Проблемы культуры и государственности в философии русского зарубежья
Дугин А. Г. Теория евразийского государства// Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998. с.5−20- Сорокина М. Ю. Георгий Вернадский в поисках «русской идеи» // Русская научная эмиграция: Двадцать портретов. M., 2001. с. 330−347- Вандалковская М. Г. Историческая наука русской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997; Омельченко H.A. Политическая мысль русского зарубежья: очерки истории… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Евразийская историософия и проблема генезиса российской государственности
- 1. 1. Культурно-исторические основы русской государственности в трудах Вс.Н. Иванова
- 1. 2. Государство и церковь в творчестве Вс. Н. Иванова и Н. А. Сетницкого
- 1. 3. Особенности «восточного» евразийства по полемике в евразийских изданиях
- Глава II. Философия культуры в трудах представителей дальневосточной эмиграции
- 2. 1. Культурологические идеи Вс.Н. Иванова и неокантианство
- 2. 2. Тема «Восток-Россия-Запад» в русской философии и евразийстве
Проблемы культуры и государственности в философии русского зарубежья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Переживаемый современной Россией период политического и культурного самоопределения обусловил интерес к проблемам формирования российской государственности и особенностям русской культуры. Этот интерес связан с активно идущим мировоззренческим поиском консолидирующих российское общество идей, адекватных и устойчивых форм государственности, отвечающих сложившимся к настоящему времени цивилизационным требованиям. Внимание к вопросам культуры обусловлено также современным кризисным состоянием культуры постмодернизма, что диктует необходимость изучения оснований и базовых проблем культурного развития на фоне развивающегося диалога культур и процессов глобализации.
В свете указанных причин обращение к наследию русского зарубежья, представляющего собой еще до конца не изученный пласт русской культуры, позволяет не только восстановить утраченные культурные связи, но и по достоинству оценить философскую мысль русской эмиграции, которая создавалась как «важный элемент будущего» (Сетницкий).
В работе делается акцент на изучение социальной философии русской эмиграции на Дальнем Востоке, которая существовала на протяжении нескольких десятилетий и гораздо менее известна, чем западноевропейская. Исследование наследия дальневосточной эмиграции важно для ее объективной культурно-исторической оценки, которая представит русскую диаспору в Китае как значимую часть русского зарубежья. Центром дальневосточной эмиграции в 20-е и 30-е гг. (до японской оккупации и продажи советским правительством КВЖД Японии) был г. Харбин, в котором образовалось научное сообщество, включающее писателей и философов, развивающих различные направления философской мысли, среди которых особое место занимало евразийство.
В связи с этим избранная тема представляется актуальной по причине устоявшегося к настоящему времени интереса к евразийской идеологии как 3 наиболее разработанному варианту «русской идеи». Изучение восточной ветви евразийства, главным представителем которой был писатель и философ Вс.Н. Иванов (1888−1971), важно не только для определения масштабов движения, его границ и региональных особенностей, но и с точки зрения актуальности идей философа для нашего времени.
Изучение наследия Вс. Н. Иванова и других мало изученных представителей русского зарубежья, близких к евразийскому движению H.A. Сетницкого и П. В. Шкуркина, важно в аспекте все еще идущего процесса «возвращения имен» в философию и культуру России. Не потеряла своей значимости и получившая развитие в их творчестве тема «ВостокРоссия — Запад», которая решалась ими во многом на основе доказательства близости русской и азиатских культур. С учетом современного состояния Китая и перспектив отношений с ним имеет значение характеристика Китая, > данная такими его знатоками, какими были Вс. Н. Иванов, H.A. Сетницкий и П. В. Шкуркин.
Особо следует отметить актуальность предсказанного ими наступления Азиатско-Тихоокеанской эры, в которой России по объективным географическим и геополитическим причинам отведена весьма существенная ' роль. С 1998 г. Россия входит в «АТЭС» (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, основанное в 1989 г. и объединяющее 21 страну). В рамках международного сотрудничества 2−9 сентября 2012 г. во Владивостоке на уровне глав государств и правительств прошел форум «АТЭС». В первом номере журнала «ТАСС-форум», посвященного проходившему саммиту, позиция России была обозначена как «Ставка на Восток».1.
Степень научной разработанности темы. В последние годы возрос интерес к культуре дальневосточного зарубежья. Существует ряд работ, в которых рассматривается история и культура русского Харбина, ее значение.
1 Офиц. сайт форума АТЭС. «ТАСС-форум» № 1−2012 г. Режим доступа: http //www tasspress ш/с4/217 041 html, свободный. для культуры России и дальнейшая судьба1. В некоторых из таких исследований в ряду поэтов и писателей дальневосточной эмиграции л упоминаются Сетницкий и Иванов («Сонеты» о допетровской Руси) .
К степени разработанности темы следует также отнести многочисленные современные исследования евразийства, среди которых наиболее значимыми по отношению к теме диссертации являются работы, посвященные государственно-политической, социально-философской, культурологической и религиозной проблематике.3.
Непосредственно связано с темой диссертации издание серии «Из истории философско-эстетической мысли 1920;1930;х годов: А. К. Горский, H.A. Сетницкий, В.Н. Муравьев», в котором подготовка текста и комментарии принадлежат А. Г. Гачевой. 1-й выпуск указанной серии посвящен Сетницкому и содержит его основные сочинения, связанные с развитием идей Н. Ф. Федорова в области социальной философии, культуры, искусства, а также переписку с евразийцами (П.П. Сувчинским, К.А. Чхеидзе), «космистами» (А.К. Горским, В.Н. Муравьевым), с H.A. Бердяевым и A.M. Горьким.4 В 1995 г. в одном из томов «Библиотеки духовного возрождения» были изданы труды А. К. Горского и H.A.
1 Например, Гончаренко О. Г. Русский Харбин. М., 2009; Забияко A.A. Ремифологизация в художественном сознании русского эмигранта-харбинца // Религиоведение. № 3. 2006 г. с. 161−178- Крадин Н. П. Харбинрусская Атлантида. Хабаровск, 2001; 100-летие города Харбина и КВЖД / Материалы конференции. Новосибирск, 29 мая 1998 г. Новосибирск, 1998; Православие в Китае. М., 2010.
2 Иванов В. П. Российское зарубежье на Дальнем Востоке в 1920;1940;е гг.: Монография. М., 2003; Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток, 1999.
1 Дугин А. Г. Теория евразийского государства// Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998. с.5−20- Сорокина М. Ю. Георгий Вернадский в поисках «русской идеи» // Русская научная эмиграция: Двадцать портретов. M., 2001. с. 330−347- Вандалковская М. Г. Историческая наука русской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997; Омельченко H.A. Политическая мысль русского зарубежья: очерки истории (1920;нач. 1930;х гг.). М., 1997; Очирова Т. Н. Евразийская модель культуры // Цивилизации и культуры. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994. с. 191−208- Исаев И. А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» // Проблемы правовой и политической идеологии. Сб-к научных трудов. М., 1989. с. 6−36- Ключников С. Восточная ориентация русской культуры // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сб-к трудов. М., 1997. с. 5−70- Антощенко А. В. Об особенностях евразийского дискурса в культурологии П. Н. Савицкого // Факты и версии: историко-культурологический альманах. Исследования и материалы. Кн. 3: Русское зарубежье: политика, экономика, культура. Спб., 2002. с. 60−69- Пащенко В. Я. Социальная философия евразийства. М., 2003; Курган Г. И. Основы евразийства. М., 2007; Прохоренко A.B. Очерки истории и философии культуры русского зарубежья. Спб., 2010.
4 Из истории философско-эстетической мысли 1920;1930;х годов. Вып. 1. H.A. Сетницкий. M, 2003.
Сетницкого1. Как философ Сетницкий характеризуется в статьях В.В. у.
Ванчугова в словаре «Русская философия» и Философской энциклопедии. Философские идеи Сетницкого в связи с русским космизмом и проблемами общественного идеала исследовались в ряде диссертаций3.
Что касается философского наследия Вс.Н. Иванова, то специальных исследований, посвященных ему как философу и культурологу, нет. Непосредственно относятся к теме диссертации статьи Доля В. Е. и Семенкина Н. С. в Философском словаре и Пащенко В. Я. в энциклопедии «Русская философия"4. Рассмотрению книги Иванова «Мы. Культурно-исторические основы русской государственности» в связи с евразийством посвящена статья С.С. Руснак5.
Литературно-художественному наследию Вс. Н. Иванова, в котором затрагиваются его культурно-исторические и философские сочинения, посвящена монография С. И. Якимовой «Жизнь и творчество Вс. Н. Иванова в историко-литературном контексте XX века».6 Исторические романы Иванова «Черные люди» и «Александр Пушкин и его время» стали темой диссертации Лелаус В.В.7.
Личности Вс.Н. Иванова в воспоминаниях современников харбинской ¦ поры и времени жизни писателя в Хабаровске посвящена книга В.В. о.
Иванова-Ардашева. Следует также указать на вступительные статьи и.
1 Горский А. К., Сетницкий H.A. Сочинения. (Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А. Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А. Г. Гачевой. М., 1995.
2 Ванчугов В. В. H.A. Сетницкий II Русская философия. Словарь. М., 1994. С. 438−439- Он же. H.A. Сетницкий II Философская энциклопедия. Т. 3. М., 2001.
3 Например, Скоробогатько A.B. Проблема общественного идеала в русской социальной философии. Дис.канд. филос. н. СПб., 2004. Изюмова Ю. А. Общественная мысль Советской России: футурологические проекты научной интеллигенции 1920;х гг. Дис.канд. ист. н. Самара, 2006.
4 Доля В. Е., Семенкин Н. С. Иванов Вс. Н. II Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова.- 8-е изд. М., 2009. с. 228−229- Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. М&bdquo- 2007.
5 Руснак С. С. Взгляд на евразийство с Дальнего Востока // Личность. Культура. Общество. T3. Вып. 1 (7). М., 2001. С.273−286.
6 Якимова С. И. Жизнь и творчество Вс. Н. Иванова в историко-литературном контексте XX века: Монография. Хабаровск, 2001.
7 Лелаус в.В. Исторические романы Вс. Н. Иванова «Черные люди» и «Александр Пушкин и его время». Концепция национального характера. Проблема жанровой модификации. Дис.. канд. филол. наук. Владивосток, 2002.
8 Иванов-Ардашев В. В. Эхо Русского зарубежья. Очерки и переписка с писателями-эмигрантами. Хабаровск, 2007. предисловия к вышедшим за последние годы изданиям трудов Вс.Н. Иванова. Это предисловие Т. В. Тигонен к сборнику Иванова «Из неопубликованного"1, кратко характеризующее вошедшие в сборник очерк «Рерих-художник-мыслитель», «Повесть об Антонии Римлянине», отрывки из воспоминаний и рассказы, и предисловие к книге «Мы на Западе и на Востоке» «Центра стратегических исследований».2 Глубокое знание Ивановым современного ему Китая отмечено в предисловии Ю. Я. Букреева к «Воспоминаниям» Иванова «Мир ничего не знает о Китае». Биографические подробности и характеристика особенностей творчества писателя содержатся в редакционном предисловии Ю. Ю. Будниковой, вступительных статьях Ю. Я. Букреева и С. И. Якимовой к сборнику, включающему отрывки из воспоминаний Вс.Н. Иванова, главы из книг и факсимильное воспроизведение его «Беженской поэмы» (Харбин, 1928).4 5.
Объект исследования — философские и публицистические произведения мало известных представителей философской мысли русского зарубежья, исследующих вопросы культуры и государственности.
Предмет исследования — евразийская концепция культуры и государственности, нашедшая отражение в философской мысли русской < дальневосточной эмиграции, в контексте русской социальной философии XIX—XX вв.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель данного исследования — провести социально-философский анализ проблем культуры и государственности в наследии представителей русской дальневосточной эмиграции, выделив евразийство как наиболее актуальное в настоящее время направление в философии русского зарубежья.
В рамках достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1 Иванов Вс. Н. Из неопубликованного. Сборник /Составление, ред. Т. В. Тигонен. Л., 1991.
2 Иванов Вс.Н. Мы на Западе и на Востоке. Культурно-исторические основы русской государственности. СПб., 2005.
3 Иванов В. Н. Мир ничего не знает о Китае. Воспоминания. Собрание сочинений. Т. 2. СПб., 2008.
4 Иванов В. Н. Гул жизни. Из литературного наследия. СПб, 2009.
— определить мировоззренческие, социокультурные и методологические предпосылки взглядов представителей философской мысли русской дальневосточной эмиграции на проблемы генезиса российского государства и его культуру;
— раскрыть влияние евразийских идей на культурно-историческую концепцию Вс.Н. Иванова и решение им проблемы формирования государственности в России;
— выявить сходство и отличия евразийской модели «государства правды» или «православной государственности» со взглядами Вс.Н. Иванова и H.A. Сетницкого на историко-политическую роль Русской Церкви;
— раскрыть особенности дальневосточной ветви евразийства с помощью анализа полемики Вс.Н. Иванова и В. П. Никитина и произведений последнего в евразийских изданиях;
— определить своеобразие гносеологической концепции Вс. Н. Иванова в области философии культуры и искусства по отношению к неокантианству;
— в контексте философской проблемы «Восток-Россия-Запад» раскрыть взгляды близких к евразийству харбинских философов на специфику русской культуры и ее роль в диалоге Европы и Азии.
Гипотеза диссертации состоит в том, что анализ философских трудов главных представителей русской дальневосточной эмиграции, посвященных социально-философским и культурологическим проблемам, позволяет выявить «восточную» ветвь евразийского движения, которая при всем сходстве с европейским евразийством имеет свои важные особенности, которые в силу своей актуальности (значение Тихоокеанского региона) могут быть использованы при разработке стратегии развития современной России.
Методология исследования. В качестве методологических основ предпринятого исследования выступают конкретно-исторический метод, обеспечивающий подход к философскому наследию русского зарубежья и евразийской идеологии как к явлениям, существующим в определенном социокультурном контекстесравнительно-исторический метод, 8 позволяющий сопоставлять взгляды Вс.Н. Иванова, H.A. Сетницкого и русских философов, а также представителей евразийства и неокантианства и выявить особенности культурологической концепции дальневосточного евразийстваструктурно-функциональный метод, предполагающий разделение исследуемого предмета на составные части и выявление соотношений между нимиисторико-биографический метод, важный для понимания ценностей культуры исследуемого периода, отразившихся в многожанровом творчестве Вс.Н. Иванова и H.A. Сетницкого.
Научная новизна исследования заключается в определении особенностей восточной ветви евразийского движения на основе анализа проблем культуры и государственности в мало изученной социально-философской и культурологической мысли русской дальневосточной эмиграции. В связи с этим впервые рационально реконструирована ' социокультурная концепция Вс.Н. Иванова как главного представителя евразийства на Дальнем Востоке. Наряду с идеями, позволяющими считать Вс.Н. Иванова евразийцем (значение империи Чингисхана для образования Московского царства, православие как ядро русской культуры), выявлены оригинальные черты его мировоззрения (практическое понимание евразийства, развитие неокантианских идей). В русле исследования восточного евразийства проанализирована специфика преломления евразийских идей и понятий («бытовое исповедничество») в религиозной философии H.A. Сетницкого.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ведущим направлением в философии русской эмиграции на востоке следует признать возникшее в эмигрантской среде евразийство, идеи которого наиболее последовательно были выражены писателем, философом и публицистом Вс.Н. Ивановым. К идеям, объединяющим Иванова и евразийцев, относятся отрицание теории византийско-варяжского происхождения русского государствакритическое отношение к панславизму" — утверждение образования государства Россия-Евразия на 9 основе и в границах империи Чингисханаустановление роли Русской Православной Церкви в развитии объединительной идеологии на Русивнимание к переломным эпохам русской истории (Смутное время и церковный раскол середины XVII в.).
2. Круг влияния евразийских идей на Дальнем Востоке был достаточно широким и включал философов и ученых, развивающих в своих трудах части евразийской идеологи, не принимая ее полностью. К таким философам относился H.A. Сетницкий, который разделял с евразийцами их интерес к Востоку, но в то же время разрабатывал религиозные идеи евразийства (о православной основе русской культуры, роли старообрядчества) на основе учения Н. Ф. Федорова.
3. Находясь в русле евразийства, взгляды философов дальневосточной эмиграции содержат вместе с тем ряд отличий от евразийской идеологии. Это прежде всего, критика термина «евразийство» как некоей «равнодействующей» линии в развития Россиибезоговорочно положительное отношение к фигурам Ивана Грозного и Петра Первого, а также понимание евразийства как практической деятельности на Востоке в интересах России.
4. Восточное евразийство имело ряд особенностей и в религиозной сфере. Признавая евразийскую концепцию «бытового исповедничества» и православие как основу русской культуры, Вс.Н. Иванов, тем не менее, сочувствует идее объединения католической и православной ветвей христианства, провозглашенной B.C. Соловьевым, а также взглядам Н. К. Рериха на русскую культуру, которая благодаря своим вековым связям с Азией и контактам с Европой, способна синтезировать традиции Востока и влияния Запада.
5. Концепции культуры Вс.Н. Иванова и H.A. Сетницкого не находятся исключительно в рамках евразийства, а опираются на такие получившие развитие в предреволюционной России философские системы, как космизм.
Сетницкий) и неокантианство (Иванов). Неокантианская гносеология,.
10 являясь основой философии культуры Вс.Н. Иванова, получает развитие в его концепции диалектического взаимодействия «конститутивных» законов природы и «инвентивных» законов мира культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и выводы проведенного исследования расширяют представления о культуре и достижениях русской дальневосточной эмиграции, вносят вклад в процесс изучения наследия русского зарубежья. Особенности русской философской мысли на востоке наиболее ярко проявились в творчестве Вс. Н. Иванова, который впервые представлен в диссертации как философ и культуролог. В его трудах проявилась идеология русской дальневосточной эмиграции, в среде которой были популярны евразийские идеи, и которая в отличие от европейской, была более привержена к русским традициям. Идеологическое содержание произведений Вс.Н. Иванова и H.A. Сетницкого, которые легли в основу диссертации, расширяют также и представления о евразийском движении, создавая взгляд на евразийство «с Востока». Имеет значение рассмотрение религиозной составляющей концепции H.A. Сетницкого в сопоставлении с евразийским подходом. Для истории философии и культурологии представляется важным развитие Вс.Н. у Ивановым неокантианской проблематики и его анализ «практицизма» культуры XX века. Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку одной из важнейших тем русской философии «Восток-Россия-Запад», которая и в настоящее время имеет весьма ощутимые социальные проявления.
Материалы диссертации были использованы в ходе поисковой научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009;2013 годы по теме: «Национально-государственная идея и общественный идеал России в эпоху глобализации» (Грант № 16.749.11.0416).
Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в преподавательской работе, при подготовке.
11 соответствующих спецкурсов и ряда тем по проблемам социальной философии, истории философии, культурологии, в будущих научных исследованиях.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Государственного университета управления, на методологических семинарах по истории и философии науки для аспирантов и получили практическую апробацию в участии и выступлениях автора на научных конференциях:
— 25-я Всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления — 2010» (Москва, ГУУ, 2010 г.);
— XVIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Инновации. Интеллект. Культура» (Тобольск, 15 октября 2010 г.);
III Международная научная Интернет-конференция «Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира» 5 ноября 2010 г.- Мин-во образования и науки РФ, ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»;
Межвузовская молодежная научно-практическая конференция «Политика и бизнес в современном мире» (Обнинск, 25 апреля 2012 г.).
По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,4 п.л.
Структура работы определена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный анализ проблем культуры и государственности, которые являлись основными в философской мысли русского зарубежья, позволяет сделать ряд выводов.
Родившееся в эмигрантской среде евразийство как идеология, утверждающая необходимость создания таких государственных форм, которые опираются на культурные традиции России, имело широкое распространение не только в Западной и Восточной Европе, но и на Дальнем Востоке.
Центром русской эмиграции в Китае был основанный строителями КВЖД г. Харбин, в котором сложился определенный круг научной и творческой интеллигенции, воспринимающий основные евразийские идеи. К таким идеям относились унаследованная от славянофилов критика западноевропейской цивилизации. Секулярные форм культуры породили те политические формы правления, которые будучи перенесенными на русскую почву и не имея опоры в традиционной русской культуре и народной жизни, рухнули в результате революционной катастрофы. Близкой дальневосточным евразийцам была идея об особой роли Азии в русской культуре, о перенесении империей Чингисхана на Русь восточных форм правления, связанных с навыками образования империй, с умением подчинять контролю большие территории и различные народы.
Кроме общей «схемы» исторического процесса — рождение Московского царства на основе империи Чингисхана — восточными евразийцами были восприняты идеи «бытового исповедничества» и «государстваправды». «Православная государственность», опирающаяся на «греческое наследство», представляла собой соединение православия с народными представлениями о справедливости, отраженными в тех документах русской истории и культуры, которыми пренебрегала официальная наука (учение «заволжских старцев», произведения старообрядцев, документы народных восстаний).
Развитие данных идей в произведениях Вс.Н. Иванова, H.A. Сетницкого, В. П. Шкуркина наряду с общностью подхода (пересмотр академической исторической науки, соединение философии, науки и политики, публицистичность стиля изложения) позволяет говорить о существовании особой восточной ветви евразийства, которая использовала основные постулаты движения.
Вместе с тем восточное евразийство в лице своих главных представителей имело и свои яркие особенности, которые были объективно обусловлены иными культурно-историческими условиями и личным опытом их работы в Китае и участием в драматических событиях на Дальнем Востоке (отступление через всю Сибирь белой армии, крах Приморского правительства и др.).
Главной особенностью понимания евразийства на Дальнем Востоке было утверждение его практического характера, необходимого действия, которое имело различные направления. Это, прежде всего, работа в Азии в интересах России (Вс.Н. Иванов) и всего человечества (H.A. Сетницкий). Работа в Азии подразумевала изучение ее культуры, поэтому все харбинские евразийцы были знатоками языка, экономики, истории, фольклора, традиционной философии Китая. Собирание и издание легенд и сказок Древнего Китая подразумевало не только чисто теоретический аспект изучения великой древнейшей культуры, но и приобретение знаний по психологии, ментальности современных китайцев, чтобы разбираться в характерных для них способах принятия решений, не только бытовых, экономических, но и политических, на уровне глав правительств (П.В. Шкуркин).
Особое место в восточном евразийстве занимало учение Н.Ф.
Федорова, пропагандой которого занимался ученый, философ и поэт H.A.
Сетницкий, считавший необходимым дополнить евразийство идеологией.
147 большого стиля". В русле идей космизма им были рассмотрены такие идеи евразийства, как построение справедливого общества, роль культуры в этом процессе, «бытовое исповедничество». Евразийское внимание к переломным эпохам у H.A. Сетницкого вылилось в анализ духовных и историософских причин раскола Русской Православной Церкви 1666−1667 гг. Вместе с тем подход ученого к данной проблеме носит тенденциозный характер, поскольку основан на сложившейся в его творчестве оригинальной религиозной системе — «смертобожничестве», которую он создал совместно с.
А.К. Горским на базе идей «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова.
Центральное место в диссертации отведено анализу социальнофилософских и культурологических взглядов Вс.Н. Иванова, который является главным представителем евразийства в среде русской дальневосточной эмиграции. Вобравшие в себя ряд идей евразийства и неокантианства взгляды философа представляют собой целостную и последовательную концепцию генезиса российской государственности в связи с особенностями русской истории и культуры. Евразийские идеи становления Московского царства, роли Русской церкви как носительницы христианской культуры и объединительных идей развивалась мыслителем как в его философских и историко-культурных трудах, так и в публицистических статьях и художественных произведениях.
Основными выводами из исследования произведений Вс.Н. Иванова и.
H.A. Сетницкого, кроме указанных, являются также следующие:
Вс.Н. Иванову близок исторический подход евразийцев к осмыслению причин произошедшей революции, сам «исторический чертеж» исторического процесса, предложенный Н. С. Трубецким и евразийскими историками (A.B. Карташев, Г. В. Вернадский, М. В. Шахматов), сутью которого было установление происхождения Российского самодержавия из империи Чингисхана.
Так же, как и H.A. Сетницкий, Вс.Н. Иванов разделял интерес евразийцев к переломным периодам русской истории, обнаруживающим суть.
148 исторического процесса, отношений власти и народа, представления народа о справедливости и «государстве — правды». Тема Смутного времени и церковного раскола середины XVII века не только занимает значительное место в его культурно-историческом труде «Мы». Событиям XVII века посвящен исторический роман «Черные люди» (М., 1993).
Через все творчество Вс.Н. Иванова и H.A. Сетницкого проходит высказанное еще славянофилами и близкое евразийцам неприятие утилитаризма западноевропейской культуры. В своих произведениях они развивают критику экономического подхода к культуре, который полагает целью человеческого существования благоустройство исключительно материальной его составляющей (комфорт). При этом H.A. Сетницкий подчеркивает опасность «бытовизации идеала», которая грозит человечеству остановкой эволюции.
Принимая евразийский тезис о происхождении русской (Московской) государственности из великодержавности монголов, Вс.Н. Иванов стремится доказать, что сама государственность монголов, как и цивилизаторская сторона их культуры, опираются на формы управления, созданные в Древнем Китае. В связи с этим он представил (по китайским архивным источникам) подробную истории основанной Чингисханом династии Юань, дополнив тем самым евразийскую аргументацию. Влияние китайской культуры, по его убеждению, распространилось на Русь, которая так же, как и Китай, была одним из «улусов» Монгольской империи.
Наиболее полное развитие в творчестве Вс.Н. Иванова получила проблема роли РПЦ как носительницы объединительной идеи в становлении русской государственности и национального самосознания (при принятии евразийской идеи о веротерпимости монголов). Проблемы религии как духовного и познавательного фактора культуры разрабатывались Вс.Н. Ивановым также и в русле неокантианской проблематики, что обусловило его взгляд на религию как объединяющее начало (разделял взгляды B.C. Соловьева в вопросе по объединению православия и католицизма).
В своей теории культуры Вс.Н. Иванов рассматривает государство как форму культуры, результат инвенции (изобретения) великой личности, что связано с лейтмотивом, проходящим через все его творчествоутверждением роли великих людей в истории (для России Иван Грозный и Петр Первый).
На взгляды Вс.Н. Иванова на русскую культуру в контексте традиционной для русской философии темы «ВостокРоссия — Запад» оказали влияние идеи Н. К. Рериха, что проявилось в указании на роль азиатского наследия в русской культуре, рассмотрении духовного значения Азии для мировой культуры, в акцентировании значения древних языческих верований (мифологического слоя) для русской культуры.
Влияние идей Серебряного века, возможно, проявилось в том, что Вс.Н. Иванов придавал особое значение в объединении людей искусству, которое, в отличие от религии, способно синтезировать и соединять элементы различных традиций и решить тем самым проблему противостояния Востока и Запада.
Вместе с тем между евразийством и взглядами Вс.Н. Иванова и H.A. Сетницкого имеются весьма серьезные отличия, которые обнаружились в полемике с представителями евразийства и близких к нему философов (В.П. Никитин, А. Флоровский, П.Н. Бицилли). Прежде всего, это критическое отношение Иванова и Сетницкого к самому термину «евразийство», в котором первый видел некую «досадную срединность», а второй неприемлемое с точки зрения «Философии общего дела» стремление к обособлению от остального мира. Лишь впоследствии ими был принят термин «евразийство» как имеющий широкую известность и «боевой смысл» в среде дальневосточной эмиграции.
Для западных евразийцев был неприемлем практический подход харбинских философов к пониманию задач евразийского движения, который отрицал исключительно исторический интерес к Азии, характерный для основателей движения. Еще более существенным отличием было.
150 положительное отношение Вс.Н. Иванова к деятельности Петра Первого, соединившего, по его мнению, восточное единоначалие (идея белого Царя) с западным подходом к управлению (создание группы единомышленников, развитие основ светской культуры). Следует подчеркнуть, что понимание Вс.Н. Ивановым значения реформ Петра Первого отличается диалектической постановкой вопроса и согласуется с современной академической точкой зрения.
Евразийские авторы (Ант. Флоровский, П. Н. Бицилли, В.П. Никитин) справедливо указывали на недооценку Вс.Н. Ивановым значения византийского и варяжского «элементов» в становлении русской государственности, на идеализацию им Азии, преувеличение роли китайско-монгольской династии Юань в развитии русской и европейской культур. Критики Иванова подчеркивали непонимание им консолидирующей роли православия как основы культуры России-Евразии, способного объединить все религиозное и культурное многообразие народов, проживающих на ее территории. Действительно, в концепции Вс.Н. Иванова не получил отражения один из главных тезисов евразийства о своеобразии культурного мира Евразии, основанного на особенностях его географического положения и природных условий, что дает основание говорить о его «несводимости» к Европе или Азии, о его особом пути без «уклонов» на Запад или на Восток.
Разделяя евразийский подход к генезису российской государственности и некоторые идеи историков-евразийцев, Вс.Н. Иванов не использует евразийскую терминологию, характеризующую схему исторического процесса (борьба «леса» и «степи», «месторазвитие», «туранский элемент» и др.). Находясь под влиянием новых сведений, полученных из китайских летописей и хроник, он выдвигал на первый план значение культуры Древнего Китая для формирования культуры Азии в целом, некритически рассматривая другие известные цивилизации в качестве эпигонов.
Если в области истории русской культуры и государственности Вс.Н.
Иванов и отчасти H.A. Сетницкий развивают, хотя и с существенными.
151 отличиями, евразийские идеи, то по проблемам теории культуры их взгляды связаны, прежде всего, с развитием идей неокантианства (Иванов) и космизма (Сетницкий). Выделение Вс.Н. Ивановым действующих в культуре конститутивных и инвентивных законов опирается на известное неокантианское разделение методов на номотетический и идеографический. Философ исследует диалектическое взаимодействие (превращение) законов природы и культуры, подробно анализируя природу законов инвентивных, связанных с личностью творца. Он подчеркивает практицизм современной культуры, который выражается в отсутствии интереса к научному открытию как таковому. В отличие от неокантианцев, создавших теорию ценностей, писатель акцентирует внимание на понятии цели, которое определяет направление творческих поисков. Вместе с тем развитие учения о цели (абсолютном идеале) принадлежит H.A. Сетницкому, который на основе идей Н. Ф. Федорова предлагал включить науку и технику в религиозную задачу спасения человечества.
Вслед за П. М. Бицилли современные исследователи творчества Вс.Н. Иванова справедливо указывают на важность его вывода о значении Тихоокеанского региона в современной мировой политике, в котором России и Китаю предстоит играть важную роль.
Список литературы
- Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. 640с.
- Аурилене Е.Е. Российская диаспора в Китае, 1920−1950 -е гг.: Монография. Хабаровск: Частная коллекция, 2008. 268 е.: ил.
- Бердяев H.A. Евразийцы. 1925 г. // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с.28−36.
- Бессонов П.А. Мнимый «туранизм» русских. М.: Изд-во Импер. О-ва Истории и Древностей Российских при Моск. Университете, 1885. 135 с.
- Бицилли П.М. Всеволод Иванов: Мы. Харбин, 1926 // «Современные записки». № 29. Париж, 1926. с. 489−495.
- Боос О. Учение евразийцев / Пер. с нем. H.A. Никоновой и A.A. Троянова // Начала. Религиозно-философский журнал. 1992 г. № 4. с.89−98.
- П.Буслаев Ф. И. Отзыв о сочинении В. Стасова «Происхождение русских былин». Спб., 1869 // Отчет о 12-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1870. с.3−59.
- Вандалковская М.Г. Историческая наука русской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники исторической мысли, 1997. 350 с.
- Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, A.A. Кизеветтер: история и политика. М.: Наука, 1992. 288 с.
- Ванчугов В.В. Лапшин И.И.И Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 8-е изд. М.: Республика, Современник, 2009. с. 331.
- Ванчугов В.В. Сетницкш Н.А.Н Русская философия: Словарь / Под общ. Ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. С.438−439.
- Вернадский Г. В. Древняя Русь / Пер. с англ. Е. П. Бернштейна, Б. Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева. Тверь: ЛЕАН, 1996. 448 с. с картами.
- П.Вернадский Г. В. Начертание Русской истории. Часть 1. С прилож. «Геополитических заметок по русской истории» П. Н. Савицкого. Б.м.: Евразийское книгоиздательство, 1927. 264 с.
- Вернадский Г. В. Два подвига святого Александра Невского // Евразийский временник. Кн. 4-я. Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925. с. 318−337.
- Вернадский Г. В. Монгольское иго в русской истории //Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сб. трудов евразийцев. М.: Беловодье, 1997 с. 250−264.
- Версты № 1. Под ред. кн. Д.П. Святополк-Мирского, П. П. Сувчинского, С. Я. Эфрона и при ближ. участии Алексея Ремизова, Марины Цветаевой и Льва Шестова. Париж, 1926. 269 е.- прил. 1−70 с.
- Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции / H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, A.C. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк. Репр. Изд. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 240 с.
- Виндельбанд В. Прелюдии / В. Виндельбанд- пер. с нем. и вступ. ст. С. Франка. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», «Социум», 2011.400 с. (Серия «КАНОН ФИЛОСОФИИ»)
- Волгин М. М. Книга Вс. Иванова «Мы. Культурно-исторические основы русской государственности». Харбин, 1926 // Евразийская хроника. Вып. 5. Париж, 1926. с. 70−74.
- Выступление П.Н. Милюкова против евразийства (Доклад и прения 5 и 12 февраля, Париж) // Евразийская хроника. Вып. VII. Париж, 1927. с. 31−34.
- Гачева А.Г. H.A. Сетницкий. Вехи судьбы и творчества // Из истории философско-эстетической мысли 1920−1930-х годов. Вып. 1. H.A. Сетницкий. М.:ИМЛИ РАН, 2003. с.7−50.
- Гачева А.Г. А. Горский, Н. Сетницкий // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М.: Раритет, 1995. с. 5−18.
- Гедеонов С.А. Варяги и Русь. СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. 624 с.
- Гильфердинг А. Происхождение русских былин В.В. Стасова // «Москва». 1868. 20 сент. № 135- 21 сент. № 136.
- Годы, Люди, Судьбы. История российской эмиграции в Китае / Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию г. Харбина и КВЖД. Москва, 19−20 мая 1998 г. М.: РАН, Институт Российской истории, 1998. 94 с.
- Гончаренко О.Г. Русский Харбин. М.: Вече, 2009. 256 с.
- Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. (Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А. Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А. Г. Гачевой. М.: Раритет, 1995. 448 с.
- Гулыга A.B. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. 314 4. е.: ил.
- Гумилев J1.H. «.Если Россия будет спасена, то только через евразийство»: Интервью // Начала. Религиозно-философский журнал. 1992 г. № 4. с.4−16.
- Гумилев JI.H. Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) //Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1995. с. 31−54.
- Гумилев JI.H. Три китайских царства. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. 272 с.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесловие и коммент. С. А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. 574 с.
- Дворкин A.JI. Иван Грозный как религиозный тип: статьи и материалы. Н.- Новгород: Изд. «Христианская библиотека», 2009. 342 с.
- Доля В.Е., Семенкин Н.С. Иванов Вс. Н. II Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 8-е изд. М.: Республика- Современник, 2009. с.228−229.
- Доронченков А.И. Российская эмиграция «первой волны» о национальных проблемах покинутого отечества: Очерк. Изд. 2-е, доп. СПб.: Центр, ин-т повышения квалификации рук. раб. и спец. проф. образования Мин. общ. проф. образ. РФ, 1997. 88 с.
- Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные главы. СПб.: «Азбука», 1999. 527 с.
- Достоевский Ф. М. Из «Дневника писателя» // Достоевский Ф. М. Возвращение человека / Сост., примеч. М.М. Стахановой- Вступ. ст. К. И. Тюнькина, М. М. Стахановой. М.: Сов. Россия, 1989. с. 183- 460.
- Дугин А.Г. Теория евразийского государства / Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. с. 5−20.
- Евразийская хроника. Вып VII. Под ред. П. Н. Савицкого. Париж, 1927. 67 с.
- Евразийская хроника. Вып. VIII. Под ред. П. Н. Савицкого. Париж, 1927. 90 с.
- Евразийская хроника. Вып. IX. Под ред. П. Н. Савицкого. Париж, 1927. 103 с.
- Евразийский временник. Непериодическое издание под ред. П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского и кн. Н. С. Трубецкого. Кн. 1. [Евразийские сборники]. Книга 3-я. Берлин, 1923. 175 с.
- Евразийский временник. Кн.4. Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925. 446 с.
- Евразийский семинарий в Праге // Евразийская хроника. № 5 (1926). Париж, 1926. с.84−86.
- Евразийство (опыт систематического изложения). Париж-Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1926. 78 с.
- Евразийство (формулировка 1927 г.) //Евразийская хроника. Вып. IX / Под ред. П. Н. Савицкого. Париж, 1927. с. 3−12.
- Евразийство и коммунизм. Б.м., б.г. 31с.
- Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1992. 180 с.
- Ермишина К. Б. Н.С. Трубецкой и его роль в евразийском движении // Трубецкой Н.С. Письма к П. П. Сувчинскому: 1921−1928 / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. К. Б. Ермишиной. М.: Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Русский путь, 2008. с. 3- 12.
- Жекулин Н.С. Экономические воззрения славянофилов. Доклад, читанный в Евразийском семинарии в Праге, в декабре 1926 г. // Евразийская хроника. Вып. VII. Париж, 1927. с.29−30.
- Жуков А.Ф., Жукова JI.H. Отечественная история. Российская эмиграция 1917 1930-е годы. СПб.: изд. «Нестор», 2002. 64 с.
- Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н. Леонтьева. Спб.: Алетейя, 2006. 227 с.
- Журавлев А.Н. Кто мы, русские? Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 189 е.- ил.
- Забияко А.А. Ремифологизация в художественном сознании русского эмигранта харбинца // Религиоведение. 2006 г. № 3. с. 161−178.
- Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия: XI—XX вв. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2007. 208 с.
- Зарубежная Россия. 1917−1945. Сб. ст. Кн. 3. Спб.: Изд-во «Лики России», 2004. 440 е., ил.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Репр. Изд.Т.1. ч. 2. Л.: «ЭГО», 1991. 280 с. т. 2. ч. 2. Л.: «ЭГО», 1991. 269 с.
- Иван IV Грозный. Сочинения / Сост., предисл., коммент. Т. В. Чумаковой. Спб.: Изд. группа «Азбука-классика», 2009. 256 с.
- Иванов Вс.Н. Огни в тумане. Думы о русском опыте. Харбин: тип. «Заря», 1932. 368 с.
- Иванов Вс.Н. Дело человека. Опыт философии культуры. Харбин, 1933.152 с., прил. 64 с.
- Иванов Вс.Н. Особый лад Харбина // Он же. Императрица Фике- Дочь маршала: Исторические повести. / Вступ. ст. П. Николаева. М.: Худож. лит., 1992. с. 494−499.
- Иванов Вс.Н. Мы на Западе и на Востоке. Культурно-исторические основы русской государственности. СПб.: Изд-во НУ «Центр Стратегических Исследований», 2005. 328 с.
- Иванов Вс.Н. Философия Владимира Соловьева. Оттиск из газ. «Русское Слово». Харбин, май 1931 г. 18 с.
- Иванов Вс. Н., Голлербах Э. Рерих. Ч. I. Рига: Изд-во музея Рериха, 1939. 191 с.
- Иванов Вс. Н. Огни в тумане. Рерих художник мыслитель. М.: Советский писатель, 1991. 384 с.
- Иванов Вс. Н. Из неопубликованного. Сборник / сост., ред. Т. В. Тигонен. Д.: Изд. наследника, 1991. 320 с.
- Иванов Вс. И. Мир ничего не знает о Китае. Воспоминания. Собр. Соч. том II. Спб.: Изд-во «Империя», 2008. 380 с. с ил.
- Иванов Вс. И. Черные люди: Историческое повествование. М.: РИПОЛ, 1993. 624 с.
- Иванов В.П. Российское зарубежье на Дальнем Востоке в 1920 -1940-е гг.: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 160 с.
- Иванов- Ардашев В. В. Эхо Русского зарубежья. Очерки и переписка с писателями-эмигрантами.З-е изд. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2007. 124 с.
- Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. В 3 т. т. З/ Подгот. текста, послесл. и прим. И. Е. Задорожнюка и Э. Г. Лаврик. М.: Республика- ТЕРРА, 1997. 368 с.
- Из истории философско-эстетической мысли 1920−1930-х годов. Вып. 1. H.A. Сетницкий. / Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А. Г. Гачевой. Подгот. текста и коммент. А. Г. Гачевой. М.:ИМЛИ РАН, 2003. 624 с.
- Изгоев A.C. Рожденное в революционной смуте (1917 1932). Париж: б. и., 1933. 32 с.
- Изложение китайского учения Конфуция Л. Н. Толстым // Буланже П. А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение / Сост. С. В. Игошина. М.: Искусство, 1995. с. 119−123.
- Из переписки Н. Ф. Федорова и В. А. Кожевникова // Версты. № 3. Париж, 1928. с. 278−288.
- Ильин В.Н. О религиозном и философском марксизме Н.Ф. Федорова // Евразийский сборник. Кн. VI. / Под ред. H.H. Алексеева, В. Н. Ильина, H.A. Клепинина, П. Н. Савицкого и К. А. Чхеидзе. Прага, 1929. с. 17−22.
- Исаев И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» // Проблемы правовой и политической идеологии: сб. науч. трудов. М.: Всесоюзный юридический заочный институт, 1989. с. 6−36.
- Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с.
- Историки эмигранты. Вопросы русской истории в работах 20-х -30-х гг. М.: РАН, ИРИ, 2002. 479 с.
- История китайской философии: пер. с кит. / Общ. ред. и послесл. М. Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.
- Исход к Востоку. Философия Евразийства / под ред. О. С. Широкова. М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ“», 2008. 196 с.
- Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции / отв. ред. A.C. Богомолов. М.: «Наука», 1978. 359 с.
- Каратеев М.Д. Русь и Орда: историческая эпопея. М.: ACT- Астрель, 2010. 953 с.
- Карсавин Л.П. Без догмата // Версты. 1927. № 2. Париж: Евраз. книгоизд., 1927. с. 129−144.
- Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. т. 1. М.: ТЕРРА, 1997. 688 с.
- Карташев A.B. Взаимоотношения церкви и государства (Восточно-православная точка зрения). 1937 г. // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с. 131 137.
- Кизеветтер A.A. Славянофильство и евразийство (лекция, записанная кн. К. А. Чхеидзе, прочитана 20 января 1928 г.) // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с. 19−25.
- Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН, Ин-т Дальнего Востока- гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Мысль, 1994. 573 с.
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. М.: Правда, 1991.624 с.
- Ключников С. Восточная ориентация русской культуры // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. с. 5 70.
- Кознова H.H. Мемуары русских писателей-эмигрантов первой волны: осмысление исторического пути России: монография / H.H. Кознова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. 252 с.
- Колесников A.C. Философская компаративистика: Восток Запад: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 390 с.
- Коллекция «русского харбинца». Каталог собрания В. А. Слободчикова / Рос. Гос. Б-ка, отд. лит. Рус. зарубежья- сост. и библиогр. ред. Н. В. Рыжак. М.: Пашков дом, 2006. 116. е.: ил.
- Констал (псевд.) Всеволод Иванов: «Крах белого Приморья». Тяньцзин, 1927. стр. 30 // Евразийская хроника. Вып. VIII. Париж, 1927. с. 62−63.
- Костомаров Н.И. Раскол. Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли», 1994. 608 с.
- Кошарный В.П. Евразийство //Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. с. 148−149.
- Крадин Н.П. Харбин русская Атлантида. Хабаровск: Изд. Хворов А. Ю., 2001. 352 е., 291 ил.
- Кротова М.В. Харбин центр русского влияния в Маньчжурии (1898 — 1917 гг.) СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 112 с.
- Кузнецова T.B. Парадигма народности в эстетике. М.: МАКС-ПРЕСС, 2010. 274 с.
- Курган Г. И. Основы евразийства. М.: Редакционно-издательская группа МГХПУ им. Строганова, 2007. 259 с.
- Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка / Под ред. и с предисл. Г. М. Князева. Пг.: «Новое Время», 1916. 152 с.
- Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии (Введение в историю философии). Т. 1. М.: «Наука и Школа», 1922. 194 с.
- Леонтьев К.Н. Майносские староверы // С.-Петербургские ведомости. 1884 г. 25 сентября.
- Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: Эксмо, 2007. 896 с. (Антология мысли).
- Ли Вэйу. Проблема человека в истории философской мысли традиционного Китая //Чжунго чжасюэ ши ган Чэнду, Ба Шуши чубаныиэ, 1998. 574 с. /Кит. яз./Сокр. вар. на рус. яз. М.: РАН, 1992. 36 с.
- Лобычев А. Очарованные странники Альфреда Хейдока // Хейдок А. П. Звезды Маньчжурии: Рассказы /состав. А. Колесова, примеч. Н. Белоглазовой- состав, и вступ. ст. А. Лобычева (Серия «Восточная ветвь»), Владивосток: Альманах «Рубеж», 2011. с.3−41.
- Лосский Н.О. История русской философии. / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
- Малевский-Малевич П. «Достоевский и скифизм» (о брошюре проф. Кларка А. Маннинга) // Евразийская хроника. Вып. V. Париж, 1926. с. 67−69.
- Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001. 632 е.- ил. карт.
- Марков Б.В. Своеобразие исторического // Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Наука, 1997. с. 5 -78.
- Мелихов Г. В. Белый Харбин: сер. 20-х. М.: Русский путь, 2003. 440 е., ил.
- Милюков П.Н. Очерки истории исторической науки // П.Н. Милюков- Отв. ред., сост. и автор предисл. М.Г. Вандалковская- Ин-т российской истории. М.: Наука, 2002. 540 с.
- На путях. Утверждение евразийцев. Книга 2. М. Берлин: Геликон, 1922. 357 с.
- Никитин В.П. Персия в проблеме Среднего Востока // Евразийская хроника. Вып. V. Париж, 1926. с. 1−15.
- Никитин В.П. Переписка с «Азиатом» В. Ивановым (автором «Мы») // Евразийская хроника. Вып. VI. Париж, 1926. с. 6−12.
- Никитин В.П. Что я возразил бы П.Н. Милюкову (По поводу его выступления об Евразийстве) // Евразийская хроника. Вып. VII. Париж, 1927 с. 35−42.
- Никитин В.П. Ритмы Евразии // Евразийская хроника Вып. IX. / Под ред. П. Н. Савицкого. Париж, 1927. С. 46−48.
- Никитин В.П. По Азии. «Мы» В. Н. Иванова, изд. «Бамбуковая роща», Харбин //Евразийская хроника. Вып. VIII. Париж, 1927. с. 1625.
- Никитин В.П. Иран, Туран и Россия // Евразийский временник. Непериод, изд./ Под ред. П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского и кн. Н. С. Трубецкого. Книга 5-я. Париж: Евразийское книгоизд-во, 1927. с. 75 120.
- Обухов В.Г. Потерянное Беловодье. История Русского Синьцзяна. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2012. 655 с.
- Одоевский В.Ф. 4338-й год. Петербургские письма / Ред. и вступ. ст. О. Цехновицера. М.: изд. «Огонек», 1926. 61 с.
- Одоевский В.Ф. 4338 год (Отрывки) // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост., вступ. ст, прим. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. с.34−48.
- Омельченко H.A. Политическая мысль русского зарубежья: очерки истории (1920 нач. 1930-х гг.) Учеб. пособие для вузов. М.: Планета детей, 1997. 256 с.
- Очирова Т.Н. Евразийская модель культуры // Цивилизации и культуры. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М.: Институт востоковедения РАН, 1994. с. 191 208.
- Павлов А.Т. Лаппо-Данилевский A.C. II Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. с.253−254.
- Паль, Лин фон. Русь и Орда / Лин фон Паль. М.: ACT- СПб.: Астрель-Спб., 2009. 249, 7. с.
- Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. М.: Альфа-М, 2003. 368 с.
- Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. 276 с.
- Пивовар Е.И. Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М.: РГГУ, 2008. 545 с.
- Пишун К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации). Автореферат канд. политич. наук. Владивосток, 1999. 28 с.
- Половинкин С. М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. / Сост., общ. ред. В. М. Живова. М.: «Прогресс», 1995. с. 731 -762.
- Полотовская И.Л. Материалы для библиографии информационных ресурсов Русского Зарубежья: библиографический указатель текст. Изд. 2-е, испр. и доп. Спб.: Солорт, 2005. 144 с.
- Пономарева Л.В. «Евразийство»: его место в русской и западноевропейской историко-философской традиции // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с.3−9.
- Пономарева Л.В. Вокруг евразийства. Споры в русской эмиграции // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с. 10−18.
- Пономарева Л.В. Типология евразийства // Русская эмиграция в Европе (20-е-30-е гг. XX в.). М.: ИВИРАН, 1996. с. 165−176.
- Православие в Китае. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2010. 251 е., ил.
- Прохоренко A.B. Очерки по истории и философии культуры русского зарубежья. Пособие к лекциям. СПб.: Изд-во «Европейский Дом», 2010. 174 с.
- Пушкарев С.Г. Россия и Европа в их историческом прошлом // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с. 70 73.
- Рашид ад-Дин. История Чингисхана / Пер. с перс. СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. 384 с.
- Рашковский Е.Б., Хорос В. Г. Проблема «Запад-Россия-Восток» в философском наследии П.Я. Чаадаева // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: «Наука», 1988. с. 110−142
- Рерих Н.К. Избранное / Сост. В. М. Сидоров. М.: Сов. Россия, 1979. 384 е., 1 л. портр.
- Рерих Н.К. Листы из дневника. В 3 т. т. 2 (1936 1941). М.: Межд. Центр Рерихов МАСТЕР — БАНК, 1995. 511 с.
- Рерих Н.К. Сказки- Нерушимое- Дархан Бейле- Печати // Рерих Н. К. Листы из дневника. ВЗт.т.1. М.: Межд. Центр Рерихов, 1995. с. 175 177- 574- 568−570- 640−642.
- Рерих H.K. Письма к B.B. Стасову. Письма В. В. Стасова Н.К. Рериху. Серия Письма Н. К. Рериха. Вып. 2. СПтб., 1993. 35 с.
- Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Пер. с нем., предисл. Б. В. Маркова. СПб.: «Наука», 1997. 532 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. 413 с.
- Риккерт Генрих //Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996. с. 171 174.
- Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь / Сост. A.A. Хасамутдинов. Владивосток: Изд-во ДВУ, 2000. 359 с.
- Россия и Латинство. Сб-к статей. Берлин: Изд-е авторов, 1923. 220 с.
- Руснак С.С. Взгляд на евразийство с Дальнего Востока // Личность. Культура. Общество. Т. З. Вып. 1 (7). М., 2001. с. 273−286
- Русский узел евразийства. Восток в русской мысли.: Сб-к трудов евразийцев / Вступ. ст. С. Ключникова. Отв. ред. Н. И. Толстой. М.: «Беловодье», 1997. 525 с.
- Савицкий П.Н. Степь и оседлость // На путях. Утверждение евразийцев. Книга 2. М.-Берлин: Геликон, 1922. с. 341−356.
- Савицкий П.Н. Евразийство. (Евразийский временник. 1925 г.) // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сб-к трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. с. 76−94.
- Сетницкий H.A. Капиталистический строй в изображении Н.Ф. Фёдорова // Версты № 3. Париж, 1928. с. 259 277.
- Сетницкий H.A. Русские мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Н.Ф. Фёдоров). Харбин, 1926. 32 с.
- Степун Ф.А. Встречи. М.: «Аграф», 1998. 256 с.
- Сувчинский П.П. Инобытие русской религиозности / Евразийский временник. Непериодическое издание под ред. П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского и кн. Н. С. Трубецкого. Книга 3. Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1923. с. 81 106.
- Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2 т. т. 1. М.: Изд. АНСССР, 1962. 355 с.
- Сухорукова O.A. Формирование концепции государства во взглядах евразийцев (1920−30-е гг.) Автореферат дис. канд. ист. наук. Тверь, 2004. 25 с.
- Тараторин Д. Николай Алексеев //Алексеев H.H. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. с. 625−630.
- Татищев Ник. Евразийский семинар в Париже // Евразийская хроника. Вып. VII. Париж, 1927. с. 43−45.
- Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство // На путях. Утверждение евразийцев. Книга 2. М.- Берлин, 1922. с. 177−230
- Трубецкой Н.С. История, Культура. Язык / Сост. В.М. Живова- Общ. ред. В.М. Живова- Вступ. ст. Н. И. Толстого и Л. Н. Гумилева. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1995. 800 с.
- Трубецкой Н.С. Письма к П.П. Сувчинскому: 1921−1928 / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. К. Б. Ермишиной. М.: Библиотека-фонд «Русское Зарубежье" — Русский путь, 2008. 384 с.
- Устрялов Н.В. Политическая доктрина славянофильства (Идея самодержавия в славянофильской постановке) // Известия юридического факультета. Т. 1. Харбин: Тип КВЖД, 1925. с. 47−74.
- Устрялов Н.В. Наше время: Сб-к статей. Шанхай, 1934. 202 с.
- Ухтомский Э. Из Китайских писем. С.-Птб.: Паровая Скоропечатня «Восток», Шпалерная, 26, 1901. 31 с.
- Федоров Н.Ф. Чему научает древнейший христианский памятник в Китае? / Приложение к ст. H.A. Сетницкого «Русские мыслители о Китае» // Сетницкий H.A. Русские мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров). Харбин, 1926. с. 33 39.
- Федоров Н.Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров. М.: Эксмо, 2008. 752 с.
- Федоров Н.Ф.: pro et contra: в 2 кн. Книга первая Сост., вступ. ст. А. Г. Гачевой, С.Г. Семеновой- коммент. А. Г. Гачевой при участии А. Л. Евстигнеевой, Т. Г. Никифоровой, С. Г. Семеновой. СПб.: РХГИ, 2004. 1112 с. 1.1)1111(1, I, 1 I I 4
- Филин М. «Солнечный центр нашей истории» // Шик А. Одесский Пушкин. Женатый Пушкин. В. Иванов. Александр Пушкин и его время. М.: Вече, 1999. с. 3−16.
- Флоровский Ант. «Азийские» основы русской культуры // «Возрождение». № 429. 5 авг. 1926 г.
- Флоровский Г. В. О народах не-исторических // Исход к Востоку. Философия Евразийства / Под ред. О. С. Широкова. М.: «Добросвет», «Издательство «КДУ», 2008. с. 101−124.
- Флоровский Г. В. О патриотизме праведном и греховном // На путях. Утверждение евразийцев. Книга 2. М.-Берлин: Геликон, 1922. с. 230−292.
- Флоровский Г. В. «Окаменелое бесчувствие» (По поводу полемики против евразийства) // Начала. Религиозно-философский журнал 1992 г. № 4. с.73−80.
- Хачатурян В.М. Историософия евразийства //Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с.44−50.
- Хачатурян В.М. Культура Евразии: этнос и геополитика // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с. 92−99.
- Хейдок А.П. Страницы моей жизни. Воспоминания, рассказы, сказки, эссе. М.: изд-во «Дельфин», 2011. 230 с.
- Хомяков A.C. Церковь одна. М.: «ДАРЪ», 2005. 464 с.
- Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Издательский дом «Парад», 2005. 448 с.
- Хоружий С.С. Исихазм, Богочеловечество, ноогенез и немного о нашем обществе // Начала. Религиозно-философский журнал. № 2. М., 1992. с. 4−12.
- Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Ю. Проскуриной. М.: Правда, 1991. 560 с.
- Чиняева Е.В. Русские интеллектуалы в Праге: теория евразийства // Русская эмиграция в Европе (20-е-30-е гг. XX в.) М.: ИВ ИРАН, 1995. с. 184−197.
- Шахматов М.В. Государство правды / Евразийский временник. Книга 4-я. Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1925. с. 268−304.
- Шахматов М.В. Подвиг власти. Опыт по истории государственных идеалов России (1923г.) // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. с. 124- 129.
- Шишкова A.B. Социокультурная концепция управления Российским государством H.H. Алексеева. Автореферат дис.. канд. филос. наук. М., 2011. 24 с.
- Шкуркин П.В. Китайские легенды. Харбин: типолитография т-ва «ОЗО», 1921. 161 с.
- Шкуркин П.В. Легенды в истории. Харбин: типолитография т-ва «ОЗО», 1922. 157 с.
- Шкуркин П.В. Хунхузы. Этнографические рассказы. Харбин: типолитография т-ва «ОЗО», 1924. 138 с.