: СПбГУЭиФ, 1998.
- Стратегическое управление в региональных АПК //Управление в АПК, — 2003.- № 2.- С. 24.
- Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: учеб. пособие //М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.
- Тейлор, Д. В тени Wal-Mart: Учебник по конкурентной борьбе независимого розничного предприятия с сетевым гигантом /Д. Тейлор// М., 2002. -396с.
- Тгшофеева, М.С. Российское предпринимательство и проблемы развития /М.С. Тимофеева//Известия высших учебных заведений. Технические науки. 2004. — № 8. — С.38−45.
- Томпсон, А.А., мл. Стратегический менеджмент/Томпсон, А.А., мл., А.Дж.Стрикленд III // ИНФРА-М. 2003.
- Тренев, Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: учеб. пособие для вузов /Н.Н. Тренев// М.: Изд-во «ПРИОР», 2000.
- Тренев, Н.Н. Стратегическое управление /Н.Н. Тренев// М.: Изд-во «ПРИОР», 2002.
- Тренев, Н.Н. Стратегическое управление: Учеб. пособие для вузов /Н.Н. Тренев// М.: ПРИОР, 2000. — 512с.
- Турусин, Ю.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов /Ю.Д. Турусин, С. Ю. Ляпина, Н.Г. Шаламова// Изд-во Инфра-М, 2003.
- Тэрбин, П. Стратегические игры /Патрик Тэрбин// Изд-во Баланс-Клуб.
- Уваров, В.В. Стратегический менеджмент /В.В. Уваров, А.А. Лаптев// Изд-во ДИС.
- Уваров, В.В. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики /В.В. Уваров, И. Пятибратов// Изд-во МЗ-Пресс, 2001.
- Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002
- Управление организацией: учебник /под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Саломатина// М.: ИНФРА-М, 1999.
- Уткин, Э.А. Общий и стратегический менеджмент /Э.А. Уткин, Т.В. Бутова// Москва: Экмос, 2002.
- Уткин, Э.А. Управление фирмой. /Э.А.Уткин// М.: АКАЛИС, 1996. -516 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг /Р.А. Фатхутдинов// Изд-во Интел-Синтез, 2000.
- Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов /Р.А. Фатхутдинов // 3-е изд. Изд-во «Питер», 2003.
- Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник /Р.А. Фатхутдинов// 6-е изд. Изд-во Дело, 2004. 448 с.
- Финк, К. Стратегический газетный менеджмент /Конрад Финк// Изд-во «Федоров», 2004.
- Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга /Д.Хан, // М.: Финансы и статистика, 1997.201 .Хаигер, Дж. Д. Основы стратегического менеджмента / Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен// Изд-во Юнити-Дана, 2008.
- Харро фон Зегнер. Стратагемы /Харро фон Зегнер// Москва, ЭКС-МО, 2004.
- Хьюберт, К. Рамперсад Универсальная система показателей деятельности /Хьюберт К. Рамперсад// М: Альпина Бизнес Букс, 2004.
- Четыре подхода к постановке системы стратегического планирования //Журнал «Современный капитал», № 7−8, 2004 г.
- Шерман, С. Семь ключевых принципов управления стратегическими клиентами /Салли Шерман, Джозеф Сперри, Сэмюэль Риз // Издательский дом Гребенникова, 2005.
- Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент /М.Б. Шифрин// Изд-во: Питер, 2007.
- Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика. /В.Д. Шкардун// Изд-во Дело, 2007.
- Энджел, Джеймс Ф. Поведение потребителей /Джеймс Ф. Энджел, Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард// Питер, 1999.
- Яблокова, С.А. Стратегический менеджмент /С.А.Яблокова// Изд-во Приор-издат, 2007.
- Richard В Robinson, Jr. Richard В Robinson, Jr., «Strategic Management: Formulation, Implementation, and Control of Competitve Strategy», 8 / e John A Pearce, II, Villanova University
- Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
- Ulwick, Anthony W. Business Strategy Formulation. Academy of Management Proceeding. June, 2001.